» »

Человеческая ограниченность аргументы. По В. Солоухину «Ограниченный человек. Слова одной тематической группы

27.04.2021

Герою повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант», слепорождённому Петру, пришлось пройти немало препятствий по пути к счастью. Невозможность увидеть свет, красоту окружающего мира огорчала его, но он представлял его благодаря чуткому восприятию звуков.

На разных этапах истории люди по-разному относились к людям с ограниченными способностями. Например, в Спарте новорожденных детей с физическими отклонениями убивали.

В эзотерическом триллере «Путь дурака» С. Секориский пишет, что «физически сильные от природы редко бывают умными, так как разум у них заменяют кулаки».

Известный русский писатель, публицист В. Солоухин в одном из своих очерков пишет, что ограниченность – понятие относительное. Не познанное человеком пространство настолько велико, что ограниченным можно считать всё человечество в целом.

Убедительным доказательством справедливости мнения В. Солоухина может служить роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Павел Петрович Кирсанов был очень умным мужчиной, имеющим огромный жизненный опыт. Но всё-таки его знания были ограничены и рождали много противоречий.

*Гениальный психиатр А.Адлер считал, что комплекс этот «даже полезен, потому что человек, решая свои проблемы, вынужден совершенствоваться».

* Ф. Искандер в очерке «Душа и ум» пишет, что человечество можно разделить на «убогих» и «зверей». Судьба первых при этом – творить добро в течение недолгой жизни, так как «они обречены погибнуть». Вторым же ничего не остаётся делать, кроме как признавать верность жизненной позиции «убогих» и возвращаться обратно в скорлупу самозащиты.

* Н. Гумилёв в стихотворении «Отрывок» писал:

Христос сказал: убогие блаженны,

Завиден рок слепцов, калек и нищих,

Я их возьму в надзвёздные селенья,

Я сделаю их рыцарями неба

И назову славнейшими из славных…

Раздел 5

Мировая художественная культура

Проблемы

1. Роль искусства (науки, средств массовой информации) в духовной жизни общества

2. Воздействие искусства на духовное становление человека

3. Воспитательная функция искусства

Утверждающие тезисы

1. Подлинное искусство облагораживает человека.

2. Искусство учит человека любить жизнь.

3. Нести людям свет высоких истин, «чистые ученья добра и правды» - в этом заключается смысл подлинного искусства.

4. Художник должен вложить в произведение всю душу, чтобы заразить своими чувствами и мыслями другого человека.

III. Цитаты

1. Без Чехова мы были бы во много раз беднее духом и сердцем (К Паустовский. русский писатель).

2. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книгах (А. Герцен, русский писатель).

3. Совестливость - вот чувство, которое обязана будоражить литература (Н. Евдокимова, русская писательница).

4. Искусство призвано сохранять человеческое в человеке (Ю.Бондарев, русский писатель).

5. Мир книги - это мир настоящего чуда (Л. Леонов, русский писатель).

6. Хорошая книга - просто праздник (М. Горький, русский писатель).

7. Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу (П. Чайковский, русский композитор).

8. Они ушли во тьму, но не исчез их след (В. Шекспир, анг­лийский писатель).

9. Искусство - это тень божественного совершенства (Мике­ланджело, итальянский скульптор и художник).

10. Цель искусства – сгущено передать растворенную в мире красоту (французский философ).

11. Нет карьеры поэта, есть судьба поэта (С. Маршак, русский писатель).

12. Суть литературы не в вымысле, а в потребности сказать сердце (В. Розанов, русский философ).

13. Дело художника - рождать радость (К Паустовский, рус­ский писатель).

IV. Аргументы

1) Учёные, психологи давно утверждают, что музыка может оказывать различное воздействие на нервную систему, на то­нус человека. Общепризнанно, что произведения Баха повы­шают и развивают интеллект. Музыка Бетховена возбуждает сострадание, очищает мысли и чувства человека от негатива. Шуман помогает понять душу ребёнка.

2) Может ли искусство изменить жизнь человека? Актриса Вера Алентова вспоминает такой случай. Однажды она полу­чила письмо от неизвестной женщины, которая рассказала о том, что осталась одна, ей не хотелось жить. Но, посмотрев фильм «Москва слезам не верит», она стала другим человеком: «Вы не поверите, я вдруг увидела, что люди улыбаются и не такие уж они плохие, как мне казалось все эти годы. И трава, оказывается, зеленая, И солнце светит... Я выздоровела, за что огромное вам спасибо».

3) Многие фронтовики рассказывают о том, что солдаты ме­няли курево и хлеб на вырезки из фронтовой газеты, где публи­ковались главы из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин». Значит, бойцам ободряющее слово порой было важнее пищи.

4) Выдающийся русский поэт Василий Жуковский, расска­зывая о своих впечатлениях от картины Рафаэля «Сикстинс­кая мадонна», говорил, что час, который он провел перед ней, принадлежит к счастливейшим часам его жизни, и ему каза­лось, что эта картина рождена в минуту чуда.

5) Известный детский писатель Н. Носов рассказывал слу­чай, который произошел с ним в детстве. Однажды он опоздал на поезд и остался ночевать на привокзальной площади с бес­призорниками. Они увидели в его сумке книжку и попросили ее почитать. Носов согласился, и ребята, лишенные родитель­ского тепла, затаив дыхание, стали слушать историю про оди­нокого старика, мысленно сравнивая его горькую бесприют­ную жизнь со своей судьбой.

6) Когда фашисты осадили Ленинград, на жителей города огромное воздействие оказала 7-я симфония Дмитрия Шоста­ковича. которая, как свидетельствуют очевидцы, дала людям новые силы для борьбы с врагом.

7) В истории литературы сохранилось немало свидетельств, связанных со сценической историей «Недоросля». Говорят, что многие дворянские дети, узнав себя в образе бездельника Мит­рофанушки, пережили подлинное перерождение: стали при­лежно учиться, много читать и выросли достойными сынами отчизны.

8) В Москве долгое время орудовала банда, которая отличалась особой жестокостью. Когда преступников схватили, они признались, что на их поведение, на их отношение к миру огромное влияние оказал американский фильм «Прирожден­ные убийцы», который они смотрели чуть ли не каждый день. Повадки героев этой картины они стремились копировать и в реальной жизни.

9) Художник служит вечности. Сегодня мы представляем себе то или иное историческое лицо именно таким, каким оно изображено в художественном произведении. Перед этой по­истине царственной властью художника трепетали даже тира­ны. Вот пример из эпохи Возрождения. Молодой Микеланд­жело выполняет заказ Медичи и достаточно дерзко себя ведет. Когда один из Медичи выразил неудовольствие по поводу не­ достаточного сходства его с портретом, Микеланджело сказал: «Не беспокойтесь, ваше святейшество, через сто лет будет похоже на вас».

10) В детстве многие из нас зачитывались романом А. Дюма «Три мушкетера». Атос, Портос, Арамис, д" Артаньян - эти ге­рои казались нам воплощением благородства и рыцарства, а кардинал Ришелье, их противник, - олицетворением коварства и жестокости. Но образ романного злодея мало похож на ре­альную историческую личность. Ведь именно Ришелье ввел почти забытые во время религиозных войн слова «францyз», «родина». Он запретил дуэли, считая, что молодые, сильные мужчины должны проливать кровь не из-за мелких ссор, а ради своей отчизны. Но под пером романиста Ришелье обрел со­ всем другой облик, и выдумка Дюма на читателя воздействует гораздо сильнее и ярче исторической истины.

11) В. Солоухин рассказал такой случай. Два интеллигента спорили, какой бывает снег. Один говорит, что бывает и си­ний, другой доказывает, что синий снег - это чепуха, выдумка импрессионистов, декадентов, что снег и есть снег, белый, как...снег.

В этом же доме жил Peпин. Пошли к нему разрешить спор.

Репин: не любил, когда его отрывали от работы. Он сердито он крикнул:

Ну, чего вам?

Какой бывает снег?

Только не белый! - и захлопнул дверь.

12) Люди верили в поистине магическую силу искусства.

Так, некоторые деятели культуры предлагали французам во время Первой мировой войны защищать Верден - свою силь­нейшую крепость - не фортами и пушками, а сокровищами Лувра. «Поставьте «Джоконду» или «Мадонну с младенцем и святой Анной», великого Леонардо да Винчи перед осаждаю­щими - и немцы не осмелятся стрелять!, - утверждали они.


Текст №44 По В. Солоухину. Мы говорим иногда о других людях: «Ограниченный человек»

(1)Мы говорим иногда о других людях: «Ограниченный человек». (2)Но что может значить это определение? (3)Каждый человек ограничен в своих знаниях или в своём представлении о мире. (4)Ограничено и человечество в целом.

(5)Вообразим горняка, который в угольном пласте разработал вокруг себя некоторое пространство , окружённое толщами непроницаемого чёрного камня. (6)Вот его ограниченность. (7)Каждый человек в незримом, но тем не менее непроглядном пласте мира и жизни разработал вокруг себя некоторое пространство знаний. (8)Он находится как бы в капсуле, окружённой безграничным, загадочным миром. (9)«Капсулы» разные по размерам, потому что один знает больше, а другой меньше. (10)Человек, прочитавший сто книг, самонадеянно говорит о том, кто прочитал двадцать книг: «Ограниченный человек». (11)Но что он скажет тому, кто прочитал тысячу? (12)И нет, я думаю, человека, который прочитал бы все книги.

(13)Несколько веков тому назад, когда информационная сторона человеческих знаний была не столь обширна, встречались учёные мужи, «капсула» которых приближалась к «капсуле» всего человечества и, может быть, даже совпадала с ней: Аристотель, Архимед, Леонардо да Винчи... (14)Теперь такого мудреца, который знал бы столько же, сколько знает человечество как таковое, найти нельзя. (15)Следовательно, про каждого можно сказать , что он ограниченный человек. (16)Но очень важно разделять знания и представления. (17)Чтобы пояснить свою мысль, возвращаюсь к нашему горняку в каменноугольном пласте.

(18)Допустим условно и теоретически, что некоторые из горняков родились там, под землей, и ни разу не вылезали наружу. (19)Не читали книг, не имеют никакой информации, никакого представления о внешнем, запредельном (находящемся за пределами их забоя) мире. (20)Вот он выработал вокруг себя довольно обширное пространство и обитает в нём, думая, что мир ограничен его забоем. (21)Под землёй же работает и другой, менее опытный горняк, у которого выработанное пространство меньше. (22)То есть он более ограничен своим забоем, но зато имеет представление о внешнем , наземном мире: он купался в Чёрном море, летал на самолёте, рвал цветы... (23)Спрашивается, кто же из них двоих более ограничен?

(24)То есть я хочу сказать, что можно встретить учёного человека с большими конкретными знаниями и вскоре убедиться, что он очень, в сущности, ограниченный человек. (25)И можно встретить человека, не вооружённого целым арсеналом точных знаний, но с широтой и ясностью представлений о внешнем мире.

(По В. Солоухину)


1)

сравнительный оборот

2)

парцелляция

3)

ряды однородных членов

4)

ирония

5)

метафора

6)

индивидуально-авторские слова

7)

вопросительные предложения

8)

диалектизм

9)

Эпитет
Ответы 7359 ????
1 ПРОБЛЕМА

Основные проблемы:

1. Проблема человеческой ограниченности. Какого человека можно считать ограниченным?

1. Ограниченность - понятие относительное. Человек может обладать большими конкретными знаниями и оставаться ограниченным, если он не имеет ясного представления о внешнем мире. В то же время не познанное человеком пространство настолько велико, что ограниченным можно считать каждого человека и человечество в целом.

Какого человека мы можем назвать ограниченным - вот проблема, поднимаемая В. Солоухиным в тексте.

Автор, рассуждая о том, кто из нас ограничен в своих знаниях или в своем представлении о мире, проводит интересную параллель. Он считает, что в наши дни найти мудреца, который знал бы все , как это было во времена Аристотеля, Архимеда, Леонардо да Винчи, невозможно, потому что неизмеримо вырос объем человеческих знаний. Значит, каждого в наши дни можно назвать «ограниченным» человеком? Да.Но один, по мнению В.Солоухина, ограничен знаниями темы, интересующей только его, зато другой, «не вооруженный целым арсеналом точных знаний», будет иметь широкое и ясное представление о внешнем мире.
В. Солоухин считает, что «ограниченный человек» - это тот, который замкнулся в изучении лишь одной какой-то науки, не замечая ничего, кроме нее.

Саша Черный. «Книги»
Есть бездонный ящик мира-

От Гомера вплоть до нас.

Чтоб узнать хотя б Шекспира,

Надо год для умных глаз.

Цитаты

1. Мы можем настолько, насколько мы знаем (Гераклит, древнегреческий философ).

2.Не всякое изменение есть развитие (древние философы).

3.Мы были достаточно цивилизованны, чтобы построить машину, но слишком примитивны, чтобы ею пользоваться (К. Краус, немецкий ученый).

4.Мы вышли из пещер, но пещера еще не вышла из нас (А. Регульский).

5. Джек Лондон. Мартин Иден

Ограниченные умы замечают ограниченность только в других.

Д. Лондон « Мартин Иден»

Главный герой одноименного романа американского писателя Джека Лондона Мартин Иден - рабочий парень, моряк, выходец из низов, примерно 21 года от роду, знакомится с Руфь Морз - девушкой из состоятельной буржуазной семьи. Руфь начинает учить полуграмотного Мартина правильному произношению английских слов и пробуждает в нем интерес к литературе. Мартин узнаёт, что журналы платят приличные гонорары авторам, которые в них печатаются , и твердо решает сделать карьеру писателя, заработать деньги и стать достойным своей новой знакомой, в которую он успел влюбиться. Мартин составляет программу по самосовершенствованию, работает над своим языком и произношением, читает много книг. Железное здоровье и несгибаемая воля движет его к цели. В конце концов, пройдя долгий и тернистый путь, после многочисленных отказов и разочарований, он становится знаменитым писателем. (Дальше он разочаровывается в литературе , своей возлюбленной, людях вообще и жизни, теряет ко всему интерес и кончает жизнь самоубийством. Это так, на всякий случай. Аргумент в пользу того, что исполнение мечты не всегда приносит счастье)

6. Джек Лондон.

Я просто робею, когда вижу свою человеческую ограниченность, мешающую мне охватывать все стороны проблемы, в особенности когда речь идет о коренных проблемах жизни.

То была извечная трагедия – когда ограниченность стремится наставлять на путь истинный ум широкий и чуждый предубеждений.

7. Мигель де Сервантес. Бывают люди, которым знание латыни не мешает все-таки быть ослами.

8. Евгений Замятин. Роман «Мы». Я не боюсь этого слова – «ограниченность»: работа высшего, что есть в человеке – рассудка – сводится именно к непрерывному ограничению бесконечности, к раздроблению бесконечности на удобные, легко переваримые порции – дифференциалы. В этом именно божественная красота моей стихии – математики.

9. М.В.Ломоносов. Вечернее размышление о божием величестве...

Взошла на горы черна тень;

Лучи от нас склонились прочь;

Открылась бездна звезд полна ;

Звездам числа нет , бездне дна .

Раннее Средневековье принято называть «темными веками». Набеги варваров, разрушение античной цивилизации привели к глубокому упадку культуры. Грамотного человека трудно было найти не только среди простолюдинов , но и среди людей высшего сословия. Так, например, основатель франкского государства Карл Великий не умел писать. Однако жажда знания изначально свойственна человеку. Тот же Карл Великий во время походов всегда носил с собою восковые дощечки для письма, на которых под руководством учителей старатель но выводил буквы.

Стремление познавать новое живет в каждом из нас, и порою это чувство настолько овладевает человеком, что заставляет его переменить жизненный путь. Сегодня мало кто знает, что Джоуль, открывший закон сохранения энергии, был поваром. Гениальный Фарадей начинал свой путь разносчиком в лавке. А Кулон трудился инженером по крепостным сооружениям и физике отдавал лишь свободное от работы время. Для этих людей поиск нового стал смыслом жизни.

Ограниченный- СИНОНИМЫ

глупый; тесный; ограничительный, конечный, финитный, односторонний, узкий, недостаточный, связанный,стесненный, сведённый; куцый, недалёкий, узколобый; скудоумный, узкопрофессиональный,узкоконкретный, узкоотраслевой, придурковатый, урезанный, недалекого ума, скромный, сжатый, локальный,секвестрованный, звезд с неба не рвет, узкоспециальный, секвестированный, глуповатый,локализированный, лимитный, недалекий, недальний, обусловленный, пороха не выдумает, недальнего ума,небольшой, суженный, тупой, куриные мозги, звезд с неба не хватает, контингентированный, неумный,локализованный, лимитированный, неполный, прокрустов, ущемленный, уменьшенный, небезграничный,сервитутный, притесненный, пустоголовый, с придурью, секвестрированный, простоватый, условный,свернутый, незначительный. Ant. широкий, многосторонний, многогранны

проблемы


  1. Проблема соотношения знаний отдельного человека и человеческих знаний всего мира.

  2. Проблема важности процесса познания в жизни человека.
Данная проблема волновала многие поколения. Еще во времена Геродота и Гомера люди размышляли о мироздании, они осознавали необходимость изучения для развития человеческой личности.

И во времена золотого века русской литературы , и в наши дни многие писатели раскрывают в своих произведениях проблему необходимости научного познания в жизни человека.


  1. Примером неотделимости познания от человека может служить произведение русского писателя И.А. Гончарова «Обломов» . Один из героев произведения Андрей Штольц с раннего детства упорно совершенствовал свои знания. Он развивал свои знания каждую минуту. Познание мира – являлось главной его целью. Благодаря его стремлению к раскрытию тайн мира, он стал человеком, способным решить любой вопрос.

  2. Очень наглядный пример - Евгений Базаров из романа «Отцы и дети» И.С.Тургенева . Герой сформировался как личность благодаря его тяге к познанию, он стал человеком твердого и глубокого ума.

  3. Несомненно, человек должен проявлять истинное желание и стремление к познанию, а не делать вид человека, познающего мир, как это представлено в произведении Д.И.Фонвизина «Недоросль» . Перед обществом главный герой Митрофанушка предстает человеком жаждущим знаний, а на самом деле был просто невеждой.

31.12.2020 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько".

10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"

10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ,

Сочинение: Какого человека можно считать ограниченным?

Какого человека можно считать ограниченным? Вопрос очень сложный, и на него невозможно дать однозначного ответа. Если человек любит читать и познавать новое о нашем удивительном и многогранном мире, он не может быть ограниченным, так сказать, «по умолчанию».

Но нельзя говорить и об ограниченности человека только на основании малого количества прочитанных им книг или усвоенных теоретических знаний. Ведь есть люди, которые постигают основы всего, что существует в нашей жизни, включая работу, увлечения, законы нравственности, общение с другими людьми, практическим путем, не прибегая к цитированию мудрых классиков.

Например, одной из ценнейших традиций народов Кавказа является уважение к старшим в роду и беспрекословное подчинение их воле. Откуда, казалось бы, старейшина рода может знать все, а ведь он говорит по-настоящему мудрые вещи, обучает молодежь, разрешает споры между соплеменниками. На самом деле мы понимаем, что это знание, эта способность видеть мельчайшие, но такие важные детали жизни пришли к нему не из книг, а путем устной передачи информации из поколения в поколение, и, конечно, из собственных наблюдений.

Но есть и такие люди, которые живут в собственном, искусственно изолированном мире, не желая постигать какие бы то ни было иные реальности. Они не хотят знать историю своей страны, им не интересно, как живут люди в других местах, у них нет увлечений; работа, дом, семья являются единственными ценностями в жизни. Да, мировоззрение такого человека более узко и, по оценке стороннего наблюдателя, может считаться довольно ограниченным.

Еще пример сочинения:

В наше время сложно сказать наверняка, кого считать ограниченным человеком. Брать ли уровень образования, начитанность, кругозор? Но эти уровень образования с начитанностью сегодня такие низкие у большинства, что, пожалуй, не совсем верно судить по этим критериям.
Я считаю, что ограниченный человек - это человек, который не может понимать новое и старое. Ограниченным будет подросток, который отторгает весь опыт прошлых поколений свысока, не пытаясь понять. Который не слушает советов не потому, что они кажутся ему глупыми, а потому, что они даются теми, кто "ничего не понимает". Ограниченным будет взрослый, не способный понять стремлений молодежи, не понимающий прогресса, признающий только прошлое.

Ограниченными я бы назвала тех, кто отталкивает все, что не вписывается в их понимание - не пытаясь разобраться. Тех, кто все видит в одном свете и никогда не поменяет своего решения - в силу того, что ему лень думать. Он ограничен уже сложившимся мнением. Это, последнее, - самая страшная и губительная ограниченность. От нее все непонимание во взаимоотношениях. От нее же "полегли" мириады ученных и гениев, - не признанных и наказанных за то, что не признавали привычных истин. От нее еще множество различных бед.

Человек на то и человек, наделенный разумом, - чтобы уметь понимать и принимать новое. И не нужно иллюстрировать Мефистофельское "...он жил бы так, не озари его ты божьей искрой изнутри - он эту искру разумом зовет, и с нею скот скотом живет".

Сочинение: Какого человека можно считать ограниченным? (По В. Солоухину).


(1) Мы говорим иногда о других людях: «Ограниченный человек».
(2) Но что может значить это определение?
(3) Каждый человек ограничен в своих знаниях или в своём представлении о мире.
(4) Ограничено и человечество в целом.
(5) Вообразим горняка, который в угольном пласте разработал вокруг себя некоторое пространство, окружённое толщами непроницаемого чёрного камня.
(6) Вот его ограниченность.
(7) Каждый человек в незримом, но тем не менее непроглядном пласте мира и жизни разработал вокруг себя некоторое пространство знаний.
(8) Он находится как бы в капсуле, окружённой безграничным, загадочным миром.
(9) «Капсулы» разные по размерам, потому что один знает больше, а другой меньше.
(10) Человек, прочитавший сто книг, самонадеянно говорит о том, кто прочитал двадцать книг: «Ограниченный человек».
(11) Но что он скажет тому, кто прочитал тысячу?
(12) И нет, я думаю, человека, который прочитал бы все книги.
(13) Несколько веков тому назад, когда информационная сторона человеческих знаний была не столь обширна, встречались учёные мужи, «капсула» которых приближалась к «капсуле» всего человечества и, может быть, даже совпадала с ней: Аристотель, Архимед, Лео-нардо да Винчи.
(14) Теперь такого мудреца, который знал бы столько же, сколько знает человечество как таковое, найти нельзя.
(15) Следовательно, про каждого можно сказать, что он ограниченный человек.
(16) Но очень важно разделять знания и представления.
(17) Чтобы пояснить свою мысль, возвращаюсь к нашему горняку в каменноугольном пласте.
(18) Допустим условно и теоретически, что некоторые из горняков родились там, под землей, и ни разу не вылезали наружу.
(19) Не читали книг, не имеют никакой информации, никакого представления о внешнем, запредельном (находящемся за пределами их забоя) мире.
(20) Вот он выработал вокруг себя довольно обширное пространство и обитает в нём, думая, что мир ограничен его забоем.
(21) Под землёй же работает и другой, менее опытный горняк, у которого выработанное пространство меньше.
(22) То есть он более ограничен своим забоем, но зато имеет представление о внешнем, наземном мире: он купался в Чёрном море, летал на самолёте, рвал цветы.
(23) Спрашивается, кто же из них двоих более ограничен?
(24) То есть я хочу сказать, что можно встретить учёного человека с большими конкретными знаниями и вскоре убедиться, что он очень, в сущности, ограниченный человек.
(25) И можно встретить человека, не вооружённого целым арсеналом точных знаний, но с широтой и ясностью представлений о внешнем мире.
(По В. Солоухину).

Основные проблемы:

1. Проблема человеческой ограниченности. Какого человека можно считать ограниченным?

1. Ограниченность - понятие относительное. Человек может обладать большими конкретными знаниями и оставаться ограниченным, если он не имеет ясного представления о внешнем мире. В то же время не познанное человеком пространство настолько велико, что ограниченным можно считать каждого человека и человечество в целом.

Какого человека мы можем назвать ограниченным - вот проблема, поднимаемая В. Солоухиным в тексте.

Автор, рассуждая о том, кто из нас ограничен в своих знаниях или в своем представлении о мире, проводит интересную параллель. Он считает, что в наши дни найти мудреца, который знал бы все, как это было во времена Аристотеля, Архимеда, Леонардо да Винчи, невозможно, потому что неизмеримо вырос объем человеческих знаний. Значит, каждого в наши дни можно назвать «ограниченным» человеком? Да.Но один, по мнению В.Солоухина, ограничен знаниями темы, интересующей только его, зато другой, «не вооруженный целым арсеналом точных знаний», будет иметь широкое и ясное представление о внешнем мире.
В. Солоухин считает, что «ограниченный человек» - это тот, который замкнулся в изучении лишь одной какой-то науки, не замечая ничего, кроме нее.

Я согласна с мнением автора. Действительно, игнорируя все, кроме интересующей тебя темы, человек во многом себя ограничивает.
Возьмем для примера известных всем литературных героев 19-го века, персонажей романов И.А.Гончарова и И.С.Тургенева. Кого из них можно было бы назвать ограниченным человеком: Илью Обломова или Евгения Базарова? Конечно, большинство назовет Обломова. Но я считаю, что по-настоящему «ограниченным» являлся Базаров. Он интересовался только своей наукой, медициной, да проповедовал нигилизм. Ни живопись, ни поэзия не интересовали тургеневского героя! Зато Илья Ильич Обломов, известный всем ленивец, на самом деле знал очень много и мог поддержать любую тему в разговоре. Вот и судите теперь, кто из них более ограничен!

Таким образом, могу сделать вывод, что каждый человек, глубоко изучая выбранную им в жизни тему, не должен замыкаться только на ней, а интересоваться и другими вопросами внешнего мира.

(1)Мы говорим иногда о других людях: «Ограниченный человек». (2)Но что может значить это определение? (3)Каждый человек ограничен в своих знаниях или в своём представлении о мире. (4)Ограничено и человечество в целом.

(5)Вообразим горняка, который в угольном пласте разработал вокруг себя некоторое пространство, окружённое толщами непроницаемого чёрного камня. (6)Вот его ограниченность. (7)Каждый человек в незримом, но тем не менее непроглядном пласте мира и жизни разработал вокруг себя некоторое пространство знаний. (8)Он находится как бы в капсуле, окружённой безграничным, загадочным миром. (9)«Капсулы» разные по размерам, потому что один знает больше, а другой меньше. (10)Человек,

прочитавший сто книг, самонадеянно говорит о том, кто прочитал двадцать книг: «Ограниченный человек». (11)Но что он скажет тому, кто прочитал тысячу? (12)И нет, я думаю, человека, который прочитал бы все книги.

(13)Несколько веков тому назад, когда информационная сторона человеческих знаний была не столь обширна, встречались учёные мужи, «капсула» которых приближалась к «капсуле» всего человечества и, может быть, даже совпадала с ней: Аристотель, Архимед, Леонардо да Винчи... (14)Теперь такого мудреца, который знал бы столько же, сколько знает человечество как таковое, найти нельзя. (15)Следовательно, про каждого можно сказать, что он ограниченный человек. (16)Но очень важно

разделять знания и представления. (17)Чтобы пояснить свою мысль, возвращаюсь к нашему горняку в каменноугольном пласте.

(18)Допустим условно и теоретически, что некоторые из горняков родились там, под землей, и ни разу не вылезали наружу. (19)Не читали книг, не имеют никакой информации, никакого представления о внешнем, запредельном (находящемся за пределами их забоя) мире. (20)Вот он выработал вокруг себя довольно обширное пространство и обитает в нём, думая, что мир ограничен его забоем. (21)Под землёй же работает и другой, менее опытный горняк, у которого выработанное пространство меньше. (22)То есть он более ограничен своим забоем, но зато имеет представление о внешнем, наземном мире: он купался в Чёрном море, летал на самолёте, рвал цветы... (23)Спрашивается, кто же из них двоих

более ограничен?

(24)То есть я хочу сказать, что можно встретить учёного человека с большими конкретными знаниями и вскоре убедиться, что он очень, в сущности, ограниченный человек. (25)И можно встретить человека, не вооружённого целым арсеналом точных знаний, но с широтой и ясностью представлений о внешнем мире.

(По В. Солоухину*)

Сочинение

«Ограниченный человек». Что может значить это определение?» - так начинает свои размышления В. А. Солоухин. На мой взгляд, именно в этих словах заключена основная проблема текста.

Чтобы подвести нас к тому, каким самому автору видится решение проблемы, он несколько раз обращается к образу горняка, работающего в «некотором пространстве, окружённом толщами непроницаемого чёрного камня». Это его ограниченность. Но рядом работает другой, менее опытный горняк, и его ограниченность больше. Точно также относительна ограниченность людей, прочитавших определённое количество книг. Нет человека, прочитавшего все книги, нет «мудреца, который знал бы столько же, сколько знает человечество». Даже такие учёные мужи, как Аристотель, Архимед, Леонардо да Винчи не обладали такими знаниями, «капсула» которых приближалась к «капсуле» всего человечества и, может быть, даже совпадала с ней».

Следовательно, делает вывод автор, «про каждого можно сказать, что он ограниченный человек». Ограниченность – понятие относительное. Можно обладать большими конкретными знаниями и быть ограниченным человеком. И можно встретить человека, не вооружённого целым арсеналом точных знаний, но с широтой и ясностью представлений о внешнем мире.

Точка зрения В. Солоухина мне вполне ясна, я не могу не согласиться с ней. Я думаю, умение видеть мир не только в рамках своего собственного представления о нем, а как-то шире, с учетом видения других людей - это особый дар. Хочу добавить, что хорошо, когда человек способен заметить свои "границы". Это первый шаг на пути их расширения. И сделать этот шаг может только сам человек. Любая "помощь" со стороны обычно не принимается. Мне все же кажется, что идти по этому пути может каждый человек, если, конечно, появится у него такая потребность.

В русской классической литературе можно встретить образы людей, которых можно назвать ограниченными, но есть герои, которые сознают свою ограниченность и стремятся расширить свой кругозор. Примером образов людей первого типа может, я думаю, служить Чичиков из поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Его мирок ограничен потребностью стать богаче. Он следует завету своего отца: «“А пуще всего береги копейку, копейкой все прошибешь». А разве не ограниченные люди Хлестаков, Сквозник-Дмухановский, Бобчинский и Добчинский и прочие персонажи гоголевского «Ревизора»?!

Вспомним другого героя русской классической литературы. Евгений Базаров в романе

И. С. Тургенева «Отцы и дети» стремится расширить свои знания, он занят наукой. Но в то же время и этого героя мы можем назвать ограниченным человеком: он не признаёт красоты природы, считает чтение художественной литературы бесполезным занятием, утверждает, что «Рафаэль гроша медного не стоит»… Мы-то знаем, что эта сторона мировоззрения Базарова неправильна.

В романе Людмилы Улицкой «Казус Кукоцкого» есть размышления, похожие на то, о чём писал В.Солоухин: «Профессия – это угол зрения. Профессионал очень хорошо видит один кусок жизни и может не видеть других вещей, которые его профессии не касаются». Но сама Улицкая подчёркивает, что нельзя ограничиваться только профессиональными знаниями, главное всегда оставаться человеком.

Да, человек не может знать всего, в чём-то он действительно ограничен, но нужно стремиться к расширению своего кругозора, не считать себя лучше и умнее остальных. Тогда вряд ли кому-нибудь придёт в голову назвать тебя ограниченным человеком.