» »

Венера Боттичелли - эталон красоты. Картина Сандро Боттичелли "Рождение Венеры": описание, интересные факты. История одного шедевра: «Рождение Венеры» Боттичелли Рождение афродиты картина боттичелли

30.05.2021


Картина «Рождение Венеры» - одно из самых известных и признанных произведений искусства в мире, шедевр итальянского ренессанса. Героиня - обворожительная модель и муза Симонетта Веспуччи, которую на картине окружают многие символические и мифологические элементы. Что означают цветы и другие символы на картине?

История написания

Боттичелли написал «Рождение Венеры» между 1484-85 годами и эта работа стала достопримечательностью живописи XV века, богатой своими аллегорическими ссылками. Картина была заказана членом флорентийской семьи Медичи, Лоренцо ди Пьерфранческо, который был дальним родственником Лоренцо Великолепного. Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи также поручил художнику проиллюстрировать «Божественную комедию» Данте и «Аллегорию весны». Картина «Рождение Венеры» украшала спальню своего заказчика на вилле в Кастелло, недалеко от Флоренции.

Симонетта Веспуччи

Обворожительная модель и муза, вдохновившая многих мастеров и в том числе Боттичелли, была известной молодой блондинкой из Флоренции. Симонетта Веспуччи - жена Марко Веспуччи, двоюродного брата знаменитого Америго Веспуччи, чье имя было дано новому континенту Америки. Симонетта была легендарной красавицей, и Медичи были одержимы ею, открыто демонстрируя свое восхищение несмотря на ее замужний статус. Симонетта умерла очень молодой, в возрасте 23 лет, и похоронена в церкви Огниссанти во Флоренции.

Сюжет картины

На картине в мифологизированной форме Боттичелли воспевает союз духовного и материального, небесного и земного. Представление мифологических мотивов было основной тенденцией в эпоху Возрождения. Аллегории, взятые из классической культуры, богов Олимпа и мифологии, использовались для выражения гуманистических ценностей. А Флоренция как раз была центром гуманистических исследований.
Venus Humanitas - Венера Человеческая - появляется на свет среди природных стихий. Торжествующая богиня любви и красоты, римляне знали ее как Венеру, а для греков она была Афродитой. Венера, согласно греческому поэту Гесиоду, написавшему Теогонию, родилась из морской пены. Венера чарующе соблазнительна своими женственными покатыми плечами, нежными формами, выразительными руками и пышными волосами. , пленительные портреты которой оставили многие художники (в том числе Пьеро ди Козимо и сам Боттичелли).
Несмотря на необычные размеры ее тела - удлиненную шею и длинную левую руку - Венера Боттичелли - невероятно красивая женщина с гладкой, нежной кожей и золотыми кудрями. Она поднимает ногу, чтобы сойти со своей позолоченной ракушки, и в это время ветер заливает ее цветами. Она рождена для мира как богиня красоты, и зритель является свидетелем этого акта творения.

Другие герои картины

После рождения Венера сошла на берег в раковине, отталкиваемая дыханием Зефира, бога ветра. На картине мы видим Зефира, обнимающего нимфу Флору. Считалось, что дыхание Зефира обладает способностью оплодотворять и создавать новую жизнь. Его объятие с нимфой символизирует акт любви. Справа - служанка (Ора), готовая обернуть плащ, украшенный весенними цветами, вокруг Венеры, чтобы покрыть ее наготу. Она является воплощением одной из греческих богинь времен года (цветочное убранство ее платья говорит о том, что она - богиня Весны).

Техника написания

Стоит упомянуть исключительную технику и прекрасные материалы, используемые для выполнения работы. Долгое время деревянные панели были самыми популярными для написания картин и будут оставаться популярными до конца XVI века. Дополнительную популярность постепенно набирал и холст. Он стоил дешевле, чем дерево, и считался менее формальным, и более подходящим для частных заказчиков.
Ботичелли использовал в процессе написания дорогой алебастр, который сделал цвета еще ярче и качественнее. Кроме того, картина имеет и собственные уникальные разработки художника: Боттичелли приготовил свои пигменты с очень небольшим содержанием жира и покрыл их слоем чистого яичного белка, что было необычной для его времени техникой. Благодаря такое технике картины Ботичелли своей свежестью и яркостью скорее напоминает фреску. Таким образом, она является первой работой, выполненной на холсте, в Тоскане и «первым масштабным полотном, созданным в эпоху Возрождения во Флоренции».

Символика

1. Раковина - отражает океаническое происхождение Венеры, символически соединяясь с рождением человека. Морская красавица-раковина, равно как и ее меньшая сестра, речная ракушка - водный и лунный знак, а также женский символ. Также это эмблема любви, брака и процветания.
2. Зефир - бога ветра.
3. Флора - супруга бога западного ветра Зефира и мать всех растений. Она - та, которая питает и дает жизнь. Союз Зефира и Флоры часто рассматривают как аллегорию единства плотской (Флора) и духовной (Зефир) любви.
4. Камыш - символ скромности Венеры, которая как бы стыдится своей красоты.
5. Ора Талло - в греческой мифологии одна из Ор (весенняя), богиня цветения растений
6. Фиалки - луг засыпан фиалками, символом скромности, но часто используется для любовных зелий.
7. Роза - белая роза - это «цветок света», символ невинности, девственности, целомудрия и чистоты, духовного раскрытия, очарования.
8. Остров, к которому Венера прибывает - это Кипр или Ситхерея.
9. Апельсиновое дерево - одно из самых плодовитых деревьев и древний символ плодородия. Апельсин ассоциируется с великолепием и любовью.
10. Маргаритка - символа любви, весны и плодородия.

Сюжет

В мифе события разворачивались стремительно. Отец титанов Уран был оскоплен по просьбе жены его Геи, уставшей от измен мужа. А как же ему не изменять, когда, согласно мифологии, одной из главных черт Урана была его бесконечная плодовитость. Так вот, оскопил супербога его же сын Кронос, который не мог спокойно смотреть на страдания матери. Гениталии Урана Кронос выбросил в море за ненадобностью. Но все та же бесконечная плодовитость привела к тому, что даже капель крови, упавших на землю или в воду, хватило для зарождения новых существ — от нимф до богинь. Самым прекрасным творением оказалась Афродита.

«Рождение Венеры». (wikipedia.org)

Богиня возникла из морской пены. Обнажённой и на раковине (символ женского лона), она подплыла к берегу и вышла на сушу. Там, где ступала Афродита, вырастали травы и цветы: роза (символ любви и вызванных ею страданий), василек и мирт (символы плодородия), маргаритка (символ невинности и чистоты), анемон (символ трагической любви, чашу которой придется испить богине на земле), апельсин (символ вечное жизни).


«Весна». (wikipedia.org)

Раковину своим дыханием направляет бог западного весеннего ветра Зефир, а сопровождает его жена Флора, богиня цветов. Их союз символизирует единство духовной и плотской любви.

С алой мантией как знаком божественной власти, которой обладает красота над миром, изображена Ора Цветущая, одна дочерей Зевса и Фемиды. Она следила за порядком в природе и поэтому всегда теперь должна сопровождать Венеру.

Контекст

Это, пожалуй, первое в истории живописи изображение обнаженной женщины вне контекста первородного греха. Боттичелли разделял идеи флорентийских неоплатоников, ратовавших за синтез античной мудрости и христианской морали. Поэтому для человека, расписывавшего Сикстинскую капеллу и создавшего богородичный цикл («Мадонна с младенцем», «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с книгой»), было абсолютно нормальным работать над языческим сюжетом да еще с обнаженной натурой. Античная богиня становится аллегорией христианского откровения, через которое спасается душа.


Пьеро ди Козимо. Портрет Симонетты Веспуччи, до 1520. (wikipedia.org)

Точно не известно, кто позировал Боттичелли. По самой распространенной версии, это была Симонетта Веспуччи — возлюбленная Джулиано Медичи. Красоту ее воспевали, богачи и сильные мира добивались ее благосклонности. Симонетта умерла в 23 года от чахотки, но благодаря Боттичелли, который повторял ее лицо из картины в картину и при ее жизни, и уже после ее смерти, Симонетта стала «лицом» флорентийского Ренессанса.

Судьба художника

Боттичелли был человеком странным, по мнению его современников. Он не гнался за богатством, жил в мире своих фантазий и образов. У него не было ни семьи, ни дома. Но была красота, воплощенная на полотне, и этого для художника было более чем достаточно. Он превращал жизнь в искусство, и искусство становилось для него жизнью.


Сандро Боттичелли. (wikipedia.org)

Боттичелли покровительствовали Медичи, известные ценители искусства. Слава о художнике быстро распространилась за пределы его родной Флоренции. Даже папа Сикст IV, решивший расписать капеллу в своём римском дворце, лично выбрал Боттичелли для руководства работами.

Современникам нравилась певучесть линии, ритм и гармоническое сочетание малейших нюансов. Выбирая классические сюжеты, Боттичелли отказывается от канонических композиций и сам «режиссирует».

В последнее десятилетие XV века художника постигла череда неудач. Причин тому было несколько, как это обычно и бывает. Силы художника подтачивала болезнь ног. Мода на искусство менялась. Ко всему прочему против Боттичелли сыграло его следование заветам Джироламо Савонаролы — монаха, призывавшего отказаться от прелестей земной жизни. Обвинение монаха в ереси, признание виновным и сожжение на костре в какой-то мере сломили дух живописца.

Скончался Боттичелли на 66-м году жизни во Флоренции, где и сегодня покоится его прах на кладбище церкви Всех Святых.

САНДРО БОТТИЧЕЛЛИ
Sandro Botticelli

Великий итальянский живописец эпохи Возрождения, представитель флорентийской школы живописи.

Боттичелли родился в семье кожевника Мариано ди Джованни Филипепи и его жены Смеральды в квартале Санта-Мария Новелла во Флоренции. Прозвище «Боттичелли» (бочонок) перешло к нему от старшего брата Джованни, который был толстяком.

С 1470 года он имел собственную мастерскую недалеко от Церкви Всех святых. Картина «Аллегория Силы» (Fortitude), написанная в 1470 году, знаменует обретение Боттичелли собственного стиля. В 1470-1472 он пишет диптих об истории Юдифи: «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна».

РОЖДЕНИЕ ВЕНЕРЫ

«Рождение Венеры» (итал. Nascita di Venere) - картина итальянского художника тосканской школы Сандро Боттичелли. Картина представляет собой живопись темперой на холсте размером 172,5 ? 278,5 см. В настоящее время хранится в галерее Уффици, Флоренция.

История картины

Источник -1, Википедия

Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. Большинство историков искусства сходятся на мнении, что картина была написана для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, владевшим виллой Кастелло в 1486 году. Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи - двоюродный брат Лоренцо Великолепного, герцога Флоренции. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует.

Считается, что моделью для Венеры была Симонетта Веспуччи, родившаяся в Портовенере на лигурийском побережье. Возможно, намёк на это содержится в сюжете картины. Также есть версия, что Боттичелли написал «Рождение Венеры» не для Лоренцо Медичи, а для одного из своих знатных современников, а в собственность Медичи она попала позднее.

Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. Представляется маловероятным, что Боттичелли были знатоком оригинальных греческих и римских текстов. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия.

Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Однако, через своего соседа Джорджо Антонио Веспуччи, Боттичелли был вхож в круг интеллектуальной элиты Флоренции. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454-1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433-1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. В его философской доктрине важной фигурой была Небесная Венера, символизировавшая гуманизм, милосердие и любовь, и чья красота вела смертных на небеса.

Даже если Полициано или Фичино не были прямыми советчиками Боттичелли, их работы подготовили общественное мнение к восприятию образа обнажённой античной богини, и художник мог работать над своим произведением не боясь осуждения или непонимания со стороны сограждан.

В 1987 году была завершена реставрация картины. С неё был удалён слой лака, нанесённый через некоторое время после того, как Боттичелли закончил работу над ней, и превратившийся за несколько веков в жёлто-коричневый налёт.

Картина иллюстрирует миф рождения Венеры (греч. Афродиты).

Обнажённая богиня плывет к берегу в створке раковины ребристой сердцевидки, подгоняемая ветром. В левой части картины Зефир (западный ветер) в объятиях своей супруги Хлориды (рим. Флора) дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами. На берегу богиню встречает одна из граций.

Источник-2, arts-dnevnik.ru

Боттичелли и Медичи

Картина была создана для одного из представителей династии Медичи. О них стоит сказать пару слов. Потому что без них этого шедевра бы не было.

Медичи были банкирами и ловко управляли городом-государством Флоренцией. Но эти люди нашли самое благородное применение своим богатствам. Они тратили их на искусство. Потому что понимали, что так они покупают своё бессмертие.

Ко двору были приближены самые гениальные философы, художники и поэты. Они все питались из «кормушки» Медичи. Получая щедрые вознаграждения за своё творчество.

Среди них был и Боттичелли (1445-1510 гг.). Он был искренне восхищён своими заказчиками. Их мудростью и великодушием. И охотно создавал для них картины. В том числе «Венеру». Боттичелли - непревзойдённый эстет. Его картины - это не просто приятные глазу полотна. Это гимн красоте.

Черты его персонажей очень миловидны. Причём они красивы вне зависимости от эпохи. Слишком кроткие Мадонны Рафаэля сейчас бы вряд ли украшали обложки модных журналов. А уж пышнотелые красавицы Рубенса тем более. Мы бы сказали, что сейчас ценится иная красота.

А вот Боттичелли умудрился написать вневременную красоту. Она нам совсем не кажется устаревшей. Посмотрите на его ангелов и нимф. Венера Боттичелли сочетает в себе внешнюю красоту богини и внутреннюю красоту Мадонны.

Мы видим взгляд целомудренной, кроткой и нежной женщины. У греческой богини такого взгляда быть не могло. Ведь языческие боги не ведали сострадания. Оно пришло лишь с христианством. Неудивительно, что этим же прекрасным лицом Боттичелли наделял почти всех своих мадонн.

«Рождение Венеры» далеко не всегда была признана шедевром. До середины 19 века Боттичелли считали второстепенным мастером. Никто не толпился у ног прекрасной светловолосой богини.

Тогда все художники страдали рафаэлеманией. У Боттичелли был младший современник Рафаэль. Который создавал не менее прекрасных Мадонн. И у него было два больших преимущества перед Боттичелли. Рафаэль создавал свои шедевры масляными красками. Вслед за Леонардо да Винчи. Тончайшие лессировки (полупрозрачные слои краски) делали его героинь более живыми.

В то время, как Боттичелли ещё работал по старой технологии, темперными красками. Они быстро сохли, поэтому накладывались одним слоем. В результате образы получались сухими, безжизненными. Свою «Венеру» Боттичелли смог лишь слегка оживить за счёт румянца и развивающихся волос.

Источник - 3. smallbay.ru

Искусство Италии 15 века. Ренессанс

Знаменитая картина художника Сандро Боттичелли «Рождение Венеры». Размер работы 172,5 x 278,5 см, холст, темпера. Картина написана по заказу Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для которого исполнялась и «Весна». Картина была предназначена для украшения все той же виллы Кастелло. По-видимому, они мыслились как парные композиции, и между ними существовала определенная связь.

Картина изображает рождение небесной Венеры из пены моря, или таинство явления в мир Красоты. Под дуновением Зефира, проносящегося над морским пространством в объятиях своей возлюбленной Ауры, богиня приплывает на раковине к берегу. Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами. Если «Весна» ассоциируется с праздником в царстве богини любви, то эта композиция представляет теофанию, или богоявление. Так мыслилось неоплатониками загадочное возникновение Красоты. По словам исследователя творчества Сандро Боттичелли Герберта Хорна, одухотворенный строй чувств пронизывает картину, Венера «является в свете невыразимого блаженства, от которого веет скорее кругами Рая, нежели высотами Олимпа».

И это не случайность, что, трактуя сцену, Боттичелли снова обратился к религиозной иконографии: симметричное расположение фигур, предстоящих центральной, напоминает композиционный принцип «Крещения Христа», где в небе появляется Святой Дух. Как обычно в живописи Боттичелли, приподнятость чувств здесь граничит с меланхолической задумчивостью, рождая эмоциональную атмосферу, пронизанную светом. Все в композиции несет на себе отпечаток субъективного мира художника. Он дал остро личное истолкование строк древнегреческих поэтов и Полициано, которые легли в основу программы картины. Так, текст из «Стансов на турнир» Полициано: «На раковине резвые Зефиры Пригнали к брегу неземную деву: Она кружит, и радуется небо, - претворяется в изображение раннего утреннего часа с блеклыми красками неба и моря; под дождем из роз в этот пустынный и прекрасный мир вступает хрупкая богиня.

Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами. Клубящиеся одеяния, линии, которыми написаны волосы и крылья - все это исполнено динамического порыва, олицетворяющего один из основных элементов вселенной. Ветры - Зефир и Аура - зримо колышут водный простор. В отличие от ветров, чья стихия - воздух, пространство Оры - земля. В белом платье, расшитом васильками, украшенная гирляндами из миртов и роз, она, стоя на берегу, готова окутать Венеру плащом, красный цвет которого символизирует любовь. Два боковых крыла композиции - пролетающие ветры и Ора, чей объем зримо увеличивают платье, колеблемое ветром, дерево и плащ Венеры, - это нечто вроде завесы, которая, распахнувшись, представила миру таинство явления Красоты. В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление совершенной гармонии.

Натянутыми, порывистыми и мелодичными линиями, выводящими сложную арабеску, художник очерчивает фигуры и более обобщенными контурами обозначает окружающую среду. Видна лишь узкая полоска берега, а остальное место занимают светлое сияющее изнутри небо и море. Венера - едва ли ни самый пленительный образ у Боттичелли. Художник дает собственное истолкование классического идеала красоты, внося в чувственный образ черты спиритуализации.

Боттичелли изображает фигуру с изящно покатыми плечами, маленькой головкой на великолепной длинной шее и вытянутыми пропорциями тела и певучими, плавными очертаниями форм. Неправильности в передаче строения фигуры, в фиксации ее контуров лишь усиливают замечательную экспрессию образа. В лице богини также заметны отступления от классической правильности, но оно прекрасно и притягательно своей трогательностью. В выражении его отсутствует определенность, так же как лишена устойчивости поза богини, только что пришедшей в мир. Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем. Голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос.

Следуя древнеримским поэтам, Боттичелли изображает волосы, разделенные на пряди и колеблемые морским ветром. Это зрелище очаровывает. Стыдливым жестом Венера прикрывает тело, такая иконография идет от античного типа Venera pudica («стыдливая»). Чувственный облик прекрасной богини любви и красоты художник наделил чистотой и почти сакральной возвышенностью. Дождь роз, мерно ниспадающих в море, передан ясным языком линий и цвета. Боттичелли не ищет научно выверенной точности их очертаний и форм. Восхищение красотой цветка диктует ему простые и изящные контуры бутонов и раскрытых роз, повернутых в разных ракурсах. Их нежная окраска, хрупкость строения и ритм этого тихого дождя из цветов подчеркивает эмоциональную тональность композиции.

Sandro Botticelli

Великий итальянский живописец эпохи Возрождения, представитель флорентийской школы живописи.

Боттичелли родился в семье кожевника Мариано ди Джованни Филипепи и его жены Смеральды в квартале Санта-Мария Новелла во Флоренции. Прозвище «Боттичелли» (бочонок) перешло к нему от старшего брата Джованни, который был толстяком.

С 1470 года он имел собственную мастерскую недалеко от Церкви Всех святых. Картина «Аллегория Силы» (Fortitude), написанная в 1470 году, знаменует обретение Боттичелли собственного стиля. В 1470-1472 он пишет диптих об истории Юдифи: «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна».

Р ождение Венеры

«Рождение Венеры» (итал. Nascita di Venere) - картина итальянского художника тосканской школы Сандро Боттичелли. Картина представляет собой живопись темперой на холсте размером 172,5 ? 278,5 см. В настоящее время хранится в галерее Уффици, Флоренция.

История картины

Источник -1, Википедия

Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. Большинство историков искусства сходятся на мнении, что картина была написана для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, владевшим виллой Кастелло в 1486 году. Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи - двоюродный брат Лоренцо Великолепного, герцога Флоренции. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует.

Считается, что моделью для Венеры была Симонетта Веспуччи, родившаяся в Портовенере на лигурийском побережье. Возможно, намёк на это содержится в сюжете картины. Также есть версия, что Боттичелли написал «Рождение Венеры» не для Лоренцо Медичи, а для одного из своих знатных современников, а в собственность Медичи она попала позднее.

Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. Представляется маловероятным, что Боттичелли были знатоком оригинальных греческих и римских текстов. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия.

Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Однако, через своего соседа Джорджо Антонио Веспуччи, Боттичелли был вхож в круг интеллектуальной элиты Флоренции. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454-1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433-1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. В его философской доктрине важной фигурой была Небесная Венера, символизировавшая гуманизм, милосердие и любовь, и чья красота вела смертных на небеса.

Даже если Полициано или Фичино не были прямыми советчиками Боттичелли, их работы подготовили общественное мнение к восприятию образа обнажённой античной богини, и художник мог работать над своим произведением не боясь осуждения или непонимания со стороны сограждан.

В 1987 году была завершена реставрация картины. С неё был удалён слой лака, нанесённый через некоторое время после того, как Боттичелли закончил работу над ней, и превратившийся за несколько веков в жёлто-коричневый налёт.

Картина иллюстрирует миф рождения Венеры (греч. Афродиты).

Обнажённая богиня плывет к берегу в створке раковины ребристой сердцевидки, подгоняемая ветром. В левой части картины Зефир (западный ветер) в объятиях своей супруги Хлориды (рим. Флора) дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами. На берегу богиню встречает одна из граций.

Источник-2, arts-dnevnik.ru

Боттичелли и Медичи

Картина была создана для одного из представителей династии Медичи. О них стоит сказать пару слов. Потому что без них этого шедевра бы не было.

Медичи были банкирами и ловко управляли городом-государством Флоренцией. Но эти люди нашли самое благородное применение своим богатствам. Они тратили их на искусство. Потому что понимали, что так они покупают своё бессмертие.

Ко двору были приближены самые гениальные философы, художники и поэты. Они все питались из «кормушки» Медичи. Получая щедрые вознаграждения за своё творчество.

Среди них был и Боттичелли (1445-1510 гг.). Он был искренне восхищён своими заказчиками. Их мудростью и великодушием. И охотно создавал для них картины. В том числе «Венеру». Боттичелли - непревзойдённый эстет. Его картины - это не просто приятные глазу полотна. Это гимн красоте.

Черты его персонажей очень миловидны. Причём они красивы вне зависимости от эпохи. Слишком кроткие Мадонны Рафаэля сейчас бы вряд ли украшали обложки модных журналов. А уж пышнотелые красавицы Рубенса тем более. Мы бы сказали, что сейчас ценится иная красота.

А вот Боттичелли умудрился написать вневременную красоту. Она нам совсем не кажется устаревшей. Посмотрите на его ангелов и нимф. Венера Боттичелли сочетает в себе внешнюю красота богини и внутреннюю красоту Мадонны.

Мы видим взгляд целомудренной, кроткой и нежной женщины. У греческой богини такого взгляда быть не могло. Ведь языческие боги не ведали сострадания. Оно пришло лишь с христианством. Неудивительно, что этим же прекрасным лицом Боттичелли наделял почти всех своих мадонн.

«Рождение Венеры» далеко не всегда была признана шедевром. До середины 19 века Боттичелли считали второстепенным мастером. Никто не толпился у ног прекрасной светловолосой богини.

Тогда все художники страдали рафаэлеманией. У Боттичелли был младший современник Рафаэль. Который создавал не менее прекрасных Мадонн. И у него было два больших преимущества перед Боттичелли. Рафаэль создавал свои шедевры масляными красками. Вслед за Леонардо да Винчи. Тончайшие лессировки (полупрозрачные слои краски) делали его героинь более живыми.

В то время, как Боттичелли ещё работал по старой технологии, темперными красками. Они быстро сохли, поэтому накладывались одним слоем. В результате образы получались сухими, безжизненными. Свою «Венеру» Боттичелли смог лишь слегка оживить за счёт румянца и развивающихся волос.

Источник – 3. smallbay.ru

Искусство Италии 15 века. Ренессанс

Знаменитая картина художника Сандро Боттичелли «Рождение Венеры». Размер работы 172,5 x 278,5 см, холст, темпера. Картина написана по заказу Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для которого исполнялась и «Весна». Картина была предназначена для украшения все той же виллы Кастелло. По-видимому, они мыслились как парные композиции, и между ними существовала определенная связь.

Картина изображает рождение небесной Венеры из пены моря, или таинство явления в мир Красоты. Под дуновением Зефира, проносящегося над морским пространством в объятиях своей возлюбленной Ауры, богиня приплывает на раковине к берегу. Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами. Если «Весна» ассоциируется с праздником в царстве богини любви, то эта композиция представляет теофанию, или богоявление. Так мыслилось неоплатониками загадочное возникновение Красоты. По словам исследователя творчества Сандро Боттичелли Герберта Хорна, одухотворенный строй чувств пронизывает картину, Венера «является в свете невыразимого блаженства, от которого веет скорее кругами Рая, нежели высотами Олимпа».

И это не случайность, что, трактуя сцену, Боттичелли снова обратился к религиозной иконографии: симметричное расположение фигур, предстоящих центральной, напоминает композиционный принцип «Крещения Христа», где в небе появляется Святой Дух. Как обычно в живописи Боттичелли, приподнятость чувств здесь граничит с меланхолической задумчивостью, рождая эмоциональную атмосферу, пронизанную светом. Все в композиции несет на себе отпечаток субъективного мира художника. Он дал остро личное истолкование строк древнегреческих поэтов и Полициано, которые легли в основу программы картины. Так, текст из «Стансов на турнир» Полициано: «На раковине резвые Зефиры Пригнали к брегу неземную деву: Она кружит, и радуется небо, - претворяется в изображение раннего утреннего часа с блеклыми красками неба и моря; под дождем из роз в этот пустынный и прекрасный мир вступает хрупкая богиня.

Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами. Клубящиеся одеяния, линии, которыми написаны волосы и крылья - все это исполнено динамического порыва, олицетворяющего один из основных элементов вселенной. Ветры - Зефир и Аура - зримо колышут водный простор. В отличие от ветров, чья стихия - воздух, пространство Оры - земля. В белом платье, расшитом васильками, украшенная гирляндами из миртов и роз, она, стоя на берегу, готова окутать Венеру плащом, красный цвет которого символизирует любовь. Два боковых крыла композиции - пролетающие ветры и Ора, чей объем зримо увеличивают платье, колеблемое ветром, дерево и плащ Венеры, - это нечто вроде завесы, которая, распахнувшись, представила миру таинство явления Красоты. В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление совершенной гармонии.

Натянутыми, порывистыми и мелодичными линиями, выводящими сложную арабеску, художник очерчивает фигуры и более обобщенными контурами обозначает окружающую среду. Видна лишь узкая полоска берега, а остальное место занимают светлое сияющее изнутри небо и море. Венера - едва ли ни самый пленительный образ у Боттичелли. Художник дает собственное истолкование классического идеала красоты, внося в чувственный образ черты спиритуализации.

Боттичелли изображает фигуру с изящно покатыми плечами, маленькой головкой на великолепной длинной шее и вытянутыми пропорциями тела и певучими, плавными очертаниями форм. Неправильности в передаче строения фигуры, в фиксации ее контуров лишь усиливают замечательную экспрессию образа. В лице богини также заметны отступления от классической правильности, но оно прекрасно и притягательно своей трогательностью. В выражении его отсутствует определенность, так же как лишена устойчивости поза богини, только что пришедшей в мир. Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем. Голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос.

Следуя древнеримским поэтам, Боттичелли изображает волосы, разделенные на пряди и колеблемые морским ветром. Это зрелище очаровывает. Стыдливым жестом Венера прикрывает тело, такая иконография идет от античного типа Venera pudica («стыдливая»). Чувственный облик прекрасной богини любви и красоты художник наделил чистотой и почти сакральной возвышенностью. Дождь роз, мерно ниспадающих в море, передан ясным языком линий и цвета. Боттичелли не ищет научно выверенной точности их очертаний и форм. Восхищение красотой цветка диктует ему простые и изящные контуры бутонов и раскрытых роз, повернутых в разных ракурсах. Их нежная окраска, хрупкость строения и ритм этого тихого дождя из цветов подчеркивает эмоциональную тональность композиции

«Рождение Венеры» - тайна картины великого итальянского художника Сандро Боттичелли обновлено: 31 августа, 2017 автором: сайт

Одним из самых выдающихся полотен Сандро Боттичелли признано «Рождение Венеры». Великий мастер из Флоренции подарил миру множество шедевров, захватывающих дух. Картина Боттичелли превратилась в настоящий кладезь вдохновения художников, поэтов, многих других деятелей искусства. Образ Венеры заставил зрителей изменить мироощущение.

Венеру (богиню красоты) описывают по-разному. Божественный облик с древних времен считался переменчивым, поскольку у людей вкусы разные. Одни считают Венеру блондинкой с выдающимися округлостями, другие – стройной брюнеткой. Но первым живописцем, воплотившим образ, поразивший всех, не оставляя никого равнодушным, стал Боттичелли.

Эпоха Возрождения дала миру много настоящих гениев в искусстве. Художники стремились к раскрытию единства красоты души, тела, гармонии в мире, человеке. Тот, кто написал картину «Рождение Венеры», достиг вершины в создании подобного совершенства. Обнаженный образ Венеры мастеров живописи, творивших одновременно с великим художником, олицетворял символ небесной любви, непорочности, целомудрия, высшей добродетели.

Анализ картины «Рождение Венеры» самыми известными искусствоведами подтверждает, что эта работа наполнена глубоким смыслом. Каждая деталь может говорить о многом. Полотно гармонично сочетает следующие стили:

  • иконографию;
  • символизм;
  • гармоничность.

Постоянное изучение картины открывает все новые грани ее послания миру. Шедевр открывает перед зрителями новые смыслы изображения, толкает переосмыслить собственную жизнь.

Выполнено полотно в жанре живописи темперой, имеет размер 172,5 на 278,5 см. Такая рабочая площадь помогла автору точно прописать детали сюжета.

История картины

Точный год создания «Рождения Венеры» документально не зафиксирован. Существует мнение, что работа закончена в 1484-м. Неизвестно, для кого создавался шедевр. Некоторые специалисты считают, что художник создал его для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, поскольку многие факты указывают на то, что кузен герцога Флоренского долго владел этим полотном. Доказательств заказа картины именно для вышеназванного дворянина не существует.

Создавать образ для любой картины нелегко. Изобразить прекрасное лицо без модели достоверно практически невозможно: тени, блики играют на коже по-разному. В связи с этим, существует мнение, что основным прототипом лика Венеры стала обычная девушка Симонетта Веспуччи. Она родилась в городке Портовенере, расположившемся на территории Лигурийского побережья. Символично, что город, чье название переводится как Порт Венеры, – родина прекрасной дамы, вдохновившей Боттичелли на создание образа богини красоты.

Боттичелли имел доступ в круг деятелей интеллектуального общества Флоренции. Здесь существовала возможность познакомиться со многими творческими личностями, например, Анджело Полициано, поэтом того времени. Именно Анджело создал великолепное стихотворение «Рождение Венеры», возможно, подарившее вдохновение художнику.

Когда взгляд останавливается на изображении Зефира и жены божества северного ветра Хлориды, возникает вопрос о прототипе данного образа. Лишь в нескольких оригинальных текстах Гомера и Овидия можно встретить их описание. Данные манускрипты были не очень известны Боттичелли, поскольку образцы оригинальных текстов отсутствовали в библиотеках Флоренции.

Закончив картину, мастер передал полотно заказчику. Позже картину покрыли лаком, превратившимся в коричневый налет, скрывший нежные краски. Реставрацию, восстановившую шедевр в полном великолепии, закончили в 1987 году. Избавившись от грязного оттенка лака, полотно снова радует взоры ценителей прекрасного.

Желающим посетить место для культурного досуга, где находится картина «Рождение Венеры», придется посетить Флоренцию. Найти Галерею Уффици легко, ведь достаточно спросить о местонахождении местных жителей.

Описание картины «Рождение Венеры»

Простор неба, моря, бесконечность мира открывается перед взором зрителя. Нежные краски указывают на раннюю пору, когда ночь еще только отступает, а день не успел раскинуть над миром свой яркий полог.

Подбирая оттенки для создания картины, автор остановил выбор на нежных, весенних красках. Основная палитра включает множество оттенков голубого и синего. Насыщенно-синий край неба постепенно переходит в нежно-голубой. Морская синь прочерчена нежными, мелкими волнами, лишь слегка покачивающими раковину-челнок.

Центральной фигурой картины Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» стала сама богиня красоты. Нежнейшая, прекраснейшая из античных богинь восстает из морской пены, плывет в морской раковине по гребням волн. Тень кротости, легкой печали слегка затемняют взор прекрасной юной девы, которая старается прикрыть свою наготу ладонью и великолепными волосами, локонами которых весело играет ветерок. Изящная фигура приковывает внимание. Беззащитность, потерянность, непонимание причин появления в мире проскальзывают в движениях, взгляде, выражении лица. Увидев Венеру, хочется защитить девушку, покориться и стать надежной опорой богине. Неудивительно, что красотой ее сражен северный ветер, без памяти влюбленный в жену.


Путь богини облегчает Зефир, являющийся западным ветром. Он подгоняет к берегу волшебный челнок с новорожденной девой, придерживая обвившую его тело руками и ногами любимую жену Хлориду. Аккуратными дуновениями божество северного ветра мягко направляет движение морской раковины, вынуждая последнюю плавно приблизиться к кромке берега.

Господство над водами Средиземного моря Зефир получает в весеннюю пору, что указывает на появление новой богини весной.

Талло, пора цветения и весеннего возрождения природы, подтверждает эту теорию. С нежностью и любовью во взгляде, прелестница приготовила пурпурный плащ, расшитый цветочным орнаментом. Решение принять прекрасную богиню, укрыть от нескромного взгляда, поддержать дается Талло легко, движения грациозны, облик наполнен материнской мягкостью. Легкое касание раковины к суше побуждает деву весны потянуться к новоприбывшей, накинуть плащ и принять в свою обитель.

Присмотревшись к нежному лицу Венеры, можно заметить сходство с изображениями Мадонны. Именно так ее изображали иконописцы Италии. Поза героини резко отличается от церковного образа, как и непосредственно фигура. Изящная и нежная богиня больше напоминает творение древнегреческих мастеров, ценивших идеальные пропорции тела, скромность в творениях.

Единение двух культур в образе Венеры получилось идеальным. Античность и христианство тут отказались от противостояния, дополнили друг друга. Искусство живописца, создавшего картину, поражает тонкостью работы, богатством образа, изысканностью центральной фигуры.

Категория