» »

Преимущества и недостатки банковского кредита. Кредитные деньги преимущества и недостатки. Формы денег

15.10.2019

Денег не бывает много или мало - их бывает ровно столько, сколько нам необходимо. На низком уровне элементарные потребности у всех людей одинаковы - пропитание, защита от холода или жары, места для сна и отдыха. На это хватает всем, причем, чтобы обеспечить эти потребности надо весьма немного денег. Но человек не довольствуется малым: постоянно хочется все больше и больше - растут возможности, растут потребности, запросы и нужно все больше и больше денег. В итоге человек попадает в этот замкнутый круг своих желаний и денег и порабощается им.

Также избыток денег вреден для страны, так как ведет к инфляции. Но опасен и недостаток денег. Например, в России в первом полугодии 1992 года цены выросли в десятки раз, а денежная масса - в два раза. При этом упала скорость обращения денег: вместо прежних 15 дней деньги путешествовали от банка к банку на протяжении 30 дней и больше, оборот замедлился в несколько раз.

В России неизбежно должны были возникнуть сбои из-за нехватки денег. Так оно и произошло.

Баланс денежной массы определяется по формуле Ньюкомба-Фишера, которая приводит денежную массу в соответствии с товарной. Из неё следует в частности, что инфляция - это избыток денежной массы. Это мы и наблюдаем. То есть инфляция доказывает избыток денежной массы. Откуда он взялся? Из несбалансированного экспорта. Экспорт из России превышает импорт в два раза. В результате идёт накопление иностранной валюты в ЗВР и Стабфонд при стабильном курсе рубля (можно было бы укреплять рубль вместо накопления ЗВР). Стремление удержать рубль от укрепления (это надо для поддержания конкурентоспособности экономики) заставляет ЦБ скупать иностранную валюту и эмитировать для этого рубли. Вот эта эмиссия и наполняет экономику лишними деньгами.

"Принципиальным в данной ситуации является то, что нужды отечественной экономики в денежной массе полностью поставлены в зависимость от экспорта, приносящего на валютную биржу доллары. Сколько наторговали нефтью – столько и денег в экономике."



Основное преимущество электронных денег перед обычными безналичными расчетами чрезвычайно низкая стоимость транзакций, особенно внутренних (перечисления с кошелька на кошелек). Низкая стоимость транзакций делает возможным применение электронных денег для осуществления микроплатежей, для чего обычные безналичные средства малоприменимы. Это преимущество с течением времени становится все более и более важным.

Наиболее известное преимущество электронных денег - анонимность их использования, сравнимая с наличными средствами, а также очень простое вхождение в систему. Вам не нужно идти в банк, заключать какие либо договора, предоставлять документы, и т. д. Обзавестись собственным кошельком и получать или отправлять платежи можно практически мгновенно, не вставая из-за компьютера. Это преимущество в основном и привело к широкому распространению электронных денег, в том числе и в России. На данный момент это преимущество несколько теряет свою силу, в основном в связи с попытками государства обеспечить регулирование оборота электронных денег, что в какой-то степени уравняет их с банковскими счетами, и лишит большей части анонимности.

Операции с Электронными деньгами, в отличие от безналичных платежей, имеют существенно более низкие требования к обеспечению безопасности, что позволяет легко использовать их, например, в мобильной коммерции.

Еще одно значимое преимущество электронных денег в том, что почти все операции с ними происходят в режиме онлайн, и занимают очень мало времени. В России электронные деньги занимают особое положение, так как в связи с очень низким уровнем распространения персональных банковских услуг на текущий момент, электронные деньги являются единственным используемым способом безналичных расчетов для очень большого количества людей.

Основной инструмент розничных платежей во всем мире, как известно, бумажные деньги или наличность, и они еще долгое время, по всей видимости, будут оставаться главным платежным средством

Многие экономисты склоняются к тому, что в будущем бумажные деньги банкноты и чеки вообще исчезнут и их заменят электронные межбанковские трансакции. Деньги останутся, но станут “невидимыми”.

Электронные деньги новое явление в денежном обращении процесс дестафации денег, т.е. исчезновение вещественных средств обращения платежа.

Банковская система

Банковская система - совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций.

Понятие «система» широко используется современной наукой. Оно соотносится с исследованием многообразных явлений природы и общественного развития. Однако термин «система» не получил четкого определения. Чаще всего под словом «система» понимается состав чего-либо. В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (1995г.) отмечается, что банковская система включает Центральный банк, кредитные организации и их ассоциации. Такое толкование не случайно («система» от гр. system -- целое, составленное из частей, соединение).

Ниже представлены основные свойства и признаки, которыми характеризуется банковская система.

1.Банковская система, прежде всего не является случайным многообразием, случайной совокупностью элементов. В нее нельзя механически включать субъекты, также действующие на рынке, но подчиненные другим целям.

2.Банковская система специфична, она выражает свойства, характерные для нее самой, в отличие от других систем, функционирующих в народном хозяйстве. Специфика банковской системы определяется ее составными элементами и отношениями, складывающимися между ними.

Когда рассматривается банковская система, то, прежде всего, имеется в виду, что она в качестве составного элемента включает банки, которые как денежно-кредитные институты дают «окраску» банковской системе.

3. Банковскую систему можно представить как целое, как многообразие частей, подчиненных единому целому. Это означает, что ее отдельные части (различные банки) связаны таким образом, что могут при необходимости заменить одна другую. В случае если ликвидируется один банк, вся система не становится недееспособной - появляется другой банк, который может выполнять банковские операции и услуги. В банковскую систему при этом могут влиться новые части, восполняющие специфику целого.

4. Банковская система не находится в статическом состоянии, напротив, она постоянно в динамике. Здесь выделяются два момента.

Во-первых, банковская система как целое все время находится в движении, она дополняется новыми компонентами, а также совершенствуется.

Во-вторых, внутри банковской системы постоянно возникают новые связи. Взаимодействие образуется как между центральным банком и коммерческими банками, так и между ними. Банки участвуют на рынке межбанковских кредитов, предлагают для продажи «длинные» и «короткие» деньги, покупают денежные ресурсы друг у друга. Банки могут оказывать друг другу иные услуги, к примеру, участвовать в совместных проектах по финансированию предприятий, образовывать объединения и союзы.

5. Банковская система является системой «закрытого» типа. В полном смысле ее нельзя назвать закрытой, поскольку она взаимодействует с внешней средой, с другими системами. Кроме того, система пополняется новыми элементами, соответствующими ее свойствам. Тем не менее, она «закрыта», так как, несмотря на обмен информацией между банками и издание центральными банками специальных статистических сборников, информационных справочников, бюллетеней, существует банковская «тайна». По закону банки не имеют права давать информацию об остатках денежных средств на счетах, об их движении.

6. Банковская система - «самоорганизующаяся», поскольку изменение экономической конъюнктуры, политической ситуации неизбежно приводит к «автоматическому» изменению политики банка.

7. Банковская система выступает как управляемая система. Центральный банк, проводя независимую денежно-кредитную политику, в различных формах подотчетен лишь парламенту либо исполнительной власти. Деловые банки, будучи юридическими лицами, функционируют на базе общего и специального банковского законодательства, их деятельность регулируется экономическими нормативами, устанавливаемыми центральным банком, который осуществляет контроль за деятельностью кредитных институтов.

Банковская система любой страны сформировалась в результате развития национальной экономики, в настоящее время она стала центром экономического механизма и взаимодействует со всеми отраслями экономики, с населением, органами государственной власти, оказывая на них определенное воздействие. Эффективное функционирование банковской системы является катализатором общего развития национальной экономики.

Банковские системы в разных странах формировались далеко неодинаково. Исторические, политические, этнические, религиозные и даже климатические факторы влияют на этот процесс. Несмотря на это, существуют определенные общие принципы построения банковской системы на национальном уровне.

Во-первых, существует законодательное разделение функций центрального банка и всех остальных банков. На практике это порождает двухуровневую банковскую систему. Центральный банк, находясь на верхнем уровне, выполняет такие важные функции, как:

Эмиссию наличных платежных средств;

Функцию «банка банков»

Банкира правительства;

Денежно-кредитное регулирование экономики.

Банковская система, как и любая система, должна работать стабильно и эффективно. Стабильность предполагает функционирование банков в соответствии с их целями и задачами. Она нарушается, если у отдельных банков возникают финансовые трудности, перерастающие в банкротство. Ситуацию, когда происходит ряд банковских банкротств и нарушение функционирования всей банковской системы, называют банковским кризисом.

Западные экономисты установили зависимость между эффективностью и стабильностью банковской системы, которая выражается в том, что невозможно иметь максимальную стабильность и максимальную эффективность. Чем эффективнее банковская система, тем она лучше распределяет капиталы в соответствии с иерархией относительной ставки дохода, существующей в экономике.

Вывод к II главе

В этой главе мы рассмотрели кредитно-денежную политику государства, преимущества и недостатки денег, и банковскую систему.

Большинство экономистов рассматривают кредитно-денежную политику в качестве неотъемлемой части национальной стабилизационной политики. Действительно, в пользу кредитно-денежной политики можно привести несколько конкретных доводов.

1. Быстрота и гибкость.

2. Изоляция от политического давления.

3. Монетаризм.

Банковская система РФ состоит из 2-х уровней: Центрального банка РФ и кредитных организаций (коммерческих банков и небанковских кредитных организаций). Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ) является юридическим лицом, осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах. Уставный капитал и иное имущество ЦБ РФ является федеральной собственностью. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Основными целями деятельности ЦБ РФ являются: 1. Защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам. 2. Развитие и укрепление банковской системы РФ. 3. Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.































Назад Вперёд

Актуальность выбранной тематики обусловлена следующими причинами:

  • Ограниченность финансовых ресурсов – важнейшая проблема экономики;
  • Модуль «Деньги» изучается не только в экономике, но и в обществознании;
  • В экономике модуль «Деньги» изучается концентрически: в 6, 9 и 11 классах, что обусловливает широкое применение представленного материала;
  • В экономическом блоке ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию содержатся рассматриваемые вопросы;
  • Представленная информация способствует успешному выполнению тестов и решению экономико-математических задач.
  • Две презентации Microsoft PP, содержащие информацию и задания по темам: «Функции и свойства денег», «Эмиссия денег», «Происхождение и сущность денег. Виды денег»;
  • Деловая игра «ЭмиТент » и все задания: вопросы, схемы, таблицы, тесты;
  • Критерии оценок за проектные действия и другие задания;
  • Импровизированный международный «Диплом МВФ»;
  • Работа соответствует требованию ФГОС : создавать и организовывать «условия, инициирующие действие» учащихся.

МЕТОДИКА УРОКА

Класс: девятый.

Цель урока: выполнение учебного мини-проекта в рамках деловой игры.

Задачи:

Предметные УУД :

  • определять сущность денег и понятие «эмиссия» денег;
  • сравнивать виды денег; выявлять преимущества и недостатки различных видов денег.

Метапредметные УУД :

  • самостоятельно формулировать цель;
  • преобразовывать практические задачи в познавательные;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Изучить новые понятия: эмиссия, эмитент, ликвидность, доходность, МВФ, национальная и иностранная валюта.

Усвоить концепции:

  • Преимущества и недостатки различных видов денег;
  • Взаимосвязь ликвидности, доходности, надёжности.
  • Закрепить знание изученных ранее понятий и сформировать предметные компетентности: сущность денег; виды, функции, свойства денег.
  • Развивать экономическое мышление и экономически грамотную речь;
  • Содействовать социализации и самоопределению учащихся.

Форма урока : урок информационного поиска и проектирования.

Формы работы : фронтальная и групповая.

Педагогические технологии : ИК-технологии и проектная технология

Подходы : личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы.

Методы: проблемное изложение; метод проектов; исследовательский метод.

Средства обучения:

  • мультимедиапроектор, ноутбук, экран
  • медиатека кабинета, ЭОР;
  • интернет-ресурсы;
  • классная доска;
  • наглядные пособия: плакат «Виды денег», плакат «Национальные валюты», коллекция «Деньги разных времён и государств».
  • учебные пособия:
    • «Экономика: Рабочая тетрадь. 9 класс», Н-Н, НИРО, НГЦ, 2015. – 205 с.
    • «Экономика. Базовый курс 10-11 кл.», И. В. Липсиц, М., Вита-Пресс, 2011.
    • «Экономика. Учебник для 10-11кл. ОО. Углублённый уровень образования. / Под ред. С. И. Иванова, А. Я. Линькова. Кн. 2. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. – 304 с.
    • «Прикладная экономика», 10-11 класс, М., «Поли-Экспресс», 2005. – 272 с.
    • Макконнел К.Р Брю С.Л., «Экономикс», М.: «Хагар-Демос», 2009. – 785 с.
    • Сажина М.А., Чибриков Г.Г. «Экономическая теория», М.: «Норма», 2011. – 447с.

СЦЕНАРИЙ УРОКА

Подготовительный этап.

На предыдущем уроке учащиеся получили домашнее задание:

  • Повторить изученные ранее темы о видах денег, о функциях и свойствах денег (презентация 2).
  • Сформулировать гипотезу о возможном образе сказочных денег, нарисовать их
  • Принести альбомный лист, карандаши, фломастеры и т.п.
  • Создать команды по 4-6 человек и эмблемы команд, выбрать спикеров.

Оформление кабинета :

  • Рекомендуется парты поставить парами, чтобы сидеть группами по 4-6 человек
  • Учитель изготавливает карточки с рекомендациями, с заданиями и критериями оценок; ведомости для оценок; листы бумаги для списков участников (Приложение 1 ).

СТРУКТУРА УРОКА

Продолжительность урока 45 мин.

1. Организационный момент - 1 мин

2. Мотивация учебной деятельности (слайд № 2) -1 мин

Учитель сообщает тему урока (слайд №2) и цель урока: выполнение учебного мини-проекта в рамках деловой игры под названием «ЭмиТент . Затем обосновывается необходимость повторения (презентация 2) ранее изученного материала: «Поскольку вам придётся продемонстрировать знание ранее изученных тем (Приложение 2) и нового материала, то начнём с проверки домашнего задания». Учитель сообщает, что ответы будут оцениваться «комиссией МВФ» , т. е. жюри; назначает жюри из 2-3 человек; приглашает их занять почётные места и обеспечивает их необходимым материалом.

3. Проверка домашнего задания (слайды № 3,4) - 5 мин

Устный опрос учащихся по предыдущим темам. Вопросы и задания содержатся на слайдах № 3, 4 в ПРЕЗЕНТАЦИИ № 1 учителя. «Комиссия МВФ » оценивает каждый устный ответ в соответствии с критериями (Приложение 1 ).

Вопросы:

  • Какая информация скрыта на слайде?
  • Объясните взаимосвязь между символическими и наличными деньгами.
  • Докажите, что все безналичные деньги являются кредитными деньгами.
  • Сравните электронные и кредитные деньги.
  • Каких денег больше: наличных или безналичных, - в промышленно развитой экономике?
  • Каким функциям денег соответствуют примеры на слайдах?

4. Объяснение новой темы (слайды № 5 – 10) - 5 мин

Тема урока соответствует программе и КТП (Приложение 2 ).

На доске записана следующая информация:

Тема: «Эмиссия денег. Преимущества и недостатки различных видов денег»

Список литературы:

  • «Рабочая тетрадь. 9 кл.»: стр. 5-6 , 10-12, 22-23.
  • И.В. Липсиц «Экономика»: § 14, 15-17.
  • «Прикладная экономика» с.181-196.
  • С.И.Иванов «Экономика» § 14.1; 14.2.
  • Макконнел К.Р Брю С.Л., «Экономикс» § 19 с. 255-264.
  • Сажина М.А., Чибриков Г.Г. «Экономическая теория» §2 с. 37-40; §5 с. 372-374.

Размещены наглядные пособия:

  • плакат «Национальные валюты»,
  • коллекция «Деньги разных времён и государств»,
  • коллекция «Виды денег».

Учитель объясняет тему, демонстрируя слайды: № 5 и 6.

Ученики, используя «Рабочую тетрадь. 9 кл.» с. 22-23, и опираясь на логическое мышление, находят ответы на вопросы, содержащиеся на слайде № 5 :

  • Почему Центробанк называют эмиссионным?
  • Являются ли деньги ценными бумагами?
  • Могут ли быть деньгами ценные бумаги?
  • Кто может выпускать ценные бумаги?
  • Что относится к ценным бумагам?

Ученики выполняют задания на слайдах № 7-10 с целью закрепление знаний:

  • Разместите в порядке убывания ликвидности различные виды денег.
  • Разместите в порядке увеличения доходности указанные виды денег.
  • Назовите преимущества и недостатки различных видов денег.

5. Проектирование в рамках деловой игры «ЭмиТент» - 30 мин

5.1. Характеристика деловой игры (слайды № 12-16 ).

Вся информация для учеников содержится в карточках с рекомендациями, с заданиями и критериями оценок (Приложение 1 ). Используя слайды, учитель объясняет последовательность работы над мини-проектом; указывает на источники информации; акцентирует внимание на проблеме противоречивого мнения учёных относительно понятия «мировые деньги» ; предлагает ученикам сформировать своё мнение по данной проблеме. Продуктами проектной деятельности будут макеты сказочных денег, а также выводы и рекомендации.

Защита мини-проекта означает обоснование соответствия сказочных денег известным видам, свойствам, функциям и одной из научных точек зрения по поводу мировых денег. Лидирующая команда получит «Диплом МВФ» (Приложение 3 ) и оценки «5».

5.2. Работа над учебным мини-проектом (слайд № 15 ).

В командах используется разделение труда: 2-3 «учёных » изучают рекомендации по проекту и учебные пособия по теме; 1-2 «художника» изготавливают макет импровизированных денег; спикер руководит работой команды и заполняет бланк – резюме для защиты проекта. Спикеры играют роль управляющих в сказочных Центробанках, являющихся эмитентами.

5.3. Защита проекта (слайды № 16, 17)

Коллективная защита проекта оценивается на 2 балла выше, чем выступление только спикера. Ученики участвуют в обсуждении полученной информации и анализируют результаты (рефлексия). Оценивается защита проектов в соответствии с требованиями, указанными в приложении 1.

6. Подведение итогов урока (слайды 18, 20) - 2 мин

Жюри «комиссия МВФ » сообщает результаты деловой игры «ЭмиТент». Учитель обобщает и систематизирует результаты урока, выставляет оценки и организует вручение наград. Желательно похвалить учеников за то, что они самостоятельно извлекали дополнительную информацию по теме урока. Возможная заключительная фраза учителя: «В процессе урока информационного поиска и проектирования достигнута цель: выполнены учебные мини-проекты в рамках деловой игры. Все молодцы! Желаю дальнейших успешных финансовых проектов!»

7. Постановка домашнего задания(слайд 19) - 1 мин

«Рабочая тетрадь. 9 кл.»: стр. 22-23 учить. Написать эссе на одну из тем, указанную на стр. 21:

  • «Деньги и богатство одно и то же или нет?»
  • «История денег: от ракушки до электронных пластиковых карточек».
  • «Деньги в сфере обращения товаров «слуги» или «господа»?
  • «Настоящее и будущее денег».

Деньги в своем развитии выступали в двух типах: действительные деньги и знаки стоимости (заменители действительных денег). Действительные деньги – деньги, у которых номинальная стоимость (обозначенная на них) соответствует реальной стоимости, то есть стоимости металла, из которого они изготовлены. Первоначально в обращении находились одновременно золотые и серебряные монеты. К золотому обращению страны пришли во второй половине Х1Х века. Причиной перехода к золотому обращению послужили свойства металла, делающие его наиболее пригодным для выполнения назначения денег (однородность, делимость, сохраняемость, портативность). Благодаря своей устойчивости действительные деньги беспрепятственно выполняли все пять функций.

Особенность действительных денег состоит в том, что они обладают собственной стоимостью и не подвержены обесцениванию. Это значит, что при наличии полноценных золотых денег в количестве, превышающем действительную потребность, они уходят из оборота в сокровище. Напротив, при увеличении потребности оборота в наличных деньгах золотые монеты беспрепятственно возвращаются в оборот из сокровища. Таким образом, золотые монеты способны достаточно гибко приспосабливаться к потребностям оборота без ущерба для владельцев денег.

При таких условиях не возникает необходимость в определенных мерах по регулированию массы денег в обращении в соответствии с потребностями оборота, что характерно для бумажных денежных знаков.

Однако золотым деньгам были присущи немалые недостатки:

Золотодобыча не поспевала за производством товаров и не обеспечивала полную потребность в деньгах;

Золотые деньги высокой портативности не могли обслуживать мелкий по стоимости оборот;

Дороговизна использования золотых денег, которые стоят намного больше, чем денежные знаки, изготовленные из бумаги.

Золотое обращение просуществовало недолго – до первой мировой войны, когда воюющие страны для покрытия своих расходов осуществляли эмиссию знаков стоимости. Постепенно золото исчезло из обращения.

Заместители действительных денег (знаки стоимости) – деньги, номинальная стоимость которых выше реальной, то есть затраченного на их производство общественного труда. К ним относятся:

Металлические знаки стоимости – стершиеся золотая монета, мелкая монета из дешевых металлов меди и алюминия;

Бумажные знаки стоимости, сделанные, как правило, из бумаги. Различают бумажные и кредитные деньги (банкноты).

Бумажные деньги – представители действительных денег. Разность между номинальной стоимостью выпущенных денег и стоимостью их выпуска (расходы на бумагу, печать) образует эмиссионный доход казны, являющийся существенным элементом государственных поступлений.



Исторически бумажные деньги появились как заместители находившихся в обращении золотых монет и выпускались государством наряду с золотыми и с целью их внедрения в обращение обменивались на них. Однако появление, а затем и рост дефицита государственного бюджета вызвал расширение эмиссии бумажных денег, размер которой зависел от потребности государства в финансовых ресурсах. Бумажные деньги выполняют две функции: средства обращения и средства платежа. Экономическая природа бумажных денег исключает возможность устойчивости бумажно-денежного обращения, т.к. выпуск их не регулируется потребностями товарооборота, и механизм автоматического изъятия излишка бумажных денег из обращения отсутствует. В результате бумажные деньги, застрявшие в обращении независимо от товарооборота, переполняют каналы обращения и обесцениваются.

Причины обесценивания:

Избыточный выпуск бумажных денег государством;

Упадок доверия к эмитенту;

Неблагоприятное соотношение экспорта и импорта страны.

Итак, сущность бумажных денег заключается в том, что они выступают знаками стоимости, выпускаемыми государством для покрытия бюджетного дефицита, обычно они неразменны на золото и наделены государством принудительным курсом.

Кредитные деньги возникли с развитием товарного производства, когда купля-продажа осуществляется с рассрочкой платежа, то есть в кредит. Их появление связано с выполнением функции денег как средства платежа, где деньги выступают обязательством, которое должно быть погашено через заранее установленный срок действительными деньгами. Их экономическое значение:

Отражать потребность товарооборота в наличных деньгах;

Экономить действительные деньги;

Способствовать развитию безналичного оборота.

Банкнота – кредитные деньги, выпускаемые Центральным банком страны при выполнении кредитных операций, осуществляемых в связи с различными хозяйственными процессами. Предоставляя ссуду, банк может выделить заемщику свои банкноты: после истечения срока пользования ссудой предоставленные средства подлежат возврату в банк для погашения ссудной задолженности.

Классическая банкнота отличается от бумажных денег:

По методу эмиссии – бумажные деньги выпускались в обращение Министерством финансов, (казначейством), банкноты – Центральным банком;

Особенности их выпуска в обращение: банкноты выпускаются в обращение в связи с кредитными операциями, выполняемыми в увязке с реальными процессами производства и реализации продукции, бумажные деньги поступают в оборот без такой увязки;

Цель выпуска: бумажные деньги выпускаются с целью финансирования дефицита государственного бюджета, банкноты – с целью финансирования различных хозяйственных процессов.

Особенностью кредитных денег является то, что их выпуск в обращение увязывается с действительными потребностями оборота. Это предполагает осуществление кредитных операций в связи с реальными процессами производства и реализации продукции. При этом достигается увязка объема платежных средств, предоставляемых заемщикам, с действительной потребностью оборота в деньгах. Такая особенность представляет собой наиболее важное преимущество кредитных денег.

При нарушении связи с потребностями оборота кредитные деньги утрачивают свои преимущества и превращаются в бумажные деньги. Это подтверждается современным опытом денежного обращения в России, где в обращение поступают (эмитируются) банкноты.

Контрольные вопросы

1. Можно ли сказать, что сейчас используются все формы и виды денег?

2. Каковы основные свойства, достоинства и недостатки золотых денег?

3. Причины демонетизации золота?

4. Дать определение, перечислить достоинства и недостатки бумажных денег.

5. Почему бумажные деньги являются худшим видом принудительного займа государства?

6. Охарактеризуйте основные отличия бумажных денег от банкнот.

7. Дать развернутую сравнительную характеристику полноценных и неполноценных денег.

8. Перечислить функции денег. Какая из них является исходной?

9. Почему функции денег как средства платежа и мировых денег можно назвать производными от других функций?

10. В каких экономических операциях деньги выполняют функцию средства обращения, но не средства платежа?

Раздел III. Закон денежного обращения. Денежная система России.

Введение

Что общего между ракушками, пачкой табака, головой скота, бутылкой водки, фиксированным куском редкого металла? Все эти разнообразные предметы в разные времена служили деньгами. Что такое деньги?

Деньги -- любой стандартный предмет, вещь, которые могут служить средством обмена. Без денег мы вынуждены были бы менять товары непосредственно на другие товары, т. е. осуществлять бартер, который возможен лишь при взаимном совпадении потребностей обоих меняющих. Деньги всегда гарантируют такое двойное совпадение. Люди продают деньги за блага, которые они хотят купить, и продают блага за деньги, когда они хотят что-нибудь продать. Деньги понижают трансакционные затраты. Постепенная эволюция денежного обмена -- последствия экономизирующего (рационального) поведения людей -- получение максимально возможного из ограниченных ресурсов.

Преимущества металлических денег

Пик развития металлических денег приходиться на XVI-XVII столетия. Это эпоха ознаменовалась первоначальным накоплением капитала. Исходя из самого названия, можно четко понять их суть. Ценность платежных средств отождествляется с ценностью дорогих металлов. К примеру, серебра, золота или драгоценных камней. Их преимущества очевидны:

  • 1. В истории человечества еще никому не удалось подделать драгоценные металлы.
  • 2. Эмисировать их тоже нельзя, так как их существует только определенное количество в природе, к тому же ценные металлы в дефиците по сравнению с другими металлами (редкость - естественная причина их ценности).
  • 3. Практически неизменна стоимость платежного средства, что бережет деньги от обесценивания, а экономику от инфляции. Металлические деньги сыграли ключевую роль в революционном введении золотомонетного стандарта в международном пространстве. Это был оборот между государствами. Главный источник богатства для меркантилистов - накопление. А главным способом достижения этой цели они считали торговлю. Благодаря металлической теории активно развивались мануфактуры. Происходило активное накопление и развитие потенций торговли. Налаживались международные каналы получения драгоценных металлов. Богатство - это не физический труд, а именно - золото и серебро. Люди всегда охотно меняли свой труд на драгоценный метал. Это получало даже звучание общенациональных масштабов. То есть накопление было не индивидуальным, а общегосударственным (так называемым «богатством нации»). По металлической теории деньги - это тоже товар, но особого рода. Деньги получали определенную функциональную нагрузку - общественную. То есть, деньги превращались во всеобщий эквивалент. А золото и прочие металлы превращались в единственную валюту.