» »

Открытие Антарктиды и исследования экспедиции Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева. Кругосветное плавание беллинсгаузена и лазарева на шлюпах "восток" и "мирный" и открытие антарктиды Кто и что открыл в 1819 1821

21.01.2024

28 января 1820 года русские мореплаватели Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев открыли новый континент — Антарктиду. До открытия Антарктиды о существовании ещё одной части света единого мнения не было. Часть учёных утверждала, что на юге расположен не континент, а продолжение Южной Америки.

Кроме того, господствовало расхожее заблуждение, виновником которого стал знаменитый мореплаватель Джеймс Кук. В своем кругосветном путешествии он подошёл к Антарктиде достаточно близко, но увидел льды и решил, что дальнейший путь невозможен.

Летом 1819 года началась Первая русская антарктическая экспедиция, главной задачей которой стал именно поиск нового континента или окончательное опровержение его существования.

В начальники экспедиции поначалу прочили Макара Ратманова, однако из-за проблем со здоровьем он не смог принять командование, и должность досталась Фаддею Беллинсгаузену.

Беллинсгаузен, выходец из остзейских немцев, уже успел поучаствовать в первом русском кругосветном плавании. Экспедиция состояла из двух шлюпов, «Восток» и «Мирный», русской и британской постройки. «Мирным» командовал Михаил Лазарев, тоже имевший опыт кругосветки.

В июле 1819 года два корабля вышли из Кронштадта и направились на юг. 28 января следующего года мореплаватели достигли льдов Антарктиды в точке, которая сейчас именуется ледником Беллинсгаузена (см. маршрут).

Они не пытались высадиться на берег — пройдя мимо, исследователи направились в Австралию, а затем вернулись с наступлением антарктического лета, при более благоприятной погоде. В пути моряки открыли около 30 новых островов — и, разумеется, новый континент, обогнув Антарктиду и таким образом доказав, что это отдельный материк.


Беллинсгаузен и Лазарев

Экспедиция возвратилась в Кронштадт спустя два года, в июле 1821-го. В торжественной встрече кораблей в порту принимал участие сам император Александр I.

Морякам пожаловали многочисленные награды. Оба офицера были повышены сразу на два звания и в дальнейшем занимали самые высокие посты. Беллинсгаузен дослужился до адмирала, получил множество орденов, в годы русско-турецкой войны командовал Гвардейским экипажем и в итоге стал военным генерал-губернатором Кронштадта.

Михаил Лазарев тоже дослужился до адмирала и 17 лет командовал Черноморским флотом — в то время главной морской силой России. После него ни один адмирал не занимал этот пост так долго.

Антарктида стала последним континентом, нанесенным на географическую карту мира. Ее масштабное изучение началось спустя почти век, когда технический прогресс позволил исследователям выживать в суровом полярном климате.

ОТКРЫТИЕ АНТАРКТИДЫ:

Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев


«На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловещая и прекрасная, она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов.

Она спит в переливах ледяных гало Луны и Солнца, и ее горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотыми и зелеными тонами пастели... Такова Антарктида — материк, по площади почти равный Южной Америке, внутренние области которого нам известны фактически меньше, чем освещенная сторона Луны».

Так написал в 1947 г. американский исследователь Антарктиды Ричард Бэрд. В то время ученые только приступили к систематическому изучению шестого материка — самой загадочной и суровой области земного шара.

Окончательное, достоверное открытие Антарктиды датируется 1820 г. Раньше люди лишь предполагали, что она существует. Самые первые догадки возникли у участников португальской экспедиции 1501 — 1502 гг., в которой принял участие флорентийский путешественник Америго Веспуччи (его имя благодаря причудливому стечению обстоятельств впоследствии было увековечено в названии огромных материков). Но экспедиция не смогла продвинуться дальше острова Южная Георгия, лежащего довольно далеко от антарктического континента.

«Холод был так силен, что никто из нашей флотилии не мог переносить его», — свидетельствовал Веспуччи.


Но и он вынужден был ограничиться лишь предположением: «Я не стану отрицать, что близ полюса может находиться континент или значительная земля. Напротив, я убежден, что такая земля есть, и возможно, что мы видели часть ее. Великие холода, огромное число ледяных островов и плавающих льдов — все это доказывает, что земля на юге должна быть...».

Он даже написал специальный трактат «Доводы в пользу существования земли близ Южного полюса».




Однако честь открыть шестой континент выпала русским мореплавателям. Два имени навсегда вписаны в историю географических открытий: Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (1778—1852) и Михаил Петрович Лазарев (1788-1851).

Беллинсгаузен родился в 1778 г. на острове Сааремаа (ныне территория Эстонии) в Балтийском море, образование получил в Морском кадетском корпусе.


С раннего детства он мечтал о морских просторах. «Я родился среди моря, — писал он, — как рыба не может жить без воды, так и я не могу жить без моря». В 1803—1806 годах Беллинсгаузен принял участие в первом русском кругосветном путешествии на корабле «Надежда» под руководством Ивана Крузенштерна.

На десять лет моложе был Лазарев, совершивший за всю жизнь три кругосветных путешествия. В 1827 году он участвовал в Наваринском морском сражении против турок; позднее почти 20 лет командовал Черноморским флотом.

Среди учеников Лазарева были выдающиеся русские флотоводцы Владимир Корнилов, Павел Нахимов, Владимир Истомин.

Судьба свела Беллинсгаузена и Лазарева в 1819 году Морское министерство запланировало экспедицию в высокие широты Южного полушария. Двум хорошо оборудованным кораблям предстояло совершить нелегкое путешествие. Одним из них, шлюпом «Восток», командовал Беллинсгаузен, другим, носившим имя «Мирный», — Лазарев. Много десятилетий спустя в честь этих кораблей будут названы первые советские антарктические станции.

16 июля 1819 г. экспедиция отправилась в плавание. Цель ее формулировалась кратко: открытия «в возможной близости Антарктического полюса». Мореплавателям предписывалось исследовать Южную Георгию и Землю Сандвича (ныне Южные Сандвичевы острова, открытые некогда Куком) и «продолжать свои изыскания до отдаленной широты, какой только можно достигнуть», употребляя «всевозможное старание и величайшее усилие для достижения сколь можно ближе к полюсу, отыскивая неизвестные земли».



Инструкция была написана «высоким штилем», но никто не знал, как ее удастся реализовать на деле. Однако удача сопутствовала «Востоку» и «Мирному». Был подробно описан остров Южная Георгия; установлено, что Земля Сандвича — не один остров, а целый архипелаг, и самый большой остров архипелага Беллинсгаузен назвал островом Кука. Первые предписания инструкции оказались выполнены.

Уже виднелись на горизонте бесконечные ледяные просторы; вдоль их кромки корабли продолжали путь с запада на восток. 27 января 1820 г. они пересекли Южный полярный круг и на следующий день подошли вплотную к ледяному барьеру Антарктического материка.

Только более чем через 100 лет эти места снова посетили норвежские исследователи Антарктиды: они назвали их Берегом Принцессы Марты.

28 января Беллинсгаузен записал в своем дневнике: «Продолжая путь на юг, в полдень в широте б9°21"28", долготе 2°14"50" мы встретили льды, которые представлялись нам сквозь шедший снег в виде белых облаков».

Пройдя ещё две мили на юго-восток, экспедиция оказалась в «сплошных льдах»; вокруг простиралось «ледяное поле, усеянное буграми».



Корабль Лазарева находился в условиях гораздо лучшей видимости. Капитан наблюдал «матерый (т. е. очень мощный, сплошной) лед чрезвычайной высоты», и «простирался оный так далеко, как могло только достигнуть зрение». Этот лёд и был частью ледяного щита Антарктиды. А 28 января 1820 г. вошло в историю как дата открытия Антарктического материка. Ещё два раза (2 и 17 февраля) «Восток» и «Мирный» близко подходили к берегам Антарктиды.

Инструкция предписывала «отыскивать неизвестные земли», но даже самые решительные из ее составителей не могли предвидеть столь поразительного ее выполнения.

В Южном полушарии приближалась зима. Сместившись к северу, корабли экспедиции бороздили воды Тихого океана в тропических и умеренных широтах.

Прошел год. «Восток» и «Мирный» снова направились к Антарктиде; трижды пересекали они Южный полярный круг. 22 января 1821 года глазам путешественников предстал неизвестный остров.



Беллинсгаузен назвал его островом Петра I — «высоким именем виновника существования в Российской империи военного флота». 28 января — ровно год минул со дня исторического события — в безоблачную, солнечную погоду экипажи кораблей наблюдали гористый берег, простиравшийся к югу за пределы видимости.

На географических картах впервые появилась Земля Александра I. Теперь уже не осталось никаких сомнений: Антарктида — не просто гигантский ледяной массив, не «материк льда», как называл его в своем отчете Беллинсгаузен, а настоящий «земной» материк.


Впрочем, сам он ни разу не говорил об открытии материка. И дело тут не в чувстве ложной скромности: он понимал, что делать окончательные выводы можно, лишь «переступив за борт корабля», проведя исследования на берегу. Ни о размерах, ни об очертаниях континента Ф. Беллинсгаузен не мог составить даже приблизительного представления. На это потребовались многие десятилетия.

Завершая свою «одиссею», экспедиция подробно обследовала Южные Шетлендские острова, о которых прежде было известно лишь то, что англичанин В. Смит наблюдал их в 1818 г. Острова были описаны и нанесены на карту. Многие спутники Беллинсгаузена участвовали в Отечественной войне 1812 года.

Поэтому в память об ее сражениях отдельные острова получили соответствующие названия: Бородино, Малоярославец, Смоленск, Березина, Лейпциг, Ватерлоо.

Однако впоследствии они были переименованы английскими мореплавателями, что представляется несправедливым. Между прочим, на Ватерлоо (современное название его — Кинг-Джордж) в 1968 г. основана самая северная советская научная станция в Антарктиде — Беллинсгаузен.

Плавание российских кораблей продолжалось 751 день, и протяженность его составила почти 100 тыс. км (столько же получится, если два с четвертью раза обогнуть Землю по экватору).

29 новых островов были нанесены на карту. Так началась летопись изучения и освоения Антарктиды, в которую вписаны имена исследователей из многих стран.


Д. ЩЕРБАКОВ,
академик


Ф. Ф. Беллинсгаузен.



М. П. Лазарев.


В 1819 году 4 июля с Малого Кронштадтского рейда, провожаемые огромным количеством людей, в далекое плавание вышли две русские морские экспедиции. Первая из них, состоявшая из шлюпов «Восток» и «Мирный», направлялась в Южную полярную область, чтобы разрешить вековую загадку о существовании легендарной Антарктиды.

Вторая - в составе шлюпов «Открытие» и «Благонамеренный» - шла дл я исследований на Север.

К этому времени трудами ученых многих стран были получены сведения об общем облике земной поверхности. Были выявлены контуры пяти материков. Неизведанными оставались лишь полярные области.

Поэтому русские исследователи решили заняться их изучением.

Веками волновала человечество легенда о южном материке. Известный английский мореплаватель Джемс Кук в 1772 году организовал экспедицию в южные моря на кораблях «Резольюшн» и «Адвенчер». Но он не смог пробиться сквозь тяжелые льды далее 71 градуса 10 минут южной широты.

И Кук решил, что южный материк недосягаем. Он писал: «Я обошел океан Южного полушария на высоких широтах и сделал это таким образом, что неоспоримо отверг возможность существования материка, который если и может быть обнаружен, то лишь близ полюса, в местах, не доступных для плавания...

Риск, связанный с плаванием в этих необследованных и покрытых льдами морях в поисках южного материка, настолько велик, что я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне».

Доказать ошибку Кука смогли только русские моряки.

Мысль о необходимости дальнейшего изучения южно-полярных морей поддерживали многие русские моряки: В. М. Головнин, Г. А. Сарычев, И. Ф. Крузенштерн и другие.

Они неоднократно выступали против выводов Кука.

Но только в двадцатые годы прошлого столетия под влиянием прогрессивной общественности царское правительство вынуждено было согласиться на посылку двух экспедиций: северной полярной и южной антарктической. Наибольший успех был достигнут южной экспедицией, которая вошла одной из ярчайших страниц в историю исследования нашей планеты под названием «Первой русской антарктической экспедиции Беллинсгаузена - Лазарева».

По своим качествам «Восток» и «Мирный» были плохо приспособлены для далекого и тяжелого плавания.

Начальником экспедиции и командаром «Востока» был назначен участник первого русского кругосветного плавания Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен. «Мирным» командовал тридцатилетний, но уже считавшийся одним из лучших моряков русского флота, Михаил Петрович Лазарев. Под его руководством были проведены все подготовительные работы.


Путешественников встретили ледяные горы.


Личный состав отбирался в экспедицию из добровольцев. Желающих пойти в трудное плавание было очень много. Особенно тщательно подбирались офицеры. Экипажи были укомплектованы опытными и хорошо знающими свое дело отечественными моряками. Прогрессивные офицеры русского флота и ученые всеми силами помогали в организации экспедиции.

Виднейшие русские специалисты составили для экспедиции четыре инструкции, в которых, помимо детальной и подробной постановки задач, приводились разнообразные ценные советы по проведению научно-исследовательских работ, а также по сохранению здоровья экипажей шлюпов.

«Не оставляйте без замечания ничего, что случится вам увидеть где-нибудь нового, полезного или любопытного»,- требовала инструкция. Руководителю экспедиции была предоставлена полная инициатива.

Русская антарктическая экспедиция оправдала все возложенные на нее надежды. Русские моряки на небольших парусных судах совершили кругосветное путешествие, побывали в местах, которые еще не посещались судами.

КОЛЬ СКОРО НАСТУПИТ УДОБНОЕ ВРЕМЯ В СЕМ ГОДУ, ОН ОТПРАВИТСЯ ДЛЯ ОБОЗРЕНИЯ ОСТРОВА ГЕОРГИЯ, А ОТТУДА К ЗЕМЛЕ САНДВИЧЕВОЙ, И. ОБОШЕД ЕЕ С ВОСТОЧНОЙ СТОРОНЫ, ПУСТИТСЯ К ЮГУ И БУДЕТ ПРОДОЛЖАТЬ СВОИ ИЗЫСКАНИЯ ДО ОТДАЛЕННОЙ ШИРОТЫ СКОЛЬКО МОЖНО БЛИЖЕ К ПОЛЮСУ...

Из инструкции морского министра, данной Ф. Ф. Беллинсгаузену перед выходом в плавание.

16 января 1820 года русские исследователи впервые подошли к шестому континенту. Так, в этот день, считающийся датой открытия Антарктиды, русские исследователи разрешили задачу, которую Кук считал неразрешимой.

Только спустя сто с лишним лет здесь вновь побывали люди - норвежские китобои.

Русские моряки не только еще три раза достигали берегов Антарктиды, но и обошли этот материк. Кроме Антарктического материка, экспедиция Беллинсгаузена - Лазарева открыла 29 островов и одну коралловую мель, уточнив положение еще нескольких островов.

Отважные русские моряки провели в плавании 751 день, из них - 535 дней в Южном полушарии, 100 дней плавание протекало во льдах. Шесть раз они заходили за Южный полярный круг. За время экспедиции русские моряки собрали богатейший научный материал, характеризующий антарктическую область.

Значительный научный интерес представляют наблюдения за льдами, течением. Участник экспедиции астроном Симонов провел серию ценнейших наблюдений, которые до него в Южном полушарии никогда не проводились.

За время плавания в суровых условиях Антарктики русская экспедиция потеряла всего три человека. Два матроса сорвались в шторм с мачт при работе с парусами, а один умер от болезни, которой он болел уже давно.

По продолжительности плавания в столь отдаленных высоких южных широтах, по протяженности обследованных районов, по настойчивости и упорству в достижении намеченных целей русская антарктическая экспедиция до сих пор не имеет себе равных.

Научный подвиг первой русской антарктической экспедиции вызвал восхищение не только в России, но и за рубежом. Крупный немецкий специалист в области полярных стран Петерманн писал, что «...имя Беллинсгаузена можно поставить наряду с именами Колумба и Магеллана».

Честь открыть шестой континент выпала русским мореплавателям. Два имени навсегда вписаны в историю географических открытий: Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (1778-1852) и Михаил Петрович Лазарев (1788-1851).

Беллинсгаузен родился 9.20.9.1778, о. Эзель, ныне о. Сарема, Эстонская ССР, - 13.25..1. 1852, Кронштадт. Один из лучших русских мореплавателей и адмиралов. Учился в Морском кадетском корпусе в Кронштадте. С раннего детства он мечтал о морских просторах. «Я родился среди моря, - писал он, - как рыба не может жить без воды, так и я не могу жить без моря». С 1803 по 1806 участвовал в 1-м русском кругосветном плавании на корабле "Надежда" под командой И. Ф. Крузенштерна. По возвращении из экспедиции командовал различными кораблями на Балтийском и Чёрном морях. В 1819по 1821 возглавлял кругосветную экспедицию на шлюке "Восток" где он был командиром, посланную в Антарктику с целью максимального проникновения к южной приполярной зоне и открытия неизвестных земель.

На десять лет моложе был Лазарев, - адмирал русского флота 1788 - 1851. По окончании курса в морском корпусе служил в Англии волонтером. С 1813 по 1816 г. жил в Ситхе. В 1822 г., назначенный командиром "Крейсера", отправился в кругосветное путешествие, продолжавшееся три года. В 1827 - 1829 годах участвовал в нескольких морских битвах, в звании начальника штаба русской эскадры на Средиземном море. Управление его черноморским флотом (1832 - 1845) ознаменовано множеством улучшений, устройством адмиралтейства в Николаеве и др. Черноморский флот в значительной степени обязан ему теми высокими боевыми качествами, которые он обнаружил во время войны 1853 - 1856 годов. Ему поставлен памятник в Севастополе.

Судьба свела два опытных и бесстрашных моряка, двоих офицеров Беллинсгаузена и Лазарева в 1819 г. Теперь же им дали задание: как можно ближе подойти к Южному полюсу, «проверить все неверное», что было обозначено на картах, и «открыть неизвестные земли». Двум хорошо оборудованным кораблям предстояло совершить нелегкое путешествие. Одним из них, шлюпом «Восток», командовал Беллинсгаузен, другим, носившим имя «Мирный», - Лазарев. Много десятилетий спустя в честь этих кораблей будут названы первые советские антарктические станции.

16 июля 1819 г. экспедиция отправилась в плавание. Через четыре месяца оба шлюпа вошли в бразильский порт Рио-де-Жанейро. Команды получили небольшую передышку. После того, как трюмы были пополнены запасами воды и продовольствия, корабли снялись с якорей и продолжили свой путь. Все чаще разыгрывалась непогода. Становилось холоднее. Налетали шквалы с дождем. Густой туман обволакивал все вокруг.

Чтобы не потеряться, корабли должны были не отходить далеко один от другого. Ночью по распоряжению Беллинсгаузена зажигали на мачтах фонари. А если случилось бы так, что шлюпы потеряли друг друга из вида, велено было палить из пушек.

С каждым днем «Восток» и «Мирный» ближе и ближе подходили к таинственной земле. Когда утихал ветер, и небо прояснялось, моряки любовались игрой солнца в сине-зеленых волнах океана, с интересом наблюдали за китами, акулами и дельфинами, которые появлялись поблизости и подолгу сопровождали корабли. На льдинах стали попадаться тюлени, а затем и пингвины - большие птицы, которые забавно вышагивали, вытянувшись столбиком. Представлялось, что поверх белых одежд пингвины накинули нараспашку черные плащи. Таких удивительных птиц русские люди до сих пор не видывали. Поразил путешественников и первый айсберг - плавающая ледяная гора.

Открыв несколько маленьких островов и обозначив их на картах, экспедиция взяла курс на Сандвичеву землю, которую первым обнаружил еще Кук. Английский мореплаватель не имел возможности исследовать ее и считал, что перед ним лежит большой остров. Берега Сандвичевой земли плотно покрывал снег. Возле них громоздились льдины. Обозвав эти места «страшным югом», англичанин повернул назад. В бортовом журнале Кук записал: «Я беру на себя смелость сказать, что земли, которые могут находиться на юге, никогда не будут исследованы».

Беллинсгаузену и Лазареву удалось на 37 верст пройти дальше Кука и поточнее изучить Сандвичеву землю. Они выяснили, что это не один остров, а целый ряд островов. Англичанин ошибся: то, что он назвал мысами, на самом деле оказалось островами.

Пробиваясь между тяжелыми льдами, «Восток» и «Мирный» при каждом удобном случае старались найти проход на юг. Вскоре рядом со шлюпами было уже такое множество айсбергов, что приходилось то и дело лавировать, чтобы не быть «раздробленными сими громадами, которые простирались иногда до 100 метров над поверхностью моря». Эту запись сделал в своем дневнике мичман Новосильский.

15 января 1820 года российская экспедиция впервые пересекла Южный полярный круг. На следующий день с «Мирного» и «Востока» увидели на горизонте высокую полосу льдов. Моряки вначале приняли их за облака. Но когда туман рассеялся, стало ясно, что перед кораблями предстал берег, состоящий из бугристых нагромождений льдов.

Что это? Уж не открылся ли перед экспедицией таинственный Южный материк? Беллинсгаузен не позволил себе сделать такой вывод. Исследователи занесли все, что увидели, на карту, но опять надвинувшийся туман и снег помешали определить, что там за бугристыми льдами. Позже, много лет спустя, именно этот день - 16 января - стали считать днем открытия Антарктиды. Подтвердили это и фотографии с воздуха: «Восток» и «Мирный» действительно находились в 20 километрах от шестого континента.

Продвинуться ещё глубже на юг русские корабли не смогли: сплошные льды перекрыли путь. Не прекращались туманы, мокрый снег шёл беспрерывно. А тут еще новая напасть: на шлюпе "Мирный" льдиной пробило обшивку, и в трюме образовалась течь. Капитан Беллинсгаузен принял решение направиться к берегам Австралии и там, в Порт-Джексоне (теперь Сидней) отремонтировать "Мирный".

Ремонт оказался непростым. Из-за него почти месяц простояли шлюпы в австралийском порту. Но вот русские корабли подняли паруса и, отсалютовав из пушек, ушли к Новой Зеландии, чтобы обследовать тропические широты Тихого океана, пока в Южном полушарии длилась зима.

Теперь моряков преследовали не ледяной ветер и пурга, а палящие лучи солнца да изнуряющий зной. Экспедиция открыла цепь коралловых островов, которые назвали именами героев Отечественной войны 1812 года

Когда корабли бросали якоря возле обитаемых островов, к шлюпам устремлялось множество лодок с туземцами. Моряков заваливали ананасами, апельсинами, кокосовыми орехами и бананами. В обмен островитяне получали полезные для них предметы: пилы, гвозди, иглы, посуду, ткани, рыболовные снасти, словом, все то, что было необходимо в хозяйстве. 21 июля "Восток" и "Мирный" стали у берегов острова. Таите. Русским морякам почудилось, что они оказались в сказочном мире - до того красив был этот кусочек земли. Темные высокие горы вонзались своими вершинами в ярко-голубое небо. Буйная прибрежная зелень изумрудно светилась на фоне лазурных волн и золотистого песка. На борту "Востока" пожелал побывать король таитян Помаре. Беллинсгаузен любезно принял его, угостил обедом и даже приказал сделать несколько выстрелов в честь короля. Помаре был очень доволен. Правда, при каждом выстреле прятался за спину Беллинсгаузена

Вернувшись в Порт-Джексон, шлюпы стали готовиться к новому тяжелому походу в страну вечного холода. 31 октября они снялись с якорей, взяв курс на юг. Через три недели корабли вошли в зону льдов. Теперь русские корабли обходили южный полярный круг с противоположной стороны.

«Вижу землю!» - такой сигнал поступил с «Мирного» на флагманский корабль 10 января 1821 года. Все члены экспедиции в волнении высыпали на борт. И в это время солнце, словно желая поздравить моряков, на короткий миг выглянуло из разорванных облаков. Впереди, милях в сорока, виднелся скалистый остров. На следующий день к нему подошли поближе. Гористый остров поднимался над океаном на 1300 метров. Беллинсгаузен, собрав команду, торжественно объявил: «Открытый остров будет носить имя создателя русского флота Петра Первого». Троекратное «Ура!» прокатилось над суровыми волнами.

Спустя неделю, экспедиция обнаружила берег с высокой горой. Беллинсгаузен попытался подвести к нему шлюпы, но перед ними возникло непроходимое ледяное поле. Землю назвали Берегом Александра I. Сами же воды, омывающие эту землю и остров Петра I, позже были названы морем Беллинсгаузена.

Более двух лет продолжалось путешествие «Востока» и «Мирного». Завершилось оно в родном Кронштадте 24 июля 1821 года. Русские мореплаватели прошли на шлюпах восемьдесят четыре тысячи верст - это больше чем двойной путь вокруг земного шара по экватору.

Первым достиг Южного полюса норвежец Рауль Амундсен в конце 1911 года. Он и его экспедиция из нескольких человек добирались к полюсу на лыжах и собачьих упряжках. А месяцем позже к полюсу подошла другая экспедиция. Ее возглавлял англичанин Роберт Скотт. Это, несомненно, тоже был очень мужественный и волевой человек. Но, увидев норвежский флаг, оставленный Амундсеном, Скотт пережил страшное потрясение: он лишь второй! До него здесь побывали! Сил на обратный путь у англичанина уже не осталось. «Боже Всемогущий, какое ужасное место!»... - вывел он в дневнике слабеющей рукой. Но кому, же принадлежит шестой континент, на котором глубоко подо льдами обнаружены ценные минералы и полезные ископаемые? На разные части материка претендовало много стран. Разработка полезных ископаемых, конечно, привела бы к гибели этого самого чистого континента на Земле. И человеческий разум победил. Антарктида стала всемирным природным заповедником - «Страной науки». Теперь здесь работают только ученые и исследователи из 67 стран на 40 научных станциях. Их труд поможет лучше узнать и понять нашу планету. В честь экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева русские станции на Антарктиде носят названия «Восток» и «Мирный».

Судно было спущено на воду со стапеля Охтинской верфи в Санкт-Петербурге в 1818 году. Его длина 40 м, ширина около 10 м, осадка 4,8 м, водоизмещение 900 т, скорость до 10 узлов. Вооружение составляли 28 пушек. Экипаж 117 человек.

3(15) июля 1819 года шлюп "Восток" под командованием капитана II ранга Ф.Ф. Беллинсгаузена, начальника кругосветной Антарктической экспедиции, и шлюп "Мирный" под командованием лейтенанта М.П. Лазарева вышли из Кронштадта и 16(28) января следующего года достигли берегов Антарктиды. После ремонта в Сиднее (Австралия) корабли исследовали тропическую часть Тихого океана, а затем 31 октября(12 ноября) 1820 года вновь взяли курс на Антарктиду. 10(22) января 1821 года шлюпы достигли самой южной точки: 69°53" южной широты и 92°19" западной долготы. 24 июля (5 августа) 1821 года, закончив труднейшее плавание, корабли прибыли в Кронштадт. 3а 751 сутки они прошли 49 723 мили (около 92300 км). Важнейшим итогом экспедиции стало открытие громадного шестого материка – Антарктиды. Помимо этого, на карту были нанесены 29 островов и выполнены сложные океанографические работы. В память об этом знаменательном плавании, в России была выбита медаль.

В 1828 году шлюп "Восток" был исключен из списков флота и разобран. В наше время имена шлюпов "Восток" и "Мирный" носят две советские научные антарктические станции. По установившейся традиции название "Восток" перешло к крупнейшему научно-исследовательскому судну.

Линейный корабль "Азов"

Корабль был заложен в Архангельске 20 октября (1 ноября) 1825 года, спущен на воду 26 мая (7 июня) 1826 года. Его строили знаменитые русские корабельные мастера И.А. Курочкин и В.А. Ершов. Свое имя корабль получил в память о победе Петра I над турками в 1696 году. "Азов" был образцом кораблестроения, одним из красивейших кораблей русского флота. Его стройный корпус длиной 54,5 м и шириной 14,7 м был орнаментирован классицистической резьбой. Центр гакаборта занимал двуглавый орел, носовая фигура высотой около 3,5 м изображала воина в золоченом шлеме и доспехах. Водоизмещение судна 3000 т, экипаж 600 человек. Вооружение составляли четыре 40-фунтовых и семьдесят 24- и 36-фунтовых орудий. 8(20) октября 1827 года в Наваринском морском сражении на этом корабле держал свой флаг командующий русской эскадрой контр-адмирал Л.П. Гейден. Командовал кораблем капитан I ранга М.П. Лазарев, один из первооткрывателей Антарктиды, впоследствии адмирал, известный флотоводец. Благодаря героизму, высокой боевой выучке экипажа и искусству командира "Азов" пушечным огнем уничтожил пять турецких кораблей, за что первым из кораблей русского флота был награжден почетным Георгиевским кормовым флагом и вымпелом. Однако серьезные повреждения, полученные в Наваринском морском сражении, не позволили дальше продолжать службу, в 1831 году корабль был разобран. Славное имя этого корабля в советском Военно-Морском Флоте унаследовал большой противолодочный корабль "Азов".

Бриг "Меркурий"

Судно было построено в Севастополе в 1820 году выдающимся инженером, корабелом И.Я. Осмининым. Длина брига 29,4 м, ширина 9,4 м, осадка 2,9 м. На палубе стояли восемнадцать 24-фунтовых карронад (орудия с коротким стволом) для боя на близком расстоянии. Еще две пушки меньшего калибра при надобности переносились с кормы в носовую часть брига и выполняли роль "погонных", или "ретирадных", орудий. Нос корабля украшала фигура Меркурия, бога торговли, покровителя путешественников.

В русско-турецкую войну бриг под командованием капитан-лейтенанта А.Н. Казарского совершил беспримерный подвиг и навеки вписал свое имя в историю отечественного флота. Находясь в разведке недалеко от входа в Босфор, 14(26) мая 1829 года он вступил в бой с преследовавшими его двумя турецкими линейными кораблями, на которых насчитывалось 184 орудия. Умело маневрируя под парусами и используя для увеличения хода весла, ведя меткий огонь, бриг сумел нанести кораблям противника значительные повреждения в рангоуте и такелаже, вынудил их лечь в дрейф и отказаться от преследования. За этот подвиг "Меркурий" был награжден кормовым Георгиевским флагом и вымпелом, а весь экипаж получил боевые награды. В память о подвиге "Меркурия" в Севастополе в 1834 году воздвигнут памятник с надписью: "А.И. Казарскому. Потомству в пример". По традиции имя героического брига наследовало гидрографическое судно "Память Меркурия", а морской тральщик нашего Военно-Морского Флота назван именем его командира – "Казарский".

Фрегат "Паллада"

Корабль был заложен на Охтинской верфи в Санкт-Петербурге 2(14) ноября 1831 года, спущен на воду 1(13) сентября 1832 года. Строил его по лучшим образцам того времени русский корабельный мастер полковник В.Ф. Стоке. В конструкции корпуса и в парусном вооружении были учтены самые последние новшества, а отделка выполнена из ценных и редких пород дерева – тика и дуба. Корабль отличался подчеркнутой строгостью линий, изяществом декора и хорошими мореходными качествами. Скорость хода фрегата превышала 12 узлов. Длина судна 52,8 м, ширина 13,6 м. Вооружение составляли пятьдесят два орудия 24- и 32-фунтового калибра. Фрегат был назван в честь греческой богини войны и победы, а также мудрости, знаний, искусства и ремесла. Первым командиром "Паллады" стал капитан-лейтенант П.С. Нахимов. В октябре 1852 года корабль под командованием капитан-лейтенанта И.С. Унковского вышел из Кронштадта в кругосветное плавание. Экспедицию возглавил вице-адмирал Е.В. Путятин, направлявшийся на Дальний Восток с дипломатической миссией. В качестве его секретаря на фрегате находился известный русский писатель И.А. Гончаров, создавший впоследствии одноименное произведение, обессмертившее имя корабля. 17(29) января 1856 года из опасений, что фрегат "Паллада" может быть захвачен англо-французской эскадрой, корабль был затоплен в Константиновской (ныне Постовая) бухте Императорской (ныне Советская) гавани. В наше время на берегу бухты Постовой установлен памятник фрегату.

Линейный Корабль "Двенадцать апостолов"

В первой половине XIX века со стапелей Николаевской судоверфи сошли 120-пушечные трехдечные однотипные линейные корабли "Двенадцать апостолов" (головной), "Париж" и "Великий князь Константин". Их строил выдающийся русский корабел капитан С.И. Чернявский. В проектировании головного корабля участвовал главный командир Черноморского флота адмирал М.П. Лазарев.

Корабль "Двенадцать апостолов" был спущен на воду 15(27) июля 1841 Года. Длина Судна 63,7 м, ширина 18 м. На его нижней палубе размещалось 28 мощных 68-фунтовых бомбических орудий конструкции русского артиллериста-изобретателя Лехнера с дальностью стрельбы по настильной траектории 14 кабельтовых (около 2600 м). На двух других артиллерийских палубах (деках) стояли 36- и 24-фунтовые пушки. Всего было 130 пушек. Экипаж корабля около 1000 человек, из них 12 офицеров и 65 унтер-офицеров. Название "120-пушечный" не указывало на количество орудий, а означало, что корабль относится к 1 рангу. Сильное артиллерийское вооружение, прекрасные мореходные качества, маневренность, большая скорость хода (при попутном ветре до 12 узлов) ставили суда этой серии в ряд самых лучших линейных кораблей парусного периода.

Во время обороны Севастополя линейный корабль "Двенадцать апостолов" вместе с другими судами Черноморского флота был затоплен у входа в Северную бухту.

Правящие круги западноевропейских государств, а также частные торговые компании надеялись найти на юге новые, богатые природными ресурсами колонии.

Однако природа их разочаровала и открытия у Южного полюса им ничего, кроме расходов, не сулили. Суровая полярная природа, с непроходимыми льдами, не могла служить для удовлетворения алчных потребностей европейской буржуазии, стремившейся в богатые страны тропических и умеренных широт.

Исследования и открытия в Южном полярном море были связаны всецело, так же как и другие, с экономической заинтересованностью определенных кругов Западной Европы. Научные исследования их мало интересовали.

Дж. Кук не отрицал существования континента или значительных земель вокруг Южного полюса, а, наоборот, утверждал, что «такая земля там есть». Однако, оценивая природные условия этих стран, необычайные трудности их исследования, он пришел к довольно самоуверенному выводу о том, что вряд ли кто-либо решится предпринять такое отважное дело. Эти земли, обреченные природой на вечную стужу и лишенные тепла солнечных лучей, не могут, по утверждению Кука, привлечь к себе внимание. «Если кто-либо обнаружит решимость и упорство,- писал он,- чтобы разрешить этот вопрос, и проникнет дальше меня на юг, я не буду завидовать славе его открытий. Но должен сказать, что миру его открытия принесут немного пользы» .

Исследования Кука окончательно подорвали интерес к Южной Земле. Снаряжение морских экспедиций для открытия Южного материка западноевропейскими государствами после экспедиции Кука на многие годы почти совершенно прекратилось. Отважными пионерами в научном изучении Южного полярного моря и открытии Южного материка оказались русские моряки под руководством Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева.

Патриотический подъем русского народа после войны с Наполеоном в 1812 г., укрепление экономики и культуры России, её международного авторитета и опыт плаваний русских моряков - все это предопределило посылку Россией грандиозной по тому времени научной экспедиции в Южное полярное море. Русские географические открытия 1820-1821 гг. произвели коренной пере ворот в истории географического исследования южного полярного сектора Земли.

Идея исследования антарктических широт занимала многих русских ученых. Известно, что почти одновременно с проектами антарктической экспедиции выступило несколько человек. При этом русские ученые считали необходимым провести одновременно исследования в антарктической и в арктической частях Земли. Б конце 1818 г. проекты и замечания об организации экспедиции и ее задачах были составлены Г. А. Сарычевым, И. Ф. Крузенштерном и О.Е. Коцебу. Так, Г. А. Сарычев, указывая район исследования - остров Георгия, Сандвичевы острова и океанические воды южное Тасмании, писал: «Как Сандвичевой земли осмотрена одна северо-западная часть, то должно обойти её с восточной и с южной стороны и осмотреть пределы ее. По исполнении сего плыть к юго-востоку или востоку, стараясь подойти к Южному полюсу сколько возможно ближе» .

И. Ф. Крузенштерн отмечал, что «командир приуготовляемо» экспедиции должен пройти к югу далее, нежели что было возможно для Кука...» . О. Е. Коцебу предлагал послать в экспедицию два судна. «Оба судна,- писал он,- направляют путь к Сандвичевой земле, которую должны стараться исследовать далее к югу. нежели удалось капитану Куку, может оная есть часть твердой земли. Сего места экспедиция легко достигнуть может к половине декабря, тогда уже настало здесь лучшее время года, и должна разделиться надвое. Судно, предназначенное для исследования Берингова пролива, направляет путь к западу, имея всегда в виду проникать, сколько обстоятельства позволят к югу, а другое судно к востоку с тем же намерением» .

Первое судно, по идее Коцебу, после поисков Южной Земли, должно оставить 1 марта воды Южного полярного моря и направиться на Камчатку. Второе же будет стремиться проникнуть к Южному полюсу до конца марта месяца, а затем во время зимнего периода в южном полушарии должно исследовать Новую Гвинею и западную часть Австралии. В последних числах ноября месяца вновь «направить путь прямо к югу (от Новой Зеландии.- В. Е.) для вторичного исследования южного полюса». В проекте подробно говорилось об обеспечении экспедиции необходимым научным оборудованием, продовольствием и обмундированием команды.

Уже в начале 1819 г. Морское министерство и подведомственные ему учреждения вели подготовку к «дальнему вояжу»: к плаванию готовилось два шлюпа и два транспорта.

В основу экспедиции было принято предложение Коцебу - организовать два отряда. Один отряд экспедиции должен был исследовать южные полярные широты, проникнуть как можно ближе к Южному полюсу и постараться окончательно решить загадку Южного материка. Второй отряд должен был решить не менее важную задачу - исследовать и, если возможно, пройти Северным Морским путем от Берингова пролива вдоль северных берегов Северной Америки в Атлантический океан.

В конце марта 1819 г. Крузенштерн обратился с письмом к морскому министру, в котором уже более детально разработал план организации экспедиций к Южному полюсу и в Северный Ледовитый океан и сообщил об их целях и предполагаемых результатах. Он рекомендовал проводить исследования на северо-западном и северном побережье Северной Америки на двух судах, одно из которых должно быть небольших размеров и могло бы вести наблюдения и опись побережья на мелководьях. В задачу этого отряда, по его мнению, должно входить также исследование внутренних частей северного побережья Северной Америки. Указывая на важность экспедиции к Южному полюсу, Крузенштерн верил, что она достигнет более южных широт, чем экспедиция Дж. Кука.

Оба отряда должны были, по мнению Крузенштерна, кроме главных целей, исследовать в удобное для них время тропические широты Тихого океана, севернее и южнее экватора. Этому он придавал также большое значение. Так, имея в вицу задачи отряда, который должен был исследовать Южное полярное море, Крузенштерн отмечал, «что сия экспедиция, кроме главной её цели - изведать страны Южного полюса, должна особенно иметь в предмете проверить все неверное в южной половине Великого океана и пополнить все находящиеся в оном недостатки, дабы она (экспедиция.- В. Е.) могла признана быть, так сказать, заключительным путешествием в сем море. Славу такового предприятия не должны мы допускать отнять другим у нас» .

Учитывая различные задачи обоих отрядов, он полагал, что их нельзя подчинять одному начальнику. В плавание они могли уходить в разное время. Крузенштерн указывал на важность подбора команды, назначения ученых-естествоиспытателей, обеспечения экспедиции физическими и астрономическими инструментами. Он называл целый ряд приборов, которыми, по его мнению, должна быть снабжена экспедиция, и рекомендовал в начальники экспедиции к Южному полюсу капитана Ф. Ф. Беллинсгаузена, превосходного морского офицера, имеющего «редкие познания в астрономии, гидрографии и физике». «Наш флот.- писал он,- конечно, богат предприимчивыми и искусными офицерами, однако из всех оных, коих я знаю, не может никто, кроме Головнина, сравняться с Беллинсгаузеном». Корабли, получившие названия «Восток» и «Мирный», вскоре были готовы к плаванию. Руководителем экспедиции и командиром «Востока» назначался Ф. Ф. Беллинсгаузен, командиром «Мирного» - М. П. Лазарев. В состав экспедиции были включены также астроном И. М. Симонов и художник П. Н. Михайлов.

Ф. Ф. Беллинсгаузен

В инструкции Беллинсгаузену предусматривалось начать исследования с острова Южная Георгия и Сандвичевой земли, затем, обойдя Сандвичеву землю с востока, направиться к Южному полюсу и стремиться как можно дальше на юг. Как указывалось в «Инструкции», экспедиция употребит всевозможное старание и величайшее усилие для продвижения «сколько можно ближе к полюсу, отыскивая неизвестные земли, и не оставит сего предприятия иначе, как при непреодолимых препятствиях». Если же первые попытки проникнуть на юг не увенчаются успехами, Беллинсгаузен должен был возобновить «свои покушения» под другими меридианами и не упускать из виду ни на минуту главную цель, «повторяя сии покушения ежечасно как для открытия земель, так и для приближения к Южному полюсу». Такое плавание должно было продолжаться и на следующий год.

Экспедиция получила также инструкцию об астрономических, гидрографических, этнографических и других наблюдениях, составленную Г. А. Сарычевым. В ней указывалось, что путешественники не должны оставлять без внимания ничего, что «случится увидеть» и «не только относящегося к морскому искусству, но и вообще служащего к распространению познаний человеческих во всех частях». «Вы пройдете,- писал Сарычев,- обширные моря, множество островов, различные земли; разнообразность природы в различных местах натурально обратит на себя любопытствование. Старайтесь записывать все, дабы сообщить сие будущим читателям путешествия вашего. Для сего необходимо должны вы иметь описания знаменитых путешествий во всех тех местах, которые посещать будете; читая их и сравнивая с собственными вашими наблюдениями, будете вы замечать, в чем они верны и в чем неверны». При гидрографическом описании рекомендовалось «как можно вернее описать оные (земли.- В. Е.), определяя главные пункты наблюдениями долготы и широты» и составить карту с видами берегов и подробным промером, особенно тех мест, которые могут служить пристанями для кораблей. Г. А. Сарычев рекомендовал при описи побережий пользоваться методами, изложенными им в курсе морской геодезии. Предусматривались и специальные наблюдения над явлениями, присущими только полярным областям. «Нужно делать,- указывалось в другом документе ,- наблюдения над льдами различного рода как плоскими, так и возвышающимися наподобие гор, и изъяснить мысли насчет образования оных».

3 июля 1819 г. «Восток» и «Мирный» вышли из Кронштадта . Экспедиция направилась к берегам Южной Америки. Экспедиция Ф. Беллинсгаузена - М. Лазарева в 1819-1821 гг. прошла как бы три этапа: плавание в южных широтах от Рио-деЖанейро до порта Сидней (Джексон) в Австралии; плавание в тропических водах Тихого океана и плавание в южных полярных широтах Тихоокеанского сектора, от Сиднея до Рио-де-Жанейро. На пути из Южной Америки в Южное полярное море корабли Беллинсгаузена и Лазарева встретили и обследовали с запада остров Южная Георгия, возвышающийся, по замечаниям П. М. Новосильского, «как исполин в черной броне, с убеленной главой, как грозный передовой страж таинственного Ледовитого моря» .

При описании острова неизвестные и примечательные места были названы именами офицеров и других должностных на шлюпах лиц, как, например, мысы Парядина, Демидова, Куприянова, залив Новосильского. Вблизи острова Южная Георгия был открыт остров Анненкова. Опись западного побережья острова Южная Георгия была связана с описью, произведенной Куком, на восточной его стороне.

Продвигаясь далее на юг, 20 декабря 1819 г. на широте 56°13" N и долготе 31°46" W, экспедиция впервые встретила обширный плавающий ледяной остров. Их иногда видели до ста и более. Ледяные острова имели весьма причудливые очертания, напоминая огромные здания или сказочные чудовища. На третий и четвертый день после встречи с плавающими льдами открыли три небольших неизвестных высоких острова. На одном из них из жерла горы шел густой дым. Здесь путешественники имели возможность познакомиться с природой южных полярных островов, их обитателями - пингвинами и другими птицами. Острова были названы именами офицеров корабля «Восток» - Лескова, Торсоиа и Завадовского, а вся группа - именем Траверсе, русского морского министра.

В последних числах декабря путешественники увидели острова Сретения и Кандерс, открытые Куком, и обследовали землю, названную Куком Сандвичевою. Оказалось, что обозначенные Куком мысы Монтегю и Бристоль являются на самом деле островами, берег Туле - состоит из трех островов. Эти, а также ранее открытые острова Траверсе, представляли собой одну связанную по происхождению группу, которую русские мореплаватели назвали Южными Сандвичевыми островами. М. П. Лазарев в письме своему другу А. А. Шестакову так описывал это время плавания:

«В сей бесплодной стране скитались мы, или, лучше сказать, блуждали, как тени, целый месяц; беспрестанный снег, льды и туманы не напрасны, Сандвичева земля состоит вся из небольших островов, и к тем, кои открыл капитан Кук и назвал мысами, полагая, что то сплошной берег, прибавили мы ещё три и, не вымарывая имя Сандвича..., переменили мы только вместо земли назвали Южные острова Сандвичевы» . Тогда же было высказано мнение об общности геологического строения их, сходстве физико-географических условий и фауны.

Южные Сандвичевы острова представляют собой дикие горные вершины вулканического происхождения, большинство из них покрыты снегом, в долинах, к морю, опускаются языки ледников. На них нет растительности, пингвины и другие полярные птицы - единственные обитатели островов.

Выполняя главную задачу экспедиции - достигнуть как можно больших широт на юге, «Восток» и «Мирный» 15 января 1820 г. достигли точки с координатами 69°23" ю. ш. и 2°35" з. д. , где вплотную подошли к ледяному материку Антарктиды. В первый раз люди видели ледяные барьеры шестой части света, спускавшиеся с материка к морю. 20 января корабли вторично приблизились к Антарктиде (69°19"5" с. ш. и 1°12" з. д.). Естественно, парусные корабли не могли преодолеть ледовый барьер для того, чтобы ещё ближе подойти к континенту. Некоторые из участников экспедиции оставили замечательные записи, высказав свои впечатления об открытом русскими мореплавателями материке.

Лазарев, например, писал так: «16 января (т. е. 15 января 1820 г.- В. Е.) достигли мы широты 69°23" S, где встретили матерой лед чрезвычайной высоты и в прекрасный тогда вечер, смотря па салингу, простирался оный так далеко, как могло только достигать зрение, но удивительным сим зрелищем наслаждались мы недолго, ибо вскоре опять запасмурило и пошел по обыкновению снег. Это было в долготе 2°35" W от Гринвича. Отсюда продолжали мы путь свой к осту, покушаясь при всякой возможности к зюйду, но всегда встречали льдинный материк, не доходя 70°» . Беллинсгаузен в рапорте 8 апреля 1820 г. из Джексона морскому министру И. И. Траверсе о первой встрече с материком писал: «16-го числа (15 января 1820 г.- В. Е.) дошедши до широты 69°25"5" и долготы o 2 10"W, встретил сплошной лед, у краев один на другой набросанный кусками, а внутрь к югу в разных мостах по оному видны ледяные горы» .

На первом этапе плавания от Рио-де-Жанейро до Джексона (Сидней) корабли экспедиции ещё четыре раза подходили к материку Антарктиды . Это произошло, судя по отчетной карте Беллинсгаузена, в феврале месяце 1820 г. (5, 6, 12 и 13 числа). В последний подход к материку 13 февраля достигли точки с координатами 66°55" с. ш. и 40°54" з. д. Все это давало основание считать, что экспедиция встретила побережье нового континента. С полной уверенностью указывал в своем дневнике на существование в этом районе береговой линии П. М. Новоснльскпй. Он писал: «...нет сомнения, что близ 69° южной широты и долготы от 15° и далее к восток у должен находиться берг (подчеркнуто нами.- В. Е.)» . О встрече с материком 5 - 6 февраля Беллинсгаузен в донесении писал: «Здесь за ледяными полями мелкого льда и островами виден материк льда, коего края отломаны перпендикулярно, и который продолжался по мере нашего зрения, воззышаясь к югу, подобно берегу. Плоские ледяные острова, близ сего материка находящиеся, ясно показывают, что они суть отломки сего материка, ибо имел края и верхнюю поверхность, подобную материку» . Беллинсгаузен справедливо отмечал, что большой Южной Земли (суши), как предполагали ранее, он не встречал, хотя и большую часть своего плавания совершил за полярным кругом, что суша, если она существует, погребена под массивными льдами и может быть встречена во льдах при движении к полюсу.

Убежденность русских моряков в существовании нового континента у Южного полюса подкреплялась также теоретическими предположениями П. М. Новосильского об образовании ледяных плавающих островов. Он указывал, что гряды Сандвичевых островов недостаточно для образования тех причудливых ледяных громадин, которые встречались в океане. Для этого, по его мнению, необходимы более обширные земли - материковые берега, покрытые ледниками.

Вследствие неблагоприятных условий плавания у 90° в. д. корабли отступили к северу. Беллинсгаузен и Лазарев обозрели пространство моря, по широте на 10 и по долготе на 50 градусов, никем ещё не посещенное и находящееся между маршрутами капитанов Кука и Ферно. Ни Беллинсгаузен, ни Лазарев не видели в указанной широте островов Компанейской земли, якобы открытой испанцами и нанесенной на карты Арросмита к югу от Тасмании. «С 21 на 22 (марта 1820 г.), проходя параллель острова Компании и далее оного к востоку,- писал Беллинсгаузен,- я ничего не видел, как и лейтенант Лазарев, проходивший близ сего же места, из чего заключаю, что оного широта неверно назначена, или сеи остров вовсе не существует» .

После довольно продолжительного плавания по Южному полярному океану корабли пришли к восточному берегу Австралии, в порт Джексон (Сидней). Так завершился первый этап плаваний. В начале мая 1820 г. экспедиция вышла в море для исследований в тропической части Тихого океана - с этого времени начинается второй этап её плаваний (рис. 9).

Беллинсгаузен и Лазарев направили курс к северной оконечности Новой Зеландии, но встречные ветры отнесли корабли южнее и экспедиция прошла между Северным и Южным островами, т. е. проливом Кука. Здесь путешественники провели ряд наблюдений над природой и определили координаты некоторых точек (мыс и гора Эгмонт, мысы Камара, Джексон и др.), высоту гор (Эгмонт и др.). М. П. Лазарев совершил вместе с Завадовским экскурсию из Корабельной бухты в тропический лес.

Участники экспедиции встретили дружеское отношение новозеландцев и свободно могли вести наблюдения. В результате было дано подробное описание природы и жителей, проживающих на берегах пролива Кука.

Определяя высоты горных вершин, мореплаватели убедились в том, что данные Форстера, проводившего здесь наблюдения во время плавания экспедиций Кука, были неверными, они оказались намного больше действительных. Исходя из сравнения линии снеговой границы в горах Европы, Форстер считал, что высота горы Эгмонт в Новой Зеландии 14 760 футов. С помощью астрономогеодезического метода высота этой горы, определенная М. П. Лазаревым, равнялась 8232 футам . Метод определения высоты гор Форстером с помощью сравнения линий снеговой границы подвергся критике со стороны русских мореплавателей.

«Я полагаю,- писал Беллинсгаузен,- что такое сравнение линий, где начинается снег на горах в различных полушариях, неосновательно». Он приводил ряд примеров, доказывающих несоответствие положения границы снеговой линии в Гренландии и Норвегии, появления плавающего льда в районе острова Сахалина и отсутствие его в районе Бискайского залива, находящихся на одной шпроте. Он указывал, что граница снеговой линии выше во внутренних (континентальных) и ниже на прибрежных (приморских) горах, и сделал совершенно справедливый вывод, что по снеговой линии и ледникам невозможно определять высоту гор. «Примеры сии,- писал он,- доказывают неравенство температуры воздуха на поверхности моря в одинаковой широте того же полушария, и потому я полагаю определять вообще высоту гор по снежной линии невозможно, исключая только те горы, которые на разных островах в недальнем между собой расстоянии» . В экваториальной части Тихого океана путешественники исследовали коралловые острова в архипелаге Туамоту. Здесь было открыто более 20 островов, наименованных островами Россиян. В архипелаг входили острова Аракчеева, Волконского, Барклая-де-Толли, Ермолова, Голенпщева-Кутузова-Смоленского, Раевского, Остен-Сакена, Чичагова, Милорадовича, Грейга и др. Все открытые Беллинсгаузеном и Лазаревым острова, а также открытые ранее другими мореплавателями (например острова Пализера) были описаны и нанесены на карту.

Беллинсгаузен и Новосильский высказали близкую взглядам Коцебу и других участников русских кругосветных плаваний идею о происхождении коралловых островов. Они считали, что коралловые острова воздвигнуты «мельчайшими черепокожными животными», поселившимися на подводных вулканических возвышениях в океане. Когда кораллы достигали поверхности океана, они погибали и тогда вступали в работу другие агенты: вода (прибой), воздух, животные организмы. «Коральные острова и мели тихо воздвигнуты малыми черепокожными, в течение многих веков...

Морская трава, сор, волнами моря выброшенные, птичий кал и мертвые птицы, все сие согнивая, положило начало земле, удобной для произрастений, а приносимые волнами семена, смытые дождями с высоких островов, были началом тех лроизрастений, в тени коих ныне от солнечного зноя жители сих невысоких островов укрываются» .

Весьма прогрессивными были взгляды Беллинсгаузена на строение дна Мирового океана. Он сравнивал рельеф океана с земной поверхностью. «Морское дно в таком же положении,- писал он,- сему служит доказательством: глубина океана, местами неизмеримая, острова, которые составляют вершины высоких гор, от самого дна идущих, нередко гряды таковых островов показывают нам направление подводного хребта гор, сокрытого от глаз наших в непроницаемой глубине; наконец, подводные мели и каменные скалы, скрывающиеся под водою или с оною наравне находящиеся, также хребты подводные, подобные надводным вершинам гор» . Он укалывал на тектоническую связь коралловых островов в Тихом океане с Кордильерами.

При возвращении в Австралию русские мореплаватели проверяли координаты встречающихся на пути островов, например, выяснили, что остров Рюрика, названный так Коцебу, является одним из островов Пализера, открытых Куком. Они открыли несколько новых островов, в том числе острова Лазарева, Восток, великого князя Александра, Оно, Михайлова и Симонова.

Третий, завершающий этап плавания начался 31 октября 1820 г. Экспедиция прошла к острову Макуори, определила его местоположение и направилась к Южному материку. В конце ноября встретили плавучие льды, которые оказались тремя градусами южнее, чем в южной части Атлантического океана. Вечером того же дня подошли к сплошному ледяному пространству и следовали по его кромке далее на восток. Частые туманы, снегопады и дождь затрудняли плавание. Экспедиция трижды заходила за полярный круг, но так и не могла дойти до 70° ю. ш. Предельная широта, которой достигли корабли, равнялась 69°48" . Беллинсгаузен стремился и здесь пройти как можно дальше на юг и не повторять маршрута Кука. Путешественники плыли более двух месяцев и не видели земли. Однако они были уверены, что за сплошными льдами находится «Южный великий материк». Близость полярного материка подтверждали встречавшиеся кораблям птицы и млекопитающие. В середине декабря, следуя вдоль ледяного поля, заметили на ледяном мысу большого тюленя и пингвинов. Шкура, привезенная лейтенантом Игнатьевым на шлюп «Восток», от убитого им королевского пингвина послужила хорошим экземпляром для коллекции. Но всего удивительнее было то, что в желудке пингвина нашли креветок («шримасы»), которыми он питался, а также маленькие кусочки горных пород. Это опять таки служило подтверждением близости материка.

Наконец, 8 января 1821 г. увидели берег . На редкость ясная погода позволила обозреть открытую землю, оказавшуюся островом в окружности не более 25 миль. Через неделю увидели землю с величественной горой гораздо обширнее первой и продолжавшуюся к полюсу. Как остров, названный островом Петра I, так и открытый берег - Земля Александра I, были покрыты льдом и снегом. Крутые отвесные льды не позволили подойти близко к берегу и высадиться. Однако, благодаря хорошей солнечной погоде, были определены координаты некоторых точек острова Петра I и Земли Александра I. Высота острова оказалась равной 3960 футам . «Земля "эта,- писал Новосильский,- простиралась во льдах к югу, но дальнейшего направления ее, а тем более предела, ми не видели, и потому не могли заключить, составляет ли она отдельный остров или часть южного материка» . Беллинсгаузен Пишет примерно то же. Оба они указывали на перемену в цвете воды, что служит подтверждением обширности берега.


Рис. 9. Маршрут кругосветного плавания Беллинсгаузена и М. Лазарева на шлюпах «Восток» и «Мирный» (1819-1821)

Далее экспедиция направилась к «Новой Шетландии», открытой случайно английским купеческим судном в начале 1819 г. и считавшейся частью Южного материка. В результате исследования экспедиция опровергла эти предположения. Земля «Новой Шетландии» оказалась группой гористых островов.

Русские мореплаватели открыли ряд островов и назвали их славными именами мест битв Отечественной войны 1812 г.: острова Бородино, Малый Ярославец, Смоленск, Березино, Полоцк и др. Пройдя несколько миль на северо-восток, открыли ещё одну группу островов. Появились опять русские названия - острова Трех Братьев, Рожнова, Мордвинова, Михайлова и Шишкова. Весь архипелаг островов был назван Южными Шетландскими островалог . Участники экспедиции обследовали некоторые из них, сделали их гидрографическое описание и определили географические координаты.

Экспедиция провела поиски острова Гранде, нанесенного на карте Пурди. Пройдя обозначенную широту и долготу (42°53"7" ю. ш. и 30°20" з. д.), мореплаватели ничего не видели. «При довольно ясной погоде,- писал Беллинсгаузен,- осматриваясь с салинга во все стороны, ничего не приметили, хотя по ясности дня могли видеть остров на расстоянии двадцати пяти миль, ежели бы находился на сем пространстве в которой бы то ни было стороне» . Он сделал из этого вывод, что о. Гранде не существует. Почти три месяца шлюпы «Восток» и «Мирный» стояли на рейде Рио-де-Жанейро, откуда 24 апреля 1821 г. направились в Россию. Через три месяца они достигли Кронштадта.

Экспедиция Ф. Беллинсгаузена - М. Лазарева, совершив кругосветное путешествие, продолжавшееся 751 день, закончилась. В общей сложности корабли прошли 86 475 верст (49 860 миль). Наиболее важным результатом экспедиции Ф. Беллинсгаузена - М. Лазарева явилось открытие Антарктиды. Но экспедиция не только открыла новый материк Земли и прилегающие к нему некоторые острова. Она положила начало картированию берегового барьера этого материка в районе Берега принцессы Марты и Берега принца Олафа и изучению физических явлений в прилегающих пространствах океана. Достаточно назвать лишь несколько вопросов, разрешению которых посвятили свои труды участники экспедиции, чтобы понять всю важность и большое теоретическое значение их исследований и выводов.

Впервые в истории науки экспедиция дала описание ледниковых побережий (барьеров) Антарктиды в нескольких местах, с которыми позже встречались исследователи всех наций. Большое внимание экспедиция уделила изучению плавающих льдов (ледяных островов, ледяных полей и пр.). Беллинсгаузен и Новосильский на основе длительных наблюдений провели классификацию льдов, наметили генезис их образования.

Вопреки мнению многих ученых, Беллинсгаузен показал, что из соленой воды лед образуется так же, как и из пресной, но при более низкой температуре. Он проследил и объяснил некоторые особенности образования ледяных полей, торосистых льдов и ледяных островов. Совершенно справедливо им было замечено, что нарастание мощности льдов зависит от нескольких причин - накопления снега, а также от намерзания снизу. Он показал, что образование льда состоит в последовательной смене его форм, начиная от первичной - так называемого сала и до ледяных полей. Формами разрушения ледяных полей являются торосистый лед и частично ледяные острова.

В южных полярных морях, по мнению Беллинсгаузена, образование и движение льдов принципиально сходно с тем, что происходит в Северном Ледовитом океане. Однако, отмечал он, «на севере речная вода много способствует началу составления льдов» . Беллинсгаузен имел при этом в виду реки Сибири и Северной Америки, которые приносят пресную воду и способствуют более быстрому замерзанию моря. В то же время реки способствуют и разрушению льдов летом сильным стремлением вешних вод, собирающихся на материке.

Беллинсгаузен установил зависимость объема льда, находящегося над водой, к объему льда под водой. Это отношение, по его мнению, равно 1: 7.

Большое значение для науки имел вывод Беллинсгаузена о том, что огромные льды, названные им «матерыми» и встреченные экспедицией на крайнем юге,- суть неподвижные льды, и они простираются через полюс. Покоятся они, как писал он, на материке или островах, подобных острову Петра I или Земле Александра I . Некоторые ученые ещё и до недавнего времени считали, что Антарктида не целый материк, а островная область, покрытая мощным ледником. Только последние исследования ученых во время Международного Геофизического Года, по-видимому, опровергли это мнение, хотя и не исключается существование больших пространств суши, погребенных подо льдом и находящихся ниже уровня океана.

Сходные идеи о происхождении и классификации льдов Южного полярного моря высказывал П. М. Новосильский. Он различал четыре типа льдов: неподвижный ледяной берег, или ледяную стену; отдельные ледяные острова (плоские и островершинные); ледяные поля и разбитый лед.

Неподвижный ледяной берег, по его мнению, «образуется на Южном великом материке» и не может образоваться в открытом море; ледяные острова «суть отломки от ледяного берега»; ледяные поля образуются от замерзания морской воды: сначала образуется сало, которое превращается в тонкий слой льда, а затем в обширные ледяные поля с причудливым рельефом. Разбитый лед - обломки от ледяных полей и островов. Анализируя происхождение различных форм льдов, Новосильский сделал важный вывод о существовании материка. «Множество разбитых полей и льда есть верный признак островов и земли, а достижение настоящей ледяной стены означает близость скрывающегося за нею южного материка» (разрядка моя.- В. Е.) . Беллинсгаузеном были впервые замечены особенности ветрового режима в Южном полярном океане. На это указывал Н. Н. Зубов, отмечая, что в шпротном кольце океанических вод, охватывающем Антарктику, господствуют ветры западных направлений, у самых берегов Антарктиды господствуют восточные ветры . Во время экспедиции Ф. Беллинсгаузена - М. Лазарева велись постоянно довольно точные определения местоположения кораблей, а также определялись координаты всех примечательных пунктов на вновь открытых землях.

Чрезвычайно интересны наблюдения над атмосферными явлениями (температурой, ветрами, давлением и пр.) и океанографические наблюдения (над температурой воды, глубиной, прозрачностью и т. п.). Эти данные являлись весьма ценным материалом для познания особенностей природы Южной полярной области и выяснения общих географических закономерностей на земном шаре. Среди дневников и картографических материалов большое научное значение имела отчетная карта экспедиции . Отчетная навигационная карта экспедиции Беллинсгаузена - Лазарева стоит в ряду крупнейших трудов русских морских экспедиций XVIII-XI X вв.

Анализ карты, а также всех известных материалов, относящихся к экспедиции, убедительно показывает всю грандиозность предпринятого Россией научного мероприятия по исследованию Южной полярной области и открытию Антарктиды. Русские ученые и мореплаватели успешно справились с поставленной перед ними задачей и передали эстафету своим соотечественникам - советским ученым, которые также успешно осуществляют научные исследования Антарктиды в наши дни.

(1) Так, ряд ученых считали острова Буве и Кергелен, открытые в первой половине XVIII в. французскими мореплавателями, за северные оконечности Южной Земли.

(2) Дж. Кук. Путешествие к Южному полюсу и вокруг света. М., 1948. стр. 33 и далее.

(3) Проект экспедиции к Южному полюсу вице-адмирала Г. А. Сарычева.- В кн.: М. П. Лазарев. Документы, т. I. М., 1952, стр. 81.

(4) Из замечаний капитан-командора И. Ф. Крузенштерна об организации экспедиции к Южному полюсу.- Там же, стр. 81.

(5) План предлагаемых экспедиций к Южному полюсу и в Северный Ледовитый океан, составленный капитан-лейтенантом О. Е. Коцебу.- Там же, стр. 83 и далее.

(6) Из письма И. Ф. Крузенштерна И. И. Траверсе относительно организации экспедиции к Южному и Северному полюсам.- В кн.: М. Л. Лазарев. Документы, т. I, стр. 95.

(7) Ф. Ф. Беллинсгаузен. Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 20 и 21 гг., ч. I. СПб., 1831, стр. 16-23.

(8) Инструкция Ф. Ф. Беллинсгаузену от Адмиралтейского департамента об астрономических, гидрографических, этнографических и других наблюдениях в период плавания к Южному полюсу (июнь 1819 г.).-В кн.:, М. П. Лазарев. Документы, т. I, стр. 128-131.

(9) Ф. Ф. Беллинсгаузен. Двукратные изыскания в Южном.Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 20 и 21 гг., ч. Т, СПб. 1831, стр. 37-41; см. также: М. П. Лазарев. Документы, т. 1, стр. 132-134.

(10) М. И. Белов. Шестая часть света открыта русскими моряками (Новые материалы...).-Изв. Всесоюз. геогр. об-ва, № 2, 1962, стр. 110-111. Автор статьи на основе изучения отчетной карты Беллинсгаузена впервые обратил внимание на различие в счислении суток, принятом в гражданском календаре и употребляемом русскими моряками. Счет времени последних до полуночи опережал календарный па 12 часов. Путем сличения часов, условных знаков и надписей на отчетной карте с текстом книги Беллинсгаузена, где счет времени ведется в морских сутках, М. И. Белов внес существенные уточнения во многие даты событий, происшедших во время экспедиции Беллинсгаузена - Лазарева (подходы к ледяному материку, открытие островов и т. п.). В соответствии с этим приведены даты и в настоящей работе (по старому стилю), отличающиеся от дат в предшествующих работах других авторов.

(11) [П. М. Новосильский]. Южный полюс. Из записок бывшего морского офицера. СПб., 1853, стр. 17. Автором этой работы был мичман шлюпа «Мирный».

(12) Лейтепант Константин Петрович Торсон позже принял деятельное участие в восстании декабристов 1825 года. За это он был осужден и сослан на каторгу. Названный в честь его остров был переименован в «Высокий» и, к сожалению, так ещё до сих пор обозначается па картах. Долг научной общественности исправить историческую несправедливость и восстановить имя бесстрашного русского патриота на всех картах.

(13) М. П. Лазарев. Документы, т. I, стр. 150.

(14) Здесь взяты координаты, указанные М. П. Лазаревым.

(15) М. П. Лазарев. Документы, т. I, стр. 150-151.

(16) Из рапорта Ф. Ф. Беллинсгаузена И. И. Траверсе о переходе шлюпов «Восток» и «Мирный» из Рио-де-Жанейро в порт Джексон.- В кн.: М. П. Лазарев. Документы, т. I, стр. 147.

(17) М. И. Белов. Шестая часть света открыта русскими моряками. [Новые материалы...].-Изв. Всесоюзн. геогр. об-ва, № 2, 1962, стр. 111.