» »

Скончался оперный певец, народный артист ссср александр ведерников. Скончался оперный певец, народный артист ссср александр ведерников Умер солист большого театра народный артист

03.11.2019

В возрасте 90 лет скончался оперный певец, бывший солист Большого театра, народный артист СССР Александр Ведерников.

В Москве на 91-м году жизни скончался знаменитый советский и российский оперный певец, один из самых прославленных басов XX века, бывший солист Большого театра, народный артист СССР Александр Филиппович Ведерников.

О кончине певца сообщает сайт Большого театра.

"Человек огромного дарования, огромной души, огромного "нутра"... Александр Филиппович - один из тех артистов, что первыми обозначили в современном искусстве новую эпоху. Он певец новой формации, особое явление - из самой жизни... Он артист ярко выраженной национальной стихии, истинно русский артист", - приводит сайт Большого театра слова Георгия Свиридова, музыку которого высоко ценил и часто исполнял Александр Ведерников.

О месте прощания и похоронах будет сообщено дополнительно.

Александр Филиппович Ведерников родился 23 декабря 1927 года в деревне Воробьёва Гора (ныне Советского района Кировской области).

В 1943-1947 годах учился в Коркинском горном техникуме, занимался в кружке изобразительного искусства местного клуба «Большой горняк». Затем окончил Свердловское музыкальное училище имени П. И. Чайковского.

В 1955 году окончил Московскую консерваторию им. П. И. Чайковского (класс Р. Я. Альперт-Хасиной).

В 1955-1958 годах - солист Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский театр).

С 1958 года по 1990 год - солист Большого театра (Москва).

В 1960-1961 годах стажировался в театре «Ла Скала» (Милан, Италия) у маэстро Барра.

Член КПСС с 1964 года.

Выступал как концертный певец. Провёл множество филармонических концертов. В его камерном репертуаре произведения многих русских и зарубежных композиторов.

С 1954 года гастролировал за рубежом (Франция, Ирак, ГДР, Италия, Англия, Канада, Швеция, Финляндия, Австрия и др).

Исполнял практически все басовые партии в русских операх.

Много концертировал. Особенно плодотворным стало сотрудничество певца с композитором Г. В. Свиридовым. Началось оно с исполнения ещё в консерваторские годы песен из поэмы «Страна отцов» на стихи А. С. Исаакяна. Затем последовало много работ. Одна из самых замечательных - исполнение цикла из 9 песен на стихи Р. Бернса (в том числе «Всю землю тьмой заволокло», «Финдлей», «Возвращение солдата», «Честная бедность»), а также песни на слова А. С. Пушкина («Роняет лес багряный свой убор», «Подъезжая под Ижоры», «Ворон к ворону летит», «Зимняя дорога»), С. А. Есенина («Любовь»), Ф. И. Тютчева («Эти бедные селенья»), А. А. Блока («Видение», «Голос из хора», «Петербургская песня», «Флюгер», «За горами, лесами…»), У. Шекспира («Людская неблагодарность», «Зима», «Солдатский тост и песня Яго», песня Шута из комедии «Двенадцатая ночь», «Песенка Яго о короле Стефане»), П.-Ж. Беранже («Как яблочко, румян») и др. В 1959 году стал первым исполнителем партии Поэта в «Патетической оратории» Г. В. Свиридова на слова В. В. Маяковского.

«Для него петь - значит раскрывать самую суть музыкального образа. На мой взгляд, Ведерников обладает исключительно чутким и острым пониманием русской национальной стихии в музыкальном искусстве. Поэтому так естественно звучат у него народные русские песни. Он поражает мощью и эпическим размахом в партиях русского классического репертуара. В то же время достаточно услышать, как он поет Шумана или Себастьяна Баха, чтобы убедиться в том, что ему внутренне близок и мир музыки великих немецких композиторов», - говорил о певце Г. В. Свиридов.

Вёл педагогическую деятельность. С 2006 по 2009 год - консультант по вокалу в Большом театре. Его ученики - многие солисты театра.

С 2008 года - художественный руководитель театра «Русская опера» в Москве.

В 2009 году дебютировал в 80-летнем возрасте в партии Солопия Черевика в спектакле Театра «Русская опера» «Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского.

Действительный член Академии народной музыки и Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства, член Союза театральных деятелей Российской Федерации.

Дискография насчитывает свыше тридцати дисков с записями романсов, песен, арий и ораторий.

О своем многолетнем творчестве рассказал в вышедшей в 1989 году книге «Чтоб душа не оскудела».

Дважды был женат.

Первая жена - Майя Головня. Дочь от первого брака - Марина (род.1959), музыкальный преподаватель в школе.

Вторая жена - Наталия Николаевна Гуреева (род. 1937), пианистка, органистка, профессор Московской консерватории. Заслуженная артистка России, заслуженный деятель искусств России.

Сын - Александр Александрович Ведерников (род. 1964), дирижёр. Заслуженный деятель искусств РФ (2007).

Сын - Борис, художник.

Фильмография Александра Ведерникова:

1964 - Царская невеста (фильм-опера) - Собакин (роль Н. Д. Тимофеева);
1966 - Каменный гость (фильм-опера) - Лепорелло (роль Е. А. Лебедева);
1966 - Катерина Измайлова (фильм-опера) - Борис Тимофеевич (роль А. В. Соколова);
1968 - Неоконченная симфония (фильм-спектакль);
1972 - Воскресный музыкант (музыкальный фильм);
1988 - Александр Ведерников. Тихая моя родина (документальный);
1991 - Сергей Прокофьев. Сюита жизни (документальный);
2007 - Золотой бас России (документальный);
2009 - Синее море... белый пароход... Валерия Гаврилина (документальный)

Дискография Александра Ведерникова:

1955 - «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова, дирижёр С. А. Самосуд- князь Юрий Всеволодович;
1958 - «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова, дирижёр Е. Ф. Светланов - Собакин;
1964 - «Садко» Н. А. Римского-Корсакова, дирижёр Е. Ф. Светланов - Варяжский гость;
1969 - «Князь Игорь» А. П. Бородина, дирижёр М. Ф. Эрмлер - хан Кончак;
1975 - «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, дирижёр В. И. Федосеев - Мороз;
1977 - «Каменный гость» А. С. Даргомыжского, дирижёр М. Ф. Эрмлер - Лепорелло;
1981 - «Князь Игорь» А. П. Бородина, дирижёр М. Ф. Эрмлер - князь Галицкий;
1983 - «Русалка» А. С. Даргомыжского, дирижёр В. И. Федосеев - Мельник;
1983 - «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», дирижёр Е. Ф. Светланов - князь Юрий Всеволодович;
1983 - «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, дирижёр В. И. Федосеев - Борис Годунов;
1986 - «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, дирижёр В. И. Федосеев - Князь Гремин;
1986 - «Иван Сусанин» М. И. Глинки, дирижёр М. Ф. Эрмлер - Иван Сусанин;
1987 - «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, дирижёр А. Н. Лазарев - Пимен;
1989 - «Пиковая дама» П. И. Чайковского, дирижёр В. И. Федосеев - Сурин

Оперный репертуар Александра Ведерникова в Большом театре:

1957 - «Иван Сусанин» М. И. Глинки - Иван Сусанин;
1957 - «Евгений Онегин» П. И. Чайковского - Гремин;
1958 - «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова - Собакин;
1958 - «Чародейка» П. И. Чайковского - Мамыров;
1958 - «Русалка» А. С. Даргомыжского - Мельник;
1959 - «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова - Царь Салтан;
1959 - «Декабристы» Ю. А. Шапорина - Часовой;
1959 - «Борис Годунов» М. П. Мусоргского - Пимен;
1959 - «Садко» Н. А. Римского-Корсакова - Варяжский гость;
1959 - «Хованщина» М. П. Мусоргского - Досифей;
1959 - «Джалиль» Н. Г. Жиганова - Журавлёв;
1959 - «Князь Игорь» А. П. Бородина - Галицкий;
1959 - «Война и мир» С. С. Прокофьева - Князь Николай Болконский;
1960 - «Руслан и Людмила» М. И. Глинки - Фарлаф;
1960 - «Война и мир» С. С. Прокофьева - Кутузов;
1960 - «Борис Годунов» М. П. Мусоргского - Варлаам;
1960 - «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова - Дед Мороз;
1960 - «Повесть о настоящем человеке» С. С. Прокофьева - Андрей;
1963 - «Летучий голландец» Р. Вагнера - Даланд;
1963 - «Аида» Дж. Верди - Рамфис;
1963 - «Дон Карлос» Дж. Верди - Великий инквизитор;
1964 - «Октябрь» В. И. Мурадели - Иван Тимофеевич;
1965 - «Декабристы» Ю. А. Шапорина - Старый солдат;
1965 - «Князь Игорь» А. П. Бородина - Хан Кончак;
1965 - «Дон Карлос» Дж. Верди - Филипп II;
1966 - «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова - Князь Юрий;
1966 - «Севильский цирюльник» Дж. Россини - Дон Базилио;
1967 - «Борис Годунов» М. П. Мусоргского - Борис Годунов;
1967 - «Неизвестный солдат» К. В. Молчанова - Командир;
1969 - «Фауст» Ш. Гуно - Мефистофель;
1969 - «Хованщина» М. П. Мусоргского - Иван Хованский;
1972 - «Руслан и Людмила» М. И. Глинки - Руслан;
1975 - «Зори здесь тихие» К. В. Молчанова - Васков;
1976 - «Каменный гость» А. С. Даргомыжского - Лепорелло;
1984 - «Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова - Сальери;
1985 - «Семён Котко» С. С. Прокофьева - Ткаченко;
1986 - «Евгений Онегин» П. И. Чайковского - Гремин;
1986 - «Вертер» Ж. Массне - Судья;
1987 - «Катерина Измайлова» Д. Шостаковича - Борис Тимофеевич

Заслуженного артиста России и балетмейстера Мариинского театра Сергея Вихарева не стало 2 июня – мужчина скончался на 56 году жизни . В Мариинском театре смерть Вихарева назвали «скоропостижной». Больше – никаких подробностей. Ходили слухи о том, что он погиб на гастролях в Екатеринбурге . Дескать, не выдержало сердце...

Сегодня выяснилось, что артист скончался все-таки в Северной столице. В стоматологическом кресле.

В то утро он пришел на прием к зубному , чтобы удалить зубы и установить импланты. Операцию планировали заранее.

Улыбку Вихарева должны были преображать три медика – под общим наркозом. Но как только пациенту ввели препарат (речь идет об анестетике пропофол), он перестал подавать признаки жизни. Остановилось дыхание, затем – сердце.

Реаниматологи пытались откачать 55-летнего мужчину. Тщетно. Около тридцати минут врачи старались вернуть мужчину к жизни, но его сердце так и не забилось. В итоге медики констатировали смерть.

Следователи ГСУ СК Росссии по Петербургу проводят проверку. Назначено несколько экспертиз, изъяты медицинские документы. Сыщикам предстоит выяснить, от чего именно наступила смерть мужчины в расцвете сил. По информации «КП », у Вихарева могли быть проблемы с сердцем.

Прощание с Сергеем Вихаревым пройдет в Мариинском театре 8 июня. Балетмейстера похоронят на Серафимовском кладбище.

«Комсомолка» следит за развитием событий.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Главный реаниматолог-анестезиолог Министерства здравоохранения РФ Игорь МОЛЧАНОВ:

– Для предупреждения аналогичных случаев есть нормативная база и четкие инструкции, в том числе предварительная диагностика пациента. Чаще всего такие инциденты происходят либо по причине индивидуальной непереносимости препарата, либо от неправильных действий врачей. Других вариантов тут быть не может! Что касается анестетика, то сваливать вину на него я бы не стал. Пропофол – очень популярный препарат для наркоза. Он не опаснее своих аналогов, более того – это один из лучших препаратов в этой области! Главное, чтобы его применяли в специализированных условиях. А такие должны быть во всех стоматологических клиниках.

А ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ

Сергей Вихарев не первый петербуржец, погибший на приеме у зубного. Аналогичный случай произошел 6 июня в одной из стоматологических клиник на улице Маршала Казакова : там скончалась 71 летняя пенсионерка. Следов насилия на теле пожилой женщины не обнаружили. Труп находится в морге, причины смерти устанавливаются.

Еще один трагический инцидент произошел в 2012 году, когда родители привели в одну из частных клиник 3-летнюю дочку. Малышка боялась лечения, поэтому ей решили сделать наркоз. Как итог – анафилактический шок, два дня в реанимации, остановка сердца. Оказалось, у ребенка было редкое генетическое заболевание, несовместимое с компонентами наркоза.

Похожий случай произошел в 2013 году – на приеме у зубного умерла 42-летняя петербурженка. События развивались по той же схеме – анестезия, затем смерть. Оказалось, что у женщины была сильная аллергия на активные вещества медицинского препарата.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Друзья – о Сергее Вихареве: В жизни он бы невероятно обаятельный и остроумный!

В феврале балетмейстер отметил 55-летие и был полон планов на жизнь.

– Он был фантастическим танцовщиком, с невероятным чувством стиля, – рассказывают друзья Сергея Вихарева. – И он был одарен как педагог, восстанавливал легендарные балеты Мариуса Петипа . Благодаря ему мы увидели все их великолепие и роскошь. В будущем году будут отмечать 200-летие Петипа (француз из Марселя, посвятивший жизнь Петербургу, родился 12 марта 1818 года. – Ред .), и у Сергея Вихарева были огромные планы в связи с этим. Он был уникальным танцовщиком и хореографом, поэтому так невосполнима эта потеря для всего балетного мира.

В жизни – невероятно обаятельный, остроумный, беззлобный, щедрый. Безумно, катастрофически жаль. Он только-только в феврале отметил 55-летие…

СПРАВКА «КП»

После окончания хореографического училища имени Вагановой в 1980 году его приняли в труппу Ленинградского театра оперы и балеты имени Кирова , ныне Мариинский театр. Станцевал множество ролей в спектаклях классического репертуара: «Сильфида», «Спящая красавица», «Шопениана», «Жизель», «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта». Танцевал в спектаклях Независимой труппы Аллы Сигаловой , а также в балетах Бориса Эйфмана , Александра Полубенцева , Вадима Карелина .

В Мариинском театре восстановил «Спящую красавицу», «Баядерку», «Пробуждение флоры», «Карнавал», «Петрушку», ставил танцы в опере «Жизнь за царя» и балетные сцены в опере «Джоконда » в Италии , много работал в Астане и Токио , в Ла Скала поставил «Раймонду» Петипа.

С 2007 года Сергей Вихарев – балетмейстер-репетитор Мариинского театра. Лауреат многих международных конкурсов. Заслуженный артист России.

В Москве скончался бывший ведущий артист балета и балетмейстер Большого театра . Он умер на 85-м году жизни в воскресенье, 12 ноября.

Состояние Власова резко ухудшилось после инфаркта в ночь на 8 сентября на Кипре, где он проживал в последние годы. Артист проходил лечение в одной из клиник сначала по страховке, потом — за свой счет. Как сообщает ИТАР-ТАСС, в связи с материальными трудностями жена Власова обратилась на Первый канал с просьбой помочь транспортировать мужа в Москву для продолжения лечения.

На призыв отреагировал глава Чеченской Республики , фонд которого оплатил все расходы, и 7 ноября медицинский борт доставил тяжелобольного Власова в Москву. Балетмейстера поместили в отделение реанимации больницы Первого медицинского университета имени Сеченова.

«Он (Станислав Власов) сегодня скончался. Это сообщила его супруга (Лилия Сабитова). Врачи сказали, что делали все возможное. К сожалению, много времени было потеряно», — передает со ссылкой на представителя Большого театра.

Станислав Власов родился 1 августа 1933 года в Москве. Учился в Московском хореографическом училище (ныне — Московская государственная академия хореографии) у заслуженного артиста РСФСР . После окончания в 1951 году, Власов был принят в труппу Большого театра.

На протяжении 20 лет артист танцевал главные партии в балетах «Вальпургиева ночь», «Пламя Парижа», «Ромео и Джульетта», «Красный мак».

Мастерски владевший искусством поддержки, Власов был партнером величайших звезд Большого, среди которых , Людмила Богомолова, и .

Позднее Власов проявил себя и как хореограф — на его счету балеты «Петрушка и «Синяя борода»,

а также хореографические миниатюры «Времена года» и «Летите, голуби». Кроме того, в 1962 году Власов реставрировал балет Стравинского в постановке выдающегося русского балетмейстера «Жар-Птица». В том же году артист создал ряд концертных номеров в жанре дуэтно-акробатического танца (композиции «По скульптурам Шадра», на музыку Вано Мурадели).

В 1971 году Власов снялся в советской телеэкранизации балета «Вальпургиева ночь» (режиссер Владимир Граве), а через год, завершив карьеру танцора, перешел в танцевальную мастерскую Москонцерта, где поставил «Лунную сонату» .

С 1976 года вместе с балериной, новой партнершей и своей будущей женой Лилией Сабитовой Власов работал над постановками «Грустный вальс» (музыка ), «Свобода или смерть» (музыка Мориса Леграна и Лало Шифрина).

А в 1980-м с ней же организовал при «Росконцерте» труппу «Московский камерный балет» (с 1991 года — «Балет России»). В репертуаре его труппы были отдельные фрагменты, акты и целые балеты классического наследия. В 1987 году он отреставрировал еще один балет Михаила Фокина — «Синяя борода» на музыку .

В 1990-м Власов стал главным балетмейстером Театра балета Лилии Сабитовой (ныне — театр балета «Московия»).

В последние годы балетмейстер по совету врачей жил на Кипре.

Сообщалось, что Власов страдал болезнью Альцгеймера. Известно, что в декабре 2014 года артиста разыскивала местная полиция, после того, как его жена Лилия Сабитова заявила об исчезновении мужа за несколько дней до Нового года. По словам Сабитовой, балетмейстер трижды уходил из дома, в результате она стала запирать дверь, но предположить, что муж выберется через кухонное окно и перелезет через полутораметровый забор, не могла.

По информации Кипрского агентства новостей, полиция разместила на своей странице в Facebook фотографию русского балетмейстера, его приметы и номер телефона горячей линии. К поискам артиста, кроме полиции, были подключены спасатели, военнослужащие и добровольцы. Через несколько дней его обнаружили в одном из районов Лимассола.

Дата прощания и похорон Станислава Власова пока не известна и будет объявлена позднее.

Максим Игоревич с блеском продолжил певческую династию, начало которой положил его великий дед, прославленный бас Большого театра Максим Дормидонтович Михайлов.

М. И. Михайлов родился 13 мая 1962 г. в Москве. В 1985 г. окончил Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных по классу тромбона; в 1988-м – по классу сольного пения (класс солиста Большого театра Артура Эйзена).

Его работа в Большом театре началась с оркестра, солистом которого он был в 1981-87 гг.

В 1987 г., завоевав II премию Всесоюзного конкурса вокалистов имени М. Глинки, стал солистом оперной труппы. Вместе с артистическим талантом своего деда он унаследовал и тип голоса. За годы своей оперной карьеры в Большом он исполнил практически все ведущие партии басового репертуара – Ивана Хованского («Хованщина»М. Мусоргского), Царя Додона («Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова), Ивана Сусанина в одноименной опере М. Глинки, Собакина («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова), Гремина («Евгений Онегин» П. Чайковского), Кончака («Князь Игорь» А. Бородина), Варлаама («Борис Годунов» М. Мусоргского), Барона («Скупой рыцарь» С. Рахманинова), Мефистофеля («Фауст» Ш. Гуно), Голо («Пелеас и Мелизанда» К. Дебюсси), Зорастро («Волшебная флейта» В.А. Моцарта) и Фигаро («Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта), Рамфиса («Аида» Дж. Верди) и многие другие.

В 1993–95 гг. был президентом Фонда М.Д. Михайлова. Основал Оперный фестиваль им. М.Д. Михайлова на родине своего деда в Чувашии, который ежегодно проходит в Чебоксарах на сцене Чувашского государственного театра оперы и балета, в спектаклях которого неоднократно блистал и сам отец-основатель этого фестиваля. За вклад в развитие искусства республики ему было присвоено звания народного артиста Республики Чувашия.

Международная карьера М.И. Михайлова началась в 1993 г. с победы на Международном конкурсе вокалистов имени Х. Габора «Бельведер» в Вене. Он пел в спектаклях крупнейших театров мира, среди которых нью-йоркская Метрополитен-опера, Королевский театр Ковент-Гарден, Парижская национальная опера, миланский Ла Скала, венецианский Ля Фениче, Сан-Карло в Неаполе, Комунале в Болонье, Ла Монне в Брюсселе, Лисео в Барселоне, Берлинская государственная опера, Нидерландская опера, участвовал в самых престижных фестивалях, в том числе в Глайндборнском (Великобритания), фестивале в Экс-ан-Провансе (Франция), Зальцбургском Пасхальном.

Выступал с известнейшими оркестрами мирового уровня, среди которых Лондонский филармонический, Дрезденская государственная капелла.

Сотрудничал с выдающимися дирижерами – К. Аббадо, Т. Зандерлингом, А. Паппано, представителями всех поколений семьи Юровских. Принимал участие в ежегодном проекте Московской государственной филармонии «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает».

В последнее десятилетие выступает в качестве оперного режиссёра на фестивале семьи Юровских «Северное сияние» в Миннесоте (США), где осуществил постановку опер «Джанни Скикки» Дж. Пуччини, «Паяцы» Р. Леонкавалло и «Евгений Онегин». Ставил оперы также и в Чувашском театре оперы и балета.

Скончался во вторник, 9 января, в возрасте 90 лет. Его смерть подтвердили родственники. «Да, к сожалению, эта весть правильная. Александр Филиппович скончался сегодня днем», — приводит их слова. Причины смерти певца пока неизвестны.

На сайте Большого театра сказано, что о месте и времени прощания с Александром Ведерниковым будет сообщено дополнительно.

Александр Ведерников родился в 1927 году в Кировской области. Он с детства мечтал о музыке, упрашивал отца купить скрипку, но получил только балалайку; закончил школу во время войны, поступил в горный техникум — семья уже переехала в Копейск Челябинской области, — и снова попробовал приобщиться к прекрасному.

Но в хор его не взяли — ломался голос и в ноты будущий бас не попадал, а вот рисованием он занимался всерьез. Настолько всерьез, что после техникума оправился не в трест, куда был распределен горным мастером, а в Свердловск, поступать в художественное училище. Но судьба иногда идет странной дорогой: экзамены в «художку» уже закончились, зато был открыт прием в музыкальное училище.

Голос у Александра уже был — тот самый бас, — экзамены он сдал успешно, так что приняли его даже без документов, которые он привез позже — когда договорился с управляющим трестом, который знал его еще по самодеятельности.

В 1955-м Ведерников окончил Московскую государственную консерваторию имени Чайковского, его пригласили в Кировский (сейчас — Марииинский) театр оперы и балета в Ленинграде, а уже в 1958-м пригласили в Москву — и не абы куда, а в Большой, солистом. Он еще студентом начал ездить по зарубежным гастролям, в начале 60-х стажировался в миланском Ла Скала. Ну а в Большом театре ему довелось перепеть почти все ведущие басовые партии — хана Кончака и в «Князе Игоре», Сусанина в «Иване Сусанине», Руслана и Фарлафа в «Руслане и Людмиле», Лепорелло в «Каменном госте», царя Бориса, Варлаама и Пимена в « », Кутузова в «Войне и мире».

Пел он и в операх современных композиторов — партию старшины Васкова в спектакле «Зори здесь тихие» Молчанова, партии в «Октябре» Мурадели и « » Шостаковича.

На сайте Большого театра Александра Ведерникова назвали одним из самых прославленных басов XX века.

Помимо работы в театре и участия в фильмах-спектаклях Ведерников активно гастролировал, выступая с произведениями русских и зарубежных композиторов — Бородина, Глинки, Мусоргского, Рахманинова, Римского-Корсакова, Чайковского и многих других. Записал более тридцати альбомов.

«... Человек огромного дарования, огромной души, огромного «нутра»... Александр Филиппович — один из тех артистов, что первыми обозначили в современном искусстве новую эпоху. Он певец новой формации, особое явление — из самой жизни... Он артист ярко выраженной национальной стихии, истинно русский артист», — приводятся Большим театром слова , музыку которого высоко ценил и часто исполнял Ведерников.

«Для него петь -— значит раскрывать самую суть музыкального образа», — говорил Свиридов об исполнительском искусстве Ведерникова.

Его мастерство неоднократно подтверждалось победами на различных конкурсах — первым из них стал Международный конкурс имени Шумана в Берлине в 1956 году, где Ведерников получил золотую медаль. Он был лауреатом Государственной премии СССР, в 1976-м ему присвоили звание народного артиста СССР.

После ухода из Большого в начале 90-х (ему было 63 года), Ведерников занимался педагогической деятельностью, но и со ставшим родным театром не расставался — в нулевые он был консультант по вокалу, а многие нынешние солисты Большого — его ученики. Он очень не любил связанные с театром скандалы, и когда в 2005-м многие требовали запретить поставленную в Большом оперу «Дети Розенталя» композитора на либретто , выразился очень жестко — он связал шум вокруг постановки с намечавшейся реконструкцией театра.

«Реконструкция — это деньги, и немалые. Депутаты, возвысившие голос против оперы, явно лоббировали чьи-то финансовые интересы», — заметил певец.

Он напоминал, что скандалы сопровождали многие произведения, ставшие впоследствии классическими — от «Жизни за царя» и «Бориса Годунова» до «Ромео и Джульетты» Прокофьева и «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича.

«У депутатов этот очевидный ассоциативный ряд не выстроился — они попросту не знали о том, что перечисленные сочинения (и многие другие), которые обрели потом долгую и успешную художественную жизнь, были вначале подвергнуты общественному остракизму», — сказал Ведерников в одном из интервью.

«Эта некрасивая история свидетельствует только об одном: в обществе существует некий комплекс <...>. Этот комплекс влечет за собою возникновение оборонного сознания: тут же начинают искать каких-то врагов, которые пытаются осквернить нашу культуру, исказить наше культурное пространство.

Невежество, как правило, агрессивно. Чем больше человек знает, тем он толерантней. Он всегда склонен к сомнению, всегда готов услышать противоположную точку зрения. А люди, которые в чем-то очень сильно уверены, как правило, не владеют всей фактологией вопроса», — заключил Ведерников.