» »

Вопросы о мертвых душах. Викторина `души мертвые и живые` (по поэме н.в. гоголя `мертвые души`). Зачем Чичикову мертвые души

17.04.2021

Пояснительная записка Соковых Н.Н.

Учитывая трудности изучения поэмы « Мёртвые души» учащимися в 9 классе, предлагаю использовать данные
вопросы для восприятия ими текста.

Вопросы на восприятие 2-6 глав « Мёртвых душ» Н. В.Гоголя.
2 глава.
1) Какое впечатление можно составить о Манилове ещё до встречи с ним в его доме? О чём говорит пейзаж Маниловки?
2)Гоголь пишет, что когда-то в армии Манилов считался образцовым офицером, носителем культуры. Какие факты опровергают это мнение? К чему сводятся духовные запросы и желания Манилова?
3)Как характеризует Манилова его речь, например: « майский день, именины сердца», «почтеннейший и прелюбезнейший», « наблюсти деликатность»?
4) Чем оборачивается « мягкость» и « любезность» Манилова в отношении к крестьянам?
5) Манилов очень растерялся, когда Чичиков предложил ему продать «мёртвые души», но потом согласился.Какие слова Чичикова(приведите их в пример из текста) оказались для него убедительными в пользу совершения данной « негоции»?

3 глава.
1) Как характеризует Коробочку её речь: « у тебя, как у борова, вся спина и бок в грязи», «где изволил засалиться», « возьми ихний кафтан»?
2) Как оправдывает Коробочка - помещица свою фамилию? Выпишите черты, характерные для неё:
Жадность, недоброжелательность, хвастовство, тупость, скупость, любовь к кутежам и карточным играм, бережливость, прожектёрство(пустословие), бестолковость, религиозность.
3) Как характеризует её тот факт, что она « третьего году протопопу уступила двух девок по сту рублей каждую»?
4) Как характеризует Коробочку то, что она знает всех умерших наизусть, а оценку своим крепостным даёт словами « всё славный народ»?
5) За что внутренне про себя Чичиков назвал её « дубинноголовой», уже даже начиная «выходить из себя»?
6) Какие убедительные слова нашёл всё-таки для неё Чичиков, чтобы она продала ему «мёртвых душ»? По сколько за штуку она их «уступила»?
7) Почему скупая помещица решила обильно угостить Чичикова?

4 глава.
1) Как характеризует Ноздрёва его речь: « такая бестия», « свинтус ты за это», « скотовод эдакой», « жидомор» , « фетюк» - и то, что он через несколько минут малознакомому человеку говорит « ты»?
2) Что имел в виду Гоголь, называя Ноздрёва « многосторонним» и «историческим» человеком?
3) Выберите черты, свойственные Ноздрёву из перечисленных ниже:
бестолковость, бесхозяйственность, вдохновенное враньё, бережливость, религиозность, жульничество и надувательство, деловитость, наглость, грубость. хвастовство, подозри- тельность, любовь к кутежам.
4) Удалось ли Чичикову, как ему мечталось, « даром кое-что выпросить» у Ноздрёва?
5) Как подтверждается в конце визита Чичикова к Ноздрёву определение, данное Гоголем в адрес последнего» исторический человек»?
6) Если учесть, что Гоголь своих героев делит на « расточителей» и « накопителей», то кем из них является Ноздрёв?

5 глава.
1) Известно, что вещи несут отпечаток характера человека, которому они принадлежат.
Как дом и вещи в доме Собакевича подчёркивают его сущность и в чём она состоит?
2) С каким зверем имеет этот герой портретное сходство? Через какие детали это подчёркивается?
3)Как характеризует этого героя то, что он ни об одном из городских чиновников не сказал доброго слова: председателя палаты назвал дураком; губернатора - разбойником; полицмейстера мошенником; прокурора- свиньёй?
4) Отметьте черты характера, свойственные этому герою:
Жадность, мечтательность, расточительность, сентиментальность, хищность, прожектёрство, любовь к кутежам и карточным играм, религиозность, любит вкусно и обильно поесть, цинизм, недоброжелательность.
5)Является ли показателем любви и уважения к простым крестьянам то, что Собакевич в разговоре с Чичиковым оценивает их трудовые качества, или здесь кроется какой-то его умысел?
6) За что Чичиков про себя назвал его «кулаком»? « Расточитель» он или «накопитель»? Как отнёсся Собакевич к предложению Чичикова продать ему « мёртвых душ»? О какой цене договорились Чичиков с Собакевичем?

\6 глава.
1) Какие чувства вызывает у читателя описание большого села и барского дома Плюшкина в этой главе?
2) Описание дома даётся на фоне старого сада. Какой художественный приём использует при этом Гоголь?
3) Чичиков долго гадал, впервые увидев Плюшкина, «мужик это или баба». Что во внешнем облике героя подчёркивает писатель?
4) В этой главе много знаков - символов: плесень, пыль, гниль, паутина, куча вещей в углу комнаты… «И до какой ничтожности, мелочности и гадости мог снизойти человек!»- восклицает Гоголь. Приведите примеры этой мелочности и ничтожности в поведении героя.
5) Манилов нежен с женой, мечтает о возвышенной дружбе; Ноздрёв выглядит «отцом родным» среди собак; Собакевич по крайней мере Чичикова назвал преприятным человеком; Коробочка сердобольна к заблудшим путникам.. А каков Степан Плюшкин по отношению к своим крестьянам, близким? Какие знаки « гостеприимства» он оказал Чичикову?
6) Отметьте черты, характерные для Плюшкина:
сентиментальность
скупость
расточительность
подозрительность
прожектёрство
любовь к кутежам
сентиментальность
мелочность
недоброжелательность
7) Чем закончился визит Чичикова к Плюшкину? Удалась ли «негоция»?
8) «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет…все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите потом…», - пишет Николай Васильевич Гоголь. О чём он нас предупреждает?

Вопросы составила: Учитель Соковых Н.Н.(Школа № 250 г СП-б)

Вопрос № 1.
Кто подсказал Н. В. Гоголю сюжет «Мёртвых душ»?

  1. М. Ю. Лермонтов.
  2. А. С. Пушкин. +
  3. Л. Н. Толстой.
  4. И. С. Тургенев

Вопрос № 2.
Назовите жанр «Мёртвых душ».

  1. Роман.
  2. Поэма. +
  3. Рассказ.
  4. Повесть.

Вопрос № 3.
Какой приём использует Н. В. Гоголь в названии поэмы?

  1. Метафора.
  2. Оксюморон.
  3. Эпитет.
  4. Сравнение.

Оксю́морон (греч. — «острая глупость») — сочетание слов с противоположным значением .

Вопрос № 4.
Назовите имя и отчество Чичикова.

  1. Иван Павлович.
  2. Павел Николаевич.
  3. Павел Иванович. +
  4. Пётр Иванович.

Вопрос № 5.
Чей это портрет?

На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами.

  1. Плюшкин.
  2. Ноздрёв.
  3. Манилов. +
  4. Собакевич.

Вопрос № 6.
Кто в поэме Н. В. Гоголя назван «прорехой на человечестве» ?

  1. Плюшкин. +
  2. Ноздрёв.
  3. Манилов.
  4. Собакевич.

Вопрос № 7. Кто из помещиков показался Чичикову «весьма похожим на средней величины медведя» ?

  1. Плюшкин.
  2. Ноздрёв.
  3. Манилов.
  4. Собакевич. +

Вопрос № 8.

Чья это характеристика?

«Человек лет тридцати, разбитной малый, который после трёх - четырёх слов начал говорить ему (Чичикову) «ты».

  1. Манилов.
  2. Ноздрёв. +
  3. Плюшкин.
  4. Собакевич.

Вопрос № 9.
Кому из героев поэмы принадлежит это жилище?

«Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами, зеркала с тёмными рамками … , за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок».

  1. Плюшкин.
  2. Коробочка. +
  3. Манилов.
  4. Собакевич.

Вопрос № 10.
Кому принадлежат эти слова?

Я их знаю всех: это мошенники, весь город такой: мошенник на

мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы.

  1. Манилов.
  2. Ноздрёв.
  3. Плюшкин.
  4. Собакевич. +

Вопрос № 11.
Н. В. Гоголь писал: «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого». Восстановите последовательность изображения помещиков в поэме.

А. Собакевич. 4

В. Манилов. 1

С. Ноздрев. 3

D. Плюшкин. 5

  1. Коробочка. 2

Вопрос № 12.
Кто рассказывает «Повесть о капитане Копейкине»?

А. Чичиков.

Б.Ноздрёв.

В. Почтмейстер. +

Г. Председатель казённой палаты.

Вопрос № 13.
С какой целью Н. В. Гоголь вводит в произведение «Повесть о капитане Копейкине»?

А.Показать бездуховность бюрократических законов. +

Б. Изобразить жизнь столичного чиновничества.

В. Опровергнуть идею безнаказанности властей.

Г. Показать губительную власть денег.

Вопрос № 14.
С какой целью Чичиков скупал «мёртвые души»?

Б. Для того, чтобы выгодно жениться, назвавшись владельцем тысяч душ.

В. Для того, чтобы заложить их в опекунский совет в качестве живых. +

Г. Для того, чтобы выиграть пари.

Вопрос № 15.
Кого из героев поэмы Н. В. Гоголь не относит к «мёртвым душам»?

А. Чичикова.

Б. Манилова.

В. Умерших крестьян. +

Г. Селифана.

Вопрос № 16.
Какую роль в поэме Н. В. Гоголя выполняет образ дороги?

А. Является символом жизненного пути человека.

Б.Образ дороги - символ будущего России. +

В. Это форма организации произведения.

Г. Этот образ является источником вдохновения для автора.

1. По какому плану Н.В. Гоголь строит характеристику по-мещиков в поэме «Мертвые души»?

Общий вид усадьбы, состояние хозяйства, господский дом и интерьер его, портрет и характеристика помещика, реакция на предложение Чичикова.

2. Какова последовательность в изображении деградации помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»?

Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин.

3. Какую роль играет мотив дороги в поэме Н.В. Гоголя «Мерт-вые души»?

Является связующим звеном сюжета, усиливает динамизм поэмы, объединяет время и пространство.

4. Для чего Чичиков скупал мертвые души?

Для того, чтобы заложить их в опекунский совет в качестве живых и получить деньги, разбогатеть.

5. Для чего Н.В. Гоголь вводит в поэму «Мертвые души» притчу о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче?

Показывает писателей, которые закрывают глаза на недо-статки, лишь бы не выносить сор из избы.

6. Как предполагал Н.В. Гоголь построить поэму «Мертвые души»?

Поэма должна была состоять из трех частей, наподобие «Бо-жественной комедии» Данте. Три тома «Мертвых душ» должны были соответствовать трем частям «Божественной комедии». Пер-вый том отражал бы ад современной действительности, второй включил бы положительные образы и герой проходил бы через чистилище, третий рисовал бы гармоничное общество — рай.

7. К какому жанру можно отнести «Мертвые души» Н.В. Го-голя? Почему?

Поэма, подобно поэмам Гомера, с эпическим размахом изо-бражает всю Россию; образцом сюжета послужила поэма Данте «Божественная комедия»; большое место занимают лирические отступления.

8. Каковы особенности композиции поэмы Н.В. Гоголя «Мерт-вые души»?

Действие разворачивается во времени и пространстве, что дос-тигается при помощи мотива дороги; в произведение включены лирические отступления, вставные эпизоды, вставная повесть; галерея помещиков построена по принципу разоблачающей гра-дации.

9. Какое значение в раскрытии идейного смысла поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» имеет «Повесть о капитане Ко-пейкине»? Материал с сайта

К сюжету вставная повесть имеет косвенное отношение, но она расширяет представление о бюрократизме чиновничества. Она за-вершает идею первого тома и включает размышления о подлинном и мнимом патриотизме, о незащищенности защитника отечества — заслуженного героя, о противоречиях в жизни России.

10. В чем состоит конкретный и метафорический смысл на-звания поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»?

Конкретное — мертвыми душами называли крестьян, которые по официальным документам до следующей переписи (переписи проводились раз в пять лет) числились живыми, но в период между переписями умерли; метафорический — мертвые души — это чи-новники, помещики, составляющие бездушный мир России.

Тест по поэме Гоголя Н.В. «Мёртвые души»

1. Кому принадлежит идея «Мёртвых душ»?

2) Пушкину А.С.

3) Грибоедову А.С.

4) Лермонтову М.Ю.

2. Укажите жанр произведения Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

1) притча

2) повесть

3) роман

4) поэма

3. В чем проявляется лирический элемент в произведении «Мёртвые души»?

1) в любовной интриге

2) в размышлениях Чичикова обо всем, что он видел

3) в лирических отступлениях

4) в пейзажных зарисовках

4. Укажите основную тему произведения.

1) жизнь крестьян

2) жизнь всей России

3) жизнь помещиков

4) жизнь чиновников

5. Укажите правильное продолжение высказывания.

Все части произведения связаны

1) образом помещиков

2) образом Чичикова

4) общим сюжетом

6. С каким мотивом тесно связан образ автора?

1) дороги

2) дружбы

3) свободы

1) действующее лицо

2) приятель главного героя

3) повествователь и лирический герой

4) сторонний наблюдатель

8. Укажите правильное продолжение высказывания.

Смысл названия произведения состоит в том, что

1) в основе произведения лежит фантастический сюжет

2) Гоголь называет «мёртвыми душами» крепостников и чиновников

4) главное в произведении – афера Чичикова по скупке бумаг на умерших крестьян

9. Кого в произведении можно назвать поистине живыми душами?

3) губернское общество и Манилова

4) Селифана и Чичикова

10. Укажите верную последовательность помещиков, к которым заезжал Чичиков.

1) Коробочка, Манилов, Собакевич, Плюшкин, Ноздрев

2) Манилов, Собакевич, Плюшкин, Коробочка, Ноздрёв

3) Коробочка, Собакевич, Ноздрёв, Манилов, Плюшкин

4) Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин

11. С какой целью Н.В. Гоголь именно в такой последовательности показал помещиков?

1) Помещики показаны произвольно.

3) Н.В. Гоголь таким образом противопоставляет помещиков друг другу.

12. Почему Гоголь в своём произведении подробно останавливается на биографии Чичикова?

2) Для читателя необходимо знать все подробности жизни главного героя.

3) Гоголь хотел провести параллель между Чичиковым и Плюшкиным.

13. С какой целью Гоголь вводит в своё произведение «Повесть о капитане Копейкине»?

1) расширить круг действующих лиц

2) показать, к чему приводит нищета и безвыходность

3) указать на бюрократизм чиновников

4) опровергнуть суждение о безнаказанности властей

14. К какому типу литературных героев можно отнести капитана Копейкина?

1) «маленький человек»

2) «лишний человек»

3) «благородный разбойник»

4) резонёр

15. Какая проблема не поднята в произведении Н.В. Гоголя «Мёртвые души»?

1) проблема варварства

2) проблема ложных ценностей

3) проблема нравственного падения

4) проблема разрушающего влияния денег

ОТВЕТЫ: 1 – 2, 2 – 4, 3 – 3, 4 – 2, 5 – 3, 6 – 1, 7 – 3, 8 – 2, 9 – 2, 10 – 4, 11 - 2, 12 – 1, 13 – 4, 14 – 3, 15 – 1.

1. Каков общий замысел «Мёртвых душ»?

Гоголь, долго и упорно размышляя над предназначением своего творения, пришёл к выводу, что цель его – показать всю Русь с присущими ей противоречивыми чертами, истинного русского человека во всей его полноте, с многогранностью национальных характеров и особенностей. Писатель хотел раскрыть перед нами все затаённые уголки русской души, съедающие изнутри недостатки и скрытые достоинства русского человека, окружённого повседневной паутиной мелочей, дел и событий. Гоголь, думая о будущем произведении, начинает чувствовать в себе даже миссионерскую мощь: он горит желанием помочь своему отечеству путём пробуждения «мёртвой», уснувшей души русского человека лучшим лекарством – очищающим смехом. Поэма была предназначена как разоблачающее, спасительное средство для «дремлющей» России, Гоголь считал, что это – его долг, его возможность быть столь же полезным своим писательским делом, как и любой простой государственный служащий полезен отечеству. Николай Васильевич намеревался создать грандиозное, всеобъемлющее сочинение, состоящее из трёх взаимосвязанных и вытекающих одна из другой частей. Они символизировали уникальный путь России от «летаргического сна» к осознанию, пробуждению, очищению и стремительному нравственному саморазвитию.

Таким образом, можно сказать, что замысел поэмы «Мёртвые души» был широчайшим по своему охвату персонажей, характеров, идей, событий и явлений сложной русской жизни.

2. Какие противоречащие друг другу принципы сюжета и композиции легли в основу поэмы?

Поэма «Мёртвые души» кажется противоречивой уже по обозначенному автором жанру произведения. Ведь, как нам известно из определения, поэма – это жанр литературы, отличающийся стихотворной формой. Получается, что Гоголь раздвигает существующие жанровые рамки и создаёт, как мы сейчас её называем, поэму в прозе. Почему это произошло? Ответ кроется ещё в одном противоречии: размышляя над своим творением, писатель твёрдо держался за идею создания невероятно масштабного, общечеловеческого произведения, хотел уподобить, приравнять его к эпопее, проводя аналогию его между такими огромными произведениями, как «Божественная комедия» Данте и поэмы Гомера. И осуществление всех этих мыслей в прозе было возможно лишь благодаря многочисленным лирическим отступлениям по ходу повествования, напоминающих читателю о грандиозности замысла, о его дальнейшем развитии по ещё неведомому, но великому пути.

И, наконец, одно из главных сюжетных и композиционных противоречий – возможность самой реализации всех идей Гоголя. Писатель буквально грезил о том, чтобы создать сильнейшее по воздействию на всех читателей произведение. В нём он хотел ярко и точно показать деградацию, застой, пробуждение и становление на путь истинный порочных русских душ. Однако он не хотел просто представить миру художественный идеал, возникший у него в голове. Наоборот, всеми своими силами и гением он пытался нарисовать живого человека, будто бы рядом с нами стоящего, осязаемого и реально существующего. Писатель хотел буквально воплотить человека, вдохнуть в него живой дух. И это трагично противоречило действительному осуществлению: такая задача оказалась не только не по силам Гоголю, но и неподвластной времени, отведённому самому творцу.

3. Есть ли противоречие в сочетании «мёртвые души»? Какие значения скрывает это сочетание?

Противоречие в этом словосочетании очевидно: ведь это – литературный оксюморон (таковы же, например, «живой труп», «грустная радость» и др.). Но, обращаясь к самой поэме, мы обнаруживаем и другие смыслы.

Во-первых, «мёртвые души» – это просто умершие крепостные крестьяне, «охота» за которыми составляет главную задачу Чичикова для достижения личного своего благосостояния.

Но здесь, и это во-вторых, открывается и другое значение, более важное для идейной составляющей произведения. «Мёртвые души» – это «сгнившие», порочные души того помещичьего и чиновничьего круга, в котором вращается Чичиков. Эти души забыли, что такое настоящая жизнь, исполненная чистых, благородных чувств и следования человеческому долгу. Чисто внешне все эти люди кажутся живыми, они разговаривают, ходят, едят и т.д. Но внутреннее их содержание, душевное наполнение мертво, оно либо навсегда канет в лету, либо с огромными усилиями и страданиями может возродиться.

В-третьих, кроется ещё один потаённый смысл словосочетания. Он представляет собой религиозно-философскую идею. Согласно христианскому учению, душа человека не может быть мёртвой по определению, она всегда жива, лишь тело может умереть.

Получается, что Гоголь усиливает значение возрождения, обновления «грязной» души, уподобляя её простой человеческой плоти.

Тем самым можно сказать, что даже такое короткое и ёмкое название поэмы помогает писателю передать и раскрыть огромное множество идей и тем, отображённых в произведении.

4. Как замысел «Мёртвых душ» связан с религиозно-нравственными исканиями Гоголя?

Религиозно-нравственные искания писателя напрямую связаны с замыслом «Мёртвых душ». Можно сказать, что всё произведение построено на религиозных, нравственных и философских идеях.

Николай Васильевич стремился показать в поэме перерождение «грешников» в «праведников». Он тесно связывал нравственное перевоспитание и самовоспитание главного героя с христианской догматикой. Ведь по-христиански жить – это жить по божественным заповедям, в соблюдении которых отображаются лучшие черты человека. Верить в единого Бога, быть уважительным, не завидовать, не воровать и не красть, быть почтительным и вообще в сущности своей праведным – вот религиозно-нравственный идеал, который Гоголь хотел воплотить в произведении. Он считал, что преображение насквозь порочного человека всё же возможно с помощью смеха над самим собой, очистительных страданий, а затем принятия следования истине. Более того, писатель верил, что такой пример перевоплощения русского человека, а скором времени и всей России, может послужить «маяком» для других наций и даже для всего мира. Вполне возможно, что он мечтал о недостижимом идеале – всемирном, вселенском возрождении из пучины грехов и установлении праведности.

Гоголь тесно связал свои искания с замыслом поэмы, буквально соткав из этих мыслей всю «канву» произведения.

5. Почему у некоторых персонажей поэмы есть биографии, а у других нет?

В поэме показаны характеры многих помещиков, описан их быт, пристрастия, нравы. Но только у двух людей присутствует предыстория, рассказ об их прошлом. Это Плюшкин и Чичиков.

Дело в том, что такие личности, как Коробочка, Манилов, Собакевич, Ноздрёв и другие показаны ярко, «во всей своей красе» и очень правдоподобно, мы можем полностью сложить своё впечатление о них и предсказать им их дальнейшую судьбу. Эти персонажи – представители «застоя» человеческой сущности, они такие, какие есть, со всеми их пороками и несовершенствами, и другими они уже не станут.

Что же касается Чичикова и Плюшкина, то здесь открывается одна из граней великого замысла писателя. Два этих героя, по мнению автора, ещё способны к развитию, обновлению своей души. Поэтому и у Плюшкина, и у Чичикова есть биография. Гоголь хотел провести читателя по всей линии их жизни, показать полную картину становления их характера, а затем преобразования и нового формирования характеров в последующих томах. Ведь, на самом деле, нельзя понять всю сущность человека, пока ты не познакомишься со всей его историей, со всеми его жизненными перипетиями, и Гоголь это прекрасно осознавал.

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что писатель любую деталь своего повествования строил не случайно, а по определённым принципам, помогающим реализовать его замысел наиболее полно.