» »

Русская народная сказка. Сказка Лиса и Козел. Русская народная сказка Пословицы, поговорки и выражения сказки

20.06.2020

Бежала лиса, на ворон зазевалась, - и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить тоже. Сидит лиса, горюет. Идет козел, умная голова; идет, бородищей трясет, рожищами мотает; заглянул, от нечего делать, в колодец, увидел там лису и спрашивает:
- Что ты там, лисонька, поделываешь?
- Отдыхаю, голубчик, - отвечает лиса. - Там наверху жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой - сколько хочешь.

А козлу давно пить хочется.
- Хороша ли вода-то? - спрашивает козел.
- Отличная! - отвечает лиса. - Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.
Прыгнул сдуру козел, чуть лисы не задавил, а она ему:
- Эх, бородатый дурень! И прыгнуть-то не умел - всю обрызгал.
Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.
Чуть было не пропал козел с голоду в колодце; насилу-то его отыскали и за рога вытащили

Предварительный просмотр:

Родионова Людмила Михайловна

учитель начальных классов

МОУ СОШ с.Стегаловка

Долгоруковского района

Липецкой области

Литературное чтение в 1 классе.

Тема . К.Д.Ушинский. Сказка «Лиса и Козёл»

УМК «Планета знаний»

Тип урока: урок получения новых знаний

Вид урока: традиционный

Цели : знакомство со сказкой К.Д.Ушинского «Лиса и козёл»

Задачи:

1. Совершенствование навыка чтения целыми словами , развитие умения
работать с текстом.

2. Упражнение в выразительном чтении диалога действующих персонажей,
обучение умению давать оценочные суждения героям сказок ; умению слушать
и слышать своих товарищей,

3. Воспитание интереса к произведениям писателя

Оборудование : учебник Э.Э.Кац «Литературное чтение» 1 класс, рисунки лисы и козла, пословицы, карточки с характеристикой героев, карточки с личиками: грустное, серьёзное, весёлое, портрет К.Д.Ушинского. Плакат «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», «В мире много сказок добрых и смешных, и прожить на свете нам нельзя без них»

Ход урока:

1. Организационный момент. (слайд 1)

Учитель: Прозвенел звонок, начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Игра «Обмен настроением »

Учитель: Улыбнитесь друг другу.

Тому, кто улыбается, смеется,

Все в жизни удается.

А какое у вас сейчас настроение?

Я очень рада видеть ваши веселые глазки. Вижу, что вы готовы к работе.

2. Фонетическая зарядка.

Учитель: Итак, мы начинаем урок литературного чтения как всегда с
фонетической разминки, чтобы наш язычок всё правильно
выговаривал.

1. Споем песенку гласных (с разным ударением) А-У-И-О-Ы

(написано на доске)

(слайд 2)

2. Скороговорка «Дали карапузу кукурузу, а карапуз просит арбуз"

(далеко, ближе, близко) (одними губами, тихо, громко)

3. Чистоговорка (слайд 3) (хором)

Жи- жи- жи - сказку расскажи.

Ша-ша-ша - сказка хороша.

Ву-ву-ву - сказка наяву.

3 Актуализация знаний. Постановка целей урока.

Ученики: К народным (слайд 4)

Учитель: Чему учат сказки?

Ученики: Эти сказки учат добру, честности, смелости, трудолюбию.

Учитель: Сегодня на уроке мы начинаем знакомиться с произведениями нового
раздела. Откройте книгу на с.81. Прочитайте, как называется раздел?

Учитель: Как вы, думаете, это какие сказки?

Ученики: Это сказки , которые написал автор.

Учитель: Давайте вспомним, какие сказки относятся к народным, а какие к
авторским?

Интеллектуальная игра “Угадай-ка!” (слайд 5-6)

– Знаете ли вы сказочных героев, которые нарисованы на этом слайде? Из какой он сказки?

– К какой сказке она относится? Народная или авторская? Кто автор?

4. Изучение нового материала.

К. Д. Ушинский детство свое провел на Украине в маленьком городке Новгород-Северске и учился в тамошней гимназии. После гимназии Ушинский учился в Московском университете и стал учителем.

Ушинский очень любил детей и очень им сочувствовал: учиться им было трудно. Учебники, по которым они учились, были скучными и непонятными. И Ушинский решил написать для детей учебник, по которому детям было бы учиться легко и интересно. (слайд 8) Он составил два таких учебника для начальной школы. Они назывались «Родное слово» и «Детский мир». В этих учебниках было все понятно, и рассказы были такие интересные, что, если их начнешь читать, то не оторвешься.

Вот эти книги Ушинского я советую вам прочитать.

(обратить внимание на выставку книг писателя)

В свои книги Ушинский поместил сказки. Некоторые из них он слышал в детстве и теперь пересказал нам, а некоторые придумал сам.

Учитель: Давайте послушаем одну из этих сказок.

А о ком она будет, угадайте в загадке. (слайд 9)

Посмотрите-ка, какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой. (лиса)

С бородой, а не старый,

С рогами, да не бык,

С пухом, а не птица. (козел) (вывесить картинки)

Учитель: Как вы думаете, о чем будет эта сказка?

Ученики: Возможно о дружбе лисы и козла.

Учитель: Настало время познакомиться со сказкой “Лиса и козел”. Отложите книги на край парты, сядьте удобно.

(слушание аудиозаписи сказки на магнитофоне и рассматривание слайдов (10-16)
Остановка посередине, после слов Козла – «Вкусная ли водица?»)

Учитель: Как вы думаете, что ответит Лиса Козлу?

Ученики: Лиса ответит козлу, что вода вкусная.

Ученики: Козёл попросит воды попить, прыгнет в колодец, вытащит лису.


Учитель: Послушаем и выясним кто прав.

5. Проверка первичного восприятия текста. (слайд 17)

Учитель: Понравилась ли вам сказка? А что особенно запомнилось? Почему
лиса попала в колодец?

Ученики: Лиса попала в колодец, потому что не с мотрела под ноги.

Учитель: А зачем заглянул туда Козёл ?

Ученики: Ему интересно было, пить захотел.

Учитель: Как лиса объяснила козлу свое пребывание в колодце? Зачем она
обманула козла?

Ученики: Потому что хитрая была.

Учитель: Почему козел поверил ей?

Ученики: Потому что глупый, доверчивый.

Учитель: Хорошо ли поступила Лиса?

Ученики: Лиса поступила плохо, не правильно.

Учитель: А как бы поступили вы ?

Ученики: Попросили помощи. ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ.

6. Чтение произведения детьми.

Учитель: Давайте почитаем эту сказку вслух по цепочке и найдем непонятные
слова.

(чтение детьми)

Учитель: Какие слова требую объяснения?

Ученики: На ворон зазевалась, от нечего делать, прыгнул сдуру, насилу отыскали. (слайд 18)

7. Работа в группе по карточкам,

(дети выбирают характеристику героя, затем крепят на доску под рисунками лисы и козла)

Учитель: Что можно сказать о Лисе? Выберите подходящие слова.

(хитрая, лживая, коварная – в словаре , грубая, справедливая, ).

Учитель: Какой был Козел? Выберите подходящие слова.

(глупый, доверчивый, находчивый, упрямый, самовлюблённый – в словаре)

Учитель: Какие слова требуют объяснения?

Ученики: Коварная, самовлюблённый.

Учитель: Где найдёт ответ? (работа со словарём)
Кто из героев вам больше всего понравился?

Ученики: Л иса, козёл, никто не понравился, оба плохие.

8. Физминутка

9. Чтение по ролям

Учитель: В начале сказки написано: “Идет козел, умная голова…” Кто так думает,
что у козла “умная голова”: другие животные и люди или сам козел? (слайд 19)

Ученики: Так думает сам козёл.

Учитель: Всерьез или с насмешкой Ушинский сказал о козле “умная голова”?
Как назвала Лиса Козла? Почему?

Ученики: Бородатый дурень, потому что у него борода, и он глупый.

Учитель: Какой совет дали бы козлу?

Ученики: Быть осторожнее, не гулять далеко от дома, не верить лисе.

Учитель: Чему может научить эта сказка?

Ученики: Нужно всегда думать головой.

10 . Работа с пословицами. (Пословицы написаны на листочках и закреплены
на доске)

За глупой головой и ногам плохо.

Голова дана для того, чтобы думать.

Лисица семерых волков проведет

Учитель: Подходят эти пословицы к сказке? Как их понимаете?

11. Итог. Рефлексия.

Учитель: С какой сказкой познакомились?

Ученики: Лиса и козёл.

Ученики: К.Д.Ушинский.

Учитель: Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. (слайд 20)
Какой урок вы вынесли из этой сказки?

Ученики: Сначала нужно подумать, а потом делать что-то.

Учитель: Если вам понравилась ваша работа на уроке – выберите улыбающееся
личико.

Если не совсем довольны своей работой – выберите грустное личико.

Если считаете, что могли бы работать лучше – выберите серьёзное личико.

Спасибо за урок! (слайд 21)

Список используемых источников:

1. Учебник Литературное чтение 1 класс Э.Э.Кац

2. Обучение в 1 классе по учебнику «Литературное чтение», Э.Э.Кац, 2009

3. http://www.litmir.net/br/?b=114142 – К.Д.Ушинский

4. http://audio.arjlover.net/audio/russkie_narodnie_skazki/audio-books-unknown-voices/Lisa_i_kozel.mp3 - аудиосказка

5. Дидактические карточки-задания по литературному чтению 1 класс, Нефёдова, Узорова.

Приложение.

Карточки, характеристиками героев.

Для лисы Для козла

коварная

хитрая

лживая

грубая

справедливая

глупый

доверчивый

находчивый

упрямый

самовлюблённый

«Угадай-ка!» ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА (народная сказка) КРОКОДИЛ ГЕНА И ЕГО ДРУЗЬЯ (Э. Успенский)

КОТ В САПОГАХ (Ш.Перро) РЕПКА (народная сказка)

Константин Дмитриевич Ушинский

«Лиса и козёл» К.Д.Ушинский

НА ВОРОН ЗАЗЕВАЛАСЬ ОТ НЕЧЕГО ДЕЛАТЬ СПРЫГНУЛ СДУРУ НАСИЛУ ОТЫСКАЛИ ЗАСМОТРЕЛАСЬ ПО СТОРОНАМ ОТ СКУКИ НЕ ПОДУМАЛ ОЧЕНЬ ДОЛГО ИСКАЛИ

ИДЁТ КОЗЁЛ, УМНАЯ ГОЛОВА

Сказка – ложь, да в неё намёк, добрым молодцам урок!

Спасибо за урок!

Используемые ресурсы: http://i071.radikal.ru/0810/ba/a7d9896ad9e6.jpg - картинка козла http://www.tepid.ru/images/red-fox3.jpg – картинка лисы http://www.fantasy-c.narod.ru/russian-tales/lisa-i-kozel/lisa_i_kozel-01-color.jpg http:// www.fantasy-c.narod.ru / russian-tales / lisa-i-kozel /lisa_i_kozel-02-color.jpg http:// www.fantasy-c.narod.ru / russian-tales / lisa-i-kozel /lisa_i_kozel-03-color.jpg http:// www.fantasy-c.narod.ru / russian-tales / lisa-i-kozel /lisa_i_kozel-04-color.jpg http:// www.fantasy-c.narod.ru / russian-tales / lisa-i-kozel /lisa_i_kozel-05-color.jpg http:// www.fantasy-c.narod.ru / russian-tales / lisa-i-kozel /lisa-i-kozel-008-color.jpg http:// www.fantasy-c.narod.ru / russian-tales / lisa-i-kozel /lisa-i-kozel-007-color.jpg – иллюстрации к сказке http://www.interpres.ru/catalog/images/055957.jpg - обложка сказки http://portret.ru/modules/GalleryMuseum/album/coeval/Ushinskii_.jpg - Ушинского портрет http://www.lofile.com/torrent_image/201000/199288_original.jpg - сказка Репка http://festival.1september.ru/files/articles/59/5942/594255/Image4218.jpg - Заюшкина избушка http://www.segodnya.ua/img/ui/_420a9c6a2f832fa853d0a6f3ec8b81d9.jpg - крокодил Гена http://www.kristina.21415s02.edusite.ru/images/1267009527_med_gallery_9736_679_27064.jpg - кот в сапогах http://qblog.ru/wp-content/uploads/2009/07/kozel-daet-moloko.jpg - картинка козла http://animo2.ucoz.ru/ photo / animacii_bolshogo_razmera / animacii_produktov / animacija_kukuruza /8-0-6288 http://animo2.ucoz.ru/ _ph /8/2/589843557.gif - кукурузу анимация http:// alfor.ru / smiles /842-animirovannye-smajliki-arbuzy.html http:// alfor.ru / flash /arb01.gif - арбуз анимация


"Сказка Лиса и козел"

Бежала лиса, на ворон зазевалась, - и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить тоже. Сидит лиса, горюет. Идет козел, умная голова; идет, бородищей трясет, рожищами мотает; заглянул, от нечего делать, в колодец, увидел там лису и спрашивает:

Что ты там, лисонька, поделываешь?

Отдыхаю, голубчик, - отвечает лиса. - Там наверху жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой - сколько хочешь.

А козлу давно пить хочется.

Хороша ли вода-то? - спрашивает козел.

Отличная! - отвечает лиса. - Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.

Прыгнул сдуру козел, чуть лисы не задавил, а она ему:

Эх, бородатый дурень! И прыгнуть-то не умел - всю обрызгал. "

Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.

Чуть было не пропал козел с голоду в колодце; насилу-то его отыскали и за рога вытащили.

Константин Дмитриевич Ушинский - Сказка Лиса и козел , читать текст

См. также Ушинский Константин Дмитриевич - Проза (рассказы, поэмы, романы...) :

Сказка Лиса Патрикеевна
У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвост...

Сказка Лиса и Козел о последствиях глупых поступков. Ваши дети часто совершает необдуманные поступки? Обязательно прочитайте им эту коротенькую поучительную сказку онлайн и смоделируйте вместе с ними несколько похожих ситуаций из жизни.

Сказка Лиса и Козел читать

Кто автор сказки

Упала Лиса в колодец. Но рыжая плутовка всегда была хитрой и находчивой. Когда Козел к колодцу подошел, Лиса сообразила, как ей из западни выбраться. Льстивыми речами стала Лиса дружка заманивать в колодец. Тот сдуру и прыгнул. Запрыгнула Лиса Козлу на спину и была такова. А спасителю пришлось долго посидеть в холодной воде, пока оттуда его не вытащили. Читать сказку онлайн можно на нашем сайте.

Анализ сказки Лиса и Козел

Персонажи сказки олицетворяют определенные человеческие типы: Лисичка – хитрость и коварство, Козел – тупость. Нужно жить своим умом – эту мысль мы повторяем часто. Именно она и раскрывается в сказке Лиса и Козел. И еще раз напомнинает слушателям о необходимости быть более рассудительными. Чему учит сказка Лиса и Козел? Сказка учит не следовать безумно советам других, обдумывать наперед свои действия, чтобы не стать «козлом».

Мораль сказки Лиса и Козел

Умный человек сначала подумает, а потом сделает. Нужно помнить, что в современном мире много проходимцев, которые пытаются подобно «лисичке» затащить доверчивых и глупых людей в различные «колодцы». Мораль сказки предостерегает от необдуманных поступков.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Прежде чем войти, подумай, как выйдешь.
  • Хитрее лисы зверя нет.
  • Лиса и козёл
  • Исполнитель: Н. Минаева, Н. Воеводина, И. Калинин
  • Тип: mp3, текст
  • Размер: 650 КБ
  • Продолжительность: 00:01:40
  • Скачать рассказ бесплатно
  • Слушать рассказ online

Your browser does not support HTML5 audio + video.

Константин Дмитриевич Ушинский

Лиса и козел

Бежала лиса, на ворон зазевалась, - и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить тоже. Сидит лиса, горюет. Идет козел, умная голова; идет, бородищей трясет, рожищами мотает; заглянул, от нечего делать, в колодец, увидел там лису и спрашивает:

Что ты там, лисонька, поделываешь?

Отдыхаю, голубчик, - отвечает лиса. - Там наверху жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой - сколько хочешь.

А козлу давно пить хочется.

Хороша ли вода-то? - спрашивает козел.

Отличная! - отвечает лиса. - Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.

Прыгнул сдуру козел, чуть лисы не задавил, а она ему:

Эх, бородатый дурень! И прыгнуть-то не умел - всю обрызгал. "

Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.

Чуть было не пропал козел с голоду в колодце; насилу-то его отыскали и за рога вытащили.