» »

Что сильнее разум или чувства гранатовый браслет. Тема любви в рассказе гранатовый браслет куприна сочинение. Любовь, приводящая к саморазрушению

23.06.2020

В произведении Куприна "Гранатовый браслет" рассказывается о настоящей и вечной любви. Желтков на протяжении восьми лет любил главную героиню, он жил и дышал только ею. Он увидел Веру однажды в цирке и навсегда полюбил ее, она стала его смыслом жизни, он стал проводить время в мыслях о ней. Он незаметно для нее ступал по ее следам, любовался ее и от этого становился счастливым. Сначала он писал ей страстные письма, на тот момент она еще не была замужем, но уже тогда она написала ему записку, в которой просила не писать ей такие письма, тогда он стал проявлять свою любовь на листке бумаги только по праздникам. Он был ее невидимым сопроводителем, он следовал за ней по пятам и жил ее жизнью. Он отмечал, что она любила музыку Бетховена, однажды она обронила платок, он поднял его и больше не расставался с ним. Он любил Веру всем сердцем, он не видел в жизни смысла без нее. Он не требовал ничего взамен на свою любовь, он любил ее бескорыстно, просто за то, что она есть. Для него счастьем было писать ей письма. Его любовь была проверена 8 годами, она была настоящей, это не было сумасшествием, это был принцип его жизни. Он понимал, что эта любовь никогда бы не стала взаимной, но он благодарил бога за то, что испытал такое чувство, к сожалению, он не пытался подойти ближе к любимой девушке, может быть, если бы он был настойчивее, у него что-нибудь бы получилось, хотя бы искренняя дружба. Однажды на ее именины он подарил ей гранатовый браслет, ее мужа и брата это возмутило. Они поехали к нему и попросили больше не вторгаться в их жизнь, он пообещал, что уедет. Он лишь позвонил ей и написал прощальное письмо. Вера предчувствовала, что он умрет, так оно и случилось, он закончил жизнь самоубийством. Вера не могла не прийти попрощаться с ним, она впервые его увидела мертвым, она положила под его шею розу и поцеловала его в лоб. Наверно, это была его самая заветная мечта, но она сбылась после ухода из жизни. Окончательно удостоверившись, что он не нужен любимой женщине, он понял, что лучше ему уйти из жизни, потому что он понимал, что от себя не убежишь, если бы он сменил местожительство ничего бы не изменилось, его сердце было бы всегда у ее ног, он сам это говорит мужу Веры. Это чувство стало выше его разума, он не может его побороть или приглушить, он весь в нем. Его ничего больше в жизни не волнует кроме возлюбленной. После его смерти Вера поняла, что это та любовь, о которой мечтает каждая женщина, настоящая, искренняя, жертвенная, чистая, вечная. Она понимала, что у этого человека не было другого выхода, она была замужем, с мужем у нее были хорошие отношения.

Сочинение "Жить нужно сердцем" (по повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет")

В ряде психологических трудов меня удивило определение чувства как продукта переживания, мышления, накопленного опыта, ведь в обывательском смысле привычнее мыслительную деятельность воспринимать в качестве синонима «разума». Интересно, может ли человек жить, подчиняясь лишь душевным порывам? Князь Игорь, Катерина А.Н.Островского, Обломов, Наташа Ростова, безымянный герой рассказа И.Бунина «Солнечный удар» - каждый из них не раз стоял перед выбором: прислушаться к велению рассудка или жить по зову сердца. Правильно ли, забыв о здравом смысле, следовать правилу Лиса, учившего Маленького принца: «Зорко одно лишь сердце»? На этот вопрос попытаюсь дать ответ в своём сочинении - рассуждении.

Мне кажется получить разрешение проблемы можно, обратившись к произведениям А. И. Куприна: «Поединок», «Олеся» и, конечно, к одной из моих самых любимых повестей - «Гранатовому браслету». Читая ее, узнаёшь о главном герое - Г.С. Желткове. Маленький чиновник, посвятивший всю свою жизнь только одному чувству-любви, вызывает не только огромное сострадание. Читая последнее письмо главного героя, видя его уверенность в том, что это «громадное счастье» послано ему Богом, повторяя вслед за ним: «Каждое мгновение дня было наполнено Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас» и «Да святится имя Твоё», - я понимаю, что это была настоящая жизнь. Желткова не интересовали ни то, что происходит рядом с ним, «ни политика, ни наука,… ни забота о будущем счастье людей». Хранимые долгие годы платок, оставленный на балу в Благородном собрании, забытая княгиней Верой Шеиной программа художественной выставки и единственная записка с запретом писать ей 7 лет составляют смысл жизни героя.

О том, что без этого чувства глубокого восхищения княгиней и преклонения перед ней жизнь для Желткова превратилась бы в существование, становится ясно по его поступкам. Последний телефонный разговор с предметом обожания, прощальное письмо с признанием и просьба вспоминать о нем и играть или слушать бетховенскую сонату убеждают в том, что жить невозможно без сильного, всепоглощающего чувства. Я пробую представить себе героя, следующего голосу разума, отказывающегося от своего молчаливого присутствия в жизни Веры Шеиной, не дарящего ей своей фамильной драгоценности - гранатового браслета, и осознаю, как пуста и бессмысленна становится его жизнь. Не случайно, мне кажется, А. И. Куприн так детально описывает ощущения тоски, беспокойства, охватившие Веру Шеину в тот момент, когда она узнаёт о смерти Желткова. Понимание ею того, что мимо прошла, как говорил генерал Аносов, вечная, исключительная, настоящая любовь, «которая повторяется только один раз в тысячу лет», помогает читателю ответить на вопрос о том, можно ли жить только чувствами.

А. И. Куприн, его повесть «Гранатовый браслет» и история Г.С. Желткова помогли мне понять: человек, безусловно, может жить сердцем только в том случае, если он испытывает чувства искренние, глубокие, настоящие.

Александр Иванович Куприн - выдающийся русский писатель начала ХХ века. В своих произведениях он воспевал любовь: неподдельную, искреннюю и настоящую, не требующую ничего взамен. Такие чувства дано испытать далеко не каждому человеку, а разглядеть их, принять и отдаться им среди бездны жизненных событий, способны лишь единицы.

А. И. Куприн - биография и творчество

Маленький Александр Куприн потерял отца, когда ему был всего год. Его мать, представительница старинного рода татарских князей, приняла судьбоносное для мальчика решение переехать в Москву. В 10 лет он поступил в Московскую военную академию, полученное образование сыграло заметную роль в творчестве писателя.

Позже он создаст не одно произведение, посвященное своей военной юности: воспоминания писателя можно узнать в повестях «На переломе (Кадеты)», «Прапорщик армейский», в романе «Юнкера». 4 года Куприн оставался офицером пехотного полка, но желание стать романистом не оставляло его никогда: первое известное произведение, повесть «Впотьмах», Куприн написал в 22 года. Жизнь армии еще не раз найдет отражение в его творчестве, в том числе и в наиболее значительном его произведении, повести «Поединок». Одной из важных тем, сделавшей произведения писателя классикой русской литературы, стала любовь. Куприн, виртуозно владея пером, создавая невероятно реалистичные, детальные и продуманные образы, не боялся демонстрировать реалии общества, обнажая самые безнравственные его стороны, как, например, в повести «Яма».

Повесть «Гранатовый браслет»: история создания

Работу над повестью Куприн начал в непростые для страны времена: закончилась одна революция, закружилась воронка другой. Тема любви в произведении Куприна «Гранатовый браслет» создается в противовес настроению общества, она становится искренней, честной, бескорыстной. «Гранатовый браслет» стал одой такой любви, молитвой и реквиемом по ней.

Повесть была опубликована в 1911 году. За ее основу была взята реальная история, которая произвела на писателя глубокое впечатление, Куприн практически полностью сохранил ее в своем произведении. Изменению подвергся лишь финал: в оригинале прототип Желткова отказался от своей любви, но остался жив. Самоубийство, которым закончилась любовь Желткова в повести - это лишь другая интерпретация трагического окончания невероятных чувств, позволяющая максимально полно продемонстрировать разрушительную силу черствости и безволия людей того времени, о чем и повествует «Гранатовый браслет». Тема любви в произведении является одной из ключевых, она детально проработана, а то, что история создана на основе реальных событий, делает ее еще более выразительной.

Тема любви в произведении Куприна «Гранатовый браслет» находится в центре сюжета. Главная героиня произведения - Вера Николаевна Шеина, супруга князя. Ей постоянно приходят письма от тайного воздыхателя, но однажды поклонник преподносит ей дорогой подарок - гранатовый браслет. Тема любви в произведении начинается именно здесь. Посчитав такой подарок неприличным и компрометирующим, она рассказала о нем своему мужу и брату. Воспользовавшись связями, они легко находят отправителя подарка.

Им оказывается скромный и мелкий чиновник Георгий Желтков, который, случайно увидев Шеину, полюбил ее всем сердцем и душой. Он довольствовался своей позволяя себе изредка писать письма. Князь явился к нему с разговором, после чего Желтков почувствовал, что он подвел свою чистую и непорочную любовь, предал Веру Николаевну, скомпрометировав ее своим подарком. Он написал прощальное письмо, где попросил свою любимую простить его и послушать на прощание сонату для фортепиано №2 Бетховена, а затем застрелился. Эта история встревожила и заинтересовала Шеину, она, получив разрешение у мужа, отправилась на квартиру покойного Желткова. Там она впервые в жизни испытала те чувства, которые не признавала на протяжении всех восьми лет существования этой любви. Уже дома, слушая ту самую мелодию, она понимает, что потеряла шанс на счастье. Так раскрывается тема любви в произведении «Гранатовый браслет».

Образы главных героев

Образы главных героев отражают социальные реалии не только того времени. Эти роли характерны для человечества в целом. В погоне за статусом, материальным благополучием человек снова и снова отказывается от самого главного - светлого и чистого чувства, которому не нужны дорогие подарки и громкие слова.
Образ Георгия Желткова - главное тому подтверждение. Он не богат, ничем не примечателен. Это скромный человек, не требующий ничего взамен своей любви. Даже в предсмертной записке он обозначает ложную причину своего поступка, чтобы не навлечь беду на любимую, равнодушно отказавшуюся от него.

Вера Николаевна - молодая женщина, привыкшая жить исключительно в соответствии с устоями общества. Она не чурается любви, но не считает ее жизненной необходимостью. У нее есть муж, который смог дать ей все, что ей было необходимо, и она не считает возможным существование других чувств. Так происходит до того, пока она не сталкивается с бездной после смерти Желткова - то единственное, что может будоражить сердце и вдохновлять, оказалось безнадежно упущенным.

Главная тема повести «Гранатовый браслет» - тема любви в произведении

Любовь в повести - это символ благородства души. Этого нет у черствого князя Шеина или у Николая, черствой можно назвать и саму Веру Николаевну - до момента поездки на квартиру покойного. Любовь была высшим проявлением счастья для Желткова, ему не требовалось больше ничего, он находил блаженство и великолепие жизни в своих чувствах. Вера Николаевна видела в этой безответной любви лишь трагедию, ее поклонник вызывал у нее лишь жалость, и в этом кроется главная драма героини - она была не способна оценить красоту и чистоту этих чувств, это отмечает каждое сочинение по произведению «Гранатовый браслет». Тема любви, по-разному истолкованная, неизменно будет встречаться в каждом тексте.

Предательство любви совершила сама Вера Николаевна, когда отнесла браслет мужу и брату - устои общества оказались для нее важнее единственного светлого и бескорыстного чувства, которое имело место в ее эмоционально скудной жизни. Она понимает это слишком поздно: то чувство, которое встречается раз в несколько сотен лет, исчезло. Оно легко коснулось ее, но она не смогла разглядеть этого прикосновения.

Любовь, приводящая к саморазрушению

Сам Куприн ранее в своих очерках как-то выразил мысль, что любовь - это всегда трагедия, она содержит в равной степени все эмоции и радости, боль, счастье, радость и смерть. Все эти чувства помещались в одном маленьком человеке, Георгии Желткове, который видел искреннее счастье в безответных чувствах к холодной и недоступной женщине. Его любовь не имела взлетов и падений, пока в нее не вмешалась грубая сила в лице Василия Шеина. Воскрешение любви и воскрешение самого Желткова символично происходит в момент прозрения Веры Николаевны, когда она слушает ту самую музыку Бетховена и плачет у акации. Таков «Гранатовый браслет» - тема любви в произведении полна печали и горечи.

Главные выводы из произведения

Пожалуй, главной линией является тема любви в произведении. Куприн демонстрирует глубину чувств, которые далеко не каждая душа способна понять и принять.

Любовь у Куприна требует отказа от моралей и норм, насильственно навязанных обществом. Для любви не нужны деньги или высокое положение в обществе, но она требует от человека гораздо большего: бескорыстности, искренности, полной самоотдачи и самоотверженности. Хочется отметить следующее, заканчивая анализ произведения «Гранатовый браслет»: тема любви в нем заставляет отрекаться от всех социальных ценностей, но взамен дарует истинное счастье.

Культурное наследие произведения

Огромный вклад в развитие любовной лирики сделал Куприн: «Гранатовый браслет», анализ произведения, тема любви и ее изучение стали обязательными в школьной программе. Это произведение также неоднократно экранизировалось. Первый фильм по мотивам повести вышел уже через 4 года после публикации, в 1914 году.

Им. Н. М. Загурского в 2013 году поставил одноименный балет.

Сочинение.

Направление: “Разум и чувство”.

Народная мудрость гласит: “Любить безумно может только тот, кто без ума”. Именно эта пословица как нельзя лучше раскрывает внутренний мир человека, который в своих поступках основывается на чувствах, а не на разуме. Во все времена писатели и поэты разных культур и эпох обращались в своем творчестве к теме разума и чувства. Герои литературных произведений нередко оказывались перед выбором между велением сердца и подсказкой разума. Именно они являются важными составляющими внутреннего мира человека. Как же эти понятия могут влиять на поступки человека и на его устремления? Я думаю, что могут проявляться как в гармоничном единстве, так и в противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Попробую рассмотреть влияние этих понятий на душевный мир человека, на примере литературных произведений, таких как повесть А.И. Куприна “Гранатовый браслет” и рассказ И.А.Бунина “Натали”.

Одной из самых высоких ценностей в жизни человека, по мнению А.И.Куприна, всегда была любовь. Любовь, которая собирает в единый букет всё лучшее и светлое, чем жизнь награждает человека, оправдывает любые лишения и тяготы. Повесть А.И. Куприна “Гранатовый браслет” заставляет нас ощутить на себе удивительную по красоте и силе высокое чувство любви. Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в молодую светскую даму, представительницу так называемого высокого сословия. Много лет длится безответная и безнадежная любовь. Письма влюбленного служат предметом насмешек и издевательств со стороны членов семейства Шеиных. Не воспринимает их всерьез и княгиня Вера Николаевна – адресат этих любовных откровений. А присланный неизвестным влюбленным подарок гранатовый браслет – вызывает бурю негодования. Близкие княгине люди считают бедного телеграфиста ненормальным, и только генерал Амосов догадывается об истинных мотивах столь рискованных поступков неизвестного влюбленного. А герой только и живет этими напоминаниями о себе: письмами, гранатовым браслетом. Я считаю, что именно это и поддерживает в его душе надежду, дает ему силы переносить страдания любви. Чувства героя преобладают над разумом. Любовь его страстная, испепеляющая, которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, над огромным суетным миром, миром несправедливости и злобы. К чему же приводит такая любовь? Можно ли было избежать трагедии? Эти вопросы волнуют нас на протяжении всего повествования. Но мы видим, что, уходя из жизни, он благодарит её, возлюбленную благословляя: “Да святится имя Твоё”. Его любовь как будто рассеялась в окружающем мире. Под страстные звуки бетховенской сонаты № 2 героиня ощущает мучительное и прекрасное рождение в своей душе нового мира, испытывая чувство глубокой благодарности к человеку, который выше всего поставил любовь к ней, даже выше самой жизни.

В рассказах о любви И.А.Бунин утверждает истинные духовные ценности, красоту и величие человека, способного на большое, самоотверженное чувство. Писатель рисует любовь как чувство высокое, идеальное, прекрасное, несмотря на то, что она несет не только радость и счастье, но иногда – горе, страдание, даже гибель. В своих рассказах Бунин утверждает, что всякая любовь – великое счастье, даже если она завершается разлукой, страданием. Я считаю, что к такому выводу приходят многие бунинские герои, потерявшие, проглядевшие или сами разрушившие свою любовь. Но это прозрение, просветление приходит к героям слишком поздно, как, например, к Виталию Мищерскому, герою рассказа “Натали”. Писатель поведал историю любви студента Мищерского к юной красавице Натали Станкевич. Трагедия этой любви кроется в характере Мищерского. К одной девушке он испытывает искреннее и возвышенное чувство, а к другой – страсть, и то другое кажется ему любовью. Но любить сразу двоих невозможно. Мы видим, как чувство любви заставляет героя ни только внутренне мучиться, терзаться, сомневаться, но и ощущать жизнь ярче, красочнее. Его душевный порыв - объясниться с возлюбленной, приводит к непониманию и замкнутости. Физическое влечение к Соне быстро проходит, а остается настоящая любовь к Натали на всю жизнь. Печально было читать строки, в которых сердечная привязанность, союз Мищерского и Натали обрывается безвременной гибелью героини. Испытанные героем чувства, трепетные и необъяснимые, заставляют страдать о потере любимой. Его любовь, по моему мнению, является проверкой состоятельности человека как личности, когда чувства преобладают над разумом.

Итак, рассматривая чувства любви как понятие многогранное и необъяснимое, нельзя не сказать, что у русских писателей изображение этого чувства приобретает и “чувственный” характер. Внутренние переживания, волнения, страдания порой заставляют героев совершать благородные поступки во имя любви. Печально было осознавать, что любовь и смерть всегда рядом. Для русских писателей любовь и существование без неё – две противоположные, разные жизни, и если погибает любовь, то та, другая жизнь, уже не нужна. Возвышая любовь, и Бунин, и Куприн не скрывают, что она приносит не только радость, счастье, но и очень часто таит в себе муки, горе, разочарование, смерть.

Разум и чувства – эти два понятия имеют большое значение в жизни человека, несмотря на то, что выполняют разные роли. Как часто мы сталкиваемся с тем, что здравый смысл подсказывает нам одно, а голос сердца - совсем другое. Действительно, разум – это способность людей объективно оценивать окружающий мир, а чувства – эмоционально воспринимать явления действительности. К этой теме в своих произведениях обращались многие поэты и писатели мировой и отечественной художественной литературы.

Ярким доказательством выступает повесть известного русского писателя А.И.Куприна «Гранатовый браслет». На примере главных героев произведения, автор показал читателям, что главное – это оставаться самим собой, обладать рассудительным умом, прислушиваться к сердцу и руководствоваться совестью. Главный герой Желтков, мелкий служащий, одинокий и робкий мечтатель, думает, что его судьба – это любить безумно, но безответно, и что от судьбы невозможно убежать. Любовь подобна идеалу, должна основываться на возвышенных чувствах, на взаимном уважении, честности и правдивости. Именно такой представлял себе её главный герой. Многое лет продолжалась его безнадёжная любовь к молодой светской даме из высшего общества. Письма, которые он отправляет ей, служат предметом насмешки со стороны членов семейства Шейных. Их не воспринимает всерьёз и сама княгиня, а браслет, подаренный на её день рождения, и вовсе вызывает много негодований. Разумом Желтков понимал, что никогда его жизнь не будет связана с этой женщиной, но сердцем и чувствами был прикован к ней, ведь убежать от своей любви - невозможно.

Однако в жизни главного героя всё же наступает переломный момент, и он начинает понимать, что больше не в силах жить с безответными чувствами. Он приходит к мысли, что только мешает Вере Николаевне жить, усложняет её отношения с мужем. Желтков благодарен этой женщине за прекрасное чувство в его сердце, возвысившее его над миром несправедливости и зла, за ту неразделимую любовь, которую, к счастью, было суждено испытать ему. Но для него любовь стала сильнее смерти, он принял решение уйти из жизни. И только после смерти Вера Николаевна поняла, что в душе «маленького человека» жила огромная и чистая любовь, которая прошла мимо неё. Я считаю, что разум героя превзошёл над его чувствами, ведь понимание того, что женщина, которую он искренне любит, никогда не будет с ним, стало роковым шагом на пути этого человека.

Таким образом, человек должен понимать и осознавать свои поступки и действия, которые могут повлиять на его судьбу или привести к непоправимым трагедиям. Каждый должен для себя сам определить, что важнее: объективный разум или беспамятные чувства. Ведь делая неправильный выбор, мы рискуем своим собственным счастьем, а может быть даже и жизнью.