» »

Образ и характеристика матрены корчагиной в поэме кому на руси жить хорошо. Цитаты Некрасов образ матрены тимофеевны

16.12.2021

В основном в поэме истории жизни крестьян предстают в кратком рассказе односельчан, странников. Но одна судьба разворачивается перед читателем подробно. Это история Матрёны Тимофеевны Корчагиной, рассказанная от первого лица.

Почему в центре внимания автора, изучающего движение народной жизни, оказалась судьба русской женщины, крестьянки?

Причина в мировоззрении Некрасова. Для поэта женщина — мать, сестра, подруга — средоточие национальной жизни. Её судьба — воплощение судьбы родной земли. Уже в портрете героини подчёркнута природная величавость, не исчезающая с годами красота: «осанистая женщина», «глаза большие, строгие, ресницы богатейшие» и суровость, строгость, крепость всего облика крестьянки.

Матрёну Тимофеевну называют счастливицей. Сама она, услышав об этом, «Не то чтоб удивилася... / А как-то закручинилась». Справедливо ли дано ей народом такое прозванье? Давайте разберемся.

1. Юность героини. Замужество.

Замужество героини по всем меркам удачное: семья зажиточная; любящий, не злой, не больной и не старый муж. Но счастливой не назовёшь эту жизнь. Не внешний враг, а суровый быт, жестокий семейный уклад лишают радости крестьянку. Постепенно Некрасов раскрывает связь этого уклада с общим устройством страны. Среди рабов молодой женщине негде искать защиты. Даже в своей семье не укрыться ей от приставаний барского управителя. Из всех рабов она самая последняя, самая бесправная.

2. Гибель первенца.

Не дед Савелий, не злая свекровь обрекают на гибель Дёмушку, а всё тот же рабский труд, заставляющий женщину-работницу оставить младенца под присмотром столетнего старика. Интуитивно понимая это, мать прощает Савелию гибель сына, делит с ним скорбь. Сила её веры, глубина чувств контрастируют с бездушием и корыстолюбием чиновников.

3. Провинность Федотушки.

Некрасов не идеализирует крестьянскую общину. Ожесточённые нуждой и тяжёлым трудом люди не могут оценить душевного порыва ребёнка, проникшегося жалостью к изголодавшейся волчице. Мать, спасая Федотушку от наказания, сберегает не только его здоровье, но и чуткую, добрую душу мальчика. Материнская жертва сохраняет в сыне человека, а не раба. Не боль, а жестокое оскорбление спустя много лет помнится Матрёне Тимофеевне. И снова неотомщённая обида выпевается, выплакивается ею в песне.

4. Тяжёлый год. Губернаторша.

За бесконечным терпением, смиренной покорностью Матрёны Тимофеевны скрываются сила характера, решительность и твёрдая воля. Ради детей, чтоб не стали они забитыми и беззащитными сыновьями солдатки, идёт она спасать мужа от рекрутчины. Вмешательство губернаторши кажется чудесным подарком судьбы. Но главная заслуга принадлежит Матрёне Тимофеевне. Наградой становится возвращение мужа, уважение домашних, статус хозяйки дома. Но эти награды не могут изгладить пережитые муки из памяти и сердца. И новые горести поджидают крестьянку: «...Рощу детей... На радость ли?.. / Пять сыновей! Крестьянские / Порядки нескончаемы — / Уж взяли одного!»

Рассказ о судьбе крестьянки исполнен горечи. Судьба «счастливицы» оказывается на поверку историей бесконечных несчастий. Но всё же задумаемся ещё раз, почему выделяют, считают счастливою Матрёну Корчагину.

Зададимся вопросом: удалось ли судьбе сломить крестьянку? Стала ли Матрёна Тимофеевна рабой среди всеобщего рабства?

Автор убедительно показывает, что крестьянка не сломлена житейскими бурями. В них закалилась суровая красота её могучей души. Матрёна Тимофеевна не раба, а хозяйка своей судьбы. Сила её проявляется не в буйной удали, не в разгуле, не в кратком героическом порыве, а в каждодневной борьбе с тяготами жизни, в терпеливом и упорном жизнестроительстве.

Рядом с Матрёной Тимофеевной слабым кажется даже «богатырь святорусский» дед Савелий. Авторское отношение к этому герою двойственно, в нём соединяются восхищение и горестная усмешка. Богатырство Савелия не то чтобы бесполезное, а бесперспективное. Ему не дано повлиять на будущее, как не дано уберечь Дёмушку. Бунтарский порыв корежских мужиков, закопавших живьём немца Фогеля, не решает вопросов русской жизни, а искупается слишком дорогой ценой. «Недотерпеть — пропасть! / Перетерпеть — пропасть...» — это точно знает дедушка, но как определить границу терпения, он не знает. Своим неловким богатырством Савелий выброшен из мирской жизни, лишён в ней места. Потому его сила оборачивается слабостью. Потому и корит себя старик:

Куда ты, сила, делася?

На что ты пригодилася?

Под розгами, под палками

По мелочам ушла!

И тем не менее на фоне многих крестьянских образов дед Савелий выделяется ясностью и силой разума, цельностью натуры, свободой духа. Он, как и Матрена Тимофеевна, до конца не становится рабом, сам строит свою судьбу.

Так на примере этих двух персонажей убеждает нас автор в неисчерпаемости нравственных сил и жизнестойкости народа, что служит залогом его будущего счастья.

Использованы материалы книги: Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. Литература. 10 класс. Поурочные разработки. - М.: 2014

Одним из изучаемых в российских школах произведений русской литературы является поэма Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - пожалуй, наиболее известная в творчестве писателя. Множество исследований посвящено анализу данной поэмы и ее главных героев. А между тем есть в ней и второстепенные персонажи, представляющие отнюдь не меньший интерес. Например, крестьянка Матрена Тимофеевна.

Николай Некрасов

Прежде чем говорить о поэме и ее героях, нужно хотя бы вкратце остановиться на личности самого писателя. Человек, известный многим в первую очередь как автор «Кому на Руси жить хорошо», за свою жизнь написал множество произведений, а творить начал с одиннадцати лет - с момента, как перешагнул гимназический порог. Учась в институте, он писал стихи на заказ - копил деньги на издание первого своего сборника стихотворений. Выйдя в свет, сборник потерпел неудачу, и Николай Алексеевич решил обратить свое внимание на прозу.

Он писал рассказы и повести, издавал несколько журналов (например «Современник» и «Отечественные записки»). В последнее десятилетие своей жизни сочинил такие сатирические произведения, как уже неоднократно упомянутая поэма «Кому на Руси жить хорошо», «Современники», «Русские женщины» и другие. Он не боялся обнажать страдания русского народа, которому глубоко сочувствовал, писал об их бедах и судьбах.

«Кому на Руси жить хорошо»: история создания

Достоверно неизвестно, когда именно Некрасов приступил к созданию поэмы, принесшей ему огромную известность. Считается, что произошло это примерно в начале шестидесятых годов девятнадцатого века, однако задолго до написания произведения писатель начал делать наброски - поэтому о времени замысла поэмы говорить не приходится. Несмотря на то, что в рукописи первой ее части указан 1865 год, часть исследователей склоняется к мнению, что это дата окончания работы, а не начала ее.

Как бы то ни было, пролог первой части был опубликован в «Современнике» в самом начале шестьдесят шестого года, а последующие четыре года с перерывами в журнале выходила и вся первая часть. Печаталась поэма трудно из-за споров с цензурой; впрочем, цензура «накладывала вето» и на многие другие издания Некрасова, и в целом на его деятельность.

Николай Алексеевич, опираясь на собственный опыт и на опыт своих коллег-предшественников, замыслил создать огромный эпический труд о жизни и судьбах различных людей, относящихся к самым разнообразным слоям общества, показать их дифференцированность. При этом он обязательно хотел быть прочтенным, услышанным простым народом - этим и обуславливается язык поэмы и ее композиция - они понятны и доступны самым обыкновенным, самым низшим слоям населения.

По первоначальному замыслу автора, произведение должно было состоять из семи или восьми частей. Путешественники, пройдя через всю свою губернию, должны были дойти до самого Петербурга, встретившись там (в порядке очередности) с чиновником, купцом, министром и царем. Данному замыслу не дано было осуществиться из-за болезни и смерти Некрасова. Однако еще три части писатель создать успел - в начале и середине семидесятых годов. После ухода Николая Алексеевича из жизни не осталось в его бумагах никаких указаний о том, как следует печатать написанное им, (хотя есть версия, что Чуковский нашел в документах Некрасова запись о том, что после «Последыша» идет «Пир на весь мир»). Последняя часть увидела свет только через три года после смерти автора - и то с цензурными помарками.

Все начинается с того, что «на столбовой дороженьке» встретились семь простых деревенских мужиков. Встретились - и завели меж собой разговор о своей жизни, радостях и горестях. Сошлись они в том, что обычному мужику живется отнюдь не весело, а вот кому весело - так и не решили. Высказав различные варианты (от помещика до царя), они решают разобраться в этом вопросе, пообщаться с каждым из озвученных людей и узнать-таки верный ответ. А до тех пор - домой ни шагу.

Отправившись в путь вместе с найденной скатертью-самобранкой, они встречают сначала барское семейство во главе с сошедшим с ума хозяином, а затем - в городе Клину - женщину-крестьянку по имени Матрена Корчагина. Про нее мужикам говорили, что она и добрая, и умная, и счастливая - что главное, но как раз в последнем Матрена Тимофеевна и разубеждает нежданных гостей.

Персонажи

Главные герои поэмы - обычные крестьянские мужики: Пров, Пахом, Роман, Демьян, Лука, Иван и Митродор. На своем пути они успели встретить как таких же крестьян, как и они сами (Матрена Тимофеевна Корчагина, Прошка, Сидор, Яков, Глеб, Влас и другие), так и помещиков (князь Утятин, Фогель, Оболт-Оболдуев и так далее). Матрена Тимофеевна является едва ли не единственным (и при этом очень важным) женским персонажем произведения.

Матрена Тимофеевна: характеристика героя

Прежде чем говорить о Матрене Корчагиной, нужно вспомнить, что Николая Алексеевича на протяжении всей его жизни волновала судьба русской женщины. Женщины вообще - а крестьянской и подавно, ведь она, мало того, что была бесправной крепостной, так еще и являлась рабой своему мужу и своим сыновьям. Именно к этой теме Некрасов стремился привлечь общественное внимание - так и появился образ Матрены Тимофеевны, в чьи уста писатель вложил главные слова: о том, что «ключи от женского счастья» давным-давно потерялись.

С Матреной Корчагиной читатели знакомятся в третьей части поэмы. Странствующих мужиков приводит к ней молва - дескать, именно эта женщина и является счастливой. Характеристика Матрены Тимофеевны проявляется сразу в ее приветливости к незнакомым людям, в добросердечии. Из ее последующего рассказа о своей жизни становится ясно, что человек она удивительно стойкий, терпеливо и мужественно сносящий удары судьбы. Образу Матрены Тимофеевны придается некоторая героичность - и немало способствуют этому ее дети, которых она любит всепоглощающей материнской любовью. Она, помимо прочего, трудолюбива, честна, терпелива.

Матрена Корчагина - верующий человек, она смиренна, но при этом решительна и отважна. Она готова пожертвовать собой ради других - и не просто пожертвовать, а даже, если понадобится, отдать жизнь. Благодаря своей смелости Матрена спасает мужа, забранного в солдаты, за что получает всеобщее уважение. Больше никто из женщин не осмеливается на подобные поступки.

Внешность

Внешность Матрены Тимофеевны описана в поэме следующим образом: ей приблизительно тридцать восемь лет, она высокая, «осанистая», плотного телосложения. Автор называет ее красивой: большие строгие глаза, густые ресницы, смуглая кожа, в волосах - уже рано появившаяся седина.

История Матрены

История Матрены Тимофеевны рассказана в поэме от первого лица. Она сама приоткрывает завесу своей души перед мужиками, так страстно желающими узнать, счастлива ли она и если да, то в чем ее счастье.

Жизнь Матрены Тимофеевны можно было назвать сладкой лишь в девичестве. Родители любили ее, она росла «как у Бога за пазухой». Но крестьянок рано выдают замуж, вот и Матрене пришлось еще, по сути, подростком, уехать из отчего дома. А в семье мужа к ней отнеслись не слишком ласково: свекор и свекровь невзлюбили, да и сам супруг, обещавший не обижать ее, после свадьбы переменился - однажды даже поднял на нее руку. В описании этого эпизода лишний раз подчеркивается терпеливость образа Матрены Тимофеевны: она знает, что мужья бьют своих жен, и не жалуется, а смиренно принимает произошедшее. Впрочем, она уважает мужа, возможно, отчасти даже любит его - недаром же спасает от воинской службы.

Даже в нелегкой замужней жизни, где у нее множество обязанностей, а несправедливые упреки сыплются как из ведра, Матрена находит повод для радости - и об этом тоже рассказывает своим слушателям. Приехал ли муж, привез ли новый платочек, прокатил ли на санках - все вызывает у нее восторг, и обиды забываются. А когда рождается первый ребенок - истинное счастье приходит к героине. Образ Матрены Тимофеевны - это образ настоящей матери, безоглядно любящей своих детей, растворяющейся в них. Тем тяжелее пережить ей утрату, когда крошечный сын погибает по нелепой случайности.

Многое в жизни к своим тридцати восьми годам пришлось пережить этой крестьянской женщине. Однако Некрасов показывает ее не сдавшейся судьбе, сильной духом, выстоявшей наперекор всему. Душевные силы Матрены Корчагиной кажутся поистине невероятными. Она в одиночку справляется со всеми напастями, ведь ее некому пожалеть, ей некому помочь - родители мужа ее не любят, собственные родители живут далеко - а затем она теряет и их. Образ Матрены Тимофеевны (который, кстати, по некоторым источникам, списан с одной из знакомых автора) вызывает не только уважение, но и восхищение: она не поддается унынию, находя в себе силы не только жить дальше, но и радоваться жизни - хоть и редко.

В чем счастье героини

Сама Матрена не считает себя счастливой, прямо заявляя об этом своим гостям. По ее мнению, среди «баб» счастливиц не найти - слишком тяжелая у них жизнь, слишком много трудностей, горестей и обид им достается. Тем не менее людская молва говорит о Корчагиной именно как о счастливице. В чем счастье Матрены Тимофеевны? В ее силе духа и стойкости: она стойко перенесла все беды, выпавшие на ее долю, и не роптала, она жертвовала собой ради близких ей людей. Она воспитала пятерых сыновей, несмотря на постоянные унижения и нападки, она не озлобилась, не потеряла чувство собственного достоинства, сохранила в себе такие качества, как доброта и любовь. Она осталась сильным человеком, а слабый человек, вечно недовольный своей жизнью, не может быть счастлив по определению. К Матрене Тимофеевне это точно никак не относится.

Критика

Цензура воспринимала произведения Николая Алексеевича «в штыки», но коллеги отзывались о его трудах более чем благосклонно. Его называли человеком, близким к народу - а потому знающим, как и что об этом народе рассказать. Писали, что он «умеет творить чудеса», что его материал «искусен и богат». Поэму «Кому на Руси жить хорошо» называли новым и оригинальным явлением в литературе, а самого ее автора - единственным, кто имеет право именоваться поэтом.

  1. Николай Алексеевич плохо учился в школе.
  2. По наследству ему передались любовь к картам и охоте.
  3. Любил женщин, за всю жизнь имел немало увлечений.

Данная поэма является действительно уникальным произведением в русской литературе, а Матрена - синтезированным образом настоящей русской женщины широкой души, из тех, про кого говорят - «и в горящую избу войдет, и коня на скаку остановит».

Во многих своих произведениях размышляет Некрасов над судьбой русской крестьянки: в поэме «Мороз, Красный нос», стихотворениях «Тройка», «В полном разгаре страда деревенская...», «Орина, мать солдатская» и во многих других. В галерее замечательных женских образов особое место занимает образ Матрены Тимофеевны Корчагиной - героини поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Народная молва приводит крестьян-правдоискателей в село Клин, где они надеются встретиться со счастливой крестьянкой. Сколько же тяжелых страданий выпало на долю этой «счастливой» женщины! Но от всего ее облика исходит такая красота и сила, что нельзя не залюбоваться ею. Как напоминает она тип «величавой славянки», о которой с восторгом писал Некрасов в поэме «Мороз, Красный нос».

В беде - не сробеет, - спасет:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!

Матрена начинает свое неторопливое повествование о собственной судьбе, это рассказ о том, за что в народе ее почитают счастливой. Матрене Тимофеевне, по ее словам, в девичестве повезло:

Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья.

Заботой и лаской окружала семья любимую дочурку. На седьмом году крестьянскую дочку стали приучать к труду: «за бурушкой сама... в стадо бегала, отцу носила завтракать, утяточек пасла». И труд этот был ей в радость. Матрена Тимофеевна, наработавшись в поле, вымоется в баньке и готова петь, плясать:

И добрая работница,
И петь-плясать охотница
Я смолоду была.

Но как мало светлых моментов в ее жизни! Один из них - помолвка с любимым Филиппушкой. Всю ночь не спала Матрена, думая о предстоящем замужестве: ее страшило «подневолье». И все-таки любовь оказалась сильнее опасений попасть в рабство.

Тогда и было счастьице,
А больше вряд когда!

А потом, после замужества, она попала «с девичьей холи в ад». Изнурительная работа, «обиды смертные», несчастья с детьми, разлука с мужем, которого незаконно забрали в рекруты, и многие другие невзгоды - таков горький жизненный путь Матрены Тимофеевны. С болью говорит она о том, что в ней:

Нет косточки неломаной,
Нет жилочки нетянутой.

Я поражаюсь той стойкости, тому мужеству, с которым выносила эта замечательная женщина страдания, не склонив своей гордой головы. Сердце обливается кровью, когда читаешь строки поэмы о безутешном горе матери, потерявшей своего сына-первенца Демушку:

Я клубышком каталася,
Я червышком свивалася,
Звала, будила Демушку
Да поздно было звать!..

Рассудок готов помутиться от страшного несчастья. Но огромная душевная сила помогает Матрене Тимофеевне выстоять. Своим врагам, становому и лекарю, терзающим «тело белое» ее сына, она шлет гневные проклятья: «Злодеи! Палачи!» Матрена Тимофеевна хочет найти на «их управу, нр Савелий отговаривает ее: «Высоко Бог, далеко царь... Нам правды не найти». «Да почему же, дедушка?» - спрашивает несчастная. «Ты - крепостная женщина!» - и это звучит окончательным приговором.

И все же, когда со вторым ее сыном случается несчастье, она становится «дерзкой»: решительно сбивает с ног старосту Силантия, спасая Федотушку от наказания, принимая его розги на себя. Матрена Тимофеевна готова выдержать любые испытания, нечеловеческие муки, чтобы отстоять своих детей, мужа от житейских бед. Какая огромная сила воли должна быть у женщины, чтобы отправиться одной

    Одного из главных героев поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - Савелия - читатель узнает тогда, когда тот уже является стариком, прожившим долгую и трудную жизнь. Поэт рисует колоритный портрет этого удивительного старика: С большущей сивой...

    В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов показывает жизнь русского крестьянства в послереформенной России, их тяжелое по-ложение. Главной проблемой этого произведения является поиск ответа на вопрос, «кому живется весело, вольготно на Руси»,...

    «Жгучее беспокойство, которое испытывал Николай Алексеевич Некрасов, думая о судьбе крестьянской женщины, сказалось и в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Всем известно, что образ русской женщины воспевается поэтом во многих произведениях. На судьбе Матрены...

    Поэма "Кому на Руси жить хорошо" - итог раздумий автора о судьбах страны и народа. Кому на Руси жить хорошо? - с этого вопроса начинается поэма. Сюжет ее, подобно сюжету народных сказок, построен как путешествие крестьян-стариков в поисках...

  1. Новое!

Характеристика героя

Матрена Тимофеевна Корчагина — крестьянка. Этой героине посвящена третья часть поэмы.

М.Т. — «Осанистая женщина, Широкая и плотная, Лет 38-ми. Красива; волос с проседью, Глаза большие строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла».

Среди народа о М.Т. идет слава счастливицы. Пришедшим к ней странникам она рассказывает о своей жизни. Ее повествование ведется в форме народных плачей и песен. Тем самым подчеркивается типичность судьбы М.Т. для всех русских крестьянок: «Не дело — между бабами Счастливую искать».

В родительском доме М.Т. жилось хорошо: у нее была дружная непьющая семья. Но, выйдя замуж за Филиппа Корчагина, она попала «с девичьей воли в ад». Младшая в семье мужа, она работала на всех, как раба. Муж любил М.Т., но часто уходил на заработки и не мог защитить жену. У героини оставался один заступник — дедушка Савелий, дед мужа. М.Т. повидала на своем веку много горя: терпела приставания управляющего, пережила смерть первенца Демушки, которого, по недосмотру Савелия, загрызли свиньи. М.Т. не удалось вытребовать тело сына и его отправили на вскрытие. Позже другому сыну героини, 8-милетнему Федоту, грозило страшное наказание за то, что он скормил чужую овцу голодной волчице. Мать, не раздумывая, легла под розги вместо сына. Но в неурожайный год М.Т., беременная и с детьми, сама уподобляется голодной волчице. Кроме того, у ее семьи забирают последнего кормильца — мужа вне очереди забривают в солдаты. В отчаянии М.Т. бежит в город и бросается в ноги губернаторше. Та помогает героине и даже становится крестной матерью родившегося сына М.Т. — Лиодора. Но злая судьба продолжала преследовать героиню: одного из сыновей забрали в солдаты, «дважды погорели… Бог сибирской язвою… трижды посетил». В «Бабьей притче» М.Т. подводит итог своей печальной повести: «Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У Бога самого!»