» »

Железная дорога в индии. Железные дороги индии

29.09.2019

Индийские железные дороги - один из наиболее популярных видов транспорта в Индии. В год железные дороги в Индии перевозят около 6-7 миллиардов людей и 350 миллионов тонн грузов, а их сеть охватывает практически каждый уголок этой страны. Это одна из самых больших и оживленных железнодорожных сетей в мире.

Фотограф агентства Рейтер Navesh Chitrakar три месяца путешествовал по индийским железным дорогам, чтобы сделать этот репортаж.

В Индии ходят 9 000 пассажирских поездов, которые перевозят 20 миллионов человек каждый день. Вот один из них спешит не опоздать на поезд на вокзале в Мумбаи, 5 декабря 2012. Фотография сделана из вагона. Не сильно комфортно.

Гостиница для машинистов. Этот водит поезда уже более 40 лет. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

Машинист показывает свою фотографию, когда 40 лет назад приступил к работе. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

Диспетчерская. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

Железные дороги в Индии начали свое развитие в 1853 году, и к сегодняшнему дню их общая протяженность составляет 63 140 километров. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

Локомотивы индийских железных дорогах не самые свежие и не блещут техническими наворотами. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

Владельцем практически всей индустрии железнодорожных перевозок является государственная компания Indian Railways.

Железнодорожный вокзал Чхатрапати Шиваджи. Находится в нижнем Мумбаи, перед въездом в Колабу. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

Между прочим, за прекрасную архитектуру в 2004 году здание вокзала Чхатрапати Шиваджи было признано ЮНЕСКО как объект «Всемирного наследия». (Кликабельно, 2040×1360 px) . (Фото greenwood100):

Красивая архитектура некоторых вокзалов сильно контрастирует с элементами интерьера других станций. Например, вот так выглядит окошко с расписанием поездов на станции в штате Уттар-Прадеш. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

Окошко железнодорожной кассы в штате Уттар-Прадеш, 24 октября 2012. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

Поездки на индийских железных дорогах часто носят экстремальный характер. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

(Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

(Фото Navesh Chitrakar | Reuters):



Вагоны внутри тоже не отличаются особым шиком. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

(Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

Велосипедов. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

…и бидонов. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

Опаздывающий пассажир. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

Это не продавцы, это женщины сушат свою одежду на перроне, 31 октября 2012. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

Расписание поездов. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

Самая любимая спортивная игра Индии - крикет. В него играют все и везде, даже на перронах. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

Очень часто можно видеть детей, после школы играющих в галли крикет - уличный крикет. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

Поезд проходит через трущобы в Мумбаи. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

Индия является мировым лидером по числу железнодорожных аварий. Ежегодно на железных дорогах страны фиксируется около 300 серьёзных аварий и несчастных случаев. Согласно статистике, с 1995 по 2005 годы в железнодорожных катастрофах в Индии погибли более 4 000 человек. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

В электричке. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

Час-пик на железнодорожной станции в Мумбаи. (Фото Navesh Chitrakar | Reuters):

Индия занимает второе место в мире по длине железнодорожных путей. И каждый пассажир мог бы путешествовать по стране Будды с комфортом, если бы их, этих самых пассажиров, было не так много. Ежедневно поездами Индии пользуются 23 миллиона пассажиров. В России, к слову, это цифра составляет всего 2,75 миллионов.

В итоге такое количество людей не помещается в вагоны в привычном для нас виде (то есть внутри). Индийские граждане решают эту проблему довольно просто: они облепляют транспорт снаружи и искренне радуются, если вообще хоть пальцем за обшивку зацепиться удалось.

Поезда в Индии - самый что ни на есть традиционный транспорт. Между Нью-Дели и Раджастханом до сих пор курсирует самый старый поезд в мире, построенный в 1855 году.

Сегодняшнее население Индии - 1,2 миллиарда человек. И все они нежно любят поезда.

Индийские железные дороги - самый крупный работодатель в стране. По официальным данным, сегодня на благо самого популярного транспорта трудятся полтора миллиона человек.

Ежедневно индийские депо покидают 11 тысяч составов.

Протяженность индийских железных дорог - 114 тысяч километров.

Скорость самого быстрого поезда Индии, который следует по маршруту Нью-Дели - Бхопал, составляет 140 км/ч.

А вот скорость самого медленного - 9 км/ч. На такой скорости человек успеет спрыгнуть с поезда и вернуться обратно.

Не стоит думать, что проезд на индийских поездах никак не регулируется правилами. Например, в каждом вагоне обязательно должно быть четыре окна, которые послужат аварийными выходами в случае происшествия.

Самый проблемный маршрут в Индии - Гувахати - Тривандрам. Поезд могут задержать аж на 12 часов.

Железнодорожная станция Нью-Дели признана самой большой железнодорожной развязкой в мире и внесена в Книгу рекордов Гиннесса.

Самый длинный перегон без остановок в стране - на линии Тривандрам - Низамуддин. Между соседними остановками Вадодара и Кота - шесть с половиной часов пути.

Индия одна из крупнейших стран в мире по площади, а по населению так вообще занимает второе место. Пока что.

Страна простирается от на западном побережье до восточных штатов, куда иностранцем требуется спецразрешение для посещения. От Каньякумари — самой южной точки на карте до самой северной точки близ ледника Сиачен в спорных территориях — Джамму и Кашмир.

Самый популярный в Индии транспорт — это поезда. Во-первых это одна из самых больших железно-дорожных сетей в мире, а во-вторых Ж/Д транспорт доступен по ценам для самых широких слоёв населения.

Сеть дорог связывает все самые крупные города, а также представлена в каждом штате.

Немного статистики:

  • 64 460 километров железнодорожных путей
  • более 7 тысяч железнодорожных станций
  • 7 651 000 000 пассажиров в год

Indian Railways — это государственное предприятие, которому и принадлежит система железных дорог. Интересно что в обслуживании занято почти два миллиона человек.

Билеты

Индия имеет одни из самых низких тарифов в мире. Продажа билетов онлайн была широко внедрена уже в 1995 году — билеты можно заказывать через интернет и мобильные устройства. Со скидкой продают билеты для пенсионеров (кому больше 60-ти), студентов, для людей болеющих серьезными болезнями.

Для иностранных туристов тоже есть приятный бонус — это так называемый Indrail Pass — Ж/Д абонемент, который разрешает неограниченное число поездок на определенный период (бывают от 1 до 90 дней).

Бронирование открывается за 60 дней до даты поездки.

Классы вагонов

Классы вагонов в Индии — это как у нас плацкарт, купе, св. Только больше хардкора.

Общий вагон

Аналог нашего общего вагона — количество людей зависит только от того сколько физически смогут поместиться. Люди будут стоять, лежать, сидеть в проходах и друг у друга на головах.

Цена примерно 3-5 доллара за 1000 километров.

Спальный вагон

Это наш плацкарт, только вместо двух этажей полок — три. Кто занял верхние — тот и лежит, остальные сидят на нижних полках. Людей уже правда поменьше чем в общем классе.

Цена примерно 8-10 долларов за 1000 километров.

Первый класс / First class Non-AC

Это наше урезанное купе — вместо четырех две полки, одна над другой.

Третий класс

Тот же спальный вагон — те же трехэтажные полки, но людей в проходах и сидящих по 10 человек на нижней уже не будет — у каждого своё место. По плану должно быть 72 человека в вагоне.

Цена 16-20 долларов за 1000 километров.

Второй класс

Аналог третьего класса, только два яруса полок, вместо трех.

Цена 25-28 долларов за 1000 километров.

Первый класс

Это уже Люкс. Два места — друг напротив друга, изолированная комната, мягкие спинки — всё чтобы чувствовать себя белым человеком.

Цена — 50-60 долларов за 1000 километров.

Поезда в Индии очень сильно опаздывают. Если вы берете билет на поезд, у которого ваша станция не начальная, а транзитная, то не удивляйтесь что когда выйдете на перрон, а поезда не окажется. Вполне придётся подождать ещё несколько часов. Так что если вы едете с Гоа, например, в Дели на самолёт, то лучше выезжать, чтобы в запасе как минимум оставалось у вас часов 15-20, с заявленного времени прибытия. Поезд опоздает гарантировано.

Поезд на водопаде Дудхсагар в ГОА:

Поезда в Индии. Взгляд изнутри:

Три года назад я рассказывал вам об экспедиции Сергея Болашенко , а в середине лета он передал мне свою новую книгу - на этот раз об экспедиции в Индию, состоявшейся в начале года 2016-го.

[...] Индия - это отдельный мир, в какой-то степени живущий обособленно от нашего. Страна огромных масштабов, не только и не столько по территории, сколько по численности населения. И в то же время, цивилизационный разрыв с нами - меньший, чем с «иероглифическим» Китаем. Преимущества путешествия по Индии: в первую очередь дух первооткрывательства. Не самая посещаемая иностранцами страна, если отбросить редкие «показушные» места. Гигантская и не самая известная железнодорожная сеть. Даже о железных дорогах цивилизационно далёкого Китая на русском языке написано в разы больше, чем о железных дорогах Индии.

Честно говоря, лично мне индийские железные дороги не столь интересны, как китайские или американские. Да и сама Индия тоже вызывает определенную настороженность: я не люблю жаркие страны. Но всё равно было любопытно послушать из первых рук об этом феномене. Ниже я подготовил небольшую выборку фотографий из его поездки и собрал некоторые комментарии автора (выделены в тексте коричневым цветом ).

Индийские ж/д - одни из самых разгильдяйских в мире, и тем не менее перевозят наивысшее количество пассажиров на планете

[...] Железная дорога сохраняет дух свободы и даже некоторой анархии, чего не осталось почти нигде в мире. Уровень стоимости проезда - едва ли не самый низкий на планете. Почти на всей территории Индии круглый год тепло. Английский язык имеет официальный статус, им в той или иной мере владеет значительная часть населения.

Недостатки. Они есть, и их много. Индия - страна крайне бюрократическая, а также изрядно «полицейская». Здесь запрещено фотографировать железную дорогу, метро и административные здания. Любое фотографирование чего-либо, кроме типовых достопримечательностей, тут не приветствуется. Всюду развита «терророфобия». Индийская бюрократия создаст множество проблем. Невозможность пользоваться дешёвыми гостиницами - туда не пустят с иностранным паспортом. Никакие уговоры не помогут. Полчаса потребуется на элементарные операции - обмен валюты в банке, оформление ночлега в комнате отдыха на вокзале. Затруднительность покупки телефонной сим-карты.

Не самым лучшим образом обстоит дело с чистотой городов и вокзалов. А проще говоря - местами всё тонет в мусоре. Дешёвую еду, а питаться придётся именно такой, готовят и подают грязными руками, которыми берут и деньги. Непривычный к этому путешественник почти гарантированно будет иметь проблемы с желудком, в большей или меньшей степени. Впрочем, вероятность заразиться тяжёлыми болезнями наподобие малярии или дизентерии в Индии намного ниже, чем в «чёрной» Африке.

Железная дорога дешёвая и развитая, но движение на ней - почти что хаотичное. Трудно уехать в нужном направлении. Непредсказуемое время прибытия. Поезда в половине случаев «забитые», и придётся много часов проводить в стоячем положении. Однако даже вышеназванные проблемы можно позиционировать как плюс, а не минус! Здесь всё настоящее, здесь ты - истинный путешественник! Это не банальная «прогулка» по цивилизованной, аккуратной, предсказуемой и «засмотренной» Европе!

Насколько я понял из прочтения книги, у Сергея не вышло осуществить первоначальный план полностью, и юг страны он не объездил - пришлось довольствоваться серединной частью: Дели - Варанаси - Калькутта - участок побережья океана - серединная часть с тепловозными линиями - Бхопал - возвращение в Дели. Кроме того, пропущен Бомбей. В ходе поездки он имел три (или более) разборок с полицией относительно сьёмок. Впрочем, смотрим подборку:

2. Вокзал Дели - начальная точка поездки.

3. Пути делийского вокзала. Поезда и пути выглядят очень непрезентабельно.

4. Локомотивы тоже не ухожены. Обратите внимание также на то, что стёкла защищены решетками.

[...] Основной способ сцепления вагонов на железных дорогах Индии: автосцепка Джаннея. Такой же способ сцепления вагонов принят на железных дорогах Китая и США. Не полностью исчез устаревший способ сцепления - винтовая стяжка. Пассажирские вагоны преимущественно на винтовой стяжке. У локомотивов - сцепные приборы в виде автосцепки Джаннея и винтовой стяжки одновременно.

Шпалы почти повсеместно железобетонные, в том числе и на малодеятельных участках. Стальные шпалы столетней давности можно найти на узкоколейных линиях, но и на них они - скорее исключение. Как и в России - высокие посадочные платформы на крупных станциях и в пригородной зоне крупнейших городов, низкие посадочные платформы в остальных местах. Скорость движения поездов в целом сравнима с нашей. «Престижные» скорые поезда движутся значительно быстрее остальных.

5. Начало разборок с полицией. На кадре в центре - полисмен (в защитной куртке), который заметил сьёмку и сейчас поведет Сергея на выяснения.

6. Автор ездил только в вагонах низших категорий. Они практически все переполнены: в поездах перемещаются сотни миллионов.

[...] Я пользовался всюду вагонами категории General Class. В пригородных поездах и в поездах изученных узкоколейных железных дорог все вагоны «простейшие» и относятся к той же категории. Вагоны категории General Class обычно находятся в головной и хвостовой части каждого поезда, кроме быстрых экспрессов. По компоновке, как правило, соответствуют вагонам Second Class Sleeper. Могут быть в плотно забитом состоянии - люди стоят в проходах и сидят (а не лежат) на верхних полках. Но тех, кто успел лечь на верхней полке, подниматься не заставляют. Боковые верхние полки заняты багажом.

Проводников в «народных» поездах нет - причём не только в вагонах General Class, но и в некоторых более высоких категориях. Поддержание чистоты и порядка в вагоне, закрытие дверей, если станет холодно - задача самих пассажиров. «Народные» поезда и вагоны приблизительно в половине случае переполнены так, что в них можно часами быть в стоячем положении. «Населённость» поездов непредсказуема. Если стало невмоготу ехать много часов в «бочке с селёдкой» - можно выйти, сесть в следующий поезд, и там, на удивление, «общие» вагоны будут почти пустыми.

Высокоскоростных магистралей, параллельных обычным линиям, как в Китае и в Западной Европе - этого в Индии не существует. На мой взгляд - очень хорошо, что их нет! Не люблю такое, считаю нецелесообразным и резко негативно отношусь к планам строительства подобных линий в России.

Стоимость проезда в вагонах самого низкого класса: к примеру, 22 рупии за 100 километров, если это медленный поезд категории «Ordinary» и если длина поездки - 200 километров. В поезде категории «Mail/Express» 30-35 рупий на 100 километров, в поезде категории «Superfast» 40-50. Зависит от расстояния поездки - чем дальше, тем меньше покилометровый тариф. 10 рупий - это примерно 11 российских рублей. За 1 доллар США можно проехать 250-300 километров.

Турникетов нигде нет на «обычной» железной дороге - есть только в метро. Ручного перронного контроля на вокзалах почти не бывает. Проверка билетов внутри вагонов, по крайней мере, низкого класса - очень редкое явление. Вероятно, можно ездить годами, но контролёров не встретить. Но безбилетников мало - индийцам не позволяет обманывать их менталитет, их мировосприятие.

Не буду утверждать, что билеты покупают все. Конечно, это не так. Но процент безбилетников не настолько высокий, как логично было бы вначале предположить, видя отсутствие контроля и хаотичную обстановку. Даже те, кто едет на крышах - часто с билетами! На крышах ездят только по узкой колее в редких глухопровинциальных местах. Скоро в Индии не будет ни узкой колеи, кроме единичных «аттракционных» линий, ни ездоков на крышах.

7. Расписания вне крупных центров часто выполнены на хинди и других региональных языках без дублирования на английский.

9. Одна из немногих станций, выглядящих чисто и прилично - Морадабад.

10. Водонапорные башни в Индии совершенно непохожи на наши.

11. Ещё одна специфическая местная проблема - обезьяны на путях. Тусуются в основном там, где много мусора (индийцы его выкидывают запросто, без церемоний). Наверное, периодически их "режут" поезда.

12. Интерьер вагона General Class без толпы.

13. Попутчик Сергея в этом поезде.

[...] Самый правильный способ путешествия по железным дорогам Индии, на мой взгляд, на мой взгляд - всюду просить «общий билет». В кассе говорим: Please, the cheapest ticket to ..., in general class. Обязательно надо убедиться, что кассир взял именно такую сумму, какая написана на билете. В вокзальных кассах принимаются только наличные деньги. Автоматов для покупки билетов я не встречал. Бывают очереди, но не очень большие.

Билет высокой категории, на конкретный поезд, можно купить в Интернете - как на официальном веб-сайте железной дороги, который очень часто недоступен, так и на многочисленных агентских сайтах, с наценкой. После оплаты на сайте можно самостоятельно распечатать бланк электронного билета, можно получить бумажный билет в вокзальной кассе по коду.

В некоторых поездах это не требуется - проезд происходит без билета, только по удостоверению личности плюс записанному цифровому коду, который пришлёт сайт. У проводника будет список пассажиров. Такая возможность указывается как легальная, но противоречит требованию выходить на платформу только с билетом, хотя бы «перронным». Сомневаюсь в полезности всего этого. Во всех этих случаях речь идёт о покупке билета на определённый поезд. Которого надо будет дождаться и который надо будет найти.

Стоимость билета в «General Class» будет отличаться в зависимости от прописанной в билете категории поездов, на которые он годен: «Mail/Express» или «Оrdinary». Поезда категории «Оrdinary» - самые медленные, движущиеся со всеми остановками, чаще всего аналог наших пригородных поездов на небольшое расстояние. По умолчанию билет на дальнее расстояние дают на «Mail/Express». Но цена в любом случае низкая.

Билеты «общего класса» - неименные, и в них не указан конкретный поезд, только станции отправления и прибытия. Есть ли лимит по расстоянию, возможно ли взять такой билет, к примеру, от Дели до Каньякумари, самой дальней точки - не выяснено. Лимит действия по времени указан на билете и является небольшим. Не рекомендовал бы брать один билет на тысячи километров. Задача путешественника - двигаться медленно, с множеством остановок и пересадок. Билет вскоре будут считать недействительным.

Преимущество «общего» билета над билетами высоких категорий - не только в цене, но и в том, что нет привязки к поезду, вагону и месту. Это самое главное! Доступен любой поезд, в котором есть соответствующие вагоны - и их очень много на магистральных линиях. Учитывая почти хаотичное движение, а также огромные масштабы станций в больших городах и трудную ориентацию - попасть в какой-то определённый поезд непросто.

Билетов в вагоны более высокой категории, чем «общий класс», перед отправлением зачастую нет. Их принято брать заранее. Иностранным туристам, не знакомым с местными реалиями, в билетной кассе (особенно в специализированной, для иностранцев - такие есть на крупнейших вокзалах) могут врать, что билетов на сегодня и даже на ближайшие дни нет. Якобы, уехать из Дели в Бомбей поездом вы не сможете, так что идите на самолёт или автобус. О существовании «общего класса» могут умалчивать - кассиры либо убеждены, что иностранный турист не выдержит таких условий, либо есть инструкция сверху, по возможности держать иностранцев подальше от вагонов самой «народной» категории.

Существуют долгосрочные «проездные» (Rail Pass) для иностранных туристов, позволяющие неограниченное передвижение в течение определённого времени в вагонах разных классов, в зависимости от цены. На мой взгляд, смысла в них нет. Покупка отдельных билетов в «общий класс» будет дешевле, а контролёры в провинциальной местности могут не знать о существовании «проездных».

Есть роскошные туристические поезда для иностранных богатеев: «Maharajas" Express» («Экспресс Махараджей»), «Palace on wheels» («Дворец на колёсах») и другие. Стоимость проезда - десятки тысяч долларов. Для путешественника никакого значения не имеют.

14. Пал вдоль путей для выжигания растительности.

15. Местность в Центральной Индии.

16. Электричка.

17. Вагон с маршрутной табличкой. Окна в вагонах везде в обязательном порядке перекрыты защитой - чтоб не залазили.

18. Мост через реку Ганг.

19. Канпур. Обезьяны приходят и на станции - там всегда много пищевого мусора.

20. Вокзал города Канпур.

21. Канпур. Ночью на вокзале тоже очень оживлённо, поезда идут круглые сутки.

22. Есть там и паровозы-памятники, как и у нас. Ст. Аллахабад.

23. Снова ж/д мост через великий Ганг. Это уже в районе Варанаси - там, где сжигают трупы на берегу.

24. Добрался Сергей и до Калькутты, проездил легендарный калькуттский трамвай - о нём в книге много фотографий. Сейчас она называется Колката.

25. А это знаменитый "секретный" мост Ховра, где тиранят всех путешественников, снимающих мост. Не помню точно, но кажется puerrtto разведывал этот мост и имел какой-то конфликт с полицией у моста. Или я просто спутал, он его снимал без проблем.

26. Главный вокзал Калькутты.

27. Корова на перроне, ст. Харагпур. Корову трогать нельзя - она там священное животное.

28. Ещё одна разборка с полицией. На аттракцион собирается много зрителей - они наблюдают, как сейчас будут допрашивать белого мистера.

29. Относительно легендарной езды на крышах. Сергей застал это только в глубинном районе с тепловозным движением.

Вот что он пишет по этому поводу:

[...] Последней страной с железнодорожной анархией, на мой взгляд, остаётся Индия (плюс её сепаратистский кусок Бенгалия - Бангладеш). Но и там ситуация меняется. «Крышеездоки» остались только на отдалённых линиях. Знаменитые картинки с поездом, облепленным со всех сторон толпой - это из Бангладеш, а не из Индии. Но даже для Бангладеш - это не их повседневность. Такое происходит только в пиковые дни исламских праздников и только на небольшом участке.

30. Ещё фото с пассажирами на крышах.

31. И ещё. Станция Сабалгарх.

[...] В плане безопасности движения железные дороги - не на лучшем уровне. Часто, по сравнению с развитыми странами, происходят крушения и катастрофы с большим числом жертв. Сообщения об очередной железнодорожной катастрофе в Индии, с десятками погибших - привычное дело. Тем не менее, железная дорога намного безопаснее автомобильного транспорта.

Отношения между «центральной» Индией и её сепаратистскими районами Пакистан и Бангладеш являются недружественными. Большинство железнодорожных линий через «межиндийские» границы - разобрано. Границы опутаны колючей проволокой и заминированы. Но минимальное пассажирское движение из Индии в Пакистан и Бангладеш существует.

32. Поезд идёт по горному району в глубине Индостана.

33. Сергей Болашенко в тамбуре индийского поезда.

34. Вот такая состоялась ж/д поездка длиной в две недели - с 21 января по 5 февраля 2016 г.

* * *
Ну а пару месяцев назад мы встретились в Питере и пообщались на ж/д темы.

35. Автор блога и Сергей Болашенко 29 июля 2017 г. Станция "Юный" Малой Октябрьской ж.д.

36. Книга Сергея об индийской экспедиции.

Индийские записки С. Болашенко доступны в полном размере и он-лайн.


Романтика железнодорожных поездок покорила моё сердце ещё в детстве. Стук колёс ассоциировался с бутербродами, холодной котлетой в фольге, варёными яйцами и редиской. Теперь я везде стараюсь ездить на поезде, .

Именно поэтому, несмотря на наличие на руках авиабилета, я решил поехать из ночным поездом. Яша, наш эксперт по Индии (любит её, как я Японию), объяснил мне тонкости бронирования билетов:

"Они все распродаются где-то за месяц. Но есть специальная квота для белых людей иностранных туристов, она открывается за сутки до дня отбытия. Можно заказать через интернет. Но тогда надо регистрироваться на сайте ж/д компании. А для этого нужна прописка, или как минимум местный номер телефона. Ты в принципе можешь симку купить, но для этого тоже нужна прописка. Или отель. Или ты можешь на станцию пойти - это где-то полчаса езды отсюда. Или пойди к тревел-агенту, и пусть он сам с этим морочится, это тебе будет стоить где-то сто рупий."

Если вы, как и я, запутались в яшиных объяснениях, давайте я вам подведу итог:

"Надо идти и заказывать билеты в агенстве, это практически бесплатно."

Так я и сделал. Яша долго объяснял мне разницу между классами вагонов, но без наглядного пособия я опять ничего не понял, поэтому сказал агенту брать самый высший класс, который будет. Семь лёгких визитов в его офис ("Через час приходи, точно всё будет готово!"), и билет был у меня на руках.

Билеты в Индии бумажные. Не знаю, что будет, если их потерять. Может придётся проходить через . Ну я к счастью на этот раз не потерял. Приехал на вокзал с запасом времени. Вокзал внушительный, перед ним большая площадь.

Вообще, опять же со слов Яши, индийские поезда имеют особенность опаздывать. Могут во время уйти, могут на час опаздать. Могут и на 12 часов. Это как рулетка. В Индии народ просветлённый, они такие изменения в расписании воспринимают философски. Народ сидит на полу в холле вокзала, общается.

На стене висит огромное табло. Кому-то вот не повезло - Хогвартс Экспресс их поезд отменили.

Кому не хватает места в холле могут и на перроне прямо ждать.

А вот это - зал ожидания для пассажиров VIP. У входа сидел строгий сикх, потребовал показать ему мой билет. Видимо мой класс сервиса его удовлетворил, и он меня запустил пообщаться с местной элитой. Я правда после третьего таракана, который попытался со мной познакомиться сбежал обратно в народ.

Да и вообще, пора мне идти на свой поезд - пока перрон найду нужнуй, пока что... Переходы между перронами все надземные.

В переходе предупреждение: Осторожно, тут какое-то комически большое количество вольт!

А ещё сверху видно, что некоторые пути для грузовых составов используют. Непонятно правда, зачем они через вокзал проходят.

Цистерны тут тоже прогоняют.

Кстати надземные переходы в Индии только для женщин и трусов. Настоящие мужчины ими не пользуются. Мне стало немного стыдно.

Ладно, надо искать мой поезд и вагон. Ехать мне всю ночь. В Индии куда бы ты не ехал на поезде, всегда лучше на ночном. Ходят они не быстро, можно поспать. Хорошо, что у меня одна ночь. Когда я забирал билет, там парень был, через всю страну собирался - ему часов сорор ехать надо было. У меня, я знаю, спальный вагон... Может вот этот? Написано Sleeper.

Заглянул - по моему не он. Меня смутило, что в окно можно с улицы руку просунуть. Тут я вспомнил, Яшин рассказ, что Sleeper - это где в окнах стёкол нету. Ночью надо на себя спальник одевать. Хорошо, что это не мой.

Рядом - вагон "второго класса". Он не только без окон, но ещё и сидячий.

Чудно наверное в таком вагоне всю ночь ехать. Надо будет у dobriifin спросить. Он вроде катался на таком

Если приглядется, то вообще на тюрьму смахивает. Посмотрите на этих несчастных людей!

На некоторых окнах не только стёкол, там даже и решёток нет. Аварийный выход - если ничего не надо открывать или выбивать то легче.

А есть целые вагоны специально под багаж. Нам с вами, которые с чемоданами путешествуют трудно понять, ведь его можно просто под койку задвинуть...

Но в Индии совсем другие масштабы. Вот кто-то сколько всего с собой везёт. Тут никакой под койки не хватит. Так что отдельный вагон есть.

Тут на перроне тоже ждут чего-то. Вообще индийцы ждут где попало. Так наверное и в Китае было бы, если б они людей на перроны пускали. Но китайцы любят порядок, и очень (почти никому, и почти никогда). А в Индии - пожалуйста.

Тут даже животные по платформам ходят. , а как насчёт обезьянок? Ждут поезда, общаются с местными.

Не все готовы на платформе ждать. Некоторые прямо на поезд запрыгивают.

Так вот кажется это уже более похоже на мой вагон. "AC" значит кондиционируемый. Зачем зимой кондиционер? Да потому, что в таких вагонах окна застеклённые. Это тот люкс, из за когорого впускают в зал ожиданий VIP. По стилю напоминеют советские купейные. Но этот трёхярусный, а я двухярусный брал.

Вот он. Наконец. Самый дорогой вагон во всём поезде. За ночной проезд вышло около $23. (Это уже с тем, что в травел агентстве накинули.)

Возле дверей вагона вешают распечатку пассажиров с их местами. Может быть потеря билета не была бы так катастрофична, как мне показалось.

Зашёл в вагон. С виду плацкарт-плацкартом. Полки нормальные, просторные, на потолке вентилятор. Жить можно.

В моём отделении замешательство какое-то. Три парня-азиата пытаются выгнать со своих мест двух индийских женщин. У мальчиков опрятные билеты на эти места, и они ещё ко всему сфотографировали список снаружи вагона, где их имена написаны. А у тётенек на билетах места от руки написаны. Зато они уже в них сидят, и двигаться не собираются пока, несмотря на все красноречивые уговоры и доводы. Частично это потому, что они по английски не очень понимают.

"Какой обед будем," спрашивает вдруг мужик в форме, "Вегетарианский или нет?"

"Проводник!" говорит самый общительный из парней, протятивая билеты "помогите нам разобраться с местами!"

"Сейчас, сейчас. Вы обед то какой хотите?" все вокруг сказали что будут вегетарианский, после чего он развернулся и ушёл, так и не посмотрев на места.

Вернулся через пять минут с упакованными обедами.

"С вас четыреста рупий," сказал он. Тут я заметил надпись "Express Food" у него на форменной рубашке, и понял, что никакой он не проводник.

"Разве еда не включена в цену билета?" удивился китаец "Я думал что включена!"

"Нет-нет. Что вы. Ни в коем случае," заверил его продавец упакованых обедов. Тут мы заметили, что никто из индийцев обед не взял. Да и вообще мужик обращался только к туристам. Снова развели, подумал я.

Ребятам к тому времени удалось найти настоящего проводника, и он пересадил тётенек на другие места. Мне потом объяснили, что даже елси билетов совсем нет, то надо смело прыгать на поезд. С проводником всегда можно договориться. В крайнем случае проедете в тамбуре пока на следующей остановке койка не освободиться.

А я познакомился со своими теперь уже точно соседями. Двое из них были с Тайваня - одного звали Мэтт (он был общительный), другого - Иэн. Третий был японцем ("Кон-бон-ва!" перебил я тут же) его звали Кэнго.

Когда Мэтт узнал, что я родом из Москвы, он воскликнук "Ждрезтвууйтэ! Мэниа заавут Дыыыма!" Оказалось он в университете зачем-то русский учил. А у китайцев всех имена настолько непроизносимые, что они вместо того, чтоб переводить их для иностранцев, выбирают себе новые. Поэтому чувак по английски представлялся как Мэтт, а по-русски он Дима.

Как и ожидалось, наш вегетарианский ужин оказался несъедобным.

Мы с завистью смотрели на индусскую парочку в боковых местах, которые додумались принести с собой чипсы, и теперь пировали.

Через пять минут мы тронулись. По вагону прошёлся проводник, и попросил всех иностранцев расписаться, что они были предупреждены об опасности отравления на поезде.

"Хорошо, что нас заранее предупредили сразу после ужина," пошутил Дима, подписываясь за всех.

Как оказалось покоя нам никто не даст. Мимо постоянно проходили продавцы дополнительных обедов, чипсов, воды в бутылках и чая.

"Ну а чай то бесплатный?" спросил Кэнго.

"Конечно!" воскликнул чай-валла.

"Тогда нам три." - "Четыре!" поправил его я.

Парень налил нам четыре стаканчика, раздал их, и сказал:

"Восемьдесят рупий." Спорить было глупо, тем более что 20 рупий на человека, это хоть и грабёжь за малеьнкий стаканчик чая, но всё же меньше 30 центов.

Проболтав пару часов мы пошли спать. В вагоне каждое отделение занавешивается, не помню такого в российских плацкартах.

Наутро мы приехали в Тадж махал. Я пошёл здавать рюкзак в камеру хранения, где его отказались принимать без замка.

"Пойди в магазин, купи замок," показал мне на киоск смотритель камеры хранения. Абсолютно бесполезный замок стоит 25 рупий. Уверен десять из них идёт сразу в карман смотрителя.

Смотрю, какой-то поезд пришёл на грузовой путь. Никого не смущает отсутствие перрона, все выходят прямо на рельсы.

Вечером того дня, забрав сумку, я должен был ехать дальше.

"Твой поезд назад в Дели будет супер-люксовый," пообещали мне, увидев билеты. "Скоростной. Почти как "

Интересно, видели ли эти люди когда-то синкансэн. Ну в общем то поезд был чистым и действительно быстрым. И как пологается в синкансэне, я всю дорогу проспал.

Давайте я вам на сладкое немного паровозов локомотивов покажу:

Они все очень такие "индустриальные". Сразу видно, серьёзные штуки.

Все локомотивы разные! Наверное кто-то в них разбирается, расскажет откуда они берутся, нан называются?..

А, чуть не забыл. Ещё бывают вагоны для стульев. Разнообразию индийских вагонов нет предела!

Такие вот поезда в Индии. Бессмысленные и беспощадные - это про них.