» »

Мертвые души описание города нн цитаты. Cочинение «Образ города в романе Гоголя «Мертвые души. Почему город не имеет названия

04.07.2020

В поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» перед читателем раскрывается панорама России 30-х годов 19 века, ведь в замысел писателя входило «показать хотя с одного боку, но всю Русь». Именно этим глобальным замыслом объясняется жанровое своеобразие произведения: жанр поэмы позволяет совместить в одном тексте и эпическое, и лирическое начала, то есть авторский голос, его позиция, его боль очень сильны в «Мертвых душах», а также поэма предполагает более широкий охват изображаемых событий. Одна из задач произведения - охарактеризовать все социальные слои общества, именно поэтому в поэме представлены и помещики, и провинциальное дворянство, и чиновничество, и столичный свет, и крестьяне.
Произведение начинается с описания провинциального города NN, типичного города России того времени (не случайно город не имеет конкретного названия, ведь на его месте может быть любой другой).
Сначала читатель знакомится с жителями города - двумя крестьянами, которые обсуждают въехавшую в ворота бричку с сидящим в ней Чичиковым. Их разговор очень колоритен: мужикам интересно, доедет ли колесо брички сначала до Москвы, а потом до Казани. Гоголь, с одной стороны, иронически рисует своих персонажей: два крестьянина-бездельника решают совершенно никчемную проблему; а с другой -- читатель уже готов к восприятию «мертвых душ», коими впоследствии окажутся и чиновники провинциального города, и помещики. На их фоне крестьяне - единственные «живые души», отличающиеся живым умом, любознательностью, жаждой жизни, интересом к ней.
Второе впечатление от губернского города читатель получает, знакомясь с гостиницей, в которой останавливается Чичиков. Автор всячески подчеркивает тот факт, что гостиница ничем не отличается от таких же заведений в других городах: длинная, в два этажа, верхний из которых выкрашен «вечною желтою краскою», а в нижнем располагаются лавочки; «покойные» комнаты с тараканами и дверями, заставленными комодами. Автор не скрывает своей иронии по отношению к быту провинциального города, например, он сравнивает лицо сбитенщика с его же самоваром, подчеркивая, что отличие между ними только в бороде.
Для характеристики города важна реакция Павла Ивановича Чичикова, который, отдохнув, отправился осматривать окружающую местность. Герой был удовлетворен, потому что «город никак не уступал другим губернским городам». Поражает убогость и мрачность русской провинции: желтая и серая краска, широкая улица с беспорядочно расположенными на ней домами, бесконечные деревянные заборы, обшарпанные лавчонки, нелепость которых Гоголь подчеркивает надписью на одной из них: «Иностранец Василий Федоров»; чаще всего встречались питейные заведения, что говорит об основном увлечении жителей города. Писатель обращает внимание на состояние мостовой, так как дороги - это в некотором смысле лицо города. Городской сад, который, по сообщениям газет, должен был представлять собой «тенистые, широковетвистые дерева, дающие прохладу в знойный день», на самом деле состоял из тоненьких прутиков, и этот факт свидетельствует, во-первых, о деятельности городских правителей, а во- вторых, о продажности и лицемерии городской прессы.
Таким образом, еще не познакомившись с городскими властями, читатель получает представление о них и их деятельности «на благо города». Когда же Гоголь представляет галерею местных чиновников, которых (без исключений) посещает Чичиков, чтобы засвидетельствовать свое почтение, то прежде всего их характеризует тот факт, что Павел Иванович всеми обласкан и принят как свой, его сразу же приглашают кто на домашнюю вечеринку, кто на обед, кто на бостончик, кто на чашку чаю.
Естественно, что визитной карточкой города является его губернатор, принадлежность которого к классу «ни толстых, ни тонких» дает ему своеобразное право на власть. Обычно, представляя человека, стараются указать на его лучшие качества, а уж если это человек, от которого зависит судьба города или страны, то необходимо определить его деловые качества. Отличительным же свойством губернатора считалось то, что он имел на шее Анну. Иронизируя над ним, Гоголь подчеркивает, что, несмотря на «Анну», губернатор был добряк и даже вышивал по тюлю. Вряд ли все это может оказаться полезным для главы города, равно как и для огромного количества других городских чиновников: вице-губернатора, прокурора, председателя палаты, полицеймейстера, откупщика, начальника над казенными фабриками и так далее (всех, намекает автор, невозможно упомнить).
Показательно, что «сильные мира сего» даже не имеют имен, ведь самое главное, что ценится в этом обществе, - чин, и только данный критерий важен для оценки гоголевских чиновников. Кроме того, автор дает понять читателю, что на месте города NN может быть любой другой провинциальный город и там найдется тот же набор «исполняющих службу» людей. Не имеют имен и дамы города, ведь для них основное - это внешность, поэтому одна будет считаться «дамой просто приятной», другая - «дамою приятною во всех отношениях». Характеризуя их, Гоголь утверждает, что они «были то, что называют презентабельны», тем самым подчеркивая, что соблюдение условностей, следование этикету являются для этого круга людей смыслом жизни.
Кульминационной сценой эпизода является сцена бала у губернатора. Гоголь очень тонко выбирает художественные средства для описания местного общества. Самым выпуклым является сравнение присутствующей публики с черными мухами на «белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета...» Суетящиеся на балу люди - это «воздушные эскадроны» мух, которые собрались вместе, чтобы только показать себя, покружиться то так, то этак, потом снова улететь, потом опять прилететь. То есть их движение совершенно бессмысленно, хаотично, да и сами люди-мухи не вызывают никаких положительных эмоций.
Кроме того, Гоголь приводит некую классификацию присутствующих на балу мужчин, показывая тем самым, что перед нами не индивидуальности, а лишь человеческие типы, причем их типичность определяется, прежде всего, внешними факторами, и факторы эти «работают» не только в провинциальном городе NN, но и «везде». Мужчины делились на тоненьких, толстых, а также не слишком толстых, но и не тонких, и судьба каждого оказывалась предопределена именно тем, к какой группе он относился. Крайне колоритны и лица: у толстых - полные и круглые, с бородавками, рябые; волосы или низко подстриженные, или прилизанные; черты лица закругленные и крепкие; естественно, что это почетные чиновники города и они умеют «обделывать дела свои». Среди тонких самыми важными занятиями на балу считаются ухаживание за дамами и танцы, а в кругу толстых - карты, которым чиновники предаются со всей серьезностью: «Все разговоры совершенно прекратились, как случается всегда, когда наконец предаются занятию дельному».
Таким образом, провинциальный город представляет собой как бы срез жизни России в целом с ее устройством, политическим и социальным, с ее пороками и недостатками, с ее чиновничьим аппаратом, необычайно многочисленным и столь же несостоятельным, с ее серостью и необразованностью, вечным пьянством, бездельем и так далее. Знакомясь вместе с Павлом Ивановичем Чичиковым с губернским городом NN, читатель постигает своеобразие русской жизни тридцатых годов девятнадцатого века и погружается в позицию автора, разделяет его боль и его надежду на будущее России.
Рецензия. Сочинение отличается грамотностью и продуманностью. Автор хорошо владеет текстом поэмы Гоголя и умело использует его для доказательства своих мыслей. Из работы становится ясно, что автор разобрался в позиции Гоголя и осознал, что изображение провинциального города является значимой страницей в характеристике всей России.


На первый взгляд город, описываемый Гоголем в поэме Мертвые души, ничем не отличается от обычных городов: такие же дома, здания. Кажется, что энергия здесь бьет ключем. Но на самом же деле все это настолько бессмысленно, ведь все чиновники уже давно мертвы душой, и у них нет цели в жизни.

Гоголь подчеркивает, что жизнь всего города зависит именно от чиновников. В этой поэме они описаны, как безликие, бесполезные и никому ненужные люди.

Все они необразованные. Чиновникам присущи такие черты, как коварство, взяточничество, сребролюбие.

В одном из эпизодов Гоголь описывает смерть прокурора. Он показывает пустоту внутри людей. Никто даже не может понять, для чего жил тот человек.

Особое место в гоголевской поэме занимают женские образы, в основном жены чиновников. Их автор также показывает безликими существами, любящими покрасоваться своими нарядами и посплетничать. Они имели широкое влияние на своих мужей, заставляя верить в различные сплетни, а также иногда натравливали их друг на друга.

К сожалению, такой образ города, описанный Гоголем, присущ и нашему времени и нашей стране.

Обновлено: 2017-06-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

1. Роль Пушкина в создании поэмы.
2. Описание города.
3. Чиновники губернского города NN.

Известно, что А. С. Пушкин высоко ценился Н. В. Гоголем. Более того, писатель нередко воспринимал поэта в качестве советчика или даже учителя. Именно Пушкину во многом обязаны любители русской словесности в появлении таких бессмертных произведений писателя, как «Ревизор» и «Мертвые души».

В первом случае поэт просто подсказал сатирику несложный сюжет, а вот во втором заставил серьезно задуматься, как можно представить в небольшом произведении целую эпоху. Александр Сергеевич был уверен, что его младший друг непременно справится с поставленной задачей: «Он мне говорил всегда, что еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем». В результате сатирику удалось не разочаровать великого поэта. Гоголь довольно быстро определил замысел своего нового произведения — «Мертвых душ», взяв за основу довольно распространенный вид мошенничества при закупке крепостных крестьян. Это действо наполнилось уже более значительным смыслом, являясь одной из главных характеристик всего общественного строя России при правлении Николая.

Писатель долго размышлял над тем, чем же является его произведение. Довольно скоро он пришел к выводу, что «Мертвые души» — это поэма-эпопея, поскольку она «объемлет не некоторые черты, но всю эпоху времени, среди которого действовал герой с образом мыслей, верований и даже познаний, какие сделало в то время человечество». Понятие поэтического не ограничивается в произведении только лишь лиризмом и авторскими отступлениями. Николай Васильевич замахнулся на большее: на объемность и широту замысла в целом, на его универсальность. Действие поэмы происходит примерно в середине правления Александра I, после победы в Отечественной войне 1812 года. То есть писатель возвращается к событиям двадцатилетней давности, что придает поэме статус и исторического произведения.

Уже на первых страницах книги читатель знакомится с главным персонажем — Павлом Ивановичем Чичиковым, который по личным делам заехал в губернский город NN. ничем особенным не отличающийся от других подобных городов. Гость заметил, что «сильно била в глаза желтая краска на каменных домах и скромно темнела серая на деревянных. Домы были в один, два и полтора этажа с вечным мезонином, очень красивых, по мнению губернских архитекторов. Местами эти дома казались затерянными среди широкой, как поле, улицы и нескончаемых деревянных заборов; местами сбивались в кучу, и здесь было заметно более движения народа и живости». Все время подчеркивая заурядность этого места и его схожесть со многими другими губернскими городами, автор намекал, что и быт этих населенных пунктов, наверняка, также мало отличался. А значит, город начинал приобретать вполне обобщающий характер. И вот в воображении читателей Чичиков попадает уже не в конкретное место, а в некоторый собирательный образ городов николаевской эпохи: «Кое-где просто на улице стояли столы с орехами, мылом и пряниками, похожими на мыло... Чаще же всего заметно было потемневших двуглавых государственных орлов, которые теперь уже заменены лаконическою надписью: "Питейный дом". Мостовая везде была плоховата».

Даже в описании города автор подчеркивает лицемерность и лживость обитателей города, вернее, его управляющих. Так, Чичиков заглядывает в городской сад, состоящий из тоненьких деревьев, плохо прижившихся, в газетах же было сказано, что «город наш украсился, благодаря попечению гражданского правителя, садом, состоящим из тенистых, широковетвистых дерев, дающих прохладу в знойный день».

Губернатор города NN. подобно Чичикову, был «не толст, ни тонок собой, имел на шее Анну, и поговаривали даже, что был представлен к звезде, впрочем, был большой добряк и даже вышивал иногда по тюлю». Павел Иванович в первый же день пребывания в городе объездил с визитами все светское общество, и везде ему удалось найти общий язык с новыми знакомыми. Безусловно, не малую роль в этом сыграло умение Чичикова льстить и недалекость местных чиновников: «Губернатору намекнут как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь, как в рай, дороги везде бархатные... Полицеймейстеру сказал что-то очень лестное насчет городских будочников; а в разговорах с вице-губернатором и председателем палаты, которые были еще только статские советники, сказал даже ошибкою два раза: "ваше превосходительство", что очень им понравилось». Этого вполне хватило, чтобы все признали приезжего вполне приятным и приличным человеком и пригласили его на губернаторскую вечеринку, где собирались «сливки» местного общества.

Писатель иронически сравнивал гостей этого мероприятия с эскадронами мух, которые носятся в разгар июльского лета на белом рафинаде. Чичиков и здесь не ударил в грязь лицом, а повел себя так, что вскоре все чиновники и помещики признали его порядочным и наиприятнейшим человеком. Причем это мнение было продиктовано не какими-либо хорошими поступками гостя, а исключительно его умением польстить каждому. Уже данный факт красноречиво свидетельствовал о развитии и нравах обитателей города NN. Описывая бал, автор поделил мужчин на две категории: «...одни тоненькие, которые все увивались около дам; некоторые были из них такого рода, что с трудом можно было отличить их от петербургских... Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков... Эти, напротив того, косились и пятились от дам и посматривали только по сторонам... Это были почетные чиновники в городе». Тут же писатель сделал вывод: «...толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие».

Причем многие представители высшего общества были не без образования. Так, председатель палаты наизусть рассказывал «Людмилу» В. А. Жуковского, полицмейстер был остряк, прочие тоже кто читал Н. М. Карамзина, кто «Московские ведомости». Другими словами, хороший уровень образования чиновников был сомнителен. Однако это совершенно не мешало им управлять городом, в случае необходимости сообща защищать свои интересы. То есть формировался особый класс в сословном обществе. Якобы освобожденные от предрассудков чиновники по-своему извращали законы. В городе NN. как и в других подобных городах, они пользовались неограниченной властью. Полицмейстеру достаточно было мигнуть, проходя мимо рыбного ряда, и ему приносили на дом продукты для приготовления роскошного обеда. Именно обычаи и не слишком строгие нравы этого местечка позволили Павлу Ивановичу так быстро добиться поставленных целей. Очень скоро главный герой стал владельцем четырехсот мертвых душ. Помещики, не задумываясь и радея о собственной выгоде, охотно уступали ему свой товар, причем по самой низкой цене: мертвые крепостные крестьяне никак не нужны в хозяйстве.

Чичикову не потребовалось даже усилий, чтобы совершать с ними сделки. Чиновники также не обходили вниманием приятнейшего гостя и даже предлагали ему свою помощь для благополучной доставки крестьян на место. Павел Иванович сделал только один серьезный просчет, повлекший за собой неприятности, он возмутил местных дам своим равнодушием к их персонам и усиленным вниманием к юной красавице. Однако и это не меняет мнение местных чиновников о госте. Только тогда, когда Ноздрев разболтал при губернаторе, что новое лицо пыталось купить у него мертвые души, высшее общество призадумалось. Но и здесь руководил не здравый смысл, а сплетни, разрастающиеся как снежный ком. Именно поэтому Чичикову стали приписывать и похищение губернаторской дочки, и организацию бунта крестьян, и изготовление фальшивых монет. Только сейчас чиновники начали испытывать такое беспокойство в отношении Павла Ивановича, что многие из них даже похудели.

В результате общество приходит вообще к нелепому выводу: Чичиков — это переодетый Наполеон. Обитатели города хотели было арестовать главного героя, однако сильно боялись его. Эта дилемма привела прокурора к смерти. Все эти волнения разворачиваются за спиной у гостя, поскольку тот болеет и три дня не выходит из дому. И никому из его новых друзей не приходит в голову просто поговорить с Чичиковым. Узнав о сложившейся ситуации, главный герой приказал паковать вещи и выехал из города. Как нельзя полно и ярко Гоголь в своей поэме показал пошлость и низость нравов губернских городов того времени. Невежественные люди, стоящие у власти в подобных местечках задавали тон всему местному обществу. Вместо того чтобы хорошо управлять губернией, они проводили балы и вечеринки, за казенный счет решая свои личные проблемы.

ОБРАЗ ГОРОДА В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ. Композиционно поэма «Мертвые души» состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне взаимосвязанных кругов - помещики, город, жизнеописание Чичикова, объ­единенных образом дороги, сюжетно связанных аферой глав­ного героя.

Но среднее звено -- жизнь города - само состоит как бы из сужающихся кругов, тяготеющих к центру; это гра­фическое изображение губернской иерархии. Интересно, что в этой иерархической пирамиде губернатор, вышиваю­щий по тюлю, выглядит как бы фигурой марионеточной. Истинная жизнь кипит в гражданской палате, в «храме Фемиды». И это естественно для административно-бюрок­ратической России. Поэтому эпизод посещения Чичико­вым палаты становится центральным, самым значитель­ным в теме города.

Описание присутствия - апофеоз гоголевской иронии. Автор воссоздает истинное святилище российской империи во всем его смешном, уродливом виде, вскрывает все могу­щество и одновременно немощность бюрократической маши­ны. Издевка Гоголя беспощадна: перед нами храм взяточни­чества, единственный его «живой нерв».

В этом якобы храме, в этой цитадели разврата возрож­дается образ Ада - хоть и опошленного, комического - но истинно русского Ада. Возникает и своеобразный Верги­лий - им оказывается «мелкий бес» - палатский чинов­ник, что «прислужился нашим приятелем, как некогда Вергилий прислужился Данту, и провел их в комнату при­сутствия, где стояли одни только широкие кресла и в них перед столом, за зеркалом и двумя толстыми книгами си­дел один, как солнце, председатель. В этом месте Вергилий почувствовал такое благоговение, что никак не осмеливал­ся занести туда ногу…» Как блистательна гоголевская иро­ния! Как бесподобен председатель - «солнце» гражданс­кой палаты! Как неподражаемо комичен этот убогий Рай, перед которым коллежского регистратора охватывает свя­щенный трепет! И самое смешное - как и самое трагич­ное, страшное! - то, что новоявленный Вергилий воистину почитает председателя - солнцем, его кабинет - Раем, его гостей - святыми Ангелами…

Как же мельчают, как исполшляются души в подоб­ном мире! Как жалки и ничтожны их представления об основополагающих для христианина понятиях - Рай, Ад, душа!

Что считают душой, лучше всего показано в эпизоде смер­ти прокурора: ведь о том, что у «покойника была, точно, душа», окружающие догадались, лишь когда он умер и стал «одно только бездушное тело». Для них душа - понятие фи­зиологическое! И в этом - духовная катастрофа.

В отличие от тихой, размеренной помещичьей жизни, где время, кажется, застыло, жизнь города кипит, клокочет. Но жизнь эта - призрачна, это не деятельность, а пустая суе­та. Что взбаламутило город, заставило в нем все тронуться с места? Сплетни о Чичикове. Все это смешно и ужасно од­новременно. Пустословие, которое перерастает в духовную пустоту -- вот главная идея гоголевского города.

Контраст суетливой внешней деятельности и внутреннего окостенения поразителен. Жизнь города мертва и бессмыс­ленна, как вся жизнь этого безумного мира. Черты алогиз­ма в образе города доведены до предела: с них и начинается повествование. Вспомните тупой, бессодержательный разго­вор мужиков, докатится колесо до Москвы или до Казани; комичный идиотизм вывесок «И вот заведение», «Иностра­нец Иван Федоров»…

Во многом образ губернского города в «Мертвых душах» напоминает образ города в «Ревизоре». Но укрупнен мас­штаб: вместо затерянного в глуши городишки, откуда «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь», город центральный - «невдалеке от обеих столиц». Вместо мелкой сошки городничего - губернатор. Но жизнь - пустая, ало­гичная, бессмысленная - та же: «мертвая жизнь».

Образ города в поэме "Мертвые души"

Композиционно поэма состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне взаимосвязанных кругов - помещики, город, жизнеописание Чичикова, - объединенных образом дороги, сюжетно связанных аферой главного героя.

Но среднее звено - жизнь города - само состоит как бы из сужающихся кругов, тяготеющих к центру: это графическое изображение губернской иерархии. Интересно, что в этой иерархической пирамиде губернатор, вышивающий по тюлю, выглядит как бы фигурой марионеточной. Истинная жизнь кипит в гражданской палате, в "храме Фемиды". И это естественно для административно-бюрократической России. Поэтому эпизод посещения Чичиковым палаты становится центральным, самым значительным в теме города.

Описание присутствия - апофеоз гоголевской иронии. Автор воссоздает истинное святилище российской империи во всем его смешном, уродливом виде, вскрывает все могущество и одновременно немощность бюрократической машины. Издевка Гоголя беспощадна: перед нами храм взяточничества, лжи и казнокрадства - сердце города, единственный его "живой нерв".

Вспомним еще раз взаимосвязь "Мертвых душ" и "Божественной комедии" Данте. В поэме Данте героя водит по кругам Ада и по Чистилищу Вергилий - великий римский поэт дохристианской эпохи. Ему - нехристианину - нет пути лишь в Рай, и в Раю героя встречает Беатриче - его вечная светлая любовь, воплощение чистоты и святости.

В описании храма Фемиды важнейшую роль играет комическое преломление образов "Божественной комедии". В этом якобы храме, в этой цитадели разврата возрождается образ Ада - хоть и опошленного, комического - но истинно русского Ада. Возникает и своеобразный Вергилий - им оказывается "мелкий бес" - палатский чиновник: "...один из священнодействующих, тут же находившихся, приносивший с таким усердием жертвы Фемиде, что оба рукава лопнули на локтях и давно лезла оттуда подкладка, за что и получил в свое время коллежского регистратора, прислужился нашим приятелям, как некогда Вергилий прислужился Данту, и провел их в комнату присутствия, где стояли одни только широкие кресла и в них перед столом, за зерцалом и двумя толстыми книгами, сидел один, как солнце, председатель. В этом месте Вергилий почувствовал такое благоговение, что никак не осмелился занести туда ногу..." Гоголевская ирония блистательна: бесподобен председатель - "солнце" гражданской палаты, неподражаемо комичен этот убогий Рай, перед которым коллежского регистратора охватывает священный трепет. И самое смешное - как и самое трагичное, самое страшное! - то, что новоявленный Вергилий воистину почитает председателя - солнцем, его кабинет - Раем, его гостей - святыми Ангелами...

Как же мельчают, как испошляются души в современном мире! Как жалки и ничтожны их представления об основополагающих для христианина понятиях - Рай, Ад, Душа!..

Что считают душой, лучше всего показано в эпизоде смерти прокурора: ведь о том, что "у покойника была, точно, душа", окружающие догадались, лишь когда он умер и стал "одно только бездушное тело". Для них душа - понятие физиологическое. И в этом - духовная катастрофа современной Гоголю России.

В отличие от тихой, размеренной помещичьей жизни, где время, кажется, застыло, жизнь города внешне кипит, клокочет. Набоков так комментирует сцену бала у губернатора: "Когда Чичиков приезжает на вечеринку к губернатору, случайное упоминание о господах в черных фраках, снующих при ослепительном свете вокруг напудренных дам, ведет к якобы невинному сравнению их с роем мух, и в следующий же миг зарождается новая жизнь. "Черные фраки мелькали и носились врознь и кучами там и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета, когда старая ключница [вот она!] рубит и делит его на сверкающие обломки перед открытым окном; дети [вот и второе поколение!] все глядят, собравшись вокруг, следя любопытно за движениями жестких рук ее, подымающих молот, а воздушные эскадроны мух, поднятые легким воздухом [один из тех повторов, свойственных стилю Гоголя, от которых его не могли избавить годы работы над каждым абзацем], влетают смело, как полные хозяева, и, пользуясь подслеповатостью старухи и солнцем, беспокоящим глаза ее, обсыпают лакомые куски, где враз-битную, где густыми кучами". Тут сравнение с мухами, пародирующее ветвистые параллели Гомера, описывает замкнутый круг, и после сложного, опасного сальто без лонжи, которой пользуются другие писатели-акробаты, Гоголь умудряется вывернуть к исходному "врознь и кучами"".

Очевидно, что жизнь эта - призрачна, это не деятельность, а пустая суета. Что взбаламутило город, что заставило все в нем сняться с места в последних главах поэмы? Сплетни о Чичикове. Что за дело городу до чичиковских афер, почему городские чиновники и их жены приняли все так близко к сердцу, а прокурора это заставило впервые в жизни задуматься и от несвойственного ему напряжения умереть? Лучше всего комментирует и объясняет весь механизм жизни города черновая запись Гоголя к "Мертвым душам": "Идея города. Возникшая до высшей степени Пустота. Пустословие. Сплетни, перешедшие пределы, как все это возникло из безделия и приняло выражение смешного в высшей степени... Как пустота и бессильная праздность жизни сменяются мутною, ничего не говорящею смертью. Как это страшное событие совершается бессмысленно. Не трогаются. Смерть поражает нетрогающийся мир. Еще сильнее между тем должна представиться читателям мертвая бесчувственность жизни".

Контраст суетливой внешней деятельности и внутреннего окостенения поразителен. Жизнь города мертва и бессмысленна, как вся жизнь этого безумного современного мира. Черты алогизма в образе города доведены до предела: с них и начинается повествование. Вспомним тупой, бессодержательный разговор мужиков, докатится ли колесо до Москвы или до Казани; комичный идиотизм вывесок "И вот заведение", "Иностранец Иван Федоров"... Думаете, это Гоголь сочинил? Ничего подобного! В замечательном сборнике очерков быта писателя Е. Иванова "Меткое московское слово" целая глава посвящена текстам вывесок. Приводятся такие: "Шашлычный мастер из молодого карачаевского барашка с кахетинским вином. Соломон", "Профессор шансонетного искусства Андрей Захарович Серполетти". А вот совершенно "гоголевские": "Парикмахер мусью Жорис-Панкратов", "Парижский парикмахер Пьер Мусатов из Лондона. Стрижка, брижка и завивка". Куда до них бедному "Иностранцу Ивану Федорову"! А ведь Е. Иванов собирал курьезы в начале XX века - то есть более 50-ти лет прошло после создания "Мертвых душ"! И "парижский парикмахер из Лондона" и "мусью Жорис Панкратов" - духовные наследники гоголевских героев.

Во многом образ губернского города в "Мертвых душах" напоминает образ города в "Ревизоре". Но - обратим внимание! - укрупнен масштаб. Вместо затерянного в глуши городишки, откуда "хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь", город центральный - "невдалеке от обеих столиц". Вместо мелкой сошки городничего - губернатор. А жизнь та же - пустая, бессмысленная, алогичная - "мертвая жизнь".

Художественное пространство поэмы составляют два мира, которые можно условно обозначить как мир "реальный" и мир "идеальный". "Реальный" мир автор строит, воссоздавая современную ему действительность российской жизни. В этом мире живут Плюшкин, Ноздрев, Манилов, Собакевич, прокурор, полицмейстер и другие герои, являющие собой своеобразные карикатуры на современников Гоголя. Д.С. Лихачев подчеркнул, что "все создаваемые Гоголем типы строго локализовались в социальном пространстве России. При всех общечеловеческих чертах Собакевича или Коробочки, все они все же одновременно являются представителями определенных групп русского населения первой половины XIX века". По законам эпоса Гоголь воссоздает в поэме картину жизни, стремясь к максимальной широте охвата. Неслучайно сам он признавался, что хочет показать "хотя бы с одного боку, но всю Россию". Написав картину современного мира, создав карикатурные маски современников, в которых свойственные эпохе слабости, недостатки и пороки гипертрофированы, доведены до абсурда - и поэтому одновременно отвратительны и смешны, - Гоголь достигает необходимого эффекта: читатель увидел, как аморален его мир. И только тогда автор вскрывает механизм этого искажения жизни. Глава "Рыцарь копейки", вынесенная в конец первого тома, композиционно становится "вставной новеллой". Отчего люди не видят, как мерзка их жизнь? А как им это понять, если единственное и главное наставление, полученное мальчиком от отца, духовный завет, выражаются двумя словами: "копи копейку"?

"Комизм кроется везде, - говорил Н. В. Гоголь. - Живя среди него, мы его не видим: но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху". Этот принцип художественного творчества воплотил он в "Мертвых душах". Дав читателям увидеть, как страшна и комична их жизнь, автор объясняет, отчего люди сами этого не ощущают, в лучшем случае ощущают недостаточно остро. Эпическая абстрагированность автора от происходящего в "реальном" мире обусловлена масштабностью стоящей перед ним задачи "показать всю Русь", дать читателю самому, без авторской указки увидеть, каков окружающий его мир.

Мир "идеальный" строится в строгом соответствии с истинными духовными ценностями, с тем высоким идеалом, к которому стремится душа человеческая. Сам автор видит "реальный" мир так объемно именно потому, что существует в "иной системе координат", живет по законам "идеального" мира, судит себя и жизнь по высшим критериям - по устремленности к Идеалу, по близости к нему.

В названии поэмы заложен глубочайший философский смысл. Мертвые души - бессмыслица, сочетание несочетаемого - оксюморон, ибо душа - бессмертна. Для "идеального" мира душа бессмертна, ибо она - воплощение Божественного начала в человеке. А в мире "реальном" вполне может быть "мертвая душа", потому что дня него душа только то, что отличает живого человека от покойника. В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались о том, что у него "была точно душа", лишь когда он стал "одно только бездушное тело". Этот мир безумен - он забыл о душе, а бездуховность и есть причина распада, истинная и единственная. Только с понимания этой причины может начаться возрождение Руси, возвращение утраченных идеалов, духовности, души в истинном, высшем ее значении.

Мир "идеальный" - мир духовности, духовный мир человека. В нем нет Плюшкина и Собакевича, не может быть Ноздрева и Коробочки. В нем есть души - бессмертные человеческие души. Он идеален во всех значениях этого слова, И потому этот мир нельзя воссоздать эпически. Духовный мир описывает иной род литературы - лирика. Именно поэтому Гоголь определяет жанр произведения как лиро-эпический, назвав "Мертвые души" поэмой.

Вспомним, что начинается поэма с бессмысленной беседы двух мужиков: доедет ли колесо до Москвы; с описания пыльных, серых, бесконечно тоскливых улиц губернского города; со всевозможных проявлений человеческой глупости и пошлости. Завершает же первый том поэмы образ чичиковской брички, идеально преобразившейся в последнем лирическом отступлении в символ вечно живой души русского народа - чудесную "птицу-тройку". Бессмертие души - вот единственное, что вселяет в автора веру в обязательное возрождение его героев - и всей жизни, следовательно, всей Руси.

Список литературы

Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.1. - М., 1994