» »

Незаконченная история корабля «Vrouw Maria» («Фрау Мария»). Россия и Финляндия спорят кому достанутся сокровища с бригантины «Фрау Мария В пенале из лосиной кожи

21.01.2024

И з Хельсинки в Финском заливе стартовала морская экспедиция международной экспертной группы к месту затопления корабля «Фрау Мария» с коллекцией картин императрицы Екатерины II на борту. Об этом EUROMAG сообщили в благотворительном фонде «Спасение национальных культурно-исторических ценностей» , глава которого Артем Тарасов принимает участие в экспедиции.

Кроме него в состав российской делегации входит начальник Управления по сохранению культурных ценностей Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия РФ Виктор Петраков, генеральный директор «Балтспецфлота» Андрей Шпигель и представители посольства РФ в Финляндии. В ходе трехдневной экспедиции представители России хотят обсудить с финскими властями возможность подъема как всего корабля, так и только его драгоценного груза.

Голландское торговое судно «Фрау Мария», затонувшее в 1771 году, было обнаружено в территориальных водах Финляндии в 1999 году. По инициативе российской стороны были осуществлены исследования архивных материалов, которые доказали наличие на борту произведений искусства, купленных на аукционе в 1771 году для Екатерины II. В частности, предполагается, что на корабле находятся 27 картин голландских художников XVI — XVII веков, в том числе Рембрандта, которые оценены музейными экспертами не менее чем в 500 млн евро.

Россия неоднократно предлагала Финляндии поднять груз, однако власти в Хельсинки пока не дают согласие на эту операцию. «Мы были готовы нырять еще два года назад. Более того, специалисты «Балтспецфлота» предоставили Финляндии макет одного из вариантов подъема груза, а представители Эрмитажа подтвердили готовность участвовать в реставрации поднятых картин», - сообщили EUROMAG в фонде «Спасение национальных культурно-исторических ценностей».

Но финские власти, ссылаясь на то, что затонувшее судно находится в заповедной зоне Аландских островов, не дают разрешение. «Создается впечатление, что их план – вести такую планомерную хилую работу, всячески затягивать решение вопроса», - заявили в Фонде.

Согласно действующему финскому законодательству, погибшее судно, которому 100 лет и более, найденное в финских территориальных водах, не может повреждаться, передвигаться или подвергаться каким-либо манипуляциям. По Закону о памятниках древности, судно и груз принадлежат государству Финляндии. Правда, самой Финляндии ста лет еще не исполнилось, так как до 1918 года она входила в состав Российской империи, а значит, закон в отношении «Фрау Марии» вступит в силу в 2018 году.

Тем не менее, в прошлом месяце финские власти дали разрешение на работы по подъему 70 бутылок шампанского, обнаруженных на затонувшем в начале 19 века корабле. Подъем начался 31 августа у берегов финского острова Фегле в Балтийском море.

Как уже писал EUROMAG, . Согласно заключениям ведущих экспертов, вполне вероятно, что обнаруженное в море шампанское - высокого качества и стоимость одной бутылки может достигать нескольких тысяч евро. Многие всемирно известные аукционеры уже проявили повышенный интерес к напитку и заявили о готовности продать его «с молотка».


Одиссея корабля «Vrouw Maria» началась в извилистых каналах Амстердама. Торговец древесиной и коллекционер Геррит Браамкамп скончался в возрасте 71 года. В последние 30 лет жизни он тратил практически все свои сбережения на приобретение лучших европейских произведений искусства. Геррит Браамкамп рано потерял жену, и эта коллекция стала своего рода заменой. Поэтому всю свою энергию и любовь он направил на собирание полотен.

После смерти коллекционера представители королевских семей со всей Европы приехали в его имение, надеясь приобрести хотя бы малую часть знаменитой коллекции. В июле 1771 года был организован публичный аукцион. Было продано 12 тысяч билетов на мероприятие, а сам аукцион посетило около 20 тысяч человек. В числе желающих приобрести полотна из собрания Браамкампа была и российская императрица Екатерина Великая. Она велела послу в Гааге пойти на аукцион и купить несколько холстов для ее собственной коллекции. Представитель императрицы предложил за картины наивысшую цену, и в результате ему досталась бесценная подборка картин. Дипломатический представитель Российской империи урегулировал вопрос с доставкой полотен в Санкт-Петербург. Для того чтобы попасть в Эрмитаж, холсты должны были пересечь Балтийское море. Подобное морское путешествие было рискованным, но никто и не подозревал, насколько неудачным оно окажется.

В далеком 1771 году Екатерина II хотела получить свою коллекцию как можно быстрее и предпочла долгому процессу доставки по суше, морской путь.

Императрица Екатерина Великая

Для перевозки ценностей в Голландии была зафрахтована шхуна «Vrouw Maria». Парусное судно ничем не напоминало роскошный имперский корабль. Но для выполнения данной задачи это был оптимальный выбор. Только роковое стечение обстоятельств помешало маневренному судну с опытной командой доставить ценный груз по назначению.

«Vrouw Maria» был типичным для своего времени кораблем. Шхуна отличалась хорошей грузоподъемностью и высокой скоростью. Поскольку груз был исключительно ценным, его бережная погрузка заняла несколько недель. Перед тем как загрузить картины в трюм судна их упаковали в пеналы из лосиной кожи. Пеналы вложили в свинцовые сосуды и залили сверху воском. А уж потом эти сосуды запаяли свинцовыми крышками. Вместе с дорогостоящим грузом, приобретенным на аукционе, на корабль было погружено кофе, сахар, керамические курительные трубки и стекла для очков.

Сложный путь в Санкт-Петербург

После погрузки шхуна «Vrouw Maria» отправилась в Санкт-Петербург. Корабль без осложнений покинул Амстердамский порт и вышел в Балтийское море. В то время этот морской маршрут считался одним из самых опасных. Вдоль финского побережья навигация была очень сложной, из-за десятка торчащих из-под воды камней. Некоторые из них обросли растительностью и были заметны издалека, а другие скрывались под поверхностью воды. У капитанов кораблей был небольшой выбор: они могли чудом избежать естественных препятствий или столкнуться с непогодой, которая способна погубить даже самое надежное судно того времени.

Когда шхуна «Vrouw Maria» двигалось по ветру, погода стояло ужасной. Туман постоянно сбивал капитана с курса. Когда шторм усилился капитан Reynoud Lourens (Рейнуд Лоренс) дал команду рулевому сбавить скорость, но было уже поздно. Корабль на полном ходу приближался к рифам, которых вдоль финского залива было немало. Ночью шхуна ударилась о скалу и потеряла управление. При попытке бросить якорь последовал второй удар, и судно дало течь. Испуганные моряки пытались откачать воду и молились о спасении.

Моряки выкачивали воду до самого утра, а когда взошло солнце, моряки увидели что находятся в окружении скал и рифов. Ситуация была крайне неприятная. К счастью команды мимо проплывала рыбацкая шхуна, моряки с которой предложили пострадавшей команде свою помощь. Сочтя дальнейшее пребывание на корабле опасным, капитан отдал приказ покинуть судно. 9 октября 1771 года через пять дней после столкновения с рифами шхуна «Vrouw Maria» ушла на дно Балтийского моря.

Во время крушения картины императрицы спасти не удалось. Главной проблемой этого предприятия были их огромные размеры - площадь каждого полотна составляла около двух квадратных метров, поэтому извлечь холсты из трюма было невозможно. Всей команде удалось спастись до того как шхуна полностью ушло под воду.

Добравшись до континента, моряки направились в столицу Финляндии. Капитан корабля дал отчет о своих действиях в королевском дворце. Также капитан передал свой бортовой журнал и объяснил причины случившегося. Только после этой процедуры он мог обратно возвратиться в Амстердам.

Если бы речь шла о простом грузовом судне дело бы сразу закрыли, но шхуна «Vrouw Maria» унесла на дно невероятно дорогую коллекцию полотен. Финские власти сразу же оповестили владельцев об этом инциденте. Екатерина Великая была очень расстроена, узнав о случившемся, и она немедленно организовала масштабный поиск пропавшего судна. Императрица послала своих подданных в Финляндию, перед которыми стояла непростая задача - найти и вернуть на родину бесценную коллекцию. Для того чтобы достать со дна хотя бы часть груза требовалось несколько кораблей, хорошая погода и конечно же удача. Дополнительными проблемами для посланников Екатерины стали обширные зона поиска и местное население промышлявшее грабежом кораблей, потерпевших крушение.

После целого года поисков финны и русские остались ни с чем. Ценный груз оказался на слишком большой глубине. Как только поиски были закончены, о корабле забыли. Его даже перестали упоминать в письменных источниках.

На протяжении последующих двух веков затонувший корабль представлял особый интерес для скандинавских кладоискателей. Интерес к шхуне «Vrouw Maria» резко возрос в 1979 году, когда о крушении корабля была написана книга.

И только через 200 лет после гибели «Vrouw Maria» новейшие технологии помогли осмотреть то, что осталось от судна.

В 1999 году международная команда профессиональных искателей подводных сокровищ обнаружила под водой в районе Аландских островов неплохо сохранившееся судно. Закругленная форма корпуса, разбитый руль и высокие мачты указывали на шхуну «Vrouw Maria». Корабль находится в прекрасном состоянии - древесина хорошо сохранилась в холодных водах Балтики.

Шхуна «Vrouw Maria» на дне Балтики



Дайверы установили, что «Vrouw Maria» стоит вертикально на глубине 41 м, ее корпус на несколько метров погрузился в ил. Сохранность корабля обеспечили малосоленая вода в заливе и отсутствие течений. Кроме того, в этом месте полностью отсутствует грибок, который обычно разрушает затонувшие суда.

Исследователей волновал единственный вопрос - какие именно холсты из коллекции Екатерины Великой могут находиться на борту? Утраченные полотна идентифицировали методом исключения. Подсчеты археологов показали, что это было около 21 работы. Именно они были куплены Екатериной Великой.

Список картин, которые были загружены в трюм шхуны «Vrouw Maria»:
Hendrick van Balen (1575-1632): «Девственница и молодой Иисус Христос»;
Gerard ter Borch (1617-1681): «Музыкант с гитарой»;
Gerard ter Borch (1617-1681): «Офицер, пишущий письмо»;
Gerard ter Borch (1617-1681): «Девушка с собакой»;
Gerard Dou (1613-1675): «Девушка в желтом»;
Gerard Dou (1613-1675): «На приеме у хирурга»;
Jan van Goyen (1596-1656): «Деревня на берегу реки»;
Willem Joseph Laquy (1738-1798): «Художник с учеником»;
Johannes Lingelbach (1622-1674): «Корабль на якоре»;
Gabriel Metsu (1629-1669): «Служанка с зайцем в руках»;
Frans van der Myn (1719-1783): «Джентльмен с бокалом»;
Adrian van Ostade (1610-1685): «Человек за столом»;
Paulus Potter (1625-1654): «Большая воловья повозка»;
Abraharm Stork (1644-1708): «Город на Рейне»;
Adriaen van de Velde (1636-1672): «Стадо на отдыхе»;
Jakob de Wit (1695-1754): «Кувшин с цветами»;
Philips Wouwerman (1619-1668): «Драка»;
Philips Wouwerman (1619-1668): «Старый дом»;
Philips Wouwerman (1619-1668): «Сцена с охотником»;
Philips Wouwerman (1619-1668): «Мальчик с лошадью»;
Philips Wouwerman (1619-1668): «У реки»;

Полотна, которые находятся на борту судна «Vrouw Maria» это шедевры, чья стоимость может исчисляться миллионами долларов. Эксперты задаются вопросом - если все же сокровища удастся поднять со дна, кому они будут принадлежать и сколько они будут стоить.

Материальная выгода от подъема полотен с шхуны «Vrouw Maria» довольно сомнительная. Если бы судно затонуло в международных водах, исследователи получили бы процент от общей суммы найденного груза, но корабль покоится в финских водах и по закону полностью принадлежит государству. Поэтому о находке сразу же оповестили военное ведомство. Теперь этот район просматривают с помощью гидрофонов и камер, и никто не останется не замеченным. Время реагирования береговой охраны около 5 минут.

Техническая сторона вопроса о подъеме судна «Vrouw Maria» оказалась не менее сложной. На сегодняшний день только две морские компании, специализирующиеся на поднятии затонувших кораблей, изъявили желание участвовать в тендере на подъем груза или целиком затонувшего парусника. Это компания «SMIT International» и «Mammoet Salvage» - участвовавшая в подъеме подводной лодки «Курск».

Схема подъема судна «Vrouw Maria»

Финской стороной планируется, что шхуна «Vrouw Maria» может быть поднята не ранее 2017 года. Российская сторона предполагает произвести работы уже в 2010 году. По оценке финских экспертов проект по подъему со дна Балтики шхуны «Vrouw Maria» обойдется в 80 миллионов евро, причем половина этой суммы пойдет на консервацию корабля и создание исторического музея. Переговоры о принадлежности и подъеме корабля между заинтересованными ведомствами ведутся с 2007 года.

История корабля «Vrouw Maria» все еще далека от своей развязки. По-мнению экспертов потребуются годы, чтобы собрать деньги на подъем судна. Ситуация с правами на бесценный груз поставила в тупик многих юристов. Твердо можно сказать одно в ближайшие годы затонувшее судно не раскроет свою главную тайну.

Парусник «Фрау Мария» с бесценными произведениями искусства на борту мирно покоится в Балтийском море уже 237 лет. Обнаружен он был еще девять лет назад, но поднимать его не торопились: никак не могли решить, какому государству принадлежит сокровище. Сокровища оценили в полтора миллиарда долларов. Неизвестно, сколько еще протянут в соленой воде редкие картины голландских художников. Финские власти не спешат. Согласно закона «о старине» все, что пролежало в территориальных водах более 100 лет становится собственностью Финляндии. Правда, самой финляндии нет еще ста лет.Но теперь, кажется, согласие наконец-то достигнуто.

История корабля

Датский двухмачтовый кофф «Vrouw Maria» был построен в 1748 году, то есть сейчас ему уже 260 лет. Длина корабля 26,34 м, ш
ирина 7,20 м, сделан он в основном из дуба, причем настолько крепкого, что ныряльщикам даже в наши дни не удалось вбить гвоздь в палубу. Мачты, скорее всего, сделаны из лиственницы.
Сейчас «Фрау Мария» находится на глубине 41 м недалеко от Аландских островов. Судно стоит на киле (видимо, из-за тяжелого груза в трюме), его корпус погружен в донные отложения на 1-1,5 метра. В отсутствие течений, при стабильной температуре (около 8 градусов) и малосоленой воде корабль прекрасно сохранился.
Вот отрывок из отчета финнов:
«У деревянных украшений и оснащения корабля не хватает верхнего слоя, но они находятся в хорошем состоянии… Часть такелажа лежит на палубе и на дне моря, при падении снасти повредили палубу за главной мачтой… Верхняя часть груза частично видна, были обнаружены следующие объекты: керамические трубки, цинковые слитки, коробка стеклянных линз, свинцовые печати и, возможно, остатки одежды».
Финские ныряльщики смогли достать с «Фрау» несколько предметов, в том числе фарфоровые трубки для курения стоимостью до 2,5 тыс. долларов.


Ценный груз

31 июля 1771 года на аукционе в Амстердаме князь Голицын купил картины голландских художников, антикварную мебель и другие ценности по заказу Екатерины II. Богатая коллекция предназначалась для Эрмитажа. Имена всех дилеров найти не удалось, но выяснилось, что всего было куплено 28 картин выдающихся голландских художников XVI-XVIII веков. Сохранились пометки в архивных записях - слова «Екатерина» или «рус». Ценный груз декларировать не стали - он значился как «дипломатическая почта». Мы можем только по записям, оставшимся с аукциона, судить, из чего он состоял. Остальная часть груза декларировалась, но менялась от порта к порту. Судя по таможенным документам, помимо сокровищ, судно везло сахар, красители, ткани, чай, кофе, табак, зерно, книги. А также луковицы знаменитых голландских тюльпанов. Для того чтобы картины пережили путь без повреждений, их упаковали в пеналы из лосиной кожи, затем пеналы вложили в свинцовые сосуды и залили воском. Для перевозки артефактов в Санкт-Петербург было зафрахтовано голландское судно «Vrouw Maria» («Фрау Мария»). Капитаном был некий Рейнуд Лоренс.
«Фрау Мария» отчалила из Амстердама, обогнула Данию и поплыла вдоль шведского берега, заходя практически в каждый порт. Выйдя из последнего порта - города Або (нынешний Турку) 8 октября 1771 года, «Фрау» успела отойти от берега на 11 миль, и тут ее настиг шторм. Из-за поломки руля корабль налетел на скалы. Пробило корму, трюм постепенно заполнялся водой. Моряки до последнего пытались спасти судно. На протяжении недели они с заката до рассвета откачивали воду помпами, а на ночь сходили в шлюпки и ночевали на близлежащем острове. Но в конце недели, проснувшись, матросы обнаружили, что судно ушло под воду. Какую-то часть груза удалось спасти, один из моряков вроде бы даже успел забрать с судна шесть картин.
11 ноября 1771 года чрезвычайный посланник в Стокгольме граф И. Оcтерман направил на имя Екатерины II реляцию о крушении «Фрау Марии». А три месяца спустя губернатор Або сообщил в письме, что «…голландское судно, перевозившее картины для галереи императрицы и затонувшее у берегов Швеции, найдено». Русская императрица вела гневную переписку с кузеном, шведским королем Густавом. Но судно так и не подняли. Возможно, шведам, издавна промышлявшим грабежом барахлишка с потерпевших крушение кораблей, просто не хотелось расставаться с сокровищем. Но добыть артефакты им не удалось: скорее всего, судно из-за штормов поменяло свое местоположение, и его так и не смогли найти. Ведь 41 метр для того времени глубина очень серьезная.
Как бы то ни было, «Фрау Мария» пропала на 228 лет…


Планы спасения

Вариант первый - поднимать корабль целиком. Для этого спроектирована конструкция из стали, которая должна „надеваться“ на корабль. На бортах разместят емкости, куда будут закачивать воздух. На конструкции будет закреплен механизм для разработки тоннелей под судном. Сквозь тоннели водолазы протянут под кораблем стропы - полотенца из мягкого искусственного волокна шириной 40-60 см. С их помощью и будут поднимать корабль.
Вариант второй, более простой - поднять груз, а корабль оставить на дне. Для этого к участку, где находится «Фрау», будет подогнано специальное судно с мощной лебедкой, которая сможет опустить трос на глубину 40 метров. На конце троса будет крюк, удерживающий специальную площадку с ящиками для экспонатов. Этот способ значительно проще и удобнее.
Что именно предпочесть - еще не решили. Вопрос в том, стоит ли овчинка выделки, ведь потребуются большие затраты, чтобы сохранить «Фрау» на суше: при взаимодействии с воздухом корабль неизбежно начнет разрушаться…
Однако, подняли же шведы Вазу….
Поучаствовать в проекте захотели две всемирно известные компании, занимавшиеся подъемом подлодки „Курск“, - SMIT Internationale и Mammoet Salvage. Чтобы умаслить все конфликтующие стороны, начали разговоры о превращении корабля в плавучий музей, но этот красивый вариант может оказаться слишком трудоемким.

Кому достанутся богатства?

Основным камнем преткновения стал вопрос собственности: сам корабль - голландский, груз русский, а затонул он на территории Финляндии (а тогда Швеции!). Голландцы от „Фрау“ великодушно отказались, а вот финны отстаивают свое право на сокровище: по местному законодательству зарубежный артефакт, находящийся на территории Финляндии как минимум 50 лет в течение последнего столетия, не может экспортироваться без специального разрешения. Правда, самой Финляндии ста лет еще не исполнилось (до 1918 г. она входила в состав Российской империи), а значит, закон вполне можно оспорить. Содержимое „Фрау“ официально принадлежало Екатерине Великой. Поэтому Россия, как правопреемница собственности Романовых, имеет на него весомые права.
В данном случае финское законодательство расходится с международным - по международным законам найденный груз принадлежит той стране, чьим имуществом он является. Несмотря на юридические неясности, Россия предложила целиком профинансировать этот проект. Нас не пугает даже то, что сокровища на корабле могли не уцелеть: в данном случае важна не выгода, а сам поступок“.
Кстати, «Фрау Мария» была обнаружена южнее островного архипелага Турку, в нескольких милях от русского гребного фрегата «Святой Николай», который затонул в июле 1790 г. в ходе Второго Роченсальмского сражения. Так что в истории уже были случаи подъема русских кораблей с иноземного дна. В 1975 г. финские водолазы подняли с фрегата «Святой Николай» останки русских моряков, которые были захоронены на старом русском кладбище в Котке.


Бизнесмен Артем Тарасов написал роман об этом «Титанике» XVIII века.

Артем Тарасов попытался найти потомков шкипера Рейнуда Лоренса. Но споткнулся на третьем колене. Иначе можно было бы ставить вопрос о продаже-покупке парусника.
О необыкновенном путешествии сокровищ Эрмитажа рассказывает исторический роман Артема Тарасова о «Фрау Марии». «Это беллетристическая история, основанная на реальных событиях, - рассказывает Тарасов, - своего рода „Титаник“ XVIII века».
Автор потратил полгода на изучение всех архивных подробностей. «Я надеялся найти подробности в исторических источниках, но представьте - ничегошеньки не оказалось, пришлось по крупицам собирать информацию самому». Для начала Тарасов сам отправился в Амстердам и начал искать архивные документы. Месяц кропотливых поисков принес сногсшибательные результаты. В архивах музея Рубенса нашли то, что искали, – документы, датированные июлем 1771 г., когда на аукционе в Амстердаме был закуплен драгоценный груз по распоряжению Ее Императорского Величества.
– Мы выяснили и маршрут «Фрау Марии», – продолжает Артем Михайлович. – Она отчалила из Амстердама и плыла вдоль берега. Капитаном корабля был Рейнуд Лоренс. Заходила «Фрау Мария» в каждый порт – в Дании, Германии, Швеции. Груз на паруснике значился как «дипломатическая почта». «Фрау Мария», выйдя из порта города Турку, попала в шторм. Парусник начал тонуть, и корабельная команда принялась спасать хоть что-то. Люди прыгали в воду с золотыми монетами в руках… Есть сведения, что один из моряков сумел забрать с борта тонущей «Фрау Марии» 6 картин.
Были ли это полотна Абрахама Сторка? Якоба де Вита? Или же с «Фрау Марии» в неизвестном направлении уплыли полотна Рембрандта Харменса ван Рейна?

28 утонувших картин

1. Хендрик ван Бален (1575-1632) «Молодой Иисус Христос», написана совместно с Брейгелем.
2-4. Герард Терборх (1617-1681) «Музыкант с гитарой», «Офицер пишущий письмо» и «Девушка с собакой».
5-6. Исаак Гедик (1617-1678) «Комната с винтовой лестницей» и «Женщина за столом».
7-8. Герард Доу (1613-1675) «Девушка в желтом» и «На приеме у хирурга». Возможно, куплен также триптих художника - за 15 000 гульденов.
Если картина будет обнаружена, она может стать самым дорогим произведением живописи в мире общим размером девять квадратных метров.
9. Ян ван Гойен (1596-1656) «Деревня на берегу реки».
10. Виллем Йозеф Лакай (1738-1798) «Художник с учеником».
11. Леве (? -?) «Крестьяне на свадьбе».
12. Йоханнес Лингельбах (1622-1674) «Корабль на якоре».
13. Габриель Метсю (1629-1669) «Служанка с зайцем в руках».
14. Франс ван дер Мин (1719-1783) «Джентльмен с бокалом».
15. Адриан ван Остаде (1610-1685) «Человек за столом».
16. Паулус Поттер (1625-1654) «Большая воловья повозка».
17. Абрахам Сторк (1644-1708) «Город на Рейне».
18. Адриан ван де Вельде (1636-1672) «Стадо на отдыхе».
19. Якоб де Вит (1695-1754) «Кувшин с цветами».
20-24. Филипс Вауэрман (1619-1668) «Драка», «Старый дом», «Сцена с охотником», «Мальчик с лошадью», «У реки».
25. Герман Цафтлевен (1609-1680) «Ландшафт с охотниками».
26. Хендрик Мартенс Цорг (1611-1670) «Интерьер: стол с фазанами».
27-28. Картины неизвестных художников.


Справка «АН»

ЕКАТЕРИНА II (урожденная Софья Августа Фредерика) (1729-1796) - российская императрица (с 28 июня 1762 г.), единственная из русских правительниц, удостоившаяся в исторической памяти соотечественников, как и Петр I, эпитета «Великая». При Екатерине возникла внушительная основа коллекции Эрмитажа. Ее искусствоведы разъезжали по обедневшим дворам европейских правителей. Покупали шедевры и коллекции для «северной Семирамиды», как называли Екатерину Великую французские просветители. Государственное коллекционирование приобрело огромный размах именно в эпоху царствования Екатерины Великой. Она скупала картины огромными партиями по всей Европе, прислушиваясь к мнению своих агентов. Ими зачастую выступали русские послы при дворах европейских держав. Заметную роль в приобретениях императрицы сыграли российские дипломаты А. Разумовский и Н. Юсупов в Италии, Д. Голицын и А. Строганов во Франции, С. Воронцов в Англии.

ЗИМНИЙ дворец был построен в 1762 году. Особенно парадным был Зеркальный кабинет, устроенный в 1776 г. на месте библиотеки. Из него скрытый ход через створки шкафа вел на антресоли, где располагались интимные комнаты с личными коллекциями императрицы, которые она сама называла «эрмитаж». Сам музей был основан в 1764 г. с прибытием в Зимний дворец картин, купленных в Берлине у известного местного купца Иоганна Гоцковского при посредстве посла В. Долгорукова. Гоцковский был крупной фигурой в торговом мире Европы: он был владельцем Берлинского фарфорового завода. Коллекция Гоцковского, собранная для прусского короля Фридриха II, включала 255 картин голландских и фламандских художников. Картинная галерея Екатерины II к 1774 г. насчитывала 2080 картин. И императрица надеялась, что полотна с парусника «Фрау Мария» все-таки доберутся до Эрмитажа. Но ее надеждам так и не суждено было сбыться.

Рембрандт ван Рейн в пенале из лосиной кожи
В ИСТОРИИ с двухмачтовой бригантиной, зафрахтованной русскими купцами для перевозки коллекции из Амстердама в Петербург по заказу Ее Императорского Величества, много загадок. Согласно архивам, парусник перевозил около 60 бочек с сокровищами.
На борту «Фрау» может быть около 300 картин, 1500 фарфоровых трубок для курения

Пока Финляндия упорно твердит, что парусник находится под неусыпным наблюдением, на него поставлены специальные датчики реагирования. Но есть сведения, что наблюдения никакого нет. Как нет и датчиков. А вот точные координаты «Фрау Марии» и ее подводных сокровищ уже опубликованы в открытой печати! Это факт.

И уже по последним известиям, Финляндия не планирует поднимать из моря затонувшее более 200 лет назад судно. Вместо этого планируется из вещей, поднятых с торгового судна, сделать морскую выставку, которую покажут также в Стокгольме и Амстердаме.


Главный поток сокровищ из Европы в Россию шел не только по суше, но и на судах, плывших вдоль финского побережья. Но некоторые так и не сумели довезти свой драгоценный груз до гранитных невских причалов.

На дне Балтики

Одним из них стало голландское судно «Фрау Мария». 12 августа 1771 года оно вышло из Амстердама в Санкт-Петербург с грузом уникальных произведений искусства, купленных у наследников известного голландского мецената и коллекционера Геррита Браамкампа. Русская императрица стала обладательницей коллекции картин голландских художников, среди которых числились произведения лучших учеников Рембрандта и, возможно, самого великого мастера. Это были полотна маслом и офорты.

Предположительная стоимость картин составляла от 50 до 80 тысяч рублей. Для сравнения следует сказать, что каменный дом для шведского дипломатического представительства в центре Москвы оценивался не более чем в 20 тысяч рублей. Дорогие покупки на амстердамском аукционе, где шла с молотка коллекция Браамкампа, сделали и приближенные русской императрицы. Новыми хозяевами картин стали канцлер граф Никита Панин, вице-канцлер князь Александр Голицын, граф Чернышев, граф Разумовский и еще ряд не менее важных сановников.

Все эти сокровища были погружены в трюм судна «Фрау Мария». Отплыв из Амстердама, где проходил исторический аукцион, корабль с дипломатической почтой заходил в порты Дании, Германии, Швеции. В ночь на 9 октября 1771 года судно отошло от берега города Турку (в то время города Або). Далее последовало самое неприятное - начался шторм. Тяжело груженное судно было выброшено на мель. Капитан Рейнуд Лоренс был готов к тому, что судно будет разбито, но первая большая волна сняла его с мели. Однако это не помогло - от удара о камни было утеряно перо руля.

Дальнейшая борьба за «Фрау Марию» была бессмысленна. Не имея возможности маневрировать, судно налетело на скалу. Трюм начал постепенно заполняться водой. Команда еще несколько суток с утра и до заката откачивала воду помпами. Только к ночи экипаж на шлюпках добрался до острова, где без сил упал на землю и забылся тяжелым сном. Финские рыбаки, приплывшие на помощь «Фрау Марии», тонущей в районе Турку, были бессильны и ничем не могли помочь спасению груза. Свинцовые ящики, в которые паковались картины, были настолько неподъемными, что перед их погрузкой пришлось разбирать корму, поэтому рыбакам только и оставалось, что наблюдать, как пучина поглощает «Фрау Марию».

Постепенно судно скрылось под водой, унося с собой одну из самых замечательных коллекций художественных произведений. 11 ноября 1771 года чрезвычайный посланник царского двора Иван Остерман отправил на имя Екатерины II реляцию о крушении корабля «Фрау Мария». Гневу Екатерины не было предела: по ее мнению, операцию по подъему должны были начать немедленно, но шведская сторона тянула с помощью. Между Екатериной Великой и ее кузеном Густавом III началась гневная переписка. Несмотря на личное распоряжение Густава III, подъем парусника так и не состоялся, потому что «Фрау Мария» таинственно исчезла с места крушения. Корабль-призрак обнаружили через много лет.

Она была почти не повреждена

Российский царский двор постепенно перестал интересоваться судьбой драгоценного груза, на его поиски были необходимы огромные средства, Екатерина Великая сочла предприятие сомнительным. И, наверное, о бедной «Фрау» забыли бы окончательно, если бы летом 1999 г. группа финских ныряльщиков, которыми руководил Рауно Койвусаари, не наткнулась на дне Балтийского моря на странную посудину. Впрочем, этому событию предшествовали долгие поиски. Рауно Койвусаари методично исследовал воды Балтийского моря. Он обладал точными ориентирами, указанными в архивных документах, и знал, что в этом районе нет течений. Потратил уйму собственных денег и уже стал сомневаться в удачном исходе дела, предполагая, что за 240 лет «Фрау Марию» разрушило море. Он поднял на поверхность десятки кораблей с золотом. Иногда ему казалось, что пора бросить затею, на которую было потрачено 10 лет жизни. И вот однажды на глубине в 41 метр, неподалеку от финских островов Юрмо и Бургстё, аквалангисты увидели корабль, стоявший на киле. Две мачты, возвышавшиеся над палубой, не оставляли сомнений, что это судно XVIII века. Рауно подплыл ближе, увидел, что корпус практически не поврежден. Дальнейшие исследования судна не оставили сомнений - это Vrouw Maria!

Рассказывает президент российского благотворительного фонда «Спасение национальных культурно-исторических ценностей» академик Артем Тарасов:

Рауно Койвусаари удалось установить, что груз не пострадал при крушении корабля. Кстати, перед тем как загрузить картины в трюмы (среди полотен совершенно точно есть Рембрандт), их упаковали в пеналы из лосиной кожи. Пеналы вложили в свинцовые сосуды и залили сверху воском. А уж потом эти сосуды запаяли свинцовыми крышками. Значит, есть надежда, что полотна великих голландцев могли сохраниться.

На борту может оказаться около 300 картин. Финские ныряльщики смогли достать с затонувшей «Фрау» несколько предметов. Среди них были фарфоровые трубки для курения. Они по своему исполнению очень похожи на наши изделия из Гжели. Каждая такая трубка на аукционе может стоить от 2 до 2,5 тыс. долларов.

Артем Тарасов уже давно живет историей загадочного корабля, который не могут поднять со дна Балтики уже 238 лет. Полгода он провел в голландских архивах, выясняя тайну корабля-призрака. Летал в Эквадор к ищущему сокровища в водах Тихого океана легендарному Рауно Койвусаари. Для спасения «Фрау Марии» Артем и Рауно даже создали совместное предприятие.

Нашли спонсора - гражданина Монако Къелля Эдвалла, друга Жака-Ива Кусто, профессионала по подъему кораблей. Эдвалл дал согласие участвовать в операции по подъему «Фрау Марии», но на российские деньги. Свое согласие на финансирование дал известный российский меценат, глава компании «Метрополь» Михаил Слипенчук. При изучении архивов стало возможным определить, какие картины были приобретены для Екатерины II, Тарасову удалось обнаружить документы об аукционе.

Имена четырех дилеров были точно установлены - все вместе они выкупили 27 работ выдающихся голландских художников XVI-XVII веков, приблизительная стоимость которых составляет не менее 100 миллионов евро. Достоверно известно, что на судне находятся работы Хендрика ван Балена, Герарда тер Борха, Яна ван Гоена, Габриеля Метсю и особо ценное произведение ученика Рембрандта - Герарда Доу. По некоторым данным, общая стоимость закупленных для Эрмитажа сокровищ, которые сегодня покоятся на дне Балтики, может достигать более миллиарда евро. Содержимое «Фрау Марии» считается одним из самых ценных грузов в истории из всех обнаруженных на затонувших суднах.

Поднять можно, но нельзя

Казалось бы, что может быть проще - судно найдено, технические возможности по сравнению с XVIII веком позволили бы совершить подъем судна в течение месяца. Но, согласно действующему финскому законодательству, погибшее судно, которому 100 лет и более, обретающееся в финских территориальных водах, не может повреждаться, передвигаться или подвергаться каким-либо манипуляциям без разрешения Национального финского министерства античности в соответствии с Актом о реликвиях и античности (от 1963 г.).

По Закону о памятниках древности, судно и груз принадлежат государству Финляндии. Правда, самой Финляндии ста лет еще не исполнилось (до 1918 г. она входила в состав Российской империи), а значит, закон вполне можно оспорить. Между Министерством античности Финляндии и группой Рауно Койвусаари началась самая настоящая война. Чиновники из Министерства вообще запретили ныряльщикам приближаться к «Фрау Марии».

Поисковики-аквалангисты проиграли иск к финскому государству с требованием выплатить им часть стоимости груза. Однако юридическая база, на основе которой принималось решение о том, что «Фрау Мария» полностью принадлежит Финляндии, продолжает оставаться крайне зыбкой. Это признают и ведущие финские юристы, недоумевающие, как голландское судно, шедшее с русским грузом, может считаться национальным сокровищем Суоми.

Содержимое «Фрау» официально принадлежало Екатерине Великой. Это значит, что Россия как правопреемница собственности Романовых имеет на него весомые права.

Как замечает начальник управления Росохранкультуры Б. А. Боярсков (г. Москва):

«Жизнь гораздо интереснее любых детективов. С кораблем "Фрау Мария" сложилась уникальная ситуация, о которой можно писать книги и снимать фильмы. Кстати, уже есть предложения продюсеров по организации съемок. Но мы должны понимать, что мяч на финской стороне. И решение о нашем участии в проекте тоже. В Финляндии свой бюджетный процесс, и раньше 2009 года финны выделить средства на этот проект не смогут. Существуют разные позиции, в том числе и позиция археологического ведомства Финляндии, с точки зрения которого, самый лучший способ сохранить археологические сокровища - это их не трогать. Однако мы считаем, что это консервация и реставрация».

Не выгода, а поступок

Впрочем, организаторы проекта по подъему судна во главе с Артемом Тарасовым в юридические дебаты вступать не собираются: главное - как можно быстрее достать сокровище. «Мы сами предложили финнам поднять судно, не касаясь вопросов правообладания, иначе процесс по подъему ценностей грозит затянуться еще на много лет», - комментирует ситуацию президент благотворительного фонда «Спасение национальных культурно-исторических ценностей» Артем Тарасов. приступили к конкретной проработке методики подъема корабля.

О том, какой она видится, рассказал корреспонденту STOP in Finland генеральный директор ООО «Балтспецфлот» - петербургского предприятия, специализирующегося на подобных работах, Андрей Шпигель:

- «Фрау Мария» лежит на глубине в 41 метр, на полтора метра зарывшись в донные отложения. Есть два варианта извлечь ее сокровища. Первый - поднять весь корабль целиком. Второй - оставить судно на дне, проникнуть в трюмы, не трогая корпус. У каждого варианта свои плюсы и минусы, но специалисты пока склоняются к первому варианту.

Руководитель «Балтспецфлота» демонстрирует операцию на макетах: - Представьте себе: на затонувшее судно «одевается» специальная сварная конструкция. От этой конструкции под корпус «Марии» подводятся мягкие стропы из прочной искусственной ткани (жесткие могут разрушить корабль при подъеме; хоть состояние дерева признано хорошим, рисковать не хочется), образуя люльку. Дальше с помощью понтонов и мощного судового крана траверсы поднимают вместе с «Фрау Марией». И вся конструкция транспортируется в док. - Это пока концепция, - объясняет Андрей Шпигель. - Для разработки проекта необходимо тщательно обследовать судно и его шпангоуты, а также исследовать дно.

- Как отнеслись к существованию проекта по подъему судна в Финляндии?
- До сведения финской стороны, которую представляют сотрудники музейных и культурных ведомств, была доведена информация о крайней заинтересованности России в его реализации, о готовности нашей стороны в кратчайшее время осуществить судоподъемную операцию, о возможности финансирования всех работ российскими частными предпринимателями. Мы провели в Москве международную встречу по перспективному сотрудничеству в рамках проекта по подъему торгового судна «Фрау Мария». И мной, руководителем предприятия, профессионально занимающегося подъемом затонувших объектов, судов, боевых кораблей и подводной лодки, была представлена детальная концепция операции по подъему судна и отдельно самого груза. Заинтересованность и глубокая проработка вопроса нашей стороной поразили представителей Финляндии, Швеции и Голландии.

- И дала надежды на благополучный исход?

Увы, дальше обмена мнениями дело не пошло. До сих пор на вопросы и предложения, поднятые на конференциях, финская сторона не дала никакого ответа. Летом 2009 г. мною была предпринята встреча с Генеральным консулом Финляндии в Санкт-Петербурге Олли Перхеэнтупа, на которой ему было передано письмо президенту Финляндии г-же Тарье Халонен от президента благотворительного фонда «Спасение национальных культурно-исторических ценностей» Артема Тарасова, в котором мы изложили план своих действий и высказали просьбу о принятии решения о поднятии судна «Фрау Мария» или его груза. И в том и в другом случае реставрационными работами по восстановлению груза готовы заняться сотрудники Государственного Эрмитажа России.

Однако и это письмо осталось без ответа. Очевидно, что финская сторона всеми силами пытается протянуть время до 2018 года, когда Финляндия будет праздновать 100-летнюю годовщину декрета В. И. Ленина о предоставлении ей суверенитета. После этой даты вопрос принадлежности груза «Фрау Мария» снимется автоматически.

Предполагается, что в дальнейшем спор будет решаться уже на уровне двух государств. В данном случае финское законодательство расходится с международным. Ведь в международных законах прописано, что найденный груз принадлежит той стране, чьим имуществом он является. По словам Артема Тарасова:
«Нас не пугает даже то, что сокровища на корабле могли не уцелеть: в данном случае важна не выгода, а сам поступок. Мы не обсуждаем права собственности, все ценности, которые нам удастся поднять и сохранить, будут принадлежать европейскому сообществу. Задача проекта - реально увидеть, какие тайны скрывает корабль, и вернуть хотя бы часть сокровищ, которые он хранит».

Светлана Аксенова

Из письма президента благотворительного фонда «Спасение национальных культурно-исторических ценностей» академика Артёма Тарасова президенту Финляндии госпоже Тарье Халонен

Мы понимаем, что принять решение о начале операции по спасению корабля Vrouw Maria могут только первые лица государства. С нашей стороны и бывший президент, а ныне премьер-министр России В. В. Путин, и настоящий президент Д. А. Медведев полностью поддерживают эту нашу инициативу и изложенный в настоящем письме подход к сотрудничеству в этом совместном проекте. Нам этот проект видится как открытая публичная акция международного масштаба.

Трансляция этапов подъёма судна будет осуществляться по всему миру в режиме реального времени в Интернете и по телевизионным каналам, за ними будут наблюдать миллиарды людей, что, несомненно, сыграет большую положительную роль в формировании позитивного имиджа Финляндии и России. Просим Вашего содействия в принятии решения о подъеме судна Vrouw Maria в рамках совместного дружеского проекта Финляндии и России и поручить сформировать на основе международной комиссии штаб организации спасения судна, с обозначением сроков проведения судоподъемной операции в 2010 году. P. S.

Когда номер был готов к печати, Артему Тарасову пришло приглашение из Музейного управления Финляндии с предложением о встрече русских и финских экспертов для обсуждения возможности подъема судна. STOP in Finland планирует держать своих читателей в курсе событий.

Корабль "Фрау Мария" затонул у Аландских о-вов, в водах современной Финляндии

Любители морской археологии наверняка знают историю о судне "Фрау Мария", которое затонуло у берегов Финляндии в 18 веке. Предположительно на нем перевозили картины и другие ценные вещи, закупленные по указу Екатерины II для Эрмитажа в Голландии. Во время ночной бури корабль лишился рулевого управления и затонул, а картины голландских художников, представляющие огромную ценность, остались на дне. В 20-ом веке кто только не искал сокровища "Фрау Марии", и только в 1999 году корабль был обнаружен...

По специальному указу Екатерины II в 1771 г. Голландии была проведена целая кампания по скупке предметов искусства для пополнения фондов Эрмитажа и Царского Села. Благодаря действиям русских дипломатов, императрица стала обладательницей внушительной коллекции мейсенского и саксонского фарфора, золотых и серебряных статуэток, а главное — большого количества картин известнейших фламандских художников (по некоторым данным, не менее 300). Ценный груз был хорошо упакован (полотна сначала заворачивали в кожу, затем укладывали в свинцовые тубусы, заливали свободное пространство воском и герметично запаивали) и отправлен в Санкт-Петербург двухмачтовым торговым судном под названием "Фрау Мария". Именно типичная для тех времен предусмотрительность при морских перевозках ценных грузов и позволяет надеяться, что картины сохранились и подлежат реставрации.

Герард Доу. Портрет матери Рембрандта. Предположительно "Фрау Мария" перевозила в том числе картины и этого голландского живописца

Предположительно на судне находились картины фламандских живописцев.

Список картин, находящихся на борту «Фрау Марии»

1. Хендрик ван Бален (1575-1632) «Молодой Иисус Христос», написана совместно с Брейгелем.

2-4. Герард Терборх (1617-1681) «Музыкант с гитарой», «Девушка с собакой» и «Офицер, пишущий письмо».

5-6. Исаак Гедик (1617-1678) «Комната с винтовой лестницей» и «Женщина за столом».

7-8. Герард Доу (1613-1675) «Девушка в жёлтом» и «На приёме у хирурга».

9. Ян ван Гойен (1596-1656) «Деревня на берегу реки».

10. Виллем Йозеф Лакай (1738-1798) «Художник с учеником».

11. Леве «Крестьяне на свадьбе».

12. Йоханнес Лингельбах (1622-1674) «Корабль на якоре».

13. Габриель Метсю (1629-1669) «Служанка с зайцем в руках».

14. Франс ван дер Мин (1719-1783) «Джентльмен с бокалом».

15. Адриан ван Остаде (1610-1685) «Человек за столом».

16. Паулус Поттер (1625-1654) «Большая воловья повозка».

17. Абрахам Сторк (1644-1708) «Город на Рейне».

18. Адриан ван де Вельде (1636-1672) «Стадо на отдыхе».

19. Якоб де Вит (1695-1754) «Кувшин с цветами».

20-24. Филипс Вауэрман (1619-1668) «Драка», «Старый дом», «Сцена с охотником», «Мальчик с лошадью», «У реки».

25. Герман Цафтлевен (1609-1680) «Ландшафт с охотниками».

26. Хендрик Мартенс Цорг (1611-1670) «Интерьер: стол с фазанами».

27. Две картины неизвестных художников.

Возможно, на борту был также «Триптих» художника Герарда Доу - его общий размер 9 квадратных метров. Если он действительно будет обнаружен, то может стать самым дорогим произведением живописи в мире. Также эксперты считают, что на борту корабля находятся картины Вермеера и Рембрандта.

Екатерина обращалась к своему шведскому "коллеге" за помощью в поднятии корабля, но скандинавы мягко отказались. Постепенно разговоры о "Фрау Марии" иссякли, о ней забыли надолго.

Затонувшая у Аландских островов "Фрау Мария"

Историю о корабле раскопали кладоискатели. Знаменитый финнский искатель морских сокровищ Рауно Койвоссари много лет искал "Фрау Марию", а нашел только в 1999 г. То, что это тот самый корабль, он понял по названию на табличке, которую поднял со дна.

Финляндское правительство не пошло на сговор с Койвоссари, который предлагал поднять корабль и поделить сокровище "по братски", а издало указ о консервации судна. Теперь оно под охраной властей Финляндии. Мотивы Финляндии понятны, ведь по ее закону, все, что пролежало в водах Финландии больше 100 лет, принадлежит ей по праву. Загвоздка в том, что Финляндии самой еще нет 100 лет, а исполнится только в 2018 году. Видимо, этой даты и ждало правительство Финляндии, пока о "Фрау Марии" не узнали русские.

Проект поднятия "Фрау Марии"

Российское правительство организовало комиссию по делу "Фрау Марии", которая и разработала проект поднятия корабля. Согласование с финнской стороной - дело не простое, у финнов же свой интерес. Но вот вроде бы Финляндия дала разрешение поднимать корабль... в 2017 году (есть тут какой-то подвох, правда?). При этом есть, конечно, логичное объяснение, почему именно в 2017 году, ведь "Фрау Мария" находится в заповедных водах, не дай бог нарушить экологическое равновесие местной натуры, так что подготовка требует тщательных расчетов, времени и... денег. 80 миллионов евро.

Вот такая история. В программе Дмитрия Быкова на Сити-ФМ Тарасов сказал, что комиссия будет договариваться с финнами о том, чтобы поднять только один тубус, чтобы понять, сохранилось ли что-то и подлежит ли реставрации. Более подробно можно почитать, например,

Российский энтузиаст, который и "раскопал" Рауно Койвоссари с его находкой, - тот самый Артем Тарасов. Он входит в государственную комиссию, организованную для подъема "Фрау Марии" с ее грузом, он же занимался архивными изысканиями. Он, вероятно, и самый информированный человек по этому историческому вопросу. В четверг и в субботу он будет в Москве презентовать свою книгу о "Фрау Марии", будет лично присутствовать 28 октября в 17:30 в "Молодой Гвардии" на Полянке и 30 октября в 14:00 в "Доме книги " в Медведково. Так что все вопросы можно будет задать ему лично при встрече.