» »

Индивидуальный план логокоррекционной работы. Планирование индивидуальной работы логопеда с детьми Индивидуальные планы по логопедии

07.03.2024

Аннотация: Методическая разработка — Индивидуальная программа коррекционных занятий по постановке, автоматизации и дифференциации звука [л].

Цели:

- Относительно педагога:

  • Коррекция звукопроизношения путем взаимодействия мелкой моторики и речи у ребенка 6 года жизни с выраженным наглядно-образным мышлением и двигательной активностью, на примере системы индивидуальных коррекционных упражнений: достижение правильного произношения звука [л], активизация его в речи, дифференциация.

- Относительно ребенка:

  • Осознано подходить к своему речевому дефекту, научиться правильно произносить звук [л], закрепить это произношение в самостоятельной речи.

- Совместная цель:

  • Достичь правильного произношения звука [л] путем взаимной деятельности педагога и ребенка, раскрытие коммуникативных навыков, определение необходимости самоконтроля для дальнейшей успешной деятельности.

Задачи:

  • развитие подвижности артикуляционного аппарата.
  • развитие мелкой моторики.
  • постановка звука [л] с опорой на зрительный и слуховой контроль.
  • автоматизация и дифференциация звука [л] в самостоятельной речи.
  • развитие внимания, памяти.
  • развитие навыков самоконтроля.

Тема, Цель занятия

Количество

Предполагаемый результат каждого занятия

Виды и способы деятельности

Критерии оценивания результата

Организация рефлексии

1. «Развитие подвижности артикуляционного аппарата»

Цель : выработать необходимые артикуляционные движения и позы

Развить точность артикуляционных движений, умение фиксировать правильное положение органов артикуляционного аппарата

Упр. для губ: «Лягушка — хоботок» (с чередованием), «Бегемотик» (широко открыть рот)

Упр. для языка «Лопаточка», «Щетка-сметка», «Качели», «Парус», «Маляр», «Иголочка», «Змейка»

Упр. для мелкой моторики (пальчиковая гимнастика с использованием потешек, с частой сменой фигур)

Физминутка

Удерживает / не удерживает позу, с помощью/без помощи, точность выполнения движений.

Отметить успехи ребенка в работе

2. «Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука [л]»

Цель : познакомить с правильным положением органов артикуляционного аппарата

Правильное понимание ребенком положения органов артикуляции при произношении звука [л]

Показ артикуляции перед зеркалом

Показ профиля данного звука

Показ положения языка кистью руки

Артикуляционная гимнастика

Упр. для развития мелкой моторики, составление из пальцев фигурок животных, сопровождая рифмовками «Крокодил», «Кошка» и т.д.

Физминутка 1-2 раза

Успешность выполнения предлагаемых упражнений

Проанализировать с ребенком, все ли сразу получилось, что больше понравилось?

3. «Постановка звука»

Цель: Поставить звук [л]

Правильное произнесение изолированного звука [л]

1 способ постановки звука:

Вызывание межзубного [л] : «Улыбка», прикусывание языка посередине и дуть на него (язык широкий); так же, с последующей артикуляцией гласных без участия голоса.

Постановка звука [л] от вспомогательных звуков [а] или [ы] : «Качели» (для губного [л]); «Качели» — с одновременным произнесением «А – А — ААА» или «ы-ы-ыыы»

Механическая помощь при постановке звука: прижатие шпателем широкого языка к верхним деснам.

Игровые приемы при постановке звука – «Улиточка», «Пирамидка», «Кнопочки»

Физминутка 2 – 3 раза

Правильность воспроизведения поставленного звука, выполнение рекомендаций логопеда.

Похвала за достигнутый результат, поощрение

(маленькие и большие звездочки за проделанную работу)

4. «Коррекция звука [л]»

Цель: добиться точного, правильного воспроизведения звука [л]

Точность воспроизведения изолированного звука

Игры для развития физиологического речевого голоса и дыхания.

Используются упражнения по А.Н. Стрельниковой «Ладошки», «Поясок», «Поклон» и т.д.

Упр. «Музыкальная игрушка» (используя музыкальный инструмент металлофон, логопед с помощью силы удара молоточком по инструменту регулирует силу голоса ребенка, которому необходимо подстроиться к инструменту. Пение – ла-ла-ла.)

Упр. по развитию мелкой моторики «Чудесный мешочек»(в мешочке предметы в названиях которых встречается звук [л]- лошадка, лягушка, ложка..)

Физминутка 2-3раза

Точность, плавность, чистота произнесения звука

Спросить у ребенка, понравилось ли ему петь, хорошо ли это у него получается, какая игра ему особенно понравилась.

5. «Автоматизация поставленного звука в слогах»

Цель: автоматизировать поставленный звук в слогах, развивать чувство ритма и рифмы, развитие фонематического восприятия

Добиться четкого произнесения звука в слогах, различение звука [л] в потоке звуков, слогов

Закрепление произношения звука [л] в слогах.

Чистоговорки, гуделки, рифмовки, повторение за логопедом слоговых рядов.

Игровые приемы с пальчиками «Волшебная веревочка», «Лабиринт», «Заборчик»

Упр. на фонематическое восприятие «Поднять руку на заранее обусловленный звук, слог»

Физминутка 2-3 раза

На сколько четко произносит звук в слогах.

Отметить положительные стороны работы ребенка, акцентировать внимание на его успехах, выяснить что больше всего его заинтересовало, что понравилось. Осознанность ребенком достижения главного результата – правильного воспроизведения звука.

Игра «Поставь себе оценку»

Игра «Выбери картинку» (картинки с эмоциями)

6. «Автоматизация поставленного звука в словах»

Цель: автоматизировать поставленный звук в словах, развивать слуховое внимание и память., развитие фонематического восприятия

Добиться четкого произнесения звука в словах, различение звука [л] в потоке слов.

Повторение за логопедом трех слов (лавка – лапа – лампа, лоб – лом — лось), назови 4-5 слов по памяти;

По называемому слогу подобрать соответствующую картинку «Соотнеси картинку»

«Большой — маленький» (по картинке перечислить всех изображенных животных, от самого большого к самому маленькому и наоборот)

Пальчиковая игра «Изобрази животное»

Упр. на фонематическое восприятие «запомнить со слуха и повторить ряд слов в определенной последовательности»

- «Отхлопать ритмическую структуру слова»

- «Подобрать слово на заданный звук, слог»

Физминутка 2-3 раза

На сколько четко произносит звук в словах, проследить за тем в каких упражнениях возникают сложности.

7. «Автоматизация поставленного звука в предложениях, тексте»

Цель: автоматизировать поставленный звук в предложениях, тексте, развитие фонематического восприятия, развивать мышление, внимание, память, воображение

Добиться четкого произнесения звука в предложении и тексте, развитие психических процессов, различение звука [л] в предложениях

К слову – признаку подобрать картинку, четко выделяя звук [л], произнести пары слов

Составить предложения в которых будет много звуков [л]

Игра «Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь» (составление рассказа по опорным словам)

Игра «Путаница» (в предложениях перепутаны слова, исправь ошибки и проговори предложения выделяя звук [л])

Произношение звука [л] в пословицах, поговорках, скороговорках, стихах

Игры на развитие мелкой моторики с природным материалом «Украсим картинку»

Упр. на фонематическое восприятие «Пересказ маленьких текстов»

Физминутка 2-3 раза

Как ребенок справляется с заданиями, где возникают сложности

8. «Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи»

Цель: закрепление звука [л] в речи

Чистота и легкость произношения звука [л] в самостоятельной речи

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Инсценировка сказок

Придумывание рассказа по началу

Упр. на развитие мелкой моторики «Путешествие» (ребенок катит рукой машинку по карте-маршруту, и на ходу придумывает сюжет по серии вопросов логопеда)

Отгадывание загадок

Рассказывание стихотворений

Физминутка 2-3 раза

На сколько активно ребенок в самостоятельной речи использует поставленный звук [л]

Игра «Я и сказочный герой» Предложить ребенку соотнести себя со сказочным персонажем

Индивидуальный план по коррекции звукопроизношения представленный учителем - логопедом Булганиной Н.Н. является авторской разработкой. План позволяет формировать правильное звукопроизношение, развивать подвижность артикуляционного аппарата, осуществлять постановку и коррекцию звуков индивидуально с каждым ребенком.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный план работы по коррекции звукопроизношения»

Индивидуальный план работы по коррекции звукопроизношения

Ф.И. учащегося

Холопова Эльвира, 1 класс

Логопедическое заключение:

Общее недоразвитие речи, дизартрия.

Индивидуальный план разработан на основе рабочей программы «Коррекция нарушения звукопроизношения учащихся 1 – 5 классов, имеющих ТНР» (60 часов)

Последовательность постановки звуков: [Л], [С], [С′] [З], [З′], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]. Автоматизация поставленных звуков разных групп проводится параллельно.

Наименование разделов (тем)

Характеристика основных видов деятельности

Количество часов

Даты (отметки о выполнении)

Звук [Л]

Строение артикуляционного аппарата. «Сказка о веселом язычке»

Упражнения перед зеркалом (сопряжённые и отражённые).

Самостоятельные упражнения

Формирование артикуляционной моторики

Звуки речи. Способ образования звука [л]. Артикуляция. Выработка кинестетических ощущений для данного звука

Формирование артикуляционной моторики, слухового

внимания и памяти

Подготовительные артикуляционные упражнения для формирования правильного произношения звука [л]. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти.

Постановка звука [л] автоматическим путём или по подражанию.

Формирование правильного произношения звука [л]. Имитационные игры. Отработка артикуляционных движений под счёт. Специальные упражнения для звука [л].

Постановка [л] и первичная автоматизация

Закрепление правильной артикуляции звука /л/. Отработка артикуляционных движений без опоры на зрительный анализатор.

Автоматизация его в прямом слоге и в начале слова. Чтение слогов с буквой Л. Определение позиции в словах (начало, середина) с использованием моделей.

Автоматизация звука [л]

Закрепление правильной артикуляции звука [л]. Имитационные игры.

Автоматизация его в прямом слоге и в середине слова. Определение позиции звука в слове с использованием моделей. Словоизменение, словообразование.

Автоматизация звука [л]

Закрепление правильной артикуляции звука л]. Специальные упражнения для звука. Автоматизация его в закрытом слоге. Чтение слогов с буквой Л. Определение позиции в словах (начало, середина, конец) с использованием моделей слова.

Автоматизация звука [л]

Закрепление правильной артикуляции звука [л] и автоматизация его в сочетании с согласными в слогах и словах.

Koppeкция звука, работа над точностью, чистотой, темпом (от замедленного к быстрому) достижение уcтoйчивости полученного результата.

Звуковой анализ слогов и слов со стечение согласных.

Автоматизация звука [л]

Закрепление правильной артикуляции звука [л] и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях. Повторение словосочетаний и предложений, верификация, составление по картинке и опорным словам.

Автоматизация звука [л]

Закрепление правильной артикуляции звука [л] и автоматизация его в связной речи. Определение частотного звука и слов со звуком Л в тексте. Ответы на вопросы по тексту полными предложениями, пересказ по плану, по картине, по серии картин.

Дифференциация звуков [л] – [р]

Дифференциация звуков [р] – [л] в слогах, словах, предложениях. Чтение слогов с оппозиционными звуками. Рядоговорение, получение слов заменой Р на Л, чистоговорки, загадки, стихи.

Дифференциация звуков [рь] – [ль] – [й] –[в]

Дифференциация звуков [рь ]- [ль] - [й] - [в ] в слогах, в словах, в предложениях. Чтение слогов с оппозиционными звуками. Повторение и верификация предложений. Загадки, чистоговорки.

Дифференциация смешиваемых звуков в связной речи. Заучивание стихов, пересказ текстов, составление рассказа по серии картин.

Итоговое занятие

Звуки [С], [С ], [З], [З ], [Ц]

Формирование артикуляционной моторики

Звуки речи. Способы образования звуков [с], [сь], [з] – [зь]. Профили, артикуляция.

Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звуков [с], [з].

Постановка звуков [с], [з] с механической помощью или по подражанию.

Формирование правильного произношения звуков [с], [з]. Имитационные игры. Отработка артикуляционных движений под счёт. Специальные упражнения для звуков [с],[з].

Постановка [с], [з] и первичная автоматизация

Закрепление правильной артикуляции звуков [с],[з]. Отработка артикуляционных движений без опоры на зрительный анализатор.

Автоматизация в прямом слоге и в начале слова.

Автоматизация звуков [с], [з]

Закрепление правильной артикуляции звука [с], [з]. Автоматизация в прямом слоге и в середине слова. Чтение слогов с буквами С, З (СА, СО, СУ, СЫ, СЭ, ЗА, ЗО, ЗУ, ЗЫ, ЗЭ) Определение позиции звуков в словах (начало, середина) с использованием моделей.

Автоматизация звуков [с], [з]

Закрепление правильной артикуляции звуков [с],[з]. Автоматизация в закрытом слоге. Чтение слогов АС, ОС, УС, ИС, ЫС и др., сравнение с прямыми слогами.

Определение позиции звуков в словах (начало, середина, конец) с использованием моделей.

Автоматизация звуков [с], [з]

Закрепление правильной артикуляции звуков [с],[з] и автоматизация в сочетании с согласными. Koppeкция звуков, работа над

точностью, чистотой, плавностью, темпом (от замедленного к быстрому) достижение уcтoйчивости полученного результата.

Автоматизация звуков [с], [з]

Закрепление правильной артикуляции звуков [с],[з] и автоматизация в словосочетаниях и предложениях. Повторение словосочетаний и предложений, верификация, составление по картинке и опорным словам. Чистоговорки.

Автоматизация звуков [с], [з]

Закрепление правильной артикуляции звуков [с], [з] и автоматизация в связной речи.

Ответы на вопросы по тексту полными предложениями, пересказ по плану, по картине, по серии картин. Отработка правильного произношения в стихах.

Постановка или уточнение артикуляции звуков [сь], [зь]

Уточнение произнесения изолированных звуков /сь/, /зь/. Формирование правильного, четкого произнесения изолированных звуков и их автоматизация.

Дифференциация звуков [с] – [сь]

Дифференциация звуков [с] – [сь] в слогах, в словах, в предложениях. Рядоговорение. Чтение и сравнение слогов СЕ-СЭ, СЁ-СО, СЮ-СУ, СИ-СЫ, СЯ-СА. Дифференциация в предложениях, чистоговорках, стихах.

Дифференциация звуков [з] – [зь]

Дифференциация звуков [з] – [зь] в слогах, в словах, в предложениях. Рядоговорение. Чтение и сравнение слогов ЗЕ-ЗЭ, ЗЁ-ЗО, ЗЮ-ЗУ, ЗИ-ЗЫ, ЗЯ-ЗА. Дифференциация в предложениях, чистоговорках, стихах.

Дифференциация смешиваемых звуков

Дифференциация смешиваемых звуков в связной речи (чистоговорки, загадки, считалки, стихи, тексты)

Постановка или уточнение артикуляции звука [ц]

Формирование правильной артикуляции звука [ц]. Автоматизация его в обратном слоге. Чтение слогов АЦ, ОЦ, УЦ, ИЦ, ЕЦ, ЯЦ, ЁЦ, ЮЦ.

Автоматизация звука [ц]

Закрепление правильной артикуляции звука [ц] и автоматизация его в прямом слоге.

Определение позиции звука в словах (начало, середина, конец) с использованием моделей.

Автоматизация звука[ц]

Закрепление правильной артикуляции звука [ц] и автоматизация его в слоге со стечением согласных. Звуковой анализ слогов.

Автоматизация звука[ц]

Закрепление правильной артикуляции звука [ц] и автоматизация его в словах, словосочетаниях и предложениях. Повторение словосочетаний и предложений, верификация, составление по картинке и опорным словам.

Дифференциация смешиваемых звуков

Дифференциация артикуляции звуков [ц] – [т’] в слогах, в словах, в предложениях. Чтение слогов с оппозиционными согласными.

Дифференциация смешиваемых звуков

Дифференциация артикуляции звуков [ц] – [с] в слогах, в словах, в предложениях. Чтение слогов с оппозиционными согласными. Повторение предложений, заучивание чистоговорок. Ответы на вопросы полными предложениями.

Дифференциация смешиваемых звуков

Дифференциация артикуляции звуков [з] – [с] –[ц] в слогах, в словах, в предложениях. Чтение слогов с оппозиционными согласными. Повторение предложений, заучивание чистоговорок. Ответы на вопросы полными предложениями.

Итоговое занятие

Автоматизация и дифференциация в речи поставленных звуков.

Звуки [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]

Формирование артикуляционной моторики

Подготовительные артикуляционные упражнения для правильного произношения звуков [ш], [ж]. Упражнения перед зеркалом (сопряжённые и отражённые)

Формирование артикуляционной моторики.

Подготовительные артикуляционные упражнения для формирования правильного произношения звуков [ш], [ж]. Развитие слухового внимания и памяти.

Формирование артикуляционной моторики

Звуки речи. Способы образования звуков [ш], [ж]. Профили, артикуляция.

Выработка кинестетических ощущений.

Постановка звуков [ш], [ж] механическим способом или по подражанию.

Формирование правильного произношения звуков [ш], [ж]. Имитационные игры. Отработка артикуляционных движений под счёт. Специальные упражнения для звуков [ш], [ж].

Постановка [ш], [ж]. и первичная автоматизация

Закрепление правильной артикуляции звуков [ш], [ж]. Автоматизация в прямом слоге и в начале слова. Чтение слогов.

Определение позиции звуков в словах (начало, середина) с использованием моделей.

Закрепление правильной артикуляции звуков [ш], [ж]. Имитационные игры. Автоматизация в прямом слоге и в середине слова. Определение позиции звука [ш], в слове (начало, середина, конец) с использованием моделей.

Автоматизация звуков [ш], [ж].

Закрепление правильной артикуляции звуков [ш], [ж]. Специальные упражнения для звука. Автоматизация в закрытом слоге в словах разной слоговой структуры. Звуковой анализ слов. Словоизменение и словообразование. Уточнение словаря.

Автоматизация звуков [ш], [ж].

Закрепление правильной артикуляции звуков [ш], [ж] и автоматизация в сочетании с согласными. Koppeкция звуков, работа над точностью, чистотой, плавностью, темпом (от замедленного к быстрому) достижение уcтoйчивости полученного результата

Автоматизация звуков [ш], [ж].

Закрепление правильной артикуляции звуков [ш], [ж]. и автоматизация в словосочетаниях и предложениях (повторение, составление по картинке, опорным словам, верификация). Чистоговорки, загадки. Полные ответы на вопросы.

Автоматизация звуков [ш], [ж].

Закрепление правильной артикуляции звуков [ш], [ж] и автоматизация в связной речи (стихи, загадки, тексты). Полные ответы на вопросы, пересказ, заучивание стихов.

Дифференциация звуков /ш/ - /ж/

Уточнение артикуляции звуков /ш/ - /ж/. Дифференциация в слогах, в словах, в предложениях. Чтение слогов с оппозиционными звуками. Рядоговорение. Чистоговорки.

Дифференциация звуков [ш] – [ж]

Уточнение артикуляции звуков и дифференциация в предложениях, стихах, связной речи.

Постановка звука [щ] или уточнение артикуляции

Формирование правильной артикуляции звука [щ]. Автоматизация его в обратных слогах. Чтение слогов АЩ, ОЩ, УЩ и др.

Автоматизация звука [щ]

Закрепление правильной артикуляции звука [щ] и автоматизация его в прямых слогах. Чтение слогов ЩА, ЩУ, ЩИ, ЩО, ЩЕ.

Определение позиции звуков в слове (начало, середина, конец) с использованием моделей.

Автоматизация звука [щ]

Закрепление правильной артикуляции звука [щ] и автоматизация его в словах разной слоговой структуры (словоизменение, словообразование, загадки, уточнение словаря)

Автоматизация звука[щ]

Закрепление правильной артикуляции звука [щ] и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях (повторение, верификация, составление по картинкам)

Дифференциация смешиваемых звуков

Уточнение артикуляции звуков [щ] – [с] и дифференциация в слогах, словах, предложениях. Чтение слогов с оппозиционными звуками. Чистоговорки, загадки, стихи.

Дифференциация смешиваемых звуков

Уточнение артикуляции звуков [щ] – [ш] и автоматизация в слогах, словах, предложениях. Чтение слогов с оппозиционными звуками. Чистоговорки, загадки, стихи.

Постановка звука [ч] и первичная автоматизация

Формирование правильной артикуляции звука [ч]. Автоматизация его в обратных слогах. Чтение слогов АЧ, УЧ, ОЧ, ИЧ, ЕЧ

Автоматизация звука

Уточнение правильной артикуляции звука [ч] и автоматизация его в прямых слогах. Чтение слогов ЧА, ЧУ, ЧО, ЧИ, ЧЕ

Определение позиции звуков в слове (начало, середина) с использованием моделей.

Автоматизация звука [ч]

Уточнение правильной артикуляции звука [ч] и автоматизация его в слогах со стечением согласных. Звуковой анализ слогов.

Автоматизация звука [ч]

Закрепление правильной артикуляции звука [ч] и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях.

Дифференциация смешиваемых звуков

Уточнение артикуляции звуков [ч] – [с] и дифференциация в слогах, словах, предложениях.

Дифференциация смешиваемых звуков

Уточнение артикуляции звуков [ч] – [щ] и дифференциация в слогах, словах, предложениях.

Дифференциация смешиваемых звуков

Уточнение артикуляции звуков [ч] – [ц] и дифференциация в слогах, словах, в предложениях.

Итоговое занятие

Автоматизация и дифференциация в речи поставленных звуков.

Комарова Валентина Викторовна
Индивидуальная рабочая программа по постановке звука [р] на логопедических занятиях

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 17»

Индивидуальная рабочая программа на логопедических занятиях

учитель-логопед : Комарова В. В

Абакан 2017

Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе следующих документов :

1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» .

2. Устава МБСКОУ «Школа № 17» .

3. Адаптированной образовательной программы начального образования».

Логопедическая работа в школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития ребенка с интеллектуальными нарушениями.

Организация учебной деятельности тесно связана с проблемой развития речи ребёнка. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Исходя из этого, логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

Особенности речевого развития ребенка

Состояние артикуляционного аппарата : Отклонений в строение артикуляционного аппарата нет. Подвижность достаточная,

Произношение : Нарушение произношения звука р .

Фонематический слух : не сформирован.

Словарный запас : беден, не выходит за пределы обиходной речи.

Грамматический строй речи : не сформирован.

Цели и задачи программы :

Цели программы :

1. Коррекция звукопроизношения путем взаимодействия мелкой моторики и речи у ребенка достижением правильного произношения звука [р] .

Задачи программы :

Осознано подходить к своему речевому дефекту, научится правильно произносить звук [р ] .

Достичь правильного произношения звука [р] путем взаимной деятельности педагога и ребенка, раскрытие коммуникативных навыков, определение необходимости самоконтроля для дальнейшей успешной деятельности.

Развитие мелкой моторики

Постановка звука [р] с опорой на зрительный и слуховой контроль.

Автоматизация и дифференциация звука [р] в самостоятельной речи.

Развитие внимания, памяти.

Развитие навыков самоконтроля.

Режим проведения занятий :

С 1 октября по 15 мая проводится коррекционно - логопедическая работа на индивидуальных занятиях 2 раза в неделю . Занятия проводятся в соответствии с расписанием, даты занятий фиксируются в журнале и могут варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей ребенка, особенностей их речевого дефекта. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, использование дидактического материала в соответствии с темой программы .

Устранение дефектов звукопроизношения (не имеет расчасовки; планируется параллельно с формированием фонематических процессов, с учетом динамики коррекции учащегося).

Предварительный этап

На этом этапе создаётся артикуляционная база для постановки звуков . Большое внимание уделяется развитию общей, ручной, речевой моторики, слухового восприятия, внимания, гнозиса, мнезиса. Проводится работа над правильным речевым дыханием, над формированием длительного плавного выдоха.

Этап постановки звуков

Развитие восприятия речи;

Формирование фонематического анализа;

Развитие артикуляторной моторики;

работа по непосредственной постановке звука .

Этап автоматизации звуков . На этом этапе проводится работа

По имитации слогов с отрабатываемым звуком (слоги без стечения согласных, со стечением согласных, слоги с переносом ударения;

Автоматизация звука в словах ;

Автоматизация звука в словосочетаниях , чистоговорках, в предложениях, связной речи.

Этап дифференциации звуков . Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях : развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.

Особое внимание уделяется дифференциации фонетически близких звуков : твёрдвх и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих, аффрикат и звуков , входящих в их состав. Последовательность дифференциации звуков следующая : б – п, д – т, г – к, з – с, ж – ш, с – ш, з – ж, ц – с, ч – т, ч – щ.

Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики на более высоком уровне (усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза ).

В структуру логопедического занятия входят :

Упражнения для развития артикуляционной моторики;

Упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

Дыхательная гимнастика;

Коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков ;

Формирование фонематических процессов;

Раздел Количество часов

Развитие подвижности артикуляционного аппарата.

Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. В течении года

Психомоторика Общая, ручная, пальчиковая, мимическая. В течении года

коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков ; В течении года

формирование фонематических процессов; В течении года

работа со словами , звуко- слоговой анализ слов ;

В течении года

-работа над предложением ;

Обогащение и активизация словарного запаса;

Развитие связной речи В течении года

Календарно-тематическое планирование

Тема, Цель занятия Предполагаемый результат каждого занятия Виды и способы деятельности Дата по факту Корректировка даты

1. «Развитие подвижности артикуляционного аппарата»

Цель : выработать необходимые артикуляционные движения и позы Развить точность артикуляционных движений, умение фиксировать правильное положение органов артикуляционного аппарата Упр. для губ : «Лягушка - хоботок» (с чередованием, «Бегемотик» (широко открыть рот)

Упр. для языка «Лопаточка» , «Щетка-сметка» , «Качели» , «Барабан» , «Маляр» , «Автомат» , «Змейка»

Упр. для мелкой моторики (пальчиковая гимнастика с использованием потешек, с частой сменой фигур)

Физминутка

2. «Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука [р] »

Цель : познакомить с правильным положением органов артикуляционного аппарата Правильное понимание ребенком положения органов артикуляции при произношении звука [р] - показ артикуляции перед зеркалом

Показ профиля данного звука

Показ положения языка кистью руки

Артикуляционная гимнастика

Упр. для развития мелкой моторики, составление из пальцев фигурок животных, сопровождая рифмовками «Крокодил» , «Кошка» и т. д.

Упражнение на развитие правильной воздушной струи «Фокус» .

3. «Постановка звука »

Цель : Поставить звук [л] Правильное произнесение изолированного звука [р] 1 способ постановки звука :

Вызывание звука[р] от упражнения «барабанщик» быстро произносим «д-д-д» , сильно выдыхая воздух последний раз.

2 способ :

- постановка звука [р] - произносить «жжжж» с открытым ртом и вращать руками перед грудью,вызывая звук р

3способ :

Механическая помощь при постановке звука : вызывать искусственное дрожание кончика языка при помощи зонда (зондозаменителя, при одновременном произношении звука д-д-д

Физминутка 2 – 3 раза

4. «Автоматизация поставленного звука в слогах »

Цель : автоматизировать поставленный звук в слогах , развивать чувство ритма и рифмы, развитие фонематического восприятия Добиться четкого произнесения звука в слогах , различение звука [р] в потоке звуков , слогов Закрепление произношения звука [р] в слогах .

Чистоговорки, гуделки, рифмовки, повторение за логопедом слоговых рядов .

Игровые приемы с пальчиками «Волшебная веревочка» , «Лабиринт» , «Три ступеньки»

«Поднять руку на заранее обусловленный звук , слог»

Физминутка 2-3 раза

5. «Автоматизация поставленного звука в словах »

Цель : автоматизировать поставленный звук в словах , развивать слуховое внимание и память, развитие фонематического восприятия Добиться четкого произнесения звука в словах , различение звука [р] в потоке слов . Повторение за логопедом трех слов (рак-трап-рог; рим-трам-кран; арка-арфа-марка., назови 4-5 слов по памяти;

По называемому слогу подобрать соответствующую картинку «Соотнеси картинку»

«Большой - маленький» (по картинке перечислить всех изображенных животных, от самого большого к самому маленькому и наоборот)

Пальчиковая игра «Изобрази животное»

Упр. на фонематическое восприятие «запомнить со слуха и повторить ряд слов в определенной последовательности»

- «Отхлопать ритмическую структуру слова»

- «Подобрать слово на заданный звук , слог»

Физминутка 2-3 раза

6. «Автоматизация поставленного звука в предложениях , тексте»

Цель : автоматизировать поставленный звук в предложениях , тексте, развитие фонематического восприятия, развивать мышление, внимание, память, воображение Добиться четкого произнесения звука в предложении и тексте, развитие психических процессов, различение звука [р] в предложениях - к слову – признаку подобрать картинку, четко выделяя звук [р] , произнести пары слов

Составить предложения в которых будет много звуков [р]

Игра «Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь» (составление рассказа по опорным словам)

Игра «Путаница» (в предложениях перепутаны слова, исправь ошибки и проговори предложения выделяя звук [р] )

Произношение звука [р] в пословицах , поговорках, скороговорках, стихах

Игры на развитие мелкой моторики с природным материалом «Украсим картинку»

Упр. на фонематическое восприятие «Пересказ маленьких текстов»

Физминутка 2-3 раза

7. «Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи»

Цель : закрепление звука [р] в речи Чистота и легкость произношения звука [р] в самостоятельной речи - составление рассказа по серии сюжетных картинок инсценировка сказок

Придумывание рассказа по началу

Упр. на развитие мелкой моторики «Путешествие» (ребенок катит рукой машинку по карте-маршруту, и на ходу придумывает сюжет по серии вопросов логопеда )

Отгадывание загадок

Рассказывание стихотворений

Физминутка 2-3 раза

Сроки проведения первичной и итоговой диагностики :

С учетом того, что коррекционная работа продолжается в течении одного учебного года, первичную диагностику мы проводим в начале учебного года, используя диагностическую карту, итоговая диагностика проводится в конце учебного года, используя диагностическую карту.

Материально-техническое обеспечение

1. Логопедия/ под ред . Л. С. Волковой

2. Т. Г. Филичева, Н. А. Чевелёва, Т. В. Чиркина. Основы логопедии .

3. Р. И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах.

6. Л. Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.

7. М. Ф. Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения.

8. Логопедическая гимнастика .

9. Е. Косинова. Пальчиковая гимнастика.

11. М. М. Безруких, С. П. Ефимова. Упражнения для занятий с детьми , имеющими трудности при обучению письму.

12. Н. И Соколенко дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей.

13. Сюжетные картинки по развитию речи 1 класс

План индивидуальной работы логопед составляет ежеднев­но на каждого ребенка с учетом структуры речевого дефекта.

Основные направления (задаги) работы угителя-логопеда с детьми:

1. Развитие артикуляционного аппарата:

Общая и специальная артикуляционная гимнастика, на­правленная на развитие подвижности губ, языка, мягкого неба;

Логопедический массаж (расслабляющий, активирующий, I лицевой мускулатуры, точечный).

2. Развитие физиологического дыхания с помощью специ­альных упражнений.

3. Развитие общей, тонкой моторики.

4. Развитие динамической стороны речи (темп, ритм, инто­нация).

6. Постановка и автоматизация звуков в слогах, словах, фразах, предложениях, связной речи.


Цели и задачи комплексной программы совпадают с основными задачами коррекционной программы.

Пользоваться регью как средством общения с детьми и взрос­лыми.

Занятия логопеда проводятся утром с подгруппой детей, которая комплектуется с учетом возраста, логопедического заключения (диагноза), особенностей характера, развития личности, сформированности психических функций, поведе­ния, внимания, состояния здоровья и т. д. Групп может быть от 2 до 4-х, возможно, будут такие дети, с которыми надо за­ниматься только индивидуально.

Распределение подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми (подготовительной к школе группы) на неделю.

Например: По результатам первичной диагностики скомп­лектованы 2 группы:

I подгруппа - дети 2-го года обучения;

II подгруппа - дети 1-го года обучения.

Возраст всех детей от 6 до 7 лет.

Диагноз: Тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития).

Напомним, что логопед в неделю проводит два тематиче­ских занятия:

Ознакомление с новой лексической темой;

Знакомство с новым звуком и буквой.



86_______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЩА ДОУ 1

Важно помнить, что с каждой группой отрабатывается одна | и та же тема «Весна», но игры, задания, речевой материал, 1 методики, технологии и способы подачи данной лексической 1 темы будут разными.

Например: с детьми с повышенной возбудимостью, исто- ] щаемостью и с несформированностью познавательной деятель­ности логопед использует разнообразие игровых моментов, необычность подачи материала (сюрпризы, появление сказоч- i ных героев), обеспечивает смену видов деятельности, прово­дит с детьми не одну физминутку, а две. Дети данной подгруп­пы не сидят за столами, они «путешествуют» по всей группе, выполняя разные задания. Возможно, что данную лексичес-кую тему логопед будет повторять с детьми еще раз, но в дру­гой форме, создавая другие ситуации, используя другие игро­вые приемы.



Готовясь к проведению подгрупповых занятий, логопед со-етавляег план-конспект, который поможет подобрать речевой и неречевой материал, создать ситуацию, которая подскажет детям, чем они сегодня будут заниматься.

Например: На столах вазочки с цветами: мать-и-мачеха, подснежники, фиалочки. На ковролине: деревья, зеленая трав­ка, цветы. Дети в облегченной одежде рассматривают цветок мать-и-мачеху. На деревьях птицы - грачи, около деревьев во­робьи, галки. На вопрос логопеда: Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим? - дети отвечают: «О цветах».

Ситуация, созданная логопедом подсказала детям тему за- 1 нятия. Они рассматривают цветы, составляют описательный рассказ, составляют букет из нарциссов, тюльпанов, гвоздик, роз, подбирают вазы и т. д.


Перспективное планирование логопед пишет 1 раз в квар­тал. План обсуждается и утверждается на медико-педагоги­ческом совещании:

сентябрь-октябрь-ноябрь - I период обучения; декабрь-январь-февраль - II период обучения; март-апрель-май - III период обучения.

Если логопед работает в июне, то план составляется только на один месяц.

Согласно «Типовому положению о дошкольном образова­тельном учреждении» (см. Приложение 2), в речевую группу зачисляются дети с 2 лет с алалией, дизартрией, ринолалией, заиканием, а также дети, имеющие лепетную речь или резко выраженное недоразвитие речи.

Данное планирование строится на понимании алалии как системного речевого расстройства, представляющего собой сложный комплекс дизонтогенеза, и включает в себя ряд раз­делов не только коррекционно-логопедической направленно­сти. Работа по коррекции системного речевого недоразвития не ограничивается стенами логопедического кабинета. Успеш­ное преодоление речевого дефекта возможно только при ус­ловии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего медико-психолого-педагогического коллектива (логопеда, невропатолога, психолога, воспитателей, музыкального руко­водителя, преподавателя физкультуры, врача ЛФК, массажис­та и, конечно же, родителей.

Каждый раздел раскрывается более подробно с учетом ре­ализуемых программ (комплексной и коррекционной), резуль­татов первичной диагностики детей, логопедического заклю­чения, возраста и периода обучения.



Например: один из разделов перспективного планирования.

Раздел: Развитие языкового анализа, синтеза, пред­ставлений (фонематического слогового анализа предложения).

Возраст: 6-7 лет.

Диагноз: Общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития.

I ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ) СЕНТЯБРЬ

Обследование фонематического восприятия (повтори, по­кажи).

Регевой материал:

па-ба ба-па том - дом

та-да да-то богка - погка

ка-га га-ка мишка - мышка

та-да-та да-та-да миска - мишка

ка-га-ка га-ка-га рожки - ложки

Обследование: Языковой анализ и синтез. Регевой материал:

Есть ли звук [М] в словах: дом, кот, мама, сук.
Инструкция:
Хлопни, если в слове услышишь звук [М].

Какой первый звук в слове: Аня, Оля, утка, Ира?

Какой звук в конце слова, в начале, в середине: дом, мак, лук?

Сколько звуков в слове: кот, каша, кошка?

Составь слово из слогов: па-па, ко-ра, лож-ка, со-ба-ка.

Составь слово из звуков: [Д], [О], [М], [К], [О], [Т], [В], [О]. [Д], [А], [Л], [О], [Д], [К], [А].

Начальные навыки чтения и письма.

ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ

1. Развития слухового внимания на материале нерегевых звуков (звучашие игрушки, хлопки, шум леса, улицы, действие взрослых с предметами и т. д.)

2. Знакомство с понятием «гласные звуки». Упражнять в пропевании звуков [А], [О], [У], [Э], [Ы], [И], использовать символы гласных звуков (по артикуляции):


90_______________ _______________ I

3. Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных звуков:
АУ. УА, АУА, АИУ.

Игры: «Путешествие в лес».

С помощью символов гласных звуков составь свою песенку:

л покажу символ звука, а ты назови звук: - звук У.

«Разберем картинки». Символы гласных звуков помогут нам выполнить задание правильно.

Символ: - А.

Картинки: аист, арбуз, автобус, апельсин. Символ: - У.

Картинки: улитка, ухо, удочка, утка и т. д.

«Прочитай». Символы:- ребенок назы- \

вает звуки: А У И.

Логопед предлагает назвать первый (последний) звуки.

4. Выделение гласного в нахале слова (Аня), в конце слова
(вода, игра, пила), в середине односложных слов (мак, дом, !
лук, кит).

Игры: «Разберем картинки» (звук А).

«Найди ошибки у Незнайки».

Картинки: игрушки, иголка, индюк, лук.

Ребенок убирает картинку «Лук» и объясняет почему.

5. Подбор слов на гласные звуки.

Игры: «Назови лишнее слово» (азбука, апельсин, жук, арбуз).

6. Знакомство с понятием «согласные звуки». Учить разли­
чать понятия «гласные звуки» и «согласные звуки». Гласные
звуки можно петь, они произносятся голосом, согласные про­
износятся отрывисто ([М], [П], [К]), иногда с участием голоса
([Б], [Д]...) а иногда тихо почти шепотом ([Ш], [П]...)

Согласные звуки: [М]-[М"] ; [Б]-[Б"], [Д]-[Д"]> [Н]-[Н"], [В]-[В"], [Г]-[Г], [П]-. [Т]-[Г], [Ф]-[Ф"], [К]-[К-]. [Х]-[Х"].

7. Выделение изугенных согласных звуков из слова (начало,
конец, середина). (Перечень см. п. 4.)


____________________ ВОПРОС 12 _____________________ 92

8. Знакомство с понятиями «звук» и «буква», «твердый со­гласный звук» и «мягкий согласный звук». Использовать сказки логопедического содержания. Например: «Сказка о Миле и Маше». (В сказке даются характеристики девочкам: Мила доб­рая, нежная, Маша упрямая, постоянно ссорится...)

9. Анализ обратных и прямых слогов с изугенными звуками (AM, MA, ОМ, МО).

10. Полный звуковой анализ и синтез односложных слов с
изугенными звуками
(дом, кот, мак). Работа со схемой:

Упражнять в умении придумывать слова к схемам, отби­рать картинки, рисовать предметы, названия которых соот­ветствуют схеме.

11. Знакомство с буквами А, О, У, Э, И, Ы, М, Б, Д, Н, В, Г, П, Т, Ф, К, X.

12. Выкладывание букв из деталей, палогек, нитогек, моза­ики, гтение прямых и обратных слогов с изугенными буквами (AM, MA, ТА, АП, УК).

II ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ, МАРТ)

Раздел:

Материал подбирается на основе промежуточной диагнос­тики детей, динамики развития каждого ребенка, реализуемых программ, с учетом постепенного усложнения.

1. Знакомство со звуками [С]-[С], -, [Ц], [Ш], [Ж],
[Щ], [Ч] и буквами С, 3, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч.

Важным моментом является то, что знакомство ребенка со звуками возможно только при условии чистого, без искаже­ния, произношения звука.

2. Обугение полному звуковому анализу слов типа: мама,
мука, коза, кошка (на материале изугенных звуков).


92________________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ _______________________

Методика фонематического анализа:

Выделение звука на фоне слова;

Определение места звука с слове;

Определение положения звука по отношению к другим ] звукам;

Определение последовательности звуков в слове;

Определение количества звуков в слове.

3. Обугение детей умению разлагать на слух твердые и
мягкие согласные {при составлении схемы слова)

обознагатъ твердые со-

гласные синим, а мягкие согласные зеленым цветом. Угить придумывать слова, отбирать картинки к предъявленным детям схемам.

4. Обугение детей умению преобразовывать слова путем
замены или добавления звука.
(Игры со словом: ребусы, крос­
сворды, шарады).

Например: Игра: «Как из слова КОСА сделать слово РОЗА» (путем замены по одной букве в слове):

КОСА - (с-з) - КОЗА (к-р) - РОЗА

ДОМ - (д-к) - КОМ (м-т) - КОТ

Слова подбираются заранее с учетом индивидуальных осо­бенностей развития и возможностей каждого ребенка.

5. Обугение детей умению делить слова на слоги, ввести 1
понятия «слог», «слог как гасть слова».

Познакомить с правилами определения, сколько слогов в слове:

а) сколько гласных в слове, сколько и слогов.

МАК - один гласный звук А, один слог: МАК. МАМА - два гласных звука А, два слога МА-МА.

б) по количеству хлопков при произношении слова. (Этот
прием использовать на начальном этапе ознакомления с по­
нятием качества слогов.)

6. Знакомство с понятием «предложение», составление гра-
фигеской схемы предложений без предлогов, а затем с просты­
ми предлогами.

Например: МАША РИСУЕТ ДОМ. Схема предложения:


______________________ ВОПРОС 12 _______________________ 93

7. Знакомство с элементарными правилами правописания:

Раздельное написание слов в предложении;

Точка в конце предложения;

Употребление заглавной буквы в начале предложения и в собственных именах;

Правила правописания буквы И после букв Ж, Ш.

8. Продолжение знакомства с буквами, обугение составле­нию слова из пройденных букв.

9. Обугение детей послоговому ътению слов.

III ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (АПРЕЛЬ, МАЙ, ИЮНЬ)

Раздел: Развитие языкового анализа, синтеза, пред­ставлений.

1. Знакомство со звуками [Й], [Л"], [Р], [Р"]. Знакомство с буквами Й, Л, Р, Ь, Я, Е, Ё, Ю.

2. Обугение детей звуковому анализу и синтезу слов из 3-6 звуков (дом, ваза, волк, собака) без наглядности, подбору слов по схемам, моделям.

Фоматический синтез:

Звуки произносятся логопедом с паузой и с учетом пос­ледовательности нахождения звуков в слове ([К], [О], [Т] - слово КОТ);

Более сложный вариант произнесения звуков в нарушен­ной последовательности ([Л], [К], [У] - слово ЛУК).

3. Закрепление навыков слогового анализа слов и анализа предложений.

4. Формирование навыка послогового слитного гтения слов, предложений, коротких текстов.

5. Знакомство с двумя способами обознагения мягкости со­гласных на письме:

а) с помощью мягкого знака в конце и в середине слов (конь,
коньки);

б) с помощью гласных И, Я, Е, Ё, Ю.



4____________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ

Таким образом логопед раскрывает все разделы перспек­тивного планирования.

Данные варианты перспективного планирования не явля­ются обязательными. Логопеды могут использовать эти мате­риалы для написания собственного планирования.


* Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методи­ческих рекомендаций.- СПб.: Детство-Пресс, 2000. (РГПУ им. А И Герце­на).


В настоящее время, пока проблема классификации далека от своего разрешения, целесообразно использовать многоуров­невое логопедическое заключение, считает Г. А. Волкова*.

Для подобного логопедического заключения необходимо учитывать три аспекта имеющихся классификаций и в каждом конкретном случае объединять их.

Медицинский аспект классификации предполагает учет того, какой из речевых анализаторов нарушен (речедвигатель-ный или речеслуховой), в каком отделе имеется нарушение (в центральном или периферическом), какова степень наруше­ния (функциональное или органическое расстройство), время наступления нарушения (до начала формирования речи, в про­цессе его или после того, как речь уже сформирована).

Логопедический аспект предполагает учет того, какое звено речевой системы нарушено: голос, ритм, темп речи, фонетический, фонематический, лексический, грамматический, семантический строй речи.

Психологический аспект предполагает учет того, в какой мере нарушена коммуникативная функция речи, какими лично­стными отклонениями сопровождается то или иное речевое на­рушение, каковы тенденции спонтанного развития расстройства, каков прогноз при том или другом виде речевого расстройства.

Наталья Андреянова
Планирование индивидуальной работы учителя-логопеда с детьми

Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям :

Артикуляционная гимнастика. Цель которой - выработать четкие и согласованные движения артикуляционного аппарата.

Развитие дыхания. Цель : выработать правильное речевое дыхание.

Звукопроизношение.

Пальчиковая гимнастика – улучшение координации пальцев рук.

Слоговая структура слова.

Развитие фонематического восприятия (1-й год обуч.) и подготовка к грамоте (2-й год обучения) – уточнение и закрепление материала с которым ребенок не справился на фронтальном занятии.

Закрепление словообразования.

Работа над связной речью .

Упражнения на развитие высших психических функций (внимание, память, мышление) или ориентировки в пространстве.

Планы индивидуальных занятий строятся на основании индивидуального образовательного маршрута.

Планирование индивидуального занятия строится в виде таблицы.

Примерное планирование индивидуального занятия .

2-й год обучения.

Октябрь. Тема «Овощи» , 2-я неделя.

Направления работы Октябрь , 2 неделя

Артикуляционная

Гимнастика Для свистящих звуков – отработка четкости артикуляционных движений

Звукопроизношение Лабиринт № 3

Пальчиковая гимнастика «Созрели овощи» , 94

Развитие дыхания «Большая тыква»

Слоговая структура

Слова «Один – пять» , 79

Грамота Д/И «Лунтик» (дифференц. зв.

[с] -[с"] Составление схем слов ГУСЬ, СЫР

Словообразование № 4 стр. 5 № 7 стр. 7 № 9 стр. 9

Развитие связной речи № 2 стр. 3 № 14 стр. 13

ВПФ, простран. ориентации № 13 стр. 12 № 16 стр. 14

*логопед отмечает качество выполнения каждого занятия условным знаком

Планирование строится на следующем материале :

Артикуляция и постановка звука.

1. Акименко В. М. Исправление звукопроизношения у детей : учебно-метод. пособие/В. А. Акименко. – Изд. 2-е – Ростоа н/Д : Феникс, 2209. – 110 с.:илл.

2. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика : Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2007. – 92 с.:илл.

Звукопроизношение.

1. Ткаченко Т. А. Логопедическая энциклопедия. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги» , 2008. – 248с.: илл. ; 32с. вкл. цв.

2. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Автоматизация звуков у детей : комплект из четырех альбомов/ Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. – Издательство ГНОМ и Д, 2006. – 216 с.: ил.

3. Сорокина Н. А. «Звуковые дорожки» для закрепления звуков у детей и взрослых. - М.: В. Секачев, 2014. (2 альбома)

4. Перегудова Т. С., Османова Г. А. Вводим звуки в речь : Картотека для автоматизации звуков. – СПб.: КАРО, 2010. (на все группы звуков) .

5. Батяева С. В. Логопедические пазлы. – ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС» , 2012.

6. Комарова Л. А. Автоматизациязвука в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. (на все группы звуков) .

7. Фадеева Ю. А, Пичугина Г. А. В мире слов, букв и звуков : Речевые игры на автоматизацию звуков. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64с.

8. Куликовская Т. А. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей : пособие для педагогов и родителей/ Т. А. Куликовская. – М.:: Издательство ГНОМ, 2012.

9. Трушина Л. П, Голомага Е. А., Дмитриева С. Г. Логопедические пазлы. – Издательство «Речь» . (на все звуки) .

Слоговая структура слова.

1. Четверушкина Н. С. Слоговая структура слова : Системный метод устранения нарушений. – М.: ООО «Национальный книжный центр» , 2011.

Развитие речевого дыхания.

1. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхыния детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

2. С. В. Леонова. Игротека речевых игр. Выпуск 12. Живые картинки. Игры на развитие речевого выдоха у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями.

Пальчиковая гимнастика.

1. Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики : Картотека пальчиковых игр. - СПб.: КАРО, 2010.

2. Османова Г. А. Превращение ладошки : Играем и развиваем мелкую моторику/ Г. А. Османова. – СПб.: КАРО, 2013.

3. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – Авт. -сост. О. А. Зажигина. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС» , 2013.

4. Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А., Жилина И. И. Игры с прищепками : творим и говорим. – М.: ТЦ Сфера, 2013.

Лексико-грамматические категории и связная речь.

1. Русланова Н. С. Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет – М.: АРКТИ. (на все лексические темы) .

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога с детьми 6–7 лет с нарушением зрения «Теремок» Конспект интегрированного занятия учителя – логопеда, учителя - дефектолога в подготовительной группе для детей с нарушением зрения. Сказка:.

Летний план работы учителя-логопеда Цель: Укрепление психо-физического здоровья детей Задачи: Продолжить закреплять правильное речевое развитие путём чтения.

Направления работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по обогащению глагольного словаря Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми.

Перспективное планирование работы учителя-логопеда в подготовительной к школе группе. I этап работы. 1. Развитие общих речевых навыков. 1. Вырабатывать четкие, координированные движения органов речевого аппарата. 2. Обучать.

План работы по самообразованию учителя-логопеда Тема: «Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» Цель: повышение своего теоретического.