» »

Общее понятие о литературном роде. Принципы классификации литературных родов. Система родов и жанров в античной литературе Общие принципы разграничения литературных родов

16.09.2020

Литературные роды

Когда мы говорим о литературном роде и жанре, мы говорим о типе литературного произведения. Литературный род и жанр – определенный тип литературного произведения. Дело в том, что литературное произведение не существует само по себе. Оно существует лишь как представитель определенного рода и жанра. Невозможно создать литературное произведение, которое было бы абсолютно непохоже на какие-либо другие литературные произведение. Исторической жизнью произведения также живут лишь как представители определенного рода и жанра.

Литературное произведение представляет собой совмещение уникальных свойств, которые определяют его индивидуальность. С другой стороны в любом литературном произведении есть какие-то типические свойства, которые наоборот, сближают данное произведение с какими-то другими произведениями, т.е. есть типические свойства. Мы выделяем типы литературных произведений. Степень соотношения индивидуальных и типичных зависит от этапа развития словесности, литературного направления.

Определение литературного рода по Тамарченко:

Литературный род – это понятие, которое вводится с одной стороны для обозначения группы жанров, обладающих сходными структурными признаками. С другой стороны для дифференциации (различения) основных возможностей словесного творчества.

Ода, элегия, сонет, послание – лирика. На основе общих (структурных) признаков лирика будет отличаться от других родов. У лирики, эпоса и драмы есть основные возможности словесно-художественного творчества.

Родовые свойства литературного произведения – это наиболее общие, универсальные, надисторические свойства. Жанры – это, наоборот, исторически сложившаяся разновидность литературного произведения.

Критерии разграничения литературных родов

Аристотель рассматривает искусство как подражание прекрасной природе. С точки зрения Аристотеля есть три способа подражания: рассказывание о событии, как о чем-то отдельном от себя (например, эпос Гомера); оставаясь самим собой, не меняя своего лица (лирика); подражать можно, показывая всех изображающих лиц как действующих и деятелей (драма).

В основе разграничения литературных родов Аристотель кладет тип отношения субъекта высказывания и предмета речи.

В XIX веке литературные роды начали мыслиться как типы художественного содержания. Все объективное по Гегелю в драме является проявленной субъективной воли индивидуума.

Гегель рассматривал драму как наивысший род литературы. В начале XX века появляются лингвистическая и психологическая трактовки литературных родов.

Лингвистическая трактовка соотносит литературные роды с явлениями языка, с категориями лица и времени. Лирика – первое лицо, драма – второе лицо, эпос – третье лицо. Лирика – настоящее время, эпос – прошедшее время, драма – будущее время.

Психологическая трактовка соотносит литературные роды с категорией психики. Эпос – воспоминание, лирика – представление, драма – воля.

Вадим Валерьянович Кожинов в статье «Проблемы литературных родов и жанров» (сборник «Теория литературы. Основные вопросы в историческом освещении. Том 3») говорит о том, что с одной стороны все вышеназванные концепции дали много продуктивного при изучении литературных родов, с другой стороны, они не могут считаться полностью продуктивными, потому что в этих концепциях при описании родов литературы не учитываются признаки, связанные со структурой самого литературного произведения.

Не учитывая аспекты самого литературного произведения, Кожинов перечисляет признаки, связанные со структурой самого литературного произведения: разный объем словесного текста (сжатость в лирике, ограниченные размеры в драме, просторность, протяженность в эпосе), природа времени и темп развития (мгновенность, точность в лирике, перфектность, замедленность в эпосе, устремленность в будущее в драме), способ присоединения (свободное присоединение в эпосе, жесткая причинно-следственная связь между эпизодами – драма, единство лирического сюжета – лирика), специфика композиционно-речевых форм (лирика – монолог, драма – диалог, эпос – смешение). Кожинов пишет о том, что родовые свойства литературного произведения – наиболее общие, универсальные, которые существуют как на поверхности текста, так и на его глубине.

В современном литературоведении учитываются все предшествующие критерии (условия)

Современный подход принято описывать по трем критериям:

1) Композиционно-речевая организация

Каждый литературный род имеет свой предмет изображения. Один субъект речи – лирика, первичный и вторичный субъект речи – эпос, чередование реплик плюс авторские ремарки – драма. Это самый поверхностный критерий

2) Характер развития действия в литературном произведении. Тип, ситуация, события, композиция, которые лежат в основе развития действий. P.S. может оказаться решающим.

3) Предметно-смысловая сфера. Литературный род имеет свой предмет изображения. Современное литературоведение литературные роды рассматривает как архитектонические формы, т.е. как формы организации жизненных ценностей.

Согласно традиционной точке зрения у нас три литературных рода: лирика, эпос и драма. Однако, существовали другие точки зрения относительно количества литературных родов. В XX веке была попытка обосновать роман в качестве четвертого литературного рода. В. Днепров выпустил статью «Роман как новый род поэзии». Были попытки уже другими литературоведами обосновать в качестве четвертого литературного рода сатиру, однако эти точки зрения не закрепились в литературоведении. Помимо произведений, четко относящихся к тому или иному литературному роду, существуют произведения, которые соединяют в себе черты разных литературных родов. Это межродовые формы. Баллада – это как раз межродовая форма (лироэпическая).

Помимо межродовых форм существуют еще и внеродовые формы (произведения, которые лишь в незначительной степени обладают родовыми признаками, а то и лишены их вовсе) (эпиграмма, очерк).

Лирика как род литературы

1. Предмет лирики как литературного рода

2. Специфика лирического события и лирического сюжета.

3. Семантическая структура лирического произведения

Гегель в лекциях по эстетике так определяет предмет лирики: предмет лирики – выражение содержания и деятельности самой внутренней жизни. Все слова в этой формулировке для Гегеля значимы. Причем особенно значимо слово «выражение». Геннадий Николаевич Поспелов в учебнике «Введение в литературоведение» говорит о том, что предметом лирики является сама внутренняя жизнь. Несмотря на то, что Поспелов ссылается на Гегеля, в формулировке Поспелова слово «выражение» пропущено, и подход Поспелова не может считаться в должной мере продуктивным, потому что подход Поспелова не позволяет провести границ между лирикой и другими литературными родами. Доказать это очень просто: если мы рассмотрим такой жанр, как психологический роман. Предметом психологического романа является внутренняя жизнь. Но это совсем не будет означать, что психологический роман мы отнесем к лирике. И по сему подход Поспелова работает не всегда.

Для того, чтобы выражение внутренней жизни (по Гегелю) не оказалось случайным, сама внутренняя жизнь субъекта должна быть поэтичной. Это значит, что чувства и переживания субъекта помимо своей уникальности (единичности) должны обладать некой универсальной, всеобщей значимостью. В лирике всеобщность переживаний субъекта достигается не предметом изображения (по Гегелю содержание и предмет могут быть случайными), а рождается формой поэтического произведения, формой лирического высказывания. В лирике важен вопрос «КАК?». Лирика предполагает особый статус поэтического слова в лирическом произведении. С точки зрения Тамарченко лирическое событие – это всегда событие высказывания или событие рождения поэтического слова. Поиск слова, наименования для выражения собственной внутренней жизни есть неотъемлемая часть лирического события, а иногда и все его содержание. Неслучайно одно из стихотворений Мандельштама начинается со строки «Я слово позабыл, что я хотел сказать».

«Это утро, радость эта…». Последняя строка «Это все весна» подытоживает. Пример Фета доказывает, что лирическое событие – это событие высказывания или событие рождения поэтического слова. Субъект лирического переживания вбирает в себя внешний мир, переживает его в своей внутренней стихии (внутри себя) и, после того, как внешний мир стал для него чем-то внутренним, выражает его, находя для этого соответствующее слово.

Лирика предполагает минимальную дистанцию между автором и героем, автором и читателем, героем и читателем. «Это мои слова, я чувствую тоже самое» - такова типичная реакция читателя на лирическое произведение. Такая читательская реакция объясняется особым статусом лирического персонажа. Лирический персонаж характеризуется предельной обоснованностью (предмет внешности, социального статуса, возрастных характеристик. Одним из свойств лирического персонажа является его анонимность (безымянность). Как раз в силу обобщенности лирического персонажа читателю легко отождествить себя с ним. При этом логические связи между словами в лирике могут отсутствовать. Однако, несмотря на отсутствие логических связей, лирика все равно обладает большой внушающей заражающей читателя силой. Способность лирики обладать большой внущающей заражающей читателя силой называется суггестивностью.

3. Семантическая структура лирического произведения. (по концепции Тамары Исааковны Сильман). Эта концепция изложена в книге «О лирике». Она исходит из того, что в лирике по-особому организовано художественное время. В лирике миг может быть пережит как вечность, а вечность как мгновение. На основании этого Сильман выделяет две части в лирическом произведении: эмпирическая и обобщающая. Как их разграничивать? В эмпирической части появляется многообразие предметного мира, четко отделенных друг от друга временных планов, появляются конкретные факты биографии субъекта переживания. В обобщающей части появляется универсальное время (когда прошлое, настоящее и будущее стягиваются в одну точку). Это и миг, и вечность одновременно. Обобщающая часть фиксирует миг постижения субъектом переживания вневременной сути происходящего, вневременного смысла происходящего.

Н-р. моностих Джузеппе Унгаретти

«И я люблю тебя, люблю тебя; и это нескончаемое страдание». Здесь есть конкретный факт биографии лирического героя. И этот факт присвоен к настоящему.

«Когда волнуется желтеющая нива…». В первой строфе идет речь о осени, во второй о весне, в третьей о зиме. А четвертая – обобщающая часть, т.к. там появляется универсальное время. Универсальное время как правило грамматически выражается с помощью настоящего времени, но не всегда. Универсальное время не зависит от глагольной формы.

Стихотворение Тарковского «Балет» состоит из 6 строф. В первых пяти идет описание балетного спектакля (эмпирическая часть). Пятая строфа заканчивается вопросом «Так что же такое искусство?». Шестая строфа – некий ответ на вопрос. Глаголы в ней стоят в будущем времени, но время там универсально, т.к. это ответ на вопрос, чем искусство считается ВООБЩЕ. Обобщающая часть очень часто стоит в конце лирического произведения, но не всегда (может стоять в начале, в середине, может быть разорвана эмпирической частью). Эмпирическая часть в лирическом произведении может вообще отсутствовать, обобщающая часть присутствует в любом лирическом произведении, потому что универсальное время – одно из основных свойств лирики.

У Пастернака есть стихотворение «Определение поэзии».

Одним из основоположников русского литературоведения был В.Г.Белинский. И хотя еще в античности были сделаны серьезные шаги в разработке понятия литературного рода (Аристотель), именно Белинскому принадлежит научно обоснованная теория трех литературных родов, с которой вы можете подробно познакомиться, прочитав статью Белинского "Разделение поэзии на роды и виды".

Различают три рода художественной литературы: эпический (от греч. Epos, повествование), лирический (лирой назывался музыкальный инструмент, в сопровождении которого исполнялись нараспев стихи) и драматический (от греч. Drama, действие).

Представляя читателю тот или иной предмет (имеется в виду предмет разговора), автор выбирает к нему разные подходы:

Первый подход: можно подробно рассказать о предмете, о событиях, с ним связанных, об обстоятельствах существования этого предмета и и.т.; при этом позиция автора будет в той или иной степени отстраненной, автор выступит в роли своеобразного хрониста, рассказчика или выберет рассказчиком кого-нибудь из персонажей; главным в таком произведении станет именно рассказ, повествование о предмете, ведущим типом речи будет именно повествование; такой род литературы и именуется эпическим;

Второй подход: можно поведать не столько о событиях, сколько о том впечатлении, которое они произвели на автора, о тех чувствах, которые они вызвали; изображение внутреннего мира, переживаний, впечатлений и будет относиться к лирическому роду литературы; именно переживание становится главным событием лирики;

Третий подход: можно изобразить предмет в действии, показать его на сцене; представить читателю и зрителю его в окружении других явлений; такой род литературы является драматическим; в драме непосредственно голос автора будет реже всего звучать - в ремарках, то есть авторских пояснениях к действию и репликам героев.

Роды художественной литературы ЭПОС (греч. - повествование)

рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего (даже чувства показаны со стороны их внешнего проявления). Автор может прямо выразить свое отношение к происходящему. ДРАМА (греч. - действие) изображение событий и отношений между героями на сцене (особый способ записи текста). Прямое выражение авторской точки зрения в тексте содержится в ремарках. ЛИРИКА (от названия муз. инструмента) переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием.

Каждый род литературы в свою очередь включает ряд жанров.

ЖАНР - это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы. К таким группам относятся романы, повести, поэмы, элегии, рассказы, фельетоны, комедии и т.д. В литературоведении нередко вводится понятие литературного вида, это более широкое понятие, чем жанр. В этом случае роман будет считаться видом художественной литературы, а жанрами - различные разновидности романа, например, приключенческий, детективный, психологический, роман-притча, роман-антиутопия и т.д.

Примеры родо-видовых отношений в литературе:

Род: драматический; вид: комедия; жанр: комедия положений.

Род: эпический; вид: повесть; жанр: фантастическая повесть и т.д.

Жанры, будучи категориями историческими, появляются, развиваются и со временем "уходят" из "активного запаса" художников в зависимости от исторической эпохи: античные лирики не знали сонета; в наше время архаическим жанром стала родившаяся еще в древности и популярная в XVII-XVIII веках ода; романтизм XIX века вызвал к жизни детективную литературу и т.д.

Рассмотрите следующую таблицу, в которой представлены виды и жанры, относящиеся к различным родам искусства слова:

Роды, виды и жанры художественной словесности ЭПОС Народный Миф

Поэма (эпос): Героическая Строговоинская Сказочно- легендарная Историческая... Сказка Былина Дума Легенда Предание Баллада Притча Малые жанры: пословицы поговорки загадки потешки... Авторский ЭпопеяРоман: Историческ. Фантастич. Авантюрный Психологич. Р.-притча Утопический Социальный...Малые жанры: Повесть Рассказ Новелла Басня Притча Баллада Лит. сказка... ДРАМА Народная Игра

положений, характеров, масок... Драма: философская социальная историческая соц.-филос. Водевиль Фарс Трагифарс... ЛИРИКА Народная Песня Авторская Ода Гимн Элегия Сонет Послание Мадригал Романс Рондо Эпиграмма...

Современное литературоведение выделяет также четвертый, смежный род литературы, совмещающий в себе черты эпического и лирического родов: лиро-эпический, к которому относится поэма. И действительно, рассказывая читателю какую-то историю, поэма проявляет себя как эпос; раскрывая перед читателем глубину чувств, внутренний мир лица, рассказывающего эту историю, поэма проявляет себя как лирика.

Эпические и лирические произведения разделяются на крупные и малые жанры в большей степени по объему. К крупным относятся эпопея, роман, поэма, к малым - повесть, рассказ, басня, песня, сонет и т.д.

Прочтите высказывание В.Белинского о жанре повести:

"Жизнь наша, современная, слишком разнообразна, многосложна, дробна (…) Есть события, есть случаи, которых, так сказать, не хватало бы на драму, не стало бы на роман, но которые глубоки, которые в одном мгновении сосредотачивают столько жизни, сколько не изжить ее и в века: повесть ловит их и заключает в свои тесные рамки. (…) Краткая и быстрая, легкая и глубокая вместе, она перелетает с предмета на предмет, дробит жизнь на мелочи и вырывает листки из великой книги этой жизни".

Если повесть, согласно Белинскому, - это "листок из книги жизни", то, пользуясь его метафорой, можно образно определить роман с жанровой точки зрения как "главу из книги жизни", а рассказ - как "строку из книги жизни".

Малые эпические жанры, к которым относится рассказ - это "интенсивная" по содержанию проза: у писателя ввиду небольшого объема нет возможности "растекаться мыслию по древу", увлекаться подробными описаниями, перечислениями, воспроизводить большое количество событий в деталях, а сказать читателю зачастую нужно очень много.

Для рассказа характерны следующие черты:

небольшой объем;

в основу сюжета положено чаще всего одно событие, остальные лишь сюжетно очерчены автором;

малое число персонажей: как правило один-два центральных героя;

решается какой-то один главный вопрос, остальные вопросы являются "производными" от главного.

РАССКАЗ - это небольшое прозаическое произведение с одним или двумя основными героями, посвященное изображению какого-то одного события. Несколько объемнее повесть, но разницу между рассказом и повестью не всегда удается уловить: произведение А.Чехова "Дуэль" некоторые называют небольшой повестью, а некоторые - большим рассказом. Важно следующее: как писал в начале ХХ века критик Е.Аничков, "в центре рассказов стоит именно личность человека, а не целая группа людей".

Расцвет русской малой прозы начинается в 20-е годы XIX века, который дал прекрасные образцы малой эпической прозы, среди которых безусловные шедевры Пушкина ("Повести Белкина", "Пиковая дама") и Гоголя ("Вечера на хуторе близ Диканьки", петербургские повести), романтические новеллы А.Погорельского, А.Бестужева-Марлинского, В.Одоевского и других. Во второй половине XIX века создаются малые эпические произведения Ф.Достоевского ("Сон смешного человека", "Записки из подполья"), Н.Лескова ("Левша", "Тупейный художник", "Леди Макбет Мценского уезда"), И.Тургенева ("Гамлет Щигровского уезда", "Степной король Лир", "Призраки", "Записки охотника"), Л.Толстого ("Кавказский пленник", "Хаджи Мурат", "Казаки", севастопольские рассказы), А.Чехова как крупнейшего мастера короткого рассказа, произведения В.Гаршина, Д.Григоровича, Г.Успенского и многих других.

ХХ век также не остался в долгу - и появляются рассказы И.Бунина, А.Куприна, М.Зощенко, Теффи, А.Аверченко, М.Булгакова… Даже такие признанные лирики, как А.Блок, Н.Гумилев, М.Цветаева "унизились до презренной прозы", говоря словами Пушкина. Можно утверждать, что на рубеже XIX-ХХ веков малый жанр эпики занял ведущее положение в русской литературе.

И уже поэтому не следует думать, что рассказ поднимает какие-то незначительные проблемы и затрагивает неглубокие темы. Форма рассказа лаконична, а сюжет подчас незамысловат и касается, на первый взгляд, простых, как говорил Л.Толстой, "натуральных" отношений: сложной цепи событий в рассказе просто негде развернуться. Но в том-то и состоит задача писателя, чтобы в малое пространство текста заключить серьезный и нередко неисчерпаемый предмет разговора.

Если сюжет миниатюры И.Бунина "Муравский шлях", состоящей всего из 64-х слов, схватывает лишь несколько мгновений беседы путешественника с ямщиком посреди бескрайней степи, то сюжета рассказа А.Чехова "Ионыч" хватило бы на целый роман: художественное время рассказа охватывает почти полтора десятка лет. Но автору неважно, что происходило с героем на каждом этапе этого времени: ему достаточно "выхватить" из жизненной цепи героя несколько "звеньев"-эпизодов, похожих друг на друга, как капли воды, и вся жизнь доктора Старцева становится предельно ясной и автору, и читателю. "Как живешь один день своей жизни, так проживешь и всю жизнь", - словно бы говорит Чехов. При этом писатель, воспроизводя обстановку в доме самого "культурного" семейства провинциального города С., может сосредоточить все внимание на стуке ножей из кухни и запахе жареного лука (художественные детали!), но вот о нескольких годах жизни человека сказать так, как будто их и вовсе не было, или это было "проходящее", неинтересное время: "Прошло четыре года" , "Прошло еще несколько лет", как будто не стоит тратить время и бумагу на изображение такой безделицы…

Изображение повседневной жизни человека, лишенной внешних бурь и потрясений, но в рутине заставляющей человека вечно ждать никогда не наступающего счастья, стало сквозной темой рассказов А.Чехова, определившей дальнейшее развитие русской малой прозы.

Исторические потрясения, безусловно, диктуют художнику иные темы и сюжеты. М.Шолохов в цикле донских рассказов говорит о страшных и прекрасных человеческих судьбах в годину революционных потрясений. Но дело тут не столько в самой революции, сколько в вечной проблеме борьбы человека с самим собой, в вечной трагедии крушения старого привычного мира, которую многократно переживало человечество. И потому Шолохов обращается к сюжетам, давно укоренившимся в мировой литературе, изображая частную человеческую жизнь как бы в контексте мировой легендарной истории. Так, в рассказе "Родинка" Шолохов использует древний, как мир, сюжет о поединке отца и сына, не узнанных друг другом, с которым мы встречаемся в русских былинах, в эпосах древней Персии и средневековой Германии… Но если древний эпос трагедию отца, убившего сына в битве, объясняет законами судьбы, не подвластной человеку, то Шолохов говорит о проблеме выбора человеком своего жизненного пути, выбора, который определяет все дальнейшие события и в конце концов делает одного зверем в человеческом обличье, а другого - равным величайшим героям прошлого.

Произведения художественной словесности принято объединять в три большие группы, получившие название литературных родов, - эпос, драма и лирика.

Эпос и драма имеют ряд общих свойств, отличаю­щих их от лирики. В эпических и драматических произ­ведениях воссоздаются события, протекающие в простран­стве и времени! Здесь изображаются отдельные лица (персонажи), и?с взаимоотношения, намерения и поступки, переживания и высказывания. И хотя воспроизведение жизни в эпосе и драме неизменно выражает авторское осмысление и оценку характеров персонажей, читателям нередко кажется, что изображенные события произошли независимо от воли автора. Иначе говоря, произведения эпические, и в особенности драматические, могут созда­вать иллюзию своей полной объективности.

Драма и в особенности эпос обладают неограниченно широкими идейно-познавательными возможностями. Сво­бодно осваивая жизнь в ее пространственной и временной протяженности авторы эпических и драматических произ­ведений могут рисовать яркие, детализированные разно­образные картины бытия"в его изменчивости, конфликт­ности, многоплановости"" и одновременно проникать в глубины сознания людей, воссоздавать их внутреннюю жизнь. При этом оба литературных рода способны за­печатлевать самые разные характеры и соотношения их с жизненными обстоятельствами. Драма и эпос, говоря иначе, «действуют» в бескрайне широкой содержательной сфере: им доступны любые темы, проблемы и виды пафоса.

Эпические и драматические произведения вместе с тем резко отличаются друг от друга. Организующее формальное начало эпоса - повествование о собы­тиях в жизни персонажей и их поступках. Отсюда назва­ние этого рода литературы (гр. epos - слово, речь). Средства предметной изобразительности здесь исполь­зуются наиболее свободно и широко.


В драме (гр. drao - действую) повествование в сколь­ко-нибудь развитой форме отсутствует. Текст произведе­ния состоит прежде всего из высказываний самих персона­жей, посредством которых они действуют в изображаемой ситуации. Авторские же пояснения к словам героев сведены к так называемым ремаркам (фр. remarquer - замечать), имеющим лишь вспомогательное значение. Специфика драмы как литературного рода определяет­ся ее предназначенностью для сценической постанов­ки.

Слово «лирика» образовано от древнегреческого назва­ния музыкального инструмента лиры, под аккомпанемент которой исполнялись (пелись) словесные произведения. Лирика отличается от эпоса и драмы прежде всего предме­том изображения. Развернутое и детализированное вос­произведение событий, поступков, взаимоотношений людей в ней отсутствует. Лирика художественно осваивает пре­имущественно внутренний мир человека как таковой: его мысли, чувства, впечатления. В ней максимально вопло­щается субъективное начало человеческой жизни. Однако ощущение полной, «абсолютной» субъективности лирики, возникающее порой при ее чтении, является иллюзорным: лирическое творчество содержит глубокие познавательные обобщения.


Речь в лирике выступает прежде всего в ее вырази­тельной (экспрессивной) функции, она непосредственно и активно воплощает эмоциональное отношение к жизни высказывающегося (носителя речи) - так называемого лирического героя. Поэтому речевой строй лирического произведения - его важнейшее формальное начало: нюан­сы словоупотребления и построения фраз, а также рит­мическая упорядоченность текста здесь особенно сущест­венны.

Понятие литературного рода возникло в античной эстетике, в сочинениях Платона и Аристотеля. В третьей главе аристотелевской «Поэтики» говорится о сущест­вовании в поэзии (т. е. искусстве слова) трех «способов подражания»: «Подражать в одном и том же и одному и тому же можно, рассказывая о событии, как о чем-то отдельном от себя, как это делает Гомер, или же так, что подражающий остается сам собой, не изменяя своего лица, или представляя всех изображаемых лиц как дейст­вующих и деятельных» (20, 45). Обозначенные Аристо­телем «способы подражания» впоследствии и стали назы­вать литературными родами. Это понятие характеризует


Эпос, лирика и драма сформировались на самых ранних этапах существования общества, в первобытном синкретическом творчестве. Происхождению литературных родов посвятил первую из трех глав своей «Исторической поэтики» Ал-р Н. Веселовский (36, 200-313); в ней он доказывал, что литературные роды возникли из обрядового хора первобытных народов.

Обрядовый хор, сопровождавший пляску и мимические действия, включал в себя, по мысли Веселовского, воз­гласы радости и печали, которые выражали коллектив­ную эмоциональность. Из подобных возгласов возникла ли­рика, которая впоследствии отделилась от обряда и обрела художественную самостоятельность. Из выступлений за­певал (корифеев) обрядового хора сформировались лиро-эпические песни (кантилены). Из этих песен, впоследст­вии тоже отделившихся от обряда, возникли героические поэмы (эпопеи). И, наконец, из обмена репликами участ­ников обрядового хора возникла драма.

Теория происхождения литературных родов, выдвину­тая Веселовским, подтверждается множеством известных современной науке фактов из жизни первобытных наро­дов. Так, несомненно возникновение театральных пред­ставлений (а на их основе - и драмы) из обрядовых игрищ.

Вместе с тем в теории Веселовского не учтено, что эпос и лирика могли формироваться и независимо от обрядовых действий. Мифологические сказания, из кото­рых впоследствии сложились прозаические легенды (саги) и сказки, появились вне обрядового хора. Их не пели, а рассказывали друг другу представители племени. Лирика тоже могла возникать вне обряда. Лирическое самовыражение имело место в производственных (трудо­вых) и бытовых отношениях первобытных народов. Таким образом, существовали разные пути формирования литературных родов, и обрядовый хор был одним из ни.х.

Под влиянием литературного процесса представления о родах так или иначе менялись. Они были приведены в систему представителями немецкой эстетики конца XVIII - начала XIX в.: в работах Шиллера и Гёте, позд­нее - Шеллинга и Гегеля. В русле идей этих авторов (прежде всего Гегеля) развивал свою теорию литератур­ных родов Белинский в статье «Разделение поэзии на роды и виды» (1841). Он видел в эпосе, драме, лирике

определенные типы содержания и разграничивал роды с помощью категорий «объекта» и «субъекта» художествен­ного познания. Эпические произведения связывались с представлением об объекте. «Эпическая поэзия, - писал Белинский, - есть по преимуществу поэзия объективная, внешняя, как в отношении к самой себе, так и к поэту и его читателю» (25, 9). И дальше: «Здесь не видно поэта; мир, пластически определенный, развивается сам собою, и поэт является только как бы простым повествователем того, что свершилось само собой» (25 10). Лирика, напро­тив, понималась как сфера субъективности поэта. «Лирическая поэзия, - читаем у Белинского, - есть по преимуществу поэзия субъективная, внутренняя, выраже­ние самого поэта» (25, 10). И, наконец, драма рассматри­валась как «синтез» объективности и субъективности. Произведение этого литературного рода, по Белинскому, «есть примирение противоположных элементов - эпичес­кой объективности и лирической субъективности» (25, 16).

Эта концепция литературных родов обобщает много­вековой художественный опыт. Многие из высказанных Белинским мыслей унаследованы советским литературо­ведением, для которого особенно важен акцент на содер­жательные функции родовых форм.

Вместе с тем в названной статье есть известная односторонность: не только драма, но и любое худо­жественное произведение соединяет в себе объективность (т.е. отражает действительность) и субъективность (поскольку оно выражает осмысление писателем жизни). Об этом неоднократно говорил и сам Белинский в более поздних работах. Он, в частности, подчеркивал важность субъективного начала в эпических произведениях, прежде всего в романах и повестях.

Наряду с делением литературы на роды (эпос, лирика, драма) существует деление ее на поэзию и прозу. В обиходной речи лирические произведения нередко отожде­ствляются с поэзией, а эпические - с прозой. Подобное словоупотребление неточно. Каждый из литературных родов включает в себя как поэтические (стихотворные), так и прозаические (нестихотворные) произведения. Эпос на ранних этапах искусства был чаще всего стихотворным (эпопеи античности, французские песни о подвигах, русские былины и исторические песни и т. п.). Эпические в своей родовой основе произведения, написанные стиха­ми, нередки в литературе нового времени («Дон-Жуан» Байрона, «Евгений Онегин» Пушкина, «Кому на Руси жить


хорошо» Некрасова). В драматическом роде литературы также применяются ка-к стихи, так и проза, порой соеди­няемые в одном и том же произведении (многие пьесы Шекспира, «Борис Годунов» Пушкина). Да и лирика, по преимуществу стихотворная, иногда бывает прозаической.

В теории литературных родов возникают и иные, более серьезные терминологические проблемы. Слова «эпичес­кое» («эпичность»), «драматическое» («драматизм»), «лирическое» («лиризм») обозначают не только родовые особенности произведении, о которых шла речь, но и другие их свойства.

Эпичностью называют величественно-спокойное, не­торопливое созерцание жизни в ее сложности и много­плановости, широту взгляда на мир и его приятие как некоей целостности. В этой связи нередко говорят об «эпическом миросозерцании», художественно воплотив­шемся в гомеровских поэмах и ряде позднейших произ­ведений («Война и мир» Л.Толстого). Эпичность как идейно-эмоциональная настроенность может иметь место во всех литературных родах - не только в эпических (повествовательных) произведениях но также в драме («Борис Годунов» Пушкина) и лирике («На поле Кули­ковом» Блока). Драматизмом принято называть умо­настроение, связанное с напряженным переживанием каких-то противоречий, с взволнованностью и тревогой. И, наконец, лиризм - это возвышенная эмоциональность, выраженная в речи автора, рассказчика, персонажей. Драматизм и лиризм тоже могут быть свойственны всем литературным родам. Так, исполнены драматизма роман Л. Толстого «Анна Каренина» и стихотворение Цветаевой «Тоска по Родине». Лиризмом проникнуты роман Тургене­ва «Дворянское гнездо», пьесы Чехова «Три сестры» и «Вишневый сад», рассказы и повести Паустовского.

Важно поэтому различать, с одной стороны, эпос, дра­му, лирику как литературные роды, а с другой - эпич­ность, драматизм, лиризм как эмоциональную настроен­ность произведений.


Раздел второй

ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЦЕЛОЕ


то называют идеей. Но этот термин будет объяснен
позднее, а пока заметим, что содержание художественного
произведения заключает в себе разные стороны, для опре­
деления которых существуют три термина - тематика,
проблематика, идейн о-э моциональная

оценка. Начинать анализ, естественно, надо с того, какие характерные явления действительности нашли отражение в данном произведении. Это вопрос об особенностях тема­тики.

Именно, во всех искусствах, по мнению Аристотеля, имеется большое различие между предметом подражания, средством подражания и способом подражания. Аристотель пишет, что подражательные искусства "отличаются друг от друга тремя чертами: тем, что они воспроизводят различными средствами, или различные предметы, или различным, не одним и тем же способом". Об этом же разделении художественного подражания по средствам, способу и предмету подражания Аристотель говорит еще раз, однако разделение видов творчества по подражанию дается у Аристотеля не без путаницы. Так, в другом месте он разделяет подражание на подражание фактам настоящим или прошедшим, на подражание в субъективном представлении и на подражание долженствующему. Художнику "всегда приходится воспроизводить предметы каким-нибудь одним из трех способов; такими, каковыми они были или есть; или такими, как их представляют и какими они кажутся; или такими, каковы они должны быть". Эта путаница увеличивается еще и оттого, что поэзия, по Аристотелю, вовсе не подражает никаким реальным фактам, а только изображает их возможность.

Роды́ литерату́ры - это крупные объединения словесно-художественных произведений по типу отношения высказывающегося ("носителя речи") к художественному целому. Выделяются три рода: драма, эпос, лирика.

Данное разделение возводят к "Поэтике" Аристотеля:

подражать в одном и том же и одному и тому же можно, рассказывая о событии, как о чём-то отдельном от себя, как это делает Гомер, или же так, что подражающий остаётся сам собой, не изменяя своего лица, или представляя всех воображаемых лиц, как действующих и деятельных

Однако Жерар Женетт в своей работе «Введение в архитекст» называет это распространенное мнение «ретроспективной иллюзией» и показывает, что на самом деле это эстетическая концепция XVIII века (прежде всего аббата Баттё), безосновательно апеллирующая к авторитету Аристотеля:

сравнительно недавно возникшая теория «трех основных литературных родов», присвоив себе столь далеких предков, не только приписывает себе древнее происхождение, а значит, наделяется видимостью или презумпцией вечности и тем самым самоочевидности,- но и подтягивает под три своих литературных рода то естественное основание, которое было разработано Аристотелем, а до него Платоном, совсем для других вещей и, наверное, с большим правом.

Еще с античных времен (Аристотель «Поэтика») принято разделять литературу на три рода:

1. Эпос - охватывающий бытие во всем многообразии: пространственно-временной протяженности и событийной насыщенности (отличительная особенность - сюжетность).

2. Лирика - запечатлевающая внутренний мир личности в становлении и смене впечатлений, грез, настроений, ассоциаций (эмоциональность, экспрессивность, отсутствие ярко выраженного сюжета).

3. Драма - фиксирующая речевые акты действующих лиц, изначально предназначенная для сценической постановки; обладающая, с одной стороны, экспрессивностью, с другой - сюжетностью, что позволяет в этом роде литературы видеть слияние черт лирикии эпоса.

Для каждого из указанных родов литературы характерны свои специфические жанры (то есть устоявшиеся формы произведений).

Эпические жанры

Для эпоса характерны такие жанры: эпопея, эпическая поэма, повесть, рассказ, новелла, роман, некоторые виды очерка. Специфическая черта эпоса - организующая роль повествования: носитель речи сообщает о событиях и их подробностях, как о чем-то прошедшем и вспоминаемом, попутно прибегая к описаниям обстановки, действия и облика персонажей, а иногда - к рассуждениям. Основное различие между перечисленными жанрами - в объеме произведения, а также в масштабе отображаемых событий и философских обобщений.

Эпопея - монументальное по форме произведение общенародной проблематики (напр., «Война и мир» JI. Н. Толстого, «Тихий Дон» М. А. Шолохова).

Эпическая поэма - поэтическое, в некоторых случаях прозаическое произведение, обладающее сюжетностью; как правило, произведение воспевающее славное прошлое народа, его духовное становление или устремления и т. п. (напр., «Полтава» А. С. Пушкина, «Мертвые души» Н. В. Гоголя).

Роман - произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в процессе ее становления и развития. По определению Белинского, роман - это «эпос частной жизни» (напр., «Обломов» А. И. Гончарова, «Отцы и дети» И. С. Тургенева).

Повесть - «средний» жанр эпического рода литературы. По объему, как правило, меньше романа, но больше рассказа, новеллы. Если в романе центр тяжести лежит в целостном действии, в фактическом и психологическом движении сюжета, то в повести основная тяжесть переносится нередко на статичные компоненты произведения - положения, душевные состояния, пейзажи, описания и т. п. (напр., «Степь» А. П. Чехова, «Записки из «Мертвого дома» Ф. М. Достоевского). Разграничить роман и повесть часто бывает достаточно трудно, в западном литературоведении жанр «повесть» не выделяется вовсе (там разделение происходит на две основные категории: «novel» - «роман», и «short story» - «рассказ»).

Новелла - малый прозаический жанр, сопоставимый по объему с рассказом (что дает иногда повод для их отождествления - существует точка зрения на новеллу как на разновидность рассказа), но отличающийся от него острым центростремительным сюжетом (нередко парадоксальным), отсутствием описательности и композиционной строгостью. Поэтизируя случай, новелла предельно обнажает ядро сюжета, сводит жизненный материал в фокус одного события (напр., ранние рассказы А. П. Чехова, Н. В. Гоголя, цикл «Темные аллеи» И. А. Бунина).

Рассказ - малая эпическая жанровая форма художественной литературы - небольшое по объему изображенных явлений жизни, а отсюда и по объему текста, прозаическое произведение (напр., рассказы В. М. Гаршина, А. П. Чехова, И. А. Куприна и т. д.).

Роды́ литерату́ры - это крупные объединения словесно-художественных произведений по типу отношения высказывающегося ("носителя речи") к художественному целому. Выделяются три рода: драма, эпос, лирика.

Данное разделение возводят к "Поэтике" Аристотеля.

Произведения словесно-художественного характера с давних времен принято объединять в 3 большие группы: эпос, лирика, драма. В 20 в. в связи с развитием в литературе индивидуальных, авторских методов не все может укладываться в эту триаду. Уже Платон в трактате «Государство» рассуждал о поэзии, совести, что поэт в своем создании и может впрямую выступать от своего лица, не примешивая нечто другого, что это работает в дифирамбах, это важнейшее средство лирики. Поэт также может строить произведения как обмен речами героев, не применяя свои слова. Это свойство драмы. Поэт может соединять свои слова со словами чужими, которые принадлежат героям. Это эпос. Этот смешанный, последний род поэзии он также называет повествованием. Сходные суждения высказывает в своей «Поэтике» Аристотель, но делает упор на то, что это есть 3 различных способа подражания действительности. Такого рода взгляд, когда деление литературы на 3 большие группы рассматривалось по типу взаимоотношений носителя речи к художественному целому, сохранялось вплоть до 19 в., пока не стала разрабатываться эстетика романтизма, которая основывалась на философских категориях. В частности, Ф. Шеллинг в «Философии искусства» указывает, что в этом делении важен тип художественного содержания: лирика - это бесконечность и духовная свобода; эпос - чистая необходимость; драма соединяет свободу и необходимость. Его идеи развивает Гегель, говоря, что лирика субъективна, эпос объективен, драма соединяет и то, и другое. Эти идеи развивает Белинский. Получается, что в эстетике романтиззма происходил разрыв между содержанием и формой произведения, игнорировалась поэтика, т. е. речевая деятельность, присутствующая в литературном произведении. В 20 в. с развитием строгой лингвистики на речевую организацию произведения стали обращать больше внимания. Немецкий ученый Бюлар говорил, что речевые акты имеют 3 аспекта:

1. Репрезентация - какое-то сообщение о предмете.

2. Экспрессию какое-то выражение эмоций говорящего.

3. Апелляцию – обращение говорящего к кому-либо, что и становится определяющим.

По Бюлару, в родах литературы тот или иной аспект является доминирующим. В лирическом произведении преобладает экспрессия, в драматическом работает действенная сторона, а эпическое произведение сочетает 3 начала. Деление литературы на роды не совпадает с ее делением на прозу и поэзию как в обиходном представлении о них. Каждая из этих групп может включать в себя как стихотворные, так и не стихотворные произведения. В 20 в. все чаще склоняются к точке зрения немецкого писателя Новалиса, который еще в 19 в. говорил, что чистое деление очень сложно, что эпос - это собственно то, где больше преобладает эпическое начало, драма - драматическое и т. д. Поэтому когда в теории литературы используется термин лирическое, драматическое, эпическое, речь идет не только о родовых свойствах, но и о какой-то определенной тональности литературного произведения. С эпическим принято связывать некую многоплановость картины мира (драма Пушкина «Борис Годунов».Романы Тургенева достаточно лиричны, «Братья Карамазовы» называют романом-трагедией, т. к. драматизм связывается с напряженностью происходящего). В любом случае далее сохраняется баланс между содержанием и формой.

О родах поэзии пишет Платон в «Государстве»: поэт может впрямую говорить от своего лица (лирика), может быть обмен речами героев без слов поэта (драма), может свои слова соединять со словами действующих лиц (эпос). Сходно в «Поэтике» Аристотеля: как три способа подражания. С 19 века – не как словесно-художественные формы, а как умопостигаемые сущности, фиксируемых философскими категориями, то есть род равен типу художественного содержания.

Шеллинг: лирика – бесконечный дух свободы, эпос – чистая необходимость, драма – синтез – борьбы свободы и необходимости.

Гегель (вслед за Жан Полем): эпос – объективен, лирика – субъективна, драма – 2 этих начала.

Белинский статья «Разделение поэзии на роды и виды» (1841) в «Отечественных записках» – совпадает с гегелевской концепцией, но обращается не к Гомеру, а к современной ему литературе (Пушкин, Гоголь и др.). В начале – схема Гегеля, в конце - смешения, нарушение схемы. (Но Гегель не очень высоко ценил лирику, так как ему было важнее объективное, разумное, субстанциональное, для Белинского поэзия – высший род искусства – ей подвластно всё). Поэзия осуществляет смысл идеи, все внутренне глубоко уходит во внешнее.

1. Эпическая поэзия – определенная замкнутая реальность, не видно поэта, мир пластически определен и развивается сам собой, поэт – только повествователь.

2. Лирическая поэзия – проникновение во внутреннюю сферу, царство субъективности, мир в себе, не выходящий наружу.

3. Драматическая поэзия – 1+2, внутреннее идеальное субъективное, а внешнее реальное объективное.

20 век – синтез литературных родов: роман, лиро-эпические поэмы, пьесы с эпическими элементами, лирическая драма («Балаганчик» Блока).

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » О родах поэзии и литературы . И в закладках появилось готовое сочинение.