» »

Дислексия: общие сведения, симптомы болезни. Современные безграмотные. Как живут люди, не умеющие читать и писать

22.09.2019

ВАШИНГТОН, 15 декабря. /Корр. ТАСС Иван Лебедев/. Грамотность на планете повышается в последние два десятка лет низкими темпами и составляет сейчас лишь 84%.

Это означает, что 781 млн взрослых людей в разных странах, или примерно каждый десятый житель Земли, вообще не умеют читать и писать, сообщает исследовательский центр американского сетевого издания "Глобалист".

Центр подготовил доклад на основе данных Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Ликвидация неграмотности шла быстрыми темпами после Второй мировой войны, но в нынешнем веке сильно замедлилась, отмечают эксперты. С 1950 по 1990 год грамотность увеличилась с 56 до 76%, а в следующие десять лет возросла до 82%. Однако начиная с 2000 года этот показатель прибавил лишь 2%.

По мнению авторов доклада, это объясняется в целом крайне низким уровнем социально-экономического развития стран Центральной Африки и Западной Азии, где проживает 597 млн человек, не умеющих читать и писать. "Они составляют 76% всех неграмотных людей с мире", - говорится в документе. Единственный обнадеживающий факт состоит в том, что уровень грамотности среди молодежи в государствах Южной и Западной Азии заметно выше, чем у старшего поколения.

В целом грамотность среди юношей и девушек в возрасте от 15 до 24 лет во всем мире, по данным Статистического института ЮНЕСКО, составляет сейчас 90%. "Этот показатель кажется высоким, но все равно он означает, что 126 млн молодых людей не умеют читать и писать", - отмечают эксперты исследовательского центра "Глобалист".

Они также обращают внимание, что в целом грамотность среди юношей на 6% выше, чем среди девушек, а самый большой разрыв в данной области наблюдается, естественно, в беднейших мусульманских странах. Из 781 млн неграмотных людей на планете две трети составляют женщины. Более 30% из них (187 млн) проживают в Индии.

Статистика по странам

В Индии вообще насчитывается самое большое количество неграмотных жителей - 286 млн человек. Далее в списке следуют Китай (54 млн), Пакистан (52 млн), Бангладеш (44 млн), Нигерия (41 млн), Эфиопия (27 млн), Египет (15 млн), Бразилия (13 млн), Индонезия (12 млн) и Демократическая Республика Конго (12 млн). На эти десять стран приходится более двух третей всех неграмотных жителей Земли.

Американские специалисты подчеркивают также, что, несмотря на высокий абсолютный показатель, относительный уровень неграмотности в Китае составляет лишь 5% населения. Авторы доклада уверены, что "в ближайшие десятилетия" неграмотность в КНР будет полностью ликвидирована. По их мнению, об этом свидетельствует тот факт, что уровень грамотности среди китайской молодежи составляет сейчас 99,6%.

Как такового определения для заболевания дислексия нет, но Международная ассоциация даёт что-то вроде расшифровки для этого заболевания. В общем, дислаксией называют неспособность к распознаванию слов, чтению. Данные нарушения берут своё начало от врождённой неполноценности нервной системы. Говоря простым языком, это неумение читать (мозг просто не распознаёт получаемую информацию).

Общие сведения о болезни

Не смотря на то, что дислексия – это неумение читать, всё же данная болезнь не относится к умственной отсталости. Стоить обратить особое внимание на то, что данный недуг крайне тяжело диагностировать. Во-первых, очень важен профессионализм врача, к которому вы обратились. При диагностике будут учитываться многие факторы. Скорее всего, вашему ребёнку будет предоставлен текст, который он должен прочитать вслух. При этом врач не просто посмотрит на скорость чтения, но и будет отмечать те моменты, которые были затруднительными. Но это всего лишь первый этап диагностики.

Почти все тесты, которые будет проводить логопед, будут рассчитаны на проверку слуха и способности воспроизведения речи. Также специалист посмотрит, какую информацию ребёнок усваивает лучше, в устной форме или же в тактильной (при выполнении различного рода заданий). В итоге врач определит, насколько эффективно действуют 3 составляющие сенсорной речи.

Виды дислексии

У этой болезни нет определённых симптомов. У каждого больного они проявляются по-разному. Иногда дислексию ещё называют «словесной слепотой». Это происходит из-за того, что одна часть мозга понижает свою активность. Кстати, дислексия – это довольно распространенная болезнь, её диагностируют в той или же иной форме у 6-10% населения. Пора рассмотреть все детали данного недуга.

Дислексия фонематическая

Данный вид дислексии чаще всего диагностируется у детей начальных классов. Это в первую очередь связано со слабым развитием функций, которые как раз характерны для фонетической системы. Отличие одной фонемы от другой является большое количество разнообразных особенностей (к примеру, глухость-звонкость). Когда в слове изменяется хотя бы одна фонема, оно приобретает совсем другое значение, например, роса-коса. Как видите изменилась одна буква и слова стало носить другое значение. При фонематической дислексии ребёнок неспособен распознать различие двух слов. У него просто на просто смешиваются все звуки в голове, они превращаются в «кашу».

Семантическая дислексия

Этот вид дислексии по-другому величают «механическим чтением». Это значит, что ребёнок абсолютно не понимает, что он прочитал, при этом само чтение у него в порядке, оно является полностью правильным. Данное отклонение вызывают два фактора, а именно трудности, связанные в первую очередь звукослоговым синтезом, а также непонимание синтаксических связей, которые расположены в предложениях. По-другому можно сказать, что мозг воспринимает все слова по отдельности, а не в предложениях.

Дислексия аграмматическая

Это самый распространенный среди детей вид дислексии. Он характеризуется частичной недоразвитостью речи. Это хорошо выражается при чтении и разговоре ребёнка. При дислаксии данного типа ребёнок постоянно изменяет падежные окончания (даже в существительных), неправильно согласует падеж, изменяет окончания во всех глаголах, которые относятся к третьему лицу прошедшего времени.

Оптическая Дислексия

При таком виде заболевания мозг не распознаёт графические символы, в том числе буквы. Из-за этого он не может читать.

Дислексия мнестическая

Ребёнок не понимает, какому звуку должна соответствовать та или иная буква. Он не может усвоить, выучить буквы.

Симптомы при заболевании дислексией

Это заболевание, как собственно и все другие, имеет особенные симптомы. Хотя будет вернее их назвать проблемами, с которыми постоянно сталкиваются больные этой болезнью люди. Вот список самых распространенных из них:

  • достаточно большая задержка развития ребёнка, особенно хорошо проявляется она в способностях писать, а также читать;
  • дезорганизация;
  • большие трудности с восприятием различной информации;
  • сложность с запоминанием банальных слов.
  • полное непонимание текста, который читается;
  • некоторые нарушения, связанные с координацией:
  • иногда данная болезнь может проявляться ещё и в гиперактивности.

Заметьте, что все вышеперечисленные симптомы также являются симптомами такого заболевания, как дезориентация. В отличие от дислексии, данное заболевание довольно просто можно диагностировать и это не займет много времени. Поэтому иногда для того, чтобы узнать, не болен ли ребёнок дислаксией, проводят тест на ориентацию, ведь в неё входит и точность восприятия окружающего мира, людей, а также восприятие графических знаков, слов, предложений.

Есть ещё и другие симптомы, которыми страдает человек, больной дислаксией:

  • интеллект ребёнка находится на достаточно высоком уровне, но большие проблемы с чтением имеются;
  • постоянное, закономерное повторение допущенных ошибок, например, пропуск слова.
  • ребенок абсолютно не успевает выполнить заданное ему задание за нужное время;
  • большие трудности в написании;
  • в целом у ребёнка плохая память, он не запоминает элементарные вещи;
  • часто встречаются у таких детей значительные проблемы со зрением;
  • малыш не может определить верх и них текста.

Причинны возникновения такой болезни как дислексия

Многие исследования подтверждают, что данная болезнь возникает на почве проблем, которые носят нейробиологический характер. В таком случае некоторые из участков мозга имеют намного меньшую активность. Также имеются и некоторые отличия в самой структуре мозговой ткани. Кстати, было научно доказано, что данное заболевание может передаваться наследственно. Были обнаружены особенные гены, которые как раз и ответственны за появление этого заболевания.

Можно ли вылечить дислексию? Если да, то как?

Данное заболевание сопровождает больного человека на протяжении всей его жизни, чем создаёт ему очень много неприятностей. Конечно же, были случаи, когда некоторым людям всё-таки удавалось рано или поздно научиться читать. Но это редкость. Обычно человек, больной дислексией, остаётся безграмотным на всю свою жизнь.

Особенность лечения данной болезни в основном состоит в том, что корректируется весь учебный процесс, в это число также входят прямое и непрямое обучение распознавать слова, предложения. Также учат навыку выделять определённые компоненты в словах. В случае с прямым обучением применяют, так называемый, специальный вид методов фонетики.

В общем, могут применяться самые разнообразные методики обучения. Главное, чтобы в них входило комплексное обучение не только чтению некоторых выражений и слов, а также всего текста. Можно также применять и различные подходы, в которых речь идёт о приобретении многих навыков, начиная с самого, что есть элементарного и заканчивая более высоким уровнем. Дополнительно многие специалисты-врачи рекомендуют использовать подходы, цель которых воздействовать на многие органы чувств.

Согласно мировой статистике, лишь полпроцента людей на земле не умеют читать и писать. Казалось бы, над неграмотностью одержана полная и уверенная победа. Однако ученые бьют тревогу: по данным разных исследований, от 25 до 50 процентов населения земли является функционально неграмотным!

Важно знать! По результатам исследования, проведенного в 2003 году Международным институтом чтения, по качеству функциональной грамотности и чтения Россия заняла 32-е место из 40 возможных.

iconmonstr-quote-5 (1)

Лишь каждый третий российский выпускник способен понять содержание научных и литературных текстов.

Что такое функциональная неграмотность

Функционально неграмотный человек умеет читать и писать, но при этом практически не понимает смысла прочитанного. Он испытывает трудности при чтении и заполнении документов, не понимает, что написано в инструкции к лекарству или бытовому электроприбору.

Кроме того, у такого человека страдают и речевые умения: он почти не воспринимает высказывания других людей или понимает их искаженно, а также с трудом выражает свои собственные мысли.

Как разглядеть у ребенка функциональную неграмотность

Конечно, не стоит делать скоропалительных выводов, но если вы наблюдаете у своего школьника следующие «симптомы», стоит обратиться за консультацией к нейропсихологу или логопеду:

  • не любит читать;
  • жалуется на дискомфорт, головную боль или резь в глазах, возникающую каждый раз во время чтения;
  • просит вас или кого-то другого объяснить прочитанное;
  • шевелит губами при чтении или проговаривает вслух читаемый текст;
  • всеми способами избегает сложных умственных задач;
  • не умеет следовать даже простым инструкциям;
  • испытывает агрессию по отношению к тому, кто «нагружает» его сложными задачами.

Откуда берется функциональная неграмотность

Исследователи связывают возросшее число функционально неграмотных людей с развитием информационного потока. Прямых научных доказательств того, что телевидение и интернет приводят к функциональной неграмотности, нет, но вместе с тем нельзя отрицать, что среди тех, кто сутки проводит перед экраном телевизора или в социальных сетях, функционально неграмотных подавляющее большинство.

iconmonstr-quote-5 (1)

В группе наибольшего риска находятся дети, чьи родители охотнее дают в руки чаду смартфон или планшет, чем читают книжку.

Ограничение до минимума просмотра телепередач, компьютерных игр, посещения социальных сетей и форумов в современных условиях необходимо, убеждены психологи. Ребенок, который к десятилетнему возрасту не научился понимать прочитанное, уже считается функционально неграмотным. И чем он старше, тем труднее справиться с проблемой.

Как предотвратить функциональную неграмотность

  • Вовлекайте малыша в реальную жизнь, сведите к минимуму использование гаджетов или вовсе откажитесь от них, особенно в раннем детском возрасте.
  • Тренируйте память ребенка (учите стихи, скороговорки, песни и т. п.)
  • Читайте ребенку вслух, даже тогда, когда он сам уже умеет читать. Отдавайте предпочтение книгам, которые интересны ему самому.
  • Обсуждайте прочитанное, делитесь впечатлениями, задавайте вопросы по прочитанному тексту и обязательно отвечайте на вопросы ребенка.

Что делать, если проблема уже есть

Не стоит отчаиваться, если вы заметили у своего ребенка признаки функциональной неграмотности. Ежедневные занятия, направленные на решение этой проблемы, могут дать хорошие результаты.

Для решения проблемы стоит прежде всего научить ребенка работать с текстом:

  • попросите его не проговаривать текст во время чтения;
  • познакомьте его с разными видами чтения: ознакомительное, обучающее, просмотровое;
  • учите ребенка делить текст на части по смыслу;
  • хорошей тренировкой является перевод информации из текстовой формы в форму таблицы и наоборот;
  • поработайте над расширением периферического зрения: ребенок должен иметь в поле зрения несколько строчек текста, а не одну;
  • научите ребенка искать в тексте ответы на определенные вопросы. Конечно, функциональная неграмотность не приговор, и скорректировать можно даже самые безнадежные случаи.

Главное, чтобы у человека было огромное желание справиться с проблемами, и тогда все возможно!

Библиографическое описание: Галицкая А. А., Трофимова А. Д., Герасимов И. В., Кузнецов А. А., Дмитриева Е. Г., Ильинич М. С. У думающей личности есть только один путь - путь грамотности! // Юный ученый. — 2016. — №2. — С. 197-199..03.2019).



Грамотность - это умение читать и писать, не делая ошибок и следуя правилам. Любой человек обязан быть грамотным, так как это показывает степень его ума, образованности и интеллекта. Есть также профессиональная грамотность: знание своего дела, умение применять полученный багаж знаний в профессии. Безграмотность же может привести к серьёзным последствиям. Например, врач, который неправильно поставил диагноз больному, выписал ему неправильные лекарственные препараты, не уделил пациенту достаточного внимания и не провёл грамотное обследование, может очень серьёзно навредить. Недостаточно грамотный учитель тоже может навредить своим ученикам, которые по его вине не смогут хорошо сдать выпускные и вступительные экзамены, и дорога в ВУЗы будет закрыта для них. Учёные никогда не совершили бы свои научные открытия, не рассказали бы о них миру, если бы не стали грамотными людьми.

Можно привести ещё очень много примеров преимущества грамотного человека, но каждый сам волен выбирать свой жизненный путь. Кому-то нравится жить, не напрягая свой ум, не стараясь учиться. Приятнее гулять с друзьями, играть в компьютерные игры, ходить в кино, чем сидеть за уроками, учить правила, решать задачи. Такие молодые люди думают: «Зачем отказывать себе в удовольствиях?» Однако мне кажется, через много лет они поймут, что заблуждались. Они увидят, что успешнее в жизни грамотные, получившие хорошие знания люди. У образованных людей интересная жизнь, стабильная работа, приличная зарплата, возможность обеспечивать свою семью. У других, не получивших достойного образования из-за своей лени, низкооплачиваемая работа, нет мира в семье. Какой семье может понравиться недостаток средств, отсутствие возможности путешествовать, покупать необходимые, но иногда дорогие вещи? Когда появляются дети, малообразованный человек вспоминает, что мог бы лучше учиться в школе, поступить в ВУЗ, получить более интересную и нужную профессию. Нужно учить детей, чтобы они стали грамотными людьми, но безграмотный отец не может помочь им. Мне кажется, что многие взрослые люди жалеют, что не уделяли учёбе достаточного внимания.

Я считаю, что задумываться о будущем нужно ещё в школьные годы. У думающей личности есть только один путь - путь грамотности!

Галицкая А.

В России читать умеют практически все, но, как показывают данные Статистического института ЮНЕСКО, в мире насчитывается 793 миллиона неграмотных взрослых. Взрослые люди обычно стараются скрывать от других недостатки своего образования и воспитания: неумение, незнание, недостаточный уровень информативности, потому что это мешает преуспеванию в современном обществе. Неграмотному человеку действительно приходится трудно даже на бытовом уровне. Ему сложно быть покупателем, потому что он не может правильно выбрать товар, определить его реальную цену и качество. Ему трудно быть пациентом: при приобретении лекарства он не понимает инструкцию по применению. Неграмотному человеку сложно быть путешественником: ориентироваться в дорожных указателях, планах местности, другой нужной информации. Среди других проблем: оплата счетов, заполнение налоговых и банковских документов, оформление почтовых отправлений. Неграмотные взрослые люди испытывают трудности даже в воспитании детей: не могут помочь своим детям в выполнении домашних заданий, стесняются приходить в школу. У них нередко возникают проблемы с бытовой техникой, сантехникой, что ведёт даже к травмам.

Есть люди, которых нельзя назвать абсолютно неграмотными, скорее они малограмотные. В наше время такие люди не могут пользоваться компьютерами, а это затрудняет их трудоустройство, является главной причиной безработицы. Трудно себе представить нашу жизнь без компьютерных технологий.

Чтение помогает расширить мировоззрение человека, тренирует его мозг, память. Чем больше мы читаем, тем полнее и интереснее становится наша жизнь. Читающий человек обладает бесценным багажом знаний, умеет общаться с другими людьми, умеет правильно высказывать свои мысли, он интересен обществу. Начитанный человек имеет свой разнообразный духовный мир, развитую фантазию, воображение. Многие сами начинают писать интересные книги. Ведь прежде чем стать писателем, нужно стать хорошим читателем.

Человек учится быть грамотным с самого детства. Не сразу ребёнок понимает пользу «хорошей литературы», не сразу в его жизнь приходят классические произведения. Только к концу обучения в школе ученики начинают осознавать, что нужно совершенствовать своё читательское умение, потому что оно очень пригодится для дальнейшей учёбы в ВУЗе и, вообще, в жизни. Есть, конечно, группа людей, остающаяся малограмотными, но их не очень много. Становится совершенно понятно, что в наше современное время лучше быть образованным. Современные развитые страны принимают ряд мер для решения проблемы образования, потому что эта проблема (одна из самых важных) затрагивает широкие слои населения и касается всех нас.

Трофимова А.

Каждый человек от рождения любуется красотой природы и радуется общению с другими людьми. Он испытывает потребность стремиться к чему-то прекрасному и высокому. Можно предположить, что человек, не умеющий читать, восхищается окружающим миром, ведь жизнь великолепна и многообразна в своих проявлениях. Но как выразить свои впечатления? Как передать опыт своей души другим? Если ты не читаешь, твой язык беден, даже если в душе есть очень многое.

Грамотность, приобретённая в процессе чтения, помогает нам выразить наши мысли и чувства. Человек, который не умеет читать, испытывает естественную потребность научиться этому. Но мало просто стать грамотным и уметь читать. Нужно стать по-настоящему «хорошим читателем». Я думаю, что образованный человек, должен знать классическую литературу и интересоваться современными авторами. Этот процесс не может происходить время от времени. Не может быть образованным человек, прочитавший одну - две книги. Настоящий современный читатель испытывает потребность в новой информации. У него появляются любимые авторы, он представляет себя на месте некоторых литературных героев. Поступки и размышления героев, их взаимоотношения учат читателя поступать правильно, ценить любовь и дружбу, делать правильные выводы, познавать жизнь. В художественных произведениях много полезной информации не только для души, но и для ума.

Разум того, кто не умеет читать, неразвит, его речь примитивна. Как правило, такой человек груб и эгоистичен. Он не может в полной мере познать окружающий мир, развить свой ум, свой язык. Мне кажется, что таким людям должно быть обидно за себя. Постепенно с возрастом придёт осознание того, что книги нужны всем нам, что без них жизнь неинтересна. Великий французский писатель эпохи Просвещения Дени Дидро правильно сказал: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

Герасимов И.

Чтение художественной литературы делает нашу жизнь богаче, разнообразнее и интересней. Мы познаём мир, пополняем свой словарный запас. Наблюдая за поступками героев произведений, учимся поступать правильно, отличать добро и зло, быть честными и справедливыми. Необычный, загадочный, интересный мир открывают нам книги. Человек, который не любит и не умеет читать, делает свою жизнь духовно бедной.

А если не умеет читать маленький ребёнок? Как он смотрит на мир? Какими интересами он живёт? У меня есть младший брат Максим, и он ещё не умеет читать. Он познаёт мир со слов старших. Мама, папа и я рассказываем Максиму много интересного: как делаются вещи, какие бывают растения, животные, как живут люди в других странах и многое другое. Когда мой брат станет старше, он будет учиться читать. Мне кажется, тогда он узнает ещё больше нового. У него появятся любимые детские книжки, любимые герои рассказов и сказок. Если мы в семье будем правильно подбирать для него книги для чтения, он сам будет интересоваться художественной литературой и охотно посещать детскую библиотеку.

Однажды по телевизору я увидел передачу о стране, в которой многие люди не умели читать (я не понял, правда ли это, потому что посмотрел её не полностью). Там в автобусах находятся специальные люди - кондукторы, которые читают для неграмотных пассажиров названия остановок. Кондукторы выходят на остановках и объявляют, какой номер автобуса и куда он следует. Я думаю, что это очень неудобно для самих пассажиров, потому что среди них могут оказаться люди с плохим слухом, невнимательные. Человек может уснуть в автобусе и не услышать нужную информацию. Безграмотность может быть очень неудобна во всех сферах общественной жизни.

Все люди обязательно должны научиться читать. Даже в древние времена первобытные люди создавали рисунки на стенах своих пещер. Таким способом они показывали своё отношение к окружающему их миру, делились с соплеменниками своим опытом, призывали удачу в охоте. Древние люди умели «читать» наскальные рисунки и понимали их смысл. Уже в те далёкие времена им требовалось делиться друг с другом информацией. В наш современный XXI век чтение тем более необходимо. Без книг человечество не сможет жить.

Это объясняется в целом крайне низким уровнем социально-экономического развития стран Центральной Африки и Западной Азии

Грамотность на планете повышается в последние два десятка лет низкими темпами и составляет сейчас лишь 84%. Это означает, что 781 млн взрослых людей в разных странах, или примерно каждый десятый житель Земли, вообще не умеют читать и писать, сообщает исследовательский центр американского сетевого издания "Глобалист".

Центр подготовил доклад на основе данных Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Грамотность среди юношей на 6% выше, чем среди девушек, а самый большой разрыв в данной области наблюдается, естественно, в беднейших мусульманских странах. Две трети всех неграмотных взрослых людей на Земле - женщины. Более 30% из них проживают в Индии.

Ликвидация неграмотности шла быстрыми темпами после Второй мировой войны, но в нынешнем веке сильно замедлилась, отмечают эксперты. С 1950 по 1990 год грамотность увеличилась с 56 до 76%, а в следующие десять лет возросла до 82%. Однако начиная с 2000 года этот показатель прибавил лишь 2%.

Объясняется это в целом крайне низким уровнем социально-экономического развития стран Центральной Африки и Западной Азии, где проживает 597 млн человек, не умеющих читать и писать, считают авторы доклада. "Они составляют 76% всех неграмотных людей в мире", - .следует из исследования. Единственный обнадеживающий факт состоит в том, что уровень грамотности среди молодежи в государствах Южной и Западной Азии заметно выше, чем у старшего поколения.

В целом грамотность среди юношей и девушек в возрасте от 15 до 24 лет во всем мире, по данным Статистического института ЮНЕСКО, составляет сейчас 90%. "Этот показатель кажется высоким, но все равно он означает, что 126 млн молодых людей не умеют читать и писать", - отмечают эксперты исследовательского центра "Глобалист".

Для справки, население Земли в настоящее время составляет более 7 миллиардов человек.