» »

Раскольников незаурядный убийца а одаренный. Роман «Преступление и наказание» — проникновение в глубину человеческого духа. Частица не пишется слитно

23.06.2020

Вот и перевернута последняя страница романа Ф. М. Достоевского « Преступление и наказание»…Это произведение заставило меня задуматься над многими важными вопросами. Сначала я подумал о том, что убийство человека – самый страшный грех, и нет оправдания тому, кто его совершил. Но когда я ближе познакомился с героем романа, я стал сомневаться: а может, все - таки Раскольников в чем – то и прав, и есть некая доля истины в его рассуждениях?

Вспомним, в каком состоянии находился главный герой накануне преступления.

Бывший студент университета дошел до крайней степени нужды. У него нет ни гроша за душой, поэтому нет возможности ни одеться, ни прокормить себя, ни оплатить учебу и комнатушку, которую он снимает. "Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу, »- именно таким предстает перед нами Родион Раскольников в начале романа. Вследствие бедственного материального положения юноша становится раздражительным и угрюмым. Он отдаляется от людей и становится все более замкнутым. Гордый и самолюбивый, Родион отказывается от помощи матери и друга Разумихина, считая такую помощь унизительной.

Незаурядный ум, больное самолюбие и нищенское положение порождают в голове молодого человека идею, согласно которой все люди на Земле делятся на «тварей дрожащих» и « право имеющих», которым разрешена « кровь по совести». Желая проверить себя, к какой категории людей он относится, Раскольников идет на убийство процентщицы. Старуху он считает глупой и никчемной, ведь титулярная советница живет тем, что наживается на бедах людей, давая деньги под залог и беря высокие проценты. Убив ее, герой, по его мнению, сможет начать новую благополучную жизнь и сделает человечество счастливым.

« Осчастливить человечество» - вот, в чем правота Раскольникова. Ведь то, к чему он стремится в конечном итоге, – благороднейшая цель. Юноша мечтает о том, чтобы помочь матери, живущей в нищете, избавить Дуню от унизительного положения, в котором она находится из-за бедности. Власть нужна Раскольникову, чтобы посвятить себя служению людям. Ведь он любит людей! Не может пройти мимо страданий « униженных и оскорбленных». Молодой человек всегда готов прийти на помощь людям и отдать последнее, что у него есть. Он помогает семье Мармеладовых, отдает Екатерине Ивановне последние сбережения, чтобы организовать похороны её мужа. Его беспокоит судьба пьяной девочки, которую Родион встречает на бульваре, и снова отдает последние деньги, чтобы полицейский нанял извозчика и отвез ее домой. Будучи студентом, помогает своему больному другу.

Родион Раскольников прав в том, что не хочет мириться со своим нищенским существованием, с тем, что в мире так много жестокости, несправедливости, обмана. Он, вынашивая в своем воспаленном мозгу некую теорию, пытается изменить жизнь к лучшему.

Однако идея, которой одержим главный герой, антигуманна по своей сути. Нельзя осчастливить одних людей ценою жизни других. Убивая старуху – процентщицу и ее сестру, он совершает страшную ошибку. Убийство – это, прежде всего, преступление против человека, это тяжкий грех, и оно не может быть оправдано никакой теорией. Все люди равны, деление их на « тварей дрожащих» и « властелинов» противоестественно. Оказавшись во власти ложной идеи, Раскольников, человек, по натуре добрый и благородный, становится преступником.

Борясь с социальной несправедливостью и безысходностью, герой романа, к сожалению, выбрал ошибочный путь. За это он понес справедливое наказание, пройдя через муки совести, леденящий душу страх, невыносимые страдания.

Для ответа на задание этой части используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания, 25, а затем напишите сочинение.

25 Напишите сочинени е по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из пробле м, поставленных

Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответами к заданиям 1–24 являются цифра (число), слово (несколько слов) или последовательность цифр (чисел).

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Главным богатством Урала были и являются, безусловно, его минеральные ресурсы: этот регион издавна является крупнейшей горнорудной и металлургической базой страны. (2)<…> неудивительно, что фундаментом, на котором выросло декоративно-прикладное искусство территории, стала именно промышленность. (3)В частности, уральские камнерезные изделия являются уникальной разновидностью русского искусства, а обработка мрамора и производство чугунных предметов домашнего обихода разрослись до промышленных масштабов.

1 Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Фундаментом, на котором выросло уникальное в своём роде деко- ративно-прикладное искусство Урала – крупнейшей горнорудной и металлургической базы страны, – стала промышленность.

2) Главное богатство Урала – минеральные ресурсы, благодаря которым в этом регионе развито промышленное производство чугунных изделий.

3) На сегодняшний день Урал является крупнейшей горнорудной и металлургической базой страны, именно здесь располагаются основные предприятия отрасли.

4) Уральские камнерезные изделия являются уникальной разновидностью русского декоративно-прикладного искусства.

5) Промышленность Урала, давно ставшего крупнейшей горнорудной и металлургической базой страны, является фундаментом, на котором выросло уникальное декоративно-прикладное искусство этого региона.

2 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Поскольку Прежде всего Потому что

3 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова БАЗА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

БАЗА , -ы, жен.

1) Основание сооружения. Б. колонны.

2) Основание, основа чего-н. Социальная б., материальная б.

3) Опорный пункт вооружённых сил страны на своей или чужой территории.

Военно-морские б.

4) Учреждение, предприятие, центральный пункт по снабжению или обслуживанию кого-чего-н. Экскурсионная б.

5) Склад, место хранения товаров, материалов, продуктов. Овощная б .

Ответ: ___________________________.

4 В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

прозорлИва

диспАнсер

дозвонЯтся

налитА Ответ: ___________________________.

5 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выде-

ленное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному

слову пароним. Запишите подобранное слово.

Всадник для порядка пустил ещё несколько стрел и, оставив после себя клубы пыли, скрылся за ЛЕСИСТЫМ холмом.

Направьте увлечение подростка в ПРАКТИЧЕСКОЕ русло: предложите ему записаться на курсы или в кружок − эти знания наверняка пригодятся ему в будущем.

В тот день ко мне подошёл устроитель концерта, пожал руку и вручил БЛАГОДАРНОЕ письмо от администрации.

ДЛИТЕЛЬНОЕ время (примерно 200 лет) историки и лингвисты полагали, будто единый центр расселения славян находился в среднем Приднепровье.

Если не принять мер, этот ЗЛОСТНЫЙ сорняк очень быстро распространится по всему саду.

Ответ: ___________________________.

6 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЕГО учебник ВЫГОВОРЫ опытные ТРЕНЕРА

СЕМЬЮСТАМИ книгами ТЕЧЁТ вода

Ответ: ___________________________.

7 Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) В се, кто безрезультатно выступал раньше против назначения Ермолова, теперь вновь поднял голову.

Б) В повести «Капитанская дочка» имеется ряд эпизодов, указывающие не только на жестокость обеих борющихся сторон, но и на их способность к милосердию и великодушию.

В) В наброске «Учебной книге словесности для русского юношества» Гоголь даёт определение «меньшего рода эпопеи» как жанра, среднего между эпопеей и романом.

Г) Сохраняя в своей лирике пушкинский образ пророка, Некрасовым отвергается другой важный символ поэтического мира Пушкина – образ «поэта-жреца».

Д) По возвращению в Петербург Толя отказался ехать домой сразу из аэропорта.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение построения предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

8 Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

орб..тальный сув..ренитет разг..релся выб..рать прик..саться

Ответ: ___________________________.

9 Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..мета, пр..забавный под..скать, с..грать о..дирать, по..стелить в..дрогнуть, ..жать (в ладони)

пр..бывать (в городе), пр..украсить Ответ: ___________________________.

10 Е .

спраш..вать податл..вый милост..вый откле..ваться одол..вать

Ответ: ___________________________.

11 Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И .

спил..нный натерп..шься описыва..мый прицелива..шься смоч..нный

Ответ: ___________________________.

12 Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

Раскольников – (НЕ)ЗАУРЯДНЫЙ убийца, а одарённый молодой человек с философским складом ума.

В (НЕ)ОКОНЧЕННОЙ юношеской «Повести» М.Ю. Лермонтова описывается детство Саши Арбенина, двойника самого автора.

Я расскажу всё так, как было на самом деле, (НЕ)ИСКАЖАЯ ни единого слова.

Всё было: море музыки, красивые костюмы, роскошные декорации и та самая атмосфера Большого театра, которая вот уже долгие годы хранит никем (НЕ)РАСКРЫТЫЙ секрет.

Петька спал много, но ему почему-то хотелось спать ещё, и часто казалось, что всё вокруг него (НЕ)РЕАЛЬНОСТЬ, а длинный неприятный сон.

Ответ: ___________________________.

13 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Пока дорога шла близ болот, (В)ВИДУ соснового леса, всё время отклоняясь (В)БОК, мы то и дело вспугивали целые выводки уток, приютившихся здесь.

(В)ТЕЧЕНИЕ целого дня наш отряд с трудом шёл вперёд, двигаясь (НА)ОЩУПЬ.

В лесу (ПО)ОСЕННЕМУ пахло сыростью, было холодно и промозгло, и мы, ЧТО(БЫ) согреться, развели костёр.

(ПО)СРЕДИ комнаты стоял огромный дубовый стол, а ТАК(ЖЕ) крепкие, под стать столу, тяжёлые стулья.

Маруся долго не могла понять, (ПО)ЧЕМУ никто вот так прямо, (С)ХОДУ не может дать ответ на мучивший её вопрос.

Ответ: ___________________________.

14 Укажите все цифры, на месте которых пишется НН .

Не для того наш народ создал для нас и для наших потомков богатый, свободный и сильный язык, поражающий своими изощрё(1)ыми, гибкими, бесконечно разнообразными формами; не для того нам

оставле(2)о в дар это бесце(3)ое сокровище нашей национальной культуры, чтобы мы, с презрением забросив его, свели свою речь к нескольким десяткам штампова(4)ых фраз.

Ответ: ___________________________.

15 Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В пушкинских стихах Петербургского периода любовная лирика представлена слабо но зато примечательно использование поэтического языка любовной лирики в стихотворениях с гражданской тематикой.

2) Конфликт мечты и реальности является основой романтического мировосприятия М.Ю. Лермонтова и многих других поэтов-романтиков.

3) Мир Раскольникова и Свидригайлова в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского изображается с помощью целого ряда сходных или очень близких мотивов.

4) Платёж можно совершить не только в отделении банка но и через телефон и Интернет.

5) Погода была сухая и не слишком холодная и я пошёл бродить вокруг маленького но очень уютного селения.

16 Расставьте знаки препинания.

Старички принялись обсуждать последние события (1) значительно поджимая губы (2) и (3) обменявшись мнениями (4) стали пить чай.

Ответ: ___________________________.

17 Расставьте знаки препинания. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В общем-то (1) никогда не поздно взяться за дело собственными силами, и тогда достичь нужного результата (2) вполне (3) возможно.

Ответ: ___________________________.

18 Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Эти милые детские забавы (1) воспоминания (2) о которых (3) я по сей день бережно храню в своём сердце (4) были для нас чем-то несомненно важным и ценным.

Ответ: ___________________________.

19 Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я иду вперёд с верой (1) что достигну желаемой цели (2) и что (3) если захочет Бог (4) оправдаюсь в глазах тех (5) кого люблю.

Ответ: ___________________________.

Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

(1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. (2)Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. (3)Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. (4)Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши.

(5)Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. (6)Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа. (7)Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек − пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин.

(8)И вот, начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами, тщательно обрезав снизу брюк бахрому, надев бумажный воротничок с манишкой и красный галстук, которые обыкновенно хранятся у него целый год завёрнутыми в газетную бумагу, Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери. (9)Обыкновенно он норовит попасть к вечеру, когда не так заметны недостатки его костюма.

(10)Мать, завидев родного сына, быстро встаёт, подымая очки на лоб. (11)Клубок шерсти падает на пол и катится, распутывая петли вязанья.

(12) Ванёчек! (13)Милый! (14)Ждала, ждала, думала, так и не дождусь моего ясного сокола. (15)Вид у тебя неважный, Ванёк, − говорит старушка и сухой жёсткой рукой гладит руку сына, лежащую на столе. − (16) Побледнел ты, усталый какой-то.

(17) Что поделаешь, маман! (18)Служба. (19)Я теперь, можно сказать, на виду. (20)Мелкая сошка, а вся канцелярия на мне. (21)Работаю как вол. (22)Согласитесь, маман, надо же карьеру делать? – и вручает ей апельсин.

(23) Не утомляйся уж очень-то, Ванюша.

(24) Ничего, маман, я двужильный. (25)Зато на Пасху получу коллежского, и прибавку, и наградные. (26)И тогда кончено ваше здешнее прозябание. (27)Сниму квартирку и перевезу вас к себе. (28)И будет у нас не житьё, а рай. (29)Я на службу, вы − хозяйка.

(30)Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время коротких и редких визитов к матери держится развязного, независимого тона, бессознательно подражая тем светским «прикомандированным» шалопаям, которых он в прежнее время видел в канцелярии. (31)Отсюда и дурацкое слово «маман». (32)Он всегда звал мать и теперь мысленно называет «мамой», «мамусенькой», «мамочкой», и всегда на «ты».

(33)Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать развязно и небрежно. (34)Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. (35)Всё равно, он этого не замечает. (36)Замечает мать, но она молчит. (37)Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее.

(38)Служба идёт прекрасно. (39)Начальство ценит Семенюту, товарищи любят...

(40)И он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой.

(41)Наступает время, когда надо уходить. (42)Мать хочет проводить сына в переднюю, но он отклоняет эту любезность.

− (43) Ну, что, в самом деле, маман. (44)Дальние проводы − лишние слёзы. (45)И простудитесь ещё, чего доброго. (46)Берегите себя!

(47)… Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? (48)И покажет ли? (49)Я думаю − да. (50)И будет жить Семенюта вместе со своей мамашей ещё очень долго, будет с ней жить в тихом, скромном и тёплом уюте. (51)Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. (52)Это острое место всегда будет осторожно обходиться. (53)Святая ложь − это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.

(По А.И. Куприну*)

*Александр Иванович Куприн (1870–1938) – русский писатель, автор многочисленных рассказов и повестей.

20 Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Иван Семенюта при встречах с матерью пытается делать вид, что его дела идут хорошо.

2) Семенюта посещает мать только четыре раза в год.

3) Иван при встречах обещает матери в самое ближайшее время отыскать новую работу.

4) Мать понимает, что её сын говорит неправду, но молчит и делает вид, что верит ему.

5) Пока Семенюта не уволился с работы, его очень ценили там и уважали.

Ответ: ___________________________.

21 Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 4 содержится описание.

2) Предложение 6 поясняет содержание предложения 5.

3) В предложениях 10–11 представлено повествование.

4) Предложения 30–32 содержат повествование.

5) В предложениях 40–42 представлено рассуждение.

Ответ: ___________________________.

22 Из предложений 1−5 выпишите фразеологизм.

Ответ: ___________________________.

23 Среди предложений 47−53 найдите такое, которое связано с предыдущими с помощью союза, личного местоимения и притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

В романе «Преступление и наказание» герой Родион Раскольников вынашивает и приводит в исполнение идею убийства старухи, занимающейся ростовщичеством. Образ старушки вызывает у героя отрицательные эмоции, и он, имея угрюмый и высокомерный характер, выводит новую теорию жизни. Убийство Алены Ивановны - это проверка этой теории: «Тварь я дрожащая, или право имею?». Действие романа происходит в Петербурге, в последней части главный герой « Преступления и наказания» оказывается в Сибири. «Преступление и наказание» – это глубоко психологическое и философское произведение Достоевского.

Характеристика героев «Преступления и наказания»

Главные герои

Второстепенные персонажи

Алена Ивановна

Старушка лет 60 - ти, вдова, живет в чистенькой квартире вдвоем с сестрой, которую считает умственно неполноценной, и постоянно над ней издевается. Занимаясь ростовщичеством, накопила приличное состояние. К окружающим относится с опаской и недоверием, ни с кем не общается. Берет в залог вещи, никого не обманывает, ведет себя честно. Является несчастной жертвой Раскольникова.

Мармеладов Семен Захарович

Спившийся бывший чиновник зрелого возраста. Добрый и отзывчивый. Когда впервые потерял работу, в силу своей слабохарактерности, пристрастился к алкоголю. Его алкоголизм привел семью к нищете.

Соня Мармеладова

Основные черты ее характера - кротость и робость. По велению мачехи отправляется на «панель», чтобы прокормить младших детей мачехи. Именно ее любовь толкает Раскольникова на путь раскаяния.

Пульхерия Александровна Раскольникова

Приходится матерью Родиону. Живет с дочерью Дуней, не имея достаточных средств, выбивается из сил, чтобы материально помочь сыну - студенту. Ради избавления от нищеты, хочет выдать Дуню за Лужина.

Дуня Раскольникова

Образованная, привлекательная девушка. Работала у Свидригайлова, после его непристойного поведения ушла. Нежно любит брата. Ради помощи семье, согласна на замужество с Лужиным. В конце концов, становится женой Разумихина.

Катерина Ивановна Мармеладова

Мачеха Сонечки. Мучается от беспробудных запоев мужа, и постоянной нищеты. Еще молодая женщина, умирает в мучениях от туберкулеза.

Лужин Петр Петрович

Состоятельный мужчина лет 45. Мечтает открыть свое дело. Расчетливый и неприятный человек, думает взять в жены Дуню, чтобы она чувствовала себя обязанной ему, ради того, чтобы потешить свое самолюбие.

Разумихин Дмитрий Прокофьевич

Характеристика героя Разумихина содержит лишь положительные черты. Это честный и благородный молодой человек, верный друг Раскольникова. Несмотря на стесненные обстоятельства, находит возможность продолжать учебу. Женится на сестре Родиона.

Свидригайлов Аркадий Иванович

Можно сказать, Свидригайлов и Раскольников - нравственные двойники. У него такое же понимание преступления, которое можно оправдать.

Марфа Петровна Свидригайлова

Богатая женщина, выкупила Свидригайлова из тюрьмы, и вышла за него замуж. Очень сильно любит мужа, однако разрешает ему мимолетные романы с крестьянками, под запретом стоит лишь любовь равным по положению женщин. Умерла при загадочных обстоятельствах.

Лебезятников Андрей Семенович

Мерзкий тип, служащий министерства, младший друг Лужина.

Лизавета

Бессловесная сестра Алены Ивановны, стала случайной жертвой студента.

Зосимов

Состоит в приятельских отношениях с Разумихиным, доктор. Лечил Раскольникова, когда тот был болен после своего преступления.

Заметов Александр Григорьевич

Молодой секретарь мелкой конторы, взяточник. Разговаривал с Раскольниковым о преступлении.

Никодим Фомич

Работает в полиции, серьезный и умный мужчина. В общении открытый и добродушный человек.

Порфирий Петрович

Ведет следствие по делу старухи. Умный, использует в работе психологические приемы. Именно он убеждает Раскольникова, чтобы тот сознался в убийстве.

Илья Петрович

Служит помощником Никодима Фомича. Принципиальный человек. Ему Раскольников рассказывает о том, что убил старушек.

Амалия Ивановна Липпевехзель

Вздорная женщина, немецкого происхождения, плохо знает русский язык. Сдает жилье Мармеладовым.

Миколка

Молодой деревенский парень, попадает под подозрение в убийстве старушек, признается в том, чего не совершал, но умный следователь, путем психологического анализа, делает вывод, что маляр не виновен.

В книге Достоевского главной темой является не только идея Раскольникова о «наполеонстве», но и рассуждения о социальных причинах, по которым человек готов пойти на преступление. В этой таблице приведен список персонажей, краткое описание каждого из героев может быть использовано для сочинения по роману «Преступление и наказание»

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» - один из величайших философско-психологических романов. Автор поведал нам о нравственных потрясениях и дерзаниях, которые не могут не волновать читателя любой эпохи. В центре внимания писателя страшная действительность России середины XIX века, с ее нищетой, бесправием, угнетением, подавлением, растлением личности, задыхающейся от бедности и сознания собственного бессилия и бунтующей. Писатель проникает в глубины человеческого духа, напряженные раздумья о смысле и законах бытия. Роман «Преступление и наказание» вышел в 1866 году. Это была эпоха, когда старые нравственные законы были обществом отвергнуты, а новые еще не были выработаны. Общество потеряло нравственные ориентиры, которые были воплощены в образе Христа, и Достоевский смог показать весь ужас этой потери.

Главного героя романа - Раскольникова - волновали трудноразрешимые вопросы: почему одни, умные, добрые, благородные, должны влачить жалкое существование, в то время как другие, ничтожные, подлые, глупые, живут в роскоши и довольстве? Почему страдают невинные дети? Как изменить этот порядок? Кто такой человек - «тварь дрожащая» или владыка мира, «право имеющий» преступить моральные устои? Не могущий ничего или всемогущий, презревший людские законы и творящий свои? Раскольников - не заурядный убийца, а честный и одаренный молодой человек с философским складом ума, увлеченный ложной теорией на преступный путь. Бедность Раскольникова унижает его гордость.

В начале романа Раскольников выходит не из комнаты, а из «каморки», которую в дальнейшем автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, описывает ее убожество, подчеркивая крайнюю нищету обитателя: «...он был задавлен бедностью». В полицейском участке Раскольников признается: «Я бедный и больной студент, удрученный бедностью...» Вот как писатель характеризует внутренний склад личности Раскольникова: «...угрюм, мрачен, надменен и горд, мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце... Ужасно высоко себя ценит, и, кажется, не без некоторого права на то».

Позже, когда уже будет совершено убийство, характеристика героя пополнится, чтобы дать читателю понять, почему оно совершено: «...бедный студент, изуродованный нищетой и ипохондрией, накануне жестокой болезни с бредом, уже, может быть, начинавшейся в нем, мнительный, самолюбивый, знающий себе цену... в рубище и в сапогах без подметок, - стоит перед какими-то кварташками и терпит их надругательства, а тут неожиданный долг перед носом, просроченный вексель...» Здесь на первое место выдвинуты те причины, которые вызваны социальным положением бедного студента. А то, что происходит в душе героя, его болезненные переживания автор раскрывает перед читателем, описывая сны Раскольникова. Сон перед убийством сгущает краски, появляются мрачные детали. Раскольников видит себя ребенком и становится свидетелем избиения загнанной лошади, которую в тупой злобе хозяин забивает насмерть. Мальчик очень сильно переживает эту смерть. Сон героя многозначен. Во-первых, в нем выражен протест против убийства, бессмысленной жестокости, сочувствие чужой боли. Это свидетельствует о тонкой, доброй душе героя. Во-вторых, сон - символ существующих порядков.

Несправедлива жизнь, груба, жестока: ее хозяева - седоки едут, погоняя несчастных, забитых кляч, издеваются над ними, а если захотят, то могут и убить. В-третьих, сон героя - это своеобразный пролог к последующему повествованию. Возникает аналогия с поведением свидригайловых и лужиных, которым все дозволено в этой жизни, они ее распорядители. И бессильны попытки обездоленных людей (Мармеладовых, Раскольниковых и других) найти в этом страшном мире справедливость. Не случайно с заезженной клячей сравнивает себя Ивановна Мармеладова, замученная, раздавленная нищетой. Спился с горя ее муж. На панели ее дочь Соня. Есть и еще одно, может быть, самое главное значение сна - внутреннее отношение Раскольникова к преступлению.

Ужасная сцена, пролитая кровь связаны в сознании Раскольникова с задуманным убийством. Проснувшись, потрясенный Родион сразу вспоминает о том, что он задумал сделать, - о предстоящем убийстве старухи-процентщицы: «Боже! - воскликнул он, - да неужели ж... я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп... буду скользить в липкой теплой крови... Господи, неужели?» Вот и начало «переживаемой идеи». Пока она осваивалась логически - страха не было. Но вот вступили в свои права чувства героя. Человеческая природа бунтует, и появляется признание: «...ведь я же знал, что я этого не вынесу... не вытерплю... это подло, гадко, низко... ведь меня от одной мысли наяву стошнило и в ужас бросило...»

Но, обдумывая этот сон, Раскольников яснее представляет себе мотивы убийства. Во-первых, растет ненависть к мучителям «клячонки», а во-вторых, крепнет желание подняться до положения судьи, «иметь право» покарать зарвавшихся «хозяев». Но Раскольников не учел одного - неспособности доброго и честного человека пролить кровь. Еще никого не убив, он понимает обреченность кровавой идеи.

Страшное решение тем не менее продолжает зреть в душе Родиона. Услышанный в трактире разговор студента с офицером об убийстве старухи ради денег, на которые можно сделать «тысячу добрых дел и начинаний... За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен - да ведь тут арифметика!..» Очень важной для Родиона оказалась фраза о множественности страдающих.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Роман «Преступление и наказание» - проникновение в глубину человеческого духа . И в закладках появилось готовое сочинение.

Литература

Ответ на билет №23

Гуманизм романов Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” или “Идиот” (по выбору учащегося).

1. Роман “Преступление и наказание” - проникновение в глубину человеческого духа.

2. Образ Раскольникова:

Мучительные вопросы бытия;

Вещий сон Родиона;

Философия Раскольникова;

Преступление;

Нравственные муки героя.

3. Образ Сони Мармеладовой.

4. Путь к спасению и возрождению.

1. “Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и, если будешь разгадывать всю жизнь, не говори, что потерял время”, - писал Ф.М. Достоевский. Сам он посвятил разгадыванию этой тайны всю жизнь, все свое творчество.

Роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” - один из величайших философско-психологических романов. Автор поведал нам о нравственных потрясениях и дерзаниях, которые не могут не волновать читателя любой эпохи. В центре внимания писателя страшная действительность России середины XIXвека, с ее нищетой, бесправием, угнетением, подавлением, растлением личности, задыхающейся от бедности и сознания собственного бессилия и бунтующей. Писатель проникает в глубины человеческого духа, напряженные раздумья о смысле и законах бытия. Роман “Преступление и наказание” вышел в 1866 году. Это была эпоха, когда старые нравственные законы были обществом отвергнуты, а новые еще не были выработаны. Общество потеряло нравственные ориентиры, которые были воплощены в образе Христа, и Достоевский смог показать весь ужас этой потери.

2. Главного героя романа - Раскольникова - волновали трудноразрешимые вопросы: почему одни, умные, добрые, благородные, должны влачить жалкое существование, в то время как другие, ничтожные, подлые, глупые, живут в роскоши и довольстве? Почему страдают невинные дети? Как изменить этот порядок? Кто такой человек - “тварь дрожащая” или владыка мира, “право имеющий” преступить моральные устои? Не могущий ничего или всемогущий, презревший людские законы и творящий свои?

Раскольников - не заурядный убийца, а честный и одаренный молодой человек с философским складом ума, увлеченный ложной теорией на преступный путь. Бедность Раскольникова унижает его гордость. В начале романа Раскольников выходит не из комнаты, а из “каморки”, которую в дальнейшем автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, описывает ее убожество, подчеркивая крайнюю нищету обитателя: “...он был задавлен бедностью”. В полицейском участке Раскольников признается: “Я бедный и больной студент, удрученный бедностью...”

Вот как писатель характеризует внутренний склад личности Раскольникова: “...угрюм, мрачен, надменен и горд, мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце... Ужасно высоко себя ценит, и, кажется, не без некоторого права на то”. Позже, когда уже будет совершено убийство, характеристика героя пополнится, чтобы дать читателю понять, почему оно совершено: “...бедный студент, изуродованный нищетой и ипохондрией, накануне жестокой болезни с бредом, уже, может быть, начинавшейся в нем, мнительный, самолюбивый, знающий себе цену... в рубище и в сапогах без подметок, - стоит перед какими-то кварташками и терпит их надругательства, а тут неожиданный долг перед носом, просроченный вексель...” Здесь на первое место выдвинуты те причины, которые вызваны социальным положением бедного студента. А то, что происходит в душе героя, его болезненные переживания автор раскрывает перед читателем, описывая сны Раскольникова. Сон перед убийством сгущает краски, появляются мрачные детали. Раскольников видит себя ребенком и становится свидетелем избиения загнанной лошади, которую в тупой злобе хозяин забивает насмерть. Мальчик очень сильно переживает эту смерть. Сон героя многозначен. Во-первых, в нем выражен протест против убийства, бессмысленной жестокости, сочувствие чужой боли. Это свидетельствует о тонкой, доброй душе героя. Во-вторых, сон - символ существующих порядков. Несправедлива жизнь, груба, жестока: ее хозяева-седоки едут, погоняя несчастных, забитых кляч, издеваются над ними, а если захотят, то могут и убить. В-третьих, сон героя - это своеобразный пролог к последующему повествованию. Возникает аналогия с поведением свидригайловых и лужиных, которым все дозволено в этой жизни, они ее распорядители. И бессильны попытки обездоленных людей (Мармеладовых, Раскольниковых и других) найти в этом страшном мире справедливость. Не случайно с заезженной клячей сравнивает себя Катерина Ивановна Мармеладова, замученная, раздавленная нищетой. Спился с горя ее муж. На панели ее дочь Соня.

Есть и еще одно, может быть, самое главное значение сна - внутреннее отношение Раскольникова к преступлению. Ужасная сцена, пролитая кровь связаны в сознании Раскольникова с задуманным убийством. Проснувшись, потрясенный Родион сразу вспоминает о том, что он задумал сделать, - о предстоящем убийстве старухи-процентщицы: “Боже! - воскликнул он, - да неужели ж... я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп... буду скользить в липкой теплой крови... Господи, неужели?” Вот и начало “переживаемой идеи”. Пока она осваивалась логически - страха не было. Но вот вступили в свои права чувства героя. Человеческая природа бунтует, и появляется признание: “...ведь я же знал, что я этого не вынесу... не вытерплю... это подло, гадко, низко... ведь меня от одной мысли наяву стошнило и в ужас бросило...” Но, обдумывая этот сон, Раскольников яснее представляет себе мотивы убийства. Во-первых, растет ненависть к мучителям “клячонки”, а во-вторых, крепнет желание подняться до положения судьи, “иметь право” покарать зарвавшихся “хозяев”. Но Раскольников не учел одного - неспособности доброго и честного человека пролить кровь. Ещеникого не убив, он понимает обреченность кровавой идеи.

Страшное решение тем не менее продолжает зреть в душе Родиона. Услышанный в трактире разговор студента с офицером об убийстве старухи ради денег, на которые можно сделать “тысячу добрых дел и начинаний... За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен - да ведь тут арифметика!..” Очень важной для Родиона оказалась фраза о множественности страдающих.

С этого-то времени смутные представления Раскольникова об убийстве формулируются в теорию о делении людей на избранных, высоко стоящих над рядовыми людьми, которые безропотно подчиняются сильным личностям. Поэтому Раскольникову близок Наполеон. Мерилом всех ценностей для Раскольникова становится собственное “я”. Позже он будет утверждать, что “необыкновенная” личность “имеет право разрешить своей совести перешагнуть... через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует”. Разрешение “на кровь по совести”, но ради “разрушения настоящего во имя лучшего” определяет позицию Раскольникова.

Достоевский доказывает, сколь чудовищно это мировоззрение, ибо оно ведет к разобщенности между людьми, делает человека беспомощным перед злом, превращает его в раба собственных страстей и тем самым разрушает его. Мир, построенный на этих принципах, - это мир произвола, где рушатся все общечеловеческие ценности и люди перестают понимать друг друга, где у каждого своя правда, свое право и каждый верит, что его правда истинна, где стирается грань между добром и злом. Это путь к гибели рода человеческого.

Идея Раскольникова ужасна. Она делит людей на “высших” и “низших”, на “право имеющих” и “тварь дрожащую”, на людей и нелюдей. Эта идея антигуманна: она освобождает людей от моральных обязательств. Раскольников убивает не только старуху-процентщицу, но и беззащитную Лизавету. Он губит свою мать, да и себя самого.

После убийства началась новая полоса внутреннего бытия Раскольникова. Произошел перелом в его сознании. Будто пропасть разверзлась между ним и людьми - такое одиночество, такое отчуждение, такую безысходную тоску почувствовал он: “С ним совершалось что-то совершенно ему незнакомое, новое... никогда не бывалое”. “Ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего в эту минуту”. Раскольников не может жить по-старому. Содеянное стало непреодолимой преградой между ним и всеми окружающими. В горестном одиночестве начинается мучительное осмысление того, что он совершил. И боли, страданию нет конца. Он не может себе простить, что из эгоистического стремления утвердить свою силу совершил безумный поступок: “...надо было узнать тогда... вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу!.. Тварь ли я дрожащая или право имею”.

Страдальчески он приходит к переосмыслению нравственных ценностей: “Разве я старушонку убил? Я себя убил”. Нравственные муки Раскольникова усугубляются тем, что следователь Порфирий Петрович догадывается о его преступлении, и поэтому встречи с ним - новый этап самопроверки Родиона, источник дальнейшего преображения. “Страдание - великая вещь”, - говорит Порфирий Петрович. Он советует Родиону обрести новую веру и вернуться к достойной жизни и указывает на единственный путь самоутверждения личности: “Станьте солнцем, вас и увидят”.

3. Достоевский утверждает, что только через положительное, высокое, человечное можно возвыситься. Подлинный носитель веры в романе - Соня Мармеладова. Соня не является выразителем авторского сознания, но ее позиция близка Достоевскому, ибо для нее высшая ценность на земле - человек, человеческая жизнь. Когда Раскольникову становится невыносимо, он идет к Соне. В их судьбах много общего, много трагичного. Соня почувствовала в Раскольникове главное: что он “ужасно, бесконечно несчастен” и что она нужна ему. Соня считает, что Раскольников совершил преступление перед Богом, перед землей русской и русским народом, потому и отправляет его каяться на площадь, то есть среди людей искать спасения и возрождения. Наказание собственной совестью для Раскольникова страшнее, чем каторга. Он понимает, что только в любви и раскаянии может найти спасение. Постепенно Соня становится частью его существования. Раскольников видит: религия, вера в Бога для Сони - то единственное, что осталось ей “подле несчастного отца и сумасшедшей от горя мачехи, среди голодных детей, безобразных криков и попреков”.

4. Для самого Достоевского в понятии “Бог” слиты представления о высших началах бытия: вечной красоте, справедливости, любви. И герой Достоевского приходит к выводу, что Бог - воплощение гуманности, способности служить несчастным, падшим. Раскольников обращает свой взор к каторжанам, которые рядом с ним, и понимает, что он им нужен: осужденные, отверженные ждут его помощи. Это первый проблеск счастья и душевного очищения героя.

Достоевский приводит своего героя к мысли о необходимости жить и утверждать себя в жизни не через человеконенавистничество, а через любовь и доброту, через служение людям. Сложен и мучителен путь Раскольникова к познанию смысла жизни: от преступления до сострадания и любви к тем самым людям, которых хотел презирать, считать ниже себя.