» »

Государственный литературно мемориальный музей я коласа. Государственный литературно-мемориальный музей якуба коласа. Разделы экспозиции "Годы учебы"

04.03.2020

В доме–музее Якуба Коласа уютно: кажется, вот–вот зазвучат шаги на лестнице, само собой отодвинется кресло в кабинете, прогнутся пружины дивана, застрекочет пишущая машинка. Дух поэта здесь витает определенно. По залам неторопливо бродят экскурсанты, а корреспондент «СБ» вместе с директором Государственного литературно–мемориального музея Якуба Коласа Зинаидой Комаровской просматривает задачи на будущее: в 2018 году предстоят две важные даты - 95–летие создания поэмы «Новая зямля» и 100 лет лирико-эпической поэме «Сымон–музыка».


Нынешний коллектив музея невелик, но поразительно, какую работу проводят всего 5 научных сотрудников. Тесные связи у поэта были с Вильнюсом - сегодня налажено сотрудничество с литовскими коллегами из Литературного музея А.С.Пушкина, разработан совместно пешеходный экскурсионный маршрут «Колас и Вильнюс» по местам, описанным в поэме «Новая земля» в разделах «Дзядзька ў Вiльнi», «Замкавая гара» и «Па дарозе ў Вiльню». В Литературном музее Пушкина планируют создать отдельную экспозицию, посвященную Коласу. В его фондах имеются предметы из дома Каменских (родных жены писателя): стол, кровать, настенные часы, икона в серебряном окладе, подсвечник с гравировкой 1910 года.

В 2017 году, когда отмечалось 135–летие классика, в Вильнюсе по инициативе нашего посольства в Литве установили мемориальную доску на доме, где Якуб Колас работал в газете «Наша нива». Не забыт писатель и в Узбекистане, где жил в эвакуации в 1942 - 1943 годах: в Ташкенте восстановили мемориальную доску на его доме и установили барельеф работы скульптора Марины Бородиной. А поэты из Санкт–Петербурга впервые перевели всего «Сымона–музыку» на русский язык и издали в Северной Пальмире.

Словом, есть чем гордиться и есть давно разработанные планы, к выполнению которых музей приступает в новом году, готовясь отметить две знаковые даты разом. Но самая серьезная проблема и самая большая боль Зинаиды Комаровской за все десятилетия работы - усадьба Ласток, часть филиала «Николаевщина», объединяющего 4 бывшие «лесничовки» на радзивилловских землях, где жили родители поэта. Ласток - уникальный уголок, где сохранился дом 1890 года постройки, и единственная из всех усадеб, входящих в филиал, которая требует серьезной реставрации и консервации. Директор не скрывает грусти:


Зинаида Комаровская.


- Ласток из всех коласовских усадеб наиболее светлое место, здесь поэт жил в детские годы, с 3 до 8 лет. Именно в Ластоке разворачивается действие «Сымона–музыкi», ведь Сымонка - это сам Колас, маленький мальчик на лоне природы, для которого все вокруг было волшебное, чудесное, красивое... Очень обидно будет, если этот дом не сохранится - а мы стараемся всеми силами его сберечь. У нас есть наработки, чтобы сделать в нем более обстоятельную экспозицию «Сымона–музыкi», облагородить территорию, провести основательный ремонт. Но для создания полноценного музея одних наших усилий, даже с поддержкой Минкульта, недостаточно - слишком серьезные требуются вложения. Пробовали искать инвесторов, однако в одиночку такие расходы мало кто может потянуть.

12 км от города, лесная дорога - места, действительно удаленные от цивилизации. Но... на 2 гектарах земли рядом с Ластоком вполне могла бы появиться агроусадьба, а еще лучше - писательский дом вроде тех, которые можно отыскать в уголках Польши или Эстонии: место, куда круглый год съезжаются авторы со всего света, чтобы встретиться, перезнакомиться, поработать, а заодно и перевести белорусского классика на свои языки - чтобы слово Коласа и дальше шло по свету.


Столбцовщина радует не только природными красотами и историческими деталями. В Акинчицах, Альбути, Смольне и Ластоке создан художественно–мемориальный комплекс «Шлях Коласа»: редкие по выразительности деревянные скульптуры народных мастеров по мотивам произведений Якуба Коласа объединяют все музеи филиала.


- Нам бы побольше посетителей, - искренне переживает Зинаида Комаровская. - Много лет назад рассматривали экскурсионный маршрут Минск - Несвиж - Мир, и я поднимала этот вопрос: можно же заехать в Акинчицы, это всего 2 км от Столбцов. Надо показывать не только замки, нужно посмотреть быт и жизнь тех, кто служил Радзивиллам. Однако эту тему обошли стороной. У нас разработаны и велосипедные, и лыжные маршруты, и пешеходные экскурсии, но гостей не так много, как хотелось бы.


А ведь коласовские места могли бы стать заповедником, не менее серьезным и посещаемым, чем российское Пушкиногорье. Неужели и правда такая великая сложность - немного подкорректировать популярные туристические маршруты?

Якуб Колас - номинальный классик белорусской литературы XX века. Скажу сразу, что книги Коласа я не люблю - вся проблематика, поднятая в них, давно осыпалась и завяла вместе с тем строем, что ее породил. Или даже раньше. Или даже ее не существовало вовсе, проблематики этой.

Если коротко - все книги Коласа про крестьян и про деревню. Даже когда он писал про город - все равно получалась книга деревенского жителя про деревню. Ни про что другое он писать не умел и не хотел. Бесконечные унылые деревянные хаты, серая и неинтересная жизнь, домотканые рубахи и гнилая картошка, бесконечные несчастья честного трудового народа "пад панскiм гнетам". Чтобы вы поняли - это примерно как если всю историю США свести к жизни афроамериканских гетто. Потом еще начались бесконечные партизаны, говорящие цитатами из справочника молодого чекиста.

За это он получил кучу званий и наград и умер в теплой постели. И это в то время, когда творили Кафка и Джойс, Томас Манн и Бертран Рассел. Когда сыпались искры из-под литературной наковальни, ковавшей новое понимание того, что же такое есть человек.

Впрочем, не будем о грустном. Как бы то ни было - Колас пока еще остается видной фигурой в культуре Беларуси, его именем названа центральная площадь столицы и улица, на которой стоит дом с моей минской квартирой. Давайте просто посмотрим, как жил "дзядзька Якуб" в пятидесятые годы.

03. Дом Коласа располагается в Минске, в районе Академии наук. В начале пятидесятых годов это была окраина города, а сейчас это самый что ни на есть центр - город сильно вырос в восточном направлении. Строил дом архитектор Георгий Заборский; тот самый, что спроектировал много зданий в . Дом выглядит достаточно узнаваемо и интересно.

05. Обойдем вокруг дома. Слева от входа расположился погреб-"лядоўня".

07. Перефразируя известный афоризм - "Можно вывезти дедушку из деревни, но деревню из дедушки - никогда".

08. За забором виднеется здание попроще, куда переселили детей и родственников Якуба Коласа после его смерти, сделав из его дома музей. Мне почему-то кажется, что этот дом начали проектировать и строить еще при жизни Якуба, прямо перед окном его кабинета - но об этом позже.

09. С обратной стороны Дом Коласа выглядит вот так.

11. Давайте заглянем внутрь. Дом начинается с вешалки (вспомнилась пословица про театр), на которой до сих пор сохранились оригинальные медные крючки. К сожалению, это одна из немногих оригинальных деталей, оставшихся в доме - особенно на первом этаже.

12. Из прихожей открывается вот такой вид. По обе стороны от точки съемки - по две проходные комнаты. Прямо - что-то вроде бывшей кухни. Сейчас в доме Коласа экспозиция музея, сделанная в лучших советских традициях - выбросить все настоящее и оставить идеологически верное. В доме не осталось ни ванной, ни кухни - как известно, советские писатели не писяют и не кушают, а только лишь постоянно думают о судьбах народа, мировой революции, и пишут, и пишут.

13. Вот, например, дверь. Лично мне она гораздо интереснее бесконечных сборников произведений Якуба Коласа, выставленных вокруг. Что было за ней? Как выглядела реальная жизнь в доме? Книгу я могу и в магазине посмотреть. Зачем они выкинули старую ручку и привинтили китайскую позолоченную, купленную за 2 доллара в "Хозтоварах" на Логойском тракте?

14. Книжечки под стеклом. Справа, кстати, отличная иллюстрация в традициях белорусской книжной графики, но все равно - книгам тут не место. Верните коласовскую кухню, я хочу видеть, где он завтракал каждый день.

15. Давайте поищем еще оригинльных деталей. Вот, например, лепной плинтус. Не знаю, был ли он тут в пятидесятые.

16. Дверная коробка, безусловно, оригинальная. Может, чуть подкрашенная в ходе ремонта.

17. Давайте пойдем на второй этаж, там осталось больше всяких интересных оригинальных штук. Лестница. Под потолком - типичная лампа пятидесятых годов (у меня дома такая же есть, осталась от прежних хозяев квартиры), направо - двери на большой балкон-террасу, прямо - двери в кабинет и спальню Коласа (туда мы еще заглянем), налево - двери в парадную часть дома. Идем туда.

18. На втором этаже сохранился оригинальный паркет пятидесятых. Да, именно такой - не очень качественный, неровный. Стыки между комнатами "добирались" из остатков. При ходьбе паркет скрипит. Кстати, на первом этаже под современным ковровым покрытием серого цвета остался этот же паркет - старый и скрипучий.

19. Гостиная. Здесь осталсь оригинальная мебель - Колас привез ее, кажется, откуда-то из Прибалтики, и уже в то время это был антиквариат. Мебель, по-моему, довольно безвкусная.

20. Несмотря на достаточно презентабельный вид, в доме пахнет бедной деревней - запах сырости и мышей. Не знаю, почему так.

21. Под полтолком в гостиной - аляповатая розетка.

22. Телевизор. Не знаю, смотрел ли его Колас. В настоящее время от оригинального телевизора пятидесятых остлся один остов, внутри которого стоит горизонтовский "кубик" - уже тоже старый.

24. В старые оконные рамы вставили современные стеклопакеты. Хорошо еще, ручки оставили.

25. Столовая на втором этаже. Напоминает типичную минскую квартиру пятидесятых.

26. Мебель здесь поприятнее, чем в гостиной.

28. Дверная ручка. Вот это настоящая жизнь - ролик, с помощью которого дверь закрывлась. Чаще всего он проваливался внутрь - и приходилось на дверную коробку подбивать резинку, чтобы дверь закрывалась плотно. Еще очень примечательны шурупы - они чаще не закручивались, а забивались молотком - раз и навсегда.

30. Пишущая машинка. Это еще дореволюционная модель, на которую добавлена белорусская буква "у нескладовае". На бумаге набран велеречивый текст - про мудрую политику коммунистической партии, советского народа, бла бла бла. И это в то время, когда Элиас Канетти... ладно, не будем о грустном.

24. Книжный шкаф. Выбор книг писателя комментировать не буду.

24. Часы на книжном шкафу. Вообще в комнате осталось довольно много часов и несколько барометров - это производит достаточно странное и загадочное впечатление. И мне кажется, я раскусил эту загадку. Сидя в кабинете своего нового дома и то и дело глядя на часы, столь быстро отсчитывающие время, уже очень немолодой Якуб Колас понял, что этот дом выстроили вовсе не для него - а для будущего музея его имени. В котором о его жизни будут расскзывать идеологически верные экскурсоводы.

25. Я знаю, что ощущал Колас, каждый день садясь за новый стол рабочего кабинета. От него больше не ждут книг, не ждут стихов; есть своеобразный запрет на превращения - он должен остаться "белорусским писателем про деревню". Писать больше ничего не нужно.

26. Жизнь прожита. Ты живешь в музее собственной осторожности, бесхребетности, лоялизма. Те, кто был иным - лежат в земле с простеленной головой. Ты выжил, ты же лучше их. Правда, Якуб? - спрашивает сова-пресс-паье.

27. Не знаю, что отвечал Колас сове-совести.

28. Осталась последняя дверь. Дверь в спальню писателя - это маленькая проходная комнатка из кабинета. Она оставляет удивительное впечатление - в самом дальнем углу огромного дома притаилась маленькая комнатушка. Потолок в ней ниже, чем в остальном доме. В уголке стоит маленькая, почти подростковая кроватка. В ногах кровати - дверь в уборную, слева от двери - печь.

Все очень напоминает маленькую комнатку в деревенском доме.

29. На стене висит портет сына и барометр. Мне кажется, что именно в этой комнатке Колас чувствовал себя уютно. Он вспоминал времена "Нашей Нивы" - когда не было еще ни СССР, ни званий и регалий, ни ежедневной необходимости писать про успехи на посевной, ни нервной обязанности отвечать на ежедневные звонки из "доброжелательной организации".

Он вспоминал о жизни без золотой клетки.

30. Просыпался, смотрел в потолок и думал, думал.

30. А на стуле лежит портфель писателя...

За последние четыре года жизни, прошедшие в новом доме, Якуб Колас не написал ни одной новой книги.

Фото: Государственный литературно-мемориальный музей Якуба Коласа

Фото и описание

Государственный литературно-мемориальный музей Якуба Коласа был открыт 4 декабря 1959 года в доме, где жил народный поэт Белоруссии. Расположен по адресу пр. Ф. Скорины, 66а.

Сегодня невозможно представить себе современную белорусскую литературу без Якуба Коласа. Великий белорусский поэт пел песнь революции и войны, прославляя героический подвиг своего народа.

Якуб Колас (Константин Михайлович Мицкевич) родился в 1882 году в деревне Окончицы. С 1906 года вел активную революционную борьбу, публиковал стихотворения и поэмы с ярким революционным содержанием. В 1928 году Якуб Колас стал академиком, во время войны писал поэмы о героическом подвиге белорусского народа, после войны, в 1946 году стал председателем Белорусского комитета защиты мира, с 1953 году был редактором русско-белорусского словаря.

Двухэтажный дом с садом, в котором расположен музей, построен на территории Академии Наук Белоруссии. Дом неоднократно перестраивался и в том виде, в каком мы можем видеть его сейчас, был построен в 1952 году к 70-летнему юбилею поэта.

В музее размещена экспозиция общей площадью 319 кв метров, разместившаяся в 10 залах, рассказывающая о творческом пути Якуба Коласа, о знаменитых гостях, бывавших в этом доме, восстановлены интерьеры рабочего кабинета и спальни.

В саду Якуба Коласа сохранены его любимые сосны, под которыми он любил посидеть с друзьями, другие деревья, посаженные руками поэта. Поэт жил скромной простой жизнью. В музее все сохранено и воссоздано в том виде, как было при жизни Якуба Коласа.

В соответствии с решением исполнительного комитета Минского областного Совета депутатов от 22.05.1969 года, протокол № 10 в Верхменской школе был создан музей Я.Коласа.

Особенности музея:

первая особенность нашего музея - показ именно того отрезка времени, который связан с деятельностью Якуба Коласа в начале 1906 года;

вторая особенность музея - использован частично ансамблевый метод постройки экспозиции. Создан интерьер учительского помещения в сельском доме, где проходили занятия детей;

третья особенност ь - сочетание музея и театра. Во время экскурсии с помощью молодых артистов музей становится сценичной площадкой, где демонстрируются эпизоды из произведений Я.Коласа.

К открытию музея скульптор Селиханов Сергей Иванович, народный художник Беларуси, подарил гипсовую скульптуру Якуба Коласа, один из трех вариантов для создания памятника поэту на площади Якуба Коласа в Минске.

Раздел экспозиции "Детство"

Акинчицы… Сельский дом под березами с небольшими окнами. Здесь 3 ноября 1882 года родился Константин Михайлович Мицкевич (Якуб Колас). Отец, Михаил Казимирович, служил лесником у князя Радзивила. Первая учеба была дома. Отец нанял за 3 рубля "дырэктара" (сельского мальчика, который окончил начальную школу). Затем - в школе д.Миколаевичи.

Разделы экспозиции "Годы учебы"

1898 - 1902 - годы учебы в Несвижской учительской семинарии. Здесь будущий поэт много времени уделяет книгам. Пишет сам, в основном, на русском языке.

Верхменский период

В 1902 - 1906 гг. Константин Михайлович Мицкевич учительствует в д. Люсина Ганцевичского района и д. Пинковичи Пинского района. За участие в "революционной" пропаганде среди крестьян переводится в порядке "наказания" из Пинского района в Верхменское народное училище Игуменского уезда Минской губернии.
18 января 1906 года Константин Михайлович Мицкевич (Я. Колас) принимает Верхменское народное училище от бывшего учителя Трофима Никитовича Сертун-Сурчина.
В училище, несмотря на серьезное предупреждение, продолжает активную политическую деятельность. Он ведет переписку с учителями, своими земляками и друзьями, бывшими семинаристами. 9 - 10 июня 1906 года принимает участие в нелегальном учительском съезде, за что был уволен из Верхменского народного училища.
Этот период описан в трилогии "На ростанях" (часть "Верхань").

Николай Степанович Минич из д. Проходка явился прототипом Гришки Минича из трилогии.

Разделы экспозиции "Кем живу я всегда..."

В 1912 году Якуб Колас познакомился с молодой учительницей Пинской железнодорожной школы - Марией Дмитриевной Каменской. 3 июня 1912 года она стала женой поэта. У них родилось 3 сына: Данила, Юрий, Михаил.

Якуб Колас всегда занимал активную жизненную позицию. Он был поэтом, писателем, учителем, научным работником. Прожил интересную, насыщенную событиями и так нужную людям жизнь.
В августе 1956 года Константин Михайлович Мицкевич умер в своем кабинете за рабочим столом.

Сочетание музея и театра


Музей организовывает тематические выставки детского творчества, книг, посвященных писателю, поэту и учителю Якубу Коласу. Стало традицией проводить фотовыставку "По колосовым местам".


Литературный музей Якуба Коласа по праву является одним из культурных центров смолевичской земли. Это место встречи творческих людей, литераторов, художников, журналистов, учителей.

К 121-летию со дня рождения Якуба Коласа музею подарена картина Алеся Цыркунова "Якуб Колас у Верхмені".

Этнографический уголок

С целью сохранения локальных народных традиций в музее создан раздел этнографии, экспонаты которого используются и как театральный реквизит при подготовке к экскурсиям, классным часам, литературным праздникам, школьным тематическим вечерам.






Почетные гости музея

  • Александр Григорьевич Лукашенко;
  • Михаил Константинович Мицкевич, сын Якуба Коласа (2002, 2003, 2007г.г.);
  • депутаты Национального собрания Республики Беларусь(2004 г.);
  • исполнительный секретарь СНГ Владимир Борисович Рушайло (2006 г.);
  • заместитель руководителя администрации Президента Республики Казахстан У.Е.Утамбаев (2002 г.);
  • многочисленные иностранные делегации из Польши, Голландии, России, Японии, Англии, Италии, Германии (2000 - 2013 г.г.).

Записи в Книге почетных гостей

ПРИГЛАШАЕМ ПОСЕТИТЬ ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ