» »

Поэты гражданской лирики. Жанр - гражданская лирика. Гражданская лирика - это…

24.02.2024

4. Пейзажная лирика.

5. Любовная лирика.

6. Заключение.

1. Федор Иванович Тютчев (1803-1873) - русский поэт, современник Жуковского, Пушкина, Некрасова, Толстого. Это был умнейший, исключительно образованный человек своего времени, европеец ʼʼсамой высшей пробыʼʼ, со всœеми духовными потребностями, воспитанными западной цивилизацией. Поэт покинул Россию, когда ему исполнилось 18 лет. Лучшее время своей жизни, 22 года, он провел за границей. На родинœе он стал известен только в начале 50-х годов XIX столетия. Будучи современником Пушкина, он тем не менее был идейно связан с другим поколением - поколением ʼʼлюбомудровʼʼ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ стремилось не столько активно вмешаться в жизнь, сколько осмыслить ее. Эта склонность к познанию окружающего мира и самопознанию привела Тютчева к совершенно оригинальной философской и поэтической концепции. Лирику Тютчева можно тематически представить как философскую, гражданскую, пейзажную и любовную. При этом эти темы очень тесно переплетаются в каждом стихотворении, где страстное чувство рождает глубокую философскую мысль о бытии природы и Вселœенной, о связи человеческого существования с всœелœенской жизнью, о любви, жизни и смерти, о человеческой судьбе и исторических судьбах России.

За свою долгую жизнь Тютчев был свидетелœем многих ʼʼроковых минутʼʼ истории: Отечественная война 1812 года, восстание декабристов, революционные события в Европе 1830 и 1848 годов, польское восстание, Крымская война, реформа 1861 года, франко-прусская война, Парижская коммуна... Все эти события не могли не волновать Тютчева и как поэта͵ и как гражданина. Трагически ощущая свое время, кризисное состояние эпохи, мира, стоящего накануне исторических потрясений, Тютчев считает, что всœе это противоречит нравственным требованиям человека, его духовным запросам.

Волны в бореньи,

Стихии во преньи,

Жизнь в измененьи -

Вечный поток...

К теме человеческой личности поэт относился со страстью человека, испытавшего режим Аракчеева, а потом Николая I. Он понимал, как мало жизни "и движения в родной стране: ʼʼВ России канцелярия и казармаʼʼ, ʼʼвсœе движется около кнута и чинаʼʼ, - говорил он Погодину. В зрелых стихах Тютчев напишет о ʼʼсне желœезномʼʼ, которым всœе спит в империи царей, а в стихотворении ʼʼ14-е декабря 1825ʼʼ, посвященном восстанию декабристов, он пишет:

Вас развратило Самовластъе,

И меч его вас поразил, -

И в неподкупном беспристрастье

Сей приговор Закон скрепил.

Народ, чуждаясь вероломства,

Поносит ваши имена -

И ваша память от потомства,

Как труп в земле, схоронена.

О жертвы мысли безрассудной,

Вы уповали, должна быть,

Что станет вашей крови скудной,

Чтоб вечный полюс растопить!

Едва, дымясь, она сверкнула,

На вековой громаде льдов,

Зима желœезная дохнула -

И не осталось и следов.

ʼʼЖелœезная зимаʼʼ принœесла мертвенный покой, тирания превратила всœе проявления жизни в ʼʼлихорадочные грезыʼʼ. Стихотворение ʼʼSilentium!ʼʼ (Молчание) - жалоба по поводу той замкнутости, безвыходности, в которой пребывает наша душа:

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои...

Здесь Тютчев дает обобщенный образ духовных сил, скрытых в человеке, обреченном на ʼʼмолчаниеʼʼ. В стихотворении ʼʼНаш векʼʼ (1851) поэт говорит о тоске по свету, о жажде веры, которую потерял человек:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует...

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушен,

Невыносимое он днесь выносит...

И сознает свою погибель он,

И жаждет веры…

ʼʼ...Я верю. Боже мой!

Приди на помощь моему неверью!..ʼʼ

ʼʼБывают мгновения, когда я задыхаюсь от своего бессильного ясновидения, как заживо погребенный, который внезапно приходит в себя. Но к несчастью, мне даже не дано приходить в себя, ибо более пятнадцати лет я постоянно предчувствовал эту страшную катастрофу, - к ней неизбежно должны были привести вся эта глупость и всœе это недомыслиеʼʼ, - писал Тютчев.

В стихотворении ʼʼНад этой темною толпой...ʼʼ, перекликаясь с пушкинскими стихами о свободе, звучит:

Взойдешь ли ты когда, Свобода,

Блеснет ли луч твой золотой?..

………………………………………..

Растленье душ и пустота͵

Что гложет ум и в сердце ноет, -

Кто их излечит, кто прикроет?..

Ты, риза чистая Христа...

Тютчев чувствовал величие революционных потрясений истории. Еще в стихотворении ʼʼЦицеронʼʼ (1830) он писал:

Счастлив, кто посœетил сей мир

В его минуты роковые!

Его призвали всœеблагие,

Как собеседника на пир.

Он их высоких зрелищ зритель...

Счастье, по Тютчеву, в самих ʼʼминутах роковыхʼʼ, в том, что связанное получает разрешение, в том, что подавленное и насильственно задержанное в своем развитии выходит наконец на волю. Четверостишие ʼʼПоследний катаклизмʼʼ пророчит последний час природы в грандиозных образах, возвещающих конец старого мироустройства:

Когда пробьет последний час природы,

Состав частей разрушится земных:

Все зримое опять покроют воды,

И Божий лик изобразится в них!

Поэзия Тютчева показывает, что новое общество так и не вышло из состояния ʼʼхаосаʼʼ. Современный человек не выполнил своей миссии перед миром, он не позволил миру вместе с ним взойти к красоте, к разуму. По этой причине у поэта много стихов, в которых человека как бы отзывают назад в стихию как несправившегося с собственной ролью.

В 40-50-х годах поэзия Тютчева заметно обновляется. Возвратившись в Россию и приблизившись к русской жизни, поэт больше внимания уделяет повсœедневности, быту и заботам человека. В стихотворении ʼʼРусской женщинœеʼʼ героиня - одна из многих женщин России, страдающая от бесправия, от узости и бедности условий, от невозможности свободно строить собственную судьбу:

Вдали от солнца и природы,

Вдали от света и искусства,

Вдали от жизни и любви

Мелькнут твои младые годы,

Живые помертвеют чувства,

Мечты развеются твои...

И жизнь твоя пройдет незрима...

Стихотворение ʼʼЭти бедные селœенья...ʼʼ (1855) проникнуто любовью и состраданием к нищему народу, удрученному тяжелой ношей, к его долготерпению и самопожертвованию:

Эти бедные селœенья,

Эта скудная природа -

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

………………………………………..

Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде Царь небесный

Исходил, благословляя.

А в стихотворении ʼʼСлезыʼʼ (1849) Тютчев говорит о социальном страдании тех, кто оскорблен и унижен:

Слезы людские, о слезы людские,

Льетесь вы ранней и поздней порой...

Льетесь безвестные, льетесь незримые,

Неистощимые, неисчислимые, -

Льетесь, как льются струи дождевые,

В осœень глухую, порою ночной.

Размышляя о судьбе России, о ее особом многострадальном пути, о самобытности, поэт пишет свои знаменитые строки, которые стали афоризмом:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

1820-е гг., - особенно начало, - важный этап исторической жизни Европы и России. Убийство наследника французского престола герцога Беррийского ремесленником Лувелем, революционные восстания в Португалии и Испании; в России - рост крестьянских волнений, бунт в Семеновском полку. Все это оказывало воздействие на настроение передовых людей.

1820 г. решительно изменил личную и творческую жизнь К.Ф. Рылеева. Он переезжает в Северную столицу. Завершен ученический период его творчества (свои ранние произведения он публикует под псевдонимом «К.Р-в», считая их подражательными и незначительными).

Рылеев находит свое призвание - в гражданской лирике, в вольнолюбивых стихах, и он бесповоротно встает на этот путь. Началом послужила сатира «К Временщику», опубликованная в «Невском зрителе» (1820 г., №10) за полной подписью поэта. Сатира метила во всесильного Аракчеева. «Все думали, что кары грянут, истребят и дерзновенного поэта, и тех, которые внимали ему, - писал Н. Бестужев, - но изображение было слишком верно, очень близко, чтобы обиженному вельможе осмелиться узнать себя в сатире. Он постыдился признаться явно... это был первый удар, нанесенный Рылеевым самовластью...». С этого стихотворения началось политическое поприще поэта. Он привлек всеобщее внимание.

Подзаголовок сатиры указывает на один из множества источников - сатиру М.В. Милонова «К Рубеллию» (1810), имеющую подзаголовок «Из Персия». Стихотворение Милонова не перевод, а вольное подражание. У римского поэта Персия (34 - 62) такой сатиры нет. Рылеевские обличения временщика звучали несравненно острей, чем у Милонова. Произведение Рылеева как бы воспроизводит сатиру XVIIIвека (их сближает поэтический язык, обильно использованы восклицания, вопросы, «архаическая» лексика; гражданская и патриотическая тематика вели за собой одический настрой, и риторическое построение). В сатире Рылеева встречаются и слова-«символы». Как верно было замечено, в военной поэзии 1812 г. формируется особый лексический пласт, который практически без изменений переходит в лирику 1820-х гг. Это слова-«сигналы», «система упорных символических понятий» - «тиранство», «рабство», «цепи», «бичи» - как бы образуют семантическое поле «врага»; «высокие» же слова гражданского языка: «отчизна», «отечество» (это слово указом Павла I вообще было запрещено употреблять), «свобода» («священная свобода»), «сыны», «деяния», «мужи» - прикрепляются к теме национально-освободительной борьбы.

Временщик в сатире Рылеева «тиран», «неистовый», «подлый», «коварный», «хитрый», «неблагодарный» - все эти образные эпитеты имеют яркую отрицательную окраску. Негативное отношение автора к «надменному временщику» доходит до полной своей кульминации (используются эмоционально-экспрессивные эпитеты противоположного оценочного значения):

Твоим вниманьим не дорожу, подлец,

Из уст твоих хула - достойных хвал венец!

Упоминаемые в сатире Сеян, Кассий, Брут, Катон - римские государственные деятели, составившие заговор против тиранов, - в представлении Рылеева они - символ любви к свободной отчизне.

Обращаясь к «неистовому тирану», не боясь его «ярого гнева», автор предлагает ему выбрать иной путь:

Ах! лучше скрыть себя в безвестности простой,

Чем с низкими страстьми и подлою душой

Себя, для строгого своих сограждан взора,

На суд их выставлять, как будто для позора!

Здесь явный намек на тех преступников, которых для наказания выставляли на площадях на суд людской, на всеобщее посмешище. Суд людской, возмездие народа будут страшными:

Народ тиранствами ужасен разъяренный!

В поэзии Рылеева начала 1820-х гг. (как и у многих русских поэтов) гражданские и элегические темы, гражданские и элегические стили существовали раздельно и не сливались. Это ограничение сохранилось в таких произведениях Рылеева, как послание «А.П. Ермолову» (1821) и ода «Гражданское мужество» (1823 г.), обращенная к Н.С. Мордвинову. Оба героя - и Мордвинов и Ермолов - полная противоположность временщику Аракчееву. Они достойны подражания личным мужеством, независимостью суждений. В понимании Рылеева - это идеал, они носители политической и нравственной доблести. Ермолов - «любимец славы», «наперсник Марса и Паллады! // Надежда сограждан, России верный сын», «гений северных дружин». Мордвинов - «гражданским мужеством дивит», «Души возвышенной свободу // Хранит в советах и суде».

Хотя названные произведения Рылеева обращены к реальным историческим лицам, его герои показаны достаточно абстрактно («О, витязь юный!» - обращается поэт к 44-летнему Ермолову), они лишены индивидуальных черт, они подобны античным героям, не знающим колебаний и сомнений.

Одический стиль Рылеева - источник патетических интонаций. Он как бы продолжает то направление развития оды в русской поэзии, которое было начато еще Радищевым. Оды Рылеева «Гражданское мужество», «Видение» (1823 г.) стали для него легальной возможностью для пропаганды своих политических идеалов. В «Видении» автор выражает надежду и веру в просвещенного монарха (оно обращено к пятилетнему мальчику, будущему Александру II). Это своеобразное послание просвещенной монархини - Екатерины II - к своему правнуку. Умудренная опытом императрица произносит те слова, которые близки автору, буквально выстраданы им:

Довольно лавров и побед,

Довольно громозвучной славы...

Иные ждут тебя дела...

Настанет век борений бурных

Неправды с правдою святой.

Уже воспрянул дух свободы

Против насильственных властей;

Смотри - в волнении народы,

Смотри - в движеньи сонм царей.

Забота о благе отечества и народное счастье - приоритетны в воспитании будущего императора:

Люби народ, чти власть закона,

Учись заране быть царем.

Люби глас истины свободной,

Для пользы собственной люби,

И рабства дух неблагородной -

Неправдосудье истреби.

Власть закона, свобода совести, уничтожение крепостничества - идеалы, за которые боролся Рылеев. Но их отстаивает и императрица, процарствовавшая 34 года (долгий срок для России):

Дай просвещенные уставы,

Свободу в мыслях и словах,

Науками очисти нравы

И веру утверди в сердцах.

Во всех перечисленных произведениях Рылеев использует свои любимые приемы: красочные эпитеты, риторические вопросы, повторы слов, архаичную лексику - все это усиливает эмоциональную картину.

Гражданская лирика – это разновидность Философской лирики, о которой мной уже подготовлен материал в статье

Правила написания стихов в жанре ГРАЖДАНСКАЯ ЛИРИКА должны соответствовать всем требованиям к написанию ЛИРИКИ вообще, меняется только предмет интересов - общественная жизнь, история и политика. В произведениях гражданской лирики автор описывает наши коллективные чаяния, выражает свою любовь к родине, борьбу со злом в обществе, показывает личные (непременно личные!) переживания за судьбы своей страны.

Я очень люблю этот жанр – мне далеко не все равно, что происходит в родной стране, какие болевые точки в ней возникают. Поэт просто обязан на них реагировать – своим собственным, поэтическим языком. Но далеко не всё, что я читаю на сайте на данные темы, можно считать лирикой и даже просто поэзией. Можно ли считать поэзией то срифмованное сообщение, где нет ни точных образов, ни глубины проникновения в происходящее, ни ощущения внутреннего, личного переживания за то, что описывает автор? А еще – нет никакого желания подняться над конкретным фактом или событием и рассмотреть его как явление – без злобы, без однобоких обвинений, направленных на конкретное и временное. Автор просто выкидывает на сайт, как на социальный форум, свое возмущение чем-то или свой протест против кого-то – только в рифмованной форме! Ему нужно выпустить пар, найти виноватых. Спасибо, если его обращение хотя бы находится в пределах нормативной лексики!

О форме (технике) написанного стихотворения такой автор, как правило, вообще не заботится: он слишком торопится найти единомышленников, столь же озлобленных или столь же обиженных. Поэт (хотя часто подобный автор откровенно признается: «я не поэт, я здесь ради общения») не ставит задачу быть гражданином – «выразителем дум и чаяний народных». Избитыми лозунгами выложить на сайт свои мнения довольно легко, куда труднее и достойнее выразить ту же самую тему средствами поэзии и работой собственной души, страдающей ЗА ДРУГИХ и сопереживающей ДРУГИМ.

Цель публикации большинства сайтовских поэтов куда проще – спустить пар и найти виноватых: обвинить «всех красных» или «всех белых», «всех коммунистов» или «всех богатых»,- всех, кто не входит в его лагерь, который он называет «наши». А еще - в полемике под стихами найти поддержку своих единомышленников, которые похвалят его точку зрения при любой его «нескладухе» и «матерке» - они ведь вчитываются только в содержание, а на технику письма и стиль таким «рецензентам» полностью наплевать!

«Лозунги для форумов», на мой взгляд, не имеют никакого отношения ни к гражданской лирике, ни к поэзии. Это просто рифмованные, политические мнения. Мне может быть очень симпатичен автор, как человек, я могу поддерживать его убеждения, но считать его поэтом – никак не смогу и номинировать его стихи на конкурсе тоже не буду.

А как же стоит писать в этом жанре? На бесспорности своего мнения я не настаиваю, но некоторыми соображениями поделюсь.

1.
СОВЕРШЕНСТВО ФОРМЫ. Гражданские стихи не должны быть лишены ни красоты звучания, ни правильного литературного языка, ни оригинальных и точных по смыслу рифм. Рифмовка простонародного, разговорного языка, перемешанного ругательствами в адрес неважно какой партии, гражданской лирикой не становится. И уж точно такие «стишата» не годятся для публикации – они для внутреннего пользования.

При этом, гражданская лирика вовсе не нуждается в изобилии неожиданных образов и метафор, которые очень украшают пейзажную или любовную лирику. Здесь более уместен простой (но литературный и правильный) язык, ибо ГРАЖДАНСКАЯ ЛИРИКА – ЭТО ЛИРИКА СОДЕРЖАНИЯ, А ПЕЙЗАЖНАЯ И ИНТИМНАЯ ЛИРИКА – ЭТО ЖИВОПИСЬ ЧУВСТВ.

2.
В гражданской лирике очень желательно УЙТИ ОТ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ (от «мы пахали» и «вы должны»), ОТ НАЗИДАНИЙ и рассуждений «вообще», - лучше описать конкретный опыт или историю, и из этой отдельной истории, которой вы стали свидетелем, постараться выйти на уровень вечной, философской темы. Это очень сложно! Случай – частный, а раздумья и вывод – на все времена, не конъюнктурные, не на злобу дня...

3.
ОБРАЩЕННОСТЬ К СЕБЕ САМОМУ. Поднимая тему происходящего вокруг, автору полезно и желательно обращаться к анализу самого себя в описываемой ситуации. И при этом не опускаться до летописного пересказа увиденного. Я за то, чтобы поэт обратил все свое внимание не только на событие, случай, явление, но и на себя в этом событии - на свои личные заблуждения или прегрешения, на то, как он сам смог (или не смог) повести себя в данной ситуации.

4.
ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. В процессе сочинения гражданских стихов очень полезно подумать, что я могу сейчас дать своими стихами другим, и чем они помогут обществу, вместо того, чтобы искать виноватых и разжигать злые эмоции: одних жестоких владык возвеличивать зарифмованным слогом, а других – не менее жестоких, втаптывать в грязь. Мы все – граждане, и мы все и во многом виноваты - каждый на своем месте. Но чувство внутреннего покаяния перед... (я называю это Богом, а вы можете - своей совестью или Родиной) встречается крайне редко в нашей «стихирской» поэзии.

Конкретные примеры разбора стихов гражданской лирики см. в статье по Конкурсу гражданской лирики "Пусти свой хлеб по водам":

Если что-то в моих советах показалось вам разумным - используйте их в написании ваших новых стихов на гражданскую тему. Всяческих вам успехов!

Даже политические реалии, репрессии и перевороты могут иметь глубокую художественную и эмоционально-лирическую основу, если это гражданская лирика. Вне зависимости от эпохи, всегда находились талантливые поэты, которым было больно за свою страну, свой народ, свое будущее. Но в своем арсенале они имели только слова, в которых выражали настроение народа, описывали истинный патриотизм и переживали за судьбу своего государства.

Гражданская лирика - это…

Общественная жизнь, история и политика - вот предметы интересов этого жанра. В произведениях поэты описывают коллективные стремления, выражают свою любовь и преданность Родине, рассказывают о борьбе со злом в обществе и проявляют личные переживания за судьбу государства. Пожалуй, это основные темы гражданской лирики.

В таких стихотворениях не особо важен художественный размах, главное, чтобы произведение было глубоким и наполненным смыслом. Гражданские поэты во все времена считались защитниками своего народа, поскольку выражали в стихах его дух и стремления.

Каким должен быть стих?

Даже в наши дни можно встретить произведения, которые их авторы гордо именуют - гражданская лирика. Это в большинстве своем только громкие слова, ведь в их произведениях нет той искренности, глубины и стремления к справедливости. Современные авторы просто пытаются выпустить пар, они рифмуют строки, высказывая свое личное негодование, и пытаются найти единомышленников. И это гражданская лирика?!

Для тех, кто несведущ в таких вопросах, стоит почитать произведения Лермонтова, Пушкина, Некрасова, Тютчева, которые были одними из лучших в этом жанре. Стихи гражданской лирики должны:

  1. Быть совершенными по форме и звучанию. Никто еще не отменял литературный язык. Рифмы, написанные простонародным языком, вперемешку с ругательствами в адрес политика или партии, не являются гражданской лирикой.
  2. Произведение не должно быть повелительным или назидательным. Простая история с плавным переходом к вечной философской теме - вот и весь секрет.
  3. Помогать представить себя в описываемом событии.
  4. Заставлять думать о том, чем стихи помогут обществу.

Лирика Тютчева

Гражданскую лирику лучше всего рассматривать на чем-то конкретном. К примеру, анализируя произведения классиков русской поэтической мысли. Пожалуй, сначала рассмотрим лирику Тютчева.

По своей сути поэт был консерватором. Он не приветствовал революции и перевороты, а главное, всегда считал, что Россия должна поддерживать порядок и спокойствие в странах Европы. В его арсенале очень много стихотворений на гражданскую тему. Например, «Знамя и слово», «Русская география», «К Пушкину на Вольность», «Рассвет» и т. д. Ну и, конечно же, всем известные строки: «Умом Россию не понять ». Уже из этих строк видно, насколько гражданская лирика Тютчева пропитана любовью к Родине и гордостью за свою страну.

Стихи Пушкина

Гражданская лирика А. Пушкина отличается особой свободой мысли. Он начал писать рано, когда еще учился в лицее, где и были сформированы взгляды поэта на политику. Первым гражданским стихом Пушкина по праву можно считать «Послание Лицинию». Поэт прибегает к римскому колориту, но все его вопросы адресованы русскому читателю.

Спустя некоторое время из-под пера Пушкина выходит ода «Вольность». В основе композиции лежит простая, прозаичная и очень давняя идея: как за внешней красотой скрывается уродство. Поэт рассказывает, что, находясь в неволе, люди разучились различать добро и зло. Но также он свято верит в возможность искоренить все негативное из общества, если свергнуть самодержавие и ограничить правящую элиту конституцией. В противном случае правителям не будут страшны «Ни наказанья, ни награды ».

Немного позже в гражданской лирике прослеживаются мотивы надежды на доброту самодержца. В «Стансах» Пушкин обращается к новому царю с просьбой помиловать участников декабристского восстания. Но самое лучшее гражданское произведение поэта - «К Чаадаеву». Основная тема стиха - служение Отечеству, однако она так умело завуалирована интимными переживаниями, что гражданские мотивы обретают очертание личных.

Лирика Лермонтова

Гражданские стихи молодого Лермонтова стали появляться после смерти Пушкина. Он был первым, кто выразил свое негодование правящей властью, написав, что в смерти выдающегося поэта виновата не пуля от пистолета, а «жадная толпа, стоящая у трона ».

Можно сказать, что Лермонтов продолжил гражданские традиции Пушкина. Как и его предшественник, поэт слыл в народе борцом за свободу. Произведение «Жалобы турка» было написано в виде письма-обращения к другу-иностранцу, вот только здесь Лермонтов рассказал много чего о порядках, которые царят в стране: «Там стонет человек от рабства и цепей. Друг! Этот край… моя отчизна ».

Также Лермонтов писал, что невозможно умному, душевному и честному человеку жить в светском обществе. Он ждал революции и непрестанно упоминал об этом в своих произведениях. В его стихах видна глубокая неудовлетворенность действительностью, протест против самодержавия, чувствуется мятежный дух, отрицание покоя и глубокая, беспросветная грусть от осознания собственного одиночества. В работах Лермонтова отражается настроение всей его эпохи.

Так писал Некрасов

Гражданские мотивы в ярко и правдоподобно отображают повседневную жизнь русского народа. Поэт сравнивает себя с крестьянами, его мучают угрызения совести перед угнетенными людьми. Некрасов всегда считал, что самое главное в творчестве - это любить свой народ и родину, «служить им сердцем и душой ».

Родину он представляет в образе матери. Находясь вдалеке от родной страны, он страдает, бездействует и испытывает Но стоит только поэту увидеть родные пейзажи, как нерастраченная творческая энергия вырывается на волю. Основные мотивы его произведений - и человеку.

Некрасов очень правдоподобно изображает сельский быт и почти в каждом своем произведении упоминает о том, что хотел бы увидеть свободного человека и процветающее общество. Он не был революционером, призывающим к бунту. Некрасов считал себя человеком высокой морали и всегда говорил, что нельзя равнодушно смотреть на беды других людей.

Гражданская лирика Некрасова носит демократический, крестьянский характер. Поэта волнуют тяжелые судьбы людей, и все, что он может сделать - это верить в счастливое будущее. И облачая свою веру в рифмованные строки, он делится ею с народом, пытаясь сохранить в обществе хотя бы крошечный луч светлой надежды. Он делает все то же самое, что и другие поэты гражданских стихов, только смотрит на общество по-другому.

Что входит в понятие гражданская лирика? И чем философские стихи отличаются от стихов о гражданской лирике?

  1. Вах вах вах
  2. Гражданская лирика - стихи о волнующих общество проблемах, о Родине, в гражданской лирике поэт прежде всего гражданин, которого волнует судьба, достоинства и недостатки государства, в котором он живет. Такие стихи могут быть патриотичны или же напротив подмечать все изьяны существующего строя.
    Философская лирика- стихи о смысле жизни, о бытии. Отличаются друг от друга по тематике стихов.
  3. Классификация жанров Л. исторически изменчива, и нет ещ классификации, сколько-нибудь адекватной реальной сложности и многообразию лирических жанров. В народном творчестве, например, жанры классифицируются по практическому назначению и условиям исполнения (обрядовые, игровые, плясовые, семейные песни и т. д.) , в античной литературе по формам исполнения (речитативно-декламационная Л. : элегия, ямб; сольная, хоровая) ; в европейской литературе эпохи Возрождения и классицизма по эстетической тональности и социальной функции (ода, элегия, послание, песня и др.) ; в 19 в. в основном по тематическому признаку (философская, гражданская, любовная, пейзажная и др.) . В 1920 вв. (века) намечается также членение на медитативную Л. (эмоциональная рефлексия, взволнованное раздумье о вечных темах: И скушно, и грустно Лермонтова, Осенний вечер Тютчева, Не жалею, не зову, не плачу Есенина) и суггестивную (внушающую Л. , очаровывающую пленительной неясностью Певица Фета, Зимняя ночь Б. Пастернака) . Ощутимо выступает иное видовое членение (в т. ч. песня, лирическое стихотворение, монументальная Л. , например Про это Маяковского) .

    Вот ссылка на определение. что такое гражданская лирика (она скорее пройдет в таком виде
    Эйгес. Гражданская поэзия // Словарь литературных терминов. Т. 1 ...
    Эйгес И. Р. Гражданская поэзия // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. М. ; Л. : Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. Т. 1. ..
    feb-web.ru/feb/slt/abc/.../lt1-1751.htm - Сохраненная копия - Похожие
    Пример-
    Гражданская лирика - Ахматова
    Программным в этом отношении следует считать строки:

    Мне голос был. Он звал утешно,
    Он говорил: Иди сюда,
    Оставь свой край, глухой и грешный,
    Оставь Россию навсегда...
    Но равнодушно и спокойно
    Руками я замкнула слух,
    Чтоб этой речью недостойной
    Не осквернился скорбный дух.

    Философская лирика это стихотворения, в основу которых легли раздумья о смысле жизни и вечных человеческих ценностях.

    Философская лирика это поэзия о вечном. Эта лирика выражает мысли и чувства автора о смысле человеческого бытия, о предназначении человека, о его судьбе, о смерти. В таких стихах не создается какой - либо жизненный мир. Читателю могут быть предложены некие высказывания, которые в своем значении подобны философскому рассуждению.

    Лирика философского характера, даже в пересказе представляет немалый интерес, так как содержит один из важных элементов - мысль в прямом значении этого слова. Отвлеченную, возвышенную и мудрую. Основная ценность философских стихотворений в том, что в них раскрывается живая, цельная жизнь человеческого духа и отдельная мысль при всей своей значительности и глубине всего лишь определенное средство этого раскрытия.

    Гражданская лирика всегда выражает взгляд и позицию поэта. И является прямым откликом и отражением события общественного.

    Гражданская лирика отличается от философской лирики. что она более конкретна, часто говорит о каком то не общем событии. а к, примеру, революции в данное время и в данной стране. О войне и т. д.
    Т. е о происходящем событии и отношении к этому автором (патриотическим)

    Лирика так же может быть философско - ражданской. когда от изображения конкретного события и отношения к нему автор (поэт) в своем произведении переходит на обобщения и осмысления. его (события) в более вечных понятиях и ценностях.