» »

Основной жанр изображений византийской мозаики. Разное чувство мозаик рима и византии. Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне, V в

04.03.2020

Византийская мозаика - это прежде всего мозаика из смальты . Именно византийцы разработали технологию производства смальты, благодаря которой это относительно экономичное и простое в обращении стекло стало основным материалом в монументальной живописи. Византийцы с помощью добавления в сырьевую стекломассу различных металлов (золото, медь, ртуть) в различных соотношениях научились изготавливать несколько сотен различных цветов смальты, а с помощью простых инструментов элементам мозаики можно было придать элементарные геометрические формы, удобные для укладки в мозаичное полотно. И все же основным мозаичным элементом стали кубики - именно композиции из аккуратно выложенных мелких и более-менее одинаковых по размеру кубиков создали славу византийским мозаикам.

Наиболее древние сохранившиеся образцы византийских мозаик относятся к III-IV векам, а два периода расцвета приходятся на VI-VII века (золотой век) и IX-XIV (после иконоборчества - македонское возрождение, консерватизм комнинов и палеологовский ренессанс). Наиболее известными византийскими мозаиками являются мозаики Равенны и изображения Айя-Софии (Константинополь). Если римская мозаика решала наряду с эстетическими задачами чисто функциональные проблемы, византийская стала главным элементом художественной отделки соборов, усыпальниц, базилик и визуальные задачи вышли на первый план. Римские мифологические образы, зачастую игривые и жанровые, одинаково хорошо смотрящиеся и в частных атриумах, и в общественных термах, сменились грандиозными по замыслу и реализации монументальными полотнами на библейские сюжеты. Христианские истории стали центральной темой мозаик, стремление к достижению максимального впечатления от изображения стало движущей силой совершенствования техники укладки мозаики и разработки новых цветов и составов смальты.

Особенностью византийских мозаик в храмах стало использование удивительного золотого фона . Мозаики выкладывались методом прямого набора, и каждый элементик в укладке отличался своей уникальной поверхностью и своим положением относительно других элементов и основы. Создавалось единое и словно живое золотое поле, мерцающее как при естественном освещении, так и при освещении свечами. Неповторимость игры оттенков цвета и отражений света на золотом фоне создавало эффект движения всей картины.

Обязательным для византийских мастеров стал технический прием выполнения контуров тел, объектов, предметов. Контур выкладывался в один ряд кубиков и элементов со стороны фигуры или объекта, и также в один ряд - со стороны фона. Ровная линия таких контуров придавала изображениям на мерцающем фоне четкость.

Одним из древнейших видов искусства, дошедшего до наших дней, является византийская мозаика. Считается, что именно византийцы создали смальту – материал, который приобретает свои свойства при добавлении различных металлов в расплавленное стекло. Именно смальта используется при выкладывании византийской мозаики.

Примеси золота, меди и ртути в разных пропорциях придают отдельным элементам и мозаичным блокам определенные оттенки. С помощью этих блоков, предварительно придав им требуемые геометрические формы, необходимые для укладки, создаются изумительные рукотворные полотна и панно, любоваться которыми можно бесконечно.

Одной из главных особенностей византийской мозаики является золотистый фон, который присутствует в большинстве интерьерных панно. Вторая особенность византийского стиля – это четкие контуры всех объектов. Их получают, выкладывая в ряд кубики мозаики. Стоит сказать, что панно, выполненные в этом стиле, лучше всего рассматривать с большого расстояния, в таком случае все объекты становятся более заметными на золотистом фоне и приобретают некоторую объемность. При этом поверхность панно, если ее рассматривать издалека, кажется слегка бархатистой. Еще одна особенность, которая прослеживается в этом стиле – это правильные пропорции. Если говорить о технике византийской мозаики, то в основном применяется прямой набор, то есть мозаичные блоки выкладываются строго в ряд, вплотную друг к другу, при этом четко выкладываются контуры. С одной стороны, такая техника придает панно некоторую сухость, однако это только на первый взгляд. На самом же деле, лучше воспринимается целостность картины и ее живость.

Современная византийская мозаика в интерьере

Византийская мозаика ценится очень высоко, она не утратила своей популярности до настоящего времени. Очаровательные мозаичные композиции все чаще применяются в дизайне интерьера современных домов и квартир. Конечно, сегодня трудно найти настоящую византийскую смальту, мозаика давно производится промышленным способом, благодаря новым технологиям производятся целые мозаичные композиции. Это позволило удешевить стоимость материала, поскольку сегодня чистую смальту практически не используют, вместо нее часто применяют стеклянную мозаику.

В технике византийской мозаике нет ничего сложного, основное требование – это идеально ровная поверхность для будущего шедевра, причем на ней не должно быть трещин. Немного терпения, наличие определенной фантазии, и практически каждому по силам самостоятельно украсить свой дом великолепным произведением искусства. Это может быть картина на стене, или шикарный восточный ковер на полу. Византийская мозаика – это всегда модно, ее история, насчитывающая почти два тысячелетия, веское тому подтверждение.

Заменой византийской мозаике может выступить более современный, высококачественный и, конечно, более доступный в ценовом плане материал – керамическая плитка «под мозаику» из коллекции «Темари » от Керама Марацци. Широкий выбор цветов, насыщенные оттенки, превосходно сочетающиеся между собой, позволят воплотить любой дизайнерский замысел. Коллекция мозаики «Темари» украсит Ваш интерьер, сделает его индивидуальным и оригинальным.

Византийские мозаики

После распада Римской империи в IV в. Византия на правах правопреемницы традиций сохранила дух и принципы римских мозаик. Их смысловое звучание получило здесь дальнейшее развитие: прагматичное декоративное искусство перешло в разряд культового творчества.

Искусство мозаики переживает в Византии IV–XV вв. невиданный расцвет. Византийская мозаика прежде всего использовалась для украшения храмов. Здесь отделывают мозаикой интерьеры храмов от пола до купола, выкладывая смальтой колоссальные площади. Вероятно поэтому трактовка образов утратила волнующую реалистичность, она стала более условной. Мозаичные картины Византии изображали христианских святых, чьи образы были малоизвестны и неконкретны в сравнении с их делами. Если мастера античности копировали окружающую действительность, то византийские мастера моделировали свой мир по схожести с реальным.

В Византии мозаика превратилась в имперскую технику. Предназначение мозаики определяло и размеры изображений, и монументальность композиций, и характер кладки. Бархатистость и живая неровность византийской кладки были рассчитаны на восприятие изображения с большого расстояния. Выдающиеся образцы искусства мозаики можно увидеть в византийских церквях.

Византийские мозаики – это преимущественно монументальные полотна, украшающие купола, ниши и стены, составляющие храмовые пространства с объемами в сотни и тысячи квадратных метров. Стены и своды некоторых храмов почти полностью были покрыты мозаикой.

Задолго до появления иконы мозаичное искусство было поставлено на службу христианства.

Начиная с Византии, последующее развитие мозаики прочно связывается с христианством. Идея божественности образов мира, который воссоздавался на стенах храмов, определила и материал, применявшийся для набора мозаик (рис. 3).


Рисунок 3. Фрагмент византийской мозаики


Византийские мозаики в отличие от Рима делались из смальты, глушенного (непрозрачного) стекла. Смальта почти не подвержена старению и естественному разрушению, поэтому византийцы рассматривали ее как неувядаемый «вечный материал, не подверженный тлению». Они были уверены, что смальта как материал воспроизводит характер небесного мира и Царствия Божия, а мозаика в качестве технического средства призвана воспевать это Царствие. Зачастую византийские мозаики называли «вечной живописью». В этот период были созданы мозаичные картины из сложных многофигурных композиций, вставок, орнаментов, в их числе мозаики в церквях Успения в Никее (1067 г.), Кахрие Джами в Константинополе (1316 г.)и многие другие.

Эпоха Византийской империи была временем высочайшего расцвета мозаичного искусства. Византийская мозаика со временем приобретает более утонченный характер, она составляется из более мелких модулей, что позволяет выполнить изящную кладку. Фон изображений по преимуществу приобретает золотой цвет, символизирующий божественный свет и необъяснимость тайны.

Мозаика в домах погибшей Помпеи удивляла и волновала поэта Иоганна Гете. Он писал, что каждый раз при взгляде на нее «мы все снова возвращаемся к простому и чистому восторженному изумлению».

С принятием христианства мозаика и мозаичное искусство появляются и в Киевской Руси в × в. Однако этот вид декоративно-прикладного искусства не получил широкого распространения по причине слишком высокой цены на материалы, которые везли из Константинополя. Византия установила государственную монополию на вывоз смальты. Поэтому мозаика на Руси служила символом роскоши и царственной власти. Два столетия мозаикой украшали главные помещения храмов.

Первый опыт появления мозаик на Руси – это украшение церквей Святой Софии (1043–1046 гг.). Исторические летописи свидетельствуют, что софийские мозаики набирали византийские мастера. Эти монументальные полотна по-прежнему чисты и красочны, хотя с момента их создания прошла почти 1000 лет.

Спустя полвека для другого собора – Архангела Михаила (1108–1113 гг.) в Киеве – мозаики набирали уже киевские мастера. Для чего на территории Киево-Печерской лавры было организовано полноценное производство смальты, теперь ее не нужно было доставлять по слишком высокой цене из Константинополя. Мозаичное убранство храма было выполнено из драгоценного материала собственного производства. Но затем последовали трагические события, связанные с татаро-монгольским нашествием, связи с Византией были прерваны, так наступила историческая пауза в развитии этого искусства на Руси. Оно было надолго забыто и возродилось лишь в середине XVIII в.

Флорентийская мозаика

В Западной Европе в Средние века мозаиками украшали преимущественно храмы. Мозаичной техникой виртуозно владели и мастера исламского мира.

В эпоху Ренессанса в Европе сформировалась еще одна техника набора мозаики, которая была названа флорентийской. Именно во Флоренции она была разработана и отсюда позднее распространилась по всей Европе.

Принцип этой техники состоял в подборе разновеликих кусков из натурального камня. Они должны были плотно прилегать друг к другу и своей структурой подчеркивать характер живописуемого предмета. Разнообразие размеров и силуэтов кусков, из которых складывалась мозаика, определялось характером изображения.

Флорентийская техника базировалась на использовании природного рисунка в камне. Камень как художественный материал этого вида мозаики давал ей и цвет, и специфическую текстуру, присущую конкретной породе, чего нельзя получить каким-либо иным способом. Специфической особенностью именно этого вида мозаики стала полировка, которая помогала максимально глубоко и сочно выявить цвет камня с присущей ему структурой.

В эпоху Ренессанса в Италии мозаичные произведения создавались в специальных мастерских при крупных храмах. В частности, такие мастерские были при соборе Сан Марко в Венеции и соборе Святого Петра в Риме.

Вначале при создании мозаик по флорентийской технологии мастера использовали мягкие, легкие в обработке породы мрамора, которые добывались на юге Европы. Однако постепенно география техники расширялась.

В силу этих обстоятельств материал, который использовался для нее, становился все более разнообразным. Камень как расходный цветовой материал теперь поставляли со всех континентов, расширяя цветовой и текстурный потенциал этой техники (рис. 4).


Рисунок 4. Флорентийская мозаика


Примерно в 1775 г. римские мастера научились разрезать на микроскопические кусочки нити расплавленного стекла разнообразных оттенков. Это позволило им копировать известные произведения живописи в виде миниатюрных мозаик.

Русская мозаика

Русские мастера примерно с XIII в. оставались в стороне от развития этого вида искусства, трагические события татаро-монгольского нашествия и гибель самой Византии изолировали русские княжества от Европы, поставив их на грань выживания.

Только в XVII в. М. В. Ломоносов сделал попытку возрождения мозаичного искусства. Опытным путем, не имея возможности заимствования, он разработал технологию варки смальты, поставив ее производство фактически на промышленную основу. Применяя вновь созданный им материал, он вместе с учениками набрал полотно «Полтава» и серию портретов. Они являются редкостными не только для своего времени.

В Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге во второй половине XIX – начале XX в. велись большие работы по изготовлению смальтовых мозаик. За этот период здесь был создан ансамбль мозаичных картин и орнаментов, которые выделялись высоким мастерством.

Однако мозаичная инициатива М. В. Ломоносова не получила исторического развития. Новое и уже окончательное пришествие мозаики в Россию состоялось в середине XIX в., когда строился Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Стены собора предполагалось украсить мозаиками, для чего русские художники создали живописные полотна. Затем были приглашены итальянские мастера, которые помогали переводить изображения из техники масляной живописи в технику смальтовой мозаики.

Для производства материала при Академии художеств была образована специальная мозаична я мастерская, которая в числе прочих использовала и рецептуру изготовления смальты, разработанную М. В. Ломоносовым. Начиная с этого времени, художественное производство смальты было поставлено на поток. Благодаря этому искусство мозаики в России получило достаточно динамичное развитие, обрело свой академический стиль. В частности, храм Воскресения Христова, известный как храм Спаса на Крови, является крупнейшим в Европе произведением мозаичного искусства. В то же время он – несомненно, ярчайший в мире образец сочетания мозаики и архитектуры.

На Всемирной Парижской ярмарке, которая состоялась в 1911 г., были представлены интереснейшие изделия российских мастеров. Они при изготовлении мозаик использовали широкую палитру уральских самоцветов. Искушенная европейская публика была поражена сочностью цветов полудрагоценных и драгоценных камней, которые применялись при изготовлении объемных ваз. Специалисты отметили в них специфическую разновидность флорентийской мозаики, которую с того времени принято называть русской мозаикой.

Классическая мозаика

Исторические техники римской, византийской и флорентийской мозаики существовали и продолжали свое развитие вплоть до настоящего времени. В ходе объективных процессов развития искусства был выработан некий общий принцип, который принято называть традиционной классической мозаикой. Это универсальный обобщенный способ модульной кладки. Он способен варьироваться в зависимости от целей и приоритетов тех или иных художественных школ. Принцип называется классическим в силу своей собирательности и нацеленности на имеющиеся в истории искусств типичные образцы традиционного мозаичного творчества. Отдельные личные аранжировки основополагающих положений модульной мозаики не меняют главного принципа. Они без особых затруднений вписываются в общее название классической мозаики. Современная мозаика как вид искусства по-прежнему элитарна. Она способна удовлетворить запросы как материального, так и духовного характера. Многообразие современных материалов предоставило мастерам возможность широкого выбора техник и стилей при изготовлении мозаик (рис. 5).


Рисунок 5. Фрагмент классической мозаики

Мозаичные панно и мозаика о интерьере

История появления и развития мозаики как очень необычного вида искусства весьма интересна. Ее изумительно выразительная техника всегда позволяла создавать удивительные по красоте декоративные изображения. Материалы и техника их наложения на основу сделали мозаику наиболее долговечной формой декоративно-прикладного искусства, которая дошла до нас со времен античности. Итальянский художник XV в. Доменико Гирландайо назвал мозаику «вечной живописью». Мозаика порой сохранилась там, где разрушился даже камень.

Современная трактовка рассматривает понятие «мозаика» в части изобразительного творчества как декоративно-прикладное и монументальное искусство разнообразных жанров. Такие произведения формируют изображение с помощью компоновки, набора и закрепления на поверхности, чаще всего на плоскости, многоцветных камней, смальты, керамических плиток и иных, порой весьма необычных материалов. В наши дни мозаика продолжает быть ценным художественным средством оформления и внутреннего убранства помещений и их наружных поверхностей.

Художественные возможности мозаики поистине безграничны. С ее помощью можно создать декоративное изображение как в виде простого мозаичного рисунка – узора, ковра, растяжки, одиночного элемента отделки для образования акцента в интерьере, так и в форме сложной композиции и произведения живописи.

Процесс создания художественной мозаики состоит, как и прежде, в укладке ее элементов методом вдавливания в грунт, а также в наборе изображения на картоне или ткани с дальнейшим переносом его на загрунтованную поверхность.

История не сохранила ни имени мастера, который впервые додумался создавать мозаичные панно, ни даже страны, где это открытие произошло. Тем не менее такие панно попадаются среди развалин Древних Египта, Греции и Рима. Некоторый спад в налаженном производстве мозаичных картин произошел из-за смены общественной формации в Европе. С разрушением системы рабовладения некому стало делать черновую работу и колоть природный камень, мрамор и гранит на мелкие модули. Очень кропотливая ручная работа, которая требовалась для создания выложенных из мелких кусочков стекла и камня мозаичных панно, сделала их обладание привилегией очень богатых людей и персон королевской крови. Казалось, что композиции из мозаики могут навсегда уйти в прошлое. Однако мозаика не утратила своей популярности – мозаичные панно придавали интерьеру совершенно необыкновенный вид.

Со временем на смену утраченным старинным секретам пришли новые промышленные технологии производства и укладки мозаичных композиций. Постепенно в России было создано очень много мозаичных настенных панно в римской или византийской технике (рис. 6).


Рисунок 6. Мозаичный портрет Петра I работы М. В. Ломоносова


Возвращение стеклянной, а точнее, смальтовой мозаики через столетия на рынки Европы произвело своеобразную революцию в области создания мозаичных панно.

Смальтовую мозаику можно называть стеклянной только условно, хотя они производятся из одного сырья. Кусочки смальтовой мозаики намного прочнее обычного стекла. В процессе производства происходит обжиг расплавленной стеклянной массы в специальных печах при температуре 1200 °C. Обожженная стеклянная масса очень похожа на древнюю смальту.

По мере того как на Урале расширялась добыча природного камня, появилась и своя русская мозаика. Она развивала идеи флорентийской мозаики, используя мрамор и яшму, малахит и лазурит. Большую выразительность произведениям мастеров русской мозаики придавали как цвет камня, так и его естественный рисунок.

Теперь мозаикой стали выкладывать не только гладкие стены и своды, но и всевозможные архитектурные детали – колонны и пилястры. Помимо этого, мозаика появилась на различных декоративных предметах со сложной формой и фасонной поверхностью: вазах, чашах, шкатулках, предметах мебели, даже на ножках светильников. Отчасти этому способствовала новая техника выполнения мозаики.

В Европе была изобретена техника так называемого обратного набора. С помощью мозаик, выполненных в этой технике, в XIX в. было украшено великое множество ратуш, театров, церквей и других зданий. Данная техника состоит в следующем: в мастерской на бумагу (кальку) с рисунком будущей мозаики в натуральную величину наклеивают модули тыльной стороной вверх. Фрагмент за фрагментом набранную мозаику переносят на предназначенное для нее место, вдавливая ее тыльной стороной в закрепляющий состав.

После того как состав высыхает, бумагу и клей смывают. Словно переводная картинка, делается видной лицевая сторона мозаики.

Техника обратного набора существенно экономит силы и время при создании панно, но плоской поверхности несколько не хватает игры света, которая так оживляла средневековые мозаики. Благодаря технике обратного набора мозаичные панно и картины в наши дни украшают здания музеев, станций метро, торговых пассажей, парков и детских площадок во всем мире – от Калифорнии до Москвы, от Израиля до Японии.

Наборные маски ацтеков, которые инкрустированы агатом, обсидианом, яшмой и горным хрусталем, являются примером удивительно кропотливой работы древних мастеров мозаики с прочнейшими природными материалами.

Мозаичные панно благодаря своей гладкой, но имеющей грани поверхности, слывут идеальным средством отделки больших однообразных фасадов современных зданий. Архитекторы активно применяют столь необычный декор в своих проектах, поэтому пространственные и линейные величины таких мозаичных картин способны насчитывать десятки и даже сотни метров.

В процессе создания любой мозаики можно выделить 2 главных этапа: создание графической картины в цвете и последующее наполнение ее красками природных и искусственных материалов. Рисунок современной мозаичной картины доступно составить из разноцветных кусочков дерева, стекла, камня или перламутра. Кубики, столбики или пластинки одинаковой величины крепят на плоскость с помощью цемента, воска или клея.

Чаще мастера выполняют многоцветные мозаики, но иногда мозаичный рисунок создается на основе только 2 различных цветов (не обязательно черно-белого сочетания) или даже лишь 2 оттенков одного цвета.

Эффект крупных твердых мазков кистью достигается путем использования при кладке сравнительно больших кусочков материала. Панно, созданные в такой технике, прекрасно подходят для гостиной, украшения стен или пола в бассейне, для придания фасаду здания эксклюзивного вида.

Тонкие детали и плавные переходы цвета можно передать, используя очень мелкие кусочки. Они позволяют добиться эффекта целостности мозаичного панно.

Мозаичное панно способно быть или центральным элементом дизайна помещения, когда его размещают на стене, потолке или полу, или акцентировать внимание на других элементах декора.

Выполненное умелым мастером мозаичное панно трудно отличить от настоящей картины, оно может стать неожиданным эффектным акцентом в любом интерьере. Такое панно не требует большого расстояния для того, чтобы В ПОЛНОЙ мере оценить его красоту.

Искусство во все времена – авторское. Мозаики, созданные талантливыми художниками, несут на себе печать их дара, гения, запечатленного в смальте, камне, мраморе или ином материале. Художник или мастер воссоздает в работе свой духовный мир, образ мыслей, свое мировоззрение. Для чего он использует то или иное направление определенной школы, различные техники и стили. Поэтому каждые мозаичная картина или панно, как и любая картина, должна обладать своим стилем. Большой популярностью всегда пользуются панно, созданные в греческом, римском, или флорентийском стилях. Многие классические мозаичные картины отражают мотивы природы.

Смальта – искусственный материал, который создан в результате технического поиска любопытного человека. Застывшую смальту колют на модули нужного размера, из которых набирают мозаику. Величина каждого модуля определяется потребностями художественных задач.

В советские времена мозаика утратила свою прежнюю элитарную и храмовую принадлежность – мозаичные панно в стиле социалистического реализма призваны были украшать дворцы для народа: вокзалы, дома культуры и метро. Смальта, столь ценный и дорогостоящий материал, практически была превращена в строительный материал, которым покрывали огромные площади стен и фасадов. Эти здания, несомненно, выделялись среди прочих. Хотя новая роль мозаики принижала ее сакральную ценность, но это был своеобразный классический стиль (рис. 7).


Рисунок 7. Классическая мозаика советских времен


Классикой в искусстве мозаики можно назвать и собственно классицизм, и ампир, и барокко, и неоклассицизм, и эклектику. Классика – это все стили, которые существовали до появления модерна.

Модерн – это пороговый стиль, который полностью отвергает опыт предшествующих поколений; он возник как возмутитель спокойствия. Модерн часто рассматривают как буржуазную революцию в эволюционном постепенном развитии искусства. Стиль модерн слишком характерен, он принципиально разнится от всех прочих стилей, которые искусствоведы совокупно определяют как классику. Стиль модерн принес много нового в каждый вид искусства (рис. 8).


Рисунок 8. Стиль модерн в мозаике


Мозаике этот стиль подарил применение таких новых материалов, как керамика, стекло и фарфор. Вновь вернулась галька. Эти материалы стали использовать наравне с традиционной смальтой и камнем и как чисто наборный материал, как отдельные элементы и детали композиции.

Однако главное качество, которое модерн как стиль внес в искусство мозаики – разлом традиционных границ техники и смешение методов кладки. Стиль модерн принес новый «аномальный» вид кладки, в которой появилась разновеликость. Он нарушил модульную целесообразность и единство принципа создания мозаичной композиции. Нарушая все традиции и сложившиеся стереотипы, этот стиль стал скрещивать классическую и флорентийскую техники.

Теперь в одной мозаичной композиции могут встретиться кладки модулей, различных по характеру и размерам. Сам характер модульных фигур начал изменяться в зависимости от изображения. Если в классической мозаике использовались модули только определенных размеров и видов, то стиль модерн, ломая традиции, сочетал в одной и той же композиции традиционные прямоугольные модули с гипертрофированно вытянутыми и геометрически неправильно нарезанными модулями.

Самой колоритной фигурой эпохи модерна можно считать испанского архитектора Гауди. Фантастические архитектурные сооружения этого автора необычны даже для стиля модерн. Оригинальные и органичные мозаики Гауди до такой степени естественно ложатся в архитектурную среду, столь ярко подчеркивают экзотическую пластику форм, что если кто-то захочет подыскать им замену, то обязательно придется изменять и саму архитектуру.

После эпохи модерна даже само понятие классической мозаики стало существенно обширнее и пластичнее (рис. 9).

Современная мозаика составляется из самых различных материалов. В настоящее время насчитывается значительное число видов мозаики. Среди них все большую популярность приобретают блестящая, глазурованная, керамическая, прессованная, стеклянная и эмалированная мозаики.

Однако самым известным видом является стеклянная мозаика, которая изготовляется с применением венецианского стекла. Ее плиточки выпускаются со стандартными размерами от 1 × 1 до 5 × 5 см. Цветовая гамма стеклянной мозаики обильна и многообразна, она насчитывает более 150 цветовых оттенков.


Рисунок 9. Классическая постмодерновая мозаика


Смальтовая мозаика также имеет в своей основе стекло, созданное из природных соединений. Она отличается от мозаики из стекла матовой непрозрачной поверхностью. Это качество не лишает смальтовую мозаику неповторимой прелести. Она словно светится изнутри, потому что каждый модуль этой мозаики неповторим в цветовом оттенке.

Керамическая мозаика состоит из модулей, своим цветовым решением напоминающих обыкновенную керамическую плитку. Модули могут быть и покрытыми глазурью, и содержать различные кракелюры, т. е. мелкие трещинки, вкрапления и цветовые разводы.

Для необычных работ выпускаются особая коллекция с эффектом полудрагоценного камня авантюрина, а также «золотая» и «серебряная» мозаики. Изысканная мозаика с добавлением золота или платины выполняется мастерами вручную от начала до конца. Столь необычная мозаика, созданная руками золотых дел мастеров, применяется как элемент дорогого декора.

На сегодняшний день классическое исполнение мозаики из смальты, как и прежде, расценивается как самый изысканный вариант оформления интерьера в особых случаях. Каменная мозаика применяется по преимуществу для создания изображений на полу или террасах. Мраморная мозаика, а также керамогранит используются для отделки зданий общественного назначения.

Широкие технические характеристики, доступность, многообразие, высокий художественный потенциал и возможность импровизации сделали мозаику из стекла, стеклянных смесей и керамики в особенности популярной при отделке самых различных помещений. Именно эти материалы являются бесспорными лидерами среди современных мозаичных материалов, так как помогают претворить в жизнь любую творческую задумку мастера.

На протяжении последнего полувека взгляды художников обратились к еще одному виду материала для мозаики, который раньше использовался совсем по другому назначению. Это семена различных растений – из них делают необыкновенные панно и картины сравнительно небольшого размера. Они по достоинству способны стать украшением самого изысканного интерьера.

Важность выбора материала для мозаики трудно оспорить, тем не менее это еще не самое главное в создании неповторимого облика интерьера. Значительно важнее отдать предпочтение той или иной технологии создания мозаичного рисунка.


У этих мозаик разные цели, разные технологии и вызывают они совершенно разные чувства. В первом случае мы переноимся в мир божественный, во втором остаемся любоваться мозаиками в земном мире.

Мозаика. Равенна. Римская мозаика.


Византийская мозаика. Наиболее древние сохранившиеся образцы византийских мозаик относятся к III-IV векам, а два периода расцвета приходятся на VI-VII века (золотой век) и IX-XIV (после иконоборчества - македонское возрождение, консерватизм комнинов и палеологовский ренессанс). Наиболее известными византийскими мозаиками являются мозаики Равенны и изображения Айя-Софии (Константинополь).
Отличительные особенности :
1. Цель: переместить смотрящего из земного мира в божественный (за счет технологии, сияющего цвета, марева, золота).
2. Сюжеты: грандиозные по замыслу и реализации монументальные полотна на библейские сюжеты. Христианские истории стали центральной темой мозаик, стремление к достижению максимального впечатления от изображения стало движущей силой совершенствования техники укладки мозаики и разработки новых цветов и составов смальты.

3. Материал - это прежде всего мозаика из смальты (в сырьевую стекломассу добавляли различные металлы (золото, медь, ртуть) в различных соотношениях и научились изготавливать несколько сотен различных цветов смальты). Цвета смальты получались яркие, чистые, прозрачные, сияющие, божественные. Это намек на не земной, божественный мир. Солнечный свет, попадая на смальту, оживает и окрашивается ее цветом.

Именно византийцы разработали технологию производства смальты.
4. Технология: элементы укладывались по разным углом к стене и имели не ровную поверхность, это позволяло свету (дневному и свечей) отражаться в цветной смальте и давать ощутимое телом марево над мозаикой. Мозаики выкладывались методом прямого набора, и каждый элементик в укладке отличался своей уникальной поверхностью и своим положением относительно других элементов и основы. Создавалось единое и словно живое золотое поле, мерцающее как при естественном освещении, так и при освещении свечами. Неповторимость игры оттенков цвета и отражений света на золотом фоне создавало эффект движения всей картины,человек переносился в божественный мир.
5. Форма мозаичных элементов- преимущественно кубики - именно композиции из аккуратно выложенных мелких и более-менее одинаковых по размеру кубиков создали славу византийским мозаикам.

6. Функции: визуальные задачи вышли на первый план (главный элемент художественной отделки соборов, усыпальниц, базилик).
7. Особенностью византийских мозаик в храмах стало использование удивительного золотого фона. Золото - это божественный свет.

8. Обязательным для византийских мастеров стал технический прием выполнения контуров тел, объектов, предметов. Контур выкладывался в один ряд кубиков и элементов со стороны фигуры или объекта, и также в один ряд - со стороны фона. Ровная линия таких контуров придавала изображениям на мерцающем фоне четкость.


XII в. Византийская мозаика в конхе апсиды собора в Чефалу, Сицилия. Христос Пантократор
Мозаики Равенны.
Мавзолей Галлы Плацидии.


«Райский сад» — мозаика на потолке


Крест и звёздное небо — мозаика в куполе. Эта мозаика демонстрирует торжество Христа над смертью, Его абсолютную власть над тварным миром.


Мозаика «Христос — Добрый Пастырь». Изображение Иисуса совсем не каноничное.


Олень, пьющий из источника. Сюжет мозаики навеян стихами 41 псалма: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» .

Мозаики в церкви Сан-Витале
Колорит божественный, цвета воистину светящиеся.

Император Юстиниан.

Императрица Феодора со свитой. 6 в. в церкви Сан-Витале в Равенне. 526-547


Церковь Сан-Аполинаре.

А это процессия мучеников с одной из стен в Церкови Сан-Аполинаре в Равенне.

Равенна. Мозаика в апсиде Сан Аполлинаре

Равенна. Мозаика в церкви Сант-Аполлинаре-Нуово святого Аполлинария Равеннского

Мозаика с изображением города и порта в Классе

Варварски одетые волхвы, подносящие дары Христу, фрагмент

Стихотворение Византийские мозаики

В мерцаньи смальт восточный мозаик,

Без радостей земного бытия

Пришел суровый век. И Божий лик

Каноном стал, из конх* абсид глядя.

Регламент держит жизненный устой,

Но роскошь красок превосходит Рим.

Художник — червь пред росписью стенной,

Без имени, хоть храм был создан им.

Под пышный свод взмывает благовЕст,

Святые в ризах блещущих стоят,

Как веры стражники у царских мест** -

Шеренгой строгой гвардии солдат.

В Европе духа жизнь была вольней

В цветеньи фресок сумрачных церквей.

20.05.2011г.Владимир Гоголицин

*Конха — полукупольное перекрытие апсиды внутри церкви.

** В ранних романских византийских храмах в главном зале

обычно у колонны располагалось место для главы государства.

РИМСКАЯ мозаика

Старейшие мозаичные образцы римской укладки, найденные при археологических раскопках, относятся к IV веку до н.э. А в период расцвета Римской империи мозаика стала самым распространенным способом декора интерьера, причем как дворцов, так и общественных терм, и частных атриумов.

Отличительные особенности:
1. Цель: развлекать смотрящего (красота) и функциональность, долговечность.

2. Мозаики трехмерные с объемными формами.
3. Материал: преимущество отдается мрамору и природным камням. Цвет камней матовый, приглушенный, не ясный, он не дает свечения, присущего Византийским мозаикам.
4. Сюжеты- бытовые, земные, реальные (рыбы, звери, люди, птицы,венки из виноградных листьев и сцены охоты с подробными изображениями животных, мифологические персонажи и героические походы, любовные истории и жанровые сцены из обыденной жизни, морские путешествия и военные сражения, театральные маски и танцевальные па. Выбор сюжета для конкретной мозаики определялся или заказчиком (иногда мозаика запечатлевала даже портрет хозяина дома, например), или назначением здания).
5. Технология: элементы укладывались параллельно стене друг за другом прямой кладкой. Поверхность элементов была гладкая. Чувства земные.

6. Форма: фоновые элементы римских мозаик как правило светлые и достаточно крупные, зачастую фон формируется однотонными камнями с хаотичной укладкой без определенного порядка. Элементы рисунков и фигур - более мелкие, но часто все же крупные для выбранного рисунка. Разнообразие цвета часто зависит от возможностей мастера в каком-то конкретном поселении или, по всей видимости, финансовых возможностей заказчиков. Если мозаики больших дворцов подчас поражают изысканностью цветовой гаммы, то небольшие композиции кажутся ограниченными в выборе цветов.

7. Римской мозаике присуща легкость восприятия и вместе с тем впечатление роскоши, богатства. В отличие от проникновенных и монументальных образов византийских мозаик, которые будут сложены позже, римская мозаика более обыденна и вместе с тем нарядно-декоративна, празднична.


Кулачные бойцы. Древнеримская мозайка

На берегах Нила. Древнеримская мозаика

Бой Гладиаторов.


Древне-римская мозаика на стене в музее Бардо


Музей древнеримских мозаик в Тунисе

Источники
фото http://medieviste.livejournal.com/623641.html?view=4125721#t4125721
http://humus.livejournal.com/1616137.html?view=24140297#t24140297
http://mirandalina.livejournal.com/264857.html
Интернет
Текст лекции Л. М. Попова, просторы интернета

Флорентийская, римская, венецианская, византийская мозаика – эти названия техник ласкают слух, а образы, ассоциирующиеся с теми высокохудожественными объектами, что создавали мастера прошлого, тысячелетиями приковывают взгляды. Каждая школа уникальна, но все художники укладывали рисунок, собранный из различных материалов (смальты, камней, керамических плиток, шпона дерева и прочего), на подготовленную поверхность.

Быстрая навигация по статье

Первые опыты

История мозаики начинается ещё во времена шумерского царства. Самая древняя мозаика собиралась из кусочков обожжённой глины. В качестве основы использовали глину необожжённую.


Искусство древнеегипетских мозаистов – это разнообразие материалов (полудрагоценные и драгоценные камни, слоновая кость и ценные породы деревьев) и областей применения – мебель, предметы быта, одежда фараонов. Мозаичными элементами инкрустирован и знаменитый трон Тутанхамона.

Византия

Самая древняя мозаика Византии датирована III-IV вв. н.э. Золотое время данной технологии приходится на VI-VII и IX-XIV вв. н.э. Учитывая дороговизну материалов и работы, основным заказчиком мозаики Византии была католическая церковь. Великолепная древняя мозаика сохранилась в храмах Италии (в Равенне, Монреале, Чефалу) и Турции (в Соборе святой Софии в Стамбуле). Основные мотивы – библейские сюжеты.

Византийская мозаика – это эталон, она характеризуется высоким художественным мастерством. Изображения точны, предпочтение отдаётся большим полотнам, учитывается эффект масштаба: удалённость зрителя, его местоположение. Отличительная черта рисунка – наличие контура у каждого изображённого объекта. Цель приёма – зрительно выделить элемент на общем, чаще золотистом, фоне при просмотре с большого расстояния.

Мозаика «Христос Пантократор». Кафедральный собор епархии Чефалу (Италия, о. Сицилия). 1145-1148 гг.


Древняя мозаика, созданная византийскими художниками, отличается соблюдением пропорций, особенно при изображении человеческого тела, представляемого даже в динамике. Рисунок создаётся объёмным, но эффект нивелируется наличием контура.

Мастера в своей работе использовали смальту – цветное стекло. Технология основана на добавлении к стеклу оксидов металлов, придающих плитке необходимый цвет. В мастерских получали до нескольких сотен различных оттенков. Материал для мозаики в Византии был очень дорог. Для создания панно прибегали к смальте с добавлением сусального золота, подмешивали медь и ртуть. Технология характеризуется плотностью расположения пластин (небольших квадратов, реже иной формы) и применением прямого набора при их укладке. Готовое полотно имеет неровную поверхность и характерный блеск.

Флоренция


Флорентийская мозаика Pietra Dura (с итальянского – «поделочный камень») — уникальная техника, самая сложная из существующих. Это древнейшее искусство, в основе которого положена работа с каменными пластинами.

Флорентийская мозаика была особенно популярна в XVI-XIX вв. В конце XVI в. В город были приглашены мастера из Милана, в котором создание изделий из камня в тот период времени процветало. Покровителями мастеров выступали члены семьи Медичи, которые создавали первые мастерские и впоследствии стали главными заказчиками.

Особенности направления:

  • В работе использовали полудрагоценные камни — тигровый глаз, аметист, малахит, лазурит, гематит, яшму, мрамор, авантюрин, горный хрусталь, агат, халцедон;
  • Проект рисунка создавался с учётом особенностей фактуры и естественного узора камней;
  • Форма плиток не ограничивалась классическим прямоугольником;
  • Платины укладывались настолько плотно друг к другу так, что зазор отсутствовал;
  • Технику использовали для украшения стен, элементов мебели (столов, шкафов), шкатулок, шахматных досок;
  • Филигранность исполнения («каменная картина»), сложность и реалистичность композиции. Мастера создавали марины, натюрморты, пейзажи, аллегорические сцены.

Мозаика, выполненная во флорентийской технике на створках деревянного шкафа, из 20000 цветных камней (яшмы, лазурита, мрамора, амазонита и прочих). Петергофская гранильная фабрика. 80-90-е гг. XIX в.


Флорентийская мозаика появилась в России в середине XVIII в. Русские мастера легко освоили технику, составив достойную конкуренцию итальянцам. В СССР флорентийская мозаика применялась для декора станций метрополитена, хотя априори техника применялась при создании небольших полотен.

Рим

Древняя мозаика Рима стала базой, которой воспользовались будущие поколения мастеров. Но в то же время римская мозаика как искусство, как технология была заимствована у греков. В работе используются кусочки смальты или мелкого камня — преимущественно мрамора и других натуральных камней — в форме квадрата или прямоугольника. Традиционно римская мозаика использовалась для декора стен и полов помещений (и публичных, и частных).

Самая древняя мозаика датирована II в. до н.э. и найдена на греческом острове Делосе. Первые образцы – геометрические орнаменты, набранные из целых необработанных камней. Позднее появились стилизованные изображения людей и животных.

Известны следующие техники:

Утка на полу выполнена в технике opus tessellatum. «Сатир и нимфа», мозаика в доме Фавна в Помпеях. Opus vermiculatum. Мраморная кладка opus sectile на полу виллы Адриана.

  • Opus tessellatum, при которой в работу шли тессеры (каменные осколки) размером свыше 4 мм;
  • Opus vermiculatum, для которой брали тессеры величиной не более 4 мм, что позволяло прорисовывать мелкие детали;
  • Opus sectile, сочетавшую и крупные и мелкие пластины;
  • Opus regulatum, где картины формируются из кусочков породы одинакового размера, выложенных ровными линиями.


Особенности рисунка панно, выполненного в римском стиле:
  • Светлый фон, хаотично набранный из однородных камней;
  • Декоративные элементы (узор, фигуры) формируются за счёт более мелких фракций;
  • Цветовая гамма картины ограничивается финансовыми возможностями заказчика – чем монументальнее проект, тем он дороже, тем более разнообразный материал используется, тем лучше художник может показать своё искусство и мастерство.

Венеция

Венеция — это искусство, а искусство — это Венеция. Потому здесь была создана собственная школа мозаичного дела. И искусство это здесь процветало, чему свидетельствует только список храмов, где имеется венецианская мозаика:

  • Архиепископская капелла (Равенна, 1112 г.);
  • Церковь Санта Мария э Донато (о. Донато, вторая половина XII в.);
  • Собор Сан-Марко (Венеция, XII-XIII вв.).

Мозаика центрального купола собора Сан-Марко. Венеция, Италия. XII в.


Местные художники находились под влиянием и византийских, и романских традиций:
  • Фигуры людей тяжеловесны, а их лица однообразны;
  • Ярко выражена линейная стилизация, особенно заметная при передаче объёма и перспективы;
  • Преобладает тёмная цветовая гамма.

Современная венецианская мозаика — «терраццо», созданное на основе цементной смеси и инертных материалов (каменной крошки, осколков гранита, битого цветного стекла).


Мозаичное панно вне зависимости от техники исполнения – это доминирующий элемент интерьера. Его сюжет и цветовая гамма – основа дизайна помещения. comments powered by HyperComments