» »

Где сейчас находится скифская пектораль. Тайна скифской пекторали. Якобы арабская монета из Дагестана

19.05.2021

Если представить Киев в образе прекрасного сада цветов, то самой яркой клумбой этого сада, безусловно, будет Киево-Печерская Лавра. Ну а самым замечательным цветком этой клумбы по праву будет считаться знаменитая скифская пектораль.

Пектораль - нагрудное украшение царя, воина. Наиболее известным подобным украшением считается скифская пектораль, которая была обнаружена во время раскопок кургана Толстая Могила (окраина города Орджоникидзе Днепропетровской области) Борисом Николаевичем Мозолевским в 1971 году. Эта находка названа ЮНЕСКО «одним из величайших археологических открытий человечества ХХ века».

Размеры пекторали поразительны: диаметр - 30,6 см, вес - 1150 г золота высочайшей пробы.Но главное - не это. Скифская пектораль - это уникальный образец античного ювелирного искусства, изготовленный, по мнению специалистов, во второй четверти IV ст. до н.э., на территории Греции.

Пектораль состоит из четырех жгутообразных трубок, скрепленных на концах обоймами. К ним при помощи штифтов прикреплены изящные плетенки, заправленные в орнаментированные обоймы с наконечниками в виде львиных голов. Трубки делят пектораль на три полукруглых яруса. Эти ярусы заполнены скульптурками людей, животных, растительным орнаментом. Символическое значение многих изображений до сих пор не разгадано. По одной из многочисленных версий, на пекторали изображено представление древних народов о мироустройстве.

Для Мозолевского, уникальной находке предшествовали: работа кочегаром, эпопея диссидентства, учеба на заочном отделении историко-философского факультета Киевского Университета, работа внештатным сотрудником Института археологии . По иронии судьбы, он участвовал в неоднократных предварительных исследованиях курганов, не давших никаких результатов. Лишь настойчивость, целеустремленность, уверенность Мозолевского, а также, по словам археолога, «помощь скифских богов», способствовали обнаружению в кургане древнего погребения.

После двухлетней подготовки к основным раскопкам, во время которой было снято более 15 кубических метров грунта, удалось открыть могильник с погребением скифской царицы, погребение двухлетнего ребенка (возможно - наследника царского престола), могилы слуг, воина-охранника, лошадей, а также разграбленный склеп царя скифов. В соседнем коридоре были обнаружены: футляр для стрел, меч с золотой рукоятью в золотых ножнах, и сама пектораль, которую Мозолевский в своей книге «Толстая Могила» назвал «Даром небес, а не творением человеческих рук».

Лишь в 1981 году он стал кандидатом исторических наук, немногим раньше получив постоянную работу археолога.

К счастью, не смотря на планы отправить пектораль в Москву или Ленинград, она осталась в Украине. Сегодня она является гордостью коллекции музея исторических драгоценностей, расположенного на территории Национального историко-культурного заповедника «Киево-Печерская Лавра», познакомиться с которым можно во время .

Найденная в июне 1971 года в кургане в Днепропетровской области пектораль - главное археологическое сокровище Украины - по всем параметрам стала настоящим подарком судьбы. Ее нашли два археолога-внештатника, которым помогал не профильный институт, а директор крупного советского предприятия. И пектораль обнаружили тогда, когда успех всей экспедиции уже выглядел сомнительным.

Украине с этим украшением повезло еще и потому, что его нашли через несколько лет после того, как появилась возможность оставить находку в украинском музее,- случись эта история чуть раньше, и советское руководство приказало бы передать столь ценный экспонат в Москву или Ленинград. А так скифское украшение до сих пор входит в коллекцию киевского музея.

Все эти случайности породили массу полуанекдотических историй о раскопках кургана Толстая Могила неподалеку от города Орджоникидзе в Днепропетровской области, в ходе которых нашли пектораль. Некоторые из них до сих повторяют в украинских СМИ.

Самая распространенная из них - как руководитель экспедиции Борис Мозолевский вез пектораль в Киев на себе под толстой телогрейкой, чтобы скрыть находку от московских или ленинградских музеев. Ученый, по рассказам выдумщиков, якобы носился по тогдашним украинским моральным авторитетам, таким как писатель Олесь Гончар, чтобы те оставили пектораль себе на хранение.

Об этих мифах Александр Загребельный, который принимал непосредственное участие в раскопках кургана с первых дней и до конца полевого сезона, вспоминает с улыбкой. И рассказывает настоящую историю пекторали.

Своего не отдадим

У каждого хорошего рассказа есть своя предыстория. Для скифской пекторали она началась в ноябре 1963 года. Тогда руководство УССР в лице Петра Шелеста, главного коммуниста республики, создало в Киеве Золотую кладовую. Шелест действовал обдуманно: кладовая позволяла оставлять в Украине драгоценные археологические находки, которые ранее приходилось часто перевозить в Москву или Ленинград.

Шелест был противоречивым руководителем. С одной стороны, начиная с 1965 года при нем постоянно арестовывали диссидентов - тогда свои первые сроки получили поэты Василь Стус, Иван Светличный и Вячеслав Черновол. Также Шелест был одним из инициаторов ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году.

При этом тогдашний главный украинский коммунист ратовал за укрепление украинского языка в учебных заведениях и прессе. Он перечитывал несколько раз брошюру Ивана Дзюбы Интернационализм или русификация. А из‑за своей книги Украина наша советская Шелест попал в немилость Кремля. Там посчитали ее националистической и весь тираж изъяли из продажи.

Найти желанное

Демобилизовавшись из армии, Загребельный вряд ли думал о всех тонкостях подковерной политики Шелеста, когда весной 1971 года подавал документы на исторический факультет Киевского государственного университета.

До вступительных экзаменов оставалось еще несколько месяцев. Как‑то, проходя мимо Института археологии, он решил узнать, есть ли там какие‑то вакансии. Тогдашний директор института Федор Шевченко предложил внештатную лаборантскую должность.

Однажды в реставрационную мастерскую, где работал Загребельный, заглянул Борис Мозолевский. Представился и сказал, что руководство института просит молодого лаборанта помочь ему обследовать курган в Днепропетровской области. Быстро собравшись, археологи 14 апреля были уже в Орджоникидзе.

Это был мощный промышленный район, где открытым способом добывалась марганцевая руда. Местный обогатительный комбинат имел стратегическое значение: марганец - необходимая добавка для прочной стали.

Григорий Середа, руководитель треста, в который входили рудники и сам комбинат, был довольно влиятельным человеком. С Мозолевским он поддерживал дружеские отношения уже несколько лет - с тех пор, когда тот начал ездить сюда в свои первые экспедиции.

Середа сам увлекался археологией. Он придумал предлог для экспедиции - якобы для комбината нужна земля, которую можно было взять из кургана, и пространство для расширения марганцевых рудников.

Хотя Мозолевскому было 35 лет, в Институте археологии он был всего лишь внештатным сотрудником. После того как будущий ученый окончательно оставил попытки стать военным летчиком, он приехал в Киев. Много лет работал кочегаром и учился заочно на истфаке Киевского университета. Писал стихи - к тому времени вышло уже три сборника. Из-за нескольких произведений нажил проблемы: в них “компетентные органы” усмотрели антисоветчину, и вопрос о зачислении ученого в штат Института археологии отложили на несколько лет.

Первые несколько недель внештатники Мозолевский и Загребельный работали вдвоем: в Институте археологии ошибочно посчитали, что Толстая Могила - не скифский курган, а раннее и более бедное погребение. Такие, как правило, обычно оказываются пустыми - их разрывают за сотни лет до археологов: зачастую это делали соплеменники похороненных, которые знали наверняка, что так можно разжиться хорошим оружием и золотом. Поэтому тратить деньги на серьезную экспедицию институт не стал.

Их дал Середа. Он поселил археологов в местной гостинице, которая обошлась киевлянам по 20 коп. в сутки. Постарался, чтобы те не были голодными. И он же выделил технику и отряд шахтеров-проходчиков, которые копали и укрепляли шурфы и тоннели. В целом раскопки кургана обошлись тресту более чем в 50 тыс. руб.

Снять курганную восьмиметровую насыпь для археологов было только половиной дела. Главная работа начиналась еще ниже. Погребальные камеры Толстой могилы, к примеру, находились на глубине пяти метров от естественного уровня почвы.

Мозолевский очаровал Середу рассказами о том, как он несколько раз ночевал на кургане, и всегда ему снился топот лошадей. Поэтому археолог был уверен, что Толстая Могила - погребение царского скифа. Но первые работы на глубине вызвали у него разочарование - было очевидно, что здесь уже побывали грабители.

Середа, который приезжал на раскоп каждый день, подтрунивал: “Что ж ты мне обещал золото найти, а здесь все разграблено”.

Но оказалось, что внизу есть еще несколько погребений.

Основное из них - знатного военачальника - опустошили много веков назад. Середа возмутился - так где же золото? Мозолевский взял нож и сказал: “Смотрите, вот сейчас отковырну комок земли, и будет вам золото”.

Воткнул клинок в глину - и там блеснула золотая пластинка с женского головного убора. Дальше - больше: археологи случайно нашли погребение жены царя, которая была в платье, почти полностью покрытом золотой фольгой. На шее у царицы оказалось массивное украшение весом без малого в полкилограмма. Но интересно было еще и то, что рядом со скелетом женщины был найден истлевший пучок камки - морской травы, которой лечили болезни суставов.

Но это были еще далеко не все находки. На следующий день, 21 июня, Мозолевский записал в дневнике: “В 14:30 что‑то звякнуло и потом блеснуло под археологическим ножом”. Это и была пектораль - нагрудное мужское украшение, весящее 1.150 г и пролежавшее в земле 2.300 лет.

Археологи утверждали, что грабители не дорыли до него всего несколько сантиметров. И все потому, что скифы положили пектораль не на тело царя, а рядом с ним.

Коммунистическая щедрость

Находки доставали вместе с цельными кусками грунта - так называемыми монолитами: для ученых всегда важно зафиксировать точное расположение вещей в погребении, так как при ритуалах оно было неслучайным.

Жизнь в Орджоникидзе на это время словно остановилась. Местные жители целыми днями вертелись вокруг раскопа, порой нависая над археологами. И это несмотря на то, что там круглосуточно дежурили шесть милиционеров.

Загребельный вспоминает, как однажды на раскоп пришел старик, которому когда‑то принадлежал участок земли с курганом. Он ворчал: “Вот если бы я знал, то обязательно бы выкопал”.

Археологи лишь улыбнулись - сделать подобное одному невозможно. Снять насыпь над курганом можно лишь с помощью техники. А если не укреплять тоннели, ведущие вниз, в погребальные камеры, легко можно остаться под завалами навсегда.

Да и продать подобную находку в советское время было невероятно сложно. “Как‑то уже в следующей экспедиции с нами работал парнишка-подросток из одесского археологического кружка,- рассказывает Загребельный.- Ему к рукам “прилипли” две золотые пластинки из кургана. Он понес их в ломбард, и его сразу же арестовали. А руководителя раскопок за два года до пенсии уволили с работы”.

После находки пекторали Мозолевского ждала настоящая слава.

В Киеве с ним встретился Владимир Щербицкий, которого готовили на место уже опального тогда Шелеста.

О сенсационной находке сразу же написали едва ли не все советские издания. По горячим следам словом пектораль назвали гостиницу и ресторан Академии наук УССР.

Археолога сразу приняли на работу в Институт археологии с персональным окладом 200 руб. Его семья перебралась из пригорода в новую трехкомнатную квартиру. Участники экспедиции получили премию по 75 руб. и командирские часы.

“Правда, у меня и еще двоих коллег через несколько дней часы отобрали”,- вспоминает Загребельный. Как раз в то время в украинской столице проходило очередное партийное торжество, и кто‑то решил наградить коммунистических и комсомольских руководителей Днепропетровщины за успешные раскопки Толстой Могилы. Часами. Хотя этих людей на раскопках Загребельный никогда не видел. “Нас это страшно обидело, и на празднование мы демонстративно не пошли”,- заключает он.

2 октября 2015

Золотая пектораль – уникальный памятник эпохи скифов – народа, проживавшего в степях Северного Причерноморья, Приазовья, Крыма на протяжении почти тысячи лет и переживших за это время взлеты и падения.

Археологические раскопки кургана Толстая Могила

30 марта 1971 года под руководством археолога Б.М. Мозолевского в чрезвычайно сложных условиях промышленной зоны в районе города Орджоникидзе Днепропетровской области начались раскопки одного из наиболее крупных курганов Правобережной Украины Толстая Могила. На протяжении нескольких месяцев была снята земляная масса кургана.

Под насыпью было обнаружено несколько захоронений, и археологи приступили к непосредственному изучению этих захоронений. Многочисленные богатые находки свидетельствовали о том, что это — захоронение одного из могущественных скифский царей и его семьи. Основная часть захоронений оказалась не разграбленной, в отличие от большинства скифских курганов.

Уникальная находка Б.М.Мозолевского – Золотая Пектораль

Как писал сам Мозолевский в книге «Скіфський степ», 21 июня 1971 года в 14 часов 30 минут на дне подземелья он нашел нагрудное украшение скифского царя IV века до нашей эры — золотую пектораль.
Латинское слово «пекторалис» означает «нагрудный». Но пекторалью называли только те нагрудные украшения, которые носили правители. Пектораль из Толстой Могилы необычайно красива и свидетельствует о могуществе Скифского царства. Вес пекторали — 1150 граммов, диаметр – 30.6 см. Пектораль изготовлена из золома 958 пробы.

Она поделена на три месяцеподобных яруса. В центре нижнего яруса – сцены борьбы коня с двумя грифонами (мифическими крылатыми существами). Рядом – поединок дикого кабана и оленя с леопардом и львом. Далее – погоня собаки за зайцем.

Центральный эпизод верхнего яруса – изображение двух скифов, которые шьют меховую одежду. Лица скифов наделены индивидуальными чертами. Слева и справа от центральной сцены – домашние животные, рядом — фигурки юных скифов, которые доят овец.

Средний ярус представляет собой растительный орнамент. Все три яруса соединяются скрученными пустотелыми трубочками. Пектораль слева и справа завершается креплениями в форме головок львов.

На протяжении десятилетий выдвигаются различные гипотезы о смысловом содержании изображений пекторали. Как считал Мозолевский и другие ученые, пектораль – это культовый предмет, который отражал представление скифов о трех сферах мироздания: сферы недр земли, астрально-космической сферы и сферы, населенной людьми и животными.

Каждый элемент на пекторали не случаен и наделен определенным символом. Все сферы взаимосвязаны. Подобная символика встречается и на иных памятниках, как скифской эпохи, так и памятников Восточного Ирана. Эта связь не случайна,так как сами скифы, как и их предшественники киммерийцы, относились к ирано-язычным народам.Существуют и иные трактовки значений символики пекторали.

Ведутся так же споры о мастере, который создал пектораль. Высказываются различные предположения. По одной из таких версий автор этого шедевра — причерноморский эллин - потомок переселенцев из Средиземноморья. По другой версти — скиф, (потому, что мастер знал скифскую мифологию, обычаи и обряды).

Золотая Пектораль стала главной археологической находкой ХХ века в Украине. Эта бесценная археологическая находка была перевезена в Киев для хранения в музее исторических драгоценностей Украины (филиал Национального музея истории Украины).

Она хранится в Музее исторических драгоценностей Украины в Киеве. Минимальная страховая стоимость пекторали - золотого нагрудного знака скифской царской власти - более полутора миллионов долларов США, вес - 1150 граммов, диаметр - 30,6 сантиметра, проба золота - 958.

Некое предчувствие

Найдена пектораль была в 1971 году в могиле скифского царя, в кургане третьей четверти IV века до н.э., на окраине нынешнего города Орджоникидзе Днепропетровской области. Этот курган известен среди археологов под названием Толстая Могила, но ранее он считался бесперспективным, так как ещё в древности был ограблен, и тогда же вход туда обвалился.
Но в начале 70-х годов XX века руководство горнорудного комбината, на территории которого находилась Толстая Могила, обратилось в Институт археологии АН УССР с просьбой «освободить промзону от кучи земли». Раскопки кургана поручили внештатнику Института археологии Б.Н. Мозолевскому.
По словам Бориса Николаевича, оказавшись перед курганом в феврале 1971 года, он ощутил некое предчувствие: «Передо мною стояла гора, которая 23 века берегла свои тайны». По подсчётам Мозолевского, в сооружении «горы» высотой 8,6 метра участвовало до двух с половиной тысяч человек, которые, завершив работу, устроили там тризну по царю, о чём свидетельствовала масса обломков амфор, а также множество костей - коней, диких кабанов, оленей - во рву вокруг кургана.

Мистика находки

Когда археологи расчистили коридор, ведущий в центральную камеру захоронения, то обнаружили, что грабителей, вероятно, кто-то спугнул, и они, торопясь, обронили бронзовую булаву, а также несколько золотых и серебряных вещей.
Словно похитители спасались от кого-то
Уж не от духов ли мщения - призраков слуг, конюхов и охранников, погребённых вместе с царскими особами? Хотя эти стражи и не помешали ограбить владыку, однако воры искали ценности только в известных им ритуальных местах, другие же «схроны» их не интересовали. Поэтому, кроме останков царя и обломков чешуйчатого панциря, разбросанных по земляному полу, Мозолевскому удалось недалеко от камеры найти меч с обложенными золотом рукоятью и ножнами.
Нетронутой оказалась боковая погребальная камера царицы и двухлетнего царевича. Женщине, по всей вероятности, на момент кончины было лет 20-30. Вместе с её останками обнаружили головной убор, украшенный крупными золотыми пластинами, золотые подвески с изображением сидящей с поднятыми руками богини, шейное украшение - золотую гривну весом 478 граммов, три золотых браслета и 11 перстней. Царевич в руках сжимал золотой браслет, рядом лежал пояс с золотыми пуговицами. Всего в камере царицы нашли 600 золотых вещей из тысячи обнаруженных в кургане.
Но 21 июня, в языческий День мёртвых, Мозолевского словно кто-то потянул в камеру царя, и в 14:30 рука археолога наткнулась в земляном полу на ускользнувший от грабителей предмет. При свете дня он «засиял, как Солнце» - а ведь был день летнего солнцестояния! - находка оказалась ныне известной всему миру скифской пекторалью.

Золотой символ власти

Пектораль - это украшение из четырёх витых проволочных жгутов с тремя рядами фигурок и символов между ними, выполненных в присущей скифам технике рельефной микроскопической торевтики. Изображения быта скифов, жизни флоры и фауны степей чередуются с мифическими грифонами, которые слишком уж натурально грызут лошадей, а рядом не менее агрессивно лев и леопард нападают на оленя и кабана, собаки гонятся за зайцами.
В отличие от нижнего, «звериного» ряда, где даже степные кузнечики в тревоге готовы взлететь, средний ряд изображений - «флористический»: на вьюнковых растениях сидят пять голубей, причём два из них в центре, по одному заглядывают в нижний и верхний ряды пекторали.
В центре же верхнего ряда двое обнажённых по пояс скифов, став на колени, чинят накидку из овечьей шерсти (у одного даже видна зажатая в кулаке жильная нить). Сбоку от них пасутся лошади, коровы, козы со своими детёнышами. Одна скифянка, поджав ноги, доит овцу в амфору, а другая, подоив, закрывает сосуд пробкой. Завершают верхний ряд летящие утки.
Без сомнения, во всём этом скрыт смысл, хорошо известный владельцу пекторали. Ведь знаки скифской царской власти всегда отличались конкретикой символов, присущих самой системе власти в Скифии.

Знаете ли вы что…

В скифской мифологии прародителем людей считается первочеловек Таргитай (также его называют Скифом) - сын Зевса и дочери реки Борисфен. Исследователи считают, что он является прототипом греческого Геракла.

Нагрудный календарь

Для скифологов символика изображений верхнего ряда пекторали не составляет секрета - два царя-скифа (в Скифии, как и в Спарте, существовала традиция двоевластия) держат в руках золотое руно - символ «златообильной» страны. А тот факт, что возле царей пасётся скот с приплодом, указывает на весеннее время года.
По мнению киевского исследователя С. Паукова, сюжет ряда связан с подготовкой к главному культовому празднику скифов - Новому году. Год у них начинался 21 марта, в день весеннего равноденствия, это совпадало с появлением детёнышей у домашних животных. Скифы были солнцепоклонниками и почитали золото как - солнечный металл», поэтому к главному празднику страны цари готовили священную реликвию - «золотое руно», которое и несли на новогодней церемонии.
С подготовкой к Новому году в буквальном смысле слова соединён на пекторали средний, «флористический» ряд: как раз тогда в степи зеленела трава, появлялись вьюнковые растения с цветами, прилетали птицы.
Тот же Пауков обратил внимание, что в верхнем ряду пекторали - 16 фигур, а в нижнем - 23. Скифский календарь как раз и состоял из 16 месяцев по 23 дня каждый.

Прав ли был Геродот?

Исследователи Д. Раевский и М. Русяева первыми рассмотрели на пекторали индивидуальные черты лица царей: по этим чертам можно даже определить возраст и настроение мужчин. В частности, Русяева заметила сходство профиля одного из них с известными изображениями скифского царя Атея (429-339 годы до н.э.), после гибели которого скифы перенесли резиденцию своей державы из степей Причерноморья в Крым, рядом с нынешним Симферополем.
В этой связи Пауков ещё в 1998 году пришёл к выводу, что «золотое руно» пекторали - «карта владений скифов» IV века до н.э., и абрис «руна» повторяет контур черноморского побережья, когда уровень моря был ниже, а на месте Азовского моря существовала долина болот.
По мнению Паукова, на пекторали один царь (Атей) перстом правой руки указывает на Крым (виден даже «завиток» Тендровской косы), где был центр внешней торговли скифов - Неаполь скифский, а другой царь правой ладонью что-то прикрывает на руне, и это «потаённое место» совпадает с силуэтом Некрополя скифского - местом «могил отцов царей-основателей». Геродот назвал этот «город мёртвых - термином Геррас (точно так же в древности именовалась протекающая и ныне река Молочная), заметив, что здесь спрятано священное золото скифов, местонахождение которого царские скифы сберегали ценой собственной жизни.

Ещё одна тайна

Она касается мифических грифонов - существ с телом льва, с головой и крыльями орла, которых древние греки называли «стражами золота у страны гипербореев». И до нашего времени дошла легенда о том, как грифоны появились в Северном Причерноморье.
Их сюда однажды занёс шквальный северо-восточный ветер борей (до сих пор возникающий в районе Новороссийска - бора). Увидев у скифов золотые украшения, оружие, предметы быта, грифоны стали отнимать их у людей, но скифы проворно спрятали свои драгоценности. Тогда грифоны в ярости набросились на лошадей скифов, а на помощь монстрам пришли хищные звери, терзая прочих животных, чтобы лишить скифов мясной пищи. Досталось даже степным кузнечикам - много их погибло под копытами травоядных, в ужасе метавшихся по степи.
Скифы собрались в святилище Эксампей и обратились к владычице неба Табити с просьбой изгнать чудовищ. Богиня ночью «зажгла в небе тропу - и по ней грифоны полетели обратно к гипербореям. Все эти события и изображены на пекторали. Но вот ещё что интересно: грифоны, эти мифические стражи золота, стали эмблемой Музея исторических драгоценностей Украины, а с 21 апреля 1999 года утверждены на гербе Автономной Республики Крым.

Предлагаем читателю узнать тайный смысл и значение Золотой царской пекторали (вес 1150 г, диаметр 30,6 см), найденной в Толстой Могиле (Нижнее Поднепровье), в захоронении скифского царя, датированном IV в. до н.э. Предназначение и символизм всех животных, людей и мифических существ, которые изображены на этой золотой пекторали.

Что изображено на скифской золотой пекторали?

Все поле пекторали поделено на три месяцеподобных яруса (сферы) при помощи изящных пустотелых трубок, которые представляют каркас изделия. Нижний и верхний ярусы заполнены скульптурными композициями, а средний - украшен насыщенным растительным орнаментом, за-крепленным на плоской пластине. Все произведение до мельчайшей детали изготовлено из золота 958 пробы, имеющего чистый солнечный цвет.

В центре нижнего яруса - три сцены борьбы коня с двумя грифонами, напавшими на него. Причем, наиболее трагическая из них помещена посредине. Далее за ними - поединок дикого кабана (справа) и оленя (слева) с леопардом и львом, за которыми изображена погоня собаки за зайцем. То есть, здесь во всей своей неприглядной жестокости показан животный мир (фауна), где сильные звери-хищники терзают и поедают более слабых. И этот ужасный мир терзаний, конечно же, принадлежит божеству войны - коварной и вероломной войны ради наживы, либо честной и справедливой войны ради жизни, но тем не менее, Войны.

Пышный рост растений и праздничное бушевание природы на золотой пластине скифов среднего яруса усиливается крупными цветками, инкрустированными голубой эмалью, и пятью скульптурками птиц в непринужденных, беспечных позах. Растительный мир (флора) среднего яруса пекторали подчинен лунному божеству плодородии., о чем свидетельствуют и цвет и форма пекторали, а также его место в композиции пекторали - знака власти царя, данной от бога.

И соответственно, верхний ярус пекторали, с бытовыми сценами из жизни скифов, посвящен солнечному божеству как подателю материальных благ, т.е. имущества и богатства. Фокусом всей пекторали является центральная сцена верхнего яруса, где двое раздетых до пояса мужчин шьют меховое одеяние, напоминающее золотое руно, над которым повешен горит с луком и стрелами (другой горит, или колчан, лежит у ног). На оковке горитов изображены микроскопические сцены борьбы героя с чудовищем.

Слева и справа от центральной сцены стоят кобылы и коровы с детенышами, а за ними помещены фигуры двух юных скифов, занятых доением овец. Рядом - амфора с молоком. За овцами с обеих сторон композиции - козы с козлятами. И завершается композиция изображением птиц, летящих в разные стороны.

Загадка центральной сцены верхнего пруса давно уже беспокоит исследователей. Поэтому остановимся на ней подробнее. Итак, два мастера шьют меховое убранство, растянув его за рукава. Правый мастер сидит на подогнутой левой ноге. Левой рукой он натягивает убранство (т.е. руно, или овечью шкуру), а в правой держит длинную иглу или шило. Указательный палец этой руки отставлен и взгляд его обращен на коллегу, будто на что-то указывает. Волосы и борода человека оформлены крупными кудрями, лицо имеет вытянутые пропорции. В выражении лица и осанке запечатлена непреклонная воля.

Сцены и персонажи на золотой пекторали скифов

Левый скиф стоит на коленях, повернувшись к убранству. Левой рукой он тянет к себе убранство, а в правой также держит иглу, которую можно заметить лишь с противоположной стороны. Вьющиеся волосы его откинуты назад и перевязаны широкой лентой (как у царя на чаше Куль-Обского кургана). Лицо обрамлено густой курчавой бородою, под глазами - большие набрякшие круги. Во всей фигуре человека ощущается какая-то надломленность и скрываемая болезненность. Даже талия его перевязана толстым платком.

Эта ритуальная сцена пока не находит удовлетворительного объяснения. Хотя можно предполагать, что здесь изображены верховный жрец царской усыпальницы в Геррах и тяжело больной, умирающий скифский царь. И возможно, таким образом символически показан на пекторали вход в подземный лабиринт Каменных Могил - золотую сокровищницу и усыпальницу первых скифских царей. Если вытянутые рукава «золотого руна» совместить с восточной грядой Каменных Могил, а его ворот - с так называемыми Воротами Солнца, то место входа, указываемое правой рукой скифского царя, определяется достаточно точно. Ведь в руке у царя needle, что по-английски значит не только «игла», но также «стрелка (компаса и т.п.)», не только «шить, зашивать иглой», но и «протискиваться, проникать (сквозь что-либо)». А подсказка - в выразительном взгляде и указующем жесте руки верховного жреца.