» »

Как отмечать новый год православному христианину. Новолетие: Новый год по церковному календарю

21.09.2019

Вы задаётесь вопросом, как отметить Новый год по-православному? В этой статье протоиерей Александр Авдюгин постарается ответить на него!

Отметить Новый год по-православному можно!

Слава Богу, что приближение Нового года среди тех, кто исповедует себя православным верующим, хоть всегда и вызывает массу вопросов, но обходится без вопрошения: «Во что одеваться в год рыжей мыши?» или «С кем знакомиться в ближайший год петуха?» Тут позиция у православных ясная и четкая: нельзя унижать образ Божий, то есть человека, до уровня несознательной твари, пусть красивой, нужной и любимой, но все же созданной в услужение человеку.

Вопрос, который начнут (вернее, уже начали) задавать священникам на приходах, которым запестрят интернет-форумы, газетные статьи, радио и телебеседы, будет иного плана: «Как встречать в ?» Причем в разрешении этого камня преткновения зимнего периода очень часто требуют чуть ли ни соборного решения Церкви, дабы не разрушить мир в семье и не слышать претензии, что «неверный в малом и в великом неверен будет ».

Возможно ли сочетание того и другого?

Ведь, с одной стороны, в «Правилах» Православной Церкви: «Аще кто приидет на праздник языческий или еретический, и будет вкушать лишь разрешенное, и тем лишь спразднует, отлучен да будет…», а с другой, апостольское: «Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога » (Рим.14:5-7).

Так как же соединить, например, обязательное, годами установленное посещение и поздравление неверующих родственников с отнюдь не скоромной трапезой и необходимость выполнения постовых предписаний? Как ответить ребенку на просьбу позвать деда Мороза, так как он и к Тане, и к Оксане, и Пете, на этой лестничной площадке живущих, обязательно с подарками придет?

Позволю себе не согласиться с весьма уважаемым пастырем и прекрасным проповедником отцом Дмитрием Смирновым, который предлагает следующий выход: «Если не хотите обижать неверующих домашних – начните пост на неделю раньше. Нужно сохранять трезвый взгляд. Самое существенное – любовь». Любовь действительно – «самое существенное», но ведь пост – тоже выражение любви, причем любви к Богу. Менять веками установленные «рамки» поста, значит идти на поводу протестантов, где благочестивые традиции не в чести.

Новый год и Рождество Христово

Говорить же сегодня о переносе даты начала или, сколь бы ни были аргументированы эти предложения, изначально нет смысла. 7 января, то есть 25 декабря по старому стилю, было и останется православным Рождеством . В то же время игнорировать государственный праздник, да еще и повсеместно любимый, – значит поставить себя в маргинальную позицию и, что еще хуже, впасть в грех осуждения и превосходства. За негативными последствиями подобного отношения далеко ходить не надо. Вот одно из мнений, которое было высказано в моем интернет-блоге, когда обсуждалась эта тема:

« Новый Год – это пародия на . Известно, что греческое слово “антихрист” означает не только “противо-Христос”, но и “прежде-Христа”. Значит, неправославный светский праздник, пародирующий Рождество Христово и предшествующий ему, заставляющий простых людей нарушать как постный режим, так и покаянное настроение поста – хлопушками, огоньками, салатами оливье и пенистым шампанским – является “антихристовым” в чистом виде»

Ни много ни мало – все те, для кого праздник, отправлены в воинство врага рода человеческого. Последователи столь одиозной позиции отнюдь не маргинальны и не редки. Некоторые православные издания осуждают новогодне-рождественские поздравления, направляемые священноначалием государственным структурам и руководителям, негативно воспринимаются благотворительные мероприятия Церкви, если они приурочиваются к новогодним дням. Приводится масса доводов о «неправославном» происхождении Нового года, о «языческом культе» Деда Мороза и Снегурочки и пр.

Неудивительно, что некоторые не в меру ретивые хранители «преданий старины глубокой» вносят в перечень несомненных грехов новогодний фейерверк, елочные украшения и маскарадные костюмы, причем страдают от этого прежде всего дети.

Скажите, как отнесется в будущем к Православию и Церкви ребенок или подросток, который, видя счастливые глаза и радостные лица своих сверстников, будет слышать от «воцерковленных» родителей лишь запреты, упреки и осуждение?

Несомненно, каждый праздник должен быть благочестив и не нести собой греховное начало. Необходим принцип: «что чрез меру – то от лукавого». Ведь не секрет, что нынче любое торжество обязательно сопровождается усиленным потреблением напитков отнюдь не способствующих нравственному началу.

«Ты что, уже с утра празднуешь?» – стало повсеместной фразой, как, впрочем, и сверхбойкая торговля спиртным в преддверии любых общих торжеств. Сочетание понятия «праздник» с неудержимым разгулом – беда давняя, но бороться с ним лишь запретными мерами – себе же во вред. Принцип «запретный плод сладок» срабатывает всегда.

Искать же где-то на стороне, в иных конфессиях или религиозных верованиях принцип симфонии народного или государственного праздника с православной традицией не надо. Он у нас у самих присутствует.

Все мы прекрасно знаем, что, например, праздник установлен церковью в день древнего торжества . Установлен промыслительно и с совершенно четкой целью: лишить этот день языческого содержания. И ведь это удалось. Несмотря на прыжки президентов некоторых постсоветских стран через костер, Иван Купала стал лишь этнографическим событием, да костюмированным маскарадом.

Шествуя путем фарисейского буквоедства, мы отбиваем у близких и неблизких всякую охоту и стремление перешагнуть церковный порог. Более того, совершенно не берется в учет и отбрасывается указание апостола Павла, что «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем » (1Кор. 8:8).

Смысл поста не в том заключается, чтобы не съесть чего-то скоромненького. В ином он, смысл этот – в памяти, что пред Богом ходим. Боюсь, что не радуем мы Божью любовь своей насупленностью, запретными мерами и стремлением создать из себя праведников-наблюдателей, которые свысока и с осуждением наблюдают за праздником большинства наших близких. «Любовь выше поста», – говорил святитель Тихон Задонский. Не понимать этого – значит шествовать по пути тех, кто сегодня закопал себя в Пензенской области в яму и с гордостью кричит чрез земляную дыру о своей праведности и «истинноправославности».

Надобно служить другим, а не заниматься самим собой. Если из-за твоего поста плачет ребенок, то в будущем, как бы ты не старался, он не будет прихожанином Православной Церкви, а твои родные между собой, что бы ты ни слышал (они ведь тебя любят), обязательно сделают вывод: «Вот до чего попы довели».

Рождественский пост – установление святоотеческое и он, безусловно, нужен и необходим в деле нашего личного спасения, но не будет «толку» в деле собственного духовного совершенствования, когда пост наш принесет горе и озлобленность.

Можно и нужно сочетать новогодние торжества и наше скромное ожидание Рождества Христова .

Да очень просто.

Помните: «Вот и дедушка Мороз, он подарки нам принес»? А разве подарки нужные не дарил? Загнали мы нынешнего Деда Мороза в Лапландию, а он-то с списан. Или елочные новогодние гирлянды: они нынче в конце декабря замигают разноцветьем, именно тогда, когда звездочка Вифлеемская в преддверии Рождества зажглась. Детские хороводы (да и взрослые тоже) пред елкой – чем же они хуже ангельского пения «Слава в вышних Богу»? Или в словах руководства государственного в предновогодних обращениях не слышится просьбы: «И на земле мир, и в человецех благоволение»?

Разумное празднество допустимо, если оно несет радость людям. Главное, чтобы в меру все, по тому определению, которое преподобный Амвросий Оптинский предложил: «Смотри, Мелитона, – держись среднего тона; возьмешь высоко, будет нелегко, возьмешь низко, будет склизко; а ты, Мелитона, держись среднего тона».

Не в празднике грех, а в том, как праздновать. И если в новогоднюю ночь ты изначально помолишься, а в нашем граде молебные пения в храмах и этой ночью совершаются, постараешься простить всех и ни на кого зла не держать, то, затем смело можно и с Новым Годом поздравить, и бокал с шампанским пригубить, и дольку мандаринки скушать. Видя радостные лица наши, и Господь возрадуется.

перед нами снова стелется как еще ничем не тронутая возможность. Внесем в этот год вдохновение, войдем в этот год с тем, чтобы творчески пройти прямым путем весь год. Будем идти вместе, будем идти дружно, будем идти смело и твердо. Встретится трудное, встретится и радостное: то и другое нам дает Господь. Трудное – потому что именно темное, горькое, мучительное нам посылает Господь, чтобы принести в это свет, радость, тишину; и светлое – чтобы и нам приобщиться свету, быть детьми света.

Будем идти вместе, заботливо, не забывая друг друга, и тогда к концу года, когда мы оглянемся, окажется, что проложена одна прямая стезя, что никто не упал на краю дороги, никто не забыт, никто не обойден, и что у многих в нашей малой общине и через нас – во всем мире – любовь, свет, радость».

И это будет по-православному!

Вы прочитали статью Новый год по-православному . Читайте также.

В преддверии Нового года, наверное, каждого православного христианина интересуют вопросы, праздновать ли Новый год, как его праздновать, когда и как встретить Рождество, почему существуют разные календари. Мы постарались найти ответы на эти вопросы у священнослужителей РПЦ:

— Сейчас Новый год стал очень торжественным праздником. Но мы, православные христиане, не должны забывать, что впереди у нас ещё один праздник, который имеет для нас большее значение, чем Новый год. Этот праздник – Рождество Господа нашего, Иисуса Христа. Если мы хотим праздновать Новый год, то мы должны его праздновать через призму значимости Рождества Христова. А Рождество для нас – величайший праздник, ибо в этот день пришёл в мир наш Спаситель и исполнился обет, который был дан ещё первым нашим прародителям. Господь, после их грехопадения, обещал им приход в мир Искупителя, Который спасёт их от греха, проклятия и смерти. Если мы будем помнить об этом, то и Новый год будем праздновать соответственно.

Мы не знаем, что принесет нам наступающий год, может нас ждут скорби, трудности и испытания. Если серьёзно посмотреть на то, что нас ожидает, то мы должны обратиться в этот день с молитвой к Богу, чтобы Он благословил этот год, чтобы он был радостным и утешительным для нас. Чтобы Господь дал нам меньше скорбей. А все скорби даны нам по грехам нашим, по нашей безнравственной жизни. За это Господь нас карает всякими бедствиями, которые посылаются на нас: землетрясениями, наводнениями. Это – показатель гнева Божия. Если мы, как дети Божии, послушны воле Божией, мы не должны в этот праздник гневить Бога. Нужно иметь норму во всём. И в питии, и в веселье, и в пище, и в обращении друг к другу. Если всё будет находиться в рамках нравственного закона, Господь в новый год пошлёт нам все милости, которые мы от него ожидаем.

Почему во всём мире Рождество отмечается до нового года? Пост заканчивается, и люди весело справляют новый год. Почему у нас не делают так же?

— Причина в том, что у нас есть два стиля. Новый и старый. Мы, православные люди, живущие в России, придерживаемся старого стиля. Его же придерживаются Иерусалимская, Грузинская, Сербская Православные Церкви. И не случайно. Мы понимаем, что на нём лежит благоволение Божие. Только по старому стилю, в Великую субботу, перед Пасхой, совершается великое чудо, в этот день, по молитвам Патриарха Иерусалимского, нисходит на землю Благодатный Огонь. Это – показатель того, что Господь благоволит именно старому стилю. Поэтому его придерживается и Русская Православная Церковь. Было время, когда и новый год праздновался 14 января по новому стилю. Это был также день празднования Василия Великого. Этот праздник совершался очень торжественно. Поста не было. Всё было в норме. Сейчас, из-за смешения стилей, новый год перекрыт последней седмицей Рождественского поста. В последнюю седмицу люди должны особенно задумываться о приближении великого праздника, Рождества Христова. Если мы ставим, как и должны, Рождество выше светских праздников, то всё встаёт на свои места.

Новый год – это новое благословение Божие, новые испытания, новые радости и печали. Новый год нужно встречать по-православному, с молитвой. Мы должны молиться о том, чтобы новый год был счастливым, радостным, чтобы меньше было бедствий, катастроф и других неприятностей. Катастрофы случаются оттого, что люди живут безнравственно, беззаконно. Мы должны молиться о том, чтобы Бог помиловал нас, видя наше усердие, и не насылал на нас катастрофы, избавил нас от Cвоего праведного гнева. Но мы ведем себя совсем не так в праздник Нового года. Обычно в этот день совершается много увеселений и даже бесчинств. Мы начинаем совершать всякие безнравственные поступки, что, конечно, не идёт нам на пользу. Православные люди должны относиться к этому более серьёзно.

— Если католическая церковь празднует Рождество до нового года, а православная - после, почему нельзя совместить эти два праздника и отмечать первого января и католическое Рождество, и православное, и новый год?

— Этими людьми движет желание повеселиться, совместить три праздника. Сделать торжество плоти. А мы больше думаем о духовном, чем о плотском, поэтому, слава Богу, мы всё ещё придерживаемся тех канонических правил, которые искони в России были. Суть в том, что Русская Православная Церковь бережно хранит старый стиль, который освящён на Вселенских Соборах и освящается ежегодно в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, когда Господь посылает Благодатный Огонь на гробе Господнем, который освящает весь мир и даёт надежду на милость Божию в течение следующего года. Зная это, мы не хотим потерять благодать Божию, которая посылается нам, празднующим Пасху, Рождество и другие праздники по старому стилю, из-за плотского увеселения. Конечно, когда мы праздновали по старому стилю и новый год, у нас всё стояло на своих местах. А сейчас, на нас сильно влияет Запад, и мы больше смотрим туда, чем на свои исконные традиции, которые хранились Россией в течение многих лет.

Очень много традиций мы потеряли в годы советской власти. В те годы новый год по новому стилю отмечался не так торжественно, как старый новый год. Всё торжество проходило 14 января. Люди почитали этот день особо. Конечно, было бы хорошо, если бы мы возвратились к этому старому обычаю.

— Почему Церковь не обратится с ходатайством к власти о том, чтобы новый год праздновался, как и раньше, 14 января, ведь от этого всем было бы хорошо?

— Это было бы правильно, конечно. Есть ещё люди, которые не забыли свои традиции. Может быть, придёт такое время, когда все мы будем праздновать новый год 14 января, а не первого, как сегодня. Может быть, придёт такая власть, которая поймёт, что именно так надо делать в нашей православной стране. Мы должны жить своей жизнью, которая в нашей стране всегда была. То, что мы будем хранить свои традиции, только объединит нас, сделает сильнее наше государство и народ.

Слава Богу, что приближение Нового года среди тех, кто исповедует себя православным верующим, хоть всегда и вызывает массу вопросов, но обходится без вопрошения: «Во что одеваться в год рыжей мыши?» или «С кем знакомиться в ближайший год петуха?» Тут позиция у православных ясная и четкая: нельзя унижать образ Божий, то есть человека, до уровня несознательной твари, пусть красивой, нужной и любимой, но все же созданной в услужение человеку.

Так как же соединить, например, обязательное, годами установленное посещение и поздравление неверующих родственников с отнюдь не скоромной трапезой и необходимость выполнения постовых предписаний? Как ответить ребенку на просьбу позвать деда Мороза, так как он и к Тане, и к Оксане, и Пете, на этой лестничной площадке живущих, обязательно с подарками придет?

Ведь, с одной стороны, в «Правилах» Православной Церкви: «Аще кто приидет на праздник языческий или еретический, и будет вкушать лишь разрешенное, и тем лишь спразднует, отлучен да будет…», а с другой, апостольское: «Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога » (Рим.14:5-7).

Разумное празднество допустимо, если оно несет радость людям. Главное, чтобы в меру все, по тому определению, которое преподобный Амвросий Оптинский предложил: «Смотри, Мелитона, - держись среднего тона; возьмешь высоко, будет нелегко, возьмешь низко, будет склизко; а ты, Мелитона, держись среднего тона».

Не в празднике грех, а в том, как праздновать. И если в новогоднюю ночь ты изначально помолишься, а в нашем граде молебные пения в храмах и этой ночью совершаются, постараешься простить всех и ни на кого зла не держать, то, затем смело можно и с Новым годом поздравить, и бокал с шампанским пригубить, и дольку мандаринки скушать. Видя радостные лица наши, и Господь возрадуется.

«Новый год перед нами снова стелется как еще ничем не тронутая возможность. Внесем в этот год вдохновение, войдем в этот год с тем, чтобы творчески пройти прямым путем весь год. Будем идти вместе, будем идти дружно, будем идти смело и твердо. Встретится трудное, встретится и радостное: то и другое нам дает Господь. Трудное - потому что именно темное, горькое, мучительное нам посылает Господь, чтобы принести в это свет, радость, тишину; и светлое - чтобы и нам приобщиться свету, быть детьми света.

Будем идти вместе, заботливо, не забывая друг друга, и тогда к концу года, когда мы оглянемся, окажется, что проложена одна прямая стезя, что никто не упал на краю дороги, никто не забыт, никто не обойден, и что у многих в нашей малой общине и через нас - во всем мире - любовь, свет, радость».

И это будет по-православному!

МОЛИТВА В ДЕНЬ НОВОГО ГОДА

Господи Боже, всех видимых и невидимых тварей Творец и Зиждитель, сотворивший времена и лета, Сам благослови начинающийся сего дня Новый год, который мы считаем от воплощения Твоего для нашего спасения.

Дозволь нам провести сей год и многие по нем в мире и согласии с ближними нашими; укрепи и распространи Святую Вселенскую Церковь, которую Ты Сам основал, и спасительною жертвою святого Тела и пречистой Крови освятил.

Отечество наше возвыси, сохрани и прославь; долгоденствие, здоровье, изобилие плодов земных и благорастворение воздуха дай нам; меня, грешного раба Твоего, всех родственников и ближних моих и всех благоверных христиан, как истинный наш верховный Пастырь, упаси, огради и на пути спасения утверди, чтобы мы, следуя по нему после долговременной и благополучной жизни в мире сем, достигнули Царства Твоего Небесного и удостоились вечного блаженства со святыми Твоими. Аминь.

- Можно ли отмечать Новый год или это "бесовский" праздник?

Более двухсот лет, с 1700 по 1918 гг., наш народ отмечал гражданское новолетие после Рождества, которому до этого предшествовал сорокадневный Рождественский пост. 25 декабря был великий праздник Рождества Христова, затем наступали святки - дни особой духовной радости, соединяющие Рождество Христово и Крещение Господне , - и именно на этот святочный период выпадал Новый год.

После того, как в 1918 г. правительство ввело новый гражданский стиль, для православных христиан возник вопрос: как относиться к празднованию Нового года? Он ведь теперь выпадает на дни Рождественского поста, на те дни, когда христианин призван к наиболее усиленной духовной подготовке к великому празднику Рождества Христова . На протяжении многих десятилетий наше общество искусственно отторгалось от тех духовных корней, тех традиций, которыми жил народ. И за эти десятилетия жизни вне Церкви у нас появились новые гражданские праздники, новые светские традиции, заменившие традиции церковные. Новый год, этот почти единственный не политизированный праздник, полюбился всем людям - и взрослым, и детям, - принося радость, связанную с подарками, елкой. Все это было перенесено с Рождества на Новый год. И народ, даже, может, не осознавая того, предощущал важность этих дней - дней, когда родился в мир Христос Спаситель. Рождество праздновать запрещалось, христианство вытравливалось из человеческого сознания, и Новый год получил главенствующее место в этой череде зимних праздников.

Сейчас мы живем в обществе, где далеко не все люди глубоко церковны и постятся, где среди наших родственников есть много людей нецерковных и даже открыто говорящих о своем неверии. И мы должны относиться к ним не только терпимо, но и с христианской любовью, являя ее не на словах, а на деле. Для этих людей праздник Рождества Христова не так значим, как для нас с вами, и они в дни Нового года ждут от нас общения, проявления любви и внимания. Им хочется, чтобы мы разделили с ними ту радость, которой они умеют радоваться, и мы не можем это игнорировать. Мы должны со своей стороны, не поступаясь своими христианскими принципами и помня о том, что продолжается Рождественский пост , в меру наших возможностей, постараться разделить с нашими близкими их чувства. А если это их радость, то это и наша радость.

Господь все устраивает к нашему благу. И даже что-то вначале негативное в христианстве может наполниться новым содержанием. Смотрите, первый праздник, который мы празднуем в новом гражданском году, - это Рождество Христово. Получается, что мы не оканчиваем год Рождеством, как делали наши предки, а начинаем наш гражданский год первым великим праздником Рождества Христова.

Рождество - праздник пришествия Христа на землю. Мы поем в православных храмах: "С нами Бог". В первые дни нового года приходит к нам Господь. С нами Бог - это и есть тот ориентир, который явлен нам в самом начале нашего пути в новом году, чтобы вместе со Христом, вместе с Богом мы строили нашу будущую жизнь в наступившем году. Если с таким расположением мы будем входить в новый год, в этот символический отрезок времени, отделяющий один период нашей жизни от другого, то сможем из этого события получить правильные плоды, не повредив своему христианскому посту, получить тот импульс от Христова Рождества, который сможет помочь нам в течение всего последующего года строить свои отношения с Богом и правильно общаться со своими близкими, радуя их своей жизнью, совместным общением, принося в этот мир радость и пользу и, тем самым, созидая свою личность для радостной жизни с Богом.

- Можно ли на Новый год смотреть новогодние телепрограммы?

Если уж вы решили не спать в новогоднюю ночь, пообщайтесь со своими близкими за столом в совместной беседе. Если же хотите посмотреть что-то по телевизору, советую вам выбрать хороший DVD-диск с доброй программой. Можно выйти на улицу, погулять со своими близкими, пообщаться таким образом, подышать свежим воздухом, порадоваться скорому наступлению праздника Рождества Христова. А ночные новогодние телепрограммы не советую вам смотреть, поскольку ничего положительного мы там не увидим, кроме еще одного беснования бедных заблудших людей, которые пытаются свое мировоззрение передать и нам, пытаются этим безумством заглушить пустоту своей души.

- Можно ли в Новый год веселиться, ведь идет пост?

Под весельем каждый человек понимает свое. Что для человека, живущего вне христианской традиции, считается весельем, то для православного человека подчас является ужасом, от которого он бежит. Если мы в новогоднюю ночь включим телевизор и будем смотреть, как веселятся наши звезды телеэкрана, у нас может возникнуть состояние жалости к этим людям, которые прожигают таким образом свое время, занимаются самолюбованием и дезориентируют огромное количество той телеаудитории, которая на них пытается равняться.

Человеку необходимо перед глазами иметь пример жизни. Это относится не только к детям, но и ко взрослым. Наша Родина издревле называлась Русью Святой. Не потому, что все люди были святы. Мы знаем, что было и невежество, и крутые нравы, и беззакония, и грехи, но это считалось не нормой, а проявлением искажения человеческой природы. У человека были ориентиры перед глазами - это святые . Сейчас же человек часто ищет ориентиры в жизни, смотря на показную жизнь телезвезд, людей, которые не имеют подчас ни таланта, ни каких-то дарований, а лишь связи и деньги, и таким образом получают возможность являть свое больное мировоззрение, свое прожигание жизни всему обществу. Для них это радость.

Для кого-то радость - напиться и валяться под столом. Для кого-то радость - найти очередную дозу наркотика и вколоть себе в вену. Для кого-то радость - пойти и соблудить с кем-то. Для кого-то радость - слушать похабные анекдоты и смеяться. Если мы говорим об этой радости, то, конечно же, не только православному, но и вообще любому человеку это принесет вред и разрушение личности. Такое веселье приносит другим людям страдание. Так, если люди столь шумно веселятся, что мешают отдыхать окружающим, то их веселье превращается в огорчение для других. Это несовместимо с христианской жизнью.

Существует и подлинное веселье, которое проистекает от совместного общения друг с другом, общения в любви друг к другу. Но очень часто бывает, что на какие-то корпоративы, а иногда даже и на семейные торжества, приглашают тамаду и каких-то профессионально занимающихся этим людей, которые стараются всячески веселить гостей, потому что тем поговорить не о чем друг с другом. Получается абсурдная ситуация: люди не могут вместе находиться, а чтобы этого никто не заметил, чтобы от совместного пребывания людям не стало тошно, скучно, невыносимо - необходимы внешние впечатления, внешне нагнетаемое веселье, которого в душето и нет. И человек веселится. Думает, что ему хорошо, заглушает голос своей совести, боль своей души. Человек без Бога не научился веселиться душой - так, как веселился пророк Давид. Многие разучились чувствовать подлинную радость, и потому находятся другие радости: телевизор, вино, наркотики... И возникают частые ситуации: все родственники собрались, но находиться друг с другом вместе не могут, не получается найти точки соприкосновения в беседе, не возникает общих тем для разговоров. Им нужен стимулятор радости, и для этого необходим посторонний человек, который бы развлекал их.

Подумаем над этим, братья и сестры! Всегда ли мы можем веселиться подлинным весельем, не зависящим от внешних впечатлений, а проистекающим от внутреннего состояния нашей души?

- Можно ли пойти отмечать Новый год в гости, где не будет на столе постных блюд ?

Вопрос предполагает, что мы идем к людям нецерковным, поскольку стол не ориентирован на время поста. Соответственно, необходимо понять, ради чего православный человек туда идет. Если ради того, чтобы не обидеть своих близких, родственников, которые любят нас и хотят с нами совместно провести время, пообщаться, порадоваться так, как они могут и умеют, - это будет проявлением нашей любви, жертвенности. Но и в случае, если мы приходим в гости, где основная масса людей нецерковных, мы должны оставаться христианами при любых обстоятельствах. А то ведь как бывает - в храме мы христиане, а вне его живем, как и все остальные…

Существует распространенный ответ на вопрос о том, можно ли нарушить пост ради любви, ради того, чтобы не обидеть человека: можно, поскольку пост является не самоцелью, а средством стяжания благодати Святаго Духа, как сказал преподобный Серафим Саровский . Поэтому если кто-то искренне радуется, что мы пришли, если кто-то по любви позвал нас, приготовив какие-то кушанья, чтобы порадовать нас, - не стоит брюзжать и всячески позиционировать себя вне этого стола, говоря, что "я не хочу оскверниться и буду блюсти свой пост". Но существует и иная сторона данной ситуации. Когда мы приходим в общество людей нецерковных, нам кажется, что мы станем для них "своими", общаясь с ними на их уровне, в рамках их миропонимания. Но подчас бывает так, что люди, которые позиционируют себя нецерковными, может быть, даже хвалятся своим неверием, тем не менее, зная, что мы люди православные, подспудно ждут от нас проявления нашей инаковости, чтобы мы явили свою веру деятельно. Если они будут видеть, что мы, также как и все собравшиеся нецерковные люди, едим, пьем и веселимся, они, может быть, никак и не выкажут внешне, но подумают: "Вот они, православные христиане , - едят и пьют все подряд в пост , радуются и веселятся тем шуткам, которыми радуемся и веселимся мы. Ничем они не отличаются от нас. Все это пустота. Все это ерунда. Никакого христианства на самом деле-то и нет". И мы, таким образом, своим поведением можем явить антипроповедь христианства. Задумаемся над этим и будем стараться даже в среде нецерковных людей являть Православие в этом мире, являть свое христианское мировоззрение. Не будем забывать, что многие хотят увидеть в наших очах проявление Царствия Божия.

Иногда люди пытаются идти на какие-то корпоративные новогодние вечеринки отнюдь не из-за того, что, не пойдя на них, тем самым кого-то обидят, а по другим причинам: дома скучно, в семье находиться надоело, хочется новизны, какой-то радости, хочется развеяться... Конечно же, если человек ради подобных целей идет из семьи на такие корпоративы в пост, осознанно, это не принесет человеку духовной радости, а отяжелит его душу и запачкает его сердце. И он не сможет радоваться Рождеству Христову так, как если бы стремился соблюдать Рождественский пост.

- Как вообще лучше отмечать Новый год, в том числе и с детьми?

Хорошо прийти 31 декабря в храм на новогодний молебен. В нашем Скорбященском храме ежегодно 31 декабря в 16 часов совершается новогодний молебен, на котором мы благодарим Бога за прошедший год. Благодарим Его за долготерпение к нам, грешным, и испрашиваем благословение на год грядущий, понимая, что без помощи Божией, без Его благословения, мы не сможем осуществить все то задуманное, что необходимо совершить нам в наступающем году. С такой настроенностью мы вступаем в символический отрезок времени, который говорит нам о том, что мы всегда можем оставить то негативное, что имеем в своей душе. Мы всегда можем обратиться к Богу, и Господь всегда обновит в наших душах Свой образ и поможет нам идти снова путем жизни, которая ведет к радости, созиданию нашей личности, радости совместного общения с нашими родными и друзьями.

Для детей эти дни особые. Поскольку дети тянутся к сказке, к чему-то доброму, светлому и все то, что сопряжено с Новым годом, находит отклик в их сердцах, несомненно, необходимо более тесное совместное общение с детьми - они ведь нуждаются в нашем внимании. Не только одевать и кормить мы их должны, но и стараться видеть их детские, кажущиеся нам недостаточно весомыми, проблемы, что-бы они чувствовали, что мы тоже были когда-то детьми, испытывали те же трудности и радовались теми же радостями, которыми умеют радоваться они. И этот период времени года очень благоприятен для того, чтобы еще более сблизиться со своими детьми. Имея веру, имея в душе христианские ценности, мы можем, не нарушая внутреннего духовного мира и внешнего благочестия, в эти дни общаться с близкими, особенно со своими детьми, на волне предрождественской радости получать взаимное обогащение друг от друга - от совместного общения, доброго слова, доброго участия в жизни друг друга. Хорошо погулять по заснеженным улицам, на природе с детьми, поиграть с ними в зимние игры, постараться таким образом порадоваться тому, что дает нам Господь.

- Если дети верят в Деда Мороза, надо ли им объяснять, что он не существует? И не языческий ли это персонаж?

Дети всегда стремятся к радости, празднику. Это естественная потребность человека, тем более ребенка. И когда во времена лихолетья наших детей лишили Пасхи Христовой, Рождества, дня своего Ангела, заменив все эти чудесные радостные православные праздники советским суррогатом, особенно радостно и трепетно дети стали воспринимать и воспринимают до сих пор Новый год - как время, когда можно надеяться на чудо, на сказку. И не всегда дети в это верят буквально - в то, что будет какое-то чудо, что ночью Дед Мороз положит им под елочку подарки. Но так хочется им в это верить и, даже если не верится, ребенок так играет. Многие дети рады, что родители подыгрывают им в игре в Деда Мороза.

Если мы будем исследовать происхождение этого персонажа, то, конечно же, мы можем смутиться его языческим прошлым, происхождением отнюдь не из христианской традиции. Но это не значит, что все возникшее вне христианской традиции подлежит анафематствованию. Когда у детей отняли святых угодников Божиих, единственным дедушкой с большой бородой и в непохожей одежде по отношению ко всем видимым вокруг детей людям - это Дед Мороз: тот, кто их любит, желает им добра и счастья, приносит подарки, радуется детским радостям, играет вместе с ними. Эту функцию должны исполнять родители. Они должны играть с детьми, проявлять внимание к их проблемам. Но многим из родителей недосуг, а Дедушка Мороз - он никогда не подведет, никогда не предаст. Дети в этом персонаже персонифицируют свою потребность в общении со взрослым человеком, который их любит, ценит таких, какие они есть, верит в них, а они, соответственно, верят в него, и в этом нет ничего плохого. Ведь это же не замена Христа, не подмена христианских ценностей, а естественное стремление к общению и добру, потребность в любви. Поэтому "гонение" на Деда Мороза устраивать не стоит, но когда ребенок гармонично развивается, причащается Святых Христовых Таин , стремится познавать христианское мировоззрение, стремится общаться со своими сверстниками и со своими близкими людьми, все постепенно становится на свои места. И Дед Мороз занимает свою нишу в мировоззрении ребенка, которая отнюдь не мешает войти Христу в его душу и его сердце. И ребенок, веря в Деда Мороза, радуясь этой сказке, отнюдь не заменяет ею Христа и подлинную жизнь, данную Богом человеку.

- Как быть с утренниками и елками в детском саду и школах?

Ребенок еще не накопил того греховного багажа, который мешает взрослому человеку подлинно радоваться. Ребенок более непосредственен и искренне радуется совместному общению. Утренники и праздники, устраиваемые в детском саду и школах, призваны объединить детей вокруг общей радости, и в этом нет ничего негативного, неблагочестивого. Не стоит лишать ребенка праздника со своими одноклассниками, со своими друзьями по детскому саду. Не в празднике ведь для православного человека грех, а в проявлении страстей, в потакании им. Вполне можно родителям прийти на новогодний праздник в школу или в детский садик, порадоваться за своего ребеночка, который читает стишок Деду Морозу или танцует танец снежинок.

Человек порадуется за своего ребенка, а ребенок порадуется тому, что родители нашли время, что-бы поприсутствовать на его празднике, разделить с ним эту радость - его радость. А можно прийти в "благочестивое место" - храм, - и осуждать там всех находящихся, смотреть, кто как одет, кто как стоит, кто как крестится. И подумаем, кто получит большую духовную пользу - тот ли, кто пошел со своим ребенком на новогодний праздник, или тот, кто в таком духовном состоянии зашел в храм Божий?

- Можно ли дарить подарки к Новому году?

Детям из православных семей лучше всего дарить подарки к Рождеству Христову , но далеко не все наши родственники и знакомые - люди церковные. За многие прошедшие десятилетия наше общество было отторгнуто от тех духовных традиций, которыми жили наши предки. И за эти десятилетия жизни вне Церкви появились новые традиции. Одна из них - дарить подарки на Новый год. Рождество у людей отняли, но потребность человека в дарении радости другому осталась. Душа по природе христианка, и проявление внимания к человеку в эти зимние предрождественские дни, когда все общество празднует Новый год, осталось, поэтому эта традиция - подарить что-то на Новый год, тем самым явив свое внимание, любовь и благорасположение, - не имеет в себе ничего негативного и порочного. Нет ничего плохого, если бабушка или дедушка подарят своему внуку или внучке подарок к Новому году.

КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Ночь с 31 декабря на 1 января принято встречать с бокалами шампанского под бой курантов — так проходит веселая встреча Нового года почти у всех жителей Земли. Однако у православных в это время продолжается Рождественский пост. Можно ли как-то совместить светский праздник и телесное воздержание ради собственного духовного совершенствования?


Православные и Новый год. Как праздновать?

Конкретных рекомендаций на этот счет Церковь не дает — да еще и опирающихся на авторитет древних Канонов. Хотя бы потому, что ситуация празднования Нового года перед Рождеством — это сомнительное "достояние" последнего столетия всего четырех из 16 поместных православных Церквей, включая Русскую. В странах, где духовная жизнь ведется по старому, юлианскому календарю, в то время как официальным календарем является григорианский. Хотя, скажем, западноевропейские епархии РПЦ без каких-то угрызений совести живут по новому стилю, отмечая Рождество 25 декабря, а уже после него — и новогодние торжества 1 января. Как это было и в России до революции — когда и государство, и Церковь жили по одному и тому же, юлианскому летоисчислению.

Конечно, наши сограждане умудряются извлекать пользу даже из таких немыслимых хронологических кульбитов. Самый известный пример, ставший предметом бесчисленного множества острот, — это встреча "двух новых годов — Нового и Старого нового". Однако тем верующим, кто старается держаться церковных правил, не до смеха. Ведь на 1 января приходится последняя, самая строгая неделя Рождественского поста.

И поскольку перехода на "новый стиль" в Русской православной церкви не предвидится в ближайшем обозримом будущем, приходится как-то решать вопрос — как быть в праздничную ночь? Особенно в смысле блюд на столе, да и в остальном тоже. Ведь сплошной праздник по телевизору — тоже не очень сочетается с "хранением ума", частью православной аскезы.

Можно сказать сразу: полностью удовлетворительного решения на этот счет не существует. Телевизор-то можно выключить — с остальным будет труднее. То есть, конечно, можно демонстративно покушать вечером 31-го сухую корочку хлеба с водой, прочесть вечерние молитвы — и лечь спать. Предварительно отключив все телефоны, конечно. Иначе друзья и родные обязательно разбудят своими поздравлениями: "С Новым годом! С новым счастьем!"

Впрочем, можно поступить еще более "православно" — отвечать на звонки с "постным" выражением в голосе, демонстративно спрашивая: "А что, сегодня какой-то праздник? Безбожники вы все — ужо будет вам за нарушение заповедей Господних!"

"Лайт-версией" последнего варианта является хождение в новогоднюю ночь к тем же друзьям, с, опять же, сидением за столом, ломящимся от явств, с вышеупомянутым постным видом, долженствующим показать всем "безбожникам", как должен вести себя в пост настоящий "праведник".

Если серьезно, то такое поведение будет не христианским, а фарисейским. Уж сколько Господь пустил по адресу указанных нехороших персонажей критических стрел — но, поди ж ты, до сих пор полностью изжить следование фарисейским привычкам не получается.

"Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф. 6:16-18).

Великие отцы палестинских и египетских пустынь, не вкушавшие мяса по несколько десятилетий, могли, например, ради смирения и любви к пригласившему их на трапезу мирянину съесть мясное блюдо даже в пост. Правда, потом, когда их уже никто не видел, имели обычай еще более строгого поста — минимум на несколько дней.

А вот, например, весьма поучительная история, рассказанная великим пастырем и миссионером современности, ныне усопшим митрополитом Антонием Сурожским, предстоятелем Русской православной церкви в Англии:

"Иногда бывает так: человек старается поститься, потом срывается и чувствует, что он осквернил весь свой пост и ничего не остается от его подвига. На самом деле все совершенно не так, Бог иными глазами на него смотрит. Это я могу разъяснить одним примером из своей собственной жизни.

Когда я был доктором, то занимался с одной очень бедной русской семьей. Денег я у нее не брал, потому что никаких денег не было. Но как-то в конце Великого поста, в течение которого я постился, если можно так сказать, зверски, то есть не нарушая никаких уставных правил, меня пригласили на обед.

И оказалось, что в течение всего поста они собирали гроши для того, чтобы купить маленького цыпленка и меня угостить. Я на этого цыпленка посмотрел и увидел в нем конец своего постного подвига. Я, конечно, съел кусок цыпленка, я не мог их оскорбить.

Я пошел к своему духовному отцу и рассказал ему о том, какое со мной случилось горе, о том, что я в течение всего поста постился, можно сказать, совершенно, а сейчас, на Страстной седмице, я съел кусок курицы. Отец Афанасий на меня посмотрел и сказал:

Знаешь что? Если бы Бог на тебя посмотрел и увидел бы, что у тебя нет никаких грехов и кусочек курицы тебя может осквернить, Он тебя от нее защитил бы. Но Он посмотрел на тебя и увидел, что в тебе столько греховности, что никакая курица тебя еще больше осквернить не может.

Я думаю, что многие из нас могут запомнить этот пример, чтобы не держаться устава слепо, а быть прежде всего честными людьми. Да, я съел кусочек этой курицы, но я его съел для того, чтобы не огорчить людей. Я ее съел не как скверну какую-то, а как дар человеческой любви. Я помню место в книгах отца Александра Шмемана, где он говорит, что все на свете есть не что иное, как Божия любовь. И даже пища, какую мы вкушаем, является Божественной любовью, которая стала съедобной…"

Пожалуй, в этом отрывке как никогда ясно становится понятна разница между совершенно разными причинами формального нарушения постной дисциплины. Смысл заключается в мотивах такого поступка. Если тебе просто захотелось расслабиться, наевшись-напившись "от пуза", заодно "подсократив" (а то и прекратив) уже порядком надоевший Рождественский пост, — это так и называется: "чревоугодие". В нем, конечно же, можно покаяться, как и во всех других грехах, но тем не менее сам факт греховности это не отменяет.

Но если участие в праздничной встрече Нового года продиктовано лишь желанием проявить любовь к своим близким, родным, друзьям, коллегам по работе — это абсолютно другая ситуация. Конечно, если быть до конца честным перед собой, удовольствие от скоромной пищи все равно получается. Но важен другой момент — а мог бы ты отказаться от такого застолья, если бы не необходимость проявить любовь, которая никоим образом не должна выражаться в горделиво-фарисейском кичении своим "воздержанием" и осуждением "грешников", вкупе с назойливыми советами им "побыстрее покаяться".

"Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.

Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его" (Рим. 14:2-4).

Сказано это было апостолом Павлом не только в отношении пищи — но и в этом аспекте указанная фраза тоже имеет значение.

Тем более, что и поститься можно по-разному. Объесться можно и грибочками с растительным маслом, а можно и от кусочка отбивной остаться полуголодным. Все же, с мясом и мясными блюдами желательно быть поосторожнее. Разве что на ином столе нет почти ничего другого, тут уж придется есть и "Оливье", чтобы хозяев не обидеть.

Но, по большому счету, после энного тоста за столом мало кто наблюдает за тем, что ест тот или иной гость. А найти там что-то более-менее приближенное к постной диете весьма несложно — те же грибы, картошку, салаты без мяса, селедку, фрукты. Вино, кстати, так же как и "елей", даже входит в официальные предписания постной пищи, записанные в Типиконе. Главное, чтобы оно "веселило сердце человека" (Пс.103:15), а не доводило его до скотского состояния агрессии и последующего "мордой в салат".

Конечно, люди, привыкшие скрупулезно соблюдать каноны, могут поинтересоваться: "А как же быть с ними?" А никак! Не существует ни одного канона, предусматривающего санкции за нарушение Рождественского поста. Хотя бы потому, что последний в нынешнем виде (40 дней) окончательно был узаконен лишь в 1166 году в Византии, когда закончилась эпоха не только Вселенских Соборов, но, увы, и неразделенной Церкви, после случившегося чуть больше столетия назад Великого раскола.

Приближается Новый год и следующие за этим праздником продолжительные выходные. К сожалению, в это время вся страна без меры пьет и ест, и единственным отвлечением от застолья для многих становится просмотр всевозможных пошлых шоу и «голубых огоньков» по телевизору. Жизнь словно бы замирает.

Чтобы понять, отчего в современной России празднование Нового года возведено в культ, почему для нецерковных людей этот праздник стал чуть ли не самым главным праздником года, необходимо сделать небольшой исторический экскурс.

До Петра I и церковный, и гражданский календарь в России начинался с 1 сентября. Церковь и сейчас начинает церковный годичный круг сентябрем. Петр постановил отмечать Новый год с 1 января – на западный манер. Новый год был праздником светским и приходился на святки – дни после Рождества Христова. И поэтому не было никакого греха в череде святочных дней отмечать и новолетие, вкушая скоромную пищу и вино. После революции 1917 года была проведена еще одна календарная реформа: вместо юлианского был принят григорианский календарь (новый стиль), так что празднование Нового года стало выпадать на конец Рождественского поста. Поэтому возникла проблема для людей, соблюдающих духовные традиции: как праздновать Новый год и праздновать ли его вообще?

Празднование Нового года сейчас совершается с гораздо бо льшим размахом и сопровождается бо льшим пьянством и разгулом, чем в советское время. Оно и понятно. Сначала советская власть отняла у людей церковные праздники и насадила свои, пролетарско-революционные, которые народ, за неимением других, и отмечал. Но с падением советского строя революционные даты отошли в прошлое, и из прежних праздников остался практически один Новый год. «А душа, – как говорил герой В.М. Шукшина в фильме «Калина красная», – хочет праздника».

Но незнакомая с духовными русскими традициями душа, несчастная, лишенная настоящих праздников, думает, что отмечать торжество можно только пьянством и безудержным весельем.

Немного отвлекусь и расскажу небольшую историю, также связанную с утратой духовных традиций. Рассказал ее один священник.

Как-то, гуляя по кладбищу, он увидел на одной могиле открытку. Рядом в вазе стоял свежий букет цветов. Это была могила женщины, которая прожила чуть больше 30 лет. Он нагнулся и прочитал открытку. На ней было написано: «Дорогая мамочка! Поздравляем тебя с Днем рождения! Мы тебя помним и очень любим». И этот батюшка подумал: «Бедные советские дети! У них отняли веру, отняли Церковь. Они не знают, чего ждут от нас наши усопшие, как правильно относиться к смерти». В этом трагедия нашего народа – в разрыве с традициями, духовным опытом. Все это было почти полностью сметено бульдозером более чем 70-летнего атеизма.

Но вернемся к новогоднему празднику. Конечно, отмечать Новый год пьянкой и гулянкой – обычай советский, а никак не русский православный. И нужно нам от этой вредной традиции избавляться и возвращаться к праздникам настоящим, христианским. Тем паче что Рождество у нас сейчас, слава Богу, всегда является выходным днем, а значит, праздновать его никто не мешает. Не нужно придавать празднованию Нового года такое первостепенное, порой просто мистическое значение. Новый год в дореволюционной России всегда был неразрывно связан с Рождеством, просто этот праздник стоял в череде рождественских дней, и, конечно, никто его так широко и торжественно особо не отмечал.

Кстати, интересный факт: в 1920-е годы большевики боролись с традицией ставить и украшать на Новый год елки. Одна знакомая мне женщина, родившаяся еще до революции (ныне уже покойная), вспоминала, как советская власть вела борьбу с елками как с непременным атрибутом рождественского праздника. Ведь елку до революции наряжали перед Рождеством, и на Новый год она, естественно, уже была в доме. Так вот, был период, когда елка в целях борьбы с религией была запрещена. И вновь разрешили ставить елки уже в 1935 году.

Как же относиться людям православным ко всеобщему безудержному веселью и пьянству в новогодние дни? Никого не следует осуждать, но и самим в этом не участвовать. Мы готовимся к Рождеству, ожидаем этот второй по значимости и торжественности православный праздник и будем помнить, что идут дни поста Рождественского, который мы приносим как наш скромный дар к яслям родившегося Спасителя мира. Хотя, конечно, всероссийская новогодняя феерия порядком отвлекает нас от поста, создает нам определенные трудности. Например, в последних числах декабря люди начинают сметать с прилавков мясо, другие скоромные продукты и выпивку. В магазинах и на рынках в это время лучше не появляться: потеряешь уйму времени и сил. Также в новогоднюю ночь почти нереально уснуть из-за взрывов и хлопков петард и криков празднующих соседей. А у кого-то и в семье есть любители отметить с шумом приход Нового года. Но мы знаем, что православным христианам всегда было непросто и им всегда мешали праздновать праздники и соблюдать посты. Вспомним недавнее время, когда в сам день Рождества далеко не все желающие могли пойти в храм, если только праздник не приходился на субботу или воскресение. А так 7 января по новому стилю было обычным рабочим днем. Так что грех жаловаться, потому что можем мы сейчас и поститься, и молиться, и ходить ночью на Рождественскую службу.

Некоторые православные люди занимают очень крайнюю, строгую позицию: Новый год – праздник бесовский, богомерзкий. Эта позиция вполне объяснима, ведь Новый год всегда сопровождается телебеснованием и пьянством – об этом мы уже говорили. Однако полностью отрицать Новый год и видеть в его праздновании один грех нельзя. Просто не нужно подменять им Рождество и бесчинствовать постом. Ведь мы, православные люди, являемся гражданами своей страны. И хотим этого или не хотим, живем по новому, григорианскому, календарю, строим нашу жизнь и трудовую деятельность по календарю гражданскому. Например, отправляемся в отпуск, сдаем отчеты по работе в конце года по новому, а не по старому стилю. Поэтому не является грехом проводить старый год, подвести итоги, поблагодарить Бога и, конечно, помолиться, вступая в новолетие. «Благословиши венец лета благости Твоея!» (Пс. 64: 12). По всем храмам Русской Православной Церкви служатся молебны, чтобы мы все имели возможность попросить у Господа благословение на год грядущий. Знаете, весьма заезженная фраза – новогоднее пожелание: «Как встретишь Новый год – так его и проведешь» – содержит в себе немалую долю правды. Кто-то под Новый год идет в храм со всей своей семьейи молится за новогодним молебном, чтобы призвать благословение и помощь на все свои дела, и потом за скромной трапезой вспомнить с благодарностью уходящее лето (в этом году ночь под Новый год приходится на субботу, когда Уставом разрешается даже рыба). А кто-то проведет новогоднюю ночь (да и всю последующую неделю) в телеалкогольном угаре. И получится, как в одном анекдоте про миллениум: мужчина просыпается с ужасного похмелья после новогодней ночи, еле-еле разлепляет веки, идет к зеркалу и, долго глядя на свое опухшее, заплывшее, помятое лицо, говорит: «Так вот ты какой, человек третьего тысячелетия!» Очень не хочется, чтобы лицо русского человека третьего тысячелетия было именно таким. Плохо, неудачно начав какое-нибудь дело, мы долго не можем войти в правильный ритм, колею. И многие, начав год с пьянки и безделья, усваивают этот стиль на все последующие месяцы. И наоборот, как гласит пословица: «Хорошее начало – полдела откачло»: начав год с молитвы, с просьбы о помощи Божией, будем надеяться, что Господь не оставит нас в год грядущий и благословит наши труды и дела.

Позвольте, я немного расскажу о том, как обычно отмечает Новый год наша семья. 31 декабря вечером я служу в храме новогодний молебен. Супруга с детьми также, конечно, идет в церковь. А потом у нас есть традиция: каждый год мы с друзьями… нет, не идем в баню, а собираемся у них на даче в Подмосковье и отмечаем Новый год там. Мой кум и однокашник по семинарии протодиакон Алексий живет за городом и приглашает нас с детьми к себе. Семья у него большая – четверо мальчиков, и детям очень весело бывает вместе. За городом особенно хорошо встречать Новый год еще и потому, что в Москве в новогоднюю ночь заснуть практически невозможно, а в дачном поселке, хотя тоже шумновато, но гораздо спокойнее. Так вот. Обычно мы все вместе готовим постную трапезу и перед молитвой «Отче наш» поем еще «Царю небесный» и «Многая лета». После этого садимся и разделяем скромную дружескую трапезу, общаемся, вспоминаем уходящий год. А еще в эту ночь мы с детьми ходим в лес, где ребята делают из снега пещерки, ставят внутрь свечки и смотрят, чья свеча будет гореть дольше.

К сожалению, мы поставлены в такие условия, что в новогоднюю ночь, хочешь – не хочешь, приходится бодрствовать: уснуть можно разве что со снотворным и уже под утро. Поэтому и православные люди вполне могут посидеть вместе за столом, поговорить, но при этом, конечно, помня, что пост еще не окончен.

В дружеском застолье, общении нет ничего скверного, и Новый год тоже повод собраться вместе, подвести итоги, помянуть былое. Ведь праздники церковные мы празднуем и постом. Например, Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим всегда празднуются в пост. Но отмечаются они скромно, по-постному и, конечно, с молитвой. Они дают нам возможность подкрепиться перед следующей частью поста. Конечно, Новый год вовсе не церковный праздник, но его можно наполнить духовным смыслом и отметить вполне по-православному. Хотя можно, конечно, вообще не отмечать Новый год, ограничиться новогодним молебном. Это тоже допустимо.

Еще одна проблема: новогодние школьные каникулы – традиционно время всевозможных детских елок, утренников и театрализованных праздников. Как быть с детьми, можно ли им посещать эти мероприятия?

Обычно большинство новогодних елок в детских садах и школах проходят еще до Нового года, до начала каникул. Как правило, дети бывают задействованы в постановке этих праздников и поэтому волей-неволей в них участвуют. Я не вижу ничего душевредного в детском утреннике с Дедом Морозом, Снегурочкой и раздачей подарков; к тому же, если все дети принимают участие в празднике, а мы запретим нашим чадам его посещать, то они будут чувствовать себя обделенными. Хотя вполне допускаю, что современные детские праздники могут содержать какие-то неприемлемые для православных детей моменты. Это надо узнать заранее, и, если это так, лучше уклониться от участия в утреннике. Все детские мероприятия и праздники желательно посетить до 2 января (когда усиливается Рождественский пост).

Некоторые «ревнители Православия» принципиально не отмечают Новый год 1 января, но празднуют так называемый «старый Новый год» 14 января, то есть новолетие по старому стилю. Честно говоря, не вижу в этом никакого смысла. Ведь наша светская жизнь, а также жизнь страны и всего мира строится по новому, гражданскому календарю. А на святки и так приходится немало праздников: Собор Пресвятой Богородицы (26 декабря / 8 января), память преподобного Серафима Саровского (2/15 января) и, конечно, Обрезание Господне и память святителя Василия Великого – в сам день 1/14 января.

Интересно, что в Греции роль рождественско-новогоднего старца, который раздает детям подарки, традиционно усваивается не святителю Николаю (Санта Клаусу), как в западных странах, и не Деду Морозу, как в России, а святителю Василию. Так как его память приходится как раз на новолетие. Там он именуется Агиос Василис. Подобно Санта Клаусу, изображается с белой бородой и в красно-белом одеянии.

Напомню, что Греческая Церковь живет по новому стилю. Церковный календарь в Греции совпадает с гражданским, и Новый год они празднуют уже после Рождества.

Наши города и веси в новогодние каникулы цепенеют, очень сложно в это время заниматься какими-то делами вне дома, так как многие организации прекращают работу. Многих это всеобщее бездействие очень утомляет и раздражает. Но и это время можно провести с пользой. Современному семейному человеку остается очень мало времени для общения с семьей. Папы, да и многие мамы, целыми днями работают, а вечером сил и времени остается только на то, чтобы покормить детей, проверить у них уроки и уложить спать. И время довольно длительных зимних каникул очень хорошо посвятить общению с детьми и близкими. Можно также заняться изрядно запущенными делами домашними, навести порядок в доме перед Рождеством.

Думаю, что когда на Руси Новый год начинался 1 сентября, народ не проводил это время в праздности и безделье. Ведь Россия была страной, полностью зависящей от сельского хозяйства, а сентябрь – это время сбора урожая и подготовки к зимовке. А праздником, к которому было приурочено окончание полевых работ, был день празднования Покрова Богородицы (1/14 октября). Недаром традиционно на этот праздник приходилось много свадеб. Наступало время затишья в сельских работах до весны, и можно было подумать о создании семьи.

Как-то я размышлял над новогодними вопросами и пришел к выводу, что для нашей страны, конечно, сентябрьский Новый год являлся самым правильным. К сентябрю заканчивается годичный природный цикл. Плоды созревают, их убирают, и природа начинает готовиться к зимнему отдыху, чтобы весной вновь ожить для нового плодотворения.

Часто прихожане спрашивают меня, как быть, если в семье есть невоцерковленные родственники (иногда почти вся семья невоцерковлена), которые любят отмечать Новый год пышным застольем и не мыслят новогоднюю ночь без телевизора? Как не обидеть их, но и не навредить душе, не нарушить спокойное течение поста?

Здесь необходима немалая мудрость, рассудительность. Нужно найти золотую середину, чтобы и не обидеть родственников, не поссориться с ними, но и не повредить себе.

Представим, что какой-нибудь человек, православный христианин, живет с ближайшими родственниками в одной квартире (а ведь очень часто бывает, что и в супружеских парах одна половина верующая, а другая нет), и его нецерковные родные хотят отметить Новый год, «чтобы все было как у людей». С салатом оливье, холодцом, жареной курочкой и, конечно, обильной выпивкой. И, разумеется, главным украшением стола в Новый год, как когда-то заметил почтальон Печкин, для них является телевизор. Что же, верующему человеку забиться в самый дальний угол, демонстративно отвернуться от голубого экрана и, подобно фарисею из евангельской притчи, повторять про себя: «Я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи…»? Нет, это будет не по-христиански. У апостола Павла есть такие слова: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» (Рим. 15: 1–2). Конечно, все это очень непросто. Христианин, имеющий нецерковных родственников, находится как бы на передовой духовной борьбы. Нужно понимать, что привести их к Богу мы можем только любовью и молитвой за них. Люди они немощные, как говорит апостол, «бессильные», значит, нужно нам понести и их немощи. Нам уже дано познать радость православных праздников, а кому-то еще нет. Остается им только посочувствовать. Итак, что же нам делать? Думаю, что если мы немного посидим за столом, по возможности соблюдая пост (можно заранее помочь родственникам в приготовлениях к празднику и сделать пару постных салатов), греха в этом не будет. Также, подняв бокал с шампанским, можно произнести тост о благодарности Богу за все, что было в уходящем году. Ведь христианин, разделяя застолье с людьми, далекими от духовных вопросов, вполне может как-то одухотворить это празднование. Сказать людям о настоящем смысле празднования новолетия, побеседовать о грядущем Рождестве Христовом. Ведь люди сейчас просто разучились праздновать, даже не умеют говорить нормальные пожелания и тосты. Светские праздники – это зачастую сплошное празднословие и «перемывание костей» ближним.

Конечно, некоторые православные сочтут и выпитый бокал шампанского в новогоднюю ночь грехом, но, например, когда я учился в семинарии, после новогоднего молебна семинаристы шли в столовую на ужин (естественно, постный), где братии также предлагалось «утешение» – бокальчик шампанского.

Отмечая Новый год с нецерковными близкими, конечно, нужно соблюдать меру. Совершенно необязательно просиживать за столом всю ночь и до конца участвовать в шумном веселье. Отдав дань уважения близким, можно под предлогом усталости удалиться, чтобы отдохнуть (если получится) или помолиться, почитать.

Кстати, похожее предписание мы находим в канонических правилах для священников. Когда на свадьбе веселье уже переходит известную меру и начинаются всевозможные пляски, в которых недопустимо принимать участие священнослужителю, каноны предписывают батюшке откланяться и уйти с торжества. Но при этом не сказано, что священник должен обличать гостей и призывать всех к порядку.

Если родственники не очень возражают против вашего отсутствия в новогодний вечер, возможен такой вариант: пойти в гости к православным друзьям и отметить Новый год с ними.

Есть еще один выход, но он приемлем в основном для жителей Москвы. В нашем стольном граде уже не один год в нескольких приходах существует такой обычай: в ночь с 31 декабря на 1 января служится ночная служба. К литургии обычно присоединяют ектеньи, молитвы, Апостол и Евангелие из новогоднего молебна. Знаю, как минимум, три таких места. Это, конечно же, Сретенский монастырь, также храм Живоначальной Троицы в Хохлах и Николо-Перервинский монастырь. Вообще многие православные стремятся встретить наступление Нового года молитвой.

Некоторые священники специально ставят себя в богослужебное расписание 1 января. Весьма символично, что 1 января по новому стилю – память святого мученика Вонифатия. А 2 января – день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского. Обоим этим святым молятся за страдающих от недуга пьянства. Помолимся и мы о тех несчастных, кто, не зная меры, пьянствует в Новый год. А для многих такое «празднование» оканчивается в больнице или морге. В новогоднюю ночь в России замерзают до смерти тысячи пьяных людей, а еще большее количество остаются калеками, на всю жизнь теряют здоровье, лишаются рук, ног из-за обморожения.

Желаю всем посетителям сайта в новом году быть всегда с Богом, и Господь не оставит нас! Самое плохое происходит, когда человек отходит от Источника Жизни, от Отца Небесного. И еще хочется пожелать всем не каких-то земных благ, а самого главного: мира и любви в сердцах и семьях. Ведь только тогда, когда люди имеют мир и любовь, они счастливы.

И еще будет не лишним напомнить: пост еще не окончен и после Нового года будет продолжаться еще шесть дней, а в последние пять дней, даже в воскресный день, он станет строже – не благословляется вкушение рыбы.

Православные знают: конец поста часто сопровождается немалыми искушениями. Происходит это потому, что падшие духи хотят посмеяться над нами и испортить нам подвиг поста, вовлекая в ссору или искушая предаться печали и унынию. К тому же, условия для этого весьма благоприятные. К концу поста христианин может ослабеть или, наоборот, успешно пройдя почти весь пост, впасть в некую эйфорию. Этой-то самоуверенностью и пользуются бесы. Как говорится, «не говори “гоп!”, пока не перепрыгнешь». Так что будем на чеку, и дай нам всем Бог сил пройти остаток пути без преткновения и с радостью встретить Рождество Христово!