» »

Россия во второй половине XVIII в. Эпоха Екатерины II. Внешняя политика России во второй половине XVIII века

14.10.2019

РАЗЛОЖЕНИЕ ФЕОДАЛЬНО-КРЕПОСТНОГО ХОЗЯЙСТВА

Контрольные вопросы

1. Какие изменения произошли в центральной власти при Петре I?

2. Что такое абсолютизм? Назовите этапы развития абсолютизма в России?

3. Приблизил или отдалил Петр I Россию от Европы?

4. В чем смысл научных дискуссий о содержании и последствиях петровских преобразований?

5. В чем смысл «культурного переворота» в России XVIII в.?

1. Проявление разложения феодально-крепостного хозяйства сельском хозяйстве.

2. Развитие капиталистического уклада в промышленности.

3. Развитие товарно-денежных отношений

4. Экономическая политика.

5. Финансовая политика.

1. Проявление разложения феодально-крепостного хозяйства сельском хозяйстве. Во второй половине XVIII в. резко выросли территория и население страны: В начале века население составляло 18 млн. человек, в 1796 г. – 36 млн. человек. Плотность населения различна: в центре – 23-26 человек на кв. версту, в Заволжье – 3-4 человека на кв. версту.

Россия оставалась аграрной страной на базе феодальной собственности на землю. Однако в этот период идет разложение феодального строя и генезис капиталистического уклада. Феодальный строй еще господствует, но начинают отмирать его характерные черты.

Распространение земледелия на новые земли: Причерноморье, Крым, Северный Кавказ, область войска Донского. Увеличиваются посевы технических культур, появляются новые: клевер, люцерна. В 1765 г. выходит Указ Сената о разведении картофеля. Усиление и специализации районов.

В 1754 г. началось государственное межевание земли с целью учесть земли и создать кадастр. Спорные вопросы решались в пользу помещиков – их земли увеличились. Появляется буржуазная собственность на землю, на севере (купечество), в Поволжье крестьяне покупают земли на имя барина.

Главная проблема – рабочая сила. Из всего крестьянства: 39 % - государственных, 7 % - дворцовых, 54 % - помещичьих. В черноземном центре число последних достигало 83 %. Параллельно росту привилегий идет усиление крепостного гнета. Захват земель на юге и перевоз крестьян. В 1796 г. выходит указ, запрещающий свободу перехода поселян с места на место. В 1760 г. помещик получил право ссылать крестьян в Сибирь, что шло в зачет рекрутов. Государству это было выгодно для освоения Сибири, а помещику, чтобы держать крестьян в страхе. В 1762 г. выходит Указ о вольности дворянской: дворянство освобождается от службы, крестьянин потерял право юридического лица, присягу за него стал приносить помещик.

Успех товарного хозяйства приводит к изменению форм эксплуатации крестьянства . В хлебопроизводящих районах крестьян переводят на барщину - 56 %, в промысловых – 44%. Барщинных крестьян переводят на месячину, их лишают собственного надела, присоединяют к барской запашке крестьянскую, все крестьяне работали на барской запашке, кормили их, этот труд приближается к рабскому (отмирает признак барщинного хозяйства: наделение крестьян землей).



Денежный оброк увеличивается в 5 раз. Оброчные крестьяне становятся мелкотоварными производителями – мелкими буржуа или уходят из деревни и становятся наемными рабочими – отходниками . Землю крестьянин не обрабатывает, а денежную ренту за нее платит.

Появляется социальное неравенство крестьян. Зарождается сельская буржуазия: капиталистые крестьяне и сельский пролетариат.

2. Развитие капиталистического уклада в промышленности. Изменение в организации форм и видов мануфактур; в темпах развития производства; в составе рабочей силы. В середине XVIII в. – насчитывалось 600 мануфактур, а к концу века – 1 200. В 2 раза увеличилось число наемных рабочих: с 200 тыс. человек до 400 тыс. Сложилось несколько типов мануфактур в зависимости от собственности и характера используемого труда: основаны на крепостном труде – государственная и вотчинная; основаны на вольнонаемном – купеческая и крестьянская. Появление крестьянской мануфактуры характерно только для второй половиныXVIII в. Рост вольнонаемного труда.

3. Развитие товарно-денежных отношении. Внутренняя торговля получила новые стимулы для развития. Углубляется географическое разделение труда. Идет рост городов и их населения. Характерно увеличение удельного веса мануфактурной продукции. В 1754 г. отменяются внутренние таможенные пошлины, что приводит к естественному росту внутренней торговли. В Москве 3700 купцов записаны в гильдии, 217 – из них торгуют в других городах, 93 – за рубежом. Наблюдается рост стационарной торговли, но по количеству ярмарки все равно растут. Был еще один тип торговли – откупной. Например, Шувалов получил право продавать табак.

Экспорт носил аграрный характер, хотя повысился рост промышленной продукции: 44,5 % экспорта по стоимости, это железо, полотно, сукно, парусина. Хлеб еще неустойчивый товар. Ввоз не изменился. Монополию на ввоз сохраняла Англия, она вывозила из России – 84 %. Россия заключила договор с Данией, Голландией, Португалией, Францией. Некоторый вес начинают играть южные порты. С Востока начали ввозить шелк – новое прогрессивное явление. В России малочисленный флот – 141 судно, в Англии – 767. Русское купечество не могло конкурировать.

Идет процесс первоначального накопления капиталов. До 1842 г. не было свободного сбыта. Это не позволяло свободно развиваться капиталу. Источник накопления капитала – винокурение. В области легкой промышленности состав предпринимателей – половина дворян, что составляет 1/6 часть дворянства.

4. Экономическая политика правительства носила продворянский характер, но при этом новым было: отмена различных монополий – ограничено право покупки откупов; В 1775-78 гг. отменены билеты, которые давали право на развитие промышленности. Было разрешено купцам покупать неуказанные изделия. В 1785 г. выходит Ремесленное Уложение о цеховом ремесле.

5. Финансовая политика также носила сословный характер. Главный доход государства – подушная подать, она выросла в 4,5 раза; косвенные платежи составляли 42-43 %, из них 10 % – на соль; таможенные сборы – 18,5 % – оседали в руках откупщиков.

Расходы: на армию – 40 %, содержание царского двора – 13%. Характерен хронический дефицит бюджета. Проведены крупные иностранные займы, в Голландии, Италии, но займы не государственные, а у отдельных лиц – купцов.

Проведен выпуск ассигнаций, что привело к падению рубля (68 коп.).

Сложился капиталистический уклад, его развитие тормозил феодальный строй. Территория России способствовала развитию феодализма вширь.

К середине XVIII в. общий уровень образованности в России был невысок. В наказах депутатов в Уложенную комиссию 1767 - 1768 гг., где впервые публично высказывались соображения по вопросам образования, отмечалась небольшая польза от заведенных в России в петровское время училищ. Однако «образованность» становится модной среди дворянства.

Широкое развитие в семьях помещиков получает домашнее образование. Но чаще всего оно было поверхностным и заключалось лишь в стремлении овладеть «французским изяществом».

В стране фактически не существовало начальной школы. Основной формой обучения податного населения продолжали оставаться школы грамоты. Они создавались частными лицами («мастерами грамоты», как правило, священниками). Обучение в них велось в основном по Часослову и Псалтири, но использовались некоторые светские учебники, например «Арифметика» Л.Ф. Магницкого.

Во второй половине XVIII в. была создана сеть закрытых сословных учебных заведений, предназначенных в первую очередь для детей дворянства. Помимо известного Сухопутного шляхетского корпуса в конце 50-х годов был основан Пажеский корпус, готовивший дворян к придворной службе.

В 1764 г. в Петербурге было основано «Воспитательное общество благородных девиц» при Смольном монастыре (Смольный институт) с отделением для девушек из сословия мещан.

Развитие сословной школы закрепляло господствующее положение дворянства в основных сферах административной и военной деятельности, превращало образование в одну из его сословных привилегий. Однако закрытые учебные заведения оставили заметный след в истории русской культуры. В них получили образование многие известные деятели культуры.

Со второй половины XVIII в. в России появились профессионально-художественные училища (Танцевальная школа в Петербурге, 1738; Балетная школа при Московском воспитательном доме, 1773).

Академия художеств, основанная в 1757 г., стала первым государственным центром художественного образования в области живописи, ваяния и зодчества. Музыкальные классы Академии художеств сыграли известную роль в развитии в России музыкального образования и воспитания. Все эти учебные заведения были закрытыми; в них запрещалось обучаться детям крепостных крестьян.

Качественно новым моментом в развитии просвещения в России было возникновение общеобразовательной школы. Начало ее связано с основанием в 1755 г. Московского университета и двух гимназий: для дворян и разночинцев с одинаковой программой обучения. Через три года по инициативе профессоров университета была открыта гимназия в Казани.

Открытие Московского университета, так же как и Академии наук, было важнейшим общественно-культурным событием. Университет в Москве стал общенациональным центром просвещения и культуры, в нем нашли воплощение демократические принципы развития образования и науки, провозглашенные и настойчиво проводимые М.В. Ломоносовым.

Уже в XVIII в. Московский университет стал средоточением отечественного просвещения. Типография, открытая при нем в 1756 г., была, по существу, первой гражданской типографией в Москве. Здесь печатались учебники и словари, научная, художественная, отечественная и переводная литература.

В типографии университета впервые были напечатаны многие произведения западноевропейских просветителей, начали издаваться первый журнал для детей («Детское чтение для сердца и разума»), первый в России естественно-научный журнал («Магазин натуральной истории, физики, химии»), журнал «Музыкальное увеселение». Московский университет начал издание первой в России неправительственной газеты «Московские ведомости», просуществовавшей до 1917 г.

Несомненной заслугой университета являлось издание азбук народов России - грузинской и татарской.

Во второй половине XVIII в. в России начала формироваться система общеобразовательной школы. Утвержденный в 1786 г. Устав народных училищ был первым общим для России законодательным актом в области народного образования.

Согласно Уставу, в губернских городах открывались главные четырехклассные училища, приближавшиеся по типу к средней школе, в уездных - двухклассные училища, малые, в которых преподавались чтение, письмо, священная история, элементарные курсы арифметики и грамматики. Впервые в школах вводились единые учебные планы, классно-урочная система, разрабатывалась методика преподавания.

Преемственность в обучении достигалась общностью учебных планов малых училищ и первых двух классов главных училищ.

Главные народные училища, открытые в 25 губернских городах, малые училища наряду с сословными школами, университетом и гимназиями в Москве и Казани составляли, таким образом, структуру системы образования в России к концу XVIII в. В стране, по имеющимся в литературе данным, было 550 учебных заведений с числом учащихся в 60 - 70 тысяч. В школе учился примерно один человек из полутора тысяч жителей. Статистика, однако, не учитывала различные формы частного обучения (домашнее образование в дворянских семьях, обучение в школах грамоты, в крестьянских семьях и т.д.), а также получивших образование за границей или приехавших в Россию иностранцев. Фактическое количество грамотных людей в России было, очевидно, существенно выше.

При каждом церковном приходе учреждались одногодичные приходские (церковноприходские) училища. В них принимались дети «всякого состояния» без различия «полу и лет». Устав провозглашал преемственную связь между школами разных ступеней.

Однако фактически для распространения образованности и просвещения среди массы народа было сделано очень мало. Казна не несла каких-либо затрат на содержание школ, передавая это или органам местного городского управления, или помещикам, или самим крестьянам в государственной деревне.

Школьная реформа сделала актуальной проблему подготовки учителей. Первые учебные заведения по подготовке учителей возникли во второй половине XVIII в. В 1779 г. была основана Учительская семинария при Московском университете. В 1782 г. открыто Петербургское главное народное училище для подготовки учителей народных училищ. Оно представляло собой закрытое учебное заведение, готовившее учителей гимназий, наставников пансионов, преподавателей университетов. Учителями уездных, приходских и других низших училищ работали в основном выпускники гимназий.

Появление новых учебников во второй половине XVIII в. связано с деятельностью Академии наук, прежде всего М.В. Ломоносова, и профессоров Московского университета. Изданная в 1757 г. «Российская грамматика» Ломоносова заменила в качестве основного пособия по русскому языку уже устаревшую грамматику М. Смотрицкого. Учебник по математике, составленный в 60-х годах студентом Московского университета Д. Аничковым, сохранял значение основного пособия по математике в школах вплоть до конца XVIII в. Учебником по горному делу стала книга Ломоносова «Первые основания металлургии, или рудных дел».

Важным показателем распространения просвещения были увеличение книгоиздательского дела, появление периодики, интерес к книге, ее собиранию.

Расширяется издательская база, помимо казенных появляются частные типографии. Указ «О вольных типографиях» (1783) впервые предоставлял право заводить типографии всем желающим. Частные типографии были открыты не только в столицах, но и в провинциальных городах.

Во второй половине XVIII в. изменяется репертуар книг, увеличивается число оригинальных научных и художественных изданий, книга становится более разнообразной по содержанию и оформлению.

Появляются первые общественные культурно-просветительские организации. Некоторое время (1768 - 1783) в Петербурге существовало «Собрание, старающееся о переводе иностранных книг», созданное по инициативе Екатерины II. Оно занималось переводом и изданием произведений древних классиков, французских просветителей. Издателем трудов «Собрания» некоторое время был Н.И. Новиков.

В 1773 г. Новиков организовал в Петербурге «Общество, старающееся о напечатании книг», нечто вроде первого в России издательства. В его деятельности приняли участие многие известные писатели XVIII в., в том числе А.Н. Радищев. Деятельность «Общества» также была непродолжительной, поскольку оно столкнулось с большими трудностями, прежде всего со слабым развитием книжной торговли, особенно в провинции.

Основными центрами издания книг и журналов были Академия наук и Московский университет. В академической типографии печаталась главным образом научная, учебная литература. По инициативе М.В. Ломоносова начал издаваться первый русский литературно-научный журнал «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие» (1755). В академической типографии был напечатан и первый частный журнал в России «Трудолюбивая пчела» (1759), издателем которого был А.П. Сумароков.

Во второй половине XVIII в. заметным общественно-культурным явлением не только столичных, но и провинциальных городов становится периодика. В Ярославле в 1786 г. появился первый провинциальный журнал «Уединенный пошехонец». В 1788 г. в Тамбове стала издаваться еженедельная губернская газета «Тамбовские известия», основанная Г.Р. Державиным, в то время гражданским губернатором города. В Тобольске выходил журнал «Иртыш, превращающийся в Иппокрену» (1789).

Особая роль в издании и распространении книг в последней четверти XVIII в. принадлежала выдающемуся русскому просветителю Н.И. Новикову (1744 - 1818). Новиков, как и другие русские просветители, считал просвещение основой социальных изменений. Невежество, по его мнению, было причиной всех заблуждений человечества, а знания - источником совершенства. Отстаивая необходимость просвещения для народа, он основал и содержал первую народную школу в Петербурге. Издательская деятельность Новикова получила наибольший размах в период аренды им типографии Московского университета (1779 - 1789). Около трети всех издававшихся в России в то время книг (примерно 1000 наименований) выходило из его типографий. Он издавал политические и философские трактаты западноевропейских мыслителей, собрания сочинений русских писателей, произведения народного творчества. Большое место среди его изданий занимали журналы, учебники, масонская религиозно-нравственная литература. Новиковские издания имели большой для того времени тираж - 10 тысяч экземпляров, который в известной степени отражал возраставший интерес к книге.

В 60 - 70- е годы XVIII в. большое распространение получила сатирическая журналистика, на страницах которой печатались произведения «к исправлению нравов служащие», формировалась антикрепостническая просветительская мысль. Наиболее важная роль в этом процессе принадлежала новиковским изданиям «Трутень» (1769 - 1770) и особенно «Живописец» (1772 - 1773). Этот яркий и смелый сатирический журнал Н.И. Новикова содержал острую критику крепостнических порядков в России.

Развитие просвещения связано с расширением круга читателей. В воспоминаниях современников встречаются свидетельства, что «люди из низших сословий с увлечением покупают различные хроники, памятники русской старины и многие ветошные лавки полны рукописных летописей».

Книги переписывались, продавались, этим часто кормились мелкие служащие и студенты. В Академии наук некоторые работники получали жалованье книгами.

Н.И. Новиков всемерно способствовал развитию книжной торговли, особенно в провинции, рассматривая ее как один из источников распространения книги. В конце XVIII в. книжные лавки существовали уже в 17 провинциальных городах, около 40 книжных лавок были в Петербурге и Москве.

В этот период при университетах, гимназиях, закрытых учебных заведениях имелись библиотеки. Продолжала работать библиотека Академии наук. В 1758 г. была открыта библиотека Академии художеств, основу фонда которой составили подаренная куратором Московского университета И.И. Шуваловым коллекция книг по искусству, собрание картин Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка. С момента основания она была общедоступной, в читальном зале книгами могли пользоваться не только ученики Академии, но и все желающие. В определенные дни недели для «любителей книг» открывались залы и других библиотек.

В 80 - 90-е годы XVIII в. в некоторых губернских городах (Туле, Калуге, Иркутске) появились первые публичные библиотеки. Возникали платные (коммерческие) библиотеки при книжных магазинах вначале в Москве и Петербурге, а затем и в губернских городах.

Большая роль в духовной жизни общества принадлежала интеллигенции. По своему социальному составу интеллигенция XVIII в. была в основном еще дворянской. Однако во второй половине этого столетия в среде художественной и научной интеллигенции появилось много разночинцев. Разночинцы учились в Московском университете, Академии художеств, некоторых закрытых учебных заведениях, предназначенных для недворян.

Одной из особенностей культурного процесса России конца XVIII в. было существование крепостной интеллигенции: художников, композиторов, архитекторов, артистов. Многие из них были талантливыми, одаренными людьми, они понимали всю тяжесть своего бесправного положения, и жизнь их нередко кончалась трагически.

Судьбы крепостной интеллигенции в России отражали несовместимость крепостного права и свободного духовного развития личности. Выработанная общественным сознанием новая концепция человеческой личности вступала в противоречие с реальной жизнью.

На сегодняшнем занятии мы рассмотрим экономические процессы, происходившие во второй половине XVIII в.

Тема: Россия в XVII -XVIII вв

Урок: Экономика России во второй половине XVIII в.

Во второй половине XVIII в. территория России расширилась за счет присоединения к ней земель, отошедших в результате разделов Польши, присоединения Северного Причерноморья и Приазовья, а также Крыма. Таким образом, Россия вышла к побережью Черного и Азовского морей на юге, а на западе к ней отошли земли Верхнего Поднепровья, Подвинья и части Лифляндии.

Численность населения со времени проведения первой ревизии до конца XVIII в. возросла примерно в 2,25 раза и составила в 1794-1796 гг. 36 млн человек.

Как и в предшествующее время, в стране преобладало сельское население: в конце столетия из каждых 100 жителей в городах пребывало только 4 человека. Среди селян большинство составляли помещичьи крестьяне (51,3 %), за ними следовали государственные и дворцовые. Основная масса населения размещалась в центральных губерниях нечерноземной и черноземной полосы, где средняя плотность на квадратную версту в 1800 г. составляла 24 человека, в то время как в губерниях Среднего Поволжья и Приуралья — 4,3 человека, а в северных губерниях — 0,7 человека. Плодородные земли Приуралья и Среднего Поволжья, как видим, располагали огромными ресурсами для освоения.

Сельское хозяйство продолжало экстенсивный путь развития. Рекомендации Вольного экономического общества по применению более совершенных систем земледелия и орудий обработки почвы в большинстве своем оставались невнедренными, так как они требовали от землевладельца затрат и стремления к рационализации. Помещики, как правило, не вникали в хозяйственные заботы, продолжали вести хозяйство по старинке, уповая на опыт приказчиков.

Рис. 1. Журнал «Труды» Вольного экономического общества ()

И все же на протяжении второй половины XVIII в. наблюдалось значительное увеличение производства зерна, продуктов животноводства и технических культур. Достигалось это преимущественно за счет введения в хозяйственный оборот новых земель, то есть экстенсивной формой развития. К ним в первую очередь относятся богатые черноземами земли Северного Причерноморья, ранее пустовавшие и называвшиеся Диким полем. Земледелие внедрялось в хозяйство донских казаков, а также на территории Северного Кавказа, Урала, Среднего Поволжья, некоторых народов Сибири.

Особое внимание было обращено на освоение Новороссии, как стали называть территорию Северного Причерноморья. Помещикам, обязавшимся переселить сюда крепостных, правительство выделяло участки от 1500 до 12 тыс. десятин. В целях заселения края землю в 60 десятин могли получить «всякого звания люди», за исключением крепостных крестьян. На земли Среднего Поволжья приглашались немецкие колонисты.

К территориям, где стали заниматься земледелием, относятся также Урал и Сибирь. Там местное население, общаясь с русскими, заводило пашни. Башкиры, буряты, якуты частично переходили от экстенсивного скотоводства к земледелию, от кочевой жизни к оседлости, от первобытных способов охоты к применению более совершенных приемов добычи пушнины.

Появились новые культуры, среди которых значился картофель, хотя и известный в России с конца XVII в., но внедрявшийся так медленно, что и в конце XVIII в. «земляное яблоко» считалось огородным овощем. Другой новой культурой был подсолнечник, возделываемый преимущественно на Украине и в Новороссии.

Промышленность в своем развитии опережала сельское хозяйство. Особенно бурными темпами осваивались горнорудные богатства Урала, где к концу столетия действовало множество железоделательных и медеплавильных заводов. По выплавке чугуна Россия занимала во второй половине XVIII в. первое место в мире.

На Урале сформировались крупные промышленные хозяйства, принадлежавшие таким магнатам, как Яковлевы, Демидовы, Походяшины, Твердышев с Мясниковым и др. Они владели не только промышленными предприятиями, но и тысячами крепостных, купленных ими к заводам. Уральская промышленность в XVIII в. развивалась и процветала на базе широкого использования крепостного труда.

Рис. 3. Невьянский завод Демидовых ()

Важнейшими отраслями легкой промышленности были суконное, парусно-полотняное и шелковое производства. Изменилась география размещения предприятий. Если в первой четверти XVIII в. Москва сосредоточивала основную массу предприятий, то в последующие десятилетия за старой столицей сохранилась преобладающая роль только в шелковом производстве. Парусно-полотняная промышленность интенсивно развивалась на периферии, в Ярославле и Костроме, где издавна возделывались лен и конопля. Суконные мануфактуры, напротив, возникали в южных районах, где существовали благоприятные условия для овцеводства, — в Воронежской губернии и на Украине.

Самое важное новшество в текстильной промышленности состояло в возникновении хлопчатобумажного производства. По темпам развития оно намного опережало все прочие отрасли легкой промышленности. Если в конце 1760-х гг. существовало только 7 хлопчатобумажных предприятий, то в конце столетия их стало 249. Центром хлопчатобумажного производства стало село Иваново.

Однако рынок страны насыщали промышленными изделиями нестолько крупные предприятия, сколько сотни и тысячи мелких заведений в крестьянских промыслах, производивших полотно, ленты, разнообразные изделия из металла, глины, дерева и т. д.

Число мануфактур, где использовался только наемный труд, постоянно росло. Даже крестьянам, имеющим капитал («капиталистные» крестьяне), в 1775 г. было разрешено создавать свои предприятия. При этом сохранившиеся крепостнические порядки тормозили развитие рынка свободных рабочих рук. Помещик в любой момент мог отозвать из города крестьян-отходников, нанимавшихся на работу к хозяевам мануфактур.

Навстречу потокам промышленных товаров, следовавших из промысловых областей в черноземные районы, из Черноземья шли товары сельскохозяйственного производства: хлеб, мясо, кожи, шерсть, мед, воск. Крупным потребителем привозного продовольствия являлся Петербург. Из Петербурга на периферию следовали промышленные товары западноевропейского производства. Еще более крупным потребителем привозного продовольствия была Москва: если в Петербурге в конце столетия проживало 220 тыс. жителей, то в Москве — до 400 тыс.

Внутренняя торговля, как и раньше, разделялась на стационарную и временную. Стационарная торговля производилась в городах либо ежедневно, либо в определенные дни недели. Для сельского населения основными пунктами обмена были торжки и ярмарки, количество которых тоже увеличилось, что свидетельствовало о втягивании крестьян в рыночные отношения.

На структуре внешней торговли сказались успехи в развитии отечественной промышленности: в экспорте возрос удельный вес уральского железа с 800 тыс. пудов в 1760 г. до 3840 тыс. пудов в 1783 г. Вывозились также полотно и льняные ткани. Новым в экспорте России явилась из десятилетия в десятилетие увеличивавшаяся продажа зерна за границу.

Это был результат освоения чернозема Дона, Северного Кавказа и Новороссии. Тенденция роста вывоза хлеба не исключала его неустойчивости — в неурожайные годы он значительно сокращался.

Главным потребителем русских товаров являлась Англия. Она закупала в конце столетия до 80 % железа, 58 % пеньки, 60 % льна.

В импорте, как и в предшествующие десятилетия, преобладали сахар, сукна, краски, шелковые ткани, вина.

Внешняя торговля продолжала находиться в руках преимущественно иностранных купцов, в особенности импорт. Внешнеторговые связи осуществлялись главным образом через Петербург и порты Прибалтики: Ригу, Ревель, Нарву. В торговле с Востоком преобладали изделия русских мануфактур. Русские купцы выступали также в роли посредников, продавая промышленные изделия западноевропейских стран.

Непрерывные войны, которые вело государство в царствование Екатерины II, требовали больших расходов из казны. Правительство увеличивало налоги с крестьян и простых горожан.

Список литературы

1. История государства и народов России. XVI-XVIII вв. — М.: Дрофа, 2003

2. Анисимов Е. В. Россия в середине XVIII в. Борьба за наследие Петра. — М., 1986

3. Анисимов Е. В. Женщины на российском престоле. — М., 1997

4. Валишевский К. Преемники Петра. — М., 1992

Домашнее задание

1. Что сдерживало развитие капиталистических отношений в России?

2. Какой путь развития преобладал в сельском хозяйстве?

3. Где применялся вольнонаемный труд?

4. Какие изменения произошли в развитии внутренней и внешней торговли?

Социально-экономические процессы и социальная политика середины-второй половины XVIII века

В течение XVIII века основная часть людей по-прежнему жила натуральным хозяйством, но в его недрах нарастали рыночные тенденции, возникали элементы индустриального уклада. С учётом крепостного состояния основной массы населения эти тенденции неизбежно приобретали искажённый характер . Рыночные тенденции проявлялись в следующем .

1) Среди крестьян распространился "отход" . Испросив паспорт у помещика , крестьяне отправлялись в города на заработки, из которых потом расплачивались как с помещиком, так и с государством. В городах они могли заниматься мелкой торговлей, мелким ремеслом, наниматься в подмастерья, служить ямщиками, нищенствовать - но неизбежным было их возвращение к помещику. Именно за счёт таких крестьян и росли города. Так, временно отпущенные крепостные составляли к концу XVIII 60% жителей Петербурга.

2) Растёт число "капиталистых" крестьян. Нередко они становились богаче своего барина . Многих из них угнетало крепостное состояние, они пытались выкупиться на свободу, но помещик, как правило, не отпускал - такой крестьянин был курицей, несущей золотые яйца. Из источников второй половины века известны случаи самоубийств среди таких крестьян.

3) Сословие дворян всё более просвещалось , потребности росли . Дворяне выходят на внешний рынок и продают хлеб за рубеж, прежде всего, в Англию. Но чтобы иметь товарный хлеб, нужно было усиливать нажим на крестьян. На юге России, там, где самые плодородные земли, барщина доходила до 5-6 дней в неделю. Крестьянам на обработку собственного участка оставались воскресенья.

3) Отражением роста рыночных тенденций была распространившаяся практика торговли людьми . Пик её приходится на екатерининское время. Продажа искусных столяров или талантливых певиц была средством выручить доход. Некоторые помещики даже заводили у себя музыкальные школы , учили крестьянских детей и потом выгодно продавали. В законах ничего не говорилось о возможности торговли людьми, но и запрета не существовало. За весь XVIII век известен один единственный указ , в котором рекомендовалось ограничить такого рода торговлю. В указе Екатерины II 1773 года рекомендовалось продавать людей "без употребления молотка" , а также Екатерина настоятельно советовала дворянам не продавать детей до 3-х лет отдельно от родителей. Здесь она больше заботилась о будущих налогоплательщиках: без родителей такие дети обычно погибали.

До второй половины XVIII века крепостное право не воспринималось как зло . Помещики, равно как и сменявшие друг друга на троне императоры и императрицы, считали такое состояние естественным . Первой правительницей, посмотревшей на дело иначе , была Екатерина II (1762-1796). Её попытка приступить к решению крестьянского вопроса связана со знакомством с идеями "века Просвещения" .

"Эпоха Просвещения" в истории Европы называют XVII- XVIII века . В это время формировались идеи и теории , которые легли в основу современных представлений об общественном устройстве . И, в частности, мыслители эпохи Просвещения выдвинули теорию "естественных прав" . Она состояла в том, что люди от природы равны, наделены равными - естественными - правами. В дальнейшей жизни успехи человека зависят от его способностей и трудолюбия, но изначальные, стартовые права у всех одинаковы. Сейчас эта идея настолько привычна , что мы их не замечаем. Тогда они казались кому-то новостью, кому-то криминалом. Потому что, ещё с античности утвердилось представление о том, что рабами и свободными люди рождаются . Выдвигая "теорию естественных прав" мыслители Просвещения спорили не только с древним представлением, но и с реальностью . Ведь именно на их эпоху - XVIII век - приходился в истории максимум работорговли и применения рабского труда.

Екатерина II была не только знакома с идеями просветителей, но с некоторыми из них общалась лично . Так, она состояла в переписке с Вольтером и Вильгельмом Гриммом (одним из братьев-сказочников, основным занятием Вильгельма была философия). По её приглашению приезжал в Петербург Дени Дидро . Крепостное право - рабство - с точки зрения Просвещения - зло . И Екатерина подступила к вопросу о крепостничестве.

В 1767 году в Москве она созывает Уложенную комиссию - собрание, состоявшее из 573 представителей сословий. Там были представлены все сословия, кроме владельческих крестьян, - государственные тоже были. Официально комиссия созывалась для выработки нового законодательного свода . Со времён "Соборного уложения" Алексея Михайловича прошло 120 лет, оно устарело, предполагалось, что Уложенная комиссия разработает новый основной закон. Но у Екатерины была и тайная надежда : депутаты осудят рабство , и оно будет отменено, так сказать, с санкции народа . Когда Уложенная комиссия собралась, депутатам зачитали "Наказ" , составленный Екатериной. Он содержал цитаты из просветителей, кроме того, в "Наказе" повторялась такая мысль: при составлении новых законов депутаты должны руководствоваться "общим благом" . Дальше депутаты начали прения: они могли высказываться свободно , ведь императрицы в зале не было. Депутаты не знали, что перед сбором комиссии часть зала была отгорожена перегородкой , за ней было поставлено кресло. В этом укрытии во время заседаний находилась Екатерина. Она хотела услышать, что же на самом деле думают её поданные. Услышала она следующее.

- Дворяне желали, чтобы их права на крестьян были подтверждены в законе "навечно"

- Купцы желали снятия государственных монополий и прав на торговлю с иностранными государствами

- Государственные крестьяне говорили об уменьшении налогов

Никто не говорил "об общем благе" , и ни одно сословие не поставило вопрос о судьбе крепостных. Екатерина сделала для себя вывод: дать свободу крестьянам , значит, войти в противоречие с пожеланиями дворян , и, весьма вероятно, лишиться власти . Власть Екатерина любила больше , чем идеи Просвещения. Поэтому больше к вопросу о судьбе крепостных она не возвращалась . Наоборот, именно в её правление крепостничество приняло самые дикие формы. Что касается Уложенной комиссии, она была распущена под предлогом начавшейся войны с Турцией.

Первые реальные шаги в решении Крестьянского вопроса предпринял сын Екатерины Павел I (1796-1801). Павлом руководили два мотива

Во-первых, он не любил матери , и во всём стремился действовать наперекор ей. (Справедливости ради надо заметить, что это был ответ на нелюбовь Екатерины к сыну - она даже намеревалась лишить Павла престола) Символом этого заочного спора стали надписи на постаментах двух памятников Петру. Как известно, первый памятник Петру установлен был в правление Екатрины - это знаменитый "Медный всадник". Не имея никаких прав на престол, и узурпировав власть, воздвижением памятника Петру, Екатерина стремилась показать, что является продолжательницей его дела . Отсюда и надпись на постаменте: "Петру I - Екатерина II" . Тем самым подчёркивалась политическая преемственность , после Первого Великого императора была Вторая Великая императрица. Придя к власти, Павел установил свой памятник Петру - перед Михайловским замком. Надпись на постаменте гласит: "Прадеду - правнук" . Тем самым Павел подчёркивал свою родственную преемственность и законные права на престол. Так и в его подходе к Крестьянскому вопросу ощущался спор с Екатериной: матушка только разговоры вела о Просвещении, но для облегчения участи большинства не сделала ничего.

Второй мотив Павла связан был с его рыцарской идеей . В детстве Павел увлекался книгами про средневековых рыцарей, и, придя к власти, стремился построить государство , основанное на принципах рыцарского служения и рыцарской чести . Отсюда всевозможные рыцарские игры Павловской эпохи: он выстроил для себя замок , который сейчас вовсе не выглядит по-рыцарски, а при Павле был окружён рвами и цепными мостами. Необычный для Петербурга кирпичный цвет замка также связан с рыцарским увлечением Павла. Архитектор Венченцо Бренна спросил, в какой цвет красить замок. Павел достал перчатку своей прекрасной дамы Анны Гагариной-Лопухиной, оброненную ею на балу, и указал красить в такой. Другим рыцарским начинанием было предложение государям Европы больше не воевать с вовлечением народов, а устраивать рыцарские турниры . В крестьянском вопросе Павел исходил из идеи , что отношение дворян к крестьянам должно быть рыцарским . Отсюда предпринятые им меры по крестьянскому вопросу

1) Запрет продавать крестьян с разделением семей

2) Запрет продавать крестьян отдельно от земли (такие крестьяне становились дворней или выполняли барщину 7 дней в неделю - положение их ухудшалось)

3) Запрет заставлять крестьян работать по воскресеньям и рекомендация ограничить барщину 3 днями в неделю

4) Крестьян стали приводить к присяге . Существовала такая процедура при вступлении императора на престол - в церквах люди приводились к присяге на верность императору. Эта процедура раньше не касалась крестьян - в них как бы не видели людей, которые могут что-то обещать и выполнять. Нововведением Павла крестьяне признавались людьми .

Такого рода меры сформировали среди крестьян положительное отношение к Павлу. Пошли разговоры о воле . Они были беспочвенны: неизвестно источников, которые бы свидетельствовали о подобных намерениях Павла. Но он был первым правителем, который попытался облегчить жизнь большинства. Этих намерений помещики Павлу не простили. Был составлен дворянский заговор , и в ночь с 11 на 12 марта 1801 года в Михайловском замке Павел был убит. Его политика по крестьянскому вопросу была не единственной, но, вероятно, основной причиной заговора.

Из всех социальных законов XVIII века наибольшее значение в исторической перспективе имел "Указ о вольности дворянской" , принятый в 1762 году в правление Петра III (1761-1762) . Этот император провёл на престоле всего несколько месяцев , и пал жертвой переворота - был убит по тайному указанию своей супруги Екатерины II. Долгое время историки рисовали образ этого человека, опираясь на легенду , созданную "Записками" Екатерины, в которых Пётр III рисовался как большой и капризный ребёнок , который только и делал, что строил замки из папье-маше и использовал их для игры в солдатиков. Но этот образ не вяжется с теми указами , которые появились в недолгое правление Петра III. До сих пор исследователям не вполне ясно, сам ли он был их автором, или это дело его секретаря Дмитрия Волкова . При Петре появляютя следующие документы.

- Указ о ликвидации Тайной канцелярии - его правление окажется недолгим периодом в истории страны, когда не существовало тайного политического сыска.

- Указ о веротерпимости . В соответствии с ним были прекращены массовые преследования старообрядцев , бежавшие за границу раскольники получили право вернуться.

- "Манифест о вольности дворянской" . В соответствии с ним дворяне получили право выбирать: служить или не служить , таким образом они освобождались от принудительной службы, введённой Петром I.

Следствия этого указа оказались разнообразными.

1) Во-первых, он стал началом процесса освобождения всех сословий . Идея свободных сословий появилась, и через 100 лет процесс дойдёт и до большинства - в 1861 году будут освобождены крестьяне.

2) Во-вторых, "Указ о вольности дворянской" стал важнейшей предпосылкой Крестьянского восстания под руководством Емельяна Пугачёва - самого сильного крестьянского движения за всю историю страны. После "Указа о вольности дворянской" крестьяне стали ожидать "Указа о вольности крестьянской" . Иначе оказывалось несправедливо: дворяне теперь могут не служить государству, а крестьяне должны продолжать нести тягло и рекрутскую повинность. После гибели Петра III, официально представленной как его естественная смерть, среди крестьян распространилась легенда об "украденной" вольности и "спрятанном" императоре . Пётр-де издал указ о крестьянской вольности, но дворяне его украли. Пётр, однако, где-то прячется, но придёт и даст волю. И такие Петры стали появлятьс я. По числу самозванцев, для которых он стал прообразом, Пётр III оказался рекордной фигурой. В разных исследованиях называются цифры от 13 до 40 . Самым известным "Петром III" был Пугачёв . Исследователи подметили, что документы , которые издавались от его имени по характеру напоминают текст "Указа о вольности дворянской", только по содержанию это были как бы "Манифесты о вольности крестьянской"

3) Третье следствие указа заметно было далеко не сразу. Уволившись со службы, множество дворян обрело свободное время, получило возможность учиться и заниматься обучением своих детей . Дети и внуки этих освобождённых дворян создадут блестящий культурный подъём первой половины XIX века. Как известно, этот период получил название"золотого века русской культуры" .

2.1 Быт и нравы

Вторая половина XVIII века, а именно период царствования Екатерины II вошел в историю как «золотой век» российского дворянства. Одним из первых манифестов Екатерины II после восшествия на престол был «Манифест о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству», по которому дворяне освобождались от обязанностей воинской и гражданской службы.

По этому же «Манифесту» многие дворяне получили земли в свое владение, за ними же закрепились крестьяне, жители этих земель. Естественно, что эти земли надо было благоустраивать. Благоустройство начиналось, как правило, со строительства усадьбы. И время правления Екатерины - это время расцвета дворянской усадебной культуры. Но жизнь большинства помещиков не была отделена «железным занавесом» от жизни крестьян, происходило прямое соприкосновение с народной культурой, зарождается новое отношение к крестьянину как к равному себе человеку, как к личности.

Также вторая половина XVIII века ознаменовалась рядом появления новшеств, касающихся быта горожан. Особенно много нового появилось в жизни городов. После разрешения правительства держать купцам лавки в своих домах, в городах появляются купеческие усадьбы со складами и магазинами, образующими целые торговые улицы.

В Москве и Петербурге появились водопроводы, но для большинства городов источником водоснабжения оставались многочисленные колодцы и ближние водоемы, а также развозившие воду в бочках водовозы.

В конце века в отдельных крупных городах вводится освещение главных улиц. В Москве первые уличные фонари появились с 30-х гг. XVIII в. В них фитиль, опущенный в конопляное масло, зажигался по специальному распоряжению властей.

Большой проблемой для городских властей с увеличением населения становились вопросы гигиены, поэтому в городах растет число общественных бань, в которых за особую плату можно было и откушать, и скоротать ночь приезжим. Впервые специальным указом Сената запрещен патриархальный обычай париться вместе мужчинам и женщинам, а по Уставу Благочиния 1782 г. запрещен вход в баню лицам другого пола не в их день.

Еще одним новшеством во второй половине века стало открытие городских больниц. Первая из них появилась в Петербурге в 1779 г. Но, несмотря на это, в простонародье прочно сохранялась вера в знахарей, заговоры. Предрассудки укрепляло само правительство: в 1771 г. при эпидемии чумы в Костроме Екатерина II подтвердила указ 1730 г. о посте и крестном ходе вокруг города как средствах борьбы с заразой.

2.2 Образование и наука

В "Екатерининскую эпоху" тенденция огосударствления образования получила новый импульс и новый характер. Если в первой четверти столетия главной целью образования было удовлетворение государственной потребности в кадрах, то Екатерина II, стремилась с помощью просвещения воздействовать на общественное сознание, воспитать "новой породы людей". В соответствии с этим был сохранен принцип сословности образования.

Важную роль в распространении грамотности и развитии образования сыграла книгоиздательская деятельность, заметно расширившаяся во второй половине столетия. Книжное дело перестало быть привилегией государства. Большую роль в его развитии сыграл русский просветитель Н.И. Новиков. В его типографиях издавались книги по всем отраслям знаний, в том числе и учебники. Важным событием стало издание в 1757 г. "Российской грамматики" М.В. Ломоносова, заменившей устаревшую "Грамматику" М. Смотрицкого.

Начальная школа по-прежнему оставалась наименее развитым звеном в системе образования. Как и в предшествующий период, существовали епархиальные школы для детей духовенства, гарнизонные школы для детей рекрутов. Лишь в конце века в каждой губернии были открыты формально бессословные главные народные училища, а в каждом уезде - малые народные училища. Однако дети крепостных крестьян по-прежнему были лишены возможности получить образование.

Профессиональные школы по-прежнему занимали значительное положение в системе образования. Дальнейшее развитие получила сеть медицинских, горных, коммерческих и др. профессиональных школ, возникли новые направления специального образования. В 1757 г. в Петербурге по проекту И.И. Шувалова была основана "Академии трех знатнейших художеств". При Московском воспитательном доме было открыто Балетное училище. Для подготовки учителей народных школ в Москве и Петербурге были созданы учительские семинарии, на базе которых впоследствии возникли педагогические институты.

Существенные изменения произошли в системе высшей школы. Крупнейшим культурным центром Российской империи стал созданный в 1755 г. по проекту М.В. Ломоносова и И.И. Шувалова Московский императорский университет. Университет имел философский, юридический и медицинский факультеты. Богословие в нем не преподавалось вплоть до начала XIX в., все лекции читались на русском языке. При университете была организована типография, в которой до 1917 г. издавалась газета "Московские ведомости". Помимо Московского университета, обучение в котором в соответствии с уставом было бессословным, по-прежнему действовали дворянские корпуса (сухопутный, морской, артиллерийский, инженерный и пажеский) и духовные академии.

В 1764 г. для девочек открылся Смольный институт благородных девиц (Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге), при котором существовало "Училище для малолетних девушек" недворянского происхождения (позже оно было преобразовано в Александровский институт).

В 1786 г. был издан «Устав народных училищ» - первый законодательный акт в области образования. Впервые вводились единые учебные планы и классно-урочная система

К концу XVIII в. в стране функционировало 550 учебных заведений, в которых насчитывалось около 60 тысяч учащихся; было положено начало женскому образованию. Несмотря на значительные достижения в деле распространения грамотности и развития сети учебных заведений, образование по-прежнему оставалось сословным, оно не было всеобщим, обязательным и одинаковым для всех категорий населения.

Екатерина II продолжила политику государственной поддержки отечественной науки. Понимая важность развития науки для укрепления экономики и обороноспособности страны, Екатерина II поддерживала различные научные исследования. Так, например, именно ей в 1768 г. была сделана первая прививка от оспы. В "Екатерининскую эпоху" отечественные ученые заняли господствующее положение в Академии наук, значительно вырос круг отечественных ученых - академиков, среди них племянник М.В. Ломоносова математик М.Е. Головин, географ и этнограф И.И. Лепехин, астроном С.Я. Румовский и другие. В то же время, опасаясь всякого "вольнодумства", императрица стремилась подчинить развитие науки строгой государственной регламентации. Это стало одной из причин печальной участи многих талантливых русских ученых-самоучек.

Естественные науки во второй половине XVIII в., как и в предшествующий период, развивались опережающими темпами. К концу столетия отечественное естествознание достигло общеевропейского уровня. Во второй половине столетия продолжалось активное освоение и описание новых земель. Для изучения территории Российской империи, ее природных богатств, населения и исторических памятников Академия организовала 5 "физических" экспедиций (1768-1774); полярный исследователь С.И.Челюскин описал часть берега полуострова Таймыр; в честь русских мореплавателей Д.Я. и Х.П. Лаптевых названо море Северного Ледовитого океана; С.П.Крашенинников, которого считают основоположником русской этнографии, составил первое "Описание земли Камчатки"; экспедиция В. Беринга достигла пролива между Азией и Америкой, названного в честь его имени. Г.И.Шелихов составил описание Алеутских островов и организовал освоение Аляски.

Ко второй половине XVIII в. относится зарождение отечественной агрономической науки, одним из основоположников которой является русский писатель и естествоиспытатель А.Т. Болотов.

2.3 Литература

Во второй половине XVIII в. в русской литературе продолжился начавшийся в предшествующий период интенсивный творческий поиск. Заметно возросла общественно-политическая роль литературы и литераторов. XVIII в. часто называют "веком од". Действительно, оды получили в этот период большое распространение, однако в целом литература характеризуется многожанровостью. Дальнейшее развитие получили уже известные жанры (элегии, песни, трагедии, комедии, сатиры и др.), появились новые (современная городская повесть - "Бедная Лиза" Н.М.Карамзина).

До конца 60-х годов господствующим направлением оставался классицизм. В последней трети столетия зарождалось новое литературно-художественное направление - реализм, характеризовавшийся социальной злободневностью, интересом к внутреннему миру человека. Сентиментализм, появившийся в последней четверти столетия, провозглашал культ естественного чувства, природы, призывал к освобождению человека от власти социальной среды. В литературе сентиментализма преобладающими жанрами стали лирическая повесть, семейный и психологический роман, элегия. Расцвет русского сентиментализма связан с творчеством писателя и историка Н.М.Карамзина (повести "Бедная Лиза", "Деревня", "Наталья, боярская дочь").

Народное творчество. Во второй половине XVIII в. устное народное творчество приобрело резко выраженный антикрепостнический характер: песни о тяжкой доле крестьян и произволе помещиков; сатирические стихи, высмеивающие господ; анекдоты, главным героем которых был смекалистый мужик; повести о жизни крепостных крестьян и казачества. К числу наиболее ярких произведений этого периода относятся "Повесть Пахринской деревни Камкина", "Сказание о деревне Киселихе" и песня беглого крестьянина "Плач холопов".

Дальнейшее развитие получила и традиционная для русского эпоса патриотическая тематика. В народных сказаниях и солдатских песнях нашли отражение исторические сражения русской армии, деятельность выдающихся русских полководцев XVIII в.

2.4 Искусство

2.4.1 Изобразительное искусство

Вторая половина XVIII в. - время интенсивного развития различных видов изобразительного искусства, которое в значительной степени определялось деятельностью созданной в 1757 г. Академии художеств. Ведущим направлением академической живописи был классицизм, характеризующийся композиционной ясностью, четкостью линий, идеализацией образов. Наиболее ярко русский классицизм проявился в исторической и мифологической живописи.

Ведущим жанром отечественной живописи оставался портрет. Интенсивное развитие светского портрета к концу столетия подняло его на уровень высших достижений современного мирового портретного искусства. Крупнейшими портретистами эпохи, обладавшими мировой известностью, были Ф.Рокотов ("Неизвестная в розовом платье"), Д.Левицкий, создавший серию парадных портретов (от портрета Екатерины II до портретов московских купцов), В. Боровиковский (портрет М.И. Лопухиной).

Наряду с портретной живописью развивалась пейзажная (С.Ф.Щедрин), историческая и мифологическая (А.П. Лосенко), батальная (М.М.Иванов) и натюрмортная ("обманки" Г.Н. Теплова, П.Г. Богомолова) живопись. В акварелях И. Ерменева и картинах М. Шибанова впервые в русской живописи появилось изображения жизни крестьян.

М.В. Ломоносов возродил технику смальтовой мозаики. Под его руководством в этой технике были созданы станковые портреты и батальные композиции. В 1864 г. при Петербургской Академии художеств было основано мозаичное отделение, главной задачей которого было изготовление мозаик для Исаакиевского собора.

В конце ХVIII в. покупка Екатериной II ряда частных коллекций произведений искусства в Европе положила начало одному из крупнейших и наиболее значительных музеев мира - Эрмитажу.