» »

Салтыков-щедрин биография. Детство Салтыкова-Щедрина. Интересные факты и важные сведения о его детстве Сообщение о жизни салтыкова щедрина кратко

04.07.2020

САЛТЫКОВ (псевдоним - Н. Щедрин) Михаил Евграфович (1826 - 1889), прозаик. Родился 15 января (27 н.с.) в селе Спас-Угол Тверской губернии в старинной дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении отца в "… годы… самого разгара крепостного права", в одном из глухих углов «Пошехонья». Наблюдения за этой жизнью найдут впоследствии отражение в книгах писателя. Получив хорошее домашнее образование, Салтыков в 10 лет был принят пансионером в Московский дворянский институт, где провел два года, затем в 1838 переведен в Царскосельский лицей. Здесь начинает писать стихи, испытывает большое влияние статей В. Белинского и А. Герцена, произведений Н. Гоголя.

В 1844 после окончания лицея служил чиновником в канцелярии Военного министерства. "… Везде долг, везде принуждение, везде скука и ложь...", такую характеристику дал он бюрократическому Петербургу. Другая жизнь более привлекала Салтыкова: общение с литераторами, посещение «пятниц» Петрашевского, где собирались философы, ученые, литераторы, военные, объединенные антикрепостническими настроениями, поисками идеалов справедливого общества.

Первые повести Салтыкова «Противоречия» (1847), «Запутанное дело» (1848) своей острой социальной проблематикой обратили на себя внимание властей, напуганных французской революцией 1848. Писатель был выслан в Вятку за "… вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю Западную Европу...". В течение восьми лет живет в Вятке, где в 1850 был назначен на должность советника в губернском правлении. Это дало возможность часто бывать в командировках и наблюдать чиновный мир и крестьянскую жизнь. Впечатления этих лет окажут влияние на сатирическое направление творчества писателя. В конце 1855 после смерти Николая 1, получив право «проживать где пожелает», возвращается в Петербург и возобновляет литературную работу. В 1856 - 57 были написаны «Губернские очерки», изданные от имени «надворного советника Н. Щедрина», ставшего известным всей читающей России, назвавшей его наследником Гоголя.

В это время женится на 17-летней дочери вятского вице-губернатора, Е. Болтиной. Салтыков стремился сочетать труд писателя с государственной службой. В 1856 - 58 был чиновником особых поручений в Министерстве внутренних дел, где были сосредоточены работы по подготовке крестьянской реформы.

В 1858 - 62 служил вице-губернатором в Рязани, затем в Твери. Всегда стремился окружать себя на месте своей службы людьми честными, молодыми и образованными, увольняя взяточников и воров.

В эти годы пишет рассказы и очерки («Невинные рассказы», 1857 - 63; «Сатиры в прозе», 1859 - 62), а также статьи по крестьянскому вопросу.

В 1862 выходит в отставку, переезжает в Петербург и по приглашению Некрасова входит в редакцию журнала «Современник», который в это время испытывает огромные трудности (Добролюбов скончался, Чернышевский заключен в Петропавловскую крепость). Салтыков берет на себя огромную писательскую и редакторскую работу. Но главное внимание отдает ежемесячному обозрению «Наша общественная жизнь», которое стало памятником русской публицистики эпохи 1860-х.

В 1864 Салтыков выходит из редакции «Современника», причиной послужили внутрижурнальные разногласия по вопросам тактики общественной борьбы в новых условиях. Возвращается на государственную службу.

В 1865 - 68 возглавлял Казенные палаты в Пензе, Туле, Рязани; наблюдения за жизнью этих городов легли в основу «Писем о провинции» (1869). Частая смена мест службы объясняется конфликтами с начальниками губерний, над которыми писатель «смеялся» в памфлетах-гротесках. После жалобы рязанского губернатора Салтыков в 1868 был отправлен в отставку в чине действительного статского советника. Переезжает в Петербург, принимает приглашение Н. Некрасова стать соредактором журнала «Отечественные записки», где работает в 1868 - 84. Салтыков теперь целиком отдается литературной деятельности. В 1869 - 70 пишет «Историю одного города», вершину своего сатирического искусства.

В 1875 - 76 лечился за границей, посещал страны Западной Европы в разные годы жизни. В Париже встречался с Тургеневым, Флобером, Золя.

В 1880-е сатира Салтыкова достигает кульминации в своем гневе и гротеске: «Современные идиллии» (1877 - 83); «Господа Головлевы» (1880); «Пошехонские рассказы» (1883 - 84).

В 1884 журнал «Отечественные записки» был закрыт, после чего Салтыков вынужден был печататься в журнале «Вестник Европы».

В последние годы жизни создал свои шедевры: «Сказки» (1882 - 86); «Мелочи жизни» (1886 - 87); «Пошехонская старина» (1887 - 89). За несколько дней до смерти он написал первые страницы нового произведения «Забытые слова», где хотел напомнить «пестрым людям» 1880-х об утраченных ими словах: «совесть, отечество, человечество… другие там еще...».

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Литература:

1. Соколова К.И. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. М., 1993.

Статья посвящена краткой биографии Салтыкова-Щедрина - известного российского писателя, создателя многочисленных сатирических произведений.

Краткая биография: государственная служба

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин родился в 1826 г. в небольшом селе Тверской губернии. Его семья имела старинное происхождение. Будущий писатель с детства был знаком со всеми подробностями помещичьей и, соответственно, крестьянской жизни. Эти знания он в полной мере применил в своих произведениях.
Михаил получил приличное домашнее образование и продолжил обучение сначала институте в Москве, а затем - в Царскосельском лицее. Здесь он пишет первые стихотворения, находясь под сильным влиянием произведений Гоголя, статей Белинского.
С 1844 г. Салтыков-Щедрин приезжает в Петербург и начинает службу чиновником. Мертвая канцелярщина и скука не по душе молодому человеку. Он посещает вечера, где собираются известные литераторы, ученые и философы. Во время встреч они открыто обсуждают важные вопросы российской жизни. Часто звучит критика крепостных порядков. Эти разговоры западают Салтыкову-Щедрину глубоко в душу, начинает складываться его собственное мировоззрение.
Первые произведения Салтыкова-Щедрина имели острую социальную направленность. Он был взят властью на заметку и, в связи с нарастающим революционным движением, было принято решение о высылке молодого писателя в Вятку. Однако, даже в ссылке Салтыков-Щедрин занимал государственную должность в губернском правлении. По долгу службы Салтыков-Щедрин совершал многочисленные поездки по деревням и наблюдал крепостнические порядки. Это дало ему обильный материал для своих произведений. В 1855 г. после смерти Николая I Салтыкову-Щедрину было предоставлено право свободного проживания. Он возвращается в столицу и возобновляет литературную деятельность.
Салтыков-Щедрин издает "Губернские очерки", которые пользуются большой популярностью. Писателя причисляют к наследникам таланта Гоголя. Салтыков-Щедрин вступает в брак.
Салтыков-Щедрин продолжает государственную деятельность. Он принимал участие в разработке проектов отмены крепостного права, на рубеже 50-60-х гг. занимал пост вице-губернатора в Твери и Рязани. На службе писатель старался окружить себя молодыми, жаждущими перемен людьми. Его влекло к честным, порядочным людям, которые стремятся принести пользу, а не заботятся о своем благосостоянии. Он продолжает издавать небольшие рассказы.
В 1862 г. Салтыков-Щедрин оставляет службу и входит в редакцию журнала "Современник". Писатель активно включается в публицистическую работу. Однако через два года из-за внутренних разногласий в редакции Салтыков-Щедрин уходит из "Современника" и вновь поступает на службу. На протяжении трех лет он возглавляет Казенные палаты в нескольких городах, но не может долго удержаться на одном месте. Писатель пишет острые сатирические статьи на своих начальников. Очередная жалоба приводит к тому, что Салтыкова-Щедрина отправляют в отставку. Итогом этого периода жизни становятся "Письма о провинции".

Краткая биография: литературная деятельность

В 1868-1884 гг. писатель работает в журнале "Отечественные записки". Он полностью переключается на писательскую деятельность. В это время он заканчивает главный свой сатирический труд - "История одного города". Это произведение является вершиной сатиры Салтыкова-Щедрина. "История" является пародией на все российское государство с момента его возникновения. Развитие вымышленного города и сменяющиеся в нем градоначальники - аналог российской истории. Герои произведения не являются прямыми копиями известных российских правителей, но обладают многими обобщенными их чертами. По поводу произведения поднялись ожесточенные споры. Одни превозносили талант Салтыкова-Щедрина, другие считали, что после такого глубокого оскорбления своей страны его даже читать неприлично.
В дальнейшем Салтыков-Щедрин часто бывает за границей, встречается с иностранными писателями. В 80-е гг. из под его пера выходят "Господа Головлевы", "Современная идиллия", являющиеся кульминацией гротеска писателя.
Салтыков-Щедрин начинает печататься в журнале "Вестник Европы". В это время им был написан роман-автобиография "Пошехонская старина".
Салтыков-Щедрин умер в Петербурге в 1889 г. Он не стал великим русским писателем, но всегда был на острие общественно-политической мысли своего времени. Его сатирические сочинения хоть и считаются несерьезными, но входят в число лучших обличительных произведений XIX в. За фантастическими персонажами и сценами стоит глубокое чувство правды и справедливости.

Родился 15 января (27 н.с.)1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии в старинной дворянской семье. Настоящая фамилия Салтыков, псевдоним Н. Щедрин. Детские годы прошли в родовом имении отца в "…годы… самого разгара крепостного права", в одном из глухих углов "Пошехонья". Наблюдения за этой жизнью найдут впоследствии отражение в книгах писателя.

Отец Салтыкова, Евграф Васильевич, столбовой дворянин, служил коллежским советником. Происходил из старинного дворянского рода. Мать, Ольга Михайловна, урожденная Забелина, москвичка, купеческая дочь. Михаил был шестым из девяти ее детей.

Первые 10 лет своей жизни Салтыков живет в родовом имении отца, где получает начальное домашнее образование. Первыми учителями будущего писателя были старшая сестра и крепостной живописец Павел.

В 10 лет Сатлыков был принят пансионером в Московский дворянский институт, где провел два года. В 1838, как один из отличнейших учеников, был переведен казеннокоштным воспитанником в Царскосельский лицей. В лицее начал писать стихи, но позднее понял, что не обладает поэтическим даром и оставил поэзию. В 1844 окончил курс в лицее по второму разряду (с чином X класса) и поступил на службу в канцелярию Военного министерства. Первое штатное место, помощника секретаря, получил только через два года.

Литература уже тогда занимала его гораздо больше, чем служба: он не только много читал, увлекаясь в особенности Жорж Санд и французскими социалистами (блестящая картина этого увлечения нарисована им тридцать лет спустя в четвёртой главе сборника «За рубежом»), но и писал - сначала небольшие библиографические заметки (в «Отечественных записках» 1847), потом повести «Противоречия» (там же, ноябрь 1847) и «Запутанное дело» (март 1848).

За вольнодумие в 1848 году в биографии Салтыкова-Щедрина состоялась ссылка в Вятку. Там он служил канцелярским чиновником, там же во время следствий и командировок собирал информацию для своих произведений.

В 1855 году Салтыкову-Щедрину наконец разрешили покинуть Вятку, в феврале 1856 он был причислен к Министерству внутренних дел, а затем назначен чиновником особых поручений при министре. Возвратившись из ссылки, Салтыков-Щедрин возобновляет литературную деятельность. Написанные по материалам, собранным за время пребывания в Вятке, «Губернские очерки» быстро завоевывают популярность у читателей, имя Щедрина становится известным. В марте 1858 Салтыков-Щедрин был назначен рязанским вице-губернатором, в апреле 1860 переведён на ту же должность в Тверь. В это время писатель много работает, сотрудничая с различными журналами, но в основном – с «Современником».

В 1862 писатель вышел в отставку, переехал в Петербург и по приглашению Некрасова вошел в редакцию журнала "Современник", который в это время испытывал огромные трудности (Добролюбов скончался, Чернышевский заключен в Петропавловскую крепость). Салтыков взял на себя огромную писательскую и редакторскую работу. Но главное внимание уделял ежемесячному обозрению "Наша общественная жизнь", которое стало памятником русской публицистики эпохи 1860-х.

Весьма вероятно, что стеснения, которые "Современник" на каждом шагу встречал со стороны цензуры, в связи с отсутствием надежды на скорую перемену к лучшему, побудили Салтыкова опять вступить на службу, но по другому ведомству, менее прикосновенному к злобе дня. В ноябри 1864 г. он был назначен управляющим пензенской казенной палатой, два года спустя переведен на ту же должность в Тулу, а в октябре 1867 г. — в Рязань. Эти годы были временем его наименьшей литературной деятельности: в продолжение трех лет (1865, 1866, 1867) в печати появилась только одна его статья.

После жалобы рязанского губернатора Салтыков в 1868 был отправлен в отставку в чине действительного статского советника. Переехал в Петербург, принял приглашение Н. Некрасова стать соредактором журнала "Отечественные записки", где работал в 1868 - 1884. Салтыков теперь целиком переключился на литературную деятельность. В 1869 году пишет "Историю одного города" - вершину своего сатирического искусства.

В 1875-м, будучи во Франции, встретился с Флобером и Тургеневым. Большинство произведений Михаила того времени были наполнены глубочайшим смыслом и непревзойденной сатирой, кульминация которой достигла своего апогея в гротеске под названием «Современная идиллия», а также «Господа Головлевы».

В 1880-е годы сатира Салтыкова достигает кульминации в своем гневе и гротеске: "Современные идиллии" (1877-1883); "Господа Головлевы" (1880); "Пошехонские рассказы" (1883-1884).

В 1884 правительство запретило издание «Отечественных записок». Закрытие журнала Салтыков-Щедрин пережил тяжело. Он вынужден был печататься в чуждых ему по направлению органах либералов - в журнале «Вестник Европы» и газете «Русские ведомости». Несмотря на свирепую реакцию и тяжёлую болезнь, Салтыков-Щедрин создал в последние годы такие шедевры, как «Сказки» (1882-86), в которых сжато отражены почти все главные темы его творчества; исполненные глубокого философского историзма «Мелочи жизни» (1886-87) и, наконец, широкое эпическое полотно крепостной России - «Пошехонскую старину» (1887-1889).

10 мая (28 апреля) 1889 года – Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин умирает. По собственному завещанию похоронен на Волковом кладбище в Петербурге рядом с И.С. Тургеневым.

О биографии Салтыкова-Щедрина можно говорить до бесконечности, учитывая его статус основателя русской сатирической литературы с элементами сказки. Поэтому, в кратких фактах о самых главных событиях в жизни писателя с четко прослеживается отношение выродившегося дворянского сословия к состоянию дел в крепостном государстве.

Детские годы

  1. Родителями будущего сатирика стали Евграф Васильевич Салтыков и Ольга Михайловна Забелина. Папа служил коллежским советником и не имел веса ни в обществе, ни в семье, по причине происхождения из бедного дворянского рода. Всем заправляла мать, строгая женщина с примитивными представлениями о воспитании детей и огромной жадностью к собственным богатствам.
  2. Замуж ее выдали совсем юной девочкой, из-за чего она перенесла в собственную семью устои помещичьего быта и придерживалась их с неукоснительной строгостью.
  3. Появился на свет писатель шестым ребенком из 9 живых братьев и сестер 15 января 1826 года в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Считался до 10 лет самым любимым ребенком в семье, что сказывалось в несколько странном отношении к нему жадной и властной матери – остатки праздничного обеда первыми выдавались Михаилу.
  4. Обучением господских детей занимались учителя и гувернеры из собственных крепостных, а также старшая сестра писателя Надежда вместе со своей коллегой по Екатерининскому институту Авдотьей Василевской. Чуть позже к образованию подростков присоединились священник из соседнего села и студент духовной семинарии.
  5. За отличное знание основных предметов Михаил Салтыков был принят в 1836 году в Московский дворянский институт сразу в третий класс. По итогам учебы зачислен в 1838 году в столичный лицей на казенное содержание, как успешный студент.

Примечательно, что тяга к творчеству у писателя развивалась в стенах лицея под влиянием творчества Пушкина и его скоропостижной смерти. Изначально Михаил Салтыков пытался заниматься поэзией, что ему быстро надоело из-за необходимости «втискивать хорошие мысли в рамки рифмованных строк».

Карьера и ссылка

После окончания учебы за вольнодумство и тягу к протестантским настроениям Михаил Евграфович получил низкий разряд в табели о рангах, что помешало ему занять высокую должность на государственной службе. При этом он продолжал совершенствоваться в писательском труде, за что и был сослан в провинцию.

Дальнейшая его деятельность неразрывно связана с проживанием в различных губерниях Российской империи и деятельностью в качестве чиновника на авторитетных должностях:

  1. В апреле 1948 года Салтыкова отправляет в Вятку его непосредственный начальник граф Чернышов, испугавшись мыслей писателя, выраженных в повести «Запутанное дело». К этому времени Европа была напугана Французской революцией и Германскими восстаниями, что привело к ужесточению цензуры и ссылке всех сочувствующих проблемам низших слоев населения образованных людей.
  2. В 1951 году опальный сатирик смог избежать кровопролития между арендаторами и крестьянами в окружных деревнях.
  3. До окончания ссылки в 1955 году писатель много занимался переводами французских просветителей, а также составил «Историю Государства Российского» для обучения этому предмету дочерей своего приятеля, вице-губернатора Вятки и близлежащих деревень. В семье Болтина имел теплый прием и постоянно проводил свободное время с младшими дочерьми градоначальника, что сыграло впоследствии важную роль в биографии Салтыкова-Щедрина – в свою супругу, Елену Апполоньевну Болтину петербургский статский советник влюбился, когда той едва исполнилось 12 лет.
  4. В 1856 году, став действительным статским советником от Министерства внутренних дел, женился на своей избраннице, которой едва исполнилось 14 лет. На свадьбу приехал только старший брат писателя – маме Михаила Евграфовича невестка пришлась не по вкусу из-за молодости и отсутствия богатого приданного.
  5. С 1858 по 1862 год служил в качестве главного полицейского начальника в Тверской и Рязанской губерниях. За это время смог организовать несколько участков для управления порядками в прилегающих к этим городах районах и проявил себя как прогрессивный борец за справедливость в отношении бесправных слоев населения – чиновников низших категорий, крепостных людей и землепашцев.

В очерках современников, рассказывающих о важнейших фактах из жизни первого сатирика, время службы на государственных должностях для Салтыкова-Щедрина не прошло даром. Наблюдения за бытом и устоями провинциальных поселений и городов послужило богатой основой для будущих произведений классика.

Успех в литературной работе

Михаил Евграфович не оставлял надежды создать себе имя в качестве прогрессивного писателя современности и потому на протяжении всего периода государственной службы много работал над собственными письменными наблюдениями и размышлениями. Плодотворность его усилий определилась несомненной популярностью отдельных произведений, увидевших свет на разных этапах его творчества:

  1. 1856 год – начало цикла публикаций под общим названием «Губернские заметки» в журнале «Русский вестник».
  2. С июня 1868 года, после вторичной и окончательной отставки Салтыков стал фактическим редактором журнала «Отечественные записки» совместно с Некрасовым. К этому времени в свет вышел сборник его очерков и рассказов, составленный из многолетних публикаций в «Московских ведомостях» и «Современнике».
  3. В период с 1868 до 1884 года издание выпустило большинство известных произведений Михаила Салтыкова-Щедрина, что позволило ему и его близким достойно существовать и путешествовать по Европе.

Умер писатель в 1989 году, оставив после себя не только молодую вдову, но и сына с дочерью. Вопреки огромному количеству источников, утверждавших, что свою семью Салтыков-Щедрин не любил, имеется много оснований утверждать обратное – сохранились предсмертные записки писателя к своему сыну. В них умирающий с огромной нежностью и любовью просит наследника заботиться о сестре и матери после его смерти.

Михаил Салтыков-Щедрин – известный русский писатель, журналист, редактор, государственный чиновник. Его произведения входят в обязательную школьную программу. Сказки писателя не зря именуются так – в них не только карикатурное высмеивание и гротеск, тем самым автор подчеркивает, что человек является вершителем собственной судьбы.

Детство и юность

Гений русской литературы родом из дворянской семьи. Отец Евграф Васильевич был на четверть века старше супруги Ольги Михайловны. Дочь московского купца вышла замуж в 15 лет и уехала за мужем в деревню Спас-Угол, которая тогда располагалась в Тверской губернии. Там 15 января 1826 года по новому стилю родился младший из шести детей – Михаил. Всего в семье Салтыковых (Щедрин – часть последовавшего со временем псевдонима) росли три сына и три дочери.

По описаниям исследователей биографии писателя, мать, со временем превратившаяся из веселой девушки во властную хозяйку поместья, делила детей на любимчиков и постылых. Маленький Миша был окружен любовью, но и ему иногда попадало розгами. Дома постоянно стоял крик и плач. Как писал Владимир Оболенский в мемуарах о семье Салтыкова-Щедрина, в беседах писатель описывал детство в мрачных красках, однажды произнес, что ненавидит «эту ужасную женщину», ведя речь о матери.

Салтыков знал французский и немецкий языки, получил блестящее начальное домашнее образование, позволившее поступить в Московский дворянский институт. Оттуда мальчик, проявивший недюжинное прилежание, попал на полное государственное обеспечение в привилегированный Царскосельский лицей, в котором образование приравнивалось к университетскому, а выпускникам присваивались чины согласно Табели о рангах.


Оба учебных заведения славились тем, что выпускали элиту русского общества. Среди выпускников - , князь Михаил Оболенский, Антон Дельвиг, Иван Пущин. Однако, в отличие от них, Салтыков из чудного умного мальчика превратился в неопрятного, сквернословящего, часто сидящего в карцере парнишку, у которого так и не появилось близких друзей. Неспроста Михаила однокашники прозвали "Сумрачным лицеистом".

Атмосфера в стенах лицея способствовала творчеству, и Михаил в подражание предшественникам начал писать стихи вольнодумского содержания. Такое поведение не осталось незамеченным: выпускник лицея Михаил Салтыков получил чин коллежского секретаря, хотя за успехи в учебе ему светил ранг повыше - титулярного советника.


По окончании лицея Михаил устроился служить в канцелярию военного ведомства и продолжил сочинять. Кроме этого, увлекся произведениями французских социалистов. Темы, поднятые революционерами, нашли отражение в первых повестях «Запутанное дело» и «Противоречия».

Вот только с источником публикации начинающий писатель не угадал. Журнал «Отечественные записки» в то время находился под негласной политической цензурой, считался идейно вредным.


По решению надзорной комиссии Салтыкова отправили в ссылку в Вятку, в канцелярию при губернаторе. В ссылке, помимо служебных дел, Михаил изучал историю страны, переводил сочинения европейских классиков, много ездил и общался с народом. Салтыков чуть было не остался насовсем прозябать в провинции, пусть и дослужившись до советника губернского правления: в 1855-м на императорский трон был коронован , и о рядовом ссыльном попросту забыли.

На помощь пришел Петр Ланской, представитель знатного дворянского рода, второй муж . При содействии его брата, министра внутренних дел, Михаила вернули в Петербург и дали место чиновника особых поручений в этом ведомстве.

Литература

Михаил Евграфович считается одним из самых ярких сатириков русской литературы, виртуозно владеющий эзоповым языком, романы и рассказы которого не утратили злободневности. Для историков произведения Салтыкова-Щедрина – это источник познания нравов и обычаев, распространенных в Российской империи 19 века. Перу писателя принадлежат такие термины, как «головотяпство», «мягкотелый» и «благоглупость».


По возвращении из ссылки Салтыков переработал опыт общения с чиновниками русской глубинки и под псевдонимом Николай Щедрин опубликовал цикл рассказов «Губернские очерки», воссоздав характерные типажи жителей России. Сочинения ждал большой успех, имя автора, впоследствии написавшего немало книг, в первую очередь будут связывать с «Очерками», исследователи творчества писателя назовут их знаковым этапом в развитии русской литературы.

В рассказах с особой теплотой описываются простые люди-работяги. Создавая образы дворян и чиновников, Михаил Евграфович вел речь не только об основах крепостного права, но и акцентировал внимание на моральной стороне представителей высшего сословия и нравственных основах государственности.


Вершиной творчества русского прозаика считается «История одного города». Сатирический рассказ, полный аллегории и гротеска, современники оценили не сразу. Более того, автора поначалу обвинили в том, что он насмехается над обществом и пытается очернить исторические факты.

В главных героях-градоначальниках показана богатая палитра человеческих характеров и общественных устоев – взяточники, карьеристы, равнодушные, одержимые абсурдными целями, откровенные глупцы. Простой же народ выступает как слепо подчиняющаяся, готовая все стерпеть серая масса, которая действует решительно, только оказавшись на краю гибели.


Такое малодушие и трусость Салтыков-Щедрин высмеял в «Премудром пискаре». Произведение, несмотря на то, что именуется сказкой, адресовано вовсе не детям. Философский смыл повествования о рыбе, наделенной человеческими качествами, заключен в том, что одинокое существование, замкнутое только на собственном благополучии – ничтожно.

Еще одна сказка для взрослых – «Дикий помещик», живое и веселое произведение с легким налетом цинизма, в котором простой народ-труженик открыто противопоставляется самодуру-помещику.


Литературное творчество Салтыкова-Щедрина получило дополнительную подпитку, когда прозаик начал работать в редакции журнала «Отечественные записки». Общее руководство изданием с 1868 года принадлежало поэту и публицисту .

По личному приглашению последнего Михаил Евграфович возглавил первый отдел, занимающийся публикацией беллетристики и переводных произведений. Основная масса собственных сочинений Салтыкова-Щедрина также вышла на страницах «Записок».


В их числе - «Убежище Монрепо», по словам литературоведов – калька семейной жизни писателя, ставшего вице-губернатором, «Дневник провинциала в Петербурге» - книга о не переводящихся на Руси авантюристах, «Помпадуры и помпадурши», «Письма из провинции».

В 1880-м отдельной книгой опубликован эпохальный остросоциальный роман «Господа Головлевы» - повествование о семье, в которой главная цель – обогащение и праздный образ жизни, дети давно превратились в обузу для матери, в целом семья живет не по закону божьему и, не замечая того, движется к самоуничтожению.

Личная жизнь

С супругой Елизаветой Михаил Салтыков познакомился в вятской ссылке. Девушка оказалась дочерью непосредственного начальника писателя, вице-губернатора Аполлона Петровича Болтина. Чиновник делал карьеру в сфере образования, хозяйственном, военном и полицейском ведомствах. Поначалу опытный служака опасался вольнодумца Салтыкова, но со временем мужчины подружились.


В семье Лизу звали Бетси, девушка называла писателя, который был старше ее на 14 лет, Мишелем. Однако вскоре Болтина перевели по службе во Владимир, и семья уехала за ним. Салтыкову же запретили покидать пределы Вятской губернии. Но, по преданию, он дважды нарушал запрет, чтобы повидать возлюбленную.

Категорически воспротивилась браку с Елизаветой Аполлоновной мать писателя, Ольга Михайловна: мало того, что невеста слишком молода, так еще и приданое за девушкой дают не солидное. Разница в годах вызвала сомнение и у владимирского вице-губернатора. Михаил согласился подождать один год.


Молодые люди поженились в июне 1856-го, мать жениха на венчание не приехала. Отношения в новой семье складывались сложно, супруги часто ссорились, сказывалась разница характеров: Михаил - прямой, вспыльчивый, в доме его боялись. Елизавета же, наоборот, мягкая и терпеливая, не обремененная знаниями наук. Салтыкову не нравились жеманство и кокетство жены, он называл идеалы супруги «не весьма требовательными».

По воспоминаниям князя Владимира Оболенского, Елизавета Аполлоновна в разговор вступала невпопад, делала замечания, не относящиеся к делу. Произносимые женщиной глупости ставили собеседника в тупик и злили Михаила Евграфовича.


Елизавета любила красивую жизнь и требовала соответствующего финансового содержания. В этом муж, дослужившийся до звания вице-губернатора, еще мог поспособствовать, но постоянно влезал в долги и называл приобретение собственности безалаберным поступком. Из произведений Салтыкова-Щедрина и исследований жизни писателя известно, что он играл на фортепиано, разбирался в винах и слыл знатоком ненормативной лексики.

Тем не менее, Елизавета и Михаил прожили вместе всю жизнь. Жена переписывала произведения мужа, оказалась хорошей хозяйкой, после смерти писателя грамотно распорядилась наследством, благодаря чему семья не испытывала нужду. В браке родились дочь Елизавета и сын Константин. Дети никак не проявили себя, чем огорчали знаменитого отца, безгранично их любившего. Салтыков писал:

«Несчастливы будут мои дети, никакой поэзии в сердцах, никаких радужных воспоминаний».

Смерть

Здоровье немолодого писателя, страдавшего от ревматизма, сильно подорвало закрытие «Отечественных записок» в 1884-м. В совместном решении министерства внутренних дел, юстиции и народного просвещения издание было признано распространителем вредных идей, а сотрудники редакции – членами тайного общества.


Последние месяцы жизни Салтыков-Щедрин провел в постели, гостям просил передать: «Я очень занят – умираю». Умер Михаил Евграфович в мае 1889 от осложнений, вызванных простудой. Согласно завещанию писателя похоронили рядом с могилой на Волковском кладбище Санкт-Петербурга.

  • К аристократическому боярскому роду Салтыковых, по одним данным, Михаил Евграфович не относится. По другим, его семья - потомки нетитулованной ветви рода.
  • Михаил Салтыков – Щедрин придумал слово «мягкотелость».
  • Дети в семье писателя появились спустя 17 лет брака.
  • Существует несколько версий происхождения псевдонима Щедрин. Первая: в поместье Салтыковых жило много крестьян с такой фамилией. Вторая: Щедрин – фамилия купца, участника раскольнического движения, дело которого писатель расследовал в силу служебных обязанностей. «Французская» версия: один из вариантов перевода слова «щедрый» на французский язык – libéral. Именно излишнюю либеральную болтовню изобличал писатель в своих произведениях.

Библиография

  • 1857 – «Губернские очерки»
  • 1869 – «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
  • 1870 – «История одного города»
  • 1872 – «Дневник провинциала в Петербурге»
  • 1879 – «Убежище Монрепо»
  • 1880 – «Господа Головлевы»
  • 1883 – «Премудрый пискарь»
  • 1884 – «Карась-идеалист»
  • 1885 – «Коняга»
  • 1886 – «Ворон-челобитник»
  • 1889 – «Пошехонская старина»