» »

Китайские высокоскоростные железные дороги. Категории поездов и типы вагонов в китае

22.09.2019

Все мы иногда совершаем поездки по железной дороге и знаем, что данный способ путешествия нельзя назвать самым быстрым. И действительно, ну какую скорость может развить обычный пассажирский или даже скорый поезд? 60, 70, 90 км? Согласитесь, не так уж это и много даже по сравнению с автомобилем. Конечно, в нашей стране курсируют и скоростные поезда, такие как , развивающие скорость до 250 км/час, но в России это пока скорее редкость. Но наверняка не за горами то время, когда высокоскоростные поезда, которые уже давно рассекают просторы Европы, Китая, Кореи, Японии, появятся и у нас. А пока давайте выясним, в каких странах курсируют самые быстрые поезда в мире.

Первое место - Япония

Конечно же, на первом месте - Страна Восходящего Солнца со своими высокими технологиями и безупречным качеством техники и электроники. Первые экспрессы линейки «Shinkansen» были запущены в Японии еще в 1964 году, они перемещались со скоростью 210 км/ч. В 2003 году поездом Shinkansen был установлен абсолютный и действительный до сих пор рекорд: 581 км/час на магнитном подвесе. Эксплуатационная же скорость этих поездов равна 320–330 км/час. Экспрессы серии Shinkansen не просто самые быстрые в мире, они еще и очень красивы: обтекаемые серебристо-зеленые поезда не зря называют «пулями». К тому же Shinkansen признаны одним из самых безопасных видов ж/д транспорта: в течение всего времени с момента запуска в эксплуатацию первого поезда ни одна «пуля» не попала в серьезную аварию.

Стоимость поездки в экспрессе Shinkansen достаточно велика. Например, билеты из Токио в Осаку (расстояние - 560 км, время в пути - чуть больше двух часов) будут стоить, в зависимости от класса вагона, от 130 до 150 долларов.

Второе место - Франция

Европа практически не уступает Японии в конструировании высокоскоростных поездов и даже ставит свои рекорды. Так, французские экспрессы линейки TGV легко развивают скорость от 320 км/час, а в 2007 году поезд POS этой же серии разогнался до 575 километров в час на обычных рельсах.

Третье место - Китай

В 2004 году в Китае был введен в эксплуатацию высокоскоростной поезд на магнитном подвесе, чья максимальная скорость на сегодняшний день составляет 431 км/час. Экспресс доезжает из центра города в аэропорт за семь минут, покрывая при этом тридцатикилометровое расстояние. Интересен тот факт, что сконструировали Shanghai Maglev Train (так называется экспресс) вовсе не китайцы, а немцы.

Четвертое место - Китай

На четвертой позиции также находятся китайские поезда, разработанные и сконструированные крупнейшим железнодорожным концерном страны - CSR Qingdao Sifang Locomotive and Rolling Stock Company. Максимальная эксплуатационная скорость экспресса CRH380A составляет 380 километров в час, он ежедневно курсирует по направлениям Шанхай - Ханчжоу, Ухань - Гуанчжоу.

Пятое место - Испания

Замыкают пятерку самых высокоскоростных поездов в мире экспрессы испанской железнодорожной компании-оператора AVE. Испанцы очень удачно придумали название для компании: AVE -аббревиатура от Alta Velocidad Española - по-испански означает «птица», что, согласитесь, прекрасно подходит для концерна, выпускающего скоростные поезда. Скорость самого быстрого из экспрессов компании - поезда Talgo-350, курсирующего по маршрутам Мадрид-Барселона, Мадрид-Вальядолид, достигает 330 км/час.

Скоростные поезда в России

В России поезда, развивающие скорость более 140 км/ч, считаются скоростными, более 200 км/ч - высокоскоростными. Первый советский скоростной поезд «Аврора» начал курсировать в 1963 году между Москвой и Ленинградом, скорость его достигала 160 км/час. На сегодняшний день правительство РФ инвестирует немалые средства в развитие скоростного сообщения по всей восточно-европейской части страны. Поезда «Сапсан», «Аллегро», «Ласточка» уже курсируют по наиболее востребованным маршрутам, также в конце 2014 года планируется ввести в эксплуатацию высокоскоростной экспресс по маршруту Москва-Киев.

Когда речь заходит о путешествиях на высоких скоростях, Азия представляется регионом будущего. По сравнению с медленно-урчащей автомобильной антиутопией США, Азиатско-Тихоокеанский регион является быстро развивающейся страной чудес. А кого можно назвать Усэйном Болтом (Usain Bolt) этой многочисленной расы? Конечно, Китай, поскольку там можно двигаться очень быстро.

С самого начала 21 века Китай стал строить высокоскоростную трассу. И строить. И строить. Быстрый скачок в 2017 год, и страна опоясана сетью скоростных поездов, мчащих миллионы пассажиров на такие расстояния, которые мы обычно считаем невозможными. Возможно, бум строительства скоростных локомотивов в Азии начала Япония, но Китай сделал это своим достижением. И, как все, что делается в Китае, они сделали это больше, удивительнее и более сумасшедшим, чем другие.

10. Они действительно очень, очень быстрые

Прежде всего, вам следовало бы знать, что высокоскоростное железнодорожное сообщение в Китае очень быстрое. Насколько? Чтобы стало понятно, если вы решите построить высокоскоростную линию прямо вверх, то путь высокоскоростного поезда из Пекина на Луну займет менее 60 секунд.

Ладно, это ложь. Но у нее серьезная цель: показать, насколько быстрыми могут стать китайские поезда. Два из трех самых быстрых коммерческих поездов в мире можно найти в Китае, и оба в Шанхае. Из них самым быстрым является Шанхай Маглев (Shanghai Maglev), развивающий скорость до 430 км/час. Если поезд движется без пассажиров, его скорость составляет 500 км/час. Но этот не самый быстрый. Экспериментальная японская модель будет передвигаться со скоростью 589 км/час, однако появится она не раньше 2017 года, в то время как жители Шанхая уже 10 лет сталкиваются с этим достижением технической мысли.

Конечно, одно дело слышать о таких больших цифрах и другое – ощущать их в реальности. Так, например, путь из Пекина в Шанхай, длиной в 1318 км, займет чуть менее 5 часов. Это дольше, чем путь от Нью-Йорка до Атланты, но меньше, чем то время, которое у вас займет просмотр нового мини-сериала на Нетфликсе(Netflix).

9. Они до смешного дешевы

Учитывая фантастическую скорость, которой поражают китайские поезда – равную почти половине скорости самолета, без ожидания и строжайшей проверки безопасности – можно подумать, что они должны быть дорогими. Это не так. Несмотря на то, что китайские дороги все еще не соответствуют обещаниям коммунистов стать дорогами для бедных, цены на путешествия доступны основной массе пассажиров. Взять, к примеру, суперскоростную ветку Пекин-Шанхай. Как вы думаете, во сколько обойдется место во втором классе? 553 юаня или примерно 80 $. А знаете, сколько стоит небольшое путешествие из Нью-Йорка в Атланту с Эмтрэк (Amtrack)? 122 $. Это дополнительные 40 $ за путешествие, которое занимает втрое больше времени, в пункт назначения, расположенный не так далеко.

Если вы путешествуете на обычной пригородной линии, то это обойдется еще дешевле. 24-километровая линия из Шангле в Вейфанг в провинции Шаньдун стоит 4,5 юаня или 0,67$. Большинство жителей путешествует именно поездами. Если американские города строились таким образом, чтобы до них можно было с комфортом добраться на машине, то китайские строились так, чтобы до них можно было добраться на поезде.

8. Это очень популярно

Поскольку поезда Китая дешевы и быстры, можно предположить, что они очень популярны. Это не просто популярность, это нечто большее. Высокоскоростные путешествия привлекают не просто толпы, а самые большие толпы, которые вам доводилось видеть. В 2016 году количество пассажиров, воспользовавшихся видом транспорта, составило 1,5 миллиарда. Это больше, чем число тех, кто постоянно проживает в Китае – стране, известной своим весьма многочисленным населением. Учитывая, что население Земли составляет 7,5 миллиарда человек, 20% этого населения ежегодно катается на высокоскоростных китайских поездах. Если бы инопланетяне похитили 5 человек с Земли и допросили их, выяснилось бы, что один из них катался на таком поезде.

Мы приводим эти цифры в качестве иллюстрации. Понятно, что ни одно государство, даже такое авторитарное, как Китай, не в состоянии отслеживать каждого пассажира, совершающего поездки, а многие из них могут несколько раз покупать билеты. 1,5 миллиарда – это колоссальная цифра, и она будет расти.

7. У Китая больше высокоскоростных поездов, чем у всех остальных стран в мире вместе взятых

Мы уже говорили о том, что в своей любви к скоростному транспорту китайцы превосходят даже японцев. Нелишним будет повторить, насколько глубока эта любовь. Китай имеет самую длинную сеть высокоскоростных поездов в мире, составляющую 20 116 км. Это не просто больше, чем в другой стране с большой сетью – Японии, и не просто больше, чем в других пяти странах, это больше, чем во всем мире в совокупности. Это больше, чем на всей остальной планете. Если бы вы сложили каждый некитайский рельс от высокоскоростной линии один к другому, у вас все равно получилось бы меньше, чем в Китае.

И Китай не собирается замедлять темп. К 2025 году планируется построить еще 15 000 км дорог. Если взглянуть на китайский план высокоскоростных дорог, будет видно, что весь восточный регион страны покроется сетью коротких высокоскоростных линий, расположенных так же плотно, как и обычная железнодорожная сеть в любой другой стране. Даже остров Хайнань у южного побережья страны окружен скоростной линией. Хайнань, для справки, чуть больше Мэриленда.

Результатом развития сети высокоскоростных дорог стало появление невероятных мегаполисов, поскольку люди из Шэньчжена могут теперь добираться до Гуанчжоу, расположенного в 137 км, за 30 мин.

6. Отличия между «было» и «стало» просто феноменальные

Вернемся в прошлое Китая и запрыгнем в один из поездов. Чего можно ожидать от такого путешествия? Понятно, никаких скоростных рельсов нет и в помине, но, может быть, сама система уже претерпела модернизацию? Может, сеть рельсов нуждается в обновлении, но является довольно надежной?

Приготовьтесь путешествовать в состоянии шока. В середине 90-х китайские поезда были не просто медленными, они были очень медленными. Средняя скорость составляла 59 км/час. Нет, мы не забыли дописать «0». Китайские поезда в последние годы 20 века были ужасными. Большинство крупных городов не были связаны между собой, а идея создания линии для большого города казалась неслыханной. Те несколько поездов, которые ездили по рельсам, перемещались очень медленно и были чрезвычайно переполнены.

В то время в Китае появились «умные деньги» инвесторов, и страна вполне могла повторить опыт США, превратившись в автомобильную нацию. Но у Коммунистической партии Китая были свои идеи. И, если Партия собирается сделать что-то в Китае, она это делает.

5. Министерство Железнодорожного Транспорта принимало участие в некоторых сумасшедших проектах

Хотя в 2011 году он был расформирован и преобразован в Министерство Транспорта, Китайский Государственный Железнодорожный Департамент, по-прежнему, может принимать участие в некоторых сумасшедших проектах. В викторианской Англии, например, инженеры создали удивительные вещи, такие как Форт-Бридж (Forth Bridge), а в 21 веке Китай участвует в подобных уникальных проектах. Разница состоит в том, что китайские проекты находятся на грани практичности и безумия.

Вот только один пример: в 2015 году Пекин объявил, что хочет связать Китай и Непал железной дорогой. Никаких проблем, за исключением той, что Непал – гористая страна, труднодоступная со стороны Китая. Поэтому Китай решил проложить ветку, прорыв туннель под горой Эверест. Прошло два года, но к реализации проекта пока не приступили, хотя он все еще активно рассматривается.

Но даже этот проект меркнет перед самой сумасшедшей идеей китайского правительства. В 2014 году Пекин решил, что следует построить железнодорожную линию, которая соединит Китай и США. Предполагается, что эта высокоскоростная линия будет самой длинной в мире и пересечет 4 страны (Китай, Россию, США и Канаду). В нее войдет самый длинный подводный тоннель, который соединит Россию с Аляской. Даже на такой высокой скорости поездка по этой линии займет 2 дня.

4. Человек, участвовавший в разработке высокоскоростных поездов, подвергся «чистке»

Глядя на все эти высокотехнологичные разработки, безумные здания и богатых бизнесменов, легко забыть, что Китай остается авторитарным коммунистическим государством. Это означает, что любого могут подвергнуть «чистке» и отправить на каторжные работы. Одной из высокопоставленных жертв репрессий стал Лю Чжицзюнь (Liu Zhijun) – человек, участвовавший в создании системы высокоскоростных поездов.

Лю Чжицзюня раньше называли отцом железнодорожных линий Китая. В 2003 году он был назначен министром железнодорожного транспорта, в то же время Китай приступил к реализации своей высокоскоростной мечты. Под его руководством Министерство использовало любой трюк, чтобы получить дополнительное финансирование и политическую поддержку. Своим департаментом он руководил как личной вотчиной, увеличивая его численность и мощь, пока тот не стал уступать только военному департаменту. Через пять лет после вступления в должность Лю Чжицзюнь открыл первую высокоскоростную линию. К 2011 году он внедрил систему, о которой мы говорим.

К сожалению, пик карьеры Лю Чжицзюня совпал с быстрым восхождением Си Цзиньпина (Xi Jinping). Новый руководитель в 2013 году начал антикоррупционную компанию против Лю Чжицзюня, когда выяснилось, что тот брал взятки и откаты. Согласно Закону Китая, его приговорили к смертной казни, которую затем заменили пожизненным заключением.

3. Случаются ужасные аварии

Китайские скоростные поезда очень безопасны, а движутся так плавно, что пассажиры даже не чувствуют, что перемещаются в пространстве. Но, нужно сказать, что аварии случаются. Учитывая скорости, на которых эти поезда движутся – лучше верить, что вы не успеете даже испугаться.

В 2011 году молния ударила в поезд недалеко от города Вэньчжоу, что привело к короткому замыканию. Пассажиры остались целыми, но остановился. Когда машинист попытался завести его, в зад поезда на высокой скорости врезался другой. Четыре вагона упали в воду с виадука. Когда скорая помощь добралась до места, 40 человек были мертвы и 200 ранены. Мертвые тела продолжали падать из поезда во время спасательной операции, что создавало жуткую картину для свидетелей.

Нужно быть справедливым в отношении Китая, это не единственное крушение скоростного поезда, случившееся в мире. В 2013 году испанский поезд сошел с рельсов на скорости 160 км/час, погибло 80 человек.

2. Большинство железнодорожных линий работают в убыток

Помните, мы говорили, что Китай пользуется самыми высокими скоростями на планете? Но мы не сказали, что это выгодно. Несмотря на то, что кладутся рельсы, открываются новые станции, а к железнодорожной сети добавляются новые города, высокоскоростные поезда в Китае совсем не такие прибыльные, как можно было бы подумать. Только 6 линий приносят прибыль, остальные несут убытки.

Получаемая прибыль не включает стоимость строительства. Все прибыльные маршруты расположены на востоке страны и связывают крупные мегаполисы, а самой прибыльной является линия, соединяющая Пекин и Шанхай. А что насчет остальных? Линия Пекин-Тяньцзинь резко подешевела, но все остальные просто черные финансовые дыры. Линия Гуанчжоу-Гуйчжоу должна выплачивать проценты в размере 3 млрд. юаней в год (450 млн. $), при этом лишь треть этой суммы приходится на продажу билетов. Из уже проложенных 20 100 км путей только около 5 000 км из них либо приносят достаточно денег, либо стимулируют местную экономику, чтобы оправдать свою стоимость.

Это означает, что государство несет большую долговую нагрузку. На сегодня Китайская железнодорожная корпорация (The China Railway Corporation) задолжала уже 4 триллиона юаней, что, по мнению «Экономиста» (The Economist), составляет 6% ВВП страны.

1.Такая система не будет работать больше нигде в мире

Исходя их вышесказанного, могло возникнуть желание скопировать опыт построения и использования китайских высокоскоростных железных дорог. Если это так, то – удачи. Сумасшедшая китайская сеть высокоскоростных поездов стала возможной только из-за особенностей страны. Попробуйте повторить этот успех в любой другой точке мира, и вы, скорее всего, потерпите неудачу.

Основным фактом является стоимость. Сейчас экономика Китая переживает бум, поэтому государство может взвалить на свои плечи содержание тех линий, которые являются убыточными и поддерживать их в рабочем состоянии. Важный фактор также стоимость строительства. По оценкам Всемирного банка (World Bank), Китай тратит максимум 23 млн. $ на строительство 1 км высокоскоростных дорог. В Европе эта цифра минимально составила бы 25 млн. $, а, возможно, выросла бы до 39 млн. $. Если попытаться построить нечто подобное между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом, получатся все 56 млн. $. Чувствуете разницу? С одной стороны это дешевая китайская рабочая сила, а с другой – дешевая земля. В Европе и США вы должны заплатить за землю столько, сколько она стоит, в Китае же государство просто конфискует все, что сочтет нужным.

В результате, другие страны откладывают или сокращают программы по строительству высокоскоростных железных дорог. Мы можем мечтать о том, чтобы перемещаться по миру на китайских скоростях, но, увы, обречены вечно ползти со скоростью улитки.

Надеяться на скоростные поезда как на средство экономии в Китае явно не стоит. Выбирайте между поездом и самолетом исходя из своих личных предпочтений. Поезд из Пекина в Шанхай едет чуть менее 6 часов. Самолет летит 2 часа, но вы потратите много времени на поездку в аэропорт и предполетный контроль. По времени также большой разницы нет.

Если вы хотите сэкономить, то езжайте на обычном поезде. Он едет 12 часов, зато спальное место стоит 57 долларов. Сидячее место стоит уже 30 долларов. Просидеть 12 часов в поезде намного проще, чем в салоне самолета, на котором вы .

Как мы уже говорили, хорошего и удобного сервиса покупки ж/д билетов, работающего на русском языке, еще не существует. Российские сайты оказывают услуги по принципу: “оставьте заявку, а мы вам что-нибудь подберем”, что не устраивает потребителей.

Придется пользоваться английскими сайтами, что несложно. В современные браузеры встроен переводчик, и результат более-менее адекватный. (см. картинка1 , картинка2)

Единственный важный факт, о котором не стоит забывать, – это названия городов в Китае. Они не всегда совпадают с российской интерпретацией. Пекин по-английски называется Beijing, Сиань – Xian, а Ухань – Wuhan. Ищите правильное латинское название нужного города, и вы купите билеты без проблем.

Конечно, билеты можно купить уже на месте в кассе, но наличие мест не гарантируется. Рекомендуем позаботиться о железнодорожных билетах заранее.

О скоростных поездах

Еще несколько лет назад высокоскоростные поезда в Китае развивали скорости 350 километров в час. Когда мы видели эту цифру на табло, казалось, что будущее из фантастических книг уже наступило. Сейчас все изменилось, и они редко развивают скорость больше 250. Ограничение введено в целях безопасности.

Поезд проделывает на максимальных скоростях отнюдь не весь путь, поэтому среднее время в пути увеличилось на 20%. К примеру, еще несколько лет назад из Уханя в Шанхай можно было добраться всего за 5 часов, а сейчас это 6 часов.

В продаже обычно встречаются три типа билетов. Это 2-й класс (Second Seat), 1-й класс (First Seat), Бизнес-класс (Business Seat). Разница заключается в удобствах - чем выше класс, тем больше размер сидений и дороже билет. 1-й класс в 1,5 раза дороже, чем 2-й. Бизнес стоит в 3 раза дороже, чем 2-й класс.

Проблема комфорта в китайских поездах стоит не так остро, как при авиаперелетах. Вы всегда сможете встать и прогуляться по поезду сквозь все вагоны. Можно пойти в вагон-ресторан и покушать или выпить. Цены на еду вполне приемлемые. В последнюю нашу поездку обед стоил 50 юаней, а 10 юаней.

Проведение олимпийских игр в Китае в 2007 году дало толчок для развития сверхскоростного железнодорожного движения в стране. была открыта железнодорожная линия для высокоскоростных поездов со скоростью 330 км в час.

Линия связала столичный Пекин и портовый Тиаджин. И это не предел! Бенджин и Шанхай связаны линией для высокоскоростного поезда со скоростью 350 км в час. Для создания высокоскоростного движения были использованы технологии японской компании Kawasaki. Последнее время существует тенденция использования Китайских технологий в этом направлении. Китайские компании продают свои поезда в страны северной и южной Америка. Для сравнения: скоростные поезда в Европе могут развивать скорость до 270 км в час, японский сверхскоростной экспресс движется со скоростью 234 км в час.



В 2010 Китайский скоростной поезд поставил новый рекорд скорости в 486,1 километра в час, почти на 70 километров в час превысив прежнее достижение, сообщают в пятницу китайские СМИ.

Рекорд был поставлен в ходе тестового прохода состава серии CRH380A на участке между городами Цзаочжуан и Бэнпу на скоростной железной дороге Пекин-Шанхай.

Новый рекорд значительно превзошел предыдущий показатель в 416,6 километра в час, который поезд китайского производства достиг в конце сентября текущего года.


Китайские специалисты начали проектировать поезд, который будет развивать скорость свыше 500 километров в час.

Рекорды скорости пока ставятся лишь в рамках исследовательских тестов. При этом, по информации министерства железных дорог Китая, в настоящее время КНР обладает 337 железнодорожными составами, способными развивать скорость до 380 километров в час, которые используются для перевозки пассажиров.

Китай обладает 7,55 тысячами километров скоростных железных дорог. В процессе строительства находится еще более 10 тысяч километров скоростного железнодорожного полотна.

В 2011 Китай открыл очередную линию скоростной железной дороги. На этот раз — между Уханем и Гуанджоу. Её построили всего за четыре года и теперь это самая длинная скоростная линия железной дороги в мире — 1068 км.
Поезда на ней развивают скорость в 350 км/ч. Так что из Уханя в Гуанджоу можно доехать не за десять часов, как обычно, а всего за 2 часа 58 минут. Стоимость проезда — от 70 до 114 долларов в один конец. В 2012 году в Китае будет находиться в эксплуатации около 13 000 км скоростных железных дорог (200-350 км/час).

К 2012 году в Китае высокоскоростные перевозки будут осуществляться по 42 железнодорожным линиям, что даст еще больший толчок к развитию экономики. То расстояние, на преодоление которого раньше нужно было десять часов, сейчас всего три. Это прекрасная альтернатива автомобильному транспорту с извечными пробками и самолетам с необходимой предварительной регистрацией. Внутри поезд не разделен на вагоны и представляют единое пространство. Тряска, вибрация, толчки при передвижении отсутствуют. В поездах установлены мягкие анатомические кресла, телевизоры, автоматы с напитками. Также предоставляются горячие обеды, которые разносят вышколенные стюарты. Стоимость обедов включена в билет.

На что это похоже? На гигантский аэропорт? На космодром? На кадр из фильма про будущее? Нет, ребята, это китайский вокзал. Гигантское здание. Футуристичная архитектура. Лифты, эскалаторы, десятки и сотни информационных табло, мраморный пол, наполированный до зеркального блеска, живые пальмы, комфортная температура, идеальная чистота. Тут одновременно находится несколько тысяч человек. Но все они так равномерно распределены в общем гигантском пространстве, что не создается ощущение толпы, свойственное вокзалам.

Тут расположены и рестораны, и Макдональдс, и Старбакс, и брендовые магазины. Тут есть и зоны отдыха, и игровые площадки для детей. В кассе для покупки билетов есть специальное окошко для иностранцев. Взрослая и серьезная китаянка в очках продает билеты «лаоваям» с таким видом, будто они — ее ученики, а она — преподаватель английского.

На этот вокзал не приезжают обычные поезда. Тут поезда скоростные. Дело в том, что сейчас Китай отстраивает по всей стране гигантскую паутину скоростных железных дорог. Эта паутина уже сейчас связывает между собой десятки стратегических миллионников. А в ближайшие несколько лет она будет накрывать собой в прямом смысле всю страну.

акие поезда - это великолепная альтернатива сразу двум видам транспорта. Во-первых, автомобилям. Раньше, чтобы попасть из одного города в другой, нужно было брать машину, долго стоять в городских пробках, выезжать на автостраду, платить за дорогу (дороги в Китае платные), заправляться и ехать со скоростью 100 километров в час в соседстве с безумными китайскими водителями грузовиков. Теперь на скоростном поезде это можно сделать в три раза быстрее и в три раза дешевле. При этом вы проведете время в комфортных условиях и не устанете за рулем.

А во-вторых, это альтернатива самолетам. Потому что сейчас практически из любого крупного города в другой крупный город можно не только долететь на самолете, а еще и доехать вот на таком скоростном поезде. Зачастую это намного удобнее. И всегда дешевле. И это работает.


На вокзале все пассажиры ждут своего поезда в общем зале ожидания. И только когда скоростной поезд подают на платформу и он открывает свои герметичные двери, пассажиров приглашают на посадку. Система посадки тут такая же, как и в аэропортах. Именно поэтому на самих платформах всегда пустынно и безупречно чисто.


AP Photo/Xinhua, Cheng Min // Депо в Ухане и одни из самых быстрых поездов в мире.

Покупка билетов, поиск нужного выхода на платформу, путь из зала ожидания до поезда - все это организовано настолько логично и предсказуемо, что разобраться в этом сможет любой. Даже «лаовай». И даже «лаовай», который прилетел в Китай впервые и только что.

Поезда приходят вовремя. И уходят вовремя. Это система. Четкая и продуманная матрица.

После того как поезд подали, пассажиры через автоматические ворота попадают на одну из платформ, которых тут несколько десятков. И почти сразу же оказываются внутри поезда.


AP Photo // Машинист в кабине поезда CRH3.



Внутри поезд - это единое пространство. Без перегородок и разделенных вагонов. Вы можете пройти из конца поезда в начало, не открыв и не закрыв ни одной двери. Мягкие, удобные кресла, информационные табло (где высвечиваются названия остановок, время и скорость), жк телевизоры, розетки для ноутбуков, кулеры с горячей и холодной водой…

Обслуживают такие поезда специально заточенные проводники. Симпатичные, но строгие китаянки в синей униформе. Именно им вы можете задать свой наивный вопрос и получить на него вполне серьезный ответ. На работе они не флиртуют…

Обратите внимание на этого молодого человека в красной жилетке. Это сотрудник железной дороги. Он разносит обеды. Рис с мясом. Курицу с мясом. И сладкие пончики.


Несмотря на то, что эти поезда ходят действительно быстро, скорость внутри них не ощущается совсем. Они очень стабильны. Тут нет ни тряски, ни вибрации. И понять, насколько быстро движется поезд, можно лишь тогда, когда за окном проносится встречный состав. Встречные поезда длиной более двухсот метров пролетают мимо менее чем за две секунды. При этом аэроволна от них бьет по окнам с такой силой, что каждый раз невольно вздрагиваешь. Ощущения — довольно прикольные. Первые несколько раз я вообще не понял, что это такое. И лишь потом догадался: «Уфф, это же встречные поезда!»

Новое поколение поездов в Китае - это не «чтобы было» и не «а у нас тоже есть», и не «блаблабла». Это продуманный, удобный и востребованный проект федерального масштаба. Ориентированный не на столичную элиту, а на народ. (Кстати, как и многое в Китае).

Несмотря на всю свою футуристичность и грандиозность, цены тут совсем не высокие. И на соседних сиденьях запросто могут сидеть и бизнесмен из Шанхая в костюме и галстуке, и рисовый фермер, который возвращается из столицы к себе в деревню. При этом они обязательно будут громко разговаривать, обсуждать погоду, политику, индекс Доу Джонса, сельскохозяйственные удобрения и еще кучу всего…


Китаю необходимо передвигаться. Передвигаться быстро, удобно и доступно. Скорость передвижения по стране - это очень важно для того, чтобы экономика и бизнес продолжали развиваться так же безумно быстро. В этом заинтересованы все. И государство, которое «создает условия». И «народ и бизнес», который этими условиями пользуется. И мне в целом понятно, почему такие скоростные железные дороги строятся именно здесь, а не где-то еще.

Принципиальная схема жд и скоростных жд в районе Восточного Китая

Принципиальная схема скоростных дорог Китая(построеных, строящихся и планируемых к строительству)


Вот что пишет блогер imajarov о сыоей поездке на этом поезде.

Движение по скоростной трассе Шанхай-Ханчжоу. Время в пути - 45 минут.
Билеты стоят 82 юаня - втрой класс, 131 юань - первый класс. Есть еще купе(отгороженный загон на 6 человек в вагоне 1-го класса) - 240 юаней на человека.

Первое ощущение довольно впечатляет: поезд сначала неторопливо отходит от станции и лениво, со скоростью 120-130 км час "плетется" по подъездным путям. Потом выходит на скоростную эстакаду, за 10-20 секунд стремительно ускоряется до 220-250 км. А дальнейшее ускорение до 350 км/ч осязаемо захватывает дух. Пролетающие внизу домики, машинки и пашенки навевают мысль о бренности всего сущего. И почему то сразу начинает думаться о том, что наверное правильно, что в таких поездах нет пристяжных ремней: если что - то не помогут. Особенно когда эстакада достигает метров 20 в высоту - возникают полные ассоциации бреющего полета на вертолете(летал как-то на "Хулигане" Ка-26 вдоль побережья).



AP Photo/Xinhua, Cheng Min // Вокзал в Ухане, центральный Китай.


REUTERS/Stringer // Максимальная скорость поезда 350 км/ч.







REUTERS/Stringer // Пассажиры садятся в один из самых скоростных поездов в мире.

Правообладатель иллюстрации BBC World Service Image caption Футуристические проекты поездов всегда привлекали внимание

В 2007 году, когда в Великобритании уже завершалось строительство первой линии скоростной железной дороги, в Китае еще, что называется, конь не валялся.

Спустя восемь лет Британия может похвастаться все тем же единственным 109-километровым скоростным участком, а Китай построил у себя самую развитую в мире сеть таких железных дорог.

Их общая протяженность в Поднебесной составляет 12 тысяч километров, это вдвое больше, чем в Европе и Японии вместе взятых.

Так что, если вы хотите получить представление о будущем скоростных железнодорожных перевозок, Китай для этого - самое подходящее место.

Вакуумные поезда

Железнодорожные технологии за последние десятилетия изменились мало.

Недавно Британия закупила у Японии новейший суперэкспресс производства Hitachi, способный развивать скорость до 225 км/час. Однако даже этот поезд вряд ли можно назвать гигантским шагом вперед.

Любимый британскими пассажирами InterCity 125 еще в 70-х оправдывал свое название, передвигаясь со скоростью 125 км/час. Французский TGV и испанский AVE развивают скорость более 190 км/час.

Правообладатель иллюстрации BBC World Service Image caption Самый быстрый паровоз в мире "Маллард" в 1938 году достиг скорости в 203 км/час

Но когда же мы увидим по-настоящему скоростные поезда, пулей летящие по железнодорожному полотну, развивая скорость в сотни километров в час?

К сожалению, обычный поезд на такое не способен, для суперскоростных поездов нужны принципиально новые решения.

В Китае и других странах большие надежды возлагаются на ETT, так называемую "технологию транспортировки по вакуумной трубе".

Трение – враг скорости, и трение воздуха по мере увеличения скорости возрастает по экспоненте. Это означает, что предел скорости обычного железнодорожного состава составляет примерно 400 км/час.

Если поместить поезд в вакуумную трубу и заставить его левитировать над железнодорожным полотном на магнитной подушке (технология "Маглев"), теоретически сопротивление будет сокращено до нуля.

Такие поезда смогут развивать скорость выше 1000 км/час.

В последнее время много говорят о проекте Hyperloop компании Tesla Motors и SpaceX Элона Маска, которые в будущем году пройдут испытания в Калифорнии. Но Китай уже опережает эти разработки.

Доктор Дэн Цзыган из Лаборатории сверхпроводимости китайского университета транспорта Цзяотун уже построил такую систему - вакуумный туннель диаметром 6 метров – и начал его испытания.

Нереальные планы?

Но реализация китайского проекта еще только начинается. Как сообщается, небольшие поезда Дэн Цзыгана пока что достигли скорости лишь в 25 км/час, и многие скептики выражают серьезные сомнения в том, что эта идея когда-либо воплотится в жизнь.

Правообладатель иллюстрации BBC World Service Image caption Проект Hyperloop в следующем году пройдет испытания в Калифорнии

"Общественный транспорт – это больше, чем эксперименты", - говорит профессор Сунь Чжань, эксперт по железным дорогам из шанхайского университета Тонгжи.

"Конструкция должна быть доступной, должны быть гарантии безопасности, и, кроме того, нужно не забывать о цене вопроса", - говорит он.

"Так что, по моему мнению, на данной стадии это всего лишь теория", - заключает специалист.

Эксперт британского Института инженерных технологий Джереми Эклэм согласен с тем, что сочетание вакуумных технологий и магнитной подушки сделает перевозки чрезвычайно дорогостоящими.

"Мы должны спросить себя, сколько мы готовы платить за высокую скорость", - говорит он.

Технология "Маглев" - дорогостоящая, потому что система электромагнитов расходует очень много электроэнергии, а железнодорожное полотно для поездов "Маглев" является намного более сложной конструкцией, чем обычные рельсы и шпалы.

"Добиться вакуума на большой дистанции – это сложная инженерная задача", - добавляет он.

Кроме того, возникает множество эксплуатационных вопросов, связанных с безопасностью. Например, как будут эвакуировать пассажиров, если вакуумный поезд остановится в трубе? Как к нему доберутся ремонтные бригады и спасатели?

Правообладатель иллюстрации BBC World Service Image caption В 1868 году Альфред Бич предложил проект пневматического поезда в Нью-Йорке

К тому же многим может не понравиться путешествовать в поезде без окон, движущемся по трубе.

Можно, конечно, повесить на стены телеэкраны, но и к ним пассажирам нужно будет привыкать.

Однако, несмотря на все эти проблемы, как считает Джереми Эклэм, наступило время для поездов будущего.

Волшебство "Маглев"?

Тем временем Япония активно осваивает технологию "Маглев".

В октябре был одобрен проект создания самой скоростной железнодорожной линии в мире. Согласно планам, суперскоростной поезд из Токио в Нагою понесется со скоростью более 500 км/час.

Правообладатель иллюстрации BBC World Service Image caption Экспериментальный японский поезд на трассе Токио-Нагоя будет развивать скорость в 500 км/час

Строительство первой в мире магистрали на магнитной подушке обойдется более чем в 50 млрд долларов, но если этот проект будет успешным, путешествие между этими двумя городами будет занимать не 1 час 40 минут, как сейчас, а всего лишь 40 минут.

Правда, у Китая уже есть своя железнодорожная линия на магнитной подушке, соединяющая Шанхай с аэропортом Пудонг.

Но этот проект часто приводят в пример не в качестве блестящего примера инноваций, а в качестве бессмысленности идеи, воплощенной в жизнь без учета реальной ситуации.

Сверхскоростной поезд на самом деле довозит пассажиров из аэропорта в город чрезвычайно быстро. Но проблема в том, что вокзал для него построили в самом неподходящем месте, откуда пассажирам приходится еще долго добираться окольными путями до центра города.

А теперь, когда в аэропорт идет метро, многие предпочитают этот, пусть и не сверхскоростной, но надежный, дешевый и удобный транспорт.

Тысячи километров дорог

Так что, пока мы ждем новых удивительных поездов на магнитной подушке, нам приходится довольствоваться обычными поездами, которые, хоть и не летят пулей, но развивают приличную скорость.

Китай тем временем, как лидер в этой технологии, становится желанным партнером для многих стран.

Правообладатель иллюстрации BBC World Service Image caption Япония уже давно славится своими поездами "Синкансэн"

Ни в одной другой стране мира общественный транспорт не развивается так стремительно.

В следующие пять лет Китай планирует удвоить протяженность своих железных дорог. Недавно китайские власти подтвердили свои планы построить скоростную магистраль до Москвы стоимостью в 242 миллиарда долларов.

Подобные проекты привлекают в китайскую экономику значительные инвестиции. Кроме того, сокращение времени перевозок в такой большой стране как Китай также приносит большую пользу бизнесу.

Правообладатель иллюстрации BBC World Service Image caption Поезд Пекин - Гуанчжоу проезжает 2298 км за восемь часов

Путешествие из Пекина в Гуанчжоу по самой протяженной на сегодняшний день в мире скоростной железнодорожной ветке длиной 2298 километров занимает сейчас всего 8 часов вместо прежних 20-ти и стоит чуть больше 100 долларов.

Главный вопрос для Китая – является ли коммерчески оправданным такое масштабное строительство.

"Мы все еще наблюдаем значительный рост воздушных и железнодорожных перевозок в мире, - говорит Джереми Эклэм. - В цифровую эпоху, судя по всему, нужда в путешествиях и перевозках не сокращается. А бизнес всегда требует большей и большей скорости"