» »

Какое произведение относится к творению художника сурикова. Василий Иванович Суриков: биография, карьера и личная жизнь. Художественное образование Василия Сурикова

01.11.2021

Василий Суриков (1848-1916) - русский художник, известный своими выдающимися картинами исторического жанра. Он знаменит также своими портретами. Его монументальные полотна, на которых он воплотил различные, в основном трагические эпизоды из истории России, перевернули вверх дном все каноны подобной живописи. Вместо пышных театрализованных сцен на зрителя взирала беспощадная реальность прошлого. Многих такой подход шокировал. Но именно так навсегда вошел в историю искусства этот художник. Биография Сурикова и будет представлена ниже.

Предки

Известно, что живописец происходил из казачьего рода. Его предки пришли в Сибирь вместе с ее первым покорителем, Ермаком. Родом они были с Дона, и есть сведения, что Суриковы упоминаются среди основателей Красноярска, где и родился художник. Биография Сурикова неотъемлема от истории России. В честь двоюродного деда живописца был назван Атаманский остров на Енисее. Другой предок Сурикова служил сотником в Туруханске. Это был его родной дед. Отец художника, Иван Васильевич, работал коллежским регистратором, а девичья фамилия матери - Торгошина. Это известная с семнадцатого века семья. Она тоже была родом из казачьей станицы.

Детство в Красноярске

В этом городе родился будущий художник. Когда мальчику исполнилось восемь лет, его отца переводят на службу в акцизное управление села Сухой Бузим, недалеко от Красноярска. Там Василий оканчивает приходскую школу и поступает в уездное училище. Но буквально через год отец художника скоропостижно умирает от туберкулеза. Мать с сыном и остальными детьми возвращается в Красноярск. Семья живет очень бедно, денег им постоянно не хватает, и они вынуждены сдавать часть деревянного дома квартирантам. Способности мальчика заметил учитель рисования Красноярского уездного училища Николай Гребнев. Он давал ему копировать работы старых мастеров.

После смерти отца мальчик подрабатывал писарем в канцелярии, но рисовал в часы досуга. Его работы видели сотрудники. Они также попались на глаза губернатору края - Замятину. Биография Сурикова как художника решилась в этот момент. Чиновник подал прошение в Императорскую Академию художеств о принятии юноши. Пришел ответ, что его могут зачислить без выплаты стипендии. Тогда губернатор обратился к меценату, золотопромышленнику Кузнецову, который не только согласился финансировать обучение молодого человека, но и взял его с собой в Петербург, куда отправлялся по делам. Однако поступить в Академию Суриков не смог.

Отрочество и юность в Санкт-Петербурге

Василий Иванович Суриков не относился к людям, которые привыкли отступать. Он пошел учиться в Художественную школу, которую окончил за три месяца. А в 1869 году вновь попробовал стать студентом Академии. На этот раз его попытка завершилась успешно. Биография Сурикова говорит нам о том, что его учителями были как не слишком одаренные художники (зато неплохие педагоги), как Павел Чистяков, так и известные мастера, как Врубель и Серов. За годы учебы молодой живописец получил за свои работы четыре серебряные медали и несколько денежных премий. Дипломная картина художника, посвященная эпизоду из жития апостола Павла, уже несла элементы будущих драматических столкновений разных исторических лиц. Но консервативным преподавателям она не понравилась, и золотой медали Суриков не получил. Поэтому он не смог поехать за границу и стал расписывать храм Христа Спасителя фресками на тему Вселенских соборов. Работа продолжалась около двух лет. Среди первых картин художника были и портреты его благодетелей.

Личная жизнь и столичный период

Исследователи биография Сурикова пишут о том, что он в 1877 году переехал жить в Москву. Через год после этого он женился на Елизавете Шаре, внучке декабриста Свистунова. Брак принес ему небольшое состояние, что позволило живописцу не работать по заказам, а сделаться вольным художником. Этот статус он сохранял за собой до конца жизни. Тем не менее еще долгие годы Суриков не имел приличной мастерской, а работал в небольших комнатах. В одно из таких тесных помещений наведался Петр Третьяков, будущий основатель знаменитой галереи, который собирал полотна русских художников. Он часто покупал картины мастера. На полученные от Третьякова деньги художник также смог обеспечить себе относительную финансовую независимость.

Первые шедевры

Московский период жизни сделался поворотным в жизни живописца. Именно в это время Василий Иванович Суриков создает одну из своих самых значительных картин - «Утро стрелецкой казни». Она посвящена одному из страшных эпизодов семнадцатого века, когда молодой Петр Первый, узнав о восстании стрелецких полков, беспощадно с ними расправился и даже сам рубил им головы. Не желая пугать зрителей сценами казни, художник показывает ее преддверие. Первого стрельца вывели на плаху, а на заднем плане видно лицо молодого царя, готового убивать. Прекрасно и подробно расписана разномастная толпа зрителей. Особенно выделяются семьи и дети несчастных стрельцов, которых выволокли смотреть, как будут умирать их близкие. И все это происходит на фоне могучего и зловещего пейзажа Москвы.

К петровским временам художник Василий Суриков обращается и в 1881 году. В дождливые дни он находился с семьей у станции "Люблино". Там он внезапно задумался о ссылке князя Меньшикова. На эту идею его натолкнула тесная крестьянская изба. Он подумал о сильном человеке, взлетевшем на вершину власти и все утратившем. Княжну, завернутую в шубу, он рисовал с собственной жены, которая в это время сильно заболела. На деньги, которые Суриков получил от приобретения картины Третьяковым, он смог съездить за границу и своими глазами увидеть собрания музеев в разных странах.

Картины Василия Сурикова 80-х - начала 90-х годов девятнадцатого века

Одновременно с «Меньшиковым в Березове» художник начал делать эскизы «Боярыни Морозовой». Работа над этой картиной растянулась на несколько лет. Суриков писал ее кусками, выискивая натурщиков и нужные предметы. Он часто говорил о том, что если бы ему пришлось рисовать ад, он бы сажал моделей в огонь и сам бы писал в нем. Таково было его желание правды, а не виртуозной фантастики. Сам типаж восставшей против церковной власти боярыни художник нашел в своей тете. Сильная и страстная женская натура, верная своим убеждениям и вызывающая различные чувства у собравшейся толпы - от ненависти до преклонения - стала одной из лучших в творчестве Сурикова. Гармонирует картина с пейзажем, светом и архитектурными деталями. Современники отнеслись к этому полотну восторженно, оно участвовало в Передвижной выставке.

В 1888 году умерла жена художника. Он очень горевал, практически отошел от живописи и уехал из Москвы в Красноярск. Там через несколько лет он излечился от скорби и даже создал жизнерадостную картину «Взятие снежного городка».

Возвращение в Москву

Творчество Василия Сурикова после переезда из Сибири словно получает второе дыхание. В 1895 году он завершает работу над картиной «Покорение Сибири Ермаком». Здесь он воспевает казацкое войско, где служили его предки. Основное внимание сосредоточено на фигуре Ермака, но и к противостоящим ему войскам Кучума он относится с уважением. Солдаты разбитой армии отличаются особенной, самобытной красотой. Это столкновение двух стихий, каждая из которых имеет свою правду.

Через четыре года художник создает похожую по типу картину - «Переход Суворова через Альпы». Начал он работать над ней сразу же после «Покорения Сибири», а многие эскизы были написаны во время пребывания в Швейцарии. Здесь живописец проявил себя как прекрасный пейзажист, одновременно показывая массу воинов, исполняющих приказ полководца и преодолевающих горы.

В начале двадцатого века Суриков работает над одной из своих самых сложных картин - «Степан Разин». Здесь тоже можно наблюдать характерный для художника потрясающий водный пейзаж, написанный перламутровыми красками, контрастирующий с тяжелыми раздумьями мятежного атамана. Живописец также известен многочисленными портретами, которые он никогда не писал по заказу.

Последние годы жизни

В 1910 году художник путешествует по Испании. Картины Василия Сурикова этого периода тоже относятся к исторической тематике. Он рисует такую сильную личность, как Емельян Пугачев, перед казнью, в клетке. К таинственной затворнической жизни аристократок высшего сословия живописец обращается в «Посещении царевной женского монастыря». В 1914-15 годах художник начал болеть и переехал на лечение в Крым. Но его преследовали сердечные расстройства. Он так и не смог исцелиться и умер в Москве в марте 1916 года. Суриков был похоронен рядом с женой на


Личная жизнь выдающихся людей всегда привлекает внимание читателей, в особенности если она насыщена пикантными подробностями, невероятными историями, тайнами и загадками. Но сегодня речь пойдет о личной жизни художника Василия Сурикова , о которой известно не так уж и много. Зато удивительная история его любви не оставит никого равнодушным.


Немного из биографии

Художник Василий Иванович Суриков родом из Красноярска, его предки были из донских казаков, покорявших Сибирь с Ермаком, после гибели которого, они прошли вверх по Енисею и основали Красноярские остроги. Родился художник в 1848 году в семье канцелярского служащего, который и был выходцем из старинного енисейского казачьего рода. И нужно ли говорить о том, что характер будущего живописца, сформировавшийся в суровой среде сибирского края, был таким же сильным и непоколебимым. Годами позже эта мощь воплотились в героических образах его картин.

Маленький Василий рано увлекся творчеством, и ему частенько доставалось от матери за разрисованную мебель. Первые уроки живописи были получены им в уездном училище. Позже талантливого юношу приметил губернатор и решил отправить на учебу в Академию художеств в саму столицу.


Однако 20-летний Василий Суриков, приехавший из Красноярска в Петербург для поступления в Академию, с треском провалил экзамены. Один из членов приемной комиссии, увидев работы Сурикова, сказал: «Да вам за такие рисунки даже ходить мимо Академии запретить надо!». «Мимо Академии» Василий ходил недолго - всего один год, а потом успешно сдал вступительные экзамены и стал одним из лучших студентов. В 1875 году, уже после получения аттестата, совет Академии художеств присудил Сурикову звание художника первого класса, позже за творческие работы он был награжден золотой медалью и орденом Святой Анны III степени.

Любовь всей жизни художника

Однажды, когда в очередной раз Василий зашел в католический костёл, чтобы послушать звучание органа, он встретил свою первую и единственную в жизни любовь - Елизавету Шаре. Девушка была из французско-русской семьи. Её отец, Огюст Шаре, в молодые годы, влюбившись в русскую девушку Марию Свистунову, переехал из Парижа в Россию, принял православие и женился. В их браке родилось пятеро детей: сын и четыре дочери, которых воспитывали на французский манер.


Поэтому Лиля (так называли юную барышню родные) по-русски изъяснялась с небольшим акцентом. Она, также как и Василий, интересовались музыкой и живописью. Девушке тогда было девятнадцать лет, а Сурикову - двадцать девять. И невзирая на то, что молодой художник был старше на десять лет, во время их встреч он краснел и смущался, как юнец.

По окончании Академии художеств начинающий живописец получил заказ на четыре картины для храма Христа Спасителя. Некоторое время, подготавливая эскизы, Суриков работал в Петербурге, а потом нужно было ехать в Москву. Влюблённым предстояла длительное расставание. Однако по выходным Василий мчался на крыльях любви в Петербург и, побыв несколько часов с любимой, возвращался назад.

Мучительно протекали дни в разлуке, и художнику многолюдная Москва казалась пустынной без любимой девушки. Поэтому, закончив работу в храме и получив гонорар, Василий решает незамедлительно жениться. Он делает предложение и они с Лилей венчаются. Свою мать живописец решил не оповещать о своей женитьбе, так как наверняка знал, что утончённая невестка-француженка придётся не по нраву суровой сибирской казачке.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219410210.jpg" alt="«Меншиков в Берёзове».

Едва оправившись, художник взялся за работу. Многие женские образы он писал с жены, называя ее "идеальной моделью". Создал он несколько и её портретов. Но всё же основным творением можно считать полотно «Меншиков в Берёзове», где он изобразил свою жену в образе старшей дочери Меншикова, которая по замыслу сюжета была больна и умирала от оспы. В то время и у самой Елизаветы Августовны был тяжелейший приступ, и художник, глядя на измождённую жену, увидел в ней дочь Меншикова. Тогда его вдруг пронзило предчувствие: его Лиля смертельно больна. Но в тот момент эта мысль показалась ему такой страшной, что Суриков напрочь отогнал её от себя. Это было за пять лет до смерти Елизаветы Августовны.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/1-9.jpg" alt="Автопортрет Василия Сурикова." title="Автопортрет Василия Сурикова." border="0" vspace="5">


Тогда Суриковы решили посетить Красноярск. Василий очень скучал по родной Сибири, да и хотел чтобы мать все же познакомилась с невесткой и внучками. Однако переезд на лошадях через всю страну длился полтора месяца только в одну сторону. И несмотря на то, что они путешествовали летом, суровый сибирский климат отразился на здоровье Елизаветы Августовны самым неблагоприятным образом.


А в родительском доме произошло то, чего так боялся художник. Прасковья Фёдоровна с первого дня невзлюбила невестку. Но Лиля, боясь огорчить любимого, не жаловалась ему на нарекания свекрови. Психологическая атмосфера в доме также усугубила ее состояние, и она тяжело заболела после возвращения в Москву. Теперь уже художник не отходил от постели жены, которую лечили лучшие врачи. Но каждый день приближал ее к концу, ей становилось всё хуже. Смерть жены стала для Сурикова страшным потрясением. Ей было всего 30 лет. Впоследствии он сильно винил себя за необдуманный шаг, когда он решил свозить свою семью в Сибирь.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219411601.jpg" alt="Василий Иванович Суриков с дочерьми Ольгой(справа) и Еленой и братом, Александром, перед отъездом в Сибирь. Лето 1889 года." title="Василий Иванович Суриков с дочерьми Ольгой(справа) и Еленой и братом, Александром, перед отъездом в Сибирь. Лето 1889 года." border="0" vspace="5">


Овдовев в сорок лет, художник больше никогда не женился. Всю свою нерастраченную любовь отдал дочерям, которым полностью заменил мать. Никакой другой женщине он не мог доверить воспитание их с Лилей дочерей. Когда не стало мамы, девочкам было девять и семь лет.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219418424.jpg" alt="Дочь художника Елена." title="Дочь художника Елена." border="0" vspace="5">


Душевная боль Сурикова и тоска по любимой жене с годами утихла, но осталась тихая печаль. С ней художник прожил 28 лет. Он много писал, забываясь в работе, и создал немало женских портретов. И в каждом из них кисть художника непроизвольно выводила незабываемые черты Лили.


И наверное, излишне говорить о том что художник завещал похоронить его рядом со своей женой. На Ваганьковском кладбище он нашел свое последнее пристанище.

Послесловие

Верхний ряд слева направо: Екатерина Семенова (дочь Натальи Петровны Кончаловской от первого брака), Наталья Петровна Кончаловская (дочь художника), сын Михаила Петровича Кончаловского от первого брака Алексей, Эсперанса (жена Михаила Петровича Кончаловского), Михаил Петрович Кончаловский (сын художника), Андрон Кончаловский. Нижний ряд слева направо: Маргот (дочь Михаила Петровича от второго брака), Ольга Васильевна Кончаловская-Сурикова(жена художника и дочь Василия Сурикова), Петр Петрович Кончаловский, Лаврентий (сын Михаила Петровича от второго брака), Никита Михалков, Сергей Владимирович Михалков.

О том как сложилась судьба дочери художника Ольги, вышедшей замуж за известного художника Петра Кончаловского, можно прочесть


В продолжение темы о семьях художников, в которых царила любовь и согласие читайте:

24 января1848 года в семье коллежского регистратора Ивана Васильевича Сурикова, в городе Красноярске родился мальчик, которого нарекли Василием.

Самому провидению было угодно,чтобы в семье, принадлежащей старинному казачьему роду, появился на свет будущий великий титан и гений русской живописи.

Предки великого художника Василия Ивановича были донскими казаками, вечные искатели приключений они, как и сотни других донцов, пришли в Сибирь вместе с легендарным Ермаком.

В середине XVII века вновь прибывшие в на широкие просторы Сибири казаки обустраивают на Енисее городок, получивший название Красноярские остроги, здесь и обустраиваются на жительство казаки Суриковы.

Служили предки художника честно, за безупречную и преданную службу начиная с XVIII века казаков Суриковых начинают производить в офицерские чины.

По законам Российской империи за отличия в службе казаку, произведенному в офицеры, присваивался дворянский титул. Право на дворянство распостранялось на всех наследников, поэтому Василий Суриков родился дворянином.

С юных лет Василий Суриков одержим страстью к живописи, в двадцатилетнем возрасте он переезжает Петербург, где с 1869 по 1875 обучается в Петербургской Академии Художеств. За время учебы преподаватели отмечают его, как лучшего ученика и предвещают ему великое будущее.

Спустя два года после окончания академии Суриков переезжает в Москву, где и создает основную часть своих великих произведений. С 1881 по 1887 годы он создает такие шедевры монументально-исторической живописи, как «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова».

В 1888 году Василия Ивановича постигло огромное горе — смерть жены, которую он горячо любил. Художник впадает в глубокую депрессию, практически два года он ничего не пишет.

Просветление наступает после поездки в родные места Сибири (1889 — 1890 годы), в 1891 году в свет выходит его картина «Взятие снежного городка», олицетворяющая удаль и широкую душу русского народа.

Далее Суриков вновь создает полотна, посвященные истории России, просвещенный мир поражают его полотна «Поражение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», « Степан Разин». Некоторые критики, отмечают, что произведения, созданные художником после 1890 года, по качеству совершенства ниже чем работы,написанные в 80-х годах.

Умер великий художник 19 марта 1916 года, умирая он произнес простую фразу: « Я исчезаю». Но гениальное наследие, оставленное им будет жить вечно. Картины Сурикова очень близки по духу каждому русскому человеку, потому что большая их часть посвящена русскому народу и его историю.

В заключении нельзя не отметить очень интересный факт. Дочь Василия Ивановича Сурикова, Ольга, вышла замуж за русского художника Петра Кончаловского.

В семье Кончаловских родилась родилась девочка, Наталья, в будущем ей было суждено стать женой писателя и поэта Сергея Владимировича Михалкова, автора Гимнов Российской Федерации и Советского Союза. Так что, именитые режиссеры Никита Михалков и Андрей Кончаловский являются правнуками Василия Ивановича Сурикова.

Василий Иванович Суриков родился в 1848 году 12 (24) января в сибирском городе Красноярске. Предков Сурикова считают одними из основателей города. Они участвовали в знаменитом бунте против царского воеводы Дурново. В честь деда Сурикова, казачьего атамана, один из островов на Енисее назван Атаманским. Сам художник гордился казачьим происхождением, любил рассказывать о своих смелых и вольнолюбивых предках.

Отец художника был гражданским служащим. Прасковья Федоровна Сурикова, мать художника, также происходила из старинной казачей семьи Торгошиных, именем которых называлась целая станица на Енисее, против Красноярска. Семья Суриковых жила небогато. Был у них свой небольшой деревянный дом, выстроенный в тридцатых годах. Детство оставило в душе художника неизгладимые впечатления.

В 1854 году отец Сурикова по службе был переведен из Красноярска в село Сухой Бузим, и вся семья отправилась с ним. "В Бузимовке, - вспоминал художник, - мне вольно было жить. Страна была неведомая. Степь немереная...И медведей полно. И масленичные гулянья и христославцы. У меня с тех пор прямо культ предков остался..."

В 1856 году родители решили отдать Сурикова в приготовительный класс 1-го Красноярского училища, поселив на квартире тетки, Ольги Матвеевны Дурандиной. Сначала школьная жизнь показалась мальчику невыносимой. В школе практиковались телесные наказания, учителя наводили ужас. Суриков тосковал по семье. Он решл бежать к родным. По дороге он встретил мать, которая и вернула его обратно в училище.

Постепенно Суриков освоился с обстановкой школы. Он учился отлично, переходил из класса в класс с наградами и в 1861 году блестяще окончил училище. Особенно важное значение для будущего художника имели уроки рисования, которые преподавал Николай Васильевич Гребнев. Заслуга его в том, что он сумел угадать талант Сурикова в самой раненей стадии его развития, горячо в него уверовал, много работал со своим учеником. Скриков вспоминал о Гребневе с чувством живой благодарности как о своем начальном учитиле. Гребнев давал Сурикову копировать гравюры с картин старых мастеров. По воскресеньям он брал с собой Сурикова за город, на этюды. Благодаря Гребневу Суриков овладел техникой акварельной живописи, в которой впоследствии достиг высокого совершенства.

В 1859 году умер отец Сурикова. После этого семья вернулась в свой дом, в Красноярск. Жизнь стала труднее. Сурикову пришлось поступить на службу в канцелярию. Всем хозяйством занималась мать. Кроме сестер у художника был младший брат Александр. По семейной традиции они все собирались за столом по вечерам. Суриков с детства был очень любознательным, заинтересованным жизнью. Лаконизм и точность образов присуще языку Сурикова. Эти качества ярко сказались в его живописи.

От раннего сибирского "доакадемического" периода жизни Сурикова до нас не дошло ни одной работы, за искючением нескольких рисунков, сделанных с гравюр различных картин "Благовещенье" В.Боровиковского и "Ангел с кадилом" Т.Неффора.

В 1866 г. сестра Сурикова Катя вышла замуж и поселилась с мужем в с.Тесь. В конце лета Василий Суриков ездил к ним в гости и там работал, написал с натуры 15 этюдов. Но в дальнейшем судьба этюдов неизвестна.

В красноярском обществе уже стало известно о выдающихся способностях Сурикова. Золото-промышленник П.И.Кузнецов вызвался помочь художнику и отправил его в Петербург. Там он поступил в Петебургскую Академию. Первая самостоятельная работа Сурикова, без наставников, появляется в 1870 году, изображает петербургский пейзаж, который сильно впечатлил художника при знакомстве с городом. "Я долго ходил, - вспоминал Суриков, - на Сенатскую площадь - наблюдал. Там фонари тогда рядом горели, и на плошади - блики". Картина экспонировалась на Академической выставке 1870 года и была приобретена золотопромышленником Кузнецовым.

В 1874 году, как программу на Большую золотую медаль, Суриков задумал написать "Клеопатру", но ограничился одним, правда детально проработанным, эскизом. Очевидно, уже тогда Суриков начал чувствовать холод академических тем, никак не связанных с его внутренним миром.

За год до окончания Академии художеств Суриков написал картину "Княжеский суд " (1874 год). В ней он запечатлел сцену из древнерусской народной жизни. Князь творит расправу над своими подданым. Почему художник остановился на этой теме - неизвестно, так же как неивестно, как он над ней работал. В ней он затронул огромную тему ломки старого быта. В следущем году Суриков написал программную работу, доставившую ему Большую золотую медаль: "Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста " (1875 год). Большая работа, около двух метров в ширину, очень величественная работа.

В этом же году Суриков окончил Академию. Он получает заказ в строившемся в Москве храме Христа Спасителя - написать в четырех пилонах четыре первых Вселенских собора. Сурикову пришлось переехать в Москву. После этой работы Суриков стал безраздельным и полновластным хозяином своей жизни, решительно отвергая в дальнейшем заказы и служебные должности.

Около того же времени Суриков женился на Елизавете Августовне Шарэ. В его суровом сердце всегда жила глубокая привязанность к семье, жене, детям, матери. Эта большая любовь к близким выразилась в картине "Утро стрелецкой казни ". Художник как бы лично пережил страшную человеческую трагедию, изображенную им.

Начавшая радостная семейная жизнь и относительная материальная обеспеченность позволяли художнику всецело отдаться творчеству. В Москве окончательно оформилось мировоззрение Сурикова, определился особенный характер и стиль его исторической живописи. На творчество художника повлияли работы русского художника Александра Иванова.

В 1883 году появляется еще одна знаменитая картина Сурикова "Меншиков в Березове ". В этом же году она была выставленна на Передвижной выставке. "Появление ее, - пишет Нестеров, - когда-то вызвало большое разногласие как среди художников, так и среди общества. Умный, благородный, справедливый, равно требовательный к себе и другим, Крамской, увидав "Меншикова ", как бы растерялся: встретив, спускаясь по лестнице, идущего на встречу Сурикова, остановил его, сказал, что "Меншикова " видел, что картина ему непонятна - или она гениальна, или он с ней еще недостаточно освоился. Она его и восхищает и оскорбляет своей безграмотностью: "Ведь если ваш Меншиков встанет, то пробьет головой потолок..."

Однако Суриков сознательно стремился достигнуть именно такого впечатления грандиозности фигуры Меньшикова. После темной гаммы "Меншикова " картина "Боярыня Морозова " поражает своим светлым, очень сложным тоном. Глубина композиционного замысла потребовала от художника пятилетней работы. Еще в детстве он слышал рассказ от тетки о боярыне Морозовой, крепко ему запомнившийся.

"Боярыня Морозова " тоже была на Передвижной выставке, после чего водворилась в Третьяковской галерее и заняла там, соответственно своим достоинствам, центральное место.

Летом 1887 года Суриков с семьей ездил в Красноярск, где написал портрет матери, также находящийся в Третьяковской галерее.

В начале сентября 1887 года Суриковы вернулись в Москву. Художник горел новыми замыслами, которым не скоро суждено было осуществиться. Слабая здоровьем жена Сурикова слегла в феврале 1888 года, и после двухмесячной тяжелой болезни 8 апреля ее не стало. Художник необычайно тяжело переживал эту потерю. Искусство он оставил.

Летом брат Сурикова Александр приехал в Москву. Он всячески старался вернуть художника к жизни, оторвать его от гнетущих воспоминаний и дум. В конце августа брат уехал обратно в Красноярск, и художник остался один. Он опять погрузился в тяжелые свои думы, в заботы о маленьких дочерях. Работать он не мог. Мать и брат настаивали, чтобы он переехал в Красноярск. Суриков послушался этого совета, распродал обстановку, уничтожил часть работ, сохранив лишь самые ценные. В Красноярск он приехал в мае 1889 года вместе с дочерми.

В тот период он написал лишь одну работу "Исцеление слепорожденного Иисусом Христом ", ей он выражал неотступную душевную потребность. А в 1893 году Суриков нашел возможным показать картину на Передвижной выставке. Художник, посвятивший все свое творчество историческим драмам, увидел, что на свете существует и простое веселье, удаль, смех. Жизнь открылась перед ним в небывалой широте.

Особое место в творчестве Сурикова занимали портреты. Писал он их в моменты отдыха. В них он изображал простих, обыкновенных людей, ничем не знаменитых, но хорошо ему знакомых и дорогих сердцу. Портреты Сурикова, в том числе и автопортреты, положительно поражают своей обыденностью. Все они написанны будто для тесного семейного и дружеского круга.

Суриков никогда не брал заказы на портреты. Но он часто отправлялся от портретного образа в своей дальнейшей, чисто творческой работе.

Живя зимой 1889-90-х года в Красноярске, наблюдая тамошние зимние развлечения, Суриков увлекся мыслью написать "Взятие снежного города ", изобразим излюбленную сибирскую игру, в которой художник с азартом участвовал в юности. Эта игра состоит в том, что через стену снежной крепости, красиво сложенной, должен грудью пробиться конь с всадником, которому препятсвует не только высокая стена крепости, но и со всех сторон окружающие стену люди, старающиеся испугать коня.

Позировали для картины так же близкие и знакомые Сурикову люди. Картина появилась на свет в 1891 году. В этой картине зародилась новая тема - тема широкой казацкой натуры, тема героизма и силы.

В начале осени 1890 года Суриков переехал из Касноярска в Москву. Законченный "Снежный городок " он привез с собой и весной 1891 года выставил его на Передвижной выставке. Она была куплена коллекционером В.В.фон Мекком, а потом приобретена Русским музеем в Петербурге.

В Москве Суриков начал новую картину "Покорение Сибири Ермаком ". Она писалась довольно долго. Лето 1891 года художник провел в Красноярске, где собирал материал для "Ермака ". Зимой 1891-92 года картина была начата.

В 1892 году Суриков снова жил в Сибири. На этот раз он задержался в Тобольске. Потом уехал в Минусинск за поиском материала. Там было написано много этюдов татар. Вернувшись в Москву Суриков поменял маленькую съемную комнатку на просторную квартиру. В декабре 1892 года художник на короткое время прервался от "Ермака ", чтобы подготовить к выставке "Исцеление слепорожденного ". Но уже в начале 1894 года он сообщает брату: "Теперь я опять принялся за "Ермака "...Радуюсь, что много этюдов для него написал".

В 1893 году Суриков ездил на Дон к казакам. Там он писал этюды для "Ермака ". Летом 1894 года Суриков собирал материалы в Сибири, где так же писал этюды.

Многие считали это лучшей работой Сурикова. Действительно, в "Ермаке " Суриков поднялся на необычайную даже для него высоту исторического прозрения.

За последние два десятилетия жизни Суриков написал ряд портретов близких ему людей и сделал множество эскизов исторических композиций. Закончены же были только две исторические картины: "Переход Суворова через Альпы " (1899 год), и "Степан Разин " (1906 год). Последняя далась Сурикову труднее всего. Много раз передумывал идею, эскизы.

В 1911 году Суриков обратился мыслями к другому вождю крестьянского восстания - Емельяну Пугачеву, исполнив рисунок, изображающий Пугачева в клетке. По-видимому, этот эскиз является единственным. В наследии художника остались и многочисленные эскизы на чисто исторические темы, но ни один из них не превратился в картину.

Суриков умер в 1916 году 6 марта в Москве и погребен на Ваганьковском кладбище, рядом о своей женой.


Суриков В. И. автопортрет

Гениальный художник 2-й половины 19-го века, совершивший подлинный переворот в исторической живописи своего времени. Основным героем исторических полотен Сурикова стал народ.

Суриков родился в Сибири, в Красноярске, произошел от вольных казаков, чем очень гордился. Окружающая сибирская действительность очень отличалась от центра России, там еще остались следы седой древности - в быту, обычаях, одежде, архитектуре. Во времена Сурикова еще кое-где сохранились в домах слюдяные окна, дворы, мощеные тесаными бревнами; у охотников в употреблении все еще были кремниевые ружья. Молодежь пробовала силы в кулачных боях.

Суриков помнил, с каким упоением дети слушали рассказы о казачьей вольнице, о походах Ермака, о раскольнице боярыне Морозовой. Все это определило выбор тем для живописи будущего художника, наложило отпечаток на все его творчество.

Суриков любил рисовать с детства. В уездном училище на него обратил внимание учитель рисования. Он стал заниматься с мальчиком специально, рассказывал ему о великих художниках прошлого. Возможности учиться рисованию у юноши не было возможности, надо было зарабатывать на жизнь. Но помог ему сам губернатор Красноярска, он узнал о талантливои юноше и на одном из парадных обедов устроил сбор средств на обучение Сурикова в Академии художеств.

Поступить в Академию с первого раза не удалось, у Сурикова не было необходимой подготовки, во второй раз его приняли вольнослушателем, а через год - действительным слушателем Академии. Учился Суриков с огромным желанием, был среди лучших учеников. По окончании Академии Суриков отказался от пенсионерской поездки и принял заказ из Москвы на выполнение росписей в храме Христа Спасителя.

В Москве художник сразу проникся ее историческим духом. Памятники старины всколыхнули в памяти Сурикова его старые сибирские впечатления, его любовь к русской истории. Он осознал свое призвание быть историческим живописцем, он написал такие знаменитые полотна, как "Утро стрелецкой казни", "Меншиков в березове", "Боярыня Морозова" и другие.

Проникновенное чувство эпохи, понимание движущих сил истории, восприятие исторических событий с позиции человека, живыми нитями связанного с современночтью, и сделали Сурикова великим историческим художником, равного которому не было в европейской живописи 19-го века.


Утро стрелецкой казни (1881)



Первое большое историческое полотно Сурикова. В нем художник изобразил бурную эпоху петровских преобразований, переломный момент в истории русского государства. Осуществляя коренную ломку старых порядков, тормозивших дальнейшее развитие страны, Петр действовал насильственными, варварскими методами, не считаясь ни с какими жертвами. Петр задумал ликвидировать стрелецкое войско ради формирования более современной и боеспособной регулярной армии. Это вызвало ряд стрелецких бунтов, жестоко подавленных Петром. Расправа с бунтовщиками завершилась в 1698 году казнью более двух тысяч человек, происходившей в разных местах Москвы. Стрельцы мужественно держались во время пыток, ни один из них не раскаялся, не склонил головы.

Но и тут стрелец не покоряется,
Он противится царю, упрямствует.
Отца, матери не слушает,
Над молодой женой не сжалится,
О детях своих не болезнует...

Суриков изобразил в картине момент перед казнью. В мглистом сумраке предрассветного часа вырисовываются громада Василия Блаженного, белокаменные стены Кремля, толпа народа, запрудившая Красную площадь. Приготовления к казни закончены. К Петру подходит с докладом офицер Преображенского полка, ожидая распоряжения начать казнь. И уже двое преображенцев, подхватив под руки, повели к виселице первого стрельца. Суриков изображает стрельца со спины, чтобы не показывать зрителю его лица - лица смертника. Его могучая, но теперь вся как-то обмякшая фигура, его заплетающиеся ноги и так очень красноречиво передают его душевное состояние. Брошенные прямо наземь, в грязь, бархатный кафтан и шапка стрельца, а также задутая свеча усиливают ощущение того, что для него уже кончены все счеты с жизнью. Остальные стрельцы ожидают своей очереди. Своими белыми рубахами и огоньками свечей они резко выделяются из всей массы народа. Выделяются они и своим душевным состоянием. Народная толпа шумит, волнуется, громко выражая свои чувства, свое глубокое горе. Стрельцы погружены в себя, будто окаменели. Каждый из них в последние минуты жизни полон внутренней серьезности, собранности, думает свою большую думу.

Суриков писал, что он хотел передать "Торжественность последних минут...а совсем не казнь".

В центре внимания зрителя четыре стрельца: рыжебородый, черный, седой и чуть в глубине стрелец, прощающийся с народом. Рыжебородый стрелец, отличающийся таким горячим нравом, полный такой бешеной ярости, что его, единственного из всех, привезли на площадь закованным в колодки, со связанными веревкой руками. И рядом стрелец с большой черной бородой и космами волос, закрывающими почти все лицо; его ярость не выплескивается наружу, как у рыжебородого, но он также одержим ненавистью к Петру, тяжелой и глухой, подавляющей в нем все другие чувства. Эта ненависть и привела их к бунту, и до сих пор они находятся во власти этих чувств.

На лице седого стрельца, который машинально перебирает волосы дочери, прощаясь с ней, застыло выражение скорбной муки и вместе с тем твердой убежденности в своей правоте. Но в его облике уже нет ненависти, только отрешенность и тишина. А над всей толпой возвышается фигура стрельца, который прощается с народом.

Однако все переживания и чувства стрельцов, все разнообразие их характеров перекрывает поединок взглядов, которыми обмениваются Петр и рыжебородый стрелец, как бы бросающий в лицо царю свой дерзкий вызов, утверждающий вопреки его грозной воле свою бешеную ярость, свою непримиримость, свою ненависть. В этом поединке - столкновение двух исторических сил, двух правд - Петра и народа.

Суриков изображает Петра не только грозным, но и уверенным в своей правоте, убежденным. Художник написал образ царя овеянным налетом героизма, как бы подчеркивая, что он боролся за дело прогресса, что действовал он в интересах России, а не в личных интересах. И все-таки истинными героями здесь являются стрельцы.

Колорит картины приглушенный, сумрачный, хорошо передает общее настроение события. Суриков намеренно сгустил мглу, окутывающую изображение, чтобы ярче загорелись на этом фоне огоньки свечей в руках осужденных. Их мерцание в холодном сумраке наступающего утра подчеркивает страшный смысл всего происходящего здесь в этот необычный час.

Картина была выставлена 1 марта 1881 года, в день убийства народовольцами Александра II, и вызвала особенно живой отклик. Полотно было куплено П.М.Третьяковым, а сам Суриков стал членом Товарищества передвижников.

Утро стрелецкой казни (1881) (фрагмент картины)


Боярыня Морозова (1887)



После поездки из-за границы Суриков начал картину "Боярыня Морозова", над которой работал много лет. В процессе написания художник дважды увеличивал размеры полотна, добиваясь впечатления движенияя саней с Морозовой.

Сюжет картины относится к эпохе царя Алексея Михайловича. Патриарх Никон тогда провел церковные реформы, которые привели к расколу в церкви. По приказу царя Никон велел исправить тексты церковных книг по греческим образцам и заново их перепечатать. Реформа вызвала возмущение - в ней видели измену старине, покушение на национальный характер религии. Церковь раскололась. Поборники старой церкви - раскольники, старообрядцы, как их называли, считали величайшим грехом креститься по-новому - тремя перстами - и признавали только "двуеперстный крест". Они не соглашались по чужеземному образцу стричь усы и бороды; считали, что крестный ход должен ходить только "по солонь" - по ходу солнца и т.д. Раскольников стали преследовать. Их предавали анафеме - церковному проклятию, ссылали, сжигали на кострах. Они убегали на окраины России, скрывались в глухих лесах, в болотах. Но твердо стояли на своем - защищали старые обряды, не принимали ничего нового, иноземного, по их понятиям.

Во главе раскола стоял неистовый протопоп Аввакум, фанатик, которого потом сожгли на костре.

Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова была ярой последовательницей протопопа Аввакума. Дочь знатного боярина, она семнадцати лет была выдана замуж за Морозова, человека, близкого к царскому двору, и сама была "в чести у царицы". С детства Федосья Прокопьевна была набожна и придерживалась старой веры. Рано овдовев, она превратила свой дом в тайный монастырь, где собирались раскольники, где одно время жил и протопоп Аввакум. Вскоре боярыня тайно приняла монашеский постриг. Когда об этом стало известно царю, ог приказал послать к ней "увещателей". "Како крестишься и како молитву творишь?" - допрашивали ее "увещатели".

А боярыня Федосья Прокопьевна и сестра ее, княгиня Урусова, которую она тоже увлекла за собой, нерушимо стояли на своем. Тогда заковали их в цепи, бросили на простые дровни (сани) и повезли на пытку. Федосья Прокопьевна, когда ее пытали, говорила так:" Вот что для меня велико и поистине дивно, если сподоблюсь сожжению огнем в срубе на болоте! Это мне преславно, ибо этой чести никогда еще не испытала".

Боярыня Морозова и ее сестра умерли в Боровской земляной тюрьме от голода. Сила боярыни Морозовой была в том, что она слепо верила в свой путь, в свою правду и бесстрашно принимала муки и гибель за эту веру.

В картине Суриков изобразил провоз боярыни Морозовой по улице города. Толпа запрудила улицу. Народ глубоко потрясен происходящим. Подвиг боярыни находит живой отклик в сердцах людей. Конечно, есть здесь и противники Морозовой, ничтожные и низменные в своем злорадстве и мелочном удовлетворении. Это попик в шубе с лисьим воротником, оскаливший редкие зубы в издевательски-ехидном смехе, и стоящий рядом богатый купец, откинувшийся в приступе торжествующего хохота.

В центре композиции сама боярыня Морозова, сидящая в санях. Ее черный силуэт отчетливо рисуется на фоне снега, саней, пестрых одежд, краски которых приглушены легкой дымкой голубого морозного воздуха. С вдохновенной страстностью и исступлением бросает боярыня в толпу призыв постоять за старую веру. Неподвижный взгляд Морозовой устремлен в пространство, охватывая толпу. Ее поднятая рука с двумя перстами - символом веры - высоко парит над головами людей.

Лица за спиной Морозовой слегка отодвинуты в глубину, чтобы чуть приглушить толпу, а образ боярыни был ярче.Самые яркие образы из толпы находятся справа, у края картины. Вот богатырского сложения юродивый с глубоко запавшими, по-детски наивными глазами, сидит прямо на снегу в одной дырявой рубахе и благословляющий боярыню на подвиг. Вот нищенка, соболезнующая страданиям Морозовой, преклонила перед ней колени. А вот горестно задумалась старуха в узорном платке. Боярышня со скрещенными руками потрясена чувством жалости к раскольнице. Другая боярышня в голубой шубке с печальным и строгим лицом низко кланяется Морозовой. Судорожно порывается стащить с головы шапку при виде несчастной страдалицы истовый старик. В глубокое, трудное раздумье погрузился странник - все они живут одними мыслями и чувствами с Морозовой, прощаются с ней, поклоняясь ее подвигу.

Суриков изобразил на фоне заснеженной улицы пеструю, красочную толпу, яркую одежду людей. Картина похожа на пестрый, многоцветный, радостный ковер народных мастеров. И в эту звучную, радужную игру красок резким противоречием врывается черный цвет в одежде боярыни. Это противоречие подчеркивает трагическое звучание образа Морозовой, привносит ноту глухой тревоги и скорби в это полотно.

Как и в прошлых картинах, все образы здесь написаны с натуры. Некоторые получились сразу, а некоторых художник искал долго, переписывал и снова искал. Иногда персонаж находился случайно. На толкучке нашел юродивого. Еле уговорил позировать, сидя на снегу. Почти все женские типы для своей картины нашел на Преображенском старообрядческом кладбище. Но никак не удавался главный образ - самой боярыни. Все получалось не то, не так. И совершенно случайно приехала с Урала начетчица Анастасия Михайловна. Суриков глянул на нее и понял, что сейчас все получится. И получилось именно то, что он хотел.

И снова картина Сурикова произвела фурор в обществе. П.М. Третьяков купил и это полотно Сурикова, и так был этому рад, что решил открыть в своей галерее суриковский зал.

Образ боярыни Морозовой (фрагмент картины Боярыня Морозова (1887))

Образ боярышни (фрагмент картины "Боярыня Морозова" (1887))

Образ юродивого (фрагмент картины "Боярыня Морозова" (1887))

Меншиков в Березове (1883)



Еще одно большое историческое полотно. А.Д.Меншиков был одним из наиболее близких сподвижников Петра I. Его судьба характерна для петровского царствования. В своих преобразованиях Петр опирался на людей, которых оценивал только по деловым качествам, а не по именитости рода. Александр Меншиков был в прошлом разносчиком пирогов, слугой Лефорта, а затем, волею случая, познакомился с молодым Петром, стал его камердинером, сумел завоевать его расположение. Благодаря незаурядности своей натуры поднялся до высот управления государством. Наделенный живым умом, кипучей энергией, силой характера, Меншиков был непременным участником всех начинаний Петра. Дело Петра он пытался продолжать и после его смерти. Но обстоятельства оказались сильнее его. Екатерина I, жена Петра, царствовала всего лишь полтора года. Перед смертью она подписала продиктованный Меншиковым указ о престолонаследии - российским императором объявлялся 12-летний сын казненного Петром царевича Алексея Петр II с предписанием ему по достижении совершеннолетия жениться на одной из дочерей Меншикова - Марии или Александре. Вскоре после провозглашения Петра II императором состоялось и торжественное обручение его с Марией Меншиковой. Казалось, Меншиков достиг вершин могущества. Однако противникам его удалось взять верх. Воспитатель Остерман сумел восстановить молодого императора против Меншикова. Последовал указ об аресте и ссылке всесильного вельможи в далекий сибирский городок Березов. С падением Меншикова иностранцы захватили при дворе небывалую власть. Национальные интересы России были принесены в жертву честолюбивым планам сменявших друг друга временщиков.

Посвятив свою картину Меншикову. Суриков не свел ее к изображению личной драмы героя. Дыхание истории ощущается в этом произведении художника. Он показал Меншикова в первые месяцы ссылки.

Низкая бревенчатая изба. Слюдяное заиндевелое оконце.Скупо пробивается свет. В углу иконы, зажженные лампады. Меншиков сидит у стола. Огромный, небритый, со спутанными волосами, в овчинном тулупе и с драгоценным перстнем на сжатой в кулак руке, тяжело лежащей на колене, он погружен в глубокую думу. Быть может, гнетет его сознание собственного бессилия, невозможность действовать, в то время как враги его предают дело Петра, губят Россию. Контраст низкой избы и громадной фигуры Меншикова подчеркивает величие его образа и душевное состояние узника, заключенного в тюрьму.

Вся семья сгрудилась вокруг стола в трагической безысходности. Обреченными выглядят в этой избушке дети Меншикова. Безнадежно больная, хрупкая, сломленная горем несостоявшаяся невеста царя Мария доверчиво прильнула к отцу, словно ища у него защиты. Близко к отцу сидит и сын, с болезненным лицом, на котором застыло выражение недетской горечи и печали о несбывшихся надеждах. И только младшая Александра, более простая, живая по характеру, жизнедеятельная оптимистка, еще на что-то надеется, у нее еще возможно будущее. И нелепым выглядит в этой темной избенке богатый парчовый наряд Александры, что еще более подчеркивает трагическую безысходность происходящего.

Колорит картины отличается удивительной цветовой насыщенностью и гармонией тонов. Самоцветами сверкают краски во мраке избы: "вспыхивает серебряная парча, теплится свет лампад. блестят золотые иконы, сгустком малинового светится суконная скатерть" (М.Алпатов).

Картина "Меншиков в Березове" была выставлена на 11 Передвижной выставке, была приобретена П.М.Третьяковым. Благодаря этому, Суриков смог поехать за границу совершенствовать свое мастерство.

Образ Меншикова (фрагмент картины "Меншиков в Березове")

Переход Суворова через Альпы (1899)


Славным делам и событиям русской истории посвящена и эта картина. Самобытная натура гениального русского полководца А.В. Суворова заинтересовала Сурикова как яркое проявление русского национального характера.

Суровый и величественный горный пейзаж. Уходящие ввысь, за пределы картины, скалы окутаны седыми облаками. Крутой обледенелый обрыв. Снег. Ледяные уступы обрыва синеватые, полупрозрачные. Горы полуосвещены солнцем. И горы, и снег, и самый воздух - все здесь чужое, суровое.

По ледяным скатам, подобно лавине, низвергаются в пропасть суворовские чудо-богатыри. На краю обрыва остановил своего коня Суворов в синем походном плаще, без шапки, весь подался вперед, он шуткой и острым словом подбадривает своих воинов. Восторженной улыбкой встречает его слова молодой солдат. Около Суворова немолодой солдат - в походе он всегда рядом со своим полководцем. Направо, на переднем плане, стремительно летит вниз солдат. Обеими руками он схватился за шапку и не выпускает из рук ружья. За ним солдат закрыл лицо плащом, не решается смотреть в пропасть и все-таки спускается вниз. Вот старик, георгиевский кавалер, с суровым и решительным лицом, осеняет крестом лоб, перед тем, как ринуться в пропасть. Спокойно лежит на барабане рука барабанщика...Солдатам, кажется, нет конца. И вся эта лавина людей неудержимо летит вниз по обрыву.

Главное в картине - беззаветная храбрость, отвага солдат, которые всегда готовы выполнить любой приказ полководца.

Портрет Ольги Васильевны Суриковой (дочери художника в детстве 1888)


Суриков с любовью пишет портрет своей "прилежной" дочки. ...Ей 9 лет. она стоит у белой кафельной печки в красном с горошками платье, с большим белым кружевным воротником. Одну руку приложила к теплой печке, в другой - кукла. Как внимательно, серьезно стоит, "позирует" девочка! Какой чудесный портрет - ласковый, душевный!.

Степан Разин (1903)



"Степан Разин" - последняя значительная историческая картина Сурикова, завершившая его творческий путь. Суриков работал над полотном долго, переписывал, дополнял, добиваясь нужного ему впечатлению.

Широкая даль Волги. Большой струг (старинное речное деревянное судно). Гребцы взметнули весла. Замерли. Играет на гитаре казак-гитарист, спит на борту другой казак...В мерных взмахах весел в широких просторах Волги есть что-то песенное, эпическое, роднящее картину с теми народными песнями и сказаниями о Степане Тимофеевиче Разине:

"Из-за острова на стрежень, на простор речной волны
Выплывают расписные, Стеньки Разина челны..."

А сам Разин, атаман казацкой вольницы, облокотившись на узорное седло, погружен в глубокую думу...И кажется, выплыл он на волжский простор, чтобы напомнить людям о великих битвах прошлого, о войнах крестьянских...

Покорение Сибири Ермаком (1895)



По преданию, в конце 16-го века славный атаман Ермак Тимофеевич "полевал" - грабил - в низовьях Волги и на Каспии купеческие караваны. Потом, спасаясь от преследователей, ушел со своей казачьей вольницей на Каму, где лежали "места пустые, леса черные, речки и озера дикие", богатые солью, рыбой, всяким зверьем. Места эти царь Иван Грозный пожаловал крупным промышленникам - купцам Строгановым. Строгановы завели там соляные варницы, понастроили крепости-острожки для защиты от набегов хана Кучума, который опустошал земли, грабил, угонял в рабство русских людей.

Ермак со своей дружиной пошел к Строгановым в "ратную службу" - охранял их границы, торговые караваны. Когда Строгановы стали собирать "охочих людей", чтобы идти на Кучума, атаман Ермак со своими казаками первый пошел "воевать Сибирь":

Перейдемте мы, братцы, горы крутые,
Доберемся мы до царства бусорманского,
Завоюем мы царство Сибирское,
Покорим его мы, братцы, царю белому,
А царя-то Кучума во полон возьмем.

Много раз бросались татары в бой с казаками и много раз терпели поражение. Немало добрых казаков полегло у Ермака в пути и в битвах. А когда осталось их немногим более пятисот человек, порешил Ермак идти на Иртыш к столице хана Кучума - к городу Искер. Завязалась битва великая, и в этой битве атаман Ермак победил хана Кучума. Разбежалось Кучумово войско, а Кучум скрылся в Барабинской степи. Атаман Ермак утвердился в ханской столице и "бил челом" царю Ивану Грозному - просил принять сибирскую землю под свою "высокую руку".

Прошло несколько лет. Погиб Ермак - утонул в Иртыше, когда Кучум, как "тать презренный", напал на спящих казаков.
Так кончилась жизнь Ермака, славного атамана казацкой вольницы.
Много поется о нем песен, много рассказывается всяких былей и небылиц. Они с детства запали в душу Сурикова. Так возник замысел будущей картины.

Действие разворачивается на фоне сурового сибирского пейзажа. пенятся холодные воды Иртыша, приняв в себя месиво человеческих тел. Дым выстрелов разграничивает толпу сражающихся на два лагеря. Грозному натиску дружины казаков, пестрое вооружение которых говорит о жизни, проводимой в боях и походах, противостоит сплошная масса разноплеменного войска, собранного Кучумом со всех концов Сибири. Тут и остяки, и вогулы, и сами татары. Сумятица, царящая в их рядах, не мешает им с ожесточенным упорством сражаться с казаками. Прижатые к крутому берегу Иртыша, они бесстрашно встречаются лицом к лицу с дружинниками Ермака, осыпая их градом стрел. Рисующиеся в отдалении на фоне неба фигурки бешено скачущих по кромке берега всадников усиливает ощущение тревоги в стане татар. Строй казаков с ружьями в руках осеняет знамя "Спаса", под которым стоит Ермак, повелительно простерший руку в сторону врагов, указывая направление основного удара. Знамя это - подлинно историческое; оно писалось Суриковым с экспоната Оружейной палаты. Не раз за долгую историю под знаменем "Спаса" ходили в бой русские полки (в частности, в битве на Куликовом поле).

Колорит картины удивительно красив: краски глубокие, сдержанно-строгие, отвечающие характеру суровой сибирской природы.

Кстати, ученые-искусствоведы совсем недавно выяснили, что Суриков дал картине несколько другое название, которое сейчас вернули этому произведению: "Добровольное прсиоединение Сибири Ермаком".

Вид на памятник Петру I на Исаакиевской площади в Петербурге (1870)



Суриков знал о Петре I с детства, читал "Полтаву", "Медного всадника" Пушкина. Великолепный памятник Петру Первому на Исаакиевской площади в Петербурге снова напомнил ему о Петре, и он начал с увлечением писать картину. Осенью в 1870 году картину выставили в Академии художеств, и она понравилась публике. Картину купили, и Суриков писал домой, что получит за нее сто рублей и пришлет денег матери.

Взятие снежного городка (1891)



В апреле 1888 года внезапно умерла жена Сурикова, Елизавета Августовна - не только жена, но и самый близкий друг. Суриков писал брату: "Тяжко мне, брат Саша...Жизнь моя надломлена; что будет дальше и представить себе не могу".

Казалось, все умерло, все было потеряно вместе с женой. Он почти перестал работать, почти не виделся с людьми, и только дети еще привязывали его к жизни. "Он нас кормил, и одевал, и водил гулять, и мы трое составляли тесную семью", - вспоминала позднее дочь его Ольга.

А из Красноярска писали и звали домой. Суриков решил ехать. В мае 1889 года он уехал с детьми в Красноярск. Медленно, трудно возвращался художник к жизни, к искусству. Прошло сибирское знойное лето, наступила осень. Девочки пошли в Красноярскую гимназию. Суриков понемногу начинал работать.

Как-то брат посоветовал ему написать картину "Взятие снежного городка". Суриков подхватил эту мысль. "Городок" - старинная народная игра. Где-нибудь на площади или на берегу реки строили из снега крепость, невысокую стену с зубцами, воротами. Над воротами устанавливали снежные фигуры казаков, пеших и конных, с винтовками за плечами. У ворот ставили снеговые пушки, позади ворот - "угощение из снега". Все это обливалось водой. Играющие делились на две партии: нападающие на крепость и защитники. Нападающие должны были верхом ворваться в ворота крепости - городка и разрушить на взлете верхнюю перекладину. Защитники, с трещотками, хворостинами, метлами в руках, отгоняли, пугали лошадей. Трещали трещотки, кричали люди, иногда стреляли из ружей холостыми зарядами. Страсти разгорались. Битва продолжалась до тех пор, пока какой-нибудь всадник не пробивался в ворота, не занимал крепость-городок. Тогда все сбивалось в кучу. И защитники, и нападающие бросались в погоню за победителем и с криком стаскивали его с коня, валяли, "мыли в снегу".

Как всегда, все хотелось писать с натуры. Суриков провел большую подготовительную работу. А в последний день масленицы, когда в старину обычно "брали городок", Суриков с братом поехали в соседнее село и уговорили молодежь устроить игру. Народу на праздник собралось много, настроение у участников было боевое. И Суриков выбрал для своей картины самый веселый, боевой момент, когда казак под ликующие крики толпы "берет городок".

Суриков писал картину с наслаждением, и каждый мазок, казалось, возвращал его к жизни. Легко, быстро бросал он краски на холст, и под его кистью краска превращалась в праздничный, сияющий цвет.

"Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, краски ее зимы, удаль казачьей молодежи", - говорил Суриков. И всю глубину и силу своего восхищения богатырской удалью, красотой русского человека вложил он в эту картину.

Минусинская степь (1873)


Нерукотворный образ (1872)


Портрет А.В. Суворова (1899)


Портрет неизвестной на желтом фоне (1911)

Посещение царевной женского монастыря (1912)


С гитарой (Портрет С. А. Кропоткиной, 1882)

Сибирская красавица. Портрет Е.А.Рачковской (1891)


Княжий суд (1874)



Это первая малоизвестная картина Сурикова, сюжет которой взят из русской истории. Конечно, первые шаги художника еще нетверды. Здесь изображена историко-бытовая сцена, не имеющая особого значения. Действие происходит в великокняжеской, домонгольской Руси. Происходящее не имеет значения для хода истории. На великокняжеском дворе решается личная судьба людей, которых судят.

На высоком крыльце сидит князь, справа на крыльце - княжеская семья, в глубине навеса блестит оружие дружинников. Слева духовное лицо, - вероятно, митрополит. Ступенькой ниже стоит, полуобернувшись к князю, диакон или священник, грек по национальности, с длинным свитком в руках. По-видимому, он выполняет обязанности секретаря суда и читает обвинение. Поразительна эта живая историческая подробность.

На первом плане - подсудимые и свидетели, истцы и ответчики. Видимо, читаемое слишком сложно для них и с трудом доходит до их сознания. Это домысел, очень близкий к правде.

Дело происходит на заре славянской цивилизации. Совершается ломка быта и понятий. Дикарь в правой стороне картины стоит гордый и не понимающий присходящего. Женщина на коленях умоляет князя, как бога, как идола. Древняя Русь еще пребывает в состоянии язычества.