» »

Типи - жилище кочевых индейцев Великих равнин. Что такое вигвам? Типичное жилище для индейских племен Какая буква похожа на вигвам

30.09.2020

Друзья, если вы помните, Шарик из мультфильма «Зима в Простоквашино» нарисовал на печи, как он сам сказал, «индейскую национальную народную избу» — (в его устах это прозвучало как «фигвам», но подразумевался-то именно вигвам):

Так вот, нарисовал Шарик этот самый «вигвам» и тем самым ввел в заблуждение миллионы невинных детей, невольно исказив в их представлении светлый образ индейского жилища. Ведь на самом деле он изобразил типи — тоже традиционное индейское, но отличающееся от вигвама своей конусообразной формой жилье. В отличие от Шарика, Карл Бодмер, швейцарский художник, пользовался преимущественно акварелью, а не углем, так что из его рисунка, сделанного в 1833 году во время путешествия по Северной Америке, вы можете получить более полное представление о типи:

Ну, а теперь мы предлагаем вам посмотреть и навсегда запомнить, как же выглядит на самом деле настоящий вигвам. Первый из изображенных на снимке — находится возле форта Апачи на северо-востоке американского штата Аризона. Его структура полностью соответствует тому жилищу, которое на протяжении многих веков было у индейцев, ведущих кочевой образ жизни. Предназначалось оно в основном для сна, поскольку все остальные дела — например, приготовление пищи, делались снаружи.

Итак, мы видим, что вигвам, в отличие от типи, имеет куполообразную форму. По своей сути, это каркасное жилье, то есть шалаш на каркасе, который изготавливается из тонких длинных стволов (жердей) и целиком покрывается «подножным материалом» — корой деревьев, ветками или тростниковой циновкой. И хотя, как мы уже сказали, в вигваме не принято было готовить пищу, очаг для отопления в нем все же имелся, поэтому в центре «потолка» оставлялось небольшое отверстие-дымоход.

Жилише североамериканских индейцев вигвам (или типи, tee pee) и его брат-близнец чум (яранга) народов севера прочно поселились в детских уголках дома и на открытом воздухе. Причина вовсе не в «американизации» массового сознания, а в достоинствах этого типа легкого временного жилища (см. далее). Вигвам нередко может пригодиться и взрослым. Не обязательно в экстремальной ситуации: оформление зоны отдыха в виде вигвама делает ее намного уютнее. Но, изучая описания вигвамов в интернете, не отделаешься от впечатления, что наличие инструмента и современных материалов, призванных облегчить и упростить работу, в данном случае усложняет ее и удорожает, а самое сооружение делает менее надежным и функциональным. Поэтому содержание настоящей статьи – конструирование вигвама своими руками возможно быстрее, проще, дешевле, но не в ущерб его действительно замечательным качествам.

Зачем он детям?

Дети всегда ищут и строят убежища. Примерно до 4-5 лет оно им просто необходимо для нормального развития, но сделать его самостоятельно они еще не способны. Это не склонность к аутизму. Наоборот, чаще становятся аутистами дети, которых в нежном возрасте родители старались «распахнуть», мол, пусть сызмальства приучаются жить в обществе и отстаивать свои интересы.

Почему так? В биологии известно, что эмбрион повторяет некоторые стадии эволюции данного вида. По всей вероятности, нечто подобное происходит и в индивидуальном психологическом развитии. Сейчас понятие «ойкумена» отошло в историю, но в древности оно обозначало обжитое данным сообществом пространство, за которым – мрак и неизвестность. Окончательно открыли человеку весь мир и перевернули его сознание только Великие географические открытия; после этого мы бурно, но без эмоционального шока восприняли высадку на Луну и, позевывая, читаем в новостях описания технических (да, уже технических) проектов межзвездных полетов.

Но маленький человек еще физиологически не готов выйти в столь обширный и сложный мир. А главное – стремительно меняющийся. Кто постарше, вспомните – на глазах менее чем одного поколения информационная техника проскочила путь от ламповых радиол и бобинных магнитофонов до квантовых систем связи. 20 лет тому назад DVD-RW был передовой новинкой; ныне это архаизм. А где-то с полгода назад мелькнуло сообщение: московские физики успешно осуществили квантовую телепортацию агрегата из 200 молекул, что уже можно считать макроскопическим объектом. Да, сейчас никто и понятия не имеет, каким образом происходит квантовое взаимодействие и почему оно распространяется мгновенно; ведь по существующим представлениям при этом для передачи конечного количества информации понадобилась бы бесконечно большое количество энергии. Но ведь Ом, Кирхгоф, Ленц тоже понятия не имели об электронах и электромагнитном поле. Однако открытые ими законы действия электричества успешно применяются по сей день и никакого сомнения в их достоверности нет.

Нынешним малышам, скорее всего, придется жить в мире, который нам и представить трудно. Не просто жить там, но и строить его; а кому же еще? Поэтому думать о воспитании ребенка сегодня немыслимо без расчета на будущее. Полагаться на мудрость матери-природы больше нельзя – она за нами давно не поспевает. И один из способов помочь малышу не оказаться потерянным в будущем мире – построить вигвам для детей своими руками. Пусть это будет своего рода возвращением к истокам, которое в трудных обстоятельствах всегда выручало.

Почему – вигвам?

Детские убежища довольно разнообразны. Понять, почему вигвам если не вытесняет то серьезно потеснил прочие их типы, можно, так сказать, идя от обратного:

  • По сравнению с шалашом – не менее натурален и романтичен, но гигиеничнее и не требует большого количества сырого древесного материала. Где сейчас остались дикие леса? Не портить же ради шалаша культурные декоративные насаждения.
  • Сравнительно с палаткой – много проще конструктивно; для установки не нужен дополнительный такелаж: оттяжки, колья.
  • По простоте конструкции и установки/сворачивания юрту с вигвамом и сравнивать нельзя, т.к. последний не рассчитан на экстремальные условия эксплуатации.
  • Также никакого сравнения с : вигвам мобилен, его можно взять с собой на дачу буквально в кармане (см. далее), а сделать вигвам для детей возможно буквально за 20 мин., см. напр. видео ниже:

Видео: вигвам для ребенка быстро


Экскурсия к истокам

Вернемся к вопросам, неявно поставленным в начале статьи: почему сооружение вигвама для многих обычных родителей является достаточно сложной технической задачей? Как его упростить? Для ответов полезно будет обратиться к опыту авторов этого типа жилища – аборигенов Северной Америки.

Подлинное фото настоящего индейского вигвама приведено на рис. Нужно знать, что до прихода белых даже индейцы, создавшие государства и цивилизации, жили в каменном веке и металлических орудий труда не знали. Но североамериканские племена жили в умеренных и высоких широтах, а климат Западного полушария суровее, чем Восточного. Ткачество было известно многим племенам, но примитивное и производить длинные широкие куски качественных тканей индейцы не умели.

Примечание: с приходом белых одним из пользовавшихся самым большим спросом предметом торговли аборигенов с поселенцами стали ткани фабричного производства. За отрез хорошей красивой ткани индейцы иногда отдавали столько бобровых шкур, сколько на нем умещалось.

Сначала (каменными орудиями!) вырубали основу вигвама – 3-4 достаточно длинных, толстых и крепких жерди. Затем их связывали особым узлом (см. далее) и ставили на место шатром. На связку пускали качественный линь: полосу сыромятной кожи, звериные жилы. Далее остов по конусу обкладывали жердинами потоньше, которые можно было наломать руками. Тонкие, так сказать, стрингеры просто приматывали к венцу остова лыком, ивовыми прутьями и т.п. низкокачественной обвязкой. Далее остов временно скрепляли поперечными палками и обшивали: лесные индейцы берестой, а племена Великих равнин, в распоряжении которых имелись несметные стада бизонов – их сырыми шкурами. Сшивку проводили тоже «крепежом 2-го сорта» или, если их было в достатке, сырыми бизоньими жилами.

Примечание: как жившие в каменном веке индейцы охотились на могучих и свирепых бизонов? И на медведей, пум, ягуаров? Повторить большой индейский лук пока не удалось никому. Наиболее длинный выстрел из него, документально и достоверно зафиксированный, равен… 476 м! Лук, бивший на 250 м, не был редкостью. Стрела с каменным наконечником, выпущенная из такого лука, с 60 шагов прошивала бизона насквозь через лопатки.

По мере обшивки поперечины, служившие технологическими ступеньками, убирали. Затем сырая обшивка высыхала, стягивалась и придавала коническому строению прочность, позволяющую выдерживать ураганные ветра и шквальные снегопады. Клапаны, образующие ориентированный по преобладающим ветрам дымник (дымоход) поддерживались особыми жердями, позволяющими регулировать тягу и для сбережения тепла закрывать дымник после прогорания костра (очага). Служил «исконный» индейский вигвам не более 1-2 сезонов; при перекочевке на другие угодья его бросали. Но с появлением в обиходе индейцев европейских тканей и ниток полог (покрышку) вигвама индейцы стали шить долговременную и возили ее с собой. Не зевали и белые: промышленное производство пологов для вигвамом одно время было доходным бизнесом.

Теплотехника вигвама

Ключевым звеном теплотехники вигвама был внутренний полог высотой 1,2-1,5 м, образовывавший зазор с наружным. Индейцы мастерски использовали хорошо известное метеорологам явление температурной инверсии; это когда плотный холодный воздух вверху не дает подняться теплому внизу, см. рис. справа. Такая «газовая вьюшка наоборот» (по сравнению с колпаковой печью) избавляла обитателей от возможности угорания, т.к. устье полога и при закрытом дымнике оставалось открытым. Кроме того, наружный полог почти не нагревался, не отпотевал, зимой не обледеневал и поэтому не терял упругости.

Примечание: температурная инверсия в частично закрытом объеме обуславливает хорошо знакомое уже пожарникам опасное и коварное явление – обратную тягу при пожаре.

Декор и украшения

Индейцы были также мастерами и знатоками символики, которым современным писателям и художникам – символистам остается только позавидовать. Пример – индейские информационные пояса – вампумы – которые ныне с трудом читают единичные специалисты. И вигвам украшался не просто так. Как сказал Натти Бампо из романов Фенимора Купера: «У индейцев все что-то да значит».

Украсить свой вигвам имел право только полноправный член племени – прошедший обряд инициации взрослый семейный мужчина, хотя бы однажды побывавший на тропе войны, или проверенный в деле жрец-шаман. Вигвамы женщин, детей, неженатых и/или не воевавших юношей и принятых как гости чужаков не украшались, см. рис.

Символика индейцев сложна и различна у разных племен, но в общем (см. фото вигвама выше) наверху в 1-2 пояса располагались знаки, свидетельствующие о личных заслугах хозяина – личную свободу и достоинство индейцы ценили превыше всего. Ниже, посередине, но на большем поле и большего размера, изображался (возможно, символически) тотем племени, к которому принадлежал хозяин и, нередко, тотемы союзных племен. Понизу изображалось знаками все прочее, что хозяин считал нужным сообщить о себе дополнительно; напр. о своей принадлежности к определенному роду в племени, или что он принят в племя со стороны, и пр. В целом внешний вид вигвама представлял собой настоящее досье на его обитателя.

Примечание: изучать символику индейцев по их вигвамам в современных резервациях бесполезно. Там на одном и том же вигваме могут соседствовать тотемы племен, вожди которых никогда не курили трубку мира. Сами индейцы по этому поводу смеются – «А, глупые туристы все равно не понимают!»

Строим вигвам

Итак, чтобы построить вигвам, нам нужно собрать его остов, поставить на место и обшить пологом. Сооружение детского вигвама имеет две особенности. Первая – поскольку он может располагаться на полу в квартире и обтягиваться легкой тканью, не удерживающей жерди от расползания, нужно позаботиться об укреплении низа остова. Вторая – размеры вигвама для детей до 5 лет прим. (1-1,3) х (1-1,3) м в плане и 1,2-1,5 м в высоту. Это позволяет выкроить его покрышку без шитья (сшивки) из цельного отреза ткани шириной 1,5-1,8 м. Такой полог просто набрасывается на остов. При выезде на дачу/пикник полог снимают, суют в сумку (или в карман), а на месте остов для него сооружают из подручных материалов. Романтики и полезных трудовых навыков детям от этого ну никак не убудет. И опять-таки сравните с палаткой: свернутая для переноски она занимает одну-две довольно громоздкие и не такие уж легкие упаковки.

Остов

Для детского вигвама понадобятся как минимум 3-4 жерди длиной 1,7-2 м и толщиной 2-3 см. Но скреплять их верхушки, просверливая отверстия или просто обматывая веревкой, не надо. В первом случае понадобится, как пишут на женских сайтах, «крепкий владеющий инструментом мужчина», и будет мусор от стружек и опилок. Кстати, у индейцев вигвамы ставили их женщины – скво – и дети. Уже юноше, прошедшему инициацию и готовящемуся стать полноправным охотником и воином, заниматься сборкой вигвама считалось зазорным. Во втором (простая обмотка веревкой) обвязка непременно поползет и все сооружение разлезется.

Правильно собрать остов вигвама можно гораздо быстрее, проще и надежнее без столярных работ. Поясним на модели (см. также рис.):

  • Берем веревку (шнурок от ботинок, полоску прочной ткани, сыромятный ремешок, жилу свежезабитого бизона и т.п.) и перегибаем пополам;
  • Сгиб набрасываем на конец одной из жердин в 15-20 см от края для детского вигвама и в 50-70 см от него же для настоящего, поз. А на рис;

  • Концы веревки (и т.п.) обводим вокруг жерди навстречу друг другу, поз. Б;
  • Обводку туго затягиваем (поз. В) и концы веревки связываем обычным прямым узлом;
  • Те же операции проделываем со второй жердью (поз. Г) и повторяем подвязку, пока все 3 (или 4) не будут увязаны в ряд, поз. Д;
  • Сворачиваем связку и тем же способом (с оборотом концов навстречу друг другу) связываем первую и последнюю жерди, поз. Е и Ж;
  • Разводим жерди так, чтобы их свободные верхушки образовали косой венец, поз. З;
  • Как видим, увязанный остов вигвама вполне устойчив и без полога на гладком скользком полу, поз. И.

Примечание: людям, знакомым с такелажным делом (морякам, альпинистам, туристам), никак не возбраняется связывать жерди остова вигвама узлом «ножницы».

Низ

Детский вигвам с покрышкой из брезента или палаточной ткани прекрасно держит форму и на основании, в которое нижние концы жердей никак не затолкаешь. Однако такое обиталище в квартире окажется душноватым, ветра-то нет. Можно подкатить вверх нижние края полога (индейцы так и делали жарким летом), но лучше сшить полог вигвама из красивой легкой ткани, напр. портьерной. Только вот жерди, расползаясь могут ее растянуть или порвать, но справиться с этим нетрудно.

Лучший способ – постелить в вигваме коврик с петельками или тесемками по углам (слева на рис.). Делать под завязки косые прорези в жердях не надо – достаточно вогнать в них пары канцелярских кнопок-грибков, см. рис. справа, вплотную друг к другу. «Крепкий мужчина, владеющий инструментом» для этого не понадобится, и быть индейской скво тоже нет нужды: с этим справится и холеная гламурная горожанка. Вместо молотка можно воспользоваться черенком кухонного ножа – получится вполне надежно и детям безопасно.

Если есть лишний материал, и вигвам стационарный, нижние концы жердей остова можно скрепить подвязкой дополнительных планок (в центре на след. рис.); подвязывают их узлами, описанными выше, только накрест. А вот связывать жердины по низу веревкой (справа на том же рис.) не надо – маленькие обязательно за нее зацепятся, грохнутся, ушибутся, и вместо формирующей сознание романтики получатся обида и рев.

Полог

Шить полог вигвама с рукавчиками-кулисками или петлями для жердей (см. рис.) это только лишняя швейная работа, а на выезд придется тащить с собой и жерди, т.к. на остове из подручных материалов такой вигвам уже не соберешь. Полог с кулисками или петлями сделает достаточно прочным и устойчивым вигвам на остове, связанном как попало, но у нас-то остов правильный!

Для настоящего большого

Сшить вигвам (точнее, его покрышку), пригодную на остов из любого подходящего материала, можно гораздо проще. Нужно только предусмотреть в определенных местах пары тесемок, которым полог привязывается к жердям, т.к. пологи из самоусаживающихся материалов (сырых шкур, бересты) в наших условиях – не реальность.

Индейцы и народы Севера в старину, когда шкуры не представляли товарной ценности, шили пологи вигвамов (чумов, яранг) в общем как попало (слева на рис), т.к. невыделанная кожа, высыхая, стягивается равномерно по всем направлениям вдоль нее. В РФ и Канаде покрышки тех же жилищ давно уже шьются на фабриках или умельцами на заказ из палаточных тканей. Пока для них использовался брезент, контур нижнего края покрышки на ее выкройке не совпадал с полуокружностью (сплошная линия справа на рис.), т.к. из-за сосредоточения нагрузок на шве входной стороны с лазом и клапанами дымника покрышка на остове морщилась и довольно легко рвалась под ветром. Современные синтетические палаточные ткани тянутся равномерно, как кожа, и выкройка настоящего большого вигвама вернулась к своей первоначальной схеме (пунктирная линия справа на рис.) Однако эту особенность раскроя покрышки традиционных жилищ индейцев и народов Сервера нужно обязательно учесть, разрабатывая выкройку детского вигвама, т.к. она будет шиться не из специальной, а из обычной ткани; скорее всего, не особо прочной.

Для детского

Учитывая, что детский вигвам не предназначен для защиты людей от ураганного ветра с пургой при убийственном морозе, его делают ради экономии работы и материала 3-х или 4-х гранным. Первый –с углом 90 градусов при дальней от входа вершине основания (для установки в угол комнаты). Весьма желательно также детали полога вырезать из цельного отреза ткани стандартной ширины 1,5 м. Если взять отрез шириной 1,8 м (цена 1 кв. м той же ткани будет дороже) и жерди длиной 2,3-2,4 м, можно соорудить вигвам для детей постарше.

На рис. показано, как строятся выкройки обычного детского вигвама (поз. А). Выкройка по поз. Б дает больший отход материала, но требует меньшего объема швейных работ и пригодна для покрышки на каком угодно остове, в т.ч. из любого количества случайных кривых жердей. Этот вариант более всего подходит регулярно выезжающим с детьми на природу или дачу.

На поз. В показано, как строится экономящая материал выкройка деталей покрышки граненого вигвама. При расчете длины отреза и его разметке, во-первых, не забудьте оставить между контурами деталей промежутки по 5 см на отвороты при сшивке. Во-вторых, выкройка 3-гранного вигвама даст все-таки некоторый отход материала, т.к. углы при вершинах боковых и передней стенки в данном случае различны (см. ниже). Впрочем, его остатки можно, сложив вдвое, пустить на усиливающие клинья.

На поз. Г даны размеры половинки передней стенки 4-гранного вигвама и показана схема ее пошива. На поз. Д – то же для боковых стенок. Поз. Е – размеры половины передней стенки 3-гранного вигвама для установки в углу комнаты. Схема ее пошива та же, а боковые стенки такие же, как для 4-гранного.

Собственно пошив производится просто: детали выкладывают на полу и сшивают, см. рис. слева. Верхние тесемки завязывают на выступающих концах жердей остова поверх его связки. Нижние наружные пропускают в «ушки», образованные парами кнопок-грибков (см. выше), а внутренние обвязывают внутри вокруг жердей.

А для Мурки (Васьки)?

Если в доме есть кошка (котик), ей/ему тоже нужен домик. Кошки по природе своей территориальные хищники-засадчики, и удобство постоянного логова им гораздо важнее, чем хищникам-загонщикам или выслеживающим добычу, напр. волкам и др. псовым. Сделать «капитальный» домик для кошки работа в общем не из самых простых, да еще он может и не прийтись ей по вкусу. Мини-вигвам для кошки (см. рис. справа) как правило, «реакции отторжения» не вызывает (вероятно, сказывается «натуральность», «дикость» жилища), а сделать его ничуть не сложнее, чем детский.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Вигва́м - жилище лесных индейцев севера и северо-востока Северной Америки . Чаще это небольшой шалаш, высотой 8-10 футов, куполообразной формы. Но в больших вигвамах могло проживать до 25-30 человек. Существуют и небольшие шалаши (высотой около 10 футов) конусной формы (типиподобные). В настоящее время вигвамы чаще используются как традиционные обрядовые помещения. Это название часто переносят на жилища конической формы индейцев Великих равнин - типи , что стало навязчивым литературным и разговорным штампом.

Конструкция

Каркас вигвама изготовлен из изогнутых тонких гибких стволов. Он связан и покрыт берёзовой или вязовой корой; циновками из тростника, камыша, травы или листьев обвёртки кукурузы; шкурами или несшитыми кусками ткани. Покрытие может быть и комбинированное. Сверху оно дополнительно прижимается наружной рамой, шестами или стволами деревьев. Вход, который бывает высотой всего три фута или достаточно высоким, закрывается занавеской. Сверху имеется отверстие для выхода дыма, прикрывающееся, например, куском коры, который можно приподымать с помощью шеста. Стены куполообразных вигвамов могут быть как наклонными, так и вертикальными. В плане вигвамы чаще круглые, но есть овальные и прямоугольные. Подобные жилища могут быть вытянуты в довольно длинный овал и иметь несколько дымовых отверстий. Такие конструкции принято называть длинными домами .

Вигвамы конусной (пирамидальной) формы имеют рамы из прямых шестов, связанных сверху. Причём такие вигвамы также бывают в плане не только круглыми, но и образуют длинную конструкцию (например, у племён Плато).

Терминология

Ставшее общеизвестным слово «вигвам» - американизм, зафиксированный с 1628 г. Было взято из алгонкинских языков , возможно, из языка восточных абенаков - wìkəwαm или wikewam . Другое объяснение - от алгонкинского wēkou-om-ut - «в его (их) доме» . Термин восходит к протоалгонкинскому [*wi·kiwa·ʔmi], - буквально «их дом». В различных алгонкинских языках имеются свои варианты произношения этого слова.

Параллельно в США известен термин алгонкинского племени вампаноагов Массачусетса - wetu (witu , wetuom ), который, однако, не получил такого распространения в мире. В период его использования поселенцами, он стал произноситься как wekuwomut , а с 1666 г. был вытеснен «вигвамом».

У различных алгонкинских народов

  • wigwôm , wìkəwαm , wikewam , wīkwām - абенаки и массачусеты ;
  • wiigiwaam , алгонкины (может варьироваться в miigiwaam с неопределённым префиксом m- w- );
  • wiquoam - делавары ;
  • wiikiaami - майами и иллинойсы ;
  • wikuom - микмаки ;
  • ȣichiȣam - в языке nipmuc ;
  • wiigiwaam , wiigwaam (сокр. вариант) - оджибве ;
  • wikëwam - в языке унами ;
  • ookóówa - черноногие (без притяжательного предметного суффикса -m );
  • mâhëö"o - шайенны (с неопределённым префиксом m- , вместо определённого префикса третьего лица w- и без притяжательного суффикса -m ).

Другие шалаши

В популярной культуре вигвамами называют также куполообразные жилища и более простые шалаши индейцев других регионов, хотя все они имеют свои национальные названия.

Викиап

На Юго-Западе США «вигвамы» апачей , покрытые травой или кусками материи, называются викиапы (викапы) (wickiup ["wɪkɪʌp]). Так же викиапами принято называть различные шалаши и временные убежища, крытые матами, травой или ветками, у различных племён Калифорнии и Большого Бассейна , хотя у них имеются собственные обозначения. Схожие названия имеются и у ряда алгонкинских племён.

  • mekewāp - кри (с неопределённым префиксом m- , вместо определённого префикса третьего лицаа w- );
  • wikiop - меномини ;
  • wiikiyaapi - месквоки ;
  • mīciwāhp - монтанье (с неопределённым префиксом m- , вместо определённого префикса третьего лица w- );
  • wekeab - сауки .

Также стационарные купольные жилища использовали племёна на окраине степи: канза , оседжи , виннебаго . Подобные стационарные и переносные жилища были у атабасков Канады. Изредка встречались лёгкие купольные постройки и у кочевников равнин (кроу , шайенны). Подобную миниатюрную конструкцию использовали даже как кибитку для детей на волокуше.

Шалаши конусной формы, крытые травой или корой, были одним из видов жилищ в племенах Бассейна : шошонов и баннок . При необходимости и другие кочевники могли сооружать и шалаши конусной формы, покрывая их ветками (команчи , ассинибойны). Маленькие шалаши использовались в военных походах при непогоде и для маскировки огня.

Парильня

Похожие маленькие или большие куполобразные палатки используют также в обрядах очищения и возрождения у племён Вудленда и Великих равнин. При этом устраивается парильня (у лакота церемония и сама палатка называется инипи - камень + палатка), где палатка представляет собой тело Великого Духа. Его округлая форма олицетворяет мир как целое, пар - видимый образ Великого Духа, совершающий очистительную и духовную трансформацию. Выйти на белый свет из этого темного помещения означает оставить позади все нечистое.

Дальние аналоги

В литературе встречается использование термина «вигвам» для куполообразных жилищ индейцев Огненной Земли, которые очень похожие на североамериканские, но отличаются отсутствием горизонтальных связок в раме.

В Старом Свете подобные куполообразные жилища имеются у сойтов , эвенков и эскимосов (яранга), а также у некоторых народов Африки.

См. также

Напишите отзыв о статье "Вигвам"

Примечания

Литература

  • . (англ.) .
  • Djorklund K. L. The Indians of Northeasnern America. - New York: Dodd, Mead & Company, 1969. - P. 69-73. (англ.) .

Отрывок, характеризующий Вигвам

Прежде после двух трех распоряжений, двух трех фраз скакали с поздравлениями и веселыми лицами маршалы и адъютанты, объявляя трофеями корпуса пленных, des faisceaux de drapeaux et d"aigles ennemis, [пуки неприятельских орлов и знамен,] и пушки, и обозы, и Мюрат просил только позволения пускать кавалерию для забрания обозов. Так было под Лоди, Маренго, Арколем, Иеной, Аустерлицем, Ваграмом и так далее, и так далее. Теперь же что то странное происходило с его войсками.
Несмотря на известие о взятии флешей, Наполеон видел, что это было не то, совсем не то, что было во всех его прежних сражениях. Он видел, что то же чувство, которое испытывал он, испытывали и все его окружающие люди, опытные в деле сражений. Все лица были печальны, все глаза избегали друг друга. Только один Боссе не мог понимать значения того, что совершалось. Наполеон же после своего долгого опыта войны знал хорошо, что значило в продолжение восьми часов, после всех употрсбленных усилий, невыигранное атакующим сражение. Он знал, что это было почти проигранное сражение и что малейшая случайность могла теперь – на той натянутой точке колебания, на которой стояло сражение, – погубить его и его войска.
Когда он перебирал в воображении всю эту странную русскую кампанию, в которой не было выиграно ни одного сраженья, в которой в два месяца не взято ни знамен, ни пушек, ни корпусов войск, когда глядел на скрытно печальные лица окружающих и слушал донесения о том, что русские всё стоят, – страшное чувство, подобное чувству, испытываемому в сновидениях, охватывало его, и ему приходили в голову все несчастные случайности, могущие погубить его. Русские могли напасть на его левое крыло, могли разорвать его середину, шальное ядро могло убить его самого. Все это было возможно. В прежних сражениях своих он обдумывал только случайности успеха, теперь же бесчисленное количество несчастных случайностей представлялось ему, и он ожидал их всех. Да, это было как во сне, когда человеку представляется наступающий на него злодей, и человек во сне размахнулся и ударил своего злодея с тем страшным усилием, которое, он знает, должно уничтожить его, и чувствует, что рука его, бессильная и мягкая, падает, как тряпка, и ужас неотразимой погибели обхватывает беспомощного человека.
Известие о том, что русские атакуют левый фланг французской армии, возбудило в Наполеоне этот ужас. Он молча сидел под курганом на складном стуле, опустив голову и положив локти на колена. Бертье подошел к нему и предложил проехаться по линии, чтобы убедиться, в каком положении находилось дело.
– Что? Что вы говорите? – сказал Наполеон. – Да, велите подать мне лошадь.
Он сел верхом и поехал к Семеновскому.
В медленно расходившемся пороховом дыме по всему тому пространству, по которому ехал Наполеон, – в лужах крови лежали лошади и люди, поодиночке и кучами. Подобного ужаса, такого количества убитых на таком малом пространстве никогда не видал еще и Наполеон, и никто из его генералов. Гул орудий, не перестававший десять часов сряду и измучивший ухо, придавал особенную значительность зрелищу (как музыка при живых картинах). Наполеон выехал на высоту Семеновского и сквозь дым увидал ряды людей в мундирах цветов, непривычных для его глаз. Это были русские.
Русские плотными рядами стояли позади Семеновского и кургана, и их орудия не переставая гудели и дымили по их линии. Сражения уже не было. Было продолжавшееся убийство, которое ни к чему не могло повести ни русских, ни французов. Наполеон остановил лошадь и впал опять в ту задумчивость, из которой вывел его Бертье; он не мог остановить того дела, которое делалось перед ним и вокруг него и которое считалось руководимым им и зависящим от него, и дело это ему в первый раз, вследствие неуспеха, представлялось ненужным и ужасным.
Один из генералов, подъехавших к Наполеону, позволил себе предложить ему ввести в дело старую гвардию. Ней и Бертье, стоявшие подле Наполеона, переглянулись между собой и презрительно улыбнулись на бессмысленное предложение этого генерала.
Наполеон опустил голову и долго молчал.
– A huit cent lieux de France je ne ferai pas demolir ma garde, [За три тысячи двести верст от Франции я не могу дать разгромить свою гвардию.] – сказал он и, повернув лошадь, поехал назад, к Шевардину.

Кутузов сидел, понурив седую голову и опустившись тяжелым телом, на покрытой ковром лавке, на том самом месте, на котором утром его видел Пьер. Он не делал никаких распоряжении, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему.
«Да, да, сделайте это, – отвечал он на различные предложения. – Да, да, съезди, голубчик, посмотри, – обращался он то к тому, то к другому из приближенных; или: – Нет, не надо, лучше подождем», – говорил он. Он выслушивал привозимые ему донесения, отдавал приказания, когда это требовалось подчиненным; но, выслушивая донесения, он, казалось, не интересовался смыслом слов того, что ему говорили, а что то другое в выражении лиц, в тоне речи доносивших интересовало его. Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся с смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти.
Общее выражение лица Кутузова было сосредоточенное, спокойное внимание и напряжение, едва превозмогавшее усталость слабого и старого тела.
В одиннадцать часов утра ему привезли известие о том, что занятые французами флеши были опять отбиты, но что князь Багратион ранен. Кутузов ахнул и покачал головой.
– Поезжай к князю Петру Ивановичу и подробно узнай, что и как, – сказал он одному из адъютантов и вслед за тем обратился к принцу Виртембергскому, стоявшему позади него:
– Не угодно ли будет вашему высочеству принять командование первой армией.
Вскоре после отъезда принца, так скоро, что он еще не мог доехать до Семеновского, адъютант принца вернулся от него и доложил светлейшему, что принц просит войск.

Национальные наилучшим образом отражают их образ и стиль жизни, который во многом зависит от рода занятий людей и климатических условий окружающей среды. Так, оседлые народы живут в и полуземлянках, кочевники – в палатках и шалашах. Охотники покрывают свои жилища шкурами, а земледельцы – листьями, стеблями растений и землей. В предыдущих статьях мы рассказали вам о и , и сегодня наш рассказ посвящается американским индейцам и их знаменитым традиционным жилищам вигвамам, типи и хоганам .

Вигвам - жилище североамериканских индейцев

Вигвам представляет собой основной тип индейцев Северной Америки. По сути, вигвам – это обычный шалаш на каркасе, который изготовлен из тонких стволов деревьев и покрыт ветками, корой или циновками. Такое строение обладает куполообразной, но никак не конической, формой. Очень часто вигвам путают с типи: возьмем хотя бы Шарика из известного мультфильма «Простоквашино», который был уверен, что нарисовал на печке вигвам. На самом же деле он нарисовал типи, который имеет форму конуса.

По поверьям американских индейцев вигвам олицетворял собой тело Великого Духа. Округлая форма жилища символизировала собой мир, а человек, выходящий из вигвама на белый свет, должен был оставить позади себя все плохое и нечистое. Посередине вигвама располагалась печь с , который символизировал мировую ось, соединяющую землю с небом и ведущую прямо к солнцу. Считалось, что такой дымоход обеспечивает доступ к небесам и открывает вход духовной силе.

Интересным является и тот факт, что наличие очага в вигваме вовсе не означает, что индейцы готовили там пищу. Вигвам предназначался исключительно для сна и отдыха, а все остальные дела делались снаружи .

Типи - переносной дом кочевых индейцев

Типи, который, как мы уже говорили, часто путают с вигвамом, является переносным кочевых индейцев Великих равнин и некоторых горных племен Дальнего Запада. Типи имеет форму пирамиды или конуса (слегка наклоненного назад или прямого), изготовленного в виде каркаса из шестов и покрытого полотнищем из сшитых шкур оленей или бизонов. В зависимости от размера конструкции на изготовление одного типи уходило от 10 до 40 шкур животных. Позднее, когда Америка наладила торговлю с Европой, типи часто покрывали более легкой парусиной. Небольшой наклон некоторых конусообразных типи давал возможность выдерживать сильные ветра Великих равнин.

Внутри типи по центру обустраивался очаг, а сверху (на «потолке») находилось дымовое отверстие с двумя дымовыми клапанами – лопастями, которые можно было регулировать при помощи шестов. Нижняя часть типи обычно оснащалась дополнительной подкладкой, которая изолировала находящихся внутри людей от потока наружного воздуха и, таким образом, создавала достаточно комфортные условия проживания в холодное время года. Впрочем, в разных индейских племенах типи имели свои конструктивные особенности и несколько отличались друг от друга.

Удивительно, но во времена доколониальной эпохи транспортировку типи осуществляли преимущественно женщины и собаки, причем тратили на это немало усилий из-за достаточно большого веса конструкции. Появление лошадей не только устранило эту проблему, но и дало возможность увеличить размеры основания типи до 5-7 м. Устанавливали типи обычно входом на восток, однако это правило не соблюдалось, если располагались по кругу.

Жизнь в индейских типи протекала по своему особому этикету. Так, женщинам полагалось жить в южной части жилища, а мужчинам – в северной. Перемещаться в типи нужно было по солнцу (по часовой стрелке). Гости, особенно те, которые пришли впервые, должны были находиться в женской части. Верхом неприличия считалось пройти между очагом и кем-то еще, так как это нарушало связь всех присутствующих с огнем. Чтобы пройти на свое место, человек по возможности должен был перемещаться за спинами сидящих людей. Зато особых ритуалов покидания не существовало: если кто-то хотел уйти, то он мог сделать это сразу и без лишних церемоний.

В современной жизни типи чаще всего используют консервативные индейские семьи, свято чтущие традиции предков, индеанисты и исторические реконструкторы. Также сегодня выпускаются туристические палатки, имеющие название «типи», внешний вид которых несколько напоминает традиционные индейские жилища.

Хоган - жилище индейцев навахо

Хоган – это еще один вид американских индейцев, наиболее распространенный у народа навахо. Традиционный хоган имеет коническую форму и круглое основание, однако сегодня можно встретить и квадратные хоганы. Как правило, дверь хогана обустраивается на его восточной стороне, поскольку индейцы уверены, что при входе через такую дверь солнце обязательно принесет удачу в дом.

Навахо считали, что первый хоган для первого мужчины и женщины был построен духом-Койотом при помощи бобров. Бобры дали Койоту бревна и научили его, как . Сегодня такой хоган носит название «мужской хоган» или «хоган с вилочным шестом» , а его внешний вид напоминает пятиугольную пирамиду. Нередко снаружи пятигранная форма дома скрыта за толстыми земляными стенами, защищающими строение от зимней непогоды. В передней части такого хогана находится вестибюль. «Мужские хоганы» используются преимущественно для проведения частных или религиозных церемоний.

В качестве жилья навахо использовали «женские» или круглые хоганы , которые еще называли «семейными домами». Такие жилища обладали несколько большими размерами, чем «мужские хоганы», и не имели вестибюля. Вплоть до начала XX века индейцы навахо строили свои хоганы в соответствии с описанным способом, однако затем они начали возводить дома шестиугольной и восьмиугольной формы. По одной из версий такие изменения были связаны с появлением железной дороги. Когда в руки индейцев попали деревянные шпалы, которые нужно было укладывать горизонтально, они начали строить просторные и высокие с дополнительными помещениями, но при этом сохранили форму «женского» хогана.

Любопытным является и тот факт, что с хоганом у индейцев были связаны многочисленные поверья. Например, нельзя было продолжать жить в хогане, о который терся медведь, или неподалеку от которого ударила молния. А если в хогане кто-то умирал, то тело замуровывали внутри и сжигали вместе с , либо выносили его через северное отверстие, пробитое в стене, а хоган покидали навсегда. Причем древесина покинутых хоганов никогда и ни для каких целей не использовалась повторно.

Помимо хоганов у народа навахо были также распространены подземные , летние домики и индейские парные . В настоящее время некоторые старые хоганы используются как церемониальные сооружения, а некоторые - в качестве жилищ. Однако новые хоганы редко когда строятся с целью дальнейшего проживания в них.

В заключении хотел бы сказать о том, что вигвамы, типи и хоганы – это далеко не все виды национальных домов американских индейцев . Существовали и такие построения как викупа, малока, тольдо и др. , которые имели как общие, так и отличительные черты с описанными выше конструкциями.

А сегодня мы ознакомим наших читателей со значением слова "вигвам" и его отличиями от "типи" кочевых племен.

Традиционно вигвамом называют место проживания лесных индейцев, которые обитали в северной и северо-восточной части континента Северная Америка. Как правило, вигвам представляет из себя небольшой шалаш, общая высота которого составляет 3-4 метра. Он имеет куполообразную форму, и в самых больших по размеру вигвамах может одновременно жить примерно 30 человек. Также к вигвамам можно отнести и небольшие по своему размеру шалаши, имеющие конусную форму и похожие на типи. Сейчас вигвамы часто используются в качестве места для проведения традиционных обрядов.

Аналоги вигвамов можно найти также у некоторых африканских народностей, чукчей, эвенгов и сойтов.

Как правило, остов шалаша делается из тонких и гибких древесных стволов. Их связывают и покрывают корой деревьев или циновками из растений, листьями кукурузы, шкурами и кусками ткани. Встречается также комбинированный вариант покрытия, которое сверху также дополнительно укрепляют специальной наружной рамой, а в случае её отсутствия стволами или специальными шестами. Вход в вигвам закрывают занавеской, и высота его можно быть как небольшой, так и в полную высоту вигвама.


В верхней части вигвама есть дымоход, который часто прикрывают куском коры. Приподнимают его для вывода дыма при помощи шеста. У куполообразных вариантов вигвамов могут быть как вертикальные, так и наклонные стены. Чаще всего встречаются круглые вигвамы, но иногда можно увидеть и прямоугольную конструкцию. Вигвам может быть вытянут в достаточно длинный овал и также иметь некоторое количество дымоходов вместо одного. Как правило, овальные вигвамы называют длинными домами.

У вигвамов конусной формы рамы сделаны из прямых шестов, которые связаны вместе сверху.

Слово "вигвам" берет свое начало в протоалгонкинском наречии, и переводится оно как "их дом". Впрочем, существует также мнение, что это слово пришло к индейцам из языка восточных абенаков. У разных народов свой вариант произношения данного слова, однако в целом они достаточно близки.

Также известен и другой термин - wetu. Несмотря на то, что его широко используют индейцы из Массачусетса, этот термин не прижился в остальном мире.


В наше время вигвамом чаще всего называют куполообразные обиталища, а также более простые по своей конструкции шалаши, в которых проживают индейцы из прочих регионов. Каждое племя дает своему вигваму свое название.

В литературе данный термин чаще всего встречается как обозначение куполообразного места жительства индейцев с Огненной Земли. Они достаточно похожи на традиционные вигвамы индейцев из Северной Америки, но их отличает отсутствие горизонтальных связок на раме.

Также вигвамом часто называют жилище индейцев с Высоких равнин, которое правильно называть словом .

Разного размера палатки, по форме похожие на вигвамы, достаточно часто используют в различных ритуалах возрождения и очищения в племенах Великих равнин, а также из ряда прочих регионов. В этом случае делается специальная парильня и сам вигвам в этом случае является телом самого Великого Духа. Круглая форма обозначает мир как единое целое, а пар в данном случае - это прообраз самого Великого Духа, который совершает духовную и очистительную регенерацию и трансформацию.