» »

Жюльен Сорель, его характер и судьба (по роману Стендаля «Красное и черное»). Образ Жюльена Сореля (подробная характеристика героя романа "Красное и черное") Образ сореля красное и черное

20.06.2020

ОБРАЗ ЖЮЛЬЕНА СОРЕЛЯ В РОМАНЕ СТЕНДАЛЯ “КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ”

Фредерик Стендаль (псевдоним Анри Мари Бейля) обосновал главные принципы и программу формирования реализма и блестяще воплотил их в своих произведениях. Во многом опираясь на опыт романтиков, которые глубоко интересовались историей, писатели-реалисты видели свою задачу в изображении общественных отношений современности, быта и нравов Реставрации и Июльской монархии. В1830 году Стендаль закончил роман “Красное и черное”, в котором с тончайшими оттенками анализирует

Мысли и поступки человека переломной эпохи, его противоречивые жизненные взгляды и устремления. “Красное и черное” – ярчайший образец социально-психологического романа мировой реалистической литературы XIX века.

Фабула романа основана на реальных событиях. Был приговорен к казни молодой человек, сын крестьянина, который решил сделать карьеру и стал гувернером в семье местного богача, но, уличенный в любовной связи с женой хозяина – матерью своих воспитанников, потерял место. Потом юношу выгнали из духовной семинарии, затем – со службы в парижском аристократическом особняке, где он был скомпрометирован

Отношениями с дочерью хозяина, и вскоре пытался покончить жизнь самоубийством.

Жюльен Сорель – сын плотника из французской провинции. Юному герою Стендаля, свидетелю разгрома французской армии при Ватерлоо, было суждено узнать суровую правду войны и расстаться со своими иллюзиями. Жюльен Сорель вступил в самостоятельную жизнь уже после падения Наполеона, в период реставрации Бурбонов.

При Наполеоне одаренный юноша из народа сделал бы, возможно, военную карьеру, но сейчас единственной возможностью достичь верхов общества было окончить духовную семинарию и стать священником.

В начале романа воспитатель детей мэра города Верьера господина де Реналя, Жюльен, был одержим честолюбивыми планами, сознательно подражая лицемерному мольеровскому Тартюфу. Жюльен хочет “выйти в люди”, утвердиться в обществе, занять в нем одно из первых мест, но при условии, если это общество признает в нем полноценную личность, человека незаурядного, талантливого, одаренного, умного, сильного. Он не хочет поступиться этими качествами, отказаться от них. Но соглашение между Сорелем и обществом возможно лишь при условии, что Жюльен полностью подчинится нравам и законам этого общества.

Жюльен вдвойне чужой в мире Реналей и Ла Молей: и как выходец из социальных низов, и как человек высокоодаренный, который не хочет оставаться в мире посредственностей.

Пройдя через ряд испытаний, он осознал, что карьеризм невозможно совместить с возвышенными человеческими порывами, которые жили в его душе. Брошенный в тюрьму за покушение на жизнь госпожи де Реналь, Жюльен сознает, что судят его не столько за действительно совершенное преступление, сколько за то, что он посмел переступить черту, отделяющую его от высшего общества, попытался войти в тот мир, принадлежать к которому он не имеет права по рождению. За эту попытку присяжные должны вынести ему смертный приговор. “Вы видите перед собой простолюдина, возмутившегося против своего низкого жребия…

Вот мое преступление, господа”, – заявляет он своим судьям. “Господа! – говорит он. – Я не имею чести принадлежать к вашему классу. В моем лице вы видите крестьянина, восставшего против низменности своего жребия… Но даже если бы я был менее виновен, это все равно.

Я вижу перед собой людей, не склонных внять чувству сострадания… и желающих покарать во мне и раз навсегда устрашить целый класс молодых людей, которые, родившись в низах… имели счастье получить хорошее образование и дерзнули примкнуть к тому, что богачи гордо именуют обществом”.

В образе Жюльена Сореля Стендаль запечатлел наиболее существенные черты характера молодого человека начала XIX века, который вобрал в себя важнейшие черты своего народа, пробужденного к жизни Великой французской революцией: безудержную отвагу и энергию, честность и твердость духа, непоколебимость в продвижении к цели. Но герой всегда и везде остается человеком своего класса, представителем низшего, ущемленного в своих правах сословия, поэтому Жюльен – революционер, и с этим согласны его классовые враги – аристократы. Молодой человек близок по взглядам с отважным итальянским карбонарием Альтамирой и его другом – испанским революционером Диего Бустосом.

В его душе идет постоянная напряженная борьба, вступают в противоречие стремление к карьере и революционные идеи, холодный расчет и светлые романтические чувства.

Жюльен, стоя на вершине утеса и наблюдая за полетом ястреба, завидует парению птицы, хочет быть похожим не нее, возвысившись над окружающим миром. Наполеон, чей пример, по словам Стендаля, “породил во Франции безумное и, конечно, злосчастное честолюбие”, является идеалом для Жюльена. Но безумное честолюбие – важнейшая черта Жюльена – увлекает его в лагерь, противоположный лагерю революционеров. Он страстно желает славы и мечтает о свободе для всех, но первое пересиливает.

Жюльен строит дерзкие планы достижения славы, полагаясь и не сомневаясь в собственной воле, энергии и таланте.

Но Жюльен Сорель живет в годы Реставрации, а в это время такие люди опасны, их энергия – разрушительна, потому что таит в себе возможность новых социальных потрясений и бурь, и поэтому Жюльен не может прямым и честным путем сделать достойную карьеру.

Основа сложного характера героя – противоречивое соединение революционного, независимого и благородного начала с честолюбивыми стремлениями, влекущими на путь лицемерия, мести и преступления. По словам Роже Вайяна, Жюльен “вынужден насиловать свою благородную натуру, чтобы играть гнусную роль, которую сам себе навязал”.

Путь наверх Жюльена Сореля – это путь утраты им лучших человеческих качеств и путь постижения настоящей сущности власть имущих. Когда герой уже достиг цели и стал виконтом де Верней, стало понятно, что игра не стоила свеч. Такое счастье не могло удовлетворить героя, потому что живая душа, вопреки насилиям над ней, в Жюльене все-таки сохранилась.

Пережитое нравственно просветляет и поднимает героя, очищает его от пороков, привитых обществом. Жюльен видит иллюзорность своих честолюбивых стремлений к карьере, с которыми он недавно связывал представления о счастье, и поэтому, ожидая казни, отказывается от помощи сильных мира сего, которые могут вызволить его из тюрьмы и вернуть к прежней жизни. Столкновение с обществом завершается нравственной победой героя.

Значительную и определяющую роль в судьбе Жюльена Сореля играет любовь. С Луизой де Реналь герой снимал маску, с которой обычно появлялся в обществе, и позволял быть самим собой. Образ Матильды – честолюбивый идеал Жюльена, во имя нее он готов пойти на сделку с совестью.

Перед Матильдой Жюльен представал незаурядной, гордой, энергичной личностью, способной на великие, дерзкие и жестокие дела.

На судебном процессе перед смертью Жюльен дает последний, решающий открытый бой своему классовому врагу. Срывая маски лицемерного человеколюбия и благопристойности со своих судей, он бросает им в лицо грозную правду: его вина не в том, что он стрелял в госпожу де Реналь, а в том, что он осмелился возмутиться социальной несправедливостью и восстать против своей жалкой участи.

Преодоление честолюбия и победа настоящего чувства в душе Жюльена приводит его к гибели. Такая концовка показательна: Стендаль не смог решить, что ждет героя, осознавшего несостоятельность своей теории, как должен он перестроить свою жизнь, преодолев заблуждения, но оставшись в буржуазном обществе, и потому

Жюльен отказывается от попытки спасти себя. Жизнь кажется ему ненужной, бесцельной, он больше не дорожит ею и отдает предпочтение смерти на гильотине.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Творчество Стендаля сыграло важную роль в развитии французской литературы. Оно явилось началом нового периода – классического реализма. Именно Стендаль первым обосновал главные принципы и программу нового течения, а затем с великим художественным мастерством воплотил их в своих произведениях. Самой значительной работой писателя стал его роман “Красное и черное”, который сам автор довольно точно назвал хроникой […]...
  2. ДУШЕВНАЯ БОРЬБА ЖЮЛЬЕНА СОРЕЛЯ В РОМАНЕ СТЕНДАЛЯ “КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ” Становление реализма как художественного метода происходило в период, когда ведущую роль в литературном процессе играли романтики. И одними из первых писателей, вставших на путь классического реализма, стали такие мастера слова, как Мериме, Бальзак, Стендаль. Стендаль первым обосновал главные принципы и программы нового течения, а затем […]...
  3. “Нехитрое дело попасть ногою в Проложенный след; гораздо труднее, но зато и почетнее, Прокладывать путь самому” Якуб Колас Жизнь Жюльена Сореля была не легкой. Простой французский городок, простая семья работяг, с сильным телом и рабочими руками. Это были люди недалекие и основной их жизненной задачей, было: раздобыть как можно больше денег, что в принципе не […]...
  4. Психология Жюльена Сореля (главного героя романа “Красное и черное”) и его поведение объясняются классом, к которому он принадлежит. Это психология, созданная Французской революцией. Он трудится, читает, развивает свои умственные способности, носит пистолет, чтобы защитить свою честь. Жюльен Сорель на каждом шагу проявляет дерзкую храбрость, не ожидающую опасность, а предупреждающую ее. Итак, во Франции, где господствует […]...
  5. Выстрел Жюльена в госпожу де Реналь поставил точку в мучительных попытках Жюльена Сореля достичь компромисса между “красным” и “черным”. Цена прозрения – жизнь. Он совершил двойное преступление – выстрел прозвучал в церкви – неслыханное святотатство. Таким образом, Жюльен Сорель сознательно приговорил себя к смерти. Все возвращается на круги своя: “первый шаг” на пути к призрачному […]...
  6. Строже всего Стендаль испытывает своего героя в любви. Именно в любви Жюльен Сорель, несмотря на все попытки превратить это чувство в инструмент тщеславных замыслов, раскрывается как натура самоотверженная, пылкая и нежная, без остатка отдающаяся природному чувству, волею обстоятельств до поры до времени спрятанному в самых сокровенных глубинах его души. Способность любить, с точки зрения Стендаля,- […]...
  7. Наполеон Бонапарт, как сказал о нем А. С. Пушкин – это “властитель человеческих судеб”. Под звездой славы выдающейся во всех отношениях личности прошла не одна человеческая жизнь. Героический полководец, который создал и спас Французскую Республику, соблазнился мишурой короны и потерял свою неограниченную власть над народами Европы. Одним из знаменитых сторонников Наполеона был и Фредерико Стендаль, […]...
  8. Лучшие книги – это те, каждую страницу которых читаешь с огромным увлечением. Именно такой книгой является роман Фредерико Стендаля “Красное и черное”. Его замысел возник осенней ночью 1829 года. Толчком к нему послужила позапрошлогодняя газетная публикация, которая рассказывала о домашнем учителе Антуане Берте, который влюбился в хозяйку, а потом из ревности пытался ее застрелить и […]...
  9. Роман (бессмертное произведение) “Красное и черное” – социально-психологический Роман, в котором прослежен жизненный путь главного героя – молодого человека поколения 20-х годов XIX века Жюльена Сореля. О чем же роман “Красное и черное”? И почему “красное” и “черное”? Название романа символично и многозначно. Эти два цвета – красное и черное – отражают и идеи романа, […]...
  10. С кем протекли его боренья? С самим собой, с самим собой… Б. Пастернак В центре романа Стендаля – судьба выходца из низов, пытающегося пробить себе дорогу в высшее общество, к славе и богатству. Автор подробно прослеживает весь путь героя, от первого успеха до гибели на гильотине. Но пружиной действия романа является не только преодоление Жюльеном […]...
  11. В судьбе главного героя, Жюльена Сореля, автор отражает типические закономерности общественной жизни Франции в эпоху Реставрации. Время Наполеона – время подвигов и свершений, взлетов и падений. Реставрация – погружение в обыденную жизнь, где нет мести героям. Писатель мастерски воссоздает подробности жизни провинции и столицы, но главное – анализ внутреннего мира персонажа, его психология. Поклонник Наполеона, […]...
  12. Главным основанием для такого определения жанровой специфики произведения является то, что в нем указанные социальные процессы и коллизии преломляются сквозь призму сознания и реакций центрального героя, его внутренней борьбы и, наконец, его драматической судьбы. Этот герой, простолюдин “с поразительно своеобразным лицом”, относится к энергичной и честолюбивой молодежи из социальных низов, которую режим Реставрации отбросил на […]...
  13. (1830). Подзаголовок романа – “Хроника XIX века”. Реальные прототипы – Антуан Берте и Адриен Лафарг. Берте – сын сельского кузнеца, воспитанник священника, учитель в семье буржуа Мишу в местечке Бранг, вблизи Гренобля. Г-жа Мишу, любовница Берте, расстроила его брак с юной девушкой, после чего тот попытался застрелить ее и себя в церкви во время богослужения. […]...
  14. МНОГОЗНАЧНОСТЬ СИМВОЛИЧЕСКОГО НАЗВАНИЯ РОМАНА СТЕНДАЛЯ “КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ” Правда, горькая правда. Ф. Стендаль Роман известного французского писателя Стендаля “Красное и черное” был создан в 1830 году – в год Июльской революции. В нем отразились все важнейшие события той эпохи, когда феодально-клерикальная реакция достигла своего наивысшего развития и процветания. Ультрароялисты пытаются возродить былое величие монархии, огромная […]...
  15. У сваєму розумінні мистецтва й ролі художника Стендаль ішов від просвітителів. Він завжди прагнув до точності й правдивасті відбиття життя у сваїх добутках. Перший великий роман Стендаля, “Черван і чорне”, вийшов в 1830 році, у рік Липневаї ревалюції. Уже його назва говарить про глибокий соціальний зміст роману, про зіткнення двах сил – ревалюції й реакції. […]...
  16. Характер і доля Жюльена Сореля У своєму розумінні мистецтва й ролі художника Стендаль ішов від просвітителів. Він завжди прагнув до точності й правдивості відбиття життя у своїх добутках Перший великий роман Стендаля, “Червон і чорне”, вийшов в 1830 році, у рік Липневої революції Уже його назва говорить про глибокий соціальний зміст роману, про зіткнення двох […]...
  17. “XIX в. будет отличаться от всех ему предшествующих веков точным и пламенным изображением человеческого сердца”, – писал Стендаль. По сути, это была сверхзадача, которую ставил перед собой писатель, приступая к созданию нового романа. К этому времени у Стендаля уже был выработан “жесткий, суховатый, пренебрегающий метафорическими узорами аналитический слог”. В общих чертах писателю был ясен и […]...
  18. Сорель Жюльен – сын старика плотника из городка Верьер, сделавший блестящую карьеру в годы Реставрации, однако оставшийся духовно чужим этой эпохе, потому что его сердце безраздельно принадлежит Наполеону и тому веку героики, который ассоциируется для Ж. с именем низвергнутого императора. Катастрофа героя, оканчивающего свой путь на плахе, когда ему всего 23 года, по логике развития […]...
  19. Роман “Красное и черное” по праву считается одним из шедевров Стендаля. Это роман о современности, о французском обществе периода Реставрации, взятое в широком диапазоне. Перед читателем разворачивается жизнь провинции и столицы, различных классов и слоев – провинциальной и столичной аристократии, буржуазии, духовенства, даже в определенной степени социальных низов, ведь главный герой произведения, Жульен Сорель, сын […]...
  20. Как утверждают литературоведы, чтобы быть правдивым в своих произведениях, писатель должен наблюдать и анализировать жизнь, а по Стендалю, литература должна быть зеркалом жизни, отображать его. Результатом такого наблюдения Стендаля стал социально – психологический роман “Красное и черное”, созданный известным французским писателем-классиком в 1830 году, так как сюжет его подсказала автору хроника уголовного дела, которое он […]...
  21. В обращении к читателю автор сообщает, что ” нижеследующие страницы были написаны в 1827 г.”. К подлинности даты можно относиться с осторожностью, как и ко многим подписям и эпиграфам: в романе упоминаются события, которые произошли во Франции в 1829 и нач. 30 годов, а многие эпиграфы были сочинены самим автором, хотя и были приписаны Гоббсу, […]...
  22. Изучая литературу, мы видели, что очень многие герои русских писателей с большой симпатией относились к такой неоднозначной фигуре, как Наполеон. Через симпатию к нему, даже увлечение им прошли такие герои русской литературы, как Онегин, князь Андрей Болконский, Родион Раскольников. И каждый из них сумел выбрать, услышать, рассмотреть и увидеть в Бонапарте те черты и человеческие […]...
  23. В раскрытии всех процессов и перипетий, происходящих в душе Жюльена Сореля, с особой выразительностью оказался психологизм Стендаля, достигший необычной тонкости и проницательности. И именно психологизм является фундаментальной чертой поэтики романа “Красное и черное”. Роман Стендаля “Красное и черное” является одним из самых ярких и характерных произведений объективного психологизма. В его художественной структуре выделяются два уровня: […]...
  24. Известный роман прославленного француза Стендаля “Красное и черное” насыщен яркими героями, резкими поворотами сюжета и живописными местами событий. Все в нем взаимосвязано и переплетается. Таким образом, в спокойном городке Верже сюжет развивается достаточно плавно и только начинает набирать обороты; в новом, незнакомом для главного героя, в Безансоне он и сам чужой; а Парижу, крупному мегаполису, […]...
  25. Обновленная оккупационными войсками монархия Бурбонов была дворянской монархией, то есть политическая власть принадлежала в ней дворянству. Однако буржуазия уже царила в экономике и готовилась взять в свои руки политическую власть, что и произошло, только Стендаль дописал роман. Эта повторная победа – после революции конца XVIII в. – была неизбежной уже и потому, что дворянство неуклонно […]...
  26. МАТИЛЬДА ДЕ ЛА-МОЛЬ Матильда – дочь маркиза де Ла-Моля, на службу к ко­торому поступил главный герой романа Жюльен Сорель. Матильда является самой богатой наследницей в Сен-Жерменском предместье. Ее любовь к плебею Жюльену Сорелю возникла как результат неприятия молодых людей ее круга с их мелкими страстями, мелочными душами. Героиня скучала, находясь в окружении безупречно вежливых маркизов […]...
  27. ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Стендаль (Stendhal) Красное и черное (Le rouge et le noir) Роман (1830) Г-н де Реналь, мэр французского городка Верьер в округе Франш-Конте, человек самодовольный и тщеславный, сообщает жене о решении взять в дом гувернера. Особой необходимости в гувернере нет, просто местный богач г-н Вально, этот вульгарный крикун, вечно соперничающий с мэром, слишком гордится […]...
  28. Господин де Реналь, мэр французского городка Верьер в округе Франш-Конте, человек самодовольный и тщеславный, сообщает жене о решении взять в дом гувернера. Особой необходимости в гувернере нет, просто местный богач г-н Вально, этот вульгарный крикун, вечно соперничающий с мэром, слишком гордится новой парой нормандских лошадей. Ну что ж, лошадки у г-на Вально теперь есть, зато […]...
  29. Ла Моль Матильда де – “самая богатая наследница в Сен-Жерменском предместье”, завоеванная Жюльеном, для которого М. – символ мира старой аристократии, куда ему заведомо нет доступа, а лишь затем пленительная юная женщина, духовно превосходящая свое окружение. О родственности натур говорит свойственное им обоим отвращение к своему измельчавшему веку и тоска по духовному величию. В представлении […]...
  30. Роман Стендаля “Красное и черное” разнообразный по тематике, интересный и поучительный. Поучительные и судьбы его героев. Мне хочется рассказать, чего же научили мне две героини – госпожа где Реналь и Матильда де Ла-Моль. Чтобы нам был понятный внутренний мир этих героинь, Стендаль подвергает их испытанию любовью, так как, по его мнению, любовь – чувство субъективное […]...
  31. Новая литература, утверждал Стендаль, должна выработать свой стиль – “ясный, простой, идущий прямо к цели”, не уступающий в своих достоинствах французской классической прозе XVIII в. В 1830 г. Стендаль заканчивает роман “Красное и черное”, ознаменовавший наступление зрелости писателя. Фабула романа основана на реальных событиях, связанных с судебным делом некоего Антуана Берте. Стендаль узнал о них, […]...
  32. Реналь Луиза де – жена мэра, не имеющая никакого влияния на мужа, как и на ход дел в городе Верьер, вверенном его попечению. По местным понятиям, почти дурочка, упускающая “удобные случаи заставить мужа купить ей шляпку”, она с первого взгляда поражает Жюльена, поступившего в дом гувернером к ее трем сыновьям, “наивной грацией, чистой и живой”. […]...
  33. Главным основанием для такого определения жанровой специфики произведения является то, что в нем обозначенные социальные процессы и коллизии преломляются сквозь призму сознания и реакций центрального героя, его внутренней борьбы и, в конце концов, его драматической судьбы. Этот герой, простолюдин “с поражающе своеобразным лицом”, принадлежит к энергичной и честолюбивой молодежи из социальных низов, которую режим Реставрации […]...
  34. Стендаль был прекрасно знаком с французской материалистической философией XVIII и начала XIX в. В частности большое влияние на творчество С. оказало учение Гельвеция о человеческих страстях как основной движущей силе в “нравственном мире”, в общественной жизни человека. Достаточно определенны были и общественно-политические воззрения С. В эпоху Реставрации он оставался верен бонапартизму и своей ненависти к […]...
  35. Творчество Стендаля относится к первому этапу в развитии французского критического реализма. Стендаль вносит в литературу боевой дух и героические традиции только что отзвучавшей революции и Просвещения. Связь его с просветителями, подготавливающими головы к предстоящей революции, можно наблюдать как в творчестве писателя, так и в его философии и эстетике. В своем понимании искусства и роли художника […]...
  36. Один из первых реалистических романов карьеры во французской литературе. Для молодого незнатного провинциала Жюльена Сореля, наделенного недюжинным умом и честолюбием, ступенями к возвышению становятся любовные связи – сначала с женой преуспевающего провинциального буржуа г-жой де Реналь, а затем с дочерью крупного сановника времен Реставрации Матильдой де Ла-Моль. Однако, завоевывая женщину путем цинично-расчетливой стратегии, Жюльен в […]...
  37. Один из наиболее общих моментов в конструкции буржуазного реалистического романа почти на всем протяжении его истории от Сервантеса через Филдинга, через Бальзака и Флобера до Пруста – это противопоставление “героя” и “общества”, проверка второго первым, критика общества через поведение героя. У Сстендаля этот момент особенно заострен. В “Красном и черном”, “Пармском монастыре”, “Люсьене Левене” существуют […]...
  38. Преступление – это не то что совершается просто так, для удовольствия или из-за скуки. Преступление всегда имеет под собой основание, и, хотя иногда его может быть почти не видно, всегда существует последняя капля, что заставляет человека перейти за черту, совершить это преступление. Жюльен Сорель из романа Стендаля “Красное и черное” – человек, впал в отчаяние […]...
  39. 1830 года вышел в свет роман Стендаля “Красное и черное”. Произведение имеет документальную основу: Стендаля поразила судьба молодой человека, осужденной к смертной казни,- Берте, что стрелял в мать детей, гувернером которых он был. И Стен-Даль решил рассказать о молодом человеке, который не смог найти своего места в обществе XIX столетие. Чему? Об этом я скажу […]...
  40. Философия сенсуализма была очень близка Стендалю, но он опирался и на новую философию. Учитель Стендаля написал “Идеологию”, по которой все поступки человека обусловлены его стремлением к счастью, которое в свою очередь зависит от общественной жизни и общественного счастья. Стендаль разработал идею “погони за счастьем” – искусство добродетели, добытое мышлением и ясным пониманием среды обитания чел., […]...
ОБРАЗ ЖЮЛЬЕНА СОРЕЛЯ В РОМАНЕ СТЕНДАЛЯ “КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ”

Жюльен Сорель – главный герой романа Стендаля «Красное и черное».
Трагедия Жульена Сореля — заключается, прежде всего, в невозможности реализовать свои идеалы в окружающей его действительности. Жюльен не чувствует себя своим ни среди аристократов, ни среди буржуа, ни среди духовного сословия, ни, тем более, среди крестьян.

Образ Жульена Сореля «Красное и Черное»

Жюльен Сорель - представитель поколения начала 20-х годов XIX века. Ему присущи черты романтического героя: независимость, чувство собственного достоинства, желание изменить судьбу, желание бороться и добиваться цели. Он яркая личность, в нем все выше нормы: сила ума, воли, мечтательности, целеустремленности.
Наш герой - сын плотника. Он живет в маленьком провинциальном городке Верьере с братьями и отцом и мечтает вырваться отсюда в большой мир. В Верьере его никто не понимает. «Все домашние презирали его, и он ненавидел своих братьев и отца…» Юноша с раннего детства бредил военной службой, его кумиром был Наполеон. После долгих раздумий он решает: единственная возможность чего-нибудь добиться в жизни и вырваться из Верьера - стать священником. «Пробить дорогу для Жюльена прежде всего означало вырваться из Верьера; родину свою он ненавидел. Все, что он видел здесь, леденило его воображение».

И вот первая победа, первый «выход в свет». Жюльена приглашает к себе в дом воспитателем детей мэр Верьера господин де Реналь. Уже спустя месяц дети обожали молодого воспитателя, отец семейства проникся к нему уважением, а госпожа де Реналь испытывала к нему нечто большее, чем простое уважение. Однако Жюльен чувствовал себя здесь чужим: «он испытывал лишь ненависть и отвращение к этому высшему свету, куда он был допущен только к краешку стола…»
Жизнь в доме господина де Реналя была наполнена лицемерием, стремлением к наживе, борьбой за власть, интригами и сплетнями. «Совесть Жюльена стала нашептывать ему: «Вот оно - это грязное богатство, которого и ты можешь достигнуть и наслаждаться им, но только в этой компании. О Наполеон! Как прекрасно было твое время!..» Жюльен чувствовал себя одиноким в этом мире. Благодаря покровительству кюре Шелана Сорель попадает в Безансонскую духовную семинарию. «Если Жюльен только тростник колеблющийся, пусть погибнет, а если это человек мужественный, пусть пробивается сам», - сказал о нем аббат Пирар. И Жюльен стал пробиваться.
Учился он прилежно, но от семинаристов держался в стороне. Очень скоро увидел, что «знания здесь и в грош не ставят», ибо «преуспеяние в науках кажется подозрительным». Жюльен понял, что поощряется: лицемерие, «аскетическое благочестие». Как ни старался юноша прикидываться дурачком и ничтожеством, он не мог понравиться ни семинаристам, Ни начальству семинарии - слишком уж отличался он от других.

И наконец - первое повышение: его назначили репетитором по Новому и Ветхому Заветам. Жюльен чувствовал поддержку аббата Пирара и был благодарен ему за это. И вдруг - неожиданная встреча с епископом, которая решила его судьбу. Жюльен переезжает в Париж, в дом маркиза де Ла-Моля и становится его личным секретарем. Еще одна победа. Начинается жизнь в особняке маркиза. Что же он видит? «В этом особняке не допускались никакие лестные отзывы о Беранже, об оппозиционных газетах, о Вольтере, о Руссо, ни о чем бы то ни было, что хоть чуть-чуть отдавало свободомыслием и политикой. Малейшая живая мысль казалась грубостью».
Перед ним открывался новый свет. Но этот новый свет был таким же, как и свет в Верьере и Безансоне. Все было основано на лицемерии и наживе. Жюльен принимает все правила игры и пытается сделать карьеру. Его ожидала блестящая победа. Но роман с дочерью маркиза Матильдой расстроил все планы Жюльена. Матильду, эту пресыщенную светскую красавицу, привлекли в Жюльене его ум, неординарность и безграничное честолюбие. Но любовь эта была совсем не похожа на яркое и светлое чувство, которое связывало Жюльена с госпожой де Реналь. Любовь Матильды и Жюльена скорее напоминала дуэль двух честолюбцев. Но она вполне могла бы закончиться браком, если бы не письмо госпожи де Реналь, написанное под влиянием братьев-иезуитов. «Сколько великолепных планов - и вот в одно мгновенье… все это рассыпается в прах», - думает Сорель.
Письмо госпожи де Реналь разрушило все планы Жюльена и ставило точку в его карьере. Стремясь отомстить, он совершает безрассудный поступок - в верьерской церкви стреляет в госпожу де Реналь.

Сочинение. Сравнительная характеристика Жюльена Сореля и Гобсека (по роману Стендаля «Красное и Чёрное, и повести Бальзака «Гобсек»)

Реалистическое направление в литературе XIX века возглавили французские романисты Стендаль и Бальзак. Во многом опираясь на опыт романтиков, глубоко интересовавшихся историей, писатели-реалисты увидели свою задачу в том, чтобы изобразить общественные отношения современности, быт и нравы XIX века. Стендаль в своём романе «Красное и Чёрное» и Бальзак в повести «Гобсек» описывают стремления к намеченной цели на примере двух людей – Жюльена Сореля и Гобсека.
Жюльена и Гобсека объединяют происхождение и одинаковое социальное положение. Мать пристроила Гобсека юнгой на корабль и в десятилетнем возрасте он отплыл в голландские владения Ост-Индии, где и скитался двадцать лет. Жюльен был сыном плотника, и вся семья была занята зарабатыванием денег на жизнь. Однако, различия судеб героев совпадают в их целеустремлённости. Гобсек, желая разбогатеть, становится ростовщиком. Он очень любил деньги, особенно золото, считая, что в золоте сосредоточены все силы человечества. Над Жюльеном, из-за того что он был физически слабым, насмехались отец и братья. И поэтому он находит друзей только в книгах, общается с ними и становится намного умнее и выше тех людей, которые его презирают. Между тем он мечтает вырваться в мир, где его будут понимать. Но единственную возможность продвинуться в обществе он видел в том, чтобы, окончив духовную семинарию, стать священником. Оба героя также избирают разные средства для продвижения к намеченной цели: у Гобсека это работа юнгой на корабле и ростовщичество, а у Жюльена это, прежде всего, любовные связи.
При общении с разными людьми герои по-разному используют свой характер. Гобсек был очень скрытным. Никто не догадывался, что он ростовщик и для осторожности всегда одевался бедно. Благодаря ещё одной черте характера – аккуратности – у Гобсека всегда в комнатах всё было опрятно, чисто, убрано и всё лежало на своих местах. Ходьба по Парижу пешком и ненависть к своим наследникам свидетельствовали о его жадности и скупости. В общении с людьми он всегда был ровен и не повышал голос при разговоре. Гобсек никогда не врал и не выдавал тайн, но как только он понимал, что человек не сдерживает своё слово, он хладнокровно «уничтожал» его и выкручивал всё в свою пользу. В душе Жюльена, как показывает Стендаль, борются хорошие и дурные наклонности, карьеризм и революционные идеи, холодный расчёт и романтическая чувствительность. Взгляды на жизнь Жюльена и Гобсека сходятся также в презрении к высшему обществу. Но Гобсек, выражая презрение, оставлял «в память» грязь на ковре у богачей, а Жюльен хранил это чувство у себя в душе.
В конце оба героя умирают при разных обстоятельствах. Если же Гобсек умирает богатым, но духовно бедным, то Жюльен незадолго до своей казни, уже находясь в тюрьме, смог полностью разобраться в своих поступках, трезво оценить общество, в котором он жил и бросить ему вызов.

Литература:
Стендаль, "Красное и черное". Хроника ХIX века. Москва, "Художественная литература" 1979г.

Талант Жюльена Сореля заключается в том, что он без труда распознает истинную природу вещей и явлений, которая в реальной жизни обычно прикрывается идеологическими и прочими ширмами. Жюльен Сорель вынужден утверждать себя, свое "я" в общей массе человеческой посредственности; вокруг него – переставшие развиваться внутренне, сознательно вступившие на путь естественной деградации люди. Так, еще в Верьере, в замкнутом провинциальном социуме, который зиждется на пирамидальной системе привилегий, сам Жюльен изначально воспринимается как изгой, – ведь он рвется наверх и пытается занять по достоинству то место в структуре управления городом, которое уже занято кем-то по праву рождения. Для него же "высший свет" – это антагонистический класс, враждебный социальный слой, противящийся любому вторжению (и соответственно разрушению) извне.

Автор долго шел к написанию романа. Офицер наполеоновской армии Мари-Анри Бейль участвовал во взятии Москвы в 1812 г., многое изведал и много повидал. Замысел произведения возник у него, по всей видимости, уже в 1821 г., после переезда в Париж. Нашумевшая полицейская история с молодым человеком, застрелившим свою любовницу, скорее всего, и послужила первотолчком к созданию произведения. Однако Анри Бейль не торопился с реализацией своего замысла. В ту пору отставной офицер превратился в преуспевающего журналиста, был активен в общественной и политической жизни. Разносторонняя творческая деятельность помогла начинающему писателю глубже ощутить атмосферу, характерную для французского общества эпохи реставрации. Великим писателем не рождаются, им становятся. Как жил в те годы автор, как протекало его становление как писателя и творческой личности, какие жизненные обстоятельства сопутствовали началу работы над столь масштабным произведением? Для ответа на этот вопрос обратимся к авторитетным зарубежным источникам.

"В 1821 г., в возрасте 38 лет, Анри Бейль проживая в Париже, после семилетнего добровольного изгнания в Милане, зарабатывал от 1600 до 1800 франков в год и даже получал крохотную военную пенсию. Судя по его письмам, контакты Стендаля с внешним миром были ограничены, и только постепенно, с течением лет, он стал завязывать связи с такими изданиями, как le Journal de Paris и le Mercure de France, которые давали ему возможность пополнить его жизненные впечатления и, сохраняя независимость, вести респектабельное существование, к которому Анри Бейль привык в Италии. По прошествии времени через своего посредника, ирландского юриста и журналиста по имени Стритш, он стал французским корреспондентом New Monthly Magazine, редактором которого был тогда поэт Томас Кэмпбел, а два года спустя корреспондентом в London Magazin. Уже в январе 1822 г. некоторое количество его статей, среди которых были две первые главы трактата "Расин и Шекспир", начало появляться во французском или английском переводе в Paris Monthly Review. New Monthly, однако, продолжал оставаться основным источником его заработка, который, таким образом, возрос до 200 фунтов в год. Этому, например, содействовала публикация 55 страниц коротких статей в London Magazin, и, в тот же месяц, публикация десяти газетных столбцов в New Montly. Де ла Круц в его "Воспоминаниях шестидесятых годов" рассказывал, будто Бейль слушал доводы и болтовню знаменитых политиков и мыслителей в салоне мадам д’Анбернон (может, именно этот салон послужил прототипом для салона маркиза де ла Моль – В.Т.), подвергался воздействию их идей и имел достаточные основания однажды воскликнуть: "Мои статьи здоровы слеплены!" Соглашение с London Magazin действовало в течение 5 лет, почти до 1827 г., пока Эндрю Колборн, владелец New Monthly, не начал задерживать оплату – как раз в тот самый момент, когда военная пенсия Бейля была сокращена наполовину. Как и Чарльз Лэмб до него (известно восклицание того: "Вероятно, Колборн родился в угле!" – здесь переиначенное толкование слов, составляющих фамилию издателя: born – рожден, coal – уголь, – В.Т.), Бейль понял, что журнал Колборна чрезвычайно сомнителен в деловом отношении.... В то же время Athenaeum опубликовал некоторое количество других статей Бейля. Тем не менее, его положение было теперь почти безнадежным и он был не способен продолжать жизнь свободомыслящего журналиста. Последняя статья Бейля в английской печати была, вероятно, та, что появилась в New Monthly Magazine в августе 1829 г., за два месяца до того, как он начал первые главы "Красного и черного". Июльская революция предоставила ему шанс выдвинуться и, при содействии либеральных друзей, в сентябре 1830 г. Бейль был назначен французским консулом в Триесте".

Теперь, когда вкратце можно составить представление о том, в каких условиях автор приступал к работе над произведением, пора обратиться к самому роману, точнее к образу его главного героя. Позволим себе высказать субъективную точку зрения на некоторые узловые моменты "Красного и черного", характеризующие Жюльена Сореля как социальный тип.

На протяжении всего повествования главного героя мучает один вопрос: для чего он живет, какова его роль? Все, что его окружает – для чего все это? Для любви, ради любви? О том, что такое настоящая любовь, он узнает не в любовных объятиях, а лишь оказавшись в тюрьме, где вдруг отчетливо понимает, что связь с Матильдой льстила его самолюбию, и не более того. Подлинное счастье Жюльен Сорель, выросший без матери, познал только с Луизой де Реналь.

Рассмотрим повнимательнее все, с чем, так или иначе, соприкасается главный герой в окружающей его действительности. Что может заинтересовать Жюльена Сореля в этой жизни? Деньги, карьера? Все насквозь пропитано мертвящей ложью, которую не приемлет живая душа юноши. Кстати, Жюльен понимает это еще в Верьере... Литературная слава? Уже в Париже, мучаясь от одиночества в холодном и чужом аристократическом особняке, Сорель видит, как относятся к тем, кто "обо всем рассуждать желает, а у самих нет даже тысячу экю ренты". (Вспомним, какое особое значение вкладывает аббат Пирар в эти слова герцога де Кастри, когда он напоминает о них Жюльену. И гордый юноша, не желая вступать на писательский путь, – чаще всего, путь унижений и пресмыкательства, еще более тягостный, чем то, что он видел и отчасти испытал в Верьере, Безансоне и Париже, сжигает свое единственное литературное произведение – похвальное слово отставному штаб-лекарю.) Ну, а революция? Она привлекает внимание Жюльена, но он не может не чувствовать в глубине души, что ему претит свергать существующий строй ради неотесанных деревенских парней, с которыми судьба свела его в общежитии безансонской семинарии, невежество и тупость которых, подкрепленное властью, вряд ли послужит процветанию Франции... Заметим также, что по мере того, как разворачивается фабула во второй части романа, отношение Жюльена Сореля к графу Альтамире, записному итальянскому революционеру-националисту, трансформируется и в нем начинают преобладать скептически-насмешливые нотки. (Ради шутки Стендаль нарек этого профессионального аристократа-заговорщика именем, весьма схожим с именем одного из героев известной пьесы Бомарше.) Сам того не сознавая, Жюльен Сорель не желает становиться ниспровергателем основ – ни ради самого себя, своей самоцели, ни ради забитого, темного народа, тупость и самодовольная дикость которого вызывает в нем омерзение (ему не хочется ломать свою судьбу из-за тех, кто издевался над ним в Верьере и Безансоне – вспомним, для примера, "причину", из-за которой Жюльена жестоко поколотили старшие братья). Для чего ему такая судьба? Разве о ней он мечтал? Становление характера героя прослеживается в узких рамках навязанных ему извне обстоятельств; он все время хватается за какую-то невидимую нить, которая удерживает его в этой жизни; его спасают в этом мире человеческие достоинства тех, кого ниспослала ему судьба: доброта аббата Шелана, любовь Луизы де Реналь, суровость аббата Пирара, терпимость маркиза де ла Моля. Общение с каждым из этих незаурядных людей становится этапом в жизни Жюльена. Но первоначальное презрение Матильды к секретарю своего отца, а затем ее страстная неудержимая "любовь", имеющая в своей основе статичное, инстинктивное, животное желание стать "рабой" чужой внутренней силы, психологически надламывает Жюльена Сореля. Он начинает понимать, что в привилегированном классе человеческие достоинства ничего не решают, наооборот, чаще вредят их обладателю...

Постепенно набираясь жизненного опыта, учась тому, чему может научить жизнь в олигархическом обществе, построенном на классовом неравенстве, герой романа "Красное и черное" с блеском осваивает мастерство придворного лицемерия, начинает извлекать выгоду из человеческих слабостей, перестает верить в людей, но, в конце концов, не выдерживает этого подъема, срывается с карьерной лестницы, поступает по совести (пусть даже это выстрел в бывшую любовницу, якобы, изменившую ему), а не по уму, и в итоге оказывается на эшафоте. Искусно выстроив коллизию завершающих глав романа, автор подводит читателя к мысли о том, что Жюльен Сорель сам подталкивает себя к смерти, не противится ей, ищет ее.

В романе есть любопытный эпизод. В совершенстве овладев искусством притворства, Жюльен завязывает близкое знакомство с госпожой де Фервак, к которой совершенно равнодушен, но которая должна возбудить ревность у Матильды де ла Моль – и вдруг обнаруживает, что теперь он ничем ни отличается от тех, кого доселе презирал, кто живет в праздности за счет народа. (Здесь не следует забывать: худо-бедно Жюльен Сорель трудится, зарабатывает себе на жизнь в качестве пролетария-интеллектуала. Ведь он состоит на должности секретаря важного сановника и вельможи. В этом и заключается его отличие от аристократов, живущих на всем готовом.)

Выродившимся обитателям столицы некогда могучего государства нужен острый ум Жюльена, его великолепная память, порядочность, которую не так-то легко найти в "высшем свете", "элите" и т. п. (где среди роскоши, доступности благ человек быстро превращается в говорящую белковую массу). Именно этим объясняется появление сына плотника на тайном сборище оппозиционно настроенных аристократов, описанию которого автор посвятил несколько глав.

(Отметим: заканчивая роман, Стендаль безусловно предвидел очередную парижскую "революцию". У него было "чувство, что июль 1830 года ничего бы не изменил для Жюльена, и, следовательно, не стоило упоминать об этом событии в книге. Однако подзаголовок Стендаля, – "хроника XIX века" – В.Т., привлекающий наше внимание, не смущает нас и лишь настойчиво напоминает, что автор хотел сказать: это 1830 год и ничего не случилось").

Действительно, Стендаль спешит предупредить своих читателей: "политика – это камень на шее литературы". Автор вовремя меняет ракурс, переключает читательское внимание с разгоряченных заговорщиков на Жюльена, который заучивают основные тезисы прений наизусть и пересказывает в виде "секретной ноты" важному лицу... Обобщая свой богатый личный опыт, автор исподволь намекает: любой из его молодых читателей может оказаться в положении Сореля – жизненные неудачи вынудят его искать виноватого в сложившемся имущественном неравенстве и податься в массу "недовольных", всерьез заняться политикой.

Ну, а какой еще выбор на жизненном поприще могла предложить Жюльену Сорелю эпоха реставрации (т. е. переходный период, время насильственного внедрения "сверху" прежних, насквозь прогнивших экономических отношений и неэффективных, дискредитировавших себя общественных институтов, свойственных абсолютной монархии)? Этот двуединый выбор Стендаль вкладывает в заглавие романа. Причем, трансформация, которую претерпевало название книги в процессе ее создания, соответствовала постепенному изменению авторской позиции в отношении главного героя. "Мы можем заметить дуализм заголовка в его сути: "красное и черное" – попытка взглянуть с разных сторон на течение вещей. Двуединая структура сохраняется и в одном из предполагаемых Стендалем заголовков Seduction and Repentance ("Обольщение и покаяние")... Здесь типичная для Стендаля шутка: Жюльен соблазняет и он кается... Но мы увидим, его совращение не есть совращение, а его покаяние – это что-то другое. Красное – это армия, черное – это церковь".

Трагедия главного героя романа "Красное и черное" заключается, прежде всего, в невозможности реализовать свои идеалы в окружающей его действительности. Жюльен не чувствует себя своим ни среди аристократов, ни среди буржуа, ни среди духовного сословия, ни, тем более, среди крестьян. Он все время пребывает в отчаянии: ему совершенно не на что опереться в жизни, которую он не хочет жить. Его дерзкие поступки, исполненные умопомрачительной смелости, раз за разом камуфлируют им самим изобретенный способ: заставить себя жить, почувствовав риск и опасность, спасая себя. Известие об "измене" Луизы де Реналь словно обрезает ниточку, за которую он держался, разматывая клубок судьбы. Жюльен Сорель больше не сопротивляется навязанной ему жизни и нарочно стреляет в свою бывшую любовницу, чтобы поскорее расстаться с опостылевшим земным существованием.

Добавим: роковой выстрел в Луизу де Реналь – это не только последняя попытка Жюльена Сореля "вырваться" из опутавшего его клубка жестокого материального мира, но и его единственный и трагический шанс вновь вернуться к идеалам юности, т. е. обрести душу, утраченную в столице.

На протяжении всего романа "Красное и черное" его главный герой бравирует перед самим собой своим одиночеством, которое становится для него синонимом личной порядочности. Не случайно, когда сюжет близится к развязке, удачливый герой (тайно обвенчавшийся с Матильдой де ла Моль и незадолго до рокового выстрела получивший из рук расстроенного маркиза патент, дающий право носить аристократическое имя "поручика де ла Верне") вновь вспоминает о Наполеоне. Жюльен Сорель воспринимает свергнутого императора, прежде всего, как человека, который прожил свою жизнь по совести, т. е. так, как он хотел ее прожить. И с омерзением чувствует, что его самого, Жюльена де ла Верне, уже засасывает дворянское благополучие, в котором так комфортно чувствует себя его прелестная жена: этот мир рент, цивильных листов, орденских лент, особняков, личных лакеев и т. п., мир "низших" и "высших". Жюльен де ла Верне в глубине души не может не понимать: не об этом он мечтал в юности. Ему противно класть свою жизнь на алтарь правящего, имущего класса, посвящать ее интеллектуальному обслуживанию клубка бездельных, живущих за счет народа лишних людей.

Итак, кто же такой Жюльен Сорель – неудавшийся священник, революционер, офицер, дворянин?.. Нет, он трагический тип эпохи ускоренного развития производственных отношений, когда люди, поневоле включавшиеся в эти отношения, ради личного успеха во власти и высокого положения в обществе вынуждены были безвозвратно забывать о нравственных категориях, веками закладывавшихся народным, традиционалистским воспитанием (не зря же конгениальный современник Стендаля П.Я. Чаадаев примерно в те же годы говорил о прежней, уходящей Европе, как о континенте, где была "история одного народа – народа христианского").

Невозможность совершить нравственное деяние, совместимое с успехом в жизни – вот что мучает Жюльена Сореля на всем протяжении романа. Бесполезность нравственного подвижничества в нарождавшемся обществе всеобщего потребления вынуждает главного героя "Красного и черного" отмахиваться от порывов собственной души. Душа не нужна там, где господствует власть. Это и приводит Жюльена Сореля к драматическому финалу.

Проследив судьбу своего героя, Стендаль как бы подсказывает читателю закономерный вывод: ни путем социальной революции, т. е. разрушения омертвевших бюрократических структур, ни путем личной карьеры в этих структурах невозможно достигнуть подлинной справедливости в обществе. Когда разворачивается борьба за политическую власть между властными группировками, народ, основной производитель материальных благ, неизбежно остается в проигрыше. Вывод, весьма актуальный для нашей страны, которая, едва не развалившись, со скрипом вступила в XXI век.

2. Тщеславие Жюльена Сореля

Что означает слово "тщеславие"? Согласно словарю В. Даля, тщеславиться – значит "искать суетной или тщетной, вздорной, ложной славы, внешнего почета, блеска, почестей или хвалы; величаться, кичиться, возноситься, ревнуя вообще к наружным знакам почета; хвалиться заслугами, достоинствами, богатством своим, хвастаться, бахвалить". А тщеславный – тот, "кто жадно ищет славы мирской или суетной, стремится к почету, к похвалам, требует признания мнимых достоинств своих, делает добро не ради добра, а ради похвалы, почету и внешних знаков, почестей".

В случае с главным героем романа Стендаля Жюльеном Сорелем определение Даля в такой же степени справедливо, как и несправедливо. Ведь в жизни, а также в этом непревзойденном по глубочайшему психологизму романе, всё гораздо сложней. Стендаль неистощим, показывая читателю все невообразимые оттенки тщеславия, порожденные гордыней, самолюбием, ревностью, самомнением и прочими человеческими страстями и пороками.

Жюльен Сорель – сын плотника. Но в отличие от своих двух братьев, тупоголовых великанов с пудовыми кулаками, он честолюбив (вот и еще один синоним тщеславия, как правило взятый в положительном смысле), он грамотен, смышлен и талантлив. Его кумир – Наполеон, мемуары которого, написанные на острове Святой Елены, он взахлеб читает у себя на лесопилке, пока механическая пила перепиливает огромные деревья. Жюльен Сорель знает всё о своем герое. Он бредит его славой, величием, военными успехами, силой личности. Но, к его несчастью, Наполеон повержен. Его героическая эпоха прошла. На дворе эпоха Реставрации, то есть аристократы опять взяли власть в свои руки. Людям из простонародья, которые в царствование Наполеона могли пробить себе дорогу храбростью, умом и талантом, теперь, в посленаполеоновский век лицемерия и лести, нет дороги. Они должны погибнуть.

Жюльен Сорель ненавидит своего хитрого и безграмотного крестьянина отца, братьев, лесопилку и всё то, что лишает его возможности быть похожим на Наполеона – одним словом, вершить великие дела, прославиться среди людей, быть первым среди равных. Судьба дает ему шанс: мэр города Верьера господин де Реналь хочет взять его к себе в дом в качестве воспитателя своих детей. Это первая ступень на пути к наполеоновской славе, о которой грезит Жюльен Сорель. Он сразу же попадает из самого захудалого общества простолюдинов, в среде которых он родился и жил, в круг местных провинциальных аристократов.

Впрочем, Жюльен Сорель тайно одержим тщеславием особого рода. Именно оно является источником бурных страстей в его душе. Это – "наполеоновский комплекс" героя, суть которого в том, что он во что бы то ни стало должен претворить в жизнь любую свою мысль или желание, какими бы сумасбродными они ни показались. Он проявляет чудовищную волю, чтобы быть достойным своего героя Наполеона и после не раскаиваться в том, что упустил свой шанс, не сделал того, что потом могло бы мучить его душу, ибо он оказался не на высоте своего кумира. Вот завязка романа.

И с самого начала романа Стендаль последовательно показывает читателю этот чудовищный разрыв в душе героя: его гордое стремление стать необыкновенным героем, вроде Наполеона, его благородство и достоинство, с одной стороны, и необходимость скрывать свою пылкую душу, пробивать себе дорогу лицемерием и хитростью, обманывать недалеких провинциальных обывателей, святошей-тартюфов или парижских аристократов, с другой стороны. В нем, в его пылкой душе, как бы борются два начала: "красное и черное", то есть истинное величие, порожденное добрыми порывами сердца, и самая черная ненависть, тщеславное желание властвовать и повелевать толпой богатых и завистливых подонков, по воле случая оказавшихся богаче и знатнее его, Жюльена Сореля.

Итак, этот девятнадцатилетний мальчик, в душе которого кипит вулкан страстей, подходит к решетке блестящего дома мэра своего города и встречает госпожу де Реналь. Она говорит с ним ласково и с любовью, так что он впервые ощущает симпатию со стороны человеческого существа, тем более такой необычайно красивой женщины. Его сердце тает и готово поверить во всё лучшее, что может быть в человеке. В то же время этому препятствует вторая натура Сореля – его наполеоновский комплекс, то мерило его собственных поступков по отношению к людям, которое становится подчас его злым демоном и мучает его бесконечно. Стендаль пишет: "И вдруг ему пришла в голову дерзкая мысль – поцеловать у нее руку. Он тут же испугался этой мысли, но в следующее же мгновение сказал себе: "Это будет трусость с моей стороны, если я не совершу того, что может принести мне пользу и сбить немножко презрительное высокомерие, с каким, должно быть, относится эта прекрасная дама к бедному мастеровому, только что оставившему пилу".

Единственное достоинство, которым Жюльен Сорель обладает, – это его ум и необыкновенная память: он знает наизусть по-латыни всё Евангелие целиком и может цитировать его вдоль и поперек с любого места как угодно долго. Но бедность обостряет его гордость и щепетильность в отношении своего человеческого достоинства, которое так легко ущемить или задеть.

Вот почему, когда мадам де Реналь, сама не зная как уже влюбленная в красивого юношу, хочет подарить ему деньги на белье, он с гордым негодованием отвергает ее дар, и после этого "полюбить госпожу де Реналь для гордого сердца Жюльена стало чем-то совершенно немыслимым" (с.44). Наоборот, мадам де Реналь всё сильнее увлекается благородной и самобытной натурой Жюльена Сореля. И здесь Стендаль дает первые образцы любви-тщеславия: мадам де Реналь, умирая от счастья, заставляет свою служанку Элизу несколько раз повторить рассказ о том, как Жюльен Сорель отказался на ней жениться, и, чтобы доставить себе удовольствие услышать этот отказ еще раз из уст самого Жюльена, она заверяет служанку, что лично попытается убедить несговорчивого гувернера жениться на Элизе. Она шьет туалеты с короткими рукавами и глубокими вырезами, по два-три раза в день меняет свои платья, чтобы ее возлюбленный обратил внимание на ее удивительную кожу. "Она была очень хорошо сложена, и такие наряды шли ей как нельзя лучше" (с.56).

В свою очередь, Жюльен, начитавшийся в очередной раз некоторых изречений Наполеона о женщинах, решил, "что он должен добиться, чтобы впредь эта ручка не отдергивалась, когда он ее коснется"(с.58). Более того, свое тщеславие, принятое им за истинную силу воли, он подкреплял чтением Наполеона, дабы эта книга "закаляла его дух" (с.59). Такова сила наполеоновского комплекса в душе героя, что он готов убить себя, лишь бы не уронить свое мнение о себе в духе "героического долга", который он сам себе нафантазировал: "Как только часы пробьют десять, я сделаю то, что обещал себе (...), – иначе иду к себе, и пулю в лоб" (с.60). Когда во мраке ночи он делает, что задумал, его любовная победа не приносит ему никакого удовольствия, только бесконечную физическую усталость, так что он засыпает "мертвым сном, совершенно изнеможенный той борьбой, которую в течение целого дня вели в его сердце застенчивость и гордость" (с.61).

Путь вверх, куда задумал любой ценой попасть Жюльен, едва сразу же не оборвался, у первых ступенек карьерной лестницы, потому что портрет своего кумира Наполеона он зашил в матрац, а роялист господин де Реналь, ненавидящий Наполеона, задумал заново набить все матрацы в доме кукурузной соломой. Если бы не госпожа де Реналь, за помощью к которой Жюльен обратился, истинное лицо Жюльена Сореля было бы открыто. Жюльен сжигает портрет в камине и узнает, что жена его нанимателя влюблена в него. Поначалу в этой интриге им снова движет не любовь, а мелкое тщеславие: "...если я не хочу потерять уважение к самому себе, я должен стать ее возлюбленным" (с.86). "Я еще потому должен добиться успеха у этой женщины, – продолжало нашептывать Жюльену его мелкое тщеславие, – что, если потом кому-нибудь вздумается попрекнуть меня жалким званием гувернера, я смогу намекнуть, что меня на это толкнула любовь" (с.87).

Суть тщеславия в том, что оно напрочь лишает Сореля естественных порывов чувства. Он держит себя в железных тисках своего представления о том, как мужчина должен добиться любви женщины. Наполеоновский внезапный марш-рывок, кавалерийская атака – и вот он победитель на поле боя. Он говорит госпоже де Реналь, что будет в ее комнате в два часа ночи. Им овладевает неимоверный страх, он чувствует себя глубоко несчастным, ничуть не желая этой встречи, но едва на больших часах замка пробило два, он, как приговоренный к смерти, как апостол Петр, услышавший, как пропел петух, начинает действовать: "...я могу быть невеждой и грубияном, как оно, конечно, и полагается крестьянскому сыну (...), но я, по крайней мере, докажу что я не ничтожество" (с.93). Лишь постепенно Жюльен, овладев душой и волей госпожи де Реналь, избавляется от тщеславия, которое и послужило первопричиной, а также движущей причиной этой любви: "Любовь его в значительной мере все еще питалась тщеславием: его радовало, что он, нищий, ничтожное презренное существо, обладает такой красивой женщиной"(с.99). Ее ответная страсть "сладостно льстила его самолюбию" (с.99).

Стендаль видит истоки тщеславия в самолюбии. А самолюбий, как известно, может быть столько же, сколько людей, населяющих земной шар. По случайности Жюльен Сорель во время встречи короля в Верьере становится свидетелем того, как молодой Агдский епископ (он чуть старше Жюльена) репетирует перед зеркалом раздачу верующим благословений. Во время богослужения он умудряется казаться старым, что восхищает Жюльена Сореля: "Всего можно добиться умением и хитростью" (с.117). Здесь тщеславие – в создании образа умудренного святостью старца, посредника короля перед самим Господом Богом.

Прежде чем судьба возносит Жюльена Сореля наверх, в Париж, в салоны высшего парижского света, где вершат политику министры, герцоги, епископы, он должен пройти искус семинарии, где триста семинаристов ненавидят его, хотят его погубить, шпионят за ним. Если бы им удалось победить и сломить волю Жюльена Сореля, их тщеславие было бы удовлетворено. Этих мелких людишек в семинарии заботит только сытый желудок и прибыльное место викария, где они собираются с помощью лицемерной проповеди выжать все соки из своей паствы и благоденствовать. Такое мелкое тщеславие претит высокой душе Жюльена Сореля.

Мир, который рисует Стендаль, представляется жутким сборищем уродов и подлецов. Всему этому миру гордость, самолюбие Жюльена Сореля бросает вызов. Выжить ему помогает его вера в собственную исключительность и незаурядность.

Парижский мир денежных мешков, аристократов, министров – вот еще один круг дантовского ада тщеславия, куда погружается Жюльен Сорель. Патрон героя маркиз де Ла-Моль предельно учтив изысканно вежлив, но в этой вежливости таится глубокое тщеславие. Оно заключается в том, что, помимо желания стать министром (в конце концов это осуществляется), маркиз де Ла-Моль мечтает сделаться герцогом, породниться посредством замужества дочери с герцогом де Рецем. Вещественным знаком его тщеславия выступает голубая лента через плечо. Маркиз де Ла-Моль ненавидит чернь. Он становится душой роялистского заговора, смысл которого с помощью стран-союзников утвердить власть короля, вернуть все преимущества родовой аристократии и духовенству, отстранить буржуазию от власти, которую она получила в результате политики Наполеона. Жюльен Сорель, как раз олицетворяющий чернь, которую так ненавидит маркиз де Ла-Моль, становится свидетелем и даже участником заговора "болтунов", как он его мысленно называет.

Безмерное тщеславие движет также дочерью маркиза де Ла-Моль Матильдой. Ее полное имя – Матильда-Маргарита – в честь французской королевы Марго, любовником которой был Бонифас де Ла-Моль, знаменитый предок семьи Ла-Молей. Он был обезглавлен, как заговорщик, на Гревской площади 30 апреля 1574 года. Голову Бонифаса Ла-Моля королева Марго выкупила у тюремщика и собственноручно похоронила ее. С тех пор каждый год 30 апреля Матильда де Ла-Моль носила траур по Бонифасу де Ла-Моль. Иначе сказать, ее тщеславие имеет героические корни.

Матильда влюбляется в Жюльена Сореля тоже из тщеславия: он простолюдин и вместе с тем необычайно горд, независим, умен, обладает недюжинной силой воли – словом, резко отличается от тех с виду блестящих и в то же время безликих аристократов-кавалеров, которые окружают прекрасную Матильду. Она думает, глядя на Жюльена, что будет с ним и с ее поклонниками, если снова начнется буржуазная революция: "...какую роль придется тогда играть Круазенуа и моему брату? Она уже предопределена заранее: величественная покорность судьбе. Это будут героические бараны, которые дадут перерезать себя без малейшего сопротивления (...) А мой маленький Жюльен, если у него будет хоть какая-нибудь надежда спастись, всадит пулю в лоб первому якобинцу, который явится его арестовать" (с.342-343).

Любовь Матильды де Ла-Моль и Жюльена Сореля – борьба тщеславий. Матильда влюбляется в него потому, что он ее не любит. Какое право он имеет ее не любить, если все остальные ее обожают?! Нисколько не любя, Жюльен забирается к ней в комнату по лестнице, смертельно рискуя жизнью, поскольку боится прослыть "в ее глазах презреннейшим трусом" (с.364). Впрочем, едва Жюльен по-настоящему влюбился в Матильду, ее тщеславие говорит ей, что она, в жилах которой течет почти королевская кровь, отдалась простолюдину, "первому встречному" (с.379), и потому встречает возлюбленного лютой ненавистью, так что тот, в свою очередь, чуть не убивает ее старинной шпагой Ла-Молей, что снова льстит самолюбию Матильды и опять толкает ее к Жюльену, чтобы вскоре снова отвергнуть его и измучить ледяной холодностью.

В битву тщеславий удачно вступает русский князь Коразов, который советует Жюльену Сорелю ухаживать за другой (вдовой маршала де Фервак) на глазах у той, которую он любит. Мужское тщеславие здесь скрещивает шпаги с женским: кто победит в этом поединке самолюбий? Жюльен Сорель побеждает, но какой ценой! Кажется, теперь его тщеславие может почивать на лаврах. Матильда сама предлагает ему жениться на ней. Маркиз де Ла-Моль вынужден дать Жюльену патент поручика в элитный полк. И вдруг судьба в один миг колеблет лестницу тщеславия, ведущую наверх. Госпожа де Реналь присылает маркизу де Ла-Моль письмо, которое смешивает Жюльена Сореля с грязью. Он едет в Верьер и стреляет в бывшую свою возлюбленную. "Красное" (истинное, настоящее) победило в душе Жюльена "черное" (тщеславие): он непредсказуемо, опровергая все былые расчеты, собственными руками рушит воздвигнутую им лестницу тщеславия. В нем побеждает непосредственный человек, а не заведенный расчетливый механизм, возводящий его на вершину власти.

Матильда де Ла-Моль, наоборот, в этот переломный момент получает возможность вовсю потешить свое тщеславие: пока Жюльен Сорель ожидает казни в тюремной башне и его должны обезглавить, точно героя Матильды Бонифаса де Ла-Моля, она вынашивает мечту спасти своего любимого, принести во имя его спасения такие невероятные жертвы, что все окружающие будут изумлены и много десятилетий спустя станут рассказывать о ее потрясающей воображение любовной страсти. Жюльена казнят – и Матильда, подобно королеве Марго, целует его обезглавленную голову, собственноручно хоронит ее в пещере и разбрасывает в толпу народа тысячи пятифранковых монет. Таким образом, неимоверное героическое тщеславие Матильды де Ла-Моль торжествует, чтобы запечатлеться в памяти людей навеки.

Финал романа – обретение истины Жюльеном Сорелем. Перед лицом смерти тщеславие наконец-то покидает его пылкую душу. Остается только любовь к госпоже де Реналь. Внезапно он понимает, что его тернистая дорога наверх – ошибка, что тщеславие, которым он был движим столько лет, не позволило ему насладиться истинной жизнью, а точнее любовью к мадам де Реналь. Он не понял главное – то, что это был для него единственный подарок судьбы, который он отверг, гоняясь за химерами тщеславия. Последние встречи с госпожой де Реналь – это мгновения счастья, высокой любви, где нет места тщеславию и гордости.

Итак, роман "Красное и черное" – энциклопедия тщеславия и вместе с тем роман-предостережение, воспитательная роль которого в попытке Стендаля указать читателю XIX века торные пути любви, всегда лежащие далеко в стороне от соблазнительной и гибельной дороги тщеславия. В XX и XXI веке эта цель романа остается по-прежнему актуальной: изменились формы тщеславия, но само тщеславие, увы! – по-прежнему владеет людьми и делает их глубоко несчастными.

Выводы

Итак, можно сказать, что Жюльен Сорель – персонаж во всех отношениях реальный, и это отражается и в его мыслях, и в его поступках и судьбе.

Поведение Жюльена Сореля обусловлено политической обстановкой.

Ею связаны в единое и неразрывное целое картина нравов и драматизм переживаний, судьба героя романа.

Жюльен Сорель – талантливый плебей с "поражающе своеобразным лицом". В своей семье он – словно гадкий утенок: отец и братья ненавидят "щуплого", бесполезного юношу. В девятнадцать лет он выглядит как запуганный мальчик.

А в нем таится и клокочет огромная энергия – сила ясного ума, гордого характера, несгибаемой воли, "неистовой чувствительности". Его душа и воображение – пламенные, в глазах его – пламя. Это – не портрет байронического героя, противопоставленного реальной жизни, быту. Жюльен – юноша из народа, в котором все более разгорается "священный огонь" честолюбия. Он стоит у подножья социальной лестницы. И он чувствует, что способен совершить великие деяния и возвыситься над богатыми. Но обстоятельства враждебны ему.

Жюльен твердо знает: он живет в стане врагов. Поэтому он озлоблен, скрытен и всегда насторожен. Никто не знает, как ненавидит он высокомерных богачей: приходится притворяться. Никто не знает, о чем восторженно мечтает он, перечитывая любимые книги – Руссо и "Мемориал острова Св. Елены" Лас

Каза. Его герой, божество, учитель – Наполеон, лейтенант, ставший императором. Если бы Жюльен родился раньше, он, солдат Наполеона, завоевал бы славу на полях сражений. Его стихия – героика подвигов. Он слишком поздно появился на земле – подвиги никому не нужны. И все же он, подобный львенку среди волков, одинокий, верит в свои силы – и больше ни во что.

Литература

1. Виноградов, Анатолий Корнелиевич. Стендаль и его время [Текст] / А. К. Виноградов; Ред., предисл. и коммент. А. Д. Михайлова. – 2-е изд. – М.: Молодая гвардия, 1960. – 366 с., 8 л. ил.: ил.- (Жизнь замечательных людей; выпуск 11 (303)). – Библиогр.: с. 363-365.

2. Жан Прево "Стендаль: опыт исследования литературного мастерства и психологии писателя". "Художественная литература" М.-2007. – 129 с.

3. Мюллер-Кочеткова, Татьяна Вольфовна.Стендаль: встречи с прошлым и настоящим / Т. В. Мюллер-Кочеткова. – Рига: Лиесма, 2007. – 262

4. Прево, Ж.Стендаль. Опыт исследования литературного мастерства и психологии писателя: пер. с фр. / Ж. Прево. – М.-Л.: Гослитиздат, 1960. – 439 с.

5. Реизов Б.Г. "Стендаль: художественное творчество". "Художественная литература". – СПб.: "Питер", 2006. – 398 с.

6. Стендаль. Красное и черное. – М, "Художественная литература" (серия "Библиотека всемирной литературы"), 1969, с. 278.

7. Чадаев П.Я. Статьи. Письма. – М., "Современник", 2007, с. 49.

8. Фрид Я.В. Стендаль: очерк жизни и творчества / Я. В. Фрид. – 2-е изд., пересмотр. и доп. – М.: Художественная литература, 1967. – 416 с.

ЖЮЛЬЕН СОРЕЛЬ

ЖЮЛЬЕН СОРЕЛЬ (фр. Julien Sorel) - герой романа Ф.Стендаля «Красное и черное» (1830). Подзаголовок романа - «Хроника XIX века». Реальные прототипы - Антуан Берте и Адриен Лафарг. Берте - сын сельского кузнеца, воспитанник священника, учитель в семье буржуа Мишу в местечке Бранг, вблизи Гренобля. Г-жа Мишу, любовница Берте, расстроила его брак с юной девушкой, после чего тот попытался застрелить ее и себя в церкви во время богослужения. Оба остались живы, но Берте судили и, приговорив к смерти, казнили (1827). Лафарг - краснодеревщик, убивший любовницу из ревности, раскаявшийся и просивший себе смертной казни (1829).

Образ Ж.С.- героя, совершающего уголовное преступление на почве любовной страсти и одновременно преступление против религии (поскольку покушение на убийство произошло в церкви), раскаявшегося и казненного - использован Стендалем для анализа путей общественного развития. Литературный тип Ж.С. характерен для французской литературы XIX в. - молодой человек из низов, делающий карьеру, опираясь только на свои личные качества, герой воспитательного романа на тему «утраты иллюзий». Типологически Ж.С. родствен образам романтических героев - «высшим личностям», в гордыне презирающим окружающий мир. Общие литературные корни можно наблюдать в образе индивидуалиста из «Исповеди» Ж.-Ж.Руссо (1770), объявившего тонко чувствующую и способную к самоанализу личность (благородную душу) «исключительной личностью» (1"homme different).

В образе Ж.С. Стендаль осмыслил опыт рационалистической философии XVII-XVIII вв., показав, что место в обществе добывается ценой нравственных потерь. С одной стороны, Ж.С.- прямой наследник идей Просвещения и Великой французской революции, трех ключевых фигур начала «буржуазного века» - Тартюфа, Наполеона и Руссо; с другой - экстраполяция нравственных метаний романтиков - его талант, индивидуальная энергия, интеллект направлены на достижение общественного положения.

В центре образа Ж.С.- идея «отчужденности», противостояния «против всех» с конечным выводом о своей абсолютной несовместимости с любым образом жизни. Это необычный преступник, ежедневно совершающий преступления для утверждения себя как личности, отстаивая «естественное право» на равенство, образование, любовь, решающийся на убийство с целью оправдать себя в глазах любимой женщины, усомнившейся в его честности и преданности, карьерист, руководствующийся идеей своей избранности. Психологическая драма его души и жизни - постоянные колебания между благородной чувствительной натурой и макиавеллизмом его изощренного интеллекта, между дьявольской логикой и доброй, гуманной натурой.

Феномен личности Ж.С., эмансипированной не только от вековых общественных устоев и религиозных догматов, но и от всяких принципов, кастовых или классовых, выявляет процесс зарождения индивидуалистической этики с ее эгоизмом и эгоцентризмом, с ее пренебрежением средствами в достижении поставленных целей. Ж.С. не удается убить свою благородную душу до конца, он пытается жить, руководствуясь внутренним долгом и законами чести, в конце своей одиссеи придя к выводу об ошибочности идеи утвердить «благородство духа» путем карьеры в обществе, к выводу о том, что земной ад ужаснее смерти. Он отрекается от стремления встать «над всеми» во имя безудержного чувства любви как единственного смысла существования.

Образ Ж.С. оказал огромное влияние на дальнейшее осмысление проблемы «исключительной личности» в литературе и в философии. Сразу после выхода романа критика назвала Ж.С. «чудовищем», угадав в нем тип будущего «плебея с образованием». Ж.С. стал классическим родоначальником всех терпящих крах одиноких завоевателей мира: Мартин Иден Дж.Лондона, Клайд Гриффите Т.Драйзера. У Ницше есть примечательные ссылки на поиски у автора Ж.С. «недостающих черт» философа нового типа, заявившего о главенстве у «высшей личности» некоей «воли к власти». Однако Ж.С. послужил и прототипом героев, переживающих катарсис и покаяние. В русской литературе его наследник - Раскольников Ф.М.Достоевского. По словам Николо Кьяромонте («Парадоксы истории», 1973), «Стендаль учит нас отнюдь не эгоцентризму, который он провозглашал своим кредо. Он учит нас давать беспощадную оценку заблуждениям, в которых повинны наши чувства, и всяким небылицам, которыми полон окружающий нас мир».

Знаменитым исполнителем роли Ж.С. во французской экранизации романа был Жерар Филип (1954).

Лит.: Fonvieille R. Le veritable Julien Sorel. Paris et Grenoble, 1971; Ремизов Б.Г. Стендаль. Л., 1978; Горький A.M. Предисловие

//Виноградов А.К. Три цвета времени. М., 1979; Тимашева О.В. Стендаль. М., 1983; Андрие Р. Стендаль, или Бал-маскарад. М., 1985; Эсенбаева P.M. Стендаль и Достоевский: типология романов «Красное и черное» и «Преступление и наказание». Тверь, 1991.

Л.Г.Вязмитинова


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "ЖЮЛЬЕН СОРЕЛЬ" в других словарях:

    жюльен сорель - Еще не написан советский Жюльен Сорель человек, выдирающийся из социальной группы, к которой приписан, сделавший инструментом своего возвышения образование. ЗС 1995 8 113. Жил в нем <Есенине> Жюльен Сорель. Покоритель. То есть заведомо… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (фр. Jullien или Julien): Содержание 1 Фамилия 2 Литературные персонажи 3 Другие значения … Википедия

    Сорель, Станислав французский изобретатель магнезиального цемента (1867); Сорель, Агнесса куртизанка XV века; любовница французского короля Карла VII; Сорель, Густав бельгийский живописец (1905 1981); Сорель, Жорж … … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Красное и чёрное (значения). Красное и чёрное … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Красное и чёрное (значения). {{{Название}}} Le Rouge et le Noir … Википедия

    Фредерик (настоящее имя Анри Бейль, 1783 1842) французский писатель, один из основоположников французского реалистического романа XIX в. Р. в Гренобле в буржуазной семье, почти все члены которой (за исключением деда вольтерьянца, оказавшего… … Литературная энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Красное и чёрное (значения). Красное и чёрное Le Rouge et le noir … Википедия

    Рождение реалистического романа. Стендаль - 30 е и 40 е годы XIX в. во французской литературе ознаменованы подъемом реализма. В этот период с особенной яркостью обнаружились противоречия между идеалами буржуазной демократии и реальной действительностью, развитием капитализма. Обнищание… … Всемирная история. Энциклопедия

    Красное и чёрное (фильм, 1976) У этого термина существуют и другие значения, см. Красное и чёрное (значения). Красное и чёрное [[Файл:‎|200px|Постер фильма]] Жанр драма Режиссёр Сергей Герасимов … Википедия

    Красное и чёрное Le Rouge et le Noir Автор: Стендаль Язык оригинала: французский Оригинал издан: 1830 г. Переводчик: Сергей Бобров, Мария Богословская Издательство … Википедия