» »

Некрасов элегия образ лирического героя. Стихотворение «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…») Н.А. Некрасова. Восприятие, толкование, оценка

23.09.2019

Анализ стихотворения Н. А. Некрасова “Элегия”
Н. А. Некрасов относится к числу тех русских поэтов, которые всем своим творчеством как бы вели спор с предшествующей литературной традицией и в то же время сами создавали традицию новую, характеризующую то время, в которое они творили. Н. А. Некрасов полностью переосмысливает представление о поэзии, о роли поэта в жизни общества. Но для того чтобы спорить с традицией, надо было установить с ней связь. А потому целый ряд стихотворений Н. А. Некрасова носят явно полемический характер. Таким становится и одно из лучших, на мой взгляд, стихотворений поэта - “Элегия”.
Стихотворение “Элегия” было написано в 1874 году и стало ответом Н. А. Некрасова на высказывания в адрес поэта многих критиков.

Один из них писал: “То, что составляло его (Некрасова) любимую тему - епосредственное описание страданий народа и вообще бедняков, - уже им исчерпано не потому, что подобная тема сама по себе когда-нибудь могла быть вполне исчерпана, а потому, что поэт наш стал как-то повторяться, когда принимается за эту тему”. Другой критик высказал мысль, что после 1861 года сама тема кажется устаревшей и несостоятельной. Именно полемикой с такими высказываниями и можно, на мой взгляд, объяснить начало стихотворения:
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая - “страдания народа”
И что поэзия забыть ее должна, -
Не верьте, юноши! не стареет она.

Для своего стихотворения Н. А. Некрасов избирает шестистопный ямб с парной ифмовкой, то есть александрийский стих - торжественный размер эпохи классицизма. Это сразу устанавливает ориентацию на высокий уровень стиха и, кроме того, связь с пушкинской “Деревней”. Между двумя стихотворениями существуют и лексические связи. Сравним у Н. А. Некрасова:
…Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам.. . -

и у Пушкина:
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам.. .

Это сравнение призвано лишний раз подчеркнуть важность темы и установить связь вемен.
Насущность обращения к этой теме Н. А. Некрасов доказывает тем, что вводит в “Элегию” описание жизни народа и показывает полнейшую несостоятельность реформы. И потому стихотворение становится своего рода декларацией отношения Н. А. Некрасова к теме поэзии и понимания роли поэта: поэт должен иметь одну цель - служение народу - до тех пор, пока народ не будет счастлив. Некрасов утверждает гражданскую поэзию, поэзию социальную. Не случаен здесь и выбор жанра: элегия - это традиционный лирический жанр, содержание которого - любовные переживания лирического героя. Место возлюбленной у Н. А. Некрасова занимает народ, к нему обращены мысли поэта. Однако эта любовь остается неразделенной, и отсюда возникает трагичность, свойственная звучанию стихотворения:
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил - и сердцем я спокоен.. .

В этих фразах опять проявляется связь с А. С. Пушкиным, на этот раз - со стихотворением “Эхо”:
На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
Тебе ж нет отзыва.. . Таков и ты, поэт!
Разница лишь в том, что у Н. А. Некрасова эта тема связывается непосредственно с народом, конкретизируется и сам смысл сравнения:
…Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта, -
Увы! не внемлет он - и не дает ответа.. .
“Не дает ответа” - это явная ориентация на лирическое отступление из финальной части поэмы Гоголя “Мертвые души”. Не только народ - но и вся Русь - вот та неизменная возлюбленная Н. А. Некрасова, которой посвящены лучшие произведения поэта.

Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая «страдания народа»
И что поэзия забыть ее должна.
Не верьте, юноши! не стареет она.
О, если бы ее могли состарить годы!
Процвел бы божий мир!… Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза!…
Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время, как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира
Чему достойнее служить могла бы лира?…

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен…
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…
Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленье…
«Довольно ликовать в наивном увлеченье,-
Шепнула Муза мне.- Пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?..

Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою,
Старик ли медленный шагает за сохою,
Бежит ли по лугу, играя и свистя,
С отцовским завтраком довольное дитя,
Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы —
Ответа я ищу на тайные вопросы,
Кипящие в уме: «В последние года
Сносней ли стала ты, крестьянская страда?
И рабству долгому пришедшая на смену
Свобода наконец внесла ли перемену
В народные судьбы? в напевы сельских дев?
Иль так же горестен нестройный их напев?..»

Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,
По нивам, по лугам, уставленным стогами,
Задумчиво брожу в прохладной полутьме,
И песнь сама собой слагается в уме,
Недавних, тайных дум живое воплощенье:
На сельские труды зову благословенье,
Народному врагу проклятия сулю,
А другу у небес могущества молю,
И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,
И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,
И лес откликнулся… Природа внемлет мне,
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта,
Увы! не внемлет он — и не даёт ответа…
___________________
Дата написания : 15-17 августа 1874 год

Анализ стихотворения «Элегия» Некрасова

Стихотворение «Элегия» является ироническим ответом Некрасова на постоянные нападки реакционных деятелей. Его постоянно обвиняли в том, что он унижает своими стихами гордое звание поэта, описывая жизнь темного и вечно пьяного крестьянства. Нападки усилились после отмены крепостного права. «Всемилостивейшее дарование» свободы тем, кто этого не заслуживает, вызывало протесты закоренелых крепостников. Они были возмущены, что даже после такого неслыханного акта находятся люди, продолжающие заявлять о тяжелом положении крестьян. Не отступая от гражданской лирики, Некрасов в 1874 г. написал стихотворение в жанре элегии. В нем он описал свои размышления по поводу Манифеста 1861 г. и ясно высказал взгляды на истинное призвание поэта.

По мнению Некрасова, долг любого гражданина, а тем более поэта заключается в стремлении сделать свою страну более счастливой и процветающей. Положение, при котором «народы влачатся в нищете» никого не должно оставлять равнодушным. «Страдания народа» — самая актуальная тема для творчества. Нельзя закрывать на нее глаза и описывать блеск и бессмысленное прожигание жизни высшим обществом. Некрасову было абсолютно неприемлемо понятие «чистого» искусства. Он был реалистом и исходил из практической пользы своих произведений.

Некрасов гордо заявляет: «Я лиру посвятил народу своему». Он имеет право на такое заявление. Стихотворения поэта вызывали широкий общественный резонанс и в целом содействовали изменению отношения к простому народу. Некрасов не ждет признания за свои заслуги, он рад тому, что внес хоть какой-то вклад в дело улучшения положения крестьян.

Поэт переходит к анализу последствий отмены крепостничества. Принятие указа он торжественно называет «красным днем». Но прошли годы. Изменилась ли к лучшему жизнь крестьянина? Некрасов предлагает честно ответить на этот вопрос самому читателю. На самом деле положение простого народа осталось практически неизменным. Отмена личной зависимости сменилась зависимостью финансовой (выкупные платежи).

Описание воображаемой идиллии в жанре элегии («песни жниц», «довольное дитя») – ирония Некрасова по поводу своих надежд на уничтожение рабства. Он так и не делает авторской оценки событию 1861 г., заканчивая стих печальным замечанием, что народ «не внемлет… и не дает ответа».

Некрасов переживал за судьбу России и всей своей поэзией призывал к работе по преобразованию её в могучую и счастливую страну.

Стихотворение «Элегия», посвященное судьбе родины и роли поэта в обществе, написано Некрасовым 15-17 августа 1874 года. Сразу в печать произведение отдано не было. Некрасов решил выждать некоторое время, не торопиться с опубликованием столь острого в политическом плане стихотворения – он опасался новой цензурной бури. Стихи были отправлены 29 августа 1874 года супругу сестры поэта А.Н.Еракову. В сопроводительной записке Некрасов отмечал, что за последний период творчества — это «самые мои задушевные и любимые» стихи.

Импульсом к написанию стихотворения «Элегия» послужила лекция либерального историка русской литературы Ореста Миллера, в которой он утверждал, что Некрасов продолжает писать уже на разработанную тему «страдания народа». Поэт оппонирует, высказывает своё мнение, убеждает, что эта тема не стареет.

Композиционно стихотворение «Элегия» делится на четыре крупные строфы по 14, 10, 12, 14 строк соответственно. Стихотворению свойственна общая высокая тональность. Сквозные темы стихотворения – судьба народа в пореформенную эпоху и миссия поэта в обществе.

Стихотворение «Элегия» — один из лучших образцов гражданской лирики поэта.

Проблематика стихотворения
Ключевая проблема, поднятая в «Элегии» — социально-исторического плана — результаты крестьянской реформы. Проблемные вопросы о положении народа в стихотворении сочетаются с вопросом о роли поэта в обществе.

В начале стихотворения оценивается актуальность темы «страдания народа». Лирический герой вводит нас в курс дела – «мода» говорит о том, что эта тема стара, и поэзия не должна отзываться на неё. Но лирический герой с этим не согласен. Он придерживается мнения, что для поэта нет дела важнее и существеннее, чем «толпе напоминать, что бедствует народ… к народу возбуждать вниманье сильных мира…»

Во второй строфе стихотворения лирический герой рассуждает о своей гражданской миссии, о долге и ответственности перед народом, о Музе, о судьбах людей. Фраза, с которой начинается вторая строфа «Элегии», стала лейтмотивом всего некрасовского творчества:

«Я лиру посвятил народу своему»…

Заканчивается вторая строфа тем, что поэт пытается найти ответ на вопрос: осчастливила ли реформа крестьян? Оковы крепостного права пали, «но счастлив ли народ»?

Эта важная тема получила развитие в третьей строфе стихотворения: «Сносней ли стала ты, крестьянская страда?»

Начинается третья строфа с мирных картин крестьянской жизни. Над золотой жатвой поют песни жницы, шагает старик, бежит довольное дитя, исправно работают серпы и косы. С какой любовью рассказывает Некрасов о простых крестьянских буднях. Высоко ценил поэт русский народ, желал ему безграничного счастья, думал о нём, переживал за него:

«Ответа я ищу на тайные вопросы,
Кипящие в уме…»

На какие вопросы искал ответы Н.А.Некрасов? Изменилась ли жизнь крестьян в лучшую сторону после подписания царем Манифеста об отмене крепостного права?

«Свобода, наконец, внесла ли перемену?»

В третьей строфе ответа на этот вопрос нет.

Заключительная строфа «Элегии» начинается со слов: «Уж вечер настает…». Эти слова как будто бы возвращают нас в прошлое. Они напоминают нам элегию Жуковского «Вечер» (1806 г.), в которой есть такие слова: «Уж вечер… облаков померкнули края…»

Интонация в начале заключительной строфы раздумчивая. Темы раздумий – природа, творческое вдохновение. Вторая половина строфы более решительна. Громкой песне поэта вторят долы, нивы, горы, откликается лес. Но тот, от кого ждет поэт ответа, молчит. Зов, мольбы поэта пока не услышаны.

Какую цель преследовал автор при написании стихотворения «Элегия»?
«Элегия» представляла собой обращенный к юношеству завуалированный призыв бороться за подлинное освобождение крестьянства. Если обратиться к черновому варианту стихотворения, то в нём можно найти такие слова:

«О, русский юноша! Есть темы выше моды:
Не старят их века!..»

При более глубоком анализе «Элегии» становится ясно, что Некрасов опирался в этом стихотворении на принципы вольнолюбивой лирики Пушкина — «Деревня», «Эхо», «Памятник». «Влачатся», «тощие», «покорствуя бичам» — идет перекличка с пушкинской «Деревней».

Оба поэта шли в поэзии своими путями, но заслуги обоих перед Отечеством и русской литературой бесценны.

Главная мысль стихотворения «Элегия» — долгожданная крестьянская реформа не принесла счастья крестьянам. Нужно идти дальше.

Характерная особенность произведения – это пример элегии нового типа, элегии социальной.

Вчитываясь в произведение, можно заметить, что в стихотворении Некрасов ведёт речь не о бедствии одного народа, а о бедствии народов (во множественном числе):

«…пока народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам,..»

Это же подчеркивается и в законченных в том же 1874 году и других произведениях Некрасова — «Страшный год» и «Смолкли честные, доблестно павшие…»

Стихотворный размер стихотворения «Элегия» — шестистопный ямб с использованием пиррихиев (пропусков ударений). В стихотворении применена смежная схема рифмовки (аабб) с использованием как женской рифмы (строки аа), так и мужской (строки бб).

Средства художественной выразительности

Эпитеты — «изменчивая мода», «божий мир», «довольное дитя», «тайные вопросы», «рабству долгому», «живое воплощенье», «дальних гор»

Метафоры — «красный день», «жатвой золотою», «прохладной полутьме»

Обращения — «Не верьте, юноши!»

Олицетворение — «И лес откликнулся…»

Использована архаическая форма глагола – «стáреет»

Сравнение — «Как тощие стада по скошенным лугам…»

Риторический вопрос — «Чему достойнее служить могла бы лира?»

Фразеологизм – «сильных мира»

Восклицания — «Увы!», «Но каждый в бой иди!»

Чем запомнилось стихотворение Некрасова «Элегия»?
Необычным сочетанием формы поэтического произведения и его содержания. Казалось бы, элегия, — жанр довольно-таки сентиментальный. Но Некрасов подошел к вопросу новаторски — он создает социальную элегию. Это, несомненно, обогатило поэзию.

Стихотворение «Элегия» мне запомнилось тем, что в очередной раз Некрасов проявляет неравнодушие, как поэт, остро реагирует на окружающую действительность, ратует за лучшую долю для своего народа.

1. Вступление
2. История создания стихотворения «Элегия»
3. Что послужило импульсом к написанию стихотворения?
4. Композиция
5. Темы, поднятые в стихотворении, к какому типу лирики принадлежит?
6. Проблематика
7. Краткое содержание
8. Главная мысль стихотворения «Элегия»
9. Характерная особенность стихотворения
10. Стихотворный размер
11. Средства художественной выразительности
12. Чем запомнилось стихотворение?

Анализ стихотворения

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «Элегия» было написано Н.А. Некрасовым в 1874 году. Оно посвящено А.Н. Еракову, другу поэта, ставшему мужем его любимой сестры, Анны Алексеевны Буткевич. А.Н. Ераков был инженером путей сообщения. Это был добрый, отзывчивый человек, обладающий большим художественным вкусом. Ему же посвящено стихотворение «Недавнее время». Некрасов послал ему «Элегию» в день именин вместе с письмом, в котором говорилось: «Посылаю тебе стихи. Так как это самые задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу». Поводом к написанию произведения стало выступление историка литературы О.Ф. Миллера, в котором он утверждал, что поэт стал повторяться, что «непосредственное описание страданий народа Некрасовым исчерпано».

Жанр произведения указан в названии – элегия. Тема его – положение русского народа и роль поэта в обществе. Так в жанр элегии, традиционные мотивы которой – любовь, грусть, душевная рефлексия и размышления о жизни, Некрасов вводит социальную проблематику. Стихотворение мы можем отнести к гражданской лирике. Стиль его – реалистический.

Начинается стихотворение мыслью о «русском народе». Оппонируя критикам, лирический герой размышляет о том, насколько эта тема актуальна, важна для поэзии. Первые четыре строчки представляют собой зачин, определение темы:

Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая – «страдания народа»
И что поэзия забыть ее должна, -
Не верьте, юноши! не стареет она.

И уже здесь Некрасов выступает новатором. Элегия открывается не мотивом тоски и не анализом собственных чувств, как мы уже отмечали выше, а обращением к юношеству. И здесь мы слышим интонации и проповеди, и завещания, и открытого призыва.

Затем мы видим развитие темы. Лирический герой приходит к выводу, что нет предмета достойнее и значительнее, что поэт обязан «Толпе напоминать, что бедствует народ», «К народу возбуждать вниманье сильных мира». Муза, по мнению героя, должна стать неизменной спутницей народной судьбы:

Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза!..

Тон речи здесь становится торжественным и взволнованно-патетическим. Стихотворение Некрасова перекликается с пушкинской «Деревней», где поэт скорбит о тяжкой доле крестьянина:

Склоняясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам…

Этой реминисценцией Некрасов как бы дает понять, что со времен Пушкина в жизни народной мало что изменилось, что тема эта по-прежнему очень важна. Анализируя свой жизненный путь, герой восклицает:

Я лиру посвятил народу своему,
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен…
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…

Далее он обращается к конкретным фактам, вспоминая о событии, современником которого он стал, – об отмене крепостного права. Однако сделало ли это освобождение русский народ счастливым? На этот вопрос ответа мы не находим:

Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленье…
«Довольно ликовать в наивном увлеченье, -
Шепнула муза мне, – пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?..»

В третьей части тон лирического героя становится спокойным, повествование приобретает идиллически-элегический характер. С грустью он отмечает, что реформа не принесла народу облегчения. Риторические вопросы передают горестные размышления его:

Ответа я ищу на тайные вопросы,
Кипящие в уме: «В последние года
Сносней ли стала ты, крестьянская страда?
И рабству долгому пришедшая на смену,
Свобода наконец внесла ли перемену
В народные судьбы? в напевы сельских дев?
Иль так же горестен нестройный их напев?..».

Последняя строфа элегии раскрывает мысли о творческом вдохновенье и о народе. Призыв поэта, его вопросы остаются безответными. Лишь в природе он находит отклик на зов своей души:

И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,
И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,
И лес откликнулся… Природа внемлет мне,
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта, -
Увы! не внемлет он – и не дает ответа…

Здесь есть реминисценция из пушкинского стихотворения «Эхо»:

Ты внемлешь грохоту громов,
И гласу бури, и валов,
И крику сельских петухов -
И шлешь ответ;
Тебе ж нет отзыва… Таков
И ты, поэт!

Мысль обоих поэтов схожа: их творчество не может найти отклик среди народа. Природа здесь противопоставлена людям.

В этом стихотворении достаточно отчетливо предстает перед нами образ лирического героя. Это уже немолодой человек, избравший свой путь и идущий по нему, когда с него сошли многие. Это человек цельный, хотя и ему известны колебания и ошибки, наивность увлечений, не слишком большая уверенность в своих силах («Быть может, я умру неведомый ему…»). Это человек мудрый и мужественный («…каждый в бой иди! А бой решит судьба…»). Ему небезразлична судьба юношества – будущего России. Это талантливый поэт, творящий по свободному вдохновению («И песнь сама собой слагается в уме…»). Он уверен, что жить честно можно только в беззаветном служении народу («К народу возбуждать вниманье сильных мира – Чему достойнее служить могла бы лира?»).

Композиционно произведение делится на три части. Первая часть – зачин, обращение к юношеству. Вторая часть – развитие темы, провозглашение гражданского служения поэзии Отчизне, анализ собственного творческого пути. Третья часть – концовка, размышления о русском народе. Начинается и заканчивается стихотворение одним и тем же мотивом – страданий народа. В финале лирический герой не говорит об этом прямо, но народ не внемлет его призывам, народ «безмолвствует». Этот мотив безмолвия сопряжен с темой нравственных страданий. Таким образом, мы можем говорить о кольцевой композиции.

Стихотворение написано шестистопным ямбом с пиррихиями, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («слезы сладкие», «красный день»), метафору («служить им будет муза»), олицетворение («И лес откликнулся…»), сравнение («Как тощие стада по скошенным лугам…»), анафору («И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы, И лес откликнулся…»), риторический вопрос («Чему достойнее служить могла бы лира?»), риторическое восклицание («Но каждый в бой иди!»), аллитерацию («Что тема старая – «страдания народа», «И слезы сладкие я пролил в умиленье…»), фразеологизм («возбуждать вниманье сильных мира…»). Поэт использует «высокую» лексику: «внемлет», «влачатся», «рок», «лира», «внимаю», «дев».

Таким образом, Некрасов рассматривал поэтическое творчество как гражданское служение Отчизне, русскому народу. Муза его явилась музой мести и печали, музой, иссеченной кнутом. Отрицая «искусство для искусства», поэт «понял смысл своего призвания и служил ему неизменно, не уклоняясь в стороны, не делая никаких уступок и не увлекаясь ложными, хотя и блестящими призраками. Подобными увлечениями можно упрекнуть многих, только не Некрасова, который понимал, что «покуда не видно солнца ниоткуда», то поэту с подобным настроением «стыдно спать» и

Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать».

Стихотворение «Элегия» было написано Н.А. Некрасовым в 1874 году. Оно посвящено А.Н. Еракову, другу поэта, ставшему мужем его любимой сестры, Анны Алексеевны Буткевич. А.Н. Ераков был инженером путей сообщения. Это был добрый, отзывчивый человек, обладающий большим художественным вкусом. Ему же посвящено стихотворение «Недавнее время». Некрасов послал ему «Элегию» в день именин вместе с письмом, в котором говорилось: «Посылаю тебе стихи. Так как это самые задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу». Поводом к написанию произведения стало выступление историка литературы О.Ф. Миллера, в котором он утверждал, что поэт стал повторяться, что «непосредственное описание страданий народа Некрасовым исчерпано».
Жанр произведения указан в названии – элегия. Тема его – положение русского народа и роль поэта в обществе. Так в жанр элегии, традиционные мотивы которой – любовь, грусть, душевная рефлексия и размышления о жизни, Некрасов вводит социальную проблематику. Стихотворение мы можем отнести к гражданской лирике. Стиль его – реалистический.
Начинается стихотворение мыслью о «русском народе». Оппонируя критикам, лирический герой размышляет о том, насколько эта тема актуальна, важна для поэзии. Первые четыре строчки представляют собой зачин, определение темы:


Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая – «страдания народа»
И что поэзия забыть ее должна, -
Не верьте, юноши! не стареет она.

И уже здесь Некрасов выступает новатором. Элегия открывается не мотивом тоски и не анализом собственных чувств, как мы уже отмечали выше, а обращением к юношеству. И здесь мы слышим интонации и проповеди, и завещания, и открытого призыва.
Затем мы видим развитие темы. Лирический герой приходит к выводу, что нет предмета достойнее и значительнее, что поэт обязан «Толпе напоминать, что бедствует народ», «К народу возбуждать вниманье сильных мира». Муза, по мнению героя, должна стать неизменной спутницей народной судьбы:


Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза!..

Тон речи здесь становится торжественным и взволнованно-патетическим. Стихотворение Некрасова перекликается с пушкинской «Деревней», где поэт скорбит о тяжкой доле крестьянина:

Этой реминисценцией Некрасов как бы дает понять, что со времен Пушкина в жизни народной мало что изменилось, что тема эта по-прежнему очень важна. Анализируя свой жизненный путь, герой восклицает:


Я лиру посвятил народу своему,
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен…
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…

Далее он обращается к конкретным фактам, вспоминая о событии, современником которого он стал, – об отмене крепостного права. Однако сделало ли это освобождение русский народ счастливым? На этот вопрос ответа мы не находим:


Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленье…
«Довольно ликовать в наивном увлеченье, -
Шепнула муза мне, – пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?..»

В третьей части тон лирического героя становится спокойным, повествование приобретает идиллически-элегический характер. С грустью он отмечает, что реформа не принесла народу облегчения. Риторические вопросы передают горестные размышления его:


Ответа я ищу на тайные вопросы,
Кипящие в уме: «В последние года
Сносней ли стала ты, крестьянская страда?
И рабству долгому пришедшая на смену,
Свобода наконец внесла ли перемену
В народные судьбы? в напевы сельских дев?
Иль так же горестен нестройный их напев?..».

Последняя строфа элегии раскрывает мысли о творческом вдохновенье и о народе. Призыв поэта, его вопросы остаются безответными. Лишь в природе он находит отклик на зов своей души:


И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,
И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,
И лес откликнулся… Природа внемлет мне,
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта, -
Увы! не внемлет он – и не дает ответа…

Здесь есть реминисценция из пушкинского стихотворения «Эхо»:


Ты внемлешь грохоту громов,
И гласу бури, и валов,
И крику сельских петухов -
И шлешь ответ;
Тебе ж нет отзыва… Таков
И ты, поэт!

Мысль обоих поэтов схожа: их творчество не может найти отклик среди народа. Природа здесь противопоставлена людям.
В этом стихотворении достаточно отчетливо предстает перед нами образ лирического героя. Это уже немолодой человек, избравший свой путь и идущий по нему, когда с него сошли многие. Это человек цельный, хотя и ему известны колебания и ошибки, наивность увлечений, не слишком большая уверенность в своих силах («Быть может, я умру неведомый ему…»). Это человек мудрый и мужественный («…каждый в бой иди! А бой решит судьба…»). Ему небезразлична судьба юношества – будущего России. Это талантливый поэт, творящий по свободному вдохновению («И песнь сама собой слагается в уме…»). Он уверен, что жить честно можно только в беззаветном служении народу («К народу возбуждать вниманье сильных мира – Чему достойнее служить могла бы лира?»).
Композиционно произведение делится на три части. Первая часть – зачин, обращение к юношеству. Вторая часть – развитие темы, провозглашение гражданского служения поэзии Отчизне, анализ собственного творческого пути. Третья часть – концовка, размышления о русском народе. Начинается и заканчивается стихотворение одним и тем же мотивом – страданий народа. В финале лирический герой не говорит об этом прямо, но народ не внемлет его призывам, народ «безмолвствует». Этот мотив безмолвия сопряжен с темой нравственных страданий. Таким образом, мы можем говорить о кольцевой композиции.
Стихотворение написано шестистопным ямбом с пиррихиями, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («слезы сладкие», «красный день»), метафору («служить им будет муза»), олицетворение («И лес откликнулся…»), сравнение («Как тощие стада по скошенным лугам…»), анафору («И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы, И лес откликнулся…»), риторический вопрос («Чему достойнее служить могла бы лира?»), риторическое восклицание («Но каждый в бой иди!»), аллитерацию («Что тема старая – «страдания народа», «И слезы сладкие я пролил в умиленье…»), фразеологизм («возбуждать вниманье сильных мира…»). Поэт использует «высокую» лексику: «внемлет», «влачатся», «рок», «лира», «внимаю», «дев».
Таким образом, Некрасов рассматривал поэтическое творчество как гражданское служение Отчизне, русскому народу. Муза его явилась музой мести и печали, музой, иссеченной кнутом. Отрицая «искусство для искусства», поэт «понял смысл своего призвания и служил ему неизменно, не уклоняясь в стороны, не делая никаких уступок и не увлекаясь ложными, хотя и блестящими призраками. Подобными увлечениями можно упрекнуть многих, только не Некрасова, который понимал, что «покуда не видно солнца ниоткуда», то поэту с подобным настроением «стыдно спать» и