» »

Храм иверской иконы божией матери на всполье. Церковь Иверской иконы Божией Матери Храм иверской иконы на ордынке

17.11.2023

Первая церковь во имя Иверской иконы Божией Матери , расположенная «на Всполье» (по иному - в Ордынцах) появилась на этом месте до 1673 года. Средства на постройку культового здания выделил купец И.С. Потапов.

Святыня в нынешнем виде была отстроена в период с 1791 по 1802 годы. В этот раз деньги пришли от другого представителя купечества - И.И. Савина. Считается, что архитектурный проект разработал зодчий Иван Васильевич Еготов, но документально это никак не подтверждается.

Из истории храма

В течение всего девятнадцатого века храм неоднократно обновляли, но существенных изменений в его первоначальный облик не внесли.

Иверский храм построен в виде цилиндра, венчает который единственный купол в виде полусферы. Строение относят к стилю московского классицизма, который был востребован с конца XVIII столетия.

Широкая трапезная представлена тремя объемам - центральным, в виде квадрата, и двух боковых, в форме овала. В последних расположены пределы, освещенные в честь: первый - во имя Иоанна Воина, второй - во имя Георгия Победоносца. Колокольню устроили прямо над входным порталом, что привело к сужению центрального зала.

В 1930 году храм во имя Иверской иконы Богоматери закрыли. Со временем внутренние помещения разбили на три яруса, а храмовую колокольню и вовсе снесли. За советский период святыня потеряла ионические капители. Исчезли и базы колонн располагавшегося на центральном входе портика.

В разное время здесь размещались то клуб московского вагоноремонтного завода, то выставка современного искусства.

В 1994 году храм вернули в лоно Русской Православной церкви. Здесь начались восстановительные работы, вновь была отстроена колокольня.

По соседству с храмовым двором расположена бывшая усадьба Кириевских-Морозовой-Карпова , обитатели которой были прихожанами этой святыни.

Церковь построена в 1791-1802 гг. на средства купца И. И. Савина. С учётом сухих, упрощённых классических форм постройки авторство приписывают архитектору И. В. Еготову. Известно, что вначале была выстроена новая трапезная с двумя приделами - Иоанна Воина и Иверской иконы Божией Матери. Позже над западной частью трапезной возвысилась колокольня, а по сторонам церкви вдоль Большой Ордынки до переулка с одной стороны и до владения Киреевских с другой протянулась кирпичная ограда с двумя парами ворот и металлическими решетками (позднее поставили такую же ограду и вдоль переулка). Главный храм был освящен в честь Иверской иконы Богоматери, а левый придел переосвятили во имя великомученика Георгия.

В 1842 г. соорудили новую колокольню. Она поставлена непосредственно над входным порталом, сужая пространство центрального объёма трапезной. Нижний ярус колокольни - квадратный, верхний - круглый, украшен пилястрами коринфского ордера. Цилиндрический ярус звона увенчан шпилем. Собственно храм - ротонда в стиле классицизма. Окна в оригинальном обрамлении (тонкие колонны, сгруппированные попарно над карнизом, по углам - крупные шишки). Сильно выдающиеся выступы украшены портиками. Храм последовательно обновлялся в течение XIX века без существенных изменений архитектурного облика. В интерьере сохранились фрагменты клеевой и масляной стенной росписи первоначального периода и второй половины XIX в.

В 1930 г. храм закрыли. В нём размещались клуб, учреждения, галерея современного искусства. Богослужения возобновились с 1992 г.



Первое упоминание о существовании храма "на Всполье" (т.е. близ поля), посвящённого тогда вмч. Георгию Победоносцу, относится к 1625 году. В 1673 году первоначальную деревянную церковь сменила каменная - с приделом мч. Иоанна Воина. Видом своим она была подобна Никольской церкви в Пыжах - пятиглавая, с шатровой колокольней. В конце ХVIII века храм признали обветшавшим и разобрали, а на его месте выстроили в 1798-1802 годах ныне существующий - по проекту ученика М.Ф. Казакова И.В. Еготова. При перестройке изменилось и посвящение главного престола (возможно, так уважили желание храмоздателя - купца И.И. Савина). Прежнее название сохранилось в посвящении одного из приделов, расположенного в трапезной. Второй придел остался во имя Иоанна Воина. В конце 1920-х - начале 1930-х годов храм закрыли, колокола на колокольне и главка церкви были сброшены, верхний ярус звонницы разобрали. Внутреннее убранство также не удалось спасти от разорения, лишь несколько икон (в том числе храмовый Иверский образ) сумели перенести в церковь Николая Чудотворца в Кузнецах. Впоследствии вплоть до начала 1990-х годов здание церкви использовалось под клуб. Сейчас она возвращена верующим и отреставрирована.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №89, 2014 г.

Патриаршее подворье
Приписана к храму Богоявления Господня б. Богоявленского монастыря

Адрес: Москва, Воскресенские ворота, 1а.
Телефон/факс храма Богоявления Господня: (495) 698–37–71.
Сайт: www.bgkg.ru .
Электронная почта: [email protected] .

Проезд от станций метро «Площадь революции», «Охотный ряд» и «Театральная».

Богослужения

Ежедневно с 8.00 до 20.00 совершаются молебны с чтением акафиста Пресвятой Богородицы в честь Ея иконы «Иверская». Служит поочередно все московское духовенство.

Престольные праздники

Празднование Иверской иконы Божией Матери — 25 февраля, 26 октября и во вторник Светлой седмицы.

История




Часовня у стен Воскресенских ворот, разделяющих Красную и Манежную площади, построена в честь чудотворной иконы Иверской Божьей матери – списка с иконы Иверской Богоматери Вратарницы, хранящейся в монастыре на Святой Горе Афон в Греции. Эта икона была доставлена в Россию в 1614 г. и находилась сначала в Валдайском Иверском монастыре. В 1669 г. ее перевезли в Москву. До 1782 г. она оставалась в Никольском греческом монастыре, рядом с Кремлем, а затем по окончании строительства часовни, заняла приготовленное ей место.
В 1801 г. купол часовни увенчала фигура ангела с крестом. После 1917 г. представители новой власти изъяли из часовни все украшения и церковную утварь, содержащие золото и серебро, а само здание было передано в ведение обновленческой церкви. В 1929 г. и она была закрыта, а в 1931 г., вместе с Воскресенскими воротами разрушена, чтобы не мешать проезду военной техники на Красную площадь во время проведения парадов.
Икона Иверской Богоматери была перевезена в Сокольнический храм Воскресения Христова.
В ноябре 1994 года Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот. Менее чем за год они были восстановлены по решению московского правительства по проекту Олега Журина.
А в октябре 1995 года в Москву из Иверского монастыря на горе Афон была прислана новая копия хранящейся там чудотворной иконы Богоматери Вратарницы.
25 октября 1995 года часовня вновь была открыта.

ЦЕРКОВЬ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Храм расположен вдоль маленького Иверского переулка между Малой и Большой Ордынками. Раньше на месте Иверского храма находилась деревянная церковь Георгия Великомученика, что на Всполье. Церковь стояла за полем, на самой южной окраине города. В книге «Москва. Подробное историческое и археологическое описание города» сообщается: «Церковь Святого Великомученика Георгия известна с 1625 года; в 1673 году гостем Семеном Потаповым построена вместо деревянной каменная церковь; приделы Иоанна Воина и Иверской Божией Матери, по коей и ныне слывет эта церковь».

Другие названия храма – «на Болвановке», «в Солодовниках», «на Ордынке», «у Серпуховских Ворот», «на Яру». Богатый купец Семен Потапов на свои средства построил еще и церковь Михаила Архангела, что в Овчинниках. Раньше в храме Иверской иконы Божией Матери был цинковый крест, словно исторический документ подтверждавший дату постройки и имя благодетеля. Церкви принадлежал большой участок земли с погостом и постройками церковного причта между Большой и Малой Ордынками, Иверским переулком и не дошедшим до наших дней тупиком с северной стороны храма. Первая каменная церковь состояла из трапезной, колокольни и четверика с трехчастной апсидой, который венчало пятиглавие.

В 1722 году был построен придел Иоанна Воина. Традиционно приход церкви составляли богатые дворянские семьи, купеческих семей было значительно меньше. К концу XVIII века зданию потребовалась перестройка. Вот что можно прочитать в книге издательства «Православная Таганка», посвященной Иверской церкви: «1788 года, июня, означенной церкви священник Василий Никитин с приходскими людьми, Церковь Иверской иконы Божией Матери поданным митрополиту Платону прошением просили разрешения «на настоящей св. вмч. Георгия церкви по малому ея пространству из 5 глав сделать одну с возможною великолепностию, а придел во имя вмч. Иоанна Воина за теснотою его и трапезы, требующих распространения, перестроить… и устроить в трапезе другой придел – во имя Пресвятой Богородицы Иверския».

Вскоре началось строительство нового каменного храма, а старую церковь пришлось разобрать. Средства на постройку выделил капитан И.И. Савинов, который жил напротив церкви. В 1802 году храм был выстроен. Он представлял собой ротонду с объемной трапезной и высокой колокольней. Вдоль Большой Ордынки и Иверского переулка возвели кирпичный забор с железной оградой и двумя воротами. Церковь освятили в честь Иверской иконы Божией Матери, а бывший ее придел переименовали в Георгиевский. Точно неизвестно, кто являлся архитектором Иверского храма, но иногда называется имя И.В. Еготова – ученика В.И. Баженова. Храм приобрел округлые очертания – признак зрелого русского классицизма: двухъярусную ротонду с апсидой со скругленными концами и цилиндрический барабан, завершенный одноглавием. Западный вход украсил портик ионического ордера, увенчанный фронтоном.

В новый храм был перенесен список со знаменитой иконы Иверской Божией Матери из часовни у Воскресенских ворот. Этот образ Богородицы исстари считался Матушкой-Заступницей Москвы. Оригинал иконы, которую, согласно легенде, написал апостол Лука, хранится на Афоне. В 1648 году по просьбе патриарха Никона был сделан список с чудотворной иконы, ничем не отличающийся от оригинала («новая аки старая», как говорили раньше). Встречать афонских монахов, которые привезли икону в Москву, пришел царь с семьей, патриарх, бояре и всякий люд православный . На месте встречи, у Воскресенских ворот, была установлена Иверская часовня.

Через Воскресенские ворота въезжали на Красную площадь воины-победители. Всякий, кто прибывал в столицу, – будь то царь или простой человек – первым делом шел поклониться Иверской иконе. Бронзовый знак нулевого километра Москвы до сих пор расположен прямо напротив Иверской часовни, которая с раннего утра и до поздней ночи переполнена молящимися.

В 1792 году с Иверской иконы был сделан список. Когда икону выносили из часовни для крестных ходов, торжественных поклонений или молебнов в домах, вместо нее выставлялся этот список. В 1802 году он обрел пристанище в заново выстроенной церкви Иверской иконы Божией Матери. После пожара 1812 года деревянных построек не осталось, кроме того, французами была разграблена и сама Иверская церковь. Первое обновление после пожара произошло в 1842 году, а второе – по случаю столетнего юбилея написания храмовой иконы Иверской Божией Матери – в 1892 году.

В 1898 – 1900 годах на средства семьи московских купцов Лебедевых в храме поновили и позолотили иконостас и сделали новую роспись. В начале XX века на территории церковного двора располагались дома священнослужителей и причта, каменная богадельня, прачечная, несколько деревянных строений и сад. Когда великая княгиня Елизавета Федоровна купила усадьбу на Большой Ордынке для строительства там Марфо-Мариинской обители, она часто приходила в Иверскую церковь на богослужения. Существует легенда, что в 1918 году в один из дней Пасхальной недели Елизавету Федоровну арестовали именно здесь во время крестного хода. А теперь в храме хранится икона с частицами мощей преподобномучениц Елизаветы и Варвары, которую церкви подарили монахи иерусалимского монастыря Марии Магдалины, где находятся мощи Елизаветы Федоровны.

В 1929 году церковь Иверской иконы Божией Матери была закрыта. Иверскую икону перенесли в храм Николы в Кузнецах. В разное время в церкви помещались клубы 2-го авторемонтного завода и кондитерской фабрики «Марат», кинотеатр, а с 1989 года – галерея современного искусства «Арт-модерн». К нашему времени на участке, принадлежащем церкви, не осталось никаких построек, кроме двухэтажной богадельни, которая теперь причислена к историческим зданиям. В храме была сломана колокольня до нижнего яруса, снесена глава с крестом, разрушена ограда, пробиты дополнительные окна, утеряна настенная живопись и фрески братьев Белоусовых, расписывавших Грановитую палату Московского Кремля. В храме не осталось ни одного иконостаса, а многие иконы были сожжены. Иверская церковь подверглась настоящему разграблению: из нее было вывезено около тонны серебра (риз, окладов икон, богослужебной утвари).

В 1993 году храм и его историческая территория были возвращены Русской православной церкви. В 1994 году начались церковные службы. К счастью, теперь храм полностью восстановлен, надстроены верхние ярусы колокольни, воссоздана глава, произведена реставрация росписей внутри церкви. Некоторые из отреставрированных масляных росписей датируются XVIII – XIX веками. Церкви возвращен облик 1792 – 1802 годов. Помимо храмовой чудотворной иконы Иверской Божией Матери, особо чтимыми образами в Иверской церкви считаются икона Божией Матери Неупиваемая Чаша, икона целителя Пантелеимона и икона святого великомученика Георгия Победоносца. Одной из святынь храма является мощевик с частицами мощей киево-печерских и оптинских святых.

Сегодня Иверская церковь занимает особое место в архитектуре Замоскворечья, прекрасно вписываясь в классицистический ансамбль зданий, находящихся возле церкви. Объемы разных частей как будто сливаются друг с другом: ротонда с трапезной, трапезная с колокольней. Только верхний цилиндрический ярус колокольни, украшенный пилястрами, своим блестящим шпилем устремлен вверх. Гармоничность облика церкви достигается за счет едва заметных деталей, например единства форм и пропорций арок боковых порталов и окон ротонды. Стены храма украшены белокаменными тягами и карнизами, подчеркивающими объемы сооружения. Внутреннее пространство церкви, впечатляющее своей обширностью, – результат объединения трапезной и приделов арками. Трапезная и боковые притворы с арочными порталами утяжеляют нижний ярус ротонды. Храму немного недостает легкости и пластичности, но, наверное, он изначально и не был на это рассчитан. Церковь Иверской иконы Божией Матери не обладает такими выдающимися индивидуальными особенностями, как, например, Скорбященская церковь или церковь Николы в Пыжах, но ее можно назвать ярким примером русского классицизма.

Из книги В поисках морального абсолюта: сравнительный анализ этических систем автора Латцер Ирвин У

Из книги Россия и Европа автора Данилевский Николай Яковлевич

Из книги О подражании Христу автора Кемпийский Фома

Глава 30. Об прошении помощи Божией и вере в возвращение благодати Его Сын Мой, Я - Господь, дающий силы на день скорби. Приди ко Мне во время скорби своей. Оттого медлит так небесное утешение, что ты слишком поздно обращаешься к молитве: и прежде чем станешь усердно просить

Из книги Сенная площадь. Вчера, сегодня, завтра автора Юркова Зоя Владимировна

Глава 2. О великой любви и благости Божией, являемой человеку в таинстве На благость Твою, Господи, и на великое Твое милосердие уповая, я приступаю недужный к Целителю, голодный и жаждущий к Источнику жизни, безродный к Царю Небесному, раб к Господу, создание к Создателю,

Из книги Цыпочки в Нью-Йорке автора Демэй Лайла

Из книги Феномен иконы автора Бычков Виктор Васильевич

Цыпочки – иконы стиля Июньским вечером 1998 года они вторглись в нашу жизнь. Четыре незамужние сексапильные молодые женщины, эмансипированные, раскованные, с большим чувством юмора. Им было по тридцать, и они не побоялись сказать, что любят секс, хотя и не скрывали своего

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Из книги Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью автора Дроздов Денис Петрович

Из книги Религиозные практики в современной России автора Коллектив авторов

Из книги Софиология автора Коллектив авторов

ПО ПУТИ К ХРАМУ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ На месте дома № 18 когда-то была усадьба Семена Ивановича Ягодкина. Во многих путеводителях указано, что она принадлежала надворному советнику Ягодкину в 1837 году. Но согласно архивному документу, представитель

Из книги Иконы России автора Трубецкой Евгений Николаевич

Храм иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость (Большая Ордынка, № 20) Первая церковь, стоящая непосредственно на Большой Ордынке, – монументальный храм иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость. Возле него остановимся надолго. Эта церковь не может не впечатлять и не

Из книги автора

Изображение Божией Матери Николай Надеждин

Из книги автора

Для каких целей Св. Церковь ввела в употребление св. иконы? Св. Церковь призвала в свою область живописное художество с тем, чтобы возвысить его до тех высоких идей, которые едва доступны уму человеческому, чтобы сообщить живописи направление, достойное всех усилий

Посвящение этой церкви в честь одной из наиболее известных икон Богородицы не такое древнее, как может показаться. Изначально она имела иное имя, в честь святого, который стал частью герба Москвы.

Деревянная церковь на этом месте впервые упомянута в документах в 1625 году с другим посвящением – во имя святого Георгия Победоносца. Прибавление «на Всполье» обозначает древнее расположение храма возле поля, на окраине города – граница Москвы в то время проходила по траектории Садового кольца. На смену деревянному зданию в 1673 году пришла каменная постройка, созданная на средства купца Семена Потапова и получившая придел Иоанна Воина. Здание представляло собой традиционный московский храм конца XVII века, увенчанный пятиглавием, с шатровой колокольней. Однако по прошествии более ста лет церковь обветшала и была полностью разобрана для нового строительства. Храмоздателем выступил местный житель, капитан И.И. Савинов, живший напротив церкви. Работы продолжались с 1798 по 1802 год.

Новое здание церкви предположительно строил архитектор И.В. Еготов – ученик , который в то время начинал свою профессиональную карьеру. Позже по его проектам будут построены церковь-усыпальница князей Голицыных в Донском монастыре, усадьба Дурасовых в Люблино, а также старое здание Оружейной палаты в Кремле (последнее не сохранилось). Иверская церковь на Большой Ордынке возведена в стилистике позднего классицизма, в сухих и лаконичных формах – без обилия декора на фасадах, но зато с мощным куполом, прорезанным тройными окнами и венчающим основную часть храма. Небольшая главка на куполе тоже оригинальна: это не традиционная для православного зодчества «луковка», а круглая тумба, увенчанная длинным тонким крестом, что придает большее сходство с европейскими церквями. На Большую Ордынку выходит трапезная, вход в нее отмечен четырехколонным портиком ионического ордера с фронтоном, над которым поставлена колокольня с вытянутым шпилем.

При строительстве новой церкви сменилось и ее имя: главный престол был освящен в честь Иверской иконы, а Георгиевским стал один их приделов в трапезной. Второй придел остался Иоанновским, как и прежде. В дальнейшем, вплоть до ХХ века, значительных перестроек в церкви не было. Чуть поодаль, на церковном дворе, сохранилось двухэтажное здание приходской богадельни, рассчитанной на 15 женщин – главным образом, из прислуги местных жителей.

Церковь была закрыта для служб в 1929–1930 годах, ее глава и верхний ярус колокольни разобраны. Внутреннее убранство оказалось уничтожено, лишь несколько икон удалось сохранить – в том числе храмовый образ Иверской Божией Матери, перенесенный в церковь святого Николая Чудотворца в Кузнецах. Само помещение было разгорожено на три этажа и использовалось сначала в качестве клуба Второго авторемонтного завода, потом клуба кондитерской фабрики «Марат», а в 1989 году оно стало галереей современного искусства. В 1994 году в храме возобновились богослужения, вскоре были воссозданы утраченные глава и колокольня, из-под слоя краски очищены и отреставрированы сохранившиеся росписи.