» »

Принципы классицизма в литературе 18 века. Классицизм в русской литературе второй половины XVIII века. Творчество Сумарокова А.П. (конспект лекции). Классицизм в русской литературе XIX века

17.04.2021

Классицизм как литературное направление

Литература - это постоянно меняющееся, беспрерывно развивающееся явление. Говоря о переменах, произошедших в русской литературе в разные века, невозможно обойти стороной тему сменяющих друг друга литературных направлений.

Определение 1

Литературное направление - совокупность идейно-эстетических принципов, характерных для произведений многих авторов одной эпохи.

Литературных направлений существует огромное множество. Это и романтизм, и реализм, и сентиментализм. Отдельной главой в истории развития литературных направлений является классицизм.

Определение 2

Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - литературное направление, основывающееся на идеях рационализма.

С точки зрения классицизма, все художественные произведения должны строго придерживаться установленных канонов. Жанровая иерархия классицизма распределяла все жанры на высокие и низкие и запрещала возможность смешивания жанров.

Высокие жанры:

  1. Трагедия;
  2. Эпопея.

Низкие жанры:

  1. Комедия;
  2. Сатира;
  3. Басня.

Классицизм сформировался в XVII веке во Франции, вскоре охватив всю Европу, а также Россию. Французский классицизм объявлял человеческую личность высшей ценностью. Ранее теологическая картина мира предполагала, что в центре вселенной находится бог; с развитием науки и общественной мысли акцент перешёл с бога на человека.

Замечание 1

Классицизм во многом опирался на искусство Античности. Античные произведения стали для классицистов эталонами.

В русской литературе классицизм господствовал во второй половине XVIII - первой половине XIX веков. Причиной этого стала европеизация русской культуры. Классицизм предшествовал всем другим литературным направлениям. Все они так или иначе строились с опорой на идеи классицизма, чаще всего отрицая их в своих догматах.

Классицизм превыше всего ставил понятие разума. Классицисты считали, что только с помощью ума можно понять окружающий нас мир. Часто в произведениях поднимались вопросы борьбы разума и чувств, долга и страстей.

Герои классицистических произведений обязательно на хороших и плохих, причём положительные не могли выглядеть уродливо. В произведениях обязательно соблюдалось правило трёх единств: единство времени, места и действия.

Классицизм интересовали только вечные темы и существенные черты явлений и предметов.

Классицизм в русской литературе XVIII века

Несмотря на то, что зародился классицизм ещё в XVII веке, в Россию его «завезли» вместе с идеями европейского Просвещения только столетие спустя, в годы правления Петра I.

Развитие русского классицизма в этом веке можно поделить на несколько периодов.

Первым этапом стала литература петровского времени. Это была светская литература, сильно отличавшаяся от ранее знакомой русскому читателю церковной. На первых порах классицистическими были только переводные произведения европейских авторов, однако очень скоро и русские писатели включились в процесс развития этого литературного направления.

Большую роль в формировании русского классицизма сыграли А.Д. Кантемир, А.П. Сумароков и В.К. Тредиаковский. Будучи реформаторами русского литературного языка, они активно работали над созданием оды и сатиры.

Замечание 2

Сатиры Кантемира получили чрезвычайную известность.

Литературное творчество авторов 20-ых годов привело к расцвету русского классицизма в 1730 - 1770-ые годы. В этот период развитие направления и русской литературы в целом связывают с именем М.В. Ломоносова, «отца русской литературы». Ломоносов писал трагедии, поэмы и оды, разрабатывал русский национальный язык и стремился освободить литературу от влияния церкви. Именно Ломоносов стал первым русским поэтом, выразившим идею русского национального самосознания, которая в дальнейшем перекочевала в творчество писателей и поэтов XIX - XX веков.

Финальным этапом развития русского классицизма считается последняя четверть XVIII века. В это время на смену старому направлению начало приходить новое - сентиментализм.

Определение 3

Сентиментализм - литературное направление, в противовес классицизму выдвинувшее культ души. Авторы-сентименталисты пытались воззвать к чувствам и переживаниям читателя.

Кризис классицизма был неизбежен. Последними русскими авторами-классицистами считаются А.Н. Радищев, Д.И. Фонвизин и Г.Р. Державин. Эти авторы были скорее разрушителями, чем разработчиками идей классицизма: в своих произведениях они начинали нарушать классицистические заветы. Фонвизин, например, в своих комедиях не соблюдал принцип трёх единств, а Радищев добавлял в свои произведения несвойственный классицизму психологизм.

Определение 4

Психологизм - изображение в произведении богатого внутреннего мира героя, его мыслей, чувств и переживаний.

Некоторые классицистические произведения XVIII века :

  1. «Ода на день восшествия...», М.В. Ломоносов;
  2. «Памятник», Г.Р. Державин;
  3. «Недоросль», «Бригадир», Д.И. Фонвизин;
  4. «На хулящих учения. К уму своему», А.Д. Кантемир;
  5. «Тилемахида», В.К. Тредиаковский;
  6. «Дмитрий Самозванец», А.П. Сумароков;
  7. «Мот, любовью исправленный», В.И. Лукин;
  8. «Письма Эрнеста и Доравры», Ф.А. Эмин;
  9. «Елисей, или Раздражённый Вакх», В.И. Майков;
  10. «Душенька», И.Ф. Богданович.

Классицизм в русской литературе XIX века

В XIX веке на смену классицизму пришёл сентиментализм, затем сменившийся романтизмом и реализмом. И хотя эти направления так или иначе опирались на классицистические идеи (чаще всего отрицая их), сам классицизм ушёл в прошлое.

Классицистические идеи и классические черты постепенно исчезали из литературы. Произведения, считавшиеся классицистическими, были такими только формально, поскольку очень часто принципы этого направления использовались намеренно, для создания комического эффекта.

Чуткий к духу эпохи Александр Сергеевич Пушкин сравнил Россию 18 века с кораблем, спущенным на воду "при стуке топора и при громе пушек". "Стук топора" можно понять по-разному: то ли как размах строительства, переделки страны, когда и Петербург, от берегов которого отходил корабль, еще напоминал наспех сколоченную театральную декорацию, еще не оделся в гранит и бронзу на века; то ли стук топора означал, что уж очень торопились спустить на воду корабль, и на нем, уже отходящем, продолжались работы; то ли это был стук топора, рубившего непокорные головы. И уж очень торопился "экипаж" этого корабля войти в Европу: наспех рубили канаты, связывавшие судно с родным берегом, с прошлым, забывая традиции, предавая забвению культурные ценности, которые казались варварскими в глазах "просвещенной" Европы. Россия отдалялась от Руси.

И все же от себя не уйти. Можно сменить русское платье на немецкое, остричь бороду и выучить латынь. Есть традиции внешние, а есть внутренние, не видимые нам самим, выработанные нашими предками в течение сотен и сотен лет. Что же изменилось в 18 веке? Многое, но самые глубинные, самые неосязаемые и самые важные национальные ценности остались, из древней истории перекочевали в новую, из древнерусской литературы они незаметно, но уверенно вошли в литературу 18 века. Это трепетное отношение к написанному слову, вера в его истинность, вера в то, что словом можно исправить, научить, просветить; это постоянное стремление видеть мир «духовными очами» и создавать образы людей высокой духовности; это неиссякаемый патриотизм; это тесная связь с народной поэзией. Писательство так и не стало на Руси профессией, оно было и осталось призванием, литература была и осталась руководством к правильной, высокой жизни.

По устоявшейся традиции с 18 века мы начинаем отсчет новой русской литературы. С этого времени отечественная словесность начинает движение к литературе европейской, чтобы окончательно влиться в нее уже в 19 веке. Из общего потока выделяется так называемая "изящная словесность", то есть художественная литература, искусство слова. Здесь поощряются вымысел, авторская фантазия, занимательность. Автор — поэт, драматург, прозаик — уже не переписчик, не составитель, не фиксатор событий, а творец, создатель художественных миров. В 18 веке наступает время авторской литературы, начинает цениться не правдивость описанного, не следование канонам, не сходство с образцами, а, напротив, оригинальность, неповторимость писателя, полет мысли и фантазии. Впрочем, такая литература только рождалась, и русские писатели поначалу тоже следовали традициям и образцам, «правилам» искусства.

Одним из первых культурных приобретений России у Европы стал классицизм . Это была очень стройная, понятная и несложная система художественных принципов, вполне подходящая для России начала и середины 18 века. Обычно классицизм возникает там, где укрепляется и расцветает абсолютизм — неограниченная власть монарха. Так было во Франции 17 века, так было в России 18 столетия.

Разум и порядок должны главенствовать и в человеческой жизни, и в искусстве. Литературное произведение — это результат авторского воображения, но в то же время разумно организованное, логически, по правилам, построенное творение. Искусство должно демонстрировать торжество порядка и разума над хаосом жизни, так же как государство олицетворяет разум и порядок. Поэтому искусство имеет еще и огромное воспитательное значение. Классицизм делит все литературные жанры на "высокие" жанры и "низкие". К первым относятся трагедия, эпопея, ода. Они описывают события государственного значения и следующих персонажей: полководцев, монархов, античных героев. «Низкие» жанры — комедия, сатира, басня показывают жизнь людей средних сословий. У каждого жанра свое воспитательное значение: трагедия создает образец для подражания, а, например, ода воспевает деяния героев современности — полководцев и царей, «низкие» жанры высмеивают пороки людей.

Самобытность русского классицизма проявилась уже в том, что с самого начала он стал активно вмешиваться в современную жизнь. Показательно, что, в отличие от Франции, путь классицизма в нашей стране начинается не с трагедий на античные темы, а со злободневной сатиры. Зачинателем сатирического направления был Антиох Дмитриевич Кантемир (1708—1744). В своих страстных сатирах (обличительных стихотворениях) он клеймит дворян, уклоняющихся от выполнения своего долга перед государством, перед своими заслуженными предками. Такой дворянин не заслуживает уважения. В центре внимания русских писателей-классицистов - образование и воспитание просвещенного человека, продолжающего дело Петра I. И Кантемир в своих сатирах постоянно обращается к этой, сквозной для всего 18 века, теме.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 — 1765) вошел в историю русской литературы как создатель од, торжественных стихотворений на "высокие" темы. Цель оды — прославление, и Ломоносов прославляет Россию, ее мощь и богатство, ее нынешнее и будущее величие под просвещенным руководством мудрого монарха.

В оде, посвященной восшествию на престол Елизаветы Петровны (1747 г.), автор обращается к новой царице, но прославление превращается в поучение, в «урок царям». Новый монарх должен быть достоин своего предшественника — Петра Великого, доставшейся ему богатой страны, а потому следует покровительствовать наукам, сохранять "возлюбленную тишину", то есть мир: Оды Ломоносова прославляют и достижения науки, и величие Бога.

"Позаимствовав" классицизм с Запада, русские писатели тем не менее внесли в него традиции древнерусской словесности. Это патриотизм и поучительность. Да, трагедия создавала идеал человека, героя, образец для подражания. Да, сатира высмеивала. Да, ода прославляла. Но, давая пример для подражания, высмеивая, прославляя, писатели поучали. Именно этот назидательный настрой делал произведения русских классицистов не отвлеченным искусством, а вмешательством в современную им жизнь.

Впрочем, до сих пор мы назвали лишь имена Кантемира и Ломоносова. А свою дань классицизму отдали В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, В. И. Майков, М. М. Херасков, Д. И. Фонвизин. Г. Р. Державин и многие другие. Каждый из них внес что-то свое в русскую литературу, и каждый отступал от принципов классицизма — настолько стремительным было развитие литературы 18 века.

Александр Петрович Сумароков (1717—1777) — один из создателей русской классицистской трагедии, сюжеты для которой он черпал в русской истории. Так, главными героями трагедии «Синав и Трувор» являются новгородский князь Синав и его брат Трувор, а также Ильмена, в которую оба они влюблены. Ильмена отвечает взаимностью Трувору. Снедаемый ревностью, Синав преследует возлюбленных, забывая о долге справедливого монарха. Ильмена выходит замуж за Синава, потому что этого требует ее отец-вельможа, а она человек долга. Не в силах перенести разлуки, изгнанный из города Трувор, а затем и Ильмена кончают жизнь самоубийством. Причина трагедии в том, что князь Синав не обуздал свою страсть, не смог подчинить чувства разуму, долгу, а именно это требуется от человека в классических произведениях.
Но если трагедии Сумарокова укладываются в целом в правила классицизма, то в любовной лирике он являлся истинным новатором, где, как известно, чувства всегда побеждают разум. Что особенно примечательно, в поэзии Сумароков опирается на традиции народной женской лирической песни, и часто именно женщина — героиня его стихов. Литература стремилась выйти за круг тем и образов, предписанных классицизмом. И любовная лирика Сумарокова — прорыв к "внутреннему" человеку, интересному не тем, что он гражданин, общественный деятель, а тем, что несет в себе целый мир чувств, переживаний, страданий, любви.

Вместе с классицизмом в Россию с Запада пришли и идеи Просвещения. Все зло от невежества — считали просветители. Невежеством они считали тиранию, несправедливость законов, неравенство людей, а часто и церковь. Идеи Просвещения отозвались в литературе. Особенно дорог был русским писателям идеал просвещенного дворянина. Вспомним Стародума из комедии Дениса Ивановича Фонвизина (1744 (1745) — 1792) "Недоросль" и его высказывания. Монологи и реплики героя, резонера, рупора идей автора, выявляют просветительскую программу. Она сводится к требованию справедливости в самом широком смысле — от управления государством до управления имением. Автор считает, что справедливость восторжествует тогда, когда добродетельны будут законы и люди, их исполняющие. А для этого необходимо воспитание просвещенных, нравственных, образованных людей.

Просветительскими идеями проникнута одна из самых знаменитых книг 18 века — "Путешествие из Петербурга в Москву". Радищева (1749—1802), автора этого произведения, Екатерина Великая назвала "бунтовщиком хуже Пугачева". Книга построена в форме путевых заметок, жизненных наблюдений, сценок и размышлений, которые приводят автора к мысли о несправедливости всего строя жизни, начиная с самодержавия.

Литература 18 века все внимательнее всматривается не в одежду и поступки, не в социальное положение и гражданские обязанности, а в душу человека, в мир его чувств. Под знаком "чувствительности" прощается литература с 18 веком. На почве просветительских идей вырастает литературное направление — сентиментализм . Вы помните маленькую повесть Николая Михайловича Карамзина (1766—1826) "Бедная Лиза", ставшую в какой-то степени переломным явлением для русской литературы. Эта повесть провозгласила внутренний мир человека основной темой искусства, продемонстрировав душевное равенство всех людей в противоположность социальному неравенству. Карамзин заложил начало русской прозы, очистил литературный язык от архаизмов, а повествование — от напыщенности. Он научил русских писателей независимости, потому что истинное творчество — глубоко личное дело, невозможное без внутренней свободы. Но внутренняя свобода имеет и свои внешние проявления: писательство становится профессией, художник отныне может не связывать себя службой, ибо творчество есть самое достойное государственное поприще.

"Жизнь и поэзия — одно", — провозгласит В. А. Жуковский. "Живи — как пишешь, пиши — как живешь", — подхватит К. Н. Батюшков. Эти поэты шагнут из 18 века в 19 столетие, их творчество — это уже другая история, история русской литературы 19 века.

Вступив в полосу упадка в конце 17 в., К. возрождается в эпоху Просвещения.

Новый, просветительский К. сосуществует на протяжении 18 в. с просветительским реализмом, а к концу века становится вновь господствующим художественным течением.

Просветители во многом продолжают традиции К. 17 в. Им оказались близкими выраженные в К. позиция человека, сознательно относящегося к миру и к самому себе, способного подчинить общественному и нравственному долгу свои стремления и страсти; пафос цивилизации; рационалистическая концепция художественного творчества.

Однако социально-политическая ориентация просветительского К. меняется. В традициях классицизма Вольтер создает трагедии, проникнутые борьбой против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета, пафосом свободы. Обращение к античности, как к миру идеальных первообразов, составлявшее суть К., в том числе и просветительского, имело глубокие корни в идеологии Просвещения. Там, где просветители стремились проникнуть за внешнюю эмпирию жизни, выйти за рамки частной жизни, они оказывались, как правило, в мире идеальных абстракций, т. к. во всех своих построениях исходили из изолированного индивида и сущность человека искали не в социальных условиях его бытия, не в истории, а в абстрактно понятой человеческой природе.

С просветительским К. тесно связана литература Великой французской революции, которая облекала героические устремления в античные мифы и предания (творчество М. Ж. Шенье и др.) В преданиях античности деятели революции, по словам К. Маркса "нашли идеалы и художественные формы, иллюзии, необходимые им для того, чтобы скрыть от самих себя буржуазно-ограниченное содержание своей борьбы, чтобы удержать свое воодушевление на высоте великой исторической трагедии" (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 8, с. 120).

Под влиянием французской литературы К. развивается и в др. странах Европы: в Англии (А. Поп, Дж. Аддисон), Италии (В. Альфьери, отчасти Уго Фосколо), в Германии (И. К. Готшед). Классицистские произведения Готшеда, всецело ориентированные на французские образцы, не оставили значительного следа в немецкой литературе, и только во 2-й половине 18 в. складывается новый немецкий К. как оригинальное художественное явление (т. н. веймарский классицизм).

В отличие от французского, на первый план он выдвигает нравственно-эстетические проблемы. Основы его были заложены И. И. Винкельманом, но высшего расцвета он достиг у И. В. Гете и Ф. Шиллера в веймарский период их творчества. "Благородную простоту", гармонию и художественное совершенство греческой классики, возникшей в условиях полисной демократии, немецкие поэты противопоставляли убожеству немецкой действительности и всей современной цивилизации, калечащей человека. Шиллер и отчасти Гёте искали в искусстве главное средство воспитания гармонической личности и, обращаясь к античности, стремились создать новую, современную литературу высокого стиля, способную выполнить эту задачу.

В эпоху наполеоновской империи К. утратил своё живое прогрессивное содержание. Его характеризовали внешняя официальная помпезность и парадность, холодный и мёртвый академизм. Тем не менее, как эпигонское течение он просуществовал во Франции вплоть до 30-40-х гг. 19 в.

В середине 18 в. возникает новое направление в К., соответствующее просветительскому К. в литературе и развивающееся первоначально в полемике с рококо. В архитектуре теперь все чаще отказываются от жестких планировочных схем, стремятся подчеркнуть конструктивный смысл ордера, особое внимание уделяется интерьеру и гибкой планировке комфортабельного жилого дома. Идеальным обрамлением для классицистического здания нового типа становится пейзажная среда "английского" парка.

Огромное влияние на К. 18 в. оказали развитие археологических знаний о греческой и римской древности (особенно раскопки Геркуланума и Помпей), а также теоретические труды И. И. Винкельмана, И. В. Гёте, Ф. Милиция.

Во французском зодчестве этой эпохи складываются новые архитектурные типы: изыскано-интимный особняк, лаконически-монументальное общественное сооружение, открытая городская площадь (архитекторы Ж. А. Габриель, Ж. Ж. Суфло). Гражданский пафос и лирическая мечтательность по-разному сочетаются в пластике Ж. Б. Пигаля, Э. М. Фальконе, Ж. А. Гудона, исторической и мифологической живописи Ж. М. Вьена, декоративных пейзажах Ю. Робера.

Накануне Великой французской революции в архитектуре возникает стремление к суровой лапидарности форм, к внушительным дидактическим образам, зодчие всё чаще обращаются к мотивам греческой архаики, искусства Древнего Египта, иногда к безордерной системе (постройки и проекты К. Н. Леду, Э. Л. Булле, Ж. Ж. Лекё). Эти поиски (отмеченные также влиянием архитектурных офортов Дж. Б. Пиранези) послужили отправной точкой для позднего К., или ампира.

В живописи К. крупнейшим представителем революционного направления был Ж. Л. Давид, чьё творчество насыщено мужественной драматичностью, торжественностью образного строя. В эпоху Наполеона I в архитектуре французского ампира усиливаются черты пышной репрезентативности (Ш. Персье, П. Фонтен, Ж. Ф. Шальгрен), нередко приводившей к чрезмерной измельчённости деталей, что сказалось и в декоративно-прикладном искусстве. Живопись позднего К., несмотря на появление отдельных крупных мастеров (Д. Энгр), вырождается в официально-апологетическое или сентиментально-эротическое салонное направление.

1. Понятие классицизма в литературе

Классицизм - это ведущее литературное направление в Европе, просуществовавшее в течение полутора веков и сложившееся во второй половине XVIII в. во Франции. Наиболее известными представителями классицизма в литературе являются драматурги-трагики Корнель, Расин, Мольер, баснописец Лафонтен, поэт-классик Буало. Классицизм как литературное направление имеет следующие особенности :

В качестве центральной темы и идеи выступает культ государственных, гражданских добродетелей, которые подавляют и делают малозначительными все личные стремления человека, ставя на службу государству все его существо;

Является художественным выражением ведущих прогрессивных социально-политических тенденций в развитии общества того времени, связанных с укреплением просвещенного абсолютизма;

Является искусством всеобъемлющей дисциплины и объединенного государства, подчиняющего себе личность;

Воспевает мысль, логику, разум, а не чувства, и именно мысль обеспечивает познание истины и мира;

Стремится к реалистичности, истинности и подлинности в изображении действительности, т. е. мир должен изображаться таким, каков он есть на самом деле;

Изображается не конкретный, единичный человек, а человек вообще;

Отображаются общие черты реальности, а не конкретные бытовые истории из жизни, т. е. проповедует максимальную обобщенность;

Основное правило — разделение литературы на несмешиваемые жанры и каждая тема должна соответствовать своему жанру, а каждое произведение — строиться по тем законам, которые царят в данном жанре, т. е. если для трагедии ведущим принципом является возвышенное страдание и возвышенный стиль изложения, то все элементы произведения должны соответствовать этому принципу;

Ориентируется на античную литературу, которая объявляется идеалом и эталоном;

Отличается точностью, ясностью, простотой изложения и логической законченностью стиля.

2. Особенности развития классицизма в русской литературе

В России классицизм имел следующие особенности развития :

Начал развиваться еще в XVII в. в творчестве Симеона Полоцкого;

Нашел свое отражение в творчестве Кантемира и Тредиаковского, и это выражалось в следующем:

* благодаря использованию элементов классицизма, которые заключались в стремлении к рациональной простоте в изложении, ясности, логичности, схематизму литературного мышления, подготовки почву для развития русского классицизма;

Наиболее полно отразился в творчестве А.П. Сумарокова, который создал полноценный и единый стиль и законченное художественное мировоззрение русского классицизма.

Можно выделить следующие причины активного развития классицизма в русской литературе:

Усвоение русской литературой ведущих литературных принципов и традиции Запада ставило ее на один уровень с самыми передовыми литературами мира;

Принципы и традиции классицизма органично переплетались с теми общественными и государственными идеями, которые выдвигались Петром I и получили в дальнейшем свое развитие, и среди этих идей можно выделить следующие:

* культ общественного государственного долга;

* подчинение частного, личного интересам общественного, подчинение эмоций разуму;

* создание идеала человека, который заключается в подчинении личного общественному и в подчинении эмоций разуму, и воспитание людей в духе этого идеала;

- русская литература приняла принцип, выдвигаемый классицизмом, о создании идеала культуры и человека в его общечеловеческом, а не местном значении, и пропагандирование русской литературой этого идеала обусловило переход культуры России на новую, более высокую ступень развития, ставящую ее на один уровень с культурами других стран и отметающую царившую долгое время в сознании идею об отсталости и азиатском характере русской культуры, ее отъединенности, отстраненности от западных форм культурного развития. В связи с этим для русского человека открылись широчайшие горизонты и перспективы. Можно выделить следующие характерные черты, отличающие русский классицизм от западного:

Сатирический, воинствующий и злободневный характер многих произведений, который не позволял авторам далеко уходить от реальности и русской действительности;

Относительная близость к народным истокам искусства, и это выражалось в использовании элементов фольклорного языка и простонародной речи. Особенно ярко это видно в баснях Сумарокова.

3. Творчество А.П. Сумарокова как типичный пример классицизма в русской литературе

Творчество А.П. Сумарокова - типичный пример классицизма в русской литературе. Сумароков является представителем так называемой дворянской литературы, т. е. он писал и создавал свои произведения не от лица правительства, а от лица дворянской общественности. Все его творчество проникнуто стремлением показать высокий дворянский идеал человека, и этот идеал выражается у Сумарокова в достоинстве дворянина, который рожден для служения отечеству, чести, культуре и добродетели. Таким образом, Сумароков видел свое призвание в том, чтобы с помощью своего литературного творчества воспитать русское дворянство, и посвятил этому всю жизнь. Можно выделить следующие особенности литературного творчества Сумарокова :

Первые стихотворения, напечатанные в 1739 г., были написаны под воздействием поэзии Тредиаковского;

Поэтическое творчество Ломоносова оказало на Сумарокова серьезное влияние,

Впоследствии наблюдается отход от традиции силлабического стихосложения Тредиаковского и даже полемика совместно с Ломоносовым по вопросу нового стиля в русском стихосложении, и в период 1744-1747 гг. творчество Сумарокова испытывает сильное влияние идеи Ломоносова;

В конце 1740-х - начале 1750-х гг. наблюдается отход Сумарокова от традиций и идей Ломоносова, его кардинальное расхождение со своим современником и формирование его собственного индивидуального литературного стиля, который выражается в следующем:

* помимо двух величественных жанров государственной тематики — оды и трагедии — выдвигаются и другие, менее величественные жанры, имеющие более бытовой, простой характер, среди этих жанров можно выделить:

Интимно-лирический;

Салонный;

Комический;

*выдвигаются требования рационалистической простоты стиля изложения - одного из принципов классицизма, что было чуждо Ломоносову;

* формируется позиция дворянского идеолога, когда Сумароков берет на себя роль вождя дворянской литературы, что обеспечило окончательное расхождение его позиций со взглядами Ломоносова на литературное творчество.

Литературное творчество Сумарокова как дворянского идеолога имело следующую тематику :

Пропагандирование власти рядового дворянства над неграмотным народом как единственно правильной и верной для развития государства;

Развитие темы крепостного права, где Сумароков указывает на необходимость и государственную обусловленность крепостничества, но отмечает, что необходимо смягчать законы в этой области и уходить от средневекового рабства;

- критика и обличение произвола, царящего на верху государственной власти, в том числе произвола царя и правительства;

Воспевание и воспитание идеала дворянина как будущего для развития российского государства;

Борьба и обличение реакционных политических сил, противостоящих созданию такого типа правления, при котором монарх подчинен законам чести, воплощенным в государственных законах, и поэтому он управляет народом во имя государства и силами дворянства.

4. Литературная позиция А.П. Сумарокова

Литературная позиция А. П. Сумарокова выражалась в следующем:

Поэт завершил формирование стиля классицизма в русской литературе;

Требования его поэтики:

* простота и естественность поэтического языка;

* трезвость в оценке реальности;

* опора на разум, а не на эмоции;

* отрицание фантастичности и туманно-эмоциональных элементов в поэзии;

* отрицание метафоризма в поэтическом языке, упор на простоту и понятность;

* использование в качестве пропагандирующих и убеждающих литературных средств не патетики и блеска речей, а логики и разума;

Отрицал:

* стиль и поэтику Ломоносова и полемизировал с ним по поводу того, каким должен быть язык поэзии и какой должна быть сама поэзия;

* пропагандируемое Ломоносовым изменение в произведении значения слова в целях создания большей художественной выразительности произведения и понимал слово как научный термин, имеющий точное определение, и внесение в него иного - метафорического смысла ведет к нарушению его грамматического характера;

* необходимость использования иностранных слов в русском языке по любому случаю, признавал только те иностранные слова, которым не было эквивалента в русском языке; боролся за чистоту русского языка.

5. Жанровая своеобразие произведений Сумарокова

Жанровое своеобразие произведений Сумарокова отрезаю тесную связь его творчества с направлением классицизма в литературе. А. П. Сумароков развивал свое литературное творчество в следующих жанрах:

Трагедии "Хорев" (1747), "Гамлет" (1748), "Синав и Трувор" (1750), "Аристона" (1750), "Семира" (1751), "Ярополк и Демиза" (1758), "Вышеслав" (1768), "Дмитрий Самозванец" (1771), "Мстислав" (1774), в которых последовательно формировался стиль Сумарокова как драматурга и использовались все правила и образцы драматургии классицизма, но также учитывались и особенности русского типа драматургии и его своеобразие;

Комедии Сумарокова, которые, однако, не оказали существенного влияния на развитие русской драматургии, хотя и обладали рядом достоинств, и к этим комедиям относятся следующие: "Тресотиниус", "Пустая ссора", "Чудовищи" (1750), "Приданое обманом" (1764), "Опекун" (1765), "Лихоимец", "Нарцисс" (1768) и др.;

- поэзия Сумарокова, включающая в себя множество песен, элегий, идиллий, притч (басен), сатир, сонетов, эпиграмм, мадригалов, торжественных и философских од, в которых им использовались все стихотворные размеры, античные строфы, вольный стих — тонический без размеров, создавались сложнейшие ритмические сочетания;

Басни, включающие о себя собственно лирику и сатирическую поэзию (басни, притчи), и именно Сумароков открыл жанр басни для русской литературы;

Сатиры и эпиграммы, примыкающие к басням Сумарокова в тематическом и стилистическом отношении и отличающиеся лишь стихотворным размером: александрийским стихом, ямбом и др.

22.12.2014 5210 740 Абдрахманова Асель Маратовна


а) сделать обзор эпохи (культурная, экономическая,
политическая ситуация)
б) познакомить учащихся с литературным течением
"классицизм”, отметить его основные черты и
характерные особенности
Развивающие:
а) усвоение учащимися комплекса теоретических
понятий по данной теме
Воспитательные:
а) расширить кругозор учащихся
б) развить эстетический вкус учащихся

Литература: 1. В.Я.
Коровиной
2. Ю.М. Лотман Учебник по русской литературе
3. Литературный энциклопедический словарь
1. Орг. момент
Приветствие учащихся, проверка отсутствующих.
На сегодняшнем уроке мы посмотрим, какие изменения и преобразования принес с собой 18 век, как эти преобразования отразились на литературе.
Также мы познакомимся с литературным течением "классицизм” (одно из главных течений русской литературы 18 века)
Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.
Литература 18 века (как и литература любого другого периода) неразрывно связана с эпохой, с культурной и общественно – политической жизнью страны.
Обзор культурно-политической ситуации России 18 века.
Россия 18 века (начальный период Петровская эпоха) переживает ряд кардинальных преобразований во всех областях государственной, культурной, политической жизни.
Укрепляется независимость России, возрастает ее военная мощь, усиливается ее влияние на европейской арене. Благодаря всем преобразованиям укрепляется также самодержавная власть. 18 век – век просвещенного абсолютизма с его идеями гражданственности, патриотизма, единства нации.
Абсолютизм – единовластие
/Открывается Московский университет, создаются общеобразовательные и профессиональные училища, вводится новый календарь, основывается первая русская газета, учреждается Академия наук, Академия художеств, первый постоянный русский театр /
Для продвижения страны вперед, искоренения патриархальных устоев, суеверий, необходимо было обратить внимание на развитие следующих областей: - образование
- наука
- культура
- печать
Особое, исключительное значение в этой связи приобретает литература.
Литература 18 века приносит с собой образ человека, который ощущает себя гражданином и патриотом, который ради блага общества, государства готов пожертвовать личным благополучием, готов подчинить свои чувства общественному долгу.
Господствующим направлением в литературе 18 века являлся классицизм.
Классицизм – (от лат. classicus – образцовый), художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе 18 – начала 19 века, одной из важнейших черт которого являлось обращение к античным образам как идеальному эстетическому эталону.
/Понятие прекрасного в искусстве классицизма связано с симметрией и гармонией. Это отражалось и в правилах поведения людей светского общества: бурное выражение чувств почиталось в 18 веке неприличным и воспринималось как признак низкого происхождения или дурного воспитания. Проявление даже самых сильных страстей должно быть подобно глубоким водам, заключенным в гранитные берега./
Черты классицизма
1. Утверждение идей просвещенного абсолютизма – патриотизма, гражданственности, единства нации.
2. Утверждение приоритета разума.
3. В основе эстетики классицизма – принцип рационализма: произведение искусства должно быть разумно и последовательно построено, логически выверено (из принципа "подражания природе”).
4. Соблюдение определенных творческих норм и правил (строгая сюжетно- композиционная организация).
5. Четкое разделение героев на положительных и отрицательных
6. "Неизменность” героя (отсутствие внутреннего развития).
7. Идеализация героя (оды Ломоносова)
8. Интерес к народному языку, использование в произведениях народной речи.
9. Объективность повествования.
Особенности классицизма
1. Деление жанров на "высокие” и "низкие”.
Высокие: (трагедия, эпопея, ода; их сфера – государственная жизнь, исторические события, мифология; их герои – монархи, полководцы)
Низкие: (комедия, сатира, басня) изображают частную, повседневную жизнь людей средних сословий.
Каждый жанр имеет строгие границы и четкие формальные признаки, не допускается никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного.
Ведущим жанром классицизма была трагедия, обращенная к важнейшим общественным и нравственным проблемам века. Общественные конфликты предстают в ней отраженными в душах героев, поставленных перед необходимостью выбора между нравственным долгом и личными страстями.
2. Закон "трех единств” (единство времени, места и действия)
единство времени – действие происходит в течение одних суток
единство места – действие происходит в одном месте
единство действия – односюжетная линия, большое количество героев (связаны с сюжетом)
Русский классицизм зародился во 2-й четверти 18 века в творчестве зачинателей новой русской литературы А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова.
Особенности русского классицизма.
связь с современной действительностью
сатирическая направленность
обращение к конкретным явлениям русской жизни
преобладание национально – исторической тематики
высокий уровень развития жанра оды
3. Итоги урока
В эпоху классицизма русская литература освоила сложившиеся на Западе жанровые и стилевые формы, влилась в общеевропейское литературное развитие, сохранив при этом свою национальную самобытность.
3. Домашнее задание а) учить лекцию по классицизму
б) подготовка сообщений по деятельности М.В.
Ломоносова (индивидуальные задания)
Тема урока: М.В. Ломоносов. Реформаторская
деятельность в области русского языка и
литературы.
Цели урока: Образовательные:
а) познакомить учащихся с личностью одного из
величайших деятелей просвещения – М.В.
Ломоносовым
б) раскрыть суть реформ М.В. Ломоносова
Развивающие:
а) освоить комплекс теоретических понятий по
данной теме
Воспитательные:
а) воспитать в детях чувство национальной гордости,
патриотизма
Литература:
Литературный энциклопедический словарь (статьи:
ода, Ломоносов)
Ю.М. Лотман Учебник по русской литературе для
средних классов
Учебник по русской литературе под ред.
В.Я. Коровиной
1. Орг. момент
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с личностью выдающегося деятеля российского просвещения – М.В. Ломоносова, а также оценим значимость его реформаторской деятельности.
2. "Слово о Ломоносове” Соединяя необыкновенную силу воли с
необыкновенною силою понятия,
Ломоносов обнял все отрасли просвещения.
Жажда науки была сильнейшею страстию
сей души, исполненной страстей. Историк,
ритор, механик, химик, минералог,
художник и стихотворец, он все испытал
и во все проник.
А.С. Пушкин
Михаил Васильевич Ломоносов
(1711-1765)
М.В. Ломоносов родился 8(19) ноября 1711 г. в деревне Денисовка (ныне село Ломоносово) Архангельской губернии в семье крестьянина-помора. Ходил с отцом на судах за рыбой в Белое море и Северный Ледовитый океан (трудолюбие, выносливость). Рано научился грамоте и к 14 годам прочел все книги, которые смог достать: Арифметику Магницкого, Славянскую грамматику Смотрицкого и Псалтирь рифмотворную Симеона Полоцкого.
В декабре 1730 г. ушел (вопреки воле отца) с рыбным обозом в Москву.
В январе 1731 г. Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую Спавяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам (знал более 30 языков). Латинский язык знал в совершенстве, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы.
В начале 1736 г. как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук, а осенью того же года – в Германию, в Марбургский университет, в котором 3 года обучался естественным и гуманитарным наукам. В 1739 г. отправился во Фрайбург, где изучал химию и горное дело в горной Академии. В 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. В 1745 становится профессором химии (академиком) Петербургской академии наук. В это время Ломоносов занимается астрономией, мореходным делом, краеведением, географией, метеорологией, математикой.
Давайте прослушаем сообщения о деятельности Ломоносова в области химии, физики, астрономии.
Сообщения учащихся
/ Добавить. В 1748 г. М.В. Ломоносов создал химическую лабораторию АН, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора, смальты, которую использовал для своих мозаик. Самостоятельно сконструировал приборы для химических исследований, оптические инструменты. /
В 1755 г. по инициативе Ломоносова был открыт Московский университет
Реформы Ломоносова в области русского языка и литературы.
Достижения в области языка
1. В 1755 г. была издана Российская грамматика Ломоносова. В ней впервые звуки были отделены от букв, а также были рассмотрены физиологические и акустические свойства звуков. В Грамматике дается первая классификация основных диалектов русского языка. Четко разграничены русский и церковнославянский языки, определены их основные различия на разных уровнях организации звуковой системы.
2. Ломоносовым была создана концепция "трех штилей”/реформа в области стилистики языка/
Суть реформы
Согласно Ломоносову, каждый литературный жанр должен быть написан в определенном "штиле”.
"Высокий штиль” характерен для героических поэм, од, "прозаичных речей о важных материях”.
"Средний” – для стихотворных посланий, элегий, сатир, описательной прозы.
"Низкий” – для комедий, эпиграмм, басен.
Различия "штилей” в области лексики
"Высокий штиль” – славянизмы + нейтральные слова (общеупотребительные как в церковнославянском, так и в русском)
"Средний штиль” – общеупотребительные слова + некоторое количество славянизмов
"Низкий штиль” – нейтральная лексика + просторечные слова
К тому же исключались:
1. устаревшие славянизмы, непонятные уже современникам Ломоносова (овогды, рясны)
2. грубые, бранные слова (хрыч, таскаться)
Примеры
Церковнославянизмы: дщерь, господень, взываю, отверзлись
Общеупотребительные как для церковнославянского так и для русского (нейтральные) слова: рука, слава, бог, ныне
Просторечные (нет в церковнославянском) говорю, ручей, который
Реформа в области литературы (в области стихосложения)
Ломоносов стремился постичь тайны языка и тайны стихотворства. Еще в 1736 г. он приобрел трактат теоретика русского языка В.К. Тредиаковского " Новый и краткий способ к сложению российских стихов”, который его чрезвычайно заинтересовал. Ответом Ломоносова было "Письмо о правилах российского стихотворства”(1739).
Основные положения "письма”
1. Ломоносов распространил силлабо-тонический принцип на все русское стихосложение (силлабо-тонический – слогово-ударный, ранее был силлабический, основанный на долготе слогов)
2. Ломоносов блестяще показал выразительные возможности ямба.
3. Умело применил сочетание мужских и женских рифм (Тредиаковский настаивал на применении только женских рифм)

Итоги урока:(1-го)
Таким образом, Ломоносов дал простор русскому стиху, сделал его гибким, звучным, выразительным. Он приблизил литературный язык к разговорному (= доступность).
Реформы Ломоносова в сферах литературного языка и стихосложения отвечали культурным потребностям нации. Для выражения значительного общественного содержания были необходимы новые литературные жанры, и Ломоносов открывал перед поэзией широкие художественные горизонты. Вместе с тем филологическая деятельность ученого имела и более широкий смысл: в ней отразился дух преобразования, характерный для послепетровской эпохи, в которую развернулось научное и поэтическое творчество Ломоносова.
Тема урока: Жанр оды в творчестве М.В. Ломоносова
Цели урока: Образовательные:
а) познакомить учащихся с творчеством М.В.
Ломоносова
Развивающие:
а) определить основные идеи и темы творчества М.В.
Ломоносова
б) выявить языковые и стилистические особенности
творчества Ломоносова (на основе од)
Воспитательные:
а) развитие языкового эстетического идеала
учащихся

1. Орг. момент
На предыдущем уроке мы с вами познакомились с личностью М.В. Ломоносова, его реформаторской деятельностью. На сегодняшнем уроке мы обратимся к творчеству Ломоносова (конкретно к одам)
2. Лекция с элементами беседы
Прежде чем определить основные темы творчества М В. Ломоносова нам необходимо понять, в чем он видел назначение поэта и поэзии.
Поэт, в представлении Ломоносова, не может ограничиться воспеванием одних лишь движений человеческого сердца, его должны волновать и одушевлять события, имеющие важное значение для всего государства, всей страны.
Идея государства, служения ему лежит в основе всего творчества М.В. Ломоносова. Тема могущества и величия России, патриотический пафос "пользы общества” сочетались в поэзии Ломоносова с прославлением Петра 1 как просвещенного государя. А жанром, который Ломоносов избрал для прославления богатства и могущества России, стала торжественная ода.
Ода - /жанр лирической поэзии /, стихотворение торжественного характера в честь какого-то лица или события.
Этот жанр возник в античности и сначала представлял собой песнь с широким лирическим содержанием. В русской поэзии ода осознавалась как жанр гражданской лирики с обязательным "высоким” содержанием и "возвышенным” стилем. В своем творчестве Ломоносов чаще всего использовал две разновидности оды – духовную и похвальную.
Попробуем составить небольшую схему. Но для начала давайте подумаем - что могло бы входить в содержание этих од, о чем они? (ода духовная? ода похвальная?)
Ода
Похвальная Духовная
Создавалась на торжественные случаи (философская)
придворной жизни. Темы: прославление Основные темы:
наук, просвещения, мира, монархов как 1. несовершенство
хранителей наук и мира. Нередко общества, одиночество
используются библейские, исторические человека.
ассоциации. Основной тон – восторженный. 2. величие природы
3. Анализ од
Рассмотрим оду Ломоносова "Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния”
(Выразительное чтение учителем оды)
К какой разновидности оды относится данная? Докажите.
(Философская ода, так как в ней даны размышления автора)
О чем размышляет автор?
(О величии природы, ее непостижимости, неразгаданности, мощи и человеке – "песчинке” в этом непознанном мире)
Но! Человек стремится проникнуть в тайны природы, то есть он не бессильный созерцатель, подавленный и сникший. Человек – разумное, мыслящее существо. Он восхищается величием Творца и его мощью, но не оставляет попыток проникнуть в суть явлений.
Беседа.
Разбор по строфам.
1-я строфа – рисуется величественная картина природы (приводят примеры)
Посмотрите, какой прекрасный метафорический образ рисует автор
Открылась бездна, звезд полна…
О чем говорит автор в этой строчке?
(о ночном небе)
На фоне этой мрачной торжественной картины природы рисуется человек? С чем сравнивает автор человека?
(С песчинкой, с малой искрой, с пером)
Каким необыкновенным природным явлением восхищается автор?
(северным сиянием)
К кому за объяснением этого природного явления обращается автор?
(к ученым, мудрецам)
С одной стороны автор восхищается природным явлением как чудом, с другой – пытается понять его и объяснить.
Какие художественно-выразительные средства использует автор в оде и для чего?
(Автор использует множество риторических вопросов, восклицаний, особую "высокую” лексику для создания особого эмоционального настроя, для создания важности и глубины затронутой темы)
Теперь обратимся к оде "На день восшествия на всероссийский престол ее величества императрицы Елизаветы Петровны 1747 года”
(выразительное чтение учениками)
День восшествия на престол занимал центральное место в годовом цикле придворных праздников. В 1747 году отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы.
Можно ли считать эту оду по содержанию и по форме классицистической? (этот вопрос мы поставим во главу угла)
Отметим черты классицизма.
Сфера – государственная жизнь; герои – монархи (Елизавета, Петр); герои идеализированы; "высокое” содержание, "возвышенный” язык.
Что прославляется в оде? Мы можем это понять с первых строчек
Царей и царств земных отрада, возлюбленная тишина…

"Тишина” – то есть мирное состояние государства как лучшее время для развития наук и искусств. И Елизавета – хранительница этой тишины.
Елизавета, Петр, Екатерина – рисуются идеализированно как монархи-просветители, покровительствующие наукам, образованию. Ломоносов рисует образ идеального государя, показывает, каким он должен быть, дает "урок царям”.
Через прославление Елизаветы как хранительницы просвещения и наук прославляются сами науки. К кому обращается (и с какой целью) автор в отрывке?
О вы, которых ожидает…
(Автор обращается к сынам России с призывом доказать, что они не хуже чужеземных мастеров, ученых и могут служить развитию и процветанию своей страны)
4. Итоги урока
Мы, проанализировав оды Ломоносова, видим, что они проникнуты высоким гражданским пафосом и главной их целью (как и всего творчества Ломоносова) было прославление богатства, мощи и величия просвещенной России.
5. Домашнее задание
Письменно проанализировать отрывок из оды (На день восшествия…)
О вы, которых ожидает…

Тема урока: А.Н. Радищев "Путешествие из Петербурга
в Москву”
Цели урока: Образовательные:
а) познакомить учащихся с личностью и творчеством
А.Н. Радищева
б) отметить значимость общественной деятельности
писателя
Развивающие:
а) определить основные темы и идеи творчества
А.Н. Радищева
Воспитательные:
а) воспитать в детях чувство сострадания,
человеколюбия

Литература: Ю.М. Лотман Учебник по русской литературе для
средних классов
Учебник по русской литературе под ред.
В.Я. Коровиной

1. Орг. момент
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с личностью и творчеством А.Н. Радищева. Вдумчивый писатель, тонкий наблюдатель, острый сатирик, человек с трагической судьбой, Радищев оставил глубокий след в истории русской литературы.
2. "Слово о Радищеве”
Радищев родился в семье богатого помещика. Учился сначала дома, в деревне, затем в Москве, в Московском университете. Затем был зачислен в Пажеский корпус (близкое знакомится с государыней, с высшим светом, дворцовыми интригами, видит жизнь света "изнутри”)
В круг чтения писателя входили сочинения философов-просветителей – Вольтера, Монтескье, Руссо. Радищев много путешествовал за границей, где изучал юриспруденцию, естествознание, химию, медицину, философию.
"Самодержавие – наипротивнейшее человеческому естеству состояние” – вот мысль, которую Радищев вынес из этого путешествия. Вернувшись в Россию, Радищев поступил на службу. Он старался везде и во всем действовать по совести и заслужил уважение лучших людей своей эпохи. На каждом шагу Радищев встречался с проявлениями самовластия, произвола, деспотизма, с которыми его сердце мириться не желало. Писатель видел жизнь без прикрас. Обратимся к его словам:
Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала. Обратил взоры мои во внутренность мою – и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто оттого только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы
Радищев сделал смелую попытку посмотреть прямо на предметы. В домашней типографии, невинным названием бдительность цензора, он издал книгу "Путешествие из Петербурга в Москву”
Это произведение вызвало ярость Екатерины. Радищев был приговорен к смертной казни, но затем казнь была заменена заключением. Александр 1 возвратил Радищева ко двору. Писатель работал в комиссии по составлению законов, предлагал ввести свободу книгопечатания, свободу торговли. Также Радищев предлагает ввести суд присяжных, отменить пытки при допросах, освободить крепостных крестьян, уничтожить телесные наказания. Естественно, это не могло нравиться правительству. Не желая служить государству вопреки своим принципам, писатель заканчивает жизнь самоубийством.
Итак, обратимся к главной книге Радищева. "Путешествие из Петербурга в Москву” – явилось выражением такого правдолюбия, что представляло собой 1-но из самых заметных явлений в истории русской литературы 18 столетия.
Радищев описывает свое путешествие из новой столицы России в старую. Называя главы по названиям станций, он рассказывает различные происшествия и случаи, которые он наблюдал в жизни или свидетелем которых был сам. Он встречается с разными людьми: крестьянами, дворянами, купцами…Вся Россия с ее бедами, нищетой, грязью встает перед автором.
3. Анализ главы "Медное”
Какое ужасное и циничное явление русской жизни лежит в основе событий главы "Медное”? (примеры!)
(продажа крепостных крестьян)
Какими изображены власть имущие (помещики, дворяне)?
(жестокими, циничными, потерявшими человеческий облик)
Надругательство над какими человеческими ценностями показано в главе?
/Человеческая благодарность, вера (таинство венчания), моральный долг, Божий дар (ребенок)/
Мы видим как люди, наделенные властью насмехаются как над человеческими законами, так и над Законами Божьими. Они теряют человеческий облик.
Какие чувства наполняют душу автора после увиденного?
(жалость, стыд, сострадание, ярость)
4. Итог урока:
Без розовых очков взглянул Радищев на русскую действительность своего времени и с исключительной смелостью подверг осуждению царящий в России деспотизм, произвол властей, бесправие подданных и ужасающее положение крестьян.
5. Домашнее задание
Проанализировать главу "Любани” по плану.
А) Каким изображается крестьянство в главе?
Б) Как оно относится к своему положению?
В) Каково отношение автора к крестьянам?
Г) На какие размышления наталкивает автора увиденное?

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.