» »

Колдуй баба, колдуй дед: страны, где колдовство - это норма. Колдуй баба, колдуй дед: страны, где колдовство - это норма Колдуй баба дед серенький медведь

10.01.2022

Время от времени можно слышать такие разговоры: «А вы знаете, в Костроме разных колдунов, экстрасенсов и знахарей – хоть пруд пруди. И белой магией они занимаются, и чёрной. Если уж по-серьёзному припрёт, то к ним за помощью идти придётся. По крайней мере, это лучше, чем пить какие-то таблетки».

Трое сбоку – ваших нет

Но отыскать человека, наделённого необычайными способностями, не так и просто. Надо сначала войти в доверие к их знакомым. Те, в свою очередь тебя «проверят». Потом пройдёшь ещё какое-нибудь испытание. А уж тогда будь добр, предстань пред грозны очи благодетеля.

Недавно мне рассказали, что во многих деревнях и сёлах Красносельского района колдунов и знахарей этих люди знают в лицо. Потому как многие красносёлы сами знают азы магии. И идёт это с языческих времён, когда на нашей территории проживал финно-угорский народ меря, ставший с пришлыми славянскими племенами субстратом для создания русского народа.

На заре туманной юности знал я одного нерехтского паренька, который непонятно чем заболел. Выглядел он ужасно, и сам понимал, что жить ему осталось недолго. Но родственники отыскали в одной из деревенек сильную знахарку, которая не только травы ведала, но заговоры знала. И что вы думаете? Через несколько месяцев увидел я этого молодого человека и приятно удивился: он буквально расцвёл, и хвороба куда-то улетучилась.

Прочь сомнения

Особой магической силой до сих пор отличаются колдуны, проживающие в Парфеньевском, Чухломском и Макарьевском районах. Да и в других муниципалитетах есть яркие их представители. Помнится, в 1996 году фурор в нашей области произвёл материал костромского журналиста Александра Васильева «Баба Клава из деревни N, или костромичи торят народную тропу к избе знахарки-колдуньи», позднее вошедший в его книгу «Бремя прожития».

«Приём» бабка Клава вела в сенях, в избу не пускала. Была она дородной, грузноватой женщиной неопределённых лет, повязанная тёмным платком. Говорила низким свистящим полушёпотом и постоянно бранилась, изрядно перемежая литературную речь исконно российскими выражениями.
- Ты пошто пришла?! Што надо? – злобно накинулась она на «пациентку». – Знаю, что спина болит… Спина у неё, видите ли, болит, - продолжала бурчать бабка, гремя в чуланчике какими-то пузырьками и склянками. – Дам вот тебе воды, утром натощак ложку выпивай, а на ночь спину растирай».

Нетрудно догадаться, что вся эта помощь была действенной. В редакции газеты, где трудился автор материала про бабу Клаву, все телефоны раскалились – читатели (чаще всего жители Костромы) требовали, чтобы он назвал адрес ведуньи, ведь деревень в Островском районе немало.Тогда же психотерапевт Михаил Пайкин попытался объяснить этот феномен: «Люди постоянно ищут для себя точку опоры. Этим пользуются многие проповедники-кудесники. В том числе и описанная бабка Клава. Потеряв веру в официальную медицину, многие пойдут к ней, и что самое важное, некоторые исцелятся. Для них бабка Клава – тот же психотерапевт, только тёмный и неграмотный. А значит, высока вероятность вместо пользы, нанести вред своему здоровью».

Однако не всё так просто, как определил психотерапевт. Шарлатанов везде хватает. Но и в настоящей силе колдовской вряд ли стоит сомневаться.

Кто могёт, тот маг

В давние времена картину мира создавала мифология, а орудием для воздействия на окружающий мир служила магия. К магии наши далекие предки относились не как к чему-то исключительному, а как к делу необходимому, требующему определённых способностей, умений и знаний. «Магия – значит могия. Кто могёт, тот и маг» (Алексей Андреев – «Очерки русской этнопсихологии»).

Когда-то выделились люди, способные профессионально общаться со сверхъестественными силами и даже управлять ими. Обладали они особым тайным знанием - веданием. Так появилось ведичество – знахарство - колдовство. Уже в поздние времена разделилось оно, весьма условно, на «белое» (доброе, целебное) и «чёрное» (зловредное).

Могущество колдунов объяснялось их приобщенностью к миру духов. Считалось, что знания и сила получены ими от нечистого или добыты в сверхъестественном мире. Нередко складывалась такая ситуация, что об одном и том же человеке говорили как о добром знахаре, помогающем людям, так и как о злом колдуне, насылающем болезни и несчастья. К последним обычно причисляли лиц одиноких, замкнутых, с какими-нибудь странностями в поведении, определенными чертами во внешнем облике (например, хромотой, слепотой, то есть чертами, которыми определялись люди «чужие» и представители иного мира).

Чухломское дело

Многие особенности личности колдуна в соответствии с христианской традицией, рассматриваются в народной традиции как грехи. По народным представлениям, колдун – личность греховная. Грех – уже одно то, что он стал колдуном, отрёкся якобы от Бога. В разряд смертных грехов относят также и другие его характеристики, в частности, магические практики, направленные на причинение вреда человеку.

Мучительную смерть колдуна рассматривают как расплату за грехи. К давним процессам относится и чухломское дело Митрошки Хромого в 1635-1636 годах, запечатлённое в архивах.

Процесс начался с извета. Изветчиком являлся помещик Григорий Горихвостов. Обвинения, выдвинутые против колдуна в ходе следствия, были разнообразны, но сводились к одному – насыланию нечистых духов на местное чухломское население, что сразу же ставило процесс в один ряд с «богоотступными» делами.

Здесь присутствовал стандартный для Московской Руси следственный набор: расспрос – очная ставка – троекратная пытка. Обвиняемый не дожил до вынесения приговора. Он умер после третьей пытки, так и не дав против себя никаких показаний. А обвиняли его в том, что «чинил пакости, на попадью наслал нечистого духа, и она «бегала безобразно» во многих деревнях, устраивал порчи».

Непитие – признак недобрый

Подобного рода процессы шли один за другим. Даже в 1866 году чухломским судебным следователем было возбуждено преследование крестьянина деревни Федосово Филиппа Ананьева по обвинению его в колдовстве. О чём можно прочитать в брошюре «Колдовское дело» от 7 выпуска «Костромской старины», 1909 год.

Следователю стало известно о нём от сельского старосты, заявившего, что сей крестьянин «занимается колдовством и к нему для этой надобности стекается значительное количество народу из соседних даже уездов и они, местные жители, опасаются, чтобы не случилось вследствие этого какого-либо происшествия».

Сельский староста предположил знакомство Ананьева с нечистыми силами, посещение его сатаною и прочие злодеяния.. Встревожился и судебный следователь, немедленно дал знать о новоявленном колдуне чухломской полиции.

В результате этого переполоха возникло «дело о крестьянине деревни Федосова Филиппе Ананьеве, занимающемся колдовством и лечением разных лиц, приходящих к нему».Однако, кого же украсили титулом колдуна? Из полицейского расследования, данных обыска и показаний обвиняемого и окольных людей с достаточной ясностью определилось, что это был самый смирный мужичок, богобоязненный и трезвый.

Это последнее обстоятельство, пожалуй, и сослужило злополучному Ананьеву худую службу, ибо известно, что если неумеренное употребление спиртного зелья доводит до близкого знакомства с чёртом, то и совершенное непитие – признак недобрый…
Каких либо вещественных доказательств преступной (колдовской) деятельности Ананьева при самом тщательном обыске не оказалось. В его доме нашлись лишь тетради с записями молитв.

А вот крестьянин Марков не уставал повторять, что когда колдун прочитал наизусть какую-то молитву, погладил ему ногу простыми руками, вся ломота в теле пропала. Не иначе как бесовство? Деяние Ананьева было именовано ворожбой. И пошёл 72-летний старец за веру в силу молитвы в полицейскую кутузку.

Зелёный храм

Известный костромской исследователь Владимир Шамов в очерке «Кологрив и иже с ним» рассказал, в частности, о колдунье бабке Варе (Варваре Александровне Кудрявцевой), которая отыскала в лесу у деревни Вонюх (где она жила) сильнейшее по энергетике место, которое и сейчас называется «Зеленый храм». Посреди полянки огромный крест, на пне икона.

Что заставляет людей молиться не в церкви, а в лесу, поклоняться огромному дереву посреди священной поляны? Кому можно молиться в лесу, когда кроме христианских святых, никого не знаешь? Сила осталась, а информации уже нет. Говорят, богослужения на поляне иногда вёл народный святой и колдун в одном лице Ефим Честняков. Но в основном его правая рука – бабка Варя (женщина-шаман… женщина-священник).

Владимир Шамов считает, что Варвара и Ефим подпитывались там той самой силой, что помогала им исцелять людей. Народу на лесное мольбище приходило предостаточно. Бабку Варю любили дети. Это они дали ей прозвище «бог» и ещё «кротиха», потому что она «укрощала» неспокойных детей и выводила болезненную щетину на их спинках (не атавизм ли от снежного человека?). Детишки шумной толпой бежали за ней каждый раз, когда она ходила на священный источник за водой, прозванный впоследствии Варварин ключ.

Мир многообразен и отрицать что-либо, не укладывающееся в прокрустово ложе официальных воззрений, было бы, мягко говоря, неумно. А народ у нас мудрый, через многие века запретов и гонений он пронёс свою суть, называемую сегодня православием, где есть всё – и язычество, и христианство. Куда кривая вывезет – покажет время.


Помню, давным-давно моя бабушка Мария рассказывала мне о магических ритуалах: «Чародейством заниматься можно только ночью. Ведь когда солнце на небе, ворожки силу утрачивают…» Бабушка Мария была ровесницей ушедшего столетия. Она и сама ворожила, знала заклинания на все случаи жизни. Ведь во времена ее детства и юности, в 1910-1920-х годах, еще сохранялись древние обычаи и обряды, и не только где-то в высокогорьях Карпат, но и в Центральной Украине.

Неправильное время


Но, как оказалось, до сих пор на Украине многие практикуют ворожбу, так сказать, бытовую белую магию, направленную против темных сил. Впрочем, если верить слухам, не перевелись здесь и настоящие черные ведьмы, насылающие на людей болезни и даже смерть.

Один случай произошел в городке Б., что недалеко от Киева. По вполне понятным причинам название городка мы опускаем. Жили-были, как говорится, муж с женой. Двадцать лет прожили. Двух дочерей на ноги поставили… Но что-то у супругов не заладилось, может, за столько-то лет надоели они друг другу. И тут муж (седина в бороду, бес в ребро) встретил молодую женщину. Был он хозяйственным и непьющим, вот одинокая соперница и увела мужика. Жена слегла от горя, но потом по совету знакомых обратилась к одной бабке. Та слыла настоящей ведьмой, говорили, что и болезнь могла наслать, и жизнь испортить, но и привораживать умела.

Ведьма взяла деньги и принялась за дело. Понятно, что напоить мужа-беглеца приворотным зельем было трудновато. Поэтому ворожея начала следить за мужиком и в один из солнечных дней, прошептав заклинание, наступила на его тень – говорят, это верный способ удержать любимого. Чтобы закрепить действие чар, ведьма принесла во двор брошенной жены рака и закопала его в землю, опять же со специальным заклинанием. Рак, как известно, пятится назад, вот и неверный муж погуляет-погуляет, да и вернется под родимый кров. Кроме того, старуха велела несчастной жене проткнуть сердце крота, которое принесла с собой. Муж, по словам колдуньи, теперь должен был снова слепо, как крот, влюбиться в оставленную жену.


Но прошел месяц-другой, а на мужа все эти колдовские штучки не действовали. Видать, он по-настоящему полюбил молодую. А может, та была более сильной колдуньей, чем старая бабка… Стало ясно, что без приворотного зелья не обойтись. И ведьма нашла человека, который согласился помочь и сумел на одном застолье подлить зелье неверному мужу. А вскоре после застолья муж помер. Позже ведьма призналась бедной вдове, что колдовала над зельем в ночь с понедельника на вторник, а это ворожба не на приворот, а на ненависть и смерть. Говорят, приворотное зелье нужно варить в полночь из сока первоцвета, вербены и черники, мха и пшеницы, меда и листьев клевера. Человеку, которого хотят приворожить, дают буквально несколько капель такого отвара.

Чтобы зубы не наставляли…

А можно ли узнать, есть ли неподалеку от вас ведьма или колдун? В народе утверждали, что можно. Один способ – с помощью творога. В последний день Масленицы нужно взять кусочек творога, обернуть его в полотно и три ночи держать сверточек за нижней губой. Потом высушить, завязать в узелок и носить с собой как оберег. Ведьма сама должна прийти и попросить творога.

Другой способ состоит в использовании пепла из купальского костра. Пепел от погасшего костра нужно собрать в тряпочку и быстро уйти не оглядываясь. На следующий день ведьма придет и попросит у вас огня. Вообще, пепел из купальского костра хорошо закопать перед порогом дома, припрятать у входа в квартиру: это верное средство для отпугивания ведьм и колдунов.

А вот ведьмы избавлены от необходимости искать злодея в своем окружении. Они и так всех видят насквозь. А чтобы колдовская сила не иссякла, они пересыпают свою одежду пеплом от веток ясеня. Такая одежда делает их почти неуязвимыми.


Но что же делать, если вы вдруг поняли, что ваши соседи – сплошные ведьмы и злые колдуны? Как защититься от них? Самый простой способ – встать ночью на пороге своего жилища, посмотреть в сторону «вражеского объекта» и сказать:

Ночь темная, ночь тихая,
Сидишь ты на коне буланом,
На седле соколином,
Закрываешь ты засовы и двери,
Церкви и монастыри!
Закрой же моим врагам
Губы-губищи,
Щеки-пращеки,
Очи-праочи,
Чтобы они на меня,
Рожденного и крещеного (назовите тут свое имя),
Зубы не наставляли,
Очей не пялили,
Гнева в сердце не имели,
Чтобы всех уважали
И добрые мысли имели.

Заверчу, закручу!

Но поговорим о белой магии. Есть ведь ворожеи, которые лечат людей и творят добро. Помолившись (обычно Николаю Чудотворцу), ворожея приступает к лечению. При болях в суставах и сухожилиях, нарывах, бородавках, опухолях обычно проводится обряд «выгрызания» недуга. Больное место слегка обкусывается зубами, при этом шепчется заклинание.


Для исцеления, особенно детей, на Украине существует обряд «заверчевания». Больного ребенка ставят на порог дома, измеряют ниткой его рост и ширину размаха рук. Затем в дверном косяке делают дырочку на уровне его макушки, вкладывают в отверстие эту нитку и забивают осиновым колышком. Иногда нитку трижды обносят вокруг головы маленького пациента и сжигают. А для верности лечения в некоторых местностях «заверчевают», то есть вбивают в дырочку в дверях не только нитку, но и состриженные кончики волос ребенка. Болезнь должна уйти прочь вместе с волосами и ниткой.

Чтобы выгнать из дому или тела больного нечистую силу, ворожки, как называют их на Украине, применяют окуривание. Очищающий целительный дым добывают, сжигая веточки вереска и можжевельника, листья дуба и стебли полыни. Особенно эффективным считают дым от сожжения высушенной летучей мыши, шкуры лягушки, выползка гадюки или от предания огню сорочки, оставшейся после покойника.

Для исцеления хорошо известен способ выливания воска. У изголовья больного ворожея ставит новую миску с водой и выливает в нее растопленный воск. Когда он застывает, по форме образованного им пятна на воде ворожка определяет, кого или чего испугался ребенок и почему заболел. Отсюда и лечение.

Нужно знать и благоприятное время для чародейства. Добрый любовный заговор делают ночью, в полнолуние. В это же время суток заговаривают, зашептывают больные зубы. Простуду лечат словом и зельем перед восходом солнца.

Сама себе ворожея

Но стоит ли ждать помощи от самодеятельных колдунов? Может быть, поворожить самим? Согласно магическим правилам, увидев ранней весной пролет диких гусей, нужно подбросить вверх пучок соломы и приговаривать:

Гуси, гуси, вам – на гнездо,
А нам – на тепло.



Считается, что после этого подобранная солома напитана сильной положительной энергией. Ее используют в домашнем хозяйстве. У кур на такой соломе не пропадают яйца, а пара этих травинок в доме, на подоконнике – сильный оберег.

В народе знают, что первоцвет, найденный на праздник Благовещения, означает скорую свадьбу. И еще если девушка часто смазывает свое тело медом, то парни будут просто липнуть к ней и проходу не давать… Ну а той, которая засиделась в девках, народная магия советует съесть на ночь ложку муки с солью, слегка смоченной водой. Вскоре после этого в доме непременно появится суженый.

Если вдруг встретится вам у водоема русалка (по-украински мавка), то нужно сказать, перекрестившись: «Иван да Марья! Крещу вас во имя Отца и Сына и Святого Духа!» Дух реки или озера немедленно отстанет от вас. Кстати, хорошо бы носить с собой полынь или мяту – как оберег. Ну а ежели вам нужна волшебная палочка, то и ее добыть можно. Нужно только выследить, когда уж глотает пойманную лягушку. Надо схватить его левой рукой так, чтобы он ту лягушку не успел проглотить, а правой, взяв в нее палочку, выковырять из пасти ужа несчастную квакушку. Палочка, при помощи которой вы спасли земноводное, станет волшебной. Ею, например, можно будет тушить пожары, обойдя вокруг горящего строения.


Олесь ИЛЬЧЕНКО
ТАЙНЫ ХХ ВЕКА

Шурик у дедушки - рассказ Николая Носова, который будет интересен детям любых возрастов. В нём показана жизнь двух братьев у дедушки и бабушки в деревне. Ребята с первого дня облазили весь дом. Здесь они нашли настоящие сокровища: калошу, стеклянную банку и удочку. Какие приключения ждут братьев ещё, узнайте из сказки вместе с детьми. Она учит умению исследовать окружающее пространство, придумывать игры, погружаться в забавные приключения самостоятельно без помощи взрослых.

Летом мы с Шуриком жили у дедушки. Шурик — это мой младший брат. Он еще в школе не учится, а я уже в первый класс поступил. Только он все равно меня не слушается… Ну и не надо!.. Когда мы приехали, так сейчас же обыскали весь двор, облазили все сараи и чердаки. Я нашел стеклянную банку из-под варенья и круглую железную коробочку от гуталина. А Шурик нашел старую дверную ручку и большую калошу на правую ногу.

Потом мы чуть не подрались с ним на чердаке из-за удочки. Я первый увидел удочку и сказал:

— Чур, моя!

Шурик тоже увидел и давай кричать:

— Чур, моя! Чур, моя!

Я схватил удочку, а он тоже вцепился в нее и давай отнимать.

Я рассердился — как дерну!.. Он отлетел в сторону и чуть не упал. Потом говорит:

— Подумаешь, очень нужна мне твоя удочка! У меня есть калоша.

— Вот и целуйся со своей калошей, — говорю я, — а удочку нечего рвать из рук.

Я отыскал в сарае лопату и пошел копать червей, Чтобы ловить рыбу, а Шурик пошел к бабушке и стал просить у нее спички.

— Зачем тебе спички? — спрашивает бабушка.

— Я, — говорит, — разведу во дворе костер, сверху положу калошу, калоша расплавится, и из нее получится резина.

— Еще чего выдумаешь! — замахала руками бабушка. — Ты тут и дом весь спалишь со своим баловством. Нет, голубчик, и не проси. Что это еще за игрушки с огнем! И слушать ничего не желаю.

Тогда Шурик взял дверную ручку, которую нашел в сарае, привязал к ней веревку, а к другому концу веревки привязал калошу. Ходит по двору, веревку за ручку держит, а калоша за ним по земле ездит. Куда он — туда и она. Подошел ко мне, увидел, что я червей копаю, и говорит:

— Можешь не стараться: все равно ничего не поймаешь.

— Это почему? — спрашиваю.

— Я заколдую рыбу.

— Пожалуйста, — говорю, — колдуй на здоровье.

Я накопал червей, сложил их в коробочку и пошел к пруду. Пруд был позади двора — там, где колхозный огород начинается. Насадил я на крючок червяка, уселся на берегу и забросил удочку. Сижу и за поплавком слежу. А Шурик подкрался сзади и давай кричать во все горло:

Колдуй, баба, колдуй, дед,
Колдуй, серенький медведь!
Колдуй, баба, колдуй, дед,
Колдуй, серенький медведь!

Я решил молчать и ничего не говорить, потому что с ним всегда так: если скажешь что-нибудь, еще хуже будет.

Наконец он наколдовался, бросил в пруд калошу и стал ее по воде на веревке таскать. Потом придумал такую вещь: бросит калошу на середину пруда и давай в нее камнями швырять, пока не утопит, а потом начинает ее со дна на веревке вытаскивать.

Я сначала молча терпел, а потом как не вытерплю:

— Пошел вон отсюда! — кричу. — Ты распугал мне всю рыбу! А он говорит:

— Все равно ничего не поймаешь: заколдована рыба.

И опять плюх калошу на середину пруда! Я вскочил, схватил палку — и к нему. Он давай удирать, а калоша за ним на веревке так и скачет. Еле убежал от меня.

Вернулся я к пруду и стал снова рыбу ловить. Ловил, ловил… Уже солнышко высоко поднялось, а я все сижу да на поплавок гляжу. Не клюет рыба, хоть тресни! На Шурика злюсь, прямо избить готов. Не то чтоб я в его колдовство поверил, а знаю, что если приду без рыбы, смеяться будет. Уж чего я ни делал: и подальше от берега забрасывал удочку, и поближе, и поглубже крючок опускал — ничего не выходит.

Захотелось мне есть, пошел я домой, вдруг слышу — кто-то в ворота колотит: «Бум-бум! Бах-бах!»

Подхожу к воротам, смотрю, а это Шурик. Достал где-то молоток, гвозди и прибивает к калитке дверную ручку.

— Это ты для чего прибиваешь? — спрашиваю.

Он увидел меня, обрадовался:

— Хи-хи! Рыболов пришел. Где же твоя рыба?

Я говорю:

— Ты зачем прибиваешь ручку? Здесь же есть одна ручка.

— Ничего, — говорит, — пусть две будут. Вдруг одна оторвется.

Прибил ручку, и еще у него один гвоздь остался. Он долго думал, что с этим гвоздем делать, хотел его просто в калитку загнать, потом придумал: приложил калошу подошвой к калитке и стал ее гвоздем приколачивать.

— А это для чего? — спрашиваю.

— Так просто.

— Просто глупо, — говорю я.

Вдруг смотрим — дедушка с работы идет. Шурик испугался, давай отрывать калошу, а она не отрывается. Тогда он встал, загородил калошу спиной и стоит.

Дедушка подошел и говорит:

— Вот молодцы, ребятки! Только приехали — и за работу сразу… Кто это придумал к калитке вторую ручку прибить?

— Это, — говорю, — Шурик.

Дедушка только крякнул.

— Ну что ж, — говорит, — теперь у нас две ручки будет: одна сверху, другая снизу. Вдруг какой-нибудь коротенький человек придет. До верхней ручки ему не дотянуться, так он до нижней достанет.

Тут дедушка заметил калошу:

— А это еще что?

Я так и фыркнул. «Ну, — думаю, — сейчас Шурику от дедушки будет».

Шурик покраснел, сам не знает, что тут ответить.

А дедушка говорит:

— Это что ж? Это, наверно, все равно что ящик для писем. Придет почтальон, увидит, что дома никого нет, сунет письмо в калошу и пойдет дальше. Очень остроумно придумано.

— Это я сам придумал! — похвастался Шурик.

— Да неужто?

— Честное слово!

— Ну, молодец! — развел руками дедушка.

За обедом дедушка все разводил руками и рассказывал бабушке про эту калошу:

— Понимаешь, какой остроумный ребенок! До чего сам додумался, ты не поверишь даже! Понимаешь, калошу к калитке, а? Я давно говорю, что надо ящик для писем прибить, а того и не сообразить мне, что проще калошу.

— Ладно уж, — усмехнулась бабушка. — Я куплю ящик, а пока пусть повисит калоша.

После обеда Шурик побежал в сад, а дедушка говорит:

— Ну, Шурик у нас уже отличился, а ты, Николка, тоже, небось, чего-нибудь наработал. Ты уж признавайся, порадуй дедушку.

— Я, — говорю, — ловил рыбу, да рыба не ловится.

— А ты где ловил?

— В пруду.

— Э… — протянул дедушка, — какая же тут рыба? Этот пруд недавно вырыли. Тут даже лягушки еще не развелись. А ты, голубчик, не поленись, пойди на речку. Там у мостика течение быстрое. На этой быстрине и полови.

Дедушка ушел на работу, а я взял удочку и говорю Шурику:

— Пойдем на реку, будем вместе рыбу ловить.

— Ага, — говорит, — испугался! Теперь подлизываешься!

— Зачем мне подлизываться?

— А чтоб я не колдовал больше.

— Колдуй, — говорю, — пожалуйста.

Взял я коробку с червями, банку из-под варенья, чтоб было куда рыбу сажать, и пошел. А Шурик сзади поплелся.

Пришли на реку. Я пристроился на берегу, недалеко от моста, где течение побыстрей, забросил удочку.

А Шурик толчется возле меня и все бормочет:

Колдуй, баба, колдуй, дед,
Колдуй, серенький медведь!
Помолчит чуточку, помолчит, а потом снова:

Колдуй, баба, колдуй, дед…
Вдруг рыба как клюнет, я как дерну удочку! Рыба сверкнула в воздухе, сорвалась с крючка, упала на берег и ну плясать возле самой воды.

Шурик как крикнет:

— Держи ее!

Бросился к рыбе и давай ловить. Рыба по берегу скачет, а он прямо животом на нее бросается, никак поймать не может; чуть она не удрала обратно в реку.

Наконец он ее схватил. Я набрал в банку воды, Шурик пустил в нее рыбу и стал разглядывать.

— Это, — говорит, — окунь. Честное слово, окунь! Видишь, какие у него полоски. Чур, мой будет!

— Ладно, пусть будет твой. Мы еще много наловим.

В этот день мы долго удили. Поймали шесть окуньков, четырех пескарей и даже ершика одного выудили.

На обратном пути Шурик нес банку с рыбой и даже подержать не давал мне. Он был очень рад и совсем не обиделся, когда увидел, что его калоша исчезла, а вместо нее на калитке висит новенький голубой ящик для писем.

— Ну и пусть, — сказал он. — По-моему, ящик еще даже лучше калоши.

Он махнул рукой и поскорей побежал показывать рыбу бабушке. Бабушка похвалила нас.

А потом я ему сказал:

— Вот видишь, а ты колдовал! Ничего твое колдовство не значит. Я в колдовство не верю.

— У! — сказал Шурик. — А я, думаешь, верю? Это одни только дикари верят да старенькие старушки.

Этим он очень насмешил бабушку, потому что бабушка хоть и была старенькая, но тоже не верила в колдовство.

В дни чемпионата мира в ЮАР осьминог Пауль, предсказавший множество исходов, в том числе и итоговую победу Испании, стал самым популярным животным на Земле. Такого внимания несчастное головоногое не пережило – и уже осенью тихо скончалось в возрасте двух с половиной лет в аквариуме "Центра морской жизни" Оберхаузена.

Честно говоря, чемпионат мира мне порядком надоел, - говорил Пауль в интервью одному моему коллеге в июле 2010-го. - Думал, что все это безумие кончится после Euro-2008, но, увы. Теперь я, похоже, обречен исполнять роль шута до конца своих дней. Знаете, в последнее время все мои три осьминожьих сердца посещают дурные предчувствия. Немного мне осталось.

Как видим, бедный Пауль оказался прав и, вопреки обещаниям его хозяев, так и не увидел свободных вод океана. Зато оставил неизгладимый след в истории, и уже после него появилось множество подражателей: свиньи, обезьяны, попугаи, крысы. Все что-то предсказывали и все преподносились миру в качестве оракулов.

Потребность в волшебстве заложена в людях с детства, - считает постоянный эксперт "СЭ-Воскресенья", врач-психиатр из института Сербского Тимур Ненашев . – Футбол – игра, а в любой игре должно быть место чудесам. История с осьминогом, равно как и с его продолжателями-подражателями – как раз прямое тому доказательство. Почему люди с такой легкостью приняли "осьминожью магию"? Потому что она разнообразила пафосную серьезность такого события, как чемпионат мира.

Попытки применить сверхъестественные силы в футболе предпринимались и до, и после знаменитого осьминога.

Накануне того же чемпионата мира-2010 ФИФА направила организаторам письмо, в котором предупредила о недопустимости проведения африканских магических ритуалов во время проведения турнира. Формальным поводом послужил инцидент в Свазиленде, где футболисты испортили поля главного стадиона страны, закапывая в дерн амулеты и обереги, а также опаливая эти места огнем. В Африке черная магия с ее непременными талисманными атрибутами – обычное дело. Все помнят успех сборной Сенегала на ЧМ-2002 и группу мужчин с бубнами и амулетами на трибунах. Говорят, в бюджетах большинства африканских футбольных клубов даже есть особая статья расходов на колдовство (формальным языком это зовется "психологическая подготовка"), и спонсоры всегда щедро оплачивали услуги шаманов. А самые лучшие африканские футболисты, переходя в европейские клубы, приносят свои традиции и в Старый Свет.

FOOTBALL TEAM USING VOODOO по mbalekin

Порой, правда, колдовство приводило к трагическим последствиям. Так, например, в 2008 году английская Daily Telegraph написала о печальном инциденте, который случился в Демократический Республике Конго в городе Бутембо. Вратарь команды "Ниуки Систем" начал колдовать прямо во время игры с клубом "Сокозаки", что спровоцировало сначала драку между футболистами, а потом – и беспорядки на трибунах. В результате все переросло в общегородские погромы, полиция применила специальные средства, и погибли 13 человек.

Совсем серьезно дела обстоят на Гаити, где живут колдуны Вуду. Как известно, с ними шутки плохи, поэтому вся страна относится к данному культу с большим уважением. В 1996 году команда "Расинг" из города Гонаив стала чемпионом страны, однако по заказу кого-то из конкурентов в одну из ночей колдун Вуду окропил двери клубного офиса кровью черного петуха, и "Расинг" не мог ничего выиграть в течение 12 лет. Проклятье удалось снять лишь в 2008 году, когда команда вновь стала чемпионом. Может, нашелся еще более могущественный чародей?

Часто за колдунов Вуду выдают себя обычные проходимцы, предлагающие болельщикам за 10 - 20 евро совершить обряд во славу их любимой команды. Во время крупных турниров таких "магов" хватает во всех городах. В Испании в дни чемпионата Европы 2008 года "наборы Вуду" продавались во всех крупных супермаркетах. Что любопытно, одна из куколок, которую нужно было колоть иголкой, была одета в форму сборной России.

Впрочем, есть и магия другого рода. В частности, в интернете можно найти множество объявлений по типу "потомственная ведунья предсказывает исходы футбольных матчей", или "приворожу футболиста", или "самый сексуальный футболист, подходящий для тебя" ну и все в таком духе. Раз предложения много, значит, есть и спрос – во всяком случае, услуги гадалок стоят недешево.

А есть и такая вещь, как сновидения и их толкования. Вот что, например, говорит сонник старика Фрейда: "Если во сне вы играете в футбол - вы привыкли манипулировать людьми и совсем не думаете о том, что это не всегда может нравиться окружающим. Если для вас важно то, как к вам будут относиться люди, которых вы считаете своими друзьями, то нужно изменить свое поведение. Наблюдать за тем, как кто-то другой играет в футбол, - не придавайте столь большого значения чужому мнению. Наверняка вы и сами не раз убеждались в том, что чужое мнение не всегда бывает верным".

Или вот еще версия. "Играть самому: будут споры из-за имущества, денег, дивидендов".

Что ж, как видим, загадочное и необъяснимое занимает в футболе важное место. Кто-то это назовет волшебством, кто-то – суеверием. Как бы там ни было, без всего этого было бы намного скучнее.

Дмитрий ЗЕЛЕНОВ

Колдуй, баба, колдуй, дед.

Колдуны в России водились испокон веков. Люди побаивались своих собратьев, наделенных колдовскими чарами, но при случае всегда обращались к ним за помощью. А уж те в меру своих сил и способностей творили чудеса: заговаривали ветры, вызывали громы, бури и дожди, умножали богатство, плодили скотину, даровали человеку любовь, счастье, здоровье и успех в делах.

Долой клопов

Это было в конце 1950-х годов. Семья Ивана С., которому тогда было 12 лет, жила в поселке Новая Комушка под Улан-Удэ. А недалеко оттуда в поселке Сосновый Бор жила мамина подруга Валентина. Ее муж служил лесником в местном лесничестве. Однажды мама Ивана решила навестить подругу, та давно приглашала ее в гости. Лето выдалось урожайным на ягоды, и мама Вани надеялась насобирать в лесу брусники, а кто, как не жена лесника, знала самые хорошие брусничные места?!

Накануне поездки Ваня уговорил маму взять с собой закадычного друга Степку. Так компанией из трех человек на перекладных они добрались до Соснового Бора. Приехали под вечер, уже темнеть начало, поужинали и легли спать пораньше, чтобы на рассвете уйти в лес. Хозяйка постелила им в зале на полу. Не успели гости заснуть, как услышали в комнате какой-то странный шорох. Проснулись и - о, ужас! - глазам не поверили. Со всех сторон их атаковали клопы. Они сыпались с потолка как дождь и расползались кругом. Гости кое-как оделись и выскочили во двор. За ними выбежали растерянные и расстроенные хозяева.

Тетя Валентина, мамина подруга, накинулась на мужа Павла:

Давно просила тебя привести Васильича. Вишь, до чего дошло. Утром первым делом к нему беги за подмогой.

Хозяева постелили себе и нам в летней кухне, там до утра и перекантовались. Встали на восходе и отправились в лес за ягодой, а когда вернулись домой, часа через два явился тот самый Васильич. Это был невысокий крепкий бородатый старик. Он имел одну особенность: один глаз у него бы карим, другой зеленым. Ванька это запомнил на всю жизнь, потому что старик пристально посмотрел на него, подмигнул и обратился к матери со словами: «Ой, и ходок-то твой будет по девкам! Смотри, чтоб в дом черноглазую не привел - горя не оберетесь». Тогда к его словам мать не особо прислушалась - не до того было.

Дед попросил старый березовый веник. Тетя Валя сбегала за ним в баньку. Колдун взял веник и вошел в дом. Нашептывая какие-то слова, стал обходить одну комнату за другой, тыкая при этом веником в углы и вдоль плинтусов. Затем поставил веник у косяка входной двери в кухню, закрыл дверь и сказал, чтобы часа через три веник выбросили. Хозяйка дала ему в благодарность узелок, и старик ушел. Вечером открыли дверь и увидели, что веник аж шевелится от клопов. Это была живая масса, напоминавшая пчелиный рой. Мамина подруга вынесла его и сунула в горящую плиту летней кухни. Той ночью хозяева и гости спали спокойно в доме. Клопов больше не было. На следующее утро гости поехали к себе домой.

Прошли годы, Ваня вырос, превратился в красивого парня и, действительно, загулял. Гулянки продолжались до тех пор, пока одна девушка - проводница с Забайкальской железной дороги - не запала ему в душу. Она была черноглаза и остра на язык. И Иван, и его мать напрочь забыла дедовы слова, а вспомнили о позже, после беды, которая случилась с Иваном. Вернувшись из командировки, он застукал в доме свою молодую жену с другим. Завязалась страшная драка, в ходе которой любовник отрубил Ивану кухонным ножом палец. Хорошо, на крики сбежались соседи, разняли дерущихся, иначе неизвестно, чем бы все кончилось.

Заклинательница змей

Николаевская область на Украине - это сплошные степи. Есть места, так называемые солончаки, где почва ни на что не пригодна, столько в ней солей. На одном из них находилось село, в котором жила известная на всю округу колдунья - баба Агапка. Она никогда не причиняла людям зла, наоборот, творила добро. Колдунья была знаменита тем, что умела выводить змей. Когда у нее спрашивали, как это ей удается, она лишь помалкивала да хмурилась в ответ. Секретов своих старуха никому не открывала. А происходило дело обычно так. Весной просыпались змеи и начинали людям вредить. Особенно много их водилось на солончаках. Обычно из сел, где рядом были солончаки, к колдунье и являлись просители. Бабка садилась на подводу и, как сейчас МЧС, ехала спасать сельчан от пресмыкающихся. Приезжала, осматривалась, срезала с куста длинную и толстую ветку, очищала ее от мелких веточек и листьев, а потом загоняла всех кур в курятник. А все курятники во дворах были окружены плотной, глубоко вкопанной в землю оградой из досок без единой щелки. Но беда в том, что настырные змеи прорывали под оградой норы и проникали в загоны. Куры были обречены, а уж цыплята - настоящий змеиный десерт - и подавно. Бабка очерчивала длинной палкой небольшой круг на земле внутри куриного загона и втыкала ветку строго в центр круга. Затем она выходила из загона, закрывала за собой калитку и занимала «наблюдательный пост» за оградой. Спустя время змеи начинали выползать из своих нор. Но все как одна, словно под гипнозом, ползли к ветке, воткнутой в землю в центре круга, лезли по ветке вверх, свиваясь на ней кольцами. Когда ветка под тяжестью пресмыкающихся начинала гнуться, Агапка давала команду хозяину. Тот заходил в загон, накрывал ветку с гадами мешком, поворачивал так, чтобы змеи попадали в мешок и нес его на задний двор, где обливал керосином и поджигал. Бабка получала награду за труды и возвращалась домой, чтобы по первому требованию выехать в другое село. В ее селе змей никогда не было.

Бумажный сверток

Эта история случилась в середине прошлого века под казахстанским городом Кустанай (сейчас он называется Костанай). Туда едва ли не со всех сторон Советского Союза устремились юноши и девушки - поднимать целину. Приехала и молодая пара из Западной Украины. Их направили в село учителями - оба закончили педагогическое училище. Приехали молодые, осмотрелись и выбрали для жилья старую заброшенную хату на окраине. В ней, кроме старого продавленного топчана и мутного зеркала на стене, не было ничего. Но молодые быстро собрали по хатам какое-то добро, вымыли и вычистили старое жилье, повесили на окна занавески, поставили на подоконники горшки с цветами и стали жить.

Поначалу все было хорошо. Но вот стали молодые замечать, что по ночам на чердаке кто-то ходит и покашливает. Дальше - больше. Иной раз казалось, будто от топота и грохота дряхлый потолок вот-вот рухнет. Молодые крестились, читали молитвы - ничего не помогало. А однажды ночью и вовсе чуть не поседели. Вдруг распахнулась входная дверь, и с улицы подуло ледяным холодом. И тут же кто-то страшно завыл! Молодые вскочили со своего старенького топчана и бросились закрывать дверь. Как она могла раскрыться - было загадкой, потому что дверь закрывалась на железную щеколду.

В общем, молодым в этом доме не стало житья. Рассказали о своих злоключениях соседям, те направили их к местной ворожее тетке Марине.

В том доме, - сказала им тетка, попыхивая трубкой, - водится нечистая сила. Прокляла этот дом колдунья бабка Мотря. Не хотела она, чтобы в ее доме кто-то жил, да и злющая была, всех людей люто ненавидела, много крови народу попила. Хате уже целый век, и давно в ней никто не жил, а тем, кто селился, нечисть житья, как и вам, не давала. Я знаю, она в доме какой-то сверток с проклятьем спрятала. Если найдете его, несите сюда.

Молодые вернулись в дом, перевернули его вверх дном, но только когда взломали полы, нашли перевязанную бечевкой старую газету, а в ней клочок истлевшей бумаги, на которой и не видно было уже надписи. Отнесли молодые находку Марине, а что та с ней делала, никто не знает. По слухам, заговаривала. Вышла вся красная, потрепанная, но довольная собой. Сказала, что теперь в доме можно жить спокойно. И правда, больше нечисть учительскую пару не беспокоила.