» »

Куда обычно обращены алтари православных храмов. Из чего состоит храм (Православная церковь)

21.09.2019

Православный храм. Фото: www.spiritualfragranceinc.соm

Формы храма. В древности православные молитвенные дома были разными. Они имели разные формы. Древние храмы имели круглую и восьмиконечную форму.Насегодняшний день наиболее распространенными являютсяпродолговатые и крестообразные храмы.

Купола храма . Каждая церковь должна иметь хотя быодин купол.Есть храмы с тремя, пяти, семи и тринадцати куполами.Купол символизирует горящее пламя свечи, пламя молитвы и стремление христианина к Богу.

Церковные колокола. Православный дом для молитвы должна иметь колокол.Церковные колокола оповещают верующих о начале богослужения, о самых важных моментах церковной службы и так далее.

Крест на храме. На куполе на каждой церкви есть крест. Крест бывает четырехугольной формы – это традиционный крест с одной вертикальной и одной горизонтальной балки. В нижней части вертикальной балки, которая пересекает горизонтальную балку она длиннее, чем верхняя.

Внешнее устройство церкви. Фото: www.nesterov-cerkov.ru

Шестиугольныйкрест – он похожий на четырехугольный крест. Но на нижней вертикальной части есть еще одна наклоненная балка, левый его конец приподнят, а правый опущен вниз. Эта наклонная балка символизирует подставку для ног на Кресте Господнем. Восьмиконечный крест - он выглядит как шестиугольный крест, но на верхней вертикальной балке есть еще одна небольшая табличка, поставленная во время распятия Иисуса Христа. На табличке, на которой на трех языках на еврейском, греческом и латинском, следующие слова: „Иисус Назорей, Царь Иудейский”. Так же, мы можем видеть и восьмиконечный крест с полумесяцем в нижней части вертикальной балки. Согласно церковному толкованию полумесяц – это якорь, который в эпохе раннего христианства символизировала духовное спасение человека.

Паперть. Внешний притвор. Фото: www.nesterov-cerkov.ru

Внешний притвор. Над входом в Божьем доме, как правило, есть икона или настенный образ покровителя, чье имя он носит. Перед входом в каждую церковьестьвнешняя площадка. Эта площадка, еще называется внешним притвором. Сам вход перед храмом называется папертью.

Церковный двор. Собор Архангела Михаила в Сочи. Фото: www.fotokto.ru

Церковный двор. Каждый православный молитвенный дом имеет свой церковный двор. На его территории может находиться церковное кладбище, где захоронены священнослужители, ктиторы, известные верующие люди, принесшую свою лепту в жизни и делах храма. Кроме того, во дворе у церкви может находиться библиотека, воскресная школа, хозяйственные постройки и др.


Части православного храма. Фото: www.nesterov-cerkov.ru

Внутренняя структура церкви

Каждый храм делится на три части: притвор, среднию часть и алтарь.


Притвор храма. Фото: www.prihod.org.ua

Притвор: Первая часть храма называется внутренним притвором. В древности, в первой части церкви стояли оглашенные, то есть те люди, которые готовились принять Св. Крещение и те христиане, которые совершили большие грехи, были отлучены от молитвенного участия и принятии Св. Причастия. Стены притвора покрыты церковными фресками и иконами.

Средняя част храма (наос). Фото: www.hram-feodosy.kiev.ua

Средняя часть храма : Средняя часть церкви предназначена для верующих. Она еще называется наосом или кораблем. Здесь они молятся во время богослужения, возносят молитвы к Богу, зажигают свечи, целуют иконы и так далее.

Престольная и праздничная иконы в церкви. Фото: www.nesterov-cerkov.ru

В наосе есть аналои (подставки для икон) с иконами Сына Божия, Девы Марии, Св. Троицы, святых и др. Также, в средней части храма есть два аналоя с престольной иконой и праздничной иконой или так называемой иконой дня.

Престольная икона - это икона, на которой написан образ святого и событие праздника, чье имя носит данный православный Божий дом. Икона дня – это икона, изображающая праздник или того, чья память отмечается в этот день. Обычно, аналой с этим образом находится в середине наоса.


Паникадило. www.nesterov-cerkov.ru

А еще, на в середине потолка закреплен большой висячий подсвечник с множеством свечами. Он зажигается во время важных моментов богослужения. Этот подсвечник называется паникадилом. В болгарских церквях он называется греческим словом полиелей. Обычно в храмах в Болгарии есть два паникадила – большой и поменьше. Для удобства в современных православных храмах свечи заменены специальными электрическими лампочками. Они имеют форму горящего пламени свечи или форму церковного куполка.


Канун. Фото: www.nesterov-cerkov.ru

Канун. В православном молитвенном доме есть место, где мирянин может поставить свечку и молится о своих почивших близких. Это место называется кануном. В русских церквях канун представляет маленькую поставку с крестом с изображением распятого Иисуса с множеством углублениями для свечей. В Болгарии церковный канун переставляет большой сосуд, напоминающий глубокий дискос наполненный мелким песком.


Иконостас в храме. Фото: www.nesterov-cerkov.ru

Иконостас. Алтарь и среднюю часть церкви отделяет иконостас. Слово „иконостас” происходит от греческого языка и переводится как „подставка для изображения”, который обычно представляет собой деревянную перегородку с иконками, красивыми резными орнаментами, а сверху, в центре иконостаса находится крест с человеческим черепом. Крест на иконостасе имеет двойной смысл. Он реально представляет собой место смерти Спасителя и символизирует небо.


Северные и южные врата иконастаса. Фото: www.nesterov-cerkov.ru

Иногда иконостас может представлять только поставку с иконой. Первые девять веков никогда не перекрывала святую святых в православном храме, но была только низкая деревянная перегородка с иконками. „Поднятие” подставки для изображения началось после 10-го века, и в течение веков приобрела свой нынешний вид. Вот как толкует смысл иконостаса и его предназначение средневековый греческий церковный архиерей, известный православный литургист и учитель Церкви Св. Симеон Солунский: „С антропологической точки зрения алтарь символизирует душу, наос – тело, а иконостас, в действительности, отделяет две части храма и делает одну видимую и другую часть невидимой для человеческого глаза.


Царские врата. Фото: www.nesterov-cerkov.ru

С космологической точкой зрения иконостас отделяет небо и землю, так как храм символизирует мир. В этом смысле иконостас представляет собой перегородкой между видимым и невидимым миром, а святые на нем являются посредниками к невидимому миру, так как они являются связующим звеном между двумя мирами”.

Иконостас имеет три входа с дверьми. Через два не больших входа заходят и выходят священнослужители и их помощники во время некоторых моментах Литургии, например, во время совершении Малого и Великого входа. А центральный более большой вход, между алтарем и средней части церкви называется Царскими вратами. Кроме Царских врат средний вход на иконостасе есть и завеса из ткани. Обычно она красная. Иконы иконостаса идентичны во всех православных храмах. На Царских вратах всегда находится икона с изображением сцена, повествующая как Ангел сообщает Деве Марии, что Она избрана Богом и что зачнет от Св. Духа ребенка, который станет Спасителем мира. На правой стороне иконостаса расположены иконы Сына Божия и Святого Иоанна Крестителя, на другой стороне помещены икона Девы Марии с младенцем и образ того, чьем именем названа церковь. Для остальных икон нет точного определения того, какие образа будут там находиться и какое расположение они займут на иконостасе.


Певница, клирос (клырос). Фото: www.nesterov-cerkov.ru

Клирос, клылос, цевница. Перед иконостасом, слева и справа находятся места, где поет церковный хор. Эти места называются клиросами или певницами. В русском просторечии певницы называются крылосами.

Хоругви. Обычно в болгарских храмах рядом с клиросами находятся хоругви. Это специальные церковные знамена с иконками на длинных деревянных шестах. Они используются по время церковных процессий. Хоругви стали использоваться в Св. Православной Церкви с 4-го века и символизирует победу христианства над язычеством.

Хоругвь. Фото: www.yapokrov.ru

Солея и амвон. Поднятое одной или несколькими ступеньками пространство между цевницами и алтарем называется солеей, а его центральная часть в центре перед алтарем называется амвоном. Здесь священники возносят молитвенные возгласы, произносят проповеди и т. д.


Солея. Амвон. Церковная лавка.

Фото: www.nesterov-cerkov.ru

В православном Божьем доме есть место для продажи свечей, православнойлитеретуры, икон,нательных крестиков и др. А также здесь подаются записки о здравии и об упокоении, заказать отслужить какую-либо церковную требу. Оно находится в притворе или средней части храма. Это место называется церковной лавкой.

Окончание следует.

магистр богословия

Православные храмы. Маленькие и большие. Из камня и дерева. Каждый - со своей архитектурой и образом. А насколько храмы отличаются внутри? И что их объединяет? Рассказываем и показываем все самое главное: как устроен православный храм!

Что должно быть в храме

Если говорить коротко, то в том, как устроен храм, есть только одно обязательное требование. Вернее, это даже не требование, а именно то, ради чего весь храм и воздвигается: Престол в алтаре, на котором совершается Литургия. Если престола нет, то значит - это .

Всё прочее, что мы видим и привыкли видеть в храме - это либо само собой разумеющиеся вещи, либо вещи, которые сложились веками и стали традицией.

Например, иконы в храме - это само собой разумеющееся. Храм не перестанет быть храмом, если в нем нет икон, но странно было бы вложиться в постройку церкви и не разместить в ней иконы. Странно вообще христианину избегать икон, поэтому в любом православном храме иконы будут. И чем их больше, тем лучше: значит будет больше молитвенной памяти о святых перед глазами людей.

То же самое - крест на храме. Литургии служились и в разрушенных храмах, и в пещерах, и просто в условиях, когда христианам нельзя было проповедовать (например, во время мусульманского ига). Но когда запретов нет, то странно не возгласить крестом на крыше постройки, что это храм, здесь Дух Святой, здесь Литургия. Поэтому над всеми православными храмами есть кресты.

К вещам «традиционным» можно отнести то, к чему привыкли конкретно мы - в Русской православной Церкви, - но в других странах то же самое может иметь совсем иные формы или вообще отсутствовать. Например, архитектура храма. Или наличие иконостаса в виде «сплошной стены». Или подсвечники возле икон.

Про архитектуру храмов мы обязательно расскажем отдельно, а в этом тексте: про то, как православный храм устроен внутри.

Алтарь в храме и Престол

Как мы уже сказали, престол - это единственная, на самом деле обязательная часть для храма, поскольку ради Престола и вокруг него храм возводится. Освященный престол сам по себе делает помещение храмом. В месте, где Престол, человек сам по себе должен радоваться и трепетать - в памяти о бескрайней Любви Божией и земном Его пути.

В первые века христианства престолом служили гробницы с мощами и останками святых или мучеников. Сейчас эта традиция сохранилась, но видоизменилась: в алтарях церквей стоят не гробы, но все равно престол должен быть освящен правящим архиереем и иметь ковчежец с частицей мощей какого-либо святого. Только в таком случае на Престоле может совершаться Литургия!

Наличие Престола подразумевает, что есть и алтарь - святая святых любого храма. В алтарь по традиции могут заходить только служители храма, либо - по благословению настоятеля.

Патриаршее богослужение. фото: patriarchia.ru

Иконостас в храме

Иконостас отделяет алтарь от остальной части храма. Это не «правило» и не канон - храм не перестанет быть храмом без иконостаса, но он - естественная и, наверное, единственная возможность оградить Святая Святых от мирской бытовой суеты и поведения недостойного святыни - например туриста в шортах и с фотоаппаратом, ведущего себя по-свойски.

Фактически, это разумная традиция, которая стала «обязательной».

На самом деле, задача иконостаса не столько отделить алтарь, сколько служить людям «окном в небо» и молитвенной помощью. Чтобы прихожане в конце-концов не отвлекались и не придавали излишнее внимание тем действиям в алтаре, которым, в отличие от Таинств, придавать внимание не нужно. Например, священник объясняет молодому алтарнику, в какой момент нужно выйти из алтаря со свечей: это абсолютно «рабочий» момент, который увлечет прихожан совершенно ненужным образом.

Храмы без иконостасов встречаются только в исключительных случаях - если храм только строится или устраивается в «походных» (временных) условиях.

Чаще всего в наших православных храмах он представляет собой «сплошную стену» с иконами - то есть, он скрывает собой алтарь полностью, и увидеть «что же там» можно только в те моменты службы, когда врата открыты. Поэтому в больших храмах или соборах иконостас может быть высотой с многоэтажный дом: это величественно и красиво. Такие иконостасы украшаются несколькими рядами икон, на которых изображены апостолы, Спаситель, Божия Матерь…

Иконостас Троицкого храма Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Фото: blagoslovenie.su

Но в некоторых храмах конструкция проще: иконостас скрывает алтарь не полностью и за ним можно видеть и священнослужителей, и сам Престол. Идея таких иконостасов в том, чтобы с одной стороны ограждать Святая Святых, но с другой - не отделять прихожан он Великого Таинства: чтобы Литургия была не только сокровенной и величественной, но и - Общим действом для всей Общины.

В храме может быть несколько алтарей

Если размеры храма позволяют, то в нем стараются сделать два или три алтаря, но в принципе их может быть сколько угодно (например, в соборе Василия Блаженного на Красной площади - 11 алтарей и Престолов).

Зачем нужно несколько алтарей?

Причин две. Одна - сугубо каноническая. По установлению Церкви, в течение суток на одном престоле (а значит и в одном алтаре) может служиться только одна Литургия. В крупные праздники Литургия в одном храме может служиться и дважды и даже трижды (например, на Пасху). Для таких случаев и проектируется несколько алтарей.

Крестильня, баптистерий

Где-то крестильня размещается отдельно от храма, но где-то является его частью - например, маленькой комнатой у задней стены. В крестильне, как можно понять, совершается таинство крещения и размещается большая купель.

В некоторых храмах в баптистерии во время богослужений сидят мамы с детьми - чтобы те своим плачем не мешали ходу богослужения. Это нормальная практика.

Клирос, что это?

Клирос в храме - это место для хора. Чаще всего он располагается сбоку в передней части - возле иконостаса сбоку. В некоторых храмах - у задней стены напротив иконостаса (например, на балконе сверху).

Все клиросы объединяет, пожалуй, одно: поющих стараются сделать незаметными для прихожан - чтобы ни те, ни другие не отвлекались. Например, если клирос в храме расположен перед иконостасом, он отделяется перегородкой. А если хор поет на балконе у «задней стены», то его и так не видно.

Хор во время патриаршего богослужения. Фото: patriarchia.ru

Свечной ящик в храме, а это что такое?

Располагается или у входа, или в заднем углу. Там не только можно взять свечи или подать записочку, но и получить совет о работе храма, времени богослужений и т.д.

В некоторых храмах свечные ящики перестают работать в самые сокровенные моменты служб: например, во время шестопсалмия на вечернем богослужении, или на Литургии во время Евхаристического канона.

А вот, что еще можно увидеть в храме, или какие особенности могут иметь те или иные церкви:

  • В любом храме есть Поклонный крест - крупное изображение распятия.
  • Алтарь чаще всего находится на небольшом возвышении по отношению ко всему остальному храму.
  • Перед большинством икон стоят подсвечники. Можно поставить свечку и помолиться тому или иному святому. Это особенность русской православной традиции. Например, в храмах Болгарии подсвечники не «привязаны» к той или иной иконе, а просто стоят у стены.
  • Аналой. Высокий столик для ико н - например, для тех, что выносятся в центр храма по случаю того или иного праздника и памяти того или иного святого.
  • Исповедь тоже происходит за аналоем , но - за раскладным.
  • Большая люстра в храме называется паникадило.
  • Скамейки. Русская православная традиция относится к богослужениям со всей аскетической строгостью, поэтому предполагается, что скамеек в церкви должно быть мало - и только для самых немощных. В некоторых храмах мест для сидений вообще практически нет.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

«для задней же стороны скинии к западу сделай шесть брусьев» (Книга Исход 26:18-23)

Таким образом вход в Скинию оставался с востока, а Святая Святых - располагалась на западе.
Так же по образу скинии сориентированы были Первый и Второй Храмы.

«Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих.» (Псалтирь 88:35)

«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.» (Св. Евангелие от Матфея 5:17)

Первый Храм Гроба Господня, построенный Святой Еленой и освященный в 335, имел странную ориентацию. Алтарь был обращен на запад, но входы были с востока и с юга.

«Когда христиане получили возможность строить церкви, они сперва ставили их по-прежнему - “лицом”, входом на восток. Алтарь, где находится престол для совершения литургии, оказывался при этом на западе. Из 34 церквей, построенных в правление Константина Великого до 420 года, три четверти имели апсиду на западе и только четверть - на востоке»

Климент Александрийский (ок. 150 - ок. 215), говоря о том, что молитва совершается с лицом, обращенным к востоку, навстречу восходящему солнцу, отмечает: «По этой причине древнейшие храмы обращены были входом к западу, чтобы люди, стоя напротив изображений, привыкали обращаться лицом к востоку» («Строматы», кн. VII, гл. 7, § 43). Об обращении к востоку при молитве говорят затем и другие отцы церкви, в частности, Иоанн Дамаскин («Точное изложение православной веры», кн. IV, гл. 12)131. В древнерусских хронографах встречается специальная статья, озаглавленная: «Указ чесо ради покланяемся на восток».

Традиция моления на восток находит отражение в ориентации христианского храма. Как известно, алтарная апсида в христианских церквах, как правило, находится на востоке, и это специально регламентируется в так называемых «Апостольских постановлениях» (кн. II, гл. 57) второй.половины IV в. 133 Отметим, что при этом может сохраняться непосредственная связь с восходом солнца: при закладке храма обычно оказывается актуальной не столько ориентация по странам света, сколько ориентация именно на восход солнца, которое, как известно, по мере удаления от экватора не совпадает с востоком (иначе говоря, ось церкви направлена на ту точку горизонта, где в день закладки был видимый восход солнца). А так как храмы закладывались весной, часта ориентация на северо-восток. Например, Шартрский собор.

Исключение представляют древнейшие западные церкви - главным образом римские и североафриканские, - ориентированные, напротив, на запад (т. е. имеющие апсиду на западе и вход на востоке). Такая ориентация представлена, в частности, в римских базиликах св. Иоанна в Латеране и св. Петра в Ватикане (современный собор св. Петра, строившийся в 1506-1614 гг., сохраняет ориентацию древней базилики св. Петра, созданной при императоре Константине). Такого рода храмы превалируют на Западе до середины V в.

Ориентация Собора Св.Петра прекрасно видна на гуглмапе и подобных.

И, наконец главная цитата по теме (Иоанн Дамаскин. «Точное изложение православной веры»):

О поклонении на восток

Мы поклоняемся на восток не просто и не случайно. Но так как мы сложены как из видимой, так и невидимой, то есть духовной и чувственной природы, то и поклонение Творцу предлагаем двоякое, подобно тому как и поем умом и телесными устами, и крестимся как водою, так и Духом, и двояким образом соединяемся с Господом, имея участие в Таинствах и в благодати Духа.

Итак, потому что Бог есть духовный свет (см. 1 Ин. 1, 5), и Христос в Писаниях назван Солнцем правды (Мал. 4, 2) и Востоком (Зах. 3, 8; Лк. 1, 78), для поклонения Ему должно посвятить восток. Ибо все прекрасное должно быть посвящено Богу, Которым всякое благо думается хорошим. Говорит же и божественный Давид: царства земная пойте Богу, воспойте Господеви, Возшедшему на небо небесе на востоки (Пс. 67, 33-34). А также Писание еще говорит: насади Господь Бог рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, егоже созда (Быт. 2, 8); его, согрешившего, Он изгнал, и всели прямо рая сладости (Быт. 3, 24), без сомнения, на западе. Итак, мы, отыскивая древнее отечество и пристально смотря по направлению к нему, поклоняемся Богу. А также и скиния Моисеева на востоке имела завесу и очистилище (см. Лев. 16, 14). И колено Иудово, как более уважаемое, располагалось станом с востока (см. Чис. 2, 3). А также и в славном храме Соломоновом врата Господни находились к востоку. Но, конечно, и Господь распинаемый, смотрел на запад, и таким образом мы поклоняемся, пристально смотря на Него. И возносясь, Он поднимался по направлению к востоку, и таким образом Ему поклонились апостолы, и Он такожде приидет, имже образом увидели Его идуща на небо (Деян. 1, 11); подобно тому как Сам Господь сказал: якоже молния исходит от восток и является до запад, тако будет и пришествие Сына Человеческого (Мф. 24, 27). Итак, ожидая Его, поклоняемся на восток. Это же – незаписанное предание апостолов. Ибо они многое передали нам, не изложив письменно.

Внутреннее устройство храмов определяется ещё с глубокой древности целями христианского богослужения и особой символикой.

По учению Церкви весь видимый материальный мир является символическим отражением мира невидимого, духовного.

Храм - есть образ присутствия Царства Небесного на земле, и, соответственно, он есть образ дворца Царя Небесного .

Храм - есть также образ Вселенской Церкви , ее основных принципов и устройства.

Символика храма объясняет верующим сущность храма как начала будущего Царства Небесного, ставит перед ними образ этого Царства , пользуясь видимыми архитектурными формами и средствами живописной декорации для того, чтобы сделать доступным нашим чувствам образ невидимого, небесного, божественного.

Как и любое здание, христианский храм должен был удовлетворять тем целям, для которых он предназначался и иметь помещения:

  • для священнослужителей, совершавших богослужение,
  • для молящихся верных, то есть уже крещеных христиан;
  • для оглашенных (т.е. только готовившихся принять крещение), и кающихся.

Более подробное описание внутреннего устройства храмов:

Алтарь - главнейшая часть храма, предназначенная для священнослужителей и лиц, которые им прислуживают во время богослужения. Алтарь являет собой образ Рая, духовного мира, божественную сторону во Вселенной, обозначает небо, жилище Самого Господа .
"Небо на земле" - ещё одно название алтаря.

Ввиду особенно священного значения алтаря, он всегда внушает таинственное благоговение и при входе в него верующие должны делать земной поклон, а лица воинского звания - снимать оружие.

Главнейшие предметы в алтаре: Святой престол , жертвенник и горнее место .

Иконостас (, пунктиром) - перегородка или стена, отделяющая центральную часть храма от алтаря, имеющая на себе несколько рядов икон.
В греческих и древних русских храмах высоких иконостасов не было, алтари отделялись от средней части храма невысокою решеткою и завесою. Однако с течением времени алтарные преграды претерпели значительное развитие. Смысл процесса постепенного превращения алтарной решетки в современный иконостас состоит в том, что примерно с V-VII вв. алтарная преграда-решетка, являвшаяся символом отдельности Бога и Божественного от всего тварного , превращается постепенно в символ-образ Небесной Церкви во главе с ее Основателем - Господом Иисусом Христом .
Иконостасы стали возвышаться; в них появилось несколько ярусов, или рядов икон, каждый из которых имеет свое значение.
Средние двери иконостаса называются Царскими Вратами, а боковые - северными и южными. Иконостас обращен своей лицевой стороной, иконами на запад, к молящимся, к средней части храма, носящей название церковь. Алтарем храмы обыкновенно направляются к востоку, в ознаменование мысли, что Церковь и молящиеся устремлены к «Востоку свыше», т.е. ко Христу.

Святые образы иконостаса закрывают алтарь от верующих, и это означает, что человек не всегда может общаться с Богом прямо и непосредственно. Богу благоугодно было положить между собою и людьми сонм своих избранных и прославленных посредников.

Иконостас устраивается следующим образом. В центральной его части помещаются Царские врата - двустворчатые, особо украшенные двери, расположенные напротив престола. Они называются так потому, что через них в Святых Дарах исходит Царь Славы Господь Иисус Христос для преподания причастия людям во время входов с Евангелием и на великом входе за литургий в предложенных, но еще не пресуществленных Честных Дарах.

При богослужении в иконостасе открываются Царские (Главные, центральные) врата, давая возможность верующим созерцать святыню алтаря - престол и все происходящее в алтаре.
На пасхальной неделе все алтарные двери бывают постоянно открыты в течение семи дней.
Кроме того, Царские врата, как правило, делаются не сплошными, а решетчатыми или резными, так что при отдернутой завесе этих врат верующие могут отчасти прозревать внутрь алтаря даже в такой священный момент, как пресуществление Святых Даров.

Ризница - хранилище священных сосудов, богослужебных одежд и богослужебных книг, ладана, свечей, вина и просфор для ближайшей службы и других предметов, необходимых для богослужений. Если алтарь храма небольшой и в нем нет приделов, ризница устраивается в любом другом удобном месте храма. При этом все же стараются устроить хранилища в правой, южной части церкви, а в алтаре у южной стены обычно ставят стол, на который полагают ризы, приготовленные к очередному богослужению.

Духовно ризница прежде всего символизирует ту таинственную небесную сокровищницу, из которой проистекают различные благодатные дары Божии, потребные для спасения и духовного украшения христиан.

Средняя часть храма , называемая иногда нефом (кораблем), предназначается для молитвы верных или лиц, уже принявших крещение, которые при восприятии божественной Благодати, изливаемой в Таинствах, становятся искупленными, освященными, причастниками Царства Божия. В этой части храма находятся солея, амвон, клиросы и иконостас.

Именно средняя часть носит название собственно храма. Эта часть храма, издревле именуемая трапезной, поскольку здесь происходит вкушение Евхаристии, символизирует также область земного бытия, тварный, чувственный мир, мир людей, но уже оправданный, освященный, обоженный.

Если в алтаре помещается божественное начало, то в средней части храма - начало человеческое, входящее в теснейшее общение с Богом . И если алтарь получил значение верховного неба, "Неба Небесе", где пребывает только Бог с небесными чинами, то средняя часть храма означает частицу будущего обновленного мира, новое небо и новую землю в собственном смысле, причем обе эти части входят во взаимодействие, в котором первая просвещает и руководит второй. При таком их отношении восстанавливается нарушенный грехом порядок Вселенной.

При таком соотношении значений частей храма алтарь с самого начала непременно должен был отделяться от средней части, ибо Бог совершенно отличен и отделен от Своего творения, и с самых первых времен христианства такое отделение строго соблюдается. Более того, оно установлено Самим Спасителем, благоволившим совершить Тайную вечерю не в жилых комнатах дома, не вместе с хозяевами, но в особой, специально приготовленной горнице

Возвышение алтаря с древности сохраняется до наших дней.

Солея - возвышенная перед иконостасом часть храма, как бы продолжение алтаря, выходящее за иконостас. Название происходит из греческого языка и означает «седалище» или возвышение. В отличие от нашего времени, в древности солея была очень узкая.

Амвон - полукруглый выступ в середине солеи, против царских врат, обращенный внутрь храма, к западу. На престоле внутри алтаря совершается величайшее таинство претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, а на амвоне или с амвона совершается таинство Причащения этими Святыми Дарами верующих, а также читаются ектении, Евангелие и произносятся проповеди. Величие таинства Причащения требует и возвышения места, с которого преподается причастие, и уподобляет это место в некоторой степени престолу внутри алтаря .

В таком устройстве возвышения таится удивительный смысл.
На самом деле Алтарь не оканчивается преградой - иконостасом. Он выходит из-под него и от него к людям, давая возможность всем понять, что все совершающееся в алтаре творится для людей, стоящих в храме.

Это значит, что алтарь отделяется от молящихся не потому, что они менее, чем священнослужители, которые суть сами по себе такие же земнородные, как и все, достойны находиться в алтаре, а для того, чтобы явить людям во внешних образах истины о Боге, небесной и земной жизни и порядке их взаимоотношения . Престол внутренний (в алтаре) как бы переходит в престол внешний (на солею), уравнивая всех пред Богом.

Конечные боковые места солеи, предназначающиеся для чтецов и певцов.
К клиросам прикрепляются хоругви, т.е. иконы на древках, называющиеся церковными знаменами.
Клиросы символизируют пение ангелов, восхваляющих Славу Божью.

Притвор есть преддверие к храму. В первые века христианства здесь стояли кающиеся и оглашенные, т.е. лица, готовящиеся к Святому Крещению.
В притворе, как правило, находится церковный ящик - место для продажи свечей, просфор, крестиков, икон и других церковных предметов, регистрации крещений и венчаний. В притворе стоят люди, получившие соответствующую епитимью (наказание) от духовника, а также люди, которые сами по тем или иным причинам почитают себя недостойными в данное время проходить в среднюю часть храма. Поэтому и в наши дни притвор сохраняет не только свое духовно-символическое, но и духовно-практическое значение.

Паперти
Вход в притвор с улицы обычно устраивается в виде паперти.

Папертью называется площадка перед входными дверями храма, на которую ведут несколько ступеней.
Паперть является образом того духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего мира.

Паперть - это первое возвышение храма.
Солея, где стоят избранные из мирян чтецы и певцы, изображающие Церковь воинствующую и ангельские лики, - это второе возвышение.
Престол, на котором совершается таинство Бескровной Жертвы в богообщение, - это третье возвышение.

Все три возвышения соответствуют трем основным ступеням духовного пути человека к Богу:

  • первое - это начало духовной жизни, самый вход в нее;
  • второе - подвиг воинствования против греха за спасение души в Боге, длящийся всю жизнь христианина;
  • третье - это жизнь вечная в Царстве Небесном в постоянном богообщении.

По-гречески же алтарь в древности назывался "бима", что означало возвышенный жертвенник, возвышение, с которого ораторы произносили речи, судилище, с которого цари возвещали народу свои повеления, творили суд и раздавали награды.Эти названия, в общем, соответствуют духовному назначению алтаря в православном храме.
Алтарь, по причине совершаемого в нем таинства Евхаристии, как бы повторяет собою ту прибранную, устланную, готовую горницу, где состоялась Тайная вечеря, потому и в наши дни Он содержится в особенной чистоте, устилается коврами и, по возможности всячески украшается.

История алтаря православного храма восходит к тем ранним временам христианства, когда в катакомбных храмах под землей и в наземных базиликах, в передней части, отгороженной низкой решеткой или колоннами от остального пространства, ставилась, как святыня, каменная гробница с останками святого мученика. На этой каменной гробнице в катакомбах совершалось таинство Евхаристии - претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.

Со временем алтарь со святым престолом стал все более отгораживаться от остальной части храма. В катакомбных храмах (I-V вв. по Р.X.) уже существовали солея и алтарные преграды в виде низких решеток. Затем возник иконостас с царскими и боковыми дверями , который служил своего рода разделительной чертой, отгораживающей алтарь от остального храма.

Количество окон в алтаре символично:

три окна знаменуют несозданный свет Святой Троицы,
два раза по три окна (вверху и внизу) или три вверху и два внизу - в честь двух естеств Господа Иисуса Христа,
четыре окна - во имя Четвероевангелия.

В центре алтаря находится престол - стол, на котором во время Литургии совершается Таинство Евхаристии. Престол символизирует собой Гроб Господень.
В соответствии с древнейшими традициями, восточная стена алтаря с внешней стороны храма делается в форме полукружия ("абсида"). Вплотную к середине абсиды алтаря, напротив престола, делается возвышение. В кафедральных архиерейских соборах и во многих приходских храмах на этом месте стоит кресло для епископа как знамение престола, на котором невидимо восседает Вседержитель. В приходских храмах в полукружии абсиды возвышения и кресла может и не быть, но в любом случае это место является знамением того Небесного Престола, на котором незримо присутствует Господь, и от этого оно называется Горнее (т. е. небесное, божественное) место .
Горнему месту обязательно кадят во время богослужений; проходя мимо него, кланяются, осеняя себя крестным знамением; на Горнем месте непременно возжигается свеча или лампада. Прямо перед Горним местом позади престола помещается обычно семисвечник , который в древности был подсвечником для семи свечей, а ныне чаще всего является светильником, разветвленным на семь ветвей от одного высокого столпа, в котором находятся семь лампад, возжигаемых при богослужении. Это соответствует Откровению Иоанна Богослова, видевшего на этом Горнем месте семь золотых светильников.

Справа от Горнего места и слева от престола расположен жертвенник , на котором совершается проскомидия. Около него обычно стоит стол для поданных верующими просфор и записок с именами людей о здравии и об упокоении. Справа от престола, чаще всего в отдельном помещении, располагается сосудохранилище и ризница , где хранятся в не богослужебное время священные сосуды и облачение духовенства. Иногда ризница может находиться в отдельном от алтаря помещении. Но в таком случае справа от престола всегда имеется стол, на который полагаются ризы священнослужителей, приготовленные для богослужения.
По сторонам семисвечника, с северной и южной сторон престола, принято поставлять на древках выносную икону Божией Матери (с северной стороны) и Крест с образом Распятия Христова (с южной). Справа или слева от престола помещается умывальник для омовения рук священнослужителей перед литургией и омовения уст после нее и место, где возжигается кадило.

Главную принадлежность алтаря составляет святой престол, по-гречески - "трапеза", как он называется иногда и по церковно-славянски в наших богослужебных книгах. В первые века христианства, в подземных церквах катакомб, престолом служила гробница мученика, по необходимости имевшая форму удлиненного четырехугольника и примыкавшая к алтарной стене. В древних же надземных церквах престолы стали устраиваться почти квадратные.
Престол знаменует собой небесный престол Божий, на котором таинственно присутствует Сам Господь Вседержитель. Он именуется также "жертвенником" (по-гречески "фисиастирион"), потому что на нем приносится Бескровная Жертва за мир. Престол изображает собою и гроб Христов, ибо на нем полагается Тело Христово. Четырехугольная форма престола символически изображает то, что на нем приносится жертва для всех четырех стран света, что все концы земли призываются ко вкушению Тела и Крови Христовой.
Соответственно двоякому значению престола, он облачается в две одежды, нижнюю белую одежду, которая называется "срачицей" (по-гречески - "катасаркион", "приплотие") и изображает собой плащаницу, которой было обвито Тело Спасителя, и верхнюю "индитию" (от греческого - "эндио", "одеваю") из драгоценной блестящей одежды, которая изображает славу престола Господня. При освящении храма нижняя одежда (срачица) обвивается веревкой, которая символизирует собою узы Господа, которыми Он был связан, когда Его вели на суд к первосвященникам Анне и Каиафе (Иоан. 18:24). Веревка обвязывается вокруг престола так, что со всех четырех сторон его получается крест, символизирующий собою тот крест, которым злоба иудеев низвела Господа во гроб и который послужил к победе над грехом и адом.

Важнейшую принадлежность престола составляет антиминс (от греческого "анти" "вместо" и латинского mensa "менса" "стол, престол"), или "вместопрестолие". В настоящее время антиминс представляет собою шелковый плат с изображением положения Господа Иисуса Христа во гроб, четырех Евангелистов и орудий страданий Христа Спасителя, внутри которого, в особом мешочке с обратной стороны, вложены частицы св. мощей. Антиминс, выданный архиереем священнику при освящении храма, есть как бы видимый знак полномочия священника совершать Божественную литургию, находясь в подчинении архиерея, выдавшего этот антиминс.
Антиминс лежит на престоле, сложенный вчетверо.
Внутри его полагается "губа ", или по-гречески "муса". Она знаменует ту губку, которую, напитав желчью и уксусом, подносили к устам Господа, висевшего на кресте. Служит губа для отирания частиц Тела Христова и частиц, вынутых в честь святых, живых и умерших, при погружении их в святую чашу при окончании литургии.
Антиминс, сложенный вчетверо, заворачивается еще в особый шелковый плат, который несколько больше его по размерам, и называется "илитоном " (от греческого "илэо", что значит "обвертываю"). Илитон изображает собою те пелены, которыми повит был Господь по рождестве Своем, и одновременно ту плащаницу, в которую обернуто было Его Тело при погребении Его во гробе.

В настоящее время сверху антиминса на престоле полагается Евангелие , обычно украшенное, и в драгоценном переплете, с изображениями на верхней крышке. В середине крышки изображается Воскресение Христово, а по углам - четыре Евангелиста. В древности Евангелие находилось не на престоле, а в особом отделении при алтаре - сосудохранилище, и торжественно вносилось в алтарь перед тем, как должно было читаться ("малый вход").
Рядом с Евангелием полагается на престоле крест , ибо на престоле приносится Бескровная Жертва в память той жертвы, которую Господь принес на кресте. Этот крест, как и Евангелие, называется "напрестольным".

Иногда ставится еще крест за престолом (запрестольный крест).

Для хранения Святых Таин теперь на самом престоле ставится специальный ковчег или кивот, называемый также дарохранительницей . Он делается наподобие гроба Господня или в виде церкви. Там же хранится обычно и святое миро.

Также, внутри дарохранительницы или прямо на престоле, располагается дароносица - переносная дарохранительница для ношения Святых даров. Она используется для осуществления таинства Причастия вне храма и представляет из себя небольшой ковчег, в котором находятся маленькие потир и лжица, ковчежец для Даров, сосуд для вина, губка и плат.

На престоле также устанавливаются светильники для изображения Света Христова, просвещающего мир.
Ничего, кроме священных предметов, не должно находиться на престоле. Также, никто, кроме епископов, священников и диаконов, не должен касаться престола и лежащих на нём предметов.

В северной части алтаря (а в древности - в особом отделении, лишь примыкавшем к алтарю), устраивается "предложение " (по-гречески "професис").
Это стол, так же, как и престол, облаченный в драгоценную одежду, на котором в начале литургии приготовляются Святые Дары. Он называется "предложением" потому, что в древности туда приносились и "предлагались" верными хлеб и вино и все необходимое для совершения Божественной литургии. Из принесенного священник отбирал самое лучшее для совершения Таинства, а остальное употреблялось на так называемых - "агапах", или "вечерях любви", которые в древности соединялись с совершением Евхаристии. Предложение называется также "жертвенником ", потому что на нем приготовляются хлеб и вино для совершения Бескровной Жертвы.
Во время приготовления Святых Даров вспоминается и рождение и страдание Спасителя: поэтому жертвенник символизирует собою Вифлеем, или, частнее - ясли, в которых был положен Господь по рождении, и Голгофу, на которой он испил чашу страданий.

На жертвеннике находятся сосуды, необходимые для совершения Евхаристии и прочие необходимые священные предметы :

Дискос (по-гречески - "глубокое блюдо") это круглое металлическое блюдо, обычно золотое или серебряное, на подставке в виде ножки, на которое полагается "Агнец", то есть та часть просфоры, которая на литургии претворяется в Тело Христово, а также и другие частицы, изымаемые из просфор при начале литургии. Дискос символизирует собою ясли, в которые был положен новорожденный Богомладенец, а вместе с тем и гроб Христов.

Потир или чаша (от греческого - "потирион" сосуд для пития) - это есть тот сосуд, из которого верующие приобщаются Тела и Крови Христовой, и который напоминает собою ту чашу, из которой Господь приобщил в первый раз Своих учеников на Тайной вечери. При начале литургии в эту чашу вливается вино с добавлением небольшого количества воды (так, чтобы вино не потеряло свойственного ему вкуса), которое претворяется на литургии в истинную Кровь Христову. Эта чаша и напоминает также "чашу страданий" Спасителя.

Звездица (по-гречески - "астир, астерискос") состоит из двух дуг, соединенных между собою крестообразно. Напоминая звезду, приведшую волхвов в Вифлеем, звездица ставится на дискосе для того, чтобы покровцы не касались расположенных на дискосе частиц и не смешивали их.

Копие (по-гречески - "лонхи"). Это нож, имеющий форму копия, который служит для изъятия из просфор Агнца и прочих частиц. Оно напоминает то копие, которым прободены были пречистые ребра Спасителя на кресте (Иоан. 19:34).

Лжица, ложица (по-гречески - "лавида"), со времен св. Иоанна Златоуста употребляется для причащения мирян Тела и Крови Христовой. Она знаменует собою те клещи, которыми Серафим взял уголь от алтаря небесного, прикоснулся им к устам Исаии пророка и очистил их. Уголь Тела и Крови Христовой точно также очищает тело и душу верующих.

Губа, или губка (по-гречески - "муса") - отличная от той, которая влагается внутрь антиминса - употребляется для отирания св. чаши, после потребления иереем св. Даров. Она так и называется "истиральной" и оставляется всегда в св. чаше.

Покровцы употребляются для покрытия св. Даров.
Их три: одним покрывается дискос, другим потир, а третьим, который носит название "воздуха" (по-гречески - "аир"), покрываются дискос и потир вместе.
Воздухом, самым большим по размерам, иерей веет над св. Дарами во время пения Символа веры:
потрясая, колебля воздух, иерей тем изображает трус, бывший при воскресении Христовом.

Покровцы в начале литургии символизируют собою младенческие пелены Господа Иисуса,
а по Великом входе, который знаменует шествие Господа на Голгофу, и постановлении св. Даров на престол, что обозначает снятие Господа со креста и погребение, покровец над дискосом символизирует собою сударь, покрывавший главу Спасителя во гробе.

Покровец над потиром - плащаницу, или синдон, которым было обвито Тело Господа,
а воздух - камень, приваленный ко двери гроба.

Кроме дискоса при совершении проскомидии употребляются еще два блюдца и ковшик.
На одном блюдце изображен крест: оно употребляется для изъятия Агнца из первой просфоры.
На втором блюдце, имеющем изображение Божией Матери, изымается частица из второй просфоры в честь Божией Матери. С помощью ковшика, вино, смешанное с водой, вливается в св. чашу, а перед причащением священнослужителей в алтаре из этого ковшика наливается в св. чашу теплота.

Дикирий и трикирий это двусвечник и трисвечник, которые употребляются для осенения молящихся архиереем при Божественной литургии и некоторых других службах. Дикирий знаменует два естества Господа Иисуса Христа Божеское и человеческое, а трикирий три Лица Пресвятой Троицы. Право осенять дикирием и трикирием дается и некоторым архимандритам.