» »

Армянские музыкальные инструменты: обзор. Армянские музыкальные инструменты: обзор Армянские музыкальные инструменты

25.11.2020

Тот, кто ни разу не слышал его звуки, не может представить себе, что это такое. Армянский дудук – инструмент древний, но не может устареть, пока его пение продолжает радовать людей. Недаром он известен далеко за пределами Армении и постоянно находит все больше новых своих поклонников. В 2005 году музыка этого духового инструмента была признана шедевром Всемирного нематериально культурного наследия ЮНЕСКО.

Секреты изготовления армянского дудука

Дудук – духовой музыкальный инструмент. Устройство его достаточно простое – это трубка и двойной язычок, который может сниматься. Интересно, что язычок всегда изготавливается из двух пластин, для создания которых используется исключительно тростник, собираемый на берегах Аракса.

Длина как трубки, так и язычка строго определена. Так, язычок равняется 9-14 см, сама трубка может быть 40, 33, 28 см. Кроме того, на верхней его поверхности предусмотрено 7 (иногда 8, в зависимости от строя) отверстий для прохода воздуха и звука, а на нижней – 1-2 отверстия, которые закрываются большим пальцем руки.

Во время игры на инструменте человек перебирает пальцами по отверстиям, перекрывая их в нужные моменты. Одновременно на язычок оказывается воздействие воздухом, вследствие чего пластины вибрируют.

На трубке обычно имеется специальный регулятор, позволяющий настраивать нужный тон инструмента. Если на этот регулятор нажать, тональность будет повышена. И, наоборот, при небольшом ослаблении регулятора начинает снижаться и тон.

У армян имеется собственное название инструмента – циранапох. На русский язык это слово переводится как «душа абрикосового дерева». Почему именно абрикосовая? Потому что мастера, создающие его уверены, что только из абрикосового дерева можно создать настоящий волшебный инструмент.

История происхождения инструмента

Когда именно и кем был создан армянский дудук, точных сведений не имеется. Известно лишь, что он появился в невероятно древние времена и с тех пор практически не изменил своей конструкции. Если верить некоторым историкам, он известен не менее 3 000 лет, поскольку духовой инструмент, очень похожий на него, существовал в Урарту.

Эти утверждения вполне обоснованны, так как государство Урарту располагалось в свое время на Армянском нагорье – то есть, той территории, которая сегодня занята Арменией, а также частично такими странами, как Иран, Турция и . Во всяком случае, в урартских письменных источниках не один раз упоминается инструмент, напоминающий современный дудук.

Существуют и другие мнения относительно времени его происхождения. Некоторые ученые утверждают, что он был создан в I веке до нашей эры, во времена правления Тиграна II Великого. Кое-кто из исследователей опирается на записи исторических хроник V века, когда жил летописец и историк Мовсес Хоренаци. Он в своих сочинениях упоминает о циранапохе.

Зато есть бесспорные свидетельства того, что в Средние века этот музыкальный инструмент был уже широко распространен – об этом свидетельствуют иллюстрации старинных рукописей. Вполне велика вероятность и того, что, благодаря развитым торговым связям и других государств того времени, дудук получил широкое распространение не только на армянской территории. Судя по всему, им пользовались и в Крыму, и в ближневосточных странах, и даже на Балканах.

Нельзя утверждать, что этот духовой инструмент изначально имел современный вид и изготавливался сразу из абрикосовой древесины. Так, его прообразы создавались из тростника или кости. Но со временем люди начали использовать древесину. Было замечено, что различные деревья при условии одной и той же технологии изготовления дудука способны издавать различные звуки. Так и выбран был абрикос, потому что именно эта древесина умеет резонировать так, как не способна ни одна другая.

В соседних странах для создания инструментов, подобных циранапоху, выбирали орех или сливу. Тем не менее, его аналоги, созданные из древесины этих деревьев, издавали не мягкий чарующий, а резкий и не слишком приятный для уха звук.

Армяне очень трепетно относятся и к своему национальному инструменту, и к его истории. Существует целая легенда, посвященная дудуку. В ней говорится о том, как Молодой Ветер влюбился в удивительное дерево, растущее в горах. Но Старый Вихрь, услышав об этом, решил уничтожить не только деревце, но и всю растительность в округе.

После того, как Молодой Ветер попросил не делать этого, Вихрь согласился, но с условием – что Ветер никогда больше не сможет передвигаться, иначе его любимое деревце погибнет. Ветерок держался долго, до самой осени, пока с дерева не опали последние листочки. Тогда Молодой Ветер на мгновение забыл о своем обещании и взлетел.

Но как только он это сделал, дерево сразу же засохло и исчезло. От него осталась лишь небольшая ветка – и то лишь потому, что Молодой Ветер краем одежды запутался в ней. Некоторое время спустя какой-то бедняк поднял ее и решил сделать из ветки дудочку. И новый инструмент запел волшебную песню о любви и верности. Так и был изобретен дудук.

Настройка строя и особенности звучания

Возможно, именно приведенная легенда явилась причиной возникновения одного старинного обычая, который сегодня, к сожалению, уходит в прошлое. В старину этот инструмент на заказ не изготавливали. Если музыканту требовался дудук, он должен был создать его самостоятельно. Считалось, что таким образом он передает часть своей души – благодаря этому звук получался таким бархатным и живым.

Существовали и настоящие виртуозы, которые умели завораживать игрой любого слушателя. У каждого из них был собственный дудук, который находился с музыкантом на протяжении всей жизни. Своим сыновьям и ученикам такой мастер свой инструмент не передавал, однако всегда помогал советами по изготовлению их личных музыкального изделия. Все это свидетельствует о том, насколько важным в жизни любого музыканта был этот незамысловатый инструмент.

Сегодня дудукист не занимается изготовлением самостоятельно. Армянский музыкальный инструмент дудук создается руками специалистов, которым известны все тонкости подбора материала и технологии. Однако легендарный , который считается самым востребованным на сегодняшний день дудукистом, известен тем, что своими руками изготовил свой первый инструмент, решив подчеркнуть, что он по доброй воле выбрал путь музыканта и следует армянским традициям.

Вероятно, обычай создавать дудук самостоятельно имеет под собой некоторые основания ментального плана. Этот духовой инструмент способен издавать необычайно выразительные звуки. Эксперты подчеркивают, что ни один аналог не обладает таким тембром. Вслушиваясь в звучание, человек открывает себе свою же душу.

Он неким волшебным образом может всколыхнуть в сердце все самое возвышенное. Как тут не вспомнить слова композитора Арама Хачатуряна, который утверждал, что единственный в мире музыкальный инструмент, способный вызывать у него слезы, – это как раз дудук.

Исследователи в области музыки отнесли его к однооктавным диатоническим. Да, октава здесь одна, но, тем не менее, из инструмента можно извлекать и хроматические ноты. Для этого должно присутствовать определенное умение. Давно замечено, что армяне могут создавать те самые волшебные мелодии, которые составили славу инструменту. По словам того же Гаспаряна, в свое время японцы и американцы делали попытки воспроизвести звуки этого инструмента с помощью синтезатора. Однако у них ничего не получилось.

Звучание во многом зависит и от того, от строя и длины изделия. Например, в Азербайджане играют на дудуке строя си, и называют его «балабан», а в Армении, чаще всего, строй ля. На коротком инструменте в основном играют танцевальные мелодии. А вот максимально длинный – в 40 см длиной идеально подходит для того, чтобы исполнять любовные и лирические композиции.

Звук у этого удивительного инструмента является немного приглушенным, отчего кажется бархатистым. Звучит он в тональности сопрано и альта, при этом очень эмоционален. Чаще всего на нем играют парно, где выступают дудук ведущий и дам-дудук. При этом дам производит только общий фон, а мелодию играет ведущий дудукист.

Особенностью дам-дудука является игра при непрерывном дыхании. Подобной технике приходится обучаться долгое время. К тому же, сыграть соло на нем невозможно – он изумительно звучит только парно.

Значение в мировой культуре и кинематографе

Циранапох – это важная часть традиционной армянской культуры. В на этом инструменте играли в честь самых разных событий. Дудукисты сопровождали церемонии похорон, играли на свадьбах. Обязательным было их присутствие на общих народных праздниках, там, где требовались и музыка.

Сегодня его можно услышать в саундтреках Голливудских фильмов, в ансамблях и национальных оркестрах. Нередко инструмент включают в состав аккомпанемента музыкальных композиций. Нельзя еще раз не вспомнить Дживана Гаспаряна – этот композитор сотрудничал со многими известнейшими российскими и зарубежными музыкантами.

Настоящим прорывом в популяризации инструмента стал саундтрек к американскому фильму «Гладиатор». Имен после того как фильм вышел на экраны, у дудука появились тысячи поклонников. Людей заинтересовала необычная звучность и напевность национального духового инструмента.

К числу самых известных дудукистов относятся:

  • Дживан Гаспарян;
  • Ованес Касьян;
  • Мкртич Малхасян;
  • Людвиг Гарибян;
  • Ваче Овсепян;
  • Сергей Карапетян;
  • Геворг Дабагян.

Многих интересует, где можно достать такой инструмент. Купить настоящий мастеровой армянский дудук не так-то легко, поскольку это товар штучный. Самыми известными мастерами на являются Армен и Аркадий Каграманяны – отец и сын. За 40 лет они изготовили несколько сотен дудуков. Вы можете заказать духовые инструменты семьи Каграманян в магазине КавказСувенир.ру .

Армянская народная музыка - это тонкое сплетение оригинальных интонаций, ритмов и тембров, сопровождающее народ и символизирующее весь спектр его переживаний - от радостных до печальных. Весьма музыкальный народ с самого начала своей истории изобретал и пробовал уникальные средства исполнения своей музыки. Исследователи говорят о сотне армянских музыкальных инструментов. Мы расскажем о наиболее востребованных сегодня.

Оркестр армянских народных инструментов характеризуется наличием практически всех групп: струнной, духовой, ударной. Королём армянского фолка считается оригинальный духовой инструмент - .

Главным инструментом группы ударных является дхол. Это род двустороннего барабана. Корпус инструмента выполнен из дерева грецкого ореха с мембранами из кожи. Дхол предположительно появился в связи с культом поклонения древней богине Анаит (3000-2000 гг. до н. э.). В оркестре (ансамбле) дхол выполняет ритмическую функцию. Инструмент, поддерживая четкость и остроту ритма, подчеркивает особый колорит звучания армянских народных инструментов. Другой ударный - давул - используется в качестве сопровождения к духовым инструментам, выполняя ту же функцию, что дхол. Давул - это большой двусторонний барабан с мембранам из овечьей и козлиной кожи.

Самые распространенные струнные инструменты - саз, тар, уд, кяманча и канон. Саз - один из древнейших инструментов. Его изображения встречаются на могилах царей и знати. Имеет теплое, ритмическое звучание. Традиционный инструмент трубадуров, ашугов. Тар - это разновидность лютни с длинным грифом и обтянутой кожей передней декой. Родина тара - Восточная Армения. Уд - это прототип европейской лютни. Инструмент звучит мягко, камерно. Кяманча - армянская разновидность скрипки, но держать ее следует вертикально. Канон принадлежит к роду наколенной арфы. Сегодня он считается одним из предшественников клавесина и фортепиано. Звук извлекается плектром. Канон был создан в Западной Армении.

Среди духовых инструментов наиболее известными являются, помимо дудука, зурна, шви. Зурна звучит резко, пронзительно, звонко, гораздо более экспрессивно, чем гобой (английский рожок), с которым принято сравнивать инструмент. Зурна впервые упоминается в IX веке в эпосе «Давид Сасунский». Шви - это цельнодеревянный духовой инструмент, принадлежит к роду свирели. Характеризуется чистым, практически прозрачным звуком.

Традиционные армянские инструменты имеют тысячелетнюю историю. С течением времени, пишут исследователи, путем усовершенствования инструментов и создания новых, армянский оркестр еще больше обогатился. Игра на народных инструментах давно и прочно заняла место в академической среде. Мастерству владения народными инструментами обучают в Ереванской государственной консерватории. Профессиональные исполнители работают не только в быту - на свадьбах, похоронах и прочих мероприятиях, - но и в солидных ансамблях и оркестрах, главный из которых - Государственный оркестр народных инструментов под руководством выдающегося кяманчиста Норайра Давтяна. К слову, насладиться сочным и колоритным звучанием десятков лучших исполнителей можно не далее чем сегодня вечером. Концерт оркестра состоится в рамках «Фестиваля открытой музыки» в Летнем зале ереванского кинотеатра «Москва».

Музыка – неотъемлемая часть культуры народа. Армения как одна из древнейших стран и богатой историей имеет богатейшее культурное наследие, в том числе и народной музыки. Армянская народная музыка – это лицо народа, а музыкальные инструменты – еще одно оружие народа для борьбы со слиянием.

Армянская музыка стала всемирноизвестной благодаря бархатному звучанию дудука. В последние годы дудук стали использовать как саундтреки для блокбастеров. Однако не всем известна история народного музыкального инструмента. Мы посвящаем эту статью дудуку и всем армянским народным музыкальным инструментам.

Дудук

Есть несколько теорий о том, как и когда был изобретен дудук. По одной из теорий дудук изобрели в 8 веке до нашей эры. В другой версии утверждается, что дудук изобрели в 1 веке до нашей эры. Другими словами дудук настолько древний музыкальный инструмент, что о нем сложно найти первые упоминания.

Дудук можно с уверенностью назвать национальным достоянием, который бережно носит и передает от поколения в поколение традиции как изготовления инструмента, так и мастерство владения инструментом. Изначально дудук и другие музыкальные инструменты делались из костей животный. Более поздние упоминания о дудуке называют музыкальный инструмент “циранапох”, инструмент, который делался из абрикосового дерева. Именно это дерево имеет качество резонанса, который так важен для этого инструмента.

Изготовления дудука – это целый ритуал, который длится более пол года. На вид простой инструмент способен воспроизводить сложнейшие мелодии. Музыка дудука рассказывает об истории и тех трагедиях, которые пережил армянский народ. Дудук – национальная гордость, ценность, которая стала визитной карточной страны и народа. Дудук и музыка дудука были объявлены шедеврами нематериального наследия ЮНЕСКО.

Зурна

Конечно дудук сам по себе уникальный инструмент, который заставляет трепетать сердце, однако армянская народная музыка довольна сложна. В ней присутствуют как духовые так и струнные и ударные музыкальные инструменты.

Кроме дудука в армянской народной музыке принимают участие несколько духовых инструментов. Зурна еще один известный инструмент. Яркий и пронзающий тембр зурны подходит для более активных и веселых мелодий. Музыка довольно громкая, поэтому в закрытых помещениях зурну заменят дудуком.

Музыкант владеющий зурной, называется зурначи.

Паркапзук (Волынка)

Паркапзук похож на более известный свой аналог – ирландскую волынку. К сожалению изготовление музыкального инструмента было утеряно. Инструмент имеет одно или несколько трубок прикрепленные к кожаному мешку.

Шви

Шви это еще один духовой инструмент, который дословно переводится как свист. Тембр шви более тонкий и высокий и напоминает флейту. Изначально на музыкальном инструменте играли пастухи.

Дхол

Дхол – это как биение сердца, это ключевой инструмент в национальной музыке.

Дхол – это своеобразный барабан с двух сторон обтянутый тонкой кожей. Дхол появился еще в 3000г до нашей эры, когда Армения была языческой страной. Дхол обеспечивает быстрый и активный такт в музыке. Даже если исполнять быстрый такт только на дхоле получается довольно активная своеобразная музыка. Звук получается от ударов палками или пальцами по тонкой мембране. От того насколько тонка мембрана или как хорошо она натянута на барабан, звучание меняется.

Саз

Саз – один из древнейших струнных инструментов в армянской культуре, который упоминается истории. Очертание и картинка саза служила как эмблемой для многих правителей. Саз часть ритмичной армянской национальной музыки.

Кяманча, Канон

Кяманча это своеобразная скрипка, но они однозначно отличается как внешним видом, как и держанием музыкального инструмента. Кяманчу держат вертикально.

Канон или своеобразная наколенная арфа ставят на коленки перед исполнением. В руках женщины канон поет.

Армянская народная музыка – чувства неизвестных, но талантливых поэтов, облаченные в звучание; этническая лирика, чарующая волшебными напевами. Она полностью погружает в себя, заставляя раствориться, забыть обо всем на свете, прочувствовать каждую нотку, звук. Если вы не знаете, какие армянские музыкальные инструменты используются в народных композициях, видели армянские дудуки, но не слышали прекрасных легенд о них, прониклись гармонией армянского барабана дхола, но желаете узнать больше, рассказ понравится. Ведь он приоткрывает завесу, окутывающую огромный пласт культуры удивительной страны.

Одним из самых известных духовых инструментов, созданных многострадальным армянским народом, считается дудук. Кто хотя бы раз слушал звучание, проникся и очаровался. Недаром музыка дудука относится к всемирным шедеврам нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Достойный статус официально подтвердили в 2005 году, тем самым высоко оценив значение армянского народного инструмента, который пленяет, влюбляет в себя, трогает самые потаенные струны человеческой души.

Именно поэтому его часто называют «магический дудук», подчеркивая глубину и сакральность музыки. Но давайте рассмотрим пристальнее.

Внешний вид армянского музыкального инструмента дудука напомнит дудочку из сказок, только более увеличенную, или классическую флейту. Изделие состоит из нескольких частей:

  • сама трубка с двойным язычком;
  • игровые отверстия (от 7 до 10);
  • регулятор тональности (не всегда)

Относится к язычковым духовым инструментам и распространен не только в Армении, но и в других кавказских странах, на Балканском полуострове. Изготавливается из деревянного материала, чаще всего – абрикосового. Как раньше считалось, только это стройное дерево, дарящее людям солнечные плоды, – достойное сырье для изготовления инструмента. В народе так и говорят: «Дудук – душа абрикосового дерева», называя его «циранапох», что на русский переводится «душа абрикосового дерева». Поющая, нежная, чувственная.

Как же работает и звучит дудук? Тут все просто и одновременно сложно. Во время игры исполнитель перебирает пальцами, закрывая или, наоборот, открывая отверстия. Звук, проходящий по трубке, вибрирует, изменяется. Так и создается та самая напевность, полная печали, из-за которой говорят «грустный дудук». Да, плясать под такую мелодию не получится, но прочувствовать ее, настроиться на светлое и лирическое, понять душу армянского духового инструмента, удастся.

Наверное, именно поэтому часто исполняет дудук «Гладиатор» и «Титаник» – те самые композиции из фильмов, которые узнаются миллионами людей. И хотя, инструмент сам по себе не лишен лиричности, происхождение его названия довольно прозаично. Существует две версии:

  • Тюркская. От слова düdük – по сути, являющегося звукоподражательным.
  • Русская. По сходству со словом «дудка», прижившегося на родине инструмента в несколько измененном произношении.

Циранапох – уникальное творение, которым гордится страна. Одним из виртуозов игры на нем признан Дживан Гаспарян – армянский музыкант, вкладывающий душу в исполнение. Именно он играет так, что слезы наворачиваются на глаза у всех слушателей.

Легенда о дудуке, любви и выборе

Легенда о дудуке печальна и возвышена, как и все, что связано с инструментом. Как-то маленький Ветерок пролетал над горами и увидел чудесное дерево. Его листва была так прекрасна, что Ветер остановился, спрятался в нее и начал играть листочками, которые в ответ издавали нежные звуки. Время летело незаметно.

Владыка Ветров прогневался и решил погубить дерево, увлекшее его сына. Он дул и дул, стараясь сломать ствол. Но Ветерок всеми силами защищал друга. И тогда Владыка сказал: «Оставайся. И пусть твои крылья тоже останутся с тобой, но как только ты покинешь дерево – оно высохнет». Юный Ветер остался доволен решением отца: ведь он ничего не терял, а только приобретал.

Наступила осень. Листья опали, играть стало не с чем. Ветерок загрустил, а его братья весело летали в небе, маня к себе. Когда он присоединился, дерево погибло. Но в одной веточке запуталась частица Юного Ветра, и она осталась жива. По весне пришел мальчик, срезал зеленый прутик, сделал дудочку. Так и появился первый магический дудук, в котором слышатся волшебные ветряные нотки.

Армянская кеманча: по струнам вашей души

Армянская народная музыка уникальна и многолика. Одним из известнейших струнных инструментов, звучащих в ней, является кеманча. Она имеет много местных разновидностей: кеман, понтийская лира, гиджак, но по сути это незначительные видоизменения одного и того инструмента, практически никак не влияющие на звучание.

Изобретение древнее, часто встречающееся в археологических раскопках. Этот факт свидетельствует о высокой развитости культуры страны на заре цивилизации. Внешне кеманча напоминает своеобразную узкую скрипку, по струнам которой исполнитель водит специальным смычком. Звучание нежное, лирическое, смешивающее в себе и гитарное, и скрипичное, но отличающееся собственным шармом.

Исторические сведения о кеманче

Кеманча – не менее древний инструмент, чем дудук, любимый в народе. Ее изображения встречаются на стенах древних армянских монастырей, иллюстрируют различные рукописи, сохранившиеся с раннего Средневековья. В народе изготавливали четырех- или трехструнные музыкальные инструменты, в которых использовали конский волос, а натяжение регулировалось вручную, пальцами. До сих пор традиционно используется именно этот прием.

Однако кеманча и дудук далеко не единственные народные музыкальные инструменты Армении. Пришла пора познакомиться с другими.

Дхол армянский: барабан в народном исполнении

Кавказская музыка отличается своеобразием, напевностью. Даже барабан здесь гармонично вплетается в лирические мелодии. Он называется дхоломи представляет собой музыкальный инструмент, задающий ритм произведению. Выглядит как правильный цилиндр, на который натянута мембрана (иногда две). Удивительно, но раньше армянским барабаном дхолом пользовались только в военных походах, придавая бодрость солдатам, настраивая их на победу. В современном обществе его часто слышат в составе национальных ансамблей, в одном хоре с зурнами.

И все же, армянская народная музыка не создается только перечисленными инструментами. Она звучит характерно, ярко, переливается, попадает прямо в сердце. Этому немало способствуют зурны, шви, сазы и каноны.

Зурны: задор и веселье в общем хоре

Одними из прекраснейших армянских народных духовых музыкальных инструментов по праву считаются зурны. Внешне они сильно похожи на обычные дудочки, которые использовали русские пастушки, чтобы разнообразить работу. Это родственницы дудука, имеющие еще одно название, – праздничные флейты, потому что голосок у зурн более звонкий, даже пронзительный. Они вносят в произведение веселье, сближаясь с гобоем.

Зурны изготавливают из дерева, один конец в виде раструба. На корпусе имеется девять отверстий, причем одно обязательно располагается на противоположной от всех остальных стороне. Вместе с зурнами армянская народная музыка получает задор, заливистость, свойственную птичьим трелям.

Другие инструменты, созданные народом

Помимо перечисленных, в общем ансамбле армянских народных инструментов слышатся шви, саз, канон. Первый относится к духовым, но внешне похож на свистульки. Классические шви выполняется в виде сказочного создания, животного или птицы, и имеют всего 2 отверстия.

Саз – армянский национальный с трунный инструмент. Похож на лютню, звучит примерно так же. Саз достаточно сложен в изготовлении. Для его создания используется несколько пород древесины, что позволяет извлекать более глубокий, чистый звук.

Канон, или канун – щипковый струнный инструмент. Отличается необычным трапециевидным корпусом, что делает его похожим на арфу или гусли. Во время исполнения музыкант кладет канун на колени и извлекает звуки, щипая пальцами по струнам. Инструмент является одним из самых любимых у армян, но в современной музыке практически не используется (кроме народных ансамблей).

Мелодия дудука, звучание кеманчи, ритмы дхолов, трели зурн и шви, выразительность кануна и сазов создают самобытную музыку народа Армении. Ее достаточно услышать лишь однажды, чтобы навсегда проникнуться красотой и лиричностью.

Традиционные армянские музыкальные инструменты отличаются тысячелетней историей. До наших дней дошло немало духовых, струнных и ударных приспособлений, которые веками использовались местными народными коллективами. Наиболее интересные армянские народные музыкальные инструменты рассмотрим в нашей публикации.

Дудук

Дудук – один из древнейших духовых инструментов во всем мире. Изобретение устройства датируется первым веком до нашей эры. Описания приспособления содержатся в многочисленных рукописях времен Средневековья.

Армянский музыкальный инструмент имеет вид полой трубки из древесины абрикосы. В конструкцию входит съемный тростниковый мундштук. Лицевая поверхность содержит 8 отверстий. На тыльной стороне выполнено еще два проема. Один из них используют в целях настройки инструмента, а другой — для закрытия большим пальцем во время игры.

Дудук издает звуки благодаря вибрации пластин тростникового мундштука. Просвет элементов регулируют путем изменения напора воздуха. Отдельные ноты берут закрыванием и открыванием отверстий на корпусе. Значение во время игры на инструменте имеет правильное дыхание. Музыканты делают стремительный глубокий вдох. Затем выполняют ровный протяжный выдох.

Зурна

Зурна – армянский духовой музыкальный инструмент, который в древности широко использовался народами Закавказья. Приспособление выполнено в виде деревянной трубки с раструбным окончанием. Полый корпус содержит 8-9 отверстий. Одно из них располагается на тыльной стороне. Диапазон этого армянский музыкальный инструмент охватывает около полутора октав. Тембр звучания устройства пронзительный.

Зурна считается предшественником современного гобоя. Инструмент находит применение в ансамблях, которые формируются из тройки музыкантов. Главенствующий солист воспроизводит основную мелодию. Второй участник коллектива издает протяжные звуки. Третий музыкант отвечает за ритмическую часть композиции, играя на ударном инструменте дхоле.

Саз

Этот армянский народный музыкальный инструмент имеет грушевидное очертание. Прибор выполняется из древесины ореха либо туи. Саз выдалбливают из цельной заготовки или же клеят, используя отдельные клепки. От корпуса отходит длинный гриф с 16-17 ладами. Элемент содержит округление с тыльной стороны. На головке грифа содержатся колки, с помощью которых натягивают струны. Количество последних может варьироваться от шести до восьми, в зависимости от размера этого армянского музыкального инструмента.

Дхол

Дхол представляет собой этнический армянский барабан. Инструмент изобрели еще во времена языческой страницы в истории государства. С помощью устройства задавали ритм для маршировки солдат в ходе военных походов. Звучание барабана эффектно переплетается с мелодией дудука и зурны.

Инструмент обладает цилиндрической формой. Корпус изготавливают преимущественно из металла. Дхол может комплектоваться одной или двумя мембранами. В качестве ударной поверхности древние армяне обычно использовали тонкую листовую медь, древесину грецкого ореха либо керамику. Ныне заменой указанным материалам чаще всего служит пластик. В случаях, когда устройство выполняется с использованием двух мембран, элементы соединяются между собой вереницами. Сила натяжения веревочек позволяет корректировать высоту звучания барабана.

Играют на дхоле согласно следующему принципу:

  • усаживаются на стул;
  • нижнюю плоскость барабана упирают в ногу;
  • корпус инструмента накрывают предплечьем;
  • по мембране наносят четкие удары пальцами в области между краем и центральной областью рабочей поверхности.

Во время воздействия на средину полотна барабана отмечаются глухие низкие интонации. Нанесение ударов по ободкам инструмента позволяет достигать звонкого лязга для поддержания темпа.

Канун

Канун представляет собой армянский струнный музыкальный инструмент, который имеет вид полой внутри деревянной трапеции. Лицевая поверхность представлена плоскостью из сосны толщиной порядка 4 мм. Остальные части устройства обтянуты рыбьей кожей. Струны с одной стороны зафиксированы в специальных проемах на корпусе. В противоположной части инструмента струны присоединены к колкам. Здесь же находятся железные рычаги линги. Последние приподнимаются и опускаются музыкантом во время игры в целях изменения тонов и полутонов.

Кеманча

Инструмент состоит из чашеобразного корпуса незначительных габаритов, который выполняют на основе высушенной тыквы, дерева либо кокосовой скорлупы. Элемент соединен с металлическим стержнем. Последний содержит кожаную деку. На гриф инструмента натянута тройка струн.

Во время игры на кеманче смычок удерживают неподвижно в одной плоскости. Воспроизведение мелодии происходит за счет поворота инструмента. Звучание устройства гнусавое. На кеманче редко играют без сопровождения. Зачастую инструмент используют в целях аккомпанемента к основной мелодии в армянских народных пьесах.