» »

Формирование сплочённого коллектива средствами современных воспитательных технологий. Психология личности и социальных организаций уис

01.10.2019

Программа коррекционно - развивающих занятий для воспитателей в рамках работы по психологическому сопровождению педагогического коллектива «Формирование сплоченности коллектива».

Номинация «Лучшая коррекционно – развивающая программа, программа элективного курса по психологии» или «Лучшая разработка психологических мероприятий для родителей, педагогов».

Аннотация. Программа, направленная на формирование сплоченности коллектива, формирование команды

Пояснительная записка

Общение, взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. По характеру и формам организации деятельности выделяют такие уровни развития групп:

1. ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группы друзей);

2. кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности;

3. корпорация – группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп;

4. коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями общественно-полезной деятельности и сложной динамикой деловых и личностных взаимоотношений между членами группы.

Очень важно ведущему социально-психологического тренинга видеть структуру межличностных взаимоотношений в коллективе, что бы уметь найти индивидуальный подход к членам коллектива и влиять на формирование и развитие сплоченного коллектива. Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов:

1. социально-психологическая адаптация – активное приспособление к педагогической деятельности и вхождения в новый коллектив, усвоение норм, правил, требований, традиций данного учреждения;

2. выявление действенного актива коллектива – организаторов коллективной деятельности, пользующихся авторитетом у коллектива;

3. высокий уровень сплоченности – благоприятный психологический климат, доброжелательный фон взаимоотношений, эмоциональное сопереживание.

Положение человека в коллективе определяется не только индивидуальными особенностями характера, личности самого человека, но и особенностями коллектива.

В малосплоченном коллективе статус личности зависит во многом от уровня общительности. В сплоченных коллективах, в которых выполняется сложная совместная деятельность, статус личности в большей мере определяется ее деловыми и моральными качествами.

В целом хочется отметить, что взаимоотношения с руководителем, психологический климат педагогического коллектива, результаты работы коллектива зависят от стиля управления, реализуемого руководителем.

Когда в коллективе создан комфортный микроклимат, его участники обретают уверенность, стремятся работать и творить.

Коррекционно-развивающая программа состоит из 3 блоков:

1. диагностический – изучение психологического климата педагогического коллектива, выявление стиля управления коллективом;

2. формирующий – социально – психологический тренинг «Формирование сплоченности коллектива»;

3. контрольный – повторная диагностика.

Программа состоит из 8 занятий. Она реализуется на протяжение 2-ух месяцев, занятия проходят раз в неделю, продолжительностью 1,5 часа каждое занятие.

Задачи коррекционно-развивающей программы:

1. снять психическое и физическое напряжение воспитателей;

2. обучить основным приемам коллективной работы;

3. развивать коммуникативные и организаторские способности;

4. повышать самооценку воспитателя;

5. развивать уверенность в себе.

Принципы, лежащие в основе коррекционно-развивающей программы:

Учет индивидуальных, возрастно-психологических особенностей педагога;

Принцип системности;

Принцип программированного обучения;

Деятельностный принцип коррекции;

Принцип комплексности методов психологического воздействия;

Принцип усложнения;

Принцип учета эмоциональной сложности материала.

Тематический план

№ занятия Содержание Время выполнения упражнения Общее время

1. Приветствие

2. Основные принципы работы тренинговой группы

3. «Имя и эпитет»

4. «Обмен местами»

5. «Имя на ушко»

6. «Я - это я!»

7. «Числа моей жизни»

8. «Кто родился в мае»

10. Прощание

1. Приветствие

3. «Уникальность каждого»

4. «Разговор в двойном кругу»

6. Прощание

1. Приветствие

2. «Японская бабочка»

3. «Воображаемый мяч»

4. «Считаем до 10»

5. «Синхронное движение»

6. «Сложите шерстяное одеяло»

8. Прощание

1. Приветствие

2. «Спиной к спине»

3. «Машина с характером»

4. «Любопытная история»

5. Рефлексия эмоционального состояния

6. Прощание

1. Приветствие

2. «Карнавал зверей»

3. «Красная шапочка и серый волк»

5. «Круг доверия»

6. «Абстрактные картинки»

6. «Сидим без стула»

7. Рефлексия эмоционального состояния

8. Прощание

7. 1.Приветствие.

8. 2. «Массаж»

9. 3. «Я падаю!»

4. «Пусти корни»

5. «Летний дождь»

6. «Образуйте круг»

7. Рефлексия эмоционального состояния

8. Прощание

1. Приветствие

2. «Выглядим комично!»

3. «Сочиняем вместе»

4. «Бережливый муж»

5. «Растопи круг»

6. Рефлексия эмоционального состояния

7. Прощание

1. Приветствие.

2. «Бревно»

3. «Иди ко мне!»

4. «Доверительное падение»

5. «Круг доверия»

6. «Поддерживаем друг друга»

7. «Большие шаги»

8. Карусель

9. Рефлексия эмоционального состояния

10. Прощание

1 ч. 30 мин.

1 ч. 25 мин.

1 ч. 25 мин.

1 ч. 30 мин.

1 ч. 30 мин.

1 ч. 20 мин.

1 ч. 25 мин.

1 ч. 25 мин.


Занятие 1

Цель занятия: введение в групповую работу.

1. Ритуал приветствия.

«Я могу вам предложить несколько ритуалов приветствия, которые приняты у разных народов. Мы с вами должны выбрать один, для того чтобы каждое занятие начиналось с него:

Объятие и трехкратное лобызание поочередно в обе щеки (Россия);

Легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);

Рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция);

Легкий поклон, со скрещенными на груди руками (Китай);

Легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);

Поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера (Испания);

Простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);

Мягкое рукопожатие обеими руками, касание только пальчиками (Малайзия);

Потереться друг об друга носами (Эскимосская традиция).

Но вы так же можете придумать ритуал.

2. Основные принципы работы тренинговой группы.

3. «Имя и эпитет»

Группа рассаживается по кругу. Один из участников представляется остальным и подбирает по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, позитивным образом характеризовать человека и по возможности содержать преувеличение. Например: «Гениальный Геннадий, активный Анатолий, буйный Борис».

4. «Обмен местами».

Два участника меняются местами. В ходе обмена говорят друг другу что-нибудь приятное. Группа усаживается в круг, ведущий – в центре. Ведущий спрашивает у любого участника, взглянув ему в глаза: «Можешь ли ты поменяться со мной местами?» Это предложение обязательно принимается. Участник поднимается со своего места, идет навстречу ведущему. Приветственное рукопожатие, какой-нибудь краткий позитивный комментарий: «Мне нравится твоя улыбка». Ведущий занимает освободившийся стул участника, а тот как новый ведущий предлагает другому члену группы поменяться с ним местами. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник хоть один раз не побывает ведущим.

5. «Имя на ушко».

Оставьте в сторону столы и стулья, чтобы можно было свободно передвигаться по помещению. Сначала участники ходят по комнате и приветствуют друг друга необычным способом: шепчут на ухо каждому встречному свое имя. Это нужно делать так, будто передается драгоценная тайна, о которой больше никто знать не должен. Предупредите игроков, что в один прекрасный момент они услышат звон колокольчика, это будет сигналом: надо остановиться и ждать новых указаний. Когда каждый игрок пообщается примерно с половиной участников, позвоните в колокольчик. Скажите, что теперь нужно снова ходить по помещению, но на этот раз сообщать на ухо партнеру его имя. Забытое или неизвестное имя игрока не должно стать основанием для уклонения от встречи. Тот, кто не знает имени, шепчет другому на ухо: «Я хотел бы узнать, как тебя зовут». Игра заканчивается со звоном колокольчика.


6. «Я - это я!»

Оставьте в сторону столы и стулья, чтобы можно было свободно передвигаться по помещению. Предложите членам группы двигаться по кругу. Для начала каждый выбирает темп, который на данный момент кажется ему наиболее подходящим. Теперь участники двигаются особым образом: они топают сначала правой ногой, затем – левой, потом делают маленький прыжок. Эти движения сопровождают следующую фразу: «Я (притоптывание правой ногой) – это (притоптывание левой ногой) имя рек (подпрыгивание на месте)». На выполнение задания дается 2 минуты. Соберите членов группы вместе. Группа выстраивается в круг, вы становитесь в центре. Теперь все вместе повторяют то же действие в общем ритме, так чтобы возник резонанс. Сначала действия проходят с меньшей энергией и все произносят ключевую фразу негромко. Потом интенсивность выполнения задания увеличивается.

7. «Числа моей жизни».

Группа усаживается в круг, каждый участник задумывает число, которое имеет значение в его жизни. Это может быть знаменательная дата, телефонный номер, возраст, номер дома, число членов семьи и т.д. Когда участник задумает число, он пишет его очень большими цифрами на листе бумаги. Все по очереди выкладывают свои листки на пол в центре круга, а другие члены группы должны за 2 минуты постараться отгадать, почему это число так важно для соответствующего участника. Под конец он сам разъясняет группе значение этого числа.

8. «Кто родился в мае…»

Группа рассаживается по кругу. Объясните участникам, что сейчас будет проводиться игра, с помощью которой они смогут лучше узнать друг друга. Вы называете личностное качество или описываете ситуацию и просите участников, по отношению к которым справедливо высказывание, выполнить определенное действие. Они встают со стула, выполняют это действие и снова садятся на место. Например: «Тот, у кого есть брат, должен щелкнуть пальцами». Темп игры должен возрастать. Варианты высказываний:

У кого голубые глаза- трижды подмигните;

Чей рост превышает 1 м 70 см, пусть изо всех сил крикнет: «Кинг Конг!»;

Тот, кто сегодня утром съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу;

Кто родился в мае, пусть возьмет за руку одного члена группы и станцует с ним;

Кто любит собак, трижды пролайте;

Кто любит кошек, трижды промяукайте;

Те, у кого есть черные детали одежды, получают особое задание, они должны сказать соседу справа, что никогда в жизни не пожелают такой же прически, как у него;

У кого есть замужняя сестра, пусть скажет соседу слева, что это его не касается;

Кто пьет кофе с сахаром и молоком, загляните себе под стул;

У кого есть веснушки, пробегите по кругу;

Замужние опишите в воздухе большую восьмерку рукой;

Пусть единственный ребенок своих родителей поднимется на стул;

Тот, кого принуждали прийти в эту группу, должен затопать по полу ногами и крикнуть: «Я не позволю себя заставлять!»;

У кого есть собственные дети, подпрыгните (один прыжок за каждого ребенка);

Кто считает себя любознательным человеком, пусть поменяется местами с тем, кто думает так же;

Кто изредка мечтал стать невидимым, закройте лицо ладошками;

Тот, кто умеет играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, пусть покажется как это делается;

Кто находит, что игра длится достаточно долго, должен трижды хлопнуть ладонями по сиденью, скрестить руки на груди и громко крикнуть: «Хватит!».

9. Рефлексия эмоционального состояния: участники сидят в кругу и по очереди высказываются, что они чувствуют, что им понравилось, а что нет, чего они ожидали, что им было легко выполнять, где возникали трудности и т.д.

10. Ритуал прощания.


Занятие 2

1. Приветствие.

2. «Темп».

Группа усаживается на полу тесным кругом. Они вытягивают ноги вперед, чтобы их ступни образовывали маленький круг в центре. Ведущий садится в середину этого маленького круга и берет свернутую газету. Каждый участник называет свое имя. Ведущий, сидя в центре, выкрикивает имя любого члена группы. И сразу же вслед за этим он пытается хлопнуть по ногам того участника, чье имя было произнесено. Задача участника -быстро отдернуть ноги и выкрикнуть следующее имя. Если названный участник замешкался и его успели хлопнуть по ногам до того, как он выкрикнул имя другого члена группы, он становится ведущим. Ведущим становится и тот, кто отдернет ступни, даже если имя его не назвалось, или выкрикнет имя, которого в группе нет.

3. «Уникальность каждого».

Игроки сидят по кругу, у каждого наготове бумага и карандаш. Акцентируйте внимание на том, что каждый человек уникален и неповторим. У всех свои особенности, жизненный опыт, пристрастия и т.д. Совокупность целого ряда факторов и создает неповторимую личность. Пусть сначала каждый игрок попытается охарактеризовать то, в чем он уникален. Например, неожиданные факты (я – одна их тройни); кулинарные способности (я замечательно готовлю уху); интересный жизненный опыт (я прожил год в Берлине); особые награды (я получала медали за спортивные достижения); особые интересы (я прекрасно разбираюсь в литературе русского зарубежья). Попросите участников написать на листе бумаги свои имена и прибавить новую необычную интересную или просто важную характеристику, которая подчеркивает их индивидуальность. Соберите записи и прочтите их одну за другой. Каждый раз делайте небольшую паузу и предлагайте группе определить игрока, давшего себе такую характеристику. Если попытки несколько раз не дают положительного результата, соответствующий игрок встает, тем самым давая понять, что речь идет о нем.

4. «Разговор в двойном кругу».

Все игроки выстраиваются в 2 круга лицом друг к другу. Пока играет музыка, круги двигаются в противоположных направлениях. Как только музыка смолкает, участники останавливаются. Таким образом из оказавшихся напротив друг друга игроков образуются пары. Партнеры кратко представляются друг другу и заводят разговор на тему, которую вы им предлагаете. Для обсуждения в каждом следующем раунде дается новая тема. Например: нечто важное, чему я научилась в прошлом году; неудача, с которой я справилась за последние 5 лет; нечто, за что я благодарна; человек, у которого я многому научилась; иллюзии, с которыми я рассталась; что я хотела бы приобрести в результате занятий в группе. На обсуждение каждой темы дается 3 минуты. В конце игры снова включите музыку, и пусть участники в течении 30 секунд просто ходят под музыку.

5. Рефлексия эмоционального состояния: участники сидят в кругу и по очереди высказываются, что они чувствуют, что им понравилось, а что нет, чего они ожидали, что им было легко выполнять, где возникали трудности и т.д.

6. Ритуал прощания.

Участники тренинговой группы сидят в кругу, держаться за руки, смотрят друг другу в глаза и улыбаются. Заключительное слово ведущего с пожеланием.

Занятие 3.

Цель занятия: создание доверительных отношений.

1. Приветствие.

2. «Японская бабочка».

Поставьте столы и стулья в сторону. Выберите участника, который будет играть роль «тори». «Тори» - это по-японски «птица». Все остальные – «бабочки». Тори стоит с закрытыми глазами и вытянутыми руками в центре круга. Его кисти раскрыты, ладони указывают вверх. Бабочки идут по кругу вокруг Тори. Время от времени одна из Бабочек останавливается перед Тори и слегка касается его ладоней. Тори пытается поймать руку этого игрока. Как только Бабочка поймана, она тоже становится в круг, закрывает глаза и точно так же вытягивает руки с раскрытыми ладонями. Теперь участники дразнят двух Тори, а те пытаются поймать следующую Бабочку. Игра продолжается до тех пор, пока на свободе не останется только одна бабочка.

3. «Воображаемый мяч».

Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно встать в круг. Группе объясните, что успех игры зависит от того, насколько они смогут сосредоточиться, настроиться на других, поддержать чужую инициативу и проявить собственную активность. Назначьте кого-нибудь из участников игроком №1. Дайте следующие инструкции: «Чтобы начать упражнение игрок №1 перебрасывает кому-нибудь воображаемый мяч. Так как воображаемого мяча у нас нет, игрок №1 должен представить, о каком мяче идет речь. Вес, размер, форма и материал мяча подскажут, как его нужно кидать и ловить. Игрок №1 должен назвать имя того, кому будет кидать мяч, и сказать, о каком мяче идет речь». Например: игрок №1 встречается глазами с игроком №2 , произносит его имя и говорит перед броском: «Футбольный мяч» или «Шарик для пинг-понга».

4. «Считаем до 10».

Участники расходятся по помещению. Они должны равномерно распределиться по комнате и ни в коем случае не образовывать ряд или круг. Как только каждый найдет удобное для себя место, он закрывает глаза. Цель упражнения: группа должна посчитать от 1 до 10. При этом действуют следующие правила: один игрок не может назвать два числа подряд (например,4 и 5), но в ходе игры каждый участник может назвать более одного числа. Если несколько игроков назвали одновременно одно и тоже число, игра начинается сначала. Участники не должны заранее договариваться о стратегии игры. Во время выполнения задания нельзя разговаривать. Если игра никак не ладится, подбодрите участников, чтобы они чувствовали себя напряженно. Игра продолжается до тех пор, пока группа получает удовольствие.

5. «Синхронное движение».

Цель игры: все участники должны синхронно выполнять разнообразные движения, при этом постоянно ведущего нет. Группа только работает слаженно, когда каждый ее член может исполнять функции как руководителя, так и подчиненного. Сначала участники рассаживаются на стульях. Затем без предварительной договоренности и не переговариваясь все должны начать двигаться. Главной задачей игроков является синхронное выполнение движений в отсутствие явного руководства со стороны отдельных участников. Это упражнение на отражение (подражание). Каждый участник делает то, что делают все остальные. А лучше, если движение будут неторопливыми, даже замедленными. Каждый игрок должен по возможности пытаться удерживать взглядом всех. Проведите тренировочный раунд, во время которого участники остаются сидеть на своих местах и выполняют различные движения, например, поворачивают голову направо, налево, снова замирают, глядя прямо. Когда простые движения начнут удаваться, игроки могут пробовать двигаться по помещению. Важно, чтобы участники не разговаривали. Пусть члены группы ответят на следующие вопросы:

Насколько хорошо удавалось держать в поле зрения всю группу?

Насколько легко менять роли ведущего и ведомого?

Чувствовали ли вы себя вправе захватить инициативу в группе?

Какая роль для вас более привычна – ведущего или ведомого?

6. «Сложите шерстяное одеяло»

Игроки разбиваются на команды по 4 человека в каждой. Настройте их на работу с помощью такого рассказа: «Прекрасным летним днем вы все вместе собрались на морском берегу. Вы расстилаете на песке шерстяное одеяло. Потом садитесь на него и наслаждаетесь солнцем, свежим воздухом и плеском волн. Но вдруг собирается гроза. Вы уходите с побережья, но прежде должны все вместе сложить шерстяное одеяло». Теперь члены команд должны совместными усилиями «сложить шерстяное одеяло». На всю операцию дается 2 минуты. Если участники испытывают затруднения, добавьте 2 минуты.

7. Рефлексия эмоционального состояния: участники сидят в кругу и по очереди высказываются, что они чувствуют, что им понравилось, а что нет, чего они ожидали, что им было легко выполнять, где возникали трудности и т.д.

Мере исследованы закономерности его развития, насколько правильно социальный педагог диагностирует ситуацию и выбирает средства педагогического воздействия. 1.4 Основные формы работы социального педагога по сплочению ученического коллектива Формы работы социального педагога определяются исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе и в данном классе, традиционного опыта воспитания; ...

Профессиональной трудовой деятельности. Процесс нравственного воспитания планируется с учетом специфики профессиональной морали рабочих. Создание здорового ученического коллектива группы – сложная и важная задача мастера производственного обучения. При его формировании целесообразно опираться на наследие достижений передовиков педагогического труда в области развития коллектива и практически его...

Обо всем, связанном с достижением цели; оптимальный стиль поведения. 3. ТИП РУКОВОДСТВА КАК ОСНОВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ И СОТРУДНИКОВ Что же определяет эффективность взаимодействия руководителя с подчиненными? Как проявляется это взаимодействие в процессе делового общения? На каждом этапе управленческого общения руководитель оказывает разное психологическое воздействие: отдавая...

Для высоких результатов требуется слаженная работа всего коллектива. Если добиться этого не получается, необходимо выявить патологии командообразования и устранить их..

Из материала вы узнаете:

  • Как выяснить, что затрудняет формирование сплоченного коллектива;
  • С чего начать сплочение HR-отдела;
  • Чем помогут конструктивные конфликты в формировании сплоченного коллектива;
  • Как преодолеть нежелание сотрудников работать в команде;
  • Каковы критерии сплоченного коллектива.

Вопросы, ответив на которые вы поймете, что затрудняет формирование сплоченного коллектива

Ответив на эти вопросы, вы сможете понять, какие патологии командообразования имеются и что мешает сформировать сплоченный коллектив единомышленников. Основные пять патологий, который выделяет эксперт международного уровня Патрик Ленсиниони.

Конструктивные конфликты как условие формирования сплоченного коллектива

Совещания должны проходить оживленно и темы обсуждения должны волновать и затрагивать всех участников. Спровоцировать общую дискуссию можно, используя один им предложенных способов.

  1. Попросите сотрудника, уже подходившего к вам с проблемой, озвучить ее на совещании. Это должен быть вопрос, который так или иначе касается работы всей службы и который будет интересен каждому. Устраивайте «мозговые штурмы», в ходе которых поиск оптимального решения будет происходить на коллегиальной основе. Сотрудники не должны бояться высказываться откровенно, даже если эти высказывания и будут ошибочными.
  2. Выступайте в качестве модератора совещаний и привлекайте внимание их участников к больным вопросам, предлагая общие обсуждения.
  3. При необходимости, создавайте проектные группы, которые будут сообща работать над тем или иным предложенным вами проектом. Чтобы исключить конфликты, своим решением назначайте, кто за что будет отвечать, у кого какие будут полномочия. Контроль работ по проекту проводите периодически и после его удачного завершения поощрите сотрудников, отметив эффективную работу команды. Сформированный сплоченный коллектив можно «разбавлять» другими сотрудниками, чтобы и у них появился вкус и желание к совместной деятельности с коллегами.

Как преодолеть нежелание сотрудников работать в команде

Поскольку не все захотят работать коллективно, следует предусмотреть и возникновение конфликтов. Они неизбежны, поскольку есть люди – индивидуалисты по складу характера, есть и такие, кто не захочет работать в команде, опасаясь обнаружить свой непрофессионализм и лень. Все это может привести как к конфликтам между сотрудниками, так и к спорам с вами, сопротивлению вашим решениям. Ситуация может обостриться в любой момент и надо быть готовым к ней.

Понаблюдайте за противниками командной работы, попробуйте понять истинные причины этого нежелания. С теми подчиненными, для кого личные цели выше командных, следует поработать в индивидуальном порядке. Учитывайте роли сотрудников в команде . Нельзя мириться с тем, что кто-то равнодушно относится к результатам общего труда, перекладывая на других ответственность и работу. Сплоченный коллектив отличает общая заинтересованность в итогах совместной работы и нельзя допустить, чтобы чьи-то деструктивные действия дискредитировали саму идею.

Критерии сплоченного коллектива

Но как понять, что сотрудники HR-службы готовы к сплоченной совместной работе, что им плечу решение сложных задач, требующих командного взаимодействия и полной отдачи. Можно выделить несколько признаков, которые станут свидетельством сплоченного коллектива.

  1. Коллеги относятся с доверием друг к другу и не бояться признаться, что могут ошибиться. Отсутствует нездоровая конкуренция, при которой каждый может обратиться к соратникам за помощью, с удовольствием рассказывает о своем участке работы, не боясь критики.
  2. Сотрудники открыто высказываются и спорят, ища оптимальные решения и быстро устраняя проблемы. Все споры конструктивны и затеваются не для того, чтобы критиковать коллегу, а найти эффективное решение, совещания проходят оживленно и все их участники проявляют искреннюю заинтересованность.
  3. Ответственность за итоговые результаты несет вся команда. Устанавливайте конкретные сроки решения проблемы и контролируйте промежуточные результаты. Это поможет команде оперативно корректировать работу с учетом выполняемых задач.
  4. Контролирующие функции выполняет не только лидер, но и все члены команды. Поскольку каждый сотрудник заинтересован в скорейшем успешном достижении результата, члены команды требовательны друг к другу. Никто из них не стремиться переложить свою часть работы на плечи коллеги и вся работа выполняется с высоким качеством.
  5. Общая коллективная цель формирует сплоченный коллектив, это не мешает амбициозным сотрудникам проявить себя, негативное влияние индивидуалистов минимизируется.
  6. Состав команды стабилен, даже если кто-то и уволится, основная часть сотрудников работает давно. Благодаря этому, коллеги легко подстраиваются и с удовольствие взаимодействуют, четко понимая возможности и полномочия друг друга.

Формирование сплоченности коллектива учащихся младших классов

Учитель начальных классов

МБОУ «Мазанская школа»

Лоханова Мария Александровна

Процесс включения ученика в систему коллективных отношений сложный, неоднозначный, нередко противоречивый. Младшие школьники, будущие члены коллектива, отличаются друг от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами характера, степенью общительности, знаниями, умениями и религией, которой придерживается семья.

Основной деятельностью классного руководителя будет являться миссия–сплочения ученического коллектива: «как воспитывать каждого и целиком всех»

Есть старая мудрая поговорка: «Посеешь поступок - пожнёшь привычку, посеешь привычку - пожнёшь характер, посеешь характер - пожнёшь судьбу». К ней, опираясь на современную психологию, можно добавить: «Посеешь коллектив - пожнёшь личность».

Одним из коллективов, где школьник находится в течение значительной части своей жизни, является школьный класс

Детская группа является формой жизнедеятельности и общения детей в школе. Правильно организованный детский коллектив (не любая группа детей, а коллектив в строгом смысле этого слова как содружество личностей) - это такая группа, отношения в которой специально построены педагогом с воспитательной целью.

Взаимодействуя с детьми, педагог должен изучать, знать и учитывать особенности каждого ребёнка, приспосабливаться к ним и каждого включать в активную воспитывающую деятельность.

Для воспитания детей необходима разнообразная совместная деятельность. Без неё нет упражнения и развития их способностей, не налаживаются необходимые социальные привычки и не образуется настоящий коллектив.

Основными способами сплочения детской группы являются увлечение и включение её в совместную деятельность.

Совместная деятельность воспринимается детьми, стремящимися к новым впечатлениям, как предстоящая радость. Она привлекает их, возбуждает подъём настроения и сил, объединяет и сплачивает.

Огромную роль в создании и сплочении коллектива класса играет учитель начальной школы, от которого принимает детей классный руководитель старшего звена школы.
Создание и сплочение организованного, дружного классного коллектива – задача лишь начального этапа работы классного руководителя, за которым следует этап постоянного развития и совершенствования всех сторон коллективной жизни, преодоления возникающих в ходе этого развития противоречий, постоянного возрастания роли коллектива в формировании личности каждого школьника. В постоянном развитии, изменении надо видеть и личность каждого воспитанника, и коллектив класса, чтобы направить это развитие и руководить им. Умелая, педагогически целесообразная организация классного коллектива является одним из чрезвычайно важных и действенных средств такого руководства.

Цель воспитательной работы 3 Б класса:

Сплотить детский коллектив и создать условия на дальнейшую совместную деятельность единым, дружным коллективом учащихся и родителей.

Задачи:

    Формировать нравственную культуру детей и родителей.

    Способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания.

    Организация игр, совместных, творческих дел на сплочение детского коллектива.

Наша главная воспитательная задача - создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, их совершенствование в условиях школьного образовательного процесса. И каким бы ученик не был в учёбе - отличником или « серым» троечником - он, для меня, яркая, индивидуальная школьная личность, здесь в школе его место для самовыражения и самореализации.

Основные направления работы по сплочению детского коллектива

    Организация совместной деятельности учащихся

    Постановка общественно значимой и привлекательной для учащихся цели.

    Создание органа внутри коллективного самоуправления.

    Поддержание, стимулирование и незаметная корректировка отношений в классе.

    Планомерная смена поручений учащихся в самоуправлении.

    Установка традиций класса.

    Поощрение сотрудничества учащихся при выполнении общих дел, стимулирование добровольной взаимопомощи в учении.

    Предупреждение и пресечение конфликтных ситуаций, сплетен, нездоровых группировок.

1. Создать в классе единую систему традиций и ценностей.

Для этого можно предложить детям ответить на вопросы анкеты:

Каким, по твоему мнению должен быть дружный класс?

Как сделать так, чтобы класс стал дружным?

Какие традиции есть в нашем классе?

Назови твои "можно" и "нельзя" в классе.

Какие мероприятия в классе, по твоему мнению, должны стать традиционными?

2 . Ввести традицию обратной связи.

В конце каждой четверти и в конце года дети пишут записки, где могут задать вопрос, написать что-то наболевшее, о чем не могут сказать вслух. На основе этого учитель планирует воспитательную работу.

3 .Создать "ящик пожеланий".

4. Проводить как можно больше традиционных внеклассных мероприятий (праздники, КТД)

Традиция учащихся класса под названием "Я пришел в этот день в этот мир".

Традиция быть всем классом всегда рядом с тем, у кого в жизни наступили трудные дни.

5. Особую работу следует вести с " отвергнутыми" детьми.

Попытаться привлечь их к совместной деятельности класса.

Найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности.

Чаще хвалить и поощрять их в присутствии класса, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.

6. Работа в группах.

На уроках можно организовать работу по подгруппам, причем в каждой должны быть как "сильные", так и "слабые" ученики. Группа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивация на достижение, а между группами необходим момент соперничества.

7. Распределение между учащимися поручений.

От педагога требуется лишь умелое руководство деятельностью учащихся, предоставление им свободы и самостоятельности. Классный руководитель должен уметь поддерживать инициативу детей. Самое главное - педагог должен видеть маленький и большой успех каждого ученика в порученном ему деле и умело поощрять его.

8 .Использование на классных часах п сихологических игр на сплочение коллектива для детей.

9.Сказкотерапия.

10. Обсуждение ситуаций, анализ, разыгрывание

Занятость моих детей, их постоянные творческие поиски, помогут им заполнить пустоту, которая создана в нашем обществе, объединит их, а мне поможет достичь нужной цели.
Работа по сплочению ученического коллектива, по формированию и развитию духовного мира школьников продолжается и в учебном процессе. На уроках литературного чтения я пытаюсь открыть юному читателю мир прекрасного, развивать его эстетические чувства. Каждое произведение - это урок жизни, помогающее понять, что такое духовность, милосердие, человечность. Я должна убедить ребят в том, что какие бы невзгоды и бури не проносились над родной землёй, мы не должны мириться с тем, что равнодушие и чёрствость побеждает. Люди нуждаются в доброте, верности, сердечности. Именно эти свойства делают жизнь каждого человека светлой, яркой, радостной. Добро, милосердие, гуманность должны быть противопоставлены злу и бессердечию, безответственности и равнодушию.
Перечислить все творческие дела, которые проводятся в урочное и внеурочное время в классе, сложно. Но главное для меня заключается в том, чтобы ребёнок рос и развивался не только физически, но и духовно.
Радостно видеть, как ученики не только рассказывают о своих успехах и победах, но учатся сопереживать успехам и победам своих товарищей и даже учителя.

Групповая сплоченность проявляется в создании единой социально-психологической общности людей, входящих в группу, и предполагает возникновение системы свойств группы, препятствующих нарушению ее психологической целостности.

Подборка психологических игр.

Какие задачи выполняют психологические игры на сплочение класса?

    Они способствуют созданию благоприятной психологической атмосферы.

    Благодаря их проведению, подростки учатся доверять и поддерживать друг друга, разрешать поставленные задачи всей группой, а не индивидуально.

    Дети обучаются навыкам сотрудничества и взаимодействия.

Важность игр на сплочение детского коллектива сложно переоценить. Ниже мы приводим игры на сплочение для школьников и подростков, которые пригодятся не только классным руководителям, работающим с коллективом детей, но также и родителям, в чьем доме часто бывают друзья их ребенка.

Сказкотерапия для младших школьников с нарушением межличностных отношений в коллективе (сказка «Звёздная страна»).

Ритуал начала занятия. Ученики друг другу улыбаются или делают друг другу комплимент. Вводный комментарий.

Дорогие ребята. Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие. А попасть в сказку нам помогут вот эти волшебные бусинки. Сейчас я подойду со шкатулкой к каждому из вас, и вы выберите ту бусинку, которая вам больше понравится. Берегите эту бусинку. Чтобы потом благодаря ей вернуться назад. А теперь, когда всё выбрали, сожмите свою бусинку в левом кулачке, закройте свои глаза и подумайте о том, что есть доброго и хорошего в вашей душе. За какие качества вы себя любите, цените и уважаете. Кто готов, откройте глаза. У каждого свой темп. Мы терпеливо подождём всех. Итак, мы с вами попали в сказочную страну и сейчас послушаем одну историю. ^ Сказка «Звездная страна». В одной сказочной стране жили-были звёздочки, поэтому страна называлась Звёздная. Звёздочки были разные: голубые и белые, желтые и сини, зелёные и розовые, красные и даже чёрные. Они и по размеру были разные. Жили здесь и совсем крохотные звёздочки, и звёзды средних размеров, жили и вовсе огромные звёзды. Не было среди них ни одной звёздочки, точь-в-точь похожей на другую. Но всех их объединяло одно общее свойство. Душа каждой звёздочки была заполнена любовью ко всем жителям этой сказочной страны. Поэтому они видели друг в друге только хорошее и доброе, от этого светились удивительным волшебным светом. Звёздная страна от этого чудесного сияния была необыкновенно красива и неповторима. Повсюду царил мир, согласие и взаимопонимание и любовь. Но однажды пролетал над Звёздной страной самый пакостный из всех пакостей на свете злой волшебник, которого так и звали Пакость Пакостьевич. Увидел Звёздную страну Пакость Пакостьевич – и закипела в нём зависть. Как же так, думает, любовь кругом, красота, мир. Никто не воюет, никто не ссорится. И не стало Пакость Пакостьевичу покоя. К сожалению, встречаются ещё такие экземпляры, которым очень плохо, если другим хорошо. И задумал Пакость Пакостьевич своё злое дело. А чтобы звёздочки его не узнали, обернулся ветром перемен и начал нашептывать, что мол, в других странах веселее. Интереснее и лучше люди живут. Заволновались звёздочки, забеспокоились. Им тоже хотелось зажить ещё интереснее, ещё веселее, ещё лучше. -- А что же нужно для этого сделать? – поинтересовались звёздочки? -- Всё очень просто: нужно находить в других недостатки. Всё время ругать, побольше критиковать, вспоминать все проступки, которые когда-то были совершены, - учил со знанием дела Пакость Пакостьевич. -- Но звёздочки не умели этого делать. И злой волшебник принялся их обучать дальше. -- Эй, ты, - крикнул он чёрной звёздочки по имени Аделаида. – Ты чего такая чёрная? Знаю, знаю, умываться ленишься. Фу, грязнуля, какая… Тонну мыла надо, чтобы такую чумазую отмыть. Хи-хи-хи…ха-ха-ха…

Кто-то подхватил, кто-то промолчал…Но веселее не стало. А чёрная звёздочка Аделаида от грубых насмешек стала прямо у всех на глазах тускнеть и не светилась уже удивительным волшебным светом как раньше. А Пакость Пакостьевич не унимался. -- Эй, громадина, - крикнул он зелёной звезде Иоланте. Вот разъелась… Смотри, скоро всю страну без продуктов оставишь с такими-то аппетитами. Ха-ха-ха… Никто не заступился. И от грубых насмешек начала блекнуть яркая прежде зелёная звёздочка Иоланта. А Пакость Пакостьевич всё не унимался. Он подошёл к маленькой розовой звёздочки по имени Юта и стал смеяться над ней. -- Ой, не могу… Что это за крохотуля? Не звёздочка, а микроб какой-то. Только в микроскоп такую разглядывать. Какой от неё прок, зря только небо коптит. И снова весело расхохотался. От таких грубых и злых слов, странного смеха крохотная розовая звёздочка Юта почти совсем погасла. И тут многие звёздочки подхватили идею Пакость Пакостьевича. Они принялись с большим усердием выискивать недостатки в каждой звёздочке, критиковали друг друга, вспоминали все проступки, которые были совершенны когда-то. И от грубых, обидных слов, дурных мыслей любовь стала уходить, а души начали заполняться ненавистью, злобой, завистью. И от этого звёздочки поблекли, потускнели и уже не светились удивительным волшебным светом, который когда-то придавал неповторимое очарование Звёздной стране. Прекрасная и светлая ранее, она превращалась в унылую, серую, безжизненную страну. Первой опомнилась совсем белая звёздочка по имени Люська. Она решила, во, что бы то ни стало спасти свою любимую родину. «Что же делать? – думала Люська. – Может быть, подождать доброго волшебника? Но когда он прилетит? Ведь так можно прождать и год, и два, и три, и тридцать три года, а то и вовсе не дождаться. А действовать надо прямо сейчас немедленно, иначе может быть поздно». И она на свой страх и риск начала действовать. Люська стала вместо недостатков находить в звёздочках достоинства, искала то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них. Сначала она обратилась к чёрной звёздочки Аделаиде. Аделаида, ты очень добрая, ты всегда заботилась о больных звёздочках. Благодаря твоему вниманию, чуткости и терпению они быстрее выздоравливали. И свершилось чудо. Поблекшая звёздочка Аделаида засияла вдруг снова удивительным волшебным светом. -- Ура! Получилось. Добрые слова помогают, - ликовала обрадованная Люська. И начала действовать уже увереннее. -- Иоланта. Я всегда восхищалась твоей ответственностью, твоей пунктуальностью. Ведь ты ни разу в жизни никуда не опоздала. А от этих добрых слов Иоланта вновь вспыхнула, засверкала, переливаясь всевозможными оттенками чудесного зелёного цвета. Потом Люська заговорила с крошечной звёздочкой Ютой. -- Хоть ты, Юта и очень маленькая, но душа твоя напоминает огромный неиссякаемый кладезь всевозможных интересных творческих идей. Именно благодаря тебе наши праздники проходили так весело и интересно. И Юта засияла вновь удивительным волшебным светом. Люськину идею подхватили все звёздочки. Они принялись искать друг в друге что-то хорошее, что было в душе каждой из них. И свершилось чудо. Звёздочки вспыхивали одна за другой как огоньки новогодней гирлянды. Снова Звёздная страна засияла удивительным волшебным светом, вновь она стала прекрасной и неповторимой, пожалуй, она стала ещё краше, чем прежде.

А Пакость Пакостьевич понял, что ему здесь нечего больше делать и убрался восвояси. Он полетел искать такую страну, жители которой обожают находить в других недостатки, а достоинств не замечают, где любят критиковать друг друга, ссориться, вспоминать ошибки и промахи, где долго помнят обиды. А не пролетал ли случайно Пакость Пакостьевич над вашей страной? (классом). Вопросы для обсуждения.
О чём эта удивительная история?

Чему учит эта сказка?

Пригодится ли она в жизни? Чем?

История эта напоминает нам о том, что все мы разные. У каждого своё тело, своя форма, а чем мы напомним эту форму любовью или нелюбовью к себе и окружающим зависит от каждого из нас. Выискивая в себе или в другом человеке только недостатки, промахи и ошибки, мы тем самым подталкиваем человека к тому, чтобы он стал ещё хуже, потерял веру в свои собственные силы, стремление к добрым поступкам. И, наоборот, подчёркивая в человеке достоинства, мы помогаем стать ему ещё лучше.

Сказка учит, что нельзя безоглядно доверять всем подряд, помнить, что в мире есть и добро и зло, что порой с молчаливого нашего согласия кто-то творит ужасные дела. В жизни бывают такие ситуации, когда самый обыкновенный человек должен взять на себя ответственность за изменение этой ситуации. А порой не стоит торопиться что-то менять, нужно терпимее относиться друг к другу. И ещё многому другому учит эта сказка.

А теперь возьмите бусинку в левую ладошку, сожмите в кулачке, закройте глаза, приложите бусинку к сердцу и подумайте о том, какой опыт каждый из вас возьмёт с собой из этой сказочной истории. Пусть этот опыт помогает вам в жизни быть добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека. Кто готов, откройте глаза. У каждого свой темп. Мы терпеливо подождём каждого.

Итак, ребята, мы с вами вернулись из сказочного путешествия. Бусинки мы сейчас нанижем на одну общую нитку и затем свяжем её концы. Посмотрите, какие чудесные бусы у нас получились! Какие разные бусинки! Так и мы с вами все разные. Посмотрите, каждая бусинка связана с другими, но и в то же время она существует отдельно. Так и человеку порой хочется побыть одному.

Посмотрите, как плотно бусинки прилегают друг к другу, как будто они очень дружны между собой. Я хочу, чтобы сегодня вы помогли зажечь звезду, как это делала Люська в сказочной истории.

^ Ритуал окончания занятия.

Эстафета дружбы.

Взяться за руки и передать, как эстафету, рукопожатие. Начинает учитель или психолог: «Я передам вам свою дружбу, и она идёт от меня к Маше к Саше и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет».

Тест «Какой наш класс?»

Расставить места. (От 1 до 5).

Дружный

Трудолюбивый


Честный


Дисциплинированный


Ответственный

Психологические игры

Ты мне нравишься

(с 8 лет)

Цели: Это прекрасное упражнение способствует развитию хороших отношений между детьми. Некоторые дети легко могут выражать свои эмоции, для других это - проблема. В этой игре все участники получают реальную возможность развить этот важный навык. "Паутина" представляет собой отличную метафору взаимосвязанности всех учеников класса.

Материалы: Клубок цветной шерсти.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. Я хочу предложить вам принять участие в одной очень интересной игре. Мы все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Кроме того, каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим одноклассникам. Сейчас я покажу вам, как должна протекать эта игра.

Пару раз обмотайте свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из детей. Постарайтесь выбрать не самого популярного в классе ученика.

Вы видите, что я сейчас сделала. Я выбрала ученика, который должен быть следующим в "паутине". После того, как мы передали кому-то клубок, мы говорим этому ученику фразу, начинающуюся с одних и тех же слов: "Коля (Маша, Петя)! Ты мне нравишься, потому что..." Например, я говорю: "Коля! Ты мне нравишься, потому что сегодня перед началом уроков ты вежливо открыл передо мной дверь в класс". Выслушав обращенные к нему слова, Коля обматывает нитью свою ладонь так, чтобы "паутина" была более-менее натянута. После этого Коля должен подумать и решить, кому передать клубок дальше. Когда клубок окажется у следующего ученика, то Коля обращается к нему с фразой, которая начинается с тех же слов, что и моя. Например: "Яна, ты мне нравишься, потому что вчера ты помогла мне решить трудную задачу по математике". При этом вы можете говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что вам в нем нравится, за что вы хотели бы его поблагодарить. И так продолжается наша игра все дальше и дальше... Постарайтесь хорошо запомнить то, что вам скажут, когда будут передавать клубок.

Внимательно проследите, чтобы в ходе игры все дети получили клубок. Объясните детям, что мы любим не только своих самых близких друзей, но и каждого ученика в классе. Ведь в каждом есть что-то такое, что достойно уважения и любви. Эти мысли очень важно постоянно повторять и подчеркивать в современном обществе, наполненном конкурентной борьбой за место под солнцем. Ни одна семья, ни один коллектив не смогут быть полноценными и эффективными, пока в них будут оставаться "козлы отпущения" и "аутсайдеры". Если у некоторых детей будут сложности с произнесением начальной фразы "Ты мне нравишься, потому что...", то позвольте им заменить ее словами "Мне понравилось, как ты...".

Постепенно "паутина" будет расти и заполняться. Ребенок, получивший клубок последним, начинает сматывать его в обратном направлении. При этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

Анализ упражнения:

- Легко ли тебе говорить приятные вещи другим детям?

- Кто тебе уже говорил что-нибудь приятное до этой игры?

- Достаточно ли дружен наш класс?

- Почему каждый ребенок достоин любви?

- Что-нибудь удивило тебя в этой игре?

Объятия

(с 6 лет)

Цели: Это очень увлекательная игра, которая особенно нравится детям младшего возраста. Она позволяет детям физически выражать свои положительные чувства, тем самым способствуя развитию в классе групповой сплоченности. Стеснительным детям эта игра помогает более близко общаться с другими.

Упражнение вполне годится для "разогрева" класса в начале учебного дня. Проводя его, вы показываете свое стремление видеть перед собой единую сплоченную группу, объединяющую всех учеников класса, независимо от уровня их общительности.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Кто из вас еще помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить свое хорошее отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу чтобы вы все хорошо относились друг другу и дружили между собой. Естественно, иногда можно и поспорить друг с другом, ведь когда люди дружны, им проще переносить обиды или разногласия. Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чувства к остальным ученикам, обнимая их. Быть может, будет такой день, когда кто-нибудь из вас не захочет, чтобы его обнимали. Тогда дайте нам знать, что вы хотите пока просто посмотреть, но не участвовать в игре. Тогда все остальные не будут трогать этого ребенка. Я начну с легкого, совсем маленького объятия и надеюсь, что вы мне поможете превратить это объятие в более крепкое и дружеское. Когда объятие будет доходить до вас, любой из вас может добавить в него энтузиазма и дружелюбия, чтобы мы все сделали наши хорошие взаимоотношения еще более крепкими.

Проверьте, хочет ли сидящий рядом с вами ребенок участвовать в упражнении. Вы можете определить это по некоторым невербальным признакам. Но иногда вы можете спросить его и открыто: "Хочешь ли ты, чтобы я обняла тебя?" Большинство детей ответит вам: "Да". После этого начинайте первый кон игры, нежно и мягко обняв сидящего рядом с вами ребенка. Он в свою очередь спрашивает своего соседа, хочет ли он принять участие в игре, и если да, то обнимает его. Таким образом, дружеское объятие передается по кругу, пока не вернется к Вам. Мы надеемся, что, дойдя до Вас, оно станет более крепким и будет сделано с большим энтузиазмом.

Анализ упражнения:

- Понравилась ли тебе эта игра?

- Почему хорошо обнимать других детей?

- Как ты себя чувствуешь, когда другой ребенок тебя обнимает?

- Берут ли тебя дома на руки? Часто ли это бывает?

Игра «Камушек в ботинке»

Цель : эта игра представляет собой творческое переложение одного из правил
взаимодействия в команде: «Проблемы - на передний план».
Задачи :ознакомить с ходом игры, и осуществить соответсвие с целью,образовательные,развивающие.
Форма проведения : групповая
Форма занятия :игра
Возраст :6-7лет
Игровой материал : отсутствтует
Ход игры : В этой игре мы используем простую и понятную детям метафору, с помощью которой они могут сообщить о своих трудностях, как только те возникают. Время от времени имеет смысл проводить игру. «Камушек в ботинке» в качестве группового ритуала, чтобы побудить даже самых стеснительных детей рассказывать о своих заботах и проблемах.
Поощряйте детей спонтанно применять ритуальную фразу «У меня в ботинке камушек!» всякий раз, когда они испытывают какие-либо трудности, когда им что-то мешает, когда они на кого-нибудь сердятся, когда они обижены или в силу каких-либо иных причин не могут сконцентрировать свое внимание на уроке.
Инструкция : Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Можете рассказать мне, что происходит, когда в ваш ботинок попадает камушек? Возможно, сначала этот камушек не сильно мешает, и вы оставляете все как есть. Может быть, даже случается и так, что вы забываете о неприятном камушке и ложитесь спать, а утром надеваете ботинок, забыв вытянуть из него камушек. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается уже как обломок целой  скалы. Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка, и маленькая проблема становится большой проблемой. Когда мы сердимся, бываем чем-то озабочены или взволнованы, то сначала это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы вовремя позаботимся о том, чтобы вытащить его оттуда, то нога остается целой и невредимой, если же нет, то могут возникнуть проблемы, и немалые. Поэтому полезно как взрослым, так и детям говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Если вы скажите нам: «У меня камушек в ботинке»,то все мы будем знать, что вам что-то мешает и сможем поговорить об этом. Я хочу, чтобы вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы вам. Скажите тогда: «У меня нет камушка в  ботинке», или: «У меня есть камушек. Мне не нравится, что Максим (Петя, Катя) смеется над моими очками». Расскажите нам, что еще вас удручает. Дайте детям поэкспериментировать с этими двумя фразами в зависимости от их состояния. Затем обсудите отдельные «камушки», которые будут названы.

«Помоги слепому»

Для этой игры требуется пара участников. Один из них играет роль «слепого», другой – «поводыря». У первого завязаны глаза и он должен двигаться по комнате, по собственной инициативе выбирая направление движения. Задача другого участника сделать так, чтобы «слепой» не столкнулся с предметами комнаты.

«Опасные рифы»

Для этой игры все участники разделяются на «рифы» и «корабли». Вторым ведущий завязывает глаза, так что они могут ориентироваться в пространстве только под руководством «рифов», которые все видят. Задача рифов – не допустить столкновение кораблей с ними.

Игра с воздушными шариками

Дети становятся в шеренгу, кладут руки на плечи впередистоящим. Каждому участнику дается шарик, который должен быть зажат между грудью стоящих сзади и спиной стоящих спереди. Условие игры: после ее начала шарики нельзя поправлять руками, руки нельзя снимать с плеч впередистоящего. Условия игры – двигаться такой «гусеницей» по определенному маршруту, так, чтобы ни один из шариков не упал на пол.

«Робот-автомат»

Игра напоминает по своему замыслу игру «Помоги слепому». В игре принимают участие двое игроков. Один из них выполняет роль «робота», выполняющего задания своего оператора. «Оператор» руководит процессом. Таким образом данная команда должна совершить какие-то действия. Например, нарисовать картину или расставить вещи по-новому в учебном помещении. Важно, чтобы «робот» не знал заранее о замысле «оператора».

«Отражение»

В этой игре участвует пара участников, вначале первый из них играет роль «зеркала», другой – «человека». Условия игры: участник, играющий роль «зеркала», должен в точности повторить медленные движения «человека», отразить их. После проведения первого «раунда» участники меняются местами.

«Тролли»

Участники игры гуляют по комнате, «в горах», ведущий громко предупреждает: «Духи гор смотрят на нас»! После прозвучавшего сигнала, участники должны собраться в круг, спрятав слабых участников в середину круга. Затем они хором произносят фразу: «Мы вместе, духов гор мы не боимся!».

После этого участники вновь расходятся по помещению и игра начинается сначала.

При выполнении данной игры важным условием является точное повторение «кодовых фраз» с серьезным видом.

«Считалочка»

Группа школьников, принимающий участие в данной игре, должна разделиться на две подгруппы. Перед началом игры всем участникам выдается карточка с определенным числом. Два лидера от каждой команды (они выбираются путем жеребьевки) должны как можно быстрее назвать число - сумму все чисел участников команды. После завершения первого этапа соревнований ведущий меняется.

Звериное семейство
Материал: записки с названиями животных.
Оборудование: ----.
Продолжительность игры: 10 минут.
Предполагаемое количество игроков: любое.
Ведущий подготавливает записочки, на которых, в зависимости от количества игроков, написаны члены звериных семейств (например: дедушка обезьяна, бабушка обезьяна, папа обезьяна, мама обезьяна, сын обезьяна, дочка обезьяна). Можно образовывать семейства лягушек, свиней и т. д..
В начале игры каждый игрок вытаскивает себе карточку, но сразу не смотрит, что на ней написано. Только тогда, когда все игроки втянули карточки, их можно прочитать. Ведущий может сделать сигнал звуковой, обозначающий начало игры. Каждый игрок пытается как можно быстрее найти свою семью через звуковые подражания и движения того зверя, который написан на его карточке. Так делает каждый участник игры.
Когда звериная семейка нашла всех своих членов семьи, то она должна в правильной последовательности (по старшинству - дедушка, бабушка, папа, мама, сын, дочка, ведущий игры должен заранее объяснить эти правила) сесть на один стул. Та звериная семейка, которая сделала это правильно, побеждает.

Описанные занятия могут использовать в своей работе психологи, учителя начальных классов, организаторы внеклассной работы и родители.

Одной из основных задач для многих современных предприятий является сплочение собственного коллектива. Однако такая задача является достаточно сложной для любого руководителя. Согласно мнению психологов, наличие сплочённого коллектива позволяет формировать более рабочую обстановку, что способствует более слаженной работе всего коллектива. Тем не менее, создать такую атмосферу крайне сложно.

В настоящее время существуют различные современные методики для сплочения равнодушного или разрозненного коллектива. Однако нужно осознавать, что одно мероприятие или занятие по сплочению коллективу не сможет сразу сформировать на предприятии положительную атмосферу, необходимо длительное занятие с коллективом, чтобы сформировать подобную атмосферу и её поддерживать в последующем. Также следует учитывать возможность появления трудностей и непонимания со стороны рабочего коллектива, поэтому нужно подбирать наиболее безболезненные способы сплочения своего коллектива.
Так самыми популярными на сегодняшний день способами сплочения рабочего коллектива считаются следующие:

— корпоративные праздники в качестве способа сближения среди коллег. К таким праздникам могут относиться походы в кинотеатры, выезды коллективом на природу и корпоративы, которые часто могут быть значительно более эффективным способом, нежели многие тренинги или же обучающие программы. Однако следует также понимать, что при постоянном использовании таких корпоративов, они могут сыграть и противоположную роль.

— ещё одним способом сплочения коллектива являются занятия с профессиональным тренером. При этом следует внимательно выбирать очень грамотного специалиста в качестве тренера, который будет способен расшевелить коллектив и сможет чётко разъяснить им тот факт, что их коллектив является единым организмом, а каждый сотрудник в этом коллективе выполняет конкретную работу, которая способствует работе целого организма и позволяет ему выживать.

— наиболее распространённым сейчас способом сплочения коллектива также является проведение тимбилдинга , основной целью которого является формирование сплочённой команды. Однако сейчас данная методика позволяет формировать и сплочённый коллектив целого предприятия. При тимбилдинге используются нестандартные формы для воспитания командного духа в коллективе, которые позволяют создавать эффективные рычаги управления коллективом.

Каждый руководитель стремится сплотить коллектив, чтобы максимально повысить уровень комфорта сотрудников и их желание вместе двигаться к поставленной цели. Существует множество инструментов, применяемых для налаживания взаимоотношений между сотрудниками.

Вы узнаете:

  • Какие преимущества у сплоченного коллектива
  • Как осуществить формирование сплоченного коллектива
  • Как Новый год может помочь сплотить коллектив
  • Какие проблемы могут возникнуть в создании сплоченного коллектива

Какие преимущества дает сплоченный коллектив

1) Коллектив-команда - это аналог таких понятий, как прочность, единение и надежность личностного взаимодействий и отношений между сотрудниками. Сплоченность команды является необходимым фактором продуктивной и направленной работы компании. Группа, подобранная из чужих людей, должна потратить N-нное количество времени на то, чтобы сплотиться и нацелиться на решение поставленных перед ней задач. Как правило, только сработанная и лояльная команда, может успешно преодолеть кризисные периоды во время своего становления и продвижения, в чем кардинальное их несоответствие группе, где члены являются наспех найденными людьми.

2) Только сплоченная команда имеет возможность преодолеть кризисы, которые ожидают ее членов на пути своего становления без потерь, чего нельзя сказать о группе несовместимых между собой людей. Понятие совместимость – это реальная возможность преодоления трудностей, а решение стоящих перед ними проблем на деле означает, что все члены команды интегрированы в самом лучшем значении этого слова.

3) Если в компании дружный коллектив, то текучесть кадров практически нулевая или ее вообще нет. Сотрудники не бегут с работы после окончания рабочего дня, не стараются подсидеть друг друга, не имеют привычки сплетничать о своих коллегах.

4) Работая в такой команде сразу видно, что каждый готов прийти на помощь коллеге, рассказать о своих задумках и разработках, которые могут быть применены в общей работе. У сотрудников не наблюдается негативных эмоций при мыслях о работе, они меньше устают и более стрессоустойчивы. и именно они готовы в конечном итоге увеличить прибыль компании.

Тимбилдинг, который сплотит коллектив

Как продумать сценарий для идеального тимбилдинга, узнайте из статьи электронного журнала «Коммерческий директор».

Характеристика сплоченного коллектива

1. Информированность – одно из важных понятий сознательного поведения человека. Уровень информированности людей влияет на результативность всей команды в целом. Своевременный процесс информирования, направленный всем адресатам и дошедший до каждого, дает человеку ощущение сопричастности к жизни коллектива и его целям. Благодаря этому в команде нет безынициативных и равнодушных сотрудников.

Открытость и заинтересованность в экономических интересах практически всех членов команды стимулирует работников к совместному участию в управленческой деятельности коллектива. Вряд ли даже самый опытный топ-менеджер сможет надеяться на поддержку коллектива, если он в своей работе не пользуется или минимально применяет имеющиеся информационные каналы как устного, так и печатного характера.

2. Дисциплина – принятый порядок поведения людей, который отвечает заведенным в компании моральным нормам и правилам, что позволяет отрегулировать процессы поведенческого настроения в коллективе. Дисциплинированный человек в коллективе – это стимул социального развития и ответственности по отношению к работе. Высокая сознательность и понимание значения своего места в коллективе способствует добросовестному выполнению функциональных обязанностей.

Соблюдение дисциплины – это исполнение людьми заведенных норм и правил поведения. Уровень личностных взаимоотношений руководства и каждого члена коллектива прямо пропорционально влияет на качественное исполнение должностных обязанностей и социальных функций.

Методы поддержания порядка и дисциплинированности могут сильно отличаться друг от друга. Видами общественной дисциплины могут быть такие понятия, как мораль, нравы и традиции.

3. Активность – это повышенная деятельность, совершаемая человеком не столько из-за обязательности исполнения служебного долга, сколько из-за возможности свободного самовыражения. Таким образом, активность личности является потребностью к труду и познанию окружающего мира.

У человек всегда имеется стремление к реализации и более полному выражению своей внутренней сути, что ведет к его наиболее полному и цельному развитию как личности. На уровень проявления активности и инициативности человека в большей степени влияет та ситуация, когда он находится один или контактирует с коллегами. Естественно, что чувства и моральная составляющая человека в обществе намного отличаются от его поведенческого настроения в состоянии одиночества.

4. Организованность программирует точное и грамотное определение и распределение прав и обязанностей сотрудников. Она прослеживается в реагировании членов коллектива на изменения среды обитания, на обновление внутренней и внешней информированности. От правильной организации труда зависит отношение персонала к трудовому процессу и дисциплине.

Топ-менеджеру проще работать в высокоорганизованном коллективе. Чтобы создать такую компанию нужны огромные усилия и высочайший профессионализм. На организованность влияют такие причины, как роль личности в коллективе, дисциплинированность и другие важные факторы. Но даже идеально сформированный коллектив в течение своего существования испытывает взлеты и падения в силу распределения обязанностей его сотрудников, как субъектов трудового общения и познания.

Для укрепления личностных связей в коллективе принимайте во внимание интересы сотрудников, используя экономические и социальные рычаги воздействия.

5. Сплоченность – это действие, объединяющее всех сотрудников в их общей работе и придающее целостность, что доказывает тяготение команды друг к другу и к коллективу. Это, бесспорно, качественный показатель любого трудового коллектива.

Когда требуется формирование сплоченного коллектива

1) На этапе активного развития. В случае увеличения числа сотрудников в течение короткого времени у «старичков» порой складываются достаточно непростые отношения с новичками. Чтобы сплотить обе группы нужно начинать с лидеров, как признанных, так и непризнанных. Тимбилдинг послужит сближению и доброжелательным отношениям.

2) Во время стагнации или спада в бизнесе. Этот период характеризуется тем, что сотрудники, сомневаясь в будущем компании, начинают трудиться не шатко, не валко, не проявляя инициативы, начинают искать новую работу, а потом уходят в свободное плавание. В это время главная задача руководителя – поднять трудовой настрой персонала, чтобы они могли осознать: улучшение ситуации – в их руках.

3) Когда между отделениями компании имеется конфликт , такие мероприятия помогут разрешить возникшие проблемы. Так, в одной компании резко упали продажи. Руководитель фирмы организовал тимбилдинг, что способствовало рывку. Данное мероприятие было проведено после январских каникул, после чего сотрудники вышли на работу отдохнувшими и готовыми горы свернуть.

Какие факторы влияют на сплочение коллектива

1) Общность интересов, увлечений, взглядов, этических и материальных ценностей и направленности участников группы;

2) Возрастной состав групп;

3) Ощущение психологической безопасности и доброжелательности;

4) Активное и насыщенное совместное трудовое единство, направленное на решение общих проблем;

5) Привлекательность лидера как эталонного образца, максимально выполняющего функции;

6) Квалифицированная работа лидера;

7) Наличие конкурирующей группы;

8) Наличие в группе человека, который резко отличается от других членов и противопоставляющего себя группе.

  • Удаленные отделы продаж: как организовать и как контролировать

Способы как сплотить коллектив компании

1. Корпоративные мероприятия. Они используются как эффективный механизм, призванный сплотить коллектив или разъединить его. Неоригинальность сценария, один и тот же типаж корпоративов – ни к чему хорошему не приведут, так как сотрудники относятся к этим мероприятиям, как искусственным. Во время проведения они находятся в напряжении и не могут чувствовать себя непринужденно. Человек понимает, что это продолжение рабочего процесса. После выхода на работу люди чувствуют неловкость и озабоченность, что кто-то вел себя неадекватно, кто-то перебрал с алкоголем.

Полноценный праздник получается тогда, когда весь сценарий придуман и воплощен членами команды. Коллеги узнают о себе и других новую информацию, все с самого начала настроены на позитив. Такой подход экономит средства компании, так как проведение корпоративов, специализированными организациями, обходится весьма недешево.

Для того чтобы мероприятие получилось насыщенным и оригинальным, нужно провести анонимный опрос, чтобы выяснить, каким хотят видеть корпоратив сотрудники. Для этого составьте анкету. После обработки заполненных анкет вы поймете, чего хотят сотрудники, и определится инициативная группа, которую можно привлечь к организации мероприятия.

2. Командообразующие спортивные тренинги. Тимбилдинг поможет членам коллектива создать лояльные взаимоотношения и мотивировать к единению коллектива и организации команды. Неверно организованный тимбилдинг может привести к непредвиденным последствиям – разобщенности сотрудников, потере авторитарности со стороны руководителя, увольнению персонала. Поэтому следует очень серьезно отнестись к выбору тренера и учесть физическую форму участников. Был такой случай, руководитель-женщина во время тимбилдинга сломала руку и затем долго размышляла, умышленно это было сделано или нет.

Когда в компании трудится активная молодежь, а физическая форма руководителя оставляет желать лучшего, то проведение тимбилдинга вряд ли оправдано. Это может принизить авторитарность шефа. Если же у гендира спортивная подготовка гораздо выше, чем у сотрудников, не нужно заставлять всех принимать активное участие в мероприятии.

Например, в одной компании руководитель, спортивный мужчина в возрасте 36 лет, был увлечен прыжками с парашютом, поэтому устроил экстремальный тимбилдинг для топ-менеджеров, которые в основном были представительницами слабого пола старше 40 лет. Естественно, насильно прыгать никого не заставляли, но намекали, что тот, кто не прыгнет – не наш человек. Пришлось прыгнуть многим, но не всем. Экстримом лучше соревноваться с теми, кто любит подобный отдых.

3. Командообразующие мероприятия. К ним можно отнести проведение учебных тренингов , которые сплотят уже работающий персонал. Они помогут адаптировать новых сотрудников к достижению позитивных результатов:

– Найти общий язык. Известен случай, когда компания проводила учебный тренинг 6 раз и каждый раз для нового отделения. Руководство компании поставило задачу, чтобы персонал мог говорить на одном языке. Этого можно было добиться, пройдя тренинг у одного тренера. В итоге, коллеги стали использовать единую терминологию. Как правило, этот тренинг наиболее полезен для сотрудников с разным уровнем образования.

– Ввести новичков в курс дела. Новый сотрудник в течение нескольких часов или дней знакомится с коллегами, вникает в работу и перестает быть чужаком. Коллектив за это время может составить портрет человека и перейти к активной форме сотрудничества. В обычной обстановке новичок может проходить адаптацию несколько месяцев.

– Заработать авторитет. В финансовом подразделении одной компании костяк сотрудников составляли люди с возрастной планкой выше среднего. Был назначен новый руководитель на должность финансового директора, к тому же молодая женщина. Как отреагировали сотрудники, вполне предсказуемо – неуважительное отношение, неподчинение, саботаж.

  • Обучение менеджеров по продажам: готовим новичка в 3 шага

Финансовый директор сделала необычное предложение – объявила о намерении проведения бесплатных семинаров по английскому языку и финансовому анализу. Понятно, что на первом занятии очередь из желающих не стояла, но нашлись и такие, кто заинтересовался и пришел к выводу, что занятия стоящие, да еще и бесплатные. Он рассказал коллегам, и сотрудники потянулись. В результате она добилась авторитетного отношения и уважения со стороны коллег.

– Разработка новых документов. Во время учебного тренинга вместе можно заняться разработкой, например, корпоративного свода правил компании, в котором закрепляются все приобретения и наработки фирмы. Если такой документ предоставит вышестоящая организация, то он не будет работать. Другое дело, когда создателями становятся сами сотрудники, а документ оттачивается в процессе открытого обсуждения.

Как сплотить прогульщиков и любителей выпить

Айгуль Гомоюнова, гендиректор ГК «Пенопол», Москва

Основная часть нашей компании – это сотрудники склада (грузчики) и отдела продаж. Поэтому у нас имелась постоянная текучесть кадров. Штат грузчиков постоянно обновлялся, потому что они пили и прогуливали работу. Только за год сотрудники отдела продаж ушли полным составом. Причину постоянной текучки выяснить казалось невозможным, ведь в то время, я слишком мало внимания уделяла вопросам закрепления сотрудников. Я оказалась в растерянности, в чем же причина: оплата труда у нас достаточно высокая.

Для изменения ситуации использовали сотни способов: штрафы, премии, акции – ничего не действовало. В течение года применяли различные методы, но результата не было.

Вспомнив свой прошлый опыт работы бизнес-тренером, я задумалась о проведении тренингов по образованию команды, пригласив на него весь коллектив: ведь каждый работник должен понимать, что и от его вклада зависит конечный результат, независимо от того, чем он занимается. Грузчики выразили бурную реакцию по поводу предложения, им стало приятно, что кто-то интересуется их мнением и прислушиваются к нему. Сегодня они уже сами интересуются расписанием тренингов. Офисные сотрудники тоже отнеслись активно и с пониманием.

Первый тренинг был посвящен выяснению проблем с взаимодействием. Провели игру на тему кораблекрушение, в которой приняли участие все присутствующие. Каждый старался доказать свою точку зрения, никто никого не слышал, офисные сотрудники полупрезрительно отнеслись к низам, т.е. грузчикам. Проблема была налицо: весь коллектив разбился на группы, и каждая считала себя основной. Мне стала ясна цель – сплочение команды.

  • Как правильно уволить сотрудника: ключевые особенности

Кульминационным моментом по результатам тренингов стало наше самое большое мероприятие, когда мы сняли коттедж и выехали на четыре дня на природу. В программе выездного пикника были шашлыки, пейнтбол и тренинг. Участники разбились на две команды, причем каждая включала коллег со всех отделов. Перед началом я обратилась с просьбой к отделам составить список того, что им необходимо купить для работы.

Сотрудникам бухгалтерии была нужна какая-то программа, грузчикам – электрокар и микроволновка и т. д. Команда, которая одержит победу могла выбрать лишь один предмет. Перед началом соревнований все спорили и доказывали, что самая главная вещь та, которую заказали именно они. А когда игра взяла старт, и первая победившая команда выбирала самый первый предмет, ситуация кардинально изменилась, каждый отдел отказался от своего приза, все выбрали микроволновку для грузчиков, понимая, что им она важнее. И так повторялось на каждом этапе соревнования – все напрочь забыли о своих интересах и решали ее ценность для компании, а не для себя лично.

Сегодня я довольна полученным результатом:

– на складском участке работают постоянные сотрудники, грузчики принимают активное участие в работе компании.

– в офисе за 2 года уволилось всего два сотрудника, один из них по уважительной причине.

Действие тренингов проявилось не сразу, но первые результаты стали видны после 2 тренинга.

Как сплотить коллектив с помощью новогоднего корпоратива

Надежда Финочкина , директор компании «Формула успешного подбора», Москва

Однажды клиент обратился к нам с просьбой помочь в повышении уровня взаимодействия между сотрудниками. В коллективе не принято было общаться между собой и посещать корпоративные посиделки. Такие отношения внутри компании отражались на производительности.

Мы сделали сотрудникам компании клиента тщательно продуманный и оригинальный сюрприз. Заблаговременно провели мини-интервью с персоналом по-отдельности, чтобы узнать личные предпочтения и факты из его биографии, чему уделяет свободное время. Мы собрали 25 анкет и воспользовавшись предоставленной сотрудниками информацией, подготовили вопросник для викторины. В объявленный день, был приглашен весь коллектив в составе 35 человек, так как приближались новогодние праздники.

  • Мотивация менеджеров по продажам: что действительно работает

По правилам викторины нужно было прослушать интересное описание увлечений характеристик любого сотрудника и определить, о ком конкретно идет речь. Этот рассказ был сопровожден показом его детских фото. Продолжительность корпоративного праздника заняла в целом около 6 часов, включая торжественную часть, викторину с фотографиями и фуршет.

После проведенного корпоратива коллеги заново познакомились друг с другом. Такой необычный и познавательный опыт помог коллективу сплотиться и даже зародил дружеские отношения между отделами. Всего за один вечер люди узнали друг о друге больше, чем за предыдущие десять лет работы.

Оригинальная идея сплочения коллектива за 300 рублей

Эдуард Колотухин , гендиректор компании «Stayer.ru», Екатеринбург

Наша компания занимается не продажами, а эмоциональным вовлечением клиентов. Правда, такой подход оказывает действие в том случае, если члены коллектива наделены эмоциональным интеллектом, способностью отмечать и эмоционально приветствовать лучшие стороны коллег по работе. Одна из идей, которая помогает развитию эмпатии в коллективе, карточки со словом «КЛАСС!».

Суть идеи. Для убеждения сотрудников замечать хорошие поступки своих коллег и говорить им спасибо, мы не стали пользоваться привычными средствами внушения типа «поощряйте лучшие качества коллег» взамен мы воспользовались простой методикой: позволили сотрудникам выплачивать друг другу небольшое поощрение ежемесячно. Сегодня любой член компании может один раз в месяц лично презентовать 300 рублей тому, кто по его мнению их заработал. Всем сотрудникам первого числа каждого выдается именная карточка «КЛАСС!». В течение всего месяца он может отдать эту карточку коллеге, чья деятельность его восхитила или помогла. В последний день месяца они подсчитываются, лидера месяца мы отмечаем в корпоративных СМИ и на сайте компании.

Вот примеры дел, которые, на наш взгляд, достойны поощрения и денежного стимулирования. Один заменил коллегу, который находится в отпуске или заболел. Другой ходил в отделение связи по своим делам и купил несколько марок для отправки почты компании, хотя его об этом не просили. Всегда можно совершить хороший поступок! Но если человек уверен, что достойных на премию в прошедшем месяце не было, то он может никого не указывать и никому не отдавать свою карточку. Тогда следующий месяц начинается с нуля.

Результат. Потихоньку выстраиваются взаимоотношения между двумя внутренними подразделениями Меня, к слову, это порадовало сильнее всего. Персонал постепенно вовлекается в игру, учится отмечать знаки внимания и заботы своих коллег, ведь иногда сложно подойти и сказать: «Благодарю!», а с именными карточками это легко и просто. Помимо этого, мы заметили эмоциональных лидеров компании.

Факторы, понижающие сплоченность коллектива

Фактор 1. Наличие в группе мелких подгрупп, что приводит к «местечковому» поведению и мышлению. Чем многочисленнее группа, тем больше вероятности появления подгрупп. Ограничьте число членов команды до 5-7, иногда до 20 человек. Как правило, дружба или знакомство между отдельными членами до образования группы приводит к отделению этих людей от команды, что может привести к отчуждению такой пары или малой группы от всей команды. Эта проблема может присутствовать при совмещении стареньких и новых членов команды, которую обычно желают разрешить клиенты.

Фактор 2. Некомпетентное руководство лидера приводит к конфликтным ситуациям и даже ликвидации команды. Так, если лидер занимается построением интриг, приближая или удаляя избранных членов, наделяя полномочиями и поощрениями, опираясь на личные пристрастия, а не на знания, компетентность и имеющиеся заслуги коллектива, то такая группа со временем перестает быть командой.

Фактор 3. Отсутствие общей цели и совместной направленности. Например, спрашивая группу обучающихся: «Считается ли наша группа командой?» - участники говорят: «Нет, мы все хорошие люди, но у нас нет будущего». Когда у людей отсутствует будущее, оно создается лидером, спускающим цель сверху. Когда эта цель осознается и принимается каждым членом группы, тогда группа превращается в команду. Если лидер не дает такой задачи, то каждый осуществляет свои планы и ставит личные цели.

Информация об авторе и компании

Айгуль Гомоюнова , генеральный директор ГК «Пенопол», Москва. «Пенопол». Сфера деятельности: производство и оптовая торговля строительными и отделочными материалами; логистические услуги; проведение тренингов.

Надежда Финочкина , директор компании «Формула успешного подбора», Москва. ООО «Формула успешного подбора». Сфера деятельности: подбор персонала. Численность персонала: 5. Закрытых вакансий в месяц: 7–12.

Эдуард Колотухин , генеральный директор компании Stayer.ru, Екатеринбург. ГК «Стайер» (Stayer.ru). Сфера деятельности: производство и продажа спортивной одежды, а также экипировки; продажа спортивного оборудования. Численность персонала: 25. Годовой оборот: 50 млн руб. (в 2014 году).