» »

Комплексный анализ текста. Литературный диктант по рассказу В. Распутина "Уроки французского" Просмотр содержимого документа «Литературный диктант по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского"»

28.01.2024

Рассказ «Уроки французского» Распутин написал в 1973 году. Впервые произведение было опубликовано в газете «Советская молодежь». Рассказ написан в традиции деревенской прозы – направления, развивавшегося в русской литературе того периода. Произведение считается автобиографичным, повествующем об эпизоде из жизни самого Валентина Распутина.

Главные герои

Главный герой, рассказчик – мальчик одиннадцати лет из бедной семьи; от его лица ведется повествование в рассказе.

Лидия Михайловна – молодая учительница французского, «лет двадцать пять» .

Вадик – семиклассник, «хозяйничал» среди ребят, игравших в «чику» .

«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, – нет, а за то, что сталось с нами после».

Главный герой пошел в 5-й класс в 48-м году. В их деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, ему пришлось переехать в райцентр – за пятьдесят километров от дома. Мать договорилась, что он «будет квартировать» у знакомой.

Семья главного героя жила очень бедно, постоянно голодала. Кроме рассказчика у матери было еще двое младших детей, жили они без отца. Главный герой хорошо учился, «в деревне признавался за грамотея» .

В новой школе мальчик также учился хорошо, трудности были только с французским языком – ему не давалось произношение. Слушая, как ученик коверкает язык, учительница французского, Лидия Михайловна, «бессильно морщилась и закрывала глаза» .

На новом месте главный герой сильно похудел – передаваемых матерью продуктов не хватало, поэтому он постоянно голодал.

Как-то сын знакомой повел главного героя посмотреть, как другие ребята играют на деньги в «чику» . Выучив правила игры, рассказчик решил тоже попробовать. Периодически мать передавала ему пять рублей на молоко – мальчику его нужно было пить «от малокровия» . Разменяв полученные деньги, он пошел играть. Вскоре мальчик приловчился и, выигрывая ежедневно по рублю, сразу уходил. На эти деньги он покупал молоко. Как-то местный заводила Вадик заметил, что главный герой «слишком быстро выходит из игр» и спровоцировал драку. Рассказчика сильно избили.

На следующий день первым уроком был французский. Увидев разбитое лицо мальчика, учительница сразу спросила, что случилось. Один из одноклассников, знавший о случившемся, выкрикнул, что это его избили из-за игры на деньги. Учительница сказала главному герою остаться после уроков. Мальчик боялся, что его «потащат» к директору, однако Лидия Михайловна только расспросила о том, что он делает с выигранными деньгами. Женщина была удивлена, что мальчик ограничивается рублем и тратит его на молоко.

Главный герой перестал играть. Мама в это время почти не высылала еды, и ему «все время хотелось есть» . Не выдержав, он снова вернулся к игре. Мальчик старался выигрывать понемногу. Однако, когда он на четвертый день, выиграв рубль, попытался уйти, его опять избили.

Увидев на следующий день вновь избитого мальчика, Лидия Михайловна назначила ему дополнительные занятия.

Учительница со всем усердием заставляла мальчика прорабатывать произношение. Вскоре они начали заниматься у нее на дому. Учительнице было жалко мальчика, она постоянно предлагала ему поужинать, но тот каждый раз в испуге отказывался, вскакивал и быстро уходил.

Как-то главному герою прямо в школу принесли посылку. Он сначала подумал, что ее передала мама. Однако, увидев, что там лежат макароны, сахар и гематоген, понял, что посылка от учительницы – у них в деревне таких продуктов взять было негде. Мальчик сразу пошел к Лидии Михайловне домой. Несмотря на уговоры учительницы, он отказался забрать продукты себе.

Занятия по французскому продолжались. Вскоре главный герой начал достаточно сносно выговаривать французские слова, ощущал в гостях у женщины себя более свободно. Постепенно мальчик «почувствовал вкус к языку» – «наказание превращалось в удовольствие» .

Как-то учительница рассказала, что в детстве тоже играла на деньги, но по-другому. Попросив мальчика «не выдавать» ее директору, женщина показала, как играть в «замеряшки» . Немного поиграв «понарошку» , Лидия Михайловна предложила сыграть «по-настоящему» . Приловчившись, мальчик очень скоро начал выигрывать. Они играли часто. Вскоре у мальчика снова появились деньги, и он покупал уже молоко со сливками. Конечно, ему было неловко брать деньги у учительницы, но он успокаивал себя тем, что это честный выигрыш.

«Знать бы нам, чем это все кончится…»

В один из дней, в самый разгар игры к Лидии Михайловне зашел живший рядом директор. Увидев, что она играет с учеником на деньги, он сильно возмутился.

«Через три дня Лидия Михайловна уехала». Накануне она встретила главного героя и сказала, что уезжает домой, на Кубань, его же никто не тронет – тут виновата она.

«И больше я ее никогда не видел». Только среди зимы, после январских каникул, ему пришла посылка с макаронами и тремя красными яблоками, которые он раньше видел лишь на картинках.

Заключение

В рассказе «Уроки французского» Валентин Распутин раскрывает тему отношений между учеником и учителем. Лидия Михайловна изображается писателем как действительно талантливый педагог и наставник. Видя, что мальчик не хочет принимать помощь просто так, она находит способ помочь ему через игру на деньги. Этим женщина в буквальном смысле спасает мальчика от голода, не задевая его гордость.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 4951.

Литературный диктант по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского" состоит из 20 пвопросов-предложений, которые учащимся нужно закончить.

Просмотр содержимого документа
«Литературный диктант по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского"»

Литературный диктант по рассказу В.Г. Распутина

«Уроки французского»

    Жанр произведения В.Г. Распутина – … рассказ.

    Повествование ведётся от лица… главного героя.

    События произведения происходят в… 1948 году.

    Герой рассказа учится в… 5-м классе.

    Мальчику… 11 лет.

    В родной деревне его называли… грамотеем, башковитым парнем.

    Мальчик учился и жил один в… райцентре.

    Во французском языке труднее всего для главного героя было… произносить слова.

    Учительницу французского звали… Лидия Михайловна.

    В игру на деньги главного героя вовлёк… Федька.

    Рассказчик играл в «чику», чтобы… каждый день покупать молоко.

    Баночка молока стоила… 1 рубль.

    «…суетливый, с моргающими глазёнками мальчишка, любивший на уроках поднимать руку…» – это… Тишкин.

    Вадик учился… в 7-м классе.

    Прозвище дружка Вадика – … Птаха.

    Героя рассказа жестоко избили, потому что… он стал играть лучше всех и выигрывал.

    Мальчик догадался, что посылка не от матери, потому что в ней были… макароны.

    Учительница стала играть с мальчиком в «замеряшки», чтобы… помочь способному, но голодному ученику.

    Учительница уехала… на Кубань.

    Во второй посылке были… макароны и яблоки.

Карковская Дарья Юрьевна

Должность: учитель русского языка, литературы, французского языка

Название учреждения: ГБОУ СОШ №623 г. Москвы

Сценарий спектакля по произведению В.Г. Распутина «Уроки французского».

Цели : систематизировать знания учащихся по произведению и биографии автора, развивать творческий потенциал учащихся через применение актерских способностей, формировать ответственную жизненную позиция и чувство сопереживания.

Сцена

Название

Действующие лица

I сцена

Пролог. Игра

II сцена

В школе

III сцена

У Лидии Михайловны

IV сцена

И вновь игра

V сцена

Посылка

VI сцена

Игра в пристенок

VII сцена

Эпилог

I сцена. Пролог. Игра

На заднем плане мальчишки играют в чику. На передний план выходит Автор .

Автор ( в зал ): Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, - нет, а за то, что сталось с нами после.

Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней сказать, поехал: у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр. За неделю раньше туда съездила мать, уговорилась со своей знакомой, что я буду квартировать у нее, а в последний день августа дядя Ваня, шофер единственной в колхозе полуторки, выгрузил меня на улице Подкаменной, где мне предстояло жить, помог занести в дом узел с постелью, ободряюще похлопал на прощанье по плечу и укатил. Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь.

Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? По всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки.

С французским у меня не ладилось из-за произношения. Я шпарил по-французски на манер наших деревенских скороговорок, половину звуков за ненадобностью проглатывая. Лидия Михайловна, учительница французского, слушая меня, бессильно морщилась и закрывала глаза. Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы. Едва я оставался один, сразу наваливалась тоска - тоска по дому, по деревне. Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи. Я постоянно недоедал и сильно похудел. И вот однажды в сентябре Федька спросил у меня:

(отходит в сторону, поворачивается к играющим все время чтения диалога мальчишкам)

Федька : - Ты в «чику» играть не боишься?

Федька : - Игра такая. На деньги. Пойдем посмотрим. Увидишь, как здорово.

Поворачиваются к играющим.

Вадик (Федьке, недовольно ) : - Этого еще зачем привел?

Федька : - Он свой, Вадик, свой. Он у нас живет.

Вадик : - Гляди не вякни кому, что мы здесь.

Вадик : - Ты что это - загреб кассу и драть? Ишь шустрый какой! Играй.

Вадик : - Кому надо делать уроки, тот сюда не ходит.

Птаха: - Кто тебе сказал, что так играют на деньги? За это, хочешь знать, бьют маленько. Понял?

Вадик : - Не в склад!

Вадик ( показывает кулак) : - А этого ты не видел? Понюхай, чем пахнет.

Продолжают играть, и вдруг Автора бьют.

Вадик :- Кто тебе сказал, что это я? Приснилось, что ли? Давай сюда ! (Протягивает руку за шайбой. Автор не отдает).

Вадик : - Ну-ка, повтори . (Надвигается на Автора)

Птаха и Вадик бьют его по очереди .

Все присутствующие на него набрасываются.

Вадик : - Иди отсюда, пока живой! Быстро!

Вадик ( вслед ) : - Только вякни кому - убьем!

Птаха кидается на ним, но Вадик его останавливает.

II сцена. В школе

ЛМ ( открывает журнал ): - Ну вот, сегодня среди нас есть раненые.

Все смеются. ЛМ смотрит на Автора.

ЛМ : - И что случилось?

ЛМ : - Ой, как неудачно. Вчера упал или сегодня?

Тишкин : - Хи, упал! Это ему Вадик из седьмого класса поднес. Они на деньги играли, а он стал спорить и заработал, Я же видел. А говорит, упал.

ЛМ: - Тебя, Тишкин, я хотела спросить совсем другое. Иди к доске, раз уж ты разговорился, и приготовься отвечать. (Автору, тихо) После уроков останешься.

Сцена III . У Лидии Михайловны

ЛМ сидит за своим столом, Автор хочет сеть подальше от нее, но она указывает на парту напротив.

ЛМ: - Это правда, что ты играешь на деньги?

ЛМ: - Ну и как - выигрываешь или проигрываешь? Давай рассказывай, как есть. Проигрываешь, наверное?

ЛМ: - Хорошо, хоть так. Выигрываешь, значит. И что ты делаешь с деньгами?

- Ну, так что ты делаешь с деньгами, которые выигрываешь? Покупаешь конфеты? Или книги? Или копишь на что-нибудь? Ведь у тебя их, наверное, теперь много?

ЛМ : - И больше не играешь?

ЛМ : - А рубль? Почему рубль? Что ты с ним делаешь?

ЛМ : - Молоко? (Пауза. ЛМ смотрит на Автора, мальчик мнется от стеснения ). И все-таки на деньги играть не надо. Обошелся бы ты как-нибудь без этого. Можно обойтись?

Сцена IV . И вновь игра

Поворачивается к ним.

Птаха : - Чего пришел? Давно не били?

Птаха : - Кто тебе сказал, что с тобой, будут тут играть?

- Никто.

Птаха : - Что, Вадик, сразу будем бить или подождем немножко?

Вадик : - Чего ты пристал к человеку, Птаха? Понял, человек играть пришел. Может, он у нас с тобой по десять рублей хочет выиграть?

Птаха : - Дать ему, Вадик?

Вадик : - Не надо, пусть играет. Он здорово играет, мы ему в подметки не годимся.

Сцена V . Посылка

ЛМ сидит за столом. На переднем плане Автор, в руках держит посылку.

ЛМ : - Что это? Что такое ты принес? Зачем?

ЛМ: - Что я сделала? О чем ты?

ЛМ : - Почему ты решил, что это я?

ЛМ : - Как! Совсем не бывает?!

ЛМ (пытается его обнять, но он уворачивается ) : - Действительно, надо было знать. Совсем, говоришь, не бывает? Что же у вас тогда бывает?

ЛМ : - Горох… редька… А у нас на Кубани яблоки бывают. А макароны эти ты возьми…

ЛМ : - Ну, зачем ты так? Я знаю, что ты голодаешь.

ЛМ : - Не спорь, пожалуйста, со мной, я знаю. Что плохого, если ты возьмешь сейчас эти макароны и сваришь себе сегодня хороший обед. Почему я не могу тебе помочь единственный раз в жизни? Ну а на деньги ты больше не играешь? Мы в детстве играли в «пристенок». Сыграем?

ЛМ : - А что такого?

ЛМ : - Ну и что? Учительница - так другой человек, что ли? Иногда надоедает быть только учительницей, учить и учить без конца. Ну что - попробуем? Не понравится - бросим.

ЛМ : - Начинай.

Играют.

ЛМ : - Нет, так неинтересно. Играть - так по-настоящему, а то что мы с тобой как трехлетние малыши.

ЛМ : - Конечно.. Мы можем договориться о совсем маленькой ставке. Неужели боишься?

Играют.

Играют.

ЛМ: - Я? А что я делаю?

Зачем вы ее подвинули?

ЛМ : - Да нет же, она тут и лежала.

Автор : И опять у меня появились деньги. Опять я бегал на базар и покупал молоко. Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш. Знать бы нам, чем это все кончится…

Сцена VI . Игра в пристенок

ЛМ : - Пойми ты, голова садовая, зачем мне тебя обманывать? Я трижды подряд проиграла, а перед тем была «чика».

ЛМ : - Почему это не считается?

Директор (внезапно появляясь) : - Лидия Михайловна! Лидия Михайловна, что с вами? Что здесь происходит?

ЛМ: - Я, Василий Андреевич, надеялась, что вы постучите, прежде чем входить сюда.

Директор : - Я стучала. Мне никто не ответил. Что здесь происходит? объясните, пожалуйста. Я имею право знать как директор.

ЛМ : - Играем в «пристенок».

Директор : - Вы играете на деньги с этим?.. Играете с учеником?! Я правильно вас понял?

ЛМ : - Правильно.

Директор : - Ну, знаете… Это преступление. Растление. Совращение. И еще, еще… Я двадцать лет работаю в школе, видывал всякое, но такое…

Сцена VII . Эпилог

Автор ( на переднем плане, в зал ): - Через три дня Лидия Михайловна уехала. Накануне она встретила меня после школы и проводила до дому.

ЛМ : - Поеду к себе на Кубань. А ты учись спокойно. Тут виновата я.

Уходит.

Автор : И больше я ее никогда не видел. Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я открыл ее, аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обертке я нашел три красных яблока. Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они.

Занавес

(1) Учился я хорошо, с французским же у меня не ладилось из-за произношения. (2) Я легко запоминал слова, но произношение с головой выдавало моё ангарское происхождение. (3) Лидия Михайловна, учительница французского, бессильно морщилась и закрывала глаза. (4) «...Нет, придётся с тобой заниматься отдельно», - сказала она. (5) Так начались для меня мучительные дни. (6) Я покрывался потом, краснел и задыхался, а Лидия Михайловна без передышки заставляла меня мозолить бедный мой язык. (7) Постепенно я стал довольно сносно выговаривать французские слова, и они уже не обрывались у моих ног тяжёлыми булыжниками, а, позванивая, пытались куда-то лететь. (8) Наверное, уже можно было прекратить эти занятия на дому, но я не решался сказать об этом Лидии Михайловне, а она, видимо, не считала нашу программу выполненной. (9) И я продолжал тянуть свою французскую лямку. (10) Впрочем, лямку ли? (11) Как-то невольно и незаметно я почувствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого принуждения лез в словарик, заглядывая в дальние тексты учебника. (12)Наказание превращалось в удовольствие , но , а




КАК прекрасен наш сад для прогулок весной, ТАК И летом гулять в нём чудесно. Мы любим читать КАК поэзию А.С. Пушкина, ТАК И его прозу. как... так и НЕ ТОЛЬКО дети выбежали встречать автофургон, НО И даже старая нянечка не могла усидеть в школе. Трава лежала НЕ ТОЛЬКО на подоконнике, НО И на глиняном полу. не только... но и НИ калина не растёт меж ними, НИ трава не зеленеет. Не было безопасности НИ по дорогам, НИ по деревням. ни... ни Мой старший брат учится в университете, и я ТАКЖЕ буду поступать в этом году. Все студенты, сдающие экзамены досрочно, а ТАКЖЕ желающие пересдать экзамен, должны получить разрешение в деканате до 20 июля. также Люди сильно проголодались, лошади ТОЖЕ нуждались в отдыхе. Всё лето, осенью ТОЖЕ лили грибные дожди. тоже Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Она И боялась-то его, И не смела плакать, И прощалась с ним, И любовалась им в последний раз. и... и Тихо шепчутся берёзы над могилами кладбища, ДА ветер волнует хлеба на нивах. Дружба ДА братство дороже всякого богатства. да (= и) Дверь скрипнула, И вошёл хозяин.Язык должен быть прост И изящен. и Сложносочинённое предложение Однородные члены Союзы Соединительные союзы


Как , так и . как, так и как... так и не только , но и . не только, но и не только... но и ни , ни . ни, ни ни... ни , также ., также. также , тоже ., тоже тоже , и , и ., и, и и... и , да . да да (= и) , и . и и Сложносочинённоепредложение Однородные члены Союзы Соединительные союзы


Ученье и обед делали дни очень интересными, вечера же проходили скучновато. Правила учит, пишет же с ошибками. же Солист оказался плоховат, зато хор был великолепен. Приют наш мал, зато спокоен. зато Болезнь запущена, однако выздоровление возможно. Я немного поколебался, однако сел. однако Старуха на печку легла, а Дарья, вдова молодая, проведать ребяток пошла. Прошло уже не семь, а целых двенадцать лет. а Нужно бы в Москву съездить за деньгами, да денег нет на дорогу. Мал золотник, да дорог. да (= но) С утра был туман, но к завтраку погода разгулялась. Это был немудрящий, но в окопных условиях забавный юмор. но Сложносочинённое предложение Однородные члены Союзы Противительные союзы


Залает пёс домовый, иль ветерок зашелестит в листах темнеющей дубровы, иль птица робко пролетит. Он или молчал, или отвечал двумя, тремя словами. или... или Либо ткать, либо прясть, либо песенки петь.С чужими я либо робел, либо важничал. либо... либо То телега проедет со скрипом, то раздастся голос какой-нибудь бабы, идущей на рынок. Рокот мотора приближался, нарастал, переходя то в свист, то в стон. то... то Не то он завидовал Наталье, не то он сожалел о ней. На вопросы, обращённые к нему, отвечал кратко и не то мрачно, не то угрюмо, не то насмешливо. не то... не то То ли вода ещё холодная, то ли Кадошка (охотничий пёс) ещё молод и глуп, только остановился он у воды и не может дальше идти. Кирилл отвалился на подушку, взял её в обхват и задышал ровно и громко – то ли притворяясь, что засыпает, то ли действительно засыпая от усталости. то ли... то ли Сегодня вечером я почитаю тебе сказку, либо вы с папой смастерите что-нибудь из конструктора. Около дома посадим сирень либо жасмин. либо Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит, или коней табун игривый молчанье дали возмутит. Я встречал его на улице или заходил к нему. или Сложносочинённое предложение Однородные члены Союзы Разделительные союзы


Или , или . или, или или... или либо , либо . либо, либо либо... либо то , то . то, то то... то не то , не то . не то, не то не то... не то то ли , то ли . то ли, то ли то ли... то ли , либо . либо , или . или Сложносочинённое предложение Однородные члены Союзы Разделительные союзы


1. Если сжать руками мяч, то объём воздуха, заполняющего его, уменьшится. Сжатием можно слегка уменьшить объём куска резины, воска. 2. Молекулы делятся на атомы. Атомы не являются неделимыми частицами. тоже также 5. Явление взаимодействия тел, как и явление инерции, показывает, что изменить скорость движения какого-нибудь тела можно действием на него других тел. также 6. Бегущий человек не может сразу остановиться, потому что по инерции сохраняет движение. можно сказать и о любом движущемся теле. Тоже 4. Если человек, сидящий в лодке, отталкивает от себя рукой другую лодку, то его лодка приходит в движение. тоже 3. Кусочки расколотого стекла не слипаются друг с другом. Но если края их нагреть, то их можно прочно соединить. Это происходит, как и соединение кусков замазки. также