» »

Как называют певца русской старины. Конспект урока на тему "Певцы русской старины" (3 класс). История развития народной песни и музыки

04.03.2020

Музыкальное приветствие.

    Здравствуйте. (Здравствуйте.)

    Добрый день, добрый день, добрый день вам! (Добрый день, добрый день, добрый день вам!)

    В каком классе учитесь? (В третьем классе учимся.)

    В какой школе учитесь? (Учимся в тринадцатой.)

    На какой урок пришли? (Мы на музыку пришли.)

    За оценками пришли? (За оценками пришли.)

    За какими вы пришли? (За пятёрками пришли.)

    Исполнение песни «Сейчас музыкальный начнётся урок!»

    Исполнение песни «Жили – были дед да баба».

    Исполнение песни «Ты кума любезная, где живешь?»

Какой жанр музыки вы исполняли? (Что вы сейчас делали).

Объясните свой ответ.

Сколько в музыке жанров.

Чем песня отличается от танца и марша, что самое главное в ней имеется? (Слова)

Зачем нам нужны песни, что мы от них получаем.

Вы любите петь, почему?

Посмотрите на эти две картины, что между ними общего и почему.

Давайте определим нашу тему урока, опираясь на эти картины.

Как вы думаете, о ком пойдёт речь на нашем уроке и почему.

Что нам надо сделать, чтобы познакомиться с темой «Певцы русской старины».

Что может означать «Певцы русской старины».

Так в старину называли гусляров, которые очень часто под звучание гуслей сказывали былины.

Что такое былина?

Были́ны ( стáрины ) - героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX-XIII веков; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод (отсюда народное название былины - «стáрина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

На каком музыкальном инструменте играли певцы – сказители.

Почему они струнно – щипковые.

Образы сказителей былин нашли своё отражение в творчестве русских композиторов Михаила Ивановича Глинки и Николая Андреевич Римского – Корсакова.

Правильно, прослушать произведения этих композиторов.

Николай Андреевич Римский – Корсаков в своей опере «Садко» создал образ легендарного певца – сказителя. Как его звали?

Чем был знаменит Садко?

Почему его приглашали на пиры знатные люди?

Сейчас мы прослушаем песню Садко из оперы и вам предстоит выполнить задания в группах. (раздать задания на 4-х).

Внимательно прочтите задание, на его выполнение 5-ть минут. Затем каждая команда, выбрав главного, отвечает на поставленный вопрос.

СЛУШАНИЕ Песня Садко «Ой, ты тёмная дубравушка».

Выступление учащихся.

Предлагаю разучит фрагмент песни Садко «Ой, ты тёмная дубравушка».

Что за песню мы с вами разучили.

Из какого произведения.

Назовите ее особенности.

Давайте подведём итог.

С каким певцом – сказителем мы познакомились на уроке. (Садко)

В каком музыкальном произведении рассказывается о Садко.

На каком музыкальном инструменте играл Садко.

Что такое опера.

Кто написал оперу «Садко».

Не только Римский – Корсаков изображал певцов – сказителей.

Михаил Иванович Глинка в своей опере «Руслан и Людмила» создал образ народного сказителя, дав ему имя Баян.

Как вы думаете на каком инструменте играл это Баян.

Почему вы пришли к такому мнению.

Баян, как и Садко играл на гуслях.

Прослушайте песню Баяна из оперы «Руслан и Людмила» Михаила Ивановича Глинки и сравните её с песней Садко «Ой. Ты тёмная дубравушка». Найдите сходство и различие.

СЛУШАНИЕ Песня Баяна «Дела давно минувших дней!»

- Понравилось и почему.

Какой музыкальный инструмент имитирует игру на гуслях. (Арфа)

Давайте сравним прозвучавшие произведения на уроке.

2. Музыкальный образ в прозвучавшем произведении.

3. Музыкальный жанр: песня, танец, марш.

4. Мелодия: плавная, протяжная, певучая.

5. Лад: мажор (светлая тональность), минор (тёмная тональность).

6. Настроение и чувства: радость, печаль, тоска, нежность.

7. Тембр (окраска звука): светлый, яркий, тёплый, тёмный, суровый, массивный, мрачный.

8. Темп (скорость исполнения): медленно, умеренно, быстро.

9. Динамические оттенки (сила звука): тихо, громко.

10. Кто исполнял: хор, солист, ансамбль.

На доске вывешиваем сходство и различие.

Подведём итог.

Что нового вы узнали сегодня на уроке.

Из каких опер прозвучали сегодня фрагменты.

Назовите имена певцов - сказителей из этих опер.

Что объединяет Садко и Баяна.

На каком музыкальном инструменте они играли.

К какому виду музыкальных инструментов относятся гусли.

Почему их называли певцами - сказителями.

Как называют низкий мужской.

Конспект

Урока музыки в 3 классе

«Певцы русской старины»

Учитель МОУ СОШ с.Вадинск

Бураева Марина Валериевна

2012

Цель:

ввести учащихся в мир музыки, пробуждать интерес и любовь к музыке, развивать способности воспринимать музыку, эмоционально откликаться на нее.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить учащихся с музыкальным инструментом гусли и музыкантами-гуслярами
  2. Освоить на новом музыкальном материале, что русские композиторы использовали в своих произведениях русскую музыку.
  3. Помочь понять детям, что народная музыка отражает не только те или иные события, но и атмосферу жизни народа.
  4. Познакомить учащихся с произведениями «Садко» Н.А.Римского-Корсакова и «Конь» И Матвиенко.

Развивающие:

  1. Развивать музыкальные способности: слух, музыкальную память при слушании музыкальных произведений.
  2. Развивать эмоциональную отзывчивость при слушании музыкальных произведений.
  3. Содействовать возникновению и проявлению музыкального вкуса на основе высокохудожественных произведений.

Воспитательные:

Осуществлять идейно-нравственное воспитание и любовь к национальному искусству на основе высокохудожественных произведений, а также воспитывать гордость за свою Родину и любовь к ней.

ХОД УРОКА

I. ОРГМОМЕНТ

II. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ

Сегодня на уроке мы отправимся в удивительное путешествие. А укажет нам путь музыкальное произведение, которое мы сейчас услышим.

(слушаем «Наигрыш» )

Ребята, вы внимательно слушали. Скажите, какая это музыка: современная или старинная?

Какой инструмент помог нам перенестись в прошлое?

Да, это гусли.

Как вы думаете, давно ли появился этот инструмент? Сколько лет, на ваш взгляд, ему может быть?

Гусли – очень древний музыкальный инструмент. По некоторым данным им около 2 тысяч лет. К сожалению, история человечества скрыла от нас и возраст, и место их рождения.

Ребята, а как называют музыкантов, играющих на гуслях?

(гусляры )

А еще их называют «Певцы русской старины» .

Итак, сегодня нас в гости приглашают Певцы русской старины. Давайте подумаем, почему их так называют?

(Они не просто играли на инструменте, а исполняли былины, старинные легенды )

А как играют на гуслях?

(видео )

Гусляр кладет инструмент на колени и перебирает струны пальцами. А сам же рассказывает былины и аккомпанирует себе игрой на гуслях, проводя по всем струнам сразу медиатором. Медиатор – это специальная маленькая пластиночка, в форме березового листочка, для игры на струнных инструментах. Пальцами другой руки музыкант приглушает отдельные струны, чтобы получить красивое звучание.

Посмотрите на экран. Кто здесь изображен? Эта картина переносит нас не через годы, не через десятилетия, а через века в «преданья старины глубокой». Написал ее Виктор Васнецов. Как изображены здесь музыканты?

(Васнецов «Гусляры» )

А сейчас давайте мы с вами тоже станем музыкантами-гуслярами. Приготовим наш инструмент. Положите гусли на колени. Можно играть, перебирая, струны пальцами, а можно использовать медиатор.

(«Наигрыш». Игра на воображаемом инструменте )

Давайте вспомним, какой музыкальный инструмент перенес нас в прошлое? Как он выглядит? Как играют на гуслях?

Вспомните, приходилось ли вам слышать имена музыкантов, игравших на гуслях?

Одним из таких музыкантов был Садко.

Слава о новгородском певце и гусляре Садко рекой лилась по Великому Новгороду. Как заиграет он да заведет напев - все слушают гусляра, не наслушаются. Были рады ему и на городских площадях, зазывали его и в боярские терема златоверхие, и в купеческие хоромы белокаменные. Но перестали приглашать Садко на праздники веселые. Невеселый стал музыкант.

Однажды на берегу Ильмень-озера услышала грустную песнь Садко Волхова, дочь Морского царя. Приглянулся ей музыкант. Пообещала Волхова гусляру, что попадутся ему в сети три золотые рыбки, которые принесут ему счастье и богатство. Все так и случилось. Разбогател Садко, стал купцом. Снарядил он однажды свои корабли в плавание.

Прошло 12 лет. Однажды остановился корабль Садко среди моря. Поняли новгородцы, что Морской царь требует дани. Корабельщики бросали в море бочки с золотом, серебром, жемчугом – всё стоит корабль с поникшими парусами. Тогда жребий пал на Садко. Бросили на воду дубовую доску, и только Садко ступил на неё, как поднялся ветер, паруса наполнились, и корабль скрылся в дали, а гусляр опустился в пучине моря.

Он оказался в лазоревом подводном тереме перед царём Морским и царицей Водяницей. Царь приказал Садко петь величальную песню. Ударил музыкант по струнам, на море от этого поднялась страшная буря. Потонуло и разбилось множество кораблей, залило берега и села. Но появился Старчище могуч-богатырь и гусли из рук Садко. Он возвестил конец власти царя Морского, а дочери его назначил стать рекой. Садко с Волховой устремились на волю, к Новгороду.

На зелёном берегу Ильмень-озера Садко уснул, убаюканный пением Волховы. И лишь уснул, рассеялась морская царевна алым утренним туманом по зелёному лугу. Все стали дивиться нежданному возвращению Садко, а больше всего – широкой реке Волхове, которая пролегла от Ильмень-озера до самого синего моря.

Народные сказители Печор, что на севере России, сложили былину о Садко и Морском царе. А русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал оперу «Садко».

Давайте послушаем фрагмент оперы. Какое настроение передает музыка?

(слушание «Песни Садко» )

Мы послушали Песню Садко «Ой, ты, темная дубравушка». В какой момент в опере звучит эта песня?

Какое настроение Садко в этот момент?

(грустное, печальное )

С какой народной песней созвучна музыка: лирической , плясовой, хороводной?

(он хочет излить всю печаль, боль, которая у него накопилась )

Как вы думаете, какой инструмент симфонического оркестра подражает звучанию гуслей?

Итак, о каком «Певце русской старины» мы узнали? Какой русский композитор написал о нем оперу?

Часть дороги, часть пути

Быстро мы смогли пройти.

Мы немного отдохнем

И опять вперед пойдем. (Физминутка )

- «Певцы русской старины». А есть ли они сейчас, в наше время? О чем могут рассказать нам современные музыканты гусляры?

А вы хотели бы послушать их?

(Любовь Басурманова )

Что вы чувствовали, когда звучала эта музыка?

Звучала ли у вас в душе подобная музыка? Когда?

Песня, которая прозвучала, современная или старинная?

Эту песню написал современный композитор Игорь Матвиенко. Какое новое звучание придал аккомпанемент гуслей?

Музыка современная, исполнитель – современный. А тема урока звучит: «Певцы русской старины». Уместна ли песня на нашем уроке? Почему?

(Истоки – давние, основана на русских традициях, переносит нас в прошлое )

III. ИТОГ УРОКА

Итак, сегодня на уроке мы перенеслись в прошлое. Какой инструмент нам помог это сделать?

Как называют музыкантов, играющих на гуслях?

Назовите композитора, который посвятил свое произведение былинному герою и музыканту-гусляру? Как называется это произведение?

Живет ли в наше время творчество музыкантов-гусляров?

Беседа

С каким жанром народной музыки вы познакомились на прошлом уроке?

Ответ: Былины.

Какой инструмент сопровождал пение былин?

Ответ: гусли.

Учитель:

Какой инструмент вы услышали когда я входил в класс?

Ответ: гусли.

Да ребята, верно.

Учитель:

Наша страна имеет богатейшую историю. Сегодня на уроке мы переместимся на многие века назад и встретимся с удивительным древним музыкальным инструментом Руси, который называется гусли. Слово «гусли» происходит от древнеславянского «густы», что значит «гудеть», а так как гудела струна, то она получила название «гусла».

Значит гусли – это гудящие струны. Гусляр защипывал струны пальцами, извлекая очень красивые…

Подскажите ребята?

Дети отвечают хором: это звуки.

Кто же играл на гуслях в древности?

Ожидаемый ответ: гусляры.

Показать кадр из презентации «Настрою гусли на старинный лад»… №1

Учитель:

На них играли люди – сказители, которые рассказывали медленно, протяжно, нараспев былины.

С каким певцом – сказителем мы познакомились на прошлом уроке?

Ожидаемый ответ: Садко.

Да ребята, именно Садко покорил своей игрой на гуслях самого морского царя

Как начал играть Садко в гусельки яровчаты,

Как начал плясать царь морской во синем море,

Как расплясался царь морской.

Играл Садко сутки, играл и другие.

Да играл еще Садко и третьи –

А все пляшет царь морской во синем море.

Учитель:

А сейчас ребята давайте послушаем арию Садко «Заиграйте мои гусельки».

Задание: Какой характер носит эта музыка?

Ответ: народный, задорный, плясовой.

1.Слово учителя:

(репродукция картины Васнецова «Баян» см проектор

слайд 2)

Еще одним народным певцом - сказителем является Баян.

Часто этот образ является в былинах и операх.

Ребята, обратите внимание на его лицо, глаза, что вы можете сказать о них?

(горящие глаза, взволнованное лицо, взмах руки, все это говорит о том, что он является участником тех событий, о которых он повествует)

Обратите внимание на костюм

(Он руский народный)

А сейчас давайте послушаем его песню.

Прослушивание песни Баяна из оперы «Руслан и Людмила».

Задание:

Какой характер носит пение баяна?

Ответ: взволнованный, напевный, задушевный, поет о чем – то сокравенном.

2.Сказка Римского – Корсакова «Снегурочка».

Учитель:

Ребята, сегодня вы познакомитесь с музыкой еще одной сказочной оперы композитора Н. А. Римского – Корсакова, которая называется «Снегурочка».

Запишите в тетради название оперы и ее автора:

Опера Н. А. Римского – Корсакова «Снегурочка»

Учитель:

Сказочную пьесу, по которой была написана опера, создал драматург А. Н. Островский. Сначала она шла просто как спектакль в драматическом театре, а затем Римский – Корсаков написал оперу по этой сказке.

Сказка начинается с пролога в котором встречается Дед Мороз и Весна.

Сейчас ребята инсценируют кусочек этого пролога.

(Инсенирование фрагмента пролога к сказке «Снегурочка»)

Звучит музыка (фон 4 сказка) и слайд природа

Идет инсценировка фрагмента.

Спасибо ребята садитесь на свои места.

Учитель:

Ребята, вот прозвучало имя пастуха Леля, того, чьи песни так полюбились Снегурочке.

Посмотрите, как изобразил его художник В. Васнецов.

(На экране слайд с изображением Леля и Снегурочки).

Учитель:

Это один из главных героев оперы, у него несколько арий, музыка которых очень напоминает народные песни. Эти арии так и называются – песни Леля.

Сопровождаются эти песни под звуки рожка. Лель не просто пастух, он музыкант, певец, всеобщий любимец. Даже Снегурочке полюбились песни Леля.

3. Слушание третьей песни Леля

Задание:

Поослушайте слова народной песни.

Учитель читает текст, а также показывает его на проекторе.

Какая музыка звучит после каждого куплета, который заканчивается словами «Лель мой, Леле Лель»?

Ответ:

Веселая, задорная, игровая.

Какие картины вы предстовляете слушая песню Леля?

Ответ:

Кажется, будто в этот момент девушки водят хороводы под музыку Леля.

Просмотр иллюстрации В. Липицкого «Песня Леля» на стр 63 учебника

Что сближает песню Леля с народной песней?

Ответ: Мелодия, повторы, фразы.

Выводы:

Учитель

В опере «Снегурочка» в частности в песне Леля есть звуки природы.При упоминании о дожде музыка имитирует звон капель, в музыкальном проигрыше слышны звуки, имитирующие пение птиц.

Учитель:

Ребята, какой приближается у нас праздник?

Ответ: Новый год

Думаю, что все с нетерпением ждут этот праздник, ждут подарков, готовят подарки.

А кто главные гости на елке, кого мы ждем?

Ответ: Дед Мороз и Снегурочка.

Вот видите, и здесь есть у на Дед Мороз и Снегурочка.

Кто напомнит мелодию этой песни?

Дети поют примерную мелодию песни.

Какой характер носит эта песня?

Давайте ее споем.

Работа над песней «Новый год»

1.Отрывки из какой новой оперы вы сегодня слушали?

Ответ:

Опера Н. Римского – Корсакова «Снегурочка».

2.Назовите героев оперы «Снегурочка»?

Ответ: Дед Мороз, Весна, Леший, Снегурочка.

3.Ребята а кто такой Баян?

Ответ: Нардный певец – сказитель

1.учебник стр 58 – 59, 62 – 63 .

2.выполнить задание в рабочей тетради.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
1 «Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории». В.М.Васнецов: «ДА-НЕТка»Музыка- это наука.Музыка- это искусство.Картины пишет писатель.Рассказы, поэмы, повести- это творения художника. Картины пишет художник.Музыку пишет композитор.2нетданетнетдада ПевцыРусской старины3 Гусли4Ой, вы гусли – то яровчатые, Расскажите нашим детушкам, Как во старину-то вы играли-то,Звуки издавали гусли звонкие,Как народ вы потешали-то и радовали,Как в годину горькую вы плакали,Как богатырей Руси вы прославляли,Тех, кто защищал всю землю русскую… Слово "гусли" происходит от древнеславянского "густы", что значит "гудеть", а так как гудела струна, то она и получила название "гусла". Значит гусли - это гудящие струны.Русские гусли - инструмент очень древний. По предположениям историков, у восточнославянских племен гусли были еще в шестом веке. В стародавние времена форма гуслей была шлемовидной, крыловидной и трапециевидной.5Гусли СкоморохиБродили скоморохи по Руси, потешали народ своим искусством. Их знали в Киевской Руси, Владимире, в Московском княжестве, в землях Новгородских - от берегов Днепра-реки до Студеного моря (Ледовитого океана). Они плясали, пели веселые потешные песни, играли на гуслях и домрах, деревянных ложках и бубнах, на дудках, волынках и похожем на скрипку гудке.6 «У Баяна вещего, бывало,Если петь он начинал о ком,Мысль, как серый волк, в степи, бежала,Поднималась в облака орлом…»(«Слово о полку Игореве», перевод Н. И. Рыленкова.)Баян7 ГУСЛЯРЫ «Певцы русской старины». Так называли гусляров - сказителей былин. 8 Былины - в этих старинных песнях поется о том, что происходило на самом деле, но происходило когда-то прежде, в старинуВ былинах воспеваются богатыри, в образах которых воплотились лучшие качества народа, и их героические подвигиНарод славил своих героев, восхищаясь их подвигами, их доблестью, мощью и великой силой.БЫЛИНЫБОГАТЫРИ9 В.М. Васнецов «Баян».10 Былина о Добрыне Никитиче Н. А. Римский-Корсаков11 Что не белая береза к земле клонится,Не шелковая трава приклоняется, -То сын перед матерею поклоняется.Кланялся Добрынюшка родной матушке,Просит он великого благословения:«Ты благослови меня, родная матушка,Ехать в дальние орды, во немирные!»Говорила тут ему родная матушка:«На кого ты покидаешь молоду жену,Молоду жену, малых детушек?..» «Гусляры»В. М. Васнецов12 Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) Русского композитора называют великим сказочником. Большая часть его музыки – это оперы на сказочные сюжеты: «Снегурочка», «Сказка о Золотом петушке»,«Сказка о царе салтане», «Кощей бессмертный». 12 Песня Садко из оперы «Садко»Н. А. Римского-КорсаковаПесня Садко из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Садко» 13 14ТрещоткаЛожкиБубенЖалейкаРожокСвирельБалалайка

Вопросы на повторениеО каком музыкальном древнем русском народном инструменте сегодня говорили? С какими образами народных сказителей былин познакомились на уроке?О чем рассказывают былины? Какие черты русских богатырей -прославляются в былинах? Кто исполнял былины в древности? Почему исполнителей былин называли певцами-сказителями? Какой инструмент сопровождал пение былины? О каких подвигах русских богатырей вы узнали из былин?

Предмет: музыка 3 класс.

Тема урока: « Певцы русской старины».

Цель урока : раскрыть сущность выражения «певцы русской старины» на примерах произведений русских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова).

Образовательные задачи:

Обучающие задачи

Осознание учениками таких понятий как былина и Баян.

Развивающие

Развитие навыков осуществлять анализ музыкальных произведений с выделением существенных и несущественных признаков;

Совершенствование навыков хорового исполнения.

Воспитательные задачи

Воспитывать уважение к ценностям отечественной культуры, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Вид урока: урок открытия новых знаний

Используемые технологии: проблемного обучения

Планируемые результаты

Личностные:

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

Формирование установки на наличие мотивации к бережному отношению к культурным и духовным ценностям;

Метапредметные:

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе освоения музыкальной культуры;

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата в различных видах музыкальной деятельности;

Формируемые универсальные учебные действия

У обучающихся будут сформированы:

Способность к оценке своей учебной деятельности;

Исполнительские навыки, умения воплощать характер песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений;

Обучающиеся научатся:

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве ;

Строить сообщения в устной и письменной форме;

Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

Воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях, выражать свое отношение к нему;

Использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении в простейших мелодий;

Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;

Используемые технологии: проблемного обучения

Основные понятия: Баян, былина, певец-сказитель.

Ресурсы:

Ресурсы основные : - учебник Г.П. Сергеевой «Музыка». 3 класс; фонохрестоматия: Н.А. Римский – Корсаков фрагменты из оперы «Садко», М. Глинка фрагменты из оперы «Руслан и Людмила», звучание русских народных инструментов

Ресурсы дополнительные : песня «О Родине»; песня - прибаутка «У кота-воркота»

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная.

ИКТ: компьютер , проектор, экран, синтезатор.

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которого приводит к достижению планируемого результата.

Формирование УУД

Мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку.

Скажите, какого человека вы считаете интеллигентным и культурным. Может ли культурный человек не иметь знаний о своем прошлом? Быть отрезанным от мудрости и опыта своего народа?

И ответ напрашивается однозначный: конечно нет!

И сегодня, на уроке мы снова соприкоснемся с народным творчеством.

Зачитывает фрагмент былины.

Что не белая береза к земле клонится

Не шелковая трава преклоняется,

То сын перед матерью поклоняется,

Кланялся Добрынюшка родной матушке

Просит он великого благословения

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Слушают фрагмент былины.

Регулятивные:

Личностные УУД:

Познавательные: использоватьзнаково­символические средства

Актуализация знаний.

Подводит учащихся к теме урока, актуализируя знания.

Что сейчас прозвучало?(былина о Добрыне)

А что такое былина?

А как дошли они до наших дней?

Знали ли исполнители былин грамоту, умели ли они записывать, читать?

Вывод: Это были очень талантливые люди с уникальной памятью. Именно о них мы сегодня и поговорим.

Ставит проблемный вопрос.

Часто исполнителей былин называют певцами русской старины.

А вы бы хотели узнать, почему именно так называют и откуда вообще пришло выражение «Певцы русской старины»

Итак, запишите тему урока «Певцы русской старины»

Отвечают на вопросы.

принимать и сохранять учебную цель и задачи

РегулитивныеУУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

ЛичностныеУУД: учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Познавательные УУД:

Повторение ранее изученного материала.

Коммуникативные УУД : учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Организовывает деятельность на определение цели, задач урока.

Какую цель мы должны поставить перед собой, чтобы раскрыть, понять эту тему.

Как можно добыть информацию?

Что нам в этом может поможет? (учебник, либретто опер, словарь)

Учащиеся формулируют цель и задачи урока, планируют свои действия для достижения цели.

планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления;

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели;

Регулятивные : целеполагание.

Первичное усвоение новых знаний.

Организовывает деятельность обучающихся по определению понятия «певцы русской старины»; вовлекает учащихся в главные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение...)

Чтобы понять, кого называют певцами русской старины, обратимся к учебнику на стр.58-59.

Музыка каких композиторов поможет нам разобраться с этим вопросом. (Глинки и Римского-Корсакова).

О каких композиторах пойдет речь?(О М.И. Глинке и Н.А. Римском- Корсакове)

С какими операми мы познакомимся? («Руслан и Людмила» и «Садко»

Что мы видим на страницах учебника?(музыкантов, играющих на гуслях).

На первом рисунке мы видим Баяна, которого пригласили на свадебное торжество.

Каких людей называли Баянами?

(певцов-сказителей, которые нараспев читали былины)

Послушайте песню баяна, скажите, как поет баян.(видеоролик)

Вывод: Баян поет неторопливо, повествовательно.

Обратимся к следующему источнику- либретто. Найдите в тексте слова, которые рассказывают, о чем хочет поведать гостям Баян? Учащиеся работают с текстом.

(Вывод: это какое либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории)

Я бы хотела, чтобы вы нашли в словарях определение слову баян, былина. Может, здесь мы найдем ответ?

Баян - древнерусский певец и сказитель, «песнотворец»

Былина – «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие происходило в прошлом, в старину.

Баян былина

Певец старина

Отсюда и название «Певцы русской старины»

Вернемся к названию раздела «Певцы русской старины».

А вот на следующей странице мы видим персонажа оперы Н.А.Римского-Корсакова – Садко. Н.А.Римского -Корсакова называют сказочником в музыке. Потому-что им написано много музыкальных произведений на сказочные сюжеты.

Чем был знаменит Садко?

Почему его приглашали на пиры знатные люди?(потому что он рассказывал интересные истории, истории о подвигах русских людей, о защитниках своей

родины).

Послушайте песню «Ой, ты темная дубравушка»(слушание). Видеоролик.

Какого характера песня? Почему Садко поет грустную песню, о чем мечтает Садко?

М.И.Глинка,

Н.А.Римский-Корсков

Настроение и чувства

Мелодия

плавная, протяжная, певучая

Темп (скорость исполнения)

Кто исполнял

хор, солист, ансамбль

Музыкальный жанр

песня, танец, марш

Переживает Садко, что перестали приглашать его на пиры новгородские купцы, не интересует их истории о прошлом своего народа, нужны им лишь богатство.

Итак, почему же Баяна и Садко назвали певцами русской старины?

Вывод: «Певцы русской старины». Так называли гусляров - сказителей былин, именно они сохраняли историю былых времен.

Отвечают на вопросы.

Работают с текстом.

Слушают, анализируют музыкальное произведение. Работают со словарями.

осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

логические операции сравнения, анализа, установления аналогий.

воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

Познавательные УУД:

Знакомство с новым музыкальным произведением,

Регулятивные УУД:

Построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД:

Умение выслушивать мнения товарищей и высказывать собственные суждения.

Личностные УУД:

Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки;

Первичное закрепления с проговариванием во внешней речи.

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

Сегодня на уроке мы соприкоснулись с прошлым нашей Родины.

О каком музыкальном древнем русском народном инструменте сегодня говорили? (О гуслях.)

С какими образами народных сказителей былин познакомились на уроке? (Баяни Садко.)

С кем бы вы сравнили баянов и гусляров в нашей современной жизни? (с историками, потому что они сохраняют историю нашей родины)

Как вы думаете, как относятся певцы былин к своей родине? (они любят свою Родину, помнят победы своих героев, они благодарны своим героям)

Ребята, а вы любите свою родину?

Я вам предлагаю свою любовь к родине выразить в песне .

«О Родине» (исполняют песню)

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Исполняют песню.

сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений

Познавательные:

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве ;

Строить сообщения в устной и письменной форме;

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные -строить монологическое высказывание,

Личностные: основы гражданской идентичности,

формирование эмоциональной отзывчивости.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Организует учащимися тестовой работы с самопроверкой.

Тест

а) песня

б) былина

в) романс

а) балалайка

б) рожок

в) гусли

а) четкий ритм

б) распев

в) быстрый темп

а) П.И.Чайковский

б) Н.А.Римский – Корсаков

в) М.И.Глинка

а) Н.А.Римский-Корсаков

б) М.И.Глинка

в) П.И.Чайковский

В)мирная жизнь людей

А)подвиги богатырей

Б)мирная жизнь людей

В) история о жизни самого Баяна

умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок

Подведение итогов урока. Информация о домашнем задании.

Акцентирует внимание на конечных

результатах учебной деятельности обучающихся

на уроке.

Вспомните, какие цели и задачи мы перед собой ставили? Достигли ли мы цели урока?

Что нового узнали на уроке?

Даёт комментарий к домашнему заданию.

Первое задание – задание для всех.

Ну, а кто хочет продолжить изучать прошлое своей Родины через произведения искусства, я предлагаю выполнить

2 задание тем, кто хорошо рисует, нарисуйте афишу к одной из опер.

2. Узнать, почему художника А.Рабушкина называют «Певцом русской старины»

1.Стандартный минимум. 2. Повышенный. 3. Творческий.

Формулируют конечный результат своей работы

на уроке. Высказывают свое мнение.

Записывают домашнего задания в дневники.

умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

Регулятивные УУД: ----осуществлять итоговый контроль по результату;

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Рефлексия.

Организует рефлексию.

Ребята, перед вами лесенка достижений, я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

Лесенка достижений

Мне было интересно_________________________________________

Мне было трудно____________________________________________

Я узнал(а) __________________________________________________

Дают самооценку своей деятельности на уроке.

Заполняют лесенку достижений.

осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии в процессе освоения музыкальной культуры в различных видах деятельности

Личностные:

- способность к оценке своей учебной деятельности;

Коммуникативные:

Умение достаточно полно и точно выражать свои мысли

Регулятивные: -открытость обучающихся в осмыслении своих действий и самооценке

Песня Баяна

БАЯН И ХОР

Дела давно минувших дней,

преданья старины глубокой!

ХОР

Послушаем его речей!

Завиден дар певца высокий:

Все тайны неба и людей

провидит взор его далёкий.

БАЯН

Про славу русския земли

бряцайте, струны золотые,

как наши деды удалые

На Царьград войною шли.

ХОР

Да снидет мир на их могилы!

Воспой нам, сладостный певец,

Руслана и красу Людмилы,

и Лелем свитый им венец.

Песня Садко

1.Ой, ты темная дубравушка

Расступись, дай мне дороженьку

Сквозь туман слезу горючую

Я не вижу света белого.

2. Всколыхнися, ты трость-дерево

Разбуди-ка Ильмень-озеро!

Людям стали уж не надобны

Мои гуселькияровчаты.

3. Слушай ты, волна зыбучая

Ты, раздольницеширокое

Про мои ли участь горькую

Да про думушку заветную.

М.И.Глинка, Н.А.Римский-Корсков

Настроение и чувства

радость, печаль, тоска, нежность

Мелодия

плавная, протяжная, певучая

Темп (скорость исполнения)

медленно, неторопливо, быстро.

Кто исполнял

хор, солист, ансамбль

Музыкальный жанр

песня, танец, марш

О Родине

Родина у каждого своя

Дом родной деревья и поля

Небо, золотистые луга

Нашей милой речки берега

припев

Где родина, там солнце ярче светит

Нам родина милей всего на свете

Не знаю, где потом я буду жить

Но родину всегда буду любить

Родину мы любим всей душой

Это край из детства, край родной

Школа здесь, березки, тополя

Славная российская земля

Припев: 2 раза

Но родину всегда буду любить

Домашнее задание:

1. Выучить слова песни «О Родине»

2. Узнать, почему художника А.Рябушкина называют «Певцом русской старины»

3. Нарисовать афишу к одной из опер.

Лесенка достижений

Мне было интересно_______________________________________________________________________

Мне было трудно__________________________________________________________________________

Я узнал(а) ________________________________________________________________

Своей работой на уроке я (доволен, не совсем доволен, не доволен)

Тест

  • 1. Назовите один из самых древних жанров русского песенного фольклора, повествующий о важных событиях на Руси:

а) песня

б) былина

в) романс

  • 2. Назовите инструмент, под звучание которого исполняли былины:

а) балалайка

б) рожок

в) гусли

3. Главной особенностью былин является:

а) четкий ритм

б) распев

в) быстрый темп

  • 4. Назовите композитора, которого называют музыкальным сказочником:

а) П.И.Чайковский

б) Н.А.Римский – Корсаков

в) М.И.Глинка

  • 5. Назовите композитора, написавшего оперу «Руслан и Людмила»:

а) Н.А.Римский-Корсаков

б) М.И.Глинка

в) П.И.Чайковский

6. О каких событиях исполнял Баян

А)история о жизни самого Баяна

Б) героические события былых времен

В)мирная жизнь людей

7. Что лежало в основе творчества Садко.

А)подвиги богатырей

Б)мирная жизнь людей

В)история о жизни самого Баяна