» »

Николай Рерих: от балета до Шамбалы. Николай рерих русском музее Когда увидят настоящий свет картины Рериха в Загребе

21.12.2020


Николай Рерих: от балета до Шамбалы

В Русском музее в Санкт-Петербурге показывают неизвестные ранее работы живописца


Николай Рерих жил как настоящий йог: того невероятного количества событий, мест жительства, встреч и открытий, которые случились в его жизни за 73 года, с обычным ритмом жизни охватить никак невозможно. Очевидно, тут не обошлось без мистических откровений и энергетического допинга. Но об этом вслух говорить не рекомендуется. Выставка исследует другого Рериха, не эзотерика, а художника.

Все, что он создал, Рерих завещал своей стране

Рожденный в очень благополучной петербургской семье, водившей дружбу с Менделеевым, Микешиным, Костомаровым и другими видными людьми того времени, Николай Рерих на протяжении всей своей жизни оставался удивительно благополучным человеком. Как в личной жизни, так и в творчестве. «Бедный художник» – это не про Николая Константиновича Рериха. Он был фигурой одиозной, но бесконечно талантливой. Человеком замкнутым, но порядочным. Единственным русским, которого индусы наградили званием «Махариши», что в переводе с санскрита означает «великий мудрец». Как ему это удалось? Ответ на этот вопрос может дать ретроспективная выставка художника, которая открывается 9 апреля в Русском музее в корпусе Бенуа при поддержке банка ВТБ.

1. 40 лет спустя

Выставка «Николай Рерих. 1874–1947» открывается в год 140-летия Рериха. В последний раз подобная экспозиция, посвященная этому художнику, проходила в Русском музее ровно 40 лет назад, в 1974 году. В основе выставки – порядка 300 работ, большая часть которых представлена именно Русским музеем, чье собрание работ Рериха считается крупнейшим в мире. Три работы предоставила Третьяковская галерея. Одну работу – ГМЗ «Петергоф». Еще три – научно-исследовательский музей РАХ (Музей-квартира И. И. Бродского). И две работы прибыли в корпус Бенуа из частных коллекций.
Так как выставка очень большая, она представляет ретроспективу творчества Рериха: от первых работ, еще в качестве ученика мастерской Архипа Куинджи («Украинский пейзаж», 1897, работа ранее не экспонировалась) до картины «Помни», написанной художником незадолго до смерти. Последний зал огромной экспозиции посвящен ранним графическим работам Николая Рериха.

2. Тапочки учтите

Николай Рерих имел два образования: юридическое и художественное. Современники отмечали его работоспособность, помноженную на хорошие манеры, умение найти подход к собеседнику и личное обаяние. Все это в совокупности, разумеется, давало положительный результат. Сам Рерих и его картины всегда были в центре внимания. Их в равной степени как сильно ругали, так и безостановочно хвалили. Как бы то ни было, но имя Николая Константиновича практически с момента окончания академии было на слуху во всем мире.

« Работа с Дягилевым подарила миру такие шедевры, как декорации к «Весне священной»»

Художнику не хватало так называемой крепости рисунка (чем славилась петербургская школа), о чем он знал и поначалу старался исправить. Но впоследствии решил компенсировать насыщенным цветом работ. А главное – выбором темы, которую до него никто не разрабатывал. Древние славяне, капища, первобытные племена и древнерусские баталии – с этого начал художник свой путь к славе. Исторический тренд, выражаясь современным языком, ввел в моду именно Рерих – для 1890-х годов древнеславянская тема была в диковинку. Увлеченный археологией с детства, член Русского археологического общества, со студенческих лет самостоятельно проводивший ряд раскопок, Рерих хорошо знал, что писал, поэтому был крайне достоверен в деталях и одновременно очень поэтичен. Такие работы, как «Идолы», «Город строят», «Заморские гости», задали новую моду в искусстве. Рерих дружил с мэтром художественной критики Владимиром Стасовым, который восторженно приветствовал молодой талант. И талант не стеснялся, вел активную переписку со Стасовым, детально обсуждая каждую деталь своих работ, даже фасон кожаных тапочек на ногах одного из персонажей своей картины.

Дипломной работой Николая Рериха стала картина «Гонец», которую приобрел для своей коллекции московский собиратель Павел Михайлович Третьяков. Тогда Стасов и порекомендовал своему протеже познакомиться со Львом Толстым: «Непременно вы должны побывать у Толстого… пусть сам великий писатель земли русской произведет вас в художники». Встреча действительно состоялась, и Толстой дал юному Рериху совет на всю жизнь: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше – жизнь все снесет. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывет!» Кстати, впоследствии, так же, как Лев Николаевич, Николай Константинович будет отлучен от церкви за свои религиозные убеждения.

4. Легенда № 19

В центре внимания нынешней выставки – «Богатырский фриз», созданный Рерихом в 1910 году для столовой в доме купца и промышленника Филадельфа Бажанова в Петербурге. Фриз на героическую тему состоит из семи больших панно («Вольга», «Микула», «Илья Муромец», «Соловей-разбойник», «Садко», «Баян» и «Витязь»), общая длина которых достигает 25,75 метра. Помимо них у фриза еще 12 полотен поменьше. Четыре части этой работы висят в постоянной экспозиции музея, но целиком панно выставляется впервые. Почему не экспонируется целиком? Ответ прозаический. Проблема в размерах. Центральное полотно – «Садко» (2x7 м) – трудно разместить в зале. Так что увидеть весь фриз целиком – большая удача и редкость. Кроме того, впервые после реставрации выставляется фрагмент фриза «Городище».

5. Жизнь – театр

Николай Рерих был патриотом и не хотел покидать свою страну. Его эмиграция оказалась вынужденной. В 1916 году из-за болезни легких по настоянию врачей художник вместе с семьей – женой Еленой и двумя сыновьями – переехал в Финляндию. После революции 1917 года граница закрылась, и Рерих оказался отрезанным. Так начался его путь эмигранта: сначала выставочный тур по Скандинавии, затем в Англии, в Лондоне, позже в США, где заработал репутацию гуру от искусства, а после – в Индии, где и закончил свою жизнь.
В 1919 году Рерих получает от Сергея Дягилева приглашение поработать над оформлением русских опер на музыку М. П. Мусоргского и А. П. Бородина. Так одна из картин, написанных в разгар Первой мировой войны, в 1916 году, «Три радости», – стала эскизом театральной декорации. Рерих только убрал с полотна людей.
Работа с Дягилевым подарила миру такие шедевры, как декорации к «Весне священной», освистанной на премьере за новаторство.
Театральному периоду (условно говоря) на выставке в Русском музее посвящена отдельная часть экспозиции. Здесь есть и эскизы костюмов Снегурочки и Деда Мороза к «взорвавшему» чикагский зрительный зал спектаклю «Снегурочка» на музыку Римского-Корсакова (1922), и эскиз к «Сестре Беатрисе» Метерлинка (театр Музыкальной драмы, впоследствии БДТ), эскиз декорации к постановке МХТ «Пер Гюнт» (1912)…

6. В поисках Шамбалы

В 1923 году духовные искания Николая Рериха привели его в Бомбей. В 1928-м он купил дом в Индии и уже не покидал эту страну. Именно здесь он из общественной фигуры стал политической (что в 1990-е годы дало основание множеству желтых газет новой России называть Рериха сотрудником КГБ). Он ратовал за объединение восточных и западных буддистов.

« Николай Рерих стал единственным русским, которого индусы наградили званием «Махариши», что в переводе с санскрита означает «великий мудрец».»

Выставка в Русском музее намеренно избегает темы оккультизма, с которой неразрывно связано имя Рериха. Однако невозможно не сказать о его поиске Шамбалы, мистической страны великих мудрецов. Именно поиски Шамбалы стали истинной причиной организованной Рерихом Центрально-Азиатской экспедиции.
Однако, несмотря на духовные метания, общественную деятельность и две номинации на Нобелевскую премию за так называемый Пакт Рериха, Николай Рерих никогда не переставал работать как живописец. Выставка представляет его «Гималайский цикл» (который в общей сложности насчитывал порядка 2000 работ). Но настоящим событием экспозиции можно назвать серию его тибетских этюдов: практически все, несколько десятков темперных эскизов, выставлены впервые.

7. Конец пути

После окончания Второй мировой войны Николай Рерих запросил визу в Советский Союз: он очень хотел вернуться на родину. Практически все вещи его были упакованы и готовы к перевозке, когда 13 декабря 1947 года его не стало. А вскоре после этого по индийскому адресу Рериха пришел отказ в визе, которого он, к счастью, не дождался.
По завещанию Рериха его прах был развеян. В долине Кулу на месте погребального костра установили большой прямоугольный камень с надписью: «15 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Махариши Николая Рериха – великого русского друга Индии. Да будет мир».
В наследии художника около 7000 работ. Все, что он создал, Рерих завещал своей стране. Поэтому когда не стало вдовы художника Елены Рерих, их сын Юрий вернулся из Индии в Советский Союз и привез с собой все отцовское наследие. Второй сын Николая и Елены Рерих, Святослав, остался жить в Индии. Род Рерихов прервался: ни у Юрия, ни у Святослава детей не родилось.

В корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка выдающегося художника Николая Рериха. Экспозиция ярко демонстрирует основные черты его творчества: яркую декоративность, обобщенный и мифологизированный взгляд на историю и природу, а также выраженный интернационализм.

На выставке в корпусе Бенуа посетители увидят работы раннего, так называемого «русского периода» творчества Рериха, а также полотна и этюды индийского периода жизни, переданные Русскому музею в 1960 году старшим сыном художника, ученым-востоковедом Юрием Рерихом. В частности, это «Скалы Лахула. (Знаки Гесэра)», «Нанда -Деви», «Тибет. Монастырь», «Слава Гималаев», «Сокровища снегов», «Ступа. Ладак» и другие. Всего на выставке представлено около 300 произведений живописи и графики, в том числе из фондов Русского музея, Третьяковской галереи, ГМЗ «Петергоф», Музея-квартиры Бродского и частных собраний Петербурга. Отмечается, что выставка превзошла по своему масштабу экспозицию 1974 года, посвященную 100-летию художника.

Генеральным спонсором нынешней выставки стал банк ВТБ, который поддерживает проекты Русского музея уже более 10 лет. «Художественное наследие Николая Рериха – человека с интереснейшей биографией, автора множества разнообразнейших картин, занимающего исключительное место среди деятелей русской и мировой культуры, — грандиозно. Банк ВТБ с большим удовольствием поддерживает масштабную экспозицию работ этого выдающегося художника в Русском музее, которая, мы уверены, не оставит равнодушными ни профессионалов-искусствоведов, ни ценителей изобразительного искусства из числа петербуржцев или гостей Северной столицы», — считает заместитель руководителя Северо-Западного регионального центра ВТБ — старший вице-президент Юрий Левченко.

Публика впервые сможет увидеть множество этюдов Рериха позднего периода его творчества. Обычно они хранятся в запасниках Русского музея. Каждый из этюдов по уровню художественного исполнения является практически полноценной картиной небольшого формата. Организаторы выставки провели огромную работу, собирая их на стенах выставочных залов в виде мозаичных панно. Учитывая «свечение» картин Рериха, такие конгломераты изображений создают эффект витражного окна, отмечают создатели экспозиции.

Особое внимание уделяется серии полотен «Богатырский фриз». Ранее они редко экспонировались из-за больших размеров. Серия была создана Рерихом в 1910 году для столовой в доме купца и промышленника Филадельфа Бажанова в Петербурге. Серия состоит из семи больших панно («Вольга», «Микула», «Илья Муромец», «Соловей-разбойник», «Садко», «Баян» и «Витязь»), общая длина которых достигает 25,75 метра, а также 12 полотен меньшего размера. Четыре части этой работы находятся в постоянной экспозиции музея, но целиком панно выставляется впервые. Панели оконных проемов с растительными и архитектурными мотивами широкая публика так же увидит в первый раз.

Евгения Петрова, заместитель директора Русского музея по научной работе, отмечает важнейшие черты живописи Рериха, в частности, его особый интерес к археологии и древней истории. «Особенно Рерих интересовался такими темами как переселение народов. Но нужно помнить, что это не история как таковая, а, скорее его, размышления над ней. Для него вообще характерны широкие обобщения, мифологизация прошлого и природы», — отмечает она.

Степень обобщенности картин такова, что порой невозможно понять, какая местность и эпоха на них изображены. Так, Петрова обращает особое внимание на картину Рериха 1940 года «Полунощное». «Степень обобщения здесь такова, что трудно понять, что именно изображено — Индия или русский Север», – отмечает она. На полотне мы видим скалы, поверхность воды, ладьи и ослепительно яркую корону света. Разноцветные световые столбы движутся, вспыхивают и исчезают, напоминая северное сияние.

На выставке также представлены картины, давно знакомые публике, — в частности, «Заморские гости», а также работы Рериха, легшие в основу художественного оформления «Весны священной» — одного из величайших балетов всех времен.

Важно помнить то, что Рерих – не только живописец, но и влиятельный борец за сохранность памятников культуры. Именно он был главным инициатором подписания знаменитого Пакта Рериха — договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Пакт является первым международным документом, который полностью посвящён защите культурных ценностей и который не содержит оговорки о военной необходимости. Рерих подчеркивал, что памятники культуры не национальны, а интернациональны, и их защита – дело всего человечества. Увы, положения пакта все еще весьма актуальны. «Все мы видим, что памятники культуры во многих странах продолжают уничтожаться, особенно в военное время. В частности, в связи с событиями последних лет такая угроза нависла над многими объектами культуры в Египте», — отмечает Евгения Петрова.

Выставка продлится до июня 2014 г.

Тимофей Тумашевич

Каждый, кому не безразличен духовный мир стран Азии и философские течения Востока, должен был хотя бы слышать фамилию Рерих. Художник-философ Николай Константинович Рерих за свою долгую и насыщенную событиями жизнь совершил настоящий переворот в культурном мировоззрении не только России, но и других стран мира.

Личность и самого Николая Константиновича, и его семья овеяны таинственной мистической аурой открывшегося им знания, а картины живописца пропитаны духом мудрости и вечности, имея свойство не только показывать прошлое, но и заглядывать в будущее.

О его существовании знают немногие, хотя он находится в самом центре Москвы в старинной усадьбе Лопухиных (Малый Знаменский пер., 3/5). Там в 1993 году состоялась первая экспозиция картин и личных вещей Рериха. Свою деятельность музей начал после многолетней «войны» за наследие семьи художника. Затрагивались интересы государства, чиновники и другие частные лица боролись за имущество Рерихов, и поэтому музей до сих пор испытывает сложности: сказываются последствия этого противостояния.

Но, несмотря на долгие тяжбы, сотрудникам Центра Рерихов удалось создать в его стенах атмосферу, которая настраивает посетителей на восприятие и понимание работ и учения Николая Константиновича. Ведь ключевым элементом наследия Рерихов является именно учение «Агни-йога» или «Живая Этика». Новая система мировоззрения, указывающая на связь человечества с бесконечным космосом, взгляды на культурную и политическую эволюцию человека через посылаемое свыше знание сформировалась через общение с Учителями Индии. «Живая Этика» по-новому трактовала символы буддизма и традиционных верований народов Азии. Шамбала, карма, Матерь Мира – эти образы регулярно появлялись в восточных сериях картин Николая Рериха.

В первом же зале музея вас буквально погружают в мир символов учения художника. Этот эффект создает серия работ Нины Волковой, прослеживающих этапы «космической» эволюции человека. Картины выполнены в золотых тонах и апеллируют к античным и религиозным мифам. И хотя это авторская трактовка учения Рериха, она позволяет настроиться на правильное восприятие работ художника.

Следующие экспонаты музея знакомят вас со становлением великого художника, не только как человека, но и как философа. Переходя из Петербургского зала в Русский, можно увидеть всю историю семьи Рерихов и путь ее представителей в искусстве.

А Зал Живой Этики знакомит посетителей с духовным становлением семьи. В нем представлены полотна с изображениями ярчайших деятелей духовного мира, а также эпизоды из их жизни. Центром зала является стенд с бюстами людей, которых, согласно Живой Этике, называли «Вестниками Космической эволюции». Это выдающиеся деятели разных этапов истории развития человечества: Иисус Христос, Жанна Д"Арк, Энштейн и даже Циолковский.

К этому залу примыкает Зал Учителей, духовных наставников и мудрецов Индии. Это наглядно демонстрирует, что Рерихи были не только художниками, но и последователями древнего учения, которое пронесли по всему миру во время своих путешествий, экспедиций и выставок.

Но их философия была гораздо шире – она не только преодолела границы между государствами, но и покорила космическое пространство. Это хорошо видно в Зале Знамени Мира. Знамя Мира - символ не только духовный, но и вполне материальный.



Ведь он стал гербом Пакта Рериха, первого международно-правового акта, декларирующего охрану культурных ценностей. Начинание было поддержано многими государствами и возвело личность Рериха в ранг мирового масштаба.

Центр-музей им. Н.К. Рериха сегодня открывает посетителям двери не только в дом искусства великого художника и его семьи, но и в храм науки и учения, преодолевшего мировое и временное пространство.

Откуда Рерих в Загребе?

В 1932 году из Музея Николая Рериха в Нью-Йорке партия картин отправилась в мировое турне (Рига, Загреб, Белград, Буэнос-Айрес, Прага). В программе деятельности знаменитого музея был прописан пункт об обязательных выставках картин художника в разных частях света.

В Загреб картины Рериха прибыли в 1933 году, и тогда была организована постоянная выставка полотен в музее Югославской Академии наук. В 1934 году 24 из них перешли в Белградский музей принца Павла, а 10 были отданы в музей Moderna galerija в Загребе на хранение. Среди них оказались Ашрам (1931), Приказ Учителя (1931), Тибетский стан (1931) , Путь в Кайлас (1931), Идолы (1910), Паранирвана Paranirvana (1926), Утрення процессия (1931), Канченджанга (1924), Обитель Учителя (1931), Ташидинг (1924). Эта акция была проведена в связи с возможным прибытием в Загреб самого Николая Рериха, избранного в почётные члены Югославской Академии Наук ещё в 1930 г.

Ненужное наследство


Фото: из каталога музея Moderna galerija. Канченджанга (1924)

Николай Рерих свои картины никогда не передавал в дар, но щедро делился ими для временного экспонирования. Однако бывает, что время и исторические события грубо нарушают волю человека. Именно так и случилось с "загребской" коллекцией, которая так и осталась в городе из-за Второй мировой войны. В то время вопросами возвращения полотен Рериху, жившему уже в Индии, никто не имел возможности заниматься.

В 1947 году художник умирает. Его семья, помнящая о застрявшей в Загребе коллекции, никак не может найти верные решения по её возвращению. Рерихи мечтали вернуть картины, но очень не хотели, чтобы полотна попали в Нью-Йорк. Сын художника, Святослав Рерих пишет к матери, Елене Рерих, что теперь картины отца находятся в музейном складе в Загребе и их не выставляют: "Это узнали мои знакомые, которые ездили в Югославию. Но надо быть очень осторожными, чтобы не привлечь происки американских захватчиков. Пусть так лежит, пока не придумаем конкретные шаги...". (Л. Сорокина. Семья Рерихов, с. 350).

Увы, никто так и не смог найти верных решений, и картины по сей день томятся в запасниках Moderna galerija . Время от времени, согласно музейному плану работы, их выставляют, выпускают каталог, а потом снова убирают в тень.

Когда увидят настоящий свет картины Рериха в Загребе?



Фото: из каталога музея Moderna galerija. Ташидинг (1924)

И по сей день картины великого русского художника, кавалера Югославского ордена Св. Саввы и члена Югославской Академии наук находятся в запасниках Moderna galerija . Их хранителем является музейный советник госпожа Даяна Власавлевич. Она хорошо знает цену картинам Рериха и сожалеет о нынешних условиях их содержания. Кроме того, в частной беседе она выразила сожаление о том, что Moderna galerija ведёт сотрудничество с Нью-Йоркским музеем и некоторыми другими, но ни с одним из русских музеев в связи с рериховским собранием в рабочих контактах не состоит. С согласия и поддержки госпожи Даяны Власавлевич в марте 2015 года стараниями некоторых русских энтузиастов, живущих в Загребе, был установлен контакт с сотрудниками Рериховского отдела Музея Востока в Москве, которые с готовностью откликнулись на призыв о сотрудничестве. Заведующий отделом "Наследие Рерихов" Музея Востока Владимир Росов и сам всерьёз заинтересовался загребской коллекцией Рериха и других заразил, например, специалистов из Италии и Швейцарии. Однако хорватская сторона в одностороннем порядке без объяснения причин отказалась от своей же инициативы и закрылась для сотрудничества с российскими специалистами.


Фото: из каталога музея Moderna galerija. Тибетский стан (1931)

Между тем, "загребские" картины, уникальны. Да, их немного, но разворот сюжета, порою не раз повторенного мастером позднее, размер полотен, их цветовая гамма и композиционные вариации позволяют знатокам творчества Николая Рериха говорить о том, что все эти картины бесценны и, безусловно, стоят того, чтобы быть помещёнными на постоянную экспозицию, оценёнными и включенными в каталоги его работ. На данный момент в каталоге картин Николая Рериха из десяти "загребских" полотен значатся семь: "Ашрам" , "Идолы", "Путь в Кайлас" , "Паранирвана", "Ташидинг" и "Приказ Учителя" .

И всё-таки, дело не пропало. Как известно из интервью от 16 июля 2016 года с главой дипломатической миссии Хорватии в России Игорем Показом, на высоком уровне ведутся "переговоры о проведении выставки из более чем десяти работ Николая Рериха, которые находятся в Загребе и никогда прежде не выставлялись в России... Однако этот проект пришлось временно приостановить из-за недостаточных финансовых возможностей".

Добавим, что этот проект не только временно остановленный, но и не доведённый до сведения музейщиков в качестве предполагаемого.

И всё-таки будем надеяться, что не на словах, а на деле в Хорватии хотят, чтобы "в России лучше знали культуру Хорватии, а в Хорватии - культуру России", а картины Николая Рериха все-таки побывали на родине своего создателя и были выставлены для обозрения всем желающим увидеть их воочию, почувствовать их энергию, оценить фактуру мазка, игру цвета и света...