» »

Екатерина измайлова страстная натура или больная душа. Леди макбет мценского уезда история трагической любви и преступлений катерины измайловой. Сравнение героини пьесы «Гроза» Катерины Кабановой и героини очерка «Леди Макбет Мценского уезда» Катерины Изм

29.06.2020

Страстная натура или больная душа

в очерке Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».

Урок литературы в 10 кл.

Учитель Шулепова Ирина Анатольевна

Дидактическая цель : способствовать формированию УУД в процессе осознания и осмысления идеи очерка Лескова средствами активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Тип урока : урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Планируемые результаты (цели по содержанию):

Предметные :

Знать понятие «очерк»;

Сравнивать героев разных произведений;

Давать оценку поступкам героев;

Анализировать текст художественного произведения.

Метапредметные:

Познавательные :

Находить в тексте нужную информацию;

Анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные :

Продуктивно сотрудничать, общаться со сверстниками при решении различных учебных задач;

Формулировать и высказывать собственное мнение по проблеме урока,

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Регулятивные :

Выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Корректировать собственные ответы.

Личностные:

Развивать смыслообразование;

Формировать художественный вкус;

Развивать способность к самостоятельной учебной деятельности;

Воспитывать творческого читателя, чуткого слушателя;

Воспитывать гражданские, нравственные качества личности.

Методы обучения : репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся : фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход урока.

Есть счастье праведное, есть счастье грешное.

Праведное ни через кого не переступит,

а грешное все перешагнет .

Лесков «Несмертельный Голован».

Бойся человека, Бог которого на небе .

Б.Шоу.

Организация урока.

1.Вступительное слово учителя.

Очерк “Леди Макбет Мценского уезда” впервые опубликован в журнале “Эпоха” в 1865 году под названием “Леди Макбет нашего уезда”. Повесть показывает неразрывную связь капитала с преступлением на любовной почве. Это одна из художественных вершин творчества Лескова. Основное содержание очерка Н. С. Лескова “Леди Макбет Мценского уезда” составляет тема любви, тема трагической женской судьбы.

2.Жанровое своеобразие .

Дайте определение очерка.

О́черк - одна из разновидностей малой формы эпической литературы - рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения.

Очерк - это художественно-публицистический жанр, в котором сочетаются логико-рациональный и эмоционально-образный способы отражения действительности для решения определенных аспектов концепции человека или общественной жизни.

Очерковая литература затрагивает не проблемы становления характера личности в её конфликтах с устоявшейся общественной средой, как это присуще новелле (и роману), а проблемы гражданского и нравственного состояния «среды» (воплощённого обычно в отдельных личностях) - проблемы «нравоописательные»; она обладает большим познавательным разнообразием. Очерковая литература обычно сочетает особенности художественной литературы и публицистики.

3. Семантика названия, его осмысление.

Первая часть названия относит нас к трагедии Шекспира «Макбет»

Заранее подготовленный ученик кратко рассказывает содержание трагедии.

Вывод : Шекспир сделал Макбета законченным воплощением политического деспотизма и честолюбия.Леди Макбет во многом подобна своему мужу. Но у этой царственной женщины сердце окаменело. Все ее чувства подчинены честолюбию. Даже любовь ее честолюбива. Она любит Макбета за то, что он превосходит всех других людей. Ей важна не та радость, которую любящая женщина получает от ответных чувств мужчины, а его способность возвысить себя и заодно ее. Она хочет быть женой первого человека в государстве. Такая любовь бывает, она по-своему может быть искренней и сильной, но, конечно, представляет собой извращение истинной любви.

Отличает ее от Макбета решительность. Ее честолюбие - действительно страсть, слепая, нетерпеливая и неукротимая. Она железная женщина, дьявол в прекрасном облике. Если честолюбие Макбета - это страсть, борющаяся с его нравственным сознанием, то в ней - это мания, уничтожившая все остальные чувства. Моральных понятий она начисто лишена.

В чем странность названия лесковского произведения?

(Столкновение понятий из различных стилистических пластов: “Леди Макбет” – ассоциация с трагедией Шекспира, леди – дама из высшего общества, так мы соотносим произведение с высоким содержанием, возвышенным стилем. Мценский уезд (ассоциации: Кукарский еузд, Яранский уезд)– соотношение трагедии с глухой российской провинцией).

Вывод по названию : автор расширяет масштабы происходящего в очерке. Независимо от того, к какой социальной группе принадлежит, каким социальным статусом обладает человек (женщина), он способен испытывать как высокие, так и низменные чувства, желания, стремления. В нем одинаково уживаются и добро, и зло.

4.Анализ очерка.

Кто главный герой? (Катерина Львовна Измайлова)

Ставим проблемный вопрос урока: «Кто Катерина Измайлова - страстная натура или больная душа?»

Каков характер имела Катерина Измайлова? Подтвердите текстом.

(«характер был пылкий», т.е. страстный, она привыкла к простоте и свободе)

(текст – начало, 1 абзац)

Катерина Измайлова и в жизни, и в любви могла добиться многого.

Расскажите ее историю замужества. (Художественный пересказ-монолог (история замужества Катерины) от первого лица. (1 глава)).

Вывод : в жизни Катерины Измайловой нет любви, только скука, поэтому ищет занятия, развлечения на стороне.

Виновата ли в этом Катерина Измайлова?

(и да, и нет. Да, потому что жизнь ее не была наполнена духовно: Катерина Измайлова не любила мужа, не имела любимого дела, не молилась, не читала. Нет, потому что и муж ее не любил)

А страсть должна была найти свое проявление, ее пылкая натура должна была «развернуться во всю свою ширь»

С чего началась ее страсть?

(со встречи с Сергеем, с того, как ее взвешивали: «Диковина»)

Диковинная земная тяжесть означает чудовищную, но пока еще скрытую силу. А что говорит на это мужичок: «Разве тело наше тянет?»

Как понимаете его слова? (не тело оставляет следы на земле, а душа человеческая в памяти людской).

Каков Сергей? Как себя ведет?

(внешность: «с дерзким красивым лицом»

Аксинья о Сергее: «Какой смелый!»

С Катериной Измайловой: «развязно прошептал Сергей»)

Вывод : он знает, что делает, чувствуется в нем не любовь, а расчет. Это подтверждает

Ради чего? (ради денег, власти)

Какова Катерина Измайлова в любви?

Она ждала чего-то особенного от жизни – любви. И случайная встреча разожгла ее душу на столько, что просит свекра за любовника. Получив отказ, она отравила свекра.

Есть ли сожаление у неё, какое-либо движение совести?

(нет, страсть захватила её душу и перерастает пределы измены) «Она обезумела от своего счастия». Но ведь счастье бывает разное. У Лескова есть такие слова (см.эпиграф): “Есть счастье праведное, есть счастье грешное. Праведное ни через кого не переступит, а грешное все перешагнет.»

Через что перешагивает Катерина Измайлова?

(через божьи заповеди – не прелюбодейстуй, не убий.)

Убив раз, с легкостью убивает снова. Расскажите об убийстве мужа (главы 7–8).

По библии, закон брака: “Двое – одна плоть”. А Катерина Львовна плоть эту своими же руками раздавила – спокойно, даже с резкой гордостью за свою неодолимость.

Вспомните эпиграф к очерку. Как его поняли?

(Это ведь только “первую песенку зардевшись спеть”, «зардевшись» - смущаясь, еще не отваживаясь на решительные поступки, а дальше уж само пойдет.)

И вот живет Катерина Львовна, “царствует”, даже носит ребенка под сердцем. Все вроде бы свершилось по идеалу (помните, хотела себе “для веселости ребеночка родить”). Этот высокий идеал – материнство - сталкивается с другим высоким христианским идеалом – не прелюбодействуй, потому что ребенок не от мужа – от любовника. Вспомним Катерину из “Грозы” Островского, которая, нарушив этот божий закон, уже спокойно не смогла жить: она призналась в измене, потому что совесть не позволила перешагнуть через грешное счастье.)

- А Катерина Измайлова имеет совесть? (У лесковской героини этого нет, только сны чудные пока тревожат.)

Рассказать о снах Катерины Львовны.

1-й сон – глава 6 (кот пока – просто кот).

2-й сон – глава 7 (кот, похожий на Бориса Тимофеевича, убиенного).

Вывод: Не так просто оказывается “песенку спеть”.

Сны символичны. Уж не совесть ли просыпается в молодой купчихе? (Пока нет.)

Символичные слова звучат и в устах бабушки Феди (глава10: «Потрудись, Катеринушка…») – прочитайте.

Как поняли? (обереги отрока Божьего)

- Как же потрудилась Катерина? (Убила Федю.)

И перед очередным убийством “собственный ребенок у нее впервые повернулся под сердцем, и в груди у нее потянуло холодом” (глава 10).

- Случайно ли у Лескова упоминание этой детали?

(Сама природа, женское естество предостерегают ее от задуманного преступления. Но нет, не внемлет голосу души, не пробил светоч младенца мрак души: “Кто начал злом, тот и погрязнет в нем” (Шекспир).

В отличие от первых двух убийств, возмездие пришло сразу. Как это случилось?

- Как вы думаете, почему – сразу?

(Погублена чистая, ангельская, безгрешная душа. Маленький страдалец, отрок, угодный Богу; даже имя символично: «Федор» в переводе с греческого – “Божий дар”.)

Всмотритесь в репродукцию картины И.Глазунова «Мальчик». Что подчеркнул художник?

(Большеглазый отрок на фоне икон, ручка на груди как парафразис страстей по Дмитрию убиенному)

Арест Катерины – это укор за содеянное перед Богом. А Катерина Измайлова о Боге ни разу не упомянула. Что это? Может, в Мценском уезде все люди – безбожники? Подтвердите свою мысль текстом (гл. 12): «Наш народ набожный…»

Как антитеза звучат слова о Катерине Измайловой: «Испаскудилась…»

Вывод : нарушен высший нравственный закон, заповедь Божья – “не убий”; ибо высшая ценность на земле – это человеческая жизнь. Потому так велика глубина нравственного падения Катерины и Сергея.

К чему приводит вырвавшаяся на свободу страсть?

(Свобода, не знающая нравственных ограничений, превращается в свою противоположность. Страстная натура, оказавшись во власти «свободы» преступлений, неминуемо обречена на гибель.)

Итак, суд земной, суд людской совершился. Произвел ли он особенное впечатление на Катерину Львовну? Подтвердите текстом (гл. 13).

(Любит она по-прежнему.)

Расскажите об отношениях Катерины Измайловой и Сергея на каторге.

Изменила ли лесковскую героиню каторга?

(Да, теперь это не хладнокровный убийца, вызывающий ужас и изумление, а страдающая от любви отвергнутая женщина.)

- Жалко ее? Почему?

(Она жертва, отверженная, а любит по-прежнему, даже сильнее (гл. 14). Чем безогляднее ее любовь, тем откровеннее и циничнее надругательство Сергея над нею и ее чувствами. Бездна нравственного падения бывшего приказчика так страшна, что его пытаются усовестить даже видавшие виды арестанты-каторжники).

Бернард Шоу предостерегал: “Бойся человека, Бог которого на небе”. Как вы понимаете эти слова?

(Бог – совесть, внутренний судья. Нет такого Бога в душе – страшен человек. Таким остался Сергей. Такова была Катерина Львовна до каторги.)

Изменения в Катерине поможет увидеть обращение к символике пейзажных сцен.

Самостоятельная работа по анализу пейзажа (работа по тексту с карандашом, 3 минуты) . (Таблица заполняется в ходе работы.)

Вопросы на доске:

Какой цвет чаще встречается в описании природы?

Найдите слово-образ, который использует Лесков в этом отрывке?

Какова символика пейзажной сцены?

Вариант 1.
Текст, гл. 6.
“Золотая ночь”, “рай”,
белый цвет, молодой цвет яблони, яблоня, залитая белыми цветами.
Символика.
Белый цвет в природе - “рай”. Но чернота, грязь, тьма в душе - “ад”.

Вариант 2.
Текст, гл. 15.
“Безотраднейшая картина”, “ад”,
грязь, тьма, серое небо, ветер стонет.

Символика.
Грязь, тьма на улице - “ад”, но свет в душе - “рай” (очищающая боль)

Вывод : через физическую боль человек приходит к осознанию, ощущению души. Шекспир в своей трагедии сказал о леди Макбет: «Она больна не телом, но душою».

Больная душа у Катерины Измайловой. Но предел собственных страданий и мучений пробуждает проблески нравственного сознания у лесковской героини, не ведавшей раньше ни чувства вины, ни чувства раскаяния.

Волга заставляет вспомнить другую Катерину – из “Грозы” Островского. Мы чувствуем: близится развязка. Но Катерина Кабанова погибает сама, а Катерина Измайлова забирает с собой еще одну душу – Сонетку. Душа Катерины Львовны на миг как бы вошла в луч свет и снова погрузилась во мрак.

5.Итог беседы-анализа.

Хотелось бы привести цитату Л.Аннинского: “Страшная непредсказуемость обнаруживается в душах героев. Какая там “Гроза” Островского – тут не луч света, тут фонтан крови бьет со дна души: тут “Анна Каренина” предвещена – отмщение “бесовской страсти”. Тут Достоевскому под стать проблематика – недаром же Достоевский и напечатал “Леди Макбет…” в своем журнале. Ни в какую типологию не уложишь лесковскую героиню – четырехкратную убийцу ради любви”.

Как вы ответите на вопрос темы «Кто Катерина Измайлова - страстная натура или больная душа?» Аргументируйте.

6. Рефлексия .

Что для себя вы открыли в этом очерке классической русской литературы?

Домашнее задание: написать сочинение-сопоставление Катерины Кабановой и Катерины Измайловой.

>Сочинения по произведению Леди Макбет Мценского уезда

Загадка женской души

О чем мечтает женщина? – Настоящая загадка и по сей день. Настолько непостижима женская душа, и душа Екатерины Львовны – главной героини очерка, не исключение. Чего же она хочет, что движет ею и почему свой характер, отличающейся напористостью, страстностью и целеустремленностью проявляет не сразу. По-видимому, это любовь так меняет людей. Казалось бы, столь возвышенное и светлое чувство должно одухотворять человека, делать его лучше, однако в случае с женой купца, происходит страшная метаморфоза, и ею движут низменные и животные инстинкты.

Так, набравшись смелости, Катерина направляется к свекру с просьбой отпустить любовника, а когда тот отказывает, угрожая ей и пристыжая, она, не моргнув глазом отравляет его. Настолько затуманен рассудок Катерины, а сердце охвачено пожаром любви, что не замечает, как избранник манипулирует ею. Затем, воодушевленная идей Сергея , о их женитьбе, Катерина Львовна решает сделать из возлюбленного барина, а для этого – хладнокровно убивает законного супруга – купца Измайлова. Пожалуй, самый жестокий поступок – это убийство ребенка – Федора Лямина, маленького наследника, претендующего на часть капитала купеческой семьи Измайловых. Удивительно, что Екатерина, вынашивающая под сердцем новую жизнь, пошла на такое зверство. Еще удивительней поведение и поступок купчихи по отношению к своему ребенку. Ведь она так мечтала о материнстве, да и дитя это – плод любви с дорогим ее сердцу Сережечкой. Катерина, как завороженная в страсти к приказчику. Она ничего не видит, перед ней лишь одно желание быть рядом с любимым, даже если это тернистый путь по этапу. Екатерина Львовна слепа в своей любви.

Как известно, есть время разбрасывать камни, и время собирать камни. Так и Катерина заплатила за свои злодеяния сполна, и если для Сергея, наказанием является каторга, то для женщины – это предательство возлюбленного, разоблачение его подлой личины. Даже понимая всю бесполезность греховных действий, а также, что любовь Сергея, лишь пустышка, пустой звук, главная героиня рада обманываться дальше. Но у всего свой предел – любимый мужчина начинает издеваться над Катериной, оказывая внимание другим женщинам, надсмехаясь над купчихой. Охваченная ревностью и поглощенная болью предательства Катерина убивает себя, утопив в Волге, не забыв прихватить собой главную соперницу Сонетку.

Катерина как любая женщина хочет любить и быть любимой, но в своем стремлении она нарушает все законы морали и божьи законы. Не видя преград, она идет напролом, буквально по трупам к своей цели – любви и вниманию недостойного мужчины. Несмотря на все преступления и зло в ее душе, она лишь исполнитель, орудие в умелых руках палача, которым является ее возлюбленный Сергей.

Н.С.Лесков – художник необычайно широкого тематического диапазона. В своих произведениях он создает вереницу социальных типов, человеческих характеров. Среди них много сильных натур, неординарных личностей. Такова главная героиня очерка Н.С.Лескова "Леди Магбет Мценского уезда", написанного в 1865,- Катерина Львовна Измайлова.

"Скучною жизнью жилось Катерине Львовне в богатом свекровом доме". Еще молоденькой девушкой ее выдали замуж, "но не по любви или какому влечению, а так, потому что Зиновий Борисыч Измайлов (ее супруг) к ней присватался." В замужестве Катерина не видела счастья. Дни она проводила в тоске и одиночестве, "от которых весело, говорят, даже удавиться"; ни друзей, ни близких знакомых у нее не было. Прожив с мужем целых пять лет, судьба так и не подарила им детей, тогда как Катерина видела в младенце средство от постоянной тоски и скуки. Ей, также как и Зиновию Борисычу, хотелось нянчить, ласкать и воспитывать будущих наследников.

"На шестую весну Катерины Львовниного замужества" судьба, наконец, осчастливила героиню, подарив ей возможность испытать самые нежное и возвышенное чувство – любовь, которое, к сожалению, оказалось для Катерины губительным.

На земле многие любили и любят, но для каждого любовь – нечто свое, личное, загадочное. Кто-то испытывает романтическую, а кто-то страстную любовь. Можно выделить еще очень много типов этого прекрасного чувства, но Катерина любила так страстно и сильно, на сколько позволила ей ее пылкая и горячая натура. Ради любимого она была готова на все, на любые жертвы, могла совершить необдуманный, даже жестокий поступок. Героиня сумела убить не только мужа и свекра, но и маленького, беззащитного ребенка. Жгучее чувство не только уничтожило в душе Катерины страх, сочувствие и жалость, но и породило жестокость, необычайную храбрость и хитрость, а также огромное желание бороться за свою любовь, прибегая к любым методам и средствам.

Как мне кажется, Сергей тоже был способен на все, но не потому, что любил, а потому, что целью общения с мещанкой имел получение некоторого капитала. Катерина привлекала его как женщина, которая может обеспечить всю последующую веселую жизнь. Его план сработал бы на сто процентов после смерти мужа и свекра героини, но вдруг появляется племянник умершего супруга – Федя Мемин. Если раньше Сергей участвовал в преступлениях как сообщник, человек, только помогавший, то теперь он сам намекает на убийство невинного малыша, заставляя Катерину поверить в то, что Федя – реальная угроза для получения причитающихся денег. Говорилось, "что не будь этого Феди, то родит она, Катерина Львовна, ребенка до девяти месяцев после пропажи мужа, достанется ей весь капитал мужи, и тогда их счастью конца-меры не будет". Катерина, расчетливая и холодная, слушала эти высказывания, которые действовали словно колдовские чары на ее мозг и психику, и начинала понимать, что эту помеху необходимо устранить. Реплики эти засели глубоко в ее уме и сердце. Она готова сделать все (пусть без пользы и смысла), что скажет Сергей. Катя стала заложницей любви, рабой Сережи, хотя по социальному положению она занимала более высокую ступень, чем ее любимый мужчина.

При допросе, на очной ставке, она открыто признала, что именно ею совершены убийства из-за Сергея, "для него!", из-за любви. Любовь эта не распространялась на кого-то, кроме героя, потому и ребенка своего Катерина отвергла: "любовь ее к отцу, как любовь многих страстных женщин, не переходила никакою своею частию на ребенка". Ничто и никто уже не был ей нужен, лишь ласковые слова или взгляд могли возродить ее к жизни.

По дороге на каторгу Катерина пыталась с ним свидеться, "отдавая самый ей нужный четвертачок из ее тощего кошелька". Сергей же ее за такой поступок лишь упрекал. Он утверждал, что ему самому не помешали бы деньги, "лучше б ему отдала, полезней было бы". С каждым днем он становился все холодней и равнодушнее к Катерине. Начинал приставать к женщинам, окружавших его в поездке. Никакой надежды на скорое освобождение и дальнейшую счастливую жизнь он не имел. Свою цель также не достиг: денег ему от Кати не видать. Все усилия, которые он приложил для достижения положительных результатов, оказались напрасными.

Открыто встречаясь с Сонеткой и нарочно оскорбляя Катю на пароме, Сергей, как мне кажется, мстил героине за то положение, в котором оказался, как он думал, из-за нее. Катерина же, видя, как любимый мужчина заигрывает с другой, начинает ревновать, а ревность страстной женщины губительна не только для героини, но и для окружающих ее людей.

Издевательства со стороны Сергея и Сонетки для разума Кати не доступны, не могла она понять их смысл, но они ясно и четко действовали на нервную систему и психику женщины. Перед ней начинают появляться образы убитых ею людей. Катерина не могла говорить, думать, понимать что-либо: "блудящий взор ее сосредотачивался и становился диким". Она дичала от жестокого равнодушия Сергея, ничего, кроме самоубийства, она не смогла осуществить, так как пережить или побороть в своей душе такую сильную и страстную любовь ей было не по силам. Наверно, Катя считала, что Сонетка увела у нее возлюбленного, потому без труда сумела убить и ее. Любя Сергея, она не причиняла ему зла, лишь решила уйти из его жизни.

Мне кажется, умирая, Катерина в душе испытывала разочарование и огорчение, потому что любовь ей оказалась бесполезной, несчастной, не принесла она людям добра, лишь погубила несколько ни в чем неповинных людей

Класс: 10

Катерина Измайлова – “молния, порожденная
самим мраком и лишь ярче подчеркивающая
непроглядную темень купеческого быта.
В. Гебель.

“Какая там “Гроза” Островского – тут не луч
света, тут фонтан крови бьет со дна души: тут
“Анна Каренина” предвещена – отмщение
“бесовской страсти”.
А. Аннинский.

Ход урока

Организация урока.

Вступительное слово учителя.

“Леди Макбет Мценского уезда” впервые опубликована в журнале “Эпоха” в 1865 году под названием “Леди Макбет нашего уезда”. Повесть показывает неразрывную связь капитала с преступлением. Это трагическая история бунта женской души против мертвящей обстановки купеческого быта. Это одна из художественных вершин творчества Лескова. Итак, основное содержание произведения Н. С. Лескова “Леди Макбет Мценского уезда” составляет тема любви, тема трагической женской судьбы.

Любовь – это великая радость и тяжкий крест, откровение и тайна, огромное страдание и самое большое счастье, а главное – то, что лишь ею, любовью, живет и хранится женская душа. Любовь русской женщины была всегда согрета глубоким религиозным чувством, поднимающим отношение к любимому, к семье на особую духовную высоту. Она и впрямь спасала и себя, и родных, даря им всю теплоту и нежность своей прекрасной души. Эта традиция идет из фольклора. Помните Марьюшку из русской народной сказки “Перышко Финиста ясна сокола”? В поисках любимого она три пары башмачков железных истоптала, три посоха чугунных изломала, три каменных хлеба изглодала. А ведь сила разрушить чары была в ней самой, в светлой и ясной ее душе. А Ярославна из “Слова о полку Игореве”, которая “плачет на Путивле”, тоскуя о любимом! Или любовь Татьяны Лариной из “Евгения Онегина”. Помните?

Я вас люблю –
К чему лукавить? –
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

А вот чистая, светлая, хотя и непонятная для других любовь Катерины из “Грозы” Островского. Для многих женщин русской литературы любовь – не только дар, но и дарение – бескорыстное, безоглядное, чистое от дурных помыслов. Но была и другая женская любовь – любовь-страсть, мучительная, непобедимая, все преступившая – такая, как в произведении Лескова “Леди Макбет Мценского уезда”.

1. Осмысление названия.

Вопрос : В чем странность названия лесковского произведения?

(Столкновение понятий из различных стилистических пластов: “Леди Макбет” – ассоциация с трагедией Шекспира; Мценский уезд – соотношение трагедии с глухой российской провинцией – автор расширяет масштабы происходящего в повести.)

2. Проблемный анализ повести.

1) Обратимся к образу лесковской Катерины. Как же зародилась любовь – страсть? Слово Катерине Измайловой.

Художественный пересказ-монолог (история замужества Катерины) от первого лица. (1 глава.)

2) Что послужило причиной страсти? (Скука.)

3) Катерина в “Грозе” Островского – возвышенно-легкая, поэтичная. А какова была Катерина Львовна? (Глава 2.)

4) У короля Макбета есть слова (тоже о решительности).

Я смею все, что смеет человек,
И только зверь на большее способен.

“Невмоготу” ей: для ее проснувшейся любви-страсти, легко преодолевающей любые препятствия, все просто. (Умер свекор – о смерти человека – походя. Это страшно.)

6) Как живет теперь без мужа Катерина Львовна? (Главы 4, 6.)

7) “Она обезумела от своего счастия”. Но ведь счастье бывает разное. У Лескова есть такие слова: “Есть счастье праведное, есть счастье грешное”. Праведное ни через кого не переступит, а грешное все перешагнет.

Вопрос: Какое счастье у Катерины Львовны? Почему?

(Счастье “грешное”. Она перешагнула. Второе убийство с тем же спокойствием.)

Рассказать об убийстве мужа (главы 7–8).

8) По библии, закон брака: “Двое – одна плоть”. А Катерина Львовна плоть эту своими же руками раздавила – спокойно, даже с резкой гордостью за свою неодолимость. Вспомните эпиграф к очерку. Как его поняли?

(Это ведь только “первую песенку зардевшись спеть”, а дальше уж само пойдет.)

И вот живет Катерина Львовна, “царствует” (носит ребенка под сердцем) – все вроде бы свершилось по идеалу (помните, хотела себе “для веселости ребеночка родить”). Этот идеал по логике сталкивается с другим – высоким христианским идеалом, которого нет в душе Катерины Измайловой, но которому до смерти верна другая Катерина – из “Грозы” Островского.

Вопрос: Какой это идеал? (Десять заповедей Божьих, одна из них – “не прелюбодействуй”; Катерина Кабанова, нарушив ее, уже не смогла жить – совесть не позволила.)

Вопрос: А Катерина Измайлова? (У лесковской героини этого нет, только сны чудные пока тревожат.)

9) Рассказать о снах Катерины Львовны.

1-й сон – глава 6 (кот пока – просто кот).

2-й сон – глава 7 (кот, похожий на Бориса Тимофеевича, убиенного).

Вывод: Не так просто оказывается “песенку спеть”.

10) Таким образом, сны символичны. Уж не совесть ли просыпается в молодой купчихе? (Пока нет.)

Символичные слова звучат и в устах бабушки Феди (глава10) – прочитайте.

Вопрос: Как же потрудилась Катерина? (Убила Федю.)

И перед очередным убийством “собственный ребенок у нее впервые повернулся под сердцем, и в груди у нее потянуло холодом” (глава 10).

Вопрос: Случайно ли у Лескова упоминание этой детали?

(Сама природа, женское естество предостерегают ее от задуманного преступления. Но нет: “Кто начал злом, тот и погрязнет в нем”. (Шекспир.)

11) В отличие от первых двух убийств, возмездие пришло сразу. Как это случилось?

Вопрос : Как вы думаете, почему – сразу?

(Погублена чистая, ангельская, безгрешная душа. Маленький страдалец, отрок, угодный Богу; даже имя символично: “Федор в переводе с греческого – “Божий дар”. А Катерина Измайлова о Боге ни разу не упомянула. Что это? Может, в Мценском уезде все люди – безбожники? Подтвердите свою мысль текстом. (гл. 12.))

Вывод: нарушен высший нравственный закон, заповедь Божья – “не убий”; ибо высшая ценность на земле – это человеческая жизнь. Потому так велика глубина нравственного падения Катерины и Сергея.

12) Чтение отрывка из стихотворения Ф. Тютчева “Две силы есть”.

13) Итак, суд земной, суд людской совершился. Произвел ли он особенное впечатление на Катерину Львовну? Подтвердите текстом (гл. 13).

(Любит она ведь по-прежнему.)

14) Изменила ли лесковскую героиню каторга?

(Да, теперь это не хладнокровный убийца, вызывающая ужас и изумление, а страдающая от любви отвергнутая женщина.)

Вопрос: Жалко ее? Почему?

(Она жертва, отверженная, а любит по-прежнему, даже сильнее (гл. 14). Чем безогляднее ее любовь, тем откровеннее и циничнее надругательство Сергея над нею и ее чувствами.)

Вывод: бездна нравственного падения бывшего приказчика так страшна, что его пытаются усовестить даже видавшие виды арестанты-каторжники.

15) Бернард Шоу предостерегал: “Бойся человека, Бог которого на небе”. Как вы понимаете эти слова?

(Бог – совесть, внутренний судья. Нет такого Бога в душе – страшен человек. Такова была Катерина Львовна до каторги. Таким остался Сергей.)

16) А героиня изменилась. Что же теперь больше интересует Лескова: страстная натура или душа отвергнутой женщины? (Душа.)

17) Шекспир в своей трагедии сказал о леди Макбет:

Она больна не телом, но душою.

Вопрос: Можно ли так сказать о Катерине Измайловой? Ответить на этот вопрос поможет обращение к символике пейзажных сцен.

18) Самостоятельная работа по анализу пейзажа (работа по тексту с карандашом, 3 минуты).

(Таблица заполняется в ходе работы.)

Вопросы на доске:

  1. Какой цвет чаще встречается в описании природы?
  2. Найдите слово-образ, который использует Лесков в этом отрывке?
  3. Какова символика пейзажной сцены?

Выводы: больная душа у Катерины Измайловой. Но предел собственных страданий и мучений пробуждает проблески нравственного сознания у лесковской героини, не ведавшей раньше ни чувства вины, ни чувства раскаяния.

19) Как Лесков показывает пробуждение чувства вины в Катерине (гл. 15).

Волга заставляет вспомнить другую Катерину – из “Грозы” Островского.

Задание: Определите различие в трагической развязке судеб героинь Лескова и Островского.

(Катерина Островского, по мнению Добролюбова, “луч света в темном царстве”. А о Катерине Измайловой два отзыва (запись на доске):

Катерина Измайлова – “молния, порожденная самим мраком и лишь ярче подчеркивающая непроглядную темень купеческого быта”.
В. Гебель

“Какая там “Гроза” Островского – тут не луч света, тут фонтан крови бьет со дна души: тут “Анна Каренина” предвещена – отмщение “бесовской страсти”.
Л. Аннинский.

Вопрос: Кто из исследователей более глубоко “вчитался” в образ Катерины Измайловой, понял и почувствовал его?

(Л.Аннинский. Ведь он увидел “фонтан крови” не только напрасно убиенных Катериной, но и кровь ее загубленной души.)

Итоги, обобщение.

1. Кто же она, Катерина Измайлова? Страстная натура или…?

Допишите.

Чтобы ответить, решите, чем оказалась любовь для Катерины Львовны? (Огромным страданием и тяжким крестом, ее душа не в состоянии вынести ее, т. е. остаться чистой, незапятнанной. На алтарь ради любви Катерина Измайлова приносит в жертву все вплоть до собственной жизни.)

(Учащиеся дописывают вопрос: “Страстная натура или больная душа?”)

2. Хотелось бы привести цитату Л.Аннинского: “Страшная непредсказуемость обнаруживается в душах героев. Какая там “Гроза” Островского – тут не луч света, тут фонтан крови бьет со дна души: тут “Анна Каренина” предвещена – отмщение “бесовской страсти”. Тут Достоевскому под стать проблематика – недаром же Достоевский и напечатал “Леди Макбет…” в своем журнале. Ни в какую типологию не уложишь лесковскую героиню – четырехкратную убийцу ради любви”.

3. Так в чем же загадка женской души? Не знаете? И я не знаю. И прекрасно, что мы этого в точности не знаем: останутся еще вопросы для размышления над русской классикой.

Одно мне кажется верным: основа женской души – да и души человеческой вообще – любовь, о которой так удивительно поведал Ф.Тютчев. (Чтение стихотворения Ф.Тютчева “Союз души с душой родной”.)

Домашнее задание: написать сочинение-размышление

  1. “Поединок роковой” (драма любви Катерины Измайловой).
  2. “Зеркало души – ее деянья”. (В.Шекспир.) (На выбор одну тему.)