» »

Выставки в третьяковской галерее декабре. Третьяковская галерея на крымском валу. Режим работы постоянной экспозиции

21.12.2020

Путеводитель по самым интересным выставкам Москвы второй половины 2017 года

Осень и начало зимы - не повод хандрить, а прекрасная возможность походить по музеям и культурно обогатиться. В 2017 году в Москве пройдет сразу несколько знаковых мероприятий: выставки современного искусства, приезд гостей из Азии и события в честь 870-летия столицы. Мы отобрали восемь самых интересных выставок, которые стоит посетить во второй половине этого года.


Если в один осенний день вы окажетесь рядом с Пушкинским музеем, то еще на подступах к зданию оцените масштаб выставки Цая Гоцяна, которая пройдет с 13 сентября по 12 ноября этого года. Прямо на ступенях главного входа гений современного искусства и обладатель «Золотого льва» Венецианской биеннале возведет необычную инсталляцию из 350 колясок и кроваток. Внутри каждой «прорастут» русские березки - символ разных человеческих судеб и отсылка к знаменитой сцене на лестнице из фильма «Броненосец Потемкин». Если помните, в ней коляска с младенцем долго и страшно катится вниз по ступеням одесской лестницы, пока офицеры расстреливают разбегающуюся толпу. «Октябрь» - первая выставка Цая Гоцяна в России, она приурочена к годовщине Октябрьской революции 1917 года. Только рассказывает она не о самом событии, а о человеке, который его переживает. Все пространство музея превратится в одну масштабную инсталляцию, где будут представлены знаменитые двадцатиметровые пороховые картины, эскизы, наброски и скульптурные группы. Автор спрашивает: кто ответственен за судьбу человечества? Какие последствия у наших действий? Попробуйте найти свои ответы, познакомившись с Цай Гоцяном - мастером-пиротехником из Поднебесной, творения которого украшали летние Олимпийские игры в Пекине в 2008, а выставка «Да Винчи из народа» собрала больше миллиона человек и стала самым посещаемым мероприятием ныне живущего художника.


Выставка картин экспрессивного художника белорусского происхождения Хаима Сутина, генеральным спонсором которой выступает банк ВТБ, откроется в главном здании ГМИИ им. А.С. Пушкина 24 октября и продлится почти три месяца. Экспозиция работ этого нелюдимого и своеобразного автора пройдет в России впервые. Картины Хаима Сутина очень драматичны по исполнению и даже у современных искушенных зрителей вызывают мурашки. Многочисленные «кровавые» гладиолусы, натюрморты с выпотрошенными тушами и оригинальные портреты буквально сочатся краской и, конечно, стоят немного особняком от произведений других представителей «Парижской школы» - сообщества французских художников 1900–1960-х годов. Возможно, такая нестандартная художественная манера была связана с постоянным присутствием боли в жизни Сутина. Современники утверждали, что даже его лицо как будто все время выражало боль: он страдал от язвы желудка и скончался от нее на операционном столе в 1943 году. Экспозиция займет три зала - под три направления творчества автора: портреты, пейзажи и натюрморты. Организаторы попытались рассказать, из чего Сутин вырос как творец и на кого повлиял. Всего будет представлено около 50 работ: 20 картин принадлежат самому Хаиму Сутину, а остальные - мастерам, которые так или иначе были с ним связаны: Марку Ротко, Джексону Поллоку, Виллему де Кунингу, Жану-Батисту Шардену и другим.



Государственная Третьяковская галерея, 15 апреля 2016 - 17 декабря 2017

Почему «Перезагрузка»? Потому что выставка, которую Третьяковская галерея проводит до середины декабря 2017 года, покажет посетителям многолетний путь современного российского искусства и даст понять, как оно эволюционировало. Экспозиция собрана и сгруппирована по жанрам так, чтобы гости могли «соединить» и «сопоставить» работы, которые в разное время попадали в коллекцию музея. Обширная панорама включает картины, объекты, ассамбляжи, видеоработы и инсталляции, объединенные по темам: «Абстракция», «Кинетизм и оптическое искусство», «Мистики и сюрреалисты», «Новый реализм», «Поп-арт», «Минимализм и постживописная абстракция», «Соц-арт», «Концептуализм - образ в голове», «Поэзия и письмо», «Перформанс», «Машины понимания», «Неоэкспрессионизм», «Концептуализм - новое поколение», «Археология постмодерна», «Акционизм 1990-х» и «Проект: искусство 2000-х». Половина из 200 представленных произведений принадлежала знаменитому коллекционеру Леониду Талочкину и впервые будет показана широкой публике. Формат выставки соответствует названию, и для Третьяковской галереи это большой эксперимент: гости смогут взаимодействовать с некоторыми экспонатами и даже становиться их частью. Например, сидеть за столом, изучать интерактивные копии работ или вертеть их в руках. Чтобы посетители могли лучше разобраться, в чем же прелесть современного искусства, кураторы организовали дополнительную образовательную программу «Философия после искусства», где можно послушать лекции и подискутировать на тему свободы воли и связи культуры и технологий.


Выставку акварелей и рисунков первой половины XIX века стоит посетить, даже если вы не разбираетесь в искусстве, - просто ради эстетического удовольствия. Для экспозиции собрано 200 лучших акварельных и графических работ художников эпохи романтизма: пейзажи, жанровые рисунки и бытовые сцены. Смысловое ядро выставки - работы педагогов Императорской академии ххудожеств: Иванова, Егорова, Шебуева, Бруни, Басина и их учеников (в том числе знаменитого Брюллова). Картины, населившие пять залов музея, имеют четкую повествовательную линию: почти невесомые, как будто нарисованные воздухом и светом ранние работы академиков постепенно заменяются на безрадостные бытовые сепии, предвосхитившие графику передвижников XX века. Солнечному творчеству Брюллова посвящен отдельный зал, где собраны иллюстрации из поездок в Грецию, Турцию и занимательные зарисовки итальянской жизни. В последнем зале посетители познакомятся с «наблюдательным» творчеством Федотова: зарисовками московской жизни с авторскими комментариями и сатирическими рисунками о повседневности. В этот период происходил расцвет журнальной графики и иллюстраций, с которыми посетители смогут познакомиться по карикатурам и шаржам Штернберга, Бенуа, Степанова и Рамазанова.



Государственная Третьяковская галерея, 28 сентября 2017 - 14 января 2018

Кто такой «Некто 1917», предсказанный поэтом Велимиром Хлебниковым, и как он ворвался в мировую историю и историю России, продемонстрирует одноименная выставка, которая откроется в Третьяковской галерее в сентябре. Как говорит директор музея Зельфира Трегулова, эта выставка - не просто иконография Октябрьской революции. «Некто 1917» - это отражение споров, дискуссий, идей и реакций авторов того времени на событие, которое перевернуло мировое сообщество. Одни художники были готовы сотрудничать с государством нового типа и находили его перспективным. Другие прятались в мастерских и отказывались видеть то, что происходило вокруг. И тех, и других ждали катастрофические перемены. И сегодня люди из 1917 года, которые еще не знали, что произойдет, могут с помощью искусства «поговорить» с нами, людьми из далекого 2017-го. Гостей ждут около 120 произведений Кузьмы Петрова-Водкина, Бориса Кустодиева, Зинаиды Серебряковой, Казимира Малевича, Василия Кандинского, Александра Родченко, Ольги Розановой и других художников, а также фотографии и кинохроники 1917 - 1918 годов. Выставка будет многослойной, как и исторический момент, которому она посвящена и по поводу которого до сих пор ведутся споры. Не стоит пытаться трактовать работы с точки зрения какой-то концепции: как говорит Зельфира Трегулова, «чтобы воспринять эту выставку, нужно быть внепартийным».



Музей современного искусства «Гараж», 29 сентября 2017 - 4 февраля 2018

Когда речь заходит о Японии, перед глазами рождаются образы: аниме, высокие технологии, токийские неоновые вывески, сакура в цвету, суши, гравюры с изображением горы Фудзи... Все вместе - горючая смесь совершенно разных и зачастую несовместимых вещей и явлений. Творчество популярного японского автора Такаси Мураками именно такое: яркое, противоречивое и ультрамодное. Познакомиться с разнообразием его работ, впервые представленных в России, вы сможете на выставке, которая пройдет в музее «Гараж» осенью этого года. Сам автор утверждает, что его произведения - критика современной японской культуры, в которой все перемешалось, и высокое искусство не отличить от продукта потребления. Яркий пример симбиоза всего со всем - сотрудничество Мураками с маркой Louis Vuitton: коричнево-бежевый фон сумок художник заменил на белый, орнаменты раскрасил всеми оттенками радуги и добавил психоделические изображения цветов, грибов, веселых медвежат и других персонажей. Экспозиция будет открыта в пяти залах, а экспонаты, в том числе картины, тиражная графика, фильмы, объекты и анимация, расскажут о феноменах японской культуры, по-новому осмысленных Такаси Мураками.

С творчеством Ивана Билибина знакомы даже маленькие дети. Иллюстрации художника и декоратора начала XX века неразрывно связаны с образами из русских сказок и узнаются мгновенно. Можно сказать, что именно Билибин сформировал в умах жителей современной России представление о том, как выглядит Баба Яга, Иван-царевич, сестрица Аленушка и другие хрестоматийный персонажи русского фольклора. Как это ему удалось и откуда проистекало вдохновение автора, расскажет выставка, которая проходит в усадьбе Царицыно с 12 мая по 29 октября 2017 года. Организаторы собрали 101 экспонат из Ивангородского музея, Новоладожского историко-краеведческого музея, музея-усадьбы «Приютино» и музея «Дом станционного смотрителя». Причем это не только с детства знакомые иллюстрации к «Руслану и Людмиле», «Василисе Прекрасной» и «Сказке о царе Салтане», но и не менее волшебные эскизы костюмов и декораций к театральным постановкам - Иван Билибин ко всему прочему был выдающимся сценографом. Событие получилось очень атмосферное: работы художника представлены вперемешку с его личными вещами и предметами русского быта - народными костюмами, вышивками, иконами, лубками, старопечатными книгами и восточными миниатюрами.


Команда из Третьяковской галереи предлагает отметить 870-летие Москвы посещением выставки, которая расскажет об истории города голосами его жителей, гостей и известных художников. Пространство поделится на периоды от XV до XX века. Историческую летопись города составят старинные иконы, полотна авторов вплоть до XX века, мемуарная литература и работы современных художников. Мероприятие обещает быть атмосферным: кураторы сделали упор не на информационную составляющую, а на эмоциональное восприятие, возможность войти в диалог с жителями города разных эпох, почувствовать и увидеть Москву такой, какой ее видели они. Например, с каким задором развернулось столичное строительство в начале XX века - через работы Пименова. Какие уютные задворки окружали нынешний Арбат - через полотна Поленова. Как выглядела Соборная площадь и Кремль в глазах Алексеева, Васнецова и Кандинского. Организаторы подготовили много сюрпризов и приглашают зайти на выставку прямо с гуляний в День города, чтобы по-настоящему отметить юбилей столицы. К открытию экспозиции также планируется подготовить мобильное приложение и образовательный сайт.

Ко Дню города Третьяковская галерея подготовила выставку произведений о Москве – от иконописи XVII века до живописи XIX – XXI вв. Около 100 экспонатов из собрания ГТГ и частных коллекций

ГТГ, 7 сентября 2017 - 21 января 2018 года
Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 10

Третьяковская галерея открывает новый сезон серией выставок о Москве. Проекты предлагают рассмотреть образ города в изобразительном искусстве с разных ракурсов. Третьяковская галерея ранее уже обращалась к теме города: «Москва в русской и советской живописи» (1980), «Москва и москвичи» (1997), «Екатерина Великая и Москва» (1997), «Пётр Великий и Москва» (1998), «Елизавета Петровна и Москва» (2010). Образ города неизменно привлекает и вдохновляет художников. Современным кураторам представляется интересным познакомить с ним новое поколение москвичей. Выставки этого года отличает то, что они составлены почти полностью на основе работ из собрания Третьяковской галереи.

В экспозиции выставки «Москва сквозь века» значительное внимание уделено формированию иконографии города – от образов допожарной Москвы в иконописи XVII века и первых пейзажных видов столицы в работах Ф. Алексеева до поисков «формулы Москвы» художниками начала ХХ века и отображения образа города в новых формах и материалах современными мастерами. Выставка состоит из пяти тематических разделов: «Москва – третий Рим», «Московский Кремль – сердце города», «Разговоры о старой Москве», «Красная площадь. „Формула Москвы”» и «ХХ век. Городские голоса». Посетителей ждет встреча как с хорошо известными произведениями Симона Ушакова, В. Сурикова, Б. Кустодиева, А. Лентулова, В. Поленова, так и с мало знакомыми широкому зрителю полотнами А. Васнецова, В. Перова, В. Маковского, И. Николаева, А. Дейнеки, А. Лабаса, К. Юона, Е. Вахтангова, В. Брайнина, Т. Назаренко, Н. Нестеровой и других.

Многие картины не экспонировались ранее, например, «Пушкинская площадь» М. Гуревича, написанная в 1937 году, когда памятник А.С. Пушкину располагался не там, где мы привыкли его видеть, а на противоположной стороне улицы напротив снесенного позже Страстного монастыря. Впервые будут показаны картины «Москва 30-х годов» (1932) В. Мидлера, «Кузнецкий мост» (1958) О. Васильева, «Кропоткинская улица» (1948) В. Апфельбаума, «Яузские ворота» (1979) И. Сорокина и прочие. Эти художники обычно представлены в экспозиции и на выставках более известными произведениями – перечисленные работы мало выставляются в Третьяковской галерее и почти не отправляются на выездные выставки. В рамках настоящего проекта, наконец, появилась возможность показать и эти малодоступные для публики вещи.

Часть картин была отреставрирована специально к этому проекту. Так, после серьезных работ по удалению загрязнений и пожелтевшего лакового покрытия, впервые покидает фонд и демонстрируется публике «Извозчичий двор в Замоскворечьи» (1887–1892) С. Светославского. Картину А. Лентулова «Москва» (1913), выполненную в смешанной технике, можно видеть в постоянной экспозиции Новой Третьяковки, однако она тоже прошла сложные реставрационные работы, после которых заметно преобразилась.

Одной из особенностей выставки является возможность услышать «голоса города»: к работе над экспозицией был привлечен Институт звукового дизайна, располагающий самым обширным в России архивом звуков. Совместно со специалистами в различных областях были созданы аудио инсталляции, «озвучивающие» главные произведения выставки и позволяющие погрузиться в атмосферу Москвы разных эпох. Так, для озвучивания «Московского дворика» (1878) орнитологи помогали подобрать голоса птиц, обитавших в 1878 году в районе переулков Арбата – именно эта часть города изображена на картине В. Поленова. Так выглядел Спасопесковский переулок около 150 лет назад. Всего было озвучено восемь работ, среди которых: «Соборная площадь в Московском Кремле» (начало XIX века) Ф.Алексеева, «Голубятник» (1874) В. Перова, «Московский трактир» (1916) Б. Кустодиева, «Новая Москва» (1937) Ю. Пименова, «Метро» (1935) А. Лабаса, «Строители» (1959-1960) А. Дейнеки, «Московский вечер» (1978) Т. Назаренко.

В атмосферу Москвы ХХ века поможет погрузиться аромат прошлого. В период проведения выставки в сувенирном магазине будут продаваться легендарные духи «Красная Москва».

Выставочный проект выходит за стены музея и продолжается специальными экскурсиями по городу, маршрут которых разработан «Экскурс-бюро №1» по мотивам произведений, представленных в экспозиции.

Если проект «Москва сквозь века» представляет своего рода мозаику живописных образов города, то выставка «Город и люди. Москва в графике ХХ века» (11 октября 2017 – 14 января 2018, Новая Третьяковка) отражает личный подход художников, показывает, какой они видели столицу, переживавшую драматические события 1917 и 1941 годов, а также эйфорию оттепельного времени.

Выставка «Сохраненные святыни Москвы ушедшей…» (8 сентября 2017 – 21 января 2018, Инженерный корпус) является уникальной. Впервые экспонируются произведения декоративно-прикладного искусства из фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Третьяковской галереи – одного из самых закрытых для широкой публики запасников музея. Камерная экспозиция объединяет 30 произведений церковного искусства XVI – XIX веков из 17 разрушенных московских церквей.


Источник: пресс-релиз ГТГ



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов сайт, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. сайт не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

  • 27.12.2019 Ленинградский областной суд отменил решение суда первой инстанции об исключении картины Карла Брюллова «Христос во гробе» из Музейного фонда РФ
  • 27.12.2019 К концу 2020-го Christie"s должен будет производить ровно в два раза меньше печатных материалов, чем в 2019-м
  • 26.12.2019 Специалисты связывают это снижение с общим ослаблением арт-рынка в этом году
  • 26.12.2019 С разницей в несколько часов власти Великобритании и Франции объявили о запрете на вывоз из страны произведений искусства, проданных в этом году на аукционах иностранным покупателям
  • 25.12.2019 То, что сам художник склонен называть искусством апроприации, французский суд назвал незаконным использованием изображения, созданного другим автором
  • 30.12.2019 Советуем посетить аукционы
  • 23.12.2019 Победителям Предновогоднего аукциона два месяца бесплатной подписки на базу аукционных продаж в подарок!
  • 20.12.2019 В каталоге заключительных в уходящем году торгов - 389 лотов
  • 20.12.2019 В каталоге - 661 лот: живопись и графика, антикварный фарфор и стекло, предметы из серебра и бронзы, ювелирные изделия и пр.
  • 20.12.2019 Покупатели - Москва, Санкт-Петербург и Минск. Результаты для отдельных лотов опубликованы в неофициальном частном инстаграме.
  • 28.11.2019 Визит в мастерскую художника - событие, потенциально способное изменить жизнь как хозяина студии, так и его гостя. Не в полной мере деловая встреча, но уж и точно не обычный дружеский визит. Соблюдение нескольких несложных правил позволит не попасть впросак в этой ситуации
  • 19.11.2019 AI публикует мнения и прогнозы на исход борьбы за лоты на «русских торгах» 25–27 ноября 2019 года. Специализированные аукционы русского искусства в эти дни проведут Christie’s, Sotheby’s и Bonhams
  • 28.10.2019 Искусство, арт-рынок, экономика культуры в цитатах из интервью известных людей и фрагментах резонансных публикаций
  • 21.10.2019 Трехметровая картина «Стадион “Парк де Пренс”» («Большие футболисты») 17 октября 2019 года была продана на Christie’s за $22 248 000. С этим результатом Николай де Сталь переместился на 6-е место в топе русских художников - между Сутиным и Явленским
  • 18.10.2019 По случаю открытия в Новой Третьяковке долгожданной выставки «Василий Поленов» AI повторяет статью из рубрики «Художник недели», опубликованную 27 июня 2019 года 11.12.2019 Выставка, приуроченная к 100-летию художника, пройдет с 11 декабря 2019 по 9 марта 2020 года. Помимо Сулажа, подобной чести - ретроспективы в Лувре, приуроченной к юбилею, - за последние сто лет удостоились лишь два художника: Пабло Пикассо и Марк Шагал
  • 29.11.2019 В следующий вторник, 3 декабря, в ГМИИ откроется выставка одного из самых лучших английских художников XVIII столетия
  • 29.11.2019 5 декабря 2019 года галерея «Веллум», при участии Фонда им. К. А. Коровина «Спасем вместе» и галереи «Даев 33», открывают традиционную выставку, приуроченную ко дню рождения замечательного русского художника Константина Коровина

Гойя, Дали, Климт, Шиле, Тициан, Гауди, Мураками, Каттелан: редакция The Art Newspaper Russia выбрала самые интересные выставки нового года в Москве и Санкт-Петербурге, которые вы наверняка не захотите пропустить

Сальвадор Дали. «„Капричос“ Гойи». Серия из 80 гравюр. «Нет». 1977. Из собрания Бориса Фридмана. Фотография предоставлена ГМИИ им. Пушкина

«Капричос». Гойя и Дали
Главное здание ГМИИ им. А.С.Пушкина
С 24 января по 12 марта

Откроет год выставка гравюр Франсиско Гойи и Сальвадора Дали , на которой 41 офорт художника XIX века соседствует с 41 гравюрой, созданной на 180 лет позднее. Лицемерие, несправедливость, лень, спящее человеческое сознание, страх — галерея пороков, облаченных в фантастические образы испанскими гениями, мало отличается от сегодняшней. Но в музее предостерегают от поспешных выводов: сам Дали на одном из офортов экспозиции изобразил предшественника в виде загадочного сфинкса, лежащего на фоне пустыни. Интерпретациям работ в экспозиции посвящена внушительная лекционная программа. Но и помимо нее каждую пару «капричос» предваряет литературный комментарий самого Гойи, поясняющего, наряду с сатирическим подтекстом, мистические истоки своих персонажей. Расположенные парами офорты затягивают в дополнительную игру: иногда Сальвадор Дали просто следует за предшественником, не вторгаясь в изображение, но нередко переводит сюжеты в другую плоскость, вводя дополнительных персонажей и новые детали.

Вид ГЭС-2. V-A-C

«Двойная помолвка». Витраж из Сент-Шапель. Франция, 1230-1248. Patrick Cadet / Centre des monuments nationaux

«Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель»
Патриарший дворец Музея Кремля
С 2 марта до 4 июня

Французский король, имя которого связано с расцветом готического стиля во Франции, был увлеченным собирателем христианских реликвий. Начав с тернового венца Иисуса Христа, он собрал более 20 священных предметов: от частицы Креста Господня до Копья Судьбы. Все они хранились в Сент-Шапель — капелле-реликварии, обладающей к тому же самым полным ансамблем витражей XIII века. Часть из них демонтировали шестью веками позднее. Теперь благодаря Центру национальных памятников Франции витражи вместе с другими шедеврами готического искусства Франции из Лувра, Музея Клюни, Национальных Библиотеки и Архивов Франции можно будет увидеть в Москве.

Музей современного искусства «Гараж»

Триеннале современного искусства
Музей «Гараж»
Март

Кураторы «Гаража» исследовали города России от Калининграда до Владикавказа, чтобы найти самых заметных региональных художников и искусство, лучше всего отражающее дух времени. В экспозиции будет выделено семь направлений, отражающих одинаковые художественные тенденции на разных территориях огромной страны. Экспозиция, помимо музея, расположится и в парке Горького, а на открытие позовут всех выбранных художников, которых оказалось более 60.

Василий Кандинский. Эскиз. 1920. Бумага, акварель, тушь, кисть. Ярославский художественный музей

«До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев». Часть II
Еврейский музей и центр толерантности
С 30 марта по 28 мая

Проект, первая часть которого вошла в рейтинг лучших выставок года нашей газеты, в новом году представит около 100 произведений русского авангарда времен Гражданской войны, перехода к НЭПу и коллективизации. От куратора Андрея Сарабьянова снова ожидают неизвестные произведения, никогда раньше не выставлявшиеся в Москве.

Зинаида Серебрякова. «За туалетом» («Автопортрет»). 1909. ГТГ

Ретроспектива Зинаиды Серебряковой
Государственная Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке
С 4 апреля по 30 июля

В Третьяковской галерее, как и петербургском Русском музее, пару лет назад уже проходили выставки художницы. Теперь посетителей ждет ретроспектива с исчерпывающим набором живописных работ не только из русских музеев, но также из парижского фонда художницы, частных английских и французских коллекций. Впервые зритель познакомится с декоративными панно Зинаиды Серебряковой для виллы бельгийского барона Жана Броуэра , которые считались погибшими во время Второй мировой войны, но чудом уцелели и нашлись в 2007 году в подвале той самой виллы. Большую галерею портретов разбавит серия картин, посвященных закулисной жизни Мариинского театра, а также пейзажи и эскизы росписей Казанского вокзала.

Джорджо Де Кирико. «Ностальгия по бесконечности». Пьяцца д"Италия

«Де Кирико. Ностальгия по бесконечности»

С 19 апреля по 23 июля

Для выставки основателя метафизической живописи и предтечи сюрреализма Джорджо Де Кирико свои экспонаты предоставили парижский Центр Помпиду, лондонский Музей Виктории и Альберта, Фонд Джорджо и Изы Де Кирико , Национальная галерея современного искусства в Риме. Творчество художника будет представлено очень широко: около 100 произведений искусства от живописи и скульптуры до театральных костюмов. Зрителям напомнят и о русском следе в творчестве мастера авангарда. Живя в Париже с русской актрисой Раисой Гуревич-Кроль , де Кирико создал костюмы к дягилевскому спектаклю «Бал» — они, а также архивные фотографии и материалы станут дополнительным украшением экспозиции.

Василий Верещагин. «Прогулка по воде». 1903. Государственный Русский музей

«Василий Верещагин. К 175-летию со дня рождения»
Русский музей
Апрель — июль

Историки шутят, что единственной принятой когда-либо Верещагиным наградой был орден Святого Георгия за оборону Самаркандской крепости. Импульсивный, эгоцентричный, любящий свободу художник-баталист обожал путешествовать и принимал участие во всех военных действиях, которые выпадали в его судьбе. На ретроспективной выставке художника покажут 220 произведений мастера, в том числе знаменитые Балканскую и Туркестанскую серии, множество пейзажей, а также этнографические зарисовки и графику. Экспозицию украсят предметы из Этнографического музея, связанные с многочисленными поездками Верещагина.

Ансельм Кифер. «Велимиру Хлебникову». 2004-2010 Phillips

«Ансельм Кифер — Велимиру Хлебникову»
Государственный Эрмитаж
С 31 мая по 3 сентября

О том, что «Председатель Земного шара» Велимир Хлебников вдохновляет каббалиста Ансельма Кифера , мировое сообщество узнало, когда работа Кифера «Велимиру Хлебникову. Доктрина войны: Битвы» в 2016 году была продана на летнем аукционе Phillips за £2,4 млн. Оказалось, что Кифер постоянно перечитывает переведенные на немецкий стихи футуриста. В своей фантастической инсталляции для ретроспективы в Париже и Лондоне он иллюстрировал математическую теорию Велимира Хлебникова о цивилизационных столкновениях в истории. Ее можно будет увидеть в Эрмитаже, где к ней добавится еще 18 масштабных работ.

Саграда Фамилия. Фото Bernard Gagnon

«Антонио Гауди. Барселона»
Московский музей современного искусства
С 22 мая по 10 сентября

Вместо того чтобы читать путеводитель по Барселоне, в конце весны можно будет прийти на выставку. Эскизы и макеты самых выдающихся сооружений мастера ар-нуво, а также коллекцию снимков из архива Каталонского колледжа архитектуры покажут в ММОМА. Архитектор оставил после себя 18 сооружений, и 12 из них находятся в Барселоне. Это прежде всего знаменитый собор Саграда Фамилия, над которым архитектор работал 43 года и которому в экспозиции будет посвящен отдельный раздел. Четыре других уделят внимание его жилым постройкам, созданию дворца Гуэля, истории совместной работы с главным заказчиком, промышленником Эусеби Гуэлем , и мебели, автором которой также был архитектор. Экспозицию завершит документальный фильм «Дали и Гауди» из Испанского архива кино, что закономерно, если вспомнить, что Сальвадор Дали называл архитектуру, вдохновлявшую сюрреалистов, «самым оригинальным явлением в истории искусства».

Иоганн Гроот. «Сова, сидящая на суку». 1750-е. Из коллекции ГМЗ «Царское Село»

«Братья Грооты: портретист и зверописец. Немецкие художники при российском дворе»
Хлебный дом Музея-заповедника «Царицыно»
С 1 июня по 17 сентября

Летняя выставка в «Царицыно» посвящена немецким мастерам портретной живописи XVIII века, связавшим свою жизнь с Россией и сыгравшим огромную роль в становлении отечественной живописи. Георг Гроот прославился прежде всего изящными портретами Елизаветы Петровны (например, в образе Флоры) и ее придворных, а его брат Иоганн оказался самым первым анималистом в Петербургской академии художеств, дав основу целой школе зверописцев. Мастерскую Иоганна Гроота посещал в восхищении весь двор — так реалистичны были изображенные им звери и птицы. Выставка в Царицыно, где покажут около 60 работ, собранных из музеев обеих столиц и частных коллекций, откроет удивительный и трогательный мир диких зверей XVIII века и домашних питомцев при дворе первых русских императриц.

Паоло Веронезе. «Аполлон и Марсий». ГМИИ им. Пушкина

«Тициан, Веронезе, Тинторетто. Золотой век венецианской живописи»
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Июнь — конец августа

Наследие венецианской живописной школы составляет одну из самых ярких страниц в истории итальянского Возрождения. Венецианцы, оказавшиеся в стороне от итальянских материковых феодальных войн, переживали радость жизни на редкость полно, перенося в свои работы чувственную красоту мира и яркий колорит. Пока что не сообщается, какие именно шедевры увидит зритель на открывающей летний сезон выставке, ясно лишь, что они отразят период от расцвета школы и до ее угасания в творчестве Тинторетто . Другой отличительной особенностью станет жанровое многообразие полотен, которых в экспозиции будет около 40 — от излюбленного венецианскими мастерами портрета до религиозных и мифологических сюжетов. Билетами, судя по всему, стоит озаботиться заранее.

Аристарх Лентулов. «Звон». («Колокольня Ивана Великого»). 1915. Фото: Третьяковская галерея

«Аристарх Лентулов. К 135-летию со дня рождения»
Театральный музей им. А.А.Бахрушина. Основное здание
Лето

Аристарх Лентулов был неутомимым экспериментатором. Писал и в духе экспрессионизма, и в стиле Сезанна , после поездки во Францию перешел к кубофутуризму, создав одну из самых известных своих картин — «Собор Василия Блаженного». Один из основателей «Бубнового валета» , художник боялся повторений, о чем и должна рассказать грядущая выставка. Ее музей планирует сделать довольно масштабной и обещает показать зрителям 24 работы периода 1910-1920-х годов.

Павел Филонов. «Коровницы». 1914. Русский музей

«Мечты о мировом расцвете»
Русский музей
Август — ноябрь

Столетие Октябрьской революции отразилось на программах большинства музеев и галерей, о чем мы уже . Петербургский Русский музей тоже решил осмыслить последствия событий 1917-го в истории искусства. В экспозицию выставки «Мечты о мировом расцвете» войдет большое количество работ Павла Филонова , посвятившего «мировому расцвету» — идее символического цветения и прорастания как в обществе, так и в живописи — целый поэтический гимн «Проповедь о проросли мировой». Кроме него, на выставке можно будет увидеть произведения Каземира Малевича, Александра Дейнеки, Александра Самохвалова и других художников из собрания музея, которые, несмотря на отличия в манере и политических взглядах, с одинаковым энтузиазмом делились своими взглядами на послереволюционное будущее.

Кузьма Петров-Водкин. «1918 год в Петрограде». Государственная Третьяковская галерея

«Некто 1917 год»
Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу
27 сентября — 14 января 2018

Выставка должна не просто показать иконографию образов революции, но и отразить внутренние дискуссии, напряженную борьбу художественных течений и идей начала XX века. Экспозиция задумана масштабной: узнать о том, с какими мыслями и чувствами художники встретили революцию, можно будет на примере 120 работ, среди которых полотна Нестерова, Петрова-Водкина, Серебряковой , а также Филонова, Родченко, Кандинского, Малевича. Чтобы показать контраст между живописью и реальной жизнью измученных и оголодавших людей, выставку дополнят фотографиями и кинохроникой тех лет. Чтобы рассказать об одном из самых значимых событий новейшей истории, революции 1917 года, Третьяковская галерея отбирала экспонаты не только в регионах России, но и за рубежом: в Центре Помпиду, галерее Тейт, нидерландском Стеделейк-музее, музеях Испании, Греции, Израиля.

Такаси Мураками. «Каикаи». 2000-2005. 2000-2005 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved. Private Collection. Courtesy Galerie Perrotin

Ретроспектива Такаси Мураками
Музей «Гараж»
Сентябрь

Осенью в «Гараже» можно будет познакомиться с искусством одного из самых дорогих и веселых современных японских авторов — Такаси Мураками . Это первая в России ретроспектива поп-арт-художника, оригинальным образом соединяющего мангу с современным искусством и дизайном. Работы с ушастым мистером Добом — альтер эго 54-летнего «кидалта», плакаты с самыми невероятными мультяшками и скульптурами неоновых цветов — как раз то, что понадобится в осенний сезон. Во много раз усилить воздействие такого искусства решили, сыграв на контрастах: в экспозицию войдет старинная японская живопись и гравюра из собрания Музея искусства народов Востока и ГМИИ им. Пушкина. По уже сложившейся традиции, выставка выйдет из пределов музея на прилегающую площадь Искусств, где появится монументальная скульптура Мураками. Ее название пока держится в секрете.

Телевизор Lambert («Ламберт») 21-S-502 стационарный кинескопный. Политехнический музей

«Энциклопедия телевидения»
ВДНХ, павильон № 64 «Оптика»
Сентябрь-октябрь — январь 2018

Узнать все секреты телевидения — от советского вещания до самых рейтинговых современных передач — предложат гостям осенней выставки на ВДНХ. Здесь покажут оборудование, которым пользовались первые русские телевизионщики: от камер до записывающих и проекционных установок из фондов российских музеев, телевизионных студий и телеканалов. Пока не сообщается, будет ли экспозиция интерактивной, но что можно будет увидеть и услышать однозначно, так это архивные кадры со съемок, макеты студийных декораций, а еще костюмы, реквизит, смешные фрагменты из телепередач и музыкальные темы к ним.

Эгон Шилле. «Климт в синем халате». ГМИИ им. Пушкина

Рисунки Климта и Шиле из собрания музея Альбертина
ГМИИ им. Пушкина
Середина октября — середина января 2018

Венский музей Альбертина в обмен на полотна импрессионистов предоставил ГМИИ им. Пушкина 120 графических работ Густава Климта и Эгона Шиле . Последний считал себя учеником Климта, и известно, что во время их первой встречи Климт не просто согласился обменять свою работу на рисунок художника 28 годами младше, но и выкупил несколько работ, отметив: «Почему вы хотите обмениваться со мной? Вы все равно рисуете лучше». Впоследствии Климт покровительствовал художнику, знакомя его с выгодными покупателями и выставляя его произведения вместе со своими. Благодарный ученик делал его портреты и рисунки, один из них — «Климт в синем халате» — скорее всего, можно будет увидеть в экспозиции.

Маурицио Каттелан. Инсталляция на Frieze Art Fair. Photo: Timothy Schenck; courtesy of Frieze Projects

Выставка Маурицио Каттелана
Мультимедиа Арт Музей
С 30 октября по 17 декабря

Выставку скандалиста давно ждали в России, с тех пор как художник, нарушив слово о том, что навсегда уходит из искусства, выставил свои работы в Парижском монетном дворе в прошлом году. Вряд ли Мультимедиа Арт Музей выделит специальную комнату для селфи с золотым унитазом — недавним шедевром Каттелана , который сейчас находится в нью-йоркском Музее Гуггенхайма. Но можно однозначно рассчитывать на знаменитые чучела животных, застрявших головами в стене, и провокационные восковые скульптуры. Кто знает, может быть, итальянец создаст произведение специально для российской выставки.

UPD: проект отменен

Сергей Эйзенштейн на съемках фильма «Старое и новое» («Генеральная линия»). 1929 г. Серебряно-желатиновый отпечаток. Государственный центральный музей кино

«Эйзенштейн. Революция в искусстве»
Государственный Эрмитаж
7 ноября — 5 марта

Московские музеи посвятили в ушедшем году несколько проектов личности эксцентричного режиссера, художника и педагога. Музей «Гараж» сравнил работы Эйзенштейна с творчеством Франсиско Гойи и Роберта Лонго , а в Мультимедиа Арт Музее большим проектом с фрагментами из кинофильмов, афишами, эскизами декораций и рисунками автора открыли празднование юбилейного сезона. О том, что именно покажут на выставке в Петербурге, пока мало известно. С одной стороны, это может быть очередной проект под знаком Великой Революции с демонстрацией киноленты «Октябрь» и исследованием влияния режиссера на революционное советское кино. С другой — проект может раскрыть Эйзенштейна с его графикой, визуальными и театральными решениями как новатора, «революционизирующего» искусство как таковое. «Если бы не революция, я бы никогда не „расколотил“ традиции, только революционный вихрь дал мне основное — свободу самоопределения», — писал он в автобиографии.

Хаим Сутин. «Вид на Сере». 1921

Ретроспектива Хаима Сутина
ГМИИ им. А.С.Пушкина
11 ноября — 19 февраля 2018

Живопись одного из ярчайших представителей Парижской школы Хаимы Сутина московский зритель мог видеть в 2011 году, на выставке художников Парижской школы. На ней он был представлен наибольшим числом работ. В этом году ГМИИ вместе с парижским Музеем Оранжери готовит ретроспективу экспрессиониста, который рисовал голым, чтобы не износить одежду, и морил себя голодом, пока не нарисует натюрморты с селедками или окровавленными тушами быков.

Лазарь Лисицкий

Эль Лисицкий
Еврейский музей и Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу
16 ноября — 4 февраля 2018 Популярные материалы

18+

Десятая юбилейная биеннале «Мода и стиль в фотографии 2017», как и всегда, охватит несколько столичных площадок, главной из которых по традиции станет Мультимедиа Арт Музей. В рамках фестиваля, который продлится до мая 2017 года, можно будет увидеть, к примеру, знаковые снимки летописца перестроечной рок-культуры Игоря Мухина, репортажные кадры Филиппа Шанселя, рассказывающие о парижской молодёжи 1980-х годов, и фотографии, созданные Питером Линдбергом для нового календаря Pirelli.

Событие уже прошло

Выставка «Шедевры Византии» 0+

С искусством Византии разных исторических периодов зрителей познакомит Третьяковская галерея. Изысканные колоритные иконы, роскошные миниатюры и утончённые резные изделия будут представлены по соседству с постоянной экспозицией, посвящённой древнерусскому искусству, что позволит убедиться в родственности двух культур.

Событие уже прошло

Выставка «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель» 0+

Музеи Московского Кремля представят зрителям произведения французского готического искусства, относящиеся к эпохе правления Людовика Святого - короля, который приобрёл у Латинской империи Терновый венец Спасителя и другие ценнейшие для христианского мира реликвии. Одно из центральных мест на выставке займут витражи из Сент-Шапель, демонтированные в XIX столетии.

Событие уже прошло

Триеннале российского современного искусства 0+

Весной в Музее современного искусства «Гараж» пройдёт дебютная Триеннале российского современного искусства, которая объединит более 60 художников из разных уголков страны. Произведения, некоторые из которых будут созданы специально для показа в Москве, продемонстрируют многообразие применяемых авторами творческих приёмов и позволят убедиться в универсальности языка актуального искусства.

Событие уже прошло

Выставка «Энди Уорхол. Вымирающие виды» 0+

В Дарвиновском музее можно будет увидеть серию шелкографий Энди Уорхола, созданную художником в 1983 году. На картинах, выполненных в фирменной технике короля поп-арта, изображены редкие животные, находящиеся под угрозой исчезновения, - амурский тигр, снежный баран, гигантская панда и другие.

Событие уже прошло

Лекция «Зинаида Серебрякова» 0+

На ретроспективной выставке Зинаиды Серебряковой в Инженерном корпусе Третьяковской галереи будут экспонироваться как известные полотна художницы (например, автопортрет «За туалетом»), так и работы, давно осевшие в частных коллекциях за рубежом и ранее не демонстрировавшиеся российской публике.

Событие уже прошло

С 11 по 16 апреля в Центральном доме художника пройдёт Московская биеннале дизайна - знаковое событие для тех, кого интересует дизайн как искусство, средство коммуникации или же способ продвижения товаров и услуг. В рамках фестиваля состоятся тематические выставки, посвящённые той или иной разновидности дизайна.

ул. Крымский Вал, д. 10

Выставка «Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения» 0+

В Третьяковской галерее на Крымском Валу пройдёт большая выставка Джорджо де Кирико - итальянского художника, стоявшего у истоков метафизической живописи и сюрреализма. В экспозицию войдут около 100 произведений одного из крупнейших мастеров авангарда XX столетия, среди которых - костюмы для антрепризы Сергея Дягилева к балету «Бал».

Событие уже прошло

Выставка «Джорджо Моранди. 1890–1964» 0+

С наследием ещё одного итальянского мастера XX века - Джорджо Моранди - познакомятся посетители Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. Выставка станет масштабной антологией творчества художника и представит ключевые работы живописца, прославившегося своими сдержанными изысканными натюрмортами.

Событие уже прошло

Выставка «Антонио Гауди. Барселона» 0+

В мае в Московский музей современного искусства приедут около 150 работ каталонского архитектора Антонио Гауди - чертежи и макеты незавершённого храма Саграда Фамилия и других построек мастера, а также предметы мебели, которые представят публике Гауди-дизайнера.

ул. Петровка, д. 25

Событие уже прошло

Мультимедийная выставка «Чудеса России» 0+

В рамках Года экологии в Историческом музее откроется мультимедийная выставка, посвящённая многогранной природе России. Благодаря современным технологиям зрители смогут совершить захватывающее путешествие по стране, понаблюдать за спящими вулканами Камчатки, полюбоваться бескрайними просторами Байкала и взглянуть на неприступный Эльбрус.

Событие уже прошло

Выставка Такаси Мураками «Будет ласковый дождь» 0+

В сентябре 2017 года в Музее современного искусства «Гараж» откроется выставка эксцентричного японского художника, скульптора и дизайнера Такаси Мураками. В экспозицию будут включены живописные и графические работы, фильмы и анимация в жанре психоделического поп-арта. При входе в музей гостей будет встречать новая скульптура мастера анимешного китча.

В здании Государственной Третьяковской галереи на Крымском Валу находится единственная в России масштабная музейная экспозиция «Искусство ХХ в.», в которой представлены все виды, жанры, стилевые направления отечественного искусства этого периода. Экспозиция объединяет различные формы работы как с живописью, графикой, скульптурой, так и с необычными материалами современного искусства.

Министерством культуры было решено разделить всю экспозицию Третьяковской галереи на две части: досоветскую и советскую. Досоветская часть расположена в главном здании Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке . Советскую часть экспозиции решили разместить в новом здании, строительство которого началось еще в 60-х годах 20-го века. Однако, стройка приняла затяжной характер и была завершена примерно через 20 лет, в середине 80-х годов. Так была открыта Третьяковская галерея на Крымском Валу.

Здание галереи является образцом советской архитектуры и имеет вид крупномасштабного прямоугольника с панорамными окнами. Длинный белый двухэтажный павильон тянется вдоль набережной Москвы-реки по направлению к Кремлю. Музей не раз подвергался критике ввиду того, что в его интерьере нет ничего примечательного. С другой стороны, более 12 тысяч квадратных метров площади Третьяковской галереи на Крымском Валу идеальны для организации крупномасштабных мероприятий.

Третьяковская галерея на Крымском Валу представила зрителям широкую картину творческого наследия отечественных мастеров, работавших в 1920–1960-е годы: «Черный квадрат» Казимира Малевича, «Над городом» Марка Шагала, «Купание красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина, «Звон» Аристарха Лентулова и многих картин, передающих дух эпохи.


Кроме того, в залах развернулась интенсивная выставочная деятельность, разнообразная по тематике и экспозиционному материалу. При желании и по приглашению можно побывать на мастер-классах выдающихся российских и иностранных художников наших дней.

Стоимость билетов:

  • 500 рублей — взрослые;
  • 250 рублей — для льготных категорий;
  • Бесплатно — для лиц до 18 лет.

Каждую среду вход на постоянную экспозицию и временные выставки в Третьяковской галерее на Крымском Валу для индивидуальных посетителей бесплатный.

Режим работы постоянной экспозиции:

  • вторник, среда, воскресенье — с 10:00 до 18:00 (кассы и вход на экспозицию до 17:00);
  • четверг, пятница, суббота — с 10:00 до 21:00 (кассы и вход на экспозицию до 20:00);
  • понедельник — выходной.