» »

Что читают школьники на уроках литературы в европе, сша и японии. Что читали советские школьники Писатели в школьной программе по литературе

01.07.2020

За последние 100 лет школьная литературная программа претерпела ряд изменений. Менялось количество часов на изучение материала, сдвигался политико-идеологический вектор школьной программы и многое другое. Но ядро школьного литературного канона оставалось всегда примерно одним и тем же.

Наш обзор основывается на материале образовательного ресурса «Arzamas» , в котором рассказывается, что читали советские школьники .

Учитель словесности Анастасия Серазетдинова рассказала, какие вечные идеи в каждом из этих произведений не позволяют скинуть классику с корабля современности.

Анастасия Серазетдинова

учитель словесности

Почему мужской костюм-тройка никогда не выходит из моды? Школьник, служащий офиса, посол, президент - все носят костюмы. Потому что это признак хорошего тона, удобный крой, есть потайной карман внутри. Потому что с помощью классической тройки можно всегда быть актуальным, где бы ты ни оказался: на торжественном приеме или родительском собрании. Поэтому-то костюм и назвали «классикой». То же самое и с литературой.
«Мертвые души», «Горе от ума», «Герой нашего времени» - это представление актуального на сегодняшний день устройства мира, во-первых, во-вторых, это культурный код, позволяющий отличить своего от чужого, и в-третьих, это прекрасный литературный язык. Сомневающийся Онегин, предприимчивый Чичиков и циничный Печорин встречаются и сегодня. Это может быть ваш сосед, чиновник из министерства или модный хипстер, обладающий прекрасным вкусом.
А ещё давайте все же не будем забывать, что перед нами не реальная жизнь, а литература. Это искусственно созданный текст, который позволяет размышлять, внимательно читать, упражняться в интерпретациях.

1. Александр Грибоедов. «Горе от ума»

  • В каких классах читалось произведение: До 1921 года и по 1938 год - 7 класс. С 1938 года и по сегодняшний день - 8 класс.

«...Служить бы рад, прислуживаться тошно...»

Это история о молодом человеке, который, побывав за границей, решает рассказать всем вокруг, как они неправильно живут. Мыслят не так, любят как-то тоже не совсем так, да и вообще пора всем выйти из зоны комфорта. На что общество взрослых во главе с Фамусовым начинает над ним насмехаться, а молодёжь, ярким представителем которой является красотка Софья, и вовсе объявляет главного героя, Чацкого, сумасшедшим.

Актуальность истории заключается в том, что общество не всегда готово к переменам. Чаще даже совсем не готово. Прогрессивные идеи непонятны и болезненны, общество предпочитает проверенный вариант, в котором и волки будут сыты, и овцы не пострадают.

2. Александр Пушкин. «Евгений Онегин»

«...Кто жил и мыслил, тот не может

В душе не презирать людей...»

Московская лаборатория режиссера Дмитрия Крымова (театр «Школа драматического искусства») поставила любопытный спектакль для школьников - «Евгений Онегин. Своими словами». История Евгения Онегина - это история о моменте позднего «взгляда назад»: нужно уметь вовремя обернуться и попытаться понять, что же происходит вокруг.

Но герой этой теории не знает и оборачивается тогда, когда уже совсем поздно: друг убит, любимая девушка с другим, родственники все умерли. «Евгений Онегин» - это про наш сумасшедший мир, где нет времени оглянуться и осмотреться.

3. Михаил Лермонтов. «Герой нашего времени»

  • В каких классах читалось произведение: До 1921 года и по 1938 год - 7 класс. С 1938 года и по наше время - 8 класс.

«...Самые счастливые люди – невежды, а слава – удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким...»

То, что мы узнаем о смерти главного героя в начале книги, даёт нам возможность разглядывать его под увеличительным стеклом. И когда мы его так пристально разглядываем (его поступки, отношение с другими людьми, принятые решения), мы понимаем, почему же Михаил Лермонтов называет его «героем» нашего времени.

Мы начинаем видеть сходства молодого Печорина с теми, кого мы видим ежедневно на улицах. Так ли мы учтивы друг с другом? Может быть, мы великодушны с женщинами? Порядочны с соперниками и оппонентами? Ответ становится очевиден. Даже несмотря на приличное количество лет, прошедших с появления этой истории.

4. Николай Гоголь. «Мёртвые души»

  • В каких классах читалось произведение: До 1921 года и по 1938 год - 7 класс. С 1938 года - 9 класс. С 1960 года и по наше время - 8 класс.

«... Русский человек не любит сознаться перед другим, что он виноват...»

Чичиков - это современный бизнесмен, у которого не сложилась сделка. А не сложилась она потому, что изначально была сомнительной, да и люди на пути предприимчивого Чичикова попались не совсем живые. Что и говорить, сам Чичиков - не вполне живой персонаж.

5. Иван Тургенев. «Отцы и дети»

  • В каких классах читалось произведение: До 1921 года и по 1938 год - 7 класс. С 1938 года и по наше время - 9 класс.

«...Русский мужик - это тот самый таинственный незнакомец, о котором некогда так много толковала госпожа Ратклифф. Кто его поймёт? Он сам себя не понимает...»

Роман Ивана Тургенева пополняет список любимых подростками книг из школьного списка, включая историю об убийстве старухи («Преступление и наказание») и роман о дьяволе («Мастер и Маргарита»). Что может быть лучше для юношеского периода, чем полное отрицание всего, вечные споры с отцами и вскрытия мертвых лягушек?

Базаров - любимый персонаж, нигилизм которого всегда хочется проверять на практике: действительно ли можно все отрицать?

6. Антон Чехов. «Вишнёвый сад»

  • В каких классах читалось произведение: До 1921 года и по 1938 год - 7 класс. С 1938 года и по 1960 год - 10 класс. С 1960 года и по наше время - 9 класс.

«...Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест...»

Такой грустной комедии в школьном списке, пожалуй, больше нет. Тема сада, мирового древа, по которому так резво бьют топором, - сакральна, а у Чехова ещё и трагична.

Если говорить об актуальности, то «Вишнёвый сад» - это своеобразное завещание, это история про конец света. История о том, как, разговаривая друг с другом, люди никогда не услышат сказанного. О том, как прошлое совсем не нужно будущему. И о том, откуда берутся революционеры.

7. «Слово о полку Игореве»

  • В каких классах читалось произведение: До 1921 года и по 1938 год - 3 класс. С 1938 года и по 1960 год - 8 класс. С 1960 по 1984 год - 8 класс. С 1984 года и по наше время - 8 класс.

«...Тяжко голове без плеч, беда телу без головы...»

Говорили тебе, Игорь, не ходи ты один воевать! И предзнаменования тебе были, и вороны летали, даже знамение случилось! Не послушался, пошёл. И себе и всем проблем добавил.

«Слово о полку Игореве» - это своеобразная песнь, которую нам «поет» Боян (пишется через О, это специальный человек, пускающийся вместе с воинами в походы и описывающий в своих напевах, что там происходит, своеобразный держатель древнерусской ленты фейсбука). Это история о том, что междоусобные войны ни к чему хорошему не приводят, и что будет, если всё время поступать по-своему, игнорируя общее решение.

8. Александр Островский. «Гроза»

  • До 1921 года и по 1938 год - 7 класс. С 1938 по 1960 год - 9 класс. С 1960 по 1984 год - 9 класс. С 1984 года и по наше время - 9 класс.

«...Нет, говорят, своего-то ума. И, значит, живи век чужим...»

Из всего спектра художественных произведений, изучаемых в школе, «Гроза», пожалуй, самое трагически непопулярное. По чистосердечным признаниям школьников, ничего скучнее (девочки скажут, что скучнее лишь сцены битв в «Войне и мире») нет и быть не может. Но о чем же «Гроза»? И есть ли у нее шанс на воскрешение?

Михаил Свердлов (выдающийся литературовед и критик) в своей работе «Почему умерла Катерина?» дарит читателю прекрасную мысль: «Это история о красоте и величии человеческой души. Превратить свободного человека в раба может кто угодно - Кабаниха, Дикой и иже с ними, но человеческую душу никто не в силах заковать. И смерть Катерины - этот тот пример, когда сила человеческой души способна разрушить границы Калинова».

Бороться и искать, найти и не сдаваться!

Дорогие коллеги, уважаемые родители, дамы и господа!

Мы рады приветствовать вас на страницах нашего сайта для всех взрослых людей, неравнодушных к русскому языку, к воспитанию и образованию подрастающего поколения в многоязычном и поликультурном мире.

Цель сайта мы видим в объединении и предоставлении всем желающим информации о ситуации с преподаванием и изучением русского языка как второго родного в мире. Это сайт для неравнодушных, любопытных, творческих личностей. Сайт не одной организации, а всех его авторов.

Основная задача – информационная поддержка русскоязычных образовательных центров как в рамках их регулярной работы, так и в проектной деятельности.

На главной странице Вас ежемесячно ждут встречи с интересными людьми, работающими в сфере билингвального образования, и информация о новинках российских и зарубежных издательств по темам сайта – для родителей и педагогов. Здесь же – «горящие» объявления о конкурсах, семинарах, проектах и пр. (Тема месяца) Каким будет лицо сайта – решать вам: присылайте рассказы о своих коллегах - людях, влюбленных в наше общее дело; об учебных пособиях, без которых занятие станет скучным.

Очень странный список дали нам-там в только произведения классиков-Толстой, Горький, Пушкин, Чехов+Гоголь+Некрасов, фантастика Грина, Уэлса+приключения Майн Рид Поделитесь списками литературы, где есть авторы советского периода-Алексин, Казаков а возможно и современные

Подскажите пожалуйста,у кого дети идут в 4-й класс,список литературы на лето.Я конечно понимаю,что в разных школах он отличается,но нужен хотя бы примерный,хоть 5,6 произведений.

Нам списка давать не будут вообще. Анька читает много, но в основном фэнтези - Легенды ночных стражей, Таню Гроттер, Гимназия №13, и пр. Поделитесь своими списками, может, что оттуда выберу. Учится по программе Школа 21 век.

Вопрос мамам, чьи дети заканчивают 7 класс: вам дают список литературы, что летом почитать? Может кто напишет,а?

Подскажите, может кто знает, список лит-ры на лето по окончании 6-го класса? Детёныш говорит, им не дали этот список. Хотя в прошлом году давали. Докапываться и припирать к стенке нет никакого желания. Уж лучше припереть к стенке самим списком, добытым самой:-))) Может, кто на память помнит какие книжки, большая просьба подсказать.

Получили список на лето. Я слегка в шоке. Во-первых, от количества - столько ни одному нормальному человеку за 3 месяца прочитать и осмыслить просто физически невозможно. А во-вторых - от набора книг. Ну как можно валить в одну кучу "Тимур и его команда" и "Ромео и Джульетта"? Это рассчитано на одних и тех же детей? Почему про Тимура надо читать в 7 классе? И кто составляет эти списки - школьная самодеятельность, или их где-то в РОНО утверждают? Удивляюсь я на этих составителей..

Роман даёт обширную картину социально-политической жизни России конца XIX века. Русская интеллигенция - одна из главных исторических проблем нашей страны. Проблем в том смысле, что этот социальный слой никогда не мог найти себя, определиться с собственными идеалами. Интеллигенты, либералы, террористы - после прочтения романа у вас не останется вопросов, почему в Российской империи эти понятия для многих были синонимичными.

2. «Дядя Ваня», Антон Чехов

Горький после просмотра театральной постановки «Дяди Вани» писал Чехову: «„Дядя Ваня“ и „Чайка“ - новый род драматического искусства […]. Другие драмы не отвлекают человека от реальности до философских обобщений - ваши делают это». Что уж говорить, пьесы Чехова действительно самые сильные в русской литературе.

«Дядя Ваня» ни в чём не уступает «Вишнёвому саду» или «Трём сёстрам». Но министерство образования почему-то исключило пьесу из числа обязательных к прочтению книг, что сказалось на её сегодняшней популярности. Если решите ознакомиться, то имейте в виду, что произведение это тяжёлое и повествование в нём идёт в несвойственном Чехову серьёзном тоне.

3. «Красный смех», Леонид Андреев

«Красный смех» если и упоминается на уроках литературы, то лишь мельком. Основное внимание уделяется другой повести автора - «Иуде Искариоту». А ведь «Красный смех» - это настолько стилистически выверенное произведение, что мурашки бегут по коже не от описываемых ужасов войны, а от звучного насыщенного слога.

Так о войне не писал никто. Так вообще больше никто не писал. Если вы хотите чётко и ясно узнать, что значит слово «стиль» в литературе, читайте Андреева.

4. «Голова профессора Доуэля», Александр Беляев

Творчество Беляева носит развлекательный характер. Поэтому, наверное, его произведения не попали в школьные учебники. Однако умение развлекать, сохраняя отличный художественный стиль, тоже многого стоит. Пусть Беляев сейчас оценивается как классик беллетристики, но не всегда же нам читать, чтобы раздумывать о проблемах мира, верно? «Голова профессора Доуэля» - увлекательнейший для своего времени эксперимент фантастической литературы.

5. Собрание сочинений, Даниил Хармс

Хармс - проказник и сорвиголова советской литературы. Его абсурдистская проза лишена явного нравоучительного посыла, именно поэтому школьники так и получают аттестаты, ничего не узнав о самом оригинальном советском писателе. Выделить центральное произведение Хармса довольно сложно, поэтому рекомендуем читать первое, что под руку попадётся. Вот, например, целый рассказ «Новая анатомия»:

У одной маленькой девочки на носу выросли две голубые ленты. Случай особенно редкий, ибо на одной ленте было написано «Марс», а на другой - «Юпитер».

Этот роман не нуждается в представлении. Фразы Остапа Бендера давно разобраны на цитаты и стали крылатыми. Даже если вам по каким-то причинам не довелось прочитать легендарный роман о великом комбинаторе, наверняка вы видели одну из его многочисленных экранизаций. Однако это тот случай, когда ни одно из киновоплощений не сравнится с литературным оригиналом. Ведь это как шанхайские барсы по сравнению с мексиканскими тушканами. Бесконечно лучше.

7. «Живые и мёртвые», Константин Симонов

Трилогия Константина Симонова посвящена Великой Отечественной войне. Основана она на личном опыте автора, и, возможно, именно поэтому получилась столь вдохновенной и искренней. Это хроника событий 1941–1945 годов, поданная через призму взгляда участников войны. Произведение фундаментальное, масштабное, со множеством глубоко прописанных образов, сильных диалогов и сюжетных линий. «Война и мир» XX века.

Странно, почему советские фантасты-классики до сих пор не включены в школьную программу. Почти каждая их книга философична и поднимает широкий спектр тем. «Пикник на обочине», пожалуй, самое известное произведение авторов. Серия книг «Сталкер» берёт своё начало именно здесь. «Зона», ещё до того как стать популярным местом произведений литературных эпигонов, была введена Стругацкими как глубочайшая метафора. Метафора, которая обобщает всю деятельность человека и наделяет её универсальным смыслом стремления к счастью.

9. «Лезвие бритвы», Иван Ефремов

«Лезвие бритвы» - роман, в котором Ефремов выразил всё своё мировоззрение. Поэтому он столь многогранен и затрагивает огромное количество разных тем: науку, философию, мистику, любовь, йогу. Писатель провёл такую сложную работу по синтезу материалистических, метафизических и мистических учений, что его книгу можно рассматривать не только как художественное произведение, но и как своеобразный философский трактат. Неудивительно, что после написания романа Ефремов обрёл статус духовного гуру.

10. Романы, Владимир Набоков

Почему в школьной программе нет «Лолиты», мы понять можем. Но почему другим произведениям автора вроде «Защиты Лужина» или «Приглашения на казнь» уделяется так мало времени - загадка. Набоков открыл совершенно новое измерение русского языка - такое, которое было неведомо ни Пушкину, ни Толстому. Его слова звучат, пахнут, ощущаются кожей и языком. Это синестетическое пиршество звуков и красок, где поднимаются не самые традиционные для русской литературы темы вроде отношений автора и его творения, иллюзорности мира.

11. «Generation „П“», Виктор Пелевин

«Generation „П“» - это библия девяностых. Что такое новая Россия, каковы ценности зарождающегося мира, где их истоки и в чём смысл медиа - Пелевин, безусловно, копает куда глубже уровня увеселительного рассказа о приключениях талантливого пиарщика Вавилена Татарского. Извечная проблема «Кому на Руси жить хорошо?» трансформируется в «Что такое Русь? Что такое хорошо? И что, в конце концов, значит жить?».

Идейно произведение Пелевина несколько устарело: на дворе уже другие реалии. Однако его подход к объяснению явлений, совмещающий постмодернистские идеи и метафизику индийской и иранской философии, совершенно уникален. Открытый Пелевиным метод анализа социальных явлений наделяет его творение вневременным значением.

12. «Борис Пастернак», Дмитрий Быков

Произведений этого писателя не найти в школьной программе по одной простой причине: они ещё не успели туда попасть. Дмитрий Быков - один из виднейших представителей современной литературы. Это писатель классической школы с хорошим чувством языка и стремлением к обширному раскрытию образов персонажей.

«Борис Пастернак» - биографическая работа, однако благодаря литературному таланту Быкова читается она как художественное произведение и даёт фактурное понимание жизненного пути Пастернака.

А какие книги, которые остались за пределами школьной программы, запомнились вам?

В последнее время споров вокруг того, какие книги должны входить в обязательный школьный курс – хоть отбавляй. Но сама программа уже которое десятилетие остается неизменной, какие бы страсти в обществе ни накалялись. Вопрос, какие книги могут разбудить в школьнике интерес к чтению, мы задали нескольким преподавателям литературы в школах культурной столицы. Учителя не только рассказали, какие произведения, по их мнению, забыли включить в школьную программу, но и объяснили, почему.

1. «Дело, которому ты служишь», Юрий Герман

Нужно любить то, что делаешь, и всегда оставаться человеком – два «кита», на которых стоит книга. События в романе происходят в предвоенное время. В центре сюжета – рядовые советские граждане. Огромный плюс - повествование лишено наивности, которой часто грешат произведения с явным моральным посылом. Нотаций и нравоучений автор избегает, а написана книга очень легко. Вполне подойдет для ребенка лет 12.

2. «Тополиная рубашка», «Мальчик со шпагой», Владислав Крапивин

Еще один современный автор, который пишет повести для детей лет 12-13. Впрочем, многие взрослые тоже с интересом читают книги Крапивина, узнавая в его персонажах самих себя. Автор так переплетает реальность и вымысел так, что трудно отличить одно от другого. А атмосфера в книгах такая, что чудесам, происходящим с героями, очень хочется верить.

3. «Хоббит, или Туда и обратно», Дж. Р. Р. Толкиен

Сказка, которая покорила мир, была популярна задолго до экранизации. Эту книгу с удовольствием читают и шестиклассники, и взрослые. Приключения забавного хоббита, который вдруг оказывается не просто вовлечен в события невероятной важности, а занимает в них центральное место. Великолепный образец классического фэнтези.

4. «Колодец и маятник», Эдгар По

Чаще преподаватели включают в программу старомодный детектив «Золотой Жук». Но, на наш взгляд, «Колодец и маятник» гораздо интереснее, хоть действие в книге не выходит за стены мрачного колодца. Герою рассказа очень легко сопереживать – безнадежность, которой проникнуты его мысли, равнодушным не оставит. Кроме того, «Колодец» просто переполнен символами, которые очень интересно расшифровывать.

5. «Благие знамения», Терри Пратчетт

Совершенно потрясающий автор, чьи книги можно читать запоем, одну за другой. А потом снова возвращаться к первой. А все потому, что у Пратчетта – великолепный юмор и очень своеобразный взгляд на, казалось бы, вполне обыденные вещи. «Благие знамения» написана в соавторстве с Нилом Гейманом , автором, который и по отдельности достоин внимания. В книге необычно обыгрываются образы из Библии и вечное противостояние Тьмы и Света.

6. «Град обреченный», «Пикник на обочине», Борис и Аркадий Стругацкие

Творчество братьев-писателей не одно поколение режиссеров вдохновило на съемки. Но многие и тех, кто смотрел «Трудно быть богом» или «Обитаемый остров», «Гадкие лебеди» или «Дни затмения» уверены: лучше это все читать. Почему-то визуализировать миры Стругацких во всей их полноте просто невозможно. «Град обреченный» и «Пикник на обочине» - это две разные грани таланта Стругацких. Первый – философский, с атмосферой мрачной безнадежности. Второй написан в совершенно другом стиле. «Пикник на обочине» был издан в 20 странах, получил несколько наград как лучший фантастический роман, на его основе Тарковский снял своего «Сталкера», были поставлены спектакли и созданы компьютерные игры. Так что фанатам «S.T.A.L.K.E.R.» читать это нужно обязательно.

7. «Короли и капуста», О’Генри

Книга очень легкая, несмотря на то, что описывает вроде бы серьезные, хоть и вымышленные, события. О’Генри – прекрасный сатирик, в этом все и дело. Он, кстати, первым делом предупреждает читателя, что в этой книге вы ничего не найдете ни о королях, ни о капусте.

8. «12 стульев», Илья Ильф и Евгений Петров

Фильмы о самом обаятельном аферисте всех времен и народов все наверняка видели. Но только прочитав книги, можно наконец-то для себя решить, кто же лучший Остап Бендер : Андрей Миронов , Арчил Гомиашвили , Сергей Юрский или Олег Меньшиков . Американский вариант с Роном Муди мы даже обсуждать не будем.

9. «О дивный новый мир», Олдос Хаксли

Классическая антиутопия, где общество строго поделено на классы и каждый отвечает своему предназначению, заложенному еще на этапе создания. Именно создания, ведь людей здесь выращивают в пробирках, а слова «мать» и «отец» считаются неприличными.

10. «Мы», Евгений Замятин

Второй возможный сценарий развития общества – коммунистический. Все на виду, никаких секретов, личных связей и симпатий. Даже имен у людей нет – только порядковые номера.

11. 1984, Джордж Оруэлл

Пожалуй, самая реалистичная антиутопия. Никакой фантастики, только жесткий тоталитаризм. За каждым следят. Доверять нельзя никому. История переписывается. И жестокая правда о том, во что может превратиться запуганный и униженный человек.

12. «Наши», Сергей Довлатов

Сборник из 12 рассказов осилит даже тот, кто безнадежно поражен синдромом клипового мышления. Все рассказы – не просто о реальных людях, а о родственниках самого Довлатова . Поэтому все произведения получились теплыми и душевными, с добрым, и в то же время острым юмором, присущим автору.

13. «Криминальное чтиво», Квентин Тарантино

Сценарий культового фильма режиссер издал в виде книги. Описывать сюжет – значит испортить удовольствие и от чтения, и от просмотра. Если, конечно, есть еще люди, которые не смотрели Pulp Fiction.

14. «Омон Ра», Виктор Пелевин

За такой выбор любой учитель литературы немедленно стукнет по голове увесистым томом «Войны и мира». Но мы уверены – современных авторов читать нужно. Тем более, если они так здорово пишут, как Пелевин . А после «Омона » можно и за «Чапаева и пустоту» взяться – крутейшая фантасмагория, которая вывернет ваше сознание наизнанку.

15. «Бойцовский клуб», Чак Паланик

Помимо лихо закрученного сюжета в книге американского автора украинского происхождения есть и безусловная художественная ценность. Есть, что обсудить, и о чем поспорить. Так что, даже если вы видели кино с Бредом Питтом и Эдвардом Нортоном, - читайте. Может, даже с режиссером поспорите.

16. «Кысь», Татьяна Толстая

Книга читается как забавная сказка. Но концовка оставляет смутное ощущение недоумения. Чтобы разобраться, приходится возвращаться к отдельным фрагментам, чтобы решить, что же стало с главным героем. Ну или опять же обсудить с кем-нибудь. Ведь это же прекрасно, когда есть тема для разговора – не пустого трепа, а именно беседы. Опять же, Татьяна Никитична прекрасно пишет.

17. «Заводной апельсин», Энтони Берджесс

Что у человека в голове? Никто не знает. А если и получится заглянуть в чужие мысли, иногда становится тошно, а то и страшно. Берджесс препарирует человеческую психику виртуозно. Он раскладывает по полочкам вещи, которые, казалось бы, в одной личности ужиться не могут: любовь к музыке и безусловную жестокость, патологическую склонность к насилию и самопожертвование. Книги оставляют настолько глубокое впечатление, что не сразу получается набраться духу, чтобы их перечитать. Даже если очень хочется.

18. «Смерть – дело одинокое», Рэй Бредбери

«Вино из одуванчиков» Брэдбери даже входит в список книг, рекомендуемых к прочтению в школе. Но наш выбор пал на детектив, который стал квинтэссенций лучших традиций жанра. Автор посвятил книгу признанным мастерам классического детектива – Рэймонду Чандлеру и Дэшилу Хэммету, Россу Макдональду и Джеймсу Кейну . С первых страниц Брэдбери создает невероятную атмосферу в лучших традициях нуара.

19. «Записки о Шерлоке Холмсе», Артур Конан Дойль

Английского детектива так полюбили читатели, что когда Дойль «убил» своего персонажа в книге «Последнее дело Холмса », жители Лондона вышли на митинг протеста. И заставили автора вернуть Шерлока к жизни. Что тот и сделал – виртуозно.

20. «Зеленая миля», Стивен Кинг

Скажете, жестокая книга? Нет, нисколько не более жестокая, чем «Донские рассказы» Шолохова . И вполне может вскоре стать классикой от короля ужасов.

21. «Перед восходом солнца», Михаил Зощенко

В школе принято больше внимания уделять Зощенко как сатирику. И мало кто знает, что его жизнерадостное восприятие мира было искусственным. Внушая себе солнечный взгляд на мир, Зощенко пытался справиться с детскими страхами – как он считал, начитавшись Фрейда , именно они были виновны в его меланхолии и страхе перед жизнью. Все это есть в его автобиографии.

22. «Лабиринты Ехо», Макс Фрай

Под мужским псевдонимом скрывается дуэт Светланы Мартынчик и Игоря Степина . Их «Лабиринты» - это целая серия повестей. Макс Фрай умудрился построить очень гармоничный мир. В поступках героев всегда есть логика. А еще повести просто нашпигованы отсылками к самым разным мифологиям. Чтобы понять, о чем речь, хочется изучить еще и древние легенды. И это круто.

23. «Норвежский лес», Харуки Мураками

Да, не самая однозначная книга японского писателя. Но мы осмелимся все-таки порекомендовать ее старшеклассникам. Главный герой «Леса» не только переживает все подростковые страсти и метания, но и анализирует их. А заодно дает понять, что в сокровенных желаниях нет ничего плохого. Возможно, книга поможет некоторым молодым людям получше разобраться и в самих себе.

24. «Молот ведьм», Генрих Крамер и Якоб Шпренгер

Авторы трактата – не писатели. Они монахи-доминиканцы. С присущим им аскетизмом монахи описывают работу инквизиции в конце XV века. Жутко становится от того, как обыденно они пишут о страшных вещах. И от того, насколько далеко готовы люди зайти в своем невежестве.

25. «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», Хантер Томпсон

Создатель гонзо-журналистики написал поистине культовую книгу. Если мните себя хоть сколько-нибудь творческими людьми, читать ее надо обязательно.

26. «У войны не женское лицо», Светлана Алексиевич

Эту книгу на одном дыхании прочитать не получится. В ней нет ни слова вымысла. «У войны не женское лицо» - это рассказы женщин, прошедших сквозь все ужасы кровавых боев . Им было, пожалуй, еще сложнее, чем мужчинам. Ведь весь военный быт был совершенно не рассчитан на присутствие женщин на фронте. И, поверьте, - уже на 10-й странице вы будете рыдать в голос.

27. «Три товарища», Эрих Мария Ремарк

Многослойный роман о любви, о фронтовой дружбе и искалеченных войной судьбах. Ведь даже если ты вернулся домой невредимым, стереть из памяти увиденное не получится. Так и будешь жить с воспоминаниями о том, как на твоих глазах умирали товарищи. А дома – тоже не сахар: голод, безработица и безденежье. Но это не значит, что ничего светлого не осталось.

28. «Колыбель для кошки», «Бойня №5, или Крестовый поход детей», Курт Воннегут

Первый роман – фантастика. Гениальный ученый и крайне скверный семьянин изобрел некое вещество, способное разом заморозить всю воду на Земле. Воннегут в этой книге очень изящно и бескомпромиссно уничтожил жизнь на планете. «Бойня №5» - о войне. Воннегут знал, о чем писал, ведь он сам побывал на фронте и попал в плен. Свою историю он излагает самыми простыми словами и без всякого надрыва. Возможно, поэтому они воспринимаются как рассказ близкого друга.

29. «Девять принцев Амбера», Роберт Желязны

Произведение давно стало классикой. Кому-то нравится, кому-то нет. Но прочитать стоит хотя бы для расширения кругозора.

30. Стихи и рассказы, Даниил Хармс

Вот уж поистине неординарное мышление. Короткие, даже коротюсенькие рассказы, но при этом – абсолютно законченные. Хоть и абсурдные. Зато можно растаскивать на цитаты. Во всяком случае, про падающих старушек точно все слышали.

31. «Луна и грош», Сомерсет Моэм

Внезапно овладевшая обычным биржевым маклером страсть к искусству, ради которой он бросил семью, жил в нищете, которая поглощала его целиком, без остатка – главный герой потерял всякую способность к настоящим человеческим чувствам. И только последней своей работой художник изгнал демона, завладевшего его душой. Теперь он бессмертен.

32. «Уловка 22», Джозеф Хеллер

Читать этот роман русскому человеку странно. Совершенно невозможно представить, чтобы события, которые происходят с солдатами во время Второй Мировой в этой книге, происходили с советскими бойцами. И в то же время рассказ выглядит не просто достоверным, а каким-то… ощущательным. Будто кино смотришь.

33. «О мышах и людях», «Консервный ряд», Джон Стейнбек

«О мышах и людях» - классический роман Стейнбека. Прочитать его, конечно стоит. Он, безусловно, хорош. Но еще посоветуем серию романов об обитателях Монтерея: «Квартал Тортилья-Флэт», «Консервный ряд». Они не такие грустные, как «О мышах». И очень человечные. Особенно «Консервный ряд» - одна только композиция чего стоит. Главы основного повествования перемежаются главами с рассказами о побочных персонажах романа, среди которых есть даже толстый суслик. Чистое удовольствие.