» »

“Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти” (по повести Куприна “Суламифь”). На этой страничке я разместила с “Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!”

03.11.2019

Повесть А. И. Куприна «Суламифь» интересна уже потому, что в основе ее сюжета лежит одна из библейских легенд, удивительно гуманная по характеру, пронзительная и вечная. Легенда эта корнями уходит в «Книгу Песней Соломона», создание которой приписывают реальной исторической личности - древнееврейскому царю Соломону.

«Песнь Песней» - самая поэтическая и вдохновенная, самая «земная» и «языческая» из библейских книг, созданная на основе народной любовной лирики. Сюжет повести «Суламифь» примечателен еще и тем, что прост лишь внешне. Но по прочтении возникает вопрос: о чем эта повесть? Можно без напряжения предположить следующий ответ: «Царь Соломон полюбил бедную девушку крестьянку Суламифь, но из-за ревности покинутой жены царицы Астис бедная девушка гибнет с мечом в груди». Но не будем торопиться: ведь перед нами притча, легенда с известной долей романтического сюжета, и, следовательно, то, что лежит на поверхности, не может исчерпать всей глубины обобщения, содержащегося в произведении. Поэтому следующий вопрос может быть сформулирован так: «А о чем еще эта повесть, только ли о трагической любви из-за чьей-то ревности?». Эта книга, прежде всего, о мудром, красивом, мужественном человеке по имени Соломон и о нежной, ласковой, прекрасной девушке по имени Суламифь; эта книга - гимн уникальности, неповторимости, величию красоты женского тела и теме любви. Любовь Суламифь «крепка, как смерть». Вот только… Почему эти два понятия постоянно сопрягаются друг с другом? Может, для красного словца? Но ведь нет, смерть действительно не заставляет себя долго ждать - всего лишь семь дней было отпущено Суламифь и Соломону наслаждаться величайшим и сильнейшим в мире чувством - Любовью.

Так неужели ревность - пусть «жестокая, как ад», но все же чувство низкое - является причиной гибели Суламифь? Как-то не соизмеряются эти вещи. И не хочется думать, что это именно так. Тогда что же? Почему Суламифь умерла? Но разве могло быть иначе? Девушка была обречена на смерть с того самого момента, когда она встретила царя, с того самого момента, когда они полюбили друг друга - ну что еще могло ждать Суламифь во дворце Соломона?! Это только внешняя сторона проблемы: царская власть, дворцы, социальное положение людей - это лишь фон, декорация великой драмы, именуемой Жизнь. Ничего, ровным счетом ничего бы не изменилось, если бы речь шла о крестьянке и крестьянине, о принцессе и нищем, одним словом, о людях, любимых и любящих. Любовь, родившись, обречена на смерть, точно так же, как человек, родившись однажды, должен рано или поздно умереть: мир не слыхивал (да и не услышит никогда), чтобы кто-то умер, не родившись!

Вот и в случае с героями Куприна ситуация «запрограммирована » изначально. Но чтобы не впасть в однобокость суждений, необходимо иметь в виду следующее: обязательно трактовать понятие «смерть» шире, подразумевается под смертью не только прекращение физического существования, а переход, точнее момент перехода из одного состояния в другое. Суламифь, ее любовь как тот благоухающий цветок, что после оплодотворения «умирает», превращаясь в плод. И как тот цветок, Суламифь и ее любовь «умирают », превращаясь в «Песнь Песней» - этот вечно живой памятник Женственности, Красоте и Любви.

Но даже если бы Суламифь не погибла, то и тогда Любовь «умерла » бы. Как, впрочем, и сама возлюбленная Соломона. Более того, мы бы никогда и не узнали о ней, потому что и Суламифь вскоре стала бы другой, и любовь между ней и Соломоном приобрела бы новое качество, качество банальной семейной идиллии. Это вовсе не значит, что любовь жены и мужа плоха или хуже, но это значит, что «Песнь Песней» просто никогда бы не появилась. Что же дает нам повесть «Суламифь»? Постижение истины - трудной, может быть, горькой, но от этого не перестающей быть истинной. Кроме того, осознав подобные вещи, человек избавляется от иллюзий, учится реально оценивать жизнь, готовит себя к будущему, чтобы не разочаровываться, не впадать в уныние от неизбежных метаморфоз, которые ему предуготовило бытие.

русской лит

Тема любви волновала человека во все времена. В начале ХХ века, в эпоху глобальных исторических перемен, в литературе усиливается внимание к личности отдельного конкретного человека с его нелегкой судьбой и неразрешимыми душевными проблемами. Одним из писателей, воплотивших на страницах своих произведений, тему любви, всесильной и всепоглощающей страсти стал А.И. Куприн.

В повестях «Гранатовый браслет», «Олеся», »Суламифь» писатель подробнейшим образом исследует историю возникновения, развития и трагическую развязку любовных отношений, ибо любовь, согласно концепции писателя, есть не только величайшее чудо в мире, но и неизменно мучительное страдание.

Д.С.Мережковский писал о том, что любовь сильнее смерти. Эту мысль воплощает в себе сюжет повести «Гранатовый браслет»: молодой бедный чиновник Желтков влюбляется в девушку Веру, которая вскоре выходит замуж за князя Шеина. Несчастный юноша не в силах скрывать свои чувства. Желтков посылает Вере дорогой подарок (семейную реликвию) - прекрасный гранатовый браслет, красные камни в котором напоминают капельки крови. Уже в этом эпизоде повести рядом с темой любви звучит трагическая нота, предвещающая кровавую развязку. Как честная, порядочная женщина Вера сообщает о подарке мужу. И тот едет с ее братом к Желткову, чтобы попросить оставить Веру в покое. Телеграфист объясняет, что не в силах жить без возлюбленной. А на следующий день Вера находит в газете заметку о смерти своего преданного поклонника. Княгиня чувствует какую-то вину за случившееся: ведь Желтков покончил с собой из-за нее. Вера едет, чтобы проститься в квартиру, где жил чиновник, и только тогда, наконец, понимает, как сильно любил ее этот человек. Он смог пожертвовать своей жизнью, чтобы сохранить ее покой и доброе имя. Вера понимает, что мимо нее прошло цельное, глубокое чувство, которое, быть может, только раз встречается в жизни. Муж тоже любит ее, но это спокойное, устоявшееся чувство, ничего не имеющее общего с пылкой страстью романтического поклонника. На день рождения князь Шеин дарит жене жемчужные серьги грушевидной формы, похожие на слезы.

Окружение Веры смеялось над чувствами Желткова. Князь Василий Львович даже ведет домашний юмористический альбом, в котором есть повесть «Княгиня Вера и влюбленный телеграфист», в сатирических тонах высмеивающая соперника, которого он на самом деле таковым совсем и не считает. В повести Шеина телеграфист умирает, завещая Вере «две телеграфные пуговицы и флакон от духов, наполненный его слезами». В основном же сюжете произведения Желтков оставляет возлюбленной лишь прощальное письмо с прекрасным сентиментальным рассказом о любви, где звучат слова из молитвы «Да святится имя Твое». Чиновник понимает, что Вера будет переживать его гибель. Он пытается предусмотреть это и облегчить ее страдания, предлагая послушать бетховенскую сонату D-dur №2, ор.2.

В финале повести эта удивительная музыка, исполненная пианисткой Женни, успокаивает Веру и помогает ей утешиться. Не менее трагична, но в то же время и прекрасна история любви царя Соломона к простой девушке Суламифь, рассказанная Куприным в повести «Суламифь». Возлюбленная была коварно убита по заказу уязвленной соперницы, и горю Соломона не было предела. Однако у читателя создается впечатление, что чувство к Суламифь не умерло в его сердце именно потому, что смерть разлучила героев в самый разгар их любовного переживания.

Вспомним, что до Суламифь у Соломона было 300 жен и 700 наложниц. Возможно, что Суламифь, оставшись она в живых, скоро наскучила утонченному Соломону, а ее место заняла бы другая девушка. Куприн же хочет верить в мечту о вечной, непрoходящей любви, которая сильнее смерти.

«БЛАГОСЛОВЕННА ДА БУДЕТ ЛЮБОВЬ, КОТОРАЯ СИЛЬНЕЕ СМЕРТИ!»

(Д.С.Мережковский)

Любовь, побеждающую смерть, можно назвать, наверное, одной из вечных тем как в русской, так и в мировой литературе. И наиболее выигрышно ее раскрывали те прозаики и поэты, которые не выдумывали какие-то искусственные ситуации, в которых проявиться великая сила любви, а использовали также и реальные исторические события.

Наиболее яркие произведения на эту тему появились именно в двадцатом веке. Почему так произошло? Потому что именно тогда наша Родина столкнулась с тяжелейшими испытаниями, которых не бывало прежде. Это и крушение мира для многих людей во время Гражданской войны, и чудовищные преступления сталинского режима против народа в 30-е, и трагические годы Великой Отечественной войны.

Многие писатели раскрывали самые разнообразные отношения своих любимых вымышленных героев, а в том числе, конечно, и тему любви, на фоне не одного какого-то исторического события, а на протяжении целой эпохи, иногда продолжающейся десятилетиями. За такой большой срок герои, конечно, не «стоят на месте» - они взрослеют, развиваются или деградируют в нравственном отношении. И конечно, самое прекрасное из чувств – любовь – если она настоящая – помогает героям вынести все выпавшие на их долю жизненные испытания и добиться взаимного счастья.

Я хочу проанализировать значение такой великой любви на примере, как я считаю, одного из самых красивых и романтических произведений русской литературы двадцатого века – романа Вениамина Александровича Каверина «Два капитана».

Конечно, как можно догадаться по одному только названию книги, сюжет у нее двойственный. Показываются истории и главных героев – Сани Григорьева и Кати Татариновой, и матери Кати, вдовы капитана Татаринова Марьи Васильевны.

Эта двойственность сюжета и может ввести многих в заблуждение. Так и хочется провести точную параллель между событиями и образами героев – Сани и капитана Татаринова, Кати и Марьи Васильевны, Ромашова и Николая Антоновича… Но проводить такую прямую параллель неправильно! «Старшие» и «младшие» герои романа во многом отличаются друг от друга, и Каверин, как я считаю, сделал так специально. Возможно, этот же роман без различий между поколениями, с прямой нравственной преемственностью и не потерял бы ничего в своей ценности, но стал бы при этом куда менее ярким, захватывающим и интересным.

Наиболее же отличаются друг от друга из всех таких «пар» «старших» и младших» образы Кати и Марьи Васильевны. А ведь именно эти образы – основа обоих историй любви!

Почему же так по-разному сложились две этих истории: одна, несмотря ни на что, счастливо, другая – трагически?

Я не говорю тут о судьбах самих главных героев – Сани и капитана Татаринова. Как говорил Чехов, «если на сцене в первом действии висит ружье, т о оно обязательно выстрелит во втором», и эти слова можно отнести и в прозе. Все в этих эпизодах романа зависит никак не от героинь – и капитан Татаринов погиб в полярной экспедиции на шхуне «Святая Мария», и Саня мог погибнуть на войне по вине отрицательных героев романа – Николая Антоновича и Ромашова.

Но как же сама любовь? Могла ли в принципе Марья Васильевна сохранить верность своему
погибшему мужу, а не принять предложение Николая Антоновича? По-моему, вполне могла, раз уж приняла такое решение – ждать и любить только мужа. А значит, и в крушении этой ее любви есть немалая доля вины и самой героини.

«Вдруг она переставала разговаривать, никуда не шла: ни в университет, ни на службу (она еще и служила), а садилась с ногами на кушетку и начинала курить. Тогда Катя говорила: «У мамы тоска», и все сердились друг на друга и мрачнели»

Такой предстает перед нами Марья Васильевна. Как видим, это далеко не классический идеализированный образ верной жены, все время ждущей своего любимого мужа. И судя по всему, что раскрывает характер этой героини в романе, такой образ жизни – в тягостных раздумьях лежать на кушетке и не замечать вокруг никого из домашних – был типичным для Марьи Васильевны.

Конечно, она очень любила капитана Татаринова. Но любила ли она еще кого-то, кроме него из окружавших ее людей?

«Катя кончила «Первую встречу испанцев с индейцами» и хотела ей показать, но она сказала из-за двери: «Потом, доченька» - и не открыла».

Этот маленький эпизод демонстрирует многое в характере героини. Любила ли она еще кого-нибудь? Да, любила. И этот «кто-нибудь» не кто иной, как… она сама. Даже в своей любви любит она, по-моему, не столько самого своего покойного мужа, сколько саму свою любовь, именно ее она холит и лелеет!

Именно по этой причине, на мой взгляд, она отказывает Кораблеву, а через несколько лет выходит-таки замуж за Николая Антоновича. Ведь этот странный поворот судьбы никак нельзя объяснить верностью мужу. Почему же случилось именно так?

Образ Кораблева – это идеальный образ учителя в представлении Каверина. Если он не думает о своей любимой Марье Васильевне, он думает о школе, своих учениках, и в целом – об окружающих его людях. А могла ли Марья Васильевна избрать человека, который не будет вместе с ней сидеть и упиваться ее любовью к капитану Татаринову, который будет жить всей текущей вокруг них жизнью во всей ее полноте, и который, чего доброго, заставит жить этой жизнью и ее саму?

Конечно, куда лучший выбор для такой героини – Николай Антонович, который любит поговорить, какой великий человек был его брат, сколь велико значение его, брата, открытий, и как он, Николай Антонович, перед братом преклоняется – умело скрывая свою вину в гибели экспедиции.

Естественно, что когда Марья Васильевна, благодаря Сане, узнала ужасную правду, она неначала никакого серьезного разговора с Николаем Антоновичем, не ушла от него. Она решила, что предала свою любовь. Причем именно эту «свою любовь», а не мужа! Вряд ли она думала о нем самом в тот момент, ведь если бы думала, подумала бы о том, как бы он советовал ей поступить, если бы был жив. Но она выбрала именно самоубийство. С одной стороны, это решение можно действительно считать благородным, а с другой… Героиня даже не задумалась о том, как без нее станут жить Катя, Кораблев, мать…

А как же Катя – главная героиня романа? Можно ли представить ее думающей, рассуждающей и поступающей так же, как мать? Нет!

Во-первых, Катя является очень интересным и самодостаточным человеком сама по себе, а не только как элемент системы романтических взаимоотношений, и одно это уже делает ее более привлекательной для нас, чем Марья Васильевна. И одно из доказательств этому то, что она выбрала себе романтическую, но, на первый взгляд, «мужскую» профессию геолога.


А ведь она и в детстве не была обычной девчонкой, «белой и пушистой» тихоней. Хотя она, по словам Сани, и «подолгу торчала перед зеркалом» и подражала своим старшим подругам из Энска, но остальными ее увлечениями были книги о географических открытиях, и сама она, скорее всего, действительно «хотела быть капитаном».

Еще более важно в Кате то, что для нее, в отличие от Марьи Васильевны, «существовали» и другие люди вокруг. Она помогала построить счастливую крепкую семью Вальке и Кире, д обровольно берется ухаживать за сестрой Сани в больнице, а после ее смерти какое-то время заботилась о ее маленьком сыне.

И во время войны Катя не остается в стороне от того, как решается судьба Отечества. Оказавшись в блокадном Ленинграде, она работала медсестрой в госпитале, ездила рыть окопы для обороны – в общем, как могла, помогала своей стране выстоять.

А ее мать, Марья Васильевна, в свое время пережила в Москве Гражданскую войну. Помогла ли она тогда кому-нибудь? Нет, ведь для нее, кроме нее самой и покойного мужа, никого не существовало. Кроме нее и покойного мужа, никого не существовало и в то время, и после.

Но самое главное – Катя умеет постоять за себя, Саню, их любовь друг к другу. Она не ждет героя с войны пассивно, не упивается этой своей любовью , а пытается с ее помощью помочь Сане выжить. «Да спасет тебя любовь моя!» - говорит она. «И если смерть склонится над твоим изголовьем и больше не будет сил, ч тобы бороться с ней, и только самая маленькая, последняя сила останется в сердце, - это буду я, и я спасу тебя».

Конечно, Саня не мог слышать этих слов. Но он знал, что Катя ждет его, ведь в нем – ее счастье. И потому он и выжил не просто «всем смертям назло», а потому, ч то любил Катю и знал, как по-настоящему любит и она его, что он нужен ей, не подтверждение того, что она любящая и верная жена, а именно он, Саня, ее любимый.

Повесть А. И. Куприна «Суламифь» интересна уже потому, что в основе ее сюжета лежит одна из библейских легенд, удивительно гуманная по характеру, пронзительная и вечная. Легенда эта корнями уходит в «Книгу Песней Соломона», создание которой приписывают реальной исторической личности - древнееврейскому царю Соломону.

«Песнь Песней» - самая поэтическая и вдохновенная, самая «земная» и «языческая» из библейских книг, созданная на основе народной любовной лирики. Сюжет повести «Суламифь» примечателен еще и тем, что прост лишь внешне. Но по прочтении возникает вопрос: о чем эта повесть? Можно без напряжения предположить следующий ответ: «Царь Соломон полюбил бедную девушку крестьянку Суламифь, но из-за ревности покинутой жены царицы Астис бедная девушка гибнет с мечом в груди». Но не будем торопиться: ведь перед нами притча, легенда с известной долей романтического сюжета, и, следовательно, то, что лежит на поверхности, не может исчерпать всей глубины обобщения, содержащегося в произведении. Поэтому следующий вопрос может быть сформулирован так: «А о чем еще эта повесть, только ли о трагической любви из-за чьей-то ревности?». Эта книга, прежде всего, о мудром, красивом, мужественном человеке по имени Соломон и о нежной, ласковой, прекрасной девушке по имени Суламифь; эта книга - гимн уникальности, неповторимости, величию красоты женского тела и теме любви. Любовь Суламифь «крепка, как смерть». Вот только… Почему эти два понятия постоянно сопрягаются друг с другом? Может, для красного словца? Но ведь нет, смерть действительно не заставляет себя долго ждать - всего лишь семь дней было отпущено Суламифь и Соломону наслаждаться величайшим и сильнейшим в мире чувством - Любовью.

Так неужели ревность - пусть «жестокая, как ад», но все же чувство низкое - является причиной гибели Суламифь? Как-то не соизмеряются эти вещи. И не хочется думать, что это именно так. Тогда что же? Почему Суламифь умерла? Но разве могло быть иначе? Девушка была обречена на смерть с того самого момента, когда она встретила царя, с того самого момента, когда они полюбили друг друга - ну что еще могло ждать Суламифь во дворце Соломона?! Это только внешняя сторона проблемы: царская власть, дворцы, социальное положение людей - это лишь фон, декорация великой драмы, именуемой Жизнь. Ничего, ровным счетом ничего бы не изменилось, если бы речь шла о крестьянке и крестьянине, о принцессе и нищем, одним словом, о людях, любимых и любящих. Любовь, родившись, обречена на смерть, точно так же, как человек, родившись однажды, должен рано или поздно умереть: мир не слыхивал (да и не услышит никогда), чтобы кто-то умер, не родившись!

Вот и в случае с героями Куприна ситуация «запрограммирована » изначально. Но чтобы не впасть в однобокость суждений, необходимо иметь в виду следующее: обязательно трактовать понятие «смерть» шире, подразумевается под смертью не только прекращение физического существования, а переход, точнее момент перехода из одного состояния в другое. Суламифь, ее любовь как тот благоухающий цветок, что после оплодотворения «умирает», превращаясь в плод. И как тот цветок, Суламифь и ее любовь «умирают », превращаясь в «Песнь Песней» - этот вечно живой памятник Женственности, Красоте и Любви.

Но даже если бы Суламифь не погибла, то и тогда Любовь «умерла » бы. Как, впрочем, и сама возлюбленная Соломона. Более того, мы бы никогда и не узнали о ней, потому что и Суламифь вскоре стала бы другой, и любовь между ней и Соломоном приобрела бы новое качество, качество банальной семейной идиллии. Это вовсе не значит, что любовь жены и мужа плоха или хуже, но это значит, что «Песнь Песней» просто никогда бы не появилась. Что же дает нам повесть «Суламифь»? Постижение истины - трудной, может быть, горькой, но от этого не перестающей быть истинной. Кроме того, осознав подобные вещи, человек избавляется от иллюзий, учится реально оценивать жизнь, готовит себя к будущему, чтобы не разочаровываться, не впадать в уныние от неизбежных метаморфоз, которые ему предуготовило бытие.

За время существования человечества о любви говорили тысячи писателей и поэтов. Ведь это ведущее чувство в жизни каждого человека. Практически каждое второе произведение на свете посвящено этой бессмертной теме. Я считаю, что в литературе двадцатого века есть один самый прекрасный роман о любви – это «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова.

Тему любви в произведении раскрывают образы главных героев – Мастер и Маргарита. Человек, называющий себя Мастером, появляется на страницах романа раньше своей возлюбленной. С ним знакомится Иван Бездомный в клинике для душевнобольных. Талантливый писатель рассказывает Ивану историю своей жизни, своего романа и своей любви. Он был историком, работал в музее, затем неожиданно выиграл огромную сумму денег, бросил работу и стал писать роман о Понтии Пилате, который задумал уже давно. Видимо, сама судьба толкала героя к творчеству, которое медленно стало вести его к пропасти.

А затем появляется Маргарита. Это, пожалуй, самая красивая, лиричная, романтическая часть романа! «Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет».

Эта встреча героев предназначалась свыше, а желтый цвет подобен сигналу последующих трудностей и страданий.

Нам не дается подробное описание внешности Маргариты, мы видим лишь то, что Мастера «поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!» Встретились творец и его муза-вдохновительница: «Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину!»

Как уже говорилось выше, встреча Мастера и Маргариты описана удивительно романтично, но нас не оставляет состояние тревоги. Любовь не вошла в их жизнь тихо, «на мягких лапах». Очень ярки в этом случае слова самого Мастера: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!»

Образ ножа здесь неслучаен. В чувстве героев есть достаточно явный элемент насилия. Создается впечатление, что где-то высоко их судьба была решена много раньше. И в назначенный день и час у них просто не остается выбора, кроме как полюбить друг друга.

Много дальше, в девятнадцатой главе, мы узнаем непосредственно о чувствах самой Маргариты. Глава начинается с обращения Булгакова к своему читателю: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!».

Действительно, Маргарита Николаевна олицетворяет собой в романе верную, преданную, всепоглощающую любовь. В этом образе Булгаков раскрыл свой идеал женщины, верной спутницы истинного гения. Во многом образ Маргариты наделен чертами жены самого писателя – Елены Сергеевны Булгаковой.

В самом начале главы автор рассказывает нам судьбу своей героини: «Многие женщины все, что угодно, отдали бы за то, чтобы променять свою жизнь на жизнь Маргариты Николаевны». У нее был молодой, красивый, добрый муж, обожающий свою жену. Они «вдвоем занимали верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место!». Маргарита никогда не нуждалась в деньгах и всегда была обеспечена всем, что ей было нужно. Но эта женщина не была счастлива «ни одной минуты». Понимание того, что она живет не своей жизнью, изводило Маргариту.

Встреча с Мастером подарила героине новую счастливую жизнь. Им было очень хорошо вместе, пока страшные жизненные обстоятельства не разлучили их. Мастер исчез, но Маргарита остается верна своему возлюбленному. Как самую большую драгоценность на свете, бережет она все, что касается любимого: «… старый альбом коричневой кожи, в котором была фотографическая карточка Мастера, …, распластанные между листками папиросной бумаги лепестки засохшей розы и часть тетради в целый лист, исписанной на машинке и с обгоревшим нижним краем».

Любящая женщина по-настоящему готова на все, лишь бы вернуть своего Мастера. Так, Маргарита соглашается на предложение Азазелло и посещает загадочного иностранца. Даже встреча с самим сатаной не способна остановить ее. Любовь сильнее, любовь не имеет преград, потому что она способна разрушить все стены. Маргарита становится королевой на великом бале нечистой силы. Все это она делает лишь с мыслью о своем возлюбленном. Меня действительно восхищает сила любви этой женщины! Я думаю, что только благодаря ее чувству и ее усилиям герои воссоединились в конце произведения.

Но настоящей всепоглощающей любви нет места в жестокой реальности. Поэтому Мастер и Маргарита умирают для окружающего мира. Благодаря Воланду они отправляются совсем в другую реальность, где их ждет вечный покой и любовь.

Меня невероятно восхитило это гениальное произведение Булгакова. Ведь в своем романе автор затронул огромное количество тем. Но более всего меня поразил образ Маргариты как символ глубокой и сильной любви. Мне очень близка эта героиня своим самопожертвованием. Я считаю, что ради любви можно преодолеть все преграды и трудности.