» »

«Историческая тематика в творчестве Гоголя. Что написал Н. В. Гоголь? Список произведений. Русская литература Исторические произведения гоголя

26.06.2020

Николай Васильевич Гоголь - классик, известный каждому из нас со школьных времен. Это гениальный писатель и талантливый публицист, к чьему творчеству не ослабевает интерес по сей день. В этой статье мы обратимся к тому, что успел за свою недолгую жизнь написать Гоголь. Список произведений автора внушает уважение, рассмотрим же его более подробно.

О творчестве

Все творчество Николая Васильевича Гоголя представляет собой единое неразрывное целое, объединенное одними темами, мотивами и идеями. Живой яркий слог, неповторимая стилистика, знание характеров, встречающихся в русском народе, - вот чем так знаменит Гоголь. Список произведений автора очень разнообразен: здесь есть и зарисовки из жизни хуторян, и описания помещиков с их пороками, широко представлены характеры крепостных, показана жизнь столицы и уездного городка. Поистине Гоголь описывает всю картину русской действительности своего времени, не делая различий между сословиями и географическим положением.

Гоголь: список произведений

Перечислим главные произведения писателя. Для удобства рассказы объединены в циклы:

  • цикл «Миргород», куда входит и повесть «Тарас Бульба»;
  • «Петербургские повести» включают в себя рассказ «Шинель»;
  • цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки», куда входит одно из известнейших произведений Гоголя - «Ночь перед Рождеством»;
  • пьеса «Ревизор»;
  • цикл «Арабески», разительно выделяющийся на фоне всего написанного автором, так как сочетает в себе публицистику и художественность;
  • поэма «Мертвые души».

Теперь более подробно разберем ключевые произведения в творчестве писателя.

Цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Этот цикл стал Николая Васильевича и выходил в двух частях. Первая была опубликована в 1831-м, а вторая только через год.

В рассказах этого сборника описываются истории из жизни хуторян, произошедшие в разные временные отрезки, например, действие «Майской ночи» происходит в XVIII веке, а «Страшной мести» - в XVII. Объединены все произведения образом рассказчика - дядьки Фомы Григорьевича, который пересказывает услышанные им когда-то истории.

Самой известной повестью этого цикла является «Ночь перед Рождеством», написанная в 1830 году. Действия ее происходят во времена правления Екатерины II на Украине, в селе Диканька. Повесть полностью выдержана в романтической традиции с ее мистическими элементами и необычайными ситуациями.

«Ревизор»

Данная пьеса считается самым известным произведением Гоголя. Связано это с тем, что с того момента, как она впервые была поставлена в театре (1836 г.), она и по сей день не сходит с театральных подмостков не только в нашей стране, но и за рубежом. Это произведение стало отражением пороков, произвола и ограниченности уездных чиновников. Именно такими видел провинциальные городки Гоголь. Список произведений автора невозможно составить, не упомянув эту пьесу.

Несмотря на социально-нравственный подтекст и критику самовластия, которые хорошо угадываются под покровом юмора, пьесу не запретили ни при жизни самого автора, ни позднее. А ее успех можно объяснить тем, что Гоголю удалось необычайно точно и метко изобразить порочных представителей своего времени, которые, к сожалению, встречаются и сегодня.

«Петербургские повести»

Повести Гоголя, вошедшие в этот сборник, были написаны в разное время - примерно с 30-х по 40-е годы XIX века. Объединяет же их общее место действия - Петербург. Уникальность этого сборника состоит в том, что все рассказы, вошедшие в него, написаны в духе фантастического реализма. Именно Гоголю удалось развить этот метод и так блестяще воплотить его в своем цикле.

Что же такое Это метод, который позволяет использовать в изображении действительности приемы гротеска и фантастики, сохраняя злободневность и узнаваемость образов. Так, несмотря на абсурдность происходящего, читатель легко узнает в образе вымышленного Петербурга черты настоящей Северной Пальмиры.

Кроме того, так или иначе, героем каждого произведения цикла является и сам город. Петербург в представлении Гоголя выступает как сила, уничтожающая человека. Это разрушение может происходить на физическом или духовном уровне. Человек может погибнуть, может утратить свою индивидуальность и превратиться в простого обывателя.

«Шинель»

Это произведение входит в сборник «Петербургские повести». В центре повествования на сей раз оказывается Акакий Акакиевич Башмачкин, мелкий чиновник. О жизни и мечте «маленького человека» рассказывает в этом произведении Н. В. Гоголь. Шинель - вот предел желаний главного героя. Но постепенно эта вещь разрастается, становится больше самого персонажа и в конечном счете поглощает его.

Между Башмачкиным и шинелью образуется некая мистическая связь. Герой словно отдает часть своей души этому предмету гардероба. Именно поэтому Акакий Акакиевич погибает через несколько дней после исчезновения шинели. Ведь вместе с ней он утратил и часть себя.

Основной проблематикой рассказа является пагубная зависимость людей от вещей. Предмет стал определяющим фактором суждения о человеке, а не его личность - вот в чем ужас окружающей действительности, по мнению Гоголя.

Поэма «Мертвые души»

Изначально поэма по замыслу автора должна была делиться на три части. В первой описывается своеобразный «ад» действительности. Во второй - «чистилище», когда герой должен был осознать свои прегрешения и ступить на путь раскаяния. В третьей - «рай», перерождение персонажа.

В центре повествования оказывается бывший таможенный чиновник Павел Иванович Чичиков. Этот господин всю свою жизнь мечтал только об одном - заработать состояние. И теперь, чтобы осуществить свою мечту, он пустился в авантюру. Смысл ее заключался в скупке умерших крестьян, числящихся по последней переписи живыми. Заполучив определенное число таких душ, он мог бы взять взаем у государства приличную сумму и уехать с ней куда-нибудь в теплые края.

О том, какие приключения ждут Чичикова, и рассказывает первый и единственный том «Мертвых душ».

Исторической теме полностью посвящена повесть «Тарас Бульба». В «Вечерах...» есть исторические мотивы - описания полёта Вакулы в Петербург времён Екатерины II, но в целом назвать «Вечера...» произведением на историческую тему было бы неправильно.
«Тарас Бульба» входит в сборник, написанный Гоголем вслед за «Вечерами...». - «Миргород» (1835).
В начале XIX века европейского и русского читателя поразили романы Вальтера Скотта. Русское общество сомневалось: возможно ли создать подобное произведение на материале русской истории? Гоголь доказал, что это возможно, но не стал вторым Вальтером Скоттом: он создал уникальное произведение на историческом материале.
Н.В. Гоголь в период работы над повестью серьёзно занимался историей, читал летописи и исторические акты. Но в повести он не описывал конкретных исторических событий и боёв, в которых участвовали казаки в XV-XV1I веках. Ему важно было другое: передать живой дух того мятежного времени, как передавали этот дух народные песни, исполняемые путешествующими по Украине бандуристами. В статье «О малороссийских песнях» (опубликована в «Арабесках») Гоголь писал: «Историк не должен искать в них показания дня и числа битвы или точного объяснения места, верной реляции: в этом отношении немногие песни помогут ему. Но когда он захочет узнать верный быт, стихии характера, все изгибы и оттенки чувств, волнений, страданий, веселий изображаемого народа, когда захочет испытать дух минувшего века... тогда он будет удовлетворён вполне; история народа разоблачится перед ним в ясном величии».
Одно из старинных значений существительного «сечь» - засека, завал из деревьев, который служил в качестве укрепления. От названия такого укрепления произошло название центра организации украинских казаков: Запорожская Сечь. Главное укрепление казаков располагалось за днепровскими порогами, часто на острове Хортица, который сейчас находится в черте города Запорожье. Остров большой по площади, берега его скалистые, обрывистые, в некоторых местах высотой около сорока метров. Хортица была центром казачества.
Запорожская Сечь - это организация украинских казаков, которая возникла в XVI веке. Когда татары разорили Киевскую Русь, северные территории стали объединяться под властью московских князей. Киевские и черниговские князья были убиты в жестоких схватках, и центральные земли бывшей Киевской Руси остались без власти. Татары продолжали разорять богатые земли, позже к ним присоединились Османская империя, Великое княжество Литовское, затем Польша. Жители, населявшие эти земли, в отличие от татар, турок-мусульман и поляков-католиков, исповедовали православие. Они стремились к объединению и защите своей земли от набегов хищных соседей. В этой борьбе на центральных землях бывшей Киевской Руси складывалась украинская народность.
Запорожская Сечь не была организацией государственной. Она создавалась ради военных целей. До 1654 года, то есть до воссоединения Украины с Россией, Сечь была казачьей «республикой»: главные вопросы решала сечевая рада. Сечь возглавлялась кошевым атаманом и делилась на курени (курень- войскевое подразделение и его жилое помещение). В разные времена насчитывалось до тридцати восьми куреней.
Сечь вела войну с Крымским ханом, Османской империей и польско-украинскими властями.
Народный характер повести проявился в том, что темой её стала история козака Тараса Бульбы и его сыновей; многие сцены повести близки по содержанию украинским народным историческим песням; герои повести - козаки, которые защищают независимость родной земли от польского владычества.
При чтении некоторых эпизодов (описания битв) складывается впечатление, что перед нами не прозаический текст, а героическая песня, которую исполняют народные сказители.
Гоголь создаёт образ повествователя - сказителя, который словно переживает вместе с героями все изменения в ходе битвы и от имени которого звучат сожаления и восклицания: «Козаки, козаки! не выдавайте лучшего цвета вашего войска!» Неправильно было бы считать эти строки высказываниями от имени автора.
Гоголь придаёт героям-запорожцам сходство с былинными богатырями: козаки бьются за родную землю, за христианскую веру, и автор описывает их подвиги в былинном стиле: «Как градом выбивает вдруг всю ниву, где, что полновесный червонец, красовался всякий колос, так их выбило и положило»; «Там, где прошли незамайновцы - так там и улица, где поворотились - так уж там и переулок! Так и видно, как редели ряды и снопами валились ляхи!»; «И уж так-то рубились они! И наплечники, и зерцала погнулись у обоих от ударов».
Фольклорный характер придаёт сцене второго боя троекратное восклицание Тараса Бульбы, наказного атамана: «Есть ещё порох в пороховницах? Не ослабела ли козацкая сила? Не гнутся ли козаки?» Отвечают ему козаки: «Есть ещё, батько, порох в пороховницах».
«Терпи, козак,- атаманом будешь!»- эти слова Тарас Бульба обращает к Андрию, который «заметно скучал» во время осады города Дубно.
«Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?»- говорит Тарас Андрию, предавшему Козаков.
Все эти выражения в наше время стали афоризмами. Первое мы произносим, когда говорим о высоком моральном духе людей; второе - когда призываем кого-либо потерпеть немного ради достижения большой цели; третье мы обратим к предателю, которому не помогли его новые покровители.
Тарас Бульба- главный герой повести. Автор так его описывает Тараса: «Бульба вскочил на своего Чёрта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Бульба был чрезвычайно тяжёл и толст». Он козак, но не простой козак, а полковник: «Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Тогда влияние Польши начинало уже оказываться на русском дворянстве. Многие перенимали уже польские обычаи, заводили роскошь, великолепные прислуги, соколов, ловчих, обеды, дворы. Тарасу было это не по сердцу. Он любил простую жизнь Козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Неугомонный вечно,"он считал себя законным защитником православия».
В начале мы встречаем его на собственном хуторе, где он живёт в доме с женой и слугами. Дом его простой, убранный «во вкусе того времени». Однако большую часть своей жизни Тарас Бульба проводит на Сечи или в военных походах на турок и поляков. Жену он называет словом «стара» и с презрением относится ко всяким проявлениям чувств, кроме храбрости и удали. Он говорит сыновьям: «Ваша нежба- чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! Видите вот эту саблю! вот ваша матерь!»
Тарас Бульба чувствует себя вольным козаком и ведёт себя так, как диктуют ему представления о вольной жизни: напившись, бьёт в доме посуду; не подумав о жене, решает на следующий же день после прибытия сыновей везти их на Сечь; по своему желанию без нужды начинает подбивать ко-заков на поход

Какие произведения Гоголя посвящены историческим темам? Сам Гоголь внимательно изучал историю, читал лекции по истории. Рас­скажите об одном из произведений писателя, связанных тематиче­ски с историей Украины или России.

Ответ

Исторической теме полностью посвящена повесть «Та­рас Бульба». В «Вечерах…» есть исторические мотивы — описания полёта Вакулы в Петербург времён Екатерины II, но в целом назвать «Вечера…» произведением на историческую тему было бы неправильно.

«Тарас Бульба» входит в сборник, написанный Гоголем вслед за «Вечерами…». — «Миргород» (1835).

В начале XIX века европейского и русского читателя пора­зили романы Вальтера Скотта. Русское общество сомневалось: возможно ли создать подобное произведение на материале русской истории? Гоголь доказал, что это возможно, но не стал вторым Вальтером Скоттом: он создал уникальное про­изведение на историческом материале.

Н.В. Гоголь в период работы над повестью серьёзно зани­мался историей. читал летописи и исторические акты. Но в повести он не описывал конкретных исторических событий и боёв. в которых участвовали казаки в XV-XVII веках. Ему важно было другое: передать живой дух того мятежного вре­мени, как передавали этот дух народные песни, исполняемые путешествующими по Украине бандуристами. В статье «О малороссийских песнях» (опубликована в «Арабесках») Го­голь писал: «Историк нс должен искать в них показания дня и числа битвы или точного объяснения места, верной реляции: в этом отношении немногие песни помогут ему. Но когда он за­хочет узнать верный быт, стихии характера, все изгибы и от­тенки чувств, волнений, страданий, веселий изображаемого народа, когда захочет испытать дух минувшего века… тогда он будет удовлетворён вполне; история народа разоблачится перед ним в ясном величии».

Одно из старинных значений существительного «сечь» — засека, завал из деревьев, который служил в качестве укрепления. От названия такого укрепления произошло название цен­тра организации украинских казаков: Запорожская Сечь. Главное укрепление казаков располагалось за днепровскими порогами, часто на острове Хортица, который сейчас находит­ся в черте города Запорожье. Остров большой по площади, берега его скалистые, обрывистые, в некоторых местах высо­той около сорока метров. Хортица была центром казачества.

Запорожская Сечь — это организация украинских казаков, которая возникла в XVI веке. Когда татары разорили Киев­скую Русь, северные территории стали объединяться под вла­стью московских князей. Киевские и черниговские князья бы­ли убиты в жестоких схватках, и центральные земли бывшей Киевской Руси остались без власти. Татары продолжали разо­рять богатые земли, позже к ним присоединились Османская империя, Великое княжество Литовское, затем Польша. Жите­ли, населявшие эти земли, в отличие от татар, турок­-мусульман и поляков-католиков, исповедовали православие. Они стремились к объединению и защите своей земли от на­бегов хищных соседей. В этой борьбе на центральных землях бывшей Киевской Руси складывалась украинская народность.

Запорожская Сечь не была организацией государственной. Она создавалась ради военных целей. До 1654 года, то есть до воссоединения Украины с Россией, Сечь была казачьей «рес­публикой»: главные вопросы решала сечевая рада. Сечь возглавлялась кошевым атаманом и делилась на курени (ку­рень — войсковое подразделение и его жилое помещение). В разные времена насчитывалось до тридцати восьми куреней. Сечь вела войну с Крымским ханом, Османской империей и польско-украинскими властями.

Народный характер повести проявился в том, что темой её стала история козака Тараса Бульбы и его сыновей; многие сце­ны повести близки по содержанию украинским народным исто­рическим песням; герои повести — козаки, которые защищают независимость родной земли от Польскоrо владычества.

При чтении некоторых эпизодов (описания битв) склады­вается впечатление, что перед нами не прозаический текст, а героическая песня, которую исполняют народные сказители.

Гоголь создаёт образ повествователя — сказителя, кото­рый словно переживает вместе с героями все изменения в ходе битвы и от имени которого звучат сожаления и восклицания: «Козаки, казаки! не выдавайте лучшего цвета вашего войска!» Неправильно было бы считать эти строки высказываниями от имени автора.

Гоголь придаёт героям-запорожцам сходство с былинны­ми богатырями: казаки бьются за родную землю, за христиан­скую веру, и автор описывает их подвиги в былинном стиле: «Как градом выбивает вдруг всю ниву, где, что полновесный червонец, красовался всякий колос, так их выбило и положи­ло»; «Там, rде прошли незамайновцы — так там и улица, где поворотились — так уж там и переулок! Так и видно, как ре­дели ряды и снопами валились ляхи!»; «И уж так-то рубились они! И наплечники, и зерцала погнулись у обоих от ударов».

Фольклорный характер придаёт сцене второго боя трое­кратное восклицание Тараса Бульбы, наказного атамана: «Есть ещё порох в пороховницах? Не ослабела ли казацкая сила? Не гнутся ли казаки?» Отвечают ему казаки: «Есть ещё, батька. порох в пороховницах».

«Терпи, козак, — атаманом будешь!» — эти слова Тарас Бульба обращает к Андрию, который «заметно скучал» во время осады города Дубна.

«Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?» — говорит Тарас Андрию, предавшему казаков.

Все эти выражения в наше время стали афоризмами. Пер­вое мы произносим, когда говорим о высоком моральном духе людей; второе — когда призываем кого-либо потерпеть не­много ради достижения большой цели; третье мы обратим к предателю, которому не помогли его новые покровители.

Тарас Бульба — главный герой повести. Автор так его описывает Тараса: «Бульба вскочил на своего Чёрта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Бульба был чрезвычайно тяжёл и толст». Он казак, но не простой казак, а полковник: «Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нра­ва. Тогда влияние Польши начинало уже оказываться на русском дворянстве. Многие перенимали уже польские обычаи, заводили роскошь, великолепные прислуги, соколов, ловчих, обеды, дворы. Тарасу было это не по сердцу. Он любил про­стую жизнь казаков и перессорился с теми из своих товари­щей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Неугомонный вечно;он считал себя законным защитником православия».

В начале мы встречаем его на собственном хуторе, где он живёт в доме с женой и слугами. Дом его простой, убранный «во вкусе того времени». Однако большую часть своей жизни Тарас Бульба проводит на Сечи или в военных походах на ту­рок и поляков. Жену он называет словом «стара» и с презре­нием относится ко всяким проявлениям чувств, кроме храбро­сти и удали. Он говорит сыновьям: «Ваша нежба — чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! Видите вот эту саблю! вот ваша матерь!»

Тарас Бульба чувствует себя вольным казаком и ведёт се­бя так, как диктуют ему представления о вольной жизни: на­пившись, бьёт в доме посуду; не подумав о жене, решает на следующий же день после прибытия сыновей везти их на Сечь; по своему желанию без нужды начинает подбивать ка­заков на поход.

Главные ценности в его жизни — это борьба за христиан­скую веру и товарищество, самая высшая оценка — «добрый козак». Своё отношение к сыновьям он выстраивает на этой основе: действиями Остапа, избранного куренным атаманом, он восхищается, а предавшего козаков Андрия убивает.

Козаки ценят Тараса, уважают его как полководца и после разделения козацкого войска выбирают его «наказным атаманом». Ярче всего проявляется характер и взгляды Тараса, ко­гда он перед боем говорит речь о товариществе, когда ободря­ет козаков на битву и спешит на помощь своему сыну Остапу. В трагический момент казни Остапа он находит возможность помочь ему, поднять его дух, ответив ему: «Слышу!» И тогда, когда поляки решают сжечь его, он пытается помочь своим выбравшимся из окружения товарищам, крича, чтобы они брали челны и спасались от погони.

Рассказывая о жизни и гибели Тараса Бульбы, автор рас­крывает главную свою мысль: именно такие люди отстояли независимость русской земли, и главной их силой была лю­бовь к своей земле и вера в товарищество, братство козаков.

Остап и Андрей — два сына Тараса Бульбы. С каждым эпизодом их характеры прорисовываются всё ярче, и мы ви­дим разницу между сыновьями, которую не замечали раньше.

Антитеза — основной композиционный приём «Тараса Бульбы». Сначала автор противопоставляет долю несчастной женщины и жестокий век, который формирует грубые харак­теры мужчин, при этом братья описываются почти одинаково, лишь чуть-чуть намечается разница их характеров. Во второй главе эта разница проявляется с ещё большей силой при опи­сании жизни братьев в бурсе. Бурса — название духовного училища или духовной семинарии. Выпускники бурсы обычно становились священниками. Гоголь не делает на этом акцент, но мы помним, что основной предмет, который изучался в бурсе, — это Закон Божий.

Автор рассказывает нам о братьях с точки зрения Тараса Бульбы. Отец гордится старшим сыном. «Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вер­шить ратные дела». Хладнокровие, уверенность, осмотритель­ность, наклонности вождя — вот качества, проявлению кото­рых радуется Тарас. Остап словно сливается с массой запорожцев, выделяясь из неё лишь высокой степенью ува­жаемых казаками качеств.

Безумная отвага Андрия противопоставляется хладнокро­вию и разумным действиям брата. Это человек стихии; для не­го война полна «очаровательной музыки пуль и мечей», он на­ходится под обаянием романтического ореола борьбы за правое дело и, вероятно, не осознаёт, что сеет смерть.

Очень важно понять, что склонность к самоанализу, к размышлению над своими чувствами, над мотивами собст­венных поступков — это во многом достижение XIX и ХХ веков. В наше время люди долго и сознательно развива­ют в себе умение понимать самого себя, управлять своими чувствами. Во времена, описываемые в повести, люди не анализировали свои чувства: луч разума был направлен во­вне, как, например, у Остапа, а не вовнутрь. Не человек вла­дел своим чувством, но чувство владело человеком, захваты­вало его полностью. Человек становился словно рабом своего порыва, не понимая, что заставило его изменить своё поведение.

Остапа держало его хладнокровие и традиция. Андрий не был хладнокровным: его эмоциональность, вспыльчивость, взрывной, холерический темперамент, как сказали бы психо­логи, диктовал ему другую линию поведения.

Когда войско облегло город и началась длительная осада, татарка передаёт просьбу панночки о куске хлеба для старой матери: «…потому что я не хочу видеть, как при мне умрёт мать. Пусть лучше я прежде, а она после меня».

Сострадание, сочувствие, жалость, любовь — те чувства, которые благословляются Евангелием. Андрий клянётся свя­тым крестом в том, что не выдаст тайну существования под­земного хода.

За что воевали запорожцы? — сложный вопрос.

Вспомним слова одного из козаков-вестников: «Такая пора теперь завелась, что уже церкви святые теперь не наши». Запо­рожцы шли на Польшу, чтобы «отомстить за всё зло и посрам­ленье веры и козацкой славы, набрать добычи с городов, пус­тить пожар по деревням и хлебам и пустить далеко по степи о себе славу». Главная заповедь Христа — «не убий», Господь учит милосердию и состраданию. Война поворачивается к Анд­рию не романтической, а жестокой, хищнической стороной.

Андрий видит беспечно спящих запорожцев, что съели за раз такое количество каши, которой хватило бы «на добрых три раза», и людей, умирающих от голодной смерти. И воз­мущение, протест против этой стороны войны заполняет его сердце. Как раньше его целиком· охватывало опьянение боем, так теперь его душу захватывает сострадание, жалость и лю­бовь. Картина мира в сознании героя полностью изменилась. Андрий, как в бою, не может остановиться, чтобы разобраться в том, что он испытывает, и весь поток его переживаний и ощущений выливается в готовую, знакомую форму — форму любовной страсти.

Когда Тарас убивает Андрия, тот стоит перед отцом не шелохнувшись. Что происходит в его душе? Две противопо­ложные картины мира — с абсолютно разными, несовмести­мыми ценностями — стоят у него перед глазами. Выбрать первую он уже не может, выбрать вторую — значит поднять руку на отца, но сделать этого Андрий не может тоже и уми­рает от его руки.

Интересно высказывание В.Г. Белинского о «Тарасе Буль­бе». Критик назвал повесть Гоголя «поэмой о любви к роди­не». Это, безусловно, так, но надо понимать, что любовь к ро­дине в разное историческое время приобретает разные формы.

Когда-то это — война и битвы, когда-то это — мирное строительство, развитие экономики, совершенствование государственного устройства, развитие искусств.

Описание видеоурока

Николай Васильевич родился на Украине 20 марта 1809 года в селе Сорочинцы Миргородского уезда. Николаем его назвали в честь чудотворной иконы Святителя Николая. Так как первые двое детей родились мертвыми, мать, Мария Ивановна, выданная замуж в 14 лет, молила Бога о здоровом ребенке. Николай с детства был очень слабым. Всю жизнь он боялся, что его похоронят во время летаргического сна. С 1821-го года Николай учился в нежинской гимназии высших наук. Мама, писавшая ему письма, часто пересказывала в них украинские предания. Их юный Гоголь переписывал в «Книгу всяких всячин». Позже, в 1831 году, писатель опубликовал в Петербурге сборник повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», который и прославил его.

Но путь к славе был нелегким. После окончания в 1828 году гимназии, где Николай организовал театр, был автором студенческих пьес и главным комедийным героем, он с другом отправился покорять Петербург. Все его мечты были разбиты: Николая ждала служба простого чиновника - писца бумаг. Так возник образ Акакия Акакиевича Башмачкина, трагической маленькой личности в повести «Шинель». Она была опубликована позднее, в 1841 году, в сборнике «Невский проспект», а ранее, в 1835-ом, вышел сборник «Миргород». Самым удивительным произведением стала повесть «Тарас Бульба». Историческое прошлое всегда интересовало Гоголя. Некоторое время он даже преподавал историю в Патриотическом институте. С детства одаренный артистическим талантом, писал пьесы, сам играл главные роли, создавал исторические образы. Но особенно ему давались, по мнению современников, смешные.

Вот перед нами Тарас Бульба , исторический образ эпохи постоянных опасностей:

«Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников; когда, лишившись дома и кровли, стал здесь отважен человек».

Это патриот, беззаветно любящий свою Родину, Запорожская Сечь для него - протест против национального гнета, возможность проявления свободолюбивого духа. Запорожская Сечь - военная республика, расположенная за днепровскими порогами, из вольных людей, бежавших от гнета крепостничества и в течение нескольких веков защищавших Россию от врагов. Поэтому именно сюда поехал Тарас Бульба, где нужна была помощь не только в защите Отечества, но и в утверждении православной веры.

Много испытаний пришлось пережить главному герою: предательство младшего сына и казнь старшего. Андрия отец убивает со словами: «Я тебя породил, я тебя и убью». Он не может простить любимому сыну измену Родине ради любви к польской девушке. Чувство товарищества свято для героя:

«Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному — помногу пропадать на чужбине; видишь — и там люди! Также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдёт до того, чтобы поведать сердечное слово, — видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те!
Нет, братцы, так любить, как русская душа, — любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе…
- Нет, так любить никто не может!»

Как отец и товарищ Тарас Бульба поддерживает Остапа во время казни одобрительными словами. Привязанный к дереву, пожираемый огнем, он думает только о своих товарищах, пытаясь докричаться до них, сказать безопасный путь.

В своей повести Николай Васильевич Гоголь представил яркие характеры, воплощающие самые сильные национальные черты. Писатель не стремился к описанию правдоподобной истории, для него главное — создать обобщенный образ народных героев освободительного движения на Украине. Выразителями патриотизма являются Тарас Бульба, Остап и другие запорожцы — свободные и мужественные люди, которых объединяет любовь, верность Родине и чувство товарищества.

В последние годы Николай Васильевич Гоголь жил большей частью за границей из-за плохого здоровья, но при первой возможности возвращался на Родину. Больной, состарившийся, он умер 17 февраля 1852 года, причина смерти до сих пор неизвестна. «Знаю , — говорил великий писатель, — что мое имя после меня будет счастливее меня».