Семья орксэ мировые религии. Основы мировых религиозных культур. Осмысление учебной задачи
Технологическая карта урока
Учитель: Ковалёва Светлана Михайловна
Класс: 4
Модуль: «Основы мировых религиозных культур»
Тема урока: Семья
Место урока в изучаемой теме: 28 урок
Тип урока: Усвоение новых знаний
Цель: дать представление об отношении к семье традиционных религий
Задачи урока:
1.Образовательные:
- Знакомство с понятиями семья, семейные ценности; раскрытие отношения к семье в традиционных религиях; формировать уважительное отношение к семье, семейным ценностям; умение объективно оценивать себя и других;
2.Развивающие:
- Создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся; развитие умения работать с учебником, словарём и компьютерными ресурсами для получения наиболее точной полной информации; развивать познавательный интерес к предмету;
3.Воспитательные:
- формировать уважительное отношение к семье;
- воспитывать ответственность по отношению к членам семьи;
- воспитывать через примеры урока понятие «дружной, счастливой семьи»
Планируемые результаты:
дать начальное представление о моральных нормах поведения и правилах нравственного поведения, об этнических нормах взаимоотношений в семье и между поколениями;
способствовать формированию ценностного отношения к России, к своему народу, своей семье, старшему поколению.
Метапредметные УУД:
Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника, положительное отношение к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; воспитывать уважение и трудолюбие.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи.
Регулятивные УУД: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; определять и формулировать цель деятельности на уроке; учить определять цель задания, корректировать работу по ходу его выполнения, высказывать свое предположение на основе учебного материала; контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Познавательные УУД: учиться анализировать, выстраивать логическую цепь рассуждений; ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в тексте; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Технологии, используемые на уроке: проектная деятельность, проблемное обучение.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, в группах.
Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник «Основы мировых религиозных культур», ромашки,
Структура и ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные учебные действия
1. Организационный момент.
Создать эмоциональный настрой на работу,
мотивировать учащихся к учебной деятельности.
-Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, своих добрых и умных учеников! Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ?! А теперь улыбнитесь друг другу, гостям. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям. Прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня.
И послушаем песенку
Звучит песня «Дружная семейка»
-Понравилась ли вам песня?
- О ком идет речь в этой песне?
- Как одним словом можно их назвать? Проверяют готовность к уроку;
На доске – солнышко.
Ребята рассаживаются за 3 стола.
-О маме, папе, бабушке, брате, сестре
-Семья Личностные УУД: желание и стремление к познавательной деятельности.Регулятивные УУД: настрой на работу, создание ситуации успеха.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества. 2.Самоопределение к учебной деятельности. Постановка проблемы.
3. Изучение темы и осмысление материала урока.
4. ФизминуткаПостарайтесь определить тему нашего урока.
-Правильно, мы будем говорить о семье и семейных ценностях в различных религиозных традициях.
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
–Как слово получилось,
Неясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
«Семья» - мы слышим это слово каждый день и настолько к нему привыкли, что порой не задумываемся, что оно обозначает.
А где мы можем уточнить значение слова?
1 группа - Словарь Ожегова С.И.:
1. Это группа живущих вместе близких родственников;2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
2 группа - Ушаков Д.Н.: Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
3 группа - «Большая советская энциклопедия.»Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
- Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи и большие, и маленькие.
- А у вас семья большая? Расскажите о своей семье.
- Какая семья называется дружной?
- О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них «Как появилась дружная семья».
- Прочитайте названия этих качеств: (на Слайде) ПОНИМАНИЕ, ЛЮБОВЬ, ДОВЕРИЕ, ДОБРОТА, ЗАБОТА, ПОМОЩЬ, ДРУЖБА.- Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье буду царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы.
- А сейчас поговорим об отношении традиционных религий России к семье. На какой вопрос мы должны ответить?
Работа с учебником: Найти в учебнике (с. 74) ответ на вопрос:
– Как должны жить люди в христианском браке?
- Каждая группа получает задание.
1)В Христианстве брак - это школа…. (любви)
2)В Иудаизме брак - одна из главнейших заповедей.
3) В исламе – обязанность.
4)В буддизме – ответственность.
- Проверяем.
- А сейчас мы проведем очень коротенькую игру. Встаньте рядом с партой на одну ногу, руки вытяните вперед. А теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах возьмитесь за руки.
- Когда было легче удержаться на одной ноге?
- Почему в паре легче, как думаете?
- Что вам помогло?
- Да, поддержка человеку нужна всегда, особенно она необходима в семье. Определяют тему урока, выдвигают предположение о цели и задачах урока.
-Сегодня на уроке мы будем говорить о семье и семейных ценностях.
Участвуют в беседе.
В словарях (работа в группах)
2-3 ученика рассказывают о своих семьях.
Называют признаки дружной семьи.
Читает заранее подготовленный ученик: «Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья. Напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств…»
- Как должны жить люди в браке?
Читают в учебнике
Групповая работа
1 группа – Какое значение имеет брак в иудаизме?
2 группа – Какое значение имеет брак в исламе?
3 группа – В чём состоит значение брака в буддизме?
Ответы учащихся 1-3 групп.
Строить свои речевые высказывания в устной форме.
Регулятивная УУД: определяют и формируют учебную задачу
Коммуникативные УУД: уметь отвечать на вопросы учителя, аргументировать свою точку зрения.
Познавательные УУД: Построение логической цепи рассуждения.
Коммуникативные УУД: Уметь в коммуникации строить высказывания.
Личностные УУД: уметь не создавать конфликтов, договариваться, распределяя работу в группе.
Регулятивные УУД: умение удерживать учебную задачу.
5. Закрепление изученного.
Работа в парах.
Вывод -Давайте поработаем с таблицами: посмотрим и определим, что общего есть во всех религиях мира, для построения добрых отношений в семье? (+)- Какие ценности являются общими для всех семей?
-Какие пословицы о семье вы знаете? Как вы их понимаете?
Составь пословицы из предложенных частей и соедините их стрелочками.
- Объясните, как вы понимаете пословицы.
1.На что клад, коли в семье лад.
Согласье в дому – достаток в дому, раздоры в семье - пропадать всему.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
2. Вся семья вместе, так и душа на месте.
В родной семье и каша гуще.
За общим семейным столом еда вкуснее.
3. Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
Дерево держится корнями, а человек семьёй.
Семья без детей, что цветок без запаха.
Давайте вернёмся к целям нашего урока. Удалось ли нам достичь их? Что такое семья? Как относятся к семье основные религии мира?
Какую семью можно назвать счастливой?
-любовь мужа и жены друг к другу;
- любовь родителей к детям;
-почитание родителей;
-согласие;
- забота;
-терпение;
-уважение,
-прощение;
-семейные традиции
Предположения детей.
Работа в парах. Выполнение задания, рассуждения, доказательства своей точки зрения.
Объяснение пословиц. Коммуникативные УУД:
Уметь формулировать мысль, строить высказывание, аргументировать свою точку зрения.
сотрудничество в поиске и выборе информации.
Познавательные УУД: Устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
6. Рефлексия деятельности
(итог урока).
7. Домашнее задание. Организует беседу по уточнению и конкретизации новых знаний
-А какие праздники, посвящённые членам семьи вы знаете?
15 мая -Международный день семьи,
1 июня - День защиты детей, 20 ноября «Всемирный день ребенка», третье воскресенье июня – День отца, первое воскресенье ноября – День матери, первое воскресенье марта -«Национальный день бабушек» (Франция)
В России существует Всероссийский день семьи – 8 июля.
Отмечать стали этот праздник с 2008 года. День семьи в России отмечается в этот день неслучайно. 8 июля - православная церковь чтит память Святых Петра и Февронии. Они были мужем и женой.
Символом праздника стала ромашка (символ любви на Руси). Вы поняли, ребята, почему у вас на столах не волшебный цветик-семицветик, а обычная ромашка?
– Ребята, давайте возьмем наши ромашки в руки. Чувствуете, какие они хрупкие? Каждый цветок тянется к солнышку. Вот так и семья, как дар Божий, нуждается в любви и защите. Давайте беречь эту величайшую ценность – нашу семью.
- А сейчас, кому понравилось на нашем уроке, изобразите в центре ромашки улыбку, а кому нет – грусть. И прикрепим символы нашей маленькой семьи поближе к солнышку, и пусть ваши семьи крепнут и процветают.
- (Звучит «Гимн семьи»)
И закончить урок я бы хотела стихотворением.
Семья-это счастье, любовь и удача,
Семья-это летом поездки на дачу.
Семья-это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Семья-это труд, друг о друге забота
Семья-это много домашней работы.
Семья -это важно!
Семья -это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
«Какая хорошая эта семья!»
Подготовь рассказ о своей семье. Вместе с родителями придумай и нарисуй герб своей семьи.
Отвечают на вопросы, обобщают, делают выводы.
- символ любви
Дети прикрепляют свои ромашки к солнышку. Регулятивные УУД:
умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; в диалоге с учителем оценивают степень успешности своей работы
Личностные УУД:
понимание значения семьи в жизни человека, желание беречь семейные традиции и семейные ценности.
СЕМЬЯ
Власенко И.И.
Цели урока:
Обучающие :
показать значение семьи в жизни каждого гражданина, выяснить, как традиционные религии относятся к семье;
довести до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека; что сплоченность семьи – это фундамент благополучия.
Воспитательные :
воспитывать любовь и уважение к своей семье, доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру;
формировать у детей стремление помогать семье во всем, пробудить в ребенке чувство ответственности и заботы за семью.
Развивающие :
развивать речь, внимание, мышление, память;
развивать приёмы наблюдения, аналитическое мышление;
формировать умение выделять главное;
пополнять словарный запас.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебное пособие А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной «Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы», электронное приложение к учебному пособию «Основы мировых религиозных культур», мультимедийная презентация.
Основные понятия и термины: семья, члены семьи, домочадцы, старшее поколение, младшее поколение, дружная семья, культура общения семьи.
Место проведения урока : кабинет с компьютером, проектором, экраном.
Тип урока : изучение нового материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, и не только я: сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. А теперь настройте себя на рабочий лад: улыбнитесь друг другу, прикоснитесь своей ладошкой к ладошке своего соседа по парте и пожелайте друг другу успехов.
II. Подготовка к изучению нового материала
Ребята, мы с вами продолжаем знакомиться с традиционными религиями России, но сегодняшний урок я начну с загадок. Отгадайте их и скажите, о чём именно пойдет речь на уроке?
Кто в семье со всеми дружен?
Кто всегда нам очень нужен?
Кто готовит, шьет, стирает
И почти не отдыхает?
Кто заботится о нас
Каждый день и каждый час? (Мама)
Детям он решит задачу,
Отвезет семью на дачу.
Починить готов утюг,
Если тот сломался вдруг.
Сильный, ловкий и отважный,
После мамы - самый важный! (Папа)
Он стар, но это ничего,
Его добрее нет.
Он папа папы моего
А для меня он… (Дед)
Она совсем не старая,
Хотя уже седая.
Я сяду с нею рядышком:
Расскажи мне сказку, дорогая… (бабушка)
Радость в глазах, в глазах удивленье,
В семье у нас ещё прибавленье!
В доме у нас появилась девчонка!
Теперь я ей брат, а она мне… (сестренка)
Кто загадки отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой -
Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы - одна… (Семья)
III. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. Формулировка целей
Сегодня на уроке мы должны будем выяснить: что такое семья, что объединяет членов семьи, чем семья отличается от другой группы людей? (Слайд 1-2)
IV. Актуализация знаний обучающихся
Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи. А что такое в вашем понимании семья? (Семья – это дом, в котором ты живешь, папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат)
Словарная работа (чтение и запись в тетрадь) (Слайд 3)
Давайте обратимся к Толковому словарю С.И. Ожегова и выпишем значение слова «семья»:
1. Группа живущих вместе близких родственников.
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
- Какие важные вопросы должна решать каждая семья? (Слайд 4)
Вести общее
хозяйство
Воспитывать
Организовывать
совместный досуг
Заботиться
о старших
Итак, семья- это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу.
Как появилось слово «семья» мы узнаем, послушав стихотворение:
Когда-то о нем не слыхала Земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
Кто их воспитает, царица моя?
И Ева кротко ответила: «Я».
Кто пищу сготовит, о, радость моя?
И Ева все так же ответила: «Я».
Кто платье сошьет,
Постирает белье,
Меня приласкает,
Украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!
«Я», «Я» …тихо молвила Ева – «Я», «Я»…
Сказала она знаменитых семь «я».
Вот так на земле появилась семья.
- А зачем человеку нужна семья? (Ответы детей)
Семья - это счастье, любовь и удача,
Семья - это летом поездки на дачу.
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья - это труд, друг о друге забота,
Семья - это много домашней работы.
Семья - это важно! Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Какая хорошая ваша семья!
В ваших ответах прозвучала одна простая и верная мысль – для счастья. Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья: счастье материнства и отцовства.
- Какую роль играет семья в вашей жизни ? Какие ценности должны преобладать в семье, чтобы она была счастливой?
- Любовь - это главное качество, которое объединяет всех членов семьи. Если человек ощущает на себе любовь и заботу близких, знает, что в любой жизненной ситуации он найдет помощь и поддержку в семье, то он чувствует себя уверенным, защищенным, сильным. Важно, чтобы теплота человеческих отношений, взаимопонимание, привязанность, сочувствие среди членов семьи были взаимными. Тогда семья будет крепкой и дружной, и не страшны ей никакие невзгоды.
Послушайте китайскую притчу
Жила-была на свете одна семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что эта семья была особая – мир и лад царили в ней и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого императора. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в то село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился император. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Лишь три слова были начертаны на бумаге.
Император прочел и с удивлением спросил: «И всё?»
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
- Как вы думаете, какие слова были написаны на листочке? (Любовь, прощение, терпение). Запишите данные ценности в тетрадь. (Слайд 5)
Мы с вами назвали то, что объединяет членов семьи. А чем семья отличается от другой группы людей? Можно ли наш класс назвать семьей? (Нет, потому что у класса нет совместного хозяйства, не распределяем бюджет, нет родственных отношений).
Вывод. Класс не является семьей в том понимании, в каком мы сегодня говорим о семье.
V. Физкультминутка
Наша дружная семья:
Мама, папа, брат и я.
Спортом любим заниматься,
И, конечно, закаляться.
Мы - счастливая семья,
Мама, папа, брат и я. (Слайд 6)
VI. Изучение нового материала, работа с учебником
Итак, мы выяснили, что семья – это прочный союз любящих, духовно близких и равноправных людей, у которых нормой отношения являются уважение, доверие, взаимопомощь, общие взгляды. Именно в семье многие дети узнают о традициях своего народа, об основах своей веры.
– Как вы думаете, почему во всех религиях семья считается одной из важнейших ценностей? (Ответы детей)
Обобщение высказываний обучающихся (интерактивный материал)
Иудаизм
В иудаизме семья – это величайшая ценность, а брак и рождение детей считаются одной из главнейших заповедей, данной ещё Адаму и Еве.
Христианство
Для православных христиан брак – это одно из таинств, в котором Сам Бог благословляет любящих друг друга. Огромное значение придаётся почитанию родителей и уважительному к ним отношению.
Буддизм
В буддизме все верующие делятся на монахов и мирян. Для мирян семейная жизнь является важнейшей частью их жизни. Назначение семьи - это ответственность и забота о детях, о родителях, о монахах.
Ислам
Ислам рассматривает брак как обязательство перед Богом, а многочисленное потомство – это благословение Всевышнего. Семейная жизнь у мусульман ограждена от посторонних взоров. С особым уважением мусульмане относятся к женщине. Пророк Мухаммад сказал, что «рай находится под ногами наших матерей».
– Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей)
VII. Закрепление пройденного материала
Тренажёр – Выберите верный вариант
1.В христианстве семью часто называют … «малой Церковью».
2.Согласно исламу, женатый человек имеет предпочтение перед …. неженатым.
3.Одна из 10 библейских заповедей гласит …. «Почитай отца и мать».
4.Идеалом человеческих взаимоотношений в буддизме является … материнская любовь.
Контроль - Укажите правильный ответ
1.В православной традиции венчание – …одно из важнейших таинств.
2.Как в иудаизме воспринимается создание семьи и продолжение рода … как заповедь, данная ещё Адаму и Еве.
3.Брак в исламе считается … обязательством перед Богом.
4.Люди, принадлежащие к буддийским традициям, могут … состоять в браке или принадлежать к монашеской общине.
VIII. Итог урока
– Почему же во всех религиях семья считается одной их важнейших ценностей?
IX. Рефлексиция
Аппликация «Счастливая семья» (дети под музыку выходят и приклеивают на плакат, висящий на доске, «фигурки счастья»).
X. Домашнее задание (Слайд 7)
Подобрать пословицы о семье
- А закончить наш урок мне хочется словами из стихотворения о семье, которое звучало в начале урока:
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша СЕМЬЯ! (Слайд 8)
Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль: «Основы мировых религиозных культур»
Тема урока : «Семья».
Класс: 4
г.Нижневартовск
Цель : дать представление об отношении к семье традиционных религий России.
Задачи : познакомить учащихся с ролью семьи в мировых религиях, формировать уважительное отношение к семье, семейным ценностям, воспитывать через примеры урока понятие «дружной, счастливой семьи», продолжить развивать умение сравнивать и обобщать материал, осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
Основные понятия: семья, семейные ценности
Ресурсы: мультимедиапроектор, компьютер, экран, презентация к уроку, видеоролик «Притча Счастье», электронное приложение к учебному пособию А.Л.Бегловой, Е.В.Саплиной «Основы мировых религиозных культур», учебник А.Л.Бегловой, Е.В.Саплиной «Основы мировых религиозных культур», толковый словарь С.И.Ожегова, Д.Н.Ушакова, аудиозапись «Гимн Семье» Инь-Янь, приложение к уроку, раздаточный материал для работы в группах.
Приглашенные: родители, бабушки, дедушки.
Ход урока
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Путинская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока по курсу ОРКСЭ
(модуль «Основы мировых религиозных культур»)
«Семья»
Подготовила: Степанова Лидия Григорьевна,
учитель начальных классов
Путино, 2014
План – конспект урока
1. Тема урока: Семья
2. Дата проведения: 2014-2015 учебный год
3. Класс: 4
4. Тип урока: комбинированный урок
5. Цель урока: формировать образовательные компетенции учащихся школы I ступени (информационные, коммуникативные и др.) через доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.
6. Учебные задачи, направленные на достижение:
1) личностных результатов обучения:
- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование) – познавательные УУД;
Формирование начальных форм личностной рефлексии – регулятивные УУД;
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её,
- формирование умения взаимодействовать в группах – коммуникативные УУД.
3) предметных результатов обучения:
- раскрытие понятия «семья», выявление его отличительных признаков,
Обогащение словарного запаса, развитие речи, мышления, творческого воображения,
Воспитание уважения к членам своей семьи.
7. Используемые учебники и учебные пособия:
Беглов А.Л., Саплина Е.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы. Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
8. Используемое оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, музыка с песней «Родительский дом».
9. Основные понятия: «семья», «дружная семья».
10. План изучения материала:
1) Что такое «семья»?
2) Как традиционные религии относятся к семье?
3) Как должны относиться друг к другу родные люди?
4) Как составить семейный герб?
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Мотивация 2. Осмысление учебной задачи 3. Целеполагание 4.Открытие нового знания 5. Физминутка 6.Домашнее задание 7. Закрепление 8. Рефлексия | Ребята, посмотрите внимательно на доску и выберите тот «смайлик», который больше нравится. Сегодня мы рассмотрим очень интересную и важную тему. О чём мы поговорим на уроке? (На доску вывешивается карточка с надписью «семья») Как вы думаете, что мы должны узнать при изучении данной темы? Мы также ответим на вопросы: 1. Почему часто говорят, что слово «семья» означает «семь я»? 2. Как называются люди, объединённые одной семьёй? 3. В каком случае родители могут сказать о своих детях: «Это моя защита и опора в старости»? Как вы понимаете слово «семья»? Давайте узнаем о происхождении этого слова. Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи и большие, и маленькие. А у вас семья большая? Расскажите о своей семье. Наша дружная семья: Мама, папа, брат и я. Спортом любим заниматься, И, конечно, закаляться. Мы – счастливая семья, Мама, папа, брат и я. Какая семья называется дружной? (На доску вывешивается карточка с надписью «дружная семья») О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них «Как появилась дружная семья». Напишите качества дружной семьи. Прочитайте названия этих качеств: (на доске) ПОНИМАНИЕ, ЛЮБОВЬ, ДОВЕРИЕ, ДОБРОТА, ЗАБОТА, ПОМОЩЬ, ДРУЖБА. Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье буду царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы. Поговорим об отношении традиционных религий России к семье. На какой вопрос мы должны ответить? Каждая группа получает задание. Проверяем. Почему часто говорят, что слово «семья» означает «семь я»? Как называются люди, объединённые одной семьёй? Родственники бывают ближними и дальними. Кого можно назвать самыми близкими вашими родными? А кем вы приходитесь своим родителям, как вас называют? Но ведь у ваших мам и пап тоже есть родители. И они тоже очень вам близки, любимы и тоже приходятся вам родными людьми. О ком идёт речь? А если у ваших мам и пап есть братья или сёстры, кем они вам приходятся? Как вы думаете, в каком случае родители могут сказать о своих детях: «Это моя защита и опора в старости»? Какие пословицы и поговорки о семье вы знаете? Как вы их понимаете? Что же такое семья? Ребята, мы поговорили о семье. Издревле каждая семья имела свой семейный герб. На нём символами изображались важные моменты истории семьи, её традиции и ценности. Я предлагаю вам создать образ своего семейного герба. Каким может быть герб? Какие цвета вы бы внесли в семейный герб? Что может быть изображено на гербе? Дома вы нарисуете ваш семейный герб. А теперь представьте, что ваши родные пришли к нам в класс, давайте скажем им несколько тёплых слов. На доске записаны незаконченные предложения: 1. Мама и папа для меня самые … 2. Я доверяю свои тайны … 3. Я люблю бабушку за то … 4. Свою семью я считаю … 5. Родным я хочу пожелать …) Ребята, я надеюсь, что вы оправдаете надежды своих родителей, станете хорошими и добрыми людьми. Ребята, посмотрите внимательно на доску и прикрепите свой смайлик к словам «семья» или «дружная семья». Я приготовила вам подарок. Звучит песня в исполнении Л.Лещенко «Родительский дом». | Выходят к доске и выбирают «смайлики». Ученица читает: У меня есть мама, У меня есть папа, У меня есть дедушка, У меня есть бабушка, А у них есть я. О семье. Что такое «семья»? Для чего люди создают семью? Как члены семьи должны относиться друг к другу, чтобы в семье было радостно жить? Как традиционные религии относятся к семье? Выстраивают ассоциативный ряд. Работают со школьным этимологическим словарём: Семья – от семь «домочадец». Семья – «живущие в одном селении». 2-3 ученика рассказывают о своих семьях. Называют признаки дружной семьи. Читает заранее подготовленный ученик: «Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья. Напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств…» Дети пишут качества дружной семьи. Как должны жить люди в браке? (Групповая работа) Работа с учебником: Найти в учебнике ответ на вопрос: 1 группа – Как должны жить люди в христианском браке? 2 группа – Какое значение имеет брак в иудаизме? 3 группа – Какое значение имеет брак в исламе? 4 группа – В чём состоит значение брака в буддизме? Ответы учащихся 1-4 групп. Родственники, родные. Родителей: маму и папу. Дети, ребёнок, сын, дочь. Бабушки и дедушки. Дядями и тётями. На что и клад – коли в семье лад. Ответы детей. Дети пишут слова на листочках и прикрепляют к доске вокруг слова «семья». Возможные ответы учащихся Продолжают предложения. | Регулятивные УУД (оценка) Личностные УУД Познавательные УУД Личностные УУД Познавательные УУД Личностные УУДП Познавательные УУД Познавательные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД (постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Личностные УУД Личностные УУД Познавательные УУД Личностные УУД Личностные УУД Регулятивные УУД |
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2012.
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Под редакцией В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. М. : Просвещение, 2012.
Вкладка к журналу «Начальная школа», 2011, № 8.
Вкладка к журналу «Начальная школа», 2011, № 10.
Просмотр содержимого презентации
«ОМРК»
Семья
Основы мировых религиозных культур
Степанова Л. Г. учитель начальных классов МБОУ «Путинская СОШ»
У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
А у них есть я.
Понимание Любовь
Уважение Доверие
Доброта Забота
Помощь Дружба
- 4. Одно из главных назначений семьи в буддизме – это ответственность и забота – о детях, о родителях, о монахах.
В слове семья много поучительных загадок и открытий. Это слово можно разделить на «СЕМЬ» и «Я», т.е. семеро таких же, как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом.
Число «7» само по себе особенное - оно простое. Потому оно говорит нам, что семья – единое целое. Как раз в семье во всей силе должен действовать принцип – все за одного и один за всех. Слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «родина». Семья с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка, это сестры, братья
- Счастлив тот, кто у себя дома.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Не нужен и клад, коли в семье лад.
- При солнышке - тепло, при матери – добро.
- Согласную семью и горе не берет.
- Для себя жить – тлеть, для семьи – гореть.
- 1. Музыка с песней «Родительский дом» с диска.
- 2. http://yandex.ru/images
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Боголюбовская средняя общеобразовательная школа»Урок по курсу ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур»)
Подготовила: Цикулаева Наталья Александровна,
учитель начальных классов
Боголюбово, 2012
Цель: формирование образовательных компетенций учащихся школы I ступени (информационных, коммуникативных и др.) через доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.
1) личностных результатов обучения:
- формировать уважительное отношение к иному мнению, иной точке зрения;
- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.
Учебные задачи, направленные на достижение:Учебные задачи, направленные на достижение:
2) метапредметных результатов обучения:
- развивать умение работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование) – познавательные УУД;
- формировать начальные формы личностной рефлексии – регулятивные УУД;
- формировать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её,
- формировать умение взаимодействия в статичных группах – коммуникативные УУД.
Учебные задачи, направленные на достижение:Учебные задачи, направленные на достижение:
3) предметных результатов обучения:
- раскрыть понятие «семья», выявить её отличительные признаки,
- обогащать словарный запас, развивать речь, мышление, творческое воображение,
- воспитывать уважение к членам своей семьи.
Используемое оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, музыка с песней «Родительский дом».Используемые учебники и учебные пособия:
- Беглов А.Л., Саплина Е.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы. Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
План изучения материала:1) Что такое «семья»?
2) Как традиционные религии относятся к семье?
3) Как должны относиться друг к другу родные люди?
4) Как составить семейный герб?
Этапы урокаI. Вызов
II. Осмысление учебной задачи
III. Открытие нового знания
IV. Рефлексия
I. ВызовЦель: выявить эмоциональный настрой детей, настроить на работу.
Задание: выберите то «солнышко», которое больше нравится.
Слайд №10
II. Осмысление
учебной задачиЦель: актуализация имеющихся у детей знаний по теме «Семья».
Задание:
Сформулировать вопросы по теме урока, на которые нужно найти ответ.
Учитель ставит перед детьми проблемные вопросы.
Слайд №11
III. Открытие нового знанияЦель: изучение нового материала.
Задания:
1. Выстроить ассоциативный ряд со словом «семья».
2. Узнать происхождение слова «семья».
3. Рассказать о своей семье.
4. Назвать признаки дружной семьи.
Слайд №12
III. Открытие нового знанияЛегенда
«Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек,
но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров.
И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил
их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и
сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами
понять, что вам нужно для счастья. Напишите, какой вы хотите
видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный
совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться
друг к другу, придерживаясь этих качеств: понимание, любовь,
доверие, доброта, забота, помощь, дружба.»
Слайд №13
5. Групповая работа. (Работа с учебником): Найти в учебнике ответ на вопрос:
1 группа – Как должны жить люди в христианском браке?
2 группа – Какое значение имеет брак в иудаизме?
3 группа – Какое значение имеет брак в исламе?
4 группа – В чём состоит значение брака в буддизме?
Слайд №14
III. Открытие нового знанияЗадания:
6. Прочитать библейскую историю и ответить на вопрос: Как дети должны относиться к своим родителям?
Слайд №15
III. Открытие нового знанияУ Ноя было три сына. Уже после потопа Ной стал выращивать виноград и делать вино. Поскольку он был первым – он не знал всех свойств вина. Не знал, что оно не только веселит сердце человека, но ещё и лишает его контроля над собой и усыпляет. Ной выпил сделанное им вино, опьянел и заснул у себя в шатре. Хам – один из сыновей Ноя – вошёл в шатёр, увидел лежащего на полу отца, и вместо того, чтобы переложить его и укрыть, позвал свою семью, чтобы посмеяться. С той поры имя Хама стало нарицательным. Оно употребляется для обозначения хамства: бесчувственного, развязного, низкого отношения к людям, прежде всего – к родителям и ученикам.
Слайд №16
III. Открытие нового знанияЗадания:
7. Вспомнить пословицы, поговорки, стихи о семье.
На что и клад – коли в семье лад.
Дом вести – не бородой трясти.
Когда семья вместе – так и душа на месте.
В семье – и каша гуще.
Один в поле – не воин.
Семья в куче – не страшна и туча.
Сироту пристроить, что храм
построить.