» »

Значение слова стансы. Значение слова стансы в литературной энциклопедии. Смотреть что такое "Стансы" в других словарях

05.02.2024

СТАНСЫ - лирическое стихотворение, состоящее из строф (от 4 до 12 стихов в каждой), композиционно законченных и обособленных друг от друга. Требование композиционной независимости строф, составляющих С., выражается в запрещении смысловых переносов из одной строфы в другую (строфического «enjambement») и в обязательности самостоятельных рифм, не повторяющихся в других строфах.
Эти условия построения С. нашли свое отражение в самом термине, происходящем от итальянского слова «stanza», что означает «остановка», «покой». Следует отметить, что первоначально, в средние века и эпоху Возрождения, понятие С. было в композиционном отношении более определенным, чем в наше время, включая ряд требований относительно числа слогов в стихе, расположения рифм и т. п. В лирике трубадуров под С., в противовес значительным по объему лирическим формам, подразумевалась небольшая песенка с куплетным построением. В дальнейшем утеря куплетно-песенной основы в С. привела к неясности и неопределенности термина, к-рый напр. в немецкой поэзии стал применяться к октаве (см.), а во Франции нередко употребляется как синоним термина «строфа» (см.).
В русской поэзии форма С. чаще всего применялась в жанре медитативной лирики. Ср. стансы Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных», в которых современная форма С. нашла законченное выражение.
Строфа, Стихосложение.

Литературная энциклопедия.- В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература .Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Стансы

СТАНСЫ - термин, происходящий от итальянского слова stanza, что значит остановка. Иногда термин этот применяется вообще ко всякой строфе. Иногда применяется к октаве (см. это слово).

В другом значении своем стансы - стихотворение, построенное из отдельных вполне законченных в себе строф. Пример стансов, в этом значении их, - элегия Пушкина: «Брожу ли я вдоль улиц шумных».

В этой лирической пьесе своей Пушкин достигает самого предела тех художественных возможностей, которые заключены в поэтической форме стансов.

Соответственно этому, эмоциональный, образный и логический смысл каждой строфы вполне закончен: в первой - неотвязность элегического настроения, сопровождающего всякий шаг поэта; во второй - настроение обреченности всего живущего; в третьей - противопоставление вечной природы и человеческого бренного существования; в четвертой - резиньяция старости, готовность уступить дорогу новой жизни, пришедшей на смену отжившему; в пятой - ожидание своего смертного часа, - а смертным часом может быть любой; в шестой - размышление о том образе, в каком явится смерть, - а может явиться она в любом образе; в седьмой - обращение мечтою к «милому пределу», поближе к которому хотелось бы почивать после смерти; в восьмой - примирение со смертью в любви к живущему: к младой жизни, которая будет играть у гробового входа, и к вечной красе равнодушной природы.

Но при всей законченности каждой строфы, художественный смысл целого стихотворения определяется только их сочетанием. Это можно сказать и о ритмической стороне, и о всякой другой. Ритмически законченные строфы пушкинских стансов в сочетании своем образуют вполне отчетливый ритмический узор, связующий в одно эти самостоятельные строфы.

Характер ритмического узора сказывается, наряду с другими областями (напр., с расположением больших и малых цезур), также и в сочетании ускорений. Стансы Пушкина написаны в четырехстопных ямбах. Четвертая стопа совпадает с рифмующими окончаниями строк. Ускорения поэтомумогут быть лишь в первых трех стопах (ипостасы в рифмующих стопах - вещь необычайно редкая, и немногочисленные ее примеры встречаются лишь в новой поэзии). Все виды ускорений использованы здесь Пушкиным: он дает ускорение и на первой, и на второй, и на третьей стопе. Их расположение внутри строф не представляется уже симметричным. Оно образует один рисунок, проходящий через всю пьесу: первые три строфы дают разбросанные ускорения, с частыми перерывами, следующие 2 - середина стихотворения - дают, с одним лишь перерывом (и то в конце строфы), сплошную нить ускорений, все - на 3-й стопе. 2 последних заключительных строфы опять приводят к первоначальной разбросанности, и лишь последние две строчки, почти повторяя, ритмически, одна - другую, в этой монотонности повторения завершают весь ритмический замысл.

Тот же общий художественный замысел - и в сочетаниях образно - смысловой основы отдельных строф. В процессе чтения может показаться на первый взгляд, что каждая строфа могла бы быть заключительной строфой пьесы. И лишь последняя строфа раскрывает до конца весь смысл стихотворения.

) - стихотворная жанровая форма, генетически восходящая к провансальской лирической песенной поэзии Средневековья. Стансы характеризуются относительной формальной и смысловой независимостью строф друг от друга. Стансы - классическая форма эпической поэзии (Ариосто , Тассо , Камоэнс), отточенность этому жанру придал Байрон («Дон-Жуан», «Чайльд-Гарольд»). В русской поэзии стансами написаны «Аул Бастунджи» Лермонтова , «Домик в Коломне» Пушкина . Кроме того, в русской поэзии имеется множество как правило небольших по объему элегически-медитативных стихотворений, озаглавленных «Стансы».

Жанровые признаки

Главным признаком стансов является высокая степень независимости строф, которая проявляется в отсутствии смысловых переносов из одной строфы в другую, в обязательности самостоятельных рифм, не повторяющихся в других строфах . В идеале каждая строфа в стансах заключает в себе одну ясно выраженную идею, после чтения каждой строфы предполагается некоторая пауза. Количество стихов в каждой строфе может варьировать от четырех до двенадцати, но в русской стихотворной традиции за стансами закрепилась форма четверостиший, написанных четырехстопным ямбом с перекрестными (преимущественно) рифмами при обязательной строфической замкнутости.

Пример

Ниже приводятся «Стансы» В.Ф. Ходасевича из сборника «Тяжелая лира» - один из наиболее чистых образцов этого жанра.

Уж волосы седые на висках
Я прядью черной прикрываю,
И замирает сердце, как в тисках,
От лишнего стакана чаю.

Уж тяжелы мне долгие труды,
И не таят очарованья
Ни знаний слишком пряные плоды,
Ни женщин душные лобзанья.

С холодностью взираю я теперь
На скуку славы предстоящей...
Зато слова: цветок, ребенок, зверь -
Приходят на уста всё чаще.

Рассеянно я слушаю порой
Поэтов праздные бряцанья,
Но душу полнит сладкой полнотой
Зерна немое прорастанье.

1918

Метрическая формула: Я5м+Я4ж (чередование пятистопного и черехстопного ямба с мужской и женской рифмой).

Стансы в русской поэзии

  • А. П. Сумароков , «Могу ли я сказать возлюбленной иначе?» (1759?)
  • Е. А. Баратынский , «Судьбой наложенные цепи...» (1827)
  • М. Ю. Лермонтов , «Мгновенно пробежав умом...» (1831)
  • О. Мандельштам , «Необходимо сердцу биться...» (1937)
  • А. Ахматова , «Стрелецкая луна. Замоскворечье. Ночь» (1940)

Напишите отзыв о статье "Стансы"

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Стансы

– Да, мамаша, я вам истинно скажу, тяжелые и грустные времена для всякого русского. Но зачем же так беспокоиться? Вы еще успеете уехать…
– Я не понимаю, что делают люди, – сказала графиня, обращаясь к мужу, – мне сейчас сказали, что еще ничего не готово. Ведь надо же кому нибудь распорядиться. Вот и пожалеешь о Митеньке. Это конца не будет?
Граф хотел что то сказать, но, видимо, воздержался. Он встал с своего стула и пошел к двери.
Берг в это время, как бы для того, чтобы высморкаться, достал платок и, глядя на узелок, задумался, грустно и значительно покачивая головой.
– А у меня к вам, папаша, большая просьба, – сказал он.
– Гм?.. – сказал граф, останавливаясь.
– Еду я сейчас мимо Юсупова дома, – смеясь, сказал Берг. – Управляющий мне знакомый, выбежал и просит, не купите ли что нибудь. Я зашел, знаете, из любопытства, и там одна шифоньерочка и туалет. Вы знаете, как Верушка этого желала и как мы спорили об этом. (Берг невольно перешел в тон радости о своей благоустроенности, когда он начал говорить про шифоньерку и туалет.) И такая прелесть! выдвигается и с аглицким секретом, знаете? А Верочке давно хотелось. Так мне хочется ей сюрприз сделать. Я видел у вас так много этих мужиков на дворе. Дайте мне одного, пожалуйста, я ему хорошенько заплачу и…
Граф сморщился и заперхал.
– У графини просите, а я не распоряжаюсь.
– Ежели затруднительно, пожалуйста, не надо, – сказал Берг. – Мне для Верушки только очень бы хотелось.
– Ах, убирайтесь вы все к черту, к черту, к черту и к черту!.. – закричал старый граф. – Голова кругом идет. – И он вышел из комнаты.
Графиня заплакала.
– Да, да, маменька, очень тяжелые времена! – сказал Берг.
Наташа вышла вместе с отцом и, как будто с трудом соображая что то, сначала пошла за ним, а потом побежала вниз.
На крыльце стоял Петя, занимавшийся вооружением людей, которые ехали из Москвы. На дворе все так же стояли заложенные подводы. Две из них были развязаны, и на одну из них влезал офицер, поддерживаемый денщиком.
– Ты знаешь за что? – спросил Петя Наташу (Наташа поняла, что Петя разумел: за что поссорились отец с матерью). Она не отвечала.
– За то, что папенька хотел отдать все подводы под ранепых, – сказал Петя. – Мне Васильич сказал. По моему…
– По моему, – вдруг закричала почти Наташа, обращая свое озлобленное лицо к Пете, – по моему, это такая гадость, такая мерзость, такая… я не знаю! Разве мы немцы какие нибудь?.. – Горло ее задрожало от судорожных рыданий, и она, боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, повернулась и стремительно бросилась по лестнице. Берг сидел подле графини и родственно почтительно утешал ее. Граф с трубкой в руках ходил по комнате, когда Наташа, с изуродованным злобой лицом, как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери.

лирическое стихотворение, состоящее из строф (от 4 до 12 стихов в каждой), композиционно законченных и обособленных друг от друга. Требование композиционной независимости строф, составляющих С., выражается в запрещении смысловых переносов из одной строфы в другую (строфического «enjambement») и в обязательности самостоятельных рифм, не повторяющихся в других строфах. Эти условия построения С. нашли свое отражение в самом термине, происходящем от итальянского слова «stanza», что означает «остановка», «покой». Следует отметить, что первоначально, в средние века и эпоху Возрождения, понятие С. было в композиционном отношении более определенным, чем в наше время , включая ряд требований относительно числа слогов в стихе, расположения рифм и т. п. В лирике трубадуров под С., в противовес значительным по объему лирическим формам, подразумевалась небольшая песенка с куплетным построением. В дальнейшем утеря куплетно-песенной основы в С. привела к неясности и неопределенности термина, к-рый напр. в немецкой поэзии стал применяться к октаве (см.), а во Франции нередко употребляется как синоним термина «строфа» (см.). В русской поэзии форма С. чаще всего применялась в жанре медитативной лирики. Ср. стансы Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных», в которых современная форма С. нашла законченное выражение. См. «Строфа», «Стихосложение». М. Ш.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова стансы

стансы в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

стансы

мн. Лирическое стихотворение, состоящее из строф, каждая из которых представляет собою законченное целое.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

стансы

СТАНСЫ (франц. stance - строфа) в поэзии 18-19 вв. небольшое элегическое стихотворение (чаще медитативного содержания, реже любовного) с несложным строфическим строением (обычно 4-стишия 4-стопного ямба), напр. "В надежде славы и добра..." А. С. Пушкина.

Стансы

(франц. stance, от итал. stanza, буквально ≈ помещение, комната, остановка),

    в литературе эпохи Возрождения (особенно итальянской) то же, что и строфы .

    В 18≈19 вв. термином «С.» в европейской поэзии (Байрон) обозначали небольшое лирическое стихотворение преимущественно медитативного характера, состоящее из строф, содержательно и композиционно замкнутых: каждая строфа содержала законченную мысль, заключала в себе синтаксический период, заканчиваясь точкой, рифмы не повторялись. В русской поэзии форма «С.» ≈ стихотворение, написанное обособленными четверостишиями обычно 4-стопного ямба с рифмовкой авав, ≈ чаще встречалась в 1-й половине 19 в. (А. С. Пушкин «В надежде славы и добра»). Со 2-й половины 19 в. термин «С.» вышел из употребления.

    В. А. Сапогов.

Википедия

Стансы

Ста́нсы (от - помещение, комната, остановка ) - стихотворная жанровая форма, генетически восходящая к провансальской лирической песенной поэзии Средневековья. Стансы характеризуются относительной формальной и смысловой независимостью строф друг от друга. Стансы - классическая форма эпической поэзии (Ариосто, Тассо, Камоэнс), отточенность этому жанру придал Байрон. В русской поэзии стансами написаны «Аул Бастунджи» Лермонтова, «Домик в Коломне» Пушкина. Кроме того, в русской поэзии имеется множество как правило небольших по объему элегически-медитативных стихотворений, озаглавленных «Стансы».

Примеры употребления слова стансы в литературе.

Племянница Вольтера, мадам Дени, возлюбленная его и многих других, получившая замечательное литературное и музыкальное образование, а к свадьбе с военным министром Дени получившая от дяди 30 000 ливров, жившая с Вольтером с 1749 года до его смерти в 1780 и позволившая ему умереть как собаке, после того как всю жизнь обманывала его со слугами и секретарями, мадам Дени спросила, принадлежат ли эти стансы к лучшим у Ариосто.

Есть, однако, места, где я потерпел в своей попытке полную неудачу, одно место я прошу читателя рассматривать как простую ошибку, ибо в середине стансы я, неосмотрительным образом, оставил александрийский стих.

СТАНСЫ

лирическое стихотворение, состоящее из строф (от 4 до 12 стихов в каждой), композиционно законченных и обособленных друг от друга. Требование композиционной независимости строф, составляющих С., выражается в запрещении смысловых переносов из одной строфы в другую (строфического «enjambement») и в обязательности самостоятельных рифм, не повторяющихся в других строфах. Эти условия построения С. нашли свое отражение в самом термине, происходящем от итальянского слова «stanza», что означает «остановка», «покой». Следует отметить, что первоначально, в средние века и эпоху Возрождения, понятие С. было в композиционном отношении более определенным, чем в наше время, включая ряд требований относительно числа слогов в стихе, расположения рифм и т. п. В лирике трубадуров под С., в противовес значительным по объему лирическим формам, подразумевалась небольшая песенка с куплетным построением. В дальнейшем утеря куплетно-песенной основы в С. привела к неясности и неопределенности термина, к-рый напр. в немецкой поэзии стал применяться к октаве (см.), а во Франции нередко употребляется как синоним термина «строфа» (см.). В русской поэзии форма С. чаще всего применялась в жанре медитативной лирики. Ср. стансы Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных», в которых современная форма С. нашла законченное выражение. См. «Строфа», «Стихосложение» . М. Ш.

Литературная энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СТАНСЫ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СТАНСЫ в Словаре литературоведческих терминов:
    - (от итал. stanza - остановка) - стихотворение, обычно состоящее из четверостиший, каждое из которых завершено по смыслу и тематически, …
  • СТАНСЫ в Большом энциклопедическом словаре:
    (франц. stance - строфа) в поэзии 18-19 вв. небольшое элегическое стихотворение (чаще медитативного содержания, реже любовного) с несложным строфическим строением …
  • СТАНСЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (франц. stance, от итал. stanza, буквально - помещение, комната, остановка), 1) в литературе эпохи Возрождения (особенно итальянской) то же, что …
  • СТАНСЫ
    [французское stances, от итальянского stanza] стихотворение, написанное строфами, куплетами, законченными в смысловом …
  • СТАНСЫ в Энциклопедическом словарике:
    ов, ед. станс, а, м. Стихотворение, каждая строфа которого представляет собой законченное (по смыслу и синтаксиче-ской структуре) целое, а также …
  • СТАНСЫ в Энциклопедическом словаре:
    , -ов, ед. станс, -а, м. 1. мн. Стихотворение, каждая строфа к-рого представляет законченное смысловое и синтаксическое целое. 2. ед. …
  • СТАНСЫ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СТ́АНСЫ (франц. stance - строфа), в поэзии 18-19 вв. небольшое элегич. стихотворение (чаще медитативного содержания, реже любовного) с несложным строфич. …
  • СТАНСЫ в Новом словаре иностранных слов:
    (фр. stances ит. stanza) стихотворение, написанное замкнутыми, целостными по мысли и одинаковыми по форме …
  • СТАНСЫ в Словаре иностранных выражений:
    [фр. stances стихотворение, написанное замкнутыми, целостными по мысли и одинаковыми по форме …
  • СТАНСЫ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • СТАНСЫ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    стансы, -ов …
  • СТАНСЫ в Орфографическом словаре:
    ст`ансы, -ов …
  • СТАНСЫ в Словаре русского языка Ожегова:
    отдельная строфа такого стихотворения стансы стихотворение, каждая строфа которого представляет законченное смысловое и синтак сическое …
  • СТАНСЫ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (франц. stance - строфа), в поэзии 18-19 вв. небольшое элегическое стихотворение (чаще медитативного содержания, реже любовного) с несложным строфическим строением …
  • СТАНСЫ в Толковом словаре Ефремовой:
    стансы мн. Лирическое стихотворение, состоящее из строф, каждая из которых представляет собою законченное …
  • СТАНСЫ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    мн. Лирическое стихотворение, состоящее из строф, каждая из которых представляет собою законченное …
  • СТАНСЫ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    мн. Лирическое стихотворение, состоящее из строф, каждая из которых представляет собою законченное …
  • САВОНАРОЛА в Новейшем философском словаре.
  • ХОВАНСКИЙ ГРИГОРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
    Хованский (князь Григорий Александрович, 1767 - 1796) - поэт; был учеником Я.Б. Княжника. Служил в рязанском пехотном полку и в …
  • ХЕРАСКОВА ЕЛИЗАВЕТА ВАСИЛЬЕВНА в Краткой биографической энциклопедии.
  • РЖЕВСКИЙ АЛЕКСЕЙ АНДРЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Ржевский (Алексей Андреевич, 1737 - 1804) - писатель, член Российской академии. Участвовал в 1767 году в комиссии о сочинении проекта …
  • ПОПОВ ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Попов (Василий Петрович, 1828 - 1886) - писатель. Учился в кадетском корпусе, служил в лейб-гвардии Павловском полку; выдержав экзамен при …