» »

Презентации исследования в устной форме. Презентация на тему " устная и письменная речь"

25.09.2019

Устная и письменная речь Стили речи Типы речи

Слайд 2

Агафонова Е.Е.

1.Устная и письменная речь.

2.Стили речи.

3.Типы речи.

Слайд 3

Агафонова Е.Е.

Устная и письменная речь

Слайд 5. «Для чего человеку нужна речь?»

Слайд 6. «Устная речь».

Слайд 7. «Характеристика устной речи».

Слайд 9.«Невербальные средства общения».

Слайд 10. «Пожалуйста,потише…».Задание классу.

Слайд 11. «Как вести себя во время разговора».

Слайд 12. «Письменная речь и её разновидности».

Слайд 13. «Письменная речь».

Слайд 4

Агафонова Е.Е.

Стили речи

Слайд 14. Выбор стиля речи.

Слайд 15. «Стили речи».(Стихотворение).

Слайд 16. Стили речи (опорный конспект).

Слайд 17. Разговорный стиль и его особенности.

Слайд 18. Художественный стиль.

Слайд 20. Художественный стиль и его особенности.

Слайд 21. Публицистический стиль.

Слайд 22. Публицистический стиль. Сфера употребления, цель, жанры.

Слайд 23. Особенности публицистического стиля.

Слайд 24. Официально – деловой стиль.

Слайд 25. Официально – деловой стиль и его особенности.

Слайд 26. Схема научного стиля речи.

Слайд 27. Стилистический эксперимент 1.

Слайд 28. Стилистический эксперимент 2.

Слайд 5

Агафонова Е.Е.

Типы речи

Слайд 28. Типы речи. Повествование, описание, рассуждение.

Слайд 29. Типы речи. Повествование.

Слайд 30. Повествование.

Слайд 31. Структура повествования.

Слайд 32. Описание и его структура.

Слайд 33. Объекты описания.

Слайд 34. Рассуждение и его структура.

Слайд 35. Рассуждение и его характерные особенности.

Слайд 6

Агафонова Е.Е.

Для чего нужна человеку речь?

РЕЧЬ ПОМОГАЕТ

  • Общаться
  • Делиться мыслями,чувствами
  • Договориться о чём- нибудь
  • Согласовать свои действия.
  • Похвалить, развеселить, рассмешить
  • Предостеречь, посоветовать,
  • Остановить.

УСТНАЯ РЕЧЬ И ЕЁ РАЗНОВИДНОСТИ

  • ДИАЛОГ
  • ПОЛИЛОГ
  • МОНОЛОГ
  • Слайд 7

    УСТНАЯ РЕЧЬ

    Агафонова Е.Е.

    1.Те,кто говорят, видят и слышат друг друга.

    2.Говорят, на ходу исправляя лишь те ошибки, которые заметят.

    3.Говорящий видит реакцию собеседника

    Слайд 8

    ХАРАКТЕРИСТИКИ устной речи

    Агафонова Е.Е.

    1.ТЕМП (скорость)

    2.ГРОМКОСТЬ (сила звучания)

    • Быстро
    • Очень быстро
    • Нормально
    • Скороговоркой
    • Замедленно
    • Очень медленно
  • Слайд 9

    Агафонова Е.Е.

    ВЫСОКИЙ НИЗКИЙ ЕХИДНЫЙ РОБКИЙ ВКРАДЧИВЫЙ ГРУБЫЙ

    Алло.Слушаю вас.

    Павлик дома?

    Нет, он ещё не приходил из школы.

    Возможны варианты:спокойный - резкий

    сердитый - робкий

    уверенный - испуганный.

    Слайд 10

    Невербальные (несловесные)средства общения оченьчасто используются в разговоре,

    дополняя и разъясняя сказанное

    Агафонова Е.Е.

    Жест – движение, что-то выражающее или сопровождающее речь.

    Мимика – движение лица, выражающее внутреннее душевное состояние.

    Реакциясобеседника –проявление отношения к чему-то или к кому-то

    Невербальные средства

    Жест Мимика

    Реакция собеседника

    Слайд 11

    Пожалуйста, потише…

    В музее, кинотеатре и трамвае

    О том, о сём друг другу говорим,

    Но часто одного не замечаем,

    Что,как в лесу дремучем, мы кричим.

    О том, что мы вчера ходили в гости,

    Что папа подарил велосипед,

    У дедушки к дождю разнылись кости,

    А, между прочим, дождика всё нет.

    Пожалуйста, потише!

    Пожалуйста, потише!

    Тсс! Тсс! Ччч!

    В какое бы общественное место

    Судьба сегодня вас не привела,-

    Учтите, никому не интересно

    Всё знать про ваши личные дела.

    Подготовьтесь к чтению отдельных реплик полилога.

    Слайд 12

    Агафонова Е.Е.

    КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ РАЗГОВОРА

    1. Говорите спокойно

    2. Не размахивайте руками.

    3. Следите за тем, какие слова вы подбираете.

    4. Умейте слушать другого.

    5. Говорите отчётливо, не спешите. Изменяйте интонацию, чтобы ваша речь не была монотонной.

    6. Не разговаривайте слишком долго.

    7. Никогда не позволяйте себе грубо разговаривать с людьми

    Слайд 13

    ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ и её разновидности

    Агафонова Е.Е.

    Письмо Личный дневник

    Изложение Сочинение

    Слайд 14

    ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

    Агафонова Е.Е.

    1.Тот, кто пишет, не видит и не слышит того, к кому обращается.

    2.Пишут, при проверке исправляя все ошибки.

    3.Пишущий реакцию собеседника не видит, может только предугадать

    Слайд 15

    Агафонова Е.Е.

    Речевая ситуация

    • Где говорим?
    • С кем?
    • С какой целью?

    В официальной обстановке

    В неофициальной обстановке

    С одним человеком

    • Общение
    • Сообщение
    • Воздействие
    • С большой аудиторией

    Выбор стиля речи

    Слайд 16

    Агафонова Е.Е.

    Стили речи

    Артисты говорят в гримёрной,

    Твой друг беседует с тобой-

    Стиль это просто

    А не какой – нибудь иной.

    Рассказ читаешь или стих,

    Роман, поэму, пьесу –

    Знай в них стиль,

    Стиль очень интересный.

    Ещё есть стиль

    Статей в журнале политическом,

    Газетных очерков, заметок –

    Запомни также стиль и этот.

    А биографию открой –

    А правила когда мы учим,

    Употребляем стиль

    Разговорный

    Художественный

    Публицистический

    Официально - деловой

    Слайд 17

    Стили речи(где? с кем? зачем?)

    Агафонова Е.Е.

    Книжные Разговорный общение (разговорные слова, неполные предложения,диалог)

    сообщение (термины)

    ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ – воздействие (образные слова)

    ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ (сообщение) (особые слова и обороты)

    ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ сообщение информации, воздействие (общественно-политическая лексика,совмещение торжественной лексики и разговорных средств)

    Слайд 18

    Разговорный стиль

    Агафонова Е.Е.

    Особенности разговорного стиля

    Цель - общение

    Cфера употребления – общение с близкими и хорошо знакомыми людьми,

    сфера бытовых отношений и устная форма профессиональных.

    Стилевые черты

    Мы не всегда знаем, о чём будем говорить.

    Мы не знаем, какие слова подберём.

    Мы должны видеть и слышать участника разговора.

    Языковые средства: ограничен состав книжных слов,много просторечных

    слов,большое количество междометий, частиц, наличие неполных и коротких

    предложений, богатство интонаций.

    Слайд 19

    Агафонова Е.Е.

    ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ

    Сфера употребления – язык художественной литературы.

    Цель использования–создание художественного образа, эмоционально – эстетическое воздействие.

    Языковые средства:

    1.Эпитеты, сравнения, метафоры, гипербола и т. д.

    2.Стилистические фигуры (фигуры речи) : анафора, антитеза,бессоюзие,градация,

    инверсия,параллелизм,риторический вопрос,обращение,умолчание,эллипсис, эпифора.

    Художественныйстильотличается образностью, широким использованием изобразительно –выразительных средств языка.

    Слайд 20

    Агафонова Е.Е.

    Художественный стиль речи

    1.Предназначен для создания художественных, поэтических образов, эмоционально – эстетического воздействия, и все языковые средства, включаемые в художественное произведение, подчиняются задачам данного стиля.

    2.Основная функция – эстетическая.

    3.К средствам художественной выразительности

    относятся РИТМ,РИФМА,ИНТОНАЦИЯ,ЗВУКОПИСЬ

    4.Характерная особенность – соединение различных стилей речи, совмещение слов «высоких» и «низких»,

    присутствие разговорной лексики,иногда – просторечий, диалектизмов,профессионализмов.

    5.Тип речи–рассуждение,рассуждение с элементами описания, описание.

    Слайд 21

    Публицистический стиль

    Агафонова Е.Е.

    Публицистика- особый тип литературных произведений, в которых освещаются, разъясняются

    актуальные вопросы общественно- политической жизни, поднимаются нравственные проблемы.

    Слайд 22

    Агафонова Е.Е.

    Сфераупотребления–стиль радио,телевидения,газетных,журнальныхстатей.

    Цель–передачаинформациисодновременнымвоздействиемначитателя,слушателя.

    Жанры: информация, критическая заметка, репортаж,интервью,статья,

    рецензия, зарисовка, очерк,фельетон.

    ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ, СУДЕБНАЯ РЕЧЬ. ДОКЛАД.

    Слайд 23

    Особенности публицистического стиля речи

    Агафонова Е.Е.

    1.ЛОГИЧНОСТЬ.

    2.ОБРАЗНОСТЬ.

    3.ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ.

    4.ОЦЕНОЧНОСТЬ.

    5.ПРИЗЫВНОСТЬ.

    6.ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА

    Важнейшее качество –ОБЩЕДОСТУПНОСТЬ:

    Она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.

    Чтобы воздействовать на воображение и чувства читателя, используются ЭПИТЕТЫ,

    СРАВНЕНИЯ, МЕТАФОРЫ, просторечные слова, фразеологизмы

    Слайд 24

    Агафонова Е.Е.

    ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ

    Сфераупотребления - используется в официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно –правовой деятельности).

    Цель –сообщение, информирование.

    Основные жанры: законы, приказы,постановления резолюции, протоколы, акты,справки, инструкции, объявления, деловые бумаги (заявление, рапорт, докладная…)

    Особенности языка:

    1.Официально – деловая лексика

    2.Устойчивые, стандартизированные обороты речи

    3.Точность,не допускающая иного толкования.

    Слайд 25

    Агафонова Е.Е.

    Официально – деловой стиль речи.

    Сфераупотребления – правовые,служебные,производственные отношения.

    Цель использования – сообщение, информирование.

    Основные черты:

    1.Точность, недопускающая иного толкования.

    2.Неличный характер.

    3.Стандартизованность,стереотипность построения текста.

    4.Долженствующе предписывающий характер.

    Языковые особенности.

    1.Лексика – широкое употребление стандартных оборотов речи. специальной терминологии.

    2.Синтаксис – осложнённые простые предложения.

    3.Типы речи–почти отсутствуют повествование и описание.

    4.Все документы лишены эмоциональности, отсутствуют изобразительные

    средства языка.

    Слайд 26

    Схема научного стиля речи

    Агафонова Е.Е.

    Речевая ситуация:

    ЦЕЛЬ - СООБЩЕНИЕ,ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ

    Стилевыечерты: логичностьизложения, отвлечённостьиобобщённость,

    точность, доказательность, неэмоциональность и объективность

    Слайд 27

    Агафонова Е.Е.

    Стилистический эксперимент

    1.Прочитайте текст два раза. При первом чтении используйте первый синоним, данный в скобках, а затем прочитайте текст со вторым синонимом. Что получилось?

    2.В чём заключается разница между двумя прозвучавшими текстами?

    У ручья (выросла, вымахала) красавица Роза. На ветку перед ней (сел, взгромоздился) Соловей. С восхищением он(смотрел, уставился) на Розу, (воспевая, расхваливая) её красоту. Соловьиные (трели, верещания) звучали над ручьём, и тот (вторил, поддакивал) им тихим (журчанием, бульканьем).

    Но пришла осень.(Опали, отвалились) лепестки прекрасной Розы. Ручей (унёс,

    уволок) их вдаль, и (смолкла, заглохла) соловьиная песня.

    А.Смирнов.

    Слайд 28

    Стилистический эксперимент

    Агафонова Е.Е.

    Задание:1.В данном тексте встречаются синонимы к слову глаза:

    глазёнки, гляделки. С какой целью использовал их автор?

    2.Как меняются прилагательные и глаголы, оказавшись рядом с этими синонимами?

    3.Что, по вашему мнению, будут представлять собой люди – обладатели глаз, глазёнок, гляделок?

    Были глаза: чёрные, прекрасные. Взглянут – и смотрят, и спрашивают. И были глазёнки: серые, плутоватые – всё шмыгают, ни на кого прямо не смотрят.

    Спросили глаза:

    Что вы бегаете? Чего ищете?

    Забегали глазёнки, засуетились, говорят:

    Да так себе,понемножечку,полегонечку, нельзя – помилуйте, надо же –

    cамизнаете.

    И были гляделки: тусклые, нахальные.Уставятся и глядят. Спросили глаза:

    Что вы смотрите? Что видите?

    Скосились гляделки, закричали:

    Да как вы смеете? Да кто вы? Да кто мы? Да мы вас!

    Искали глаза глаз таких же прекрасных, не нашли и сомкнулись.

    Ф. Сологуб.

    Слайд 29

    Типы речи

    Агафонова Е.Е.

    • Повествование
    • Описание
    • Рассуждение

    Что произошло?

    Несколько рисунков (фотографий)

    Один рисунок (фотография)

    прилагательные

    Нет рисунков,

    фотографий.

    Слайд 30

    Типы речи. Повествование.

    Агафонова Е.Е.

    Повествование– это рассказ, сообщение о каком – то событии в его временной последовательности.

    Композиционные особенности:

    1. Произведения повествовательного типа могут начинаться сразу с завязки и даже с развязки действия (т.е. событие может передаваться в прямой, хронологической последовательности и в обратной,когда мы сначала узнаём о развязке, а потом уже - о самом дейcтвии).

    2. Выразительная и изобразительная сила повествования заключается в наглядном представлении действия.

    3. Особая роль принадлежит глаголам, обозначающим последовательно сменяющие друг друга события,помогают развёртыванию повествования.

    Слайд 31

    Агафонова Е.Е.

    ПОВЕСТВОВАНИЕ –это рассказ, сообщение о каком-то событии в его

    временной последовательности.

    Главное –порядок протекания действия и развитие сюжета

    Выразительная и изобразительная сила повествования заключается

    прежде всего в наглядном представлении действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.

    Особая роль принадлежит ГЛАГОЛАМ, особенно формам прошедшего времени совершенного вида (они, обозначая последовательность событий, помогают развёртыванию повествования).

    К тексту – повествованию можно поставить вопрос

    ЧТО ПРОИЗОШЛО?

    Метод фотографирования – НЕСКОЛЬКО ФОТОГРАФИЙ.

    Слайд 32

    Повествование и егоструктура

    Агафонова Е.Е.

    • вступление
    • Завязка
    • Развязка
    • КУЛЬМИНАЦИЯ
    • Заключение
  • Слайд 33

    Описание и его структура

    Агафонова Е.Е.

    Описание – словесное изображение какого - либо явления действительности путём перечисления и раскрытия его основных признаков.

    Цель описания – сделать так, чтобы читатель (слушатель) увидел предмет описания, представил его в своём сознании.

    Композиция описания:

    1.Общее представление о предмете.

    2.Отдельные признаки предмета. (описание деталей, частей)

    Языковые особенности:

    1. Широкое использование слов, обозначающих качества, свойства предметов.

    2. Употребление глаголов несовершенного вида в форме прошедшего времени,

    а для особой наглядности, изобразительности – в форме настоящего времени.

    3. Важную роль играют определения, назывные и неполные предложения.

    Слайд 34

    Агафонова Е.Е.

    Объекты описания в зависимости от ситуации и целей могут быть самые разные

    Слайд 35

    Агафонова Е.Е.

    Рассуждение и его структура

    Рассуждение– это словесное изложение, разъяснение, подтверждение

    какой – либо мысли.

    Рассуждение– очень важный тип речи: чтобы убедить в чём – то, надо уметь рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать обоснованные выводы. Это умение необходимо,чтобы опровергнуть точку зрения оппонента, с которым вы не согласны.

    Композиция

    1. Тезис (высказывается какая – то мысль)

    2. Аргументы(доказательства или опровержение этой мысли).

    Убедительные, сопровождаемые примерами

    3. Вывод (заключение)

    Слайд 36

    Агафонова Е.Е.

    Рассуждение и его характерные особенности

    Важно, чтобы

    а) тезис был доказуемым и чётко сформулированным

    б) аргументы были убедительными, их должно быть достаточно для доказательства вашего тезиса

    в) между тезисом и аргументами, а также отдельными аргументами устанавливалась логическая и грамматическая связь

    г) каждый аргумент подтверждал именно выдвинутый вами тезис, а не что – то другое (факт – самое бесспорное доказательство).

    д) для грамматической связи между аргументами, а также между тезисом и аргументами использовались вводные слова: во – первых, во – вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом

    Жанровые формы рассуждения

    Письмо Статья Рецензия Доклад Полемический диалог

    Слайд 37

    Агафонова Е.Е.

    Использованные ресурсы

    1.Розенталь Д.Э Практическая стилистика русского языка. М.: Высшая школа, 1998.

    2.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 2001.

    3.УМК по русскому языку под редакцией Бабайцевой В.В. 5-9класс. М.:Дрофа,2008г

    Посмотреть все слайды

    Опишите ситуацию, когда вы делали устную презентацию или готовили письменную заявку.  

    Следовательно, производители должны владеть искусством составления и устной презентации предложений. Предложение в письменном виде должно являться маркетинговым, а не просто техническим документом. Устная презентация призвана вызывать у потенциальных покупателей чувство доверия к товару, подчеркивать тот факт, что производственные возможности поставщика выгодно отличают его потенциала его конкурентов.  

    Приглашение на специальные программы вроде устных презентаций и концертов.  

    Обсуждать структуру и масштаб устной презентации.  

    Во многих случаях ограничивают свое участие в проекте знакомством с письменным отчетом и устной презентацией. Они оценивают качество всего проекта по отчету и  

    Какова цель устной презентации Каких правил придерживаться при устной презентации  

    Курс имеет вид лекций / обсуждений. Он содержит решение задач в малых группах, анализ кратких обзоров , индивидуальный проект изучения маркетинга и устные презентации.  

    Глава 6. ПРАВИЛА УСТНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОЕКТА  

    При подготовке к устной презентации необходимо  

    Цель предложения - гарантировать продажу консалтинговых услуг . Предложение - это письменная характеристика работ, которые собирается выполнить консалтинговая фирма , и условия, на которых она будет их выполнять. В нем также могут содержаться доводы в пользу проведения таких работ и выгоды, которые может клиент из этого извлечь. Если встреча проведена успешно, предложение может быть просто письменным подтверждением того, что уже было согласовано на ней. В других случаях может потребоваться достаточно большая работа после внесения предложения. Например, могут возникнуть вопросы, требующие ответа может потребоваться изменение предложения или уточнение того, что именно хочет клиент. Некоторые клиенты, возможно, захотят устроить устную презентацию после внесения письменного предложения. У некоторых может быть тщательно разработанная процедура принятия решений - одобрить предложение или нет.  

    Исходя из этого, производители товаров промышленного назначения должны владеть искусством составления и устного представления предложений. Предложение в письменном виде должно являться маркетинговым, а не просто техническим документом, вызывать доверие, подчеркивать тот факт, что производственные возможности производителя выгодно отличают его от конкурентов. Необходимым элементом любой презентации является не только предоставление информации о продукции, но и постановка различных вопросов.  

    Индивидуальная оценка каждого участника осуществляется руководителем игры по результатам устной защиты (презентации фирмы) и с учетом материала , содержащегося в представленном командой итоговом отчете о деятельности предприятия.  

    Устная защита производится в форме презентации фирмы, во время которой каждый участник делает сообщение в соответствии с характером ролевого распределения обязанностей между членами команды в ходе игры.  

    При любом персональном приглашении на презентацию, сделанном в устной или письменной форме, согласно правилам, закрепленным в Кодексе, необходимо  

    Особенность торгового красноречия (устная реклама, выступление на презентации) - использование психологических приемов убеждения. В качестве примера приведем следующий отрывок  

    Презентация может иметь различные формы. При ее организации стремятся использовать современные рекламные технологии. Помимо классического устного представления информации с использованием иллюстративных графических материалов в виде плакатов, буклетов и т.п., все чаще проводят мультимедийные презентации, опирающиеся на возможности компьютера, телевидения, специального проекционного оборудования.  

    При чтении доклада следует применять жестикуляцию. Наглядные жесты уточняют или усиливают устную передачу информации . Выразительные (эмфатические) жесты используют, чтобы подчеркнуть сказанное. Суггестивные жесты - символы идей и эмоций. Побудительные жесты вызывают у аудитории желательный для докладчика отклик. Докладчику рекомендуется менять громкость голоса, тембр и артикуляцию. Презентацию нужно закончить сильной концовкой. Чтобы подчеркнуть важность презентации, ее необходимо устраивать в организации клиента при руководителях самого высокого уровня, как это показано в следующем примере,  

    Создаваемые для презентаций изображения должны наглядно подтверждать устное изложение и существенно облегчать восприятие материала. К основным правилам создания презентаций (эти принципы годятся для 35 мм слайдов, прозрачных пленок и компьютерных слайд-шоу с использованием мультимедийных средств) можно отнести  

    Наряду с перечисленными техническими подробностями в ходе устного рассказа необходимо обратить внимание и на ЕЙ, что поможет привлечь внимание аудитории к говорящему. К этим правилам относятся плавная речь, поддержка зрительного контакта, вариации громкости и модуляций, а также использование в процессе презентации мимики и жестов. Кроме того, не следует забывать о формировании, симпатии к слушателям, то есть лицо, проводящее презентацию, должно попытаться пробудить в аудитории симпатию к себе. Этого можно достичь, например, использовав в процессе рассказа события из собственной жизни. Помимо того, необходимо в процессе презентации несколько разрядить атмосферу при помощи каких-либо юмористических замечаний и попытаться по возможности как можно более активно вовлечь аудиторию в процесс дискуссии. В случае если прово-презентацию знаком с людьми, находящимися в аудитории, то рекомендуется обращаться к ним по именам. Далее следует попытаться после презентации провести обсуждение предложенного материала и задокументировать ее результаты. После презентации и обсуждения возможно высказывание критических замечаний со стороны проектной группы или аудитории в целом 9.  Прямой маркетинг может осуществляться и в неличной коммуникации - например, в телерекламе прямого ответа (на экране или в объявлении даны координаты для заказа - телефон,  

    Этапы разработки новой продукции. Методология анализа успеха или провала нового товара Ситуация AIBO - компания Sony (устная презентация с использованием ЭВМ). Ситуация Nidan (деловая игра) 4  

    Для того чтобы каждый из участников имел возможность принять активное участие в работе по проектированию сравнительного исследования, посвященного изучению социальных изменений в постсоциалистических странах, в школе практиковалось пять основных форм обучения лекции, семинары, мини-конференции, проектные игры и персональные консультации с профессорами школы. Студенты делали устные презентации во время семинаров и мини-конференций. В конце школы каждый из участников написал короткое эссе, связанное с основной темой школы. Несмотря на то, что школа проходила в течение трёх недель, а рабочий день длился с девяти часов утра до четырёх часов вечера, что по обычным меркам довольно долго, время пролетело незаметно. Этому способствовало то, что занятия были интересными и очень познавательными, формы обучения - разнообразными, а в свободное время , с четырёх часов вечера до девяти часов утра в течение недели и круглосуточно по выходным дням, студенты успевали отдохнуть и накопить сил для продолжения занятий. Накоплению сил способствовали экскурсии по Адриатическому побережью, баскетбольные матчи и регулярные посещения уютных баров в Игало и старом городе Херцог Нови.  

    Выступление с презентацией стратегии/видения. Обследуемым могут сказать, что у них есть час на подготовку презентации для Совета директоров (а) по миссии компании , видению и стратегии и (б) в связи с этим по миссии и стратегии их рабочей группы . Кандидатов оставляют в комнате с проектором, флипчартами, ручками и разнообразными материалами для презентации. Презентации кодируются по подготовке, навыкам устной презентации, Воздействию и Оказанию влияния и Командному лидерству.  

    Весь проект маркетингового исследования предоставляется руководству фирмы-клиента. Эта презентация поможет ему понять и принять письменный отчет, На презентации руководство фирмы может задать любые возникшие у него вопросы. Поскольку у многих руководителей первое и последнее впечатление о проекте складывается на основе презентации, ее важность нельзя переоценить.

    Залог эффективной презентации -- тщательная подготовка. Текст выступления или его подробный конспект должен соответствовать логике письменного отчета. Презентацию надо готовить с учетом аудитории. Нужно определить заинтересованных лиц, участников и просто слушателей проекта, а также попытаться выяснить, в какой степени их могут затронуть результаты выполненного проекта. Перед выступлением следует несколько раз прорепетировать.

    Таблицы и графики необходимо показывать разными способами. Доски для написания мелом или фломастером позволяют проводить необходимые вычисления. Они особенно полезны при ответах на специальные вопросы. Магнитные и картонные доски позволяют быстро представить заблаговременно подготовленный материал. Перевернутые на обратную сторону листы с диаграммами, установленные на подставке, используются как чистые листы для написания необходимой информации. С помошью проекционной аппаратуры можно представить простые графики, а также сложные схемы, последовательно выводя их на экран. Существует несколько компьютерных программ для получения привлекательных слайдов. Цветные плакаты, слайды, видеомагнитофоны и проекционные аппараты особенно эффективны при представлении результатов работы фокус-групп и других аспектов полевых работ. Можно также использовать подсоединенные к персональным компьютерам компьютерные проекционные аппараты, которые проектируют изображение монитора на экран.

    Во время презентации важно поддерживать тесное общение с аудиторией. Необходимо обеспечить присутствующим возможность задавать вопросы как во время, так и после презентации. Презентация должна быть интересной и убедительной с использованием подходящих историй, случаев, примеров из жизни и цитат.

    Стараться избегать слов как: "э-э", "вызнаете", "ладно". Принцип "говорите им" (“tell them” principle) эффективен для проведения презентации. Он гласит: говорите (рассказывайте) слушателям то, что вы намерены сказать им; говорите для них и говорите им то, что вы уже говорили.

    Другое полезное правило заключается в следовании принципу KISS them, который гласит: "Держись просто и открыто".

    При чтении доклада следует применять жестикуляцию. Наглядные жесты уточняют или усиливают устную передачу информации. Выразительные (эмфатические) жесты используют, чтобы подчеркнуть сказанное. Суггестивные жесты -- символы идей и эмоций. Побудительные жесты вызывают у аудитории желательный для докладчика отклик. Докладчику рекомендуется менять громкость голоса, тембр и артикуляцию. Презентацию нужно закончить сильной концовкой. Чтобы подчеркнуть важность презентации, ее необходимо устраивать в организации клиента при руководителях самого высокого уровня.

    Фирма Elric & Lavidge выполнила исследовательский проект, чтобы определить относительную эффективность рекламы фирмы-клиента на телевидении, в печати и радио. Кроме того, оценивалась эффективность 10 телевизионных рекламных роликов, рекламных объявлений по радио и в печати. Учитывая структуру проекта, при сообщении полученных результатов особенно важна устная презентация доклада. В дополнение к проекционному аппарату и диапроектору использовали видеомагнитофон (для показа телевизионных рекламных роликов), магнитофон (для представления рекламных объявлений по радио) и доску (для показа печатных рекламных объявлений). Презентацию устроили на одном из ежемесячных совещаний корпорации для ее высших должностных лиц, в число которых входили президент корпорации, все вице-президенты и все заместители вице-президентов.

    После презентации топ-менеджерам фирмы-заказчику дается время для детального ознакомления с отчетом. При чтении отчета предлагается следовать некоторым общим правилам.

    Теория устных презентаций (как это теперь называется) восходит к временам Древней Греции и основам науки риторики.

    Преимуществом устной речи по сравнению с письменной считается возможность передать тончайшие оттенки мысли и чувства, использовать эмоциональные средства воздействия, тем самым усилив эффект суггестии, т. е. внушения. Во время устного выступления можно воздействовать на слушателей, используя речевые, интонационные, мимические и пантомимические средства, а также свой облик и манеру поведения. Чтобы эффект был положительным, следует использовать все факторы, рассмотрев их применительно к особенностям взаимодействия посредством публичного выступления. По мнению специалистов, речь должна производить впечатление импровизации, тогда ее воздействие максимально. Природным талантом импровизации обладает не более одного человека из тысячи, поэтому следует тщательно готовить устное выступление, используя достижения риторики, логики, невербалистики и этики делового общения.

    Риторика – это наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

    Специалисты рекомендуют подготовить к митинговой речи яркие доводы, к лекции – точную информацию, даты, факты, цифры и т. п., к публичному заявлению – безукоризненно отточенные формулировки, к проблемному выступлению на производственном совещании – четкие определения проблем, факторов, обусловивших их появление, и путей решения с обоснованиями и расчетами.

    Основные этапы подготовки и проведения публичной речи приводятся на рис. 3.5.

    Рис. 3.5. Основные этапы подготовки и проведения публичной речи

    Основные части публичной речи имеют следующие задачи.

    1. Вступление – вызвать интерес, овладеть вниманием аудитории; установить атмосферу взаимопонимания и доверия; подготовить аудиторию к восприятию речи.

    2. Основная часть, где излагается суть, приводятся доказательства, опровергаются доводы оппонентов, – сообщить информацию; обосновать свою точку зрения; убедить аудиторию; побудить слушателей к конкретным действиям.

    3. Заключение – суммировать сказанное, сделать выводы; усилить интерес к предмету речи; закрепить впечатление от речи. Особенности человеческого внимания таковы, что через 15–20 минут выступления требуется начинать применять специальные приемы привлечения внимания. Самая высокая концентрация внимания – в течение первых и последних 30 секунд выступления, как раз то время, которое требуется на решение задач вступления и заключения.

    Важнейший этап – вступление – может быть проведен либо как прямое вторжение в тему (сразу название доклада, формулировка проблемы и доказательства), либо как контрастное введение в тему на основе заострения внимания на противоречиях, либо как постепенное введение в тему через рассказ интригующего случая и т. п. Затягивать вступление не следует, так же как и прибегать к извинениям и оправданиям перед публикой. Следует четко формулировать свои мысли, демонстрировать компетентность. Чем короче выступление, тем больше требуется времени на подготовку и репетицию. В основной части полезно использовать к месту риторические приемы: вопросы, метафоры, сравнения, гиперболы, повторы, градации, антитезы, восклицания и т. п. Самое главное – не ставить перед собой вопроса «что я им скажу», а постараться решить проблему «что они услышат».



    Не менее важно предвидеть барьеры непонимания, ограничения вашей аудитории и заранее устранить их. Обязательно сделайте прогноз относительно возможности возникновения барьеров непонимания и примите меры к их преодолению.

    В отечественной литературе по социальной психологии проблема передачи информации деловому партнеру рассматривается как один из аспектов целостного процесса общения.

    Для анализа и прогнозирования предстоящего делового общения специалисты в области социальной психологии, такие как Г. М. Андреева, Ю. С. Крижанская, В. И. Третьяков, рекомендуют выделять и рассматривать три взаимосвязанных аспекта, три элемента, три стороны процесса общения: перцептивную, коммуникативную и интерактивную.

    Перцептивная сторона общения связана с восприятием партнера (перцепция – восприятие), впечатлением от него и позволяет рассмотреть факторы, влияющие на это восприятие, на установку, на отношение к партнеру. В рамках перцептивного аспекта общения можно проанализировать факторы, влияющие на формирование первого впечатления и впечатления при длительном общении, а также влияющие на восприятие контекста, обстоятельств и ситуации общения, способа самоподачи партнера.

    Первое впечатление направлено на выявление таких принципиальных качеств партнера, как «свой – чужой», «полезный – бесполезный», «хороший – плохой» и других, определяющих возможность развития процесса общения. От восприятия этих качеств зависят наше поведение и ожидание поведения партнера. Эти качества и последующее отношение к партнеру определяются факторами:

    Превосходства (может проявляться в одежде, манере поведения и т. п.);

    Привлекательности (может проявляться в подстраивании под наши вкусы, под наш фирменный стиль);

    Отношения к нам (может проявляться в мимике, жестах, форме обращения к нам и т. п.).

    Такие факторы зачастую искажают впечатление: восприняв воздействие одного из них и определив на этой достаточно зыбкой основе отношение к партнеру по общению, мы склонны воспринимать другие проявления его личности уже через призму наших поспешных выводов. Часто наше восприятие основано на стереотипах, предубеждениях, установках, которые отражают групповое или общественное мнение относительно системы качеств представителей других групп.

    Восприятие зависит и от тех мотивов, целей, намерений, которые мы склонны приписывать другим. Приписывание причин (или каузальная атрибуция) может быть ошибочным и приводить к неверному восприятию партнера в силу ряда причин, которые следует осознавать. Как правило, мы оцениваем поступки других через призму собственной личности либо прибегаем к мнению какого-либо авторитета, референта, которого чаще всего выбираем также мы сами. Такая эгоцентрическая позиция чрезвычайно распространена («Я бы на его месте…»). Избежать ошибок в восприятии партнера помогает системный анализ причинно-следственных связей, приведших к поступку, длительное общение, совместная деятельность, понимание уникальности каждого человека и субъективности в восприятии ситуаций, реальная самооценка («А кто я такой, чтобы судить других?»).

    На восприятие партнера существенно влияет фактор самоподачи, который не всегда осознается, но практически присутствует в любом общении и заключается в реализуемом желании направить восприятие партнера по определенному пути. Виды самоподачи могут быть самыми разнообразными. Можно демонстрировать собственное превосходство, можно – привлекательность и т. д. По сути, это элемент манипуляции, который нужно уметь распознавать и отделять от истинных целей и намерений партнера, не позволяя ввести себя в заблуждение. Но есть и самоподача как фактор профессионализма. Например, от врача, юриста, руководителя, педагога мы ждем уверенности в себе, убежденности в правильности решения и высказываемого им мнения.

    Коммуникативная сторона общения связана с обменом информацией, мнениями, переживаниями, желаниями, состоянием и т. п. Мы хотим передать «это» партнеру и получить ожидаемую ответную реакцию в форме понимания, одобрения, изменения его мнения, настроения, поведения. Успех такой передачи зависит от ряда факторов, связанных с особенностями и уникальностью наших личностных свойств, психических процессов.

    Знания в области психологии и умение применять их в практике делового общения – очевидный фактор успеха в деловой сфере. В частности, следует отметить некоторые рекомендации по вопросам техники и методов повышения эффективности коммуникаций. Эти методы связаны с явлениями суггестии (внушения) и контрсуггестии (защиты от внушения), наличием достаточно известных барьеров на пути понимания партнерами друг друга и способов их преодоления. С этими же явлениями мы встретимся и при рассмотрении проблем подготовки и проведения деловых бесед.

    Остановимся подробнее на типологии и сути барьеров непонимания. Они срабатывают автоматически, независимо от нашей воли. Внешние барьеры – это некие фильтры недоверия к говорящему, например чувство опасности, тревоги, отсекающие или затрудняющие прием информации. Вообще доверие к говорящему (кредитность) – определяющий фактор суггестии. Препятствием коммуникации может служить и внутренний барьер, к примеру нравственный, не позволяющий касаться предлагаемой темы.

    Барьером непонимания может служить недостаток авторитета суггестора или того, на кого он ссылается, в глазах воспринимающего. Человек доверяет, как правило, тому, кто для него является авторитетом, репрезентантом, и не доверяет тем, у кого, в его глазах, нет авторитета. Основа авторитета – статус, принадлежность к авторитетной социальной группе, привлекательность, хорошее отношение к нам (социально-перцептивный авторитет). К просто социальным авторитетам относятся Бог, монарх, харизматическая личность национального масштаба.

    Существуют барьеры непонимания, которые связаны с формой и методами подачи информации и поэтому рассматриваются также и в курсе риторики:

    Фонетический барьер (непонимание языка, неприятие темпа речи, неадекватность речи и жестов друг другу, т. е. несовпадение вербальной и невербальной составляющих процесса коммуникации);

    Семантический барьер (непонимание смысла, когда один из общающихся использует непонятный жаргон, придает словам свой смысл);

    Стилистический барьер – несоответствие содержания и стиля, формы изложения, когда высоким стилем говорят об обыденном и, наоборот, низким стилем – о возвышенном. Можно выделить и другие стили: научный и обыденный;

    Логический барьер («это – не наша логика, а такие аргументы для нас неубедительны», «это – женская логика», «это – детская логика». Явная или неявная мысль авторитарного начальника: «Существует две логики: моя и неправильная»);

    Барьер избегания, когда партнер уклоняется от контакта, от информации: так реагирует, например, заядлый курильщик на информацию о вреде курения.

    Успех общения зависит от заинтересованности сторон и умения предвидеть и преодолевать барьеры непонимания, от умения управлять вниманием, привлекая и поддерживая его. Если в аргументации нужно сослаться на чье-то мнение, этот человек должен быть из числа авторитетов для слушателя. Следует, готовя выступление, учитывать культурный уровень, словарный запас, профессию и возраст слушателя, прогнозировать логику его размышлений, пользоваться достижениями науки риторики.

    Главное – это желание понять партнера, «слушать, чтобы услышать».

    Можно сделать небольшое дополнение к сказанному: различают направленное критическое слушание и эмпатическое слушание, причем первое связано с целью найти зацепку для контрсуггестии, а второе способно обеспечить будущее сотрудничество. От вашего понимания цели общения, от настроя зависит и результат общения.

    Третий аспект общения – интерактивный , связанный с взаимодействием сторон в процессе общения. Процесс взаимодействия пронизывает общение от начала до конца, определяет его динамику, развитие. Выбираемые партнерами действия (вербальные и невербальные проявления, поступки, занимаемые позиции, реакция) отражают их понимание ситуации и представления о правильных действиях в такой ситуации. Анализ интерактивного аспекта общения также, как и других аспектов, дает обширную информацию о партнере.

    В рамках интерактивной стороны общения для оценки ситуации используется такой психологический термин, как «позиции сторон», обозначающий статусное взаиморасположение партнеров: выше – ниже, ведущий – ведомый, преследователь – жертва и т. д. Правильное определение статуса, позиции партнера по общению позволяет установить преследуемые им цели общения, стратегию поведения, достаточно точно спрогнозировать его поведение и своевременно принять меры со своей стороны: либо подстроиться к партнеру, либо попытаться изменить его позицию, если она неприемлема, либо завершить общение.

    В установлении позиций партнеров по общению помогает знание современного западного метода психологического анализа и коррекции поведения, получившего название транзактный (или транзакционный) анализ. Основатель метода гештальттерапии Ф. Перлз различал такие позиции общающихся, как «хозяин положения – подчиненная сторона», американские психологи М. Джеймс и Д. Джонгвард – «преследователь – жертва – помощник», а наиболее известный у нас по многочисленным переводам его трудов американский психиатр Э. Берн – «родитель – взрослый – ребенок».

    Рассмотрим подробнее подход Э. Берна. Позиции в общении связаны с состояниями «я» – с совокупностью относительно независимых и обособленных во внутреннем мире человека эмоций, установок и схем поведения. Эти состояния дискретны и могут проявляться в поведении человека в форме как бы исполняемой роли, занимаемой позиции. В любой момент времени человек находится в одном из состояний, исполняет какую-то роль и ведет себя в соответствии со своим представлением о правильном поведении в этом состоянии. Выбор роли и поведения в ней основывается на конкретных, значимых для человека воспоминаниях, даже не всегда им осознаваемых. В табл. 3.2 приведены основные характеристики позиций в общении по Э. Берну.

    Не так уж много людей могут чувствовать себя уверенно, выступая перед большой толпой людей, и особенно если все эти зрители незнакомые вам люди. Большинству выступающих в устных презентациях становится неловко, когда, поднимая глаза, они видят сотни глаз, смотрящих на них. В самом начале их речи уже становится заметна дрожь в их голосе, что ясно говорит о том, что им становится не по себе перед всей этой публикой. Умение выступать перед большим количеством зрителей - очень редкий дар. Нервозность и волнение очень часто берут верх над хладнокровностью и спокойствием.

    Если это очень похоже на вас, то не волнуйтесь, у многих из нас есть та же самая проблема. Мы начинаем нервничать, даже когда нам надо обратиться к группе наших собственных друзей, совсем не говоря уже о группе незнакомцев. Самое лучшее решение этой проблемы - это подготовка к устной презентации . Ваша подготовка в очень многом зависит от вашей веры в себя. Вот несколько советов, которые помогут вам максимально улучшить ваши :

    1. Организация: хорошей идеей будет упорядочить вашу устную презентацию , разделив её не несколько частей:

    а) Тщательно спланируйте весь процесс презентации и уделяйте особое внимание на самые важные детали, не забывая при этом указывать возможные решения проблем, указанных в презентации;
    б) Изложите главную тему презентации чётко и ясно;
    в) Приведите пару примеров, относящихся к главной теме презентации, доказывающих актуальность данной темы на сегодняшний день;
    г) Изложите свою точку зрения со специфическим подходом к проблеме;
    д) И в завершение презентации вы должны сделать точные и понятные выводы;
    е) Обязательно не забудьте выделить дополнительное время для вопросов.

    2. Использование визуальных оформлений : расскажите и покажите. Постарайтесь найти самые яркие, красочные и запоминающиеся эффекты для того, чтобы донести свою точку зрения до зрителей. Для этого вы можете использовать:

    Визуальное оформление всегда служит для дополнения той информации, которую вы намереваетесь передать устным путём. Соответствующие картины, рисунки и фотографии в конечном итоге обязательно смогут привлечь внимание ваших зрителей. Следующие советы окажутся полезными для вас при выборе способа визуального оформления вашей устной презентации .

    Всегда старайтесь выбрать визуальные эффекты попроще и максимально соответствующие теме презентации .

    Убедитесь в том, что всем и каждому вашему зрителю будет легко их понять. Никогда не вкладывайте всё, что вы должны будете сказать в визуальные эффекты для того, чтобы позже с них это считывать.

    Попытайтесь заинтересовать своих слушателей, раздав им копии самых информативных и важных слайдов, с которых будет понятен общий смысл вашей презентации .

    3. Говорите со слушателями так, чтобы они были заинтересованы в каждом вашем последующем слове. Попробуйте поставить себя на их место и решить для себя, что вам было бы интересно услышать на данной устной презентации . Постарайтесь избегать монотонности всеми путями. Старайтесь говорить всегда искрящимся голосом.
    Даже если все презентации разные, и каждая из них имеет свои специфические свойства и особенности, присущие только ей, мы можем дать вам несколько общих советов, которые будут действительны для любого вида презентации и без сомнения внесут что-то особенное в ваше