» »

Итальянский психолог менегетти. Антонио менегетти. Кто такой лидер

27.12.2023

Антонио Менегетти

Введение в онтопсихологию

© 1992, Psicologica Editrice di T. Meneghetti Viale delle Medaglie d’Oro, 428 00136, Roma

© БФ «Онтопсихология», 1993, 2004, 2007

© НФ «Антонио Менегетти», 2015

* * *

Предисловие

Перед Вами второе издание книги, которая на протяжении многих лет с момента ее выхода в свет является ценным инструментом для изучения основ науки онтопсихологии.

В книгу вошли материалы лекций, прочитанных профессором Антонио Менегетти в бывшем Советском Союзе в 1990 году перед аудиторией психологов, которые впервые знакомились с теорией онто психологии. В дальнейшем совместная работа профессора Менегетти и русских психологов привела к осуществлению ряда международных проектов. Результатом этой продолжительной и плодотворной деятельности стало открытие в 2004 г. кафедры онто пси хо логии в Санкт-Петербургском государственном университете.

Сегодня онто пси хо логию изучают как специальность, как область знаний, применяемую в разных сферах человеческой деятельности – бизнесе, праве, медицине, педагогике, искусстве.

Книга «Введение в онто пси хо логию» предлагает практический подход к пониманию базовых понятий онто пси хо логии, таких как Ин-се человека, семантическое поле, константа «Н», психосоматика, негативная психология, и может послужить началом для изучения онто пси хо логии как науки. Более детально эти темы рассматриваются в других работах профессора Менегетти, многие из которых изданы на русском языке, – «Проект «Человек»», «Психосоматика», «Ин-се человека», «Монитор отклонения в человеческой психике», «Онто пси хо логия: практика и метафизика психотерапии» и др.

Глава первая

Только точность познания может гарантировать качество и результат психотерапии

Что такое психология?

На первый взгляд она не относится к точным наукам. Однако благодаря методу, открытому онто психо логической школой, именно психология способна стать критерием точности других наук.

От Аристотеля, Декарта, Канта и до наших дней обсуждается, насколько точно человек может познать самого себя и окружающий мир. В математике и физике несложно прийти к общему критерию, поскольку цель этих наук – фиксировать данные, полученные в процессе познания (в той степени, в какой эти данные доступны человеку). Но что может гарантировать точность научного критерия в гуманитарных науках, таких как философия, психология, социология, а так же в объяснении явлений, которые мы приписываем к разряду паранормальных, духовно-религиозных и мифологических.

Заниматься психологией – значит уметь познавать и создавать человека. Знание, не имеющее реальной силы, не подкрепленное точным результатом, бессмысленно. Мнение допустимо в философии, социологии и политике, но в психологии что есть, то есть, а чего нет, того нет.

Уже более ста лет в разных частях света научная психология развивается как прикладная. Однако, несмотря на ее эволюцию, сегодня все еще остаются непознанными многие аспекты спонтанной психологии, психологии «вуду», всего того, что относится к области парапсихологии, как, например, явление чуда в религиозном понимании.

Заниматься психологией – значит знать внутрисущностное самодвижение психической деятельности, за любым явлением обнаруживать с максимальной точностью очевидную причину, обуславливающую определенное следствие в поведении человека. Например, какая внутренняя причина вызывает состояние тревоги, или раковую опухоль, или неудовлетворенность в реализации собственных целей?

Обширная область психосоматики все еще приводит в замешательство, удивляет большую часть исследователей в сфере медицины и психологии. Для онтопсихологической школы способность понимать суть всей психосоматической феноменологии и разрешать связанные с ней проблемы уже является нормой.

Здесь было бы интересно дать описание различных научных исследований за последние сто лет, однако, резюмируя сказанное, я собираюсь перейти к первому фундаментальному вопросу данного цикла лекций.


В чем основная ошибка, порождающая все проблемы психологической науки?

Такая ошибка существует, так как все мы видим ее следствия как в жизни отдельного человека, так и в жизни общества в целом. Кропотливые и длительные исследования не имеют точки отсчета: ошибка все очевидней и все ощутимее потребность в исследовании с подлинно научной точностью.

Источник ошибки всей психологической науки и гуманитарных исследований заключается в отсутствии точности познания. Практически ни у кого из людей, рассуждающих, сопоставляющих и познающих, сознание не отражает реальности бытия. Как же тогда заниматься наукой, если сознание не соответствует реальности?

Первый основной вывод, к которому я пришел в ходе собственных научных исследований, можно сформулировать следующим образом: сознание исследователя, ученого, как и любого другого человека, неточно отражает реальность. Человек создан определенным образом, но представляет себя, думает о себе, отражает себя не таким, каким является на самом деле. В этом случае то, как человек себя представляет, нефункционально для его реального существования.

Представим себе, что сознание – это зеркало: тогда действие «Я» подобно функции зеркала, которое отражает реальное действие объекта, создавая образ. Однако на самом деле происходит постоянное искажение: сознание, которое должно было бы служить зеркалом бытия, не воспроизводит происходящее таким, каким оно является в действительности. Это был первый важный вывод моих научных исследований.

Я пришел к заключению, что природа посылает нам огромное количество данных, проецируя их в виде кодов. Это своего рода текст, состоящий из эмоций, биологических, химических реакций, внутренних переживаний. Другими словами, человек устроен таким образом, что из тех сигналов, которые в изобилии посылает ему природа, его сознание способно уловить лишь некоторые из них, да и те в искаженном виде: сознание не умеет правильно понять зов инстинкта .

Индивидуальная экзистенциальная организация, в моей терминологии «организмическое», находится в постоянном самодвижении, раскрывается, передает информацию, открыто выражает свои потребности, но сознание не воспринимает эти сигналы. Мы склонны во всем винить природу или химические и биологические процессы в нашем организме, забывая при этом, что изначальный саботаж, нанесший вред нашей биологии, был осуществлен нашим сознанием. Появление соматических нарушений нельзя приписать внутренней потребности в них организма. То, что считается ошибкой природы, в действительности – последствия неправильного ментального поведения в отношении к собственному организму.

Итальянский ученый Антонио Менегетти посвятил теоретическому обоснованию и практической апробации онтопсихологии около сорока лет.

Благодаря открытиям, которые онтопсихологическая школа сделала в сфере изучения человеческой психики, сегодня мы констатируем не только реальное и эффективное достижение терапевтической цели в плане личностной реализации человека.

Отныне у нас есть альтернативная и целостная модель научного подхода, который применим к любой сфере человеческой деятельности – от педагогики до права и предпринимательства.

Чтобы понять логику развития инновационной научной концепции, обратимся к , пройденному ее основателем.

Антонио Менегетти – выходец из простой семьи. Сразу же после войны 11-летнего мальчика отдают изучать церковные науки. Он учится, развиваясь культурно и интеллектуально в лоне Римско-Католической Церкви вплоть до 1971 года. За это время А. Менегетти достигает высочайшего уровня познания в области философии и богословия, что подтверждается его уникальной академической биографией.

В 60-е годы Антонио Менегетти, ступив на стезю пасторского служения, соприкоснулся с экзистенциальными проблемами человечества во всем их объеме (как он признается позже, опыт священнослужителя станет незаменимым для его дальнейших научных изысканий).

Будучи человеком удивительного ума, он решает вникнуть в проблему, найти конкретный, рациональный и поддающийся проверке ответ на вопросы о природе человека. Почему страдает человек?

В начале XX века с работ лаборатории Вундта, открытий Фрейда, Юнга и бихевиористов началась эпоха современной (научной) психологии. Однако никто из последователей этих первых ученых не дал сколь-нибудь ощутимых ответов на вопросы о природе человека, никто не дошел до глубинного понимания собственного существования, не выявил единого специфического предмета исследований.

Эта ситуация наиболее отчетливо проявилась в 50-60-е гг. прошлого века в различных сферах социальной и нравственной жизни: от философии в узком смысле слова (Фромм, Адорно, Маркузе), до живописи (Пикассо, Дали, Модильяни), литературы (Камю, Сартр, Симона де Бовуар), музыки, моды.

Интеллектуальные университетские кружки марксистского и социалистического направления остро чувствовали необходимость в идеологии обновления, которая обрела конкретные очертания в движении 1968 года, вовлекшем в свои ряды многих представителей молодежи.

В 1954 году в свет выходит посмертное издание докладов Эдмунда Гуссерля, прочитанных им в Вене в 1935-36 гг. Этот материал глубоко затронул Антонио Менегетти. Гуссерль говорил о коренном обновлении философии, о необходимости свершения эпохе, то есть об отстранении от привычного взгляда на реальность вещей, который неизбежно основан и обусловлен социальными и идеологическими установками. Эпохе обеспечивает новую встречу человека с реальностью в том виде, в каком она действительно существует, а не проживается нами на эмоциональном и рациональном уровне. Теории появились позже.

Их возникновение обязано очевидному факту – человеческое существо живет в несчастии и тревоге. Тем не менее, кризис наук не означал кризиса их научного характера: возможно, они избрали ошибочный путь или «скатились в философскую интенциональность». Гуссерль не выступал против науки, более того, в зарождавшейся психологии он видел эпистемическую науку, способную заново обосновать и привести к аутентичности само понятие научности.

Бессознательное, открытое университетским коллегой и другом Гуссерля – Зигмундом Фрейдом, – стало основополагающей отправной точкой в психологии. Однако следовало идти дальше Фрейда, Адлера, Юнга, чьи исследования слишком фокусировались на болезни.

Новое направление в психологических исследованиях, заданное экзистенциализмом, предлагало новое же прочтение отношений терапевт-клиент (который перестал быть пациентом) и утверждало, что именно в бессознательном таятся лучшие качества человеческого существа. А значит, человек может найти дорогу к подлинной самореализации в существовании.

Карл Роджерс, Абрахам Маслоу и Ролло Мэй не приемлют негативную версию экзистенциализма Жан-Поля Сартра, который писал об абсурдности жизни и любой попытки задаться вопросом о ее смысле.

Католическая церковь также не осталась в стороне от всеобщего кризиса (который захлестнул ее в полной мере, отразившись на духовном призвании) и начала внутренний поиск характера связи с гражданским миром: это было время II Ватиканского собора (1962-1965 гг.). Собор задал мощный стимул: открытость Церкви позволяла лучшим интеллектуальным силам превзойти старые схемы в поисках открытой встречи с миром. Среди главных действующих лиц такие выдающиеся теологи, как Карл Ранер.

Антонио Менегетти активно действует в этом направлении: полученное им в лоне Церкви образование дает возможность смотреть на душу в более широком духовном смысле в отличие от других исследователей с исключительно академическим медицинским образованием. Несмотря на это, Менегетти чувствует необходимость интегрировать свои и без того обширные знания с практическим опытом и мирским образованием.

Полный решимости расширить свое видение, он распределяет время между служением и обучением, которое оплачивает самостоятельно. Антонио Менегетти изучает и сопоставляет различные теоретические подходы и позиции современной психологии и психиатрии. Ему интересно знать, как они отвечают на проблемы, затронутые Гуссерлем, экзистенциалистами и такими психиатрами, как Карл Ясперс и Людвиг Бинсвангер, чьи исследования граничили с философией.

Наибольшее впечатление на Менегетти произвел терапевтический и философский подход Виктора Франкла: в ходе личной встречи с основателем логотерапии в Вене он углубляет аспекты, связанные с языком бессознательного и личной ответственностью клиента.

В своих первых философских очерках Антонио Менегетти интуитивно улавливает, что проблема связана не с человеком как таковым, а в какой-то степени с аспектом рациональности и ее применения. Действительно, в какую бы форму не облеклась идеологическая позиция – в форму моды, философского учения или политического мировоззрения, – она не должна восприниматься в качестве абсолюта. Несмотря на все свои претензии – это всего лишь рациональное отражение, которое не полностью совпадает с реальностью.

Таким образом, очевидно, что человек может выбрать свою позицию, но речь идет о необоснованном выборе, не всегда отражающем естественное положение вещей. Человек страдает, потому что уходит от себя, надевает ментальные одежки, которые обуславливают его извне и навязывают ограниченные и ограничивающие абсолюты. Но человек этого не замечает и на сознательном уровне не видит причины своего несчастья.

Так, ознакомление с теоремой неполноты формальных систем математика Курта Геделя и принципом неопределенности физика Вернера Гейзенберга становится для Антонио Менегетти интеллектуальным преимуществом: математика представляет собой весьма выраженную систему рациональных суждений, но окружающую нас действительность нельзя измерить с абсолютной точностью. Иными словами, рациональность демонстрирует свою ограниченность. Менегетти не довольствуется шаблонным измерением реальности. Ему нужен конкретный, аутентичный, эмпирический результат.

К моменту окончания работы II Ватиканского собора А. Менегетти завершает обучение, и его приглашает преподавать одна из структур, реформированная именно благодаря соборной работе, – Папский университет Св. Фомы Аквинского в Риме.

Здесь с 1970 по 1973 г. А. Менегетти читает такие курсы, как «Основы пасторской психологии», «Клиентцентрированная терапия Роджерса», «Онтопсихология человека». Один из его студентов отмечает, что преподаваемый материал выходит за рамки концепции Роджерса. Менегетти уже формулирует свою оригинальную теорию.

Если человек способен к самореализации, следовательно, возможно выявить причину патологии. В клиническом плане А. Менегетти интересна проблема шизофрении, этой патологии со смутными (для тех, кто изучает ее не с позиций онтопсихологии) очертаниями.

В начале 60-х годов Профессор Менегетти решает вести собственную независимую исследовательскую работу в полной автономии от институтов и академий. Он в очередной раз полностью и за счет собственных средств погружается в исследование.

А. Менегетти создает в Риме первый Центр онтопсихологической терапии, где зачастую работает с пациентами с тяжелыми психическими расстройствами, которым не в силах помочь в государственных лечебных учреждениях. Он успешно приводит людей к выздоровлению, оттачивает терапевтический инструмент под названием «резиденс».

С 1973 по 1978 в ходе организованных по принципу самофинансирования конференций А. Менегетти представляет широкой публике открытия, сделанные им в ходе ежедневной многочасовой (по 10-12 часов в день) работы в качестве психотерапевта.

Наиболее значимое открытие – открытие онто Ин-се – позволяет выделить источник психической деятельности еще прежде любого эффекта. Это критерий ценностей и функциональности отдельно взятого человека. Будучи внутренним и сугубо личным принципом, Ин-се не зависит от внешней среды, которая для него относительна, но использует ее в реализации своего утилитаризма. Это тот критерий, который предвещала, но так и не выявила школа Роджерса.

Открытие онто Ин-се дало объяснение полевым открытиям Геделя и Гейзенберга, а также стало ответом Гуссерлю: «Реальность развивается посредством формальных открытых проектов. Стоит уловить сам проект и его взаимосвязи, как можно измерить, проконтролировать и предугадать результат».

К тому же совокупность трех открытий (семантического поля, онто Ин-се и монитора отклонения) нацелена не на отбрасывание или уничтожение науки, а на придание ей еще более прочного, реального и ощутимого основания, ведь очевидность – это единственная реальность, не требующая дополнительных доказательств. Для выстраивания аутентичной науки, которая отвечала бы реальным потребностям человека в конкретных условиях его существования, нужны аутентичные ученые, исследователи. Антонио Менегетти понимает, что его открытия, подтвержденные дальнейшими результатами работы, являются фактическим основанием для выстраивания новой науки, той базой не вызывающих сомнения данных, которую искал Гуссерль.

В 1978 А. Менегетти учреждает неправительственную организацию - Международную ассоциацию онтопсихологии, которая в конце 90-х гг. получит специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете ООН. Ассоциация ставит своей целью культурную популяризацию онтопсихологической науки, которая благодаря своим открытиям задает эпистемическое основание познанию.

Онтопсихологический подход возвращает отдельно взятому человеку прерогативу изучения и развития его существования. Онтопсихология действует не по шаблонам, а на основании эффективного, измеряемого соответствия реальности. Применение метода приводит к достоверному результату.

Достоверность сделанных открытий Антонио Менегетти испытал на себе. Он преуспел не только в психотерапии, но и в преподавании, в культурной популяризации науки, в предпринимательской деятельности, в области живописи, моды и музыки. В каждой из этих областей А. Менегетти был отмечен наградами и снискал признание.

Особое внимание в своей практической и культурной деятельности онтопсихологическая школа уделяет проблемам молодежи, поколения которой после 1968 года жили и живут в условиях разочарования и в сложных отношениях с окружающим контекстом.

Человек способен достигать и поддерживать свою историческую аутентичность посредством стиля жизни, созвучного его истинной природе. Даже в молодом возрасте он может быть лидером жизни для себя и в отношении других.

Онтопсихология была апробирована во всех частях света, а ее результативность доказана в различных культурах и традициях, что подтверждает единую внутреннюю природу человеческих существ.

Благодаря исследованиям и научному успеху, апробации и доказанным результатам, А. Менегетти удается определить и выделить процесс и феноменологию интуиции, этой ключевой информации, которая открывает доступ к решениям в различных прикладных сферах деятельности, в частности, в секторе экономики и предпринимательства.

© 1995–2007 by Psicologica Editrice di Т. Meneghetti V le delle Medaglie d’Oro 428 – 00136 Roma, Italia

© 1996–2010, БФ «Онтопсихология»;

© 2015, НФ «Антонио Менегетти».

* * *

«Историю пишут победители»

Антонио Менегетти

Предисловие

Данная книга знаменует собой появление новых рубежей в изучении фигуры лидера и специфики его действия. Вплоть до сего дня личность лидера либо подвергалась жесточайшей негативной критике, либо рассматривалась на фоне героев прошлого, отчего картина настоящего преломлялась сквозь призму былых представлений.

«Психология лидера» – настольная книга делового человека, способная радикально обновить рациональность лидера, к какой бы области ни относилась его деятельность. Однако этой переоценке ценностей суждено свершиться лишь при условии, что читатель уже проверил и подтвердил эффективностью собственной жизни принципы онто-психологического видения мира.

В 1981 году Антонио Менегетти заявил: «Сейчас я уже почти готов отказаться от психотерапевтической практики лечения больных, для того чтобы открыть людям иной путь – путь освоения первичной энергии жизни – ума.

Сегодня весь мир обеспокоен проблемами энергетики – добычей нефти, угля, урана. Однако энергетическим источником, лежащим в основе всех остальных видов энергии, является разум. Народ или научная школа, способные управлять этой мощной силой, обладают элементарной формой, контролирующей любую другую энергию. Как способствовать деятельности разума? Как научить общественные институты «сеять разумное», вместо того чтобы воспроизводить мораль, традиции, правила, стили, нравы? Любая ситуация, какой бы она ни была, предполагает единственное оптимальное решение, и именно в его непрестанном обнаружении состоит высшая деятельность разума.

Если каждый индивид научится самостоятельно находить и претворять оптимальное решение как во внутренней, так и в социальной жизни, то возникнет новое, необычайное человечество» .

Подобно мыслителям позднего гуманизма, которые повлияли на формирование сознания правителей-реформаторов и создали идеальный образ государя, Антонио Менегетти обращается к фигуре лидера, понимаемого им как «момент провидения духа в мире». Изучение лидера становится ключевой темой теоретических и практических исследований профессора Менегетти.

Теория и практика лидерства выливаются в подлинную философию жизни, определяющую политическое, научное и социальное видение мира. Антонио Менегетти оставляет университетскую кафедру, многолетнюю успешную психотерапевтическую практику и направляет основанную им науку онтопсихологию на аутентификацию интеллектуального и творческого потенциала лидера – политика, предпринимателя, ученого, художника.

Антонио Менегетти организует высшие курсы – так называемые «резиденсы» , которые представляют собой стажировки, длящиеся три дня или более, с полным погружением участников в определенную среду с целью обретения и укрепления их собственной аутентичности в экзистенциальной и социальной деятельности. Резиденс для лидеров, сохраняя общую структуру, всякий раз адаптируется к специфике участников группы (от 20 до 50 человек) и проводится в одном из экологически чистых и живописных уголков планеты. Комфортность пребывания на резиденсе способствует метаболическому контакту участников с природой, восстанавливает внутреннюю прозрачность личности. Лекции профессора Менегетти, прочитанные им за последние несколько лет во время резиденсов в России, Прибалтике, Латинской Америке, Европе и Китае, легли в основу настоящей книги. Как подчеркивает сам автор, материалы книги содержат предметы «школы жизни», то есть являются «знанием, творящим жизнь, становятся первым шагом на пути к причинам реальности». В книге даются элементарные правила, которые лидеры могут применять в любой сфере деятельности – высшем менеджменте, экономике, науке, политике.

Все работы профессора Менегетти отличает стиль неиссякаемой креативности, и данная книга не претендует на роль окончательного постулата формирования лидера: она призвана внести первый вклад в изложение тех принципов аутентификации лидера как главного действующего лица, действенность которых уже доказана на практике.

К сожалению, объем настоящего издания не позволяет даже в общих чертах представить совершенно новую культуру – онтопсихологический взгляд на мир, составляющий основу воззрений автора, поэтому мы рекомендуем читателям предварительно ознакомиться с книгами А. Менегетти, изданными в России ранее .

Введение

Содержание данного текста является абсолютно новым для мира науки и бизнеса, оно задает элементарные смысловые и научные координаты для понимания личности лидера как бизнесмена и менеджера. Представленная позиция излагается с точки зрения трех типов наблюдения и описания: в параметрах научной психологии, экономического опыта и фундаментального критерия, открытого онтопсихологией и применимого ко всем областям науки и практики. Онто-пси хо ло гическое мировоззрение благодаря своей абсолютной новизне опережает рациональное человеческое познание, поэтому онтопсихологическая методология добавляет к багажу знаний ведущих экономических и психологических школ надежный и обладающий несомненным преимуществом путеводитель по всем известным видам деятельности.

Науке онтопсихологии удалось разгадать проект, открыть базовую форму, претворяемую природой в собственных клетках, в своих индивидуациях, и достичь ядра самодвижения человеческого разума.

В настоящей книге фигура лидера и процесс его формирования анализируются в трех плоскостях.

1) Кто является лидером, каким ему следует быть, какими знаниями он должен обладать.

2) Как психология может помочь лидеру, что ему угрожает в повседневной жизни и тормозит победное шествие.

Теоретические положения о лидерстве иллюстрируются практической демонстрацией онтопсихологических принципов на примере известного фильма о мире бизнеса – «Уолл-Стрит». Анализируя фигуры главных героев фильма, крупных бизнесменов, я объясняю, почему одни люди побеждают, а другие – терпят поражение.

3) Рассмотрен переход от менеджера к Изомастеру.

Необходимо отметить, что ключевые вопросы лидерства, отражающиеся в конкретных примерах, как нельзя лучше доказывают то, что я не учу «голой» теории, а передаю живой опыт лидера.

Итак, приступим к занятиям в школе жизни .

1. Основная проблема

В сущности, цивилизация и наука утратили видение человека, соответствующее изначальному проекту жизни. Как только человек лишается собственной внутренней истины, которая согласуется с природным проектом, он становится расщепленным, хаотичным и уже не способен понять, что правильно, а что нет, где добро, а где зло, потому что слепо следует тому, чему его научили семья, общество или религия.

Множество моральных и философских систем и традиций отражает привычные стереотипы, которые веками создавались многочисленными поколениями. Однако эта мораль представляет собой не формы жизни, а лишь совокупность навязанных, в том числе и силой закона, мнений.

Системы морали – это формы политической, социальной, жизненной экономии сосуществования, принятые внутри различных социальных групп.

Выдающийся философ Эдмунд Гуссерль понял, что наука утратила критерий истинности человеческого воплощения – в экономике, политике, медицине, морали и прежде всего в психологии. Доказав несостоятельность европейской науки, он утверждает, что именно с помощью психологии человек может восстановить научную точность.

Когда я говорю научная точность, то подразумеваю не только математику, физику, химию, атом, но и проблему выбора собственной жизни «здесь и сейчас», то есть точность критериев принимаемых решений и точность ориентиров в повседневной личной и деловой жизни.

Гуссерль – не психолог. Он был знаком с психоанализом Фрейда, Юнга, Адлера, с психологией Выготского, психопедагогикой Пиаже, с бихевиоризмом Уотсона, с учениями Павлова, Вундта, Месмера и многих других и пришел к убеждению, что эти направления психологии не могут восстановить критерий точности жизни, тем не менее именно психология обладает возможностью установить этот критерий точности, истины, реальности, поскольку это та наука, которая способна проникать в жизнь, то есть наука, способная отстраниться от всех традиционных подходов и мнений и непосредственно проникнуть в суть вещей, самообразующихся согласно вечным законам Вселенной.

Наши математические науки точны до известного предела, медицина действенна лишь в определенных рамках, в некоторой пропорции, вне которой мы теряем точность химических соединений.

Было написано много трактатов на тему управления предприятием, предпринимательства, но до сих пор ни один исследователь не доказал точность своих идей. Иммануил Кант, рассматривая способность человека к определению точности истины, признает, что это невозможно: «… Характер человеческого мышления не позволяет овладеть критерием точности истины…» (Кант И. Критика чистого разума). В сущности, философ приходит к заключению, что мы не можем научно познать истину, однако являемся истиной и практически ею обладаем. Когда я вижу небо, я знаю, что существует нечто удивительное – Бог; когда я заглядываю в свое сознание, я знаю, что существует то таинственное, которое есть Бог, но не могу это доказать. Никто не понимает, что слова Христа – «Царствие небесное внутри вас» – означают: Царствие небесное есть критерий точности.

Гуссерль утверждает, что истина находится в жизненном мире и что она возможна для той психологии, которой удастся его достичь. Однако он добавляет, что необходимо преодолевать различные эпохе феноменологии, ее завесы и феномены, постоянно ставить себя над стереотипами.

Жизненный мир есть чистая, точная интуиция. Онтопсихологическая школа обнаружила путь, позволяющий прийти к точке формализации этой чистой интуиции, которой субъект обладает от природы. Заслуга онтопсихологии состоит в обнаружении технического метода, открывающего доступ к зарождению чистой интуиции. Ей удалось выделить формальное проявление этой чистой интуиции, которое она определяет как «онто Ин-се» .

Основой реальности «А» является Ин-се (рис. 1). Мир сновидений расположен в этой реальности. «В» представляет собой сознательную, волевую, осознанную зону.

Когда мы прочитываем феноменологию этого уровня (посредством памяти, воли, желания, программы), то с трудом обнаруживаем аутентичную прямую линию онто Ин-се, так как сообщение приходит неясным и искаженным.

Для постижения собственного неповторимого победного критерия человек должен обнаружить сообщение, отправленное онто Ин-се. Ин-се присутствует во всем, что повышает жизнеспособность, увеличивает рост, улучшает здоровье. Утрата Ин-се провоцирует болезнь, боль.

Для реализации своего жизненного эгоизма субъекту необходимо перестроить сознание в соответствии с прямым критерием Ин-се реальности. Онто Ин-се – это безошибочный радар. Обнаруживая радикальное излучение, оно в любой ситуации точно указывает человеку на момент реализации жизненного эгоизма, на путь к успеху. Ин-се трансцендентно по отношению к любой религии, морали или культуре, потому что оно – частица вечного космического закона и идентично логике жизни в себе. Какой жизни? Не жизни вообще, а моей собственной. Ин-се интересуется только мной: его интересую я внутри жизни.

Рис. 1


Трудность состоит в умении отличать импульсы Ин-се от сигналов, исходящих от комплексов, чуждых семантических полей и проявлений ментальной ригидности , сформированной в детстве.

Онто Ин-се – это око божественной точности человека, но оно не верит ни в Бога, ни в религию, ни в мораль. Это простая точность.

Из глубины внутреннего мира человека Ин-се способно анализировать как отдельные моменты, так и общую ситуацию вложений человека. Умение использовать этот принцип позволяет контролировать собственную жизнь в любой области деятельности.

2. Кто такой лидер?

В лидере прежде всего важна личность. Истинный лидер – это судьбоносный момент духа в мире, рука помощи для многих. Лидер – это человек, который, удовлетворяя собственный эгоизм, реализует общественный интерес. Крупный лидер, управляя интересами, распределяя блага и развивая собственную деятельность, обеспечивает работой сотни людей, стимулирует прогресс в обществе, вносит оживление, диалектику, дающие толчок эволюции.

Например, сегодня во всем мире люди поют одни и те же песни, получают одну и ту же информацию, носят одежду одних и тех же фирм, пользуются одними и теми же духами: интересы людей унифицированы единой психологией рынка, создаваемой экономическими лидерами разных стран, которые тем самым объединяют все человечество в единый народ. Бизнесмен, конечно, не только носитель ценностей: существует немало опасностей в том, что связано с лидерством, но, безусловно, он является стимулом к прогрессу. Он несет всем богатство, предлагая лучшее, а далее каждый волен воспользоваться этим по-своему.

Более того, лидер, стимулируя разум и диалектику, которая придает существованию некоторое ускорение, стимулирует тем самым «сверхчеловека», понимая, что либо правишь ты, либо правят тобой. Это – способность и выбор.

Лидер – это глава, личность, личность-вектор, тот, кто контролирует действия и способен синтезировать контекст отношений. Это – оперативный центр множества отношений и функций. Наиболее точный термин для определения понятия лидера – иерарх (от лат. gero – делать, управлять и греч. αρχη – начало, принцип). В сущности, он представляет собой иерарха функций: он их конструирует, контролирует, развивает, управляет ими всегда в соответствии с какой-то конкретной целью. Определение «оперативный центр» не означает, что лидер возвышает себя над другими и командует ими, – такое понимание было бы инфантильной проекцией. Лидер – это тот, кто выстраивает функцию – совершенствует и восстанавливает ее, как ремесленник, когда это необходимо. Он умеет устанавливать отношения, достигая преимущества и получая прибыль. Он – пропорциональный вектор множества силовых точек, личность, которая, поставив перед собой цель, находит и создает средства и людей, способных ее достичь. Все отношения, зависящие от него, являются лишь инструментальными причинами или причинностными инструментами; лидер остается разумом всего того, что происходит внутри принадлежащего ему контекста, экономическим стратегом средств достижения цели. «Оперативный центр» также означает, что лидер – это ум, оперирующий функциями ради достижения поставленной цели.

В лидере есть то, что можно определить как «онтическое воззвание» (зов Бытия) . В каком-то смысле он рождается, уже обладая предрасположенностью, склонностью: он уже наделен природным даром. Через жизненный опыт и образование он обучается мастерству. Это значит, что лидера отличает от большинства способность быть вектором функций, ценностей, центром управления, и эта способность определяется не карьерой или количеством прожитых лет, а только лишь природной предрасположенностью, усовершенствованной жизненным опытом. Следовательно, в каком-то смысле вождями не только рождаются, но и становятся.

Если человек, рожденный с задатками лидера, не способен им стать, то есть не может достичь соответствующего уровня культуры, образования, навыков, жизненного опыта и профессионализма, не может принести жертв, что присуще лидеру, то вероятность заболевания шизофренией, неврозом у него гораздо выше, чем у других. Многие шизофреники и невротики стали таковыми, потому что не сумели конкретизировать и развить свои врожденные способности. Лидер заболевает лишь тогда, когда его неспособность обусловлена психологической причиной: если же в затруднениях повинны объективные внешние обстоятельства, это не ведет к болезни прирожденного лидера, который все равно совершенствует себя в моральном, духовном и политическом превосходстве.

Получив от природы способность, ощутив внутренний призыв к превосходству, необходимо давать ответ. Поэтому в молодости лидер, одаренный природой больше других, как правило, много страдает. В это время он еще выстраивает, совершенствует на более высоком уровне собственную личность, свою техническую способность быть многофункциональным умом. Природа выдвигает лидера на роль функции для большинства. Это закон природы, а не социальный конструкт.

Если внимательно проанализировать животный мир, то можно увидеть, что будущий вожак стаи с момента своего рождения сразу выделяется на фоне обычных здоровых особей. У животных всех видов в группе устанавливается некая естественная иерархия. Сначала выстраивается иерархия вождя: только после него члены этой группы могут есть, приводить себя в порядок и образовывать пары. Первым неумолимым правилом природы является выстраивание порядка в соответствии с целью.

В человеческом обществе отсутствие единого вождя приводит к гражданской войне. Вождь – это тот, кто с помощью своего ума способен гарантировать функциональность для других, не подавляя, не разрушая и не захватывая их. В противном случае речь идет об инфантильном лидерстве. Лидер – это тот, кто умеет служить, заставляет функционировать, способен создать гармонию отношений между всеми ради обеспечения наивысшего уровня достижений как на материальном, так и на духовном уровне. Лидер способен сохранять и быть функциональным для всех частей, пока они не достигнут гармонии простого единства.

Командовать может только тот, кто лучше умеет служить. Истинный вождь узнает другого лидера по умению лучше всех служить и подчиняться, оказываясь на чужой территории.

Лидер – это тот, кто умеет распознать божественную пропорцию, пропорцию данной реальности, движения отношений жизненной энергии и от момента к моменту, от ситуации к ситуации применять нужную формулу для получения победного решения. Он – точный создатель формул жизни, решающий задачи всеобщего существования.

Наряду с этим в работе, в своих действиях и решениях он руководствуется практической, конкретной, действенной способностью к творческому созиданию: божественная пропорция не только делает очевидным Бытие, но и вводит в мир причин, отмечая переход от феномена к ноумену .

В дальнейшем я буду рассматривать в основном понятие «бизнесмен», но установленные мною закономерности будут применимы также к понятиям «менеджер» и «лидер». И действительно, истинный вождь должен быть бизнесменом своей группы, содействовать прогрессу, созданию ценностей, росту прибыли как для себя, так и для других.

Итак, определив цель и подчеркнув высочайшие способности лидера, следует перейти к главным экзистенциальным средствам создания его личности – культурному образованию, трансцендентности над стереотипами и познанию бессознательного (семантических полей, монитора отклонения и онто Ин-се).

2.1. Культурное образование

Данный уровень подразделяется на три аспекта: общая культура, профессиональная культура, опыт дипломатических отношений.

Общая культура. Бизнесмен должен знать культуру своей страны и своей среды хотя бы в пределах программ высшего образования. Ему следует знать немного обо всем: об искусстве, музыке, психологии, поскольку, будучи включенным во взаимоотношения и переплетение человеческих интересов, он должен в них разбираться.

Профессиональная культура. Бизнесмен должен быть специалистом высшей квалификации в избранной области деятельности. Торговец шелком должен знать о шелке все и разбираться в возможных способах его производства, обработки, продажи. Профессиональное знание собственного сектора рынка является гарантией экономического процветания.

Бизнесмен должен обладать теоретической и практической подготовкой, то есть «на ощупь» знать предмет своей деятельности. Если, например, он занимается производством или продажей одежды, ему следует хорошо разбираться не только в тканях, но и в способах пошива, пропорциях, крое, а также в нитках, пуговицах, потому что именно это вносит главное и существенное отличие в товар, попадающий на конкурентный рынок.

Высшей экономикой во всей Вселенной является ум: именно человеческий разум создает богатство, деньги, средства, ценности – это фундаментальная и реальная основа любого благосостояния. Таким образом, если с коммерческой точки зрения дела идут плохо, то это говорит о несостоятельности оператора.

К высокой культуре профессионализма в собственном секторе бизнеса лидер должен двигаться последовательно, тщательно отбирая «школы» и опыт.

Опыт дипломатических отношений. Лидеру следует быть настоящим дирижером своих отношений с различными партнерами и строить их на дипломатической основе, «зарабатывать» людей, если он хочет зарабатывать с их помощью деньги или то, чем они располагают.

Нельзя просто претендовать на то, чтобы другие признали наше величие, поскольку такая инфантильная претензия означает крах. Необходимо научиться искусству установления отношений с нужными людьми, с теми, кто имеет вес. Страны воюют между собой, но в итоге побеждают те государства, которые проводят наиболее умную дипломатическую политику. Высшей дипломатией в мире оказалась дипломатия Ватикана. Его существование вот уже на протяжении двух тысячелетий связано не с величием Христа, а с искусством дипломатии кардиналов, пап, которые сумели понять и прекрасно использовать человеческую психологию.

Самый главный дар любого оператора, достигшего зрелости, – менеджера, бизнесмена и особенно лидера – умение формировать людей, способных реализовать поставленные перед ними цели. Лидер должен их «создавать», потому что готовых ему не найти. Эту проблему каждый руководитель должен решать самостоятельно.

Онтопсихология (от греч. ωυ, οντοζ [он, онтос], причастие глагола ειμί [эйми], лат. esse – быть, ψυχή [псюхэ] – душа и λογοζ [логос] – учение, речь) – практическая наука, изучающая психическую деятельность человека, опосредованную к Бытию. Прим. пер.

Аутентификация (от греч. ε ειζ με [аутос энтифэми] – я приравниваю себя к действию) – стремление логико-исторического «Я» соответствовать интенциональ-ности онто Ин-се. Быть аутентичным – значит быть максимально функциональным, исходя из своих природных координат. Прим. пер.

Психология лидера Антонио Менегетти

(Пока оценок нет)

Название: Психология лидера
Автор: Антонио Менегетти
Год: 1995-2007
Жанр: Управление, подбор персонала, Зарубежная деловая литература, Социальная психология, Зарубежная психология

О книге «Психология лидера» Антонио Менегетти

Антонио Менегетти – выдающийся итальянский писатель и ученый. Его нашумевшая книга под названием «Психология лидера» представляет собой произведение философского плана, в котором рассказывается о том, каким должен быть лидер, какими личностными качествами ему необходимо обладать, и в чем вообще заключается его сущность и отведенная ему роль.

Здесь отсутствуют конкретные рекомендации по достижению лидерства, однако присутствует целостный и обобщенный взгляд на глобальную картину этого феномена. Согласно твердому убеждению автора, лидером является тот человек, который с рождения наделен необходимыми для этого задатками, имеет определенный склад характера, а также беспрерывно и целенаправленно развивается в этом направлении на напряжении всей своей жизни. Читать данный труд будет наверняка интересно всем, кто хочет лучше уяснить себе, кто такой лидер и в чем заключается его миссия в глобальном масштабе.

В своей книге Антонио Менегетти повествует о том, что на сегодняшний день даже огромнейшие бизнес-империи предстали перед необходимостью кардинальным образом изменить все разработанные прежде модели управления компанией. Непосредственным доказательством всего этого послужил мировой финансовый кризис. Однако, нужно обратить внимание на то, что этот же кризис предоставил все условия для появления на сцене принципиально новых игроков, бизнесменов, для которых предпринимательство воплощает в себе бесконечные игры разума и плацдарм для удовлетворения адекватных амбиций, а не только способ получения прибыли. Деловой мир переполнился людьми, способными благодаря здоровому честолюбию обеспечивать богатство и благополучие общества на разных его уровнях.

Антонио Менегетти в своей знаменитой работе «Психология лидера» описывает разного рода глобальные политические и экономические процессы, оказавшие значительное влияние на ведение бизнеса. Благодаря скрупулезному их анализу мы получаем возможность посмотреть на государственный аппарат и социальное обеспечение граждан под совершенно иным углом зрения.

Что же касается основной темы повествования, то данная книга, безусловно, поможет вдохнуть жизнь в любой бизнес, на каком бы этапе своего развития он ни находился. Кроме того, она призвана полностью преобразить тех, кто этим бизнесом руководит, превратив их в истинных предпринимателей жизни. Таким образом, читать произведение будет увлекательно и полезно как с точки зрения получения практических советов, так и позиций расширения своего кругозора в контексте общественных наук.

На нашем сайте о книгах lifeinbooks.net вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Психология лидера» Антонио Менегетти в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Итальянский философ и художник, основатель онтопсихологической школы и современного художественного направления ОнтоАрт, родился 9 марта 1936 года в Абруццо, Италия. В возрасте 11 лет его отдают учиться в Римско-Католическую Церковь, где Менегетти получает монашеское и священническое образование. Этот период жизни Менегетти вспоминает с особым трепетом и теплотой. Позже он отметит, что именно опыт священнослужителя воспитал в нем все самое лучшее и оказался незаменимым для его дальнейших научных изысканий .

Будучи подростком и учась в семинарии (с 12 до 30 лет), он проводит много времени в зданиях, где стены, потолки и малейшие детали представляют собой великое искусство, оставленное человечеству такими личностями как Микеланджело, Джотто, Рафаэль, Чимабуэ и многими другими. Это заставляет его проявить интерес к искусству, что побуждает в свободное от учебы время бывать в старинных ремесленных мастерских.

Становясь старше, он начинает служить приходским священником, исповедовать. Он содержит больную мать с восемью несовершеннолетними братьями и сестрами, но вместе с тем постоянно задается экзистенциальными вопросами, ищет свой путь.

Этот путь в дальнейшем приведет его к знакомству с В. Франклом, Ж. Лаканом, К. Роджерсом, Р. Мэем, но пока темнота сегодняшней реальности вызывает в нем беспокойство.

Среди всех этих экзистенциальных переживаний, непонимания собственного предназначения, Менегетти настойчиво продолжает оттачивать свои глубочайшие познания в различных областях - от физики и математики до философии и теологии. Ему еще предстоит защитить свой докторат по теологии при Папском Латеранском Университете в Риме; два при Папском Университете Святого Фомы Аквинского в Риме - по философии и по социальным наукам ; диплом о высшем образовании по философии в Миланском католическом университете Сакра Куоре , а также диплом библиотекаря в Ватикане , который откроет ему доступ к старейшим трудам, для ознакомления с которыми придется выучить латынь, древнегреческий и арамейский.

В 1954 году в свет выходит посмертное издание докладов Эдмунда Гуссерля, прочитанных им в Вене в 1935-36 гг. Этот материал глубоко затронул Менегетти. Гуссерль говорил о коренном обновлении философии, о необходимости свершения эпохе. Гуссерль не выступал против науки, более того, в зарождавшейся психологии он видел эпистемическую науку, способную заново обосновать и привести к аутентичности само понятие научности.

В 60-е годы Антонио Менегетти вступает на стезю пасторского служения, где в полном объеме соприкасается с экзистенциальными проблемами человека. Тогда он еще не называл это так, но, по сути, это становится ежедневной, самой что ни на есть психотерапией. Он страдает, так как не может понять, как помочь человеку излечить его душевные раны, ведь «если Господь сотворил человека, Он не мог ошибиться» . Эти и многие другие мысли толкают его на более глубокие поиски решения этой проблемы, ведь на повестке дня стоит беспокойство и по поводу собственной жизни.

Так вспоминает Менегетти те дни сегодня: «...Онтопсихология так же спасла и меня. Я уже был серьезным экспертом в области теологии и философии; я был тем, кто знал священные тексты, жил внутри Святой Матери Церкви и знал все возможные формулировки души и бытия, существовавшие в мире, но они не давали мне ответа. Я верил, но не знал».

Бессознательное, открытое университетским коллегой и другом Гуссерля Зигмундом Фрейдом, стало основополагающей отправной точкой в психологии. Однако следовало идти дальше Фрейда, Адлера, Юнга, чьи исследования излишне фокусировались на болезни. Новое направление в психологических исследованиях, заданное экзистенциализмом, предлагало новое прочтение отношений терапевт-клиент (который перестал быть пациентом) и утверждало, что именно в бессознательном таятся лучшие качества человеческого существа. А значит, человек может найти дорогу к подлинной самореализации в существовании.

Католическая церковь также не осталась в стороне от всеобщего кризиса (который захлестнул ее в полной мере, отразившись на духовном призвании) и начала внутренний поиск характера связи с гражданским миром - это было время II Ватиканского собора (1962-1965 гг.). Собор задал мощный стимул: открытость Церкви позволяла лучшим интеллектуальным силам превзойти старые схемы в поисках открытой встречи с миром. Среди главных действующих лиц такие выдающиеся теологи, как Карл Ранер.

Антонио Менегетти активно действует в этом направлении: полученные им в лоне Церкви опыт и образование дают возможность смотреть на душу в более широком духовном смысле в отличие от других исследователей с исключительно академическим медицинским образованием. Несмотря на это, Менегетти чувствует необходимость интегрировать свои и без того обширные знания с практическим опытом и мирским образованием. Полный решимости расширить свое видение, он распределяет время между служением и обучением, которое оплачивает самостоятельно. Антонио Менегетти изучает и сопоставляет различные теоретические подходы и позиции современной психологии и психиатрии. Ему интересно знать, как они отвечают на проблемы, затронутые Гуссерлем, экзистенциалистами и такими психиатрами, как Карл Ясперс и Людвиг Бинсвангер, чьи исследования граничили с философией. Наибольшее впечатление на Менегетти произвел терапевтический и философский подход Виктора Франкла: в ходе личной встречи с основателем логотерапии в Вене он углубляет аспекты, связанные с языком бессознательного и личной ответственностью клиента.

Он также посещает английский Тависток, знакомится с Лаканом, восхищается ими, изучает все школы, существовавшие на тот период в психологии; посещает места, где жили и работали Фрейд, Адлер, знакомится с их учениками. В 1968 учится в институте Юнга в Швейцарии, но в результате все эти познания так и не дают точного, простого, практического инструмента как излечить .

В своих первых философских очерках Антонио Менегетти интуитивно улавливает, что проблема связана не с человеком как таковым, а в какой-то степени с аспектом рациональности и ее применения. Действительно, в какую бы форму не облеклась идеологическая позиция – в форму моды, философского учения или политического мировоззрения, – она не должна восприниматься в качестве абсолюта.

К моменту окончания работы II Ватиканского собора А. Менегетти завершает обучение, и его приглашает преподавать одна из структур, реформированная именно благодаря соборной работе – Папский Университет Св. Фомы Аквинского в Риме. Менегетти обладает уже достаточным опытом и авторитетом внутри Церкви и преподает курсы «Основы пасторской психологии», «Клиентцентрированная терапия Роджерса» и «Онтопсихология человека». Однако тогда это была еще не клиническая онтопсихология, а скорее интуитивная, философская онтопсихология.

Термин онтопсихология был предложен на Парижской конференции в 1956 году американским психологом Энтони Сутичем, как название для перспективной области психологии, объединяющей идеи гуманистической психологии и экзистенциализма.

Как поясняет позже Менегетти: «Когда я начал заниматься клинической практикой, я назвал это онтопсихологией. Очевидным было то, что необходимо рассматривать человека целостно с бытием. И только потом я узнал, что другие тоже говорили о необходимости онтопсихологии в психологии».

В начале 70-х Менегетти с уважением и любовью оставляет Католическую Церковь, чтобы вести собственную независимую исследовательскую работу в полной автономии от институтов и академий для доказательства валидности теорий, которым он обучал. В 1970 году он начинает вести собственную экспериментальную психотерапевтическую деятельность, в результате которой 15 ноября 72 года официально был открыт первый Центр онтопсихологической терапии в Риме.

В 1973 году Антонио Менегетти также оставляет и преподавательскую деятельность в Римском Католическом Университете и организует первый конгресс по онтопсихологии. Им уже были собраны многочисленные материалы лекций по онтопсихологии, которые он читал в университете Св.Фомы Аквинского. В них были изложены философские взгляды на человека и его бытие в мире. Все последующие годы Менегетти будет проверять каждый свой тезис с помощью соответствующих методик и клинических практик, представляя результаты работы как в публикациях, так и на различных конференциях и конгрессах вплоть до 1991 года.

Как отмечает Антонио Менегетти: «Онтопсихология появляется на основе успеха в клинической сфере, а не из теорий». «Я брал самые отчаянные случаи. Ко мне приходили тогда, когда уже нельзя было ничего поделать» .

В свободное время для восстановления собственных сил от изматывающих консультаций, где зачастую он работает с пациентами с самыми тяжелыми психическими расстройствами, которым не в силах помочь в государственных лечебных учреждениях (в том числе наркомания и шизофрения) , Менегетти старается уделять много времени рисованию и музыке. Он изучает и копирует произведения художников Мурильо, Рафаэля, Микеланджело, Чимабуэ, группы Маккьяйоли, Коро, Ван Гога и школы Дзен. В музыке занимается григорианским хоралом и полифониями Л. Перози, Л. Рефиче, П.Д. Стелла, П.Б. Рицци.

В 1975 году Менегетти женится на Лоретте Лоренцини. В результате этого брака у них рождаются две дочери Сильвия и Аврора, которым впоследствии он посвятит книгу «Мудрец и искусство жизни».

Семидесятые годы вообще становятся достаточно насыщенными для Менегетти. В 1978 году ему 42 года, он учреждает неправительственную организацию - Международную ассоциацию онтопсихологии (МАО), которая в конце 90-х гг. получит специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете ООН. Основывает первый экобиологический проект в мире – , являвшийся в то время лишь останками романской архитектуры XII века местечка под названием Borgo San Benedetto.

Лидзори становится еще одной отдушиной в восстановлении собственных сил после тяжелой психотерапевтической деятельности. Это приводит Менегетти к пониманию о необходимости существования такого концепта как экобилогический центр и контакта с природой. Он погружается в глубокое изучение античной архитектуры. Именно здесь он начнет оттачивать такой инструмент как онтопсихологический резиденс аутентификации. Здесь впервые будут исполнены музыкальные произведения в стиле ОнтоАрт, здесь произойдет множество удивительных открытий. Здесь же Менегетти впервые предполагает возможность появления нового художественного направление ОнтоАрт и совместно с другими художниками данной школы организует первую выставку в Перудже в 1981 году. Все картины оказываются распроданными до начала выставки.

Лидзори - это эпоха онтопсихологической школы. Оно становится тем первым местом, где начинают собираться друзья, коллеги, их семьи, объединенные интересом к онтопсихологии, еще не предполагающие, что через несколько лет их и это место будут обвинять в организации секты и преступного сообщества.

80-е года ознаменовались двумя противоречивыми событиями; с одной стороны в 1980 году Президиум Совета министров Италии вручает Менегетти Премию за заслуги в области культуры, а с другой начинаются первые необоснованные нападки в адрес основателя онтопсихологической школы его недоброжелателями, упрекающими его в фальсификации ученых степеней. Однако Менегетти выигрывает иск против римского судьи Каппелли за «превышение должностных полномочий» в необоснованности обвинений, демонстрируя подлинность научных степеней. Но после этого Менегетти вновь привлекают к суду по обвинению в «организации преступного сообщества». Это тяжелое время станет большим жизненным опытом, который позволит понять ему многие вещи и ляжет в основу логики многих монографий Менегетти. Продержав около месяца в заключении, Менегетти выпускают, снимая какие-либо обвинения из-за отсутствия малейших доказательств, и он вновь выигрывает суд против второго судьи за опять-таки «превышение должностных полномочий».

В этот период Менегетти подводит черту под клинической практикой, так как к этому времени уже сформулировал основные принципы и идеи онтопсихологии и покидает Рим на долгие годы. Он отправляется в Лидзори, где продолжает совместно с друзьями восстанавливать на собственные средства развалины XII века и организует важный проект Школы-колледжа в Лидзори. В этой школе учились дети людей, которые работали в Лидзори.

В середине 80-х Менегетти проявляет интерес к миру моды и организует марку «Moda Antonio», а по истечении некоторого времени в 1986 году Менегетти из рук Маэстро Бриони получает премию Maître tailleur от Федерации портных Италии. В этом же году Президент Международной академии современного искусства Фраческо де Бенедетта награждает его званием Почетного члена Академического совета академии современного искусства.

В 1987 Менегетти проводит вторую выставку своих художественных работ в Риме в Зале Протомотека Капитолия, и они вновь оказываются распроданными еще до открытия самой выставки. В этом же году, а затем и в 1989 Менегетти вновь удостаивают Премий от Президиума Совета министров Италии. Он завершает проект Школы-колледжа, который продолжается уже в другом, новом месте под Римом в районе Скандрилии.

В дальнейшем развитие онтопсихологической школы и переход к другим задачам (от педагогики к вопросам социологии и лидерства) привело к логическому завершению данного проекта, опыт и разработки которого остаются методологической основой для реализации подобных проектов в сфере педагогики. По результатам этого эксперимента были написаны , публикации, проведены исследования и конгрессы.

Несмотря ни на что все это время Менегетти неустанно продолжает ежегодно проводить различные международные конгрессы по онтопсихологии, куда приглашаются ведущие ученые, такие как Ролло Мэй, Фрэнк Баррон, Жан Годэн и многие др., он продолжает издавать монографии по онтопсихологии, его приглашают с выступлениями на различные крупные конгрессы, а в 1988 году его впервые приглашают в Бразилию в федеральный университет города Санта-Мария.

В 2004 году происходит сразу несколько крупных и значимых событий – это появление магистерской программы по онтопсихологии и официальное открытие кафедры онтопсихлогии в СПбГУ. Организация Международного конгресса «Business-Intuition 2004» в Риге при поддержке Еврокомисии и ведущих Европейских ВУЗов и основание еще двух экобиологических проектов «Ниотан» и «Лидзари». Стоит заметить, что финансирование последнего происходило с привлечением средств из бюджета ЕвроСоюза, а проект был одобрен ООН и Еврокомиссией.

2005 год. Менегетти выступает на Всемирном конгрессе по психотерапии в Буэнос-Айресе, а также удостаивается Архитектурной Премии на Всемирном Конгрессе по архитектуре в Стамбуле.

Менегетти вновь обращается к проблемам излишнего ассистенциализма и потребительства в обществе на специальной конференции в ЮНЕСКО в Париже в и гг, после чего с этой же проблематикой он выступает в Пекинском Университете. Это огромные проблемы в области педагогики всех стран, которые сегодня лишают возможности получения будущих ответственных лидеров. В 2007 году ООН также Международной ассоциации онтопсихологии по реализации проекта Реканто Маэстро.

Все эти годы продолжает действовать Летний Университет по онтопсихологии, который с определенного момента берет на себя роль тех Международных конгрессов по онтопсихологии, которые проводились с 1973 года. В 2007 году Менегетти учреждает одноименные фонды научных исследований в Швейцарии, России и Бразилии, а в 2011 году от имени фонда вручает премии за исследования в области психологии, физики, экономики и медицины.

В 2008-м Менегетти выступает на XXIX Международном конгрессе по психологии, а затем на V Всемирном конгрессе по психотерапии, вновь демонстрируя научному сообществу новизну и простоту метода онтопсихологии.

В 2010 Правительство Бразилии высоко оценивает вклад Менегетти в развитие страны, награждая его званием Почетного гражданина Бразилии, а также позволяет в 2010 году открыть частный университет "Факультет управления и администрирования им. Антонио Менегетти" в городке, который был основан им же и его другом в 1988 году – Реканто Маэстро. Факультет призван дать качественные знания в области экономики, социологии, философии и других классических дисциплинах. На факультете читают лекции преподаватели ведущих ВУЗов Бразилии и мира, в том числе и Санкт-Петербургского государственного университета, а практикой бизнеса и политики делятся лучшие предприниматели и политики Бразилии.

В 2011 году во время проведения 24-ого Летнего университета по онтопсихологии в Ассизи Президиум Сената Италии удостаивает Менегетти Медали за исключительный вклад в науку. В этом же году 24 апреля, Менегетти торжественно открывает еще одну персональную художественную галерею в самом сердце Умбрии, у подножья средневекового городка Треви. А в конце года с персональной выставкой Менегетти приглашает Национальная галерея Умбрии .

Некоторые специалисты не разделяют научного мировоззрения профессора Антонио Менегетти, некоторые же, напротив, встречаясь с трудами по онтопсихологии, находят ее тем недостающим элементом в своих исследованиях. Но как бы то ни было сегодня Антонио Менегетти - это состоявшийся ученый, философ, теолог, психолог, художник, модельер, композитор, предприниматель, располагающий галереями и бутиками в разных странах, музыкант, дающий концерты в таких залах как Петергоф и Аудиториум Рима; архитектор, строящий и реставрирующий города по всему миру.

В данной биографии отсутствуют многие конгрессы, конференции и ряд других событий из жизни Антонио Менегетти. Если Вас интересует более подробная биография ученого, Вы можете найти ее