» »

Русская проза 50 90 годов кратко. Деревенская проза. Дополнительная учебная литература

13.10.2021

В структуру обзорного раздела «Русская проза в 50-90-е годы» школьная программа по литературе и учебник для 11-го класса (4-е изд., 1999 г., под ред. В. П. Журавлева) включают значительный круг новых для учащихся выпускного класса понятий и проблем, с которыми связано развитие русской прозы за последние пятьдесят лет: литературный процесс, « » 1953-1964 гг., «возвращенная литература», воссоединение отечественной культуры и эмигрантской русской литературы, «деревенская» проза, «лейтенантская» проза (произведения о Великой Отечественной войне), «городская» (или «интеллектуальная») проза, историческая романистика и др. С каждым из этих направлений в литературе связан свой круг авторов и названий их книг, в которых воссоздается многослойная картина жизни, постигается судьба человека и судьба Отечества.

Сочетание обязательного чтения включенных в школьную программу произведений с широким читательским выбором позволяет рассматривать то или иное художественное произведение в определенном литературном контексте. Принцип контекстного восприятия не может не повысить интеллектуальный уровень школьных уроков литературы. Всего этого нельзя не учитывать, продумывая пути изучения широкой обзорной темы «Русская проза в 50-90-е годы». На наш взгляд, систему занятий по этому разделу целесообразно строить на сочетании проблемно-тематического обзора с самостоятельным чтением учащимися художественного текста наиболее значимых произведений, с текстуальным анализом самых ярких их страниц. Принципиально важно структуру школьного анализа сделать родственной художественному мышлению автора. От художественного пересказа и выразительного чтения наиболее впечатляющих фрагментов прозаического текста до классной беседы, реферативного сообщения, урока-семинара - таков диапазон приемов и форм работы над произведением.

В обзорном разделе «Русская проза в 50-90-е годы» выделим три темы:

- «Проза о Великой Отечественной войне 50-90-х гг.»

- «Деревенская» проза 60-80-х гг.».

- «Нравственные искания прозаиков этих лет».

При проведении обзорных уроков мы сталкиваемся с недостатком нужных книг, поэтому подготовка к урокам обычно начинается заранее. Учитель, сосредоточив в кабинете все собранные по теме произведения, отводит время для чтения, а перед занятием с помощью ребят организует выставку книг. Оформление выставки, знакомство с ней позволяют рассматривать тему на довольно широком литературном фоне.

На рабочем стенде вывешивается работы над темой, вопросы и для учащихся.

Ключевые вопросы к обзору «Деревенская» проза 60-80-х гг.»

1. Понятие «деревенская» проза. На каких социально-психологических основах она выросла?

2. «Человек трудолюбивой души». Как эти слова раскрывают глубину и цельность

Нравственного мира крестьянина?

3. Жизнь и судьба русской деревни в истории послереволюционной России:

- «Год великого перелома» и его отражение в романах М. Шолохова « », Б. Можаева «Мужики и бабы», В. Белова «Кануны».

Роль русского крестьянства в годы Великой Отечественной войны.

Судьба русского крестьянства в годы послевоенного лихолетья. Матрена (А. Солженицын. «Матренин двор»), тетка Дарья (А. Твардовский. «По праву памяти»), Катерина (В. Белов. «Привычное дело»), Настена (В. Распутин. «Живи и помни») - художественные открытия «деревенской» прозы.

Вопросы для обобщающей беседы:

1. Назовите произведения 60-80-х годов, которые связаны с понятием «деревенская» проза. Какие из них были прочитаны вами?

2. Что общего в биографии писателей, которых было принято называть «деревенщиками»? Чем был продиктован их интерес к деревенской жизни, к судьбам крестьянства России?

3. Какое место в произведениях Ф. Абрамова, В. Распутина, В. Астафьева занимают лирические пейзажи? Выразительно прочитайте их.

4. Какие герои «деревенской» прозы нарисованы с явной симпатией? Чем они привлекли внимание к себе?

5. Какой смысл писатели вкладывали в слова «лад», «зов земли»?

6. Какой смысл содержат в себе слова: «Россия, которую мы потеряли»?

  • 5.1.Драматургия Фонвизина
  • 2.Акмеизм. История. Эстетики. Представители и их творчество.
  • 5.3.Стилистические ресурсы морфологии совр. Рус. Языка (общий обзор)
  • 1.Проза Достоевского
  • 2. Литература русского авангарда 10-20-ых 20 века. История, эстетика, представители и их творчество
  • 1.Проза Карамзина и русский сентиментализм
  • 2. Русская драматургия 20 века, от Горького до Вампилова. Тенденции развития. Имена и жанры
  • 1.Натуральная школа 1840-ых, жанр физиологического очерка
  • 2.Поэтический мир Заболоцкого. Эволюция.
  • 3. Предмет стилистики. Место стилистики в системе филологических дисциплин
  • 1.Лирика Лермонтова
  • 2. Проза Шолохова 3. Языковая структура текста. Главные пути и приемы стилистического анализа текстов
  • 9.1.Структура текста
  • 1.«Суворовские» оды и стихотворения Державина
  • 10.3 10/3.Понятие «Стиль» в словесности. Языковые стили, стилевая норма. Вопрос о нормах языка художественной литературы
  • 1.Лирика Пушкина
  • 3. Функционально-стилистически окрашенная лексика и фразеология современного русского языка
  • 1.Роман Достоевского «Преступление и наказание». Двойника Раскольникова
  • 1.Роман ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Двойники Раскольникова.
  • 2. Творческий путь Бунина
  • 3. Эстетическая функция языка и язык художественной литературы (художественный стиль). Вопрос о поэтическом языке
  • 1.Драматургия Островского
  • 1.Драматургия а.Н. Островского
  • 2. Художественный мир Блока
  • 3. Композиция словесного произведения и ее различные аспекты. Композиция как «система динамического развертывания словесных рядов» (Виноградов)
  • 1.Русский классицизм и творчество его представителей
  • 1.Русский классицизм и творчество его представителей.
  • 2. Творческий путь Твардовского
  • 3. Звуковые и ритмико-интонационные стилистические ресурсы современного русского языка
  • 1.Комедия Грибоедова «Горе от ума»
  • 2. Жизнь и творчество Маяковского
  • 3. Язык художественной литературы (художественный стиль) в его отношении к функциональным стилям и разговорному языку
  • 1.Роман Толстого «Война и мир». Сюжет и образы
  • 1.Роман Толстого «Война и мир». Сюжеты и образы.
  • 2. Поэтический мир Есенина
  • 3. Стилистическая окраска языковых средств. Синонимия и соотносительность способов языкового выражения
  • 1.Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • 1.Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»
  • 3. Текст как феномен употребления языка. Главные признаки текста и его языковое выражение
  • 1.«Былое и думы» Герцена
  • 2. Творческий путь Горького
  • 3. Главные особенности разговорного языка в его отношении к литературному языку. Разновидности разговорного языка
  • 1.Роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин»
  • 2. Художественный мир Булгакова
  • 3. Стилистические ресурсы морфологии современного русского языка (имена существительные, прилагательные, местоимения)
  • 1.Проза Тургенева
  • 2. Творческий путь Мандельштама
  • 3. Эмоционально-экспрессивно окрашенная лексика и фразеология современного русского языка
  • 1.«Борис Годунов» Пушкина и образ Лжедмитрия в русской литературе 18-19 веков
  • 3. История опубликования бг, критика
  • 5. Жанровое своеобразие
  • 2. Поэзия и проза Пастернака
  • 3. Стилистические ресурсы морфологии современного русского языка (глагол)
  • 1.Драматургия Чехова
  • 2. Поэзия и проза Цветаевой
  • 1.Роман Лермонтова «Герой нашего времени». Сюжет и композиция
  • 2.Великая Отечественная война в русской литературе 40-х – 90-х годов 20 века.
  • 2. Великая Отечественная война в русской литературе 40-90ых.
  • 1.Новаторство прозы Чехова
  • 2. Творчество Ахматовой
  • 3. Стилистические ресурсы современного русского языка (сложное предложение)
  • 1.Южные поэмы Пушкина
  • 2. Русская литература наших дней. Особенности развития, имена
  • 3.2.Общие тенденции развития русской литературы в 40-е – 90-е годы 20 века.

    Рус. лит-ра в годы ВОВ. С самого начала войны писатели по­чувствовали себя «мобилизованными и призван­ными». Ок. 2 тыс. писателей ушли на фронт, более 400 из них не вернулись. Это А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов, М. Джалиль; совсем молодыми погибли М. Кульчицкий, В. Багрицкий, П. Коган. Рус. лит-ра периода ВОВ стала лит-рой одной темы – темы войны, темы Родины. Писатели чувствовали себя «окопными поэтами» (А. Сурков), а вся лит-ра в целом была «голосом героич. души народа» (Толстой). Лозунг «Все силы – на разгром врага!» непоср. относился и к писателям. 1-е слово сказали лирики и публицисты.

    Поэзия. Стихи публиков. центр. и фронтов. печатью, транслиров. по радио наряду с информацией о важн. военных и полит. событиях, звучали с многочисл. импровиз. сцен на фронте и в тылу. Многие стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Стихи «Жди меня» Константина Симонова , «Землянка» Александра Суркова , «Огонек» Исаковского породили многочисл. стихотв. ответы. В годы войны между поэтами и народом установился невиданный в истории нашей поэзии сердечный контакт. Душевная близость с народом является самой примечательной и исключительной особенностью лирики 1941-1945 годов. В стихах Тихонова, Суркова, Исаковского, Твардовского слышится тревога за отечество и беспощадная ненависть к врагу, горечь утрат и сознание жестокой необходимости войны. Оторванные от любимых занятий и родных мест миллионы советских людей как бы по-новому взглянули на привычные родные края, на самих себя, на свой народ. Появись проникновенные стихи о Москве Суркова и Гусева, о Ленинграде Тихонова, Ольги Берггольц, о Смоленщине Исаковского . Видоизменился в лирике военных лет и характер лирического героя: он стал более земным, близким, чем в лирике предшествующего периода. Поэзия как бы вошла в войну, а война со всеми её батальными и бытовыми подробностями в поэзию. «Приземление» лирики не помешало поэтам передавать грандиозность событий и красоту подвига нашего народа. Герои часто терпят тяжелые, подчас нечеловеч. лишения и страд-я: «Впору поднять десяти поколеньям // Тяжесть, которую подняли мы». (А. Сурков) В поэзии военных лет можно выделить три основные жанровые группы стихов: лирическую (ода, элегия, песня), сатирическую и лирико-эпическую (баллады, поэмы). Цитаты. 1. Мы знаем, что ныне лежит на весах // И что совершается ныне. // Час мужества пробил на наших часах,// И мужество нас не покинет. («Мужество». Ахматова) 2. В грязи, во мраке, в голоде, в печали, // где смерть, как тень, тащилась по пятам, // такими мы счастливыми бывали, // такой свободой бурною дышали, // что внуки позавидовали б нам. («Февральский дневник». Берггольц) 3. Что-то очень большое и страшное, - // На штыках принесенное временем, // Не дает нам увидеть вчерашнего. // Нашим гневным сегодняшним зрением. («Словно смотришь в бинокль перевернутый...». Симонов)

    4. Но в час, когда последняя граната // Уже занесена в твоей руке // И в краткий миг припомнить разом надо // Все, что у нас осталось вдалеке, // Ты вспоминаешь не страну большую, // Какую ты изъездил и узнал. // Ты вспоминаешь родину - такую, // Какой ее ты в детстве увидал. // Клочок земли, припавший к трем березам, // Далекую дорогу за леском, // Речонку со скрипучим перевозом, // Песчаный берег с низким ивняком. («Родина». Симонов) 5. Она была в линялой гимнастерке, // И ноги были до крови натерты. // Она пришла и постучалась в дом. // Открыла мать. Был стол накрыт к обеду. // «Твой сын служил со мной в полку одном, // И я пришла. Меня зовут Победа». // Был черный хлеб белее белых дней, // И слезы были соли солоней. // Все сто столиц кричали вдалеке, // В ладоши хлопали и танцевали. // И только в тихом русском городке // Две женщины, как мертвые, молчали. («9 мая 1945». Эренбург)

    Проза. В годы ВОВ получили развитие не только стихотв. жанры, но и проза. Она представлена публиц. и очерков. жанрами, военным рассказом и героич. повестью. Война диктовала и новые ритмы писат. работы. Со страниц книжных изданий литература перемещалась на газетные полосы, в радиопередачи. Писатели стремились на фронт, в гущу событий, чтобы оказаться среди тех, кто вступил в смертельный бой с гитлеровскими захватчиками. Весьма разнообразны публиц. жанры: статьи, очерки, фельетоны, воззвания, письма, листовки. Статьи писали: Леонов, Алексей Толстой, Михаил Шолохов, Вс. Вишневский, Николай Тихонов. В сатирич. статьях беспощадному высмеиванию подвергались фашисты. Излюбл. жанром сатирич. публицистики стал памфлет. Статьи, обращенные к родине и народу, были весьма разнообразны по жанру: статьи - обращения, призывы, воззвания, письма, дневники. Очень распростр. в 1943-1945 годах был очерк о подвиге большой группы людей. Так появл-ся очерки о ночной авиации «У-2» (К. Симонов) , о героическом комсомоле (Вишневский) , и многих других. Наиболее часто о людях тыла писали Мариетта Шагинян, Кононенко, Караваева, Колосов. Оборона Ленинграда и битва под Москвой явились причиной создания ряда событийных очерков, которые представляют собой худож. летопись боевых операций. Об этом свидетельствуют очерки: «Москва. Ноябрь 1941 года» Лидина, «Июль – Декабрь» Симонова . В годы ВОВ создавались и такие произв-я, в которых главное внимание обращалось на судьбу человека на войне. Человеч. счастье и война – так можно сформулировать основной принцип таких произв-й, как «Просто любовь» В. Василевской, «Это было в Ленинграде» А. Чаковского, «Третья палата» Леонидова.

    Алексей Толстой после ярких публицистических статей создает худ. цикл «Рассказы Ивана Сударева» . Общественная атмосфера и лит. процесс послевоенного 10-летия (1946 – 1956 гг.). Постановление ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» и его роль в дальнейшем развитии лит-ры. Послевоен. 10-летие – время позднего сталинизма. Оконч-е войны не привело к торж-ву свободы и раскрепощ. личности. Знач. возд-е на обществ.-лит жизнь оказыв. постановл-я и доклады Жданова, особенно – постановл-е о журналах «Звезда» и «Ленинград». Постановление было направл. против журналов «Звезда» и «Ленинград» (ленинградск. журналы), повод – публикация рассказа Зощенко «Приключения обезьяны» , причина – недовольство руков-ва тем, что в журналах регулярно публик. произв-я Ахматовой и Зощенко. Результат – травля Зощенко и Ахматовой, закрыт «Ленинград» (Ленинграду хватит и одного лит. журнала), в «Звезде», «Знамени», «Новом мире» неоднокр. сменяли гл. редакторов, новая волна арестов, борьбы с космополитами, ликвидир-ся неугодные печатные органы, ужесточ. цензура, негативн. рецензии на неугодных авторов и проч. Начало холодной войны усугубл. ситуацию: публикац. произв-й за границей приравн. к гос. измене. Следоват. 2 основн. тенденции в лит-ре : 1) тенденция «соответствовать» (более 200 Сталинских премий в обл. лит-ры; Бубеннов «Белая береза», Полевой «Повесть о настоящем человеке», Павленко «Счастье», дважды переписанная «Молодая гвардия» Фадеева и др., основн. общая черта – присутствие партичн. руководителя/вдохновителя, рассужд-я о долге, Родине и проч.; поэтич. произв-я тоже «соответствовали»); 2) тенденция сохранить свой голос. Но с другой стороны, несмотря на жестк. цензуру, начин-ся поворот в лит. ситуации. Публик-ся повесть Некрасова «В окопах Сталинграда» (1946г., «Знамя») , первое произв-е из т.наз. «прозы лейтенантов», Твардовский заканч. поэму «Дом у дороги» (1942 – 1946) . Еще при жизни Сталина В. Овечкин выводит отрицат. тип парт. руководителя в повести «Районные будни» . Повесть взял к печати Твардовский – тогда редактор «Нового мира». Но это единичные случаи. Произв-я подлинно художественные критикуются, более того, проводятся собр-я писателей, на которых все должны «громить» и «клеймить» провинившегося, требовать публичн. покаяния (как с Зощенко было), а неподчинивш-ся также подвергались осуждению.

    Заверш-ся начатый в 30-е гг. процесс формиров-я единого принципа изображ-я героев, единого подхода к конфликтам, нивелировки языка. процветает соцреализм в «правильной» лит-ре.

    Основные черты и вехи лит.-общественного процесса 56 – 80-х гг. Начало нового периода связ. с разоблач. культа личности. Это полит. соб-е отраз. на культурн. и обществ. жизни. Открыв-ся новые журналы («Юность», «Лит. учеба», «Нева»), на стр. «Нового мира» публик-ся произв-я Солженицына, Домбровского; выход. альманахи «Лит. Москва», «Тарусские страницы» со стихами Цветаевой, Слуцкого, Пастернака, Волошина (правда, альманахи скоро прикрыли). Готовились изд-я Бабеля, Заболоцкого, Зощенко.

    Проза. Самое сильное читательск. потрясение было связ. с публикац. в 1962г. в «Новом мире» повести Солженицына «1 день Ивана Денисовича» (первонач. назв-е «Щ-282»). Новый материал (начало «лагерной» темы), новый язык (жаргон зеков) и новые принципы изображ-я нар. хар-ра, худ. емкость, точность, выразит-ть авторск. речи и языка персонажей. Повесть будет запрещ. в 70-х гг.

    Деревенск. проза. Замечат. худож. достиж-я связ. с «деревенск.» прозой (Ф. Абрамов, В. Овечкин, С. Залыгин, В. Шукшин; позднее – В. Распутин, В. Белов, В. Астафьев). Но и критики на них нападали изрядно. Дер. проза ведет свое начало с 50-х гг. У истоков – очерки В. Овечкина («Районные будни», «Трудная весна»). Как направл. в лит-ре сформиров. в период оттепели, просуществов. ок. 30 лет. прибегала к разным жанрам: очерк (Овечкин, Дорош), рассказы (Яшин, Тендряков, Троепольский, Шукшин), повести и романы (Абрамов, Астафьев, Белов, Распутин). Проверку временем выдерж. те произв-я, где преоблад. общечеловеч. проблемы. Круг проблем. Неблагополуч. жизни деревни (нищета, разобщенность, бездумные директивы, галочная система). Деревенщики 50 – 60-х не сомнев. в необх-ти колхозов. Но показ.: дутые отчеты, приказное руководство. Культурн. уровень жителей низок, у молодежи – потребит. отнош-е к жизни. Проблема раскрестьянивания (уход в город). У кажд. писат. – личная, кровная связь с деревней. при этом одни обращ. к соврем-ти, незаметным людям, другие обращ. к прошлому, в истории искали способ решить проблемы. Новый этап в разв. дер. прозы – тв-во Астафьева и Распутина (их даже назыв. «новой дер. прозой», серед. 70-х). Ввод-ся новые проблемы: экологии, бережного отнош-я к челов., его дому, многолетним традициям («Прощ-е с Матёрой» Распутина, «Царь-рыба» Астафьева).

    Военная проза. В военной прозе: почти одноврем. пришли в лит-ру Г. Бакланов, Ю. Бондарев, В. Быков, К. Воробьев и др. («лейтенантск. проза). «Окопная» правда, психология человека на войне, острота восприятия жизни, чувство ответственности за тех, кто рядом и пр. Но продолж. писать зубры типа Симонова. Произведения: К. Симонов, роман-эпопея «Живые и мертвые» (1 кн. 1955-1959, 2 кн. 1960-1964, 3 кн. 1965-1970); Борис Балтер, повесть «До свиданья, мальчики» (1962); Василь Быков, повесть «Круглянский мост» (1968); Борис Васильев, повесть «А зори здесь тихие» (1969), Вяч. Кондратьев, повесть «Сашка» (1979) и др.

    Исповедальн. лирич. проза. Возник. такое явл-е как исповедальная, лирич. проза (Аксенов, Гладилин, Войнович). И Аксенов, и Войнович впоследств. эмигрируют.

    Поэзия. 1950 – 1-й альманах «День поэзии» со стихами Цветаевой, Васильева, Слуцкого, чьи имена не принято было даже упоминать. Для этих лет характерны устные выступл-я поэтов в больших залах, на стадионах, в Политех. музее Москвы, политех. ин-те Ленинграда. Это была «громкая» поэзия с подчеркнут. социальн. звуч-ем, публицистичностью (Евтушенко, Вознесенский, Рождественский). Форсиров. публицистичность нередко вела к декларативности. Ленинградск. поэтич. молодежь тех лет объед. в группе Глеба Семенова при Горном ин-те (Кушнер, Городницкий и др.). Долго поэзия не могла держаться на высок. ноте. Отказ от «громкости» происх. в серед 60-х («Тишины хочу, тишины… Нервы, что ли, обожжены?» - Вознесенский). Наряду с молодежью продолж. творить Твардовский, Заболоцкий, Ахматова, Маршак и др. Но не все так радужно, разумеется. В результате критич. «дискуссий» очернителями и клеветниками называли Абрамова, Быкова и других. Закрыли «Литерат. Москву», травили Пастернака за издание в Италии «Д-ра Живаго» и за присужд-е ему Нобелевск. премии (принятие ее приравняли к гос. измене). В «либеральные» же годы прошли суды над поэтами: за «тунеядство» судили Бродского, за публикации на Западе, антисоветск. деят-ть арестовали Ю. Даниэля и А. Синявского. В современной критике продолжает бытовать мнение, отождествляющее два неравнозначных понятия: поэты-шестидесятники и «эстрадная поэзия» . Вместе с тем эти два понятия соотносятся как общее и частное, ибо, как правило, второе определение приложимо лишь к поэзии, причем к тому ее руслу середины 50‑х – начала 60‑х годов, которое было востребовано «оттепельным» временем. Едва возникнув, термин «эстрадная» поэзия (поэты-«эстрадники») приобрел негативную окраску, которая постепенно усиливалась. По мере того как поэты, заклейменные эпитетом «эстрадники», входили в зрелую пору, укрепляя свои идейно-художественные позиции. Одни отходили от эстрадного опыта (А. Вознесенский), другие – отвергали его почти полностью, как пройденный этап своей творческой эволюции (Б. Ахмадулина, Ю. Мориц), для третьих эстрада, сцена становилась единственной формой самовыражения (Б. Окуджава, В. Высоцкий, Н. Матвеева). Е. Евтушенко, Р. Рождественский, Р. Казакова, прокляв эстраду как невыносимую долю, остались ей верны навсегда. В конце 60‑х в употреблении термина начинает ощущаться некий акцент, который заключался пока лишь в том, что «эстрадная» поэзия начинает явственно противопоставляться «тихой» лирике. Характерный для большинства послевоенных поэтов ярко выраженный стиль призван был, с одной стороны, прикрыть, затушевать заданность идей и, с другой стороны, продемонстрировать индивидуальное своеобразие. Но сейчас отчетливо видно, что в большинстве стихотворений этого рода есть мысль, есть плоть, но нет души. И вместо самобытности лица перед нами только оригинальная манера, лишенная живой поэтической свободы. Широкую популярность обрел жанр авторской песни , в которой автором текста, музыки и исполнителем являлся, как правило, один человек. Официальная культура относилась к самодеятельной песне настороженно, издание пластинки или выступление по радио или на телевидении было редкостью. Широкую доступность произведения бардов обрели в магнитофонных записях, которые тысячами расходились по стране. Настоящими властителями дум молодежи 60–70-х гг. стали Б. Ш. Окуждава, А. Галич, В. С. Высоцкий.

    Период «застоя». Суд над Ю. Даниэлем и А. Синявским (1966, за публикацию произв-й за рубежом, хоть и под псевдонимами)– начало периода, который принято назыв. застоем. Судили их за антисов. деят-ть, агит. и пропаганду. Так назыв. их не только чиновники, но и писатели, даже Шолохов. Но были и противники офиц. позиции: письмо Лидии Чуковской Шолохову, послание съезду союза писателей, под которым подпис. 62 челов. – тому подтверждение. 1 из примет времени – уход молодежи после вузов на работу кочегарами и дворниками, отъезд в экспедиции – начало диссидентства. В нач. 70-х покид. страну Солженицын, за причастность к изданию альманаха «Метрополь» пострад. целая группа талантл. поэтов и писателей. «Добровольно» покид. страну Войнович, Аксенов, Довлатов, Алешковский, Некрасов и др.

    Проза. Лит-ра этого периода крайне разнообр. по конфликтн. ситуациям. Трифонов, Казаков, Белов, Абрамов (затем и Маканин, и Петрушевская) при всей сюжетн. разнице произв-й предпочит. проверять своих героев повседневностью. причем, чаще всего герои этого испыт-я не выдерживают. Читат. открыв-ся сложн. мир человеч. души. Обнаруж-ся значимость мелочей, трудность взаимопонимания. Писатель сквозь быт пробив-ся к смыслу бытия.

    Быков, Распутин, Астафьев, Воробьев, Домбровский в повестях о прошлом, о войне, мирной жизни чаще помещали героев в неординарн. ситуации, исследуя возм-ти человека, силу и слабость личного начала. Особое знач-е придавалось факту памяти. Память о войне возвращала героев Быкова к соб-ям военного времени, заставл. переосмысл. поступки, движ-я души, устанавливала связь между прошлым и настоящим (Астафьев «Пастух и пастушка» - несовместимость любви и войны, необратимость нравств. потерь). Особ. ярко отраж. кризисн. состояние соврем. челов. в тв-ве 3 рано ушедш. из жизни талантл. писателей: Шукшина, Вампилова, Высоцкого . Лит-ра этого периода представила разл. типы хар-ров. Колоритны хар-ры деревенск. жителей, солдат, разнообразны хар-ры интеллигентов и др. Писатели старались отраз. атмосф. страха, для чего требов. соотв. форма, эзопов язык, это помогало обойти многие запреты: ирония, иносказание, сказка, аллегория и пр. В этот же период были созд. (но опублик. позднее) книги Шаламова, Солженицына и т.д.

    Драматургия. Перелом в драмат. начался в пер. оттепели: пьесы Вампилова, Шукшина. На смену теории бесконфликтности приходит сатира, анекдотич. ситуации, бытов. условия, объективность и бесстрастность автора по отнош. к героям. Место действ. более разнообр.: гостиница, вагон поезда, зал суда и проч. Финал не разреш. и не снимал конфликта. на смену публицистичн-ти приходит исповедальность. Этому способств. и сужение простр-ва и времени, вариативность восприятия судьбы героя зрителем, возможность выбора у героя (пьесы Розова, Володина, Зорина). Но почти не меняется ситуация с производств. драмой: герои борются без борьбы, их борьба не встреч. сопротивления, конфликт сводится к назидат. полемике.

    Состояние рус. лит-ры в конце 80-х – начале 90-х гг. 1985-1990. 2-я полов. 80-х – перестройка. Смена власти и полит. курса отраз. во всех сферах жизни. Снимаются запреты на темы и имена => обнаж-ся проблемы, которых раньше не касались: преступность, проституция, наркомания, ГУЛАГ, насильств. коллективизация, война в Афганистане. Возвращаются и печатаются задержанные, замолчанные книги (т.наз. «Возвр. лит-ра» - процесс, когда вновь начинали печат. запрещ. произв-я, публиковали новые произв-я опальных авторов. В советск. лит-ре было 2 большие волны «возвращения»: 1956-1964 (оттепель) и 1985-1990-е гг. (перестройка)). Публик-ся новые произв-я на актуальн. темы («Пожар» Распутина, «Плаха» Айтматова, «Печальн. детектив» Астафьева – многие произв-я потом потеряли свою остроту). Лавина изданий полузапрещ. и запрещ. писателей (Платонов, Булгаков, Гроссман, Замятин, мемуары Пришвина, Чуковского, Пастернака, Твардовского и др.). Масса антисталинск. публикаций (причем, до нач. 90-х больш-во разоблач. Сталина строилось на противопост. его Ленину, Ленин оставался еще идеалом). Еще в годы застоя формир-ся такое явл-е как постмодернизм (Пелевин, Саша Соколов) и «другая проза» (Толстая, Петрушевская, Вен. Ерофеев). Т.е. резко мен-ся картина лит-ры. Множ-во литературоведч. книг – исслед. судьбы писателей и проч.

    1990-е. Взлет публицистики на рубеже 90-х оказ. влияние на лит-ру. Распад системы Госиздата => появл-ся огромн. кол-во частн. коммерч. издат-в. => На разв-е лит-ры оказ. влияние не политика, а рынок. Огромн. внимание по-прежнему удел-ся Солженицыну, Шаламову, но сейчас меньше. Развив-ся такое явл-е как «женская проза» (Петрушевская, Толстая, Улицкая, Щербакова и др.). Можно упомян. Кима, Пелевина и кого угодно. Возвращ-е к теме ВОВ (Астафьев «Прокляты и убиты»). Показат. особ-ть соврем. прозы – ирония, гротеск.

    Поэзия. Поэты-прозревшие (Левитанский, Дудин). Авторская поэзия перех. в рок-поэзию (Цой и проч.). В поэзии относительно молодых 2 крайности: 1) погруж. в личностн. мир, филос. лирика «сугубой серьезности» (И. Жданов, К. Кедров); 2) антилирика, антипоэзия (Пригов, Рубинштейн). Для соврем. молодежи (совсем молодых) характ. тревожн. интонации, мотив незнания, потерянности. Худ. мастерство испытывается соседством со свободно издающимися книгами Гумилева, Ходасевича, Иванова, Бродского и др.

    Драматургия. «Размытый» герой, отсутств. логики в диалогах, внутрисемейн. конфликты, почти исчез. действие, косноязычны персонажи, много иронии. Имена драматургов: Н. Садур, Н. Коляда, М. Арбатова.

    "

    Литература середины 1950-1990-х гг.

    В обзоре литературы данного периода следует выделить 50-е годы (II пол.) - 60-е годы и 70-е - 90-е годы. Каждый из этих периодов литературы имеет свои особенности развития.

    Литература «оттепели»

    Конец 50-х - 60-е годы в жизни общества и литературы обозначены как период оттепели.

    Смерть Сталина, прошедший после этого XX съезд партии, доклад Хрущева о культе личности Сталина привели к большим общественным переменам. Литературная жизнь этих лет отмечена чертами большого оживления и творческого подъема. Начал выходить целый ряд новых общественно-политических, литературно-художественных и литературно-критических журналов: "Москва", "Юность", "ВЛ", "Русская литература", "Дон", "Урал", "На подъеме", "Иностранная литература".

    Проходят творческие дискуссии: о реализме, о современности, о гуманизме, о романтизме. Возрождается внимание к специфике искусства. Проходят дискуссии о самовыражении, о "тихой" лирике, о документе и вымысле в художественном творчестве. Большое значение в эти годы уделяется развитию критики: принято постановление (1971 г.) "О литературно-художественной критике". В литературе были восстановлены имена и книги писателей, незаслуженно забытых: И. Бабеля, А. Веселого, И. Катаева, П. Васильева, Б. Корнилова. В литературу возвращаются произведения таких писателей, как М. Булгаков ("Избранная проза", "Мастер и Маргарита"), А. Платонов (проза), М. Цветаева, А. Ахматова, Б. Пастернак. 60-е годы историки литературы считают феноменом в истории русской литературы XX века.

    Этот период явил миру целое созвездие имен талантливых прозаиков. Это прежде всего писатели, которые пришли в литературу после войны: Ф. Абрамов, М. Алексеев, В. Астафьев, Г. Бакланов, В. Богомолов, Ю. Бондарев, С. Залыгин, В. Солоухин, Ю. Трифонов, В. Тендряков. Расцвет творчества этих писателей приходится на 60-е годы. Особенностью литературного процесса этого периода является расцвет художественной публицистики (В. Овечкин, Е. Троепольский, Б. Можаев).

    Процесс социально-культурного обновления уже в конце 1950-х годов шел крайне сложно и внутренне противоречиво. Наметилось отчетливое размежевание и даже противостояние двух сил. Наряду с явно положительными тенденциями, публикацией новых произведений, нередки были острые критические нападки и даже организованные кампании против ряда писателей и произведений, обозначивших новый этап общественно-литературного развития. (Повесть И. Оренбурга "Оттепель" и его мемуары "Люди, годы, жизнь", романы Б. Пастернака "Доктор Живаго", В. Дудинцева "Не хлебом единым" и др.)

    Сюда же можно отнести грубые проработанные выступления Н.С. Хрущева по адресу некоторых деятелей искусства, молодых поэтов и прозаиков на встречах с творческой интеллигенцией в конце 1962-начале 1963 года. В 1962 Хрущев решил поставить под более жесткий контроль «разболтавшихся» писателей и художников, которые требовали большей свободы творчества. На встрече с деятелями культуры он подверг некоторых из них резкой критике. Посетив выставку новых произведений изобразительного искусства в Манеже в декабре 1962, Хрущев обнаружил там картины и скульптуры, выполненные в стиле абстракционизма, модном на Западе. Хрущев, который не разбирался в современном искусстве, был разгневан, решив, что художники издеваются над зрителями и зря проедают народные деньги. В своем осуждении он дошел до прямого оскорбления. В результате многим участникам выставки запретили выставляться, лишили заработка (ни одно издательство не принимало их работы даже в качестве иллюстраций). В среде интеллигенции такая реакция вызвала резкое недовольство, начали быстро распространяться критические мнения о нем самом и его политике, появилось множество анекдотов.

    Были подвергнуты критическому разносу произведения художника Роберта Фолька, скульптора Эрнеста Неизвестного, поэта Андрея Вознесенского, кинорежиссера Марлена Хуциева. Ожесточенным нападкам подвергались произведения, опубликованные в "Новом мире" А. Твардовского вплоть до его вынужденного ухода из журнала в 1970 г. Это также травля Бориса Пастернака, судебный процесс над Иосифом Бродским, обвиненным в "тунеядстве" и сосланными на Север, "дело" Андрея Синявского и Юлия Даниеля, осужденных за их художественные произведения, опубликованные за границей, преследование А. Солженицына, В. Некрасова, Александра Галича.

    Литература 70-90-х годов

    Уже с середины 60-х годов "Оттепель" пошла на убыль. Период "оттепели" сменился в брежневские времена застоем (70-80-е годы). Период этот отмечен таким явлением, как диссидентство, в результате которого многие талантливые писатели ни были насильственно разлучены с Родиной и оказались в вынужденной эмиграции (А. Солженицын, В. Некрасов, Г. Владимов, Н Аксенов, И. Бродский).

    С середины 1980-х годов, с приходом к власти М.С. Горбачёва, в условиях развернувшихся в стране бурных социально-политических перемен, получивших название "перестройки", под лозунгом "ускорения", "гласности", "демократизации" резко Изменилась ситуация в общественно-культурной жизни и в литературе, что привело к публикаторскому "взрыву", особенно в Секущей периодике. Журналы "Новый мир", "Знамя", "Юность" достигают невиданных тиражей. Печатается большое количество "задержанных" произведений.

    В культурной жизни страны возникло явление, обозначенное термином "возвращенная литература". Отмечены новые подходы к переосмыслению многого в прошлом, включая и достижения советской "классики". Во 2-й половине 1980-х и в 1990-е годы в читательское, критическое и исследовательское восприятие, а также в школьные и вузовские программы и учебные пособия стали входить, изучаться, осмысляться как важнейшие составные части литературные процессы XX столетия, наиболее острые и общественно значимые произведения М. Булгакова и Андрея Платонова, В. Гроссмана и А. Солженицына, Анны Ахматовой и Бориса Пастернака, ранее находившиеся под запретом.

    Особое внимание было привлечено к творчеству писателей русского зарубежья - первой и последующей волн эмиграции: Ивана Бунина и Владимира Набокова, Владислава Ходасевича и Георгия Иванова и др. В литературу возвращаются имена Василия Аксенова, Георгия Владимова, Владимира Войновича, Сергея Довлатова, Владимира Максимова, Виктора Некрасова, Иосифа Бродского, Александра Галича.

    Во второй половине 1980-х годов в творчестве видных писателей выделились некоторые проблемно-тематические пласты художественной и мемуарной литературы об историческом прошлом, прежде всего, относящемся к трагическим событиям и испытаниям эпохи (сталинские репрессии, раскулачивание и 1937 год, "лагерная тема"). В этом плане большой интерес представляли лирические произведения большой формы: поэмы-циклы А. Ахматовой ("Реквием"), А. Твардовского ("По праву-памяти") и др. Вслед за публикацией выдающихся произведений 20-30-х и 50-60-х гг., в которых осмыслялся сложный исторический опыт страны и народа (А. Платонова "Котлован", "Чевенгур", М. Булгакова "Дьяволиада" и "Собачье сердце", В. Гроссмана "Жизнь и судьба", "Все течет", А. Солженицына "В круге первом", "Раковый корпус", Ю. Домбровского "Хранитель древностей", "Факультет ненужных вещей", В. Шаламова "Колымские рассказы") появились и другие, "задержанные" произведения 60-70-х годов ("Новое назначение" А. Бека, "Белые одежды" В. Дудинцева, "Ночевала тучка золотая" А. Приставкина, "Дети Арбата" А. Рыбакова.)

    Читательскую аудиторию в то время особенно волновал вопрос: будет ли создана исторически достоверная, подлинно философская литература об эпохе и ее людях во всей сложности и противоречивости их судеб и характеров. Литература этих, а также последующих лет развивалась очень сложно, в ней проявлялась линия не только реализма, но и неоавангардизма и постмодернизма.

    Конец 80-х 90- е годы в развитии литературы критик Г. Белая охарактеризовала как "другая" проза. Ее представляют такие писатели как Л. Петрушевская, Т. Толстая, Венедикт Ерофеев, Валерия Нарбикова, Вячеслав Пьецух, Вл. Сорокин и др.

    Их произведения полемичны по отношению к советской действительности. Художественное пространство писателей этой школы - общежитие, коммуналки, кухни, казармы, тюремные камеры. Их персонажи - маргиналы: бомжи, люмпены, воры, пьяницы, хулиганы, проститутки.

    оттепель литературный перестройка писатель

    В обзоре прозы следует остановиться на общих закономерностях ее развития. Попытки постижения противоречий социально-политического развития обозначены в таких произведениях II половины 50-х и начала 60-х годов, как "Оттепель" И. Эренбурга, "Не хлебом единым" В. Дудинцева, "Битва в пути" Г. Николаевой. В них акцентируется внимание на социальных, нравственно-психологических проблемах.

    В произведениях, созданных в годы "оттепели", большое внимание привлекает не традиционное изображение схватки двух миров в революции и гражданской войне, а внутренние драмы революции, противоречия внутри революционного лагеря, столкновение разных нравственных позиций людей, вовлеченных в историческое действие. Такова основа конфликта в повести П. Нилина "Жестокость", в которой гуманистическая позиция молодого сотрудника угрозыска Веньки Малышева вступает в противоречие с бессмысленной жестокостью начальника угрозыска Узелкова. Сходный тип конфликта определяет и развитие сюжета в романе С. Залыгина "Соленая падь".

    Моральные, интеллектуальные искания характерны для молодых прозаиков "оттепельных" лет: Г. Владимова, В. Войновича, А. Гладилина, А. Кузнецова, В. Липатова, Ю. Семенова, В. Максимова. У истоков "молодой" прозы 1960-х годов, которую критика обозначила как "исповедальная", стоит имя В. Аксенова. Произведения этих писателей публиковались на страницах журнала "Юность".

    Этих прозаиков привлекал герой, не соответствующий общепринятым канонам поведения... У него своя система ценностей. Ему свойственно ироническое отношение к окружающему миру. Сейчас только становится понятным, что за этой концепцией героя у многих автором стоял трагический семейный опыт (боль за судьбу репрессированных родителей, личная неустроенность, мытарства по жизни), а также высокая самооценка, уверенность, что вне полной свободы они не смогут реализовать свой творческий потенциал. Вопреки навязываемому соцреалистической эстетикой представлению о советском человеке как о цельной личности, живущей в полном ладу со своей прекрасной современностью, писатели эти привели в литературу молодого рефлектирующего героя. Это в основном вчерашние школьники, делающие первые шаги в жизни. Повесть А. Кузнецова "Продолжение легенды" начинается с признания героя о своей "незрелости", беспомощности. Причину разлада в душе героя "молодой" прозы критика видела в сломе в самосознании советского общества, который произошел в начале "оттепели", когда зашатались идеологические мифы, насаждавшиеся в течение сорока лет, и этот слом острее всего сказался на моральном самочувствии самого молодого поколения, что привело к кризису веры.

    Исходный момент конфликта в "исповедальной" прозе -мир оказался не таким, каким его рисовали в школе и книжках. "Зачем было готовить нас к легкой жизни?" - упрекает своих учителей Толя, герой "Продолжения легенды".

    Герои повести В. Аксенова "Коллеги" (1968) хотели бы жить взволнованно. Но их романтической установке противостоит грубая и некрасивая проза действительности, с которой сталкиваются "коллеги" сразу же после окончания мединститута. Саша Зеленин попадает в деревню, где врачуют по старинке, а Максимову вместо плавания по морям и океанам приходится заниматься рутинной санитарно-карантинной службой в порту. Оба сталкиваются со злом: Зеленин с бандитом Бугровым, а Максимов - с жуликом Ярчуком, которого выводит на чистую воду. Все герои "исповедальной" прозы проходят испытание соблазнами компромисса: пошлостью, цинизмом, приспособленчеством.

    Основной конфликт, который получает развитие в этой прозе,- это конфликт отцов и детей.

    В повести "Звездный билет" В. Аксенов представляет старшее поколение комично. Бунт "звездных мальчиков" - это протест против стандарта, отказ подчиняться старым нормам. Это защита права быть самим собой и самому распоряжаться своей судьбой. Следует отметить, что поиски этим поколением писателей своего места в жизни привело их впоследствии к трагическому исходу: почти все они оказались в эмиграции и не попали в первый ряд литературы.

    Новое стилевое течение в прозе 60-х годов - это лирическая проза, которую представляют такие писатели, как К. Паустовский ("Повесть о жизни"), М. Пришвин ("В тумане"), В. Соломин ("Капля росы"), О. Бергольц ("Дневные звезды"). В произведениях этого жанра показано не столько внешнее движение, сколько раскрыт мир души лирического героя. Главное здесь не Сюжет», а чувства героев. "Капля росы", "Владимирские проселки" В. Солоухина и "Дневные звезды" О. Бергольц с момента появления воспринимались как образцы лирической прозы, где наряду с лирическим началом доминирует и эпическое. Повесть "Владимирские проселки" В. Солоухина - синтетический повествовательный жанр, в котором наряду с лирическим началом присутствуют элементы документа, очерка, исследования. Антимещанская, бытовая проза представлена произведениями Ю. Трифонова, Ю. Семина ("Семеро в одном доме"), В. Белова ("Воспитание по доктору Споку").

    В "производственной" прозе наиболее значительными были романы "И это все о нем" В. Липатова и "Территория" О. Кунаева.

    "Лагерная" проза представлена произведениями А. Солженицына ("Один день Ивана Денисовича"), В. Шаламова ("Колымские рассказы"), Г. Владимова ("Верный Руслан"). К этой прозе можно отнести и воспоминания бывших лагерников О. Волкова ("Во мгле"), Е. Гинзбург ("Крутой маршрут").

    В прозе этих лет отмечено в целом углубление художественных конфликтов, стремление во всей полноте и сложности исследовать противоречия нашего развития. Наблюдается обогащение жанрово-композиционной и стилевой структуры произведений о войне, широкое использование условных форм изображения (В. Распутин, Ч. Айтматов), усложнение авторской позиции (романы Ю. Трифонова).

    Перестройка (80-е годы) способствовавшая духовному обновлению общества, дала возможность многим писателям заговорить о неблагополучии у нас дел с воспитанием молодого поколения, вскрыть причины падения нравов в обществе. Об этом забили тревогу писатели В. Астафьев («Печальный детектив»), Ч. Айтматов («Плаха»), Ф. Абрамов («Дом»).

    Вершинные достижения литературы 60-90-х гг. - это военная и деревенская проза.

    Печатается по решению Ученого совета филологического факультета ДГУ

    Мунчаева русской литературы ХХ века (40-90-е годы).

    Планы семинарских занятий

    Занятие № 1

    ПРОЗА 40-Х - НАЧАЛА 50-Х ГОДОВ

    План

    1.Жанровое многообразие прозы х годов.
    а) публицистика (И. Эренбург, М. Шолохов, А. Платонов);
    б) эпос (К. Симонов, А. Бек, Б. Горбатов, Э. Казакевич, В. Панова, В. Некрасов)
    2.Стилевое своеобразие прозы 40-х-50-х гг.
    а) тяготение к героико - романтическому изображению войны (Б. Горбатов, Э. Казакевич);
    б)тяготение к изображению будней войны, рядовых участников войны
    (К. Симонов, А. Бек, В. Панова, В. Некрасов);
    6. Некрасова "В окопах Сталинграда"- программное произведение "психологического натурализма".
    а) полемичность повести, особенности изображения войны, внимание к рядовому участнику войны, его психологии;

    ЛИТЕРАТУРА

    Герой и народ. М.: Современник, 1973.

    Русская советская литература периода Великой Отечественной войны: метод и герой. М., 1975.

    Журавлева периода Великой Отечественной войны. М., 1978.

    История русской советской литературы. В 4 т.-Т.3. М.: Наука, 1968. Гл. "Литература периода Великой Отечественной войны". С. 5-89.

    Липовецкий русская литература. е годы. Т.1. М., 2003. с. 28-31.


    Дополнительная литература

    Страницы подвига: очерк русской прозы гг. - М., 19История русской советской литературы: 40-80-е годы. М., Изд-во МГУ, 1983. С. 25-44.

    Занятие №2.

    ПОЭЗИЯ 40-Х - НАЧАЛА 50-Х ГОДОВ.

    План

    1. Развитие лирических жанров в 40-е и 50-е годы (А. Твардовский, М. Исаковский, К. Симонов)
    2. Поэмы 40-х-50-х годов. Жанрово-композиционные и стилевые особенности (М. Алигер. "Зоя". П. Антокольский. "Сын".О. Берггольц "Февральский дневник").

    3. "Василий Теркин" А. Твардовского - лиро-эпическая энциклопедия ВОВ. Особенности жанра, композиции поэмы. Роль образа лирического героя в структуре поэмы. Василий Теркин – тип русского национального характера. Принципы типизации.
    4. "Дом у дороги" А. Твардовского - лирическая хроника войны. Особенности композиции. Условные образы, их смысловая насыщенность (дом, семья, дорога)

    ЛИТЕРАТУРА

    Абрамов и эпос Великой Отечественной войны. 2-е изд. М., 1974. гл. 2.

    Александр Твардовский. М., 1958. Гл.3.

    Рощин Твардовский. М., 1986.

    Кондратович. Поэт и личность. М., 1978.

    Македонов Твардовского. Смоленск, 1966.

    Лейдерман русская литература. е годы. Т.1. М., 2003. с. 230.

    Никитина военных лет. Саратов, 1958.

    Александр Твардовский. 2-е изд. М., 1970., Гл. 3.

    Занятие №3.

    Л. ЛЕОНОВ. РОМАН "РУССКИЙ ЛЕС".

    Задания

    1. Подготовить доклады на темы:
    а) Особенности творческой индивидуальности Л. Леонова (по одной из монографий о творчестве писателя);

    б) Особенности конфликта в эпическом произведении. Конфликт, его развитие и разрешение в романе "Русский лес";
    в) Образы - символы в романе "Русский лес";

    План

    1. "Русский лес" Л. Леонова и проза 1950-х годов.
    2. Сюжет и композиция романа "Русский лес". Синхронность двух исторических сюжетов (Главы 2-4- общая завязка, глава 10- кульминация, главы 13-15 – развязка).
    3. Образы - лейтмотивы романа "Русский лес".
    4. Вихров и Грацианский - герои - антиподы . Философская подоплека их конфликта (Главы 3,7).
    5. Молодое поколение в романе "Русский лес". Его нравственная, духовная эволюция.

    1. Мастерство психологического портрета.

    ЛИТЕРАТУРА

    Ковалев Л. Леонова. М.-Л., 1962.

    Леонова " Русский лес". М., 1958.

    Мироздание по Леониду Леонову. Личность и творчество. Очерк. М., 1987.

    Леонид Леонов. М., 1972. Гл. "Вихров и Грацианский".

    Лейдерман русская литература. е годы. Т.1. М., 2003. с. 34-50.

    Дополнительная литература

    Леонид Леонов. М. 1986.

    Занятие № 4

    Б. ПАСТЕРНАК. РОМАН "ДОКТОР ЖИВАГО".

    Задания

    1.Подготовить письменное сообщение на тему "История создания и публикации романа "Доктор Живаго".
    2.Жанровое своеобразие романа "Доктор Живаго". Традиции классики. Новаторство.

    3. Проследить драму русской интеллигенции в событиях истории (на примере судеб Юрия Живаго, Антипова –Стрельникова, Ларисы). В чем новизна решения писателем проблемы интеллигенции и революции?
    4. Особенности поэтики романа.

    План

    1. История создания и публикации романа "Доктор Живаго". Источники романа.

    2. Жанр и композиция романа " "Доктор Живаго".

    3. Судьбы русской интеллигенции и революции в романе "Доктор Живаго".

    4. Живаго и Антипов- Стрельников - два полюса революции.

    5. Образы женщин в романе "Доктор Живаго". Их соотношение с судьбой Юрия Живаго.

    6. Особенности поэтики романа "Доктор Живаго".

    ЛИТЕРАТУРА

    Материалы к творческой истории романа "Доктор Живаго". // Новый мир. 1988. № 6. С. 205-248.

    Дискуссия о романе "Доктор Живаго". //Вопросы литературы. 1988. №9.

    Размышления над романом "Доктор Живаго". //Новый мир. 1988. №1.

    Кондаков "Доктор Живаго" в свете традиций русской литературы.//Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1990. № 6. С. 527-539.

    Лейдерман русская литература. е годы. Т.1. М., 2003. с. 51-74.

    Дополнительная литература

    Христианская тема в романе Б. Пастернака "Доктор Живаго"//Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX вв. Петрозаводск. 1994.

    О творческой судьбе Бориса Пастернака.//Молодая гвардия. 1988. №2. С. 269-279.

    Смерть и воскресение доктора Живаго.//Юность 1988. № 5.

    К истории публикации "Доктора Живаго" за границей//Москва. 1988. № 10. с. 139-149.

    Занятие №5

    ДИЛОГИЯ В. ГРОССМАНА "ЖИЗНЬ И СУДЬБА"

    1. Подготовить доклад на тему "История создания и публикации дилогии В. Гроссмана "Жизнь и судьба".

    2. Жанр и композиция дилогии "Жизнь и судьба"

    3. Проблематика и образы.

    4. Подготовить письменное сообщение на тему " Гроссмана "Жизнь и судьба" в оценке критики//Использовать дискуссионный материал в журнале "Литературное обозрение". 1989. № 6. С. 24-34.

    План

    1. Творческая история дилогии В. Гроссмана "Жизнь и судьба".

    2. Жанр и композиция дилогии В. Гроссмана "Жизнь и судьба".

    3. Концепция свободы в романе "Жизнь и судьба".

    5. Государство и народ. Государство и личность в романе "Жизнь и судьба".

    6. Женские образы в романе В. Гроссмана "Жизнь и судьба".

    7. Гроссмана "Жизнь и судьба" в оценке современной критики /выделить основные аспекты/.

    ЛИТЕРАТУРА

    Василий Гроссман. Жизнь. Судьба. Творчество. М.: Советский писатель. М., 1990.

    Жизнь и судьба Василия Гроссмана. Анна Берзер. Прощание. М.: Книга. 1990.

    Война и свобода// Крушение абстракции . –М.: Современник. 1989.-С. 159-182.

    Дополнительная литература

    Жизнь - это свобода.//В. Кардин. Легенды и факты. Литературная критика. Литературная полемика. М: Библиотека "Огонек". № 33. М.: Современник, 1989. С. 159-182.

    Преодоление. "Жизнь и судьба" и его критики// Литературное обозрение. №С. 24-34.

    Жизнь и судьба//Литературная газета. 1988. 2 марта . № 9. С. 2-3.

    "Жизнь и судьба" В. Гроссмана//Наш современник. 1988. № 11.

    О романе "Жизнь и судьба"// Новый мир. 1988. № 11.

    Занятие № 6

    ТРИЛОГИЯ К. СИМОНОВА "ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ"

    1. Проследить развитие темы войны в прозе х годов (Ю. Бондарев, Г. Бакланов, В. Астафьев, А. Адамович, В. Кондратьев, В. Быков, В. Семин). Подготовить письменное сообщение.

    2. Жанрово - стилевое многообразие военной прозы 60-80-х годов. Проблематика.

    3. Место и роль трилогии К. Симонова в прозе о войне.

    4. Оценка в критике трилогии К. Симонова

    План

    1. Доклад на тему "Проза о войне 60-80-х годов". Особенности жанра, проблематика.

    2. Симонова "Живые и мертвые". Жанр. Композиция. Принцип отбора писателем исторического материала. (проследить по каждой из частей трилогии)

    3. Проблематика (героическое и трагическое в трилогии)

    4. Серпилин и Синцов - сквозные герои трилогии. Их эволюция. Оценка в критике этих героев.

    ЛИТЕРАТУРА

    Человек и война. М.: Сов. писатель, 1978. С. 126-137.

    Обжигающая память. Тема великой Отечественной войны в советской литературе//Литературное обозрение. 1988. № 2.

    Ради жизни на земле. М.: Сов. писатель, 1975. С. 437-450.

    Метченко А. П., . Современная советская литература. М., МГУ, 1983. С. 83-105.

    Военная проза К. Симонова. М., 1975.

    Лейдерман русская литература. е годы. Т.1. М., 2003. с. 189-204.

    Финк. М., 1979.

    Фрадкина К. Симонова. М., 1973.

    Дополнительная литература

    Лейдерман художественная литература о великой Отечественной войне: Историко - литературный процесс и развитие жанров: . Пособие по спецкурсу. Часть 2. Свердловск, 1974.

    Вишневская. М.: Сов. писатель, 1966.

    Занятие № 7.

    Ф. АБРАМОВ. ТЕТРАЛОГИЯ "ПРЯСЛИНЫ"

    1. Проследить развитие темы деревни в прозе 60-80-х годов.

    2. Жанровое и стилевое многообразие "деревенской" прозы 60-80-х годов.

    3. Содержание и проблематика ("Матренин двор" А. Солженицына. Субстанция народного бытия . Проблема трагического, проблема гуманизма в повестях о коллективизации : С. Залыгин. "На Иртыше". "Кончина" В. Тендрякова, "Мужики и бабы" Б. Можаева, "Кануны" В. Белова.

    4. Подготовить письменные сообщения на тему " Проблематика "деревенской" прозы 60-80-х годов".

    5. Развитие деревенской темы в творчестве Ф. Абрамова.

    План

    1. Деревенская проза 60-80-х годов. Жанровое, стилевое многообразие, особенности проблематики.

    2. История создания тетралогии Ф. Абрамова "Пряслины". Жанр, сюжет и композиция.

    3. Острота и сложность конфликтов, открытых писателем в колхозной действительности военных, послевоенных лет и на современном этапе.

    4. История семьи Пряслиных в контексте судьбы народной. Проблема народного характера, ее новаторское решение.

    5. Герои своего времени - Минина, Лукашин, Подрезов. Трагическое в их судьбе.

    ЛИТЕРАТУРА

    Апухтина проза 1960- начала 70-х годов. М.: Высшая школа, 1984. С. 153-186.

    Деревенская проза//Вопросы литературы. 1985. № 6.

    Галимов. Творчество. Личность. М., 1989.

    Федор Абрамов. Личность. Книги. Судьба.. М.: Сов. Россия, 1986.

    Оклянский на Угоре.: О Федоре Абрамове и его книгах. М., 1990.

    Федор Абрамов. Очерк творчества. М.: Сов. писатель, 1987.

    Жанровая эволюция деревенской прозы// Нравственно- философские искания современной советской литературы. Вып. 3. Л., 1986.

    Минокин советская проза о колхозной деревне. М.: Просвещение, 1977.

    Художественная правда и диалектика творчества. М. :Сов. писатель, 1974.

    Ханбеков совести и долга.: Современник, 1989.

    Занятие № 8

    РОМАН Ю. ТРИФОНОВА "СТАРИК"

    Задание

    Подготовить письменное сообщение на тему: "Творческая биография Ю. Трифонова.

    План

    1. Особенности творческой индивидуальности Ю. Трифонова.

    2. Роман "Старик". Жанр и композиция.

    3. Сюжетные линии романа. Основные проблемы.

    4. Связь романа "Старик" с московскими повестями.

    ЛИТЕРАТУРА

    Юрий Трифонов. Проза как инобытие поэзии//Мир прозы Ю. Трифонова. Екатеринбург, 2000.

    Трифонова. М: Сов. писатель, 1984.

    Оклянский /Портрет - воспоминание/ Сов. писатель, 1989.

    Трифонова: Заметки о творчестве писателя//Новый мир. 1985. № 9. С. 2

    Лейдерман русская литература. е годы. Т.2. М., 2003. с. 51-74.

    Познать человека, познать время... О "Старике" Ю. Трифонова //Вопросы литературы. 1979. № 9. С. 26-52.

    Дополнительная литература

    Кого выбирает время. По страницам "городских" повестей Ю. Трифонова. //Семья и школа. 1988. № 7. С.

    Семидесятник /О жизни и творчестве Ю. Трифонова.// Октябрь. 1984. № 9. с. 1

    Читая Трифонова /о творчестве писателя// Звезда. 1990. № 7. с. 150-156.

    Отцы и дети эпохи.//Вопросы литературы. 1987. № 11. С. 50-83.

    Мы живем в потоке времени./ О жизни и творчестве писателя Ю. Трифонова//Дон. 1988. № 11. С. 123-130.

    Занятие № 9.

    А. СОЛЖЕНИЦЫН. РОМАН "В КРУГЕ ПЕРВОМ"

    Подготовить письменное сообщение "Жизнь и творчество А. Солженицына" (использовать монографию "Александр Солженицын. Жизнь и творчество". М. 1994.

    План

    1. История создания романа "В круге первом". Три редакции романа.

    2. Особенности сюжета. Хронотоп романа.

    3. "Шарашка" и ее обитатели. Нержин, Рубин, Сологдин - выразители разных концепций исторического развития России.

    4. Иннокентий Володин, его роль в композиции романа. Этапы духовной эволюции.

    5. Образ Спиридона и связанная с ним тема трагической судьбы народа в тоталитарном государстве.

    ЛИТЕРАТУРА

    "Малая" проза А. Солженицына: "поэзия и правда"// Литературное обозрение. 1990. № 9.

    Поиски жанра: А. Солженицын.//Вопросы литературы. 1990. № 6.

    Лейдерман русская литература. е годы. Т.1. М., 2003. с. 2

    : Личность. Творчество. Время. Екатеринбург, 1993.

    Крушение партократии: От "Одного дня Ивана Денисовича" к "Архипелагу Гулаг"// Литературное обозрение. 1990. № 7.

    Жизнь и творчество. М., 1994.

    Занятие № 10.

    СОВРЕМЕННАЯ ПОЭМА. ЖАНРОВОЕ МНОГООБРАЗИЕ. ПРОБЛЕМАТИКА.

    1. Проследить жанровую эволюцию поэмы 60-80-х годов. (В. Луговской, А. Вознесенский, А. Твардовский, Е. Евтушенко, Е. Исаев, А. Ахматова)

    2. Подготовиться к работе с текстами поэм А. Ахматовой "Реквием", А. Твардовского "По праву памяти", А. Вознесенского " Ров", Е. Исаева "Убил охотник журавля".

    План

    1. Жанровое своеобразие поэм 60-80-х годов (В. Луговского "Середина века", А. Твардовского, "За далью даль", "По праву памяти", А. Вознесенского "Ров", Е. Исаева "Убил охотник журавля", А. Ахматовой "Реквием").

    2. Лирический эпос А. Твардовского. "За далью даль" - лирическая эпопея о времени и себе. "По праву памяти"- поэма-цикл, отразившая трагические противоречия эпохи. История создания поэмы. Особенности стиля. документальная основа поэмы. Образ лирического героя, его эволюция.

    3. А. Ахматова. Реквием. Лирико-философское постижение в поэме трагических противоречий времени. Историческое и биографическое в поэме. Особенности композиции. Проблематика.

    ЛИТЕРАТУРА

    Современная поэма//Роман - газета. 1989. С. 21-22.

    Зайцев советская поэзия. е годы. М.:МГУ, 1984.

    Жаков советская поэма. Минск, 1981.

    Перспектива, 1989. Советская литература сегодня: Сб. статей. М: Сов. писатель, 1989. С. 251-288.

    Плач и мужество. "Реквием" А. Ахматовой. М.:Библиотека "Огонек". №С. 39-47.

    Драмы очищения. О последних поэмах А. Твардовского//Литературное обозрение. 1990. № 1.

    Дополнительная литература

    История русской советской поэзии (). Л.: Наука, 1984.

    Коваленко как жанр литературы. М., 1982.

    Червяченко в советской литературе. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1978.

    ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

    по истории русской литературы ХХ века

    (40-90-е годы)

    1. Проза 1940-начала 50-х годов. Жанровое своеобразие.

    2. Поэзия 40-начала 50-х годов. Лирика и эпос.

    3. В. Некрасов. В окопах Сталинграда. Особенности изображения войны

    4. Литературная ситуация х годов.

    5. Проза о войне 50-70-х годов. Жанровое своеобразие, проблематика.

    6. Симонова "Живые и мертвые". Жанр, проблематика.

    7. Военный эпос В. Быкова. 70-80-х годов. Жанровая эволюция ("Знак беды", "Карьер", "В тумане".

    8. Военный эпос М. Шолохова.

    9. Гроссмана "Жизнь и судьба". Жанр, композиция, Проблематика.

    10. Абрамова "Пряслины". Жанр, проблематика.

    11. Проблема народного характера и своеобразие его решения в тетралогии Ф. Абрамова "Пряслины".

    12. Лукашин, Подрезов, Минин - герои своего времени в тетралогии "Пряслины" Ф. Абрамова. Их трагедия.

    13. Л. Леонов. Русский лес. Основные образы и проблемы.

    14. Б. Пастернак. Доктор Живаго. Особенности жанра, поэтики романа.

    16. Солженицына. Жанровое своеобразие.

    17. Образы праведников в прозе А. Солженицына ("Матренин двор", Один день Ивана Денисовича").

    18. А. Солженицын. В круге первом. Сюжет, композиция, проблематика.

    19. Астафьева. Темы. Проблемы.

    20. Личность и эпоха в прозе 50-80-х годов (Б. Пастернак, В. Гроссман, Л. Леонов).

    21. Деревенская проза х годов. Темы, проблемы, характеры.

    22. В. Белов. Кануны. Особенности изображения деревни.

    23. Б. Можаев. "Мужики и бабы". Конфликты и характеры.

    24. Лирический эпос Твардовского. Жанровая эволюция.

    25. Литературная ситуация 90-х годов.

    26. Человек и природа в прозе х годов.

    27. Творческий путь Ю. Трифонова.

    28. Ю. Трифонов. Роман "Старик". Жанр. Композиция.

    29. Ю. Трифонов. Роман "Старик". Философская проблематика.

    30. Поэзия 60-80-х годов. Стилевые течения.

    31. Анна Ахматова. Поэмы 40-60- х годов.

    32. Ю. Бондарев. Военная проза 50-60- х годов.

    33. Бондарева х годов. Жанровая эволюция.

    34. Распутина. Проблематика. Характеры.