» »

В списках не значился автор. Проблема исторической памяти (по повести Бориса Васильева "В списках не значился") (ЕГЭ по русскому). Стоическая защита Брестской крепости

04.07.2020

«ПРОСТО БЫЛ ВЫБОР Я ИЛИ РОДИНА»

( Урок по роману Б. Васильева «В списках не значился»)

Концепция человека, как она ут верждается советской литературой, с наибольшей убедительностью раскры вается в произведениях о Великой Отечественной войне. В столкновении двух идеологий, двух различных нрав ственных устоев и систем победила на ша система, наша нравственность, ос нованная на человечности и осозна нии глубочайшей ответственности че ловека не только за себя, но и за судьбу других.

Утверждая величие и силу духа, по казав неограниченные - возможности людей, литература не только возвыша ет советского человека, но и защища ет человека вообще, утверждая гума нистическое направление в развитии мировой культуры.

Произведения о Великой Отечест венной войне, повествуя о военных событиях тридцатилетней давности обращены в наш день, к тем нравст венно-философским проблемам, кото рые приходится решать и старше классникам. Юному поколению, всту пающему в жизнь, нужно определять свое отношение к подлинным и мни мым ценностям, и литература помо жет начать эту серьезную духовную работу уже на школьной скамье.

Роман Б. Васильева «В списках не значился» интересен тем, что побуж дает задуматься над вопросами, на которые стремится ответить себе каж дый: как сложился облик поколения советских людей, разгромивших фашизм? Откуда брались у молодых ребят, пришедших со всех концов страны на огневые рубежи, те внутренние силы сопротивления, которые вызыва ли и вызывают уважение всех чест ных людей на земле?

Счастливый юноша, только что по лучивший звание лейтенанта вместе с другими выпускниками военного учи лища, Николай Плужников прибыл по назначению в Брестскую крепость в ночь, которая отделила мир от вой ны. Он не успел встать на учет, а на рассвете начался бой, который длился для Плужникова непрерывно более девяти месяцев. Рассказывая о корот кой жизни лейтенанта, которому к моменту смерти едва исполнилось двадцать лет, писатель показывает, как юноша становится героем, а все его поведение в крепости - подвигом.

Автор вводит нас в мир мужающей души. Развитие характера Плужникова как бы подгоняется событиями, ускоряющими процесс становления его личности. Автор лишь обозначает ве хи взросления героя. И мы видим, как сознание долга становится движущей силой его поступков: не думать о се бе, пока в опасности Отчизна.

Плужников еще мог уйти из крепо сти с любимой девушкой. «И это не было бы ни дезертирством, ни изме ной приказу: он не значился ни в ка ких списках, он был свободным чело веком, но именно эта свобода и за ставляла его самостоятельно прини мать то решение, которое было наиболее целесообразным с военной точки зрения». Свободу выбора он понимал как необходимость бороться до кон ца, как выполнение долга.

Чувство слитности с другими защитниками крепости, со всем народом углубляется в сознании Плужникова, когда он размышляет о смерти Владимира Денищика, спасшего его, и по нимает, что он остался в живых толь ко потому, что кто-то погибал за него, и когда в подземелье крепости встре чает старшину Семишного.

На вопрос Плужникова, кто он, Семишный отвечает: «Думал, кто я теперь есть, как назваться, если нем цы найдут, а застрелиться не успею. И думал так сказать: русский солдат я. Русский солдат мне звание, русский солдат мне фамилия». Семишный, ос таваясь один на один со смертью, ощущает себя частью сражающегося народа, а отсюда сила его духа, убеж дение в победном исходе борьбы. «Считаешь, мы одни с тобой такие красивые?.. Нет, браток, не верю я в это... Сколько верст до Москвы, зна ешь? Тыща. И на каждой версте такие же, как мы с тобой, лежат. Не лучше и не хуже».

Обретение своего я приходит к Плужникову как осознание себя ча стицей Родины, народа: «Он уже не ощущал своего «я», он ощущал нечто большее: свою личность, свою лич ность, ставшую звеном между прош лым и будущим его Родины, частица которой грела его грудь благородным шелком знамени. И спокойно созна вал, что никому и никогда не будет важно, как именно звали эту лич ность, где и как она жила, кого люби ла и как погибала. Важным было од но: важным было, чтобы звено, связы вающее прошлое и будущее в единую цепь времени, было прочным. И твер до знал, что звено это - прочно и вечно».

Он вышел наверх потому, что у не го уже не было патронов, потому, что узнал: Москва наша и немцы разби ты под Москвой. «Теперь я могу вый ти. Теперь я должен выйти и в последний раз посмотреть им в глаза». Он вышел к врагам с сознанием вы полненного долга: «Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я - по следняя ее капля...»

Авторская речь в последней части романа исполнена трагического пафо са. «У входа в подвал стоял невероят но худой, уже не имевший возраста человек. Он был без шапки, длинные седые волосы касались плеч... он сто ял, строго выпрямившись, высоко вскинув голову, и не отрываясь смот рел на солнце ослепшими глазами».

На требование немецкого генерала назвать звание и фамилию Плужни ков ответил: «Я русский солдат». Он так и не назвал себя. «Неизвест ный вдруг медленно повернул голову, и в генерала уперся его немигающий взгляд. И густая борода чуть дрогну ла в странной торжествующей на смешке: - Что, генерал, теперь вы знаете, сколько шагов в русской вер сте? Это были его последние слова».

Потрясенный немецкий лейтенант отдал команду, и солдаты вскинули оружие «на караул», генерал, «чуть помедлив, поднял руку к фуражке». «А он, качаясь, медленно шел сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас высшие воинские почести. Но он не видел этих почестей, а если бы и ви дел, ему было бы уже все равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти».

В последней части романа Плужников воспринимается как образ-символ тех известных и неизвестных солдат, которые боролись до конца н умирали, не рассчитывая на славу, но которые навсегда остались в людских сердцах как воплощение той силы духа, что вызывала уважение даже у врагов.

История Плужникова предстала в романе как история мужественного характера, сложившегося в новых, со циалистических условиях. Плужни ков - один из тех советских солдат, которые, оказавшись «за чертой милосердия», не сдали Брестскую крепость, проявив стойкость, величие духа и верность долгу, понимая его как обя занность защищать Отчизну до конца.

Немцы захватили огромные терри тории, подошли к Москве, рассчиты вали на скорую победу, а в это время в их тылу жила, истекала кровью, но не сдавалась крепость, хотя в ней оставался всего один человек. Было над чем задуматься тем, кто захватил пол-Европы и ничего подобного до сих пор не встречал.

Роман Б. Васильева, как видим, да ет возможность поставить перед учащимися вопросы, которые заставят их задуматься о себе в контексте истории народа, его духовной жизни, а также о своем месте и назначении в совре менности.

Урок назывался стро кой из поэмы «Реквием» Р. Рождест венского: «Просто был выбор у каж дого: я или Родина».

Уроку предшествовала длительная подготовка: ученики читали роман, готовили выставку книг о Великой Отечественной войне «Это нужно не мертвым! Это надо живым!» Собирали фотоматериалы для стен дов «Брестская крепость» и «Мы за Родину пали, но она спасена». На уро ке демонстрировался документальный фильм «Крепость-герой», звуча ла песня Б. Окуджавы из фильма «Белорусский вокзал», читался отры вок из поэмы Р. Рождественского «Реквием» в исполнении автора, зву чала песня В. Высоцкого «Братские могилы». Завершался урок прослу шиванием песни «За того парня» (му зыка М. Фрадкина) на слова Р. Рож дественского («Я сегодня до зари встану...») и рассматриванием гравюр С. Красаускаса из альбома «Вечно живые».

За две недели до урока учащимся были предложены вопросы:

Какова историческая основа романа?

Какие страницы произвели на вас самое сильное впечатление?

Что дает Плужникову силы вынести все ис пытания?

Как показывает Б. Васильев мужание души героя? Какое отношение к Николаю Плужни кову имеют трагические судьбы Денищика Се мишного и других защитников крепости?

Почему можно говорить, что оборона Брест ской крепости была предвестником победы?

Подготовьтесь выразительно прочитать фи нал романа.

Как утверждается бессмертие героя в дате его гибели- 12 апреля?

Почему впервые роман был напечатан в журнале «Юность»?

На доске записана тема урока и два эпиграфа к нему:

Нас не учили, как под танк бросаться,

И вражью амбразуру грудью как закрыть,

И на врага живым тараном мчаться...

Но нас учили Родину любить!

П. Богданов

Но и мертвые мы будем жить

В частице вашего великого счастья,

Ведь мы вложили в него нашу жизнь.

Ю. Фучик

Урок начинается с прослушивания песни из кинофильма «Белорусский вокзал»:

Здесь птицы не поют,

Деревья не растут...

И только мы к плечу плечо

Врастаем в землю тут...

( до слов: И нам нужна одна победа,

Одна на всех, мы за ценой

не постоим...)

После вступительного слова учите ля о беспримерном героизме советских людей, их патриотизме и мужестве, об известных и безвестных подвигах на всех фронтах и в тылу, из которых складывалась великая Победа, сооб щается тема урока. Беседе предшествует небольшая ис торическая справка, подготовленная учащимися по книге С. Смирнова «Брестская крепость», о героической защите крепости, и краткое сообще ние учителя о том, что в Николае Плужникове автор обобщил черты многих ее защитников: лейтенанта Андрея Кижеватого, начальника девятой погранзаставы, первой принявшей бой с фашистами, полкового комисса ра Ефима Фомина, комсорга Самвела Матевосяна, неизвестного солдата, слабеющей рукой написавшего на сте не слова клятвы: «Умрем, но из кре пости не уйдем», лейтенанта, возгла вившего оборону вокзала, фамилия ко торого осталась неизвестной, и на обелиске названо лишь имя защитни ка - Николай.

Демонстрируется документальный фильм «Крепость-герой»

На экране кирпичи крепости, оп лавленные огнеметами; Тереспольские и Холмские ворота; лица тех, кто вписал своей кровью и жизнью первые победные строки в летопись Великой Отечественной войны. Песня В. Высоцкого «Братские могилы» сопровож дает кадры.

Вопрос: «Какие страницы произве ли на вас самое сильное впечатле ние?» - дает возможность выделить главные эпизоды повествования и ус тановить их последовательность. Уча щиеся называют сцены, которые невоз можно читать без душевного трепета: ранение и смерть Денищика, спасение Сальниковым Плужникова от плена, встреча Николая с Семишным, фи нал. Эти эпизоды коллективно обсуж даются. Заранее подготовленный уче ник читает конец романа от слов: «Там, в подвале, сидит русский фанатик...»- и заканчивая словами: «Упал свободным и после жизни, смертию смерть поправ». Хорошо прочитанный отрывок определяет эмоциональный настрой всего урока.

Первая часть романа убеждает ре бят: лейтенант Плужников герой не от рождения. Сын погибшего в схват ке с басмачами комиссара Плужнико ва, считавший для себя образцом ге нерала училища, участвовавшего в испанских событиях, Николай, еще будучи курсантом, развил в себе чув ство долга и личной ответственности за настоящее и грядущее Родины - качества, без которых подвиг не состоялся бы.

Встретив войну необстрелянным юношей, он вынужден был в жесто чайших условиях принимать самостоя тельные решения, которые в другое время принимали бы за него взрос лые люди - командиры. Ученики про следили, что прибавлялось к духовно му опыту Плужникова, когда он в не знакомой обстановке крепости искал склад боеприпасов; когда осознал, что нарушил свой долг, покинув клуб под натиском немцев, и решил взять его обратно; когда получил приказ отсту пать и не ушел из крепости.

Учащиеся поняли, что решение за щищать в крепости свою честь и честь Родины продиктовано чувством долга, воспитанным нашей действи тельностью, которая внушила Нико лаю представление об истинных цен ностях жизни. Плужников остается верным до конца раз избранному со знательно типу поведения.

В преданной, сыновней любви Плужникова к Родине, помноженной на жгучую ненависть к фашистам, по сягнувшим на нее, видят ученики истоки его героизма. Они убеждаются, что не огрубели чувства солдата на войне, что остался он Человеком и что настоящий гуманизм в борьбе со злом должен быть активным. «Коля Плужников убивал, как и Сережа Брузжак, чтобы приблизить впемя, когда на земле не будут убивать»,- говорят они.

Важно, что учащиеся понимают со стояние героя, видят, что во время боев страх не раз одолевает его. Они соглашаются с утверждением участ ницы Отечественной войны поэтессы Юлии Друниной: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне», приходят к мысли: героизм не в том, что человек не испытывает страха, а в умении преодолевать его.

Учительница останавливает внима ние класса на вопросе: «Почему автор так подробно рассказывает о пред военной жизни героя?» Учащиеся осознают, что такое построение романа по могает понять духовный мир не толь ко Плужникова, но и всех советских людей, так единодушно вставших на защиту Отчизны. Отрывок из статьи критика В. Чалмаева, который цитиру ет слова маршала авиации А. Новико ва, убеждает восьмиклассников в пра вильности их суждений. Вот этот фрагмент: «Известно, что, планируя нападение на Советскую страну, гитлеровские стратеги все подсчитали, обосновывая победу. Но уже первые дни войны раскрыли убогость механических представлений о советских лю дях, и особенно о нашей молодежи. Фашистские теоретики не учли самые главные, невещественные, моральные ценности, присущие советскому наро ду и молодежи. Молодое поколение солдат 1941-1945 годов - плоть от плоти родного народа. И именно его нравственная сила, его идеалы в наибольшей мере раскрывались в труд нейших поединках Отечественной вой ны, прикрыли, как признавался и мар шал авиации А. Новиков, «те бреши, которые образовывались тогда (в 1941 году) в нашей обороноспособности. Советский патриотизм оказывался мо гучей силой, умножавшей мощь пред полагаемых дивизий» .

Отвечая на вопрос, что дает герою силы вынести все испытания, школьни ки отмечают, каким возвышающим и спасительным оказывается для Плуж никова осознание своей нужности для других, чувство слитности с народом, ощущение себя частицей Красной Армии, защитником самого дорогого, что есть у человека,- Родины. «Оторван ный от всех, он чувствовал себя со всеми, это самое главное. Этим объяс няется все его поведение. Ведь Коля я так, Плужников ведет себя как будто бы за ним наблюдают сотни глаз. Это от чувства ответственности»,- говорит

ученик.

Вопрос: «Почему можно говорить, что оборона Брестской крепости бы, предвестником победы?» - не вызыва ет затруднений. О готовности людей бороться до конца свиде тельствует рассказ о погибшем сер жанте, оставшемся в костеле, когда другие под напором врага отошли казармы; отказ фельдшера оставит по приказу крепость, потому что в ней остались раненые; подвиг старшины Степана Матвеевича, взорвавшего связкой гранат себя и немцев; вер ность Семишного знамени чести, нечеловеческое упорство; наконец борьба Плужникова, оставшегося в крепости ее последним защитником, его стремление дожить, встретить сво их, доложить, что крепость не сдана... и вместе с Красной Армией идти даль ше, на запад, в Германию. Оборона крепости показала, что в советском народе таятся такие резервы упорства, решимости защищаться до конца, о которых немцы не подозревали и ко торые в конечном счете определили исход войны.

Большой интерес вызвал вопрос: «Как утверждается бессмертие героя в дате его гибели-12 апреля?» «Именно 12 апреля 1942 года, когда шел уже десятый месяц войны, в од ном из капониров крепости раздался хриплый, но торжествующий смех не покоренного. Это Николай салютовал Москве, узнав, что не смогли ее взята враги. И в этот же день он вышел, слепой, обессиленный, седой, чтобы проститься с солнцем. «Крепость не пала: она просто истекла кровью», и Плужников был ее последней каплей. И кто знает, смогло бы человечество потом праздновать 12 апреля - День космонавтики, если бы тысячи Плужниковых в тот день не погибли за свою страну в Великой Отечественной вой не» - таков ответ ученицы.

Включается запись «Реквиема». Р. Рождественский чита ет отрывок от слов: «Помните! Какою ценой завоевано счастье...»-до слов: .«К мерцающим звездам ведя кораб ли,- о погибших помните!»

Приведем несколько ответов на вопрос: «Почему роман был напеча тан в журнале «Юность»?»

«В день гибели Николаю исполни лось всего 20 лет. Он был молод, и естественно, что рассказал о его ге роической жизни молодежный жур нал».

«Коля Плужников был обыкновен ным юношей, ставшим героем в" не обыкновенное время. Его пример по может тысячам юных читателей заду маться над тем, какими растем мы в наше «обыкновенное время».

. «Нельзя по-настоящему любить Ро дину, не зная ее героического прошло го. И нам, поколению 70-х, через наш журнал автор передает эстафету му жества, эстафету подвига комсомольцев сороковых годов».

Заканчивается урок прослушивани ем песни на слова Р. Рождественского «За того парня». Всем ученикам вру чается отпечатанный на машинке текст стихотворения («Я сегодня до зари встану...») и предлагается дома письменно ответить на вопрос, в какой мере стихотворение созвучно их раз мышлениям о романе Б. Васильева «В списках не значился».

Задание знакомит учащихся с хоро шим стихотворением, заставляет еще раз обратиться к прочитанному рома ну, задуматься не только о судьбе Николая Плужникова и многих других молодых и немолодых солдат, не вер нувшихся с войны, отдавших жизнь за то, чтобы мы жили счастливо, но и о себе, об ответственности живущих перед памятью павших. Учитель показала прекрасный альбом «Вечно живые» с гравюрами Стасиса Красаускаса и сказала, что стихи и гравюры помогут им выполнить зада ние.

Сочинения свидетельствуют о том, насколько разумным было намерение учительницы вывести восьмиклассни ков за пределы конкретного произве дения и дать новое направление их мыслям и эмоциям. Приведем не сколько интересных, на наш взгляд, суждений, которые свидетельствуют о том, что эмоциональный настрой уро ка, созданный его содержанием и оформлением, вызвал живой отклик.

    Почему нельзя забывать таких, как Плуж ников? Не только потому, что они погибли за нас, но и потому, что и сейчас помогают нам
    понять, каким должен быть настоящий чело век и как трудно им стать. А Плужников им был. Даже немцы были поражены, когда се дой, ослепший, обессиленный человек так стоял перед ними, что они отдавали ему честь. Есть, есть такие поступки людей, перед кото рыми бессильно самое дикое варварство: Ев патий Коловрат, Андрей Соколов, теперь Ни колай Плужников...

    Меня поразили слова поэта: «Я от тяже сти такой горблюсь, Но иначе жить нельзя, если Все зовет меня его голос, Все звучит во
    мне его песня». Эта «тяжесть» - наша совесть и чувство ответственности перед памятью по гибших. И Плужников, и герой стихотворения
    остались там навсегда, чтобы мы жили на «доброй» земле, а им было всего по двадцать лет. Разве можно об этом забывать! Я не мо гу слушать эту песню спокойно и думаю, что другие тоже.

    Я уже видел раньше рисунки Красауска са, но только теперь понял, почему на каждом из них лежит в земле солдат, вернее, я уви дел этого солдата до того, как он был убит. Его могли звать Коля Плужников. Все, что показывает художник в цикле «Борьба», все пережил герой романа: яростное сопротивление врагам, смерть товарищей, муки голода. О многом заставляют задуматься рисунки и стихи из разделов «Память» и «Мечты». Они как будто продолжают роман Б. Васильева...

Герой - это тот человек, который в решительный момент делает то, что необходимо делать в интересах человеческого общества.

Юлиус Фучик

Герой, героизм, героическое… Эти слова с детства входят в нашу жизнь, формируя в человеке черты гражданина и патриота. Важная роль в этом процессе принадлежит русской литературе, в которой изображение подвига человека было и остается традиционным еще со времен “Слова о полку Игореве” и “Задонщины”. В русской литературе XX века подвиг человека оказывается тесно связанным с темой Великой Отечественной войны, ставшей поистине “народной войной” для наших соотечественников.

Среди прошедших эту войну было много будущих писателей: Ю. Бондарев, В. Быков, В. Закруткин, К. Воробьев, В. Астафьев и др.

Добровольцем Великой Отечественной, прошедшим ее от начала до конца, стал и Борис Львович Васильев, автор многих книг, посвященных этой святой для каждого теме.

Наибольшей известностью пользуется повесть Б. Васильева “А зори здесь тихие…”, в которой с особой проницательностью выражена мысль о несовместимости войны с природой человека, тем более женщины, призванной дарить жизнь.

Но мне хотелось бы в своем сочинении обратиться к роману Б. Васильева “В списках не значился”, который был опубликован в журнале “Юность” в 1974 году.

В центре романа - судьба молодого лейтенанта Николая Плужникова, прибывшего к месту службы - в Брестскую крепость - поздним вечером 21 июня 1941 года, а потому и не успевшего попасть в список состава гарнизона, но ставшего впоследствии последним защитником героической крепости.

“В списках не значился” - это история становления героического характера, мужающего в огне войны.

Роман композиционно делится на три части, хронологически продолжающих друг друга.

Итак, Коля Плужников прибывает в Брестскую крепость в ночь на 22 июня 1941 года. Он почти еще мальчик, очень наивный и непосредственный. Но в этой наивности заключена, мне кажется, большая правда времени, которое Б. Васильев рисует, избегая и намека на модернизацию, осовременивание прошлого в угоду моде, власти и т. п.

МОУ «Беловская средняя общеобразовательная школа»

Подготовила и провела

учитель русского языка

и литературы

Трусова Нина Семёновна

Сл. Белая

2016г.

Ведущий. На крайнем западе нашей страны стоит Брестская крепость. Здесь громко не говорят: слишком оглушительными были дни 41 года и слишком многое помнят эти камни.

Советский воин в грозном Бресте,

Пока стучала в жилах кровь,

Стоял как символ нашей чести,

Дивя бесстрашием врагов.

В Бресте вам неизменно расскажут о неизвестном защитнике, которого немцам удалось взять на десятом месяце войны. На десятом, в апреле 1942 года. Почти год сражался этот человек. Год боёв в неизвестности, без соседей справа и слева, без приказов и тыла, без смены и писем из дома. Время не донесло ни его имени, ни звания, но мы знаем, что это был русский солдат.

Помните, какою ценою завоёвано счастье,-

Пожалуйста, помните!

Песню свою, отправляя в полёт, - помните

Детям своим расскажите о них,

Чтоб тоже запомнили!

Детям детей расскажите,

Чтоб тоже о них запомнили!

Н. Плужников – главный герой повести.

Выступление первого ученика.

Перед нами в первой части повести счастливый юноша, только что получивший звание лейтенанта. Его отец, комиссар Плужников, погиб в боях с басмачами. Еще, будучи курсантом, Николай развил чувство долга и личной ответственности за настоящее и будущее Родины. Он старался во всём походить на генерала училища, участника боёв в Испании. Когда Николаю предлагают остаться при училище командиром учебного взвода, он отказывается, потому что убеждён: каждый командир должен сначала послужить в войсках. Он просит направить его в любую часть, на любую должность.

Николай прибыл в Брестскую крепость поздней ночью 21 июня 1941 года. Он не успел стать на учёт. На рассвете начался бой, длившийся для него более 9 месяцев. Мы видим, как мужает его воля. Войну встретил необстрелянным юношей. Буквально в первые минуты ему приходится самостоятельно принимать решения в жесточайших условиях: крепости он не знал, кругом всё горело. Николай – герой не от рождения. Чувство страха свойственно и ему. Он даже нарушил приказ замполита: ушёл с бойцами из костёла, с таким трудом отбитого у немцев. Николай не ищет оправдания, не жалеет себя. « Я струсил во вчерашней атаке. Я должен искупить вину». И это не только фраза. С группой бойцов он снова занял костёл. Он не ушёл из крепости, хотя имел на это право: он не числился в списках защитников крепости.

Выступление второго ученика.

Не ушёл Николай и тогда, когда был получен приказ идти на прорыв. « Он был свободным человеком, - пишет автор, - но именно эта свобода и заставила его

самостоятельно принять то решение, которое было наиболее целесообразным с военной точки зрения. Свободу выбора он понимал как необходимость бороться до конца, как выполнение долга. Долг движет его поступками. Он не может думать о себе,

когда Родина в опасности. Он чувствует себя частицей Красной Армии, сражавшейся здесь.

Несколько раз его спасали от смерти боевые друзья, и он чувствует ответственность перед ними, погибшими, и не может уйти из крепости, не может предать смертных. Жгучей ненавистью ненавидит Плужников фашистов и предателей. Он убивает Федорчука, решившего сдаться в плен, но у него не хватает силы убить немца, по его словам, рабочего, отца троих детей. И за это жестоко поплатился. Плужников убеждён глубоко в том, что и один воин может многое сделать для победы.

« Убить человека можно, но победить нельзя », - говорит он.

« Ты думаешь, - говорит он Мирре, – что они победили Степана Матвеевича? Денищика? Они их просто убили, но не победили ». Плужников - верный товарищ. Когда ему предложили Климков и Небогатов прорываться из крепости и бросить Мирру, (она не может из – за хромоты пробираться с ними), он гневно отверг их предложение.

Климков и Небогатов думали лишь о себе, о сохранении собственной жизни. Не таков Николай. Он думает прежде всего о других. Трогательно повествует автор о светлой любви Николая и Мирры. Они мечтают о поездке в Москву. Мирре очень хотелось увидеть Красную площадь, побывать в настоящем театре, а Николаю хотелось увидеть аистов. Но не суждено было сбыться их светлым мечтам. Мирра погибает.

Силы защитников таяли с каждым днём. Оставшись один после ухода Мирры и смерти Семишного, Николай сражается до тех пор, пока он мог двигаться, пока были патроны. В свой последний день, уже ослепший, он убил двух патрульных. Он вышел из подвала наверх потому, что узнал о разгроме немцев под Москвой.

« Теперь я могу выйти, теперь я должен выйти и в последний раз посмотреть им в глаза». Он вышел, потому что честно выполнил свой долг. « Крепость не пала. Она просто истекла кровью». « Я – последняя её капля».

«У входа в подвал стоял невероятно худой, уже не имевший возраста человек. Он был без шапки, длинные седые волосы касались плеч. Он стоял, строго выпрямившись, высоко вскинув голову и не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами».

На требование немецкого генерала назвать звание и фамилию Плужников ответил: « Я русский солдат». Даже немцы были поражены силой духа советского воина. Немецкий лейтенант дал команду, и солдаты, щёлкнув каблуками, чётко вскинули оружие на « караул ». И генерал, чуть помедлив, поднёс руку к фуражке. А

он, качаясь, шёл сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас высшие воинские почести. Но он не видел этих почестей, а если бы и видел, ему было бы уже всё равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти.

Отрывок из книги.

Читает ученик.

Там, в подвале, сидит русский фанатик. Спустишься вниз и уговоришь его добровольно сложить оружие. Если останешься с ним, вас сожгут огнемётами, если выйдешь без него, будешь расстрелян. Дайте ему фонарь.

Оступаясь и падая, Свицкий медленно опустился во тьму по кирпичной осыпи. Свет постепенно мерк, но вскоре осыпь кончилась: начался заваленный кирпичом коридор. Свицкий зажёг фонарь, и тотчас из темноты раздался глухой голос.

Стой! Стреляю!

Не стреляй! – закричал Свицкий, – я не немец. Пожалуйста, не стреляйте! Они послали меня!

Освети лицо.

Свицкий покорно повернул фонарь.

Иди прямо. Свети только под ноги.

Не стреляйте! – умоляюще говорил Свицкий. – Они послали сказать, чтобы вы выходили. Они сожгут вас огнём, а меня расстреляют, если вы откажетесь.

Погаси фонарь.

Свицкий нащупал кнопку. Свет погас. Густая тьма обступила его со всех сторон.

Кто это?

Кто я? – Я еврей.

Переводчик?

Какая разница, - тяжело вздохнул Свицкий. – Какая разница, кто я. Я забыл, что я – еврей, но они мне напомнили об этом. Я просто еврей и только. И они сожгут вас огнём, а меня расстреляют.

Их много.

У меня всё равно нет патронов. Где наши? Ты что – нибудь слышал, где наши?

Понимаете, ходят слухи, - Свицкий понизил голос до шёпота, - ходят слухи, что германцев разбили под Москвой, очень сильно разбили.

А Москва наша? Немцы не брали Москву?

Нет, нет, вы что? Это я знаю совершенно точно. Их разбили под Москвой. Под Москвой, понимаете.

В темноте неожиданно рассмеялись. Смех был хриплым, торжествующим, и Свицкому стало не по себе от этого смеха.

Теперь я могу выйти. Теперь я должен выйти и в последний раз посмотреть им в глаза. Помоги мне, товарищ.

Товарищ? Вы сказали товарищ? Боже мой, я думал, что уже никогда не услышу этого слова!

Помоги мне. У меня что – то с ногами. Они плохо слушаются. Я обопрусь на твоё плечо.

Костлявая рука сжала плечо скрипача, и Свицкий ощутил на щеке частое прерывистое дыхание.

Пойдём, не зажигай свет. Я вижу в темноте.

Они медленно шли по коридору. По дыханию Свицкий понимал, что каждый шаг давался неизвестному с мучительным трудом.

Скажи нашим, - тихо сказал неизвестный, скажешь нашим, когда они вернутся, что я спрятал – он вдруг замолчал.

Нет, ты скажешь им, что я спрятал – он вдруг замолчал.

Нет, ты скажешь им, что я не сдал крепость. Пусть ищут. Пусть ищут во всех казематах. Крепость не пала: она просто истекла кровью, я – последняя её капля.… Какое сегодня число?

20 лет, - неизвестный усмехнулся.- А я просчитался на целых семь дней.

Какие 20 лет?

Неизвестный не ответил, и весь путь на верх они проделали молча. С трудом поднялись по насыпи, вылезли из дыры. И здесь неизвестный отпустил плечо Свицкого, выпрямился и скрестил руки на груди. Скрипач поспешно отступил в сторону, оглянулся и впервые увидел, кого он вывел из глухого каземата.

У входа в подвал стоял невероятно худой уже не имевший возраста человек. Он был без шапки, длинные седые волосы касались плеч. Кирпичная пыль въелась в перетянутый ремнём ватник, сквозь дыры на брюках виднелись голые, распухшие, покрытые давно засохшей кровью колени. Из разбитых, с отвалившимися головками сапог торчали чудовищно разбитые, чёрные отмороженные пальцы. Он стоял, выпрямившись, высоко вскинув голову и, не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами. И из этих немигающих пристальных глаз неудержимо текли слёзы. И все молчали. Молчали и солдаты и офицеры, молчал генерал. Молчали бросившие работу женщины вдалеке, и охрана их тоже молчала. И все смотрели сейчас на эту фигуру, строгую и неподвижную, как памятник. Потом генерал что–то негромко сказал.

Назовите ваше звание и фамилию, - перевёл Свицкий.

Я - русский солдат.

Господин генерал настоятельно просит вас сообщить своё звание и фамилию. Голос Свицкого задрожал, сорвался на всхлип, и он заплакал и плакал, уже не переста - вая, дрожащими руками размазывая слёзы по впалым щекам. Неизвестный вдруг медленно повернул голову, и в генерала упёрся его немигающий взгляд. И густая борода чуть дрогнула в странной торжественной насмешке:

Что, генерал, теперь вы знаете, сколько шагов в русской версте? Это были последние его слова. Свицкий переводил ещё какие-то генеральские вопросы, но неизвестный молчал, по-прежнему глядя на солнце, которое не видел.

Подъехала санитарная машина, из неё поспешно выскочил врач и два санитара с носилками. Генерал кивнул, и врач с санитарами бросились к неизвестному. Санитары раскинули носилки, и врач сказал, но неизвестный, молча, отстранил его и пошёл к машине. Он шёл строго и прямо, ничего не видя, но точно ориентируясь по звуку работавшего мотора. И все стояли на своих местах, и он шёл один, с трудом

переставляя распухшие обмороженные ноги. И вдруг немецкий лейтенант звонко и напряжённо, как на параде, вскрикнул команду, и солдаты, щёлкнув каблуками, чётко

вскинули оружие « на караул», и немец кий генерал, чуть помедлив, поднёс руки к фуражке.

И он, качаясь, медленно шёл сквозь строй врагов, отдавших ему сейчас высшие воинские почести, а если бы и видел, ему было бы уже всё ровно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти. Страшно, в голос, как по покойнику, закричали, завыли бабы. Одна за другой они падали на колени в холодную апрельскую грязь. Рыдая. Протягивали руки и кланялись до земли ему, последнему защитнику, так и не покинувшему крепости. А он побрёл к работающему мотору, спотыкаясь и оступаясь, медленно передвигая ноги. Подогнулась и оторвалась подошва сапога, и за босой ногой тянулся теперь лёгкий кровавый след. Но он шёл и

шёл, гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошёл. Возле машины. Он упал на спину, навзничь, широко раскинув ноги, подставив солнцу невидящие

широко-широко открытые глаза. Упал свободным, и после жизни, смертию смерть поправ.

Героизм защитников Брестской крепости.

Выступление первого ученика.

Немецкие захватчики вероломно напали на нашу страну 22 июня 1941 года в 4 часа утра. Враг рассчитывал на внезапность удара, на мощь своей техники. Противник применил все виды оружия, включая танки, штормовые орудия, артиллерию, авиацию. Батареи вражеской артиллерии окружили кольцом крепость и вели интенсивный огонь. С первых минут войны вся территория крепости буквально кипела от разрывов мин, снарядов, авиабомб. Защитникам Брестской крепости не удалось слить свои силы воедино. Они сражались сначала группами, а за два - три дня соединились в отряды. От зари до зари бомбёжки сменялись обстрелами, обстрелы – бомбёжками.

Защитники крепости с первых же часов вели себя героически. Окружённые врагами, в условиях острой нехватки, а потом и отсутствия боеприпасов, медикаментов, продовольствия и воды, они сдерживали многократные яростные атаки врага. Воины проявили изумительное мужество, стойкость.

Вспомним эпизоды первых боевых часов. Немцы захватили некоторые помещения, среди них здание клуба. Замполит приказал выбить их оттуда:

У кого нет винтовки, вооружайтесь лопатами, камнями, палками, - всем, чем можно проломить фашисту голову.

Почти безоружные, бойцы выполнили его приказ. Голод, жажда, кровоточащие раны истощали силы воинов, но не сломили их мужества. Защитники крепости стояли на смерть. Каждый из них думал о том, что он частица великой Красной Армии, которая защищает свободу и независимость Родины. Горячая любовь к Родине, жгучая ненависть к фашистам, высокое понимание воинского долга помогли

им выстоять в этом аду. С волнением читаем сцену встречи Плужникова с раненым политруком. На измождённом, покрытым грязью и копотью лице жили только глаза, от ран шёл тяжёлый запах.

Уходите, - сказал политрук.

Оставьте гранату и уходите.

А вы? – спросил пограничник.

А я немцев подожду. Граната да шесть патронов в пистолете: будет, чем встретить.

Это есть наш последний и решительный бой, - в ответ запел из последних сил политрук. Хрипя, он кричал слова гимна и слёзы текли по измождённому лицу, покрытому копотью и пылью.

Выступление второго ученика.

И все вместе плечом к плечу встали Плужников, Сальников, пограничник и запели « Интернационал ». Они пели так громко, как не пели никогда в жизни. Слёзы

текли по их грязным лицам, но это были не те слёзы, на которые рассчитывали немцы. Каждый старался с честью исполнить свой воинский долг. Фельдшер, получив приказ уходить на прорыв, сам умирающий от голода и жажды, отказался бросить раненых, хотя знал, что они всё равно умрут без воды, пищи и от ран, которых нечем лечить.

Их что кирпичами завалить? – спрашивал он Плужникова, сообщившего о приказе. – Пристрелить нечем. Это ты понимаешь? А приказы… А приказы уже не касаются, я сам приказ пострашнее отдал. Вот если каждый, каждый солдат себе приказ отдаёт и выполняет его – сдохнет немец. И война сдохнет. Кончится война.

Раненые бойцы, обречённые на мученическую смерть, просят лейтенанта:

Уцелей браток! И скажешь своим, что мы умирали не срамя.

В одном из боёв, когда бойцы отошли под напором врага в казармы, в костёле (в нем помещался клуб) остался один сержант под обстрелом врага, он притащил станковый пулемёт и один отражал натиск врага.

Мужественно вели себя женщины крепости. Тётя Христя и Мирра отвергли с негодованием предложение Плужникова сдаться немцам в плен, чтобы выжить.

Негодное твоё решение, командир! – сказала старушка. Чем могли, они оказывали помощь воинам.

Прочитав повесть Б. Васильева «В списках не значился», ещё раз убеждаешься в том, что врага сдерживали не устаревшие и полуразрушенные крепостные укрепления, а удивительная стойкость советских людей. Массовый героизм и удивительная стойкость солдат, проявленные при защите Брестской крепости, свидетельствуют о высоком патриотизме и горячей любви советского народа к своей Родине.

Гуманизм русских людей.

Выступление ученика.

Русские люди – истинные гуманисты. Наш народ - мирный народ. Фашисты вероломно напали на нашу страну, поэтому он взял в руки оружие, чтобы отстоять Родину. Как было трудно привыкнуть к мысли, что надо убивать. Плужникову

нелегко было стрелять в человека. Но бешенство фашистов вызывали в сердцах воинов жгучую ненависть, и они яростно сражались с ними. Не огрубели сердца защитников Бреста. У них добрые сердца. Вспомним, как мирно они беседуют с немцем, узнав, что он простой рабочий, что у него трое детей, словно и нет войны, словно их собеседник - добрый приятель. Мирра просит Николая не убивать пленного, тот выполняет просьбу. И как же жестоко они поплатились за доброту!

Быть гуманным – это значит быть беспощадным, если этого требуют обстоятельства. Отпущенный ими немец был настоящим фашистом. Он

привёл к подземелью огнемётчиков. В результате их действий сгорела тётя Христя, которая заботилась о Николае и Мирре, как о своих собственных детях. Этот же немец беспощадно расправился с Миррой, когда пыталась уйти из крепости вместе с женщинами, работающими здесь.

Да, мы гуманисты. Но если враг посягнёт на самое дорогое – свободу Родины, мы становимся беспощадными. Русские люди добили врага в собственном логове и помогли немецкому народу в строительстве мирной жизни.

Денищик, Сальников, Степан Матвеевич –

герои Брестской крепости.

Выступление первого ученика.

С беспримерной храбростью сражались защитники Бреста. Их лучшие черты воплощены автором в образах Сальникова, Денищика, Степана Матвеевича.

Степан Матвеевич – представитель старшего поколения. Ничего геройского нет в его внешнем облике. Война застала его в складе. Его и ещё пять человек заживо замуровало в каземате во время бомбёжки. Они неистово стремились к свободе, воздуху, к своим. И спустя много дней выход из подземелья был найден. Свою задачу старый воин теперь видит в том, чтобы не давать врагам покоя. После ранения у Степана Матвеевича распухла нога, началась гангрена. Врачебной помощи ждать неоткуда. Старина понимает, что он обречён, и пока силы не покинули его, он торопится выбраться из подземелья и ценой жизни, уничтожить как можно больше врагов. Степан Матвеевич совершает подвиг. Принимает он решение спокойно, как о чём–то будничном, простом. Словно не относящемся к его жизни. Перед уходом он просит позаботиться о Мирре, уберечь её и выжить назло врагу. Вскоре Мирра и Николай увидели: в Тираспольских воротах показалась голова немецкой колоны. Они шли по трое, выкрикивая песню. И в этот момент тёмная фигура сорвалась сверху, с

разбитой башни. Мелькнула в воздухе, упав прямо на шагающих немцев, и могучий взрыв двух связок гранат рванул утреннюю тишину. Это был Степан Матвеевич.

Выступление второго ученика.

Автор повествует о крепкой воинской дружбе. «Сам погибай, а товарища выручай» - солдатский закон. Трижды спасает жизнь командиру Плужникову молодой боец Сальников, балагур, весельчак, геройский парень. В свою очередь Николай пытается помочь ему, когда тот попал в плен. Пограничник Денищик закрыл своим телом Плужникова в атаке на мосту. Ценой собственной жизни он спасает лейтенанта. Плужников глубоко осознаёт, что в долгу перед погибшими и мстит врагу до последнего мгновения.

Воины в крепости сражаются до последней минуты своей жизни. С глубоким волнением читаем страницы о встрече Плужникова с одним из последних защитников крепости Семишным. Нас восхищает сила духа этого человека, его безграничная вера в победу, его беспощадность к себе и другим во имя её приближения. Читаешь и думаешь, откуда же у него брались силы? Это был живой скелет. Двигаться он не мог:

после ранения в позвоночник у него отнялись ноги. Для него нет ничего дороже Родины, нет звания выше, чем звание русского солдата. Именно так он решил назваться в том случае, если его найдут немцы, и он не покончит с собой: «Русский

солдат мне звание. Русский солдат мне фамилия». Нас поражает его жизнелюбие. Он делает три раза в день зарядку упорно, фанатично, хотя двигаться уже не может.

Выступление третьего ученика.

Он сражался до последнего. С боем отдаёт он смерти каждый миллиметр своего тела. Как можно больше убить врагов, сберечь знамя полка – вот чем жил этот воин. Именем знамени полка он приказывает лейтенанту Плужникову беспощадно мстить врагу до тех пор, пока жив. Семишный глубоко верит, что вот так же, как и он, и Плужников, везде советские солдаты стоят насмерть.

«Сколько вёрст до Москвы, знаешь? Тысяча. На каждой версте такие же, как мы с тобой, лежат. Надо принять присягу. А что есть присяга? Клятва на знамени. Вот и ступай присягу исполнить. Автомат в руки и наверх, чтоб знали: крепость жива. Чтобы детям, внукам, правнукам заказали в Россию соваться». Семишный горд тем, что с честью выполнил солдатский долг. Чувствуя, что силы окончательно покинули его, жизнь уходит, он передаёт знамя Николаю с наказом: «Умри, но немцам не отдавай. Не твоя это честь, и не моя – Родины нашей честь». Умирает он с гордым сознанием, что крепость не сдалась и не сдастся врагу.

Гитлеровцы, готовя войну против СССР, рассчитывали на скорую и лёгкую победу. Они не учли, что нельзя покорить народ, где есть такие люди, как Плужников, Сальников, Денищик, Семишный, Степан Матвеевич.

Отрывок из книги.

Читает ученик.

Сейчас был вечер, и он спешил обрадовать умирающего. Ещё не добравшись до лаза, услышал глухие стоны. Семишный умирал. Он говорил с трудом, задыхаясь, уже неясно выговаривая слова. Смерть докатилась до горла, руки уже не двигались, и жили только глаза. «Мы честно выполнили свой долг, себя не щадя. И до конца, так до конца. Не позволяй убивать себя раньше, чем умрёшь. Только так. Только так, солдат. Смертью смерть поправ. Только так.

Сил нету, Семишный, - тихо сказал Плужников.

Сил больше нету.

Сил нету? Сейчас будут. Сейчас дам силы. Расстегни меня, грудь расстегни гимнастёрки – всё. Расстегнул? Сунь руку. Ну, чуешь силу?

Плужников расстегнул воротник и гимнастёрку, неуверенно, ничего не понимая, сунул руку за пазуху старшины. И ощутил грубыми, обмороженными пальцами холодный, скользкий, тяжёлый на ощупь шёлк знамени.

С первого дня на себе ношу, - голос старшины дрогнул, но он сдержал душившие его рыдания. - Знамя полка на мне, лейтенант. Его именем приказывал тебе. Его именем сам жил, смерть гнал до последнего. Теперь твой черёд. Умри, но немцам не отдавай. Не твоя это честь, не моя – Родины нашей честь. Не запятнай, Николай.

Повторяй: Клянусь!

Клянусь, - сказал Плужников.

Никогда, ни живым, ни мёртвым.

Не отдавать врагу боевого знамени.

Боевого знамени.

Моей Родины – Союза Советских Социалистических Республик, - повторил Плужников и, став на колени, поцеловал шёлк на холодной груди старшины.

Когда помру, на себя наденешь, - сказал Семишный. А раньше не тронь. С ним жил, с ним и помереть хочу.

Они молчали, и молчание это было торжественным и печальным. Потом Плужников сказал:

Двоих я сегодня убил.

Не сдали мы крепость, - тихо сказал старшина.

Не сдали, - подтвердил Плужников. - И не сдам.

В списках не значился.

Выступление первого ученика.

В первой части повести перед нами молодой лейтенант Плужников, только что закончивший военное училище. Николай не остаётся при училище, а просится отправить в любую действующую часть. Он считает, что только там можно стать настоящим командиром. Просьбу его удовлетворили. Николай получил назначение в Брест. Ему дают кратковременный отпуск на три дня, и он успел побывать дома, увидеть мать и сестру. Поздно вечером 21 июня 1941 года познакомился с известным в Бресте скрипачом Свицким, племянница которого работала в столовой поваром. Ёе и попросил скрипач помочь лейтенанту добраться в незнакомую крепость. Было уже за полночь, когда девушка привела его в склад, где работала тётя Христя, одинокая женщина, которая очень любила Мирру. В четыре часа утра склад содрогнулся от мощных ударов. Николай торопливо выбежал из склада. Он спешил в полк, чтобы стать на учёт. Кругом всё горело. Случилось так, что на учёт его ставить было некому и не к чему. Увидев молодого бойца, ищущего склад боеприпасов, он решил действовать вместе с ним. Потом они встретили группу бойцов во главе с замполитом. Трудно пришлось Николаю в незнакомой крепости в такой тяжёлой обстановке. Он даже струсил однажды. Ушёл из костёла, с таким трудом отбитого у немцев. Потом искупает вину: враг выбит из клуба. Мы видим, как постепенно Николай Плужников мужает. Со многими бойцами сводила его судьба. Его спасали боевые друзья, и он думал, как выручить их. Убегая от преследовавших немцев, Николай случайно попадает в тот самый склад, куда привела его девушка накануне войны. Склад накрыло тяжёлым снарядом в первые дни войны. Шестеро обитателей его оказались заживо замурованными в нём. Прошло много дней, пока вход был разобран.

Выступление второго ученика.

Плужников тяжело заболел. Он очень переживает, что не может принести патроны бойцам. Он даже пытается покончить жизнь самоубийством. Спасает его Мирра. Лейтенант не даёт покоя бойцам, которые были в складе вместе с ним. Он приказывает уничтожать врага, каждый день охотиться за фашистами, а не сидеть в

подземелье, боясь обнаружить себя. Федорчуку это не нравиться. И однажды он решился на предательство, вышел из подземелья с белым платочком. Плужников убивает предателя. Однажды Плужников привёл пленного в подземелье. Немец рассказал, что он рабочий, показал фотографию, где были сняты трое его детей, чем разжалобил женщин. У Николая не поднимается рука расстрелять фашиста, думая, что

тот воюет не по своей воле. А тут ещё Мирра просит пощадить врага. Они его отпустили, а утром помилованный немец приводит огнемётчиков, и они сжигают заживо тётю Христю, оказавшуюся у лаза. Был дан приказ прорываться через кольцо врага, лейтенанту Плужникову предлагают прорываться, но он не может бросить Мирру, хромую от рождения. Бросить девушку, зная, что она погибнет одна – предательство, по мнению Николая. Он решил до конца сражаться в крепости, хотя имел полное моральное право уйти, ведь он не числился в списках. Каждый день Николай отправляется «на работу» убивать немцев. Так шла одна неделя за другой, молодые люди полюбили друг друга. Вопреки войне, вопреки всему на свете родилось светлое чувство любви. У Мирры должен быть ребёнок. Силы покидают её. Нет воды, нет еды, вечная темнота и крысы. Мирра чувствует, что она умрёт, не дав жизни ребёнку.

Ты должна идти! – сказал Плужников.

Ты должна добраться до своей мамы и вырастить сына. Если я останусь в живых, я найду вас. Ты расскажешь ему обо всех нас, кто остался тут под камнями.

Он будет молиться на эти камни.

Молиться не надо. Надо просто помнить.

План у них был прост. Недалеко работали женщины, разбирали завалы. Мирре удалось незаметно пробраться к ним. Но когда женщины, возвращаясь с работы, построились в колонну, то Мирру вытолкали на левый фланг, она оказалась лишней. Её заметил конвоир и повёл к оберефрейтору. Им оказался тот самый немец, которого они пощадили с Николаем. Мирра торопливо шла вперёд, боясь, что Николай увидит, что станет с ней. Удары сыпались на неё один за другим, а она продолжала идти, думая о том, кто остался в подземелье, и из последних сил стремилась уберечь его. Её дважды проткнули штыком и ещё живую завалили кирпичами. Николай, оставшись один, был уверен, что Мирре удалось спастись. Повалил снег. Немцы нашли дыру и взорвали её. У Николая теперь не было ни убежища, ни еды, остался лишь автомат с полным диском и восемь патронов.

Выступление третьего ученика.

В одном из завалов казарм, куда Плужников добрался, он набрёл на одного из защитников крепости Семишного. Тот перед смертью отдаёт Николаю знамя полка и просит беречь его как святыню. И снова Николай один – один без патронов, без еды. Он попал в ловушку. Немецкий генерал приказывает еврею (а это был скрипач Свицкий) спуститься в подземелье и заставить сдаться в плен русского солдата. В противном случае смерть ждёт обоих. Услышав от Свицкого, что немцы разбиты под Москвой, Николай решает выйти.

Теперь я могу выйти. Должен выйти и в последний раз посмотреть им в глаза.

Даже немцы были поражены, когда увидели перед собой седого, слепого, обессиленного, непохороненного русского солдата.

Они отдавали ему воинские почести.

Каждый год 22 июня самым ранним поездом приезжала в Брест старая женщина. Она не спешила уходить с шумного вокзала, где у входа в вокзал висит мраморная

плита: с 22 июня по 2 июля 1941 года под руководством старшины Николая (фамилия неизвестна) и старшины Павла Баснева военнослужащие и железнодорожники героически обороняли вокзал.

Целый день читала женщина эту надпись. Стояла возле неё, точно в почётном карауле, читая одно имя. Семь букв «Николай». Ничего ей не надо было объяснять, не так уж важно, где лежат сыновья. Важно только то, за что они погибли.

Ведущий. Мы, поколение начала 21 века, знающие о войне из книг, кинофильмов и рассказов ветеранов, прочитав повесть Б. Васильева «В списках не значился», думаем над тем, откуда брались у молодых ребят, пришедших со всех концов страны на огневые рубежи, силы выстоять в таком аду. Сражаться так, что даже враги восхищались их необыкновенной стойкостью и мужеством. Читая роман, думаешь, какой огромной ценой завоёвано наше счастье – ценой жизни 27 миллионов человек. Они отдали во имя того, чтобы жили мы, самое дорогое – жизнь. Сражаясь с таким упорством, они думали не о себе, а о судьбе будущих поколений, о нас. Думаешь о них с чувством глубокой благодарности. Они сделали всё, что могли, даже больше. А теперь судьба Родины в наших руках. Мы отвечаем за всё.

Читая роман, невольно думаешь: «А всё ли мы делаем, чтобы не было стыдно перед ними, отдавшими жизнь за нас?». И с сожалением скажешь: «Нет, не всё». Надо строже оценивать свои поступки, воспитывать чувство ответственности.

Кадр из фильма «Я – русский солдат» (1995)

Очень кратко

Молоденький лейтенант попадает в Брестскую крепость в первый день войны. Десять месяцев он упорно сопротивляется фашистам и умирает несломленным.

Часть первая

Девятнадцатилетний Коля Плужников заканчивает военное училище в звании младшего лейтенанта. Вместо отпуска комиссар просит его помочь разобраться с имуществом училища, которое расширяется в связи с осложнившейся обстановкой в Европе.

Две недели Плужников разбирает и учитывает военное имущество. Затем его вызывает генерал и предлагает остаться в родном училище командиром учебного взвода с перспективой продолжить учёбу в Военной Академии. Коля отказывается - он хочет служить в армии.

Колю назначают командиром взвода и направляют в Особый Западный округ с условием, что через год он вернётся в училище.

На место службы Коля отправляется через Москву. Он выкраивает несколько часов, чтобы повидаться с матерью и младшей сестрой - отец Коли погиб в Средней Азии от рук басмачей. Дома Коля знакомится с подругой сестры. Девушка давно влюблена в него. Она обещает ждать Колю и собирается навестить его на новом месте службы. Девушка считает, что скоро начнётся война, но Коля убеждён - это пустые слухи, а Красная Армия сильна и не пустит врага на нашу территорию.

В Брест Коля приезжает вечером. Не найдя столовой, он вместе со случайными попутчиками отправляется в ресторан, где играет скрипач-самоучка. В Бресте неспокойно, каждую ночь за Бугом слышится рёв моторов, танков и тягачей.

Поужинав, Коля расстаётся с попутчиками. Они зовут его с собой, но Плужников остаётся в ресторане. Скрипач играет для лейтенанта, а племянница музыканта Мирра провожает Колю в Брестскую крепость.

На контрольно-пропускном пункте Колю направляют в казарму для командировочных. Миррочка берётся его проводить.

Мирра, хромая еврейская девушка, работающая в крепости, осведомлена обо всём, что происходит и в городе, и в гарнизоне. Это кажется Коле подозрительным. Перед очередным КПП он пытается открыть кобуру табельного оружия и через миг уже лежит в пыли под прицелом дежурного.

Уладив недоразумение, Мирра берётся очистить Колю от пыли и ведёт его на склад в большом подвале. Там лейтенант встречает двух немолодых женщин, усатого старшину, хмурого сержанта и вечно сонного молодого бойца. Пока Коля чистится, начинает светать, кончается ночь на 22 июня 1941 года. Колю усаживают пить чай, и тут слышится грохот взрывов. Старшина уверен, что началась война. Коля бросается наверх, чтобы успеть в свой полк, ведь в списках он не значится.

Часть вторая

Плужников попадает в центр незнакомой крепости. Кругом всё пылает, в гараже заживо горят люди. По дороге на КПК Коля прячется в воронке вместе с незнакомым бойцом, который сообщает: немцы уже в крепости. Плужников понимает, что война действительно началась.

Следуя за бойцом по фамилии Сальников, Коля прибивается к своим и под командованием замполитрука отбивает занятый немцами клуб - бывший костёл. Удержать костёл поручают Коле. Весь оставшийся день крепость бомбят. Коля и десяток бойцов отбивают атаки фашистов трофейным оружием. Вся вода уходит на охлаждение пулемётов, берег реки уже занят фашистами, и бойцов мучает жажда.

Между атаками Плужников и Сальников обследуют обширный подвал костёла - прячущиеся там женщины вроде бы видели немцев - но никого не находит. Вечером вёрткий Сальников приносит воды. Коля начинает понимать, что Красная Армия им не поможет.

Под утро немцы прорываются через подвал. Коля и Сальников под обстрелом перебегают в другой подвал, где засел небольшой отряд солдат во главе со старшим лейтенантом. Тот считает, что костёл пришлось оставить из-за Плужникова. Коля тоже чувствует свою вину - недоглядел - и берётся искупить её.

Коля получает приказ исправить ошибку и отбить костёл. Его отбивают, и повторяется вчерашний день - бомбёжки, атаки. Коля лежит за пулемётом и стреляет, обжигаясь о раскалённый корпус.

Утром их сменяют. Коля, Сальников и высокий пограничник отходят, попадают под обстрел и прорываются в подвальный отсек, из которого нет выхода. Только ночью они прорываются к кольцевым казармам, под которыми тоже проходит сеть подвалов. Враг тем временем меняет тактику. Теперь немецкие сапёры методично взрывают развалины, уничтожая места, где можно спрятаться.

В подвалах Коля встречает раненого политрука и узнаёт от него, что немцы обещают райскую жизнь сдавшимся «доблестным защитникам крепости». Политрук же считает, что немцев надо бить, чтобы они боялись каждого камня, дерева и дыры в земле. Коля понимает - политрук прав.

На следующий день Коля попадает в общие подвалы.

Политрук погибает, забрав с собой нескольких фашистов, высокого пограничника смертельно ранит во время штурма моста, затем командиры отправляют в немецкий плен женщин и детей, чтобы они не умерли от жажды в подвалах.

Коля добывает воду для раненых. Пограничник просит отвести его к выходу из подвала - он хочет умереть под открытым небом. Помогая другу, Коля рассказывает, что всем вышел приказ «разбегаться кто куда». Но патронов нет, а прорываться без боеприпасов - бессмысленное самоубийство.

Оставив пограничника умирать, Коля и Сальников отправляются искать склад боеприпасов. Немцы уже заняли крепость. Днём они уничтожают развалины, а ночью эти развалины оживают.

Друзья пробираются к складу днём, прячась в воронках. В одной из воронок их обнаруживает немец. Сальникова начинают избивать, а Плужникова гоняют по кругу, «подбадривая» автоматными очередями, пока тот не ныряет в незаметную дыру в земле.

Коля попадает в изолированный бункер, где встречает Мирру и её спутников - старшего сержанта Федорчука, старшину, красноармейца Васю Волкова. У них есть запас еды, воду они добыли, проломив пол и вырыв колодец. Придя в себя, Коля чувствует, что оказался дома.

Часть третья

Пока Коля воевал, они пробрались по подвалам в этот изолированный бункер с двумя выходами - на поверхность и в оружейный склад.

Плужнников решает пробраться к засевшим в дальних подвалах остаткам гарнизона, но опаздывает: на его глазах немцы взрывают укрытие и уничтожают последних защитников крепости. Теперь в развалинах остаются только разрозненные одиночки.

Плужников возвращается в подвал и долго лежит на скамье, вспоминая тех, с кем воевал все эти дни.

Коля выносит себе смертный приговор и решает застрелиться. Его останавливает Мирра. На следующее утро Плужников окончательно приходит в себя, вооружает оказавшихся в его подчинении мужчин и устраивает вылазки на поверхность, надеясь найти хоть кого-то из своих. Коля верит, что Сальников ещё жив, и постоянно ищет его.

Во время одной из вылазок начинается перестрелка и старшину ранят в ногу. На следующий день пропадает Федорчук. Коля вместе с Васей Волковым отправляется его искать и видит, как тот добровольно сдаётся немцам в плен. Плужников убивает предателя выстрелом в спину.

Вася начинает бояться своего командира. Тем временем в крепость заходят немцы и начинают зачищать развалины. Коля и Волков отступают и натыкаются на пленных, среди которых Плужников видит знакомого красноармейца. Тот сообщает Коле, что Сальников жив и находится в немецком лазарете. Пленный пытается выдать его. Коле приходится убегать, и он теряет Волкова.

Плужников замечает, что в крепость пришли немцы другого рода - не такие хваткие и быстрые. Одного он берёт в плен и выясняет, что это - мобилизованный немецкий рабочий из караульной команды. Коля понимает, что должен убить пленного, но не может этого сделать и отпускает его.

Рана старшины загнивает, он чувствует, что протянет недолго, и решает дорого продать свою жизнь. Старшина взрывает ворота, через которые враг попадает в крепость, вместе с собой и большой группой немцев.

Часть четвёртая

По совету старшины, Коля хочет отправить Мирру к немцам в плен, надеясь, что она сможет выжить. Девушка же думает, что Коля хочет избавиться от неё как от обузы. Она понимает, что её, калеку и еврейку, немцы убьют.

Плужников обследует лабиринт подвалов и натыкается на двух выживших - сержанта и ефрейтора. Они собираются уходить из крепости и зовут Колю с собой. Мирру новые знакомые брать с собой не хотят. Они считают, что Красная Армия разбита, и хотят поскорее сбежать. Коля отказывается бросать девушку одну и заставляет сержанта и ефрейтора уйти, снабдив их патронами.

Мирра влюблена в Колю, а он разделяет её чувства. Они становятся мужем и женой.

Проходит время. Плужников каждый день патрулирует крепость. В одну из таких вылазок он встречает Васю Волкова. Тот сошёл с ума, но Плужникова всё ещё боится. Увидев Колю, Волков убегает, натыкается на немцев и погибает.

Наступает осень. Мирра признаётся Коле, что ждёт ребёнка и должна уйти. Коля уже видел в крепости отряд пленных женщин, которые разбирали завалы. Он отводит Мирру к ним, она пытается смешаться с пленными, но лишнюю женщину замечают. Её узнаёт немец, которого когда-то пощадил Коля. Мирра пытается отойти подальше, чтобы Плужников, который следит за всем из подвальной дыры, ничего не понял и не вмешался. Девушку жестоко избивают и протыкают штыком.

Полуживую девушку заваливают кирпичами в небольшой воронке.

Часть пятая

Коля заболевает и теряет счёт дням. Когда Плужников выздоравливает и выбирается наружу, в крепости уже лежит снег. Он снова начинает охотиться за немецкими патрулями.

Плужников уверен, что Мирра вернулась к семье, и старается не думать о ней.

Коля попадает в костёл, вспоминает, как сражался за него, и понимает: смерти и одиночества нет, «потому что есть оно, это прошлое». Немцы пытаются поймать его, тихонько оцепив костёл, но Плужников сбегает. Вечером Коля возвращается в свой обжитый уголок и обнаруживает, что он взорван - Плужникова выдали следы на свежевыпавшем снегу.

Коля отправляется в необследованные подвалы и встречает там выжившего старшину Семишного. Он ранен в позвоночник и уже не может ходить - его постепенно парализует. Но дух старшины не сломлен, он уверен, что врагу сопротивляется каждый метр родной земли. Он заставляет Колю каждый день выходить из подвала и убивать захватчиков.

Коля постепенно начинает терять зрение, но упорно идёт «на охоту». Старшине тоже становится всё хуже, он с трудом сидит, но не сдаётся, «с боем отдавая смерти каждый миллиметр своего тела».

В первый день 1942 года Семишный умирает. Перед смертью он передаёт Коле полковое знамя, которое всё это время носил под одеждой.

Двенадцатого апреля немцы находят Плужников. В качестве переводчика они привозят скрипача-самоучку, который когда-то играл для Коли. От него Плужников узнаёт, что немцы разбиты под Москвой. Коля чувствует, что выполнил свой долг, и выходит к врагам. Он болен, почти слеп, но держится прямо. Он идёт к санитарной машине сквозь строй немецких солдат, и те по команде офицера подносят руки к фуражкам.

Возле машины он падает «свободным и после жизни, смертию смерть поправ».

Эпилог

Посетителям, пришедшим в музей Брестской крепости, обязательно расскажут легенду о человеке, который не значился в списках, но защищал крепость десять месяцев, покажут единственное сохранившееся полковое знамя и «маленький деревянный протез с остатком женской туфельки», найденный в воронке под кирпичами.

Человеческая память… Что это? Одним она приносит радость, другим – грусть и тоску, третьих наводит на размышления. Но обязательно всем память даёт силы, чтобы жить дальше. Память… Она удивительно точно бережёт то, чему никогда не повториться, что особенно дорого и ценно. Бывает так, что прошлое ворвётся в душу, разбередит её. Тогда исчезает покой. Особенно часто это происходит в сердцах людей, переживших войну. И вот перед глазами картины тех огненных лет: багровые зарева, идут солдаты, свистят пули, гудят самолёты. Тяжело вспоминать! Но как важно не забыть, передать то, что было пережито и выстрадано тогда, чтобы люди не повторили прежних ошибок, научились ценить жизнь.

Много книг о войне. Самые дорогие те, что написаны фронтовиками. Борис Васильев один из них. Писатель сам прошел трудными дорогами войны, защищал родную землю с оружием в руках. Самое поразительное его произведение - повесть «В списках не значился». Она посвящена первым дням войны, героической защите Брестской крепости.

«Метель мела от Бреста до Москвы. Мела, заметая немецкие трупы и
подбитую технику. И другие лейтенанты поднимали в атаку роты и, ломая врага, вели их на запад. К нему, к непокоренному сыну непокоренной Родины...». Строки, вырванные из повести, строки, оставшиеся где-то внутри, когда книга была уже прочитана и закрыта. "Непокоренному сыну непокоренной Родины "... Кто он, сумевший жить и умереть свободным,

«смертию смерть поправ»?

Это молоденький девятнадцатилетний лейтенант Николай Плужников. Он приезжает к месту службы – Брестскую крепость - в ночь, которая отделяет мир от войны, в ночь на 22 июня 1941 года.

Десять месяцев воевал Плужников с врагом, не давая ему покоя, без надежды и помощи, без смены и отдыха, без писем из дома. Эта короткая жизнь вобрала в себя так много!

Была смерть товарищей. До боли в сердце жаль ему так глупо погибшего парнишку Волкова, того пограничника с неостывшим ручным пулемётом, который «… продолжал прикрывать Плужникова от пуль, и его загустевшая кровь била Плужникову в лицо, как напоминание». И Николай осознал, что остался в живых только благодаря смерти тех, кто погибал за него. «Он сделал это открытие, не понимая, что это закон войны. Простой и необходимый, как смерть: если ты уцелел, значит, кто-то погиб за тебя. Но он открывал этот закон не отвлеченно, он открыл его на собственном опыте, и для него это был не только вопрос совести, но и жизни».

Был и выстрел в предателя Федорчука, который, «…подняв руки, шёл в плен так спокойно, так обдуманно и неторопливо, словно возвращался домой после тяжелой и нудной работы». Плужников не испытывал угрызения совести, он ощущал злое, радостное возбуждение и поэтому говорил и говорил: «Предатель. Гадина. С платочком шел, видел?.. За жизнь свою поганую все бы продал, все…».

И были минуты счастья с любимой девушкой и страдания. Тупая, безнадежная боль вдруг намертво сжала сердце, когда он услышал нежный, задумчивый голос Мирры, певшей песню «Очаровательные глазки». И он с трудом сдержался, чтобы не застонать.

Тяжело было на сердце у Николая, когда умирали от жажды дети, а воду отдавали пулеметам, когда уходили в плен женщины, неся на руках обессиленных детей, вглядываясь в трупы, пытаясь опознать мужа, брата, сына, когда умирали в подвальном лазарете от ран, без лекарств.

Рассказывая о жизни девятнадцатилетнего лейтенанта, писатель показывает, как юноша становится героем, а все его поведение в крепости – подвигом. Автор вводит нас в мир мужающей души. Сознание долга является движущей силой его поступков: не думать о себе, пока в опасности Отчизна. Плужников мог еще уйти из крепости с любимой девушкой. «И это не было бы ни дезертирством, ни изменой приказу: он не значился ни в каких списках, он был свободным человеком, но именно эта свобода и заставляла его самостоятельно принимать то решение, которое было наиболее целесообразным с военной точки зрения». Свободу выбора он понимал как необходимость бороться до конца, как выполнение долга.

Обретение своего «я» приходит к молодому офицеру как осознание себя частицей Родины, народа: «Он уже не ощущал своего «я», он ощущал нечто большее: свою личность, ставшую звеном между прошлым и будущим его Родины…».

Потрясают последние страницы повести. 12 апреля 1942 года немцы загнали неизвестного солдата в ловушку. Он почти ослеп, поседел, ноги его плохо слушались. Николай Плужников сделал все что мог: «Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я – последняя ее капля…».

На требование немецкого генерала назвать звание и фамилию Плужников ответил: «Я – русский солдат». Он так и не назвал себя. «Неизвестный вдруг медленно повернул голову, и в генерала уперся его немигающий взгляд. И густая борода чуть дрогнула в странной торжествующей усмешке:

Что, генерал, теперь вы знаете, сколько шагов в русской версте?

Это были его последние слова».

Потрясенный немецкий лейтенант отдал команду, и солдаты вскинули ружья «на караул», генерал, «чуть помедлив, поднял руку к фуражке». «А он, качаясь, медленно шел сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас высшие воинские почести. Но он не видел этих почестей, а если бы и видел, ему было бы уже все равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти».

Николай Плужников умер, но не сдался , остановив врага на русской версте… Заступник, Воин, Солдат… Думая о судьбах Родины, человек возвышался над собственной, нередко трагической судьбой. Одновременно короткой и долгой. Выбрать свою версту и не отступить ни на шаг – это, значит, жить вёрстами Родины! Её историей, тревогами, заботами.… Так смогли жить мальчишки сороковых. Так должны жить и мы.