» »

Урок по русской литературе на тему "образы коробочки и ноздрева". Характеристика героя Коробочка, Мёртвые души, Гоголь. Образ персонажа Коробочка Образ помещицы коробочки в поэме мертвые души

09.06.2021

Павел Иванович Чичиков попадает к помещице Коробочке в неурочный час, сбившись с дороги, да еще и вывалявшись в грязи при падении с брички. Лошади, управляемые не совсем трезвым кучером Селифаном, буквально врезаются в забор ее дома.

Образ Коробочки весьма интересен. Настасья Петровна Коробочка дает приют запоздалым путешественникам, так как Чичиков представляется дворянином, что производит благоприятное впечатление на вдову-помещицу. Давайте кратко рассмотрим визит Чичикова к Коробочке и краткую характеристику Коробочки.

Характеристика помещицы Коробочки

Крепкое и аккуратное хозяйство Коробочки находится в уединенном месте, вдали от столбовых дорог, поэтому жизнь в имении выглядит застывшей. Существенными деталями, подчеркивающими застывший мир героини и сам образ Коробочки, являются огромное количество мух и шипящие, словно змеи, настенные часы.

Живущая в глуши помещица радушна, гостеприимна и заботлива. Она, несмотря на два часа ночи, предлагает Чичикову еду, растирание спины после падения, да еще и чесание пяток перед сном, как это раньше делалось покойному барину.

Но Чичиков, у которого от желания спать уже слипаются глаза, будто их медом облили, с благодарностью от всего отказывается.

Заботливость Настасьи Петровны Коробочки проявляется в том, что она дает прислуге задание – вычистить и высушить всю грязную одежду гостя. После этого Чичиков буквально проваливается в огромную пышную перину, а утром просыпается от нашествия мух, одна из которых даже умудряется залезть ему в нос.

Чичиков поражает помещицу своим предложением о продаже мертвых крестьянских душ. Настасья Петровна теряется и не понимает всей выгоды сделанного ей предложения, ведь до этого ей приходилось торговать только медом, мукой, пенькой, птичьими перьями, но никак не мертвыми крепостными.

Чичиков в сердцах мысленно называет ее «крепколобой» и «дубинноголовой».

Еще некоторые детали образа помещицы Коробочки

Образ Коробочки также раскрывается в том, что изрядно поторговавшись, вдова коллежского секретаря в конце концов соглашается на сделку и угощает Чичикова всевозможными яствами: грибами, пирогами, блинами. Блины настолько вкусные, что Павел Иванович съедает их по три сразу.

После такого радушного приема Чичиков садится в свою бричку и уезжает с мыслями о том, что Коробочка – это прирожденный предприниматель, всеми силами старающийся любому и каждому выгодно продать свою продукцию и заработать при этом как можно больше денег. Чтобы потом аккуратно раскладывать их по мешочкам и прятать в комод. Вот каков образ Коробочки.

Чичиков посещал и других помещиков города №, в их число вошли такие персонажи "Мертвых душ", как Ноздрев, Собакевич и Манилов . Ознакомьтесь и с их характеристиками, чтобы составить полное впечатление о

Пожилая помещица, проживающая в окрестностях города N, представляет собой колоритного и узнаваемого персонажа. Жизненные цели вдовы, которая управляет собственным имением, – добыть всевозможными способами как можно больше денег. Поэтому старушка без раздумий продает мертвые души. Единственное, что заботит даму – не продешевила ли она.

История создания

Впервые помещица Коробочка появляется в произведении «Мертвые души» в третьей главе. Старушка не занимает центральное место в произведении, при этом автор вложил в получившийся образ большое количество презрения.

Однако, при негативном отношении к персонажу, Гоголь признавал бытовые таланты помещицы:

«Коллежская регистраторша Коробочка, не читавшая и книг никаких, кроме часослова, да и то еще с грехом пополам, не выучась никаким изящным искусствам, кроме разве гадания на картах, умела, однако ж, наполнить рублевиками сундучки и коробочки».

Поздний анализ «Мертвых душ», где Настасья Коробочка предстает во всем великолепии, сподвиг литераторов выстроить разнообразные теории. К примеру, утверждает, что произведение Гоголя соотносится с творением «Одиссея».


В таком варианте старая помещица представляет собой аналог древнегреческого персонажа Цирцеи. Гречанка отравила мужа и установила в собственных владениях жесткий порядок. Такое же поведение свойственно Настасье Коробочке, которая при всей своей внешней глупости показана настоящей умелой хозяйкой. Впрочем, подтверждений подобных умозаключениям Быкова не найдено.

Впервые изданное в 1842 году, произведение до сих пор не теряет актуальности. По мотивам романа-поэмы регулярно снимаются фильмы, ставятся спектакли и создаются оперы.

«Мертвые души»


Настасья Петровна Коробочка – помещица, которая ведет относительно замкнутый образ жизни. Биография пожилой дамы не наполнена яркими событиями. Настасья Петровна рано вышла замуж за коллежского секретаря и после долгих лет стабильного брака овдовела. Женщина ведет хозяйство, расположенное между усадьбами и .

В произведении Гоголя Настасья Петровна появляется в тот момент, когда Чичиков – главный герой романа – сбивается с пути и вынужден искать место для ночлега. Деятельная Настасья Петровна, несмотря на стабильный доход, обеспокоена собственным финансовым состоянием, поэтому старается продать гостям разнообразные продукты.


Внутреннее состояние женщины отражается и на ее внешности. Суетливая помещица не уделяет внимания и времени гардеробу. При первой встрече с Чичиковым героиня не стремится произвести хорошее впечатление. Не тратит время на одежду Коробочка и после:

«Она была одета лучше, нежели вчера, – в темном платье и уже не в спальном чепце, но на шее все так же было что-то навязано».

Основная деятельность Настасьи Петровны – собственное хозяйство. Несмотря на постоянные жалобы, помещица умело руководит крестьянами. У женщины растут разнообразные овощи и фрукты, двор полон домашних птиц. Жизнь крестьян Коробочки подчинена строгому распорядку. Люди либо работают в поле, либо продают в соседние имения собственноручно произведенный товар: мед, муку, мясо, перья.


Заботливая хозяйка следит за малейшими мелочами. На полях помещицы установлены чучела, отпугивающие ворон, а в сараях спрятаны запасные телеги, чтобы сбор урожая не остановился даже в экстренной ситуации.

Дом Коробочки, как и хозяйство, содержится в строгом порядке. Небольшая усадьба охраняется сворой собак, каждая поломка тут же исправляется. Впрочем, мелочная Коробочка следит как за собственной усадьбой, так и за деревней. В отличие от соседей, помещица заботится об избах крестьян.


При столь правильном и продуманном подходе к ведению хозяйства Настасья Петровна не отличается умственными способностями. Пожилая женщина мелочна, эгоистична и зациклена на мыслях о постоянном обмане со стороны знакомых и незнакомых людей. Подобные черты в характере усложняют общение с помещицей:

«...одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов...»

Любимое занятие женщины, помимо подсчета собственного состояния, – гадание на картах. При этом Коробочка верит в Бога и утверждает, что из-за карт встречала черта.


После первого общения с Чичиковым, старуха переживает о том, не слишком ли она продешевила с продажей мертвых душ. Подобная мысль не оставляет помещицу, и та, забросив собственные дела отправляется в город, чтобы выяснить сколько на самом деле стоит товар.

Расспросы старухи приводят к распространению слухов, которые обрастают новыми невероятными подробностями и доводят ситуацию до абсурда.

Экранизации

В 1960 году на кинопленку перенесли театральную постановку «Мертвые души» 1932 года. Режиссером картины выступил Леонид Трауберг. Воплощали идею Гоголя артисты Московского Художественного академического театра им. . Роль Коробочки досталась актрисе .


Спустя 8 лет, в 1968 году, к классическому сюжету обратился режиссер Александр Белинский. Экранизация вышла в эфир в рамках проекта «Театр на экране». Роль колоритной Коробочки исполнила актриса Клавдия Фадеева.

В 1984 году вышел сериал «Мертвые души», созданный по первому тому одноименного творения Гоголя. Сюжет фильма максимально приближен к первоисточнику. Роль помещицы сыграла актриса .


В 2005 году на телеканале «НТВ» состоялась премьера «Дело о «Мертвых душах». Сериал затрагивает и одноименное творение Гоголя, и несколько других произведений автора. Критики не оценили работу режиссера и высказались отрицательно. Роль Коробочки достала актрисе .

  • В фамилию героини в произведении Гоголя заложено скрытое значение. Исследователи творчества писателя утверждают, что персонаж стал своеобразной ловушкой (или коробочкой, из которой не выбраться) для Чичикова.

Иллюстрация к книге Гоголя "Мертвые души"
  • Главный герой купил у помещицы 18 душ за 15 рублей.
  • В отличие от остальных персонажей, пожилая помещица наизусть помнит имена умерших крестьян.
  • Отсутствие развития героини Гоголь отобразил с помощью мух. Несмотря на чистоту дома, вокруг персонажей постоянно летают насекомые, олицетворяющие застой и отсутствие развития.
  • Возможно, Коробочка страдает серьезным психологическим заболеванием. В хозяйстве помещицы ничего не пропадает, даже шипящие часы и древние неизвестные портреты. В психологи такое явление называют патологическое накопительство.

Цитаты

«Мое такое неопытное вдовье дело! Лучше ж я маненько повременю, авось понаедут купцы, да примерюсь к ценам».
«Ей-Богу, товар такой странный, совсем небывалый!»
«На прошлой неделе сгорел у меня кузнец, такой искусный кузнец и слесарное мастерство знал».
«А, так вы покупщик! Как же жаль, право, что я продала мед купцам так дешево, а вот ты бы, отец мой, у меня, верно, его купил».

Конспект урока по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».

(9 класс)

Тема: «Один за другим следуют у меня герои…» Образы Коробочки и Ноздрева.

Цель: проанализировать образы Коробочки и Ноздрева.

Задачи:

    выявить приемы описания характеров помещиков, внутреннюю логику создания образов;

    обучить умению определять принципы типизации социальных явлений;

    приобщить учащихся к исследовательской работе.

Структура урока:

1 . Организационный этап.

2. Проверка домашнего задания.

3. Объявление темы и целей урока.

4. Повторение пройденного.

5. Работа в тетрадях.

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный этап.

1. Подготовка учащихся к работе на уроке.

2. Взаимное приветствие учителя и учащихся.

3. Визуальный контроль готовности к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

3. Объявление темы и целей урока.

Тема нашего урока: «Образы Коробочки и Ноздрева». Мы продолжаем работу по анализу литературных образов, постараемся понять сатирическую позицию автора, пронизывающую всё произведение.

4. Повторение пройденного. (Глава II, Манилов)

На прошлом уроке мы с вами познакомились с первым помещиком, у которого побывал Чичиков – с Маниловым. Мы договорились, что характеризовать помещиков будем по определённому плану:

а) описание внешности (портрет);

б) характер помещика;

в) особенности манеры поведения и речи;

г) отношения с окружающими;

д) описание усадьбы;

е) итог сделки.

Не забывайте, что Гоголь, рисуя жизнь современной ему России, идёт путём внимательного исследования мелочей, показывает их крупным планом, гиперболизирует, так как видит в них выражение сущности окружающей действительности. Это так называемая художественная деталь.

5. Работа в тетрадях.

Анализ литературного образа. Коробочка.

В главе, повествующей о Коробочке, мы увидим иной тип характера, который, на первый взгляд, отличается от характера Манилова; ведь, следуя нашему плану, мы не сможем найти сразу в тексте черты характера, художественные детали, которые бы подтверждали явную сатирическую направленность.

Но в этом есть особенность талантливого произведения: с помощью художественного исследования мы учимся быть умными читателями. Итак, обратимся к нашим таблицам.

( «Вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки» (портрет сливается с характером). «Она была одета лучше, нежели вчера, - в темном платье и уже не в спальном чепце, но на шее все также было что-то навязано». Неожиданный гость застал Настасью Петровну врасплох, утром она предстала в более приличном виде. Фланель на шее говорит о ее возрасте, замкнутом домашнем образе жизни в глуши.)

б) характер помещика. ( Гоголь не скрывает иронии в отношении её мыслительных способностей: задумалась, открыла рот, смотрела почти со страхом. «Ну, баба, кажется, крепколобая!». Иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка . Как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилить; сколько ни представляй ему доводов, ясных как день, все отскакивает от него, как резинный мяч отскакивает от стены. Сущность характера Коробочки особо видна через диалогическую речь персонажей. Диалог Коробочки и Чичикова – шедевр комедийного искусства. Этот разговор можно назвать диалогом глухих.)

в) (Коробочка - это «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки» (так её характеризует), и это великолепно отражается её речи. «Да беда, времена плохи, вот и прошлый год был такой неурожай, что боже храни». «Как же жаль, право, что я продала мёд купцам так дёшево».

Речь Коробочки отражает её глупость и невежество, боязнь нового, непривычного, страх перед предложением продать мёртвые души: «Право, не знаю, ведь я мёртвых никогда не продавала;». «Никогда ещё не случалось продавать мне покойников»; «Право, я боюсь. На первых-то порах, чтобы как-нибудь не понести убытку.

Порой в речи Коробочки обнаруживается крайняя примитивность её мысли, доходящая до какой-то детской наивности. «Нешто хочешь ты их откапывать из земли?» - спрашивает она Чичикова про умерших. Или в другом месте: «А может, в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся». В речи Коробочки много просторечных слов и выражений: засалиться, ихний, вить, мелюзга, нешто, маненько, авось, с чем прихлебнёте чайку; в толк-то не возьму; применюсь к ценам; я всё не приберу, как мне быть и др. Известно, какое магическое действие на Коробочку оказало слово «дворянин», которое заставило её даже в поздний час отпереть ворота и впустить к себе на ночлег сбившегося с дороги Чичикова.)

г) отношения с окружающими. (Коробочка, старозаветная помещица-крепостница, живущая в «порядочной глуши», хранит элементарные принципы помещичьего гостеприимства и проявляет в сцене с Чичиковым необходимые для её среды черты радушия. Отсюда её обращение к Чичикову: «отец мой», «батюшка». Она любезно обращается к Чичикову с предложениями: «Не хотите ли, батюшка, выпить чаю?» «Вот здесь и расположитесь, батюшка, на этом диване». «Да не нужно ли чем натереть спину?» «Да не нужно ли ещё чего?». На ночь она желает гостю «покойной ночи», утром любезно приветствует: «Здравствуйте, батюшка. Каково почивали?». Коробочка знает всех своих крестьян, которые умерли со времён последней ревизской сказки; знает, кто каким мастером был, сокрушается, что народ-то умер всё мастеровой.)

д) описание усадьбы. ( Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев; за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок. Утром...теперь заметил, что на картинах не всё были птицы: между ними висел портрет Кутузова и писанный масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире, как нашивали при Павле Петровиче. Узенький дворик весь был наполнен птицами и всякой домашней тварью. Индейкам и курам не было числа. Курятник переграждал дощатый забор, за которым тянулись пространные огороды с капустой, луком, картофелем, светлой и прочим хозяйственным овощем. По огороду были разбросаны кое-где яблони и другие фруктовые деревья. Деревенька – источник мёда, сала, пеньки, которыми Коробочка торгует. Поторговывает она и крестьянами. )

е) итог сделки .( Тупо, непоколебимо, убеждённо Коробочка делает своё дело – продаёт, ест, спит, копит, копит, копит… Характерно, что сама торговля “мертвыми душами” её не смутила: она готова торговать и покойниками, только боится продешевить. Ей присуща нудная медлительность и осторожность. Она отравилась в город, чтобы узнать, почём нынче продают “мертвых душ”. Оказывается, помещичья хозяйственность может иметь такой же бесчеловечный смысл, как и бесхозяйственность. )

Анализ литературного образа. Ноздрев.

Галерею мертвых душ продолжает в поэме Ноздрев.

а) описание внешности (портрет). ( Как и другие помещики, он внутренне пуст, возраст не касается его: “Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать и двадцать: охотник погулять”. Среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его. Чичиков замечает, что один бакенбард был у Ноздрева меньше и не так густ, как другой (результат очередной драки).

б) характер помещика. ( Ноздрев человек-дрянь, Ноздрев может наврать, прибавить, распустить черт знает что, выйдут еще какие-нибудь сплетни. Страсть к вранью и карточной игре во многом объясняет то, что ни на одном собрании, где присутствовал Ноздрев, не обходилось без “истории”.)

в) особенности манеры поведения и речи. ( Почти вся его речь - это пустая болтовня, сплошное лганьё. «Я один в продолжение обеда выпил семнадцать бутылок шампанского» . «На этом поле русаков такая гибель, что земли не видно; я сам своими руками поймал одного за задние ноги». Отмечается в речи Ноздрёва, вращающегося в среде кутил-офицеров, «отголоски» «армейского» языка: «как покутили» ; «бордо называет просто бурдашкой» ; «ты жестоко опешишься» ; «во рту.. . точно эскадрон переночевал» . Для речи Ноздрёва характерны следующие особенности: резкие переходы от одного чувства к другому например, он говорит Чичикову: «Свинтус ты за это, скотовод эдакой! Поцелуй меня, душа, смерть люблю тебя». Отрывочные, незаконченные предложения, показывающие, что слова его не успевают за летящими мыслями.)

г) отношения с окружающими. ( Таких людей приходилось всякому встречать немало. Они называются разбитными малыми, слывут еще в детстве и в школе за хороших товарищей и при всем том бывают весьма больно поколачиваемы. Они скоро знакомятся, и не успеешь оглянуться, как уже говорят тебе "ты". Дружбу заведут, кажется, навек: но всегда почти так случается, что подружившийся подерется с ними того же вечера на дружеской пирушке. Они всегда говоруны, кутилы, лихачи, народ видный. Женитьба его ничуть не переменила, тем более что жена скоро отправилась на тот свет, оставивши двух ребятишек, которые решительно ему были не нужны. За детьми присматривала смазливая нянька. Дома он больше дня никак не мог усидеть. Чем кто ближе с ним сходился, тому он скорее всех насаливал: распускал небылицу, глупее которой трудно выдумать, расстроивал свадьбу, торговую сделку и вовсе не почитал себя вашим неприятелем; напротив, если случай приводил его опять встретиться с вами, он обходился вновь по-дружески и даже говорил: "Ведь ты такой подлец, никогда ко мне не заедешь".)

д) описание усадьбы. ( Посередине столовой стояли деревянные козлы, и два мужика, стоя на них, белили стены, затягивая какую-то бесконечную песню; пол весь был обрызган белилами. Деревня Ноздрева - в два часа с небольшим показал решительно все, так что ничего уж больше не осталось показывать. Прежде всего пошли они обсматривать конюшню, где видели двух кобыл, одну серую в яблоках, другую каурую, потом гнедого жеребца, на вид и неказистого, но за которого Ноздрев божился, что заплатил десять тысяч. Пустые стойла, где были прежде тоже хорошие лошади. В этой же конюшне видели козла. Волчонок, бывший на привязи, которого Ноздрев кормит сырым мясом, чтобы он был совершенным зверем. Пруд, в котором, по словам Ноздрева, водилась рыба такой величины, что два человека с трудом вытаскивали штуку. На дворе всякие собаки, и густопсовых, и чистопсовых, всех возможных цветов и мастей. Поле, которое во многих местах состояло из кочек. Кабинет, в котором, впрочем, не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабли и два ружья - одно в триста, а другое в восемьсот рублей. Турецкие кинжалы. Даже обед состоит из блюд, которые пригорели или, напротив, не сварились. ) Чичиков уехал ни с чем. Но отнюдь не потому, что его возмутила незаконность предлагаемой Чичиковым сделки. Он просто не способен над этим задумываться, не способен выйти за рамки привычных ему понятий . Это выразительно оттеняет прием механического повторения реплик: «купи у меня жеребца»; «ну, так купи собак»; «так купи шарманку» и т. д. Сам азарт, с которым он предлагает Чичикову всевозможные способы получения «мертвых душ», начиная от продажи брички и кончая игрой в шашки, красноречиво убеждает не только в духовной никчемности и цинизме Ноздрева, но и в его полнейшем равнодушии к судьбам своих крестьян, мертвых ли, живых - все равно. )

6. Подведение итогов урока.

Внутренний мир Настасьи Петровны Коробочки пуст и мелок. Бездушие этой помещицы отражается в ее мелочности. Единственное, что волнует Коробочку, - это цены на пеньку да на мед. О своем покойном муже она может вспомнить только то, что он любил, чтоб девка ему на ноге пятки чесала. В этом особенно проявляется ее оторванность от людей, полное равнодушие

Третий помещик, у которого Чичиков пытается купить мертвые души – Ноздрев. Это молодцеватый 35-летний «говорун, кутила, лихач». Ноздрев непрерывно врет, задирает всех без разбору. Он очень азартен, готов «нагадить» лучшему другу без какой-либо цели. Все поведение Ноздрева объясняется его главенствующим качеством: «юркостью и бойкостью характера». Этот помещик ничего не задумывает и не планирует, он просто ни в чем не знает меры.

7. Домашнее задание

Подготовить характеристику Собакевича и Плюшкина.

С Коробочкой мы встречаемся в 3-ей главе романа-поэмы Гоголя «Мертвые души». Она – 2-я по счету, кому наносит визит Чичиков. На самом деле, Чичиков заехал в ее поместье случайно – кучер напился, «подгулял», как характеризует это событие сам автор, и сбился с пути. Поэтому вместо Собакевича главный герой знакомится с помещицей Коробочкой.

Рассмотрим образ Коробочки подробно

Она – женщина почтенных лет, вдова, в прошлом «коллежская секретарша». Живет одиноко в своем поместье и полностью поглощена ведением хозяйства. Своих детей, скорее всего, у нее нет, так как Гоголь в описании персонажа упоминает, что весь ее «хлам», накопленный в течение жизни, достанется какой-нибудь внучатой племяннице.

Выглядит старомодно и немного нелепо, « в чепце», «фланели», «на шее что-то навязано».

Коробочка, в отличие от Манилова, сама успешно ведет хозяйство. Глазами Чичикова мы видим, что дома в ее деревне крепкие, крепостные мужики «дюжие» (сильные), много сторожевых собак, что говорит о том, что это «порядочная деревушка». Во дворе полно домашней птицы, а за забором тянутся огороды с овощами – капустой, свеклой, луком, картофелем. Есть и фруктовые деревья, заботливо накрытые сетями от прожорливых сорок и воробьев. С этой же целью установлены и чучела. Гоголь иронично замечает, что на одном из чучел был надет чепец самой хозяйки.

Дома крестьян поддерживались и обновлялись – Чичиков увидел новый тес на крышах, ворота везде стояли ровно, в некоторых дворах стояли телеги. То есть, повсюду видна хозяйская забота. Всего у Коробочки 80 крепостных, 18 умерло, о чем хозяйка сильно сокрушается – то были хорошие работники.

Крепостным Коробочка не дает лениться – перину Чичикову взбили мастерски, утром, когда он возвращается в гостиную, где ночевал, все уже прибрано; стол ломится от выпечки.

То, что у помещицы кругом порядок и все под ее личным контролем, мы видим из диалога о покупке мертвых душ – она помнит всех умерших крестьян по именам и фамилиям, даже никаких записей не ведет.

Несмотря на то, что Коробочка очень любит жаловаться на то, как плохи дела, ее поместье имело и излишки, которые продавались купцам и перекупщикам. Из диалога с Чичиковым мы узнаем, что помещица торгует медом, пенькой, пером, мясом, мукой, крупами, салом. Она умеет торговаться, пуд меда продает по очень дорогой цене, целых 12 рублей, чему очень удивляется Чичиков.

Настасья Петровна бережлива и даже немного скупа. Притом, что дела в поместье идут неплохо, обстановка в доме очень скромная, обои старые, часы скрипучие. Несмотря на вежливое обращение и гостеприимство, Коробочка не предложила гостю поужинать, сославшись на позднее время. А с утра предлагает Чичикову только чай, хоть и с фруктовой настойкой. Только почувствовав выгоду – когда Чичиков пообещал покупать у нее «хозяйственные продукты» – Коробочка решила задобрить его и приказала испечь пирог и блины. А также накрыла стол с разной выпечкой.

Гоголь пишет, что у нее «не сгорит платье и не изотрется само собою». Жалуясь на бедность и неурожаи, она, тем не менее, откладывает денежки в «пестрядевые мешочки», которые рассовывает по ящикам комода. Все монетки тщательно сортируются – «целковики, полтиннички, чертвертачки» раскладываются отдельно по мешочкам. Во всем старая помещица пытается найти выгоду – заметив у Чичикова гербовую бумагу, просит у него «листик подарить».

Коробочка набожна и суеверна. В грозу перед иконкой ставит свечку, молится; пугается, когда Чичиков упоминает черта в разговоре.

Она не слишком умна и немного подозрительна, очень боится прогадать и продешевить. Сомневается в сделке с Чичиковым и не хочет продавать ему мертвые души, хоть ей и приходится платить за них как за живых. Наивно думает, что могут приехать другие купцы и предложить более выгодную цену. Эта сделка совершенно измотала Чичикова, и в процессе переговоров он называет Коробочку мысленно и вслух «крепколобой», «дубинноголовой», «дворняжкой на сене» и «проклятой старухой».

Образ Коробочки интересен тем, что это довольно распространенный типаж в России времен Гоголя. Ее основные черты – упрямство, глупость и ограниченность, были присущи и реальным личностям – некоторым чиновникам и госслужащим. Автор пишет про таких людей, что вроде бы видишь почтенного и государственного человека, а на деле оказывается «совершенная Коробочка». Доводы и аргументы отскакивают от них, как «резинный» мяч.

Завершается описание помещицы размышлением на тему, можно ли полагать, что Коробочка стоит в самом низу « лестницы «человеческого совершенствования»? Гоголь сравнивает ее с сестрой-аристократкой, живущей в богатом и изысканном доме, которая читает книги, посещает светские мероприятия, и мысли ее занимает «модный католицизм» и политические перевороты во Франции, а не хозяйственные дела. Автор не дает конкретного ответа на этот вопрос, ответить на него должен сам читатель.

Обобщим основные характеристики образа Коробочки

Хозяйственная

Имеет деловую хватку

Практичная

Бережливая

Мелочная

Лицемерная

Подозрительная

Ограниченная

Заботится только о собственной выгоде

Одержима накопительством

Религиозна, но без настоящей духовности

Суеверная

Символичность фамилии помещицы

Символизм – важный художественный инструмент в руках писателя. В поэме Гоголя «Мертвые души» все фамилии помещиков символичны. Не исключение и наша героиня. Коробочка – уменьшительно-ласкательное производное от слова «коробка», то есть, неодушевленный предмет. Так и в образе Коробочки мало живых черт, она обращена к прошлому, в ней нет настоящей жизни, развития – личностного, духовного. Настоящая «мертвая душа».

В коробке люди хранят различные вещи – так и Коробочка поглощена накопительством исключительно ради самих денег, у нее нет какой-то глобальной цели, на что эти деньги можно потратить. Она просто складывает их в мешочки.

Ну и стенки у коробки твердые, как и ум Коробочки. Она глупа и ограничена.

А что до уменьшительно-ласкательного суффикса – то этим автор, возможно, хотел показать безобидность и некую комичность персонажа.

Н. В. поэму «Мертвые души» писал почти 17 лет. Ее сюжет был подсказан писателю А. С. ым. Над этим произведением начал трудится осенью 1835 года, а закончил его писать лишь весной 1842 года. В том же году «Мертвые души» вышли в печать. Выход в свет этого произведения вызвал ожесточенные споры в литературных кругах. Одни в этой поэме видели клевету на Россию того времени и утверждали, что Н. В. отразил в ней лишь «особый мир негодяев», другие поэмой восторгались.

После публикации «Мертвых душ» в мае 1842 года сразу приступил к созданию второй части поэмы, а далее планировал написать и третью часть. Однако над продолжением писатель трудился до конца своей жизни, написал лишь вторую часть, но и она была сожжена. Поэт планировал, что первая часть будет отражать жизнь современной ему России со всеми ее недостатками и проблемами, такими, как бюрократическая система, крепостничество, иллюзорность, утрата духовного начала и многое другое. А во второй и третьей части он хотел показать те пути, идя по которым страна могла бы возродиться и в ней бы изменилась социальная и экономическая ситуация. Труд всей жизни Н. В. Гоголя должен был стать художественным поиском образа того человека, который бы в будущем мог стать хозяином обновленной России.

Начиная работу над поэмой «Мертвые души», Н. В. главной целью для себя ставил отображение ситуации, сложившейся в российском обществе того времени – автор хотел изобразить «хотя с одного боку всю Русь». Сюжет произведения писатель построил на основе похождений Чичикова. Такое построение сюжетной линии позволило автору рассказать о нескольких помещиках – типичных представителях общества того времени. Каждому из персонажей посвящена отдельная глава, причем, по утверждению Гоголя, герои его поэмы «один пошлее другого». Одним их таких персонажей является помещица Коробочка.

Уже сама фамилия этой героини поэмы метафорически выражает всю заскорузлую сущность ее натуры – недоверчивой, скудоумной, боязливой, упрямой, суеверной, бережливой, скорее скупой помещицы. Коробочка – «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки… В один… целковики, в другой полтиннички, в третий четвертаки». Ее комод, в котором среди белья, моточков ниток и распоротого салопа лежат мешочки с деньгами, напоминает саму душу Коробочки, саму ее натуру. Животная ограниченность помещицы, мелочность ее жизненных ценностей и интересов очерчивается лишь заботой Коробочки о собственном хозяйстве и подчеркивается птичьим и животным ее окружением. Это и соседи – помещики Свиньин и Бобров, и «индейкам и курам не было числа». Вся домашняя обстановка, все вещи в жилище помещицы, с одной стороны, наглядно показывают, насколько наивно и даже примитивно представление Коробочки об уюте и красоте, с другой – раскрывают ее поразительную скупость. «Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев; за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок; стенные часы с нарисованными цветами на циферблате».

В образе помещицы Коробочки Н. В. воплотил самые порочные общечеловеческие страсти, главной из которой в этом человеке, по выражению писателя, была ее «дубиноголовость» и жадность. Весьма глупая Коробочка очень боится продешевить при продаже «мертвых душ», опасается, как бы Чичиков ее не обманул. Помещица хочет выждать, обезопасить себя, чтобы «как-нибудь не понести убытку». Слишком медленно соображая, Коробочка сначала считает, будто бы Чичиков собирается выкапывать мертвых из земли. Не обращая особого внимания на свои предположения, она по привычке собирается подсунуть Чичикову вместо «мертвых душ» мед и пеньку, цены на которые она хорошо знает. А в отношении же «мертвых душ» Коробочка заявляет: «лучше ж я маненько повременю, авось понаедут купцы, да применюсь к ценам». Потом помещица все же решает продать «души» из-за суеверия и страха, ибо Чичиков ее чуть не проклял и посулил ей самого черта – «да пропади и околей со всей вашей деревней!».

В образе одной из героинь поэмы «Мертвые души» помещицы Коробочки заключен довольно типичный для того времени особый вид «дубинноголового» упрямца, который закостенел в своей ограниченности: «иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка. Как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь». Изображая всю ограниченность, глупость и жадность помещицы, Н. В. пытается обратить внимание общества на то, насколько сильно оно поражено пороками и на то, что от пороков этих следует избавляться как можно быстрее, стремясь найти для этого наиболее безболезненные и эффективные пути.