» »

Все школьные сочинения по литературе. Все школьные сочинения по литературе Главные герои и их характеристика

11.07.2021

Некрасов всегда мечтал о том, чтобы русский мужик сделал хотя бы первый шаг к освобождению: осмыслил свою судьбу, понял причины несчастий, обдумал пути освобождения.

В этой поэме поэт совершает невозможное, сам претворяя свою мечту в реальность. Именно поэтому поэма получилась сказочной, очень близкой к фольклору.

Сюжет поэмы-сказки заключается в том, что семь мужиков – временно обязанных крестьян – бросают свои хозяйственные заботы и дела и, сговорившись и вдоволь наспорившись друг с другом, отправляются по Руси искать счастливого, или, как они сами говорят, «кому живётся весело, вольготно на Руси».

Первое, отправное их понимание счастья наивно и примитивно: они в начале поэмы понимают счастье исключительно как богатство и довольство. Поэтому первыми «подозреваемыми» становятся помещик, поп, даже царь. На своём пути они узнают множество судеб, знакомятся с жизненными историями людей самых разных сословий и достатка, от социальных низов до самых верхов. Постепенно корректируется их представление о счастье, да и сами путешественники получают не только необходимый жизненный опыт, но и удовольствие от своего поиска.

По сути это поэма-сказка, по форме – поэма-путешествие. Путешествие не только в пространстве (по Руси), но и по сферам жизни, снизу доверху.

Основные группы персонажей

    Крестьяне-правдоискатели, странники, задумывающиеся над своей судьбой и ищущие счастливого на Руси.

    Крестьяне-холопы, добровольные рабы, вызывающие презрение или жалость. Среди них «холоп примерный – Яков верный», дворовый слуга Ипат, Глеб-староста.

    Хозяева жизни, угнетатели народа, изображённые зло, а порой с сочувствием. Среди них помещик, поп и др.

    Народные заступники, сделавшие первые шаги на пути борьбы за народное счастье. Это разбойник Кудеяр, Савелий – богатырь святорусский, Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрёна Тимофеевна, Григорий Добросклонов.

Замысел и композиция поэмы

Эта поэма стала главной некрасовской книгой. Он задумал и начал её в 1863 году, вскоре после отмены крепостного права, и писал до самой смерти, почти 15 лет, но так и не закончил.

Из четырёх больших фрагментов только «часть первая» мыслилась Некрасовым как законченная, завершённая. Главы «Последыш» и «Пир на весь мир», связанные между собой и сюжетно, и по времени действия, имеют авторские пометки «из второй части», а «Крестьянка» имеет подзаголовок «из третьей части». Более почти ничего неясно. Вглядываясь в части, мы должны догадываться о возможном целом.

Сегодня главы обычно располагают в порядке авторской работы над ними: «Часть первая» - «Последыш» - «Крестьянка» - «Пир на весь мир». Именно такую композицию подсказывает логика изменения представлений крестьян-правдоискателей о счастливом человеке, хотя Некрасов так и не успел выстроить части и главы в нужном ему порядке.

Идея поэмы

Главная идея поэмы в том, что реформа 1861 года не принесла облегчения и счастья ни «барину», ни «мужику»:

Порвалась цепь великая,

Порвалась – расскочилася:

Одним концом – по барину,

Другим – по мужику!..

Для попа счастье – в крепостническом прошлом, когда церковь была на содержании у богатых помещиков, а разорение помещиков привело к обнищанию крестьян и упадку духовного сословия.

Два помещика Оболт-Оболдуев (глава V1-й части) и Утятин-князь (глава «Последыш») тоскуют о навсегда утраченном рае крепостной Руси, когда дворянское счастье заключалось в праздности, роскоши, чревоугодии, своеволии и самовластье. Богатство «прогрессивного» помещика основано на поборах с оброчных крестьян, а покой помещика – это вера в идиллию единой семьи крепостника-помещика (отца) и крестьян (детей), где отец может по-отечески наказать, а может и великодушно помиловать. Счастье Утятина-князя из главы «Последыш» заключается в удовлетворении властолюбия и в самодурстве, тщеславной гордости своим происхождением. А теперь – потеряно богатство, утерян покой (кругом крестьяне-разбойники), никто не жалует дворянскую честь (странники называют помещиков «прохвостами»), да и сам помещик получил говорящую фамилию, в которой сочетаются оболтус, оболдуй и балда.

Что же такое счастье в глазах народа? В главе «Счастливые» любители выпить дармовую чарочку говорят о своём счастье как об отсутствии несчастья («Сельская ярмонка»). Солдат счастлив тем, что в двадцати сраженьях «был, а не убит», «нещадно бит я палками», - а жив остался. Старуха радуется, что не умрёт с голоду, так как родилось много реп «на небольшой гряде». Каменщик, надорвавшийся на работе, рад тому, что добрался-таки до родной деревни:

Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями.

Народ в понятии счастья довольствуется малым, принимая за него даже мелкую удачу. Галерея счастливых из народа завершается ироническим парадоксом: парад «счастливцев» завершают нищие, для которых счастье – в получении милостыни.

Но вот крестьянин Федосей из деревни Дымоглотова называет странникам счастливого – Ермила Гирина. Вначале он писарь, затем его выбирают бурмистром. Он лишь раз отступил от правды, спасая от рекрутчины «меньшого брата Митрия», но затем кается всенародно, получает прощение, успешно борется за мельницу с купцом Алтынниковым, собрав со всех деньги, а затем честно их возвращает пожертвовавшим. Конец истории Гирина окутан тайною: его призвали помочь в усмирении крестьян «помещика Обрубкова», а затем сообщается, что «в остроге он сидит» (очевидно, оказался на стороне бунтарей).

В главе «Крестьянка» Некрасов создаёт замечательный образ Матрёны Тимофеевны, прошедшей все возможные для русской женщины испытания: семейный «ад» в доме мужа, страшную гибель ребёнка, публичное наказание по прихоти самодура-помещика, солдатчину мужа. Но она продолжает править домом, растить детей. Счастье русской крестьянки автор глазами странников увидел в несгибаемой стойкости и великом терпении.

Другой «счастливец» - Савелий, богатырь святорусский: «клеймёный, да не раб!» - терпел, терпел, но его терпению пришёл конец, правда, через 18 лет унижений. За ругань управляющего-немца девять мужиков во главе с Савелием живьём закапывают его в землю, за что и получает годы каторги. Отбыв наказание, Савелий становится невольным виновником гибели внука, уходит странствовать, кается и умирает, дожив до «ста семи годов».

Мужчинам три дороженьки:

Кабак, острог да каторга…

Лишь в эпилоге появляется по-настоящему счастливый персонаж – Григорий Добросклонов. Выросший в семье дьячка, он живёт обычной трудной крестьянской жизнью, но с помощью односельчан поступает в семинарию и выбирает свой путь, в котором главным оружием оказывается слово. Это путь поэта – народного заступника.

Самым счастливым человеком у Некрасова оказывается не царь, не пьяный, не раб, не помещик, а – поэт, поющий лучезарные гимны о народном счастье. Песни, сочинённые Гришей, - одно из самых сильных мест в поэме.

Таким образом, вслед за вопросами Гоголя «Русь, куда несёшься ты?», Герцена «Кто виноват?», Чернышевского «Что делать?» Некрасов ставит ещё один вечный российский вопрос: «Кому на Руси жить хорошо?»

«Мысль народная» в поэме «Кому на Руси жить хорошо?». Некрасов писал свою поэму в течение двадцати лет, собирая матери­ал буквально по капле для нее всю жизнь. Он хотел показать в ней все социальные слои современной ему России, и поэтому мы видим такой длинный ряд персонажей - от царя до самого нищего крестьянина.

Тематика произведения, как видно, обозначена уже в самом его названии - это проблема поиска счастья. Но в том и состоит специфи­ка творчества Некрасова - он показывал, что, по сути, ни один соци­альный класс на Руси нельзя назвать полностью безмятежно счастливым.

Тема «народных страданий» развивалась автором во всем его твор­честве, она характерна для произведений разных лет. Вспомнить хотя бы такие классические стихотворения, как «Тройка», «Забытая деревня», «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога».

А кульминацией развития этой темы - как в творчестве Некрасо­ва, так и в русской литературе вообще - считается поэма «Кому на Руси жить хорошо?». К сожалению, Некрасову не удалось ее закончить - он умер, оставив недорисованной картину Руси. Однако, невзирая на это, часто поэму называют эпопеей народной жизни, и недаром: она, не­смотря на незавершенность, все же отражает различные стороны рус­ского национального характера довольно полно. Русский мужик, как заявляется в ней, - богатырь (каменщик Трофим, Савелий - «богатырь святорусский»), но сила его не находит нужного, полезного примене­ния, ведет часто к несчастьям (так, Трофим надорвался, решив поднять слишком большой груз; по вине Савелия погиб ребенок). Жизненно­го кредо любого работяги - терпение и труд. Пример этого - Матрена Тимофеевна, олицетворение тяжелой женской доли; даже сам бог, по выражению Некрасова, потерял «ключи от счастья женского».

Но терпеть русский мужик может только своего, русского. Само­управство какого-нибудь Фогеля («немчуры») или пана Глуховского ведет к преступлению против закона, хотя и оправданному с точки зрения человеческой справедливости.

Несмотря на наличие в поэме таких героев, как богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, староста Влас, Матрена Тимофеевна, а так­же семеро «правдоискателей» - героев, сохранивших подлинную чело­вечность, душевное благородство, - понятно, что ни один из них не из­менит ничего в положении русской деревни. Никто из них не действует в этом направлении, каждый трудится и терпит, достигает успехов - но изменений к лучшему как лично для них, так и для крестьянства в це­лом не происходит.

Зато ненависть мужиков к угнетателям-помещикам обозначена до­статочно четко. Некрасовский крестьянин может внятно и толково объяснить, за что же он не любит барина. Зато все другие социальные симпатии и антипатии крестьянина менее определенны. Чем, например, мужикам не угодили попы, за что их зовут «породой жеребячьего»? Бра­тья Губины, Иван и Митродор, смущенно отвечают на этот вопрос: «Не сами…По родителям Мы так-то…». Вот она - правда крестьянская. Дети наследуют ее от родителей, дедов, прадедов и так далее. Так и про­является одна из черт русского народного характера. Это не личный опыт семейства Губиных, а общенациональная черта, исконная, восхо­дящая к глубокой древности. Личность в деревне не должна выделять­ся, а, наоборот, руководствоваться общими правилами, мнением массы. То есть в русском народе сильно общее начало, лучше всего получается то, что делается «всем миром»; так, не зная сути дела, гоняют из дерев­ни в деревню Егорку Шутова. За что бить? Неизвестно, но «так наказа­но». Единодушны они и по вопросу о «холопах примерных» - всеобщее презрение Якову Верному и «страдающему» подагрой «верному рабу» князя Переметьева.

Народный характер нельзя охватить целиком в одном произведении, да и несколько не вместят всей его ширины. Некрасову удалось отразить значительную часть народного сознания, но сумел он это сделать толь­ко за весь период своей литературной деятельности. Русский нацио­нальный характер претерпевает постоянные изменения, рождаются но­вые и умирают старые типы, и поэтому народная жизнь в изображении Некрасова - лишь небольшой (хотя, отдавая должное мастерству поэта, - весьма ярко нарисованный) период развития народного характера.

Гениальность Некрасова в изображении «мысли народной» неред­ко заставляла критиков говорить о народности творчества поэта вообще и конкретно о народности поэмы «Кому на Руси жить хорошо?». И дей­ствительно, трудно поспорить с тем, что присутствие в произведении «мысли народной» неизбежно гарантирует наличие у него этого каче­ства. Обычно народность того или иного произведения обусловлена со­отношением индивидуального творчества автора и коллективного, сте­пенью творческого заимствования мотивов, образов, поэтики народно­го поэтического творчества - иными словами, фольклора.

Также понятие народного искусства обозначает глубину художественного произведения, важность его идей и образов для развития об­щественного самосознания, для познания жизни всей нации. Как уже не раз было отмечено, Некрасов в своем произведении затронул очень глу­бокие вопросы, социальные и общественные, нравственные и философ­ские. Он как бы суммировал все сказанное предыдущими авторами, а также привнес некоторые свои, новые идеи, рассуждения о настоящей сущности и перспективе будущего для России. Он сумел ярко и нагляд­но обнажить перед читателем язвы современного ему общества, показал правы и дворянские, и крестьянские, и церковные. Ведь понятие «мысль народная», на мой взгляд, включает в себя не только смысл «народного духа», «народной души», так достоверно нарисованной Некрасовым в образах русских богатырей. «Мысль народная» - это еще и размышления автора над будущим России, выражение его «мысли» о судьбе своего на­рода, его сожаление о его неудачах и восхищение его достоинствами.

В феврале 1861 года в России было отменено крепостное право. Это прогрессивное событие сильно всколыхнуло крестьян и вызвало волну новых проблем. Главную из них Некрасов описал в стихотворении «Элегия» , где есть афористичная строка: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?». В 1863 году Николай Алексеевич начал работать над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» , в которой затрагиваются проблемы всех слоев населения страны после отмены крепостного права.

Несмотря на довольно простой, фольклорный стиль повествования, произведение является достаточно сложным для правильного восприятия, поскольку в нем затрагиваются серьезные философские вопросы. На многие из них Некрасов искал ответы всю жизнь. Да и сама поэма, которая создавалась долгих 14 лет, так и не была завершена. Из задуманных восьми частей автор успел написать четыре, которые не следуют одна за другой. После смерти Николая Алексеевича издатели столкнулись с проблемой: в какой последовательности публиковать части поэмы. Сегодня мы знакомимся с текстом произведения в том порядке, который предложил Корней Чуковский, скрупулезно работавший с архивами писателя.

Некоторые современники Некрасова утверждали, что идея поэмы возникла у автора еще в 50-е годы, до отмены крепостного права. Николай Алексеевич хотел уместить в одно произведение все, что знал о народе и слышал от многих людей. В какой-то мере это ему удалось.

Для поэмы «Кому на Руси жить хорошо» подобрано много жанровых определений. Одни критики утверждают, что это «поэма-путешествие», другие отзываются о ней как о «Русской Одиссее». Сам автор считал свой труд эпопеей , поскольку здесь изображена жизнь народа в переломный момент истории. Таким периодом может быть война, революция, а в нашем случае – отмена крепостного права.

Автор стремился описывать происходящие события глазами простых людей и с применением их лексики. Как правило, в эпопее нет главного героя. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» вполне отвечает этим критериям.

Но вопрос о главном герое поэмы был поднят не раз, он не дает покоя литературным критикам и по сей день. Если подходить формально, то главными героями можно считать мужиков-спорщиков, отправившихся искать счастливых людей на Руси. Отлично подходит на эту роль и Гриша Добросклонов – народный просветитель и спаситель. Вполне можно признать, что главным героем в поэме выступает весь российский народ. Это наглядно отражено в массовых сценах гуляний, ярмарки, сенокоса. Важные решения принимаются на Руси всем миром, даже облегченный вздох после смерти помещика вырвался у крестьян одновременно.

Сюжет произведения достаточно прост – на дороге случайно встретились семь мужиков, которые затеяли спор на тему: кому хорошо живется на Руси? Чтобы решить его, герои отправляются в путешествие по стране. В долгой дороге они знакомятся с самыми разными людьми: торговцами, нищими, пьяницами, помещиками, священником, раненым солдатом, князем. Довелось спорщикам повидать и много картин из жизни: острог, ярмарку, рождение, смерть, свадьбы, праздники, торги, выборы бургомистра и т. д.

Семь мужиков не описаны Некрасовым в деталях, их характеры практически не раскрыты. Странники идут вместе к одной цели. А вот персонажи второго плана (сельский староста, Савелий, холоп Яков и другие) вырисованы ярко, с множеством мелких подробностей и нюансов. Это позволяет сделать вывод, что автор в лице семи мужиков создал условно-аллегорический образ народа.

Проблемы , которые поднял Некрасов в своей поэме, очень многообразны и касаются жизни разных слоев общества: алчность, бедность, безграмотность, мракобесие, чванство, моральная деградация, пьянство, высокомерие, жестокость, греховность, сложность перехода на новый жизненный уклад, безграничное терпение и жажда бунта, угнетенность.

Но ключевой проблемой произведения является понятие счастья, которое каждым персонажем решается по собственному разумению. Для богатых людей, таких как поп и помещик, счастье – это личное благополучие. Для мужика очень важно уметь уходить от бед и напастей: медведь гнался, но не догнал, на работе сильно били, но до смерти не забили и т. д.

Но есть в произведении персонажи, которые не ищут счастье только для себя, они стремятся сделать счастливыми всех людей. Такими героями являются Ермил Гирин и Гриша Добросклонов. В сознании Григория любовь к своей матери переросла в любовь ко всей стране. В душе парня бедная и несчастная мать отождествилась с такой же бедной страной. И семинарист Гриша считает целью своей жизни просвещение народа. Из того, как Добросклонов понимает счастье, вытекает главная идея поэмы: это чувство способен в полной мере ощутить только тот человек, который готов посвятить свою жизнь борьбе за счастье народа.

Основным художественным средством поэмы можно считать устное народное творчество. Автор широко использует фольклор в картинах жизни крестьян и в описании будущего заступника Руси Гриши Добросклонова. Народную лексику в тексте поэмы Некрасов применяет по разному: как прямую стилизацию (пролог составлен), начало сказки (скатерть-самобранка, мифическое число семь) или косвенно (строки из народных песен, ссылки на разные легенды и былины).

Язык произведения стилизован под народную песню. В тексте есть много диалектизмов, многочисленных повторов, уменьшительных суффиксов в словах, устойчивых конструкций в описаниях. Из-за этого произведение «Кому на Руси жить хорошо» многие воспринимают как народное творчество. В середине девятнадцатого века фольклор изучали не только с точки зрения науки, но и как способ общения интеллигенции с народом.

Подробно проанализировав произведение Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», легко понять, что даже в незаконченном виде оно является литературным наследием и представляет огромную ценность. И сегодня поэма вызывает живой интерес у литературных критиков и читателей. Изучая исторические особенности русского народа, можно сделать вывод, что они немного изменились, но суть проблемы осталась прежней – поиск своего счастья.

  • Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Темы сочинений по поэме Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Для урока литературы в 10 классе

2 слайд

Описание слайда:

Цель урока: Образовательная: проверить степень понимания поэмы. Развивающая: продолжить обучение навыкам написания классного сочинения. Воспитательная: воспитывать любовь к классической литературе, патриотические чувства.

3 слайд

Описание слайда:

Темы сочинений Жанр и композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Смысл названия поэмы Ирония и сатира в поэме Мотивы времени и пространства в поэме

4 слайд

Описание слайда:

Темы сочинений 1.Как понимают счастье герои и автор поэмы? 2. Русский национальный характер в изображении Некрасова. 3. Как живётся попу, помещику и царю? 4. Образы борцов за народное дело 5. Изображение народа в поэме 6. Образ Матрёны Тимофеевны Корчагиной в поэме

5 слайд

Описание слайда:

Развернутый план сочинения на тему «Проблема народного счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо»: Н.А. Некрасов – певец народа. 1 «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» 2. а) Нищая, темная, забитая Россия (описание жизни народа в песнях, названиях деревень, губерний, в пейзаже). б) Народное понятие счастья: - счастье в понимании Матрены Тимофеевны и крестьян; - Яким Нагой. Стихийность в понимании причин зла и виновности в нем «дольщиков народного добра»; - сознательное служение Ермила Гирина интересам крестьян; - Савелий – богатырь Святорусский, как новая ступень пробуждающегося сознания, как отражение мощи крестьянской рати, поднимающейся на борьбу. в) Две возможные дороги к счастью: - дорога, по которой, «громадная, к соблазну жадная идет толпа»; сатирическое отношение Некрасова к таким людям; - другая – тесная, дорога «честная» - это путь славного заступника, борца за народное счастье. 3. «Рать подымается – неисчислимая, сила в ней скажется несокрушимая» или «Кто жизнь свою всецело отдает на борьбу за брата – человека, только тот себя переживет».

6 слайд

Описание слайда:

Женская доля (по поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») Ключи от счастья женского… заброшены, потеряны у Бога самого. Н. А. Некрасов План I. Галерея женских образов в отечественной и зарубежной литературе. II. Счастье простой крестьянки в понимании Некрасова. 1. Попытка найти счастливого среди простого люда. 2. Счастье юной Матрены Корчагиной. 3. Ад среди мужниной родни. 4. Трагическая смерть Демушки. 5. «Губернаторша». III. Восхищение Некрасова русской женщиной.

7 слайд

Описание слайда:

3. Кому на Руси жить хорошо? Таким вопросом задаются семь мужиков-странников. Этот вопрос интересовал и самого автора произведения «Кому на Руси жить хорошо», Николая Алексеевича Некрасова. Ответ – его многолетний, но так и незавершённый труд- поэма-эпопея о жизни народа в пореформенный период отмены крепостного права.

Перед вами – отличное сочинение-рассуждение для 10 класса на тему «Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» — энциклопедия народной жизни». Сочинение рассчитано, прежде всего, для учеников 10 класса, однако может быть использовано и в других классах.

В данном сочинении анализируется основная тема произведения – жизнь простого народа на Руси. Автор сочинения уделяет внимание стилистике поэмы, анализируя те художественные средства, которые помогают Некрасову добиться поэтической точности в создании этой энциклопедии народной жизни.

Сочинение-рассуждение «Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» — энциклопедия народной жизни»

Поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» принято называть поэмой-эпопеей. Эпопея — это художественное произведение, с максимальной полнотой изображающее целую эпоху в жизни народа. В центре некрасовского произведения — изображение пореформенной России. Некрасов писал свою поэму в течение двадцати лет, собирая материал для нее «по словечку «. Поэма необычайно широко охватывает народную жизнь. Автор хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена, помешала смерь поэта. Таким образом основной темой произведения осталась жизнь народа, жизнь крестьян .

С необычайной яркостью и отчетливостью предстает перед нами эта жизнь. Все невзгоды и беды, которые приходится терпеть народу, вся эта трудность и суровость его существования. Несмотря на реформу 1861 года, освободившую крестьян, они оказались еще в худшем положении: не имея своей земли, они попали в еще большую кабалу.

Этот мотив голодной жизни бедного мужика, которого «тоска- беда измучила » с особой силой звучит в народных песнях, которых довольно немало в произведении. Стремясь воссоздать со всей полнотой картину народной жизни, Некрасов использует и все богатство народной культуры, все многоцветие устного народного творчества.

Однако, напоминая о народном таланте выразительными песнями, Некрасов не смягчает красок, показывая тут же нищету и грубость нравов, религиозные предрассудки и пьянство в крестьянском быту. Положение народа с предельной отчетливостью рисуется названиями тех мест, откуда родом крестьяне- правдоискатели:

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень –

Заплатова, Дырявина,

Разутова, Знобишина,

Горелова, Неелова –

Неурожайка тож…

В поэме очень ярко изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа и «счастие мужицкое, дырявое с заплатами, горбатое с мозолями «, и «голодные дворовые, покинутые барином на произвол судьбы » — все люди «досыта не едавшие, несолоно хлебавшие «.

Перед нами встает целая сеть ярких разнообразных образов: наряду с бездейственными холопами вроде Якова, Глеба, Сидора, Ипата появляются сохранившие подлинную человечность и душевное благородство образы Матрены Тимофеевны, богатыря Савелия, Якима Нагого, Ермила Гирина, старосты Власа, семи правдоискателей и других. Эти лучшие из крестьян в поэме сохранили в себе способность к самопожертвованию, у каждого из них есть своя задача в жизни, своя причина «искать правду», но они все вместе свидетельствуют о том, что крестьянская Русь уже пробудилась, ожила. Уже появляются люди, которые с искренностью могут сказать такие слова:

Не надо мне ни серебра,

Ни золота, а дай Господь,

Чтоб землякам моим

И каждому крестьянину

Жилось вольготно, весело

На всей святой Руси!

Например, в Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюба, крестьянского праведника. Яким Нагой способен глубоко понять то, в чем состоит сила и слабость крестьянской души:

У каждого крестьянина

Душа, что туча черная,

Гневна, грозна — и надо бы

Громом греметь оттудова,

Кровавым лить дождям

А все вином кончается!

Яков Нагой живет той же трудолюбивой, нищенской жизнью, как и все крестьянство. Но, наделяя его непокорным нравом и тягой к возвышенному (история с картинками), Некрасов пытается наметить в этом образе стремление крестьянства к духовной жизни, показать, что в душах народа уже назревает протест против существующих условий жизни. Но пока он мало заметен и не заявляет о себе.

Примечателен и Ермил Гирин. Грамотный мужик, он служил писарем, прославился на всю округу справедливостью, умом и бескорыстной преданностью народу. Примерным старостой показал себя Ермил, когда народ выбрал его на эту должность. Однако Некрасов не делает из него идеального праведника. Ермил, пожалев своего младшего брата, назначает в рекруты сына Власьевны, а затем в порыве раскаяния, чуть не кончает самоубийством. История Ермила завершается печально. Он посажен в тюрьму за свое выступление во время бунта. Образ Ермила говорит нам о таящихся в русском народе духовных силах, богатстве моральных качеств крестьянина.

Однако, непосредственно в бунт крестьянский протест превращается в главе «Савелий — богатырь святорусский «. Убийство немца- притеснителя, произошедшее стихийно, олицетворяет собой крупные крестьянские бунты, которые тоже возникали стихийно, как ответ на жестокие угнетения со стороны помещиков.

Савелий-богатырь является самым положительным образом в поэме. В нем живет дух бунтаря, ненависть к угнетателям, но при этом сохраняются и такие человечные качества, как искренняя любовь, сила духа, чувство человеческого достоинства, понимание жизни и способность глубоко сопереживать горю других.

Именно такие герои, а не кроткие и покорные были близки Некрасову. Поэт видел, что пробуждается сознание крестьянства, накипает бурный протест против угнетения. С болью и горечью он осознавал страдания народа, но все же с надеждой смотрел в его будущее, порой в «сокрытую искру » могучих внутренних сил:

Рать поднимается

Неисчислимая,

Сила в ней кажется несокрушимая.

Крестьянская тема в поэме неисчерпаема, многогранна, основной мотив поэмы-мотив поиска крестьянского счастья. Здесь можно вспомнить и «счастливую» крестьянку Матрену Тимофеевну, чей образ вобрал в себя все то, что могла бы пережить и испытать русская женщина-крестьянка. Ее огромная сила воли при столь многочисленных страданиях и лишениях была свойственна всем русским женщинам, самым обездоленным и забитым существам на Руси.

Конечно, в поэме есть еще много интересных образов: «холопа примерного Якова верного «, который сумел-таки отомстить своему барину; работящих крестьян из главы «Последний», которые вынуждены ломать комедию перед старым князем Утятиным, притворяясь, что не было отмены крепостного права, и еще много других образов.

Все эти образы, даже эпизодические, создают мозаичное, яркое полотно поэмы, перекликаются друг с другом. Поэтому-то и можно, я считаю, назвать поэму Некрасова “Кому на Руси жить хорошо?” энциклопедией народной жизни. Поэт, как эпический художник, стремился к полноте воссоздания жизни, к выявлению всего многообразия народных характеров. Поэма, основанная на фольклорном материале, создает впечатление исполняемой на многие голоса.